Там где валяются поцелуи читать онлайн полностью. Где валяются поцелуи

Ринат Рифович Валиуллин

Где валяются поцелуи. Париж

– Мысленно я с тобой.

– Мысленно я и сама умею.

© Валиуллин Р.Р., 2016

© ООО «Издательство АСТ», 2016


* * ** * *

– Подвезете меня? – дверь машины открылась в дождь. Под ним стояла девушка. С ее шелковых прядей сыпалась бижутерией вода.

– А вам куда?

– Мне?.. В Париж.

– Почему не Рим?

– В Риме я уже была.

– А я нет. Садитесь, такой дождь, промокнете насквозь.

– Теплый дождь.

Мокрая женщина заняла сиденье рядом с ним. Ее сырое возбужденное тело словно экватор надвое разделял кожаный ремень сумки. Таксист невольно еще раз скользнул взглядом по ее проступившим из-под мокрой ткани соскам. Девушка машинально поправила распахнутую коротенькую куртку, под которой прилипла к телу белая футболка.

– Можно, я сяду сзади?

– В Париж.

– Я понял, что в «Париж». Скажите только, что это: кафе, ресторан? На какой улице? – рука его была готова набить навигатору адрес.

– Есть такой город во Франции, если вы не в курсе. Мне туда очень надо.

– Ну какой может быть Париж в такую погоду? – стало вдруг смешно водителю. – До него 2352 километра, – ответил спокойно, как навигатор, мужчина. Пассажирка увидела, как он ее, мокрую, рассматривает в зеркало заднего вида, будто оба они сейчас оказались в Зазеркалье, замерли, изучая друг друга, включив свои парапсихологические способности. Так и общались, словно зеркало было скайпом. Она пыталась уложить свои волосы, он – любопытство.

– Откуда такая точность? – застряли руки девушки в волосах, пытаясь придать последним объем.

– От рождения.

– Вы кто? – опустила она руки.

– Мужчина.

– Это я заметила, – снова принялась разбирать на голове мокрые пряди девушка, пытаясь их отжать. – А по профессии?

– Преподаю высшую математику, если вам это интересно.

– Интересно… Всегда было интересно, чем отличается высшая математика от обычной? – нашлась незнакомка.

– Без лестницы не достать, – смотрел внимательно водитель на пассажирку, будто хотел глазами высушить ее подмоченную репутацию.

– Математик? Делать вам больше нечего, по ночам кататься по городу. Халтурите?

– Плюс бессонница.

– Математикам тоже не платят?

– Платят, но складывать не получается, – улыбнулся в зеркало Павел: «Симпатичная, но все еще мокрая курица».

– Цифры не дают спать?

– Да, голова забита нулями и единицами, что вредно для сна.

– По мне, так цифры – это самые точные слова. Ну, так мы едем?

– Едем. Осталось решить, куда, – сложил руки на руль Павел и оглянулся на незнакомку. Без зеркала он смог разглядеть ее лучше. Лицо было приятное, но чем-то обеспокоенное и все еще сырое. Не будь на улице дождя, можно было бы принять сырость за чувства. «Хорошо бы сейчас идти с ней по берегу моря, бросать камни от души, кто дальше. Рассуждать на высокие темы, что лежат выше моей математики. Философствовать о смысле жизни и ее бессмысленности, то и дело останавливаясь для поцелуев.

– Я вижу, вы торопитесь? Вас там уже ждут?

– Да. Только пока не знаю, кто, поэтому времени нет.

– Времени нет, мы его придумали, – пробурчал про себя мужчина.

– Что вы сказали, я не расслышала?

– У вас тоже цифровое восприятие жизни.

– У всех женщин цифровое восприятие.

– Потому что перед глазами всегда стоит возраст.

– Если бы он стоял, он же прёт как ненормальный.

– А у мужчин разве по-другому?

– Вам сколько сейчас?

– Снимите очки.

– Зачем? – повиновался математик.

– Очки вас старят, без них я дала бы вам не больше 30. Вы и через 10 лет можете выглядеть на 37 и через 15. У женщины время летит.

– Значит, будем догонять, так куда мы едем? – снова посмотрел на дорогу водитель. Впереди от остановки тяжело отъезжал автобус, сквозь дождливое стекло, после каждого движения дворников, на его машину смотрела женщина. Она кого-то напоминала. «Показалось, обычная женщина, которой никто не уступил места, у которой не было личной машины, которая так или иначе ехала к морю. Жизнь любой женщины – это дорога к морю. Даже если утром на работу, она все равно идет к своему морю. В конце концов она дойдет, дойдет до точки, когда плюнет на все и действительно рванет к морю», – стало вдруг жалко женщину из автобуса или из своего прошлого водителю.

– В Париж, – ткнула девушка пистолетом в его раздумья. Ствол уперся в плечо.

– И часто это с вами? – вновь поправил очки математик.

– Что вместо зонта вы берете пистолет? – ухмыльнулся сквозь зубы водитель. Теперь он разглядывал в зеркало заднего вида то, что было в ее руках. «Если даже настоящий, то наверняка не заряжен». Она повернула дуло к зеркалу, затем снова ткнула водителю в плечо.

По виду пистолет был настоящий. «35-й калибр», – холодно оценил огнестрельное разум. Как ни странно, страха не родилось – только непонятное удивление. «Глупая она женщина», – высказался его рассудок. «Вряд ли: либо влюбленная, либо разочарованная», – отозвалась душа. «Красивая. Жаль, если влюбленная».

– Только сегодня.

– Воскресенье – день с повышенным содержанием понедельника в крови.

Была ли она оптимисткой, она не знала, но она любила понедельники за возможность начать новую жизнь. Это совсем не значило, что она бросится ее сегодня же начинать, грело само существование такой возможности.

– Теперь вы убедились, что я не шучу, – пыталась она поймать испуг на его лице. Но мужчина был холоден, как теория относительности, будто это все происходило не с ним, точнее сказать, не с ними двумя, а только с ней. Она действительно волновалась: вторая рука не переставала ловить невидимые капли дождя на хозяйке, хотя бижутерия давно исчезла с витрины. Ювелирный магазин закрывался.

– Опять больная попалась, – положил ладонь на ручку переключения скоростей водитель, словно это была Библия, которая обязывала говорить «правду, и только правду». «У нее явно не все дома, надо срочно развести осадок души… на диалог, напроситься к ней «в гости», чтобы сделать косметический ремонт, помочь передвинуть мебель, наклеить другие обои не только в душе, но и в голове. Защитить, чтобы обезоружить», – снова глянул он на пушку в ее руках. «Когда женщина на грани, у нее плохо с равновесием. Она может упасть так низко, что потом будет трудно подняться».

– А что, уже были прецеденты?

– Вы думали, что вы первая? Нет, не обольщайтесь. Вчера одна просила подвезти ее к лету. Я ей говорю: «Какое вам «Лето»?», она мне: «Мне все равно, лишь бы скорее». Я повез к ближайшему «Лету». Говорю: «Все, приехали – вот ваш магазин». Она мне такое устроила.

– Пожалею ваши уши.

– Мне интересно, чего она вам наговорила.

– Что я тупой, бесперспективный, нет у меня ни капли воображения, а в голове сплошная жажда наживы, – стал на ходу сочинять математик. – Все было подано под таким ядреным хреном… Раньше мне казалось, что надо совершить какое-нибудь зло, чтобы оказаться в аду.

– Она заплатила за проезд? – стерла стволом невидимую каплю со своего лба девушка.

Стёкла машины начали покрываться испариной, будто ей самой уже надоел этот странный спектакль из двух действующих лиц в душном зале. Туман застилал глаза, оставляя их теперь один на один.

– Щас. Я готов был заплатить ей, лишь бы она вышла, – приоткрыл окно машины таксист. Сквозь эту брешь в салон сразу начали сыпаться куски дождя. – Уберите, это необязательно, – кивнула его голова в зеркале. Я все равно никуда не поеду.

– У вас нет шенгена?

– А что вам тогда мешает?

– Пистолет.

– Это? – повертела она дулом возле его уха. Я могу убрать, – откинула клапан сумки и сунула туда ствол. – А вы выключите радио, раз уж взялись жалеть мои уши.

– Вот еще, – прибавил громкости математик. Он спиной чувствовал, что кризис миновал – даму отпустило, и можно переходить в наступление…

* * *

Я часто думаю, что могло бы случиться сегодня, начни я день не с кофе, а с шампанского.

– Весна наступила бы, не иначе, – ответил пронзительному женскому голосу мужской.

– Как на картинах Саврасова?

– Ага! Грачи! Прилетели.

– Судя по глаголу «грачи», ты давно один? – засмеялся в радио третий.

- Нет, с тех пор, как узнал, что Ава замужем. А ты?

Уже нет, вчера такую девушку встретил.

– Какую?

– Порядочную.

– Не то что я, – засмеялась Ава.

– Я серьезно. Как ты думаешь, куда мне билеты взять, чтобы наверняка: в театр или на концерт?

– На море, – рассмеялась Ава. – На море бери ей билеты, Планшет.

* * *

- Едем? – нетерпеливо взялась она за переднее кресло, будто разговаривала с ним, а не с водителем.

Закон крепких отношений прост: мужчина должен действовать, женщина – вдохновлять.

Женщине мало подвигов, ей нужны преступления. Именно с преступления начинается история, в которой несколько судеб, сами того не предполагая, назначают друг другу свидание в одном городе. Можно сказать, сам город назначает им свидание, в котором они будут штопать душевную рану Эйфелевой иголкой.

«Вместо того чтобы сотрясать тишь вместе с сердцем твоим в него же барабанить без тóлку уеду в Париж штопать душевную рану Эйфелевой иголкой»
Ринат Валиуллин

Завоевал популярность благодаря своим ёмким и жизненным цитатам, которыми говорят герои его романов. Ринат впервые ввел в обиход термин «сенсорная поэзия». Начавший с нее свой литературный путь, Ринат Валиуллин уже в первом сборнике стихов, «Варварство», определил опорные точки своего уникального стиля: расширение границ Слова и Языка, облекая их в эмоциональную атмосферу, для создания объемных и сенсорных образов, чем продолжил традиции русских футуристов.

Позднее эти поэтические приемы были перенесены в прозу – трилогия «Пятое время года», буквально разобранная на цитаты, показывает, что многогранная форма становится важной частью содержания.

Жанр: Проза

Год: 2014 год

Ринат Валиуллин. Где валяются поцелуи

Если вам кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то вам не кажется.

Он зашел в темную проходную двора, задумчивый и рассеянный, когда неожиданно перед ним возникла фигура и объявила женским голосом:
— Деньги давай!
— Сколько? — спросил безразлично, заметив в руках девушки ствол.
— А давайте все.
— На! — вырвал он театрально, словно сердце, бумажник из-за пазухи.
— Что же вы так без сожаления сорите деньгами? — взяла незнакомка кошелек, вытащила купюры и, бросив ему в ноги опустевший кожаный чехол, зачем-то пересчитала деньги.
— Скучно, — поднял он портмоне и сунул его обратно к сердцу.
— Так вы, наверное, только с хорошими людьми общаетесь?
— Пожалуй, если не считать вас.
— Вот и мне скучно.
— Так вы, наверное, никого не любите?
— Даже не знаю, что ответить. Выровняло всю любовь, как катком, плоская она стала что ли, — поежилась от холода девушка и втянула свою длинную шею в плечи.
— Замерзли совсем?
— Конечно, полчаса вас ждала в этом закоулке.
— Почему выбрали именно этот, здесь же довольно светло? Хотя могли бы шмальнуть по фонарю, чтобы запустить сюда мрак.
— Именно поэтому, — снова поежилась она.
— Чаю не хотите выпить? Я живу в этом дворе на седьмом этаже.
— Жаль, что не на седьмом небе…
— С вашей игрушкой это можно исправить.
— Вам не кажется странным, что жертва приглашает преступника на чай? — переступала стройными ножками на высоком каблучке девушка.
— Нельзя же вас отпускать в таком состоянии, вы ведь черт знает что можете натворить. К тому же у вас приятный голос.
— Спасибо, а с чем будет чай? — улыбнулась девушка и убрала пистолет в сумочку.
— С клубничным вареньем.
— Откуда у вас оно?
— Разве я похож на человека, у которого не может быть клубничного варенья?
— Очень похожи. У скучных людей даже с сухарями туго.
— Почему?
— Потому что они предпочитают есть в одиночестве пирожные в кафе.
— Давайте поспорим!
— Давайте, только чем вы будете платить? Ведь денег у вас уже нет.
— Может, дадите в кредит?
— К сожалению, мой банк только что закрылся. Есть другие предложения?
— Павел, — протянул он руку.
— Руку мне действительно давно никто не предлагал. Фортуна, — сняла она перчатку и в ответ протянула свою ладонь. — Кстати, у меня есть свежий батон. Не смогла удержаться, проходя мимо булочной.
— Тогда сам Бог велел.
— Что велел?
— Даже если вы на краю отчаяния, стоит ли бежать от чая?
— А с чего вы взяли, что я на краю?
— Преступление всегда край. Ну, так мы идем или нет?
— Страшно.
— Чего вам бояться, у вас же пушка!
— Вдруг соблазните меня и изнасилуете.

— Хватит уже мечтать, — едко пошутил Павел. — Еще раз повторить про пушку? Вон мой подъезд, — указал на серую скалу из кирпича, которая поблескивала стекляшками неспящих окон. В небе спокойно дремала луна, прикрывшись темным одеялом случайного облака. Даже свежий весенний воздух не вдохновлял ее на подвиги.
— Старый дом, — двинулась она в сторону подъезда, не глядя на попутчика.
— Кто здесь только не жил.
— Что, все умерли? — робко пошутила Фортуна.
— Только великие.
— А вы хотели бы к таковым относиться? — двигалась она медленной легкой походкой чуть впереди него.
— Уже нет. Хочется жить, а не относиться.
— А вы что делаете?
— Снимаю.
В этот момент Фортуна остановилась и обернулась.
— Я про квартиру, — затянул неувязочку Павел.
— Так лучше.
Неожиданно навстречу им выбежала какая-то шавка и начала истошно материться.
— Черт, бегают тут всякие, — вздрогнула Фортуна.
— Не бойтесь, она не кусается, — отозвался из темноты голос. Хозяин не спеша перебирал ногами вслед за четвероногим другом.
— Я тоже не кусаюсь, но зачем же об этом так орать?
— Она в наморднике, — не услышал ее слов владелец собаки.
— Лучше бы ей глушитель надели, — добавила еще тише Фортуна.
Дом был действительно пожилым и грузным, с лишним весом опыта и недомоганий. Шершавое мрачное лицо прошлого века, изъеденное окнами, лишний раз напоминало, что по ночам его мучила бессонница. А всякий раз, когда входили люди, он открывал рот, тяжело вздыхая и громко чмокая губами, провожал их в глубь себя, по широким бетонным лестницам, в свой внутренний мир, где теплилась жизнь. Он, как никто другой, знал, что жизнь — это цепь причин и следствий, которую надо постоянно смазывать любовью, чтобы не скрипела от обстоятельств. Гулкие шаги жильцов, как стук сердца, отдавались в его душе. Давление было ни к черту: то опускалось, то поднималось, как сейчас. Наконец лифт остановился на седьмом и из него вышли мужчина и женщина.
* * *
— Вы всегда с собой на дело берете батон? — с интересом разглядывал Павел красивые руки своей неожиданной гостьи, принимая из них хлеб.
Фортуна, гармонично встроенная в кухню Икеи, промолчала. Под ножом у Павла затрещал багет. Полетели крошки. Вместе с хрустом раздался запах свежего хлеба. Звук только усиливал аромат, будто хотел взять на себя его функцию. Павел смотрел на Фортуну, она на него. Они могли так бог знает сколько времени: он не знал, что сказать, и она не знала, что слова уже не имеют значения. Губы ее улыбнулись и закусили бутерброд с колбасой, который успел приготовить Павел, потом они приняли фарфор и горячий чай.
— Так что вас толкнуло на дорогу разбоя? — достал он из шкафчика клубничное варенье.
— Как любая женщина я способна на глупости, но это не от недостатка ума, а от переизбытка чувств. Недавно я расчувствовалась так искренне, что чуть не впала в депрессию: оттого что жизнь, которая незаметно проходит, так коротка, а я многого еще не попробовала, что мир такой большой, но я много еще где не была, а свободы оказывается так мало, что я решила начать с преступления. Захотелось каким-то образом выбраться из каменного бытового мешка.
— Странный способ. Помогло?
— Как видите.

Роман "Где валяются поцелуи", отзывы о котором читать не менее интересно, чем само произведение, - один из главных бестселлеров последних лет. Его написал Ринат Валиуллин. Этот яркий автор, который живет в Санкт-Петербурге, ввел в современную культуру понятие "сенсорная поэзия" и выпустил уже не одно увлекательное произведение. Многие из них просто растаскивают на цитаты. И совсем не случайно. Все герои Валиуллина говорят емко и метко.

Биография писателя

Роман "Где валяются поцелуи", отзывы о котором мы сегодня рассмотрим, - второе крупное произведение Валиуллина.

Писатель родился в 1969 году в республике Башкирия, в городе Салавате. Его родители были далеки от творчества и литературы. Отец работал на машиностроительном заводе, а мать на строительном кране. Но с малых лет они привили сыну любовь к чтению. В будущем это послужило основой его профессиональной деятельности. Ринат начал читать в два года. По рассказам самого Валиуллина, первая книга, которая потрясла его в детстве, - "Приключения Незнайки" Николая Носова.

Сразу после окончания школы, в 18 лет, Валиуллин переезжает в Санкт-Петербург. В городе на Неве он и живет до сих пор. В Северной столице он поступает в Ленинградский государственный университет, но проваливает вступительные экзамены. Приходится идти служить в армию.

Впоследствии Валиуллин не жалел о потерянных годах на срочной службе. Впечатления о службе легли в основу одного из его романов - "Путешествие в бескрайнюю плоть".

Филологическое образование

Закончив со срочной службой, Валиуллин поступает на филологический факультет Санкт-Петербургского университета. Занимается на отделении испанского языка.

При этом самостоятельно заниматься литературой, пробовать что-то писать он начинает намного позже, будучи уже взрослым и сформировавшимся человеком. Его дебют состоялся в самиздате. В 2010 году выходит его первый сборник стихов "Варварство".

В 2012 году издательство "Антология" публикует его первый роман - "Кулинарная книга".

Особенности прозы Валиуллина

Романы Валиуллина сразу полюбились читателям. В том числе и "Где валяются поцелуи". Отзывы это подтверждают. Особенно его произведения нравятся читательницам. В основном они распространяются с помощью интернета. Цитаты из произведений автора быстро разлетаются по социальным сетям.

Его главные темы - то, что интересует всех во все времена. Взаимоотношения женщин и мужчин. Поиски себя, любовь, эротика и флирт. Так как Валиуллин учился по специальности художник-оформитель, то сам разрабатывает обложки для своих произведений.

Помимо литературы он увлекается плакатной живописью и спортом. Особенно сноубордом.

Валиуллин работает преподавателем испанского языка в Санкт-Петербургском университете.

Ранние произведения Валиуллина

На данный момент три романа-бестселлера выпустил "Где валяются поцелуи", отзывы на который поступили, пожалуй, самые положительные, стал вторым его произведением.

О языке своих романов сам Валиуллин говорит, что пишет для тех, кто любит вкусно читать. Он ввел в обиход понятие "сенсорная поэзия". Выпустил сборники стихов "Первый завтрак", "Кофе на утреннем небе", "Карта вин", "Стихи для гурманов", "Разбивая розовые очки".

Роман "Где валяются поцелуи"

Роман "Где валяются поцелуи", отзывы о котором можно встретить на всех авторитетных литературных сайтах, разлетается на цитаты с первых страниц. Главное в нем - Какой ее видит писатель-мужчина. Подробно описаны все самые заповедные уголки женской души. Именно там писатель вместе с читателями пытается найти ответы на вопросы. Чего хочет женщина? О чем она мечтает? На что готова пойти, чтобы достичь желаемого?

Простая парадоксальная и запоминающаяся цитата с первых страниц романа: "Если вам кажется, то нужно что-то менять, то вам не кажется".

Главные герои встречаются при весьма неожиданных обстоятельствах. Эти с первых страниц привлекает роман "Где валяются поцелуи". Отзывы покупателей книги часто начинаются с описания первой встречи девушки по прозвищу Фортуна, которая грабит мужчину во дворе его дома. Она требует у него деньги и получает их слишком просто. Мужчина отдает ей кошелек со всей наличностью без сожаления и даже с ощутимой скукой ко всему окружающему. Его давно ничего не волнует и не заботит. Даже уличное ограбление не выводит его из равновесия.

Дальнейшие события поражают своей неординарностью. Мужчина и девушка поднимаются в его квартиру, чтобы выпить чаю. Конечно, с вареньем.

Роман-манифест

Как отмечают литературные критики, "Где валяются поцелуи. Париж", отзывы о которой они дают в целом положительные, это женский роман-манифест. Страстное обращение тех женщин, которые мечтают обрести настоящие чувства, о которых только читали в книгах и видели в фильмах.

Главная героиня романа высказывается остро, метко и очень точно. Ее язык так саркастичен, что не один раз заставит улыбнуться читателя. Например, она просит не заводить с ней дружеских отношений, потому что это никак ее не развивает как женщину.

Фортуна - сильная и независимая женщина, но даже она страдает от недостатка любви и внимания. Когда-то давно она была влюблена, но с тех пор прошло много лет. Чувства притупились и забылись.

Характер героини

Как никто умеет описать и понять женский характер Валиуллин Ринат. "Где валяются поцелуи" (отзывы о романе заставят каждого прочесть эту книгу) это подтверждают.

У главной героини Фортуны характер непростой, его даже можно назвать тяжелым. Она современная успешная женщина, которая, конечно, страдает от отсутствия мужской поддержки и любви, но никак это не демонстрирует.

Главное, чего она боится - показать себя слабой и беззащитной. Ради этого она становится на скользкую дорожку - делается преступницей. Это ее способ заявить о том, что мужчины не сильнее ее.

Характер Павла

Павел - главный герой романа, которого пытается ограбить Фортуна. Очень подробно его описывает Ринат Валиуллин. "Где валяются поцелуи", отзывы о котором представляют интерес у всех читающих россиян, - роман о мужчине, даже не пытающимся скрыть свою слабость.

Стоит признать, что таких мужчин сегодня можно встретить все чаще. При этом автор идет по другому пути. В конечном счете он переворачивает сюжет с ног на голову, заставляя удивляться и восхищаться.

Диалоги между героями - едва ли не главное, что есть в этом романе. Они ярко демонстрируют особенности взаимоотношений между полами. Павел особенно подчеркивает, что воспринимает жизнь мужчины без женщины в черно-белых тонах. Одиночество серо, скучно и безжизненно. Главный герой уверен, каждому встретится его Фортуна. Задача только в том, чтобы не упустить свое счастье, когда оно будет близко.

В романе много внимания уделено описанию повседневности, но это нисколько не угнетает и не утомляет читателя. Наоборот, указывают на особенность, которая может скрываться даже в обычных мелочах, с которыми мы сталкиваемся каждый день. В этом убежден и Ринат Валиуллин. "Где валяются поцелуи. Париж", отзывы о котором полностью отражают впечатления читателей от романа, утверждает, что свою большую и настоящую любовь суждено найти каждому.

Богатство языка

Произведение богато различными художественно-выразительными средствами. В основном, эпитетами и аллегориями. С их помощью автор создает смешные, нелепые, но вполне реалистичные ситуации, которые могут произойти с каждым.

Вместе с героями романа "Где валяются поцелуи", отзывы о книге убедят вас в этом, вы легко и непринужденно проживете с героями несколько ярких и насыщенных дней. В эти несколько дней уместится многое. Нелепые ссоры, внезапные расставания, неожиданные встречи и признания в любви.

Что говорят читатели?

Большую популярность получил роман "Где валяются поцелуи". Отзывы читателей в основном посвящены оценке мастерства автора. Одни отмечают, что не стоит забывать о том, что Валиуллин сюрререалист. За счет этого даже самые обычные и рядовые бытовые детали ему удается описывать одновременно логично и четко, но в тоже время невероятно чувственно. Этот прием позволяет с головой погрузиться в мир, созданный автором произведения. При этом, по мнению одних читателей, роман следует читать не торопясь, небольшими порциями, осмысливая каждую мысль. Только так вы сможете добиться максимального эффекта - переосмыслить свою жизнь, отношения с самыми близкими людьми и представителями противоположного пола.

В тоже время другие поклонники романа наоборот отмечают, что буквально проглотили его за один вечер. За 4 часа и пару сигарет. При этом отмечают тонкость и деликатность автора, особенно при описании интимных сцен, которых в романе также хватает.

Помимо красивой любовной истории, многим удалось рассмотреть в этом произведении вечную тему маскарада, желания людей казаться лучше, чем они есть на самом деле. Но прятаться за такими масками чревато. Когда вам захочется перед близким человеком проявить свою истинную натуру, показать, каким человеком вы на самом деле являетесь, снять маску может оказаться совсем непросто.

Многим удалось рассмотреть в этом романе не обычную любовную историю, а притчу, в которой текст имеет двойную природу. Удается создать такой эффект с помощью параллельного повествования, "романа в романе".

Критика Валиуллина

Литературные критики отмечают влияние русских классиков на все творчества Валиуллина с его первых произведений. Многие эксперты отмечают его желание и стремление создавать объемные и многогранные образы с помощью расширения границ слов и языка. В этом видят связь Валиуллина с российскими футуристами. При сам автор это отчасти подтверждает, называя своим любимым поэтом Владимира Маяковского.

Стиль Рината Валиуллина оригинален, ироничен и в тоже время интеллигентен. Многие называют его автором новой волны в русской прозе, высоко оценивают его способность работать с текстом буквально "в одно касание". Сенсорно, как говорит сам Валиуллин. При этом хватает и критиков, которые указывают, что он уделяет большое внимание языку в ущерб смыслу. Низко оценивая фактическую структуру его романов.

Помимо связи с футуристами, отмечается влияние на Рината латиноамериканской литературы. В частности, Маркеса, Марио Варгаса Льосы, Хулио Кортасара. Присущ произведениям автора так называемый впервые использованный этими писателями.

Ринат Валиуллин

ГДЕ ВАЛЯЮТСЯ ПОЦЕЛУИ

Если вам кажется, что надо что-то менять в этой жизни, то вам не кажется.


Он зашел в темную проходную двора, задумчивый и рассеянный, когда неожиданно перед ним возникла фигура и объявила женским голосом:

Деньги давай!

Сколько? - спросил безразлично, заметив в руках девушки ствол.

А давайте все.

На! - вырвал он театрально, словно сердце, бумажник из-за пазухи.

Что же вы так без сожаления сорите деньгами? - взяла незнакомка кошелек, вытащила купюры и, бросив ему в ноги опустевший кожаный чехол, зачем-то пересчитала деньги.

Скучно, - поднял он портмоне и сунул его обратно к сердцу.

Так вы, наверное, только с хорошими людьми общаетесь?

Вот и мне скучно.

Так вы, наверное, никого не любите?

Даже не знаю, что ответить. Выровняло всю любовь, как катком, плоская она стала что ли, - поежилась от холода девушка и втянула свою длинную шею в плечи.

Замерзли совсем?

Конечно, полчаса вас ждала в этом закоулке.

Почему выбрали именно этот, здесь же довольно светло? Хотя могли бы шмальнуть по фонарю, чтобы запустить сюда мрак.

Именно поэтому, - снова поежилась она.

Чаю не хотите выпить? Я живу в этом дворе на седьмом этаже.

Жаль, что не на седьмом небе…

С вашей игрушкой это можно исправить.

Вам не кажется странным, что жертва приглашает преступника на чай? - переступала стройными ножками на высоком каблучке девушка.

Нельзя же вас отпускать в таком состоянии, вы ведь черт знает что можете натворить. К тому же у вас приятный голос.

Спасибо, а с чем будет чай? - улыбнулась девушка и убрала пистолет в сумочку.

С клубничным вареньем.

Откуда у вас оно?

Разве я похож на человека, у которого не может быть клубничного варенья?

Очень похожи. У скучных людей даже с сухарями туго.

Потому что они предпочитают есть в одиночестве пирожные в кафе.

Давайте поспорим!

Давайте, только чем вы будете платить? Ведь денег у вас уже нет.

Может, дадите в кредит?

К сожалению, мой банк только что закрылся. Есть другие предложения?

Павел, - протянул он руку.

Руку мне действительно давно никто не предлагал. Фортуна, - сняла она перчатку и в ответ протянула свою ладонь. - Кстати, у меня есть свежий батон. Не смогла удержаться, проходя мимо булочной.

Тогда сам Бог велел.

Что велел?

Даже если вы на краю отчаяния, стоит ли бежать от чая?

А с чего вы взяли, что я на краю?

Преступление всегда край. Ну, так мы идем или нет?

Страшно.

Чего вам бояться, у вас же пушка!

Вдруг соблазните меня и изнасилуете.

Хватит уже мечтать, - едко пошутил Павел. - Еще раз повторить про пушку? Вон мой подъезд, - указал на серую скалу из кирпича, которая поблескивала стекляшками неспящих окон. В небе спокойно дремала луна, прикрывшись темным одеялом случайного облака. Даже свежий весенний воздух не вдохновлял ее на подвиги.

Старый дом, - двинулась она в сторону подъезда, не глядя на попутчика.

Кто здесь только не жил.

Что, все умерли? - робко пошутила Фортуна.

Только великие.

А вы хотели бы к таковым относиться? - двигалась она медленной легкой походкой чуть впереди него.

Уже нет. Хочется жить, а не относиться.

А вы что делаете?

В этот момент Фортуна остановилась и обернулась.

Я про квартиру, - затянул неувязочку Павел.

Так лучше.

Неожиданно навстречу им выбежала какая-то шавка и начала истошно материться.

Черт, бегают тут всякие, - вздрогнула Фортуна.

Не бойтесь, она не кусается, - отозвался из темноты голос. Хозяин не спеша перебирал ногами вслед за четвероногим другом.

Я тоже не кусаюсь, но зачем же об этом так орать?

Она в наморднике, - не услышал ее слов владелец собаки.

Дом был действительно пожилым и грузным, с лишним весом опыта и недомоганий. Шершавое мрачное лицо прошлого века, изъеденное окнами, лишний раз напоминало, что по ночам его мучила бессонница. А всякий раз, когда входили люди, он открывал рот, тяжело вздыхая и громко чмокая губами, провожал их в глубь себя, по широким бетонным лестницам, в свой внутренний мир, где теплилась жизнь. Он, как никто другой, знал, что жизнь - это цепь причин и следствий, которую надо постоянно смазывать любовью, чтобы не скрипела от обстоятельств. Гулкие шаги жильцов, как стук сердца, отдавались в его душе. Давление было ни к черту: то опускалось, то поднималось, как сейчас. Наконец лифт остановился на седьмом и из него вышли мужчина и женщина.

* * *

Вы всегда с собой на дело берете батон? - с интересом разглядывал Павел красивые руки своей неожиданной гостьи, принимая из них хлеб.

Фортуна, гармонично встроенная в кухню Икеи, промолчала. Под ножом у Павла затрещал багет. Полетели крошки. Вместе с хрустом раздался запах свежего хлеба. Звук только усиливал аромат, будто хотел взять на себя его функцию. Павел смотрел на Фортуну, она на него. Они могли так бог знает сколько времени: он не знал, что сказать, и она не знала, что слова уже не имеют значения. Губы ее улыбнулись и закусили бутерброд с колбасой, который успел приготовить Павел, потом они приняли фарфор и горячий чай.

Так что вас толкнуло на дорогу разбоя? - достал он из шкафчика клубничное варенье.

Как любая женщина я способна на глупости, но это не от недостатка ума, а от переизбытка чувств. Недавно я расчувствовалась так искренне, что чуть не впала в депрессию: оттого что жизнь, которая незаметно проходит, так коротка, а я многого еще не попробовала, что мир такой большой, но я много еще где не была, а свободы оказывается так мало, что я решила начать с преступления. Захотелось каким-то образом выбраться из каменного бытового мешка.

Странный способ. Помогло?

Как видите. Только не надо ехидничать. Не будь я настойчивей, так и просидели бы весь вечер в одиночестве. И не заметили бы меня, не заставь я вас обратить на себя внимание.

Нет, женщин я всегда замечаю, но это не значит, что я подхожу к ним с просьбой вытряхнуть из меня кошелек. Хотя если рассуждать фигурально, часто именно так и бывает, - посмотрел пристально в глаза Фортуне Павел. - Так зачем вам столько свободы?

Накопилось капризов.




Top