Такое наивное искусство. Наивное искусство – художники выходного дня Наивное искусство в живописи

«Картины Наивное искусство. Стиль Наивное искусство»

Наивное искусство (англ. naive art) - одно из направлений примитивизма XVIII-XXI вв., включающее как самодеятельное искусство (живопись, графику, декоративное искусство, скульптуру, архитектуру), так и изобразительное творчество художников-самоучек.

Картины в стиле Наивное искусство. Наивное искусство имеет своих поклонников и ценителей. Многие коллекционеры собирают коллекции картин, которые относятся к наивному искусству.
Художники наивного искусства. К художникам наивного искусства относят художников-самоучек и профессиональных художников имитирующих стиль наивного искусства.

Наивное искусство является нашим общим культурным явлением и наследием. Для сохранения работ наивного искусства создаются специальные музеи наивного искусства.
Наивное искусство. Наивное искусство в России. Музей наивного искусства в Москве. Московский музей наивного искусства создан 23 июня 1998 года и является государственным учреждением культуры. Московский музей наивного искусства находится в ведении Комитета по культуре города Москвы Правительства Москвы. В России есть и другие музеи наивного искусства.
В российских музеях, в том числе в музеях наивного искусства, хранится очень много картин художников наивного искусства.

Российское наивное искусство. Творчество наивных художников как один из пластов современного отечественного искусства требует серьезного и вдумчивого изучения, в котором не может быть места поверхностным и крайним суждениям, нередко встречающимся в обиходе.
Наивное искусство в России. В российской художественной практике всегда присутствовало наивное искусство, но только в последние десятилетия наивное искусство русских российских художников получило эстетическое признание.

Наивное искусство в России. Долгое время в России доминировало мнение о некоей его «второстепенности». При этом забывали, что ранние авангардисты, постмодернисты и художники-концептуалисты в поисках новых изобразительных форм обращались к непосредственности и простодушию наивов. Интерес к творчеству самоучек проявлял Шагал, к русскому лубку обращался Малевич, особое место занимал наив в творчестве Ларионова и Гончаровой. Во многом благодаря приемам и образам наивного искусства успех сопутствовал показам работ Кабакова, Брускина, Комара и Меламида.

Наивное искусство в России. Русский российский наивный художник, в отличие от своего зарубежного коллеги, массового признания пока не получил. Он живет своим отдельным миром, мало связанным с реальной художественной жизнью. Он не всегда находит понимание и крайне редко обременен заказами. Он не уверен в своей включенности в общий художественный поток, поскольку не имеет «школы» и технологической оснащенности. Он самостоятельно ищет и находит новые средства выразительности, новые формы и приемы, не претендуя на роль лидера или первопроходца.
Потенциал российского наивного искусства. Российское наивное искуство постоянно пополняется новыми самодеятельными художниками. Вполне возможно, что в бурном XXI веке, в появятся новые яркие талантливые самобытные художники и принесут российскому наивному искусству мировую славу.

Наивное искусство имеет своих поклонников и любителей. Наивное искусство обязательно найдет своих талантливых авторов. Наивное искусство имеет будущее.

Картины наивное искусство
музей наивного искусства
наивное искусство картины
галерея наивного искусства
наивное искусство в россии
Зарубежное наивное искусство

Наивное искусство (naive art) - одно из направлений примитивизма, которое характеризуется наивной простотой техники, анти-академическим подходом к живописи, свежестью взгляда и оригинальностью манеры исполнения рисунков. Непризнаваемый и поначалу преследуемый за «варварское» отношение к каноноам живописи, арт-наив в итоге выжил и занял достойное место в истории мировой культуры. В творчестве художников, работающих в этом жанре, не редко присутствуют бытовые сцены, связанные с едой, что, естественно, не могло не заинтересовать наш тематический сайт.

Следует сказать, что корни жанра «naive art » уходят далеко в глубину веков. Первыми образцами наивного изобразительного искусства можно считать наскальные рисунки, найденные в пещерах Южной Африки. (Уверены, что рисунки древнего охотника скорее воспринимались окружающими в качестве меню, а не живописи 🙂).

Гораздо позже греки, обнаружив к северу от Черного моря скифские статуи «каменных баб», тоже сочли их примитивным «варварством» из-за нарушения пропорций тела, которые в древнегреческой культуре характеризовали гармонию и красоту. Вспомните хотя бы «золотое сечение» Поликлета.
Тем не менее, «правильность» классического искусства постоянно продолжала подвергаться партизанским нападкам народного творчества. И вот, после свержения господства Рима в большинстве стран Европы, изобразительное искусство, сделав галс, сменило курс от совершенства в сторону поиска выразительности. В роли средства для достижения этой цели весьма подходила оригинальность и самобытность бывшего изгоя и аутсайдера, которым считалось наивное искусство.
При этом нельзя игнорировать тот факт, что выдающиеся художники «арт-наива» никогда бы не получили мирового признания, если бы их идеями и стилем не заинтересовались европейские художники, вроде Пабло Пикассо, Анри Матисса, Жоана Миро, Макса Эрнста и других. Это они поддержали «восстание против романтики классицизма ».
В поисках «пятого элемента» изоискусства, они, вроде средневековых алхимиков, пробовали иррационально оперировать чудом и загадкой, смешивая на своих картинах авангардизм и дикую природную первозданность, которая произростала из недр затерянного «примитивного» мира Африки, а так же Центральной и Южной Америки.
Общеизвестно, что Пабло Пикассо подробно исследовал африканский стиль «примитивного искусства», изучал подлинные маски и скульптуры, привезенные оттуда, чтобы постичь творческое подсознательное начало «черного континента» и воплотить его в своих работах. Что во многом и определило его фирменный асимметричный стиль. Даже на , он использует приемы диспропорции.
Портрет этого испанского новатора-живописца был своеобразно выполнен колумбийским художником, которого в программе ВВС 2007 года самого окрестили «Пикассо Южной Америки «.


Бывший иллюстратор Фернандо Ботеро Ангуло (1932 г.р.) стал известен после того, как выиграл первый приз на «Выставке колумбийских художников» в 1959 году. Это отворило ему двери в Европу, где и началась крутая карьера этого самобытного художника и скульптора, творчество которого впоследствии повлияло на многих апологетов наивного искусства. Чтобы увидеть это, можно сравнить его картины с работами некоторых современных коллег по арт-наиву. Чтобы не отвлекаться от «продуктовой» тематики, возьмем одну из излюбленных тем Ботеро – пикники .

Один из старейших художников-примитивистов, лидер хорватского наивного искусства — Иван Генералич (1914- 1992). Отсутствие профессиональной выучки, крестьянское происхождение и сельская тематика картин, не помешали ему с 1953 года получить признание во всей Европе. Крестьянская жизнь предстает в его работах как бы увиденной изнутри, что придает им удивительную экспрессию, свежесть и непосредственность.

Картину, где под Эйфелевой башней хорватский дедушка пасет коров, можно счесть скрытной усмешкой в адрес парижского бомонда, стоит только глянут на фото автора: скромная закуска из колбаски, хлеба и лука, разложенных на табуретке; кошелка на дощатом полу, одет в потертую дубленку… Генералич по жизни непритязателен и мудр. Французский романист Марсель Арлэн писал про него:» Он рожден землей. Он обладает мудростью и очарованием. Ему не нужны учителя.»

Многие художники современного «наивного искусства», кажется, не избежали очарования произведений предшественников. Но, при этом, в непосредственность художественного выражения, присущую арт-наиву, они привносят неведомые западным европейцам элементы «соцкульта». Как пример, приведем несколько декоративных жанровых сценок белорусской художницы Елены Наркевич , много лет назад эмигрировавшей в Испанию. Ее картины — ироническая реконструкция идеализированного мира, приснопамятного общего прошлого, хорошо знакомого всем жителям бывшего СНГ. Они переполнены ностальгическими флюидами исчезающей эпохи соцреализма с запахами кухни, где готовят оливье и суетятся хозяйки в ожидании гостей, где дачи заменяют загородные дома, а пикники называются вылазками на природу.

И хотя в работах Елены Наркевич присутствует большинство формальных признаков жанра «наивного artа», вроде искажений в геометрических аспектах, нерафинированность цвета на композиционных планах, утрированные пропорции фигур и прочие маркеры арт-наива, но эксперты относят подобные произведения к псевдо-наивному искусству или «искусственно наивному », — когда художник работает в подражательной манере. (Еще одну черту наивного искусства — нарочитую «детскость» изображения – довела до коммерческого совершенства художница Евгения Гапчинская ).

В схожей с манерой Елены Наркевич пишет свои картины художница родом из Донецка — Анжела Джерих . О ее творчестве мы уже рассказывали в .


Внутренний мир рисунков Анжелы Джерих иногда сравнивают с магией изображения персонажей в фильмах Феллини. Художнице удаются иронические и, в тоже время очень любовные, «иллюстрации ушедшей эпохи» соцреализма. В дополнение к этому, Анжела обладает элегантной фантазией и может по-пушкински фиксировать «прекрасные мгновенья» жизни.

О ее коллеге по «арт-наивному цеху», московском художнике Владимире Любарове , мы тоже рассказывали. Серия его работ под названием «Едоки », хоть и радует глаз съестными натюрмортами, но эту «гастрономическую реальность» он не выделяет саму по себе. Она является лишь поводом к тому, чтобы продемонстрировать жизнь своих персонажей, их характеры и чувства. . Там же можете ознакомиться с его забавными и душевными картинами. (Или на его персональном сайте www.lubarov.ru).


Если Любаров от цивилизации сбежал в поселок, чтобы там рисовать свои картины и заниматься натуральным хозяйством, то «наивный художник» Валентин Губарев из Нижнего Новгорода переехал в Минск. (Словно для того, чтобы восполнить потерю от эмиграции Елены Наркевич 🙂).

Картины Валентина Губарева, о которых обладают невероятной притягательной силой и обаянием. На них эмоционально и позитивно реагируют даже далекие от искусства люди. В его произведениях кроется некое простодушие и ирония, озорство и грусть, глубокая философия и юмор. На его картинах - множество действующих лиц, деталей и предметов, как на балконе панельной пятиэтажки, заваленном вещами нескольких поколений жильцов. Но, как точно подмечают ценители его картин: “много всего, но ничего лишнего”. За страсть к мелкой деталировке картин его называют «белорусским Брейгелем ». Сравните сами – слева Брейгель в оригинале, а справа одна из сотен схожих картин Губарева. (Кстати, ювелирно используя миниатюры, Брейгель на своей картине изобразил 118 пословиц из скандинавского фольклора).

В целом, возникновение примитивизма было вызвано, с одной стороны, неприятием современной урбанизированной жизни и подъемом массовой культуры, а с другой — вызовом изощренному элитарному искусству. Примитивисты стремились приблизиться к чистоте, эмоциональности и незамутненной ясности народного или детского сознания. Эти веяния коснулись многих художников Европы, Америки и России.

Нельзя не упомянуть о ярком представителе искусства наива и примитивизма на рубеже XIX-XX веков, французском художнике Анри Руссо . Его картины вообще сложно охарактеризовать словами из-за буйства фантазии и несравнимой ни с кем манеры рисунка. Живописью он стал заниматься уже в зрелом возрасте, не имея соответствующего образования. Часто рисовал экзотические джунгли, которых никогда в жизни не видел. Не обращая внимания на многочисленные упреки, что «так может рисовать и ребенок», Руссо шел по тропе своего призвания. В результате его настойчивость оказалась тем архимедовым рычагом, который перевернул мир изобразительного искусства: гений Анри Руссо признали, а новое поколение художников перехватило у него палочку эстафеты.

Черты примитивизма были присущи и творчеству великих французских живописцев, Полю Гогену и Анри Матиссу . Только посмотрите на гогеновских «Таитянок с манго» или на бурную «Радость жизни» Матисса: вылазка на природу в полном разгаре. (Недаром Матисс был фовистом).


В России были свои группы приверженцев стиля наивного искусства. Среди них участники творческих сообществ «Бубновый валет» (П. П. Кончаловский, И. И. Машков), «Ослиный хвост» (М. Ф. Ларионов, Н. С. Гончарова, М. З. Шагал) и другие.

Одним из гениев примитивизма по праву является Нико Пиросмани . Этот художник-самоучка из маленькой грузинской деревни перебивался нищенским доходом, торгуя молоком. Свои картины он часто дарил покупателям или отдавал перекупщикам в надежде выручить немного денег. Веселые застолья, сцены крестьянской жизни, природа — вот темы, которые вдохновляли Пиросмани. Все пикники и празники на его картинах обладают характерными национальными особенностями. Одиночество и растерянность художника-самородка в сутолоке городского мещанства оборачивается на его полотнах философскими раздумьями о месте человека (и вообще живого существа) в мире, а его пиры и застолья говорят о мгновениях радости земного бытия.

Можно и дальше продолжать приводить примеры, но даже из маленького экскурса становиться очевиден мультикультурный феномен наивного искусства. Подтверждением тому могут быть сотни музеев и галерей, где хранятся картины «наивных художников». Или суммы продаж произведений naive artа, исчисляемые в сотнях миллионов долларов.

Жанр примитивизма оказался живучим и адаптируемым, как все простейшие в природе. Развивалось наивное искусство не благодаря академическим «искусственным» наукам (художники арт-наива зачастую не имели образования), а скорее вопреки, ведь средой зарождения и обитания наивного искусства являются глубоко природные, малодоступные ученым и критикам явления, где царит всемогущий гений Человека.

В случае с произведениями жанра naive art , мы полностью солидарны с выражением Луи Арагона: «Наивно считать эти картины наивными

Наивное искусство - определение относится к живописи (и в меньшей мере к скульптуре), созданной в более или менее цивилизованных обществах, но не имеющей общепризнанной оценки относительно изобразительного мастерства.
Для нее характерны яркие, ненатуральные цвета, отсутствие законов перспективы и по-детски наивное или буквально видение. Иногда как синоним этому определению употребляется термин "примитивное искусство", но он может ввести в заблуждение, поскольку определение "примитивный" также широко применимо к искусству проторенессанской эпохи (этап в истории итальянской культуры, предшествующий Ренессансу, приходящийся на дученто (1200-е) итреченто (1300-е). Считается переходным от эпохи Средневековья к эпохе Возрождения . Термин был впервые введен швейцарским историком.Буркхардом) и творчеству "нецивилизованных" обществ.Другие названия, которые иногда используются в схожем значении: "фольклорное", "народное" искусство или "воскресные художники", - тоже могут быть оспорены. Например, "воскресный художник" - ведь многие любители не пишут в наивном стиле, а для наивных художников (по крайне мере, самых удачливых) живопись часто оказывается постоянной работой. Профессиональные художники могут сознательно культивировать наивный стиль, но такую "ложную наивность" нельзя спутать с непосредственностью произведений настоящих наивных художников, так же как, скажем, работы Клее или Пикассо выполненные умышленно по-детски, с искренними рисунками детей.
Наивное искусство имеет собственное свойство, которое легко распознать, но трудно дать ему определение. Это резюмировал Скотти Уилсон (1889-1972), сказав: "Вы не можете описать это ощущение. Вы рождаетесь с ним, и оно просто проявляется".
Анри Руссо (1844-1910) был первым наивным художником, завоевавшим серьезное признание художественной критики. Он остается единственным, кто считается великим мастером, хотя многие другие заслужили достойное место в современном искусстве.




Главным критиком, отвечающим за продвижение наивных художников в годы после Первой мировой войны, был Вильгельм Уде. Поначалу свежесть и прямота видения наивных художников привлекала главным образом их товарищей, но ряд важных выставок 1920 и 1930 годов способствовали развитию интереса к ним со стороны общественности.
Особое значение имела выставка "Мастера народной живописи: современные примитивисты Европы и Америки" в Музее современного искусства в Нью-Йорке в 1938 году.
Большинство ранних наивных художников, получивших известность, были французами (в основном из-за деятельности Уде во Франции). Среди них:
Андре Бошан (1873-1958)



Камиль Бомбуа (1883-1970)


Луиза Серафин (1864-1934)



Берил Кук (1926--2008)









Также часто к наивным художникам причислялся Лоренс Стефен Лаури (1887-1976)






Но некоторые критики исключают его из их числа, т.к. Лаури долгое время обучался в художественной школе.

В США среди ведущих фигур были Джон Кейн (1860-1934)



и Анна Мэри Робертсон Мозесон (1860-1961)

Большое число наивных художников дала Хорватия, где самым известным был Иван Генералич (1914-1992)


Публикации раздела Музеи

Путеводитель по наивному искусству

Н аивное искусство или искусство непрофессиональных художников нечасто попадает во внимание галеристов и арт-критиков. Однако работы наивистов, простые и открытые, могут быть не менее драматичны и даже художественно значимы, чем полотна признанных мастеров. О том, что такое наивное искусство и почему интересно за ним следить, - в материале портала «Культура.РФ» .

Наивный - значит простой

Александр Емельянов. Автопортрет. 2000-е. Частное собрание

Владимир Мелихов. Раздвоение. 1989. Частное собрание

Наивное искусство - это творчество художников без профессионального образования, которые при этом системно и постоянно занимаются живописью. В самом наиве можно выделить отдельные направления, например ар брют или аутсайдер-арт - искусство художников с психиатрическим диагнозом.

Очень важный вопрос для искусствоведов - как отличить наивиста от дилетанта. Критериями оценки творчества таких художников обычно служат самобытность и качество их работ. Большую роль играет и личность самого автора: посвятил ли он жизнь искусству, стремился ли что-то сказать в своих работах (живописных, графических, скульптурных).

Первый наивный

Наивное искусство существовало всегда. Наскальная живопись, палеолитическая скульптура и даже античные куросы и кариатиды - все это выполнено в примитивистской манере. Выделение наива как самостоятельного течения изобразительного искусства произошло не одномоментно: этот процесс занял более века и завершился в конце XIX столетия. Пионером этого новаторского течения стал Анри Руссо, французский художник-самоучка.

Руссо долгое время служил в таможне, уже в зрелом возрасте оставил профессию и серьезно занялся живописью. Впервые он пытался выставить некоторые работы в 1886 году на парижской «Выставке независимых», но был осмеян. А позже, в начале XX века, он познакомился с известными авангардистами, в том числе Робертом Делоне, который оценил смелый стиль Руссо. Авангардисты часто «вытаскивали» таких самобытных живописцев, как Руссо, помогали им развиваться и даже черпали в их работах, в их видении вдохновение для собственного художественного поиска. Вскоре работы Руссо начали пользоваться спросом, публика оценила оригинальность его сюжетов и особенно его работу с цветом.

В России наивное искусство предстало перед массовым зрителем на организованной художником Михаилом Ларионовым выставке «Мишень» 1913 года. Именно там впервые экспонировали работы Нико Пиросмани , которые привезли из Грузии братья Кирилл и Илья Зданевичи, художники и искусствоведы. До этой выставки публика не представляла, что любительское искусство могло быть больше, чем лубочные вывески и фольклорные росписи.

Наивные черты

Нико Пиросмани. Портрет Созашвили. 1910-е. Московский музей современного искусства

Нико Пиросмани. Женщина с пасхальными яйцами. 1910-ые гг. Московский музей современного искусства

Работы наивных мастеров часто объединяют атмосфера радости и восторженный взгляд на повседневную жизнь, яркий колорит и внимание к деталям, совмещение вымысла и реальности.

Многие классики отечественного наивного искусства кроме, пожалуй, Нико Пиросмани и Сосланбека Едзиева, прошло школу ЗНУИ - Заочного народного университета искусств. Он был основан в 1960 году на базе художественных курсов имени Надежды Крупской; в нем преподавали Роберт Фальк, Илья Машков, Кузьма Петров-Водкин и другие маститые авторы. Именно обучение в ЗНУИ давало наивистам возможность получить технические навыки, а также профессиональное мнение о своих работах.

Каждый наивист формируется как художник в некой изоляции, навсегда остается замкнут в рамках собственных идей и собственного стиля и может всю жизнь работать с кругом вечных тем. Так, работы Павла Леонова 1980-х и конца 1990-х годов мало чем отличаются: похожие композиции, похожие герои, все то же восприятие действительности, близкое к детскому. Разве что краски становятся более качественными, а холсты - масштабными. То же можно сказать об абсолютном большинстве наивистов. Даже на значимые общественные события они реагируют особенно: не меняют стилистику в зависимости от времени, а лишь добавляют в работы новые вещественные приметы эпохи. Как, например, классик наива Владимир Мелихов. Его работа «Раздвоение» - это прекрасная иллюстрация женской доли в Советском Союзе. На ней изображена женщина, которая буквально находится в двух местах одновременно: работает на заводе одной рукой, а второй - нянчит ребенка.

Наивные темы

Павел Леонов. Автопортрет. 1960. Московский музей современного искусства

Павел Леонов. Уборка урожая. 1991. Московский музей современного искусства

Наивисты обращаются к общечеловеческим темам, близким каждому: рождение и смерть, любовь и дом. Их работы всегда понятны, поскольку художники стараются наиболее просто выражать волнующие их идеи, не углубляясь в символизм и скрытые смыслы.

Одним из первых сильных впечатлений наивного художника становится его выход в город, в социальную среду. Наивистам, которые, как правило, живут в деревне, свойственно идеализировать город, они пишут улицы и скверы светлыми, воздушными и причудливыми. Особенно художников, например Эльфриду Мильтс, вдохновляют технологические новшества - в частности, московское метро.

Еще одной общей для наивного искусства темой можно считать изображение человека - портреты и в особенности автопортреты. Наивистам присущ способ исследования мира через призму своей личности, собственного облика и облика окружающих людей. А также их интересует способ отражения внутреннего мира человека в его внешности. Поэтому работ портретного жанра дают возможность зрителю познакомиться с наивистами почти лично, узнать их такими, какими художники воспринимают самих себя. Замкнутость наивистов в собственном внутреннем мире иллюстрирует, например, автопортрет современного художника Александра Емельянова. Он изображает себя как совокупность образов и тем, к которым обращается.

Почти все классики наивного искусства так или иначе интерпретируют тему детства. Наивисты всегда остаются детьми, поэтому связанные с этой идеей работы - трогательные и непосредственные - становятся некой точкой соприкосновения ребенка прошлого и ребенка нынешнего, до сих пор живущего в душе художника. Примечательно, что себя в образе ребенка наивисты почти никогда не пишут. Они концентрируются на окружающем мире, на портретах других детей, на изображении животных - на том, что можно увидеть в азбуке.

Светлана Никольская. Сталин умер. 1997. Московский музей современного искусства

Александр Лобанов. Автопортрет в овальной раме под гербом СССР. 1980. Московский музей современного искусства

Следующая важная тема в наивном искусстве - тема застолья. Художники очень любят писать натюрморты, пиры, свадьбы и гулянья - особенно часто их можно увидеть на картинах Нико Пиросмани, Павла Леонова и Василия Григорьева, для которых застолье приобретает сакральный, евхаристический смысл. Пир любви, пир веселья, пир семейного круга - каждый художник находит в этой теме что-то очень личное и ценное. Как и в теме дома, семейного очага, который символизирует покой, уют и безопасность. В работах Павла Леонова, советская действительность всегда связана с радостью, праздниками и парадами. Даже труд Леонов изображает радостным и светлым.

Однако наивное искусство не всегда идиллическое. Например, аутсайдер-арт или ар брют зачастую оставляют у зрителя неясное тревожное ощущение. В этих работах не существует стройного и законченного мира - художники чаще всего концентрируются на одном мотиве или предмете и воспроизводят его в каждой работе. Для классика аутсайдер-арта Александра Лобанова таким объектом стала винтовка Мосина. Сам Лобанов из винтовки никогда не стрелял, да и в работах его нет ни войны, ни жестокости, ни боли. Этот предмет - словно артефакт, воплощение силы, как и активная советская символика, которая присутствует в абсолютном большинстве его работ.

Ключевые философские темы для художников - рождение и смерть. Наивисты обожествляют рождение человека, как физическое, так и личностное, сравнивают его с божественным зарождением жизни в общем. А уход человека они воспринимают с точки зрения оставшейся о нем памяти и боли. Так, например, на картине Светланы Никольской люди, облаченные в серое, контрастируют с насыщенно-красным фоном, прочесть их мысли или чувства невозможно - они будто окаменели.

Эпоха классического наива постепенно уходит. Сегодня столь закрытое и обособленное существование наивистов, каким оно было раньше, невозможно. Художники должны активно включаться в арт-процесс, понимать, что происходит на арт-рынке. Это не хорошо и не плохо - просто показатель времени. И тем ценнее будет каждое зрительское обращение к наивному искусству, пока оно окончательно не исчезло.

Портал «Культура.РФ» благодарит за помощь в подготовке материала старшего научного сотрудника ММОМА , участника кураторской группы выставки «НАИВ…НО» Нину Лаврищеву и сотрудника Музея русского лубка и наивного искусства Марию Артамонову.

naive art

В 20 в. все большее внимание стало привлекать одно явление, которое раньше не считали искусством вовсе. Это творчество художников -любителей, или т.н. художников выходного дня . Их творчество называют наивизмом или примитивизмом. Первый наивист принятый всерьез, был француз, служащий таможни Анри Руссо (1844 – 1910), который посвятил себя живописи, выйдя на пенсию. Его картины изображали то события повседневной жизни, то полные фантазии образы дальних стран, пустынь и тропических лесов. В отличие от многих позднейших наивистов, Руссо был непритворно наивен, он верил в свое призвание и писал свои картины с неуклюжими, беспомощно нарисованными и забавными человеческими и звериными фигурами, не испытывая сомнений.

Не заботился он и о перспективе. Но сочетания цветов в его картинах красивы, а простота и непосредственность придают им большое обаяние. Это заметили уже в начале века кубисты во главе с Пикассо, они первыми стали поддерживать наивизм.

Другой выдающийся наивист, который так и не дождался признания при жизни, был грузин Нико Пиросманашвили (1862 – 1918).

На картинах этого самоучки мы видим животных, пейзажи, жизнь простых людей: труд, праздничные пиршества, ярмарочные сцены и т. п. Сильная сторона творений Пиросманашвили – великолепная красочная гамма и ярко выраженная грузинская национальная самобытность.

Музей наивного искусства в Париже

Большая часть наивистов – это люди, живущие в захолустных уголках, в маленьких городах или деревнях и лишенные возможности учиться живописи, но полные желания творить. Даже в технически беспомощных работах наивистов сохранена та свежесть чувств, к которой стремится и высокое искусство, поэтому наивизм привлекал и профессиональных художников.

Примечательна судьба наивизма в Америке. Там уже в XIX в. к нему относились серьезно и работы наивистов собирали для музейных коллекций. В Америке было мало художественных школ, большие художественные центры Европы были далеко, но у людей не ослабевало стремление к красоте и желание запечатлеть в искусстве свое жизненное окружение. Выходом стало искусство любителей.









Top