Святая инесса икона. Подвиг мученицы агнии - "обет, превышающий законы возраста"

СВЯТАЯ ИНЕССА

Хусепе Рибера

Жизнь Хусепе Риберы полна приключений, взлетов и падений.

Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Неаполь, а оттуда переселился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство. Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет.

В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо. Вскоре манера художника-учителя сделалась и творческой манерой ученика. Подобно Караваджо изображая на своих полотнах страсти, пытки, мучения, Рибера словно хотел показать всю, бренность человеческого существования (картины «Мучение святого Варфоломея», «Прометей, прикованный к скале Кавказа», «Святая Люция», несущая на серебряном блюде вырванные мучителями два своих глаза, и другие). Страшный и мрачный выбор сюжетов, поражающий эффект композиции, поразительное противопоставление света и тени - все это отличает произведения Риберы, которого даже называли «живописцем истязаний». В совершенстве зная анатомию человеческого тела, он одним рисунком наводил на зрителей страх и ужас. Неподражаемая натуральность, чудесная энергия, доходившие до дерзости сила и смелость, блеск и величие делали то, что никто не мог сравниться с Риберой, даже просто усвоить манеру его письма.

Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу. Но «Святая Инесса» стоит особняком среди его произведений.

В III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией. Бог послал ей еще одно испытание - ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж за Прокопия, либо - в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры. Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...

Вот эту древнюю легенду и положил Рибера в основу своего произведения, а когда в Рим приехал Веласкес, он стал с нетерпением ожидать прихода великого художника в свою мастерскую. Ему хотелось услышать мнение прославленного соотечественника о своих полотнах. Сам Рибера к ним привык, полюбил их, как своих детей. А разве у родителей бывают плохие дети? И вот испанский гость остановился перед «Святой Инессой».

В центре большого полотна была изображена коленопреклоненная девичья фигурка. Длинные, струящиеся до земли волосы скрыли от посторонних взоров ее наготу. Большие, прекрасные глаза чуть влажны, в их устремленном к небу взгляде - вера. Почти детское личико хранит следы глубокой печали, и вместе с тем весь облик Инессы словно светлый символ торжествующего добра. Маэстро Веласкес невольно почувствовал, будто от полотна, как из темного подвала, повеяло могильным холодом. Христианка, казалось, тоже чувствовала приближение смерти, так тонко сумел передать Рибера старинное предание. Вы можете знать или не знать вовсе этот сюжет, все равно вас охватит волнение, когда вы смотрите на юную девушку, такую чистую, прекрасную и одинокую в своей скорби. Трудно даже поверить, что рука смертного создала этот шедевр.

Нежным блеском искрились мягкие каштановые пряди волос... Светилась, переливаясь, принесенная ангелом ткань, а воздух вокруг маленькой фигурки дрожал, пронизанный лучами солнца. В ней все привлекательно и все правдиво. На каменном полу стоит юная Инесса. Обнаженная, она выставлена на позор перед толпой, которая должна была находиться там же, где находится и зритель, - перед холстом. Но длинные волосы скрыли наготу, и поза ее скромна и сдержанна. Покрасневшие от холода руки сложены в молитвенном жесте, хрупкая фигурка почти не видна за упавшими прядями шелковистых волос. На ее почти детском личике с чудными, полными слез глазами отражены и волнующее зрителя чувство, и в то же время решимость совершить подвиг.

Вся картина пронизана светом, какого до сих пор еще не было ни в одном произведении Риберы. Кажется, что само полотно излучает этот свет, так велика сила красок. Свет заставляет вибрировать краски фона, создает впечатление глубины пространства и мягкого воздуха. Озаряя лицо Инессы, он придает живость его краскам; пронизывая пряди волос, он заставляет их как бы шевелиться от холодного дуновения тюремного воздуха. Свет ложится на белую ткань покрывала и на каменные плиты пола, еще больше подчеркивая ужас зияющей справа темной ямы, ведущей в подземелье.

Из книги Критическая Масса, 2006, № 4 автора Журнал «Критическая Масса»

Святая Лена Лена Петрова была проституткой и алкоголичкой, в свои двадцать с хвостиком. С таким именем-фамилией в 93-м году рассчитывать на большее было глупо. Жила Лена на Лесном, и дом был возле леса, в подъезде жили бомжи, в соседях - цыгане, и тусовалась с одной девушкой,

Из книги Земля Жар-птицы. Краса былой России автора Масси Сюзанна

Из книги Погаснет жизнь, но я останусь: Собрание сочинений автора Глинка Глеб Александрович

СВЯТАЯ РУСЬ Звучанье чисто, как свирель, Молчанье грустно, как метель. Свет веры – как волхвов звезда. С тобою я всюду,

Из книги Благодарю, за всё благодарю: Собрание стихотворений автора Голенищев-Кутузов Илья Николаевич

СВЯТАЯ КЬЯРА Рассеялись земные чары, Любовью вышней грудь полна. И нежный голос светлой Кьяры – Как лютни ангельской струна. Ей снится летнего Ассизи Вечерний сладостный покой, В алмазной непорочной ризе Небесный полог голубой. Всё отошло, всё отступило – И стыд, и

Из книги Мифы и легенды Средневековья автора Бэринг-Гулд Сэбайн

Из книги Будни и праздники императорского двора автора Выскочков Леонид Владимирович

Во время Великого поста: Святая неделя и катания на санях Празднование Великого поста вносило свои коррективы в ритм столичной и придворной жизни. Великая княжна Ольга Николаевна записала в своих воспоминаниях о 1838 г.: «После начала поста был конец всем празднествам.

Из книги Торквемада и испанская инквизиция автора Сабатини Рафаэль

Глава VIII. СВЯТАЯ ПАЛАТА В СЕВИЛЬЕ Непреложная цель инквизиторов и непримиримость, с которой они намеривались действовать, ясно обнаружились в эдикте от 2 января 1481 года. Крайняя несправедливость, содержавшаяся в их призыве к властям арестовывать мужчин и женщин за выезд

Из книги Когда рыбы встречают птиц. Люди, книги, кино автора Чанцев Александр Владимирович

Из книги Избранное. Молодая Россия автора Гершензон Михаил Осипович
Волосы - краса и гордость любой женщины. Но этой девушке - практически, девочке - волосы послужили не просто украшением - они защитили ее от позора, от непристойных, похотливых взглядов. Множество художников запечатлели ее именно такой - юной, скромной, укутанной густой копной струящихся волнистых волос, которые полностью скрывают от зрителя ее хрупкую обнаженную фигурку. Это одна из самых юных и самых трогательный святых - Агнесса Римская.

Наиболее древними источниками о мученичестве св. Агнессы являются панегирик святого Амвросия Медиоланского (De Virginibus, I, 2), надпись папы Дамасия I, высеченная в мраморе в церкви Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, а также стихи поэта Пруденция, посвящённые святой Агнессе (всё - вторая половина IV века). Житие святой Агнессы складывалось постепенно и вбирало в себя элементы устного предания.

Отвергнувшая жениха

Агнесса родилась примерно в 291 году. Христианская мученица росла в знатной римской семье, принявшей христианство. В житии Агнессы говорится о том, как сын римского префекта Семпрония воспылал к ней страстью, однако она отвергла его сватовство, поскольку решила принять на себя обет безбрачия и посвятить себя добродетельной христианской жизни.

Стойкая христианка

Разгневанный префект на допросе выяснил, что Агнесса христианка, и поскольку в этот период христиане подвергались гонениям по указам императора Диоклетиана, поставил её перед выбором: или она приносит жертву римским богам или с позором будет отправлена в публичный дом.

Все считали, что вид орудий пыток заставит Агнессу дрогнуть; однако они вызвали у неё радость, а не ужас, правитель же пришёл в ярость и пригрозил ей, что отдаст её в дом терпимости. «Вы можете», сказала Агнесса, «испачкать свой меч в моей крови; но никогда не сможете осквернить моё тело, посвящённое Христу».

Поскольку Агнесса отказалась почтить языческих богов, префект велел отвести её в публичный дом нагую.

Под защитой небес

Согласно житию, когда с неё сорвали одежды, волосы Агнессы чудесным образом отросли, так что она смогла закрыться ими.

В заточении ей явился ангел - он принёс девушке светлое покрывало. Так как она объявила, что Бог не допустит, чтобы её тело было осквернено, мужчины боялись прикасаться к ней. Чудеса продолжились и в публичном доме: все мужчины, пытавшееся изнасиловать девушку, не смогли этого сделать, так как плотские желания у них исчезали и они со стыдом покидали публичный дом.

Незадачливый жених, также посетивший Агнессу, умер, приблизившись к ней, но девушка воскресила его молитвами по просьбе его отца.

В конечном счёте её приговорили к смерти. Но сначала её подвергли осмеянию, и на улицах ей выкрикивали оскорбления. Когда палач колебался, Агнесса сказала ему: «Не медлите. Это тело вызывает к себе такое восхищение, которое я ненавижу. Пусть оно погибнет».

Был зажжён огонь, и когда её поместили в костёр, она молилась так, «Твоё Имя я славословлю и прославляю, по всей земле без конца. Я исповедую Тебя своими устами, и всем своим сердцем я желаю Тебя». Когда она закончила молитву, оказалось, что огонь сам по себе погас. Потом её сковали кандалами, но они спали с неё. И тогда её убили мечом, и после смерти множество людей шли на её могилу.

Агнесса была похоронена в римских катакомбах, которые сейчас носят её имя. Над катакомбами, где была похоронена святая, дочь императора Константина Великого Констанция воздвигла в 342 году храм, который был впоследствии перестроен в базилику Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура, сохранившуюся до наших дней. Святой Агнессе посвящён ещё один римский храм - Сант-Аньезе-ин-Агоне - именyо в реликварии этой церкви хранится ее голова.

День почитания Агнессы (Инессы) Римской

Имя Агнессы было включено в Римский канон мессы латинского обряда и в литанию всем святым. Ей были посвящены панегирики св. Амвросия Медиоланского, Августина, Иеронима, для которых Агнесса была символом духовной чистоты. С древности св. Агнесса считается покровительницей девственниц.

День её памяти отмечается в Католической церкви 21 января (ранее память св. Агнессы также отмечалась на Западе 28 января), в Православной церкви 21 января и 5 июля (по юлианскому календарю). Св. Агнесса почитается также в Древневосточных церквях, у англикан и лютеран.
Иконография

Иконографические символы св. Агнессы - белый агнец (аллюзия на её имя), изображаемый на руках или рядом со святой, пальмовая ветвь. Святая часто изображается с длинными волосами, закрывающими её тело, а также на костре среди пламени.

Мученичество св. Агнессы было популярным сюжетом у средневековых художников, его изображали в своих работах Андреа дель Сарто, Джотто, Хусепе Рибера (Святая Инесса) и другие.

21 января, в день праздника святой Агнессы в римской базилике Сант-Аньезе-фуори-ле-Мура проводится обряд благословления двух агнцев, из шерсти которых будут изготовлены паллии для митрополитов.

Святые и философы об Агнессе

Святой Амвросий писал: «В столь нежном возрасте у юной девушки едва хватит смелости выдержать разгневанный взгляд своего отца, а от укольчика иголки она вскрикивает, как от раны. И всё же у этой девочки доставало смелости, чтобы предстать перед мечом. Она была отважна в кровавых руках палача. Она молилась, она склонила свою голову. Узрите в одной жертве двойное мученичество за целомудрие и веру».

Гимн Пруденция: «Одним ударом она была обезглавлена, смерть пришла быстрее, чем боль, и блистающая душа её, став свободной, улетела на небеса, где ангелы встретили её, когда она направлялась по белой дороге, ведущей в рай».

3 февраля Православная Церковь вспоминает святую мученицу Агнию. Эта святая пользуется большой любовью на Западе. У нас ее многие знают не из «Житий» святых, а по знаменитой картине «Святая Инесса» кисти Хусепы Рибера. На полотне изображен чудесный эпизод из жизни святой Агнии, не захотевшей отказаться от Христа перед лицом опасности и позора.

Первое свидетельство о подвиге девы Агнии оставил святитель Амвросий Медиоланский.

«Еще не созревшая для наказания, она уже созрела для победы; недоступная для поражения, она способна для получения венца», - так писал святитель Амвросий Медиоланский о святой, чья память празднуется сегодня. В своем труде «О девах» («De Virginibus») святитель восторгался добродетелью юной девушки, которая, еще не зная жизни, «так легко расставалась с ней». Она буквально стремилась к исповедничеству.

Святая мученица Агния пострадала в 304-м году, в правление императора Диоклетиана. Ей было 12 лет. Она была «благородна по происхождению и прекрасна лицом», - так писал о ней святитель Димитрий Ростовский. Красота девы Агнии по собственному ее решению была предназначена Небесному Жениху, Которого она, восприняв святое Крещение, возлюбила всем сердцем. А потому, когда к ней посватался юноша из знатной и богатой семьи, он был отвержен и узнал, что Агния уже обручена с Другим Женихом. Пытаясь понять, кто перешел ему дорогу, юноша выяснил, что Агния - христианка. Отец юноши, областоначальник Симфроний, начал преследовать Агнию: то ласковыми уговорами, то угрозами, которых иное девичье сердце не выдержало бы и сдалось, он пытался склонить ее отказаться от своей веры и поклониться языческим богам. Не думая более о своем сыне, начальник задался целью отвратить девушку от христианства. Он разрешил ей сохранить девство - стать весталкой. На это девушка ответила с удивительной в таком возрасте рассудительностью: «Если ради моего Небесного Жениха я презрела живого человека, как могу я теперь поклониться бездушному камню?» Агния бесстрашно выслушала угрозу отправить ее в непотребный дом. Она знала, что Господь не оставит на поругание ее добродетель девства. Как только ее обнажили, чтобы в таком виде провести по улицам для пущего бесчестия, у девушки вмиг выросли длинные волосы, прикрывшие наготу. А в заточении явился ей Ангел и принес прекрасное светлое одеяние. Непотребный дом был освящен пребыванием в нем святой девы. Все, кто приходил туда с греховными желаниями, уходили изменившимися - с твердым намерением не служить более греху. Пришел туда и незадачливый жених. Едва подойдя к Агнии, он упал замертво. По молитве святой девы юноша ожил. Ни он, ни его отец больше не хотели преследовать Агнию. Но на девушку, совсем еще девочку, ополчился весь народ, который видел совершенные ею чудеса и теперь жаждал ее смерти. «И насколько постыдна эта жестокость, не пощадившая даже детского возраста, настолько же, напротив, велика была сила веры, которая нашла себе доказательство даже в этом возрасте», - пишет святитель Амвросий. Мученица шла на казнь как на брачный пир: «Видя ее радостный лик, люди думали, что она идет под венец» (из гимна свт.Амвросия, посвященного мученице Агнии). Огонь костра, на который возвели мученицу, не причинил ей ни малейшего вреда - пламя быстро угасло. Тогда один из воинов по приказу нового начальника, опасавшегося народной смуты, воткнул ей в горло меч.

Сант-Аньезе-ин-Агоне

Это произошло на римской площади, ныне известной как «Пьяцца Навона» («Навона» - искаженное «ин агоне» - «у игрищ»). Во времена мученичества святой Агнии здесь располагался цирк императора Домициана. Сегодня на этой площади красуется церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, построенная в 17 веке. В крипте церкви находится глава мученицы Агнесс, как называют эту святую итальянцы.

Есть еще одна римская церковь в честь святой девы-мученицы, связанная с эпохой Константина Великого. После казни родители Агнии забрали ее тело и погребли близ Нометанской дороги. К мощам мученицы в последней надежде пришла в 342 году дочь императора Констанция. По преданию, чудом исцелившись от тяжелой неизлечимой болезни, Констанция основала храм в честь святой Агнесс, сегодня это - базилика Сант-Аньезе-фуори-ле-мура («Церковь Агнессы за городскими стенами»). Ежегодно 21 января - в день памяти святой мученицы в католической церкви - в базилике мессу служит Римский Папа. Во время богослужения он освящает двух ягнят. Животных покрывают двумя пелеринами, символизирующами добродетели святой Агнии: белая пелерина - девство, а красная - мученичество. На Страстной неделе ягнят постригут, и из их шерсти в мастерской будут изготовлены паллии - особый знак архиепископского достоинства - узкие ленты с шестью черными крестами.

В нашей стране почитание святой мученицы Агнии не получило такого широкого распространения, как на католическом Западе, и носит скорее эпизодический характер. Так, в подмосковном монастыре Казанской иконы Божией Матери в деревне Колычево в честь мученицы Агнии освящен придел одного из двух больших храмов - Преображенского.

Почитание девы-мученицы здесь - не случайность. В начале 19 века у источника рядом с деревней была чудесным образом явлена Казанская икона, на которой помимо лика Пресвятой Богородицы были изображены святые мученицы - Маргарита и Агния. Промысел Божий о монастыре, основанном здесь в 1885 году схимонахом Макарием, проявился довольно скоро: первую игумению звали Маргарита, вторую - Агния. При второй игумении было выстроено новое здание монастырского комплекса - Преображенский храм, к которому примыкал келейный корпус. По благочестивому желанию игумении один из приделов храма был освящен в честь ее небесной покровительницы - мученицы Агнии Римской. В 1918 году монастырь был закрыт, а зданиях его устроена богадельня. С 1960-х годов здесь расположился психоневрологический интернат. А здание храма Преображения с приделом в честь мученицы Агнии стало столовой интерната. Сегодня в облике столовой с трудом угадываются черты православного храма. Однако монашеская жизнь возрождается, причем промыслительные для обители имена мучениц Агнии и Маргариты снова звучат в этих стенах: первой настоятельницей вновь обретенной обители стала монахиня Маргарита (ныне игумения Богородице-Смоленского Новодевичьего монастыря), а монахиня Агния и по сей день живет в Казанском монастыре и молится своей святой покровительнице.

Хосе Рибера родился 12 января 1591 года, в маленьком испанском городке Хатива.
Его жизнь была полна приключений, взлетов и падений. Первоначальным поприщем художника была военная карьера, он поступил в университет в Валенсии. Но вскоре страсть к живописи пересилила энергичный и честолюбивый характер Риберы, и он отправился в Рим. Там, почти нищий, бродил он по улицам «вечного города», спал на мостовой, довольствуясь крохами и страстно изучая искусство.
Кардинал Борджиа однажды увидел его рисунки, принял художника к себе на службу и дал средства для безбедного существования. Но праздная жизнь не понравилась Рибере, и он ушел от кардинала, опять поступив на военную службу. Однако вскоре художник попал в плен к алжирским корсарам, которые продержали его у себя пять лет. В Рим он возвратился только в 1606 году и поступил в художественную мастерскую Караваджо.
Впоследствии, очарованный великими творениями Рафаэля и Корреджо, он несколько переменил свою художественную манеру. Рибера считал, что немногие поймут изящную простоту этих великих мастеров, а для народа нужны поражающие его эффекты, и всю жизнь следовал этому правилу.
Из Рима Рибера переехал в Неаполь - город, входивший во владения испанской короны и управлявшийся вице-королем, присылаемым из метрополии. Рибера снял маленькую комнатку и на балконе выставил свою картину «Мученичество апостола Варфоломея». Около дома начали толпиться зрители, что вызвало любопытство герцога Педро Хирона де Осуна. Художник оказался не только талантливым мастером, но еще и испанцем! Этот факт стал решающим: герцог сделал его своим придворным художником. Здесь, в Неаполе, в 1626 году Рибера женился на Катарине Аццолино, дочери местного художника. Она стала ему верной женой и преданной помощницей, родила пятерых здоровых и красивых детей.
Со временем Рибера разбогател, слава о нем достигла родной Испании. А после того, как его мастерскую посетил Диего Веласкес, художник начинает получать заказы от испанского короля Филиппа IV.
Хоть Рибера стал богат и знаменит, но конкурентов не слишком жаловал. Поговаривали, будто он, являясь главой местных живописцев и пользуясь покровительством вице-королевского двора, сколотил из неаполитанских художников настоящую банду для борьбы с приезжими североитальянскими мастерами, которые могли бы перехватывать заказы. Досужие языки обвиняли Риберу в отравлении Доменикино и в преследованиях Гвидо Рени, из-за чего тот был вынужден бежать из Неаполя, бросив начатые работы. Впрочем, никого это особенно не удивляло - борьба с конкурентами в те времена шла любыми средствами, вплоть до яда и кинжала.
Дети подрастали. Особенно хороша была Мария-Роза. В семьях художников и жена, и дети обычно позируют главе семьи для его картин. Семья Риберы - не исключение. Рибера, гордившийся тонкой, одухотворенной красотой Марии-Розы, постепенно начинал использовать ее в качестве модели. В 1641 году он решил написать с нее святую Инессу.
Как рассказывает легенда, в III веке нашей эры в знатной римской семье жила красавица-девочка. Втайне от родных Инесса приняла христианство, и за веру ее приговорили к обезглавливанию, а перед казнью должны были еще отправить в один из римских борделей. Но целомудрие Инессы было чудесным образом спасено громом и молнией.
Бог послал ей еще одно испытание - ее полюбил римлянин-язычник Прокопий, сын римского префекта. Тогда префект предложил Инессе выбор: либо она выходит замуж: за Прокопия, либо - в весталки, но она оба предложения отвергла, ибо юная христианка не в силах была отказаться от своей праведной веры.
Тогда палач придумал ей позорную и мучительную смерть: он приказал голой провести ее по улицам Рима, объявить шлюхой и отправить в бордель. Но чудесным образом выросшие волосы прикрыли наготу Инессы, а ангелы облекли девушку в белые одежды, ее комната в непотребном и развратном заведении озарилась неземным сиянием. Многие приходили в комнату Инессы с дурными намерениями, а выходили от нее уверовавшими. Последним вошел Прокопий, и только он прикоснулся к Инессе, как упал замертво...
Инесу художники изображали часто, обычно - в дорогом одеянии и с агнцем в руках: такой она якобы предстала перед людьми через восемь дней после казни. Риберу привлек другой момент. Он изобразил Инессу в темнице. Ее руки молитвенно сложены, лучистые глаза устремлены к небу. Пушистые волосы каскадом струятся по спине и плечам. Соединение беззащитности и мужества, нежной прелести и душевной стойкости делают образ, созданный Риберой, одним из самых пленительных в мировом искусстве. Фигура Инессы, залитая потоком золотистого света, словно растворяется в переливах тончайших оттенков жемчужно-серого, розового, палевого цветов.
Рибера остается в этой картине настоящим испанцем, ценившим грацию, легкость, целомудренную хрупкость больше, чем пышные, чувственные формы, которые предпочитали итальянцы.

Картина вызвала в Неаполе общий восторг и была приобретена вице-королем.
В 1647 году в Неаполе произошло восстание Мазаньелло. В город для борьбы против восставших прибыл с испанским флотом принц Хуан Австрийский, незаконнорожденный сын Филиппа IV и актрисы Марии Кальдерон. Ему было тогда 19 лет. Вскоре он нанес визит в мастерскую Риберы. Принц попросил Риберу написать его портрет. Художник охотно согласился. Эту просьбу Хуан Австрийский сопроводил еще одной - переселиться на время со всей семьей во дворец в связи с тем, что в городе оставаться для испанца небезопасно.
Такая забота о его семье тронула Риберу. Он выполнил свое обещание и перевез семью. В свободные для принца часы начал писать его портрет. В это время и состоялось знакомство Хуана Австрийского с красавицами-дочерьми художника.
Рибера не знал, что принц мечтал об этом с той минуты, как увидел во дворце вице-короля знаменитую картину «Святая Инесса», о которой был много наслышан еще в Испании. Одухотворенная красота Инессы пленила его, и он с нетерпением ожидал знакомства с девушкой, послужившей моделью для этой картины. С момента ее написания прошло несколько лет, и Мария-Роза повзрослела, превратившись из очаровательного подростка во взрослую девушку.
Жизнь Марии-Розы в доме отца была достаточно замкнутой. Попав во дворец вице-короля, она с удовольствием начала принимать участие во всех его забавах и увеселениях. Подчеркнутое внимание франтоватого и кокетливого принца вскружило Марии-Розе голову, а отсутствие опыта в дворцовых флиртах и интригах привело к тому, что она всерьез восприняла любовные притязания девятнадцатилетнего хлыща...
Рибера не замечал, что происходит за порогом мастерской. Написанный им конный портрет Хуана Австрийского принцу понравился: покидая Неаполь, он увез его с собой.

Портрет дона Хуана Австрийского. Х. Рибера.:

Но не ограничился портретом. Он похитил Марию-Розу и увез ее в Палермо.
Рибера тяжело пережил бесчестье, постигшее его семью: бросил мастерскую, оставив должность придворного живописца, переселился в предместье города. Он полностью ушел от прежней жизни, почти перестал писать картины и вскоре, больной и нуждающийся, был всеми забыт. Это, вероятно, и породило легенду о том, что после несчастья с дочерью Рибера ночью скрылся из дома и пропал без вести...
Через некоторое время, обесчещенная и брошенная принцем, Мария-Роза вернулась к родителям. В родном доме она родила дочь, отцом которой был Хуан Австрийский. 17 декабря 1651 года в доме Риберы в Позилиппо состоялся акт крещения девочки, которую назвали Маргаритой. В возрасте 6 лет она была отдана в монастырь Лас-Дескальсас, пострижена в монахини в 1666 году, умерла в 1686 году 36 лет от роду.
В последние годы жизни Рибера почти не пишет картин. Разве что «Кающуюся Марию Магдалину»... Изображенная на ней девушка с заплаканными глазами, с лицом, полным застывшего отчаяния, положила голову на руки, которыми обняла череп. Скорбь в доме, скорбь в сердце...

В1649 году, во время второй поездки в Италию, с Риберой вновь встретился Веласкес. Вид несчастного отца, подавленного горем, потряс его. Вернувшись в Испанию, он по-своему отомстил за Риберу, написав портрет шута по имени Дон Хуан Австрийский. Этот шут, кривляющийся и убогий, изображен в комнате, где на заднем плане, сквозь дверной проем, виден залив, в котором происходит ожесточенный морской бой: вдали - корабли, охваченные дымом и пламенем. Шут стоит в окружении снятых и разбросанных доспехов, на нем бархатный камзол, прогулочная трость и шляпа с перьями. Сражение еще продолжается, гибнут люди, решается судьба родины, но для этого «героя» развлечения дороже чести и достоинства... Современники, знавшие о похождениях принца, прекрасно понимали скрытый смысл этого портрета.

А что «Святая Инесса»? В 1745 году картина была куплена для Дрезденской галереи. И с этого момента судьба картины неотделима от судьбы прославленного дрезденского собрания со всеми его горестями и радостями.

Использованы материалы статей:

Н.A.Иoнинa «Рибера X. Святая Инесса», сайт http://www.ikleiner.ru;

Н. Синельникова «Хосе Рибера: принц и роза».

Картина из Дрезденской галереи Святая Инесса и ангел, укрывающий её покрывалом (исп. La Santa Agnes en la prisión, 1641) испанского художника Хосе де Риберы запомнилась мне ещё с детства. Она производила такое сильное впечатление, по-видимому, потому что девочке, изображенной на картине, было, как и мне тогда, 12-13 лет. Легенда, связанная со святой Инессой (по-другому, Агнессой, Аньессой, Агнией), трогала меня до глубины души.
В центре полотна изображена коленопреклоненная девичья фигурка в темнице. Длинные волнистые волосы скрыли ее наготу. Большие сияющие глаза устремлены к небу. Почти детское личико хранит следы печали. Кажется, что само полотно излучает свет. У Риберы образ Инессы - воплощение чистой, трогательной и светлой юности. Считается, что этот образ, один из самых пленительных в мировом искусстве, написан с дочери художника.
Самая молодая христианская великомученица стала символом святости, непорочности и чистоты. В ее честь в Риме воздвигнуты базилики Сант-Аньезе-ин-Агоне и Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Ее подвиг воспет в поэзии, в изобразительном искусстве, канонизирован церковью. В иконографии Святая Агнесса часто изображается с пальмовой ветвью и в присутствии агнца. Пальмовая ветвь - символ мученичества, признание стойкости и нравственной силы, агнец - это символ непорочности и чистоты. Что мы знаем о ней?

1. Житие Святой Агнессы дошло до нас в нескольких редакциях. Латинская традиция в повествовании о святой Агнессе основывается на панегирике De Virginibus святого Амвросия Медиоланского. Проповедь, произнесенная им на празднике святой Агнессы в январе 375 или 376 года - самое древнее упоминание о мученичестве Агнессы. В проповеди есть такие слова: "Все плакали, только в ее очах не было слез. Люди удивлялись, с какой щедростью она отдавала свою жизнь, которой еще не успела вкусить, как будто уже была пресыщена ей. Все восхищались тем, что она стала свидетелем Божества, когда ее сверстники не отвечали еще и за самих себя. Ее свидетельство было достойным свидетельства зрелого мужа; но то, что превосходит природу, указывает на Творца самой природы".
Имя Agnese (греч. agnox) означает священная, чистая, невинная, целомудренная. Известно, что родилась она в семье зажиточных людей. Великомученическую смерть приняла 21 января, когда ей было от 12 до 13 лет. Место её захоронения - там, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе за Крепостными Стенами. Голова Святой Агнессы покоится в крипте базилики Сант-Аньезе на площади Навона. На фото - маленький придел с золотым ковчегом, перед которым всегда горят свечи. А в ковчеге - честная глава святой Агнессы (внизу, в окошечке, виден череп). В православной традиции - святая Агния.

Можно предположить, что Агнессу казнили во времена великого гонения на христиан при императоре Диоклетиане в 303 - 313 годах. К этому времени в Римской империи насчитывалось не менее 6 миллионов. христиан. Чуть раньше (295 год) был принят Дамасский Эдикт Диоклетиана, запрещающий близкородственные браки и требующий неуклонного соблюдения священных принципов и традиций римского права. Претворение в жизнь этих правил зависело от инициативы местных градоначальников - префектов.
Во времена императора Диоклетиана, Римом управлял некий Семпроний. Сын этого префекта Прокопий был влюблен в юную девушку по имени Агнесса. Градоначальнику донесли, что девушка, не желающая ответить взаимной любовью его сыну, является членом христианской секты. Префект приказал привести девушку и предложил ей возглавить процессию к храму Весты, после чего принести жертву языческой богине. Это было равносильно отречению от христианства. Отказ девушки привел его в бешенство: он распорядился тотчас же раздеть ее и бросить на потеху публике на стадионе Домициана (ныне площадь Навона). И тут на глазах у толпы случилось чудо: волосы девушки мгновенно отросли и прикрыли ее наготу.
По законам того времени запрещалось казнить девственниц. Поэтому Агнессу отвели в притон (он был расположен на том месте, где сейчас находится церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне) с целью надругаться над ее невинностью. Согласно легенде, мрачное помещение, в котором находилась девушка, вдруг озарилось ярким светом - это ангел-хранитель появился за плечами Агнессы. Мужчины приходили с дурными намерениями, а уходили уверовавшими. И ни у кого не поднялась рука, чтобы обидеть ребенка. А сын префекта, сраженный невидимым ударом, упал бездыханный. В отчаянии Семпроний стал умолять Агнессу вернуть жизнь его сыну. После молитв девушки юноша ожил, вскочил и побежал по улицам города, славя христианского Бога.
Однако это не понравилось жрецам. Они объявили Агнессу колдуньей и потребовали сжечь ее на костре. Как только языки пламени коснулись её ступней, случилось другое чудо: огонь внезапно погас. В конце концов, ее приговорили к смерти усекновением мечом.
Святой Амвросий писал: "Она стоит, выпрямившись, молится, склоняет голову. Судья дрожит, как будто осужден он сам. Рука палача дрожит, лицо бледнеет; он боялся за Агнессу, но она сама за себя не боялась. Вот, перед вами одна жертва и два мученичества: мученичество за целомудрие и мученичество за веру".
Палачу Агнесса сказала: "Ударь мечом, не робея, и верни меня поскорее тому, Кого я люблю, разрушь это тело, которое помимо моей воли понравилось смертным очам". После этих слов палач казнил ее. Тело Агнессы отнесли в родительский дом, неподалеку от Виа Номентана (именно эта вилла и была, вероятно, найдена в основании монастыря Святой Агнессы за Крепостными Стенами.).
Во времена Диоклетиана ранние христиане Рима подвергались преследованиям и пыткам. Не удивительно, что демонстрация принадлежности к христианству требовала огромной силы духа и отваги. Однако проявление такой отваги и самоотрешенности у двенадцатилетнего ребенка по тем временам казалось невероятным. Поэтому стойкость девочки произвела сильнейшее впечатление на представителей христианской общины. Вот почему святая девочка особо почиталась в IV веке, а ее невинность с течением времени стала важным атрибутом в её почитании.
Уже в 313 году императоры Константин и Лициний составили Миланский эдикт, провозгласивший религиозную терпимость на территории Римской Империи. Когда гонения на христиан прекратились, к могиле святой устремилось множество больных с молитвой об исцелении. В 321 году на мощах святой была воздвигнута базилика. До сих пор в базилике Святой Агнессы за Крепостными стенами 21 января каждого года аббат монастыря благословляет двух агнцев, которых отдают затем каноникам Латеранской базилики. Из шерсти этих агнцев монахини прядут шерсть, из которой делают паллии (элемент литургического облачения папы римского и митрополитов латинского обряда католической церкви, представляющий собой узкую ленту из белой овечьей шерсти с вышитыми шестью черными, красными или фиолетовыми крестами).

2. Сотни лет спустя, в 1645 году папа Иннокентий X принял решение о благоустройстве площади Навона. Он распорядился построить здесь базилику в честь Святой Агнессы. Над этим проектом трудились лучшие архитекторы Рима. Церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне (Sant Agnese in Agone) начинал возводить Джироламо Райнальди, а закончил Франческо Борромини в 1657 году.
Оказавшись на площади Навона рядом с базиликой Святой Агнессы, вспомнила о впечатлениях детства, поэтому первым делом мы с мужем отправляемся туда.

3. Фасад церкви сильно развит в ширину и сочетает прямые и кривые поверхности. Вся центральная часть вогнута, благодаря чему не только купол, но и высокий барабан, окруженный парными пилястрами, хорошо виден с узкой площади. По бокам фасада высятся две колокольни, по-видимому, дань архитектурным традициям Ломбардии, родины Борромини.

4. Внутри церкви — пышное барочное убранство с драгоценными камнями, золотом и стукко (искусственный мрамор, высший сорт штукатурки). От прежних построек в крипте в северо-восточной части церкви сохранилось лишь место мученичества святой и небольшая часть северного нефа.

5. Интерьер церкви украшен мраморными горельефами удивительно изящной работы.

6. Купол церкви поражает своей великолепной росписью.

7. Всё внутреннее пространство пронизано светом.

8. Все сюжеты воплощены в скульптурных формах. В центральном нефе изображено детство Христа и Иоанна Крестителя.

9. До сих пор в базилике проходят традиционные богослужения, мессы и религиозные обряды. Кроме того, каждый четверг и пятницу в половине седьмого и в семь соответственно там проводятся концерты старинной классической и камерной музыки.

12. Горельефы левой стороны.

14. Смерть Святой Агнессы (XVII в.), скульптура (Эрколе Феррата) изображает мученицу в пламени костра.

15. Горельефы правой стороны.

17. Скульптура Святого Себастьяна в правом нефе.

18. После осмотра базилики, под впечатлением от красоты её внутреннего убранства выходим на площадь Навона. Современный барочный облик пьяцца Навона связан с именем Папы Иннокентия Х. Именно ему пришла в голову мысль - облагородить запущенное пространство в центре города.

19. И прямо напротив церкви видим фонтан. Другие времена - другие нравы: многочисленные толпы туристов и уличных торговцев создают пеструю атмосферу площади Навона.

20. Знаменитый фонтан "Четырех рек" работы Джан Лоренцо Бернини (1648-1651) возвышается в центре площади. Он украшен аллегорическими фигурами Дуная, Ганга, Нила и Ла-Платы, символизирующими, соответственно, Европу, Азию, Африку и Америку. В центре фонтана установлен египетский обелиск, покрытый иероглифами. Его высота 16,53 метра.

25. По краям площади имеются еще два фонтана: на фото - фонтан Нептуна. Но настроение у нас сейчас не такое, чтобы внимательно осмотреть площадь, и мы покидаем этот праздник жизни.

Несколько слов о художнике: Хосе или Хусепе де Рибера (1591-1652) - испанский караваджист эпохи барокко, живший и работавший в Неаполе. Помимо живописных работ, оставил большой объём графики. Наиболее значительный испанский гравёр, работавший до Гойи. Большинство его произведений хранятся в музее Прадо и в неаполитанских церквях.




Top