Таблица деятель страна произведения содержание творчества. Мир художественной культуры эпохи возрождения

Для европейцев закончился период мрачного Средневековья, сменившийся эпохой Возрождения. Она позволила возродить почти исчезнувшее наследие Античности и создать великие произведения искусства. Немаловажную роль в развитии человечества сыграли и деятели науки эпохи Возрождения.

Парадигма

Кризис и уничтожение Византии привели к появлению в Европе тысяч эмигрантов-христиан, которые привезли с собой книги. В этих манускриптах были собраны знания античного периода, полузабытые на западе континента. Они стали основой гуманизма, ставившего во главу угла человека, его идеи и стремление к свободе. Со временем в городах, где возросла роль банкиров, ремесленников, торговцев и мастеровых, стали возникать светские центры науки и просвещения, которые не только не находились под властью католической церкви, но и нередко боролись с ее диктатом.

Живопись Джотто (эпоха Возрождения)

Деятели искусства в Средние века создавали произведения преимущественно религиозного содержания. В частности, долгое время основным жанром живописи была иконопись. Первым, кто решился вывести на своих полотнах обычных людей, а также отказаться от канонической манеры письма, присущей византийской школе, был Джотто ди Бондоне, которого считают пионером Проторенессанса. На фресках церкви Сан Франческо, расположенной в городе Ассизи, он использовал игру светотени и отошел от общепринятого композиционного строения. Однако главным шедевром Джотто стала роспись капеллы дель Арена в Падуе. Интересно, что сразу же после этого заказа художника позвали украсить городскую ратушу. В работе над одной из картин, для того чтобы добиться наибольшей достоверности в изображении «небесного знамения», Джотто консультировался с астрономом Пьетро д’Абано. Таким образом, благодаря этому художнику живопись перестала изображать людей, предметы и явления природы согласно определенным канонам и стала более реалистичной.

Леонардо да Винчи

Многие деятели эпохи Возрождения имели разносторонний талант. Однако никому из них не сравниться по его многогранности с Леонардо да Винчи. Он проявил себя как выдающийся живописец, архитектор, скульптор, анатом, естествоиспытатель и инженер.

В 1466 году Леонардо да Винчи отправился учиться во Флоренцию, где кроме живописи изучал химию и черчение, а также приобрел навыки работы с металлом, кожей и гипсом.

Уже первые живописные полотна художника выделили его среди товарищей по цеху. За свою долгую, по тем временам, 68-летнюю жизнь Леонардо да Винчи создал такие шедевры, как «Мона Лиза», «Иоанн Креститель», «Дама с горностаем», «Тайная вечеря» и пр.

Как и другие выдающиеся деятели эпохи Возрождения, художник интересовался наукой и инженерным делом. В частности, известно, что изобретенный им колесцовый пистолетный замок использовался вплоть до 19 века. Кроме того, Леонардо да Винчи были созданы чертежи парашюта, летательной машины, прожектора, зрительной трубы с двумя линзами и пр.

Микеланджело

Когда обсуждается вопрос о том, что дали миру деятели эпохи Возрождения, список их достижений обязательно содержит произведения этого выдающего архитектора, художника и скульптора.

К числу наиболее известных творений Микеланджело Буонарроти относятся фрески потолка Сикстинской капеллы, статуя Давида, скульптура Бахуса, мраморное изваяние Мадонны Брюгге, живописное полотно «Мучения Святого Антония» и многие другие шедевры мирового искусства.

Рафаэль Санти

Художник родился в 1483 году и прожил всего 37 лет. Однако великое наследие Рафаэля Санти ставит его в первые строчки любого символического рейтинга «Выдающиеся деятели эпохи Возрождения».

К числу шедевров художника относятся «Коронование Марии» для алтаря Одди, «Портрет Пьетро Бембо», «Дама с единорогом», многочисленные фрески, заказанные для Станцы делла Сеньятура и др.

Вершиной творчества Рафаэля считается «Сикстинская мадонна», созданная для алтаря храма монастыря св. Сикста в Пьяченце. Эта картина производит на любого, кто ее видит, незабываемое впечатление, так как изображенная на ней Мария непостижимым образом соединяет в себе земную и небесную сущности Богоматери.

Альбрехт Дюрер

Известные деятели эпохи Возрождения были не только итальянцами. К их числу относится и немецкий живописец и мастер гравюр Альбрехт Дюрер, который родился в Нюрнберге в 1471 году. Наиболее значимыми его работами являются «Алтарь Ландауэра», автопортрет (1500 год), полотно «Праздник венков из роз», три «Мастерские гравюры». Последние считаются шедеврами графического искусства всех времен и народов.

Тициан

Великие деятели эпохи Возрождения в области живописи оставили нам изображения своих наиболее известных современников. Одним из выдающихся портретистов этого периода европейского искусства был Тициан, происходивший из известного рода Вечеллио. Он увековечил на полотне Федерико Гонзага, Карла V, Клариссу Строцци, Пьетро Аретино, архитектора Джулио Романо и многих других. Кроме того, его кисти принадлежат полотна на сюжеты из античной мифологии. О том, насколько высоко художника ценили современники, свидетельствует тот факт, что однажды кисть, упавшую из рук Тициана, поспешил подобрать император Карл V. Монарх объяснил свой поступок тем, что прислуживать такому мастеру — это честь для любого.

Сандро Ботичелли

Художник родился в 1445 году. Изначально он собирался стать ювелиром, однако потом попал в мастерскую Андреа Верроккьо, у которого в свое время учился Леонардо да Винчи. Наряду с произведениями религиозной тематики художник создал несколько картин светского содержания. К шедеврам Ботичелли относятся полотна «Рождение Венеры», «Весна», «Паллада и Кентавр» и многие другие.

Данте Алигьери

Великие деятели эпохи Возрождения оставили свой неизгладимый след и в мировой литературе. Одним из наиболее выдающихся поэтов этого периода является Данте Алигьери, родившийся в 1265 году во Флоренции. В возрасте 37 лет он был изгнан из родного города из-за своих политических взглядов и скитался до последних лет своей жизни.

Еще в детстве Данте влюбился в свою ровесницу Беатриче Портинари. Повзрослев, девушка вышла замуж за другого и умерла в возрасте 24 лет. Беатриче стала музой поэта, и именно ей он посвящал свои произведения, в том числе повесть «Новая жизнь». В 1306 году Данте приступает к созданию своей «Божественной комедии», над которой работает почти 15 лет. В ней он изобличает пороки итальянского общества, преступления римских пап и кардиналов, а в «раю» помещает свою Беатриче.

Уильям Шекспир

Хотя идеи Возрождения попали на Британские острова с некоторым опозданием, там также были созданы выдающиеся произведения искусства.

В частности, в Англии творил один из самых известный драматургов в истории человечества - Уильям Шекспир. Его пьесы уже более 500 лет не сходят с театральных подмостков во всех уголках планеты. Его перу принадлежат трагедии «Отелло», «Ромео и Джульетта», «Гамлет», «Макбет», а также комедии «Двенадцатая ночь», «Много шума из ничего» и многие другие. Кроме того, Шекспир известен своими сонетами, посвященными таинственной Смуглой даме.

Леон Баттиста Альберти

Эпоха Возрождения способствовала и изменению облика европейских городов. В этот период были созданы великие архитектурные шедевры, включая римский собор св. Петра, лестницу Лауренцианы, Флорентийский собор и пр. Наряду с Микеланджело, к числу знаменитых архитекторов эпохи Возрождения относится известный ученый Леон Баттиста Альберти. Он внес огромный вклад в зодчество, в теорию искусства и литературу. В сферу его интересов входили также проблемы педагогики и этики, математика и картография. Он создал один из первых научных трудов по архитектуре, озаглавленный «Десять книг о зодчестве». Эта работа имела огромное влияние на последующие поколения его коллег.

Теперь вам известны наиболее известные деятели культуры эпохи Возрождения, благодаря которым человеческая цивилизация вышла на новый виток своего развития.

1. Заполните таблицу "Культура Просвещения"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниэля Дефо "жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания

1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон

Одной линией:

Проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом...

Двумя линиями:

Для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов...

Среднее положение в обществе наиболее благоприпятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия...

2) Придумайте и запишите ответ Робинзона отцу

Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало быв невежестве, не зная великих географических открытий и т.д.

3) После публикации роман Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо

Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экозотических стран сделана попытка показать образ современной эпохи

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким петешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками

4. Внимательно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания

1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта?

Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ

2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения?

Условия брака и величина приданного

3) Придумайте и запишите их диалог

У Вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят

И сколько же Вы хотите?

Ну... 10 000 фунтов

Позвольте, как можно столько требовать!...

4) Вы рассмотрели только первый из четрыех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре

1. Брачный контракт

2. Похождение графа

3. Будуар графини

4. Печальный конец

5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак"

6) Постарайтесь найти в книгах и альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания

1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения

2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания

6. Перед вами два натюрморта

1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено

На картине Клафа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображена простая еда и непритязательные предметы обихода

2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина: Вечно вы браните наш бедный век

Бортоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа

В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме

Область культуры Деятель культуры, страна Произведения и их главные идеи
Литература Даниэль Дэфо, Англия "Приключения Робинзона Крузо"
Литература Джонатан Свифт, Ирландия "Петешествие Гулливера"
Живопись Уильям Хогарт, Англия Автопортрет; серия гравюр "Модный брак", "Девушка с креветками", "Заключение брачного контракта"
Живопись Антуан Ватто, Франция "Затруднительное предложение"
Музыка Людвиг ван Бетховен "Соната в роде фантазии", "Лунная", "Аппассионата", "Крейцерова соната"
Музыка Вольфганг Амадей Моцарт Опера "Женитьба Фигаро", "Реквием"

2. Прочитайте отрывок из романа Даниеля Дефо "Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо" и выполните задания: 1) Подчеркните одной линией доводы отца в пользу удела среднего человека, двумя линиями (курсив) - мысли, с которыми не мог согласиться Робинзон. 2) Придумайте и напишите ответ Робинзона отцу. 3) После публикации романа Дефо пользовался большой популярностью, особенно читателям понравились приключения и путешествия. Это очень огорчало автора, он говорил, что его поняли неверно: дело совсем не в приключениях. Напишите возможные возражения Дефо своим читателям. Попробуйте написать воображаемое предисловие к роману от имени Дефо.

  • Ответ:
  • 1) Отец мой, человек степенный и умный, догадываясь о моих намерениях, предостерег меня серьезно и основательно... мой удел — середина, то есть то, что можно назвать высшей ступенью скромного существования, а оно, как он убедился на многолетнем опыте, лучше всякого другого на свете и более всего для счастья приспособлено, ибо человека не гнетут нужда и лишения, тяжкий труд и страдания, выпадающие на долю низших классов, и не сбивают с толку роскошь, честолюбие, чванство и зависть высших классов... Стоит только понаблюдать, уверял меня отец, и я пойму, что все жизненные невзгоды распределены между высшими и низшими классами и что реже всего их терпят люди умеренного достатка, не подверженные стольким превратностям судьбы, как высшие и низшие круги человеческого общества; даже от недугов, телесных и душевных, они защищены больше, чем те, у кого болезни порождаются либо пороками, роскошью и всякого рода излишествами, либо изнурительным трудом, нуждой, скудной и дурной пищей, и все их недуги не что иное, как естественные последствия образа жизни. Среднее положение в обществе наиболее благоприятствует расцвету всех добродетелей и всех радостей бытия... умеренность, воздержанность, здоровье, спокойствие духа, общительность, всевозможные приятные развлечения, всевозможные удовольствия - его благословенные спутники. Человек среднего достатка проходит свой жизненный путь тихо и безмятежно, не обременяя себя ни физическим, ни умственным трудом ... Привольно и легко скользит он по жизни, разумным образом вкушая сладости бытия, не оставляющие горького осадка, чувствуя, что он счастлив, и с каждым днем постигая это все яснее и глубже.
  • 2) Если бы все люди вокруг стремились прожить свой век тихо, спокойно и безмятежно, то общество до наших дней пребывало бы в невежестве, не зная великих географических открытий и т. д.
  • 3) Уважаемый читатель. В данном романе за описанием красочных авантюр, дальних путешествий и экзотических стран сделана попытка показать образ современника эпохи.

3. Перед вами четыре иллюстрации художников С. Харламова и Ж. Гранвилля к роману Джонатана Свифта "Путешествие Гулливера". Определите, к каким путешествиям они относятся. Найдите в романе соответствующие фрагменты текста и сделайте подписи под рисунками.

4. Вниметельно рассмотрите первый лист серии "Модный брак" ("Брак по моде своего времени") художника Уильяма Хогарта. Выполните задания: 1) Какие детали произведения, увиденные на иллюстрации, позволяют вам утверждать, что автор изобразил заключение брачного контракта? 2) Что могло бы стать предметом беседы героев произведения? 3) Придумайте и запишите их диалог. 4) Вы рассмотрели только первый из четырех листов серии "Модный брак". Как могли бы развиваться события дальше? Дайте название каждой гравюре. 5) Нарисуйте вашу версию последнего листа серии "Модный брак". 6) Постарайтесь найти в книгах или альбомах репродукции серии. Сравните гравюру Уильяма Хогарта и ваш рисунок. Что вы угадали правильно? Что изменили?

  • Ответ: 1) Присутствие стряпчего, предъявляющего аристократу, вероятно, долговые расписки и богач, внимательно изучающий документ. 2) Условия брака и величина приданного. 3) "-У вас очень много долгов. Мое имя и положение дорого стоят. -И сколько же вы хотите? -Ну... 10 000 фунтов. -Позвольте, как можно столько требовать?" 4) Брачный контракт; Похождения графа; Будуар графини; Печальный конец.

5. Перед вами произведения, созданные художниками XVIII в. Рассмотрите также иллюстрации учебника. Выполните задания: 1) Напишите номера тех произведений, героев которых, с вашей точки зрения, можно назвать людьми, олицетворяющими век Просвещения. 2) Запишите несколько доказательств своей точки зрения, начав фразу словами: "Здесь изображены люди века Просвещения, потому что..."

  • Ответ: Здесь изображены люди века Просвещения, потому что художники смогли передать настроение героев, погруженных в свои мысли и переживания.

6. Перед вами два натюрморта. 1) Рассмотрите их и кратко опишите то, что изображено. 2) Как вы думаете, какую задачу ставили перед собой художники, создавая эти произведения?

  • Ответ: 1) На картине Класа мы видим сервированный стол, уставленный дорогой посудой и деликатесами, тогда как на картине Шардена изображены простая еда и непритязательные предметы обихода. 2) Отражены две особенности эпохи: резкое имущественное расслоение общества и внимание к жизни низших сословий.

7. В комедии Бомарше "Севильский цирюльник" есть такой диалог:

Розина. Вечно вы браните наш бедный век.

Бартоло. Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?

Подумайте над вопросом персонажа комедии и письменно дайте свой вариант ответа.

  • Ответ: В комедии высмеивались неприглядные стороны французского аристократического общества и государственного устройства, замедлявшие современное развитие страны и служившие причиной социальных противоречий.

8. Современники сравнивали "Энциклопедию наук, искусств и ремесел" с громадным арсеналом, в котором добывалось оружие для штурма старой Франции. Как вы понимаете это сравнение?

  • Ответ: Авторами "Энциклопедии" были выдающиеся просветители того времени, которые в своих статьях выражали идеи просвещения. Для читателя становилось понятно, что процветание страны невозможно при сохранении старого порядка.

9. Из курса истории Средних веков вам известно, что эмблема - условное изображение какого-либо понятия или идеи. Обобщив свои знания об эпохе Просвещения, ее культуре, придумайте и нарисуйте эмблему, в которой с наибольшей полнотой воплотился бы век Разума и Света. Напишите комментарии к своей эмблеме.


16.11.2018

Деятель страна произведение содержание таблица. Возрождение и гуманизм культура и мировоззрение европейцев в xv-xvii веках

Особенности эпохи Возрождения: Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от религиозного взгляда на мир. Распространение идей гуманизма, т.е. внимание к человеческой личности, веры в силы самого человека. Распространение научных знаний . Опора на достижения культуры Античности.


Главная цель жизни человека. Средние векаНовое время (Возрождение) Спасение души. Для этого необходимо, верить в Бога, соблюдать церковные обряды не грешить. Успех. Прославиться в искусстве, науке, торговле, предпринимательстве, путешествиях и т.д. Но обязательно приносить пользу людям!!!


Гуманизм Humanus (человек), гуманоид, гуманный, гуманитарный, гуманизм; Человек- подобен Богу, он прекрасен и гармоничен: образован, физически развит, увлекается искусством и философией; Основные добродетели: честность, доблесть, творчество, патриотизм!



Любимов «Искусство Западной Европы »: Итальянские гуманисты открывали мир классической древности, разыскивали в забытых книгохранилищах творения древних авторов и кропотливым трудом очищали их от искажений, внесенных средневековыми монахами. Поиски их были отмечены пламенным энтузиазмом. Когда перед Петраркой, которого принято считать первым гуманистом, вырисовывался в пути силуэт монастыря, он буквально дрожал от мысли, что там, может быть, находится какая-нибудь классическая рукопись. Другие откапывали обломки колонн, статуй, барельефы, монеты. Отвлеченная красота византийской иконы меркла перед теплой, живой красотой мраморной Венеры, на радость всей Флоренции или всего Рима извлеченной из земли, где она пролежала более тысячи лет. «Я воскрешаю мертвых»,- говорил один из итальянских гуманистов, посвятивший себя археологии Почему родиной Ренессанса стала Италия?


Данте Алигьери () Данте – предтеча итальянского Возрождения , в центре его главного произведения «Божественной комедии » судьбы людей, души которых он встречает во время своего воображаемого путешествия по Аду, чистилищу и Раю.


Петрарка Франческо () Лирика Петрарки представляет новый этап в развитии итальянской и европейской поэзии. Изображение любимой женщины стало у него конкретным и жизненным, а любовные переживания показаны во всей их противоречивости и изменчивости.



Какое высказывание лучше отражает взгляды гуманистов на природу человека? Сотворил Господь человека из праха земного, который ничтожнее прочих элементов, как подтверждено в Библии; Если считается столь замечательной и великой красота мира, то какой красотой и изяществом должен быть наделен человек, ради которого и был создан самый красивый и самый украшенный мир.



Эразм Роттердамский () Нидерландский учёный-гуманист, писатель, филолог, богослов, виднейший представитель северного Возрождения. Жил во Франции, Англии, Германии, Италии, Швейцарии, пользовался всеевропейским признанием. Писал на латыни. Из огромного наследия Э. Р. наиболее известны «Похвала Глупости» (1509) и «Разговоры запросто» (151930). Первое сочинение сатира философская, второе по преимуществу бытовая. Госпожа Глупость, поющая хвалу себе самой, легко оборачивается мудростью, самодовольная знатность тупой низостью, безграничная власть худшим рабством, поэтому драгоценнейшим правилом жизни становится призыв «ничего сверх меры!»


Томас Мор (). Английский гуманист, государственный деятель и писатель. Сын судейского чиновника. В 1504 Мор был выдвинут в парламент от лондонского купечества, в 1510 стал помощником лондонского шерифа, в 1518 вошёл в Королевский совет, в канцлер герцогства Ланкастерского, в канцлер Англии. Мор отказался дать присягу королю как «верховному главе» английской церкви, после чего был заключён в Тауэр (1534), обвинён в государственной измене и казнён.


«Утопия». Наибольшую известность принёс Мору его диалог «Утопия» (1516), содержащий описание идеального строя фантастического острова Утопия (греческий, буквально «Нигдения», место, которого нет; это придуманное М. слово стало впоследствии нарицательным). Здесь Мор впервые в истории человечества изобразил общество, где ликвидирована частная (и даже личная) собственность и введено не только равенство потребления (как в раннехристианских общинах), но обобществлены производство и быт. Труд в Утопии составляет обязанность всех граждан, распределение происходит по потребности, рабочий день сокращён до 6 часов; наиболее тяжёлые работы выполняют преступники. Политический строй Утопии основан на принципах выборности и старшинства.


Литература Франсуа Рабле (). Писатель. Наиболее известное произведение – роман



Уильям Шекспир Уж если ты разлюбишь, так теперь, Теперь, когда весь мир со мной в раздоре. Будь самой горькой из моих потерь, Но только не последней каплей горя! И если скорбь дано мне превозмочь, Не наноси удара из засады. Пусть бурная не разрешится ночь Дождливым утром утром без отрады. Оставь меня, но не в последний миг, Когда от мелких бед я ослабею, Оставь сейчас, чтоб сразу я постиг, Что это горе всех невзгод больнее. Что нет невзгод, а есть одна беда Твоей любви лишиться навсегда.



Проверим таблицу Область культуры Деятель культуры Произведения, идеи ФилософияЭразм Роттердамский () «Разговоры запросто» «Похвала глупости» Идеи: гуманизм, высмеивание пороков и заблуждений Средневековья Томас Мор () «Золотая книга , столь же полезная, как и приятная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Идеи: прославление физической красоты и духовного совершенства человека. ЛитератураФрансуа Рабле () «Гаргантюа и Пантагрюэль» Герои-мудрые короли-великаны. Роман возраждал старинные традиции народных представлений. Уильям Шекспир () «Ромео и Джульетта» Идеи: выразить высокие и светлые чувства человека.


Леонардо да Винчи () Самым знаменитым ученым, художником, поэтом эпохи Возрождения считается Леонардо да Винчи. Его можно смело назвать воплощенным идеалом личности нового времени.




Выдаю-щимся историком и политиком был автор знаменитого трактата «Государь» флорен-тиец Никколо Макиавелли (1469-1527), который неоднократно повторял, что его самое любимое занятие - это «рассуждать о государственном искусстве » - политике. Истовый патриот своего отечества, Маки-авелли жил в эпоху, когда Италия оста-валась раздробленной и неоднократно страдала от вторжений чужеземных армий. Считая главным препятствием к объединению корыстную политику пап-ства, Макиавелли не сомневался, что в таких условиях спасти страну и создать единую мощную Италию способен только сильный правитель. Причем ради достижения большой цели он мог действовать вероломно, безжалостно и нечестно.

Немало людей думало так же, но зая-вить об этом открыто отважился именно Макиавелли. Поэтому нередко считается, что, восхваляя отрицательные качества правителей, он избавил политику от мора-ли. Возникло даже понятие «макиавел-лизм» - политическая беспринципность. На самом же деле, Макиавелли первым сказал, что политика является самостоя-тельной сферой деятельности со своими законами и принципами. Ее трудно совме-щать с понятиями морали, а громкими моральными лозунгами политики нередко лишь прикрывают непривлекательные цели. Макиавелли мечтал о единой Италии и наметил путь и средства к достижению этой цели. Его произведение - не утопия, а книга о реальных политических дей-ствиях.

С середины XVI в. новая культура выходит за пределы Италии и начинает развиваться в других европей-ских странах - Германии, Франции, Англии, Нидерландах, Испании. За Альпами, на просторах бывшего «варварского мира», следы древнерим-ской цивилизации были не такими глубокими, как в Италии. Тут гума-нисты тоже увлекались античностью, но значительно больше внимания они уделяли собственному прошлому - истории германских народов и Средневековью в целом. Повсюду действовали университеты - центры научных знаний. Изобретение книгопеча-тания сделало книгу главным источником знаний, что способствовало успешному распространению идей гуманизма.

Подлинным вождем гуманистов в начале XVI в. стал Эразм Роттердамский (1469-1536) - самая выдающаяся лич-ность Северного Возрождения.

Сын голландского священника, Эразм (настоящее имя - Герхард Гергардс), родился в Роттердаме. Он рано потерял родителей и был вынужден самостоятель-но прокладывать себе дорогу в жизни. После окончания школы Эразм стал мона-хом, однако со временем оставил мона-стырь ради учебы в университете. Монархи разных стран Европы приглашали его на службу, но всем им Эразм отказывал, не желая терять свою независимость. Он считал, что не при-надлежит одному народу, и называл себя «гражданином мира». И дей-ствительно, Эразм жил, учился и писал свои произведения во многих странах Европы. Особенной популярностью пользовалось произведение Эразма «Похвала Глупости», которое он посвятил своему лучшему дру-гу - Томасу Мору .

Томас Мор был человеком исключи-тельно порядочным, справедливым и уважаемым. Наблюдая страдания на-рода, он написал свою знаменитую «Утопию». Рассказ ведется от имени бывалого путешественника Гитлодея. Он рассказывает о жестоких порядках в Англии того времени и, тут же, - о счастливом острове , где нет частной соб-ственности и бедности, все работают и живут в мире и согласии. Здесь не суще-ствует денег, каждый получает «все по потребности». Утопийцы живут больши-ми семьями в обустроенных домах, пита-ются вместе в общественных столовых-дворцах. Однако это совсем не означает примитивного общего уравнивания. Одаренная молодежь освобождается от физического труда и изучает науки. Все прочие после шестичасового рабочего дня могут по желанию учиться, заниматься спортом, развле-каться. Утопийцы убеждены, что счастье человека заключается в его гармоничном развитии , а также в разумном совмещении труда и отдыха. Государством управляют уважаемые ученые, а знаком их власти вместо короны служит пучок колосьев. «Утопия» имела огромный успех у читателей. Встречались даже люди, которые верили в существование счастливой страны и были готовы отправиться на ее поиски.

Вершиной испанской литературы XVI в. и одновременно началом европейской литературы Нового времени стало творчество Мигеля Сер-вантеса (1547-1616).

Сервантес происходил из обедневшего дворянского рода . Не имея возможности получить серьезное образование, Мигель читал все подряд и сумел приобрести обширные знания. своей бурной жизни Сервантес оставался солда-том, а потом стал сборщиком налогов. Не имея никакого умения в этом занятии, бед-няга даже временно оказался за решеткой.

Освободившись, бросил службу и занялся литературным творчеством . Материал с сайта

Памятник Дон-Кихоту и Санчо Пансе в Мадриде

Роман Сервантеса «Премудрый идальго Дон Кихот Ламанчский» сразу принес автору всеобщее признание. Произведение было задумано как пародия на рыцарские романы. Его герой, полунищий дворянин Алонсо Кохано, живет в сельской глуши, беспрерывно читает рыцарские романы и мечтает о собственных подвигах в духе этих романов. Одинокий идальго делает своим оруженосцем обычного крестьянина Санчо Пансу - человека сообразительного и простодушного одновременно. Вместе они отправляются на поиски славы.

Подвиги бесстрашного идальго выгля-дят бессмысленными и смешными, но он мечтает о том, чтобы «повсеместно царили дружба, любовь и согласие». И постепенно на смену иронии приходит симпатия к Рыцарю Печального Образа, великодушно защищающему слабых и помо-гающему обездоленным. Сегодня «Дон Кихот» - вторая после Библии книга по количеству языков, на которые она переведена.

Вопросы по этому материалу:

Вопросы в начале параграфа

Деятелей культуры эпохи Просвещения можно считать наследниками гуманистов Возрождения, поскольку они утверждали ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие как и гуманисты. Во взглядах на общество гуманисты XV–XVI вв., как и просветители XVIII века, призывали к построению гуманного общества посредством этики, основанной на человеческих и других естественных ценностях, в духе разума и свободного поиска , за счёт использования человеческих способностей . В качестве примера можно сравнить гуманистов – учение о высоком назначении человека, о его достоинстве (dignitas, гласившее что человек, наделённый разумом и бессмертной душой , обладающий добродетелью и безграничными творческими возможностями, свободный в своих поступках и помыслах, поставлен в центр мироздания самой природой) и идеи Руссо, что человеку от рождения присущи нравственность и доброта.

Вопросы к концу параграфа

Вопрос 1. Как вы считаете, в чём просветители видели цель и главное назначение искусства?

Цель и главное назначение искусства в служении гуманистическим идеалам. Центром внимания искусства должна быть человеческая личность , свободная, обладающая правами.

Вопрос 2. Подобно литературным героям Возрождения, персонажи многих просветительских романов также отправляются в путь. Что зовёт в дальние страны Робинзона и Гулливера?

Робинзона и Гулливера в дальние страны звал интерес к познанию нового.

Вопрос 3. Чем различается творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия»?

Творчество «живописцев знати» и «певцов третьего сословия» имеет существенные различия. Полотна первых далеки от реальности, полны беззаботной легкости. А «певцы третьего сословия» изображают окружающую их реальную жизнь , зачастую героями картин становятся простые труженики.

Вопрос 4. Подготовьте сообщение о жизненном пути и творчестве одного из упомянутых в параграфе деятелей искусства эпохи Просвещения.

Иоганн Себастьян Бах (1685-1750) – великий немецкий композитор, органист, музыкальный педагог , мастер полифонии. Творчество Баха включает в себя более 1000 произведений различных жанров.

Родился (21) 31 марта 1685 года в городе Эйзенах, его предки были профессиональными музыкантами.

В десятилетнем возрасте Иоганн Бах был взят на воспитание своим братом Иоганном Кристофом. Он обучал будущего композитора игре на клавире, органе. В 15 лет Бах поступил учиться в вокальную школу Имени Святого Михаила, в городе Люнебург. Там он знакомится с творчеством современных музыкантов, всесторонне развивается. Во время 1700-1703 начинается музыкальная биография Иоганна Себастьяна Баха, написана первая органная музыка.

После окончания учёбы Бах был направлен к герцогу Эрнсту на должность музыканта при дворе. Неудовлетворённость от зависимого положения заставляет его поменять работу. В 1704 году Бах получает должность органиста Новой церкви в Арндштадте. В это время им было создано много талантливых произведений. Сотрудничество с поэтом Кристианом Фридрихом Хенрици, придворным музыкантом Телемахом обогащало музыку новыми мотивами.

В 1707 Бах переезжает в Мюльхузен, продолжает работать церковным музыкантом и заниматься творчеством. Власти довольны его работой, композитор получает вознаграждение.

В 1707 году Бах женился на своей кузине Марии Барбаре. Он снова решил сменить работу, став на этот раз придворным органистом в Веймаре. В этом городе в семье музыканта рождаются шестеро детей, трое в будущем становятся известными музыкантами.

В 1720 году умерла жена Баха, но уже через год композитор снова женился, теперь на известной певице Анне Магдалине Вильгельм.

В 1717 году Баха переходит на службу к герцогу Анхальт – Кётенскому, высоко ценившему его талант. За период с 1717 по 1723 появились великолепные сюиты Баха (для оркестра, виолончели, клавиры).

В Кётене были написаны Бранденбургские концерты Баха, английская и французская сюиты.

В 1723 году музыкант получает место кантора и учителя музыки и латыни в церкви святого Фомы, затем становится музыкальным директором в Лейпциге. Широкий репертуар Иоганна Себастьяна Баха включал в себя как светскую, так и духовую музыку. За свою жизнь Иоганн Себастьян Бах успел побывать руководителем музыкальной коллегии. Несколько циклов композитора Баха использовали всевозможные инструменты («Музыкальное приношение», «Искусство фуги»)

В последние годы жизни Бах быстро терял зрение. Музыку его тогда считали немодной, устаревшей. Несмотря на это, композитор продолжал работать. В 1747 году он создаёт цикл пьес под названием «Музыка приношения», посвящённый прусскому королю Фридриху Второму. Последней работой стал сборник произведений «Искусство фуги», включивший в себя 14 фуг и 4 канона.

Умер Иоганн Себастьян Бах 28 июля 1750 года в Лейпциге, но его музыкальное наследие остаётся бессмертным.

Задания к параграфу

Вопрос 1. На автопортрете Хогарта изображены три книги. Авторы двух вам уже знакомы - Шекспир и Свифт. Случайно ли это? Как вы можете объяснить выбор художника?

На автопортрете Хогарта книги Шекспира и Свифта изображены не случайно. Хогарт был автором иллюстраций к книгам этих авторов

Вопрос 2. Предположите, что в произведениях придворных живописцев могли бы высоко оценить современные зрители, а что могло бы вызвать критику.

В произведениях придворных живописцев современные зрители могли бы высоко оценить уровень мастерства художников. Прекрасно написанные пейзажи, лёгкие, приятные взору; мастерски переданные настроения героев; общее мечтательное настроение картин. Критику могло бы вызвать ощущение недостоверности, нереальности представленных сюжетов, далеких от настоящей жизни.

Вопрос 3. Бетховен сказал о Бахе: «Не ручей! Море должно быть имя ему» («Бах» по-немецки - ручей). Согласны ли вы с этим высказыванием?

Бетховен очень ценил музыку Баха, называя его «истинным отцом гармонии» Согласен с его высказыванием, потому что талант Баха безграничен, «как море», его творческое наследие огромно, включает в себя более 1000 произведений различных жанров. В творчестве Баха представлены все значимые жанры того времени, кроме оперы; он обобщил достижения музыкального искусства периода барокко. Бах - знаменитый мастер полифонии, продолжатель старинных традиций , в его творчестве полифония достигает расцвета.

Вопрос 4. Какое произведение, упомянутое в параграфе, вы читали? Расскажите о ваших впечатлениях. Что изменилось в вашем отношении к произведению или его героям после изучения темы?

Роман «Путешествие Гулливера». Показался очень . Необычными представляются те страны, где побывал Гулливер, интересно читать. В жителях описанных в романе стран высмеиваются человеческие и общественные пороки. После изучения темы пришло понимание, что описанные страны имеют свои прототипы в реальных европейских государствах . Так, Лилипутия – это пародия на Англию.

Вопрос 5. Используя дополнительный материал учебника, охарактеризуйте архитектурные стили барокко и классицизм. Какие идеи эпохи нашли отражение в этих архитектурных стилях ? Подумайте, какая музыка могла бы сопровождать ваш осмотр архитектурного памятника стиля барокко или стиля классицизм. Поясните свою точку зрения.

Стиль барокко отличается сложностью, причудливостью и пышностью форм, обилием украшений и деталей. Барокко идеально подходит для воплощения величия католической церкви и абсолютизма, не случайно основными заказчиками барочных построек были церковь и короли.

Особое внимание в этих постройках уделялось убранству помещений, которым архитекторы и художники старались придать изящный пышный облик. Изысканный и аристократический стиль барокко мало отвечал философии мыслителей Просвещения. Призывы Вольтера, Руссо, Локка руководствоваться разумом и моралью, вернуться к природе предопределили для искусства увлечение античностью. В моду входят строгость линий и благородная простота, подражание спокойному величию греческих образцов. Сторонники классицизма в архитектуре отказываются от барочной пышности и берут за образец естественность и гармоничность античных построек: гладкие поверхности , скромный декор, портики и колонны придают зданиям холодноватое изящество.

Возрождение или Ренессанс - эпоха в истории
культуры Европы, пришедшая на смену культуре
Средних веков и предшествующая культуре Нового
времени. Примерные хронологические рамки эпохи:
начало XIV - последняя четверть XVI века и в
некоторых случаях - первые десятилетия XVII века
(например, в Англии и, особенно, в Испании).
Отличительная черта эпохи Возрождения - светский
характер культуры и её антропоцентризм (то есть
интерес, в первую очередь, к человеку и его
деятельности). Появляется интерес к античной
культуре, происходит как бы её «возрождение» - так
и появился термин.

Проторенессанс (2-я
половина XIII века - XIV
век)
Раннее Возрождение
(начало XV - конец XV
века)
Высокое Возрождение
(конец XV - первые 20 лет
XVI века)
Позднее Возрождение
(середина XVI - 90-е годы
XVI века)

Раннее Возрождение – (XIV-конец XV века)
Высокое Возрождение – (XV- начало XVI века)
Когда культура
достигла наивысшего
расцвета.

Особенности эпохи Возрождения:
Обмирщение сознания, т.е. постепенное освобождение от
религиозного взгляда на мир т.е. постепенное освобождение от
религиозного взгляда н
Распространение идей гуманизма, т.е. обращение к человеческой
личности, веры в силы самого человека.й т.е. обращение к человеческой
личности, веры в силы самого человека.
Распространение научных знаний.
Опора на достижения культуры Античности.
.

Мигель Сервантес

УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
ЛЕОНАРДО
ДА ВИНЧИ

Деятель
Страна
Произведен
ия
Содержание трудов,
творчества
Мишель
Монтень
(1533 – 1592),
философ,
публицист
Франция
«Опыты» собрание
рассуждений
о морали,
философии и
труде. Труд
популярен и
по сей день.
Человеку, разумному и доброму,
необходимо познавать и
оценивать самого себя. Жизнь –
величайший дар, нужно разумно
вести себя в повседневности,
жить в мире и ценить каждый
миг. Монтень предостерегает от
безделья, прежде всего,
умственного. Призывал к
веротерпимости.
Уильям
Шекспир
(1564-1616),
поэт, драматург
Англия
«Ромео и
Джульетта»,
«Гамлет»,
«Король
Лир».
Мир - театр, а люди в нем –
актеры. Театр – школа, которая
научит не сгибаться под ударами
судьбы. Его герои любят и
страдают, совершают ошибки,
борются за свое счастье.
Человек – чудо природы.
Мигель
Сервантес
(1547 – 1616),
писатель
Испания
«Дон Кихот»
В образе Дон Кихота Рыцаря
Печального Образа он
восхваляет мудрость,
благородство, человечность
рыцаря, который бродит в мире
несправедливости, помогая
людям стать лучше.

Рим –вечный город

Музыка Лоренцо Великолепный

Музыка всегда была главной
частью религиозной службы;
церковь следила за
исполнением музыкальных
произведений в храме, не
допуская малейших отклонений
от правил. В конце 16 века
духовные произведения стали
обращаться к человеческим
чувствам - широкое развитие
получают светские
произведения. Музыкальное
творчество –часть жизни
придворных и образованных
горожан. Хорошим тоном
считалось для молодежи уметь
играть на музыкальных
инструментах. Мадригалы –
лирические вокальные
произведения, предшественник
оперы.

Донато ди Никколо ди Бетто Барди (Донателло)

Леонардо да Винчи (1452-1519)

Мадонна Литта
(Мадонна с
младенцем)
Эрмитаж, СанктПетербург

Мона Лиза
(Джоконда)
Лувр, Париж

Тайная вечеря
Санта-Мария делле Грацие, Милан

«Мадонна Бенуа». «Мадонна с цветком»

«Мадонна Литта»

Микеланджело Буонарроти
(1475-1564)

Давид
Академия,
Флоренция

Сотворение Адама
Фрагмент росписи свода Сикстинской капеллы,
Ватикан

Стихотворение из Цикла сонетов
Кто создал всё, кто сотворил и части –
И после выбрал лучшую из них,
Чтоб здесь явить нам чудо дел своих,
Достойное его высокой власти…

Рафаэль Санти (1483-1520)

Мадонна
Конестабиле
Эрмитаж, СанктПетербург

Сикстинская
мадонна
Картинная галерея,
Дрезден

Сандро Боттичелли. Рождение Венеры. 1482-1486

Сандро Боттичелли. Рождение
Венеры. 1482-1486

Северное Возрождение
Итальянский Ренессанс практически не имел
влияния на другие страны до 1450 г.
После 1500 г.
стиль распространился по континенту, но
многие позднеготические влияния
сохранялись даже до наступления
эпохи барокко.
Период Ренессанса на территории
Нидерландов, Германии и Франции принято
выделять в отдельное стилевое направление,
имеющее некоторые различия с
Возрождением в Италии

Северное Возрождение
Выдающиеся представители
- Альбрехт Дюрер,
Ганс Гольбейн Младший,
Лукас Кранах Старший,
Питер Брейгель Старший. Пред
ренессансным духом проникнуты и некоторые
произведения мастеров поздней готики, таких,
как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.

Питер Брейгель Старший
(1525/1530-1569)

Крестьянский танец

Жатва
Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Охотники на снегу
Музей истории искусства, Вена

Альбрехт Дюрер (1471-1528)

Четыре
апокалиптических
всадника
Гравюра из серии
«Апокалипсис»

Ганс Гольбейн Младший (1497-1543)

Портрет
Уильяма
Уорхэма
Лувр, Париж

Портрет члена
семьи Ведигов
Музей
Метрополитен,
Нью-Йорк

Рембрандт Харменс ван Рейн
(1606-1669)

Портрет
старика в
красном
Эрмитаж, Санкт-
Петербург

Возвращение
блудного сына
Эрмитаж, СанктПетербург

Диего Веласкес (1599-1660)

Завтрак
Эрмитаж, СанктПетербург

Пряхи
Музей Прадо, Мадрид

Деятель
Страна
Произведения
Содержание
трудов,
творчества
Леонардо да
Винчи
(1452-1519),
художник, поэт,
архитектор,
скульптор,
музыкант
Франция
Около 7 тысяч
страниц записей,
черновиков,
рукописей.
«Мадонна с
Младенцем», «Мона
Лиза», «Тайная
вечеря».
Художник- человек,
наделенный
божественным
могуществом. Герои его
произведений – обычные
люди.
Микеланджело
Буонаротти
(1475-1564),
скульптор, поэт
Италия
Скульптура Давида,
стихи о любви и
искусстве.
Скульптура –лучшее из
искусств, прославляющее
красоту человека.
Прославлял земную
красоту и красоту
искусства.
Рафаэль Санти
(1483 – 1520),
живописец
Италия
«Мадонна
Конестабиле»,
«Сикстинская
Мадонна»
Изображал мир
гармоничным и
прекрасным,
совершенным и
спокойным.

Деятель
Страна
Произведения
Содержание трудов,
творчества
Питер Брейгель
Старший
(1530 -1569),
живописец
Нидерланды
«Крестьянский
танец», «Времена
года»,
«Жатва».
Мужицкий живописец,
изображал реальных
персонажей, простых
людей и народные сцены,
мирную жизнь жителей.
Альбрехт Дюрер
(1471-1528),
живописец, гравер,
ученый
Германия
Гравюры, пейзажи.
Гравюра «Четыре
всадника».
Художник – это мыслитель.
Человек- венец природы.
«Портрет короля
Генриха VIII».
Изображал спокойствие, и
одновременно сложность,
противоречивость
человеческой натуры.
Ганс Гольбейн
Младший
(1497-1543),
художник
Германия
Рембрандт Харменс
ван Рейн
(1606 – 1669),
художник
Голландия
«Портрет старика в
красном»,
«Возвращение
блудного сына»
Стремился передать на
холсте внутренний мир
человека, его мысли,
душевное состояние.
Диего Веласкес
(1599-1660),
художник,
придворный
живописец короля
Испания
Портреты короля и
придворных,
«Завтрак», «Пряхи».
Испания –страна
средневековых пережитков.
Короля изображал
жестоким, надменным,
простых людей- добрыми,
жизнерадостными.

Рождение новой европейской науки

В Новое время усилился интерес человека к окружающему миру. Великие
географические открытия раздвинули границы мира, дали новые знания, в
том числе, о шарообразности Земли. Рост городов, развитие мануфактурного
производства и мирового рынка рождали потребность в точных научных
знаниях.
Человек все больше интересуется земной, мирской жизнью.
Если в эпоху Средневековья европейская наука соблюдала принцип
авторитета – за истину принимались мысли великих ученых древности
(географию изучали по Птолемею, медицину –по Гиппократу и т.д.), то в
раннее Новое время люди стремятся сами наблюдать явления природы и др.
Гуманисты говорят о том, что человеческий разум способен сам понять и
объяснить мир.
Образованные люди стремятся найти разумное объяснение явлений
природы, в своих исследованиях уже не опираясь на религию.
Эпоха Возрождения дала европейцам независимость мышления и
убеждение, что человечество может улучшить мир, в котором живет, а для
этого нужны обоснованные достоверные знания.
В XVI- XVII в.в. происходит бурное развитие науки, прежде всего, в области
математики и естествознания. Законы, открытые учеными Нового времени,
носят всеобщий характер, рождаются новые методы исследования природы
–сочетание опыта (практики) и теории (разума).

Ученые и
мыслители
Страна
Основные идеи.
Открытия
Николай Коперник
(1473-1543),
астроном
Польша
Совершил переворот в науке, отказавшись от
принятого в течение тысячелетий учения о
неподвижности Земли. 30 лет наблюдал
небесные светила.
Книга «О вращении небесных сфер» (1543).
Джордано Бруно
(1548-1600),
астроном
Италия
Вселенная не имеет края, она безмерна и
бесконечна. Она не имеет центра – ни Земля,
ни Солнце не являются центрами мира.
Вселенная – э то бесконечное множество
звезд. Вселенная существует вечно и
исчезнуть не может.
Галилео Галилей
(1564-1642),
ученый, астроном,
физик, поэт,
драматург
Италия
Наблюдение небесных тел в телескоп
(открытие гор на Луне, пятне на Солнце,
спутников Юпитера и т.д.). Сформулировал
законы падения тел, движения маятника и др.
законы физики. Труды «Звездный вестник»,
«Диалоги о двух системах мира».

Ученые и
мыслители
Страна
Основные идеи.
Открытия
Исаак Ньютон
Англия
(1643-1727),
ученый, стал
академиком
примерно в 30 лет.
Открыл закон всемирного тяготения, создал
оптическую лабораторию. Сконструировал
зеркальный телескоп. Книга «Математические начала
натуральной философии»: изложил основные
понятия –масса, количество, сила, ускорение, три
закона движения и т.д. Открытие закона всемирного
тяготения знаменовало переход к объяснению
законов движения Солнечной Системы и утвердило
победу учения Коперника. Природа подчиняется
точным законам механики. Ученый завершил
создание новой картины мира.
Фрэнсис Бэкон
(1561-1626),
юрист, дипломат,
политик, историк
Англия
Создатель новой философии. Новый метод изучения
природы – рассуждение от частного к общему,
основанное на экспериментальных данных. Истинные
знания могут быть получены только при соединении
теории с практикой.
Рене Декарт
(1596-1650),
ученый, философ,
математик
Франция
Цель науки- в достижении человеком
господства над силами природы, которые
следует заставить служить людям. Наука
должна приносить практическую пользу. «Я
мыслю, следовательно, я существую».

Рене Декарт

Фрэнсис Бэкон
ГАЛИЛЕО
ГАЛИЛЕЙ
Николай
Коперник
ДЖОРДАНО
БРУНО
Исаак
Ньютон


Top