Танцы с точки зрения психологии. Как танец влияет на нас на психологическом уровне

Если посмотреть на танцы с точки зрения социальной психологии, танец хранит в себе массу важной и ценной информации о человеке, о его индивидуальных особенностях, о его взаимодействии с внешним миром. Индивидуальные особенности человека прослеживаются, прежде всего, в манере исполнения, в подаче танца. Этот пласт информации воспринимается и оценивается на бессознательном уровне. К примеру, танец может быть по своим первоначальным характеристикам подвижным, завораживающим, динамичным и потрясающим воображение. Однако если исполнен он вяло, безынициативно и довольно посредственно, то нам думается, что данный танцор не подходит для такого танца, в нем нет тех характеристик, которые требует ситуация. И наоборот, есть люди, которым удается «надеть на себя» любой образ, который будет сидеть на нем как с иголочки. Это случай когнитивно сложного человека с очень богатым внутренним миром и представлениями о нем. Индивидуальные особенности человека, помимо всего прочего, включают также коммуникативные способности. Психологи выделяют несколько способов изучения их у конкретного человека. Это можно сделать с помощью тестов, направленных на изучение уровня коммуникации индивида в окружающем мире, можно пронаблюдать за его поведением (например, в ситуации общения), можно провести эксперимент. А можно просто посмотреть, как человек танцует, двигается под музыку в неформальных условиях, в расслабленном состоянии на вечеринке или на праздновании юбилея тещи, к примеру. Коммуникативные способности красиво и хорошо танцующего человека будут значительно отличаться от коммуникативных способностей того, кто стоит у стеночки, мнется и не решается пригласить даму на медленный танец. В танце проявляется открытость внешнему миру, экстравертные установки в жизни, стремление к новизне. Но это далеко не все.
Настроение и внутренний эмоциональный фон также находит свое отражение в танце.
Все вышеописанное можно использовать в оценивании человека по тем или иным параметрам, а также в методиках коррекции, на основе того, что психическое, физическое и эмоциональное – это три стороны одного целого, все они между собой взаимосвязаны. И через одну сторону всегда можно повлиять на две другие. Например, если научить человека красиво и гармонично танцевать (физический аспект), можно повысить самооценку (психологический аспект) и улучшить настроение (эмоциональный аспект). Этим успешно владеет арт-терапия. Психологи прекрасно понимают, что эмоциональную окраску человеческих переживаний можно увидеть в танце как в проявлении бессознательного. То есть человек выплескивает свое состояние через танец. В результате у него изменяется физическое состояние, происходит выброс адреналина в кровь, появляется усталость в теле и удовлетворение и покой в душе. Его больше не тревожит проблемная ситуация, снимается стресс. Происходит проигрывание ситуации на другом уровне, после чего просто меняется отношение к ней.
Теперь непосредственно коснемся того, как происходит коммуникация через танец. Танец, как художественное произведение, состоит из трех частей. Первая часть представляет собой то, что мы привыкли называть началом или вступлением. Здесь задается тон дальнейшему действию, и зритель начинает постепенно понимать, в каком ключе оно будет разворачиваться. Уже с первых секунд улавливается эмоциональная нагрузка действия. Постепенно первая часть уступает место второй, основной по событиям и большей по объему. На этом этапе становится понятным основной смысл танца, идея, «ради чего вся затея». Действия, разворачивающиеся во второй части, как правило, достигают пика развития, кульминации. После чего начинается спад событий или угасание, которое в свою очередь может быть плавным и медленным, что создает законченный образ в памяти, а может быть стремительным и быстрым, и тогда нам кажется, что картина не доведена до логического конца и в ней отсутствует последняя часть. Данная схема построения танца имеет место всегда, будь то действие, насыщенное событиями, или же просто выплеск эмоций.
Однако стоит отметить, что танец подразумевает под собой не только внутренние переживания индивида. В нем мы можем увидеть нечто большее. Традиции, установки, схемы поведения, столетиями складывающиеся из коллективного бессознательного, всегда запечатлены в народных танцах. В современных танцевальных постановках эти традиции не бросаются в глаза, они несколько завуалированы, зато налицо огромный труд, тяжелая физическая работа и, конечно же, дух времени. От того, что нам показывают по телевизору (из современных танцев), веет агрессивностью, импульсивностью, напором, - все это на фоне очень быстрой, ритмичной музыки. Но это не означает, что в современных танцевальных образах нет пластики, гармонии и последовательности. И то, и другое имеет место в равной степени в современном искусстве. Но когда негатива становится чуть больше обычного, это бросается в глаза. Поэтому можно предположить, что танец является отражением той эпохи, в которую он рождается. Язык танца, как и язык жестов, универсален. Конечно, существуют определенные жесты, которые адекватно воспринимаются только в той среде, откуда они родом. Это могут быть как возрастные или профессиональные рамки, так и этнические. Однако существуют и такие жесты, которые понятны в любом обществе. Например, опущенная вниз голова и плечи говорит о подавленности или о тоске и грусти. В любом случае человек сразу поймет, что кому-то плохо. Поэтому, говоря о восприятии танца, можно говорить об универсализме его языка.
Вообще любой танцевальный образ очень выразителен и понятен если не до конца, то хотя бы частично любому человеку. И речь идет не только о языке танца, но и о его внутренней динамике. Танец является своего рода символом, который несет в себе идейный смысл и важные сущностные характеристики.

Танец не просто полезен, он целителен для тела и психики, если при этом учитывать свои индивидуальные особенности: телесные возможности, переносимость нагрузок и т.д. Как влияют танцы? Танец построен на наших природных инстинктах и потребностях.

1. Как влияют занятия танцами на человека с психологической точки зрения?
Психологический эффект:

  • Танец помогает лучше чувствовать себя, свое телесное и эмоциональное состояние - улучшает контакт с собой.
  • Новые, непривычные, не используемые в повседневной жизни движения помогают сломать привычные шаблоны, выйти из замкнутого круга повторяющихся сценариев в нашей жизни. Открываясь новому опыту в танце, мы символически впускаем новое в свою жизнь.
  • В танце происходит эмоциональная экспрессия - высвобождение подавленных чувств. Подавление эмоций - опасный механизм, который может приводить к психосоматическим заболеваниям. Танец проводит своего рода «генеральный уборку», очищая от подавленных чувств и снижая внутреннее напряжение.
  • Повышается психологическая гибкость, а значит - адаптивность и креативность.
  • Улучшая телесный баланс, танцы помогают нам сохранять и психологическую устойчивость в сложных ситуациях, толерантность к стрессу.

Главное - найти тот танец, который нравится именно вам, и не требовать от себя непременного совершенства.

2. Могут ли танцы помочь решить какие-то психологические проблемы? Если да, то какие?

  • Танец не случайно используется в некоторых направлениях психотерапии, он способен трансформировать нас психологически и помогает решать проблемы.
  • Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолеть инфантилизм - взрослит. А женщине помогает доверять мужчине и уважать его. И, конечно, у обоих увеличивает чувствительность по отношению к партнеру, способность выстраивать отношения, заявлять о себе и «слышать» партнера.
  • Групповые танцы хороши для тех, кто чувствует себя одиноким, отвергнутым, никому не нужным, «белой вороной». Они помогают почувствовать себя важной частью группы - «членом стаи».
  • А есть танцы, улучшающие контакт с собой, помогающие «слышать» себя. Они хороши для тех, кто потерял себя, запутался в своей жизни и не знает, что хочет.

3. Что делать, если человек стесняется своего тела (у него лишний вес) или существует боязнь того, что, танцуя, он будет выглядеть нелепо? Как ему это перебороть в себе, если он хочет танцевать,но мешают комплексы?


Увы, непринятие своего тела - частая проблема, даже у красивых людей, не говоря уж о тех, кто не вписывается в современные стереотипы красоты. Нас не учат любить и уважать свое тело…
Первый шаг: решите, вас устраивает жить со своими комплексами, или вы все же хотите поменять свою жизнь? Перемены - всегда риск, они требуют мужества и не даются без усилий. Если готовы к «подвигу», отправляйтесь в танцзал. При этом вы можете помочь себе следующим образом:

  • Помните, что не вы один стесняетесь, у ваших соседей могут быть такие же переживания.
  • Найдите доброжелательного преподавателя, которому вы сможете доверять. Психологическая атмосфера на занятиях во многом зависит от преподавателя, бывают коллективы «критикующие», бывают - «поддерживающие».
  • Возьмите с собой на занятия друга или подругу для поддержки.
  • Если вы стесняетесь группы, можно попробовать начать с индивидуальных уроков.
  • Самооценку может поднять удачная фотосессия в танцевальном костюме.
  • Попробуйте понять, как именно звучит критикующее послание в вашей голове. Например: «Ты неловкий», «Ты толстая» и т.д. Подумайте, в каком возрасте и при каких обстоятельствах появилось внутри такое вредное убеждение? Что вы сейчас можете противопоставить этому убеждению?
  • «Стакан наполовину полон», какие свою плюсы вы можете обозначить? Может, у вас хорошее чувство ритма? Выразительная мимика? Есть старательность? Плюсы всегда присутствуют.
  • Сделайте акцент не на том, как вы выглядите во время танца, а на том, какие ощущения при этом испытываете. И наслаждайтесь движением, музыкой…

Помните: способности к танцам есть у каждого, кончено, в разной степени, но У КАЖДОГО.

Жизнь человека наполнена движениями: зачастую мы даже не осознаём, как много их совершаем за день и что каждое имеет свой смысл. С рождения у человека не развита способность говорить, а потому выражать свои желания и чувства он может только посредством действий. Но и речь не всегда способна точно и быстро передать состояние человека: внезапная радость заставляет вскинуть руки, на согласие иногда проще кивнуть, а резкая боль непроизвольно вынуждает сжаться. В мире животных вся информация передаётся посредством тела: недовольные кошки выгибают спину, радостные собаки виляют хвостом, нетерпеливая лошадь бьёт копытом. То есть движения, кроме основной функции поддержания физического состояния, несут коммуникативную функцию .

Помимо общения с видимым собеседником, движения использовались (а в некоторых племенах и в настоящее время используются) для связи с духами, что переросло в ритуальные танцы. Определённый набор движений, визуализирующий слова, сопровождал торжественные события, позволял установить связь с Богом и попросить о благосклонности, урожае, дожде и т.д. Со временем танец из интуитивного обрёл стандартизированную форму и имеет тот вид, который мы знаем сегодня. Индустрия танца постоянно развивается, появляются новые направления. Однако все они имеют единую цель — передать в движении свои переживания, своё состояние, рассказать историю.

Танец в широком смысле состоит из трёх аспектов:

  • эмоционального — те чувства, которые вызывает танец в исполнителе и зрителях;
  • физического — данные человека;
  • психологического — самооценка, влияющая на открытость в танце.

Все три параметра тесно связаны друг с другом, а степень развитости этих аспектов влияет на качество танца. Эту особенность в своей работе используют психологи: личностные черты человека раскрываются в танце в неформальных условиях.

Коммуникативные способности прослеживаются во включённости человека в танец: общительный и уверенный в себе человек скорее станет "королём танцпола", чем замкнутый и стеснительный. По выбору музыкального сопровождения, по характеру движений можно определить эмоциональное состояние: счастье, грусть, любовь, тревогу. Резкие движения характеризуют более яркие чувства, плавные — более глубокие. Чем богаче внутренний мир человека, чем он наполненней, тем разнообразней будут движения, тем большее количество стилей будет доступно.

Использовать танец можно не только в диагностике, но и в коррекционной деятельности. Так, например, обучив человека красиво танцевать (т.е. развивая физический аспект), можно поднять его самооценку (психологический аспект) и тем самым улучшить общий эмоциональный фон. Развить коммуникативные навыки можно в парных или групповых танцах: там партнёры учатся чувствовать друг друга, успешному взаимодействию, что в дальнейшем можно перенести в другие сферы жизни.

Идеи целостного развития человека и его движений лежат в основе развивающего танца . Тело, эмоции, сознание и духовное — в человеке всё взаимосвязано, и при влиянии на один аспект воздействию подвергаются и все остальные. В основе развивающего танца лежат 2 основных направления:

  • креативный танец , использующий двигательную активность для раскрытия экспрессивных и творческих способностей;
  • развивающее движение , открывающее неиспользуемый двигательный и психологический потенциал, скрытый за пробелами на пути двигательного формирования человека.

Результатом работы в данном направлении становится развитие телесной осознанности , которая даёт возможность проявлять своё состояние (физическое, эмоциональное, когнитивное) через выразительное движение и танец.

Танец — уникальное явление, позволяющее отразить мысли и чувства, которые иногда сложно перевести в слова. Танец — отличный способ поддержания физического состояния. Развивая чувствительность собственного тела, человек развивает способность понимать самого себя, что приводит к гармоничной жизни.




Top