Танцы народов в детском саду. Музыка «Музыкальные игры народов мира

Музыкальные игры

народов мира

(к отчету по эксперименту «Воспитание культуры межнационального общения»)

Учитель музыки

МКОУ ХМР

СОШ с.Кышик

Прилуцкая Н.В

Шире круг, шире круг,

Музыка зовёт!

Всех друзей, всех подруг

В шумный хоровод!

У каждого ребёнка, без сомнения, есть любимые игры, песни и танцы, которые являются частью народной культуры.

Игровые моменты помогают сделать учебный процесс более легким и увлекательным, а, самое главное, являются способом общения, средством формирования личности, воспитания толерантного отношения друг к другу.

Для того чтобы добиться толерантного отношения к чему-либо, нужно включать учащегося в познавательную деятельность. Важно придавать этой деятельности содержательно-интеллектуальный и эмоционально-положительный характер, сделать её интересной и увлекательной. В качестве форм этой работы могут использоваться музыкальные подвижные игры, хороводы, песни-танцы, которые собраны в данном сборнике.

Благодаря музыкальным подвижным играм, реализуется групповая деятельность, дети видят всё разнообразие существующего мира, принимают его многогранность и не бояться быть отличными от других.

Разучивание элементарных разнохарактерных движений помогает составлению танцев, применяя их в праздничных утренниках, уроках-концертах, которыми заканчивается каждая учебная четверть.

Английская народная песня-игра

«Давайте все делать, как я»

Исполняется в кругу, стоя на месте, с окончанием каждой фраз повторяются движения ведущего.

1.Давайте все делать, как я. (3 хлопка)

Давайте все делать, как я. (3 хлопка)

А ну-ка все вместе все враз, (3 хлопка)

Все делают дружно у нас. (3 хлопка)

2. Давайте все топнем, как я (3 притопа)

Давайте все топнем, как я (3 притопа)

А ну-ка все вместе все враз, (3 притопа)

Все делают дружно у нас. (3 притопа)

3. Давайте смеяться, как я. (Ха-ха-ха)

Давайте смеяться, как я. (Ха-ха-ха)

А ну-ка все вместе все враз, (Ха-ха-ха)

Все делают дружно у нас. (Ха-ха-ха)

4. Давайте чихнём все, как я. (Апчхи!)

Давайте чихнём все, как я. (Апчхи!)

А ну-ка все вместе все враз, (Апчхи!)

Все делают дружно у нас. (Апчхи!)

5. Давайте все прыгнем, как я (1 прыжок)

Давайте все прыгнем, как я (1 прыжок)

А ну-ка все вместе все враз, (1 прыжок)

Все делают дружно у нас. (1 прыжок)

(Игру с пением можно продолжить, добавив любой текст (давайте присядем, крикнем…)

Польская народная песня-игра «Лавата»

( Дети берутся за руки, идут по кругу)

1. (топают ногами)

Танец весёлый наш – это «Лавата»!

Наши руки хороши, хороши, хороши (показывают руки),

Наши руки хороши, а у соседа лучше (берут за руки соседа)

Дружно танцуем мы: тра-та-та, тра-та-та! (топают ногами)

Танец весёлый наш – это «Лавата!

Вед.: Ручки были?

Все: Были.

Вед.: Ноги были

Все: Нет

2.Наши ноги хороши, хороши, хороши (держатся за коленки),

Наши ноги хороши, а у соседа лучше (держатся за коленки соседа)

Дружно танцуем мы: тра-та-та, тра-та-та! (топают ногами)

Т анец весёлый наш – это Лавата!

Вед.: Ручки были?

Все: Были.

Вед.: Ноги были

Вед.: Плечи были?

3.Наши плечи хороши, хороши, хороши (держатся за плечи),

Наши плечи хороши, а у соседа лучше (держатся за плечи соседа).

Дружно танцуем мы: тра-та-та, тра-та-та! (топают ногами)

Танец весёлый наш – это Лавата!

Игра продолжается до тех пор, пока у ведущего не иссякнет фантазия (локти, пятки,…)

Румынская народная игра «Скоро поезд отойдёт»

И грающие становятся в круг, в центр выходит ведущий. Все поют и хлопают в такт песни в ладоши.

Тут и там, тут и там, на перроне шум и гам.

Вот гудок в путь зовёт, скоро поезд отойдёт!

Тра-ля-ля…!

1 -7-й такты. Ведущий бежит по кругу, изображая паровоз.

8-й такт. Останавливается перед выбранным партнёром.

9-15-й такты. Ведущий хлопает в ладоши, наклоняясь то вправо, то влево. Партнёр повторяет движения.

1 6-й такт и далее. Партнёр, становится сзади и кладёт ему руки на плечи. Они «едут» по кругу и останавливаются перед новым партнёром. Игра повторяется сначала. Ведущий показывает новое движение, а стоящий сзади и выбранный партнёр это движение повторяют. Движения могут быть рамными. Ведущий садится в вагон, даёт сигнал, прыгает, прощается и т.д. Таким образом, цепь в центре круга увеличивается с каждым куплетом на одного человека. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не окажутся в этой цепи.

Чешская народная песня-игра «Весёлый танец»

Д ети, взявшись за руки, становятся в круг. В центр круга выходит ведущий.

Всюду смех и радостные крики,

Наши щёки ярче земляники!

Только б ноги не устали,

Нет другой печали.

На первую и вторую строку – ведущий идёт по кругу, остальные в другую сторону. Выбранный партнёр и ведущий двигаются подскоком, все стоят на месте и хлопают в ладоши, на последние две строчки.

Игра проводится несколько раз с новыми ведущими

Бельгийская народная песня-игра «Твой теперь черёд»

Дети стоят в кругу. Водящий выходит в центр. Все поют, пританцовывают и хлопают в ладоши.

Кто сейчас из круга выйдет,

Кто из вас шагнёт вперёд?

Э
й, дружок, танцуй со мною,

Твой теперь черёд!

Тра-ля-ля…

Ведущий бежит по кругу и выбирает себе партнёра. На последнем такте мелодии останавливается перед выбранным партнёром. На повторение мелодии без текста водящий танцует перед партнёром, придумывая различные танцевальные движения. Три раза звучит мелодия. Водящий со своим партнёром кружатся подскоком в одну и в другую стороны. Игра повторяется с новым водящим.

Чешская народная песня-игра «Садовник».

В зявшись за руки, ребята стоят парами по кругу, боком к центру. Один, водящий – «садовник», выходит в центр круга.

Вышел в сад садовник

Старый за цветами,

Но ему работать трудно,

Видим сами.

Ох, опять, садовник,

Все напутал ты:

Снова красный перец

Принял за цветы!Хэй!

Пары идут подскоком. «Садовник» выполняет различные движения (поливает, копает, полет). Образуются внешний и внутренний круги, садовник становится во внутренний.

Дети двигаются подскоками во внутреннем и внешнем кругу. К концу каждый выбирает себе нового партнёра, с которым становится в пару. Тот, кто не успел подобрать себе пару, становится «садовником» и выходит в середину круга. Игра повторяется.

Русская народная игра «У медведя во бору»

О дин из детей, выбранный при помощи считалки, изображает «медведя», ложится и притворяется спящим. Остальные играющие ходят около него, делают вид, что собирают грибы и ягоды, и поют:

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

Медведь не спит,

На детей глядит.

«Медведь» вскакивает и бежит за детьми. Кого поймает, тот и становится «медведем», и игра начинается заново.

Австрийская народная «Полька»

Пары становятся в круг (лицом друг к другу), образуя внешний и внутренний круг, во внутреннем кругу – мальчики, во внешнем – девочки.

Пой, пой, веселей –

Рядом столько друзей!

Не зря там и тут

Н ашу песенку поют!

1-ая строчка. Все ударяют себя 2 раза по бедрам, 2 хлопка по ладоням друг друга.

2-ая строчка. 2 хлопка вправо, 2 хлопка влево.

3-ая строчки. 2 удара по бёдрам, 2 хлопка вправо, 2 хлопка влево.

4-ая строчка. Мальчик и девочка берутся правыми руками, поднимают их вверх. Девочка, повернувшись под рукой, переходит к другому мальчику.

Танец повторяется несколько раз.

Р усская народная игра «Грибы»

Дети становятся в пары друг за другом и поют:

За дубами, за лугами,

Шла деревня за грибами:

Старушки – по волнушки,

Старички – по сморчки,

Мужички – по груздички,

Молодушки – по чернушки

А ребятки – по опятки!

Один из играющих, оставшийся без пары, идёт под «дубы» — под вытянутые вверх руки стоящих – и ищет «грибы»: из какой-нибудь пары берёт участника («гриб») и становится с ним в конце ряда. И теперь оставшийся без пары участник идёт под «дубы» искать «грибы».

Польская народная игра «Улыбнуться не забудь»

Руку ты должен мне протянуть,

Р уку ты должен мне протянуть.

Правую руку, левую руку,

И улыбнуться не забудь.

Ребята стоят парами в кругу лицом друг к другу. Один стоит спиной к центру круга, другой – лицом. Образуется два круга – внутренний и внешний.

1-7-й такты. Дети обоих кругов поворачиваются и идут навстречу друг к другу, поднимая правые руки и кланяясь, приветствуют проходящих партнёров.

8-й такт. Оба круга останавливаются, и пары поворачиваются лицом друг к другу.

9-1-й такты. Протягивают друг другу правые руки, затем левые.

13-16 такты. Берутся за руки и подскоками кружатся на месте. В конце фразы делают хлопок.

17-24-й такты. Повторяются движения 9-16 –го тактов. В конце партнеры меняются местами: стоящие во внутреннем кругу переходят во внешний и наоборот. Игра начинается сначала.

Немецкая народная песня «Лягушка».

1.Летом у реки было слышно нам,

К ак лягушка пела по утрам.

Припев: Ква, ква, ква, ква…

2.А едва покрыл нашу речку лёд,

Припев: ква, ква, ква, ква…

3.Как пришла зима, зла и холодна,

П ерестала вовсе петь она.

Припев: ква, ква, ква, ква…

3.Но вернулась к нам в добрый час,

И лягушке снова не до сна.

Припев: Ква, ква, ква, ква…

4.Снова слышно нам, лишь заря взойдет,

Как лягушка у реки поёт.

Припев: ква, ква, ква, ква…

Играющие становятся в круг, в середину которого выходит небольшая группа детей, солистов.

1-й куплет. Солист поёт начало запева, стоящие в кругу подхватывают запев и поют припев.

2-й куплет. Играющие поют и хлопают в ладоши в такт песни.

3-й куплет. Играющие поют и постепенно низко приседают, показывая, что лягушка опустилась на дно и заснула.

4-й и 5-й куплеты. Все поют и повторяют движения 1-го куплета.

Потанцуй со мной, дружок.

Все становятся парами, движения согласно тексту.

П отанцуй со мной, дружок,

Становись скорей в кружок.

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот!

Эй, давай не отставай,

Снова танец начинай!

Шаг назад, шаг вперёд

И на месте поворот!

Русская народная игра «Бабка Ёжка»

О черчивается круг. Выбранная при помощи считалки «Баба-Яга» становится в середину, а вокруг бегают дети и дразнят:

Бабка-Ёжка, костяная ножка,

Нос крючком, волоса торчком.

С печки упала, ножку сломала,

А потом и говорит, у меня нога болит.

Пошла она на улицу, раздавила курицу,

Пошла на базар, раздавила самовар.

Пошла на лужайку, раздавила зайку.

У Бабы Яги в руках длинная ветка или метла – «помело». Она кружится в центре вокруг себя и старается коснуться этим «помелом» кого-нибудь из играющих. Кого «запятнает», тот и становится Бабой Ягой. Игра начинается сначала.

Русская народная «Огородная-хороводная»

Каждый выбирает себе «овощ», надевает маску овоща. Все, взявшись за руки, двигаются по кругу и поют.

Е сть у нас огород, там своя морковь растёт

Вот такой высоты, (руки вверх)

Вот такой низыны, (руки вниз)

Вот такой ужины, (сходятся в центр круга)

Вот такой ширины. (расходятся)

Ты морковь сюда спеши,

Ты немного поспеши.

А потом не зевай

И в корзинку полезай.

Названный овощ выходит в середину круга и выполняет танцевальные движения.

Игра продолжается до тех пор, пока не будут названы все овощи.

Есть у нас огород, всё убрали, что растёт…

Вальс дружбы .

Танцующие становятся парами лицом друг к другу, образуя два круга: внутренний и внешний. Мальчики стоят во внутреннем кругу, девочки во внешнем.

Раз, два, три – на носочки! Раз, два, три – на носочки!

Раз, два, три – повернулись! Хлопнули и разошлись!

1-2-й такты. Взявшись за руки, танцующие делают 2 качания вправо и влево)

3-й такт. Поднимаются на полупальцы, одновременно поднимая вверх соединенные руки.

4-й такт. Опускаются на всю ступню, руки – вниз.

5-8-й такты. Повторяются движения 1-4-го тактов.

9-10-й такты. Взявшись за руки, танцующие делают 2 качания вправо и влево.

1 1-12-й такты. Танцующие, разъединив руки, вальсом разворачиваются друг от друга и снова становятся на место.

13-й такт. Хлопок обеими руками перед собой.

14-й такт. Каждый танцующий делает шаг вправо (отходя от своей пары). Таким образом, происходит смена партнёров. Танец повторяется несколько раз.

Шла коза по лесу.

В се становятся парами, идут по в кругу и поют.

Шла коза по лесу

Нашла себе принцессу.(останавливаются,

разворачиваются лицом друг к другу)

Давай коза попрыгаем, (прыгают)

И ножками подрыгаем, (дрыгают ногами)

И ручками похлопаем, (хлопают)

И ножками потопаем! (топают)

Шла коза по лесу….

Бояре, а мы к вам пришли.

Мальчики и девочки взявшись за руки идут «стенкой на стенку».

1. Бояре, а мы к вам пришли!

Молодые, а мы к вам пришли!

2. Бояре, а зачем пришли?

Молодые, а зачем пришли?

3. Бояре, нам невеста нужна.

Молодые, нам невеста нужна.

4. Бояре, а какая вам мила?

Молодые, а какая вам мила?

5 . Бояре, нам вот эта мила,хлопают руками по коленкам

1. Вот какая ёлочка выросла у нас.

Перед нашей ёлочкой пустимся мы в пляс.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Тра-ля-ля-ля-ля.

(хлопают в ладоши)

2.Прибегали к ёлочке заиньки-малышки

прыгали у ёлочки зайки-шалунишки.

Прыг, скок, прыг, скок. Тра-ля-ля-ля-ля.

(прыгают вокруг себя)

3. Приходила к ёлочке лисонька-лиса

И хвостом пушистым снег под ней мела.

Вот так, вот так. Тра-ля-ля-ля-ля. (машут сбоку рукой, как хвостом)

4. А медведь Топтыжка мёд с собой несёт.

Всех он угощает, пляшет и поёт.

Топ, топ, топ,топ. Тра-ля-ля-ля-ля. (топают вперевалочку)

5. Вот в лесу веселье кружится хоровод.

Под ёлочкой зелёной встречаем Новый год.

Хлоп, хлоп, хлоп, хлоп. Тра-ля-ля-ля-ля. (хлопают в ладоши)

З веробика.

Все движения выполняются согласно текста.

1.Уселась кошка на окошко

И стала лапкой себя мыть.

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

Припев: Раз, два, три, ну-ка, повтори.

Три, четыре, пять, повтори опять,

Ну, и молодцы!

2. Змея ползёт лесной тропою,

К ак лента по земле скользит,

А мы движение такое

Рукою можем вам изобразить.

3. Весь день стоит в болоте цапля,

И клювом ловит лягушат.

Нам не создаст труда ни капли,

Весь день на ножке прыгать и скакать.

Её не надо обижать

Ведь обезьяны наши предки,

А предков, дети, надо уважать!

Б
уги-вуги.

Все стоящие в кругу делают движения

согласно текста.

Руку правую вперёд, а потом её назад,

А потом её вперед и немножко потрясём.

Мы танцуем буги-вуги,

Поворачиваем круги,

И
в ладоши хлопаем вот так.

Буги-вуги. Окэй! (в центр круга и обратно )

Мы танцуем, чтобы было веселей!

(Текст повторяется сначала,

заменяются слова — руку левую,

ногу правую, ногу левую, ухо правое,

Актуальность.

В наше время дети старшего возраста имеют значительные знания о народах населяющих другие страны, но культурное наследие для них остаётся загадкой. Правильное понимание культуры танца других народов, понимание эмоционального состояния в танце (радость, грусть, удивление, страх и др.) также важно для детей старшего дошкольного возраста.

Цель проекта: познакомить детей с культурой разных народов, через знакомство с национальными танцами.

Задачи:

1. дать элементарное представление о странах.

2. закреплять знания о родной стране.

3. расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов России и других стран мира.

4. разучить новые элементы танцев.

5. воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.

6. воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

Оборудование:

1. телевизор

2. ноутбук

3. музыкальный центр

Атрибуты:

1. Костюмы: моряков; восточные; чукотские; африканские; индийские; ковбойские; лошадок; японские; бразильские; русские народные.

2. Российские флажки- 2 шт., коврик и змея, бубен, макет костра и слон, привязанный к палке; декоративные кнуты, веера, маракасы, ложки.

Музыкальный материал:

1. « Яблочка» - танец моряков.

2. Песня про ковбоев.

3. « Африка» - tribalhouse № 2

4. « Носа»- Мишель Тело

5. « Султан» - восточный танец (audijpoisk . com )

6. Чукотская народная песня.

7. « Сакура» - японская мелодия.

8. Индийская народная мелодия.

9. « Ах ты, берёза» - русская народная мелодия (« Музыка в детском саду» для детей 4-5 лет)

Предварительная работа:

1. Игры народов разных стран

2. Беседы с детьми на тему: « Танцы народов мира»

3. Консультация для педагогов детского сада на тему: « Танцы Чукотки»

4. Просмотр видеоматериала по данной теме.

Ход мероприятия

В зал входит дедушка.

Дедушка: Здравствуйте дорогие гости, как вас много собралось, я очень рад вас видеть, а ко мне сегодня не только вы, но и мои самые любимые гости должны придти, мои внучки.

Стук в дверь

Дедушка: А вот и они!

Дедушка открывает дверь, в зал входят внук и внучка с мамой.

Мама : Привет пап, посиди сегодня с детьми, а я пока по магазинам пробегусь.

Дедушка, обращаясь к внукам: Посидим? Конечно, посидим! Иди дочка, а мы пока поиграем.

Мама уходит, дедушка ведет внуков к ноутбуку, они садятся.

Дедушка: Смотрите, я такую классную стрелялку закачал, давай поиграем, пока мамки нет!

Внучка: Дедушка, надоели эти игры! Мы пока с мамой к тебе шли, она нам рассказала, что ты раньше моряком был, во многих странах побывал!

Внук: Расскажи дед, ну расскажи!

Дедушка: Ну и дочь у меня! Все секреты выдала! Ладно, расскажу. Расскажу и покажу, ведь не зря я такую технику приобрел. Служил я матросом на корабле у одного путешественника. Команда была у нас дружная и веселая, да что говорить, сами смотрите.

Внук:

Над кораблями реет наше знамя

А за кормой лазурная волна,

Мы подрастем, и станем моряками,

Защитой будем мы тебе, страна!

Исполняется матросский танец "Яблочко"

Дедушка: Одним из самых интересных, было мое путешествие на восток!

Восток, восточная душа,

Танцоры, музыка и сладкие мечты...

Мне нравится вся эта неземная красота -

Мечети, улицы, цветы...

Как хочется хоть краем сердца моего

Увидеть вновь Восток желанный...

Побыть среди великолепия его,

Впитать Востока аромат столь пряный!!!

Презентация страны востока

Исполняется восточный танец.

Внучка: Дедушка, а ты только в теплых странах был?

Дедушка: Нет, однажды побывали мы с нашей командой на Чукотке, очень там холодные края, холодные и суровые. Но, не смотря на это, люди там живут веселые и приветливые.

Презентация Чукотка

Исполняетсячукотский танец.(Педагоги детского сада.)

Дедушка: Ох, пока про Чукотку вам рассказывал, даже замерз, а чтобы согреться покажу-ка я вам Африку!

Что за Африка-страна,

Где лишь лето и весна,

Где кругом стоит жара –

Все узнать о ней пора.

Что за звери там живут,

Что за птицы там поют,

Сплошь загадками полна,

Что за Африка-страна?

Презентация Африка.

Исполняется Африканский танец.

Внучка: У африканцев такие зажигательные танцы, это самый веселый народ!

Дедушка: Это еще что! Когда я был в индии, видел, что люди прямо на улице танцуют, и взрослые и дети,давайте посмотрим!

Презентация Индия

Исполняется индийский танец.

Дедушка: Ну, что, может хватит историй?

Внучка: Нет, дедушка, расскажи что-нибудь еще, что-нибудь о приключениях!

Дедушка: Ладно! Много, где я побывал, но это - никогда не забуду! Путешествуя по Америке, встретил я настоящих ковбоев!

Горяч и порывист стремительный конь.

Ты лучше ковбоя без дела не тронь.

Послушны и кольт и лассо седоку -

В погоне не будет пощады врагу.

За честь и за правду решительный бой

Готов дать любому бесстрашный ковбой!

Презентация Дикий запад

Исполняется танец ковбоев. (Воспитатели и дети)

Дедушка: Когда я был так же молод, как ты, мечтал добраться на край света, только оказалось, что края света не существует, а вот на краю нашего материка я побывал! Япония - Страна восходящего солнца.

Есть у японцев для солнца оконца:

Утром посмотрит японец в окно -

И сразу увидит, как всходит оно!

Презентация Япония.

Исполняется японский танец с веерами.

Дедушка: А прямо с дикого запада, я отправился в Бразилию, где попал на настоящий карнавал!

Презентация Бразилия.

Исполняется танец "Носа»,после танца входит мама с пакетами.

Мама: Ну что, как у вас, дела? Дети, пора домой! Пойдем?

Внучка: Мама, подожди, дедушка нам столько всего интересного рассказал! Дедушка неужели ты и правда во всех этих странах побывал?

Дедушка: Может быть правда, а может и нет, не могу сказать, но одно я знаю точно - главное не то, куда мы уезжаем, а то, куда мы возвращаемся, ведь в гостях хорошо, а дома лучше! Да дочка?

Мама:

Нет края на свете красивей,

Нет Родины в мире светлей!

Россия, Россия, Россия, –

Что может быть сердцу милей?

Внук:

Россия! Как Синюю птицу,

Тебя бережём мы и чтим,

А если нарушат границу,

Мы грудью тебя защитим!

Внучка:

И если бы нас вдруг спросили:

"А чем дорога вам страна?"

– Да тем, что для всех нас Россия,

Как мама родная, – одна!

Исполняется русский танец с ложками, после танца все артисты выходят на сцену, кланяются, мама и дедушка вручают всем сувениры.

Наталья Михайловна

Цели:

1. Формировать у детей уважительное отношение к другим народам, их культуре и традициям.

2. Создавать положительную основу для воспитания патриотических чувств.

Задачи

Образовательные:

1. Дать элементарные представления о странах: Австрия, Франция, Испания, Китай.

2. Закреплять знания о родной стране.

3. Расширять представления об искусстве, знакомить детей с традициями и обычаями народов других стран мира.

4. Познакомить с понятием «балет». Показать фрагменты балета П. И. Чайковского «Щелкунчик».

5. Разучить с детьми элементы менуэта.

6. Закрепить знания о жанрах музыки.

Развивающие:

7. Совершенствовать умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки.

8. Развивать навыки танцевальных движений.

9. Развивать представления о танцевальных жанрах, умение различать вальс, менуэт, испанский танец, хоровод.

Воспитательные:

10. Воспитывать толерантность и интерес к людям разных национальностей, их культуре.

11. Воспитывать патриотизм и любовь к своей Родине.

12. Воспитывать интерес к танцевальному творчеству.

Предварительная работа: знакомство с понятием «танец», прослушивание танцевальных произведений, беседа о них, разучивание танцев.

Инвентарь и оборудование: глобус, фортепиано, компьютер, музыкальный центр, мультимедиа проектор, экран, презентация, приборы для чайной церемонии.

Ход НОД:

Дети входят в зал под музыку П. И. Чайковского. Садятся на стульчики.

М. Р: Здравствуйте, ребята! (Пропеть)

Дети: Здравствуйте! (Пропевают)

М. Р: Музыка – удивительная страна, где живут много звуков и мелодий. Композитор Д. Кабалевский говорил о том, что музыка основывается на трех жанрах. Каких жанрах, расскажите мне, пожалуйста?

Дети: Песня, танец, марш.

М. Р. : Правильно, давайте сейчас их вспомним.

Проводится дидактическая игра «Угадай жанр музыки».

М. Р: Сегодня наше занятие посвящено такому прекрасному жанру как танец. Кто из нас не любит танцы! Все любят! Нам нравятся танцы детские и молодёжные, современные бальные и эстрадные. Мы с удовольствием смотрим балет, а ведь это тоже танцы. С древнейших времен и до наших дней люди танцуют – на праздниках или просто в свободные вечера. Много веков назад танцы можно было увидеть и на сельских площадях, где крестьяне кружились под немудреные звуки самодельных инструментов, и в пышных дворцовых залах, в сопровождении труб, виол или оркестра. В старину без танца не обходился ни один бал. Помните, как Золушка на балу увлеклась танцами? Она даже забыла предупреждение доброй Феи.

Большинство этих танцев в той или иной форме дожили до нашего времени.

И сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по разным странам мира, но не просто так, а чтобы узнать, какие танцы у какого народа.

Наше путешествие мы назовем «Танцы народов мира».

Вот наша карта мира. (Показывает на экране). А это её уменьшенное изображение - волшебный глобус. (Показывает глобус). Он напоминает по форме нашу Землю, здесь обозначены все страны, которые есть на нашей планете. Предлагаю вам узнать, какие танцы танцуют люди в разных странах. Как вы думаете, на чем можно будет быстрее всего добраться до нужного континента?

Дети отвечают.

Конечно, мы полетим на самолете. Давайте произнесём волшебные слова: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!

Дети: Глобус, глобус, завертись, путешествие, начнись!

М. Р: Приготовили свои самолётики. Мы полетим в первую страну. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

А прилетели мы с вами в Австрию, и нас в национальных костюмах встречают гостеприимные австрийцы. (дети садятся на стульчики)

(на экране изображение бала, где дамы в пышных платьях)

Самый известный танец Австрии- вальс. Изначально танец назывался лендлер, но в начале века он перекочевал из сел в города Австрии и Германии. Его стали танцевать на балах, и постепенно он превратился во всем известный и любимый вальс.

Вот уже целых два века живет и пользуется неизменной любовью этот увлекательный, вечно юный танец. Давайте его станцуем.

Дети исполняют вальс.

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Вот прилетели мы с вами во Францию, где нас встречают французы. (дети садятся на стульчики)

(на экране изображение французов и менуэта)

Один из самых известных французских танцев – менуэт. Ни один танец V- V вв. не был так популярен, как менуэт. То он поднимался на вершину танцевальной славы, то временно забывался, но никогда окончательно не вытеснялся другими танцами.

«Менуэт- это танец королей и король танцев» - так называли его.

Сейчас мы послушаем песню об этом танце. Она так и называется – «Песня менуэта».

«Песня менуэта» В. Никулин - слушание

А сейчас давайте встанем парами и поучимся исполнить некоторые движения этого танца. (Дети встают на танец.)

Дети разучивают шаги, поклоны, реверанс.


Ну что, ребята, пришло время прощаться с этой замечательной страной.

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Прилетели мы в солнечную, знойную Испанию, где нас встречают испанцы. (дети садятся на стульчики)

В Испании есть традиционное зрелище боя быков, которое называется коррида, что обозначает «бежать». Это опасный спорт, грациозное искусство, сравнимое с балетом, и воплощение многовековых традиций. Тореадор как бы вступает в схватку с опасным животным, маневрируя и ускользая от быка. В этом спорте зародился характер испанцев, который они стали воплощать и в своих танцах.

У этого народа очень много ярких национальных танцев: это фламенко, болеро, пасадобль. Но мы с вами познакомимся с испанским танцем через балет П. И. Чайковского «Щелкунчик».

(на экране фото фрагмента из балета)

Балет - это спектакль, в котором соединились музыка и танец, драматическое и изобразительное искусство. Всё действие на сцене происходит без слов. Актёры передают сюжет с помощью танца.

Балет «Щелкунчик» написан по сказке Гофмана «Щелкунчик и мышиный король». В ней все события происходят в новогоднюю ночь, в доме девочки Мари, а после праздника ей снится волшебный сон об удивительных приключениях: новогодний праздник, сражение Щелкунчика с мышиным королем, встреча с прекрасным принцем, а затем посещение сказочного города под названием Конфетенбург.

Представьте, что мы с вами оказались перед воротами города Конфетенбурга. И для всеми любимого нами шоколада П. И. Чайковский сочинил «Испанский танец», потому что тогда считалось, что самый лучший шоколад нам привозят из Испании. И сейчас мы посмотрим, как танцуют испанский танец в балете «Щелкунчик».

Видеофрагмент балета «Щелкунчик» - «Испанский танец»

Замечательно. Но нам пора лететь дальше. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

И прилетели мы с вами в Китай. (Дети садятся на стульчики)

(на экране появляется изображение китайского танца.)

В Китае тоже немало народных танцев, но мы опять обратимся к балету «Щелкунчик». Ведь всех, кто попадает в Конфетенбург угощают всякими сладостями с чаем. А чай в нашу страну был давным - давно завезен из Китая. Поэтому в балете есть «Китайский танец», который по-другому называется «Танец чая». (Звучит китайская музыка выходит китаянка)


Китаянка: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте!

Китаянка: Или как говорят у нас в Китае «Ни хао». Меня зовут Ниу, я живу в Китае и хочу вас сегодня познакомить с нашей традицией – церемонией чаепития. (Подходит к столу с приборами)

Чайная церемония (Гун Фу Ча) издревле была больше, чем просто приготовление и употребление чая. Само значение слова на китайском языке говорит о том, что это высокое искусство, своего рода ритуал для всех участников. Китайцы предпочитают чай в любое время года, ведь если нужно, он согреет, а если жарко, поможет утолить жажду. Быстрый темп современной жизни приучил нас к чаю, который заваривается в пакетиках и пьется быстро. Это не правильно. Чай нужно готовить и пить не спеша.

Около трех тысяч лет тому назад, люди открыли для себя пользу, получаемую от использования чайного куста. В самом начале употреблялись не только листья, но и ветки кустарников, которые бросали в кипящую воду, чтобы добиться лечебного эффекта. На вкус, питье было очень неприятным и сильно горчило. Листья также ели с обычной едой по причине того, что тогдашние сорта растения не подходили для заваривания и наслаждения вкусом напитка. А вот позднее, когда были выведены более привычные для нас виды растений, и зародилась история приготовления напитка.

Как приготовить вкусный чай? (С этого места всё показывать)

В первую очередь нужно запомнить, что чайную церемонию должен проводить взрослый человек! Берём необходимую посуду и атрибуты (Глиняный, стеклянный чайник, чашки, тарелку для слива воды, щипцы, пиалку с заваркой, чайник с горячей водой).

Чтобы насладиться ароматом чайных листьев (цветков, мы должны его понюхать. (пройти по гостям и детям). Чтобы чай смог раскрыть все свои вкусовые ноты, мы должны заваривать его в горячей посуде. Для этого мы обдадим всю посуду горячей водой. (Обливает, сливает). Теперь, когда заварник и чашки готовы, мы засыпаем наши чайные листья (цветки) в заварник и заливаем их кипятком. Пока цветок раскрывает свои лепестки, хочу вам рассказать, что чай в Китае был не всегда общедоступным, в старину его пили только богатые люди. Примерной датой его распространения среди обычного населения Китая считают I век до н. э., времена правления династии Хань. Примерно тогда же, китайцы научились сушить чайные листья и перемалывать их. Полученный порошок заваривали в кипятке. Чтобы разнообразить вкус напитка, к нему начали добавлять цитрусы и имбирь. (Переливает чай из заварника в чайник, а из чайника по чашкам). Популярность чая привела к зарождению искусства его приготовления, люди стали сочинять о нем песни и изображать на рисунках.

Первый, слегка заваренный, чай пить не принято, мы его сливаем. (Выливает из всех ёмкостей всё в тарелку для слива воды). Теперь снова наполним заварник горячей водой, немного подождем, чтобы листья чайного цветка окончательно открылись и только потом переливаем в чайник. (Переливает). Теперь из чайника разольем чай по чашкам, насладимся его ароматом (проходит мимо детей с подносом, на котором чашки с чаем) и угостим наших гостей. А вы, ребята, попробуете наш чай в группе. Спасибо, что заглянули к нам в гости в Китай. До свидания!

М. Р: Ну, а мы продолжим наше путешествие. Заводите моторчики. (Дети встают друг за другом, делают упражнение «моторчики», далее, «распрямляют» крылья и летят, как самолёты. При этом пролетая мимо гостей, гудят громко, отлетая, гудят тихо звук «У».)

Проводится игровое упражнение «Самолеты»

Посмотрим, куда же мы прилетели? (Дети стоят, смотрят на экран)

(на экране картинка с березовой рощей)


Ребята, мы с вами вернулись домой, в Россию. Издавна на Руси танцевали: это были и быстрые, задорные плясовые, и русские народные лирические танцы, хороводные, парные, с различными предметами: с венками, с корзинками, с цветами, а также с платками. Многие из них мы с вами танцевали, и сейчас давайте поводим хоровод.

Дети водят хоровод. (дети садятся на стульчики)

Давайте с вами вспомним, где же мы успели побывать и с какими танцами познакомились?

(дети называют)

Считаю, что наше путешествие было очень ярким, запоминающимся, правда, ребята?

(ответы детей)

Как-нибудь мы его обязательно повторим!

А сейчас давайте пройдём в группу, где попробуем наш китайский чай с русским угощением!

(Дети уходят в группу)

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное

образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида №2 «Брусничка»

Проект

«Танцы народов мира »

(старшая группа)

Составила: музыкальный руководитель Кулакова Е.А.

Проект

«Танцы народов мира »

(старшая группа)

Пояснительная записка

В настоящее время дошкольное образование претерпевает значительные изменения. Федеральный государственный образовательный стандарт принятый с 1 января 2014 года диктует новые условия, меняются в корне подход и форма проведения воспитательно - образовательного процесса.

Одним из видов музыкальной деятельности, которая в большей степени способствует развитию творчества - является музыкальное движение. Это наиболее продуктивный вид музыкальной деятельности с точки зрения формирования у дошкольников музыкального творчества и творческих качеств личности. Выдающиеся педагоги Л.С.Выготский и Н.А.Ветлугина считали, что ребенка следует, как можно раньше побуждать к выполнению творческих заданий.

Организуя работу по развитию творческих способностей детей в условиях ДОУ, возникла необходимость в оказании большего внимания музыкально-ритмическим и танцевальным движениям.

Проблема развития творческих способностей у старших дошкольников

состоит в необходимости продолжения развития у детей ритмических и

танцевальных движений, заложенных природой, т.к. такое творчество может

развиваться только при условии целенаправленного руководства со стороны

педагога, а правильная организация и проведение данного вида творчества

помогут ребенку развить свои творческие способности.

Исходя из этого – одним из главных условий развития у старших дошкольников творчества в танце, является осознанное отношение детей к средствам танцевальной выразительности, овладение танцевальными движениями.

Характеристика проекта:

    по доминирующейся деятельности: смешанный (присутствуют элементы информационного, творческого-игрового проектов);

    по количеству участников: коллективный (участвуют дети старших групп);

    по продолжительности: краткосрочный (один месяц)

Проект предполагает работу с родителями детей 5-6 лет.

Объект: художественно-эстетические, творческие способности детей и родителей.

Субъект: дети 5-6 лет.

Участники проекта:

    Педагоги старшей группы

    Музыкальный руководитель

    Родители воспитанников

    Дети

Цель: Привлечение родителей к непосредственному участию в педагогическом процессе ДОУ. Познание детьми специфики этнокультурного окружения и специфики танцев народов мира, развитие познавательного интереса к национальной культуре, коммуникативных умений, навыков взаимодействия и сотрудничества.

Задачи:

    Создать в ДОУ условия взаимодействия при помощи метода проекта.

    Способствовать профессиональному росту воспитателей и специалистов ДОУ.

    Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.

    Через личный пример воспитывать нравственные качества детей доброжелательность, отзывчивость.

    Обеспечить 100% явку родителей на утреннике.

Мотивация:

Личная заинтересованность всех участников проекта в осуществлении поставленных задач.

Ожидаемые результаты:

Дети

    Научаться осмысливать свои действия.

    Обретут веру в себя, в общее дело, станут добрее, терпимее к окружающим.

    Испытают положительные эмоции: радость, уверенность, гордость.

    Реализуют свои желания и возможности при объяснении и показе национальных традиций.

Родители:

    Осознают важность единых требований семьи и детского сада.

    Сблизятся с педагогами и другими родителями.

    Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием и со 100% посещаемостью.

    Познакомятся с традициями группы и ДОУ.

    Будут активными участниками утренников, праздников.

Педагоги:

    Приблизят семью к саду.

    Помогут определить оптимальные пути воздействия в воспитательном влиянии на ребенка..

Перспективный план реализации проекта

Этапы

проекта

Деятельность детей

Деятельность педагогов

Взаимодействие с семьёй

Вводный

Рассматривание иллюстративного материала по теме, участие в празднике в качестве зрителей

Вводная беседа с детьми о разных народах, их традициях.

Родительские собрания

Планирование деятельности

Участие в обсуждении этапов выполнения проекта, а в зависимости от желаний создании мини «этногрупп», которые будут осуществлять сбор материала по конкретному народу.

Составления плана работы над проектом, распределение заданий между воспитателями и узкими специалистами дошкольного учреждения.

Обсуждение тематики мероприятий в русле выполнения проекта. Проведение групповых консультаций.

Осуществление проекта

Сбор материала, полученного на познователных и ритмических занятиях. Оформление, систематизация полученной информации: составление книжек-раскрасок; оформление альбомов, мини-музеев в группе; разучивание игр, песен и танцев народов мира. Участие в вечерах-развлечениях, досугах.

Познавательные, музыкальные занятия.

Участие в поисках материала для мини-музеев.

Просмотр мультипликационных фильмов о национальных героях, чтение детям народного эпоса.

Презентация проекта

Участие в празднике «Венок дружбы»

Участие в празднике «Венок дружбы"

Участие в празднике «Венок дружбы" в качестве зрителей

Подведение итогов

Отражение своих впечатлений в рисунках и рассказах (совместно с родителями)

Подведение итогов

Составление вместе с детьми рассказов и сказок.

Результативность:

Проект дал возможность реализовать творческие возможности родителей, а детям повод гордиться своими мамами и папами. На празднике дети с родителями чувствовали себя комфортно. Присутствие родных людей рядом с ребенком придавало им уверенность, психологическую защищенность, вызывало желание быть активными. Сочетание элементов новизны и имеющего опыта способствовали развитию таких важных качеств как - доброжелательность, гордость. По «горящим» глазам детей было видно, что дети гордились своими родителями, которые искусно приготовили пирог, прекрасно пели, танцевали, могли похвастаться своим рукоделием, умением создавать красивые и полезные вещи, привлекая к этому своих детей.

«Венок дружбы»

(Праздник для детей 5-6 лет)

Программное содержание:

1. Формировать познание детьми специфики этнокультурного окружения и специфики танцев народов мира, развитие познавательного интереса к национальной культуре, благоприятного проявления эстетических чувств.

2. Развивать эмоциональную отзывчивость, желание действовать под музыку.

3. Воспитывать у детей музыкально-художественный вкус.

Ход развлечения.

Дети под песню «Планета детства» заходят в музыкальный зал.

Ведущий: Посмотри мой милый друг

Как красиво все вокруг

Играйте музыку скорей

Мы с нетерпеньем ждем гостей

Пусть сегодня никому дома не сидится

Приходи на праздник к нам, будем веселиться.

Сегодня на нашем празднике

Грустить, обижаться, ссориться и драться…

Все вместе: Запрещается!

Ведущий: Зато громко смеяться, хлопать

Играть и шалить

Все вместе. Разрешается!

Ведущий: Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Друзья, я приглашаю вас

Потанцевать… Смелее!

Танец «Праздник к нам пришел»

В зал заходит грустная Матрешка.

Ведущий: Матрешка, что с тобой случилось?

Матрешка: Мне пришло приглашение на фестиваль народного танца, а я не знаю, как танцуют народные танцы и какие они бывают.

Ведущий: Не волнуйся, Матрешка, мы тебе поможем. Правда, ребята!

Много стран на нашей планете, все их жители играют в разные игры, поют песни на разных языках, танцуют национальные танцы. И сегодня Матрешка к нам на праздник придут как раз гости из разных стран.

Из страны Япония журавлики летят

Танец журавлиный показать спешат.

Танец японских журавликов.

Матрешка. Какая у них красивая музыка и движения такие же плавные, спокойные.

Ведущий: Италия сказочная шлет вам всем привет

И лучше тарантеллы танца в мире нет.

Итальянский танец «Коломбина и Пьеро»

Матрешка: Очень веселый, живой и быстрый танец.

Ведущий: Услышав про наш праздник,

Съезжаются гости из разных стран

Проездом из Франции

Всего на один день к нам заехала знаменитая Жаннетта.

Французский танец «Жаннетта»

Жаннетта. Ах, господа, прошу вас, тише,

Я только-только из Парижа!

Матрешка. Ну, как Париж?

Как там погода?

И что диктует нынче мода?

Там ходят в кожаном пальто?

Жаннетта. Нет-нет, не носит их никто.

Матрешка. Так что же носят нынче в мире?

Там ходят только в кашемире.

Парижский вкус,

Парижский цвет,

Парижский запах –

В этом мире ничего приятней нет!

Ведущий: Продолжаем праздник наш

И снова гости едут к нам.

Встречаем гостей и германии.

Танец «Боварский вальс»

Матрешка. Какой красивый германский танец. Летящий, волнующий, легкий.

Ведущий: Мы продолжаем веселиться

Вот Новый гость опять сучиться.

Выходит дедушка.

Дедушка:

Добрый день, мои друзья!

Очень рад вас видеть я.

Задержался я немного,

Велика была дорога.

Долго ехал по земле,

Морем плыл на корабле.

Привез с собой я внучек вам

На забаву малышам

Они забавные, чудные,

С дедом спляшут озорные.

Финский танец «Дедушка и внучка»

Матрешка. Вот это классный танец. Мне бы такого дедушку, я бы так с ним сплясала. Молодцы!

Ведущий: Наш праздник спешит и дразнит

Нам нынче весело с утра

Нам время дарит звонкий праздник

И главный гость на нем – игра!

Французская народная игра «Чучело»

Ведущий: Матрешка, твои россияне тоже приехали к нам на праздник. Не хочешь с ними станцевать.

Матрешка. А почему бы и нет!

Русский народный танец

Матрешка. Спасибо, вам ребята! Выручили. Теперь мне не страшно ехать на фестиваль народного танца. Я там и с французами станцую, и с финнами, и с германцами, и с японцами и сама их научу русскому танцу

Сколько веселых и радостных лиц!

Знайте, у дружбы нигде нет границ.

Знают дети на планете,

Что дружба и мир дороже всего на свете.

Ведущий: В гости сам себя не позовешь,

На спине заплаты не пришьешь,

Одному на свете – грош цена,

Потому что дружба нам нужна.

Дети все вместе поют песню «Друзья»

Ведущий: Вот и настал момент прощанья,

Всех, кто сегодня смеялся, играл,

Весело пел, шутил, танцевал,

Мы приглашаем опять в этот зал.

Дети под музыку выходят из зала в группу пробовать блюда народов мира




Top