Святитель иов, первый российский патриарх. Иов, патриарх московский и всея руси

«…Еретики, перетолковывая Писания на свою голову и изыскивая всегда доводы против своего спасения, не чувствуют, как они толкают сами себя в пропасть погибели…»

Святитель Иоанн Златоуст

Противостояние Церкви и еретиков было всегда, и каждому христианину необходимо быть искушенным в учениях, а всё несогласное с Христовым учением отметать, ибо не всякие рассуждения или учения о Боге являются истиной.

Одно из таких еретических учений, появившееся совсем недавно, можно сформулировать так: «Русская Церковь впала в ересь в 1589 году, когда вступила в евхаристическое общение с Греческой Церковью, приняв от Константинопольского патриарха Иеремии поставление первого Московского патриарха Иова, тогда как греки так и не отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и, по сути, оставались в единстве с латинами ».

Исторические же факты свидетельствуют о том, что никаких оснований считать в то время греческую церковь униатской не было.

Необходимо отметить, что и до публикации этой статьи Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) и её священнослужители неоднократно выступали с печатными и видео-обращениями в отношении недавно возникшего ложного, еретического учения о «впадении Русской Церкви в ересь в 1589 г. ». Однако на адрес редакции сайта «Русская вера» продолжают поступать недоуменные письма и вопросы о событиях ХV века. Ответом на них и служит данная статья.

* * *

Со времен принятия Русью христианства Русская Церковь подчинялась греческому патриарху, жившему в Царьграде, который назначал митрополита — главу Русской Церкви. Часто это были греки по происхождению, утверждённые на служение в Константинополе. Однако всего за несколько веков своего существования Русская митрополия окрепла и приобрела самостоятельность.

6 апреля 1443 г. , сразу после подписания Ферраро-Флорентийской унии, состоялся Иерусалимский собор, в котором участвовали вселенские патриархи, кроме Константинопольского: Александрийский Филофей , Антиохийский Дорофей , Иерусалимский Иоаким , а также представитель Византии — митрополит Кесарии Каппадокийской Арсений , который в документах Собора назван «экзархом всего Востока »:

«Поскольку пришел сюда священнейший митрополит святейшей митрополии Кесарии Каппадокийской, первопрестольный [архиерей] и экзарх всего Востока, чтобы поклониться всечестному и божественному Гробу Господа нашего Исуса Христа и исследовать священные места, на которых совершились необычайные таинства Христова домостроительства, а вместе с тем, чтобы разделить с нами и великую тайну православия и христианского благочестия, а также объявить обо всех соблазнах в Константинополе, [имевших место] из-за собравшегося в Италии, во Флоренции, мерзостного собора, прославившего мнения латинян вместе с папой Евгением, чего делать не подобает. Они приписали к нашему святому и непорочному символу веры прибавление, утверждающее, что и от Сына исходит Божественный Дух. Они предложили нам совершать жертву на опресноках и поминать по ходу этого папу. Еще и [многое] другое из запрещенного канонами они постановили и предписали. [Сообщил митрополит и о том], как матереубийца Кизический разбойничьим способом захватил константинопольский престол, соглашаясь с еретиками, упомянутым папой и императором Иоанном Палеологом латинофроном. Верных и православных он изгонял, преследовал, тиранизировал, наказывал. А неверных и злославных он приближал [к себе] и чтил, как сообщников его ереси, больше всего побуждая их к вражде против православия и благочестия… » (из документов Собора).

На этом Соборе отвергли Ферраро-Флорентийскую унию и отлучили всех ее приверженцев от Православной Церкви, а сам епископат и прочих священнослужителей, получивших рукоположение от новоявленных униатов, объявили «праздными и несвященными… покуда не будет общим и вселенским образом изследовано их благочестие ».

С 1451 г. в Константинополе вообще не было патриарха, так как патриарх-униат Григорий II Мамма бежал на Запад, в Рим, от гнева православных.

Необходимо отметить, что через 15 лет после заключения унии Константинополь будет уничтожен сарацинами — и в том народное сознание усмотрит прямое наказание Божие за отступление от Православия, что еще более подвигнет народ Руси стоять за веру насмерть.

Вселенские патриархи подписали соборное послание к императору, в котором назвали Флорентийский собор мерзким и разбойничим, а подписавшего унию Константинопольского патриарха Митрофана II — «матереубийцей и еретиком ».

Иными словами, ни о каком «вселенском впадении в ересь », как мы видим, речи идти не может. Тем более, что к тому времени под властью императора находился только Царьград, а в Малой Азии лишь небольшая часть с Халкидоном — вся остальная часть Империи уже была захвачена агарянами, и фактически уже и церковная власть патриархов-еретиков, за эти считанные годы пребывания Константинопольского престола в унии, на эти области не распространилась.

В 1454 г. патриархом в уже занятом турками Царьграде становится всем известный противник унии, бывший государственный судья и член Верховного Совета Империи, Геннадий Схоларий , который на протяжении десятилетия вместе со святителем Марком Эфесским был лидером антилатинской партии.

Геннадий Схоларий был избран народом и поставлен на патриаршую кафедру Константинополя, согласие на его избрание дал и сам захватчик султан Махмет II , объявивший себя «покровителем православных » и давший новому патриарху Геннадию большие судебные и административные функции. При этом магометанское право на православных подданных Оттоманской Порты не распространялось. Махмет II считал себя не только повелителем мусульманского государства, но и преемником Византийского императора. Султан Махмет II хорошо знал о тех трудностях, которые возникли в Греческой церкви при попытке навязать ей унию с Римом. Нужно было найти нового патриарха, и вскоре, после поисков, Махмет II решил, что им должен стать Георгий Схоларий, известный теперь как монах Геннадий. Он был не только самым выдающимся ученым в Константинополе, жившим там в момент захвата города, но и ревностным христианином. Он пользовался всеобщим уважением за безукоризненную честность и был вождем партии противников унии и Запада в Церкви.

Султан разрешил возродить в Константинополе церковь, которую в 1454 году по решению выживших иерархов возглавил патриарх Геннадий Схоларий. Таким образом, в Константинополе после пленения появилась уже не униатская церковь, а православная. Махмет II мог ожидать, что падение Константинополя не остановит в Западной Европе движение против турок, что пропаганда о крестовом походе не затихнет, напротив, получит новый толчок и силу. Поэтому Махмету II выгодно было иметь в среде восточно-христианского населения партию, неприязненно настроенную против католицизма. Именно поэтому султан являлся покровителем православных — тех из них, которые не терпели папастического Запада. Поэтому только православие, а не латинство продолжало существовать в странах, порабощенных магометанами. В то время вселенские патриархи (Иерусалима, Антиохии, Александрии) были под их властью.

В этот период последствия унии ещё раз дали о себе знать, на этот раз в отношениях Константинопольской кафедры с Русью. В посланиях митрополита Киевского и всея Руси святителя Ионы во второй половине 50-х гг. XV в. упоминается протодиакон Григорий Болгарин — ученик предателя и униата Киевского митрополита Исидора . Григорий Болгарин сопровождал Исидора в поездке на Ферраро-Флорентийский собор и затем вернулся вместе с ним в Москву.

Через 30 лет после падения Византии, в 1484 году, патриарх Симеон в свое третье и наиболее стабильное патриаршество созвал «Большой поместный собор Православной церкви» с участием представителей патриархов Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского для решения вопроса о чине принятия в Православие тех униатов-флорентийцев, которые на тот момент ещё оставались. Этот собор проходил под статусом Вселенского и провозгласил, что Флорентийский собор не был канонически правильно созван и проведен, и, следовательно, заключенная на нём уния — недействительна.

Таким образом, не могло быть и речи о том, что к тому моменту Константинопольская кафедра находилась в латинской ереси. Согласно творениям святителя Марка Эфесского против Флорентийской унии, на вопрос: «Каким чином принимать бывших греков-католиков в Православие — через крещение или через миропомазание? » — было решено, что во всех случаях достаточно миропомазания и отречения от «латинской ереси », то есть принимать их нужно вторым чином . Всех униатов приняли через чин отречения от ереси и миропомазание.

В Константинополе в 1583 г. патриарх Иеремия II собрал так называемый «Большой собор» , в котором участвовали также Иерусалимский и Александрийский патриархи. Большой Собор анафематствовал все нововведения латинян, включая только что введённый в Риме тогда «григорианский календарь» , а также «филиокве» — учение об исхождении Святого Духа не только от Бога-Отца, но «от Отца и Сына».

26 января (5 февраля) 1589 года в Москве патриархом Иеремией II и русскими епископами был поставлен первый русский патриарх Иов . Его поставление утвердили в 1593 году восточные православные вселенские патриархи, о чем письменно оповестили русского царя.

Патриарх Иов родился около 1525 года в Старице, в семье посадских людей. Обучался в школе при Старицком Успенском монастыре, где в 1556 году принял монашеский постриг с именем Иов, в честь Иова Многострадального. В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен ». Впоследствии стал игуменом (1566—1571 гг. ) Старицкого Успенского монастыря, а в 1571 году его перевели в Москву на ту же должность в Симонов монастырь. В 1575 году он стал архимандритом царского Новоспасского монастыря в Москве, а с 1581 года — епископом Коломенским. В Коломне владыка Иов пробыл до 1586 года, когда был назначен архиепископом Ростовским. В 1589 году в Москве он был поставлен первым патриархом Московским.

По отзывам современников, он был «прекрасен в пении и во чтении, яко труба дивна всех веселя и услаждая », наизусть читал Псалтырь, Апостол, Евангелие. Был традиционалистом и консерватором. После него остались написанные им «Завещание» и «Повесть о царе Фёдоре Иоанновиче» . Патриарх Иов умер в 1607 году, над его могилой была устроена часовня. В 1652 году при патриархе Иосифе (1642—1652 гг. ) нетленные и благоуханные мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля и положены около гробницы патриарха Иоасафа (1634—1640 гг. ). От мощей святителя Иова происходили исцеления.

Греческие патриархи и впоследствии неоднократно выступали против унии и формулировали неприятие к римско-католической церкви, как, например, в документе от 1662 года «Православное исповедание Кафолический и Апостольской Церкви Восточной» , подписанное всеми восточными патриархами и прочими восточными епископами. Таким образом, от времен равноапостольнаго князя Владимира до патриарха Никона в России была одна вера, одна Церковь, спаянная одним народным православным сознанием. Была Церковь, воспитавшая и давшая бесчисленный сонм великих святителей, славных подвижников, мужей святых и чудотворцев. Она преизобиловала благодатию Божию и проявлением чудес. А сколько в XV веке было в Русской Церкви святых, сколько было святых архиереев на кафедрах, сколько святых угодников создавали, окормляли и возглавляли монастыри! XV век — время необыкновенного расцвета русской святости. Вопросы устроения церковной жизни, её канонического преемства, её законности и вероисповедной чистоты были первостепенны для христиан того времени и были более значимы, чем политические и военные вопросы. И если военный плен можно было потерпеть «за грехи наши », то отношение к чужеземному игу — духовному порабощению, — терпеть было нельзя. Поэтому весь сонм церковнослужителей того времени внимательно следил за чистотой веры, за ее непорочной сохранностью от апостольских времен и не смог бы допустить поставления первого Московского патриарха Иова от еретика-униата. Этому свидетельствуют неоспоримые исторические факты.

Старообрядцы обоих течений, как поповцы, так и безпоповцы, однозначно признают законным и каноничным факт поставления патриарха Иова, не находя нарушения апостольских, канонических, догматических Правил, что подтверждают бесчисленные исторические свидетельства.

Русская Православная Старообрядческая Церковь (РПсЦ) в Постановлениях Освященного Собора 16-18 октября 2012 г. , состоявшегося в Москве, установила общецерковное почитание святителя Иова патриарха Московскаго и всея Руси. Память патриарху Иову совершается в день его преставления 19 июня (ст. ст.) , как четверичному святому. «Возвещать повсюду благочестие, не смущаясь ради истины лица императора или патриарха, неправильно мыслящего и действующего, ни богатого и знатного или имеющего власть человека, но с дерзновением бесстрашно и безупречно держаться веры и православия по заповеди, иметь дерзновение ради благочестия укорять, наказывать и исправлять превратно мыслящих во всяком месте, неподкупно и правильно сохранять благочестие… », — именно так написано в постановлениях Иерусалимского Собора 1443 года , отвергнувшего Ферраро-Флорентийскую унию с латинскими еретиками. И пусть эти слова- наставления в то время были обращены к «экзарху всего Востока », они актуальны всегда. Еретические учения возникали во все времена существования Церкви, а наш христианский долг — защищать чистоту и непоколебимость своей веры, обличая ереси и утверждая истинную христианскую веру.

Патриарх Московский Иов

Патриарх Московский Иов

Первый Патриарх Московский
1589-1605 гг.

Иов (в миру Иоанн) родился ок. 1525 г. в Старицы Тверской губернии в семье посадских людей. Отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре, куда отец отдал его на воспитание. В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов (в честь Иова Многострадального). В обители Иов был духовно «воспитан и грамоте, всему благочинию и страху Божию добре обучен».
С 1566 по 1571 год был игуменом Старицкого Успенского монастыря. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита.
В 1571 году его перевели в Москву в Симонов монастырь. В 1571-1572 гг. он был настоятелем Симонова Успенского монастыря в Москве.
В 1575 – 1580 гг. - архимандрит царского Новоспасского монастыря в Москве.
В 1581 г. архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского.
В 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого.
С сер. 1580-х гг. близкий сподвижник ; при его содействии в 1586 году возведён в митрополиты Московские.
26 января (по старому стилю; 5 февраля по новому стилю) 1589 года поставлен находившимся в Москве константинопольским патриархом Иеремией II в первые Патриархи Московские и всея Руси.


Пётр Геллер. Патриарх Иов отказывается признать в Лжедмитрии I сына Ивана IV

Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Он так величественно совершал богослужение, что некоторые современники говорили о нем: «Прекрасен в пении и в чтении, яко труба дивна всех веселя, услаждая и умиляя до слез». Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду. «Муж, нравом, и учением, и благочинием, и благочестием украшен... Во дни его не обретеся человек подобен ему, ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом», - отмечает его жизнеописатель. В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры.

При нем были канонизированы многие русские святые - , прп. Иосиф Волоцкий, свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве - Донской монастырь.

Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии, по смерти Феодора Иоанновича он составил полное всяческих похвал жизнеописание - «Повесть о честнем житии царя Феодора Иоанновича», которое вошло в Никоновскую летопись.
По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича - естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан.
В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком.
Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого - принять царский венец.

То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц.
Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский, видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви, о чем он вполне определенно писал самозванцу: «Мы уверены теперь, что апостольский престол сделает в тех местах великие приобретения... Пред тобою поле обширное: сади, сей, пожинай, ...строй здания, которых верхи касались бы небес».

Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца, расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева.
Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца.
Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю.
В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.

13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным.
10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!... Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует».
Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили.
Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему.

Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».

Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский, 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре, затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме).
Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена.

19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.
В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие.
Канонизирован Русской церковью в 1989 году в лике святителей. Память его празднуется 5/18 апреля и 19 июня/2 июля .

Святитель Иов был не только выдающимся церковным деятелем, но и духовным писателем. От него остались послания и поучения, "Завещание", а также такой замечательный литературный труд, как "Повесть о честнем житии благоверного и благородного Царя Феодора Иоанновича", в котором содержатся выразительные характеристики Царя Феодора, отличавшегося удивительным благочестием и глубокой христианской настроенностью, мудрого и несчастного правителя Бориса Годунова и их современников - церковных и государственных деятелей конца XVI столетия

Первый Патриарх Московский Иов родился в древнем городе Тверской земли Старице в семье посадских людей, с детских лет воспитывался в старицком Успенском монастыре, где в 1553 году принял монашеский постриг, был рукоположен в иеродиакона и иеромонаха и стал затем архимандритом этой обители. Смиренный инок, он отличался молитвенностью, постничеством, особым прилежанием к богослужениям - каждый день он совершал Литургию. Святой Иов поражал знавших его тем, как много богослужебных текстов знал наизусть: по памяти читал Псалтирь, Апостол и Евангелие, пространные коленнопреклонные молитвы Пятидесятницы, молитвы евхаристического канона из Литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого. Читал их вдохновенно, с умиленным плачем, который, по свидетельству его первого биографа, передавался молящимся в храме. Как писал тот же биограф, "во дни его не обретеся человек подобен ему ни образом, ни нравом, ни гласом, ни чином, ни похождением, ни вопросом, ни ответом". Молитвенность соединялась в святом угоднике с административными талантами, с умелой распорядительностью в делах монастырского управления. Поэтому в 1571 году он был переведён в Москву - его назначили настоятелем знаменитого Симонова монастыря, затем, в 1575 году переместили на ту же должность в Новоспасский монастырь.

В 1581 году состоялась хиротония святого Иова во епископа Коломенского, через пять лет за этим последовало его перемещение на одну из важнейших кафедр Русской Церкви - Ростовскую, которой принадлежало достоинство архиепископии. В 1586 году был низложен вовлечённый в дворцовые интриги глава Русской Церкви митрополит Дионисий. На его место был поставлен святой Иов, которого помнила православная Москва как совершителя торжественных богослужений в храмах Симонова и Новоспасского монастырей, исполненных особой молитвенностью, которого любил царь Феодор Иоаннович, которого ценил и которому доверял первый царский боярин Борис Годунов.

В пору первосвятительского служения святого Иова, в 1589 году, на Руси учреждено было Патриаршество. Первый Московский Патриарх поставлен был при участии Вселенского Патриарха Иеремии II, который находился тогда в России для сбора милостыни. В связи с этим актом была составлена "Уложенная грамота", которая помещена в начале "Кормчей книги". "Уложенная грамота" об учреждении Московского Патриархата - это один из самых важных документов в истории Русской Церкви, Российского государства, а также в сфере взаимоотношений между поместными Православными Церквами. Отражение в его тексте идеи старца Филофея о Третьем Риме придаёт ему также характер памятника политической, юридической и богословской мысли.

В уста Патриарха Нового Рима Иеремии в Уложенной грамоте влагается следующая речь: "Воистину в тебе, благочестивом царе (имеется в виду занимавший тогда царский престол сын Ивана Грозного Фёдор - В. Ц.) Дух Святый пребывает, и от Бога сицевая мысль тобою в дело произведена будет, праве и истинно вашего благородия начинание, а нашего смирения и всего Освященного собора того превеликого дела свершение. Понеже убо ветхий Рим падеся Аполинариевою ересью, вторый же Рим, иже есть Константинополь, агарянскими внуцы от безбожных турок обладаем, твое же, о благочестивый царю, великое Российское царство, третей Рим, благочестием всех превзыде, и вся благочестивыя царствие твое в едино собрася, и ты един собрася, и ты един под небесем христьянский царь именуешися в всей вселенней, во всех христианах, и по Божию Промыслу и Пречистыя Богородицы милости и молитв ради новых чюдотворцов великого Российского царства Петра и Алексия и Ионы, и по твоему царскому прошению у Бога, твоим царским советом, сие превеликое дело исполнитца".

Упоминание о падении второго Рима и у Филофея, и в "Уложенной грамоте" заключается в констатации факта завоевания Константинополя османами и прекращения в результате этого завоевания существования православной Империи на Босфоре. Следовательно, Москва, здесь уже не в смысле Русской Церкви, а Российского царства, потому стала Третьим Римом, что Русь осталась единственным православным и, после прекращения золотоордынского ига в 1480 году, независимым от иноверных властей государством. Но это, конечно, не всё, что мы можем почерпнуть из идеи Третьего Рима, как она выражена и в посланиях старца, и в "Уложенной грамоте" об учреждении Патриаршества. Косвенным образом само именование Москвы Третьим Римом содержит уже идею о том, что Рим непреходящ и в этом смысле вечен, ибо после падения одного Рима возникает другой, или лучше сказать, тот же Рим, но уже на ином месте.

Таким образом, резюмируя сказанное, можно сделать вывод: идея преемства Москвы Новому Риму, присутствующая в "Уложенной грамоте", включает в себя мысль о том, что Церковь Русская хранит в чистоте православную веру, что Россия - это православное самодержавное государство и что политическим центром православного мира является Москва.

В мае 1590 года Патриарх Иеремия созвал в Константинополе Собор, в котором участвовали Антиохийский Патриарх Иоаким и Иерусалимский Софроний. Рассказав собравшимся иерархам о богатстве и величии Московских церквей, щедрости и благочестии Русского царя и о просьбе царя устроить Русское Патриаршество, он просил Собор утвердить его "хрисовулл" - уложенную грамоту о поставлении в Москву Патриарха. Восточные Патриархи признали это дело "благодатным и благословенным" и приняли постановление: "Во-первых, признаем и утверждаем поставление в царствующем граде Москве Патриарха Иова, да почитается и именуется он и впредь с нами - Патриархами, и будет чин ему в молитвах после Иерусалима; а во главе и начале держать ему Апостольский престол Константинограда, как и другие Патриархи держат; во-вторых, Патриаршее имя и честь дано и утверждено ныне не одному только господину Иову, но произволяем, чтобы по нем поставлялись Московским Собором Патриархи в России по правилам, как началось от сего сослужебника нашего смирения и во Св. Духе возлюбленного брата нашего Иова. Для того и утверждена сия уложенная грамота на память во веки, лета 1590, месяца мая". Грамоту подписали Патриархи: Константинопольский, Антиохийский, Иерусалимский (Александрийская кафедра тогда вдовствовала) и участвовавшие в деяниях Собора 42 митрополита, 19 архиепископов и 20 епископов. Так Патриарх Иов признан был Патриархом всем Православным Востоком, и возглавляемая им Русская Церковь была поставлена на пятое место в православном диптихе, которое она занимает и поныне.

При Патриархе Иове открыты были новые епархии: Астраханская, Псковская и Карельская. Патриарх поощрял миссионерское служение в Казанской епархии с её многочисленным мусульманским и языческим населением, среди язычников российского Севера и Сибири. При нём Россия оказывала помощь православным Церквам Востока, страдавшим от иноверного ига, многострадальной Грузинской Церкви, для чего в Грузию посылали священников и иконописцев. Патриарх Иов проявлял особое усердие о почитании угодников Божиих: за время его Патриаршества были прославлены знаменитый московский юродивый Василий Блаженный, казанские святители Гурий и Варсонофий, преподобные Антоний Римлянин Новгородский и Корнилий Комельский. К лику общечтимых святых причислили ранее почитавшегося местно преподобного Иосифа Волоцкого, к местному почитанию прославлены были князья Даниил Московский и Роман Владимирович Угличский.

Как Патриарх, Иов был ближайшим советником Царя и в делах государственных, регулярно участвуя в заседаниях боярской думы, которые обыкновенно проходили в пятницу. После блаженной кончины царя Феодора Иоанновича святой Иов, в отсутствие прямых наследников, совершил венчание на царство царского шурина Бориса Годунова - тогда впервые на престол взошёл боярин, не принадлежавший по происхождению к наследственным правителям Руси Рюриковичам.

На время Патриаршества святого Иова приходится начало Смуты, потрясшей самые основы национальной и государственной жизни России. В 1603 году в Польше объявился самозванец, усвоивший себе имя святого царевича Димитрия, которым он смутил и соблазнил многих доверчивых людей, дал повод для политических интриг боярской оппозиции, разбудил мятежные и грабительские страсти у лихих людей и вовлек в русские дела католическую Речь Посполитую, использовавшую честолюбивого проходимца как орудие борьбы с могущественным православным соседом. Святой Патриарх сразу увидел грозную опасность затеянного предприятия и стал рассылать по русским городам и монастырям свои послания - патриаршие грамоты, в которых развенчивал самозванство мнимого Димитрия, в действительности расстриги Гришки Отрепьева, бежавшего ранее из московского Чудова монастыря, призывал свою паству хранить верность законному Царю Борису Годунову, а после его кончины, наступившей в 1605 году, его сыну и преемнику на троне Феодору Борисовичу.

Когда в результате предательства воеводы Басманова самозванец вошёл в Москву и объявил себя царем Димитрием, обличительный голос старца Первосвятителя не умолк, святой Иов решительно отказался признать хорошо известного ему авантюриста Царём, и в 1605 году по приказу самозванца послушным ему Освященным Собором он был низложен. В Успенский собор Кремля ворвался отряд вооружённых лиц, дерзнувших поднять руку на Патриарха, совершавшего богослужение. Патриарх при этом молился Божией Матери: "О, Пречистая Владычица Богородица! Сия панагия и сан святительский возложены на меня, недостойного, в Твоем храме, у Твоего чудотворного Образа. И я, грешный, 19 лет правил слово истины, хранил целость православия, ныне же, по грехам нашим, как видим, на православную веру наступает еретическая. Молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие". С Первосвятителя сорвали облачение, надели на него черную рясу и по приказу Лжедмитрия увезли в Старицкий монастырь, в котором святой угодник в юности дал монашеские обеты Богу, чтобы содержать его там как узника, "во озлоблении скорбном".

После свержения и казни самозванца, низложения тайного униата Игнатия, поставленного в Патриархи по приказу Лжедмитрия, и возведения на Патриарший Престол священномученика Ермогена, указом нового Царя Василия Шуйского святого Иова, к тому времени уже немощного и дряхлого старца, привезли в Москву, где он 20 февраля 1607 году принял всенародное покаяние и разрешил клятвопреступление народа, изменившего своему законному царю Борису. Затем он возвратился в Старицу, в родной монастырь и в том же году 2 июля (19 июня ст. ст.) отошел ко Господу.

В 1652 году по повелению царя Алексея Михайловича мощи святого Иова были перенесены в Москву и поставлены в Успенском соборе. В 1989 году, когда праздновалось 400-летие учреждения Патриаршества в Москве, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви совершил канонизацию первого Патриарха Московского и всея Руси Иова.

http://www.russdom.ru/2007/200707i/20070704.shtml

ИОВ [около 1525, по другим данным, 1530-е годы, Старица - 19(29).6.1607, там же], первый патриарх Московский и всея Руси (1589-1605), духовный писатель, святой Русской православной церкви. Из посадских людей. Обучался грамоте в Успенском монастыре г. Старица, где в 1556 принял монашество. Около 1569, по приказу Ивана IV Васильевича Грозного, возведён в архимандриты того же монастыря. С 1571 года настоятель московский Симонова монастыря, с 1575 - Новоспасского монастыря. С апреля 1581 года епископ Коломенский, с января 1586 архиепископ Ростовский. При поддержке Бориса Фёдоровича Годунова в 1587 году возведён на Московскую митрополичью кафедру вместо низложенного митрополита Дионисия, вступившего в конфликт с царём Фёдором Ивановичем. 26.1(5.2).1589 Иов был выбран царём Фёдором Ивановичем из трёх предложенных Освященным собором кандидатов и поставлен в патриархи при участии патриарха Константинопольского Иеремии II с титулами «Московский и всея России и северных стран», «Владимиро-Московский и всея Руси и всех гиперборейских земель и всего Северного края», «Владимирский, Московский и всея Руси». В 1590 в Константинополе была соборно утверждена каноническая самостоятельность русской Церкви, определено пятое в патриаршем поместном диптихе место Московской кафедры - после Иерусалимской. Это решение подтвердил Великий Константинопольский собор 1593 года.

Патриарх Иов принимал непосредственное участие в решении важных государственных дел совместно с царём и боярами. Усилил надзор за московским духовенством и его нравственным состоянием: в Москве, в целях водворения большего благочиния в низшем духовенстве, в 1592 было назначено 8 поповских старост и им в помощь предоставлено 4 десятских диакона для надзора за духовенством, которым предписывалось ежедневно собираться и об обнаруженных негативных явлениях доносить патриарху. Занимался обустройством уже существующих православных храмов (преимущественно на собственные средства и на царские вклады), вёл активную строительную политику: только в Москве в период с 1592 по 1600 годы было возведено 12 храмов. По благословению патриарха Иова в Москве был основан Донской монастырь. Иов поддерживал миссионерство в Поволжье и в Сибири, а также в Кахети. Установил церковные праздники в честь трёх святителей Московских (Петра, Алексия и Ионы), святого Иосифа Волоцкого (1591, канон и служба в связи с этим праздником написаны самим Иовом), осуществил канонизацию Василия Блаженного (1588), Антония Римлянина (1597), Корнилия Комельского (1600) и др. Способствовал избранию на российский престол в 1598 году Б. Ф. Годунова. Иов не только организовал созыв Освященного и Земского соборов, но и активно влиял на принятие благоприятного для Годунова решения. Под руководством Иова шла подготовка документов об избрании Годунова на царство. После его смерти безуспешно поддерживал царя Фёдора Борисовича. Отказался присягнуть Лжедмитрию I, составлял обличительные грамоты против него, предал его анафеме. В июне 1605 года насильственно низложен и сослан в Старицу. По вызову царя Василия Ивановича Шуйского и патриарха Гермогена в феврале 1607 года патриарх Иов приезжал в Москву для принятия всенародного церковного покаяния в Успенском соборе Московского Кремля. Погребён в Успенском соборе Старицкого монастыря; перезахоронен в Успенском соборе Московского Кремля в 1652 году.

Иов - автор «Повести о честнем житии царя и великого князя Феодора Иоанновича всея Русии»; посланий к царю Фёдору Ивановичу и царице Ирине, царю Борису Годунову; грамот и поучений. В своих сочинениях чётко разделял духовное и светское начала, утверждая, что «два великия начала от Бога установлены в мире: священство и царство». Тяготел к художественной манере митрополита Макария с её панегирическими портретами, торжественной эмоциональностью, сложными синтаксическими конструкциями и утяжелённым цветистым языком. При патриархе Иове впервые на Руси были изданы Триодь Постная (1589), Триодь Цветная (1591), Октоих (1594), Чиновник архиерейского служения (1600), Минея Общая (1600), Служебник (1602).

По благословению патриарха Пимена и Священного Синода РПЦ, имя святителя Иова вошло в Собор Тверских святых (первое празднование Собора Тверских святых состоялось в июле 1979). Для всероссийского почитания святитель Иов был канонизирован на Архиерейском соборе РПЦ (1989). Дни памяти - 5(18) апреля, 19 июня (2 июля), 5(18) октября.

Лит.: [Соколов Н.]. Иов, патриарх всероссийский и его время // Московские университетские известия. 1871. № 6-7; Платонов С. Ф. Древнерусские сказания и повести о Смутном времени XVII в. как исторический источник. 2-е изд. СПб., 1913; Енин Г. П. Иов // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Л., 1988. Вып. 2. Ч. 1; он же. Патриарх Иов и его утешительное послание царице Ирине в условиях своего времени // Рукописные памятники. СПб., 1997. Вып. 4; Макарий (Булгаков), митрополит История Русской Церкви. М., 1996. Кн. 6.

Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников.

Патриарх Иов (в миру Иоанн ) родился в 30-е годы XVI столетия в семье посадских людей г. Старицы Тверской губернии; отроческие годы прошли в Старицком Успенском монастыре , куда отец отдал его на воспитание.



В этой обители он принял монашество с наречением имени Иов. Около 1569 года обитель посетил царь Иоанн Грозный ; инок Иов привлек к себе его благосклонное внимание и вскоре был возведен в сан архимандрита. В 1571-1572 годах он настоятель Симонова Успенского монастыря в Москве, в 1575-1580 годах - Новоспасского монастыря. В 1581 году архимандрит Иов был рукоположен в сан епископа Коломенского, в 1586 г. стал архиепископом Ростова Великого, а в 1587 г. - митрополитом Московским. 26 января 1589 года при участии Патриарха Константинопольского Иеремии состоялось торжественное поставление митрополита Иова в Патриарха Московского и всея Руси.

Патриарх Иов, человек глубокой молитвы и выдающихся личных способностей, характер имел мягкий, кроткий, всех миловал и прощал. У него была необыкновенная память, красивый голос. Божественную литургию, которую он совершал ежедневно, святитель служил наизусть, чин великого освящения воды на Богоявление и даже все пространнейшие коленопреклоненные молитвы на Троицу читал по памяти, знал наизусть Псалтирь, Евангелие и Апостол. Он был великий постник, никогда не пил вина, только воду . В связи с утверждением патриаршества по инициативе святителя Иова было произведено возвышение достоинства нескольких архиерейских кафедр, были созданы новые епископские кафедры. При нем были канонизированы многие русские святые - Василий Блаженный, прп. Иосиф Волоцкий, свтт. казанские Гурий и Варсонофий, прп. Корнилий Комельский и другие, было издано девять наименований богослужебных книг, в их числе Триодь, Октоих, Минея Общая, Служебник. Много трудов положил Патриарх на распространение христианства в Сибири и на русском Севере. По его благословению православные миссионеры возрождали храмы и монастыри на окраинах России. Несколько новых обителей было основано в Европейской части России, а в Москве - Донской монастырь .

Патриарх Иов был близким человеком в семье царя Феодора Иоанновича ; своим посланием он утешал царицу Ирину Феодоровну, когда та горько оплакивала смерть дочери Феодосии. По случаю убиения царевича Димитрия царь Феодор посылал к Патриарху следственное дело для рассмотрения, и свт. Иов на основании данных этого дела признал изменниками Нагих и угличских посадских людей, а смерть царевича - естественной по Божиему суду; царь поступил согласно мнению Патриарха, наказал Нагих и некоторых угличан. В решении текущих государственных дел Патриарх и подчиненные ему иерархи принимали непосредственное участие: они вместе с царем и боярами сходились на земский собор в столовой государевой палате и здесь рассматривали дела, докладываемые дьяком. Особенно важное значение пришлось получить Патриарху по смерти Феодора Иоанновича (1598 г.). Царь умер, не оставив наследника, пресеклась мужская линия династии Рюриковичей, престол был свободен. Начался период государственных нестроений. Естественно, Патриарх на время становился во главе отечества и должен был радеть о его делах. В выборе будущего царя он остановился на покровительствовавшем ему Борисе Годунове и много содействовал возведению его на престол. Вместе с духовенством, боярами и гражданами Москвы он ходил упрашивать инокиню Александру (бывшую царицу Ирину) благословить на царство своего брата Бориса, а его самого - принять царский венец.

То было время, когда после ряда неурожайных лет, воспринимавшихся как явное Божие наказание, в России свирепствовал страшный голод, быстро уносивший десятки и сотни тысяч жизней. По всей стране умножились грабежи и разбои. Страна погружалась в хаос. И в этом хаосе явился в 1603 году первый самозванец Лжедмитрий I. Он объявился на Западе, в Польше, и сыграл на желании русских людей иметь законного «природного» («прирожденного») царя. Самозванец объявил себя «царевичем Димитрием», чудом спасшимся в 1591 году от рук убийц. Лжедмитрия поддерживала не только польская знать, но и папа Римский , видевший в нем средство приведения русского народа в лоно католической церкви .

Патриарх Иов, уже старый и больной, опять выступил на поприще политической деятельности, стараясь поддержать власть законного царя и царский престол. И в устных проповедях, и в особых патриарших посланиях он обличал Лжедмитрия как самозванца , расстриженного дьякона Чудовского монастыря Григория Отрепьева. Узнав о покровительстве Польши самозванцу, он послал туда две грамоты: к польской раде и духовенству с убеждением не верить обманщику Григорию Отрепьеву, выдающему себя за царевича Димитрия, и к киевскому воеводе Константину Острожскому с просьбой обличить и схватить самозванца. Когда Лжедмитрий I вступил в пределы России, Патриарх в Москве клятвенно уверял народ в смерти царевича Димитрия, убеждал не верить самозванцу и помнить присягу, данную Борису, рассылал об этом грамоты по Москве к начальникам полков, по городам к воеводам и др., сам служил молебны за Бориса, посылал монахов в Путивль для увещания жителей, изменивших царю. В 1605 г. он разослал по всей России грамоту, что польский король Сигизмунд поддерживает Лжедмитрия с целью попрать православную веру в России и православных обратить в латинскую и лютеранскую веру, предписывая духовенству читать эту грамоту во всех церквах, служить молебны о даровании победы над самозванцем и проклинать его вместе со всеми государевыми изменниками.


13 апреля 1605 года скоропостижно скончался царь Борис Годунов. Измена ранее преданного царю воеводы Петра Басманова резко изменила положение в пользу самозванца. Бояре, сначала присягнувшие юному сыну Бориса Феодору, свергли его с престола и перевели вместе с его матерью в прежний дом Бориса Годунова. В Москве вспыхнул бунт, город был сдан самозванцу и полякам. Столица присягнула Лжедмитрию I и грамотой звала его на престол. Но Патриарх Иов остался непреклонным. И вот 10 июня, когда он совершал литургию в Успенском соборе, сюда ворвалась вооруженная толпа сторонников самозванца и повлекла его из алтаря. Патриарх снял с себя панагию и, полагая ее пред Владимирской иконой Богоматери, со слезами проговорил: «О, Пречистая Владычица Богородица!... Я, грешный, 19 лет правил словом истины, хранил целость православия, ныне же по грехам нашим, как видим, бедствует царство, обман и ересь торжествуют; молим Тебя, Пречистая, спаси и утверди молитвами Твоими православие». Толпа озлобилась, с позором волочила святителя по церкви, с побоями повлекла на лобное место, крича, что он «наияснейшего царевича Димитрия расстригою сказует». Патриарший двор был разграблен. Сына Годунова Феодора вместе с матерью бояре зверски убили. Патриарха Иова самозванец распорядился сослать в прежнюю его обитель, «взяв за пристава», и содержать «во озлоблении скорбнем». Патриарх в одежде чернеца на простой телеге был отправлен в заточение в Старицкий Успенский монастырь. Чтобы оценить стойкость и мужество первого русского Патриарха, достаточно сказать, что не только бунтующая чернь, но и видные бояре, и многие архиереи, и даже родная мать царевича Димитрия инокиня Марфа из страха перед самозванцем признали в нем «подлинного» царевича, якобы чудесно спасшегося в свое время от рук убийц, и присягнули ему .

Вступивший в 1605 г. в Москву Лжедмитрий без собора святителей назначил Патриархом грека Игнатия, ранее архиепископа кипрского, затем рязанского, который первым из русских архиереев приветствовал его в Туле. Самозванец послал его за благословением к Патриарху Иову в Старицу, но тот, зная склонность Игнатия к латинству, отказал со словами: «По ватаге атаман, по овцам пастух».

Лжедмитрий I и года не продержался на престоле. Его невзлюбили за то, что он имел связи с иезуитами, окружил себя поляками и немцами, пренебрегал исконно русскими обычаями, не соблюдал постов и пропускал богослужения. В народе усиливались слухи, что он самозванец. Особенно возросло недовольство после его женитьбы на не принявшей православия польке Марине Мнишек, свадьба с которой состоялась под праздник свт. Николая и пятницу. Этим сумел воспользоваться Василий Шуйский, 17 мая 1606 года поднявший восстание, во время которого Лжедмитрий был убит. Бояре и московская толпа провозгласила царем Шуйского. Игнатий был лишен святительского сана (до 1611 г. он пребывал в заточении в Чудовом монастыре, затем бежал в Литву, где принял унию, к которой был склонен еще во времена учебы в Риме). Царь Василий сразу позвал на патриарший престол законного Патриарха Иова, но тот не мог более нести тяжелый крест такого служения по причине глубокой старости и почти полной слепоты. Он теперь уже не вынужденно, а добровольно отказался вернуться к правлению, благословив на избрание митрополита Казанского Гермогена. Через два года, 19 июня 1607 года, Патриарх Иов скончался и был погребен в Успенском Старицком монастыре.

В 1652 году по воле царя Алексея Михайловича мощи первого русского Патриарха перенесены в Москву, поставлены в Успенском соборе Московского Кремля поверх пола, и над ними устроено каменное надгробие. Мощи описаны как нетленные и благоухающие. Прославлен святитель в 1989 году, а в 2012 году прославлен старообрядцами.




Top