Тагильская роспись — история. Тагильский поднос: история, описание и интересные факты

В наш век стремительного прогресса и высоких скоростей, развития электроники и скоростного интернета, все большему количеству горожан требуется отдых от суеты и обыденности. Желание самоопределения как нации направляет помыслы к изучению обычаев и устоев наших предков. Желание реализации в делании чего-либо поднимает популярность изделий ручной работы. Возвращаясь к истокам, мы обращаемся к народным промыслам. Одним из удивительных объектов исконно русских традиций является тагильский поднос.

Исторические истоки

Более трехсот лет насчитывает история этого народного промысла. Уходит она корнями в селения и деревушки Урала. Когда появился первый железный поднос, украшенный росписью, сказать невозможно. Где-то в глубине веков затеряны имена мастеров, давших начало настоящему искусству, промыслу, прославившему Великую Русь.

Официальная история тагильского подноса начинается со сталелитейных заводов семьи Демидовых. В середине XVIII века эти промышленники начали литье стали в Нижнем Тагиле (1725 г.), Невьянске и Выйске (1722 г.). К 70-ым годам того же столетия, по данным летописей, промысел расширяется и формирует отдельные лакировщик, оковщик.

Весь XVIII век развития промысла - это век живописцев Худояровых. Иконописцы в нескольких поколениях, братья Вавила и Федор, перенесли ключевые приемы росписи, лакировки и декора икон в украшение предметов быта, подносов, сундуков, посуды. Именно этим мастерам тагильский поднос обязан технике живописи «цырь» - золотистая основа щедро заливается цветным фоном. После застывания тонким инструментом до золота снимают верхний слой, получая необыкновенные узоры. Художникам приписывается и изобретение «хрустального лака», необыкновенно прозрачного и жаростойкого. Расписанные по заказам Демидовых подносы и предметы утвари, отправлялись во дворцы двух столиц России.

Расцвет промысла

Конец XVIII - начало XIX века - период расцвета промысла. Его называют веком школ Демидовых, о которых поговорим чуть позже. Демидовы перевели индивидуальное семейное ремесло в профессиональное, промышленное русло. Обозами расписные шкатулки, сухарницы, подносы, сундуки и другие предметы быта, изготовленные в «горном городе», как называли Нижнетагильск, отправлялись на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки, а оттуда в Нижний Новгород, Среднюю Азию и Европу. Это был Золотой век развития промысла.

Упадок и возрождение

С середины XIX века, с наступлением эпохи индустриализации, начинается спад народных промыслов и почти всех Ускоряющийся темп жизни вынуждал отказываться от тонкой ручной работы, заменяя ее упрощенными, предельно стилизованными формами. Ручная ковка уступает место промышленной, изысканные самобытные детали заменяет трафарет.

К 20-м годам XX столетия жизнь промысла сохранилась в немногочисленных артелях мастеров, таких как «Пролетарий» и «Красная Заря». Искусные подносы ручной работы были невостребованы в советской России, поэтому их отправляются на Ближний восток и Китай.

Единственным островком тагильского подносного промысла остается мастерская при Нижнетагильском заводе эмалированной посуды.

С 90-х годов прошлого столетия, с эпохи перестройки и развития малого бизнеса, начинается медленный и уверенный подъем забытого промысла. Возрождение уникальной ручной росписи породило артели и кооперативы мастеров.

Школа живописцев Демидовых

О школе Демидовых необходимо рассказать отдельно, ведь именно она дала нам династии таких мастеров, как Дубасниковы, Чаусовы, Кайгородовы и Перезоловы.

Коммерсанты Демидовы хорошо понимали, что главное в промысле - это кадры. Именно с целью обучения и подготовки профессиональных кадров они основали в 1806 году школу, куда пригласили преподавать основы живописи выпускника Императорской Академии художеств В. И. Албычева.

В школе на протяжении четырех лет учились исключительно мальчики, начиная с 12 лет. Но производство все равно испытывало нехватку кадров. Тогда стали принимать в школу девочек и женщин. Интересно, что Демидовы в качестве стимула для желания научиться «писать сильно», предусматривали поощрение женщин в виде выдачи платков. Постепенно создание расписных подносов переходит в женские руки, что имеет место и сегодня.

Школа оказала колоссальное влияние на развитие промысла как направления изобразительного искусства. Тагильская роспись подносов постепенно обрастает своими традициями.

Вскоре на изделиях начинает «расцветать» аутентичная тагильская роза - символичный цветок, на долгие годы ставший олицетворением промысла.

Тагильский поднос - это подносы-картины, с выразительными отточенными деталями и чистейшей живописью, раскрывающей мифологические и исторические сюжетные линии.

Постепенно получает развитие живопись на многогранной клепаной форме. Фигурное листовое железа, узоры-паутинки и тончайшие элементы, созданные руками кузнецов, стали основой для художественной росписи. Так создавался тагильский поднос.

Развивалась и особенная тагильская роспись - техника двойного мазка. Тогда же сформировались и главные направления в сюжетных линиях.

Секрет лака

Секрет лака династии Худояровых заключается в пропорциях растворенных в скипидаре копала, конопляного масла и терпентины хвойных деревьев. В отличии от восточного холодного лакирования, применялся способ быстрого горячего (при температуре в 300 градусов) лакирования. В состав добавляли оксид свинца и марганца - лак становился прозрачным и освежал краски. Секрет его так и не разгадан.

Что такое тагильский поднос?

Подносы делали и продолжают делать в мастерских. Меняются технологии, но и сегодня ручной творческий труд - основа промысла.

Методом штампования изготавливается форма подноса и покрывается два раза грунтом, а затем черной эмалью. После просушки заготовка переходит в руки художника, затем орнаментариста. После росписи изделие лакируется.

Современный промысел

Создают произведения искусства в Нижнетагильском центре народных промыслов и ремесел. Торговые марки юридически защищены патентами. Тагильский поднос неизменно вызывает интерес зарубежных мастеров и коллекционеров. Мастера принимают участие в выставках и аукционах в России и далеко за ее пределами. Музеи Нижнего Тагила и Екатеринбурга гордятся богатой коллекцией тагильских подносов, которые экспонировались в США, Франции, Польше и других странах.

Что такое тагильский поднос, сегодня знают далеко за пределами нашей родины. Работы мастеров Худояровых и Дубасниковых - жемчужины экспозиций отечественных музеев и частных коллекций. Тагильские изделия преподносились в дар князьям и монархам. Самобытная тагильская «лакерная» живопись - уникальный пример народного промысла, дошедшего до наших дней и продолжающего удивлять и радовать ценителей самобытного творчества.

Тагильский поднос
Народные промыслы и ремёсла России

Нижний Тагил - крупнейший промышленный центр Урала, является родиной русского расписного железного подноса. Искусство уральской лаковой росписи, зародившееся в 40-е годы XVIII столетия и активно развивается и сейчас.


Промысел этот возник в среде старообрядцев, среди которых было немало иконописцев. Расписывались металлические изделия - подносы, сундуки, шкатулки. В 19 веке существовало несколько семейных артелей художников. Сейчас, насколько мне известно, в Нижнем Тагиле всего 4 небольших предприятия, занимающихся этим старинным промыслом. Про одно из них и поговорим. Найти это предприятие оказалось не самым простым делом - находится почти на выезде из города и представляется собой пару комнат, где расписываются и обжигаются подносы. Небольшую экскурсию по нему нам провела Наталья Зарубина, художник по декоративной лаковой росписи, которая пишет больше 10 лет, а точнее с 1993 года.

Почему же именно Нижний Тагил стал родиной этого удивительного промысла? Дело в особенностях развития этого региона, которые сейчас принято называть "горнозаводской цивилизацией", Так сейчас принято именовать уральский образ жизни, сложившийся в XVIII-XIX веках. Формирование его проходила обособленно от России, тут была индустриальная "империя", управляемая заводчиками, в которой сложилась своя форма крепостного права, свои система управления, мифология. Есть свои особенности и в формировании населения, большая часть которого была перемещена сюда из других губерний России насильственно на протяжении XVIII века.

Отсчет истории его идет от условной даты - 1746 год, к которой относят самые ранние архивные сведения о железных подносах с художественной отделкой. Тут следует вспомнить, что тогда еще не было листопрокатного производства, и металл обрабатывался методом ковки - одним из самых сложных и трудоемких способов металлообработки. Минимальная толщина, удивительно ровнейшая поверхность, возможность декоративной обработки бортов подноса, а также столиков и сундуков, все это требовало высокого качества металла и виртуозного мастерства металлургов, кузнецов, слесарей и лакировщиков. Такие изделия неизменно привлекали внимание на ярмарках, а впоследствии и на промышленных выставках. Не исключено, что заводовладельцы прекрасно понимая их рекламные возможности, всячески поощряли мастеров.



2.


Формы использовались разные, в том числе 6-8 восьмигранники. Живописный декор дополнялся тонким ажуром просечный бортов изделия. Большие возможности тагильского листового железа позволяли мастерам путем выколотки (второй способ изготовления формы подноса в Нижнем Тагиле) придать подносу самую сложную и причудливую форму.

Пресс для изготовления форм заменил ручную работу кузнеца, в условиях жесткой конкуренции встает вопрос, чтобы отделка подноса производилась все быстрее и была дешевле. В это время все большое распространение получает "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья.

Как я уже сказал, сейчас это небольшие предприятия, которые производят все выпускаемые в России тагильские подносы, но с каждым годом спроси на них растет. Способствует этому и постоянные выставки изделий, созданный музей тагильского подноса.

Заготовки для подносов.



3.


Металлическая заготовка обезжиривается, покрывается грунтом и эмалью.



4.


5.


После этого художник расписывает поднос.



6.


7.


Дальше поднос дважды покрывается лаком, что придает росписи - объем, глубину, и защиту.



8.


9.


Полируется.



10.


Узоры и цельные рисунки сначала создаются на бумаге.



11.


Только потом переносятся с эскизов на подносы.



12.


13.


А вот то самое "маховое" письмо, когда кончик кисти подхватывает краску и белила и в два-три взмаха "лепит" цветочный венчик, стебли, листья. Особенностью тагильской росписи является "двойной мазок", когда на кисть набирается сразу две краски, что придаёт особый объём цветочному лепестку или листку. В нашем случае оранжевый и желтый.


14.


15.


Цикл изготовления тагильского подноса может занимать от 11 до 20 дней в зависимости от сложности лаковой росписи и формы подноса.


16.


Готовые подносы. Стоимость из начинается от 400-500 рублей и может достигать нескольких десятков тысяч рублей.

У истоков нижнетагильскойросписи находится урало-сибирская роспись.

Подобную роспись можно обнаружить в с. Верхняя Синячиха Свердловской области,где таким образом украшали дома.

С развитием железоделательного производства на Урале металлические орудия все шире начинают применяться в быту простых людей. Такие предметы быта многие мастера старались сделать привлекательными на вид, поэтому их украшают разными узорами, а также расписывают цветными красками.Да и сами хозяева производств, заметив, что красивый товар пользуется повышенным спросом, стали уделять некоторое внимание художественному декорированию. Одним из таких промышленников был Никита Акинфиевич Демидов (внук основателя династии). Никита Акинфиевич был увлечен не только производством, но и искусством, он много путешествовал, в том числе и за границей.Путешествуя по Европе Никита Акинфиевич, "подглядел" идею расписных лакированных металлических изделий. Подглядел - и решил основать собственную лакировальную фабрику.

В 1778 году началось обучение лакирному делу первой группы мастеровых. Лучшим мастером стал Андрей Худояров, считающийся основоположником лакового дела на Урале. Впоследствии Андрей Худояров основал свою красильную мастерскую и изобрел особый вид лака: "хрустальный" - прочный, влагостойкий, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Один из сказов П.П. Бажова посвящен этому лаку.

Зарождение нижнетагильской лаковой росписи по металлу обязано расширением в начале 18 века «железного» военного производства на Урале. Стремясь к совершенствованию технологии обработки железа, Никита Демидов, заводовладелец и ведущий поставщик металла для «военных нужд государства», закупал новейшее оборудование, в том числе партию плющильных прессов, при помощи которых изготавливали листовое железо. Активно развивались частных «лакерных» мастерские. Авладельцы завода были, заинтересованны в максимально широком сбыте металла и в первую очередь бракованного листового железа. На бракованных металлических листах ставилось клеймо «БРАКЪ НТЗ». Именно из такого железа, прекрасно подходившего для бытовых целей, и изготавливались различные бытовые предметы с лаковой росписью.

Еще одной из причин появления в русской жизни лакированных подносов было активное распространение в России традиции чаепития, которое позднее утвердилось как русский национальный обычай. Мода на «чаевничание» спровоцировала кустарей-железоделов на создание из остатков проката подносов - плоского широкого блюда с высоким бортиком. Естественное желание повысить спрос на свою продукцию привело промысловиков к мысли о живописном украшательстве и подносы стали расписывать. По загрунтованному металлу наносился цветной фон (красный, синий, зеленый, черный), затем с помощью мягкой беличьей кисти выполнялась размашистая роспись - букет из разнообразных цветов.Роспись была плоскостной, грубоватой по технике исполнения и напоминала роспись по дереву и бересте. Но ее цветовые сочетания, крупные изображения растительных мотивов создавали нарядное убранство подносов. На рубеже XVIII- XIX вв. в нижнетагильских подносах появилась сюжетная живопись профессиональных художников, создавшая новое направление росписи, которое приближало поднос к декоративной картине. Среди сюжетов, украшавших подносы, встречаются мифологические и исторические сцены, городские и сельские пейзажи. Подносы различали двух типов: подносы-картины и собственно подносы. Они различались по характеру использования: «скатертные» (были во всю ширину стола и как бы заменяли столешницу), «чайные», «рюмочные»…Тагильские подносы, называемые также уральскими или сибирскими, увозили на продажу на Ирбитскую и Макарьевскую ярмарки.

Первоначально мастерами росписи были мужчины. Была даже создана школа живописи, в которую принимались мальчики с 12 лет на полное господское обеспечение. Но постепенно мужчин-живописцев вытеснили женщины.Уже к середине 19 века нижнетагильский поднос имел не только свой собственный язык, к тому времени сложились семейные мастерские Перезоловых, Кайгородовых, Худояровых и другие. Был выработан канон нижнетагильской росписи по подносу: для махового мазка используется одновременно два цвета, один из них обязательно белый; Двойной мазок - это метод когда одновременно на кисточку набираются две краски, затем одним движением рисуются листья, лепестки. Особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции. Цвет фона может быть любым, но чаще всего черный, "черепаховый" или зеленый. Цветок - тагильская роза выполнен достаточно абстрактно. Перед нанесением рисунка подносы "воронили" - вываривали в масле, отчего получалась блестящая черная поверхность. Черепаховый (черно-коричневый пятнами) цвет получали, держа под подносом горящую свечку или кусок бересты. Зеленую краску делали из размельченного малахита.

В 30-40-е годы XIX века нижнетагильский подносный промысел достиг наивысшего рассвета. Слава о живописном искусстве мастеров вышла далеко за пределы Нижнего Тагила.Произошел обмен опытом между жостовскими и тагильскими мастерами. Это отрицательно сказалось на развитии тагильского промысла, традиционная тагильская роспись потеряла характерные ей черты и промысел пришел в упадок. Серьезное восстановление тагильской росписи началось в конце XX века. За этим следовало возрождение подносного промысла. В советское время известны артели "Пролетарий" (просуществовала до 1930-хх г.г.) и "Металлист" (работала до 1950-хх г.г.), а с 1950-х годов действовал цех росписи на заводе "Эмальпосуда". Однако мастера этого цеха в росписи подносов ориентировались не на почти забытую нижнетагильскую роспись, а на ставшей известной московскую (жостовскую) школу росписи. В соответствии с этой школой фон подноса должен быть черным, цветы - похожи на настоящие, а не абстрактные, а при рисовании использовались плавные переходы от темных тонов к светлым. Возрождение старинной техники началось в 1974 г. с постановления ЦК КПСС"О народных промыслах". Были найдены мастера, которые когда-то работали в старой нижнетагильской технике и могли вспомнить правила рисования различных элементов. Разыскивались и сами старинные подносы. Среди ветеранов росписи подносов, приложивших много сил для возрождения нижнетагильской росписи, были Арефьева И. А, Афанасьева А.В., Коровина А.С. Все они когда-то работали в артели "Пролетарий". Агриппина Васильевна Афанасьеваa сумела организовать коллектив молодых учеников, которым активно передавала свои умения и навыки. Нижнетагильская роспись переживает очередной расцвет: теперь оригинальный двухцветный мазок не обязательно содержит белый цвет, а цветы похожи на настоящие: роза, астра, мак, колокольчик и т.д. Были введены новые элементы, например, нижнетагильский стиль рисования уральской рябины.

Тагильский поднос сложныйв исполнении, он требует не просто классического образования, а именно изучения данной техники.

Нижнетагильский лаковый поднос являетсяпрекрасным сувениром, как для зарубежных гостей, так и для жителей нашей страны. Сегодня мастера по росписи подносов продолжают традиции тех, демидовских мастеров, стараются сохранить сложившиеся приемы. Нижнетагильская роспись давно доказала свою красоту и уникальность, художественную ценность, работы уральских мастеров выставляются не только в крупнейших музеях страны, но и заграницей.

Управление культуры Администрация г. Усть-Илимска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

«Школа искусств № 2»

Отделение народного декоративно – прикладного искусства

Выполнение декоративных элементов по мотивам Тагильской росписи

Учебно-методическое пособие

преподаватель росписи

по дереву МОУ ДОД «Школа искусств №2»

Усть-Илимск

2010 г.

Введение

Данное методическое пособие предназначено для всех, кто обучается росписи по дереву. Возраст не ограничен. Основное требование – владение элементарными навыками росписи.

В пособии приведены теоретические сведения о истории Тагильской и Урало-Сибирской росписи, показаны приемы владения кистью, которые можно использовать в работе. Описанные и проиллюстрированные фотографиями методы позволят учащимся самостоятельно освоить навыки написания декоративных цветочных элементов или закрепить их дома после занятия.

Преподаватели могут использовать данное пособие в качестве учебного и дидактического материала при подготовке и проведении занятия по росписи.

Описание этапов работы и фотографии, иллюстрирующие их, выполнены таким образом, что будут понятны всем учащимся – взрослым и детям.

Кроме практических советов по технике выполнения «одним мазком», в пособии подробно рассказано о красках и кистях, необходимых для работы, а так же напечатаны замечательные фотографии расписных изделий, композиции которых можно копировать.

Все фотографии показов техники мазка выполнены автором. В качестве примеров расписных изделий большинство – изделия, расписанные автором.

Уважаемый читатель!

У вас в руках учебно-методическое пособие для изучения азов Урало-Сибирской и Тагильской росписи. Это пособие поможет значительно расширить круг людей (детей с 10-11 лет и взрослых - без ограничений по возрасту), которые желают проникнуть в мир художественной росписи.

Для освоения приемов росписи вам потребуются краски, кисти, палитра, бумага (в тексте более подробно описаны все необходимые материалы), терпение и усидчивость. Данное пособие могут использовать не только учителя и преподаватели школ искусств и учителя изобразительного искусства в школах, но и любой человек, имеющий желание научится художественной росписи по дереву.

Советы преподавателям:

Перед тем как предлагать на уроке учащимся освоить приемы Тагильской росписи по дереву, необходимо самому в совершенстве овладеть написанием мотивов. В процессе обучения преподаватель помогает ученикам: наглядно и доходчиво показывает особенности написания отдельных элементов, следит за правильностью выполнения заданий, корректирует (если есть необходимость) написание элементов и мотивов учениками. Желательно показать ученикам не только фото с изображением изделий, расписанных в данной технике, но и заранее приготовить готовое изделие (поднос, расписная доска, шкатулка, тарелка), т. к. на примере изделия, ученикам легче проследить выполнение отдельных элементов росписи (движение руки мастера.)

DIV_ADBLOCK177">

1. История происхождения

живописных росписей России

Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей: берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Зарождение большинства центров народной уральской росписи протекало сложным путём. Прежде всего, это было связано с тем, что с XVII-XVIII века начинается колонизация восточной части России русскими, которая протекала в несколько этапов. Первые переселенцы заложили основу культуры уральского крестьянства близкую к культуре русского Севера, Поморья. А в XVIII-XIX веке Украины, Поволжья, Вятского края внесла в неё серьёзные коррективы. Переселенцы везли с собой не только припасы и одежду, но и деревянную посуду, металлические орудия труда. Самым ценным было то, что они везли с собой культуру, обычаи, жизненный уклад той местности, откуда переселялись. Наверное, поэтому на Урале сложились столь разнообразные стили росписи деревянной утвари.

Различные сёла специализировались на производстве какого-либо одного вида товара. Так, недалеко от Кунгура красили коромысла, около Оханска делали крашеные телеги, у Далматона изготавливали прялки. В 40-х годах XIX века широкое распространение получил промысел по изготовлению и росписи берестяных бураков. Они отличались высоким качеством и служили своего рода эталоном для мастерских ближайших селений. Этот вид изделий был очень популярен среди крестьян. Существовал даже особый тип расписного бурака, под названием «крестьянский» с ярким цветочным узором, выполненным приёмами свободной кистевой росписи. Самой распространённой композицией был «букет», используемый в различных видах расписных промыслов в XVII-XIX в.

Особенность построения этой композиции заключалась в том, что букет был вертикально ориентирован и уравновешен по цветовой гамме от центра композиции. Такой орнамент складывался благодаря форме изделия. Зритель видел практически квадратное поле, на котором выполнялась роспись. Сверху и снизу они ограничивались полосками, проходившими по горловине и у основания туеса, по горизонтали - видимой частью плоскости. В композиции и колорите росписи художники находили удивительную гармонию. При написании композиционного центра краской основного цвета пальцами наносили подмалёвок. Затем, взяв кисть, прописывали лепестки цветов, оттеняя их белилами, наносили оживку на листья. Заканчивали прописью травок. Смешение красок происходило в работе, так как на непросохший ещё подмалёвок наносили моделирующую оживку. Благодаря этому приёму создавались мягкие переходы от одного цвета к другому. После росписи изделие покрывали лаком.

Бутон" href="/text/category/buton/" rel="bookmark">бутонов , листьев. Затем производили их моделировку белилами, если «подмалёвок» был цветной, или какой либо другой краской, если он был белым. Обмакнув кисть в краску нужного цвета, и вращая её вокруг оси, за одно движение превращали подмалёвок в ягодку или лепесток. Благодаря этому приёму, сохранившемуся и развившему традиции травных росписей, XVII-XVIII век создавались мягкие переходы от цвета к цвету.

В процессе развития росписи моделировку белильными оживками заменили разбелом, во время которого на один край кисти брали белила, а на другой край краску основного цвета. Кистью проводили таким образом, чтобы белила шли по внешнему краю мотива. Благодаря постепенному переходу к белилам, чистые не всегда сгармонированные цвета смягчались, происходило объединение живописной поверхности. Заканчивали роспись нанесением приписок и травок, которые разбивали чёткие контуры форм и повышали орнаментальность мотивов, связывая их между собой и с фоном. Изобразительные мотивы в уральской росписи были весьма разнообразны; это и цветочные орнаменты и изображения птиц и зверей. Во второй половине XIX века особенно популярным стало изображение человека. В различных сюжетах художники воплощали не только мечты о лучшей жизни, но и события, связанные с собственными переживаниями.

Народное искусство - явление духовной культуры и как таковое участвует в важных моментах жизни, утверждая отношение к нему, выработанное народным общественным сознанием. Красота скромных и простых предметов будничного обихода связана с пониманием народом самой жизни как проявления прекрасного, с осознанием важности каждого предмета, необходимого в быту, с верой в то, что хорошая вещь приносит в дом благополучие. Мастера, изготовлявшие предметы быта, изучали явления природы, её естественные формы. Они воспринимали целостность и гармоничность этих форм как эстетические критерии. Лёгкость движения утицы, плывущей по воде, наводила на мысль о конструировании ладьи, а пластика ладьи-птицы становилась эталоном красоты. Наблюдения за природой способствовали возникновению образов-метафор, общих для многих народов. Образы птиц и небесных светил связывались при этом с символикой жизни.

Потребность в познании мира и отражении человеческого опыта в произведениях народного искусства требовала, чтобы зритель был готов и способен за контуром коня и птицы, увидеть нечто большее, чем животное и птицу - человеческий мир. Поэтический язык растительного орнамента, метафорические изображения птиц, много говорящие посвященному, не могли отразить сущности изменяющегося мира. В замкнутое пространство сельской жизни входили новые явления. Растительные композиции стенописей пополнялись новыми мотивами, включаемыми народными мастерами в ещё целостную систему, полную иносказаний. Фигурки людей стали свидетельством изменения художественного мышления крестьянства. Но сама суть миропонимания продолжала оставаться цельной и новое, входившее в традиционную структуру, не изменяло её. Появление сюжетов говорит о повышенном интересе крестьянства к окружающей жизни. Изображались свадьбы, свидания, прогулки, сватовство и даже военные действия. Непременными элементами композиций свадебного цикла были цветущее дерево и конь. Костюмы персонажей походили на городские: женщины в длинных юбках с непокрытой головой, мужчины в сапогах пиджаках и картузах. Тяготение к свадебным сюжетам подтверждает большое значение для крестьянства этого события и говорит о стойком сохранении в его сознании их положительного содержания, обещающего благополучия в семье.

В середине ХVIII века на Урале зарождается новая форма художественной обработки металла – роспись железных изделий, возникшая на Нижнетагильском и Невьянском заводах, принадлежавших заводчикам Демидовым. В этот период строились не только крупные заводы, возникали и многочисленные кустарные мастерские, которые изготавливали подносы, шкатулки и даже столики. Чтобы придать изделиям товарный вид и уберечь от коррозии, их покрывали особым лаком. От простой лакировки изделий постепенно перешли к их росписи. Заводовладельцы поощряли инициативу крепостных мастеров, которые создавали подлинно художественные произведения.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image006_35.jpg" width="437" height="81">

Наибольшей известностью и популярностью не только в России, но и в Европе и Азии пользовались расписные подносы – «подносные доски», как их тогда называли. Пластичность и мягкость тагильского железа позволяла делать подносы самой разнообразной формы: прямоугольные, овальные, круглые, многогранные, гитарообразные и фигурные. Откованные готовые формы попадали в мастерскую живописца, который в ХVIII веке был универсалом: и грунтовщиком, и художником, и орнаменталистом, и лакировщиком. Разделение труда окончательно произошло только во 2-й половине ХIХ века. Готовые изделия лакировались знаменитым хрустальным лаком, изобретение которого приписывается семейству тагильских крепостных художников Худояровых.

DIV_ADBLOCK182">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image009_25.jpg" width="197" height="257 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image011_40.gif" width="206" height="170 src=">.jpg" width="255" height="228 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image015_18.jpg" width="241" height="251 src=">

DIV_ADBLOCK183">

Выдавите или выложите на палитру две краски различных цветов. Затем, если необходимо разведите их водой до нужной консистенции, опустите уголок кисти по краю лужицы краски одного цвета.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image018_16.jpg" width="231" height="228 src=">

Как видно на фотографии, два цвета на кисточке образуют букву «V». Прижмите кисточку к палитре и сделайте дорожку из краски, для того, чтобы краска равномерно распределилась на кисти. Дорожку делаем движением назад и вперед, два - три раза.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image020_24.gif" width="397 height=272" height="272">

При выполнении волнообразного движения, необходимо следить за движением кисти: сначала кисть прижимается к листу, делая фестончик, затем кисть немного приподнимаем от поверхности листа (полностью кисть не отнимаем), затем опять делаем нажим.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image022_12.jpg" width="378" height="283 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image024_10.jpg" width="433" height="265 src=">

Для написания второй половинки листа, развернем кисть и начнем двигать ею в противоположном направлении.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image026_11.jpg" width="321" height="279 src=">

Вот наш лист с фестончатым краем и готов.

Рисование листа за один проход

Берем плоскую кисть, набираем на нее две краски. Кисть ставим на лист бумаги, прижимаем, ведем, а затем аккуратно ставим кисть на ребро, необходимо немного потренироваться, чтобы это движение получалось быстро.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image030_7.jpg" width="368" height="240 src=">

https://pandia.ru/text/78/395/images/image032_4.jpg" width="376" height="281 src=">

Вот небольшой пример использование таких листиков, из них можно сделать замечательные веточки-приписки.

Также с помощью таких листиков можно сделать лепестки у подсолнуха, или можно придумать свой цветок с использованием этих листиков - лепестков.

Фото из Интернета

На следующих картинках приведены примеры различных листьев, выполненных в нашей технике.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image035_6.jpg" width="439" height="545 src=">

Фото из Интернета

Написание цветка розы

Для рисования розы нам понадобятся акриловые или гуашевые краски примерно таких оттенков: малиновый и белый или оранжево-желтый и красный. Если мы будем писать розу с белым краем, то необходимо подобрать лист для работы отличного от белого цвета, например, можно использовать цветную бумагу (желтую, фиолетовую, зеленую…)

Итак, набираем на кисть две краски различных оттенков. И выполняем мазок «ракушка», для этого устанавливаем кисть на ребро и плотно прижимаем ее к поверхности листа и начинаем вести ее, при этом выполняя волнообразное движение напоминающее букву «m».

https://pandia.ru/text/78/395/images/image037_6.jpg" width="350" height="296 src=">

После того, как мы выполнили первый лепесток, начинаем по кругу вписывать остальные. Прошу обратить внимание, что лучше всего смотрится цветок с пятью и более лепестками.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image039_4.jpg" width="345" height="250 src=">

Вот у нас готова первая юбочка. Если цветок большого размера, то можно, таким же образом написать внутри вторую юбочку лепестков, от этого роза будет выглядеть более полной и пышной.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image041_4.gif" width="445" height="292 src=">

При этом у нас получается некая «колбочка» или воронка из нераспустившихся лепестков. Теперь ребром кисти выполняем следующее движение – «запятая». Ставим кисть, слегка ее прижимам к рабочему листу, немного ведем, а затем ставим на ребро, как в случае прописки кончика листика.

https://pandia.ru/text/78/395/images/image043_3.jpg" width="325" height="314">

«Запятая», выполненная в другую сторону.

Итак, теперь, когда мы научились делать элементы «колбочка» и «запятая», приступаем к прорисовки серединки цветка.

Выполнили «колбочку», для ее выполнения я немного высветлила внешний край, добавив немного белой краски на кисть.

янв. 7, 2013 09:11 am Техника росписи в Один мазок (Тагильская роспись) или One Stroke

Популяризация росписи произошла во второй половине XVIII века благодаря промышленнику и покровителю искусств Никите Демидову в Нижнем Тагиле. Уже существовавшей в то время техникой письма расписывали подносы, сундуки, шкатулки, столы и т.д. Демидов организовал школу, создал производство, что послужило толчком для развития промысла. В то время народная роспись называлась «маховым» письмом в один мазок (отсюда дословный перевод модного названия One Stroke), когда на кисточке - две краски любого цвета, а на кончике - обязательно белила. Краску наносили свободным веерообразным движением, и объема добивались одним мазком, особый «конек» тагильской росписи - три цветка, или, по-местному «розана», в центре композиции.

В начале 70-х годов, художник-самоучка Donna Dewberry, более известная в качестве декоратора её собственного дома, нежели как популярный художник, в результате изучения различных руководств по рисованию и творческих изысканий создала свою собственную технику рисования, которая изначально носила название Техника рисования Двойное погружение (Double-Loading painting technique). В 1982 году Донна впервые расписала в своей технике подарок для своей мамы, это была кошка, фигура которой была выпилена из фанеры. Сначала проекты Донны ограничивались росписью жестяных изделий (банок, чайников, подносов и т.п.).

В 1990 году Донна основала собственный бизнес по выпуску авторских жестяных изделий и успешно вела свое дело в течение 6 лет. Задолго до всеобщего признания художественного таланта и уникальности изобретенной Донной техники рисования One Stroke, в 1995 году, ее разработками заинтересовалась крупнейшая американская компания PLAID, специализирующаяся на выпуске наборов и материалов для прикладного творчества. Они встретились на художественной выставке Штата Флорида и руководство компании предложило ей сотрудничество. В том же 1995 году Компания Plaid выпустила первую книгу Донны Дьюберри Double Load Painting, в которой были опубликованы идеи и обучающие инструкции по росписи жестяных леек для цветов. В 2001 году начались уже крупномасштабные продажи товаров под маркой OneSrtoke. По инициативе компании, Донной были разработаны обучающие руководства, видео- и CD- диски для самостоятельного изучения её технике рисования. Спустя тридцать лет, Донна Дьюберри признана в Америке, Европе и Азии как инновационный создатель техники рисования One Stroke. Не так давно, инновационная идея Донны - техника рисования One Stroke, ее стиль декорирования, продукты и публикации были запатентованы. И, прежде носившая название Double-Loading painting technique (Техника рисования Двойное Погружение), стала называться официально - One Stroke painting technique (Техника рисования Один Мазок).

Подробный МК:

На самом деле процесс росписи очень быстрый и больше напоминает каллиграфию, чем живопись - мазок длинный и толщина мазка варьируется нажимом кисти.

1. Кисти, которые нам будут нужны для работы и тренировочный эскиз карандашом, на котором мы будем опробовать консистенцию краски (не густая, но и не жидкая) чтобы закончить любой элемент одним мазком:

2. Набираем на кисточку два цвета краски следующим образом:

3. Делаем простое упражнение - тянем прямую линию как можно дальше - это даст вам возможность понять, какой консистенции должна быть краска для достаточно длинного мазка:

4. Делаем следующее упражнение - небольшую дугу: прямая чёрная линия показывает начало мазка, стрелка - направление:

5. Следующее упражнение. Точно такая же дуга, только выгнутая в обратную сторону. Сделав два упражнения вместе, мы получаем простейший элемент - розу:

6. На более широкую кисть набираем два других цвета и выполняем первое упражнение - проводим прямую линию:

7. Берём свой лист ватмана с подготовленным графическим дизайном и проводим волнообразные мазки (от двух до четырёх волн) - они образуют большие отдельные лепестки:

8. Поворачивая лист, продолжаем наносить мазок за мазком. Не отрывайте руку, выполняя один мазок:

9. Таким же способом создаются внутренние лепестки поменьше. Не бойтесть работать по влажной краске:

10. Подровняйте нижний край, если он у вас не очень ровный:

11. И ещё фокус: тот край кисточки, на котором у вас белый цвет, вы можете окунуть в кремовый (или наоборот, кремовый в белый) - таким образом один мазок даст вам сразу три цвета... Можно и больше:

12. Следующий цветок делаете круглым, состоящим из четырёх-пяти лепестков. Обратите внимание на то, как белый смешивается с кремовым в одном мазке:

13. Точно так же, волнообразными мазками создаёте внутренние лепестки:

14. Постарайтесь закончить свой последний внутренний мазок таким образом, чтобы не осталось чистой бумаги в центре, а мазок был ровный у края:

15. Вот что у вас должно получиться:

16. Используя натуральную мочалку, обрезанную в форме шара, нанесите фон различными оттенками зелёного:

17. Карандашом нарисуйте общий дизайн. Если у вас нет специальных инструментов (например циркуля) не расстривайтесь:

18. Если вас удовлетворила консистенция краски при тренировочном упражнении, начинайте роспись:

19. В серединки можете потыкать дешёвой, коротко обрезаной кисточкой, нанося жёлтый с белым цвета:

20. На маленькую кисточку для зелени также можно набирать сразу два оттенка:

21. Толщину мазка следует варьировать нажимом на кисть (как при каллиграфических работах) и каждый елемент выполнять одним мазком:

22. К каждой розе снизу пририсуйте зелёную бубочку:

23. Начинайте движение снизу и заканчивайте вверху, добиваясь очень острого окончания, плавно отрывая руку с кисточкой от листа бумаги:

24. Бутоны не должны быть одинаковой формы, как и зелёные елементы:

25. Теперь немного о листиках: листочки выполняются также, как и лепестки цветов, только волнообразные движения кисточки более частые:

26. Наберите на кисточку белый и зелёный:

27. Попробуйте сделать такое волнообразное движение, следя за тем, чтобы кисточка не отрывалась от бумаги:

28. Когда вы заканчиваете верхушку листа, кисточка должна повернуться следующим образом, чтобы образовать остриё:

29. К белому можете добавить розово-сиреневого:

30. Ваш законченный стандартный листик:

31. Этой же (широкой) кисточкой проведите стебелёк - основание листика:

32. Если все ваши листочки будут одинаковыми, работа может выглядеть скучно:

33. Вторую сторону можете закончить как обычно:

34. Широкой кисточкой проведите черенок листа:

35. И ещё одна разновидность, наиболее сложная в исполнении:

36. Потренировавшись на своём черновике, продолжим работу над нашим проектом:

37. Заполняем листочками свою работу. Для того, чтобы работа была повеселее, используем различные оттенки зелёного, различные формы листа и различный дизайн положения листиков на плоскости - немного потренировавшись, вы научитесь! Самый лучший учебник - фотографии уже сделанных кем-то дизайнов. Как только вы освоите общие принципы, вы сможете создавать свои собственные дизайны с лёгкостью:

38. Не бойтесь заехать своими листочками на уже нарисованые цветы! Такие перекрытия только обогатят ваш дизайн:

39. Не бойтесь перекрывать свежую краску только что нарисованых листиков:

40. Меняйте форму и расположение листочков, не забывайте:

41. Не забывайте про черенки - они помогут вам исправить серединки листочков:

42. Добавляем новый цвет к своей палитре. если краска густая - капните водички и старой кисточкой размешайте именно то место, где вы капнули:

43. После всей проделанной работы новый цветочек покажется вам шуткой! Обратите внимание, что акриловые краски хорошего качества с одного раза перекрывают любой цвет:

44. Продолжим нашу роспись, вооружившись новым елементом:

45. Возьмите старую кисточку, обрежьте коротко и потыкайте в серединки цветочков жёлтым с белым, не ошибётесь:

46. Теперь мы подошли к моменту, который у нас по домашнему называется "крутить усы". Это уже каллиграфия в чистом виде - тонкой кисточкой с длинным упругим волосом проводим различные стебельки. Нужно следить за тем, чтобы краска была достаточно жидкой (добавляйте воду) и каждый стебель проводился одним мазком. толщина меняется от нажима кисточки:

47. Усы крутятся очень быстро (фотоаппарат не успевает):

48. Не забудьте про сердцевинки своих цветочков:

49. Своей старой коротко остриженой кисточкой можете добавить немного зелёного в сердцевинку:

50. Теперь возьмите простой карандаш и чёрной акриловой краской поставьте чёрные точки:

51. Внимательно осмотрите свою работу и исправьте недочёты - добавьте тёмно-зелёного, докрутите усов (с помощью "усов" можно подправить недостатки дизайна!):

52. Возьмите свою старую, коротко остриженую кисточку, вымойте, и белой краской наносите белые точки, стараясь соблюдать форму (что-то вроде сирени):

53. Можно сказать, что ваш учебный образец закончен:




Top