Татарская литература: пути её развития. Татарская литература: пути её развития Разбор конкретных ситуаций

Модуль 1

Важность изучения литературного наследия. История литературы – история народа. История татарского народа, ее влияние на развитие татарской литературы. Периодизация татарской литературы: общетюркский период, литература Булгарского периода, литература периода Золотой Орды, литература периода Казанского ханства, литература XVII в., литература XVIII в.

Общетюркский период татарской литературы. Древние тюрки. История возникновения письменности древних тюрков. Хуннская, руническая, уйгурская, арабская графика. «Дивану лугат-ит-тюрк» Махмуда Кашгарского, поэма «Кутадгу Билиг» Йусуфа Баласагунни. Поэты XII в.: Ахмед Ясави, Ахмед Югнаки, Сулейман Бакыргани.

Возникновение и становление государства Великая Булгария. Культурные процессы в Булгарии. Принятие ислама, его значение. Возникновение письменности на основе арабской графики. Распространение литературы Востока в Волжской Булгарии. Сведения о Булгарии в путевых заметках путешественников Ибн Фадлана (922 г.), Абу Хамида аль-Гарнати (XII в.).

и Йусуф».

Основные факты жизни и творчества Кул Гали. Изучение его в литературоведении. История создания поэмы «Кыссаи Йусуф», его рукописные и печатные варианты. Сюжетная канва, композиционные и жанровые особенности поэмы. Образы главных героев. Основные проблемы, поднимаемые в поэме. Актуальность поэмы в настоящее время.

Исторические и культурные сведения о периоде Золотой Орды. Памятники письменности, относящиеся к периоду Золотой орды: ярлыки, надгробные записи, словари, путевые записки и. т.д. Особенности литературы периода Золотой Орды. Развитие различных литературных жанров. Суфизм в литературе, его суть. Поэты и писатели, творившие в период Золотой Орды: Котб, Хорезми, Махмуда Гали-Булгари, Хисам Кятиб, Саиф Сараи и др.

Тема 5. Дастан «Идегей».

История создания дастана «Идегей». Отношение дастана к исторической действительности. Судьба государства и народа в произведении. Образ Идегея. Художественные особенности эпоса. Его значение в наши дни.

Модуль 2

Основные факты жизни и творчества Кутба. История создания и изучения поэмы «Хосров и Ширин» (1342). Низами и Кутб. Принципы перевода поэмы . Сюжет, конфликт, идейно-эстетические и жанровые особенности поэмы.

Основные факты жизни и творчества Хорезми. Творческая деятельность Хорезми на персидском и тюркских языках. Использование идейных и эстетических традиций персидской литературы. Поэма «Мухаббат-наме» («Любовные письма») (1354). Сюжет, жанровые и композиционные особенности поэмы. Образы лирических героев.

Основные факты жизни и творчества Махмуда Гали-Булгари. Влияние суфизма на его творчество. Поэма «Нахдж ал-фарадис» («Дорога в рай») (1358). Тематическое разнообразие рассказов. Структурные, композиционные, языковые и стилистические особенности поэмы. Основные проблемы, поднимаемые в поэме.

Основные факты жизни и творчества Хисама Кятиба. История создания дастана «Джумджума султан» (1370). Сюжет дастана, основанный на легенде. Литературные параллели дастана – «Хождение богородицы по мукам» в русской литературе , «Божественная комедия» Данте в итальянской литературе . Влияние суфизма. Изображение исторических личностей в произведении. Критика отрицательных качеств человека.

Основные факты жизни и творчества Саифа Сараи. «Китаби Гулистан бит-тюрки», «Ядгярнамэ» – творческое наследие Саифа Сараи. «Гулистан бит-тюрки» (1391) – полупереводное произведение. История его создания. Персидский писатель Сагди и Саиф Сараи. Жанровое своеобразие произведения, его идея и проблематика.

Дастан «Сухайль и Гульдурсун» (1394). Отношение дастана к исторической действительности. Сюжет и идейно-эстетические особенности произведения. Роль Саифа Сараи в развитии татарской литературы.

Модуль 3

Возникновение Казанского ханства. Связь казанского ханства с Западом и Востоком. Развитие науки, просвещения в этот период. Фольклорное наследие и памятники письменности этого периода. Жизнь и творчество поэтов и писателей XV–XVI вв.: Кулшариф, Умми Камал, Мухаммед Амин, Мухамедьяр и др.

Основные факты жизни и творчества Мухаммедьяра. Основная проблематика поэм «Тухва-и Мардан» («Дар мужчинам» (1539),) (1539), «Нур-и Содур» («Свет сердец») (1542). Суфийские взгляды автора. Особенности сюжета произведений. Образ лирического героя. Связь с современностью.

XVII столетия.

Исторические и культурные сведения о XVII столетии. Основные вехи развития татарской литературы XVII века. Развитие жанра путевых записок. Основная тематика произведений XVII столетия «Жамиг эт-таварих» (1602) Кадира Галибека, «Дэфтэр Чигизнаме», «Таварихе Булгария» Шарафутдина Муслима и др.

Основные факты жизни и творчества Мауля Колыя. Идея, тематика, художественные особенности его хикметов. Суть его суфизма. Продолжение традиций Ахмеда Ясави, Сулеймана Бакыргани.

XVIII столетия.

Исторические и культурные сведения о XVIII столетии. Пугачевские восстания в истории татарского народа. Отражение исторических событий в литературных произведениях XVIII века. Основная тематика произведений писателей XVIII столетия.

Основные факты жизни и творчества Габдрахима Утыз Имяни. Его творческая деятельность в разных областях науки. Создание литературных произведений разных жанров. Основная проблематика и тематика его баянов. Связь с жизнью народа. Лирический герой поэта. Изучение литературного наследия Габдрахима Утыз Имяни.

Тема 1. Введение в курс. Периодизация татарской литературы. Общетюркский период татарской литературы.

1. Художественная литература и история народа. Как вы понимаете данную взаимосвязь?

2. Что изучает история литературы?

3. Почему древнюю татарскую литературу называют общетюркским наследием?

4. Принципы деления истории татарской литературы на периоды.

5. Основное содержание памятников письменности древних тюрков.

6. Идея, тематика, литературные особенности «Дивану лугат-ит-тюрк» Махмуда Кашгарского и поэмы «Кутадгу Билиг» Йусуфа Баласагунни.

Тема 2. Литература Булгарского периода.

1. История и культура государства «Великая Булгария».

2. Ученые и писатели Булгарского периода.

3. Какие литературные памятники Булгарского периода дошли до наших дней?

Тема 3. Личность и творчество Кул Гали. Поэма «Кысса и Йусуф».

1. Что известно о жизни и творчестве Кул Гали?

2. Сюжет и композиция поэмы «Кыссаи Йусуф».

3. Характеристика образов Юсуфа, Зулейхи и Якуба.

4. Взаимосвязь поэмы «Кыссаи Йусуф» с фольклором.

5. Художественно-изобразительные особенности поэмы.

Тема 4. Литература периода Золотой Орды.

1. Период Золотой Орды – важная страница истории татарского народа.

2. Какие письменные памятники периода Золотой Орды дошли до наших дней? Их особенности.

3. Особенности суфийской литературы.

Тема 5. Дастан «Идегей».

1. Характеристика жанра дастана. Основные черты, присущие этому жанру.

2. Сюжет, идея и проблематика дастана «Идегей».

3. Характеристика образов главных героев дастана.

Тема 6. Личность и творчество Кутба. Поэма «Хосров и Ширин».

1. «Хосров и Ширин» – синкретическое произведение.

2. «Любовный треугольник» в поэме «Хосров и Ширин».

3. Сравнительная характеристика образов Хосров, Ширин и Фархада.

Тема 7. Творчество Хорезми. Поэма «Мухаббат-наме».

1. Особенности творчества Хорезми.

2. Поэма «Мухаббат-наме» – ода любви.

3. Жанровые особенности поэмы.

Тема 8. Жизненный и творческий путь Махмуда Гали-Булгари. Поэма «Нахдж ал-фарадис».

1. Творческий путь Махмуда Гали-Булгари.

2. Почему поэма М. Булгари называется «Нахдж ал-фарадис»?

3. Основные идеи поэмы «Нахдж ал-фарадис».

Тема 9. Творчество Хисама Кятиба. Дастан «Джумджума султан».

1. Сюжет и композиция дастана «Джумджума султан».

2. Идейно-эстетические особенности дастана.

3. Использование фольклорных элементов в дастане.

Тема 10. Жизнь и творчество Саифа Сараи. Произведения «Гулистан бит-тюрки», «Сухайль и Гульдурсун».

1. Переводная деятельность Саифа Сараи.

2. Идея, тематика и композиция произведения «Гулистан бит-тюрки».

3. Связь дастана «Сухайль и Гульдурсун» с исторической действительностью.

4. Характеристика образов Сухайль и Гульдурсун.

5. Литературное мастерство Саифа Сараи.

Тема 11. Татарская литература периода Казанского ханства.

1. Наука и просвещение периода Казанского ханства.

2. Какие литературные памятники этого периода дошли до наших дней?

3. Характеристика поэтов и писателей XV–XVI вв. (Кулшариф, Умми Камал, Мухаммед Амин и др.) и их произведений.

Тема 12. Жизненный путь и творческое наследие Мухаммедьяра. Поэмы «Тухва-и Мардан», «Нур-и Содур».

1. Переводная деятельность Мухаммедьяра.

2. Основная проблематика поэм Мухаммедьяра.

3. Поэтические особенности поэм «Тухва-и Мардан», «Нур-и Содур».

Тема 13. Татарская литература XVII столетия.

1. XVII век в истории татарского народа.

2. Литературное наследие XVII века.

3.Основное содержание произведений XVII века «Жамиг эт-таварих» (1602) Кадира Галибека, «Дэфтэр Чигизнаме», «Таварихе Булгария» Шарафутдина Муслима.

Тема 14. Творческое наследие Мауля Колыя. Художественные особенности его хикметов.

1. Жизненный и творческий путь Мауля Колыя.

2. Особенности жанра хикмета.

3. В чем проявляются суфийские взгляды Мауля Колыя?

Тема 15. Татарская литература XVIII столетия.

1. XVIII век в истории татарского народа.

2. Литературное наследие XVIII века.

3. Характеристика поэтов и писателей XV–XVI вв. (Габдессалям, Ахмедбик, Таджетдин Ялчыгул) и их произведений.

Тема 16. Личность и творчество Габдрахима Утыз Имяни.

1. Творческий путь Габдрахима Утыз Имяни.

2. Просветительские взгляды Габдрахима Утыз Имяни.

3. Поэтические особенности произведений Габдрахима Утыз Имяни.

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля).

Самостоятельная работа по курсу «История родной литературы» включает в себя:

Изучение творческой биографии и произведений писателей древней татарской литературы;

Конспектирование содержания произведений;

Изучение и конспектирование научной литературы ;

Подготовку докладов, рефератов и сообщений;

Подготовку к экзамену.

1. Ученые и писатели, внесшие вклад в изучение древнетатарской литературы.

2. Разные варианты дастана «Идегей».

3. Идея и проблематика произведения Махмуда Гали-Булгари «Нахдж ал-фарадис».

4. Отражение действительности в дастане Хисама Кятиба «Джумджума султан».

5. Проблематика поэм Мухамедьяра «Нур-и Содур».

6. Психологизм в поэзии М. Колыя.

7. Жанры татарской литературы XVIII века.

8. Идейно-эстетические особенности произведений Габдрахима Утыз Имяни.

1. Периодизация татарской литературы. Особенности литературы общетюркского периода, периода Булгарского ханства.

2. Особенности литературы периода Золотой Орды.

3. Особенности литературы периода Казанского ханства, литературы XVII и XVIII вв.

(Примерный итоговый тест для проверки знаний студентов)

1. Установите хронологическую последовательность в периодизации истории татарской литературы:

1) общетюркский период а) XII в.–до сер. XIII вв.

2) период Казанского ханства б) XII–XIII вв.

3) период Золотой Орды в) С сер. XV в.–XVI в.

4) булгарский период г) С сер. XIII в.–XV в.

2. У древних тюрков не было письменности:

1) туранской (хуннской)

2) кириллической

3) рунической

4) уйгурской

5) арабской

3. Установите соответствия писателей средневековья и их трудов:

1) Ахмед Югнаки а) «Дивану лугат-ит тюрк»

2) Махмуд Кашгарский б) «Кутадгу билиг»

3) Кул Гали в) «Хибател хакаик»

4) Йусуф Баласагунни г) «Кыссаи Йусуф»

4. В поэме «Кыссаи Йусуф» не является основной тема

2) справедливого правителя

3) гуманизма

4) религии

5. Создавая поэму «Кыссаи Йусуф» Кул Гали основывался на произведение

1) Барка Факиха

2) Фирдоуси

6. К литературным памятникам периода Золотой Орды относятся произвдения писателей

1) Кутба, Хорезми, М. Булгари, Х. Кятиба

2) Г. Утыз Имяни, С. Сараи, Кутба, Хорезми

3) Хорезми, Кул Гали, М. Колыя, М. Болгари

4) Мухаммедьяра, Х. Кятиба, М. Кашгарского, Г. Утыз Имяни

7. Дастан «Идегей» создан в

8. Создавая поэму «Хосров и Ширин» Кутб основывался на произведение

2) Фирдоуси

3) Барка Факиха

4) Кул Гали

9. Главной темой поэмы «Хосров и Ширин» является тема

1) судьбы человека

2) судьбы женщин

4) загробного мира

10. Хорезми посвятил свою поэму «Мухаббат-наме»

1) родителям

2) любимой девушке

4) Мухаммед-Ходже беку

11. В произведении «Нахдж ал-фарадис» Махмуда Гали-Булгари не встречаются рассказы с тематикой

2) жизни и деяний пророка Мухаммада

3) человеческих деяний, приближающих его к Аллаху

4) человеческих деяний, отдаляющих его от Аллаха

12. В дастане «Джумджума султан» Хисама Кятиба наблюдается критика

1) низших слоев общества

2) высших слоев общества

4) пророков

13. В произведении «Гулистан бит-тюрки» Саифа Сараи не встречаются рассказы с тематикой

1) жизни правителей

2) старости и убогости

3) воспитания

4) мучений «загробного мира»

14. Как соотносятся дастан «Сухайль и Гульдурсун» Саифа Сараи и нашествия Хромого Тимура в период написания произведения?

1) никак не соотносятся

2) дастан основан на реальных событиях того времени

3) Хромой Тимур представлен в дастане в образе Сухайля

4) этот дастан посвящен Хромому Тимуру

15. Писатели и поэты, творившие в XVIII в.

1) Рабгузи, Кутб, Хорезми, С. Сараи

2) Мухаммедьяр, М. Колый, Габди, Г. Утыз Имяни

3) Габдессалям, Ахмедбик, Т. Ялчыгул, Г. Утыз Имяни

4) Хасан Кайги, Казтуган, Умми Камал, Кулшариф

16. В произведениях «Тухва-и Мардан», «Нур-и Содур» Мухаммедьяра не встречаются рассказы с тематикой

1) гуманистических отношений между людьми

2) равноправия женщин и мужчин

3) совершения добрых дел

4) восхваления Аллаха

17. Своеобразие суфизма хикметов М. Колыя заключается в том, что

1) он критикует суфизм

2) он идеаллизирует суфизм

3) с одной стороны, он критикует, с другой стороны, идеаллизирует суфизм

4) в его хикметах нет суфийской направленности

18. В творчестве Г. Утыз Имяни наблюдаются мотивы

1) религии и мира

2) любви и ненависти

3) родителей и детей

4) человека и природы

Контрольные вопросы:

1. Периодизация древней татарской литературы. Особенности литературы этого периода.

2. Характеристика литературы общетюркского периода.

3. Характеристика татарской литературы Булгарского периода. Основные сведения об истории возникновения и развития Булгарии.

4. Основные проблемы, поднимаемые в литературных произведениях древнего и средневекового периода (краткая характеристика).

5. Сюжет и идейно-эстетические особенности поэмы Кул Гали «Кыйссаи Йусуф».

6. Краткие исторические сведения о периоде Золотой Орды. Особенности литературы этого периода.

7. Идея и проблематика дастана «Идегей».

8. Личность и творчество Кутба. Сюжет и идейно-эстетические особенности его поэмы «Хосров и Ширин».

9. Сравнительный анализ образов Зулейхи («Кыйссаи Йусуф») и Ширин («Хосров и Ширин»).

10. Сравнительный анализ образов Йусуфа («Кыйссаи Йусуф») и Хосров («Хосров и Ширин»).

11. Идея, проблематика и композиционные особенности поэмы Хорезми «Мухаббат-наме».

12. Сюжет и композиция произведения Махмуда Гали-Булгари «Нахдж ал-фарадис». Основные проблемы, поднимаемые в поэме.

13. Сюжет, композиция и идейное содержание дастана Хисама Кятиба «Джумджума султан».

14. Основные проблемы, поднимаемые в произведении Саифа Сараи «Гулистан бит-тюрки».

15. Основные проблемы, поднимаемые в произведении Саифа Сараи «Сухайль и Гульдурсун».

16. Характеристика татарской литературы Казанского периода.

17. Поэты и писатели XV–XVI вв. Общая характерисктика.

18. Жанровые и композиционные особенности поэмы Мухамедьяра «Тухва-и Мардан».

19. Жанровые и композиционные особенности поэмы Мухамедьяра «Нур-и Содур».

20. Характеристика татарской литературы XVII столетия.

21. Поэты и писатели XVIII столетия.

22. Творчество Мауля Колыя. Тематика и жанровые особенности его произведений. Отношение к суфизму.

23. Идейное особенности хикметов Мауля Колыя.

24. Жизненный путь и творчество Габдрахима Утыз Имяни.

8. Образовательные технологии

В соответствии с требованиями ФГОС ВПО по данному направлению в учебном процессе реализуются следующие образовательные технологии:

Разбор конкретных ситуаций:

тема «Дастан «Идегәй»».

тема «Личность и творчество Кутба».

Case- study:

тема «Итоговый коллоквиум».

Метод проектов:

тема «Презентации студентов (темы по выбору)».

Информационно-библиотечный центр ТюмГУ;

Мультимедийные кабинеты ИфиЖ;

Электронная библиотека, содержащая издания и учебно-методическую литературу по дисциплине;

Аудиторный фонд ИФиЖ, в том числе кабинеты, оборудованные компьютерами с соответствующим программным обеспечением ;

Компьютерные классы с выходом в Интернет;

Электронная почта, интернет-форумы, ЖЖ;

Групповые и индивидуальные консультации по вопросам выполнения самостоятельной работы в режиме on-lain;

Фонд кафедры общего языкознания.

аксакал

Альтернативные описания

Традиционное поселение, стойбище, община у тюркских народов, а также у других народов Средней Азии и Кавказа (этнографическое)

Поселок кочевников

Горная деревня

Горное село

Деревня у казахов

Кишлак в горах

Малая родина «лиц кавказской национальности»

Селение на Кавказе, Средней Азии

Селение с саклями

. «аксакал спешит в..., но скакать не хочет мул»

Вотчина аксакалов

Кочевое селение, осевшее в горах

Деревня «лиц кавказской национальности»

Деревня для джигита

Заоблачное село

Село у тюрков

Стан из мобильных юрт

Селение на Кавказе

Село на Эльбрусе

Село у кавказцев

Селение Гиви и Гоги

Селение с аксакалами

Высокогорное село

Высотное село

Горное селение на Кавказе

Подвижный кочевой стан

Село у тюркских народов

Село для горца

Деревня горцев

Селение горцев

Горное селение

Поселок горцев

Аксакала мул повез в...

Село, покорившее высоту

Село в горах

Селение в горах Кавказа

Село, родственное кишлаку

Село, где живут аксакалы

Селение с аксокалами

Место проживания аксакала

Селение в бауле

Селение аксакала

Казахский аналог узбекского кишлака

Селенье аксакалов

Село, полное казахов

Село на горном склоне

Поселок на склоне горы

Деревенька среди гор

Село, переселившееся в горы

Деревенька на горном склоне

Несколько улиц в казахских степях

Горный поселок

Селение на Кавказе, в Средней Азии

Селение в Средней Азии

Горное селение на Северном Кавказе

. "аксакал спешит в..., но скакать не хочет мул"

Деревня "лиц кавказской национальности"

М. почти у всех азиятских народов наших (татар, башкиров, киргизов, многих кавказцев; у калмыков хотон), деревня, селение, поселок; оседлое или кочевое сборище жилищ; собрание изб, хат, мазанок, землянок, сакль или шалашей, шатров, балаганов, юрт, кочевых кибиток. Аульный запах, жилой, дымный

Малая родина "лиц кавказской национальности"

Деревня, полная казахов

Литература Волжской Булгарии

Татарская литература своими корнями уходит вглубь веков. Истоки татарской литературы восходят к фольклорному наследию и памятникам средневековой тюркской письменной культуры.

Ислам способствовал проникновению в Волжскую Булгарию арабского языка и письменности, а вместе с тем арабоязычной литературы. Принятие ислама имело ещё одно важное значение – он дал сильный толчок развитию просвещения, литературы.

Владение арабским языком открывало доступ к сочинениям выдающихся поэтов Востока того времени.

Знаковым произведением периода Булгарского государства, считается романтическая поэма Кул Гали «Сказание о Юсуфе» (1233г.) Поэт Кул Гали жил в конце 12 пер. пол. 13 вв. Он создавал свои произведения в Биляре. В поэме « Кыйссаи Йосыф» он создал образ идеального правителя. Правитель, по его мысли, должен быть мудрым, справедливым, нравственно безупречным. Счастье К. Гали не представлял без верной и чистой любви, без крепкой и дружной семьи.

Булгары создали в средние века одну из ярких цивилизаций Европы.

Литература Золотой орды

Во 2 пол. 13 в. В Поволжье сформировалось сильное государство Золотая орда. В Золотой Орде получили широкое распространение творения Фирдоуси, Рудаки, Омара Хайяма, Низами, Руми, Саади и целого ряда других знаменитых поэтов Востока.

Сочинения великих мудрецов и поэтов Востока, прежде всего представителей персидско – таджикской поэзии пользовались огромной популярностью среди татар. Более того они вдохновляли татарских поэтов на создание своей литературы, получившей высокое развитие в 14 веке. Именно в этот период были написаны бесценные памятники средневековой татарской литературы, как поэма «Гулистан» Саифа Сараи; «Хосров и Ширин» Кутби; «Мәхәббәтнәмә» Хорезми; прозаическое сочинение «Надж – ал - Фарадис» Махмуда ал – Булгари.

Некоторые из этих произведений, например, «Гулистан» Саифа Сараи и «Хосров и Ширин» Кутби являются творческими переводами одноименных поэм Низами и Саади. Однако поэмы Кутби и Сараи были созданы как вольные переводы, проникнутые духом средневековой татарской литературы.

В центре поэмы Кутби «Хосров и Ширин» - история любви. Кутби характеризует своих героев внешне красивыми, внутренне современными, нравственно чистыми. Во всей поэме чувствуется большое уважение к женщине.

Вершиной становления татарской литературы развитого средневековья, жемчужиной литературного наследия Золотой Орды является творчество Саифа Сараи. Поэт родился в Поволжье, в Камышлах в 1321году. В 1331 г. он создал известную поэму «Гулистан», а в 1334г. поэму «Сухейль и Гульдурсун».

В поэме «Гулистан» воспеваются такие качества как справедливость, скромность, верность, доброта.

Книга Хорезми «Мәхәббәтнәмә» (1354г.) посвящена беку из ханской династии Золотой Орды Мухаммеду Ходже. Произведение составлено из писем влюбленного юноши. Все произведения этого периода были призваны вырабатывать верность исламу и устойчивость к соблазнам.

Кроме художественной ценности эти произведения являются еще и источником для изучения истории Золотой Орды.

Литература Казанского ханства

В культуре Казанского ханства слились воедино многие культурные традиции. Самыми богатыми были традиции Волжской Булгарии и Золотой Орды. Среди жителей Казанского ханства, как и у булгар, была широко распространена грамотность. Грамотными были не только представители феодальной знати, духовенства, но и простые горожане, торговцы и ремесленники. Письменность была основана на арабском алфавите. При медресе имелись богатые библиотеки и школы каллиграфов – переписчиков книг.

Дальнейшее развитие получила художественная литература, поэзия. Широко известными поэтами были Мухаммадьяр, Кул Шариф, Умми – Камал.

Известный поэт Казанского ханства Кул Шариф, трагически погиб при осаде Казани в 1552 году. Каждое из его произведений воссоздает картину приближения человека к Богу. Создавал он в основном произведения небольшие по объему.

Наиболее знаменитым был Мухаммадьяр. Он почти всю жизнь прожил в Казани. Поэмы «Төхфәи Мәрдән» (Дар мужей), «Нуры содур» (Свет сердца) сохранились до наших дней.

«Төхфәи Мәрдән» состоит из семи произведений – рассказов, каждый из которых посвящен отдельным проблемам нравственности: борьба с нәфес, терпеливость, необходимость отвечать на зло добром, уважение к старшим и т. д.

Широко был распространен в Казанском ханстве дастан «Идегей». Популярностью пользовались произведения многих восточных поэтов и писателей. Среди народа ходили созданные ими легенды, предания, дастаны.

Татарская литература XVII начала XIX века

Ко 2 пол. 17 века относится творчество татарского поэта Мауля Колый. Во введении к сборнику своих произведений он пишет, что они написаны на земле булгар, завершены в 1677 г. Его поэма «Хикмәтләр» (Мудрости) и газели, стихи составленные в форме изложения своей преданности к Аллаху. Он пишет о заботах земледельцев, трудностях обездоленных, о важности укрепления родственных уз между людьми, о нравственности.

Постепенно татарская литература выходит из исламо – татарской орбиты с определенным влиянием суфизма. Национальное возрождение сопровождалось становлением современной татарской национальной литературы. Наиболее ранними выразителями этого литературного процесса стали Габдеррахим Утыз – Имәни (1754 - 1834), Габдельджаббар Кандалый (1797 - 1860), Гали Чокрый (1826 - 1889), Мифтахетдин Акмулла (1831 - 1895), Яков Емельянов (1848 - 1893).

С начала 19 века в татарской литературе и общественной мысли развивается рационалистическое течение.

Одним из первых представителей передовой мысли татарского народа 19 века был поэт Габдеррахим Утыз – Имәни. Он первым призвал татар изучать русский язык. Утыз Имәни был врагом невежества и считал, что и женщинам необходимо образование. Широко образованный человек своего времени он писал свои труды на татарском, арабском языках.

Светский образ жизни татар отражен в лирико – эпических поэмах Г. Кандалый «Сахибжамал», «Мулла и абыстай».

В конце 18 века Габденнасыр Курсави был одним из идеологов рационалистического течения. Курсави известный татарский философ совершенствовал свои знания в Бухаре. Его «Книга о наставлении людям» возвеличивает личность, стремящуюся к знаниям.

Ш. Марджани, К Насыри относились с большим уважением к Г. Курсави.

В начале 19 века в общественно – политической и социокультурной жизни России наметились существенные сдвиги: открытие Казанского университета (1804 г.), преподавание татарского языка в нем, открытие Азиатской типографии в Казани (1800 г.) стали теми факторами, которые способствовали развитию татарской литературы.

Нельзя не упомнить Ибрагима Халфина - он одним из первых среди татар был утвержден профессором восточной словесности. Им были написаны «Азбука и грамматика татарского языка с правилами арабского чтения», «Татарская хрестоматия».

Татарская литература отличалась в целом религиозно – этическим содержанием. В целом она была далека от народа.

Явления реальной жизни нашло наиболее яркое и сильное отражение в устной народной поэзии: баитах, народных песнях.

Популярностью в то время пользовались и любовно – романтические поэмы Курмаши.

Со 2 пол. 19 века значительную роль в развитии татарской литературы сыграли М. Акъегет, З. Бигиев, Ф. Карими, Г. Ильяси, Ф. Халиди.

Роман З. Бигиева «Олуф яки гүзәл кыз Хадича» (Тысячи или красавица Хадича). Рисуя образы Зулейхи и Хадичи З. Бигиев рассказывает о тяжелой судьбе татарских женщин.

Зулейха красива, образованна, но бедна. Её жених Муса отказывается жениться на ней, т.к. перед ним открылась возможность жениться более выгодно на дочери богача. Зулейха кончает жизнь самоубийством.

Будет ли счастлива Хадича с капиталом или она достанется тому, кто победит в борьбе за эти деньги.

Татарская литература XX века

Начало 20 века по праву считается временем зарождения новой татарской литературы, «золотым периодом» в национальном литературном процессе.

Идейным вождем литературного процесса безусловно был Гаяз Исхакый.

Художественное развитие 20-30гг. испытывало давление политических факторов. Октябрьская революция была воспринята художникаами слова неоднозначно: М. Гафури, Г. Ибрагимов, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин, К. Наджми восприняли революцию как обновление жизни, а а представители старшегот поколения: Г. Исхаки, Ф. Амирхан, Дэрдменд, Думави оценивали ситуацию как разрушение.

Мыслитель, общественный деятель, писатель, автор 6 – ти томного биобиблиографического труда «Асар» (Памятники) Риза Фахретдин (1858 - 1936).

Зачинателями новой литературы стали прославленные мастера слова: Г. Ибрагимов, Ф. Амирхан, Г. Камал, Ф. Бурнаш, К. Тинчурин.

Развитие татарской драматургии, татарского театра неотъемлемо связано с именем Г. Камала. Комедия «Беренче театр» была написана в 1907 г. В 1908 г. выщла его комедия «Бүлек өчен» (Ради подарка), «Тайны нашего города» (1911 г.). Драматические произведения Г. Камала сильны своим реализмом.

В татарской литературе формируются новые жанры: трагедии, мелодрамы.

Говоря о 20 веке прежде всего нужно сказать о Г. Ибрагимове. В становлении и развитии татарской реалистической прозы произведения Г. Ибрагимова занимают значительное место. Путь пройденный писателем за 30 лет составляет яркую страницу. В рассказах «Старый байрак», «Пастухи» на передний план выдвигается образ простого человека, угнетенного труженика. Драма «Новые люди» посвящена грозным дням Гражданской войны. Роман «Глубокие корни» – вершина творчества писателя.

В поэзии на первый план вышел певец новой эпохи – Хади Такташ.

Облик литературы всего советского периода определили такие прозаики: К. Наджми, Г. Баширов, А. Шамов, И. Гази, А. Еники, Ф. Хусни, А. Абсалямов, М. Амир, чьи романы, повести и рассказы вызывали интерес не только у татарских читателей, но и во всем Советском Союзе.

Ф. Хусни – целая эпоха в татарской литературе. Его повесть «Гыйльмениса» удостоена Государственной премии ТАССР им. Г. Тукая. В призведении показан образ женщины – труженицы, прошедшей через большие испытания. Ф Хусни – неповторимый мастер слова, большой знаток языка, тонко чувствующий его богатство, его музыку,мелодию.

Роман К. Наджми (1901 - 19957) «Весенние ветры» (1948) одно из наиболее значительных произведений в татарской литературе на историко – революционную тему. Здесь показана дружба татарского и русского пролетариата, общность их интересов.

Больших художественных высот в творчестве достиг видный татарский прозаик И. Гази. Его трилогия «Незабываемые годы» посвящена жизни народа в переломные годы революций.

Самый музыкальный среди татарских писателей – Амирхан Еники. Великолепный знаток родного языка, тонкий стилист. В его рассказах «Одинокий гусь» и «Маковый цвет» гуманизм противостоит варварской войне. В центре рассказа А. Еники «Невысказанное завещание» (1965) Акэби, она выразительница народного духа. Она хочет, чтобы не скудела в душах детей привязанность к родной земле, родному селу. Самое дорогое из духовных богатств – родной язык. Акэби желает, чтобы его не забывали и любили.

Появляются героико – трагические повести «Сиваш» Г. Баширова, бытовые повести А. Шамова «Рауфа», А. Кутуя «Неотосланные письма».

В начале Великой Отечественной войны наблюдается усиление патриотического пафоса. А. Ерикей, Ф. Карим, М. Джалиль, С. Баттал, М. Садри призывают идти на фронт, больше внимания уделяют патриотизму солдат, тружеников тыла.

Радость победы, надежду на улучшение жизни отражают романы «Алтын йолдуз» А. Абсалямова, «Тормыш җыры» М. Амира.

Известные поэты С. Хаким, Н. Арсланов вместе с аксакалом татарской поэзии Х. Туфаном составляют тройку великих татарских поэтов.

Поэты шестидесятники: Р. Ахметзянов, Р. Файзуллин, Р. Мингалим, Р. Харис, Р. Гаташ, Г. Рахим и пришедшие в поэзию после них интересные поэты Р. Валеев, Р. Миннуллин, Г. Мурат, Р. Рахман.

Писатель А. Гилязов создает романы и повести, взволновавшие читателей. Появляются произведения Г. Ахунова «Хәзинә», «Хуҗалар».

М. Магдеев, В. Нуруллин, Р. Тухватуллин хорошо пишут деревенскую прозу.

Написанная в 80-е гг. повесть А. Гилязова «Взлетел петух на плетень» широко известна нашему читателю. Автор исследует духовное состояние татарской деревни.

История татарского народа нашла отражение в романах Н. Фаттаха «Итиль река течет», «Свистящие стрелы»; М. Хабибиуллина «Кубрат хан», «Чертово городище»; Р. Батуллы «Сююмбике»; Ф. Латифи «Измена».

Тема сталинских лагерей нашла отражение в произведениях И. Салахова «Колымские рассказы», Г. Тавлина «Трагедия», Ф. Сафина «Обманчивый рассвет». Роман Ф. Сафина создан с привлечением подлинных архивных материалов.

Современная литература чаще обращается к социальным и этическим проблемам: «Этләр патшасы» Г. Ахунова, «У дороги незабудка» Р. Батуллы.

Жестокий реализм, распад и деградация общества отражены в произхведениях «Сират күпере» Р. Мухаммадиева, «Соленая рана» В. Имамова.

Критика исторического прошлого нащла отражение в произведениях Ф. Байрамовой «Луг», «Маска»; М. Галиева «Ак абагалар». Н. Гиматдинова, Г. Гильманов обращаются к национальным мифам. «Сихерче», «Огненная бабочка», «Ак торна каргышы» - герои этих произведений существуют на грани реальности и фантастики.

Литература имеет большое будущее, если у нее есть молодые писатели. Вот почему традиционно во все времена оставалась проблема преемственности литературы.

Молодежи, которая сегодня делает первые шаги в литературе, создавая свои произведения, вписываются не только в литературный процесс нашей республики, но и во всероссийский контекст.

Конкурс молодых татарских писателей «Иделем акчарлагы» в 2010 году отметил небольшой, но значимый юбилей – 10 лет со дня основания.

Достойная плеяда молодых современных писателей: Ленар Шаех, Лилия Гибадуллина, Айдар Закиев, Рустам Галиуллин, Эльвира Хадиева, Рузаль Мухаметшин, Лейсан Фатхетдинова, Ильгиз Зайниев, Рифат Салах и др.

В мае месяце молодой татарский писатель Ильдар Абузяров получил Пушкинскую премию.

Журнал «Идель» публикует лучшие образцы современной татарской литературы, открывает новые имена.

Такие журналы как «Казан утлары», «Майдан» своевременно доводят новые произведения молодых писателей до своего читателя.

Татарская литература прошла многовековой путь своего развития и охватывает неисчислимое количество произведений, без которых невозможно представить объективно нашу национальную литературу.

Материал подготовила:

Н.К. Закирова

заведующ ая отделом обслуживания ЦБ

Елабужско й МБУ ЦБС,

Республика Татарстан

Татарская книга

Вышла в свет книга-альбом «Татарская книга», авторы Р.Ф. Марданов, И.Г. Хадиев. Во вступительной статье даётся разносторонний обзор богатой и сложной истории татарской книги. В ней есть такие разделы, как:

  • Рукописная книга
  • Первые печатные издания
  • История типографий
  • Издание книг на других тюркских языках
  • Буквари и учебники
  • Детская книга
  • Создание и оформление татарской книги
  • Цензура
  • Миссионерская книга
  • Деятельность издательств после 1917 года
  • Татарская книга в переводах
  • Библиотеки
  • Книжная палата
  • Татарское книгоиздательство за рубежом

В конце обзора стихотворение поэта Радифа Гаташа. Ода Татарской книге заканчивается словами:

Мы будем помнить мудрость тех времён.

Великий клич веков в сердцах мы сохраним!

О, книга, ты бессмертна, как народ!

Лишь не молчи,

Ты говори, ты говори...

Книга-альбом «Татарская книга» есть во всех библиотеках Татарстана!

Спасибо Нурие Камиловне Закировой за подготовленный материал!

31 мая в Татарском Государственном театре драмы и комедии им.К.Тинчурина состоялся XIV съезд писателей Татарстана. Открывая его, аксакал татарской литературы Сафа Сабиров отметил, что прошлый съезд послужил объединению творческих сил республики, необходимо и далее крепить единство.


Принявший участие в работе съезда Президент Татарстана Минтимер Шаймиев в своем выступлении отметил, что народ любит и ценит литературу, черпает в ней силы и вдохновение. Многие века она учила, воспитывала, давала ответы на самые сложные жизненные вопросы. Участие в съезде писателей, встречи с творческой интеллигенцией — это очень ответственное дело. Сегодня очень важно осуществить основные принципы нашей национальной политики, всесторонне развивать культуру народов, проживающих в республике, беречь межконфессиональное согласие.


По словам Президента, в республике сегодня немало талантливых писателей, поэтов и драматургов. Недавно прошедший с большим успехом седьмой театральный фестиваль тюркских народов «Науруз» доказал, что татарская драматургия выдержала нынешние непростые испытания. Отрадно, что у нас растут молодые таланты, которым оказывается поддержка. За короткий промежуток времени между двумя съездами в республике вышло в свет 380 книг, 212 из которых изданы в государственных издательствах. Правительство РТ оказывает большую помощь в этом деле.


Глава республики коснулся и выдвижения претендентов на литературную премию имени Тукая. Называя достойные кандидатуры, необходимо и далее вести разъяснительную работу в средствах массовой информации, выступать перед людьми с обоснованными предложениями.


Литературные журналы — оперативные издания, они должны идти в ногу со временем, серьезно относиться к выбору произведений, сказал М.Шаймиев. В некоторых из них чувствуется дефицит рукописей, иначе чем объяснить перепечатку толстых романов? Тратой государственных средств? Союз писателей должен сказать свое слово в этом вопросе.


Большой вклад в нравственное воспитание населения вносит творческая мастерская по русской литературе, которая объединяет около 40 литераторов. Сегодня активно работают Владимир Корчагин, Ахат Мушинский, Геннадий Паушкин, Нонна Орешина, Евгений Сухов, Сергей Малышев и другие.


Татарская культура, литература никогда не существовала только в границах Татарстана. Талантливые писатели, артисты, художники съезжались в Казань со всех уголков России. Если бы мы не опирались на народ, республика не сохранила бы своего лица. Единение дает новые возможности для творчества, расширяет связи для сотрудничества между регионами страны. Союз писателей не должен остаться в стороне от таких значимых событий, как 1000-летие Казани, III Всемирный конгресс татар и предстоящая перепись населения, заключил М.Шаймиев.


Председатель Союза писателей РТ Фоат Галимуллин в отчетном докладе подвел итоги деятельности правления за три года, подробно осветил деятельность секций, рассказал о том, как решаются социальные проблемы членов писательской организации республики.


Президент республики вручил Почетные грамоты РТ писателям Кави Латыпову, поэту Разиму Валиуллину. Почетного звания «Заслуженный работник культуры Республики Татарстан» были удостоены писатели Азат Вергазов и Вахит Имамов. Союз писателей в этот день получил в дар от республики микроавтобус.


Съезд избрал председателя Союза писателей, состав правления и ревизионную комиссию.




Top