Тамара Синявская: личная жизнь, первый муж, дети, где сейчас живет, биография, фото. Тамара синявская, муж Синявская тамара ильинична личная жизнь первый муж

Ольга Шаблинская, «АиФ»: Тамара Ильинична, вы случайно не азербайджанский чай пьете? Или жена певца Муслима Магомаева в принципе не может другого напитка употреблять?

Тамара Синявская:  Это, конечно, совпадение. В свое время, когда появились всякие добавки, мы все в чай намешивали, намешивали… Это было поначалу очень вкусно и интересно. А потом время расставило все на свои места, захотелось натурального вкуса. Москвичи все помнят «слона индийского», «цейлонский чай», но они, к сожалению, куда-то исчезли.

Но сейчас появился натуральный азербайджанский чай, на котором я остановилась и который всем рекомендую, мне он очень нравится. Посмотрите, какой прекрасный цвет! Как древний коньяк, что ли… И Муслим очень любил чай…

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 1994 г. Фото: www.globallookpress.com

Оперный певец Хосе Каррерас говорил в интервью: «Вы даже не представляете, какие монстры певцы. Вся моя жизнь посвящена голосу. По большому счету, мой голос для меня - номер один в жизни. А все близкие уже на втором-двадцатом месте». А в жизни Тамары Синявской тоже на голос было все поставлено?

Хотелось бы. Но у меня воспитание другое, меня мама так воспитала, что ты не главная на земле. Вот и все, и я очень легко это принимала. И в театре, и дома. Всегда помнила, что рядом есть люди более талантливые, более взрослые, более умные, более совершенные. И мне так проще было жить. И до сих пор я так думаю. Я не боюсь, что корона, которую каждый из нас носит (про себя), возьмет и упадет. Она уже сыграла свою роль, поэтому за нее держаться не имеет смысла.

А кто у вас с Муслимом Магомаевым дома был звездой?

А как вы считаете?

Судя по тому, какая вы мудрая женщина, думаю, вы отдавали пальму первенства мужу.

Конечно. Я знала ему хорошо цену. И потом, тут не было никаких разговоров. Ну как? Мужчина есть мужчина, как женщина может быть рядом с мужчиной главной? Даже если ты так на самом деле считаешь, то считай про себя, не демонстрируй. А с другой стороны, я никогда не хотела быть главной. Я была просто женщиной рядом с Мужчиной.

Тамара Синявская и Муслим Магомаев, 2002 г. Фото: РИА Новости / Владимир Федоренко

— Золотые слова… Но, согласитесь, редко найдется такой мужчина, с которым это возможно - быть просто слабой женщиной.

Вы правы абсолютно! Не с каждым мужчиной захочешь быть женщиной. Если я чувствую, что человек слабее меня по многим параметрам, для меня он неинтересен уже. Мне нужно не то, чтобы смотреть снизу вверх… Но я знала, что можно поднять глаза к небу - и я его увижу.

Муслим Магометович снится вам?

Каждый день. Иногда - к сожалению… Потому что, когда просыпаюсь, мне очень тяжело. Встаю, и кажется, что сейчас Муслим попросит кофейку налить… Он был человеком удивительным, поэтому его не только любили, но и уважали…

На сцене и в жизни

После ухода из жизни Муслима Магомаева чем заняты ваши будни?

Раньше у меня были будни, занятые моей любимой работой, и были праздники, занятые любимой семьей. Сейчас у меня остались только рабочие будни. Они состоят из походов в институт, в котором я преподаю и заведую вокальной кафедрой.

Тамара Ильинична, вы и сегодня удивительно красивая, обаятельная, яркая женщина. Ясно, что миллион мужчин за вами ухаживают по сей день…

Я никогда никого, кроме Муслима, не видела. Да мне и неинтересно было, ухаживают за мной другие мужчины или не ухаживают. С почтением относятся - да. А другого отношения мне и не нужно было.

Тамара Синявская, 1986 г. Фото: РИА Новости / Владимир Вяткин

— Многие драматические артисты признавались, что если в жизни с партнером по сцене отношения плохие, то сыграть с ним любовную сцену очень сложно. Расскажите немного про оперную «кухню». Например, если партнер был вам чисто по-человечески несимпатичен, тяжело петь ему признание в «любви»?

Я не могу сказать «тяжело». Певец - он же идет на поводу у своего голоса. Когда поет и ему впереди си-бемоль брать надо, он будет об этом помнить, а не о том, любит он своего партнера или партнершу или нет. Голос от этого мало зависим. А вот если погода изменилась - все, уже немножечко голос может звучать по-другому.

Хотя в принципе желательно, чтобы партнеры хотя бы симпатизировали друг другу. Очень трудно петь с человеком, который тебе неприятен в жизни. Но все бывало. И тогда я докручивала себя, придумывала про партнера массу хорошего, разыскивала в нем это… Это и есть профессионализм.

Преемственность поколений

Сейчас много разговоров о том, что современная творческая молодежь думает только о деньгах и славе, которые для них важнее искусства… Ваши студенты - какие они? Чем отличаются от молодежи вашего поколения?

Когда они приходят, я чувствую, насколько они еще не открыли глаза на эту жизнь. Они ее видят, во‑первых, через ящик телевизионный, во‑вторых, через Интернет. Что касается искусства, то студенты видят только поверхность айсберга, который называется «созданием человека, артиста, интеллигента». Моя обязанность педагога этому их учить. Мне так приятно, когда у моих студентов что-то начинает получаться. Я с ними провожу очень много времени. Часто устаю, если честно. Потому что первые результаты трудов и сил, которые ты вкладываешь, появляются не сразу. Не через год, не через два, не через три. А к концу 4‑го курса все, как под копирку, начинают соображать. Поэтому даже в пять лет обучения невозможно «уместиться», а тут у нас отняли целый год учебы. Может быть, актерству еще можно за такой срок обучить, и то вряд ли. Потом в процессе жизни люди будут набирать драматическое мастерство, если с ними рядом остается мастер и работают маститые, уже опытные артисты. А певцы - это совсем другое дело. Певец только к концу 4‑го курса вдруг начинает знакомиться со своим организмом.

Если бы они приходили в институт после колледжа (раньше их называли училищами), обучившись там хотя бы азам. Совершенствовать потом их навыки и развивать мастерство пять лет или даже четыре года - это было бы разумно. Но к нам берут очень молоденьких…

Тамара Синявская, 1987 г. Фото: РИА Новости / Александр Макаров

Голос формируется не раньше 17 лет, и то у девушек. А у некоторых юношей голос вообще созревает в 21-22 года. Это мутация, у них меняется гортань, вся их физика. Если этот человек обладает даром свыше, тогда за его голосом нужно сильно следить. И делать это должны педагоги. Но если у них отнимают целый год преподавания, то сделать это очень сложно…

У меня самой были прекрасные педагоги, которым я всю жизнь благодарна. Меня замечательно воспитывали, я получила хорошее образование в музыкальном училище при консерватории, затем заканчивала практически экстерном ГИТИС. Я там, конечно, приходящей студенткой была, потому что уже работала в Большом театре. Вся творческая жизнь, все поиски и труды труппы - все было у меня перед глазами. Я видела, как артисты живут, чем они дышат. Вся их жизнь проходила в Большом театре. Все остальное было как за стеклом, как нечто ненастоящее…

Театральные мастера говорят, что к каждому юному артисту нужен свой подход. С некоторыми можно только похвалой результата добиться, а на других надо прикрикнуть, и только тогда он начинает шевелиться.

Да, опытный мастер знает, на кого прикрикнуть, а кого погладить. То же самое и у меня в классе. Кому-то можно сказать: «Извини, дорогая, но ты дуреха». Но надо интонацию выбирать, чтобы она не ушла и крылышки не опустились у нее и больше девочка не заглянула в вокальный класс…

— А у вас самой какие были педагоги? Признайтесь, ругали Синявскую?

К сожалению, всем нравилось мое пение. А мне хотелось, чтобы меня ругали. Я хотела получить совет от своих педагогов, а они: «Ой, как хорошо, ой, как красиво!» Мне не хватало критики. Поэтому я стала искать педагога. И нашла в этом самом ГИТИСе, где сейчас сама преподаю. Это была Дора Борисовна Белявская - профессор, известный на всю Москву и вообще на весь Советский Союз. Потому что у нее были национальные кадры, как это тогда называлось. У нее учились девушки из разных республик. Когда я ей спела, она так внимательно посмотрела на меня… Я ей говорю: «Только очень вас прошу: не хвалите меня». И когда она мне сказала: «А за что вас хвалить, у вас есть недостатки», я ответила: «Ну все, я пришла туда, куда мне надо». (Смеется.) Я всегда любила, чтобы передо мной ставили трудные задачи.

Весна 1964 года. После большого перерыва снова объявлен конкурс для приема в стажерскую группу при Большом театре. И, как по команде, сюда хлынули выпускники консерватории и гнесинцы, артисты с периферии - многие желали испытать свои силы. Должны были пройти конкурс и солисты ГАБТ, защищающие свое право оставаться в труппе Большого театра.

В эти дни в моем кабинете не умолкал телефон. Звонили все, кто только имеет отношение к пению, и даже те, кто никакого отношения к нему не имеет. Звонили старые товарищи по театру, из консерватории, из Министерства культуры... Просили записать на прослушивание того или иного, по их разумению, пропадающего в неизвестности таланта. Выслушиваю и невнятно отвечаю: ладно, мол, присылайте!

И большинство звонивших в тот день говорили о молодой девушке Тамаре Синявской. Я выслушал народную артистку РСФСР Е. Д. Кругликову, художественного руководителя пионерского ансамбля песни и пляски В. С. Локтева и еще какие-то голоса, сейчас уже не припомню. Все они уверяли, что Тамара, хотя и не окончила консерватории, а всего лишь музыкальное училище, но, дескать, вполне подходит для Большого театра.

Когда у человека слишком много ходатаев, это настораживает. Либо он действительно талантлив, либо ловкач, сумевший мобилизовать всех родных и знакомых на «проталкивание». Что греха таить, иногда в нашем деле это бывает. С некоторым предубеждением беру документы и читаю: Тамара Синявская - фамилия известная скорее по спорту, чем по вокальному искусству. Окончила музыкальное училище при Московской консерватории по классу педагога О. П. Померанцевой. Что ж, рекомендация неплохая. Померанцева - педагог известный. Девушке двадцать лет... Не молода ли? Впрочем, посмотрим!

В назначенный день началось прослушивание кандидатов. Председательствовал главный дирижер театра Е. Ф. Светланов. Слушали мы всех очень демократично, давали петь до конца, не прерывали певцов, дабы не травмировать их. И так они, бедные, волновались больше чем нужно. Наступила очередь выступать Синявской. Когда она подошла к роялю, все переглянулись и заулыбались. Начались перешептывания: «Скоро из детского сада начнем брать артистов!» - так молодо выглядела двадцатилетняя дебютантка. Тамара спела арию Вани из оперы «Иван Сусанин»: «Бедный конь в поле пал». Голос - контральто или низкое меццо-сопрано - прозвучал нежно, лирично, даже, я сказал бы, с какой-то взволнованностью. Певица явно входила в роль того далекого паренька, предупредившего русское войско о подходе врага. Это понравилось всем, и девушку допустили ко второму туру.

Второй тур прошел для Синявской тоже благополучно, хотя репертуар ее был весьма беден. Помню, она исполняла то, что было ею приготовлено для дипломного концерта в училище. Оставался теперь третий тур, на котором проверялось, как звучит голос певицы под оркестр. «Открылася душа, как цветок на заре», - пела Синявская арию Далилы из оперы Сен-Санса «Самсон и Далила», и ее красивый голос наполнял огромный зрительный зал театра, проникая в самые дальние уголки. Всем стало ясно, что это перспективная певица, которую нужно брать в театр. И Тамара становится стажером Большого театра.

Началась новая жизнь, о которой мечтала девушка. Петь она начала рано (видимо, унаследовала от матери хороший голос и любовь к пению). Пела везде - в школе, дома, на улице, повсюду был слышен ее звонкий голосок. Взрослые посоветовали девочке записаться в пионерский ансамбль песни.

В Московском Доме пионеров руководитель ансамбля В. С. Локтев обратил внимание на девочку и занялся ею. Вначале у Тамары было сопрано, она любила петь большие колоратурные произведения, но вскоре в ансамбле все заметили, что ее голос постепенно становится все ниже и ниже, и наконец Тамара запела альтом. Но это не мешало ей по-прежнему увлекаться колоратурой. Она и сейчас говорит, что распевается чаще всего на арии Виолетты или Розины.

Жизнь рано связала Тамару со сценой. Воспитанная без отца, она изо всех сил старалась помочь матери. С помощью взрослых ей удалось устроиться в музыкальную группу Малого театра. Хор в Малом театре, как во всяком драматическом, чаще всего поет за кулисами и лишь иногда выходит на сцену. Тамара впервые показалась публике в спектакле «Живой труп», где она пела в толпе цыган.

Постепенно постигались тайны актерского ремесла в хорошем понимании этого слова. Естественно поэтому, что в Большой театр Тамара вошла как в родной дом. Но в дом, который предъявляет к входящему свои требования. Еще когда Синявская училась в музыкальном училище, она, конечно, мечтала работать в опере. Опера в ее понимании связывалась с Большим театром, где лучшие певцы, лучшие музыканты и вообще все самое лучшее. В ореоле славы, недостижимый для многих, прекрасный и загадочный храм искусства - таким представлялся ей Большой театр. Попав в него, она всеми силами старалась быть достойной оказанной ей чести.

Тамара не пропускала ни одной репетиции, ни одного спектакля. Присматривалась к работе ведущих артистов, старалась запоминать их игру, голос, звучание отдельных нот, чтобы дома, может быть, сотни раз повторить те или иные движения, ту или иную модуляцию голоса, и не просто скопировать, а попытаться открыть что-то свое.

В дни поступления Синявской в стажерскую группу в Большом театре проходили гастроли театра «Ла Скала». И Тамара старалась не пропустить ни одного спектакля, особенно если выступали известные меццо-сопрано - Семионата или Кассото (такова орфография в книге Орфёнова – прим. ред. ).

Все мы видели старательность молодой девушки, ее приверженность вокальному искусству и не знали, как поощрить ее. Но вскоре случай представился. Нам предложили показать по Московскому телевидению двух артистов - самых молодых, самых начинающих, одного из Большого театра и одного из «Ла Скала».

Посовещавшись с руководством миланского театра, решили показать Тамару Синявскую и итальянскую певицу Маргариту Гульельми. И та и другая до этого не пели в театре. И та и другая впервые переступали порог в искусстве.

Мне выпало счастье представлять этих двух певиц на телевидении. Как мне помнится, я говорил, что вот сейчас все мы являемся свидетелями рождения новых имен в оперном искусстве. Выступления перед многомиллионной аудиторией телевидения прошли успешно, и для молодых певиц этот день, я думаю, запомнился надолго.

С момента поступления в стажерскую группу Тамара как-то сразу сделалась любимицей всего коллектива театра. Что тут сыграло свою роль - неизвестно, то ли веселый, общительный характер девушки, то ли молодость, то ли каждый видел в ней будущую звездочку на театральном горизонте, но все заинтересованно следили за ее развитием.

Первой работой Тамары стал Паж в опере Верди «Риголетто». Мужскую роль пажа обычно исполняет женщина. На театральном языке подобная роль называется «травести», от итальянского «травестре» - переодеваться.

Глядя на Синявскую в роли Пажа, мы думали, что теперь можно быть спокойным за мужские роли, которые в операх исполняются женщинами: это Ваня («Иван Сусанин»), Ратмир («Руслан и Людмила»), Лель («Снегурочка»), Федор («Борис Годунов»). Театр нашел артистку, способную играть эти партии. А они, эти партии, очень сложны. От исполнительниц требуется так играть и петь, чтобы зритель не догадался, что поет женщина. Это как раз и удавалось Тамаре с первых же шагов. Ее паж был очаровательным мальчиком.

Второй ролью Тамары Синявской была Сенная девушка в опере Римского-Корсакова «Царская невеста». Роль невелика, всего несколько слов: «Боярыня, царевна пробудилась», - поет она, и все. Но надо вовремя и быстро появиться на сцене, исполнить свою музыкальную фразу, точно вступив вместе с оркестром, и убежать. И все это проделать так, чтобы твое появление было замечено зрителем. В театре, по существу, нет второстепенных ролей. Важно, как сыграть, как пропеть. А это уже зависит от актера. И для Тамары в то время было неважно, какая роль - большая или маленькая. Главное то, что она выступала на сцене Большого театра - ведь это было ее заветной мечтой. Даже к маленькой роли она готовилась основательно. И, нужно сказать, многого достигла.

Подошла пора гастролей. Большой театр собирался в Италию. Ведущие артисты готовились к отъезду. Случилось так, что все исполнительницы партии Ольги в «Евгении Онегине» должны были ехать в Милан, и для спектакля на московской сцене нужно было срочно готовить новую исполнительницу. Кто же будет петь партию Ольги? Подумали, подумали и решили: Тамара Синявская.

Партия Ольги - это уже не два слова. Много игры, много пения. Ответственность большая, а времени на подготовку мало. Но Тамара не подвела: сыграла и спела Ольгу очень хорошо. И на долгие годы стала одной из основных исполнительниц этой роли.

Рассказывая о своем первом выступлении в партии Ольги, Тамара вспоминает, как она волновалась перед выходом на сцену, но, посмотрев на партнера - а партнером был тенор Виргилиус Норейка, артист Вильнюсской оперы, - успокоилась. Оказалось, что он тоже волновался. «Я, - рассказывала Тамара, - подумала, как же быть спокойной, если уж такие опытные артисты волнуются!»

Но это хорошее творческое волнение, без него не обходится ни один настоящий артист. Шаляпин и Нежданова тоже волновались перед выходом на сцену. И нашей молодой артистке приходится волноваться все чаще, так как ее стали все больше занимать в спектаклях.

Готовилась к постановке опера Глинки «Руслан и Людмила». На роль «младого хазарского хана Ратмира» были две претендентки, но обе они не очень соответствовали нашему представлению об этом образе. Тогда постановщики - дирижер Б. Э. Хайкин и режиссер Р. В. Захаров - решили рискнуть отдать роль Синявской. И не ошиблись, хотя пришлось как следует потрудиться. Выступление Тамары прошло удачно - ее глубокий грудной голос, стройная фигура, молодость и задор делали Ратмира весьма обаятельным. Конечно, первое время чувствовалась некоторая недоработка вокальной стороны партии: отдельные верхние ноты еще как-то «запрокидывались». Требовалась еще основательная работа над ролью.

Это хорошо понимала и сама Тамара. Возможно, что именно тогда у нее и появилась мысль о поступлении в институт, которую она осуществила несколько позднее. Но все же удачное выступление Синявской в роли Ратмира повлияло на ее дальнейшую судьбу. Она была переведена из стажерской группы в штат театра, и для нее был определен профиль ролей, которые стали с этого дня ее постоянными спутниками.

Мы уже говорили о том, что Большой театр ставил оперу Бенджамина Бриттена «Сон в летнюю ночь». Москвичи уже знали эту оперу в постановке «Комише опер» - театра Германской Демократической Республики. Партию Оберона - короля эльфов в ней исполняя баритон. У нас роль Оберона была дана Синявской - низкое меццо-сопрано.

В опере на сюжет Шекспира действуют мастеровые, герои-любовники Елена и Гермия, Лизандр и Деметрий, сказочные эльфы и гномы во главе со своим королем Обероном. Декорации - скалы, водопады, волшебные цветы и травы - заполнили сцену, создавая сказочную атмосферу спектакля.

По комедии Шекспира, вдохнув аромат трав и цветов, можно полюбить или возненавидеть. Воспользовавшись этим чудодейственным свойством, король эльфов Оберон внушает царице Титании любовь к ослу. Но осел - это мастеровой Шпулька, у которого только голова ослиная, а сам он живой, остроумный, находчивый.

Весь спектакль легкий, веселый, с оригинальной музыкой, хотя и не очень легко запоминающейся певцами. Три исполнительницы были назначены на роль Оберона: Е. Образцова, Т. Синявская и Г. Королева. Каждая решала роль по-своему. Это было хорошее соревнование трех вокалисток, удачно справившихся с трудной партией.

Тамара решила роль Оберона по-своему. Она ни в чем не похожа на Образцову или Королеву. Король эльфов у нее самобытен, он капризен, горд и немного язвителен, но не злопамятен. Он шутник. Хитроумно и озорно плетет свои интриги в лесном царстве. На премьере, которую отметила пресса, Тамара очаровала всех бархатным звучанием своего низкого красивого голоса.

Вообще, чувство высокого профессионализма отличает Синявскую в среде ее сверстников. Может быть, оно у нее прирожденное, а может, она воспитала его в себе, понимая ответственность перед любимым театром, но это так. Сколько раз профессионализм приходил в трудную минуту на выручку театру. Дважды в одном сезоне Тамаре пришлось рисковать, выступая в тех партиях, которые хотя и были у нее «на слуху», но как следует она их не знала.

Так, экспромтом, она исполнила две роли в опере Вано Мурадели «Октябрь» - Наташи и Графини. Роли различные, даже противоположные. Наташа - девушка с Путиловского завода, где скрывается от полиции Владимир Ильич Ленин. Она активный участник подготовки революции. Графиня же - враг революции, особа, подстрекающая белогвардейцев к убийству Ильича.

Спеть в одном спектакле эти роли - для этого нужен талант перевоплощения. И Тамара поет и играет. Вот она - Наташа, поет русскую народную песню «По небу по синему тученьки плывут», требующую от исполнительницы широкого дыхания и русской напевной кантилены, а потом она же лихо отплясывает кадриль на импровизированной свадьбе Лены и Илюши (персонажи оперы). И несколько спустя мы видим ее Графиней - томной дамой высшего света, певческая партия которой построена на старинных салонных танго и полуцыганских надрывных романсах. Удивительно, как на все это хватило умения у двадцатилетней певицы. Вот это мы в музыкальном театре и называем профессионализмом.

Одновременно с пополнением репертуара ответственными ролями Тамаре все еще дают и некоторые партии второго положения. Одной из таких партий была Дуняша в опере Римского-Корсакова «Царская невеста», подруга Марфы Собакиной, невесты царя. Дуняша должна быть также молода, красива – ведь неизвестно еще, кого из девушек выберет царь на смотринах себе в жены.

Кроме Дуняши, Синявская пела и Флору в «Травиате», и Ваню в опере «Иван Сусанин», и Кончаковну в «Князе Игоре». В спектакле «Война и мир» она исполняла две партии: цыганки Матреши и Сони. В «Пиковой даме» она пока играла Миловзора и была очень милым, изящным кавалером, отлично спев эту партию.

Август 1967 года. Большой театр в Канаде, на Всемирной выставке ЭКСПО-67. Спектакли следуют один за другим: «Князь Игорь», «Война и мир», «Борис Годунов», «Сказание о невидимом граде Китеже» и др. Столица Канады Монреаль восторженно встречает советских артистов. Впервые с театром выезжает за рубеж и Тамара Синявская. Ей, как и многим артистам, приходится исполнять по нескольку ролей в вечер. Ведь во многих операх занято около пятидесяти действующих лиц, а актеров поехало всего тридцать пять. Вот и надо как-то выходить из положения.

Здесь во всю ширь сказался талант Синявской. В спектакле «Война и мир» Тамара исполняет три роли. Вот она цыганка Матреша. Всего на несколько минут появляется она на сцене, но зато как появляется! Красивая, грациозная - настоящая дочь степей. И через несколько картин она играет старую служанку Мавру Кузьминичну, а между этими двумя ролями - Соня. Надо сказать, что многие исполнительницы роли Наташи Ростовой не очень любят выступать вместе с Синявской. Ее Соня слишком хороша, и Наташе быть самой красивой, самой обаятельной в сцене бала рядом с ней трудно.

Хочется остановиться на исполнении Синявской роли царевича Федора, сына Бориса Годунова.

Эта роль будто специально создана для Тамары. Пускай Федор в ее исполнении более женствен, чем, например, у Глаши Королевой, которую рецензенты называли идеальным Федором. Однако Синявская создает великолепный образ юноши, интересующегося судьбой своей страны, изучающего науки, готовящегося к управлению государством. Он чист, мужествен, а в сцене смерти Бориса по-детски искренне растерян. Ее Федору веришь. А это главное для артистки - заставить слушателя поверить в создаваемый ею образ.

Много времени заняло у артистки создание двух образов - жены комиссара Маши в опере Молчанова «Неизвестный солдат» и Комиссара в «Оптимистической трагедии» Холминова.

Образ жены комиссара скуп. Маша - Синявская прощается с мужем и знает, что навсегда. Если бы вы видели эти безысходно взметнувшиеся, словно подбитые крылья птицы, руки Синявской, вы бы почувствовали, что переживает в этот миг советская женщина-патриотка в исполнении талантливой артистки.

Роль Комиссара в «Оптимистической трагедии» довольно хорошо известна по спектаклям драматических театров. Однако в опере эта роль выглядит по-иному. Мне пришлось много раз слушать «Оптимистическую трагедию» во многих оперных театрах. Каждый из них ставит ее по-своему, и, на мой взгляд, не всегда удачно.

В Ленинграде, например, она идет с наименьшим количеством купюр. Но зато там много длиннот и чисто оперных ариозных моментов. В Большом театре взят другой вариант, более сдержанный, лаконичный и в то же самое время позволяющий артистам шире показать свои возможности.

Синявская создавала образ Комиссара параллельно с двумя другими исполнительницами этой роли - народной артисткой РСФСР Л. И. Авдеевой и народной артисткой СССР И. К. Архиповой. Это почетно для начинающей творческий путь артистки - встать в один ряд с корифеями сцены. Но к чести наших советских артистов надо сказать, что и Л. И. Авдеева, и особенно Архипова во многом помогли Тамаре войти в роль.

Осторожно, не навязывая ничего своего, Ирина Константиновна, как опытный педагог, постепенно и последовательно раскрывала перед ней тайны актерского мастерства.

Трудно давалась Синявской партия Комиссара. Как вникнуть в этот образ? Как показать тип политического работника, женщины, посланной революцией на флот, где взять нужные интонации в беседе с моряками, с анархистами, с командиром корабля - бывшим царским офицером? Ох, как много этих «как?». К тому же и партия написана не для контральто, а для высокого меццо-сопрано. Тамара в то время еще не совсем освоила высокие ноты голоса своего диапазона. Вполне естественно, что на первых репетициях и первых выступлениях были огорчения, но были и удачи, которые свидетельствовали о возможностях артистки вжиться в эту роль.

Время взяло свое. Тамара, как говорят, «впелась» и «выгралась» в роль Комиссара и исполняет ее с успехом. И даже была удостоена специальной премии за нее наряду со своими товарищами по спектаклю.

Летом 1968 года Синявская дважды побывала в Болгарии. В первый раз она принимала участие в фестивале «Варненское лето». В городе Варна, на открытом воздухе, пропитанном запахом роз и моря, построен театр, где оперные труппы, соревнуясь между собой, показывают летом свое искусство.

Из Советского Союза на этот раз были приглашены все участники спектакля «Князь Игорь». Тамара исполняла на этом фестивале роль Кончаковны. Выглядела она очень импозантно: азиатский костюм богатой дочери властительного хана Кончака... краски, краски... и голос - красивое меццо-сопрано певицы в протяжно-медленной каватине («Меркнет свет дневной»), на фоне южного знойного вечера - просто очаровывали.

Вторично Тамара была в Болгарии на конкурсе IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов по классическому пению, где завоевала свою первую золотую медаль лауреата.

Успех выступления в Болгарии стал поворотной вехой на творческом пути Синявской. Выступление на IX фестивале стало началом целого ряда всевозможных конкурсов. Так, в 1969 году она вместе с Пьявко и Огреничем направляется Министерством культуры на Международный конкурс вокалистов, который проводился в городе Вервье (Бельгия). Там наша певица была кумиром публики, завоевав все главные награды - Гран-При, золотую медаль лауреата и специальный приз бельгийского правительства, учрежденный для лучшей певицы - победительницы конкурса.

Выступление Тамары Синявской не прошло мимо внимания музыкальных рецензентов. Приведу один из отзывов, характеризующий ее пение. «Ни одного упрека нельзя предъявить московской певице, обладающей одним из самых прекрасных голосов, слышанных нами в последнее время. Голос ее, исключительно яркий по тембру, льющийся легко и свободно, свидетельствует о хорошей певческой школе. С редкой музыкальностью и большим чувством она исполнила сегидилью из оперы «Кармен», при этом ее французское произношение было безупречным. Затем она продемонстрировала многогранность и богатую музыкальность в арии Вани из «Ивана Сусанина». И наконец, с подлинным триумфом спела романс Чайковского «Ночь».

В том же году у Синявской еще две поездки, но уже в составе Большого театра - в Берлин и Париж. В Берлине она выступала в партиях жены комиссара («Неизвестный солдат») и Ольги («Евгений Онегин»), а в Париже пела партии Ольги, Федора («Борис Годунов») и Кончаковны.

Парижские газеты особенно тщательно рецензировали выступления молодых советских певцов. О Синявской, Образцовой, Атлантове, Мазуроке, Милашкиной писали восторженно. Эпитеты «очаровательная», «объемный голос», «подлинно трагическое меццо» так и сыпались со страниц газет в адрес Тамары. Газета «Монд» писала: «Т. Синявская - темпераментная Кончаковна - пробуждает в нас видения таинственного Востока своим великолепным волнующим голосом, и становится сразу понятным, почему Владимир не может против нее устоять».

Какое счастье в двадцать шесть лет получить признание певицы высшего класса! У кого от успехов и похвал не закружится голова? Можно и зазнаться. Но Тамара понимала, что пока еще рановато зазнаваться, да и вообще зазнайство не пристало советской артистке. Скромность и постоянная настойчивая учеба - вот что сейчас для нее самое главное.

Чтобы повысить свое актерское мастерство, чтобы овладеть всеми тонкостями вокального искусства, Синявская еще в 1968 году поступает в Государственный институт театрального искусства имени А. В. Луначарского, на отделение актеров музыкальной комедии.

Вы спросите - почему в этот институт, а не в консерваторию? Так получилось. Во-первых, в консерватории нет вечернего отделения, а Тамара не могла бросить работу в театре. Во-вторых, в ГИТИСе она получила возможность заниматься у профессора Д. Б. Белявской, опытного педагога-вокалиста, у которой учились многие великолепные певцы Большого театра, в том числе и замечательная певица Е. В. Шумская.

Сейчас, по возвращении с гастролей, Тамаре предстояло сдавать экзамены и заканчивать курс института. А впереди защита диплома. Дипломным экзаменом Тамары было ее выступление на IV Международном конкурсе имени П. И. Чайковского, где она вместе с талантливой Еленой Образцовой получила первую премию и золотую медаль. Обозреватель журнала «Советская музыка» писал о Тамаре: «Она обладательница уникального по красоте и силе меццо-сопрано, имеющего ту особую насыщенность грудного звучания, которое так свойственно низким женским голосам. Именно это и позволило артистке превосходно исполнить арию Вани из «Ивана Сусанина», Ратмира из «Руслана и Людмилы» и ариозо Воина из кантаты П. Чайковского «Москва». Столь же блестяще прозвучали сегидилья из «Кармен» и ария Иоанны из «Орлеанской девы» Чайковского. Хотя талант Синявской и нельзя назвать вполне созревшим (ей не хватает еще ровности в исполнении, законченности в отделке произведений), он подкупает большой теплотой, яркой эмоциональностью и непосредственностью, которые всегда находят верный путь к сердцу слушателей. Успех Синявской на конкурсе... можно назвать триумфальным, чему, конечно, способствовало и чарующее обаяние молодости». Далее рецензент, озабоченный сохранением редчайшего голоса Синявской, предупреждает: «И все же уже сейчас необходимо предостеречь певицу: как показывает история, голоса такого типа сравнительно быстро изнашиваются, лишаются своей сочности, если их обладатели обращаются с ними недостаточно бережно и не придерживаются строгого вокального и жизненного режима».

Весь 1970 год был для Тамары годом больших успехов. Ее талант признавали и у себя в стране, и во время зарубежных поездок-гастролей. «За активное участие в пропаганде русской и советской музыки» ей присуждается премия Московского горкома ВЛКСМ. Удачно идут у нее дела и в театре.

Когда Большой театр готовил к постановке оперу «Семен Котко», на роль Фроси были назначены две артистки - Образцова и Синявская. Каждая решает образ по-своему, сама роль это позволяет.

Дело в том, что эта роль совсем не «оперная» в обычно принятом понимании этого слова, хотя современная оперная драматургия строится в основном на тех же самых принципах, которые характерны для драматического театра. Разница только та, что артист в драме играет и говорит, а артист в опере играет и поет, всякий раз приспосабливая свой голос к тем вокально-музыкальным краскам, которые должны соответствовать тому или иному образу. Скажем, к примеру, певица поет партию Кармен. В ее голосе звучит страсть и экспансивность девчонки с табачной фабрики. А вот та же артистка исполняет партию влюбленного пастуха Леля в «Снегурочке». Совершенно другая роль. Другая роль - другой голос. А бывает и так, что, исполняя одну роль, артистке приходится менять окраску своего голоса в зависимости от сложившейся ситуации - показать горе или радость и т. п.

Тамара остро, по-своему, поняла роль Фроси, и в результате у нее получился очень правдивый образ крестьянской девушки. По этому поводу в адрес артистки было немало высказываний в печати. Приведу только одно, наиболее ярко показывающее талантливую игру певицы: «Фрося - Синявская подобна ртути, неугомонному чертенку... Она буквально светится, постоянно заставляя следить за своими выходками. У Синявской передразнивание, шаловливая игра превращаются в действенное средство лепки сценического образа».

Роль Фроси - новая удача Тамары. Правда, и весь спектакль был хорошо принят зрителем и отмечен премией на конкурсе, проводившемся в ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина.

Пришла осень. Снова гастроли. На этот раз Большой театр выезжает в Японию, на Всемирную выставку ЭКСПО-70. До нас дошло немного рецензий из Японии, но и в этом малом количестве отзывов сказано о Тамаре. Японцы восхищались ее изумительно богатым голосом, который доставил им большое удовольствие.

Вернувшись из поездки, Синявская начинает готовить новую роль. Ставится опера Римского-Корсакова «Псковитянка». В прологе этой оперы, носящем название «Вера Шелога», она поет партию Надежды - сестры Веры Шелоги. Роль небольшая, немногословная, но исполнение блестящее - зал рукоплещет.

В этом же сезоне она выступила еще в двух новых для нее ролях: Полины в «Пиковой даме» и Любавы в «Садко».

Обычно при проверке голоса меццо-сопрано певице дают спеть партию Полины. В арии-романсе Полины диапазон голоса певицы должен равняться двум октавам. И этот скачок на верхнюю, а затем на нижнюю ноту ля-бемоль очень труден для любой артистки.

Для Синявской партия Полины была преодолением трудного препятствия, которое она долгое время не могла осилить. На этот раз «психологический барьер» был взят, но закрепилась певица на достигнутом рубеже значительно позже. Спев Полину, Тамара стала думать и о других партиях меццо-сопранового репертуара: о Любаше в «Царской невесте», Марфе в «Хованщине», Любаве в «Садко». Так получилось, что первой она спела Любаву. Грустная, напевная мелодия арии во время проводов Садко сменяется у Тамары радостной, мажорной при встрече с ним. «Вот идет муженек, мил-надежа мой!» - поет она. Но и в этой, казалось бы, чисто русской, распевной партии есть свои подводные камни. В финале четвертой картины певице нужно взять верхнее ля, что для такого голоса, как у Тамары, является рекордом трудности. Но певица преодолела все эти верхние ля, и партия Любавы проходит у нее великолепно. Давая оценку творчеству Синявской в связи с присуждением ей в том году премии Московского комсомола, газеты писали о ее голосе: «Ликование страсти, беспредельной, неистовой и вместе с тем облагороженной мягким, обволакивающим голосом, рвется из глубины души певицы. Звук то плотен и округл, и кажется, что его можно держать в ладонях, то он звенит, и тогда страшно пошевелиться, потому что он может разбиться в воздухе от любого неосторожного движения».

Хочется напоследок сказать о незаменимом качестве характера Тамары. Это общительность, умение улыбкой встретить неудачу, а потом со всей серьезностью, как-то незаметно для всех бороться с ней. Несколько лет подряд Тамара Синявская избиралась секретарем комсомольской организации оперной труппы Большого театра, была делегатом XV съезда ВЛКСМ. Вообще Тамара Синявская очень живой, интересный человек, любит пошутить, поспорить. А как смешно она относится к суевериям, которым подсознательно, полушутя-полусерьезно подвержены актеры. Так, в Бельгии, на конкурсе ей вдруг достается тринадцатый номер. Известно, что этот номер «несчастливый». И вряд ли кто обрадовался бы ему. А Тамара смеется. «Ничего, - говорит она, - этот номер будет счастливым для меня». И что вы думаете? Певица оказалась права. Гран-При и золотую медаль принес ей ее тринадцатый номер. Первый ее сольный концерт был в понедельник! Тоже по приметам тяжелый день. Вот уж не везет! И живет-то она в квартире на тринадцатом этаже... Но не верит в приметы Тамара. Она верит в свою счастливую звезду, верит в свой талант, верит в свои силы. Постоянным трудом и упорством завоевывает свое место в искусстве.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

18.

Тамара Синявская: "Все самые лучшие голоса всегда идут из России. А лучшая вокальная школа - это итальянская".

ТАМАРА СИНЯВСКАЯ – ОПЕРНАЯ ЦАРИЦА

Когда-то призналась, что всегда любила сложные задачи, и судьба щедро одаривала ее ими на протяжении всей творческой жизни – каждая новая оперная партия как новая вершина, требующая покорения. И таких вершин хватает не на одну горную гряду.

Тамаре Ильиничне удалось сделать головокружительную карьеру оперной певицы, заслужить признание ценителей вокального мастерства во всем мире, навсегда вписать свое имя в историю искусства, став великой солисткой второй половины XX века.

Концерты в подъездах

Коренная москвичка появилась на свет 1943 года. Можно только представить, как сложно было ее матери прокормить ребенка в голодные военные годы. Ни в одном интервью Тамары Ильиничны не удалось отыскать сведений об ее отце, известно только, что росла она без него. Зато она любит рассказывать о маме, которая посвятила дочери всю свою жизнь, одарила вокальным талантом и вовремя привела в Дом пионеров, чтобы дочь там демонстрировала свои способности в Ансамбле песни и пляски под руководством Владимира Локтева.

В детстве Тамара любила заходить в подъезды старых московских домов, где была великолепная акустика, и устраивать настоящие концерты, прислушиваясь к звучанию своего голоса. Особенно ей нравилось подражать знаменитой аргентинской певице Лолите Торрес, слава которой гремела тогда на весь мир.

Руководитель ансамбля по достоинству оценил дарование ученицы Синявской и посоветовал ей после школы поступать в музыкальное училище при Московской консерватории. Параллельно она пела в хоре Малого театра, где постигала азы драматического искусства. Тамара старательно училась, впитывала в себя по крупицам оперное мастерство и не просто заслужила похвалы педагогов, а получила на выпускном экзамене оценку 5+, что случалось в училище крайне редко.

Смущенная дебютантка

После училища судьба привела 20-летнюю девушку в группу стажеров Большого театра. Вокальные данные молодой певицы так поразили приемную комиссию, что ее взяли даже без консерваторского образования. Юная стажерка всем доказала свое право выступать на сцене выдающегося театра и уже через год была зачислена в основной состав. Тогда все именитые певцы, при виде которых у Тамары перехватывало дух, в одночасье стали ее коллегами по сцене – , Ирина Архипова, Зураб Анджапаридзе, Александр Огнивцев.

Первое время ей даже было неловко вместе с ними репетировать, испытывала перед мастерами смущение. Тамара с упоением наблюдала за работой великих артистов, запоминала жесты, движения, мимику, каждый звук и изменение интонации, а дома повторяла и повторяла услышанное, чтобы найти свое звучание. Преодолеть себя и раскрыться ей помог знаменитый оперный режиссер и наставник Борис Покровский.

Однажды, в то время, когда основная труппа театра гастролировала в Милане, в Москве срочно нужно было найти исполнительницу партии Ольги из оперы . Это был настоящий серьезный дебют Тамары, который прошел превосходно. Это принесло ей признание коллег и даже более – ее назвали лучшей исполнительницей этой партии. После одного из выступлений выдающийся Сергей Лемешев сказал, что наконец-то встретил настоящую Ольгу.

Блистательная Тамара Синявская

Достигнув первого успеха не стала спокойно почивать на лаврах. Ежедневно она совершенствовала свое мастерство, расширяла голосовой диапазон и тем самым преумножала репертуарные возможности. За несколько первых лет работы в Большом театре она исполнила не один десяток партий, которые стали лучшими в истории оперного искусства (Кончаковна в «Князе Игоре» и Оберон в опере «Сон в летнюю ночь»). Эти партии принесли ей и зарубежную славу во время гастрольных поездок Большого театра в Канаду, Францию и Японию.

За три следующих года она получила три первых награды престижнейших международных конкурсов и фестивалей – в Софии, Вервье и Москве. Кстати, на IV Международном конкурсе имени в Москве мнения жюри разделились поровну – советские члены жюри отдали свои голоса Елене Образцовой, а иностранные (в том числе и великая ) столь же категорично выступили за Тамару Синявскую , поэтому первую премию пришлось разделить между двумя певицами.

Любовь с восточным акцентом

После такого триумфа восходящую оперную диву заприметил один известный импресарио, который завалил театр телеграммами с просьбой отпустить Синявскую на гастроли в Америку. Как известно, у КГБ на это счет всегда имелось свое мнение, и ответ был тоже стандартным: «Певица занята в репертуарных постановках». А значит, что ни о каких приглашениях ей и слышать не положено.

Кто знает, чем бы могли обернуться для нее зарубежные гастроли, а вот поездка в Баку на Декаду русской культуры стала для певицы знаковой. Там она познакомилась с . Естественно, «всесоюзного Орфея» она знала, но заочно. Между двумя несвободными людьми вспыхнули чувства, но роман прервала поездка Тамары на стажировку в итальянский «Ла Скала». В то время Синявская была замужем. Своего супруга – артиста балета – она очень уважала и была благодарна за то, что помог пережить ей потерю мамы.

Магомаев был настойчив, звонил возлюбленной каждый день, рассказывал о творчестве, обсуждал новую музыку. И, как говорится, надежный брак, не прошел проверку на прочность. После возвращения Тамары Синявской они решили соединить свои судьбы навсегда.

К сожалению, детей у пары не было, но осталось богатейшее творческое наследие – кроме сольных выступлений Муслима и работы в опере Тамары они часто пели совместно, организовывали концерты и творческие вечера.

40 лет жизни в Большом

За многие годы своего служения искусству и 40 лет работы в Большом театре Тамара Ильинична исполнила почти все значимые партии для меццо-сопрано. Ее заслуженно называют выдающейся русской представительницей итальянской вокальной школы с уникальным диапазоном. Ее бархатный тембр и обволакивающее звучание голоса, чувственность и обаяние на сцене сделали дивой не только в странах бывшего Советского Союза, но и во многих зарубежных государствах.

С Зурабом Соткилавой (Хозе) в «Кармен»

Русскую душу и женский характер народная артистка СССР воплощала во множестве оперных постановок родного театра, но самой любимой считает партию Любаши в опере «Царская невеста» Николая Римского-Корсакова. Эту же ее партию признают наиболее выдающейся и критики, и любители оперы.

Для роли в одноименной опере Синявская полгода занималась хореографией со знаменитой балериной Мариной Семеновой. Зрители оценили созданный на сцене яркий образ и выразительную пластику певицы. Тамара первая в Советском Союзе исполнила партию мадемуазель Бланш в опере «Игрок» . В ее репертуаре – как русская, так и зарубежная классика, а гастрольная география насчитывает не один десяток стран.

Горькая утрата

В 2002 году Тамара Ильинична закончила выступления на сцене Большого театра и признается, что нисколько об этом не жалеет. Она считает, что лучше уйти со сцены на полгода раньше, чем на пять минут позже. Через 5 лет Муслим Магомаев и закончили и совместную концертную деятельность. В то время Муслима Магометовича стали преследовать серьезные проблемы со здоровьем, он перенес операцию на сосудах, а через год певца не стало. Тамара Ильинична очень тяжело пережила этот период. Она на три года «закрылась» от общества, почти не появлялась на публике и не давала ни одного интервью.

Время не вылечило, но принесло новые идеи – конкурс молодых исполнителей имени Муслима Магомаева. Также Тамара Ильинична нашла себя в преподавательской деятельности и возглавила кафедру вокального искусства РАТИ-ГИТИС. Она всегда считала, что на двух стульях сидеть не приемлемо, поэтому во время выступлений в Большом театре о педагогической работе не думала. Теперь же самое время передать молодым поколениям весь колоссальный опыт, накопленный за годы творчества.

Безутешная Тамара Синявская

Чтобы держать себя в форме перед студентами, она каждое утро дома распевается, радуя соседей шедеврами мирового оперного искусства. Тамаре Ильиничне до сих пор поступают предложения возобновить выступления, но она не чувствует в себе сил так же искренне любить, страдать, жить и творить на сцене, как это было когда-то. Она пела только на высочайшем уровне и не может сейчас себе позволить опуститься хотя бы на ступеньку.

Наверное, с уходом Муслима Магомаева творческая рана Тамары Синявской уже не заживет. Тамара Ильинична почти каждый месяц приезжает на родину мужа в Азербайджан, где он похоронен на Аллее почетного захоронения в Баку. Она с грустью признается, что раньше по будням занималась любимой работой, а выходные посвящала обожаемому мужу, а теперь у нее остались только рабочие будни в институте. Кроме этого, она организовала Фонд культурно-музыкального наследия Магомаева.

ФАКТЫ

Самой первой ролью Тамары в Большом театре был Паж в опере «Риголетто» . Так принято, что пажа исполняет певица, у которой амплуа «травести». Постановщик оперы, услышав Синявскую, решил, что с такой певицей за мужские роли теперь можно не переживать. Сложность этих партий состоит в том, что зритель не должен догадываться о том, кто на самом деле поет. Это был конек Тамары Синявской . «Мужские» роли у нее получались великолепно.

Всегда стремилась повысить свое актерское мастерство. Для этого она поступила в ГИТИС на факультет музыкальной комедии. Там у нее появилась возможность учиться у профессора Доры Белявской, которая единственная из всех преподавателей не захваливала Тамару , а сказала, что ей есть над чем работать. Это как раз и мечтала услышать Синявская .

Обновлено: Апрель 9, 2019 автором: Елена

Признался, что за 70 лет впервые встретил на подмостках «настоящую пушкинскую Ольгу». Звезда Тамары Синявской взошла стремительно. Не прошло и двадцати лет после дебюта на сцене Большого театра, как вокалистке присвоили звание Народной артистки СССР.

Детство и юность

Тамара Синявская – коренная москвичка, по национальности русская. Она родилась за год до окончания войны. Сведений об отце певицы нет. Ее кумиром и семьей была мама – женщина талантливая, от природы наделенная красивым голосом, но в силу жизненных обстоятельств не ставшая артисткой. Запела дочь следом за мамой, повторяя услышанные песни.

Тамара Синявская ощутила себя певицей в три года: любимым детским развлечением девочки было пение в парадных подъездах старых московских домов с хорошей акустикой. Выводя божественно звучавшие рулады, девочка чувствовала душевный трепет, как в храме.

За день юная вокалистка успевала обойти все подъезды домов по родной улице Мархлевского (сегодня Милютинский переулок). «Ария» в исполнении Синявской длилась, пока ее не прерывали восхищенные или возмущенные жильцы. Однажды они посоветовали маме отвести дочь в Дом пионеров, где бы с ней поработали профессиональные преподаватели.


Теперь Тамара Синявская пела в два раза больше – в Доме пионеров и во дворе, где собирала «зал» из соседских ребят. Вскоре юная артистка записалась в детский коллектив Владимира Сергеевича Локтева, где и пела, и танцевала.

В 10 лет юную артистку ансамбля Локтева перевели в хор, где она за 8 лет приобрела музыкально-сценический опыт. Знаменитый детский коллектив участвовал в правительственных концертах, и Тамара Синявская чувствовала себя на сцене, как дома. Впервые в биографии она побывала за границей – ансамбль Владимира Локтева гастролировал в Чехословакии.


Невероятно, но в детстве Синявская мечтала стать врачом. В доме, где жила семья, работала поликлиника. Девочка с восхищением наблюдала за работой персонала в белых халатах и вдыхала запах эфира, казавшийся ей райским. Будущая артистка играла «в больницу», вела картотеку с историями болезней родных и друзей, выписывала «рецепты», под которыми подписывалась «врач Синявская».

С детства Тамара Синявская обожала коньки и лыжи. Зимой, когда в столице открывались катки, девочка была в числе первых посетителей. Желание выйти на сцену появилось в подростковом возрасте, когда Тамара Синявская с подружками бегала в кинотеатр посмотреть «Кубанских казаков» и «Дом, в котором я живу». Она выучила песни из фильмов и напевала их постоянно. А увидев на экране аргентинскую певицу и актрису Лолиту Торрес, Синявская мечтала лишь о карьере артистки.


В выпускном классе Синявская определилась с выбором: Тамара нацелилась на театральный вуз. Но Владимир Сергеевич Локтев, внимательно наблюдавший за артисткой ансамбля, посоветовал поступать в музыкальное училище при консерватории имени . Синявская прислушалась и ни разу не пожалела. В училище она встретилась с талантливыми педагогами, которые довели вокальные способности певицы до совершенства.

В училище Тамара Синявская подрабатывала, выступая в хоре академического Малого театра. За выступление хористы получали 5 рублей – деньги, которых хватало на килограмм севрюги в образцово-показательном «Елисеевском» гастрономе. В Малом театре москвичка выходила на подмостки с корифеями сцены, чьи имена в Советском Союзе знали все.

Музыка

Днем Тамара Синявская училась, а вечерами выступала. Дебютировала с хором цыган в постановке «Живой труп», где вокальные данные певицы отметили и дали сольные партии в кантатах « » и «Москва». В 1964-м Синявская получила диплом музыкального училища, сдав выпускной на «пятерку с плюсом», что в учебном заведении было редкостью. Педагоги рекомендовали выпускнице стать стажеркой в Большом театре, где в то время набирали группу практикантов.


Приемная комиссия Большого, куда прибыла Тамара Синявская, единогласно приняла 20-летнюю артистку, хотя у девушки не было консерваторского образования. Но члены приемной комиссии – светила в мире музыкального искусства – Борис Покровский, и Евгений Светланов поняли, что имеют дело с исключительным талантом.

Мэтры Большого театра не видели соперницы в молоденькой доброжелательной девушке, да и она о конкуренции не думала: у Тамары Синявской дух перехватывало, когда она выходила на сцену с , Александром Огнивцевым и Зурабом Анджапаридзе.


Через год Тамару Синявскую приняли в основной состав труппы, но вокалистка понимала, что останавливаться нельзя: москвичка поступила в ГИТИС, где встретила знаменитого педагога по вокалу Дору Белявскую. Впервые Синявская услышала, что ей есть над чем работать, Дора Борисовна превратила алмаз в бриллиант.

В театре Тамара Синявская внимательно наблюдала за работой корифеев и робела. Преодолеть неуверенность помог режиссер Борис Покровский, доверив молодой певице роль Пажа в опере «Риголетто». Мужская партия Пажа девушке удалась, в театре убедились, что певица справляется и с женскими ролями, и с травести.


Хозяйкой сцены Тамара Синявская почувствовала себя, когда основной состав труппы отправился на гастроли в Милан. В Италию поехала единственная исполнительница партии Ольги в постановке «Евгений Онегин». Роль доверили Синявской, и она с блеском справилась, услышав лестный отзыв 70-летнего мэтра Сергея Лемешева.

За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы. Армию поклонников таланта Тамары Ильиничны пополнили и российские, и зарубежные ценители оперного искусства.

В репертуаре Тамары Синявской была французская и итальянская оперная музыка, но исполняя партии русской оперы, певица чувствовала себя комфортно. Русскую душу оперной дивы отметили поклонники, услышавшие партию Любаши в опере «Царская невеста». Эту партию ценители и музыкальные критики называют лучшей в репертуаре Синявской.


В 1970 году в России прошел конкурсный фестиваль имени П. И. Чайковского, где членами жюри стали , Ирина Архипова, Мария Каллас и Тито Гобби. Тамара Синявская и Елена Образцова разделили главную награду – золотую медаль. Зарубежные члены жюри отдали предпочтение Синявской. Фестиваль принес оперной диве всесоюзную популярность и предложения выступать на мировых сценах, но Тамара Ильинична не гналась за сценой и не представляла, что покинет Большой театр.

В 2003 году певица ушла со сцены на карьерном взлете. Позже она объяснила, что предпочла уйти раньше, чем услышит слова удивления по поводу карьерного «долгожительства».

Личная жизнь

У Тамары Синявской было два замужества. В первом браке ее супругом стал артист балета, которому певица благодарна за то, что помог пережить уход мамы. И все бы хорошо, если бы на гастролях в Баку в 1972 году красавицу-певицу не приметил , всесоюзный «Орфей», в которого были влюблены миллионы женщин. Оба были связаны брачными узами, но они не выдержали восточной страсти Магомаева.


Артисты поженились в ноябре 1974 года и прожили вместе 34 года. Две звезды ссорились и расставались, но их магнитом тянуло друг к другу, поэтому за расставаниями следовали примирения. Детей в браке не было, Тамара Ильинична всю любовь и тепло отдавала мужу. Когда его не стало, Синявская на три года закрылась и не выходила на публику.

Тамара Синявская сейчас

Тамара Синявская, уйдя со сцены, не отказалась от искусства. Сегодня профессор Тамара Ильинична Синявская преподает в ГИТИСе, где заведует вокальной кафедрой. Ранее будни артистки заполняла работа, а выходные женщина посвящала любимому мужу. Сегодня у Тамары Синявской есть только работа, а рана от утраты родного человека не зажила. От тоски спасают занятия со студентами, которых Тамара Ильинична называет детьми.

Синявскую зовут на сцену, предлагая оперные партии в спектаклях, но она отвечает неизменным отказом, потому что не желает опускаться хотя бы на ступеньку вниз, а сил на прежнюю высоту не чувствует. Тамара Синявская учредила и возглавила Фонд культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева.

Дискография

  • 1973 – «Царская невеста»
  • 1970 – «Евгений Онегин»
  • 1979 – «Иван Сусанин»
  • 1986 – «Князь Игорь»
  • 1987 – «Борис Годунов»
  • 1989 – Цикл песен на стихи Марины Цветаевой
  • 1993 – «Иван Грозный»
  • 1999 – «Еврейский цикл»



Top