Татарская народная сказка три дочери читать. Три дочери

Жила в давние времена одна женщина. И было у нее три дочери. Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше дру­гой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одинокой.

Вот прошел год, другой, третий. И случилось так, что забо­лела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу непо­далеку:

— Белка, белка, позови ко мне моих дочерей! Белка сразу же побежала выполнять просьбу. Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.

— Ой,— сказала старшая дочь, выслушав белку.— Я сра­зу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.

А она и вправду тазы чистила.

— Ах так,— рассердилась белка,— тогда и не расставайся вовек со своими тазами!

Только сказала — вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.

А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рас­сказала ей печальную весть о матери.

— Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доделать.

А она и вправду холст ткала.

— Ах так,— рассердилась белка,— ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!

Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась.

А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела — побежала к ней.

— Доброе у тебя сердце,— сказала белка.— Так пусть же и люди к тебе добрыми всегда будут. Живи, милая, счастли­во и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твое никогда не забудут.

Так оно и стало.

Три дочери. Татарская народная сказка

Восточная сладость чак-чак – это национальное татарское и башкирское блюдо, представляющее собой десерт из теста со сладкой заливкой. Этот своеобразный торт можно приготовить с медом, орехами, сгущенкой, сахаром и даже шоколадом.

Существует несколько вариаций приготовления чак-чака, но по сути они отличаются друг от друга лишь внешним видом. Татарский и башкирский чак-чак обычно делается из шариков теста, а казахский и таджикский – из продолговатых полосок, напоминающих вермишель.
Татарский чак-чак

Для того, чтобы приготовить чак-чак по-татарски необходимо разделить процесс на 2 этапа: замес теста и приготовление карамельной начинки.

Ингредиенты:
Яйца (3 шт.);
Растительное масло (0,5 литра);
Мука (500-600 г.);
Сахар-песок (1 стакан);
Мед (3-4 стакана;
Щепотка соли;
Спирт (2 ст. ложки) либо 4 ст. ложки водки или коньяка.

Приготовление:
В миску вбиваем 3 яйца, добавляем спирт и щепоть соли. Перемешиваем все это в миске голыми пальцами.
Понемногу досыпаем муки, вымешивая рукой, пока не получится тесто, похожее на тесто для лапши (оно должно отлипать от пальцев).
Накрываем тесто миской и даем отдохнуть 15-20 минут.
Готовим сироп. Для этого сахар смешиваем с медом и ставим в небольшой кастрюльке на маленький огонь. Постоянно помешиваем смесь, пока сахар полностью не растворится в меде.
Нарезаем лапшу. Для этого от теста отщипываем кусочек размером со сливу и раскатываем его скалкой в толщину около 2 мм, затем обильно присыпаем мукой.
Разрезаем тесто на полосы шириной примерно 3-4 см и складываем их стопочкой. Сложенные листы нарезаем лапшой шириной 5 мм.
Приступаем к обжарке: в глубокой сковороде (или казане) нагреваем растительное масло. Щепоть нарезанной лапши бросаем в раскаленное масло — оно должно вспучиться от испаряющегося алкоголя.
Лапшу жарим до золотистого цвета, тут же вынимаем шумовкой, чтобы лишнее масло стекло, и складываем в глубокую эмалированную миску.
Подобным образом небольшими партиями пережариваем всю лапшу.
Формируем торт: горячий сироп вливаем в миску с обжаренной лапшой. Тут же, не давая застыть сиропу, тщательно перемешиваем все большой ложкой, чтобы карамель равномерно покрыла всю лапшу.
Широкую плоскую тарелку смазываем слегка кусочком сливочного масла. Руки макаем в холодную воду, захватываем пригоршню чак-чака и выкладываем на тарелку, уплотняя массу ладонями.
Таким образом, порцию за порцией чак-чак спрессовываем на тарелке, придавая ему форму торта, который будет удобно резать на ломти.
Готовому торту дать остыть и подавать холодным. При нарезке рекомендуется смазывать нож водой, чтобы чак-чак не прилипал к рукам.

Подобный рецепт блюда достаточно трудоемкий и на его приготовление уходит 1,5-2 часа. Процесс можно облегчить, если сделать чак-чак по-татарски вдвоем: один шинкует лапшу, а другой – ее обжаривает.

Башкирский чак-чак

Этот рецепт чак-чака отличается особенностью приготовления теста для лапши, сироп готовится аналогичным способом с татарским чак-чаком.

Ингредиенты:
Яйца (3 шт.);
Сливочное масло (1 ч.л);
Мука (2 стакана);
Щепотка соды;
Щепотка соли;
Мед (60 г.);
Сахар (100 г.);
Вода (1 ст. ложка).

Приготовление:
Муку предварительно просеиваем. Яйца (должны быть комнатной температуры) взбиваем с солью, добавляем постепенно соду и растопленное сливочное масло.
Во взбитую массу постепенно добавляем муку, замешивая мягкое тесто. Накрываем полученное тесто слегка влажным полотенцем и даем постоять около часа.
Пока тесто «отдыхает» готовим сироп: в воду насыпаем сахар и нагреваем до комнатной температуры, затем добавляем мед.
Готовое тесто раскатываем слоем около 5 мм и нарезаем тонкой соломкой. Затем соломку скатываем в жгутики, даем немного подсохнуть и нарезаем кусочками по 1-1,5 см.
Кусочки порциями бросаем в кипящее растительное масло и обжариваем до золотистого цвета. Лапшу достаем шумовкой, даем стечь лишнему маслу, и складываем в глубокую миску.
Обжаренную лапшу заливаем горячим сиропом и перемешиваем.
Смоченными в воде, руками формируем торт – в виде горки или пирамиды. Даем чак-чаку остыть.

Украсить башкирский чак-чак можно измельченными сухофруктами, орехами, монпасье, тертым шоколадом. Причем, все это можно добавлять в блюдо и при смешивании теста и сиропа.

Чак-чак со сгущенкой

В этом рецепте приготовления чак-чака используется уже готовая сладкая заливка.

Ингредиенты:
Мука (2-3 стакана);
Растительное масло для жарки;
Яйца (3 шт.);
Вода (1,5 стакана);
Сахар (6 ч. ложек);
Соль – ¾ ложки;
Сода (1/2 ч. ложки);
Сгущенка (1 банка).

Приготовление:
Яйца взбиваем с сахаром, добавляем соду, соль и разбавляем водой.
Замешиваем крутое тесто, чтобы не прилипало к рукам.
Раскатываем тесто в толщину до 0,5 см. разрезаем на полоски шириной в 1-1,5 см.
Каждую полоску скатываем в жгутики и нарезаем на кусочки не более 1 см.
В разогретое масло порциями бросаем разогретые кусочки и жарим до золотистого цвета.
Вынимаем обжаренную лапшу и даем стечь лишнему маслу. Остужаем кусочки.
В остывшую лапшу выливаем сгущенку и тщательно перемешиваем.

Полученное блюдо надо оставить для пропитки на 1 час (лучше на сутки) – тогда чак-чак со сгущенкой будет вкуснее.
Рекомендации
Чтобы приготовить домашний чак-чак, используйте только пшеничную муку высшего сорта.
Если тесто для чак-чака по-татарски получается сухим и не вбирает в себя муку, добавьте в тесто немного молока.
Удобней всего нарезать полученный торт ножницами.
Чтобы получился вкусный чак-чак, необходимо следить, чтобы сироп не начал пригорать при нагреве. Нельзя давать стропу закипать, но и нельзя давать ему остыть перед заливкой в чак-чак.
Чак-чак вкуснее всего на 2-3 сутки после приготовления. Причем торт можно хранить несколько месяцев – он не теряет своих вкусовых качеств.

Приготовить вкусный чак-чак под силу даже малоопытному кулинару, а полученный быстрый торт порадует вкус даже избалованных сладкоежек.

Предмет : литературное чтение

Класс : 2

Тема урока: «Нравственные уроки сказок. Татарская народная сказка «Три дочери».

Цели урока: объяснять нравственное содержание прочитанного, соотносить поступки героев с нравственными нормами

Планируемые результаты:

Предметные :

  • соотносить иллюстрации с содержанием произведения;
  • объяснять значения устойчивых выражений;
  • выявлять общность нравственной позиции в произведениях разных народов.

Личностные:

  • Формировать первичные исследовательские навыки, развивать познавательную активность;
  • Воспитывать внимательное отношения друг к другу в семье, чувства сопереживания .

Тип урока: комбинированный урок

Оборудование: учебник Свиридовой В.Ю., Чураковой Н.А. «Литературное чтение» 2 кл. 2 ч. стр.19-21, презентация.

Этап урока

Методы и приемы

Время

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивационный

Словесный: беседа

1 мин.

Сказки - мудростью богаты

Сказке - скажем “Приходи”!

Это присказка ребята

Но, а сказка впереди.

Что же такое СКАЗКА?

Сказка – это жанр устного народного творчества.

Мы с вами сегодня совершим путешествие в страну сказок.

Слушать учителя.

Планировать учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К)

Актуализация знаний

Словесный: беседа

5 мин.

Но прежде чем мы попадем в страну сказок, давайте с вами вспомним: какие бывают сказки? (авторские и народные)

Какие сказки называются народными? Приведите примеры народных сказок.

На какие виды делятся народные сказки?

(Волшебные, бытовые, о животных)

Отвечать на вопросы учителя.

Подготовка к усвоению нового учебного материала.

Словесный: беседа

Ребята, давайте вспомним прочитанные ранее сказки. Мы поиграем с вами в игру «Угадай». По предложению вы должны узнать сказку, сказать название и какой народ сочинил эту сказку.

- «Шли-шли,- солнце высоко, колодец далёко, жар донимает, пот выступает. Стоит коровье копытце, полно водицы» (“Сестрица Алёнушка и братец Иванушка” – русская народная сказка)

-«Коровушка-матушка! Меня бьют – журят, хлеба не дают, плакать не велят”
(“Хаврошечка” – русская народная сказка)

- “Вот едет мимо барин, смотрит и дивуется: конь идет, соха орет, а человека нет!
(“Мальчик с пальчик” – русская народная сказка.)
-« Ох добрый человек и сама сегодня ничего не ела: нечего.” (“Каша из топора” – русская народная сказка.)

-«Навсегда бросила детей мать-кукушка. С тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей»

(«Кукушка» Ненецкая народная сказка»)

Какой главный смысл в каждой сказке?

«Хаврошечка» (добро побеждает зло).

-«Мальчик с пальчик» (помогать старшим, заботится о родителях).

-«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» (слушаться старших, быть добрым).

-«Каша из топора» (добру, смекалке, сообразительности).

-«Кукушка» (помогать маме, беречь и заботиться о ней).

Вести беседу с учителем.

Отвечать на вопросы учителя.

Определять главный смысл сказки.

Структурировать знания(П)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Изучение нового материала

Словесный: беседа

Практический: чтение сказки

Нагляный: рассматривание иллюстрации

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

Как вы думаете о ком пойдёт сегодня речь в сказке?

Какие цели мы можем поставить на урок? (доказать, что данное произведение является действительно сказка; охарактеризовать главных героев; выделить главный смысл сказки).

Чтение сказки учителем

Понравилась ли вам сказка? Кто из героев вам понравился больше и почему?

Какая же это сказка - волшебная, бытовая или о животных?

Почему вы так считаете?

Словарная работа.

В сказке вам встретились малознакомые слова и выражения, давайте поработаем с ними.

тяжко заболела – тяжело

печальная весть - грустная, горестная

чёрный день – тяжёлый трудный

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте.

холст – льняная ткань из толстой пряжи.

Чтение трудных слов

Прочитаем по слогам трудные слова:

Постучалась – по- сту- ча- лась

Превратилась – пре- вра- ти- лась

Обхватили- обхватили

Рассердилась- рас-сер- ди- лась

Чтение отрывка сказки по ролям

Сегодня к нам в гости пришли герои одной сказки. Кто они?

Давайте вместе рассмотрим иллюстрацию к сказке на стр 63.

(три девушки, белочка)

Что они делают? (работают по хозяйству)

Показываю детям тюбетейки и костюм белочки. Распределение ролей.

Определять цели урока.

Слушать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с малознакомыми выражениями.

Рассматривать иллюстрацию.

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Структурировать знания(П)

Строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи(К)

Проявлять инициативу в учебном сотрудничестве(Р)

Осуществлять контроль на уровне произвольного понимания(Р)

Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью (К)

Выполнение учебного действия(Р)

Физминутка

5 мин.

Повторяйте движения за белочкой на видео.

Повторять движения.

Первичная проверка понимания нового материала.

Словесный: беседа

Работа по содержанию прочитанного текста.

Почему все любили младшую дочь долгие годы?

Что с ней произошло?

Люди издавна верили в загробную жизнь, что душа человека после смерти переселяется в другие существа.

Справедливо ли поступила белочка?

А если из сказки убрать все волшебные моменты, будет ли правдивой эта история?

Давайте докажем, что это сказка. Зачин «Жили –были….», число три, троекратный повтор, Конец сказки: зло наказано, а добро вознаграждено.

Отвечать на вопросы учителя.

Обеспечивать ценностно-смысловую ориентацию учащихся

(Р)

Планировать свои действия в соответствие с задачей и условиями её реализации(Р)

Закрепление новых знаний

Словесный : беседа

Какими общими чертами наделила мать трёх дочерей?

Кто вам нравится больше всех? Почему?

За что народ любит младшую дочь?

Всегда ли вы окликаетесь на просьбы мамы?

За что были наказаны старшие дочери?

Кто из персонажей сказки выражает авторскую позицию? (Белочка)

Как, по вашему мнению, сложилась судьба дочерей?

Кем они стали?

Вывод: все дочери красивы. Мама им дала красоту, научила их трудиться. Но только младшая дочь искренне любит свою маму, а другие дочери равнодушны к ее беде. Любовь перевешивает все другие качества.

Анализировать сказку.

Отвечать на вопросы учителя.

Делать вывод.

Осознанно строить речевые высказывания(П)

Аргументировать свое мнение и позиции(К)

Строить логические цепи рассуждений, доказательств(П)

Принимать и сохранять учебную задачу(Р)

Итог урока

Рефлексия

В этой сказке две бездушные дочери наказаны, но они наказаны по сказочному: они были превращены в черепаху и паучиху. В жизни, конечно, так не бывает, но все равно, дети забывавшие свою мать, тоже будут наказаны: их осудят люди, и совесть их будет мучить за плохое отношение к человеку, который все им отдал.)

Слушать учителя.

Оценивать свою работу на уроке.

Контролировать и оценивать процесса и результатов деятельности (П)


Любовь Владимировна Волкова
Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой «Татарская народная сказка «Три дочери»

Программное содержание.

Познакомить детей с татарским народным творчеством .

Учить детей чувствовать и понимать характеры персонажей, воспринимать своеобразие построения сюжета, замечать жанровые особенности композиции и языка сказки и рассказа ; учить детей передавать свое отношение к персонажам.

Способствовать воспитанию у детей потребности совершенствовать добрые поступки, стремление делать добрые дела. Воспитывать любовь к обычаям и традициям татарского народа .

Материал. Панно плоскостного изображения : дома, деревья, мать, три дочери , белочка. Игрушки : таз, паук, пчелка. Раскраски с изображением героев сказки : пчелка, паук, белочка, черепаха. Цветные карандаши.

Предварительная работа. Знакомство детей с русскими народными , мордовскими, нанайскими сказками . Рассматривание иллюстраций к сказкам , просмотр мультфильмов по сказкам . Разбор, рисование сказок с детьми , раскрашивание раскрасок по сказкам .

Воспитатель. – Дети, какое у вас сейчас настроение?

Дети. – Хорошее.

Воспитатель. - Тогда давайте все хорошее соберем в ладошки, сожмем крепко кулачки, а потом разожмем и подуем на ладошки,

пошлем всем заряд бодрости и хорошего настроения.

(Дети садятся на стульчики.)

Ребята, раз у вас у всех хорошее настроение, тогда у меня к вам вопрос :

скажите, пожалуйста, вы любите сказки ?

Дети. -Да-а.

Воспитатель. - А какие сказки и сказки каких народов вы знаете ?

(Воспитатель выслушивает ответы детей.)

Воспитатель. - Дети, как хорошо, что я сегодня к вам пришла. А пришла я не одна, я вам сказку принесла . Занавес открываем, сказку начинаем . Здесь много картинок, про кого эта сказка мы узнаем об этом , если соберем всю картину целиком.

(Воспитатель вместе с детьми раскладывают плоскостные атрибуты сказки и рассматривают помещенные на доске : дом, деревья, белочку, фигуру взрослой женщины и трех дочерей .)

Воспитатель. - Дети, какие ласковые слова вы говорите своей маме?

Дети. - Добрая, любимая, красивая, милая, дорогая и т. д.

Воспитатель. - Мамы всегда заботятся о своих детях, правда, иногда мама и поругает, но потом обязательно приласкает. Есть такая пословица : «Материнская ласка конца не знает» . А ведь дети не всегда бывают заботливыми по отношению к своим мамам! Послушайте татарскую сказку «Три дочери » , а потом расскажите, кто из дочерей любил свою маму по-настоящему.

Татарская народная сказка «Три дочери »

Жила-была женщина. День и ночь она работала, чтобы накормить и одеть своих дочерей . И выросли три дочери быстрые , как ласточки, лицом похожие на светлую луну. Одна за одной вышли замуж и уехали.

Прошло несколько лет. Тяжело заболела старуха мать, и посылает она к своим дочерям рыжую белочку .

Скажи им, дружок, чтобы ко мне поспешили.

Ой, - вздохнула старшая, услышав от белочки печальную весть. – Ой! Я бы рада пойти, да мне надо почистить эти два таза.

Почистить два таза? – рассердилась белочка. – Так будь же ты с ними вовек неразлучна!

И тазы вдруг вскочили со стола и обхватили старшую дочь сверху и снизу. Она упала на пол и уползла из дома большой черепахой.

Постучалась белочка ко второй дочери .

Ой, - отвечала та. – Я сейчас побежала бы к матери, да очень занята : надо мне к ярмарке холста наткать.

Ну и тки теперь всю жизнь, никогда не останавливаясь!- сказала белочка . И вторая дочь превратилась в паука.

А младшая месила тесто, когда белочка постучала к ней. Дочь не сказала ни слова , даже не обтерла рук, побежала к своей матери.

Приноси же ты всегда людям радость, мое дорогое дитя, - сказала ей белочка , - и люди будут беречь и любить тебя, и детей твоих, и внуков, и правнуков.

И правда, третья дочь жила много лет, и все ее любили. А когда пришла пора ей умереть, она превратилась в золотую пчелку.

Все лето день-деньской собирает пчелка мед людям… А зимою, когда все вокруг гибнет от холода, пчелка спит в теплом улье, а проснется – ест только мед и сахар.

Воспитатель задает вопросы детям :

Понравилась ли сказка ? Чем? Почему?

О ком эта сказка ? А еще о ком?

Кто из героев больше всего понравился? Почему?

Что было вначале сказки ?

Что потом?

Как любила мать своих дочерей ?

За что наказала белочка старших дочерей ?

Как можно сказать о них ?

Как наградила белочка младшую дочь?

Какими словами можно сказать о ней ?

Как вы думаете, почему младшая дочь превратилась в пчелку, а не в зайца или ежика?

Подумайте, всегда ли вы по-доброму относитесь к своим мамам.

(Воспитатель выслушивает ответы детей)

Воспитатель. - Дети, хотите познакомиться с татарской игрой «Тимербай» .

Дети. – Да.

Воспитатель. – Тогда вставайте, возьмитесь за руки и сделайте круг. Выбирают водящего - Тимербая. Дети берут жетончики из корзины, у кого на жетончике изображение мальчика тот ребенок становится в центре круга.

Воспитатель вместе с детьми идут по кругу и говорят слова :

Пять детей у Тимберая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает другого ребенка вместо себя.

(После игры дети садятся на стульчики)

Воспитатель. А сейчас я вам предлагаю инсценировку этой сказки .

Выбираются дети на роли старшей, средней и младшей дочерей , белочки и автора; Дети по желанию выбирают жетончики с изображением героя сказки , которую будут исполнять. Воспитатель надевает им татарские атрибуты – тюбетейки. Один из детей говорит слова автора, другие исполняют выбранные ими роли.

Воспитатель. Дети, пчелки очень понравилось, как вы внимательно слушали сказку , ваши высказывания и рассуждения . За это она вам решила доставить радость, и дарит раскраски с изображением разных героев сказки .

Воспитатель предлагает детям выбрать понравившуюся раскраску и красочно раскрасить. Затем работы детей помещаются на магнитной доске, воспитатель благодарит детей за творчество.

Воспитатель. Ребята, сегодня вы узнали татарскую сказку «Три дочери » , встретились со сказочными героями . Я хочу, чтобы вы никогда не расставались со сказками и умными , добрыми книгами.

Публикации по теме:

Тема занятия: «Дружбой надо дорожить». Программное содержание: Продолжать приучать детей слушать сказки стихотворения, эмоционально воспринимая.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой. Стихотворение Л. Поповской «В зимнем лесу» ЗАУЧИВАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ Л. ПОПОВСКОЙ «В ЗИМНЕМ ЛЕСУ» ЦЕЛЬ: Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение.

Конспект ООД по ознакомлению с художественной литературой в подготовительной группе. Тема: Чтение рассказа в. Осеевой «Волшебное слово». Программные задачи: Познакомить ребят с новым рассказом. Углубить знания ребят о доброте,.

Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой по сказке «Рукавичка» Конспект открытого занятия во второй младшей группе по ознакомлению с художественной литературой сказки «Рукавичка». Цели: Закрепить умение.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой для детей средней группы «Путешествие в мир сказок» Программное содержание: продолжить работу по формированию интереса к сказкам. Учить узнавать сказки по отдельным фрагментам из них; вызвать.

Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой: «Волк и семеро козлят» Государственное казенное учреждение социального обслуживания Краснодарского края «Отрадненский СРЦН» Конспект занятия по ознакомлению.

«К. И. Чуковский «Айболит». Конспект занятия по ознакомлению с художественной литературой Конспект образовательной деятельности по речевому развитию (чтение художественной литературы) Тема: К. И. Чуковский «Айболит» Цель: продолжать.

Конспект занятия в первой младшей группе по развитию речи и ознакомлению с художественной литературой Конспект занятия в перовой младшей группе по развитию речи и ознакомление с художественной литературой.

Ознакомление с художественной литературой. Русская народная сказка «Царевна-лягушка» (подготовительная группа) Программное содержание: Учить воспринимать образное содержание произведения; закреплять знания о жанровых, композиционных, языковых особенностях.

Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок» Занятие по ознакомлению с художественной литературой: Русская народная сказка «Теремок». Цель: Учить детей эмоционально воспринимать содержание.

Библиотека изображений:

Жила в давние времена одна женщина. И было у неё три дочери . Много приходилось работать женщине, чтобы одеть, обуть и прокормить дочерей. А дочери росли хорошими. И выросли они одна краше другой. И вышли они все трое замуж, разъехались, и осталась мать одна.

Татарская сказка Три дочери

Вот прошёл год, другой, третий. И случилось так, что заболела мать. Вот и просит она белку, которая жила в лесу неподалёку:
- Белка, белка, позови ко мне моих дочерей!
Белка сразу же побежала выполнять просьбу.
Прибежала белка к старшей дочери, постучала в окно.
- Ой, - сказала старшая дочь, выслушав белку. - Я сразу бы к маме побежала, да вот тазы надо чистить.
А она и вправду тазы чистила.
- Ах так,- рассердилась белка,- тогда и не расставайся вовек со своими тазами!
Только сказала - вмиг захлопнулись тазы, и превратилась старшая дочь в черепаху.
А белка тем временем к средней дочери прибежала. Рассказала ей печальную весть о матери.
- Эх, побежала бы я к маме, да вот холст надо к ярмарке доткать.
А она и вправду холст ткала.
- Ах так,- рассердилась белка,- ну, тогда всю свою жизнь только это и делай, холсты тки!
Сказала так, и средняя дочь мигом в паука превратилась. А когда белка в окошко к младшей дочери постучала, та тесто месила. Как услышала она, что матери плохо, руки вытереть не успела - побежала к ней.
- Доброе у тебя сердие,- сказала белка - Так пусть же и люди к тебе добры всегда будут. Живи, милая, счастливо и людей делай счастливыми! И люди будут любить тебя и добро твоё никогда не забудут.
Так оно и стало.

Татарская народная сказка Три дочери
Перевод С. Гильмутдиновой

Жамбылская область,

Таласский район, г. Каратау

средняя школа имени М. Ауэзова.

Учитель начальных классов

Маркечко Полина Васильевна

Урок литературного чтения во 2 классе.

Тема: Татарская народная сказка «Три дочери».

Цель: познакомить учащихся с татарской народной сказкой «Три дочери»

Задачи: учить слушать и понимать прочитанное произведение, отвечать на вопросы к тексту, анализировать и делать выводы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, чувство долга перед матерью, умение приходить на помощь по первой просьбе.

Ожидаемый результат: ученики проанализируют поведение трёх дочерей, сделают выводы, определят основную идею сказки.

Оборудование к уроку: презентация со слайдами, листы ватмана и маркеры для групповой работы, на доске – эссе с портретами мам учащихся, жетоны для оценивания.

Структура урока.

1. Психологический настрой на урок (слайд 2)

Если у вас хорошее настроение, потопайте ногами.

Если у вас есть кошка, погладьте себя по голове.

Если вы любите шоколад, оближите губы

Если вы любите школу, похлопайте в ладоши.

Если вы хотите получить удовольствие от урока, будьте внимательны и активны. За хорошие и правильные ответы вы будете получать звёздочки, что поможет вам узнать о своей активности на уроке. Желаю всем удачи.

2. Актуализация опорных знаний: «Узнай сказку» (слайд 3).

Предложить посмотреть отрывок из сказки «Айога». Назвать героев сказки.

Инсценировка отрывка из сказки учащимися под звуки нанайского народа (слайд 4).

Вспоминаем (слайд 5):

Чем закончилась сказка? Почему у сказки такой конец?

Чему учит нас эта сказка?

Какие пословицы о маме вы знаете? (Домашнее задание).

3. Сообщение темы урока (слайд 6).

Сегодня на уроке мы познакомимся с татарской народной сказкой «Три дочери».

4. Первичное восприятие сказки – прослушать аудиозапись (слайд 7).

(Дети слушают сказку и следят по книге).

5. Порассуждаем.

Какое настроение вызвала у вас эта сказка?

Кого вам стало жалко? Почему?

Что бы вы сделали на месте белочки?

Как бы вы поступили? Или вы не стали бы ничего делать? Почему?

6. Чтение сказки учащимися (жужжащее чтение).

7. Анализ сказки по вопросам (слайд 10).

Легко ли женщине было растить своих дочерей? Найдите в сказке строчки, где об этом говорится, и прочитайте.

Чем сёстры похожи, а чем отличаются друг от друга?

Как вы понимаете такие выражения: «быстрые, как ласточки», «лицом похожие на светлую луну».

Ласточки очень трудолюбивы, целый день летают они в поисках мошек, хлопочут, полёт у них быстрый, стремительный. Дочери, как ласточки, трудились целый день без устали, работали быстро, весело, всё умели делать.

У народов Востока луна – это один из символов красоты. Лицо красавицы часто сравнивали с луной: «лицом похожая на светлую луну» - значит, очень красивая. Девочкам нередко давалось имя Айсулу, что значит «лунная красавица».

На какую дочь вы бы хотели быть похожими? Почему?

Уважительными был причины у старшей и средней дочери, чтобы не пойти к больной матери?

Чему учит сюжет этой сказки?

8. Работа в группах (слайд 11).

Составьте портреты трёх дочерей, расскажите о них.

          Динамическая пауза (музыкальная разминка).

          Презентация работ группами.

          Рефлексия (слайд 12).

Упражнение «Добрые слова»

Напишите на сердечках три ласковых слова, которые вы бы сказали маме.

12. Оценивание (слайд 13).




Top