Святая одигитрия. Молебен перед Бородинским сражением

____________________________________________________

Путь истинный — путь ко Христу. Об этом говорит жест правой руки Богородицы, которая указывает нам на Богомладенца Христа, восседающего на левой руке и опирающегося на свиток — Закон.

Христос, как Глава Церкви, как законодатель, благословляет всех идущих путем совершенствования.

Изображение Богоматери на иконах типа «Одигитрия» (греч. Путеводительница), как и в типе «Умиление», — поясное, но встречается огрудное и в полный рост.

Откуда взялось название

Первый раскол христианства произошел в эпоху раннего средневековья.Точной датой окончательного разделения Единой Христианской Церкви на Западную и Восточную принято считать 1054 год. Расхождения коснулось не только догматов, но и обрядов, и, разумеется, иконописных сюжетов. Конечно, и у католиков изображают Пресвятую Деву с Младенцем на руках, но западная живопись даже на религиозные сюжеты внешне выглядит более светской. Православная икона должна следовать более жестким канонам, а названия для некоторых сюжетов приняты греческие. Из греческого языка пришло и слово «Одигитрия», что означает «указующая». Согласно легенде, автором самой первой иконы с таким сюжетом был евангелист Лука.

В католической терминологии более принято именовать Марию не Богоматерью, а Мадонной.

Как она выглядит?

Из группы икон, изображающих Богоматерь с Иисусом на руках, выберите те, где младенец уже подрос, он сидит на коленях у матери, а она ему что-то рассказывает. Мать одной рукой придерживает ребенка. Ладонь второй руки раскрыта и направлена вверх, как будто Мария что-то рассказывает своему малышу, наставляя его на путь истинный. Это и есть Богоматерь Одигитрия. Надо сказать, тело Иисуса всегда имеет одни и те же пропорции, вне зависимости от того, в каком возрасте он изображен. Это особенность православного канона. В католической иконе пропорции человеческого тела соответствуют возрасту, и Младенец-Иисус ничем не отличается от любого другого ребенка. На православной иконе «Одигитрия» Богородицу обычно изображают по пояс. Но, например, на иконе Казанской Божьей Матери изображены только плечи.

Чем занят божественный Отрок?

На иконах с таким сюжетом Иисус обычно держит в руке свиток. Иногда можно видеть и книгу, но это более редкий вариант. Перед зрителем возникает образ Христа Вседержителя. У этого образа есть и греческое название - Пантократор. Другой рукой Отрок благословляет человечество.

Есть сюжет, очень похожий на описываемый, но все же имеющий некоторые отличия . Это - Богоматерь Елеуса. Изображения отличаются положением фигур друг относительно друга. В сюжете «Богоматерь Одигитрия» основной персонаж Богородица, на него и направлено внимание предстоящего, то есть зрителя. В сюжете «Богоматерь Елеуса» главный герой - Христос. Богоматерь указывает на него свободной рукой, как бы подчеркивая, что именно он является главным в этой сцене.

Божья Матерь Одигитрия

Одигитрия. Тихвинская икона Божьей Матери, XV - XVI вв., Тихвинский монастырь

Одигитрия, что в переводе с греческого языка означает «Путеводительница», представляет наиболее распространенный в христианском мире тип изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых православных икон, включая Казанскую, Иверскую, Смоленскую, Тихвинскую, Страстную, Споручницу грешных и Троеручицу, относятся к этой группе. Первой же одигитрией, как считается, была старинная Влахернская икона, написанная, по преданию, евангелистом Лукой и дошедшая до наших дней во множестве списков.

Догматический смысл одигитрии — пришествие великого судии и царя на землю — определяет композиционное решение иконы. Младенец Христос, сидящий на руках Богоматери, пишется в образе Вседержителя, одетого в царственные одеяния пурпурного и золотого цветов и, зачастую, в корону. В левой руке Иисус держит свиток как символ Учения, а правой благословляет зрителя. При этом, в отличие от похожего в целом и также распространенного типа изображения «Елиуса» (Умиление), Богородица не прижимается к Иисусу, а указывает на него рукой, представляя царственного Младенца миру.

Любой иконописный тип и, в частности, одигитрия — это не свод безусловных правил, которые обязательны для исполнения, но направление мысли и цель, к достижению которой стремится иконописец. Поэтому каждый образ Путеводительницы уникален, хотя и достаточно узнаваем в своем догматическом содержании и художественном решении.

Помимо поясных икон, которые наиболее распространены, существуют высокие «ростовые» одигитрии, которые, в массе своей, относятся к поздневизантийскому периоду. Встречается также укороченный огрудный вариант изображения, известный, прежде всего, по иконе Божьей Матери Казанской. Богородица и младенец Христос могут смотреть на зрителя или же друг на друга, как будто ведя беседу. Свиток в руках Иисуса может отсутствовать, кроме того в композицию одигитрии могут быть включены дополнительные элементы: изображения ангелов, скипетр и держава («Призри на смирении») или, например, рука («Троеручица»).

История данного иконописного типа тесно переплетается с историей христианской культуры в целом. Древнейшие одигитрии, Тихвинская и Влахернская, были написаны, по преданию, евангелистом Лукой, став образцами для многих иконописцев в последующие времена. Влахернская икона прославилась многими чудесами, включая исцеление двух слепых путников в Антиохии, что, как считается, определило ее название «Одигитрия», которое распространилось впоследствии и на другие иконы. На протяжении многих лет образ хранился во Влахернском соборе Константинополя (по другим сведениям — в монастыре Одигон) и не единожды выставлялся на крепостные стены, охраняя столицу Восточной империи от нападения врагов.

На Руси одигитрия стала в числе наиболее распространенных типов изображения Богородицы. Многие из известных и чтимых сегодня икон Божьей Матери были созданы именно в иконографии одигитрии. Среди них — чудотворная Казанская икона, обретенная на пепелище в Казани в 1579 году и Смоленская икона, приписываемая руке знаменитого мастера Дионисия.

Смоленская икона Божией Матери принадлежит к иконографическому типу «Одигитрия». Название можно перевести с греческого языка как «Путеводительница».

Это один из наиболее распространенных в византийском и русском искусстве образов.

Смоленская икона Божией Матери: композиционные особенности

Композиция иконографии «Одигитрия» такова: Богоматерь и Младенец Христос изображаются почти фронтально, их обращенные к молящемуся лики не соприкасаются. Глава Богородицы может быть немного наклонена к Сыну, рука поднята в молитвенном жесте на уровне груди. Богомладенец восседает на руках Матери; правой рукой Он благословляет, левой - держит свиток, реже - книгу. Богоматерь чаще всего представлена в поясном изображении, но существуют и ростовые и оплечные варианты, например, Казанская икона. Младенец может располагаться как справа так и слева от Богородицы, чаще Он изображается сидящим на левой руке Пресвятой Девы.

Мозаическая икона. 1-ая половина XIII в. Национальня галерея, Палермо, Италия

Идея образа Одигитрии

Определяющая богословская идея этого образа - пришествие в мир Сына Божия, воплощение Бога ради спасения человечества. Хрупкий Младенец - это Небесный Царь и Грядущий Судия. Жест правой руки Богоматери может трактоваться не только как молитвенный, выражающий Ее личное моление Богу. Этим жестом Богородица как бы указывает верующим на Того, к Кому должны быть обращены их помыслы и молитвы.

Исследовавший иконографию Богородицы Н.П.Кондаков полагал, что образ Одигитрии один из самых древних. Он сложился в Палестине или Египте еще до VI века. Начиная же с VI века он широко распространяется по всему православному Востоку и Византии.

Мозаическая икона. Византия. XIII в. Монастырь св.Екатерины, Синай, Египет

Согласно Церковному Преданию первую подобную икону Богородицы с Младенцем написал апостол и евангелист Лука. В середине V века этот образ вместе с другими святынями был привезен из Святой Земли в Константинополь императрицей Евдокией, супругой императора Феодосия Младшего. Некоторые источники сообщают, что икону поместили в храме женского монастыря Одигон, но на Страстную седмицу икона из обители переносилась в императорский дворец. Рядом с монастырем был источник, исцелявший незрячих. Монахини заботились о приходивших к источнику. Местность получила название «место проводников» или «место вождей», а монастырь стал именоваться Одигон - «Проводник», «Путеводитель». По названию монастыря главная святыня - икона Богоматери - стала именоваться Одигитрией. Первоначально данное как топографическое название наделялось и глубоким смыслом: Богоматерь - путеводительница верующих, наставляющая на истинный пусть и ограждающая от врага. Икона была одной из самых почитаемых святынь Константинополя, считалась палладиумом города. Во время нападения врагов образ поднимали на городские стены.

Императрица Евдокия. Мраморная икона с инкрустацией. Из церкви монастыря Липса. X в. Археологический музей, Стамбул

Исследователи полагают, что, именно с иконой монастыря Одигон по вторникам совершался крестный ход по всему Константинополю. Во время этой молебной процессии регулярно происходило чудо, которое описал русский паломник Стефан Новгородец, посетивший столицу Византии в 1348 или 1349 году. Тяжелую большую икону переносил по площади всего один человек. «Ту икону в каждый вторник выносят. Удивительное это зрелище: тогда сходится весь народ, и из других городов приходят. Икона же эта очень большая, искусно окованная, и певцы, идущие перед нею, красиво поют, а весь народ с плачем восклицает: «Господи, помилуй!» … Дивное зрелище: семь человек или восемь поставят икону на плечи одному человеку, а он, изволением Божиим, ходит, будто ничем не нагруженный» - сообщает Стефан. Перед иконой происходили многочисленные чудеса, исцеления.

Богоматерь Одигитрия. Византия. 1-ая четверть XV в.

Согласно одному из вариантов предания, написанная апостолом Лукой и принесенная из Святой Земли икона попала во Влахернский храм, где тоже был целебный источник и где хранились другие святыни: риза и часть пояса Богородицы. Возможно, во Влахернской церкви был поставлен один из списков, сделанный с первоначальной иконы кисти апостола. Известно, что с оригинального образа было сделано несколько списков, которые прославились чудесами. В любом случае, во Влахернском храме находилась особо чтимая икона Богородицы Одигитрии.

Влахернская икона. Воскомастика. XIII – XIV в. Успенский собор Московского Кремля

Многочисленные списки чудотворного образа Богоматери Одигитрии отправлялись во все концы империи и за ее пределы. Из Византии иконографический тип Одигитрии попадает на Русь, где по месту создания, пребывания или чудесного обретения подобные иконы получали названия: Торопецкая, Смоленская, Тихвинская, Иверская, Седмиезерная, Казанская.

Богоматерь Одигитрия. Псков. Конец XIII – начало XIV в. ГТГ, Москва

История Смоленской иконы Божией Матери “Одигитрия”

Икона Богоматери Одигитрии, получившая название «Смоленская», прибыла на Русь в середине XI века. В 1046 году византийский император Константин IX Мономах благословил этой иконой свою дочь Анну на брак с князем Всеволодом, сыном Ярослава Мудрого. После смерти Всеволода его сын, Владимир Мономах, перенес икону в Смоленск, где был заложен храм Успения Богородицы, в котором впоследствии и разместили святыню.

Согласно преданию, когда в 1239 году к Смоленску подошли полчища хана Батыя, город был избавлен от разорения по заступничеству Богоматери. Воин по имени Меркурий, молясь перед иконой, получил указание Богородицы сразиться со стоящим у стен врагом. Монголы видели, что Меркурию помогают в бою молниеносные мужи и лучезарная Жена. Охваченные ужасом, бросая оружие, враги бежали, гонимые неведомой силой. Меркурий принял в бою мученическую кончину и был причислен Церковью к лику святых.

Богоматерь Одигитрия. Византия. Середина XV в. Частное собрание.

В конце XIV или начале XV века икона Богоматери Одигитрии была принесена из Смоленска, захваченного Великим княжеством Литовским, в Москву, где как особо чтимая святыня поставлена в Благовещенском соборе, по правую сторону от царских врат. Есть три версии того, при каких обстоятельствах икона оказалась в Москве. Один из возможных вариантов перенесения иконы связан с династическим браком. Может быть, эту икону дал великий князь литовский Витовт своей дочери Софье, супруге великого князя Московского Василия Дмитриевича, когда она была в Смоленске в 1398 году для свидания с отцом и получила от него много икон греческого письма. По другой версии последний из Смоленских князей Юрий Святославович, изгнанный в 1404 году Витовтом, прибыл в Москву и привез с собой икону Одигитрии вместе с другими иконами. Третья версия, изложенная в «Русском временнике» гласит, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от Свидригайла, литовского князя, к великому московскому князю Василию Васильевичу, дорогой разграбил Смоленск, вместе с другими вещами взял икону Одигитрии и привез ее в дар московскому великому князю.

В 1456 году в Москву прибыл епископ Смоленский Мисаил в сопровождении наместника города и знатных горожан. Смоляне просили московского великого князя Василия Васильевича Темного вернуть икону в Смоленск. Князь, видя в этом шаге залог будущего воссоединения Смоленска с Москвой, решил вернуть святыню. С иконы сделали точный, «мера в меру» список, который остался в Москве, в Благовещенском соборе. Крестным ходом икону вынесли из Кремля, прошли до Девичьего поля, что у въезда на Старую Смоленскую дорогу, и после молебна отпустили икону в Смоленск. На иконе-списке свиток в руке Младенца изображен в вертикальном положении. Исследователи предполагают, что эта особенность была и на образце - Смоленской иконе Богоматери Одигитрии, присланной из Константинополя.

Список Смоленской иконы Одигитрии. Москва. 1456 г. Запись XIX в. Оружейная палата, музеи Московского Кремля

В 1514 году войсками Великого князя Московского Василия III Ивановича Смоленск отвоеван у Литвы. В память этого события в 1523 году князь недалеко от того места, где москвичи простились с иконой, основал Новодевичий монастырь. 28 июля 1525 года из Кремля в монастырскую церковь, освященную во имя Смоленской иконы Одигитрии, был торжественно перенесен тот список иконы, который хранился в Благовещенском соборе. В 1927 году эту икону, благодаря ее богатому золотому окладу времени Бориса Годунова и жемчужной ризе, передали в Оружейную палату.

В 1602 году в Смоленске с чудотворной иконы был написан точный список, который поместили в башне Смоленской крепостной стены, над Днепровскими воротами, под специально устроенным шатром. Позже, в 1727 году, там была устроена церковь. В 1666 году древняя Смоленская икона была вторично в Москве: ее привозил сюда для поновления потемневшей от времени живописи архиепископ Смоленский Варсонофий.

В 1812 году, во время нашествия французов, икона была вынесена из Смоленска епископом Иринеем (Фальковским) и доставлена в Москву, где жители могли помолиться перед ней в Успенском соборе. В день Бородинской битвы, 26 августа, москвичи крестным ходом со Смоленской, Иверской и Владимирской иконами обходили вокруг Белого города, Китай-города и Кремлевских стен. Перед занятием Москвы французами, Смоленская икона была отправлена в Ярославль, где она оставалась до самого окончания Отечественной войны, а затем вернулась в Смоленск. Находившаяся до 1941 года в Успенском соборе Смоленска икона почиталась как первоначальная, привезенная из Константинополя. Во время Великой Отечественной войны древняя икона бесследно исчезла.

Богоматерь Одигитрия

Иконографический тип Богоматери Одигитрии (? ?????????) имеет несколько прототипов, восходящих к глубокой древности. Византийское предание возводит его к образу, написанному св. Евангелистом Лукой. Согласно этому повествованию Сама Богоматерь благословила этот Свой образ со словами: «Мое благословение пребывает навеки с этой иконой». Святой Лука послал этот образ в Антиохию «державному Феофилу» вместе с текстом Евангелия. Около середины V в. по приказанию императрицы Евдоксии образ был послан в Константинополь в подарок ее свекрови, императрице Пульхерии. Это повествование было общепринятым в Византии в IX в., когда впервые появляется наименование «Одигитрия» на печатях. Неизвестно, происходит ли это название от храма «Путеводителей» (??? ??????), в котором императоры обычно молились перед выступлением в походы, или же икона Богоматери, именуемая «Путеводительница», дала название храму, перестроенному Михаилом III (842–867). Как бы то ни было, в это время чудотворной иконе Божией Матери, перенесенной позднее во Влахернский храм, уже приписывалась особая роль в судьбах христианской империи. Это отношение способствовало формированию иконографического типа, византийского по преимуществу, который в IX в. окончательно вырабатывается и получает наименование «Одигитрия».

Богоматерь Одигитрия. Начало VII в. Церковь Санта Мария ад Мартирес. Рим

Богоматерь Одигитрия. Византия. Первая половина XIV в. Галерея Темпл, Лондон

Сирийские прототипы Одигитрии, уже многочисленные в VI в., изображают Богоматерь стоящей и держащей на левой руке полулежащего спеленутого Младенца. Эти изображения изменяются под влиянием византийского понимания. Иконы Одигитрии, создаваемые в Византии, изображают Младенца Христа всегда прямо сидящим на левой руке Богоматери: здесь Он уже не грудной младенец, а тип Христа Эммануила; это «превечный Бог», исполненный премудрости, несмотря на свой юный возраст. Облаченный в одеяние славы – гиматий, разделанный золотом, – Христос Эммануил держит в левой руке свиток, а правой благословляет, глядя прямо перед Собой. Богоматерь стоит прямо и величественно, без выражения какой-либо нежности к Сыну. Она смотрит на зрителя или же отводит взгляд в сторону, поверх головы Младенца. Поднятая к груди рука может выражать жест молитвы, но скорее это жест указующий:

Богородительница указывает людям на Сына Божия, через Нее пришедшего в мир. Можно понять этот жест и как царственный, представляющий Ее Сыну верующий народ, на что и отвечает Христос Эммануил Своим широким, величественным жестом благословения.

Богоматерь Одигитрия. Рисунок Л. А. Успенского

Икона Одигитрии, созданная в Византии, напоминает ритуальный распорядок императорского дворца, где жизнь «порфирородного» монарха превращалась в ряд официальных церемоний, в которых подавлялось всякое выражение человеческого чувства, дабы выявить священный характер императорского достоинства.

Однако в то же время эта величавая отрешенность, чуждая всякому выражению человеческих эмоций, лучше всего соответствует догматическому смыслу иконы, являющей Богоматеринство Приснодевы с Христом Эммануилом.

Богоматерь Одигитрия на троне. Моливдовул. 717–720 г. ГЭ

Богоматерь Одигитрия в рост с младенцем. Моливдовул. XIV в. ГЭ

Тип Одигитрии породил множество иконографических вариантов, освященных явлением чудотворных икон и носящих различные наименования. Здесь мы воспроизводим три списка с икон Богоматери Одигитрии, почитаемых в России: чудотворные иконы Богоматери Смоленской, Тихвинской и Казанской.

Богоматерь Смоленская. Россия. XVI в. Кастел де Вийенборг (Нидерланды)

Из книги Заговоры, притягивающие деньги автора Владимирова Наина

Молитва ко Пресвятой Богородице пред иконой Ее «Одигитрия» Смоленская О Пречудная и Превышшая всех тварей Царице Богородице, Небеснаго Царя Христа Бога нашего Мати, Пресвятая Одигитрие Марие! Услыши ны грешныя и недостойныя, в час сей молящаяся и к Тебе со воздыханием и

Из книги Дорога Домой автора Жикаренцев Владимир Васильевич

Икона Божьей Матери «Одигитрия» Она служит дополнением к вышеназванным иконам (см. илл. 21). Как видите, на ней Богородица держит на одной руке младенца Иисуса, а другой рукой указывает на него. Иисус выглядит вовсе и не младенцем, видится так, как будто он символ какой-то

Из книги Смысл икон автора Лосский Владимир Николаевич

Богоматерь на троне Икона, приписываемая критской школе последней четверти XVI в. Этот иконографический тип известен в России обычно под именем Кипрской Богоматери, чудотворная мозаичная икона которой была известна на Кипре еще в начале VII в. Кроме того, этот образ

Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» причисляется к одному из иконописных типов. Если верить преданию, икона написана в далекие времена евангелистом Лукой. В России «Одигитрия» появилась лишь в XI веке. Только в XII веке она стала именоваться Смоленской, когда была размещена в смоленском храме Успения Богородицы.

Молитва Смоленской иконе Божьей Матери на протяжении многих веков почитается многими христианами и помогает свершаться невероятным чудесам. Смоленская «Одигитрия» считается покровительницей путешественников, они просят ее уберечь их в пути от неприятных ситуаций, различных болезней, непредвиденных бед. Также ей молятся все страждущие, прося защитить и сохранить свой дом от недоброжелателей и врагов. На протяжении всей истории христиане просили помощи у Смоленской Божьей матери во времена тяжких массовых эпидемий.

Тип иконы

Наименование иконы — Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Иначе называют ее «Путеводительница». Это не единственная конкретная икона, так называется один из типов писания богородичных композиций.

Иконография разделяется на несколько типов писания:

  • Елеусса — Умиление.
  • Оранта — Молящаяся.
  • Одигитрия — Путеводительница.
  • Панахранта — Пречистая.
  • Агиосоритисса (без Младенца).

Иными словами, все иконы Богородицы подразделяются на группы, в каждой из которых есть свои характерные особенности написания образов. Чтобы идентифицировать икону, нужно всего лишь определить, как в пространстве на ней изображены лики Младенца-Христа и Божией матери.

Что характерно для иконы «Одигитрия»? Здесь изображение Младенца немного отдалено от изображения Матери. Христос либо сидит на руках ее, либо стоит рядом. Правую руку Младенец-Христос держит приподнятой в благословляющем жесте. Другой рукой он держит книгу или свиток, который символизирует Закон Божий. Одна из версий, почему икона названа «Путеводительницей»: указывает верующим на то, что истинный путь — это путь к Христу. Богородица рукой указывает на Младенца как на «Истину, Путь к жизни», к которому должны стремиться все верующие, желающие спастись.

Описание древней иконы

По церковным преданиям чудотворная икона Смоленской Божьей Материписалась при земной жизни Девы Марии. Шедевр создал святой евангелист Лука. Работу заказал Феофил — древний антиохийский правитель. Из Антиохии икона была доставлена в Иерусалим, а уже потом императрица Евдокия преподнесла ее сестре императора Пульхерии в Константинополь. Здесь икона долгое время хранилась во Влахернском храме.

Доска, которая использовалась для писания иконы, сильно изменилась под гнетом времени. Теперь трудно определить, из какого дерева она выполнена. По весу она очень тяжела. Божья Матерь изображена по пояс. Левой рукой поддерживает она Младенца-Иисуса, правая покоится на груди. Богомладенец в левой руке держит книжный свиток, а правой совершает благословляющий жест. Одежда Девы Марии темно-кофейного цвета, Иисуса — темно-зеленого с позолотой.

Кому помогает Богородица?

Уберечь мир и спокойствие на земле и в каждом доме поможет Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Молитва, возносимая Святой Деве, уберегает людей, находящихся на военной службе, всех, кто защищает спокойствие Родины. Молятся ей и во время вспышек различных болезней. Оберегает «Одигитрия» и всех, кто находится в пути, защищает от несчастных случаев, помогает найти верный путь.

Услышав молитвы земные, помогает нам владычица достучаться до Бога, Сына своего, умоляет простить грехи наши, спасти от гнева праведного. Крепка помощница, защитница Одигитрия, но кому она помогает?

Только богобоящимся, богонравным, молящимся помогает Божья Матерь, защищает от страшных напастей и зла. Не имеющим страха перед Господом, развращенным не придет на помощь Богородица. Ничего в этом удивительного. Своими беззакониями, греховными действиями люди вторично распинают Правду Христа. Ну а какая мать станет помогать врагам сына своего? Милосердствует Божья Матерь о раскаявшихся грешниках, о тех, кто с покаянием приходит к Богу, слезами и молитвами просит помощи. Помогает Богородица таким грешникам, всем, кто хочет стать на путь истинный, исправить ошибки свои, начать праведную жизнь. Печется она о кающихся, о тех, кто, как блудный сын, возвращаются в веру Христову, исповедуются и просят прощения и избавления от бремени греховного. О тех же, кто не кается в грехах своих, не печется о душе, не заботится пресвятая Дева Мария.

Смоленская икона Божией Матери. История появления на Руси

В начале второго тысячелетия император византийский Константин IX (1042-1054) отдал свою дочь-красавицу Анну замуж за русского князя Всеволода Ярославича. В долгий путь благословил он ее «Одигитрией» — чудотворною иконою. Сопровождала она в пути царевну от самого Константинополя до Черниговского княжества. По одной из версий и была поэтому икона названа «Одигитрией», то есть Путеводительницей.

Сын Всеволода Ярославича Владимир Мономах всегда считался дальновидным, мудрейшим и дипломатичным государственным деятелем своего времени. Прославился он как миротворец на родной земле. Не надеялся он только на земные силы и обратился с молитвами за помощью к Пресвятой Богородице, просил помощи направить его правление в нужное русло. С огромным благоговением перенес он чудотворную «Одигитрию» в Смоленск из города Чернигова. Там разместили ее в храме Успения Пресвятой Богородицы, который был основан в 1101 году. С того времени и получила «Одигитрия» название — Смоленская икона Божией Матери. С Божьей помощью Владимиру Мономаху удалось смирить князей непокорных и стать великим правителем на Руси, где установился покой и мир.

Чудеса от иконы. Подвиг Меркурия

Много чудес было совершенно от иконы «Одигитрии», но самым замечательным для Смоленска считается спасение его от нашествия татар. В 1239 году именно чудотворная икона Смоленской Божьей Матери спасла город от нашествия врага. Жители понимали, что не смогут отразить грозное нападение татар и с теплыми молитвами, прошениями о мире обратились к Богородице. Услышала их мольбы Великая Заступница. Остановились татары неподалеку от городских стен.

Во времена те в смоленской дружине служил один благочестивый славянин по имени Меркурий. Он и был избран Богородицей для спасения города. В ночь 24 ноября в том Храме, где хранилась Смоленская икона Божией Матери, было пономарю видение. Явилась к нему Богородица и велела передать Меркурию, чтобы он вооруженный смело шел в стан врага и уничтожил их главного исполина.

Услышав слова такие от пономаря, Меркурий тут же поспешил в Храм. Пал он с молитвою перед Святой иконою и услышал Голос. Богородица обратилась с просьбой и наставлениями к Меркурию, чтобы он оградил дом ее смоленский от врага. Герой был предупрежден, что именно в эту ночь ордынский исполин решил напасть на город и разорить его. Богородица умолила Сына и Бога своего защитить и не предать врагу родные земли. Силой Христовой Меркурий должен был победить исполина, но с победой вместе ожидал его и мученический венец, примет который он от Христа своего.

Радостные слезы выступили из глаз Меркурия, страстно помолясь, призывая на помощь силу Господа, отправился он в стан врага и разгромил их исполина. Только на его неведомую силу надеялись татары перед битвой. Враги окружили Меркурия, с невероятной силою боролся он с ними, видя перед собой лик Святой. После утомительного боя герой прилег отдохнуть. Спасшийся татарин, увидев спящего Меркурия, отрубил ему голову.

Господь не позволил оставить на поругание врага тело мученика, дал он ему последние силы. Меркурий, словно еще сам живой, вошел в город и принес свою отрубленную голову. С великими почестями тело его было погребено в соборной церкви. Меркурия же причислили к лику Святых. В память о его подвиге, совершенном при помощи Богородицы во имя спасения города, каждый год в этот день (24 ноября) совершают благодарственный молебен и всенощное бдение перед образом «Одигитрии». В Смоленском Богоявленском соборе по сей день хранятся туфли и железный шишак, которые были на Меркурии в ту роковую ночь.

Прибытие иконы в Москву

Татаро-монгольское иго не до конца еще было побеждено, а новый враг уже теснил Русь с запада. На западной границе Смоленск стал одним из значимых объектов. Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» и в те лихие дни стала покровительницей и защитницей города.

На недолгий период времени в XIV веке Смоленск перешел под управление Литовских князей, «Одигитрия» оказалась у инославных.

Но и тут уберег образ промысел Божий. Дочь одного из Литовских князей Витовта София вышла замуж за Василия Дмитриевича (1398-1425), великого князя Московского. Привезла она с собой в Белокаменную святой образ. Так и оказалась в 1398 году Смоленская икона Божией матери «Одигитрия» в Москве. Установлена она была в Благовещенском Соборе, направо от Царских врат.

Московские жители тут же почувствовали благодать, исходящую от древней «Одигитрии». Больше полувека поклонялись ей и чтили Смоленскую икону Божьей Матери. Но по воле Божьей суждено было вернуться Богородице в дом свой в Смоленск — в храм Успения, чтобы защищать там православных, притесненных литовскими князьями и миссионерами.

Возвращение в Смоленск

В 1456 году вернулась домой икона Божьей Матери Смоленская. Значение для народа своего она имела колоссальное. Все жители ждали ее возвращения как чуда. И вот в Москву направилась делегация, возглавил ее епископ Мисаил. Слезно просили они великого князя, чтобы отпустил он Богородицу Смоленскую домой. Князь с боярами держал совет, после чего решил исполнить просьбу. Перед тем как «Одигитрия» отправилась в Смоленск, снят был с неё точный список.

Много тогда народу собралось в церкви Благовещения. Был сначала совершен молебен и литургия. Вся княжеская семья собралась у иконы: князь, княгиня и дети их — Борис, Иоан и Юрий, маленького Андрея внесли на руках. С благоговением все они приложились к иконе. После этого со слезами на глазах князь с митрополитом вынули святыню из киота, передали ее в руки епископа Мисаила. Отданы были в Смоленск и другие иконы, когда-то привезенные оттуда, хотя епископ и не спрашивал об этом. Одну лишь икону митрополит попросил оставить для княжеской семьи — Богоматерь с предвечным Младенцем. Ею была благословлена вся княжеская семья. С радостью принял князь икону и облобызал ее.

После этого крестный ход проводил Смоленскую икону до монастыря Саввы Освященного, расположен который на Девичьем поле. Здесь и был совершен последний молебен, после которого икона отправилась в Смоленск.

По велению князя дарованная ему икона была размещена в церкви Благовещения именно на том месте, где долгие годы стояла Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Каждый день здесь совершался молебен. Список, сделанный со Смоленской иконы, Великий Князь оставил в своей семье.

Точный список со Смоленской иконы был выполнен в 1602 году. В 1666 году его и саму «Одигитрию» для поновления возили в Москву. Список был установлен на Смоленской крепостной стене (в башне) прямо над Днепровскими воротами. В 1727 году здесь была установлена церковь деревянная. В 1802 году построили каменную церковь. Икона эта долгие годы оберегала город от самых страшных бед и напастей.

Война с Наполеоном 1812 г.

Когда полчища Наполеона напали на землю русскую, чтобы уберечь Святыню от поругания, смоленский епископ Ириней древний греческий образ «Одигитрии» переправил в Москву, там хранилась она в Успенском соборе.

После того как русские войска оставили Смоленск, чудотворный список «Одигитрии», выполненный в 1602 году, был взят ими с собою из города.

Накануне Бородинской битвы Смоленская икона Божией Матери помогла воинам обрести уверенность в своей победе, воодушевиться на подвиг. «Одигитрию» пронесли через стан русской армии, солдаты, взирая, молились на нее и обретали веру и душевные силы.

В тот день, когда состоялась Бородинская битва, Смоленскую икону вместе с Иверской и Владимирской обнесли вокруг Белгорода, Кремлевских стен и Китай-города, после этого направили в Лефортовский дворец, где располагались раненые. Перед тем как оставить Москву, икону переправили на хранение в Ярославль. По окончании войны 5 ноября 1812 года она была возвращена в Смоленск. В память об освобождении врагов день этот праздновать стали ежегодно.

XX век

Минуло чуть более ста лет, и вновь в Россию вторглись иноземные захватчики. Великая Отечественная война унесла жизни миллионов советских людей. На пути врага встал Смоленск. Несмотря на то что в стране велась антирелигиозная пропаганда, тысячи верующих, верных патриотическому долгу, просили помощи у защитницы своей «Одигитрии». Незримо помогала народу Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия». Где находитсятеперь древний образ, неизвестно, после оккупации греческая «Одигитрия» канула. На том месте, где она располагалась, по сей день стоит список Божьей матери, выполненный в XVII веке. Он долгие годы защищает город от бед, войн, разрушений, благословляет верующих на праведные дела.

Вновь в Москве

В начале февраля 2015 года находилась Смоленская икона Божией Матери «Одигитрия» в Храме Христа Спасителя. После реставрации, которая длилась почти три года, верующие смогли увидеть образ «Одигитрии» без тяжелого серебряного оклада. Оклад весом в 25 кг был выполнен в 1954 году на пожертвования смолян. В послевоенные тяжелые годы пожертвования для спасения иконы можно было назвать неоценимой помощью народной, поэтому в память об этом оклад будет сохранен и выставлен в Успенском соборе отдельно.

Пробыла икона в Москве до 10 февраля. 15 февраля после долгого отсутствия ее вновь встречали в Смоленске, обновленная она заняла свое прежнее место, чтобы вновь оберегать свой родной город.

Вот такая древняя, интересная история, которую ведает нам Икона Смоленской Божьей Матери. Фото подтверждают множество разновидностей «Одигитрии», все они хранят в себе священное таинство, помогают верующим обрести душевные силы и поверить в Правду Сына Божьего.




Top