Святые места России: где и как просить исцеления и здоровья. Краткое сообщение о жизни святых

Эта книга – четвертая в серии о святынях России. Из первой главы вы узнаете об истории почитания святых источников и о беспрецедентных гонениях на них в советское время. Во второй и третьей главах рассказывается о самых известных источниках России – тех, которые связаны с явлениями Богородицы или с именами великих святых. О святых колодцах пойдет речь в четвертой главе, в пятой – о святых ключах. Шестая глава посвящена святой воде озер.

Глава 1
Святые источники: история почитания и гонений

Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею.
Свт. Димитрий Херсонский

Вода… Без нее человек обречен на гибель. Не случайно у многих народов уже в глубокой древности сложились особые культы, связанные с колодцами, ручьями, реками. Язычники поклонялись «духам источников». Египтяне почитали священным Нил, индусы – Ганг, германцы – Рейн. Божество воды было одним из главных в языческих религиях. Его нужно было умилостивить жертвоприношениями, и тогда божество обеспечивало влагой посевы и не губило скот, а когда людям приходилось доверять свою судьбу воде, благополучно отпускало их на сушу.
Так было везде – у ассирийцев и персов, у китайцев и американских индейцев. Только у одного народа мы не найдем подобного отношения к воде, только один народ не молился духам источников, и, как ни странно, именно среди него находились люди, которым была дана власть над капризной стихией.

И пришли сыны Израилевы, все общество, в пустыню Син в первый месяц, и остановился народ в Кадесе… И не было воды для общества, и собрались они против Моисея и Аарона, и возроптал народ на Моисея и сказал: о если бы умерли тогда и мы, когда умерли братья наши пред Господом! зачем вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть здесь нам и скоту нашему? и для чего вывели вы нас из Египта, чтобы привести нас на это негодное место, где нельзя сеять, нет ни смоковниц, ни винограда, ни гранатовых яблок, ни даже воды для питья? <…> И взял Моисей жезл от лица Господа, как Он повелел ему. И собрали Моисей и Аарон народ к скале, и сказал он им: послушайте, непокорные, разве нам из этой скалы извести для вас воду? И поднял Моисей руку свою и ударил в скалу жезлом своим дважды, и потекло много воды, и пило общество и скот его
(Числ. 20, 1–11).
Да, в греческих мифах можно найти рассказ о Посейдоне, который, ударив трезубцем о землю, вывел из-под нее источник. Но Посейдон почитался у греков богом, Моисей же таковым не был. Никогда еще люди не приписывали смертному власти над водной стихией! Ветхий Завет рассказывает, как жезл пророка, ударивший по реке, сделал ее непригодной для питья, а рука Моисея, простертая над морем, заставляла расступаться волны…
И все же бросается в глаза любопытная деталь: во времена Ветхого Завета почти не было источников, вода которых подавала бы исцеления. В Библии упоминается только один такой источник – Овечья купель. Однако за века после Рождества Христова прославились сотни и даже тысячи святых источников! От их вод произошло огромное количество чудес, множество людей получили исцеление… Но загадки здесь нет. Эти чудеса стали возможны после пришествия Христа. Бог пришел на землю, Бог стал человеком. Бог принял крещение в водах земной реки.
В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской… И крестились от него в Иордане, исповедуя грехи свои… Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну – креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду… И крестившись, Иисус тотчас вышел из воды, – и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него
(Мф. 3, 1–16).
Крещение Христа освятило само естество воды. В день, когда Иисус из Назарета вступил в воды реки Иордан, произошло великое чудо. И это чудо длится уже почти две тысячи лет. Оно проявляется, например, в том, что вода, которая освящается в церкви, не портится, стоит годами и даже десятилетиями. Вода эта обладает удивительными свойствами, помогает в различных недомоганиях и болезнях. Это знают даже те, кто далек от веры в Бога, не случайно в праздник Крещения (19 января) храмы переполняются народом, люди выстаивают многочасовые очереди за святой водой. Не человек, не священник освящает воду в этот день – ее освящает Сам Господь. Именно поэтому в полночь на Крещение можно набрать воды из реки, из озера, из колодца, из любого источника – и она будет обладать свойствами святой воды.
Бог даровал евреям воду по молитве Моисея. Как мы уже видели, после пришествия в мир Христа дар отворять источники и управлять потоками воды получили многие. Вот еще два примера – из нашей православной истории.
XVI век. Преподобный Александр Свирский († 1533) по просьбе братии решает устроить мельницу. Для этого нужно прокопать канал из верхнего озера в нижнее. (Последнее находилось от монастыря на расстоянии «двух полетов стрелы».) Во время работ внезапно вода с огромным шумом устремляется вниз, прямо на обитель. Иноки в ужасе ждут затопления и гибели монастыря. Но святой Александр, преклонив колена и воззвав к Богу, изображает крест против устремления воды. Тотчас ее течение останавливается.
XIX век. Преподобный Герман Аляскинский († 1837) останавливает наводнение по просьбе алеутских индейцев. Он ставит икону на берегу, определив предел, через который вода не должна перейти, и встает на молитву. И вода не доходит до священного рубежа.

Английский писатель Клайв Стейплз Льюис писал: «Есть одна религия в мире, по крайней мере единственная, какую я знаю, с которой невозможно сделать одну вещь. Например, из буддизма можно удалить чудеса, приписываемые Гаутаме Будде, и он ничего не потеряет. Кстати сказать, чудеса эти описаны в поздних буддийских текстах, а прежде о них не говорилось, что не мешало исповедовать буддизм. Так же и в исламе, в сущности, ничего не изменится, если вы удалите из него чудеса. Напротив, образ пророка, убеждающего людей одним только словом, от этого бы только выиграл. Но все это невозможно сделать с христианством, потому что христианская история – история великого чуда».
Трудно сказать лучше. Да, наша история – «история великого чуда». Много на свете языков и много религий и вероисповеданий. И все же ни одна страна и ни один народ не могут предъявить столько дивных чудес, сколько есть их и доныне у христиан. Где еще люди исцелялись возле останков умерших? Где простые изображения на холсте или доске не горели в огне, являлись в воздухе, источали миро? И где человек останавливал наводнение и изводил из-под земли источники с целебной водой? И где еще был родник, подаривший людям столько чудесных исцелений, сколько Живоносный источник близ Константинополя?

Овечья купель и Живоносный источник

Эти два источника, наверное, самые знаменитые в истории человечества. Один из них относится к временам Ветхого Завета, другой – к периоду Нового.
О чудесном источнике рассказывает в Евангелии апостол Иоанн Богослов.

Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда (Дом милосердия), при которой было пять крытых ходов: в них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды; ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью. Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет. Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров? Больной отвечал ему: так, Господи; но не имею человека, который бы опустил меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня. Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи. И он тотчас выздоровел, и взял постель свою, и пошел
(Ин. 5, 2–9).
Тридцать восемь лет лежал этот человек в грязных ходах купальни у Овечьих ворот и не мог дождаться своей очереди на исцеление, а Иисус сделал его здоровым, сказав только «встань и ходи». Как же страдал человеческий род до Христа, какими же скупыми дарами проявлялась благодать в ветхозаветное время («Ангел Господень по временам сходил в купальню») и как легко получали люди ее дары после Его пришествия!

Перенесемся к другому источнику – новозаветному. Мы увидим просторный храм с четырьмя портиками, с куполом, «прекрасным, как небо, и блистающим, подобно огню». Свод храма украшен золотом, стены выложены мозаикой. Свет, попадающий в храм через сводчатые окна, отражается сводами и стенами и освещает его целиком. Внутри купола изображены чудеса Христа и Пресвятой Девы Марии, а на самой его середине изображен Живоносный источник и Богоматерь с Предвечным Младенцем на руках. Лик Богоматери, обращенный к воде, отражается в самом источнике, как в зеркале. Источник этот находится в середине храма. К нему ведут двадцать пять ступеней; прекрасная мраморная решетка предохраняет сходящих вниз от падения. У верхней части источника в мраморе сделано углубление, в которое втекает вода. Через скважины она устремляется в великолепный мраморный бассейн. У алтаря стоит каменная чаша, откуда люди черпают ковшом животворящую влагу… Это церковь Живоносного Источника в Балаклии, в окрестностях Константинополя. Ее чудесный родник поистине был неисчерпаемым источником чудес благодати Божией в течение многих веков. И каждый, кто ежедневно сходил в него – первым, вторым или даже последним, – по вере своей получал исцеление.
История храма уходит корнями в первые века. Некогда в тех краях было место, посвященное Богородице, окруженное кипарисами и платанами. Посреди него находился источник, от воды которого совершалось много чудес. Но храма на этом месте долгое время не было; постепенно источник засорился, и место заглохло от кустарников и накопившейся тины, препятствовавшей течению воды.
Предание гласит, что в 450 году здесь проходил римский солдат по имени Лев. Он увидел слепого, блуждавшего по непроходимым местам. Чувство сострадания заставило его подать несчастному руку и вывести на тропинку, но слепец изнемогал от усталости, зноя и нестерпимой жажды и не мог стоять на ногах. Воин посадил его под дерево, а сам отправился на поиски воды для слепого. Долго искал он хоть какой-нибудь источник, но не находил его, и вдруг услышал голос: «Не трудись, Лев, искать воды далеко: она подле тебя». Устрашенный чудесным голосом, он начал осматривать место, чтобы отыскать указанную воду. Ее не было. И снова раздался голос: «Лев-царь, войди в эту густую рощу, возьми воды и утоли жажду страждущего, а тиной от источника помажь ему глаза. Тебе предстоит построить на месте сем храм, и Я буду внимать молитвам приходящих сюда и подавать исполнение всех прошений». В роще Лев действительно отыскал родник и, взяв от него воды и тины, поспешно отыскал слепца. Слепорожденный, помазав глаза тиной, прозрел и без проводника ушел в город, прославляя Богородицу.
После Маркиана Лев Макелл был возведен на византийский трон и стал императором Львом I. Он повелел очистить чудотворный источник и воздвиг на нем храм во имя Божией Матери, назвав его храмом Живоносного Источника. По сохранившимся свидетельствам, в источнике происходили исцеления от воспалений, переломов, немоты и глухоты, рака, проказы, паралича. Были случаи, когда умершие люди, омытые святой водой источника, воскресали…
Через сто лет после основания храма Живоносного Источника исцеление получил император Иустиниан. Он жестоко страдал от каменной болезни, но Богоматерь, явившись ему в ночном видении, послала его к Своему источнику. Исцелившись, он еще более украсил храм и основал здесь иноческую обитель.
Спустя несколько веков император Лев Мудрый возродил древний храм во всем блеске и установил празднование Обновления Храма Живоносного Источника. Чудеса, совершавшиеся здесь, были столь многочисленны, что Православная Церковь еще в древнее время установила в пятницу Светлой недели совершать празднование в честь Божией Матери – в воспоминание исцелений, совершавшихся у Ее Живоносного источника.
Но вот со времен явления Божией Матери на источнике прошло около тысячи лет. В 1453 году Византия пала под ударами турок. Храм, бывший свидетелем множества великих чудес, был разрушен до основания. Его сокровища пошли на отделку мечети султана. Под землей и обломками исчез сам фундамент храма. Цветущая окрестность Живоносного источника была обращена в долину смерти – в кладбище мусульман. Сам источник почти заглох под грудой камней, турецкие часовые не пропускали к нему христиан.
Постепенно строгость этого запрета исчезла, и грекам разрешили построить здесь маленькую церковь. Паломничество возобновилось, вновь стали случаться чудесные исцеления, причем даже среди иноверцев. Но в 1821 году церковь разрушили, а источник засыпали. И еще раз христиане разгребли руины и очистили источник. Позднее здесь была найдена доска, полуистлевшая от сырости и времени, с записью десяти чудесных исцелений, которые произошли с 1824 по 1829 год.
Но вот пришли другие времена. При покровительстве Российской империи греки стали освобождаться от турецкого рабства. В годы правления султана Махмуда православные получили возможность совершать службы. В третий раз они воздвигли храм Живоносного Источника, снова заструилась вода по мраморным плитам. В 1835 году вселенский патриарх при стечении огромного количества народа освятил церковь, которая стоит до сего дня. Неподалеку была построена больница и богадельня. Невозможно перечислить все чудеса. Они совершаются и доныне, причем исцеление получают не только православные, но и католики, григориане, турки. У мусульман в этих местах особенно почитается Божия Матерь – «великая среди женщин Святая Мария» и сам храм, воду из которого они называют «водой Святой Марии».

Почитание источников на Руси

«О, светло светлая и прекрасно украшенная земля русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими, реками и источниками местночтимыми!..» – так начинается знаменитое «Слово о погибели Русской земли». Источники здесь стоят в первом ряду красот Руси, говорится об их многочисленности и почитании. Безусловно, в языческие времена славяне, подобно другим народам, поклонялись источникам. Но вот вера в идолов сменилась христианством, Русь из языческой постепенно становилась святой. Уже в первые века после Крещения Руси начинают обретаться святые образы Богородицы – часто в труднопроходимых местах, лесах, болотах, нередко – над источниками. Так почитание Божией Матери, Ее икон неразрывно входило в народный быт вместе с почитанием Ее святых источников.
Жировицкая икона

…В первой половине XII века в городе Мстиславле жил владетельный князь Симеон. Внезапно князя поразила слепота. Симеон много молился об исцелении от недуга и однажды ночью увидел во сне некий источник. Князь узнал места, явленные ему в сонном видении, и наутро велел везти себя туда. Его подвели к источнику; князь омыл глаза водой из него и прозрел. Подняв голову, он заметил в листве росшей над источником тенистой липы икону. Так была обретена чудотворная икона Божией Матери Пустынская, которая много веков была главной святыней Пустынского Успенского монастыря.
…В 1191 году в местечке Жировицы неподалеку от города Слонима явилась икона. Ее нашли стоящей на грушевом дереве пастухи литовского вельможи Александра Солтана. Дерево росло над источником. Солтан выстроил на месте явления храм, а впоследствии здесь возник Успенский монастырь. Водой из чудесного источника много веков подряд запасались богомольцы, приходившие в обитель поклониться чудотворной Жировицкой иконе.
…В 1295 году житель города Рыльска охотился по берегам речки Тускары и неожиданно увидел в лесу при корне дерева икону. Он поднял ее, и в ту же минуту из-под земли забил источник. На месте обретения чудотворного образа возвели часовню, затем на ее месте устроили монастырь, а под горою, у самой реки, возвели церковь Живоносного Источника.
Целебные источники обретались в России и в более поздние времена.
…В начале XIX века в Тамбовской епархии была обнаружена икона Божией Матери «Явленная». Крестьянин нашел ее в густом лесу, в урочище, называемом Лепяги, на дереве, из-под корней которого струился источник. Впоследствии здесь поставили Димитриевский Троекуровский монастырь. На месте явления был устроен специальный колодец, из которого паломники набирали целебную воду.

Помимо Богородичных почитались на Руси и другие источники: возникшие или уже существовавшие на месте явления икон святых угодников (например, Параскевы Пятницы, святителя Николая); изведенные из-под земли святыми; получившие благодатную силу по молитвам священнослужителей Церкви. Поклонение источникам было включено в годовой круг церковного календаря. Крестные ходы к источникам и водосвятные молебны очень полюбились народу. Днями, когда совершается водосвятие, стали 5/18 января (крещенский сочельник), 6/19 января (Святое Богоявление), пятница Светлой седмицы (празднование иконы Божией Матери «Живоносный источник»), преполовение Пятидесятницы (среда четвертой недели по Пасхе), 1/14 августа (Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня). Кроме того, во многих приходах возник обычай совершать водосвятие в дни храмовых праздников или в дни памяти особенно почитаемых святых, например пророка Илии (20 июля / 2 августа), Пантелеимона Целителя (27 июля / 9 августа), Николая Чудотворца (9/ 22 мая, 6/19 декабря), Параскевы Пятницы (28 октября / 10 ноября), Василия Великого (1/14 января), Серафима Саровского (2/15 января, 19 июля / 1 августа).
Над особенно почитаемыми источниками ставили часовни и храмы. Необъяснимые, мгновенные исцеления людей в источниках убеждали их в том, что благодатность этих святынь отнюдь не мнимая. Последнее подтверждалось и тем, что одержимые возле святых источников начинали бесноваться точно так же, как в храмах, у святых мощей и икон. Часто бывало и так, что во время купания бес, не выдерживая святости вод древнего родника, оставлял тело одержимого, и человек исцелялся…

Иконы и храмы Живоносного источника

Чудесные события в Балаклии вдохновили иконописцев на создание особого образа. Так появилась икона «Живоносный источник».
Из русских икон этого типа наиболее известен образ Симона Ушакова. Знаменитый иконописец создал свой «Живоносный источник с чудесами» в 1688 году. В шестнадцати клеймах он изобразил чудеса, совершавшиеся от источника. До революции чудотворные и местночтимые иконы «Живоносный источник» находились в Саровской пустыни Тамбовской епархии, в Новодевичьем монастыре в Москве, в Акатовом Алексеевском монастыре в Воронеже.

На иконах этого иконографического типа Пресвятая Дева изображается сидящей с Младенцем в большой купели. Она – Источник Жизни и Спасение миру. Через этот Источник Богородица, по Своему великому милосер дию, дарует людям чудесную помощь… На иконе изображают двух парящих ангелов, а также вселенских святи телей – Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. Они черпают живоносную воду и раздают стоящим вокруг. На переднем плане пишутся одержимые недугом люди, припадающие к чашам с водой из живительного родника. Часто среди страждущих изображают императора. Из деревянного кладезя бьет водяная струя. Пруд с рыбой означает «Балаклий» (в переводе «рыбное место»).

Из храмов был наиболее знаменит собор Саровской пустыни. В начале XVIII века сюда пришел старец Исаакий. Он принес с собой икону Божией Матери «Живоносный источник». 28 апреля 1706 года Исаакий заложил церковь, а через пятьдесят дней она уже была готова к освящению. Впоследствии на месте деревянного был воздвигнут каменный собор. Зимний храм Живоносного Источника Пресвятой Богородицы занимал центральное место в монастыре и составлял главную красоту Сарова. С. В. Булгаков писал в 1913 году: «Из храмов обители прежде всего останавливает на себе внимание чудный пятиглавый храм Живоносного Источника. Он очень красив и снаружи и внутри. Алтарь отделен от храма резным золоченым с колоннами иконостасом. За клиросами находятся такие же резные и золоченые киоты, в которых помещаются иконы: за правым клиросом – икона Живоносного Источника Божией Матери, которая, по преданию, принесена первыми основателями пустыни, перед которой часто молился отец Серафим и от которой многие получали исцеление, молясь перед нею по совету преподобного Серафима; за левым – Успения Богоматери. Громадный купол, в котором написана Святая Троица и Собор всех святых, покоится на 4 столбах, из которых 2 находятся в храме, а другие 2 – в алтаре, за иконостасом».
Другая знаменитая церковь Живоносного Источника возведена в Тихоновой пустыни под Калугой. Прекрасный храм Живоносного Источника (деревянный, в византийском стиле) построен в 1887 году над колодцем преподобного Тихона. Церковь Живоносного Источника украшала Коренную Рождество-Богородицкую пустынь под Курском. Даже на Соловках был храм Живоносного Источника. Он стоял в Филипповской обители, в двух верстах от Соловецкого Преображенского монастыря.

Турки-мусульмане одними из первых устроили гонения на православные святыни. Они разрушили храм Живоносного Источника под Константинополем и попытались уничтожить сам родник. Нечто подобное, только в несравненно больших размерах, уже в XX веке пережила Россия. Источники тогда разделили судьбу храмов, святых мощей и икон, они стали объектом гонений и поруганий.

Первая волна гонений на святые источники

Уже первые годы советской власти ознаменовались гонениями на Церковь. Мощи святых и иконы изымались или уничтожались. Святым источникам повезло чуть больше – реквизировать их и поместить в музей было невозможно, а уничтожение требовало усилий и затрат. Иногда большевики довольствовались тем, что разрушали храмы и часовни с купальнями; источники же продолжали пробиваться к людям и дарить им свою живую воду. Впрочем, бывало и по-иному.
До революции паломники, направлявшиеся в Троице-Сергиеву лавру, часто останавливались в Покровской обители в Хотькове – поклониться мощам святых Кирилла и Марии, родителей Сергия Радонежского, и утолить жажду из глубоких колодцев монастыря. В начале 1930-х монастырь закрыли, мрамор с соборов пустили на отделку станции «Комсомольская» Московского метрополитена. Церковную утварь большевики собрали и сбросили в колодцы, а сами колодцы засыпали и заложили цементными плитами.
В Александро-Свирском монастыре под Лодейным Полем много веков славился кладезь, ископанный когда-то самим преподобным Александром. Вода в нем была целебной, над колодцем стояла каменная часовня. И вот святотатцы устроили в ней бензоколонку, много лет заливали все кругом бензином и соляркой. Сама земля в радиусе нескольких метров от часовни оказалась отравленной.
Под Новгородом некогда существовал знаменитый Рождественский монастырь (село Передки). Однажды монахи обнаружили под собором родник с очень прозрачной водой, и в ней плавала икона Божией Матери «Умиление». И от иконы, и от источника было много чудес. В 1935 году коммунисты закрыли каменный храм (с тех пор икона исчезла), а святой источник засыпали.
Самым знаменитым источником России на рубеже XIX–XX веков был источник Святого Серафима (Тамбовская губерния). Здесь, на ближней пустыньке преподобного Серафима, происходило огромное количество чудесных исцелений. В источнике купались многие известные люди. Сам государь Николай Александрович с супругой Александрой Федоровной совершал омовение в водах святого источника. Неудивительно, что большевики снесли все постройки на пустыньке преподобного, а источники основательно залили бетоном. После этого вода, не найдя выходов, ушла вглубь, речки Саровка и Сатис сильно обмелели.

Вторая волна гонений

Самые страшные акты вандализма по отношению к православным святыням были предприняты в 30-е годы. Во время Великой Отечественной войны и после нее сил и времени на разрушение храмов уже не хватало: нужно было защищать страну, а затем восстанавливать ее из руин. И в конце 50-х советская власть стала пожинать плоды великой войны, во время которой произошло массовое возвращение русского человека к Богу. «Усиление научно-атеистической работы» желаемого эффекта не приносило, приходилось снова закручивать гайки. Но очень скоро поняли, что самая большая проблема богоборческой власти не несколько сотен действующих храмов, а миллионы православных по всей стране. Специальные уполномоченные слали отчеты из самых глухих мест Союза, и итог этих докладов был неутешительным – люди жили по обычаям Православной Церкви: отмечали праздники, совершали крестные ходы, молились возле стен разрушенных храмов. Были и неприятные для коммунистов сюрпризы. Выяснилось, например, что в Новгородской области существует множество святых источников, весьма почитаемых и посещаемых народом.

Кроме этих ценностей, наши края богаты на места, куда стремиться попасть душа верующего христианина. К ним никогда не зарастет тропа, здесь чувствуется удивительная атмосфера, которая способна зарядить человека энергии, дать ему силу, стремление, укрепить его дух и открыть для него множество новых познаний.

К таким местам ведет лишь одна дорога – Вера.

Что такое паломничество

Если сказать обобщенно, то паломничество - это поездка по святым местам. Однако это не весь глубинный смысл, который заложен в этом слове. На самом деле это дорога к Богу. У каждого она своя, кто-то хочет поблагодарить за чудо, для кого это последний оплот надежды. Ведь зачастую дорога к Богу идет через муки, страдания, безнадежность, отчаянность. Люди приходят ко святым местам в поисках чуда и получают его. Здесь не судят по одежде, уму, на святой земле все мы равные.

Четвертый Удел Божьей Матери на земле — Дивеево

В Нижегородской области расположено старинное село, основанное в 1559 году – Дивеево.

Как добраться

Из Москвы можно доехать до Нижегородской области на поезде. Несколько раз в неделю с Казанского вокзала отходит состав, идущий до станции «Арзамас-2». Недалеко от станции расположен автовокзал. С него каждые 1,5 часа идут автобусы до села. Время в пути примерно 1,5 часа. Также можно доехать до места назначения на такси либо на маршрутке.

Владельцы собственного автомобиля смогут добраться самостоятельно, по трассе Е-22/М-7. Дорога займет в среднем до 7 часов.

Чем славится местность

Монастырь Дивеево среди верующих является последним уделом Божьей Матери. На его территории хранятся мощи Серафима Саровского. Святой старец при жизни исцелял заблудшие души людей, открывая им дорогу к Богу. Многие приезжают сюда, чтобы поклониться святым мощам.

Обязательным местом посещения для паломников является канавка. Она была вырыта Серафимом Саровским в 1829 году. Согласно легенде если пройти по ней, и 150 раз прочитать молитву Богородице, то она будет услышана.

Примерно в 20 минутах ходьбы от храма расположены святые источники, ели в них окунуться три раза, то можно получить душевное и физическое исцеление.

Оптина пустынь

Одним из духовных центров России является мужской монастырь Оптина пустынь, основанный в начале XVI века, он расположен в Калужской области. Оптинские старцы на протяжении веков отличались своей мудростью. Они были готовы поддержать ослабевшего, поднять оступившегося и помочь обрести покой заблудшей душе.

Как добраться

Каждый день из Москвы со станции «Юго-западная» отходит автобус, рейсом до Козельска, оттуда до места можно будет добраться на автобусе, либо на такси. Примерное расстояние 3 км. Золотистые купола храмов видны издали, поэтому проехать нужную остановку невозможно.

В чем сила

История Оптиной до сих пор покрыта тайной, по некоторым данным она была основана в начале XV века. Старцы были наделены особой силой, по слухам они управляли людьми из различных сословий. Частыми гостями в ските были Достоевский, Гоголь, Толстой.

На территории монастыря работают семь храмов. Главным комплексом является Введенский собор. В нем хранятся мощи, а также одна из почитаемых икон – Казанская икона Божией Матери.

Нило-Столобенская пустынь

Живописный остров Селигер славится не только живописной природой, но и местами Силы. Одним из них является монастырь Нилова пустыня. Он был построен отшельниками-молитвенниками. Уединенное место пропитано верой, помогает найти мир с самим собой.

Как добраться

Со станции «Тушинская» из Москвы до Осташкова отходят автобусы. Время в пути 6 часов. Добравшись по села, нужно будет пересесть на автобус, идущий до Светлицы. Следует учесть, что транспорт по данным направлениям ходит по пятницам и воскресеньям. Если вы приехали в другой день, то можете воспользоваться услугами такси.

Святыни монастыря

Главной святыней храма являются мощи святого Нила Столобенского. Паломники приходят сюда, чтобы помолиться о здравии близких и попросить о душевном очищении.

Шедевр зодчества – Кижи

Кижи – уникальное место, где царит атмосфера удивительного спокойствия. Многие паломники приезжают сюда, чтобы набраться сил, укрепить дух и веру. Местная природа, архитектурные сокровища и святая земля всячески этому способствуют.

Как добраться

До Петрозаводска из крупных городов России регулярно осуществляются рейсы. Оттуда до Кижи можно добраться на метеоре или комете.

Главные святыни

Кижи – это не только храм, это шедевр деревянного зодчества. Главным храмом является Кижский погост и храм Преображения Господня. При его строительстве не было использовано не единого гвоздя. Во время паломничества можно посетить весь ансамбль, а также увидеть старинный иконостас. Несмотря на ветхость времени, эта несравненная сказка куполов дошла до нас, сохранив в себе все волшебство. После экскурсии вы сможете почувствовать неземную легкость и силу.

Ореол святости – Соловецкий монастырь

Одним из культурных наследий Соловецких островах является одноименный монастырь.

Как добраться

Из аэропорта Шереметьево несколько раз в неделю осуществляются рейсы в Архангельск. Оттуда до острова можно добраться на теплоходе, остановка пристань «Набережная бухты Благополучия».

Главные святыни

Этот центр духовной жизни является ярким примером образа града небесного Иерусалима на нашей земле. Земная красота символизирует красоту духовную. Еще во времена язычества древние саамы считали здешние земли святыми. Монастырь был построен в XV веке, и практически сразу стал крупнейшим духовным центром. Несмотря на годы лихолетья, здесь сохранилась особая атмосфера. Во время паломничества вы сможете посетить Сергиевский скит, Троицкий скит, Андреевскую пустынь, а также Каменные лабиринты.

Свято-Троицкая Сергиева Лавра – духовный центр России

Троице-Сергиева Лавра – находится на территории Сергиевского посада. Комплекс был основан в XIV веке, за всю свою историю он был свидетелем не одно масштабного события. В настоящее время в обители проживают около 200 монахов. Благодаря своему архитектурному облику, монастырь вошел в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Как добраться

Добраться до места можно на электричке, которая отходит с Ярославского вокзала. Вам нужно будет доехать до станции Сергиев Посад. От вокзала до монастыря расстояние небольшое, можно пешком дойти примерно за 5 минут.

Кроме этого со станции метро «ВДНХ» до Сергиева Посада идет автобус под номером 388. Время в пути займет в среднем 1,20 минут.

Главные святыни

Совершив паломничество в это благодатное место, обязательно посетите Троицкий собор, Успенский собор, а также Колокольня Троице-Сергиевой Лавры. История монастыря тесно связана с самой историей Руси. Именно здесь Дмитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву, также здесь принимал присягу бояр будущий царь Петр I. За всю историю здесь смогли сохраниться различные иконы, старинные рукописи все это можно будет увидеть во время экскурсии.

Древнее место силы – Псково-Печерский монастырь

Одним из старинных монастырей России является Псково-Печерский. Он был основан в 1473 году и по сей день является местом, куда приходят за помощью многочисленные паломники со всей России.

Как добраться

Обитель находится в 50 км от города Псков. Поэтому удобнее всего добраться до автовокзала Пскова, а затем сесть на 207 автобус и на нем доехать до Печоры.

В чем святость

Монастырь является древнейшим на территории России. В 1473 году здесь была освещена церковь Успения, с этого события и началась история святой обители. Паломничество сюда дадут возможность посетить различные памятники, носящие в себе христианское значение. Главной особенностью является то, что, несмотря на всю свою долгую жизнь, монастырь ни разу не был закрыт.

Кирилло-Белозерский монастырь – священная крепость

Самый большой монастырь на территории Европы – Кирилло-Белозерская обитель. Многочисленные паломники сов сей страны приезжают сюда, чтобы насладиться величием, преклониться перед могущественностью и набраться душевных сил.

Как добраться

Лучше всего посещать монастырь во время речных круизов. С пристани Горицы отходит автобус до Кириллова. Также можно сначала добраться до Вологды, а уже отсюда на любом транспорте до самого места.

В чем святость

Кирилло-Белозерская обитель является одной из значимых на территории нашей страны. Государь Иван Грозный вкладывал в монастырь немалые средства. Во время посещения, вы сможете здесь ощутить странную энергетику, и полное умиротворение. Недалеко от комплекса расположено еще две святые жемчужины: Ферапонтов монастырь, который славится древними фресками, а также Горицкий монастырь, который был основан монахинями из знатных родов.

Верхотурье – величайший собор Российской империи

На реке Туре расположено удивительное место. Где сконцентрировано множество святых мест – Верхотурье. Здесь вы сможете окунуться в полную тишину, которая изредка нарушается колокольным звоном. Говорят, после паломничество в эти края сам Григорий Распутин стал «старцем».

Как добраться

Добраться до святого места легче всего на автомобиле из Екатеринбурга. В этом случае вы должны следовать по Серовскому тракту, до указателя «Верхотурье», и еще проехать 30 км. Общее время в пути займет около 4 часов.

С обоих вокзалов Екатеринбурга отходят автобусы до самого места. Время в пути составит 5 часов.

Кроме этого из Екатеринбурга несколько раз в день ходят электрички до станции Верхотурье.

В чем святость

Многочисленные купола, переливающиеся при лучах солнца, шпили колоколен, прорезывающие синеву неба, вызывают трепет у любого посетителя. Первым делом, следует посетить самый маленький Кремль, расположенный на территории России. Именно Троицкий собор стал главным образом при возведении храмов Сибири.

Третьим по величине храмом в России является Свято-Николаевский монастырь в его стенах хранятся мощи святого Симеона Верхотурского, покровителя рыбаков.

Кроме этого во время поездки вы сможете посетить здешний музей, и несколько других построек.

Валаам – монашеская республика

В число 10 святых мест России входит удивительный Валаам. В этом уголке нашей необъятной родины, чувствуется особая атмосфера. Здесь вы сможете обрести равновесие между мыслями, душой, и телом.

Как добраться

Из крупных городов ходят поезда до Сортавала. Оттуда нужно пересесть на теплоход либо на метеор и добраться до Валаама.

Особенности места

Первые упоминания о монастыре датированы XVI веком. Несмотря на такой временной рубеж, здесь сохранились монашеские традиции, устои. Во время паломничества можно посетить различные церковные постройки, увидеть редкие иконы и иконостасы. На территории храма хранятся мощи основателей святых преподобных отцов Германа и Сергия Валаамских. Кроме этого вы сможете приклониться перед чудотворной иконой Божией Матери Валаамской. Многие паломники просят икону святой праведной Анны исцелить бесплодие.

Пустозерск – истоки Крайнего Севера

Первым русским городом, который был основан за Полярным Севером, является Пустозерск. Он расположено в 20 км от города Нарьян-Мар.

Как добраться

Добраться до него не составит труда. В летнее время до места ходят многочисленные лодки, а зимой можно воспользоваться снегоходом.

Особенность места

На огромной Крайнем Севере этот кусочек суши является крупнейшим памятником русской истории. Он был основан в 1499 году по приказу Ивана III. В историю он вошел как место, куда был направлен в ссылку протопоп Аввакум. Сидя 15 лет в земляной яме он создал «Житие протопопа Аввакума, им сами написанное», который является первым русским романом. Поэтому это место не только Староверческая Голгофа, но и родина русской литературы. Этом место обладает целительной силой. Ежегодно сюда приезжают множество людей, чтобы совершить старообрядческое паломничество.

Рогожская слобода – духовный центр русского старообрядчества

Еще одним духовным центром, где сохранились традиции старообрядчества, является Рогожская слобода.


Как добраться

Рогожская Слобода расположена в Москве. От станции «Площадь Ильича» отходит маршрутка с надписью «Торговый центр «Город». Возле центра не нужно выходить, нужно проехать еще немного, и сразу же станет видна высокая колокольня.

Святость места

В 1771 году здесь было основано Рогожское кладбище, а также построена больница, карантин и небольшая часовня. В начале XIX века были воздвигнуты два собора: Рождественский и Никольский. Со временем были построены и другие места, в числе которых, часовня, богадельни, кельи и т.д. на протяжении двух столетий собор был самым большим на территории столицы, он мог одновременно вмещать более 7 000 верующих. Многие приходят сюда, чтобы совершить паломничество. Это место, затерянное во времени обладает особой силой, которое дает прихожанам спокойствие и умиротворенность. Каждое слово, произнесенное в храме, будет услышано, и мольбы выполнены.

Великие Булгары – руины на Святой земле

Старинный город Булгары расположен на берегу Волги, он притягивает внимание отдыхающих своей красотой и великолепием. Кроме этого здесь расположено большое количество мусульманских святынь, и это место является священным.

Как добраться

С центрального автовокзала и автовокзала «Южный» города Казань отходят автобусы до Болгар. Время отбытия и стоимость проезда нужно уточнить на месте.

В чем особенность

Средневековый город Булгар является одним из популярных мест для паломничества мусульман. На территории города сохранились некоторые постройки и древние руины. Одним из центральных объектов является Северный и Восточный мавзолеи, а также Белая мечеть. Совершая прогулку по этим местам, можно ощутить присутствие Духа. Уединенность и тишина позволяет остаться наедине с самим собой.

Источник Аулия – целебная сила в Вере

Одним из живописных мест России, которое обладает целебными свойствами, является источник Аулия. Он расположен на горе Ауштау в Башкирии.

Как добраться

Самый простой способ это ехать со стороны Верхнеуральска или Белорецка по направлению в Миасс, не доезжая до Куурама свернуть налево на Поляково и Старобалбуково.

В чем особенность

Название источника с башкирского переводится как «Святой». По мнению многих, здешняя вода обладает животворящей силой. Многие паломники приезжают сюда, чтобы избавиться от своих недугов. Кроме этого во время поездки вы сможете посетить могилы трех исламских миссионеров, а также почувствовать удивительную атмосферу этого древнего места.

Мавзолей Хусейн-Бека – творение Тамерлана

Одним из уникальных мест Башкирии является мавзолей Хусейн-Бека, который был построен в честь первого имама в XIV веке по приказу Тамерлана.

Как добраться

От Уфы следует отправиться до поселка Чишмы, он расположен примерно в 2-х километров от столицы. Далее нужно проехать еще примерно 1 километр в сторону кладбища Акзират.

В чем святыня

Во время паломничества вы сможете увидеть несколько уникальных надгробий, на которых сохранились надписи на арабском языке. Вас ждет экскурсия по главному мавзолею, а также возможность посетить древний комплекс – могилу Турухана. По некоторым данным он является прямым потомком Чингисхана.

Паломничество по местам России позволит познать неизведанные миры, и понять истины обычной жизни. У каждого паломника своя дорога к Богу, но начало у всех одно – Вера.

А на каких святых местах бывали вы?

Крещение - один из самых любимых церковных зимних праздников. Издавна люди придавали ему особое значение, еще и потому, что в этот день можно избавиться от физических и духовных недугов. Особенно, в народе почитается крещенская вода , ведь в этот великий праздник вся вода становится целебной. Не зря, на Крещение многие окунаются в прорубь, чтобы укрепить здоровье и почувствовать прилив бодрости. Однако, в храм за святой водой, придающей силы духу и телу, можно сходить когда угодно, не только зимой. Так и источникам можно добраться в любое время года.

Одним из таких мест является источник Сергия Радонежского , возле Сергиева Посада. Считается, что источник помогает исцелиться людям с сердечно-сосудистыми и неврологическими заболеваниями.

Также Московская область может гордиться ещё одним целебным местом-источником преподобного Сергия. Находится источник в Борисово, рядом с Павловым Посадом. Вода из этих мест помогает снять усталость и заживляет раны.

В Ивановской области недалеко от Пестяков расположено известное всем «Родниковое кольцо ». Оно представляет собой десятки источников обладающими самыми разнообразными целебными и полезными свойствами. Каждый из них имеет свой определённый и своеобразный вкус, помогает при различных хворях тела и души. Однако приехать в «Родниковое кольцо» можно не только для оздоровления, а просто для того, чтобы хорошо отдохнуть и налюбоваться красотой природы. Особенно хорошо в этих местах летом.

Следующий удивительный целебный источник находится в Московской области в селе Талеж. Лечебный источник святого Давида и купель, в которой можно искупаться, сделали эти края местом паломничества для людей с различными заболеваниями, особенно с проблемами желудка и кишечника. В Талеже, рядом с источником, расположен целый комплекс, в котором живут, приехавшие для оздоровления в святом месте, посетители. Многие добираются за сотни тысяч километров, чтобы просто набрать домой целебной воды, ведь она имеет особые и может не портится больше месяца.

Уникальным местом является святой источник Пантелеймона-целителя в посёлке Ремовка Донецкой области. Слава об источнике растёт из года в год, привлекая к своим целебным водам всё больше и больше паломников. Вода из источника богата минералами и серебром. Учёные брали пробы и пришли к выводу, что эта вода невероятно полезна. Вкус источника целителя Пантелеймона неподражаем, его смог оценить когда-то ещё сам Пётр І.

Необычные целебные свойства имеют источники Ленинградской области. Одним из таких мест является деревня Тервеничи. В ней при женском монастыре находится родник, способный исцелить людей, страдающих астмой и аллергией.

Ещё одним святым местом в Ленинградской области - монастырь Александра Свирского. Сюда приезжают люди, в основном, с болезнями суставов и проблемами опорно-двигательного аппарата.

В Пермской области в Верхне-Чусовских городках находится источник, исцеляющий от душевной боли, тревоги и печали. Святая вода поможет заживить душевные раны от неразделённой любви, потери близкого и от многих других душевных терзаний.

Родники всегда воспринимались как источники не только чистой и вкусной, но и целебной воды, чудесным образом воздействующей на человеческий организм. Даже при современном уровне развития медицины количество поклонников родниковой воды с каждым годом увеличивается. Корни этой веры восходят к языческим временам, когда природа была объектом поклонения. О «живой» и «мертвой» воде повествуют русские сказки и былины. На территории Центральной России немало святых источников.

Согласно православным преданиям, целебные источники появляются там, где в разное время происходили различные богоугодные и знаменательные события. Часто такие источники носят имена подвижников Русской православной церкви, они освящены и оберегаются русским народом как целебные. Многие из них благоустраиваются и преображаются силами верующих, на некоторых строят купальни и часовни. К таким источникам идут и идут паломники. В последние годы возле новых и возвращенных церкви храмов и монастырей появилось немало родников, в том числе «оживших». В памятные дни около них служатся водосвятные молебны, совершаются крестные ходы.

В Центральной России известно несколько тысяч источников. Особенно много их в местах, где у поверхности залегают известняки, через трещины которых подземные воды выходят на поверхность. Наиболее почитаемые источники, как правило, расположены на территории или в окрестностях знаменитых православных монастырей и храмов, некоторые объявлены памятниками природы.

В Московской области самые известные источники находятся в Сергиевом Посаде и Звенигороде, городах с богатой культурной традицией.

Источник Гремячий ключ, уникальный памятник природы Подмосковья, расположен в 13 км от Сергиева Посада, в окрестностях деревни Взгляднево, на крутом правом берегу реки Вондиги. От автомобильной стоянки к роднику и всем постройкам комплекса проложены широкие деревянные мостки. В самом низу склона размещены купальни, куда сверху плотной струей по деревянным лоткам спадает вода. Вверх к источнику ведет лестница с несколькими площадками для отдыха. У самой верхней из крутого известнякового склона бьют сильные струи. Три самых мощных из них выведены в лотки, напоминающие головы сказочного Змея Горыныча. Потокам приписывают лечебные свойства: правый – «от сердца», средний – «от головы», левый – «от женских болезней». Эти струи дают начало ручью длиной 25 м, который спадает вниз по склону к Вондиге. В 3 м левее от основных струй находятся еще три родниковых выхода непосредственно из земли, они объединяются в один поток, выведенный в купальню. Вода источника слегка минерализована, ее состав близок к кисловодскому нарзану, но концентрация солей в несколько десятков раз ниже. В воде присутствует радон, составляющий характерную для любой подземной воды «фоновую» величину, что и породило слухи о «радоновом источнике».

На берегу Вондиги в 2002 году построен деревянный храм Преподобного Сергия Радонежского, а в 300 м от него стоит часовня.

Гремячий ключ в любую погоду привлекает большое число богомольцев и туристов. Особенно многолюдно здесь бывает на Крещение – 19 января, когда, несмотря на трескучие морозы, многие совершают омовение.

К этому важному дню дорогу к источнику расчищают от снега, чтобы удобнее было подъехать на машине. Летом грунтовая дорога, ведущая через поле к источнику, после малейшего дождя становится труднопроходимой для автотранспорта.

Святой источник у Преображенской церкви в селе Радонеж расположен на юго-западной окраине села, у крутого левого берега реки Пажи. Вода струится из двух труб, в которые убран источник. Перед храмом установлен памятник Сергию Радонежскому. Территория источника благоустроена, от церкви к нему ведет узкая бетонная дорожка, рядом, на Паже, установлена деревянная купальня.

В Звенигороде наиболее известны Святой источник у Городка и родник Преподобного Саввы.

Святой источник у Городка (бывшее село на окраине) сейчас находится в составе Звенигорода, справа от шоссе Звенигород – Саввинская Слобода. Родник, заведенный в металлическую трубу, широкой струей изливается в середине крутого склона левого берега Москвы-реки. От шоссе к нему ведут два ряда широких бетонных ступенек. Здесь служат молебны монахи Саввино-Сторожевского монастыря. Там же находится Успенский собор на Городке (1399 – 1400 годы) К храму можно подняться по тем же ступенькам.

Источник Преподобного Саввы Звенигородского, ученика Сергия Радонежского, находится недалеко от западных стен Саввино-Сторожевского монастыря на холме Сторожа у впадения реки Сторожки в Москву-реку. К источнику ведут деревянные ступени, начинающиеся недалеко от Житной башни монастыря. У родника возведена небольшая часовенка.

Источник Святого Тихона находится в Калужской Свято-Успенской Тихоновой пустыни – мужском монастыре, основанном в XV веке преподобным Тихоном Медынским на правом берегу реки Выпрейки. Разоренный во время Смуты, монастырь был восстановлен при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче усердием игуменов Герасима и Феодосия. Здесь несколько действующих храмов: Успенский собор, храм в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», храм Св. Николая, храм в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость». Источник целебной воды имеет несколько выходов. Территория его благоустроена: оборудованы часовня и купальня, к которым ведут дорожки. По физико-химическому составу вода гидрокарбонатно-кальциевая. Это место паломничества, известное уже более 500 лет.

Самый известный источник Орловской области – Святой колодец – находится на территории национального парка «Орловское Полесье».

Вода этого мощного лесного родника считается не только самой чистой в Орловской области, но и целебной. Она способна излечивать разные недуги, давать силы немощным. Просто выпить воды из Святого колодца нельзя: существует несколько специальных обрядов, которым необходимо следовать.

С незапамятных времен на лесную поляну приходят жители Орловской, Калужской и Брянской областей, хотя этот источник известен и за их пределами. Посетителей можно встретить здесь в любой день, но особым для этих мест считается праздник явления образа Казанской Божией Матери. В этот день народные гулянья на поляне собирают тысячи людей со всей России. Начинается праздник торжественным богослужением возле часовни с образом Казанской Божией Матери. Затем батюшка освящает воду, и лишь после этого люди ее набирают и пьют. По окончании службы наступает время народных гуляний. Целый день приехавшие на праздник веселятся. Каждый человек может показать свою удаль и похвастать редким умением. Родник, обычно спокойный, в этот день становится бурным, слой песка на его дне бурлит от сильных водяных потоков.

Святой колодец Сергия Радонежского расположен на территории Троице-Сергиевой лавры в Надкладезной часовне, возведенной над источником в конце XVII века Часовня и сень, в которую летом поступает вода из колодца, расположены рядом с Успенским собором (1559 – 1589 годы). Часовня представляет собой миниатюрный четырехъярусный храм, увенчанный куполом и крестом, и, как другие постройки монастыря конца XVII века, богато украшена резьбой. Строгие белые стены величественного Успенского собора подчеркивают праздничность декора часовни. Роспись внутри и иконы относятся к XIX веку. Первым, благодаря воде из источника, исцелился и прозрел слепой инок Пафнутий.

По преданию, 600 лет назад Сергий Радонежский со своим учеником преподобным Романом шли из Троицы в Киржач. Им понравилось уединенное место у излучины реки, и они прожили здесь долгое время. В то время Русь была под татарами. Преподобный Сергий молился «о даровании порабощенному русскому народу силы к обретению воли и разума». В знак того, что молитва была услышана, «из недр горы забили пробужденные силою духа струи благодатных источников».

Святой источник преподобного Саввы Сторожевского (Звенигородского) находится в 160 м от стен монастыря, на правом берегу ручья, у автомобильного моста на стыке улиц Пролетарской и Суворова. Над источником устроена купальня, температура воды в ней примерно 2 С. Мужчины и женщины купаются в источнике по очереди. Священнослужителей пропускают первыми. Рядом стоит небольшая часовня, где желающие могут поставить свечи и купить иконы.

Пафнутьевский источник расположен у стен мужского монастыря Свято-Введенская Оптина пустынь в районе города Козельска на берегу реки Жиздры. Монастырь был основан в конце XIV – начале XV века покаявшимся разбойником Оптой, в монашестве – Макарием, поэтому обитель называют еще и Макарьевской. В главном ее храме – Введенском соборе (1750 – 1771 годы) – хранятся святые мощи преподобных Амвросия и Нектария, старцев Оптинских. В храме Казанской иконы Божией Матери (1811 год), самом большом в пустыни, проводятся воскресные и праздничные богослужения. В нем покоятся мощи преподобных Моисея, Антония и Исаакия I. Самый известный из трех крупных источников монастыря расположен в 400 м от обители, выше по течению реки. Вода очень мягкая и обладает целебными свойствами.

Святой колодец – место, окруженное легендами. По преданию, 300 лет назад во время грозы здесь загорелся лес. Когда крестьяне из деревни Старой прибежали его тушить, то обнаружили бьющий из земли источник.

Свято-Введенская Оптина пустынь

Монастырь Оптина пустынь оставил удивительный след в отечественных истории и культуре. Его посещали члены императорской фамилии: великий князь К. К. Романов с сыновьями, великая княгиня Елизавета Федоровна. В 1878 год к преподобному Амвросию приезжал Ф. М. Достоевский; здесь бывали Н. ВЕК Гоголь, А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, братья Киреевские и Аксаковы, М. Погодин, Вл. Соловьев, С. Шевырев, А. Жемчужников, А. Апухтин. После продолжительной беседы со Львом Толстым старец Амвросий с печалью отозвался о мятежном состоянии души писателя.

В России существуют места, которые буквально дышат святой силой и исцеляющим духом. В таких районах человек чувствует себя свободнее, легче, и даже те, кто относят себя к неверующим, признают умиротворяющие свойства таких мест. Несмотря на то что целина и территории подвергаются нападкам со стороны технологического прогресса, а дикая природа уступает полям и огородам, дух таких мест не стареет и даже спустя годы они сохранят свои целебные свойства.

Рациональный взгляд на вопрос

Православные святые места кажутся многим архаизмом, пережитком прошлого и не признаются в качестве целебных в кругу обширной публики, в том числе и молодежи. Стоит отметить, что в первую очередь такие заповедные районы хороши собственным микроклиматом, сложившимся на протяжении нескольких веков бережного отношения к природе. К тому же тур по святым местам России интересен сам по себе, так как позволяет узнать гораздо больше об истории собственной страны.

Так, к примеру, в него входят несколько крупнейших монастырей, являющихся образчиком утраченного мастерства художников и скульпторов прошлого. Лечение красотой и покоем оказывает настолько же положительное влияние на организм и сознание человека, как и терапия, поэтому пренебрегать возможность совместить исторический тур с посещением заповедных мест и источников все же не стоит, по крайней мере сразу и категорично.

Мужской монастырь Свято-Троицкая Сергиева Лавра

Эта обитель относится к категории не просто старых, а вековых. Свято-Троицкая Сергиева Лавра помнит становление Петра Первого, монахи этого монастыря благословляли Дмитрия Донского на грядущую битву, святые браться стояли у амбразур вместе с солдатами, защищая храм от нашествия поляков. В этих местах все здания дышат историей, а тур позволяет посетить все здания храмового комплекса, в том числе кельи и трапезную.

Монастырь находится в Подмосковье, на реке Кончуре в самом центре города Сергиев Посад. Город относится к категории небольших, но богат историей, по его улочкам приятно бродить, размышляя о возвышенном. Непосредственно сама обитель считается старейшей в РФ и врачующей людские души.

Мощи Матроны Московской

святой великомученицы Матроны находятся в Покровском ставропигиальном женском монастыре , который наравне с Лаврой заслужил мировое признание. Россияне из Москвы и Подмосковья знают, что Матрона не откажет в помощи, поможет справиться с недугом и благословит на новые свершения. Просители выступают за исцеление от болезней, помощь в обеспечении благополучной беременности и вразумлении нерадивых отроков.

Что же до остального, то православные верят, что святая заступница способна излечить от таких хворей:

Среди по-настоящему святых мест, где человек чувствует себя лучше и способен познать единение со святым духом, мощи Матроны занимают одно из ведущих и лидирующих мест во всем СНГ. Тур по монастырю также интересен из-за древней архитектуры и сохранившегося на протяжении веков без изменений быта монахинь.

Источник Серафима Саровского в Дивеево

Считается одним из самых целебных мест во всей России. Сюда совершают паломничества те, кто утратил веру в себя, не имеют жилья и страдают от болезней. В монастыре также принимают женщин, которые надеются забеременеть и возлагают надежды на помощь Бога. Как говорят святые братья, святой не отказывает в помощи всем тем, кто верен заповедям Божьим и соблюдает слово Его.

Дарит заступничество всем верующим, воды его источника способны избавить от таких напастей:

Источник чист, вода из него невероятно вкусная, она обладает целебными свойствами и за пределами обители. Воды Саровского источника укрепляют здоровье, помогают справиться с болезнями суставов и мышечных тканей. Святые братья готовы помочь тем, кто участвует в паломничестве, остановится в монастыре или гостинице неподалеку. Тур по этим местам предлагает прекраснейшие виды, так как природа вокруг обители по-настоящему девственна и великолепна.

Источник преподобного Сергия Радонежского

Источник Сергия Радонежского находится в поселке Взгляднево, Сергиево-Посадский район Подмосковья . Преподобный является заступником Руси, щитом верующих от напастей в виде злых языков и врагов. Воды источника, названного в честь преподобного, целебны как для тела, так и для души. Паломничество сюда совершают в поисках заступничества от злословий и козней, в том числе проклятий и дурного глаза.

Известен своим заступничеством над больными, воды его источника дарят избавления всем страждущим, особенно это касается таких болезней:

Тур по «Малинникам», так называют источник местные православные, предполагает не только посещение непосредственно самого святого места, но также и близлежащих лесных массивов, которые сохранили былую красоту и целебный дух. Это православное святое место уникально по своей природе, так как позволяет прикоснуться к святому духу и ощутить его ответ вне стен обители или храма.

Родниковое кольцо в Ивановской области

Источник назвали в честь святого Александра Невского . Существуют подтвержденные прецеденты, когда источник спасал людей от разного рода хворей и напастей, помогал исцелить душу и тело. Рядом с родниковым кольцом есть храм, в котором находятся мощи самого святого. Тур, который включает в себя посещение источника и монастыря, проходит в Ивановской области, здесь же ко вниманию паломников чудесная природа и образчик древней архитектуры, так как храм построен в стародавние времена.

Те, кто совершают паломничества в эти святые места рассчитывают на помощь святого в лечении заболеваний ЖКТ. В водах родника можно искупаться, вход свободный. Многие из православных, которые вошли в воды источника, берут с собой майки и рубашки, в которых купались.

Город Кириллов

Это святое место найти трудно, так как город расположился среди озер Вологодской области и скрывается от глаз любопытных густыми лесами и непроходимыми тропами. Кириллов является, по мнению многих православных, духовным центром на севере России. В городе расположена Кирилло-Белозерская обитель , которая заслужила статус самого большого монастыря в Европе.

Обитель богата на древности и примеры архитектурного мастерства умельцев прошлого. Монастырь богат не только историей, здесь можно прикоснуться ко многим именитым иконам, увидеть, как живут святые брать. Тура как такового в застенки монастыря нет, однако сюда можно приехать своим ходом. Тем, кто соблюдает слово Божье в монастыре всегда рады.

Свердловская область России богата источниками и святыми местами с длинной историей. Одним из таких мест является , который считается одним из лучших в районе Урала . Каждый человек в том районе наслышан о множестве прецедентов излечения прихожан и православных от разного рода хворей и напастей.

Воды источника знамениты тем, что помогают избавиться от проблем с опорно-двигательным аппаратом и способствуют скорейшему заживлению ран. Многие жители Свердловской области, Екатеринбурга и туриста с Урала приезжают сюда поодиночке или вместе с детьми. Сюда же совершают паломничества в поисках познания духовного и исцеления души. Что же до обители, которая расположена рядом с источником, то это всего лишь небольшая церквушка, что многие православные считают скорее плюсом, нежели минусом, поскольку это дает возможность насладиться девственной природой и достичь единения с мыслями.

Истинно верующие и православный люд России слышали о Соловках многое, это почти мифологическое святое место известно своей собственной, внутренней культурой, прекрасной природой и чистейшим, целебным воздухом. Святая обитель находится на Соловецком архипелаге , который расположился посреди Белого моря. Эти места буквально дышат историей, поскольку архипелаг с древних времен считается одним из наиболее сакральных мест на карте России.

В стародавние времена здесь было множество капищ, проводились языческие обряды. Позднее на архипелаге вырос храм и комплекс вокруг него. Позднее появился небольшой поселок и обитель начала разрастаться. Воды Белого моря целебны сами по себе, поскольку богаты йодом. Те, кто совершают паломничество к комплексу, рассчитываю на скорое излечение от болезней опорно-двигательного аппарата, мышечных тканей. Сейчас такое паломничество считается одним из самых серьезных, поскольку комплекс достаточно удален от цивилизации и путь к нему пролегает сквозь дикую природу.

Верхотурье и покровитель Урала

Верхотурье остается одним из немногих слабо популярных мест в современной России поскольку не является именитым. Между тем именно здесь жил чудотворец Симеон Верхотурский , мощам которого приезжают поклониться со всего Урала. Он считается заступником этого региона и помогает местным православным духовным и целебным касанием.

В 1913 году на Верхотурье появился третий по величине в России собор, названный Крестовоздвиженским . Мощи чудотворца хранятся в храмовом комплексе, ходит поверье, что духовник и после своей смерти оберегает Верхотурье, а всем праведным дарует исцеление от болезней.

Храм Святого Николая на Трех Горах

Святой Николай относится к разряду самых любимых святейших у православного люда России. К этому заступнику обращаются по самым разным просьбам, от небольшой помощи в быту, до излечения болезней и даже помощи инвалидам. Храм относится к категории условно молодых, но интересен как пример архитектуры. Паломничество к святому происходит ежедневно.

Что же до окружающей храм природы, то тур в это место можно назвать живописным. Расположение обители позволяет окинуть взглядом просторы вокруг возвышенности. Хороший вид дополняет также и целебный воздух.

Свято-Веденская Оптина пустынь

Происхождение этого храмового комплекса остается неизвестным. Обитель расположена неподалеку от города Козельск и относится к категории одной из древнейших в России. Историки допускают, что обитель выстроили прихожане, озаренные святостью духа. Сейчас комплекс представляет собой небольшой город, который живет сам по себе.

Тур в это святое место дает возможность познакомиться поближе с уникальным бытом монахов, а те же, кто совершает паломничество в храм верят, что здесь на них снизойдет благодать, покой и умиротворение. Обитель остается одной из самых удаленных от цивилизации, поэтому путешествие сюда должно проходить с соответственной подготовкой.

Валаамский архипелаг

Тур по святым местам России стоит заканчивать в наиболее удаленных регионах государства. Архипелаг расположен в Южной Карелии , его население не превышает нескольких сотен монахов, рыбаков и лесничих, которые, впрочем, не вхожи в храм и практически не контактируют со священнослужителями. Паломничество в Валаам совершают в первую очередь ради себя и своего умиротворения. Этот храмовый комплекс велик и охватывает сразу несколько островов. Он прекрасен сам по себе, но вместе с прекрасной и дикой природой Южной Карелии просто великолепен.

Монахи Валаама живут изолировано, но с готовностью примут паломников, путешествующих во имя Божьего. Комплекс интересен как образчик архитектуры, в особенности обратить внимание следует на молитвенный собор. Остановится можно в местных деревнях, где живут рыбаки и охотники. Архипелаг также богат дичью, тут можно натолкнуться на диких животных, что для многих паломников является как счастьем, так и поводом для страха, поскольку зверье остается непуганым. К такому путешествию также следует готовиться как можно тщательнее.

Святые места России, исцеляющие людей, разбросаны по всей территории страны. Увидеть их все – это подвиг сам по себе, поскольку лишь немногие готовы на длительное путешествие, сопряженное с лишениями и самоотречением. Но даже если прийти в одно или два таких места, то можно в полной мере ощутить силу святого духа и прийти к благодати, здоровому телу и крепкой вере.

Вааламский архипелаг







Top