Тайна мегалитов или взгляд с другой стороны. Мегалитические сооружения: типы и виды Мегалитический период

Термин «мегалиты» (англ - megaliths) происходит от греческих слов μέγας - большой, λίθος - камень. Мегалиты - это сооружения из каменных глыб или блоков, из разных пород, различной модификации, размеров и форм, совмещённых и установленных в таком порядке, что эти глыбы/блоки представляют собой единую монументальную конструкцию.

Каменные блоки в мегалитических сооружениях имеют вес от нескольких килограммов до сотен и даже тысяч тонн. Отдельные сооружения, настолько огромны и уникальны, что вообще не понятно каким образом они сооружались. Также в учёном мире нет единого мнения относительно технологий древних строителей.

Некоторые мегалиты как буд-то высекались (обрабатывались) какими-то инструментами, некоторые объекты как буд-то отливались из жидких материалов, а отдельные объекты имеют следы явно искусственной обработки неизвестных технологий.

Мегалитическая культура представлена абсолютно во всех странах мира, на земле и под водой (и…вероятно, не только на нашей планете..). Возраст мегалитов разный, основной период мегалитостроения определяется с 8 по 1 тысячелетия до н.э., хотя некоторые объекты имеют гораздо более древнее происхождение, что, зачастую отрицает официальная наука. Широко представлены мегалитические памятники и более позднего периода - 1-2 тысячелетия н.э.

Классификация и виды мегалитов

По своей классификации мегалиты разделяются на отдельные категории:

  • мегалитические комплексы (древние города, поселения, храмы, крепости-форты, древние
  • обсерватории, дворцы, башни, стены, и тд);
  • пирамиды и пирамидальные горные комплексы;
  • курганы, зиккураты, кофуны, каирны, тумулусы, гробницы, галереи, камеры и тд;
  • дольмены, трилиты и тд;
  • менгиры (стоячие камни, каменные аллеи, статуи и тд);
  • сейды, Синь-камни, камни-следовики, камни-чашечники, камни-алтари, и тд;
  • камни/скальные породы с древними изображениями - петроглифами;
  • скальные, пещерные и подземные сооружения;
  • каменные лабиринты (сурады);
  • геоглифы;
  • и др.

Гипотез о назначении мегалитов существует немало, однако есть некоторые особенности, которые характерны многим мегалитам мира, независимо от их классификации, модификации, размеров и тп - это их внешнее сходство, места расположений (геолокация), геофизические характеристики и принадлежность к неким высокоразвитым цивилизациям. Изучение (мест) мегалитов методами геофизики и биолокации началось в 20 веке. За время изучений было совершенно точно установлено, что места для сооружения мегалитов выбирались не случайно, очень часто мегалиты располагаются на местах (близ) биолокационных аномалий (в разночастотных геопатогенных зонах - рядом или на тектоническом разломе земной коры).

Таким образом можно предположить, что генератором этих волн разной частоты, являются тектонические разломы, а каменные сооружения в таком случае выполняют роль многофункциональных акустических приборов, резонирующих с этой частотой.

Получается, что мегалиты могут влиять на биоэнергетику человека! Это позволяет эффективно проводить коррекцию биополя человека путём воздействия, как на его энергетические точки тела, так и на отдельные системы.

В древности подобными практиками занимались посвещённые жрецы, и практиковалось это с помощью различных обрядов и ритуалов.

С помощью камней древние жрецы, шаманы, знахари общались с духами ушедших предков, с богами, получали интересующие их ответы, лечили болезни и тд, а также совершали подношения-требы (не жертвоприношения, которые появились позднее и скорей всего не создателями мегалитов). Знания об этом сначала искажались, затем и вовсе стирались.

Практически везде близ мегалитов была или есть вода (какой-либо водоём, ручей, родник, и тд)! Зачастую ориентация мегалитов как раз направлена в сторону воды, это особенно отчётливо прослеживается на примере большей части дольменов Краснодарского края, которые в свою очередь, не без основания, являются эталоном в дольменном строении.

Стоит также упомянуть и ориентировку многих мегалитов по сторонам света, с учётом некоторых астрономических особенностей.

Зачастую, при изучении мегалитов, складывается впечатление, что со временем строители буд-то утрачивали способности возведения каменных построек и со временем мегалиты становились похожи лишь на отдалённые копии изначальных сооружений.

Возможно, по каким-то причинам, древние утратили те знания и технологии, а главное со временем была утрачена и необходимость в мегалитостроении.

Однако, не смотря на время, мегалитостроение в мире продолжает существовать. Даже в наши дни в Суматре (Индонезия) люди продолжают создавать погребальные каменные памятники внешне схожие с древними мегалитами, сохраняя таким образом память и обычаи своих предков.

Во многих местах мира, сохранились предания, легенды и истории о том, что многие мегалиты связаны с реинкарнациями умерших людей.

Очень многие мегалиты тесно связаны с астрологией, в связи с этим, возникло новое направление исследователей древностей - археоастрономия. Именно археоастрономы занимаются изучением астрономического аспекта в мегалитостроении. Именно археоастрономами были доказаны многие гипотезы,относительно назначения многих древних каменных сооружений.

Некоторые мегалитические сооружения были созданы для определения основных солнечных и лунных циклов года. Эти объекты выполняли роль календарей и обсерваторий для наблюдения за небесными светилами.

Мегалиты - наследие древних цивилизаций

К сожалению, в наше время, во всех уголках мира, по разным причинам сохраняется тенденция уничтожения древних памятников, однако во всём мире также продолжают открывать и новые находки древних сооружений.

Многие исследования и сами объекты упорно замалчиваются официальными ведомствами, либо умышленно неверно определяются датировки и фальсифицируются отчёты и выводы учёных, т.к. многие объекты попросту не вписываются в общепринятую хронологию нашей цивилизации.

Мегалиты - это те самые объекты, которые связывают нас с далёким прошлым, с глубоким прошлым, и совершенно определённо можно утверждать, что они ещё не открыли людям все свои тайны…

На поверхности земного шара, за исключением Австралии, находится множество загадочных и древних построек. Современные исследования показали, что возведены они были в эпоху неолита, энеолита и Ранее считалось, что все они представляют одну общую культуру, но сегодня все больше ученых подвергают эту теорию сомнению.

Итак, кем и зачем были созданы подобные мегалитические сооружения? Почему они имеют ту или иную форму и что означают? Где можно увидеть эти памятники древней культуры?

Прежде чем рассматривать и изучать мегалитические сооружения, нужно понять, из каких элементов они могут состоять. Сегодня принято считать самой малой единицей конструкций подобного типа мегалит. Этот термин был официально введен в научную терминологию в 1867 году, с подачи английского специалиста А. Херберта. Слово «мегалит» греческое, в переводе на русский язык значит «большой камень».

Точного и исчерпывающего определения, что же такое мегалиты, пока не существует. Сегодня под этим понятием подразумеваются древние сооружения, выполненные из каменных блоков, плит или простых глыб различной величины без использования каких-либо цементирующих или связывающих составов и растворов. Простейший вид мегалитических сооружений, состоящих всего из одного блока, - это менгиры.

Основные особенности мегалитических конструкций

В разные эпохи различные народы возводили огромные сооружения из больших камней, блоков и плит. Храм в Баальбеке и египетские пирамиды тоже являются мегалитами, просто их не принято так называть. Таким образом, мегалитические сооружения - это различные конструкции, созданные разными древними цивилизациями и состоящие из больших камней или плит.

Однако, у всех сооружений, считающихся мегалитами, есть ряд особенностей, их объединяющих:

1. Все они сложены из камней, блоков и плит гигантских размеров, вес которых может составлять от нескольких десятков килограммов до сотен тонн.

2. Древние мегалитические сооружения возводились из крепких и устойчивых к разрушению горных пород: известняков, андезитов, базальтов, диоритов и других.

3. При строительстве не использовался цемент - ни в растворе для крепления, ни для изготовления блоков.

4. В большинстве построек поверхность блоков, из которых они сложены, тщательно обработана, а сами глыбы плотно подогнаны друг к другу. Точность такова, что между двумя мегалитическими блоками из вулканических пород нельзя просунуть лезвие ножа.

5. Довольно часто сохранившиеся фрагменты мегалитических строений более поздние цивилизации использовали в качестве фундамента для собственных построек, что хорошо видно в зданиях на в Иерусалиме.

Когда были созданы?

Большинство мегалитических объектов, расположенных в Великобритании, Ирландии и других странах Западной Европы, датируются V-IV тысячелетиями до н. э. Расположенные на территории нашей страны самые древние мегалитические сооружения относятся к IV -II тысячелетиям до Р. Х.

Все многообразие мегалитических построек условно может быть разделено на две большие группы:

  • погребальные;
  • не погребальные:
  • профанные;
  • сакральные.

Если с погребальными мегалитами все более-менее понятно, то вот о назначении профанных сооружений, таких как различные гигантские выкладки стен и дорог, боевые и жилые башни, ученые строят гипотезы.

Нет точных и достоверных сведений о том, как использовали древние люди сакральные мегалитические сооружения: менгиры, кромлехи и другие.

Какими они бывают?

Наиболее распространенными видами мегалитов являются:

  • менгиры - одиночные, вертикально установленные камни-стелы высотой до 20 метров;
  • кромлех - объединение нескольких менгиров вокруг наиболее крупного, образующее полукруг или круг;
  • дольмены - наиболее распространенный вид мегалитов в Европе, представляют собой одну или несколько больших каменных плит, уложенных на другие глыбы или валуны;
  • крытая галерея - одна из разновидностей дольменов, соединенных между собой;
  • трилит - каменное сооружение, состоящее из двух или более вертикальных и одного, уложенного на них сверху горизонтально, камней;
  • таула - конструкция из камня в виде русской буквы «Т»;
  • каирн, также известный как «гурий» или «тур» — сооружение подземное или наземное, выложенное в виде конуса из множества камней;
  • каменные ряды - это вертикально и параллельно установленные блоки из камня;
  • сейд - каменный валун или глыба, установленный тем или иным народом в особом месте, как правило, на возвышенности, для проведения различных мистических церемоний.

Здесь перечислены только наиболее известные виды мегалитических сооружений. Остановимся более подробно на некоторых из них.

В переводе с бретонского на русский язык означает «каменный стол».

Как правило, состоит из трех камней, один из которых лежит на двух вертикально установленных, в виде буквы «П». Древние люди при сооружении таких конструкций не придерживались какой-то единой схемы, поэтому вариантов дольменов, несущих различные функции, - множество. Самые известные мегалитические сооружения этого типа находятся на Средиземноморском и Атлантическом побережьях Африки и Европы, в Индии, Скандинавии, на Кавказе.

Трилит

Одним из подвидов дольмена, состоящего из трех камней, ученые считают трилит. Как правило, такой термин применяется не к отдельно расположенным мегалитам, а к памятникам, являющимся составными частями более сложных конструкций. Например, в таком известнейшем мегалитическом комплексе, как Стоунхендж, центральная часть состоит из пяти трилитов.

Еще одной разновидностью мегалитических построек является каирн, или тур. Это конусообразная насыпь из камней, хотя в Ирландии под этим наименованием понимают конструкцию только из пяти камней. Располагаться они могут как на поверхности земли, так и под нею. В научных кругах под каирном чаще всего подразумевают мегалитические сооружения, находящиеся под землей: лабиринты, галереи и погребальные камеры.

Древнейший и простейший вид мегалитических сооружений - менгиры. Это одиночные, установленные вертикально массивные валуны или камни. От обычных, природных каменных глыб менгиры отличаются поверхностью со следами обработки и тем, что их вертикальный размер всегда больше горизонтального. Они могут быть как отдельно стоящими, так и входить в состав сложных мегалитических комплексов.

На Кавказе менгирам придавали форму рыб и называли вишап. На на территории современной Франции, в Крыму и Причерноморье сохранилось довольно много антропоморфных магалитов - каменных баб.

Постмегалитическими менгирами являются и созданные значительно позднее рунические камни и каменные кресты.

Кромлех

Несколько менгиров, установленных в виде полукруга или окружности и накрытых сверху каменными плитами, называют кромлехами. Наиболее известный пример - Стоунхендж.

Однако, кроме круглых, встречаются кромлехи и прямоугольные, как, например, в Морбиане или Хакасии. На острове Мальта храмовые комплексы-кромлехи выстроены в форме «лепестков». Для создания таких мегалитических сооружений использовался не только камень, но и дерево, что подтвердили находки, полученные во время археологических работ в английском графстве Норфолк.

«Летучие камни Лапландии»

Наиболее распространенные мегалитические сооружения России, как это ни странно звучит, - сейды - огромные валуны, установленные на небольшие подставки. Иногда основную глыбу украшает один или несколько небольших камней, сложенных в «пирамиду». Этот вид мегалитов широко распространен от берегов Онежского и Ладожского озер вплоть до побережья Баренцева моря, то есть по всему части России.

На и в Карелии встречаются сейды размером от нескольких десятков сантиметров до шести метров и весом от десятка килограммов до нескольких тонн, в зависимости от горной породы, из которой они изготавливались. Кроме российского Севера, довольно много мегалитов этого вида встречается в таежных районах Финляндии, северной и центральной Норвегии, горах Швеции.

Сейды могут быть одиночными, групповыми и массовыми, включающими в себя от десятка до нескольких сотен мегалитов.

    Археологическая культура Культура воронковидных кубков Неолит … Википедия

    Воронковидный кубок Культура воронковидных кубков, КВК (англ. Funnel Beaker culture, нем. Trichterbecherkultur, TRB) староевропейская мегалитическая культура (4000 2700 гг. до н. э.) эпохи позднего неолита. Содержание 1 Поселения … Википедия

    Нураг у пос. Лоса Центральная башня нурага Сант Антине Торральба Нураг Аррубиу … Википедия

    Индо-Китай - На Индокитайском полуострове, начиная с палеолита, непрерывно шёл интенсивный процесс развития человеческого общества. До II тысячелетия до н. э. полyостров был заселён почти исключительно племенами бродячих охотников и собирателей, не знавших… …

    Республика Мальта, гос во в Юж. Европе, на Мальтийском архипелаге. Название по главному острову архипелага Мальта. Упоминается в XIII в. до н. э. как финик, колония Мелита; по видимому, от и. е. основы *mala, *melu гора, холм. По другим версиям… … Географическая энциклопедия

    Нураг у пос. Лоса … Википедия

    Энеолит в Западной Европе - Племена Южной и Средней Европы по уровню своего развития мало отличались от трипольцев. Для многих из этих племен характерен значительный объем производства медных изделий. В горах Средней Европы, особенно в Рудных, уже в III тысячелетии до н. э … Всемирная история. Энциклопедия

В трёх километрах к северо-востоку от Стоунхенджа располагается Вудхендж. Как установили археологи, Стоунхендж и Вудхендж - практически зеркальные отражения друг друга. Они даже по размеру одинаковы. Только Стоунхендж был сооружён из камней, а Вудхендж - из дерева.

Одна из возможных реконструкций Вудхенджа.

Конечно, у этого сооружения была и крыша; скорее всего, на колонны укладывались брёвна, на брёвна - каменные плиты, а поверх плит насыпалась земля.

Получался "круглый дом" с двускатной земляной крышей и отверстием посредине, подобным "глазу циклона".

Собственно, такой круглый дом является закольцованным "длинным домом". А это реконструкция "длинного дома" эпохи неолита (5500-4900 до н. э.) в Восточной Европе (культура линейно-ленточной керамики)


model of a longhouse use by the linear potery culture of east Europe neolithic 5500-4900 bce ( фото)

Википедия сообщает в статье " Культура линейно-ленточной керамики ": " Основной тип сооружений — , прямоугольная постройка примерно 5,5 — 7 м в ширину, длина которой была произвольной (дом в Быланах достигал 45 м в длину). Стены строили из плетня , обмазанного глиной, иногда из расщеплённых брёвен, укреплённых дубовыми столбами. Крыши со скатом, крытые соломой, опирались на три ряда таких столбов. По обыкновению на полу жилья и рядом с ним были выкопаны 1-2 ямы для хозяйственных целей, глину из которых использовали для покрытия стен. Изнутри длинный дом разделяли перегородками на две или три части, одну из которых, очевидно, использовали для скота. Некоторые дома использовались до 30 лет. Судя по остаткам керамики, каждый длинный дом имел собственную традицию, а помещение керамики в могилы, обычно женские, указывает, что её, по-видимому, изготовляли женщины."

Там же Википедия сообщает: "Общество линейно-ленточной керамики рассматривается как матрилокальное . Вооружения и укрепления не обнаружены ."

Здесь следует подчеркнуть, что подобные "длинные дома" существовали в Старой Европе в эпоху матриархата. Точно такие же дома были и у индейского племени ирокезов, у которых матриархат сохранялся впоть до Нового времени. Описывая парную семью в период матриархата Энгельс ссылается на Ашера Райта, бывшего много лет миссионером среди ирокезов племени сенека:

«Что касается их семей, то в те времена, когда они ещё жили в древних длинных домах» (коммунистические домашние хозяйства из нескольких браков) «…там (в доме) всегда преобладал какой-нибудь один клан» (род), «так что женщины брали мужей из других кланов» (родов). «…Обычно господствовала в доме женская половина; запасы были общими; но горе тому злополучному мужу или любовнику, который был слишком ленив или неловок и не вносил своей доли в общий запас. Сколько бы ни было у него в доме детей или принадлежащего ему имущества, все равно он каждую минуту мог ждать приказания связать свой узел и убираться прочь. И он не смел даже пытаться оказать сопротивление; дом превращался для него в ад, ему не оставалось ничего другого, как вернуться в свой собственный клан» (род) «или же — как это чаще всего и бывало — вступить в новый брак в другом клане. Женщины были большой силой в кланах» (родах), «да и везде вообще. Случалось, что они не останавливались перед смещением вождя (военного) и разжалованием его в простого воина».

С очень большой долей вероятности можно предположить, что подобные "длинные дома" существовали и на территории доисторической Британии. Однако "круглые длинные дома" не предназначались для проживания в них людей. Они были некрополями - "городами мёртвых". Ров вокруг Вудхенджа, наполненный водой, как раз свидетельствует о том, что это был город "не от мира сего", так как во множестве мифологий именно воды отделяют загробный мир от нашего мира. Конечно, и сооружались такие "города мёртвых" на века, из прочных и крепких пород дерева. Внешнего входа в такие города, скорее всего, не было (как и в избушку на курьих ножках, которая "без окон, без дверей"); покойники опускались внутрь через центральное отверстие. Собственно, эти деревянные хенджи были первоначально ни чем иным, как теми же скудельницами, или "убогими домами" для т. наз. "заложных покойников", т. е. участки земли, огороженные кольями.

Около 2800 года до Р. Х. началась экспансия носителей культуры колоколовидных кубков. Культура колоколовидных кубков часто рассматривается как ранняя индоевропейская (арийская), в частности, как предковая для прото-кельтов и прото-италийцев. Эта культура распространилась чрезвычайно широко в Западной и Центральной Европе, используя морские и речные пути.


Распространение культуры колоколовидных кубков

Это очень сильно напоминает средневековую экспансию воинственных норманнов, которые также передвигались по морям и рекам.


Распространение культуры колоколовидных кубков в Европе


А это - карта распространения мегалитической культуры .

Носители культуры колоколовидных кубков не строили мегалиты, но они, по всей видимости, послужили причиной их сооружения. Очевидно, воинственно настроенные протоиндоевропейцы разрушали культовые сооружения туземцев. Деревянные постройки очень легко сжечь. А если соорудить такие же постройки из огромных неподъёмных каменных блоков? Сжечь их никак не получится, да и сломать многотонные каменные плиты - "кишка тонка". Так они и сохранились до нашего времени.

Культура мегалитов существовала на "изломе" матриархата, в период религиозно-половой войны, от которой сохранились предания об амазонках. Каменные мегалиты появились как защитная реакция матриархальной культуры Старой Европы на вторжение носителей враждебной патриархальной культуры. Они являются безмолвными свидетелями великой духовной битвы, охватившей всю Западную Европу.

В этом смысле, Стоунхендж был построен вынужденно, невольно. Зачем тащить и ворочать огромные каменные блоки, если можно то же самое сделать из дерева? Но, очевидно, деревянные вудхенджи уничтожались завоевателями, и тогда было принято решение соорудить такой некрополь, чтобы его невозможно было сломать. Так и построили Стоунхендж.

Другим путём пошли строители знаменитых геоглифов пустыни Наска. Чтобы сохранить свои святыни от осквернения, они сделали их незаметными для врагов. Они видны только с птичьего полёта, а с земли их не различишь. Кстати, в графстве Уилтшир, там же, где базируется легендарный Стоунхендж, можно найти геоглифы лошадей на меловых холмах. Например этот - Уффингтонская лошадь.


Вид фигуры лошади с высоты 700 метров

Одна из особенностей неолита состоит в том, что люди того времени, обитавшие в глинобитно-плетневых домах, землянках или даже пещерах, создавали гигантские памятники и мавзолеи для умерших, колоссальные архитектурные сооружения.

Мегалиты (от греч. «мегас» - большой и «литос» - камень, т.е. большие камни), сооружения из больших блоков грубо обработанного камня. К ним относятся дольмены, менгиры, кромлехи, каменные ящики, крытые галереи. Мегалиты распространены во всем мире кроме Австралии, преимущественно в приморских областях. Назначение мегалитов не всегда можно установить. Большей частью они служили для погребений или были связаны с погребальным культом. Механизм их возведения до сих пор не изучен, для первобытной техники их сооружение представляло сложнейшую задачу и требовало объединение больших масс людей.

Огромные постройки из камня, возведенные первобытным человеком, встречаются в Сирии, Палестине, Северной Африке, Испании, на юге Скандинавии Дании, на побережье Франции и Англии, в Иране, Индии, Юго-Восточной Азии. Мы находим их на Кавказе, в Крыму, в Сибири. Мегалиты разнообразны. Одни из них - отдельные вертикально стоящие каменные столбы, длинные и узкие, иногда грубо обработанные. Это менгиры. Самый большой менгир находится в Локмарьяне в Бретани. Он действительно грандиозен - длина около 21 м., вес близок к 300 т. Менгиры, как правило, связаны с некрополями, им, по-видимому, принадлежала большая роль в культе мертвых.

Менгиры встречаются не только в виде отдельных монументов, иногда они собраны в группы. Самый знаменитый ряд камней находится в Карнаке в Бретани. Он тянется на 3900 м. И состоит из 2813 менгиров.

Некоторые мегалиты образуют круговые каменные ограды, поверх которых лежат огромные плиты (кромлехи). Другая группа мегалитов - погребальные дома из каменных плит с плоской крышей (дольмены). По своему назначению дольмены были монументальными гробницами доисторической эпохи. Обычно они содержат несколько погребений.

Стоунхендж, одна из крупнейших мегалитических построек, расположена на просторной равнине в окрестностях Солсбери, в трех километрах к западу от Эймсбери.

Стоунхендж настолько древен, что его историю забыли уже в античное время. О нём ничего не пишут ни греческие, ни римские авторы. Вероятно, римлян эти камни вообще не впечатлили, ведь они видели древнеегипетские пирамиды, да и сами строили величественные храмы. Сегодня уже нельзя установить, кто был первым биографом Стоунхенджа. Уже к 12 веку все сведения о его происхождении растворились в мифах.

Рис№1. Стоунхендж

Смысл и назначение Стоунхенджа по сей день остаются загадкой. На этот счет выдвинуто множество гипотез, от самых примитивных до совершенно невероятных, для подкрепления которых привлекалась разнообразнейшая, зачастую невообразимо заумная аргументация.

Иниго Джонс, английский архитектор XVII века, сравнивал это сооружение с образцами античной архитектуры и доказывал, что это римский храм. А в наши дни не раз высказывалась мысль, что к этим камням приложили руку инопланетяне, некогда создавшие здесь взлетно-посадочную площадку, для своих земных экспедиций.

Английские ученые Хокенс и Уайт доказали, что Стоунхендж можно использовать как астрономическую обсерваторию, которая позволяет с изумительной точностью определять азимуты всех важнейших положений Солнца и Луны, предсказывать даты затмений. Расстановка камней позволяла в далеком прошлом прогнозировать приливы и отливы, а расположение отдельных элементов комплекса соответствовало точкам восхода и захода десяти главных звезд 12 тысяч лет назад. Наконец, все пропорции Стоунхенджа укладываются в соотношение цифр 9, 11 и 60, две из которых уже известны по феномену индийских «летающих» камней... Что же добавляет цифра 60? Она, как выяснилось, дает возможность получить два ряда чисел, которые отражают распределение планет в Солнечной системе! И, если верить комплексу, их должно быть больше, чем известно современной науке: не 10, а 12. Одна на расстоянии 50 астрономических единиц от Солнца с диаметром 1800 км, вторая - около 60 диаметром 1700 км.

Исконный смысл и назначение Стоунхенджа и по сей день остаются предметом ожесточенных дискуссий. Во всей атмосфере Стоунхенджа есть нечто необъяснимое и притягательное. Вероятность когда-либо разгадать тайну ничтожна, но для тех, кого раз и навсегда приворожила красота этого исторического памятника и удивительная атмосфера окружающего ландшафта, это уже не имеет никакого значения.

Кто же строил мегалиты? В старинной рукописи «Книга завоеваний» упоминаются три волны ранних пришельцев - фоморяне, сыны Портолана и немедяне. Первые были «сумрачными морскими великанами», и ещё - они строили башни. Может быть, они? Свои навыки строителей фоморяне приобрели в Африке. Два других народа пришли из Европы и принесли с собой искусство политики". Вслед за ними появился народ «фир болг» - трудолюбивые искусные земледельцы. «Фир болг» переводится как «кожаные мешки» - на них-то они и уплыли в Ирландию. Были ещё туата де данани, милезяне, дравиды из Индии. Это всё, что удалось вытянуть из древних преданий, которые уцелели, несмотря на попытки римлян навязать местным племенам свои представления о прошлом.

В прошлом Стоунхенджа явственно различимы несколько этапов строительства, причем некоторые отделены друг от друга дистанцией более одного тысячелетия. На самой ранней стадии, которая датируется примерно 3100 годом до н.э., возникли ров и внутренний вал в форме окружности диаметром 97,5 м. Вне этого круга находился так называемый Пяточный камень.

«Friar"s Heelstone» - «пятка бегущего монаха», а внутри - расположенные по окружности на равном расстоянии друг от друга лунки со следами трупосожжений. Позднее в пространстве внутри рва двумя концентрическими кругами были установлены так называемые голубые камни (тесаные глыбы из долерита зеленовато-голубого оттенка). Но затем их снова переставили, и примерно в 1800 году до н.э. Стоунхендж приобрел облик, знакомый нам сегодня: возникло величественное каменное кольцо, образованное огромными тесаными глыбами серого песчаника высотой до 8,5 м, перекрытыми поверху плитами из камня. Внутри этого кольца находилось еще одно сооружение подковообразной формы, составленное из глыб большего размера, сгруппированных попарно и перекрытых третьей, - так называемых трилитов. Похоже, что голубые камни за время существования Стоунхенджа не однажды переставлялись разными поколениями строителей с места на место. Сейчас некоторые из них образуют как бы небольшую самостоятельную подкову внутри большой подковы из серых песчаниковых глыб, а другие расположились по кругу внутри большого каменного кольца.

Возникает законный вопрос: как наши доисторические предки сумели перетащить неподъемные глыбины на такое огромное расстояние, да и, собственно, зачем? Ответов существует превеликое множество. Вернее, даже не ответов, а скорее предположений.

Согласно старинной кельтской легенде, Стоунхендж сотворил волшебник Мерлин. Это он, великий кудесник, собственноручно перенес громоздкие каменные глыбы из Ирландии и крайнего юга Англии в местечко Стоунхендж, что к северу от городка Солсбери, в графстве Уилтшир, и возвел там пережившее века святилище - самый знаменитый на Британских островах, да и во всем мире, мегалит.

Стоунхендж, напомним, представляет собой двойную круговую ограду из установленных вертикально крупных камней. Ограду эту археологи называют кромлехом. И построена она была, по их мнению, между III и II тысячелетиями до Рождества Христова - в пять больших по времени этапов.

Еще в 1136 году английский хронист Джеффри Монмутский свидетельствовал, что «каменья сии были завезены издалека». Мы же с вами, полагаясь на данные современной геологии, в одном можем согласиться с ним вполне: часть глыб для строительства мегалита действительно была каким-то образом доставлены с запада, но никак не из ближайших к Стоунхенджу каменоломен. Помимо того, 80 тонн менгиров, или обработанных каменных блоков, которые следом за тем устанавливали в вертикальном положении, завезли из южных областей Уэльса, расположенного в западной части Англии (в частности, из Пембрукшира). И было это уже на втором этапе строительства, то есть во второй половине III тысячелетия. Из Презелийских каменоломен, на юго-западе Уэльса, так называемые синие камни перевозили в Стоунхендж по воде - во всяком случае, так предполагает известный английский археолог, профессор Ричард Аткинсон. А более точно - по морю и рекам в глубь страны. И наконец - завершающий отрезок пути, который спустя несколько столетий, в 1265 году, получил название, сохранившееся до наших дней, правда, в несколько ином значении: «авеню». И тут уже действительно впору восхититься силой и долготерпением древних.

Не меньшее восхищение вызывает и мастерство каменотесов. Ведь большая часть кровельных плит знаменитого дольмена, как еще называют мегалитические сооружения типа Стоунхенджа, весят несколько тонн, а вес многих опор составляет порядка нескольких центнеров. Но нужно было еще найти подходящие глыбы, перевезти их к месту будущей постройки и установить в строго определенном порядке. Словом, строительство Стоунхенджа, выражаясь современным языком, было равносильно трудовому подвигу.

При строительстве Стоунхенджа использовались камни двух разновидностей: крепкие валуны - так называемые эоловые столбы - из эйвберийского песчаника, из которых складывали трилиты - те же дольмены, или вертикальные каменные блоки с поперечными каменными же плитами сверху, образовывавшие внешний круг всего сооружения; и более мягкие долериты, входящие в состав рудных и угольных пластов. Долерит - это похожая на базальт магматическая порода синевато-серого оттенка. Отсюда и его другое название - синий камень. Двухметровой высоты долериты образуют внутренний круг мегалитического сооружения. Хотя синие камни Стоунхенджа не очень высоки, именно в них, полагают археологи, заключен тайный смысл всего сооружения.

Первое, на чем единодушно сошлись археологи, так это на геологическом происхождении долеритов: их родина - Презелийские горы. А вот по поводу того, зачем древним предкам кельтов понадобилось ворочать долеритовые валуны, мнения ученых разошлись. Споры, главным образом, вызывал вот какой вопрос: действительно ли люди из нового каменного века собственноручно перетаскивали глыбины к месту постройки мегалита или же камни смешались сами по себе - по мере смещения ледников в четвертичный период, то есть задолго до появления человека? Конец спорам был положен лишь совсем недавно. На международной конференции гляциологи огласили результаты своих многолетних исследований, сводившихся к тому, что в районе Стоунхенджа крупных ледниковых подвижек никогда не было.

Так что археологи уже могли вести раскопки в полной уверенности, что перемещение мегалитических глыб - следствие грандиозной человеческой деятельности. Но ответов на многие другие вопросы, связанные с «как» и «зачем», пока не было.

От Презелийских гор до Стонхенджа по прямой - двести двадцать километров. Но, как известно, прямой путь не всегда самый короткий. Так и в нашем случае: с учетом непомерной тяжести «груза» приходилось выбирать не самый короткий, а наиболее удобный путь.

К тому же надо было построить соответствующие транспортные средства. Известно, что в новом каменном веке люди умели выдалбливать из стволов деревьев челны, они-то и были главным транспортным средством. Действительно, недавно археологи обнаружили остатки древнего тримарана, состоявшего из трех семиметровой длины долбленых челнов, скрепленных поперечинами. Таким тримараном вполне могли управлять с помощью шестов шестеро человек. А что до четырехтонных каменных глыб, тем же шестерым гребцам было под силу погрузить их на тримаран при помощи рычагов. Морской путь вдоль пологих берегов Уэльса был самый удобный, да и укромных бухт, на случай непогоды, там было предостаточно.

Однако часть пути приходилось преодолевать по суше. И тут уж требовались сотни пар рук. Первым делом «груз» надо было перевалить на салазки и тянуть их по очищенным от сучьев стволам деревьев, уложенным поперек пути, наподобие катков. Каждую глыбину тащили не меньше двух десятков человек.

И еще одна немаловажная деталь: во избежание осенних и весенних штормов камни перевозили с начала мая до конца августа. При этом требовалось не только огромное число рабочих рук, но и сметка, поскольку единственными орудиями в те далекие времена были деревянные шесты, каменные топоры и рычаги, не считая деревянных же катков и челнов. Незаменимым подспорьем, кроме того, служили ремни - кожаные, льняные или конопляные. Колесо тогда еще не было известно. Лошадей люди также пока не научились приручать. А значит, не было и повозок - они появились много позже, в бронзовом веке. Между тем в качестве тягловой силы люди нового каменного века уже широко использовали быков. Да и сами люди были объединены в хорошо организованное сообщество.

Люди, отправлявшиеся добывать камень, безусловно, руководствовались неким великим побуждением: камнедобытчики знали - если вернутся не с пустыми руками, то их ждут почет и слава, поскольку и они вносят свою посильную лепту в строительство святилища. А это, в свою очередь, означало, что они выполняют священную миссию. Для юношей, к примеру, такой поход был своего рода испытанием, предшествующим посвящению в мужчины.

Нетрудно догадаться, что путь камнедобытчиков был долог и труден. И не случайно иные из них погибали по дороге. Особенно опасным был водный путь - главным образом из-за штормов, встречных ветров и течений. Тем более что челны продвигались вперед очень медленно: ведь управлялись они, как мы помним, с помощью шестов или примитивных гребков. Впрочем, наземный путь также требовал колоссальных усилий. Оно и понятно: передвигать многотонные каменные глыбы по суше куда труднее, чем по воде.

Осенью синие камни наконец доставляли по реке к месту, расположенному в трех километрах от Стонхенджа, - и камнедобытчики возвращались домой. А «груз» оставался на берегу до следующего лета: камни устанавливали неизменно в день летнего солнцестояния. Тогда-то, собственно, и заканчивался долгий «священный путь».

В день церемонии, до восхода солнца, завершался последний этап: к Стоунхенджу по специальной пороге - «авеню» - направлялась торжественная процессия. Дорогу эту, четырнадцати метров шириной, с обеих сторон окаймляли рвы и насыпи. Она тянулась вверх дугой, облегчая подъем на священный холм, и вела строго на восток - туда, где всходит солнце.

Некоторые камни в Стоунхендже образуют прямые ряды, направленные в стороны восхода и заката солнца и луны. Вероятно, для древних это имело жизненно важное значение: они должны были точно знать дни, когда следовало поклоняться духам усопших предков.

Как мы уже знаем, перевезенные в Стоунхендж долериты использовались при строительстве первой ограды - ее возвели около 2500 года до н.э. К тому времени Стоунхендж уже считался древним памятником. Пятью веками раньше святилище обнесли рвом, оградив его с внешней стороны земляным валом шириной порядка сотни метров.

Во время третьего этапа строительства - около 2000 года до н.э. - в Стоунхендже были установлены огромные трилиты. Тогда же на место строительства доставили 30-тонные эоловые столбы - их пришлось перетаскивать за тридцать километров от Стонхенджа.

Самый же грандиозный этап строительства начался с доставкой синих менгиров. К тому времени долеритовый пояс, так и не законченный, был разрушен - вероятно, для того, чтобы уступить место куда более величественному сооружению, на возведение которого требовалось куда больше усилий.

Так, за какие-нибудь четыре сотни лет синие камни исчезли вовсе. Однако около 2000 года до н.э. они оказались на прежнем месте. И сегодня как раз по ним-то мы и можем судить о том, каким был Стоунхендж в первозданном виде.

Впрочем, далеко не все археологи полагают, что долериты, как строительный материал, исчезли на целых четыреста лет. Их следы были обнаружены в других монументальных сооружениях того времени: например, на горе Силбери, самом высоком искусственном холме времен нового каменного века, высящимся в 40 километрах к северу от Стонхенджа. На его-то вершине и был обнаружен обломок долерита, который судя по всему, когда-то был частью кромлеха.

Хотя мы не располагаем полными знаниями о той далекой эпохе, у нас, тем не менее, есть все основания предполагать, что кромлехи представляют собой, помимо всего прочего, памятники культуры левого каменного века, когда человек только-только начал заниматься продуктивной деятельностью. Именно в тот период у человека появился первый опыт в сельском хозяйстве и животноводстве. Тогда же человек стал привыкать к оседлому образу жизни и строить поселения.

Так что, какими бы ни были истинные причины, побудившие людей каменного века построить стоунхенджский кромлех, в нашем представлении он навсегда останется самым замечательным мегалитическим памятником.

Конструктивные принципы, по которым создавался Стоунхендж, не назовешь ни примитивным, ни случайным, ибо расположение камней недвусмысленно обнаруживает понимание законов перспективы. В любом ракурсе, при любом освещении эти каменные столпы четко выделяются на фоне неба. В этой связи неоднократно высказывалась мысль, что строители Стонхенджа обладали незаурядными познаниями в математике

В наше время Стоунхендж превращается в объект массового паломничества туристов в пору летнего солнцестояния, поскольку главная ось всего сооружения указывает на северо-восток, точно туда, где в самые длинные дни встает солнце, и этот факт как бы укрепляет догадки о мистическом значении памятника.




Top