Святогор-богатырь. Былинные богатыри

Былина- Святогор и илья муромец

Учитель русского языка и литературы Скляр Л.Е.


Илья Муромец

Илья Муромец- один из главных героев русского былинного эпоса, богатырь, воплощающий народный идеал героя-воина, народного заступника.


Святогор

Святогор - богатырь русского былевого эпоса, стоящий вне киевского и новгородского циклов.Святогор является огромным великаном, «выше леса стоячегоего» его с трудом носит мать сыра земля. Он не ездит на святую Русь, а живет на высоких Святых горах. При его поездке мать сыра земля потрясается, леса колышутся и реки выливаются из берегов.

Былина рассказывает о…

Том, что проезжая по полю Илья Муромец встречает богатыря, дремлющего на коне. Илья наносит удар богатырю, но тот не просыпается. Но вот, с третьего удара могучий воин проснулся. Святогор берет Илью вместе с конем и, положив его в карман увозит с собой. Но богатврскому коню святогора тяжело возить двух богатырей, и тогда Святогор вытащил Илью Муромца.

Богатыри решили побрататься, обменявшись нательными крестами. Они продолжают своё путешествие вместе и встречают по пути гроб. Подумали они, кому может предназначаться этот гроб? Первым в него лёг Илья, гроб оказался слишком велик. Потом Святогор ложиться вместо Ильи, и говорит: «Ай же ты, Илья да мой меньший брат,Ты покрой ка крышечку дубовую,Полежу в гробу я, полюбуюся».

Проходит время, Святогор говорит: «Ай же ты, Илюшенька да Муромец!Мне в гробу лежать да тяжелешенько,Мне дышать то нечем, да тошнешенько,Ты открой ка крышечку дубовую,Ты подай ка мне да свежа воздуху».

А крышка у гроба никак не открывается, тут понял Святогор, что конец его пришел. Говорит Илье Муромцу: «Ты схорони меня да во сыру землю,Ты бери ка моего коня да богатырского,Наклонись ка ты ко гробу ко дубовому,Я здохну тебе да в личко белое,У тя силушки да поприбавится».

Говорит Илья да таковы слова :«У меня головушка есть с проседью,Мне твоей то силушки не надобно,А мне своей то силушки достаточно.Если силушки у меня да прибавится,Меня не будет носить да мать сыра земля.И не надо мне твоего коня да богатырского,А мне ка служит верой правдоюМне старой Бурушка косматенький».

И остался Святогор в сырой земле лежать, а Илья муромец в город Киев направился .



Главная мысль

Главная мысль былины: «Никогда не переведутся богатыри на земле русской. Новое время родит новых героев, а сила и мудрость ушедших переходит к ним по наследству…»


Интеллектуальная разминка « Литературный пазл ».

На доске таблички жёлтого цвета с названиями произведений:

«Воробей»

«Черепаха»

«Мужик и Водяной»

«Два брата»

Какое из предложенных названий произведений Л.Н. Толстого лишнее, почему? («Воробей» - написал И. С. Тургенев.)

Продолжим работу над произведением великого русского писателя. (Обратить внимание детей на портрет.)

Произведения каких жанров писал Л.Н. Толстой? (на доске – таблички белого цвета)

сказки басни рассказы быль

худож. научно-познават.

Учащиеся распределяют таблички с названиями произведений под табличкой с соответствующим жанром. Приводят примеры произведений, прочитанных дополнительно (по желанию).

Сказка «Два брата»

Басня «Мужик и Водяной»

Рассказы – художественные: «Акула»

Научно-познавательные - «Черепаха»

– Подберите из предложенных пословиц подходящую по смыслу к произведению, которое вам понравилось больше всего. (Детям предложены пословицы на доске – таблички зелёного цвета)

Храброму смерть не страшна.

Одна голова хорошо, а две лучше.

Друг за друга держаться – ничего не бояться.

Пуганый зверь далеко бежит.

Кто в радости живёт, того горе не берёт.

Храбрый в трудный час победит.

Сегодня на уроке поговорим о ещё одном жанре, в котором написано произведение Л.Н. Толстого «Святогор». Это былина. И нам придётся это доказать. Слайд 1

На доске к уже имеющимся прикрепляются разноцветные таблички с названиями жанра и произведения.

Что такое былина? Слайд 2

Как создавались былины? (Основаны на исторических событиях, воспевали любовь к Родине, родной земле).

Приведите примеры изученных былин.

Кто был героем русских былин? Слайд 3 – 6

Богатыри - главные герои былин, воплощение идеала мужественного, честного человека, защитника родной земли.

Сегодня на уроке сравним и проанализируем былину «Святогор – богатырь», написанную Л.Н. Толстым и народную былину «Святогор».

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике на стр. 19. Как вы думаете, о чём эта былина? (Учитель, не комментируя, принимает все версии.)

– Проверим, кто же верно догадался о чём сюжет произведения.

Знакомство с былиной.

Чтение произведения учителем.

Словарная работа в парах.

Былина написана особенным языком, встречаются слова, вышедшие из употребления. Как называются устаревшие слова?
- Поработайте в парах со словарём, приведённым на стр. 20 учебника.

Беседа по содержанию.

– Ребята, угадали ли о чём эта былина?

– Где происходит действие?

О чём рассказывает Л.Н. Толстой?

Знаком ли вам главный герой былины? Слайды 7, 8

Чему был удивлён Святогор?

Прочитайте диалог Святогора с Микулой Селяновичем. Как ведут себя богатыри?

В чём сила Микулы Селяновича? («тяга к матери сырой земли» - любовь к родной земле)

Физминутка

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим

Ноги крепкие расставим

Поворачиваясь вправо

Оглядимся величаво,

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек

И направо, и еще

Через левое плечо

Буквой «л» расставим ноги

Точно в танце – руки в боки

Наклонились влево, вправо

Получается на славу!

Приём « чтение с остановками ». Аналитическое чтение по сюжетно-композиционному треугольнику (выбор тона и темпа чтения, деление на смысловые части)

Какие особенности написания былины вы можете отметить? (стихотворная форма, песенная природа жанра, чёткие ударения, композиционное построение)

Чтение хорошо читающим учеником.

Чем характерно начало былины?

Повторяется ли приём запева, единоначатия далее по тексту? Приведите примеры. («выезжал ли», «по моей ли», «взговорил ли» и др.)

Какие особенности композиционного построения можно выделить в былине? (зачин, концовка, повторы, гиперболы, постоянные эпитеты).

Что такое гипербола?

Приведите примеры гипербол, встречающихся в тексте. («едет рысью», «во всю прыть» и др.)

Дайте определение понятию эпитет. Найдём примеры в тексте. (о Святогоре – «живчик», «сила богатырская» - многократные повторы)

О богатыре Святогоре сложил и народ былину.


Андрей Мазин

«Святогор»

Святогор обладает невиданной силой и мощью. Хорош был Святогор, да не

нужен ему был никто. Не защищал

он Земли Русской от захватчиков-степняков, только и знал, что силой своей гордился да бахвалился: «Я без истины сыт, без правды силен, я могуч, я велик, я богат и счастлив!»



С.Рерих

«Святогор»


Георгий Юдин

Святогор и Микула


К.Васильев

«Святогор передаёт Илье силу»


  • Илья Муромец и Святогор у гроба

История о Святогоре стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной..

Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими


К. Васильев «Вольга»

Богатырь, персонаж русских былин. Основными отличительными чертами Вольги являются хитрость, способность к оборотни-честву разными зверями и умение понимать язык птиц и животных. Благодаря этому он завоевывает Индийское царство.


Георгий Юдин

«Волх Всеславич»

Обернулся гнедым туром-

золотые рога,

побежал он ко царству Индейскому,

он первый скок за целу версту скочил,

а другой скок не могли найти,

он обернулся ясным соколом,

полетел он ко царству

Индейскому…


Былинный богатырь, чудесный пахарь, несущий "тягу земную", олицетворение русского крестьянства; биться с ним нельзя, так как "весь род Микулов любит Матушка Сыра Земля". Главное в жизни Микулы Селяниновича, согласно былинам, труд, пахота. В его образе олицетворяется сам народ, ибо только Микула может поднять те "сумочки переметные", в которых обретается "тяга земли".

Микула Селянинович

Художник П. П. Соколов-Скаля


К.Васильев Вольга и Микула

И.Билибин

Вольга

Микула


Дружина Вольги

у сошки .

П. Соколов-Скаля

Г.Юдин Микула и Вольга

А я пива наварю да мужичков напою,

- А тут станут мужички меня похваливати:

Молодой Микула Селянович!

В былине прославляется богатырский характер свободного крестьянского труда, красота простой крестьянской жизни, достоинство делателя, труженика, превосходство его в этом смысле над князем и его слугами.

Тут оратай – оратаюшко

На своей кобыле соловенькой

Приехал ко сошке кленовенькой.

Он брал-то ведь сошку одной рукой,

Сошку из земли он повыдернул,

Из омешиков земельку повытряхнул,

Бросил сошку за ракитов куст.

Слайд 2

Святогоркак мифологический герой

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

Слайд 3

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

Слайд 4

Дар Святогора Илье Муромцу

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбыОгорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

Слайд 5

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

Слайд 6

А наш писатель и поэт Иван Бунин стихотворение этому великану посвятил.

Слайд 7

Святогор как герой в фольклоре

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

Слайд 8

До нас дошли только два сюжета, изначально связанные со Святогором (остальные возникли позднее и носят фрагментарный характер)

Слайд 9

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

Слайд 10

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

Слайд 11

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

Слайд 12

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

Слайд 13

Богатыри, мы помним Вас! Спасибо за просмотр!

Посмотреть все слайды














1 из 13

Презентация на тему: Святогор и Илья

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ. Много загадочного в образе Святогора. Говорят, что Святогор - сын Рода, брат Сварога, а Сварожичи доводились ему племянниками. А его отец назван «темным», то есть слепым, ошибочно: Род изначален, вездесущ, всевидящ.

№ слайда 3

Описание слайда:

Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов. Святогор оказывается, стоял на границе Света и Тьмы. Нелегкое это дело - стоять на границе Света и Тьмы. Другие великаны, Горынычи - Горыня, Дубыня и Усыня, - были рождены темным, слепым владыкой Вием из зависти и в противовес Святогору. Вий, отчасти знакомый нам по повести Гоголя, поставил трех своих сыновей стеречь выход из Нави, чтобы оттуда не могли сбежать души умерших. Так что, стоя по другую сторону границы, они были недругами Святогора. Святогор и богов оборонял. Но вскоре надоело великану оборонять богов, которых он и не видел толком, и решил он построить каменную лестницу в небо да сам на них посмотреть. Силой его Род не обделил и с работой Святогор справился: до самого престола Всевышнего в небесах добрался. Бог не стал его бранить за самовольство, похвалил за труд и сказал, что исполнит любое желание великана. Святогор попросил силы немеренной да мудрости побольше, чем у любого из богов.

№ слайда 4

Описание слайда:

Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом. Огромный вес Святогора мешал ему покинуть свой пост и переселиться в иные места. Все же однажды он, по предсказанию Макоши, вынужден был оставить Святые горы. Богиня предрекла великану, что он женится на Змеедеве. Ну, в общем на Змее. Богиня Макошь - богиня судьбы Огорчился великан, но решил отыскать суженую - может, не так уж она и страшна? Отправился в дальние моря, от одного острова к другому перебирался. И, наконец, увидел Змею. Решил Святогор, что лучше уж холостяком помереть, чем на таком страшилище жениться. Отвернулся и ударил по ней мечом.

№ слайда 5

Описание слайда:

И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими. И вдруг она превратилась в красавицу! Эта история стала известна и в Греции: то ли ее туда принес арийский народ дорийцев, то ли балканские славяне. Только Святогора греки стали звать на свой лад Атлантом (или Атласом). Его жену Пленку считали океанидой Плейоной. Дочерей же их нарекли Плеядами. Девушки эти стали звездами, а Персей, показав их отцу голову Медузы Горгоны, превратил Атланта в скалу. Эти горы в Африке и доныне называются Атласскими.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения. Что известно фольклористам так это то,что Святогор относится к древнейшим и популярнейшим былинным героям. Само его имя указывает на связь с природой. Он велик ростом и могуч, с трудом носит его земля. Этот образ родился еще в докиевскую эпоху, но впоследствии претерпел изменения.

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может. Один из них повествует о смерти Святогора, который встречает по дороге гроб с надписью: «Кому суждено в гробу лежать, тот в него и ляжет», и решает испытать судьбу. Едва Святогор ложится, крышка гроба сама наскакивает и богатырь не может ее сдвинуть. Перед смертью Святогор передает Илье Муромцу свою силу, таким образом герой древности передает эстафету выступающему на первый план новому герою эпоса. Былины о Святогоре - это былины о том, как богатырь расстается с жизнью; и гибнет он не в бою, а в споре с какой-то неведомой, непреодолимой силой. Сила эта - не человеческая, она воплощена в предметах, с которыми Святогор справиться не может.

№ слайда 10

Описание слайда:

Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами. Представители русской «мифологической школы» делили героев былин на «старших» и «младших» богатырей. По их мнению, «старшие» (Святогор, Дунай, Волх, Потыка) являлись олицетворением стихийных сил, былины о них своеобразно отражали мифологические воззрения, бытовавшие в Древней Руси. «Младшие» богатыри (Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич) – обыкновенные смертные, герои новой исторической эпохи, а потому в минимальной степени наделены мифологическими чертами.

№ слайда 11

Описание слайда:

В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу. В этой былине происходит смена поколений богатырей: уходит навсегда старое богатырство в лице Святогора - не связанное еще понастоящему с миром народной жизни, далекое от интересов и забот Русской земли, тяжеловесное, не знающее, к чему применить непомерную силу; его сменяют молодые богатыри, сила которых направляется на служение людям, на защиту справедливости, на оборону Руси. Их в былине воплощает Илья Муромец. Он уже не молод по возрасту и умудрен опытом, но он принадлежит новому богатырскому поколению. Конечно, не случайно именно на долю Ильи выпала великая роль - проводить в иной мир Святогора и даже, невольно, способствовать его концу.

№ слайда 12

Описание слайда:

Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы). Святогор связан с землёй, с её тёмными силами: он лежит на земле или на горе (иногда - сам как гора) и, как правило, спит; он ложится в землю в каменный гроб. Обладатель огромной силы, он не в состоянии ни совладать с ней (отсюда мотивы хвастовства и бессмысленной демонстрации силы: Святогор позволяет Илье Муромцу трижды ударить его со всей богатырской силой, сравнивая эти удары с укусом комарика), ни найти этой силе применения - героически-воинского (как у Ильи Муромца и других русских богатырей, охраняющих границу) или хозяйственно-производительного (как у Микулы Селяниновича). Святогор изолирован от других героев былинного эпоса (Илья Муромец нужен только для того, чтобы присутствовать при гибели Святогора и как бы усвоить пагубные уроки чрезмерной и нецеленаправленной силы), не совершает никаких подвигов. В отличие от других богатырей Святогор неподвижен, привязан к одному локусу (Святые горы).

№ слайда 13

Описание слайда:




Top