Татьяна синявская биография. Самый загадочный блогер россии

Тамара Ильинична Синявская. Родилась 6 июля 1943 года в Москве. Советская и российская оперная певица (драматическое меццо-сопрано), педагог. Народная артистка СССР (1982).

Вокальный талант ей передался от матери, которая имела хороший голос и сама в юности мечтала стать певицей.

Об отце Тамары ничего не известно.

Петь начала с трех лет. Она рассказывала, что первыми ее концертными залами были подъезды старых московских домов с прекрасной акустикой: "там очень красиво звучал голос, как в храме", - вспоминала Синявская. Также давала «концерты» в своем дворе.

Интересно, что в детстве она мечтала стать врачом - на втором этаже их дома находилась поликлиника и ей нравилось там бывать. "Наверное, если бы я не стала певицей, из меня получился бы неплохой врач", - говорила она.

С ранних лет стала посещать Дом пионеров, где обучалась вокалу. Затем занималась в Ансамбле песни и пляски Московского городского Дворца пионеров под руководством Владимира Сергеевича Локтева. С этим ансамблем еще в школьные годы она побывала в Чехословакии.

Также увлекалась спортом - коньками и лыжами. Но из-за боязни простудиться и потерять голос спорт пришлось бросить.

После окончания школы поступила в музыкальное училище при Московской консерватории имени П. И. Чайковского, которое окончила в 1964 году. Во время учебы подрабатывала в хоре Малого театра. "Тем более что мы с мамой жили очень скромно, а за спектакль платили 5 рублей (к примеру, столько стоил килограмм севрюги в Елисеевском гастрономе)", - вспоминала Синявская.

С 1964 года - солистка Большого театра. Впервые на сцену вышла в роли Пажа в опере «Риголетто» Д. Верди. "В Большой я пришла, когда мне было 20 лет, наивной, доверчивой, влюбленной в сцену и очень доброжелательной ко всем девочкой. Из-за моего юного возраста никто из солисток и не воспринимал меня как соперницу", - вспоминала она. Но уже скоро Тамара Синявская стала одной из ведущих певиц театра.

Уже в 1964 году талантливую певицу пригласили на центральное телевидение СССР - в программу «Голубой огонек».

Тамара Синявская. Голубой огонек - 1964

В Большом прослужила до 2003 года. Выходила на сцену с Ириной Архиповой, Александром Огнивцевым, Зурабом Анджапаридзе. По её собственному признанию, в театр она ходила не на работу - театром она жила. За 40 лет на сцене Большого театра Тамара Синявская стала примой, исполнив бархатным меццо-сопрано все главные оперные партии. За голосовой диапазон и мастерство певицу назвали лучшей русской вокалисткой итальянской школы.

В 1970 году окончила ГИТИС по классу пения у Д.Б. Белявской.

В 1972 году принимала участие в спектакле Московского государственного академического камерного музыкального театра под руководством Б. А. Покровского «Не только любовь» Р. К. Щедрина (партия Варвары Васильевны). Много выступала за рубежом. Была участницей музыкального фестиваля «Варненское лето» в Болгарии.

Выступала в спектаклях оперных театров Франции, Испании, Италии, Бельгии, США, Австралии и других стран мира. Гастролировала с концертами в Японии и Южной Корее.

Некоторые партии из обширного репертуара Синявской впервые были исполнены за рубежом: Лель в «Снегурочке» Н. А. Римского-Корсакова (Париж, концертное исполнение); Азучена («Трубадур») и Ульрика («Бал-маскарад») в операх Дж. Верди, а также Кармен - в Турции. В Германии и во Франции с большим успехом пела произведения Р. Вагнера, в Венской государственной опере была участницей постановки оперы «Война и мир» С. С. Прокофьева (партия Ахросимовой).

Тамара Синявская - Прощай, любимый

Вела обширную концертную деятельность, с сольными концертами выступала в крупнейших концертных залах России и за рубежом, в том числе в Большом зале Московской консерватории, Концертном зале имени П. И. Чайковского, Консертгебау (Амстердам). В концертном репертуаре певицы сложнейшие произведения С. С. Прокофьева, П. И. Чайковского, «Испанский цикл» М. де Фалья и других композиторов, оперные арии, романсы, произведения старых мастеров в сопровождении органа.

Очень интересными были ее выступления в вокальном дуэте с мужем Муслимом Магомаевым.

Плодотворно сотрудничала с Е. Ф. Светлановым, выступала со многими выдающимися дирижёрами, среди которых Риккардо Шайи и Валерий Гергиев.

В 2003 году певица ушла со сцены. Она поясняла: "Уж лучше пусть говорят, что из театра я ушла слишком рано, чем слышать: «Как? Она все еще поет!»... Я могу себе позволить петь только на своем уровне и ни на ступеньку ниже. Но петь, как раньше, я уже не могу, хотя бы из-за нервов. Выступая в каком-нибудь концертном зале, я начинаю волноваться, как будто бы выхожу по меньшей мере на сцену Ла Скала. Зачем мне это надо? Я и на телевидении по этой же причине не появляюсь - вдруг покажут в таком ракурсе, что ахнешь... Стараюсь охранять себя и свое имя".

Преподаёт на факультете музыкального театра в РАТИ-ГИТИС.

Именем Синявской (4981 Sinyavskaya) названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.

Рост Тамары Синявской: 170 сантиметров.

Личная жизнь Тамары Синявской:

Дважды была замужем.

Первый муж - артист балета.

Второй муж - , советский, азербайджанский и российский оперный и эстрадный певец (баритон), композитор, Народный артист СССР. Познакомились 2 октября 1972 года в Баку на декаде русского искусства. На тот момент Тамара Синявская была замужем. В течение двух лет Магомаев за ней ухаживал - в 1973–1974 годах Синявская стажировалась в миланском театре «Ла Скала», Муслим звонил ей каждый день. Она вспоминала: "Я тогда стажировалась в Италии. Муслим ежедневно звонил мне, давал послушать новые записи. Мы много и подолгу общались. Во сколько обошлись ему эти звонки, вы можете себе представить. Но разговор о деньгах был и есть запретной темой. Он всегда был очень щедрым мужчиной". В итоге она развелась со своим первым мужем и вышла замуж за Магомаева.

Прожили вместе 34 года. Несмотря на то, что в семье певцов так и не появились дети, супруги прожили долгую и до последнего дня счастливую жизнь вместе, наполненную общением и романтикой. Их брак не смогли разрушить даже слава и многочисленные поклонники и поклонницы. Музыка и театр были их общим миром, тем главным в жизни, что скрепило их союз.

Фильмография Тамары Синявской:

1964 - Голубой огонёк 1964 (фильм-спектакль)
1966 - Каменный гость - вокал (Лаура - роль Л. Трембовельской)
1970 - Севиль (вокал)
1972 - Осенний концерт (короткометражный)
1979 - Иван Сусанин (фильм-спектакль)
1979 - В песне жизнь моя... Александра Пахмутова (короткометражный) - песня "Прощай, любимый"
1983 - Карамболина-карамболетта - Сильва
1984 - Страницы жизни Александры Пахмутовой (документальный)

Дискография Тамары Синявской:

1970 - «Борис Годунов» М. Мусоргского - Марина Мнишек
1973 - «Царская невеста» Н. А. Римского-Корсакого - Любаша
1977 - «Евгений Онегин» П. Чайковского - Ольга
1979 - «Иван Сусанин» М. Глинки - Ваня
1986 - «Князь Игорь» А. Бородин - Кончаковна
1989 - «Цикл песен на стихи Марины Цветаевой»
1993 - «Иван Грозный» С. Прокофьева
1999 - «Еврейский цикл» Д. Шостаковича

Репертуар Тамары Синявской в Большом театре:

Паж («Риголетто» Дж. Верди);
Дуняша, Любаша («Царская невеста» Н. Римского-Корсакова);
Ольга («Евгений Онегин» П. Чайковского);
Флора («Травиата» Дж. Верди);
Наташа, Графиня («Октябрь» В. Мурадели);
Цыганка Матреша, Мавра Кузьминична, Соня, Элен Безухова («Война и мир» С. Прокофьева);
Ратмир («Руслан и Людмила» М. Глинки);
Оберон («Сон в летнюю ночь» Б. Бриттена);
Кончаковна («Князь Игорь» А. Бородина);
Полина («Пиковая дама» П. Чайковского);
Алконост («Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Н. Римского-Корсакова);
Кэт («Чио-Чио-сан» Дж. Пуччини);
Федор («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Ваня («Иван Сусанин» М. Глинки);
Жена комиссара («Неизвестный солдат» К. Молчанова);
Комиссар («Оптимистическая трагедия» А. Холминова);
Фрося («Семен Котко» С. Прокофьева);
Надежда («Псковитянка» Н. Римского-Корсакова);
Любава («Садко» Н. Римского-Корсакова);
Марина Мнишек («Борис Годунов» М. Мусоргского);
Мадемуазель Бланш («Игрок» С. Прокофьева);
Женя Комелькова («Зори здесь тихие» К. Молчанова);
Княгиня («Русалка» А. Даргомыжского);
Лаура («Каменный гость» А. Даргомыжского);
Кармен («Кармен» Ж. Бизе);
Ульрика («Бал-маскарад» Дж. Верди);
Марфа («Хованщина» М. Мусоргского);
Азучена («Трубадур» Дж. Верди);
Клавдия («Повесть о настоящем человеке» С. Прокофьева);
Морена («Млада» Н. Римского-Корсакова)

Награды и премии Тамары Синявской:

I премия IX Международного фестиваля молодёжи и студентов в Софии (1968);
Гран-при и специальная премия за лучшее исполнение романса на XII Международном конкурсе вокалистов в Вервье (Бельгия) (1969);
I премия IV Международного конкурса имени П. И. Чайковского (1970);
Премия Московского комсомола (1970);
Премия Ленинского комсомола (1980) - за высокое исполнительское мастерство;
Премия Фонда Ирины Архиповой (2004);
Премия Правительства Российской Федерации 2013 года в области культуры (23 декабря 2013) - за создание Фонда культурно-музыкального наследия Муслима Магомаева;
Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
Заслуженная артистка РСФСР (1973 год);
Народная артистка РСФСР (1976 год);
Орден «Знак Почёта» (1980);
Народная артистка СССР (1982 год);
Орден Почёта (22 марта 2001 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкально-театрального искусства;
Народная артистка Азербайджана (10 сентября 2002 года) - за заслуги в развитии азербайджанского оперного искусства и укреплении культурных связей между Азербайджаном и Россией;
Орден «Слава» (Азербайджан, 5 июля 2003 года) - за заслуги в укреплении российско-азербайджанских культурных отношений;
Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (15 февраля 2006 года) - за большой вклад в развитие отечественного музыкального искусства и многолетнюю творческую деятельность;
Орден «Дружба» (Азербайджан, 4 июля 2013 года) - за заслуги в области популяризации культуры Азербайджана


Всем доброго дня! Я являюсь горячей поклонницей творчества Тамары Синявской и глубоко восхищаюсь ее талантом. Если вы никогда не слышали об этой удивительной женщине, не слышали ее чарующего голоса – вы многое потеряли и эту ошибку нужно срочно исправлять. В своей статье я постараюсь подробно рассказать о том, кто такая Тамара Синявская и о ее уникальном таланте.

О детстве и творческом пути

Будущая дива русской оперной сцены Тамара Синявская родилась в Москве 6 июля 1943 года. Росла Тамара в годы военные и голодные и заботилась о ней только мама. Об отце певицы ничего не известно и она сама о нем не упоминала ни в одном интервью, но зато всегда и охотно, с горячей любовью отзывалась о своей матери. Именно мама в свое время привела Тамарочку в Дом пионеров, где девочка начала учиться вокалу, параллельно выступая в Ансамбле песни и пляски.

Худруки ансамбля обратили внимание на необычный талант девочки и порекомендовали ей поступать после школы в училище при столичной консерватории. Тамара последовала совету. Учась вокалу уже профессионально, Синявская начинает петь в хоре Малого Театра, а заодно усваивать азы актерского и оперного мастерства.

Окончив училище, Тамара приходит стажером в Большой театр. Она поет перед комиссией, и ее члены оказываются настолько поражены певческими данными молодой исполнительницы, что ее берут, закрыв глаза на отсутствие консерваторского образования. За год Тамара добивается поразительных успехов – ее берут в основной состав. Дебютантка оказывается на одной сцене с такими звездами как Галина Вишневская, Александр Огнивцев, Ирина Архипова.


Признание к Тамаре Синявской пришло после исполнения партии Ольги в опере «Евгений Онегин». Роль досталась девушке случайно – основная труппа была на гастролях, и времени на поиски солистки не было. Пригласили Тамару, и она вступила настолько блистательно, что ее признали лучшей исполнительницей роли Ольги всех времен.

Первый успех не стал поводом для звездной болезни у Тамары Синявской. Она ежедневно и неустанно трудилась над совершенствованием своего таланта, расширением репертуарных возможностей. Только в первые несколько лет выступлений в Большом театре Синявская исполнила десяток разных партий, которые признаются лучшими в истории русской и мировой оперы. В Большом Театре Тамара Синявская проработает почти 40 лет и исполнит лучшие оперные партии в самых разных постановках. Фото, на которых Тамара запечатлена в разных амплуа, вы можете увидеть ниже.

Личная жизнь

С любовью всей своей жизни, Муслимом Магомаевым Тамара Синявская познакомилась во время поездки в Баку. И Муслим, и Тамара во время первой встречи были не свободны, поэтому волю вспыхнувшим чувствам не дали. Тамара сразу после возвращения из Баку уехала в Италию и думала, что ее внезапная симпатия угаснет и не разрушит ее брак. Но Муслим был настойчив: он звонил, обсуждал с любимой творческие планы, новую музыку. И крепость пала: вернувшись из Италии, Тамара развелась с супругом и вступила в новый брак с Магомаевым.

Синявская и Магомаев редко расставались, часто организовывали совместные выступления и гастроли. Их брак был крепким и счастливым, но, увы, в 2007 году Магомаева не стало. Тамара Синявская была безутешна, ведь мужа она любила безмерно. Почти три года она жила отшельницей, избегая общества и не желая ни с кем разговаривать. Время не исцелило рану, но все же позволило найти отдушину – Тамара решила заняться преподавательской деятельностью и также учредила конкурс молодых исполнителей имени своего покойного супруга. Вот такая история жизни ярчайшей звезды русской оперной сцены Тамары Синявской.

Талантливая певица покорила сердца миллионов слушателей. Великий талант и всенародная любовь сделали из Тамары Синявской кумира, а ученые назвали в честь нее одну из малых планет Солнечной системы. Часто на просторах интернета можно найти такие запросы, как «Биография и дети Тамары Синявской», но мало кто находил именно нужную информацию.

Будущая певица родилась в Москве в русской семье. Мать обладала певческим талантом, но не смогла раскрыть его на сцене. Эта миссию взяла на себя дочь Тамара. В три года девочка поняла, что пение является любимым для нее занятием. Особенно привлекательно было петь в парадных подъездах, которые обладают хорошей акустикой.

Во дворе она проходила все парадные и пела в каждой из них, не обращая внимания на недоуменные глаза жильцов домов. Однажды матери маленькой певицы предложили отдать девочку в Дом пионеров, где бы она смогла профессионально заниматься пением. Мать так и поступила. Теперь Тамара пела и во дворах, и на улице, и в Доме пионеров. Уже в этом возрасте она набирала небольшую публику, приходящей в восторг от ее пения. Позже Тамара стала участницей детского коллектива Лосева, где юная артистка не только пела, но и занималась танцами.

Через некоторое время Тамара Синявская была переведена в хор, где получила огромный опыт в певческой деятельности и манере держаться на сцене. Этот коллектив был очень знаменитым. Он принимал участие во многих правительственных мероприятиях, а Тамара уже тогда считала сцену своим домом. Слава ансамбль распространялась на другие страны, и скоро он стал гастролировать по Чехословакии.

Уже в детстве девочка была очень разносторонней. Детской мечтой была профессия врача. Этому во многом способствовала клиника, находящаяся вблизи от дома. Запах оттуда привлекал юную артистку, а игры часто носили название «доктор Синявская».

Зимний период больше всего привлекал маленькую Тамару, так как она любила кататься на лыжах и коньках. Вместе с подружками она часто посещала кино и напевала песни и кинофильмов. А после того, как увидела на большом экране актрису из Аргентины Лолиту Торрес, заветной мечтой стала профессия артистки.

В старших классах школы Тамара, наконец, определилась с профессиональным выбором. Она отдала предпочтение театру и поступила в музыкальное училище, которое ей посоветовал руководитель коллектива Локтев. Здесь ее талант довели до уровня мастерства отличные преподаватели.

Коренная москвичка смогла совместить учебу с работой, и начала подрабатывать в хоре Малого академического театра, где выступала на одной сцене с кумирами всей страны. Их энергетика стала мощным толчком для последующей карьеры будущей оперной певицы.

Музыка

После дебютного выступления с цыганским хором, опытные мастера сразу же заметили выдающееся дарование и дали сольные партии в последующих партиях в «Александре Невском» и «Москве». После получения диплома с отличием, Тамаре рекомендовали пойти стажироваться в Большой театр, где набиралась группа практикантов.

Исключительный талант Тамары дал возможность пройти успешно прослушивание, несмотря на то, что у певицы был очень юный возраст, и не было образования, которое получается только в консерватории. На сцене Большого театра певица познакомилась с выдающимися деятелями искусства и культуры.

Через некоторое время Тамара смогла войти в основной состав коллектива. На этом москвичка не остановилась и решила параллельно продолжить обучение в ГИТИСе, где знаменитые преподаватели превратили ее голос в настоящую редкость.

В театре режиссер Борис Покровский решил помочь актрисе в борьбе с робостью и дал ей роль пажа в опере. После этой роли все поняли, что она отлично играет роли и женские, и мужские.

Настоящим триумфом стала поездка в Милан. Там в составе основного коллектива Тамара Синявская исполнила главную роль Ольги в спектакле «Евгений Онегин». Высокую оценку она получила из уст знаменитого мэтра Сергея Лемешева, которому на тот момент было 70 лет.

За большую сценическую работу в течение сорока лет Тамара Синявская исполнила множество первых ролей и стала настоящей примадонной. Ее наградили званием лучшей русской вокалистки итальянской школы, что позволило приобрести фанатов, как в России, так и за рубежом. Бархатный меццо-сопрано стали слушать во многих странах и определять по ней знаменитую приму театра.

Тамара Синявская могла исполнить партии на французском и итальянском языке, но русскую душу всегда отмечали даже зарубежные критики. Особенно это почувствовали в опере «Царская невеста», эту роль ценители назвали лучшей ролью певицы.

1970 год стал знаковым в судьбе оперной певицы и принес ей мировую славу. Это поспособствовала высшая награда на конкурсном фестивале, посвященном русскому композитору Чайковскому. После этой яркой победы зарубежные представители предложили многочисленные роли на иностранных площадках, но Тамара не представляла жизни без Большого театра.

Оперную карьеру певица закончила в 2003 году, когда был ее певческий взлет. Позже она дала комментарий по поводу своего ухода. Она решила, что не стоит дожидаться слов о том, что у нее карьерное долгожительство.

Личная жизнь

Несмотря на яркую карьерную жизнь, поклонников интересует именно биография Тамары Синявской. Замужем певица была два раза. И первый, и второй муж были творческими людьми. Первым мужем был артист балета Сергей. Семья не заводила детей.

Вторым мужем был знаменитый на всю страну певец с очаровательным голосом и восточным колоритом, покорившим оперную певицу, Муслим Магомаев. Новости об этом браке разлетелись в миг. Вместе они прожили больше 30 лет. Фанаты часто интересуются темой биографии Тамары Синявской, но детей в браке с Муслимом не было. После его смерти певица долгое время не выходила на публику.

Тамара Синявская сегодня

Сейчас часто слышатся новости по поводу многочисленных скрытых частей биографии Татьяны Синявской. Сегодня Тамара является преподавателем в том самом ГИТИСе, куда сама когда-то поступала. Детьми для москвички стали студенты, которым она посвятили всё свое время. Так, уйдя со сцены осталась в дружеских отношениях с искусством и занимается им по сей день.

Дискография

Дискография певицы поистине великая, несомненно, она бы пополнялась еще, если бы не уход сцены. Первая роль была исполнена в 1970 году, когда Тамара раскрыла свой талант в «Евгении Онегине». Поистине, русский характер певица показала всему миру в постановке 1973 года «Царская невеста». Также в репертуар певицы вошли такие оперы как «Иван Сусанин», «Князь Игорь», «Борис Годунов». Лирическую нотку в дискографию внесло исполнение стихотворений из цикла песен знаменитой Марины Цветаевой.

Тамара Синявская для меня всегда была как бы во втором эшелоне за спиной её мужа - великого певца Муслима Магомаева . Хотя я видел её на концертах и восхищался голосом. Её контральтовое меццо-сопрано привёл в восторг Марию Каллас и Тито Гоби. На IV Международном конкурсе им.Чайковского она взяла золотую медаль. А песню "Черноглазая казачка" пела вся страна. Семь лет после смерти Муслима Магомаева Тамара Синявская не выходила на сцену и не общалась со своими поклонниками. И вот в Центральном Доме Литераторов на проекте Владимира Глазунова "Один на один" состоялось долгожданная встреча Тамары Ильиничны с поклонниками. Очень душевная, надо сказать, получилась эта встреча

01.


Тамара Синявская: "Прошло уже семь лет и несколько месяцев когда у меня, практически, оборвалась жизнь. Я сейчас смотрела в кулисах эти кадры, я тоже их давно не видела и не слышала. и поймала себя на мысле о том, что я могу уже это видеть и слышать. Потому что первое время видеть на экране Муслима, слышать его голос, для меня было мучительно. Поэтому я вам очень благодарна за то, что вы меня пригласили, и за то, что пришли, и за то, что вместе с вами я увидела, практически, начало наших взаимоотношений".

02.

Владимир Глазунов: "О чём угодно мечтала в детстве Тамара, но только не о том, чтобы стать певицей. Это правда?"

03. Владимир Глазунов

Тамара Синявская: "Правда. Пение и танцы были у меня связаны, но они не представлялись мне, как профессия. С самого начала пребывания на этой земле я пела и танцевала, поэтому для меня это не считалось профессией. Мама неочень была за то, чтобы я выбрала профессию певицы потому, что она как нормальный адекватный человек говорила о ты, что ты простудишься и нет у тебя профессии. Она была абсолютно права. Поэтому мы все заложники своего голоса, своей профессии. Надо за собой здорово следить, чтобы не простужаться, беречь голос, беречь внешний вид, чтобы режиссёр приглашал тебя в свой спектакль. Когда распределялись роли у нас в Большом театре внимание очень сильно обращали. Это было трудно, потому что Большой театр всегда славился своими певицами, которые не были худенькие. Поэтому я всегда вспоминаю установку Бориса Александровича Покровского, которую он дал на всю жизнь. Когда я пришла в Большой театр, а я никогда не была худенькая, но всё было нормально. И потом я услышала такую фразу, что: "Артистки всегда должны быть в форме". А Борис Александрович требовал от артисток. Одна из его любимых артисток Галина Вишневская. Она всегда держала себя в форме. Например, если она поправлялась, то садилась на три дня на лимоны и сбрасывала ненужные килограммы. И он, практически, всегда приводил её в пример".

04.

Тамара Синявская: "Ну я конечно же это учла и в первый же отпуск в Большом театре летом я поехала на море. Я закрыла себе рот и пила только кефир. И я за месяц похудела на шесть килограммов. Борис Александрович это заметил. Я прошла по коридору. Он говорит: "Вот, посмотрите, идёт Артистка Большого театра! Всё на месте и стройна." Я окрылилась и пошла на урок. И у меня тело не выдержало такого напора и у меня стал покачиваться голос. И я сильно испугалась. Я забыла про диету. Я стала сильно-сильно кушать. Но набрала всего два килограмма. И я успокоилась, когда голос нашёл своё место в моём новом теле. И с тех пор я сижу почти всю жизнь на этих диетах".

05.

Тамара Синявская: "У мамы был альт. Очень красивый тембр. Но мама никогда не пела. Единственное, что она пела - в церкви на клиросе. Это было давно, когда она ещё была очень молода и меня в её жизни ещё не было. Поэтому все её концертные выступления закончились ровно в тот момент, когда появилась я. Она была очень строгий человек и жила очень трудно. Она меня одна воспитывала".

06.

Тамара Синявская: "Понимаете какая мистика, мы вот сейчас говорим о нём (о Муслиме) а он ведь здесь. Я первый раз ощутила это, это касалось не Муслима, после конкурса Чайковского меня пригласили спеть сольный концерт в городе Клин в его доме. Я спела в его доме, а потом нас пригласили в концертный зал. Я вышла на сцену, как всегда пообщалась с публикой, задавались какие-то вопросы, а потом я говорю: "А вы знаете, что Пётр Ильич сейчас здесь". В зале такая тишина. Ну что это такое экстрасенс какой-то. Нет. На самом деле это происходит оттого, когда человека вспоминают, он тут же является. Так что он, Муслим, сейчас здесь".

07.

Тамара Синявская: "На конкурсе имени Чайковского была не только Мария Каллас, но и певец Тито Гоби - любимый певец Муслима Магомаева. Он был для него не то, что как эталон. Он не поклонялся, а восхищался. Были такие артисты которые обладали не только артистическим, но и человеческим обаянием".

08.

Владимир Глазунов: "Мария Каллас произнесла слова, которые, быть может, определили жизненное кредо Тамары Ильиничны Синявской: "Чудесная девочка, прекрасная. Но реализовала бы при этом в своём выступлении, сегодня, показала бы, выступила блестяще. Но это не всё. Лишь на одну треть. Могла бы больше. Вот тогда вообще было бы - ах!"

09.

Тамара Синявская: "Эти слова были сказаны в несколько другом контексте. Она сказала не на данное выступление, она сказала: "У неё на данный момент реализована одна треть её дарования. Будем ждать".

10.

Тамара Синявская: "Я не знаю таких людей, которые полностью бы реализовались. Потому что это надо закрыть книжечку и уйти. Так нельзя. Мне кажется, что поводить итоги это можно знаете когда? Когда уже вы говорить не сможете, а будут говорить над вами".

11. Юные певцы исполнили "Эхо" и получили ценные советы от Тамары Синявской

Тамара Синявская: "Муслим был очень трудоспособный и трудолюбивый, и очень требовательный. Так как он к себе относился, он относился ко всем окружающим. Он был очень пунктуальным человеком и, если, например, к кому то нужно было прийти в два часа, он без двух минут два стоял возле двери, чтобы позвонить ровно в два часа в дверь. Если к нему не приходили также, когда он просил, он этого не понимал и иногда вспыхивал. Когда его хвалили, он всегда говорил: "О чём вы говорите? Мне до этого ещё очень далеко". От курения он не знал как избавиться, но пытался".

12.

Тамара Синявская: "То, что Большой театр - арена, я согласна. Я бы сказала ещё сочнее - это коррида, на которой происходит бой. Это коррида на которой действительно выживает сильнейший. Но в силу того, что я пришла очень юная девочка, у меня не было амбиций кого-то подвинуть, выбраться на первое положение и держать его вот в таком состоянии. Я была счастлива тогда стопроцентно, потому что у меня не было ощущения. что я должна что-то раздвигать локтями. У меня, конечно есть актёрское честолюбие, актёрское самолюбие, но это не идёт впереди планеты всей. Это идёт внутри и если касается моей профессии, это пробуждается. Если это касается человеческих качеств, я это оберегаю и не хочу ничего в душу закладывать, потому что это очень портит нутро".

13.

Тамара Синявская: "Я хотела, чтобы меня пригласила Галя Волчек в свой спектакль, мы об этом беседовали. Я почему-то свои мозги на это и настроила. Но меня никто не пригласил. И когда Александр Анатольевич Ширвиндт пришёл ко мне в институт и где-то минут 59 он мучил меня своим приглашением в спектакль "Реквием по Радомесу" он почти сразу понял, что это я не выдержу физически. Это была единственная причина".

14.

Тамара Синявская: "Я пою. Пою в классе. Показываю студентам иногда. Иногда мне это удаётся, а иногда противно слушать самой. Но они делают вид, что всё в порядке. Я отношусь по-серьёзному к своей профессии, поэтому я понимаю, надо показываться тогда, когда ты доставляешь удовольствие не только слушателям, но и себе. И как говорил мой любимый супруг: "Ты лучше уйди на полчаса раньше, чем на пять минут позже". С большим шумом он вошёл в нашу жизнь и также достойно, по-английски он вышел. Не стал устраивать из этого шоу".

15.

Тамара Синявская: "Когда Галина Вишневская проходила по театру, с неё можно было брать пример: как она была причёсана, как одета, какие духи шлейфом за ней шли. Её конечно побаивались. Поэтому когда я увидела её в домашней обстановке, совсем другую. И ещё я увидела такую же Галину Павловну уже в 1985 году, уже десять лет спустя, как они уехали из страны. И она жила в Париже. Когда я прилетела туда на очередные гастроли, я ей позвонила. Я села в такси. "К дому не подъезжай". Я говорю: "Почему?" "А вдруг, кто-то следит за тобой". Ну тогда такое время было. Мы посидели с ней часов шесть на кухне у неё в Париже".

16.

Тамара Синявская: "В Большом театре надо либо родиться, либо приезжать на гастроли. Но придти туда после периода своей жизни, когда ты получил такое большое признание как Магомаев. Большой театр такой ревнивый товарищ был всегда. Если кто-то приходил туда, надо было очень долго бороться за своё место под солнцем. У нас была очень сильная баритоновая группа. И никого бы они так просто к спектаклю не допустили. А Муслим сказал чётко: "В очередь я вставать не буду". А мы все, в основном, стояли в очереди, потому что у нас была сильная и меццо-сопрановая группа. Там была Елена Архипова, там была Елена Образцова"

17. Зрители задают вопоросы

Тамара Синявская: "Когда нас Роберт Рождественский познакомил с Муслимом, тот представился очень скромно: "Муслим". Это было в филармонии имени Муслима Магомаева. Это его дедушка. Я этого не знала. Я думала, что в Баку так чтут Муслима, что при его жизни дали имя филармонии. Мне было так стыдно, что я этого не знала. Я не могла знать, что его дед полный его тёзка - знаменитый композитор, один из основоположников азербайджанской музыки. Он был главным дирижёром Оперного театра...В октябре мы познакомились, в октябре мы и простились".

25 октября 2008 года ушел из жизни Муслим Магомаев. После трех лет затворничества Тамара Ильинична нарушила обет молчания и дала своё первое интервью.
На протяжении долгих 34 лет, если говорили: «Муслим Магомаев», непременно добавляли: «…и Тамара Синявская», и наоборот - в сознании меломанов эта блистательная пара была неразлучна и неразрывна, их семейный дуэт вызывал восторги и зависть на сцене и в жизни.



Описание их знакомства могло бы украсить завязку любого любовного романа. В Бакинской филармонии, которая носит имя деда Муслима Магомаева, певца подозвал поэт Роберт Рождественский, чтобы представить своей молодой спутнице. «Муслим!» - отрекомендовался мужчина, по которому сохли тогда все женщины страны. Красавица рассмеялась: «И вы еще себя называете? Вас весь Советский Союз знает!».

Впрочем, Тамара Синявская, а это была именно она, к тому времени и сама была широко известна в - чего уж греха таить - довольно узких кругах отечественных ценителей оперного искусства. Достаточно сказать, что ее, 20-летнюю девчонку, приняли в стажерскую группу Большого театра даже без высшего консерваторского образования (редчайший случай!), а ведь когда в первом туре объявили ее фамилию и возраст, по залу прокатился смешок: «О, скоро из детского сада будут в Большой приходить». Тем не менее всего через год Тамару перевели в основной состав.

Ее бархатистое, глубокое меццо-сопрано с возможностями контральто ввергало в экстаз публику Монреаля, Парижа, Осаки, многих других городов и стран, за три года она собрала три золота на международных конкурсах вокалистов. Кстати, на самом престижном - имени Чайковского - заранее было известно, что победа предназначена восходящей тогда звезде Елене Образцовой - за ее кандидатуру дружно проголосовали все советские члены жюри, но зарубежные так же категорично высказались за… Тамару Синявскую, и под их напором первую премию разделили.

После этого конкурса видный импресарио Зарович настойчиво приглашал молодую певицу в полугодичное турне по Америке, засыпал театр и Госконцерт телеграммами, а в ответ получал стандартные отписки: «Занята в репертуаре», хотя Синявская в это время пела только Ольгу в «Евгении Онегине» и мелочь типа «кушать подано». Видно, советские искусствоведы в штатском опасались, что красавица Тамара там, за океаном, в кого-нибудь влюбится и останется - дело-то молодое, но судьба предназначила ее Муслиму и вела их навстречу.

Дмитрий Гордон

…Тогда в Баку руководство республики решило показать приехавшим на Декаду русской литературы и искусства в Азербайджане гостям чудо-город на сваях под названием Нефтяные Камни. Паром, который туда курсировал, хлебосольные хозяева уставили столами с южными яствами, но когда он отчалил, первый секретарь республиканского ЦК Гейдар Алиев, к своему удивлению, обнаружил, что Магомаева на борту нет. «И Синявской тоже», - подсказал ему кто-то, и все стало ясно без слов. Вскоре после их свадьбы Тамаре позвонил Лемешев, и она воскликнула: «Тут есть человек, который давно мечтает выразить вам восхищение вашим талантом». Мэтр благосклонно принял от Муслима восторженные слова, а потом спохватился: «Простите, но почему вы в одной квартире?». Только потом уже вспомнил, что, проезжая мимо ресторана «Баку», видел шумную толпу и ему объяснили: «Там Магомаев женится».
…Они долго обращались друг к другу на вы: может, поэтому Тамара Ильинична (наверстывая упущенное?) даже на людях называла мужа игриво Мусиком, Митей, Кутей и Тяпой (хотя свое царственное имя предпочитала слышать целиком). Бывало, что они ссорились, и Муслим Магометович, хлопнув дверью, уезжал в Баку, но потом с восточной пышностью делал первый шаг к примирению: дарил цветы и представления в ее честь.
Их навсегда соединили любовь и музыка, и Магомаев, как никто, мог понять, что чувствовала его жена, когда ее, беспартийную, заочно разбирали на партсобрании за то, что исполнила на одном из праздничных телевизионных «Огоньков» песню: мол, так можно и до эстрады докатиться! Муслим один знал, что после «Кармен», где Тамара более трех часов пела и танцевала, она теряла два килограмма, а после других спектаклей - по килограмму…
Поднимая как-то на юбилее Муслима Магометовича тост, Мстислав Ростропович пошутил: «Мы с тобой оба - члены клуба несчастных мужей солисток Большого театра»… Не знаю уж, на что намекал маэстро, но Тамара Ильинична, которая слыла с юных лет душой компании, ради супруга-отшельника полюбила уединение, а чтобы потрафить его кавказскому воспитанию, она, дама с характером, публично осудила эмансипацию и, более того, вскоре после того, как Магомаев закончил карьеру, покинула Большой.

Последний спектакль она спела в 2002 году, в возрасте, когда другие примадонны еще и не думают уходить со сцены, а с 2007-го супруги не давали уже и концертов. Они не афишировали, что Муслим Магометович очень плохо себя чувствовал, перенес операцию на сосудах, но заботливая жена до его последнего вздоха была рядом… Сказки о таких парах обычно заканчиваются словами: «Они жили долго и счастливо и умерли в один день», однако на самом деле так не бывает. Овдовев, Синявская долго была безутешна, но собрала волю в кулак, чтобы никто не увидел на ее лице следы пролитых слез. У нее еще много дел: провести второй вокальный конкурс имени Магомаева, написать книгу… Все это необходимо, чтобы в памяти людской их любовь осталась не просто надолго - навсегда.

Признаюсь, Тамара Ильинична: давно хотел побеседовать с вами публично, тем более что вас несправедливо мало и на экране, и в прессе…
- Дима, а можно, как говорил Борис Саныч Покровский, я к вам сразу перпендикуляром выступлю? Меня на экране не мало, меня сейчас мало, и это, кстати, не вина телевидения и не упущение чье-то, а мое пожелание. Присутствовать на всеобщем обозрении я не хотела, и это мой первый после долгой паузы выход на люди…
- Спасибо…
- Плюс ко всему сегодня 25-е, а для меня этот день трудный. Три года назад я осталась одна, тем не менее, очень хорошо все взвесив, решила, что молчание это пора прервать.

- У вас удивительный тембр, а вы никогда не пытались понять, откуда такой он неповторимый?
- Откуда, не знаю, просто помню, что у мамы моей был красивейший разговорный голос. Когда ее не стало, она очень долго мне снилась: будто я ей звоню и слышу в ответ: «Тамара!» - вот словно положила свой голос мне на связки, на ушко, на сердце, и я вздрагивала, когда слышала ее во сне.
- Мама пела?
- В церкви, на клиросе. У нее был альт - низкий голос, но она никогда не выступала профессионально, потому что судьба ей выпала совсем не артистическая, очень тяжелая. Всю свою жизнь, в общем-то, мама отдала мне.
- Вы москвичка?
- Да, причем коренная.
- Зачастую москвичам сложно выдерживать конкуренцию с провинциалами, которые прокладывают, даже прорубают себе дорогу локтями. Тяжело было вам удержаться в Большом театре?
- Я даже не понимаю, о чем вы говорите, потому что вообще на эту тему не размышляла. Я родилась, открыла рот, запела…
- …и все?..
- …и никогда не думала, как сложится у меня жизнь. Мечтала артисткой быть, учительницей, врачом, но не певицей - пела с ощущением, что так и надо, что все поют.


С Марией Каллас в Москве.

- Могли бы и драматической стать актрисой?
- Об этом, наверное, лучше спросить режиссеров, которые со мной работали в опере и видели на сцене… Некоторые приглашали в кино сниматься.
- У вас поразительные глаза…
- Спасибо, вы комплиментами просто меня обволакиваете.
- Сижу, знаете, и любуюсь, а какие конкретно роли вам предлагали в кино?
- Дезире Арто, например, в фильме «Чайковский» - помните, была такая оперная певица, с которой Петр Ильич был помолвлен? Потом ее Майя Михайловна Плисецкая сыграла (не знаю уж, по каким соображениям, видимо, так композиционно перестроился материал, хотя причинами я даже не интересовалась), а Владимир Гориккер, который в свое время снимал фильм-оперу «Каменный гость», сначала записал мою партию, меня не видя.
Под мой голос исполнять роль Лауры была приглашена (все время балерина со мной, так сказать, в паре) Ляля Трембовельская, характерная танцовщица Большого театра, а когда режиссер, уже после того, как начались съемки, со мной встретился, удивленно воскликнул: «Господи, где ж ты раньше была-то?! Вполне и сама могла бы сниматься». Но я же тогда вообще была маленькой - это 66-й год.

- Говорят, какое-то время вы подражать Лолите Торрес пытались…
- Да я всю жизнь не то что пыталась ей подражать, а была в нее влюблена. Сейчас немножечко это смешно, но тогда… Муслим, кстати, раздобыл ее фильм «Возраст любви» и на мое 33-летие мне подарил, потому что я ему просто прожужжала…
- …все уши…
- …все ушки тем, как мне хотелось бы снова увидеть картину уже в этом возрасте. Дело в том, что влюбилась в нее я в седьмом классе, когда весь Советский Союз от Лолиты был без ума (18 раз этот фильм смотрела, знала его наизусть). Господи, советские дети ей письма писали - помню, в какой-то газете опубликовали письмо 12-летнего мальчика: «Я хочу жениться на Лолите Торрес»… Поэтому я и попросила Муслима найти старую ленту - хотела проверить, не поменялся ли с годами вкус, но она и тогда мне понравилась..
- Сейчас вы пытались ее снова увидеть?
- Пыталась, но… В свое время озвучивала Лолиту Торрес Виктория Чаева, артистка, по-моему, радио - у нее, если вы помните старый дубляж, был красивый разговорный голос, и я, может, даже немного подражаю ей бессознательно. (Низким голосом): «Соледат Реалес отправляется на гастроли… Анна-Мария Росалес…». Она говорила, и тут же начинала петь Лолита Торрес, и получилось так…
- …органично?
- Очень, и вдруг несколько лет назад по НТВ снова показали «Возраст любви». Я приникла к экрану, но когда Торрес раскрыла рот, у меня внутри все угасло - в результате передубляжа незабываемый тембр исчез.


В роли Элен Безуховой в «Войне и мире»

Не знаю, какая актриса озвучивала эту роль, - может, она, если эти слова услышит, даже обидится, просто ее голос не соответствовал объему голоса певческого, он ударялся куда-то в стеночку. Исчезла магия того, как героиня говорила, - голос у нее, если помните, был немножечко «на груди». Дома у нас фильмотека большая, и когда эта картина попадается мне на глаза, я думаю: интересно, как же Лолита Торрес сейчас выглядит (смеется) ?

- Тамара Ильинична, а это правда, что вас слушала и даже хвалила великая Мария Каллас?
- Правда - просто я знаю о разговоре, который происходил, что называется, за кулисами конкурса Чайковского. У меня была знакомая переводчица (она со мной ездила в Бельгию, где я тоже получила Гран-при), и ее пригласили и на IV конкурс Чайковского переводить гостям - он у нас в 70-м году был сумасшедший.
В качестве почетных членов жюри там и Мария Каллас присутствовала, и Тито Гобби, а какая обойма певцов от Советского Союза тогда выставлялась!.. Ну, сами судите: Коля Огренич (царствие ему небесное!) и Женя Нестеренко разделили у мальчиков первое место, второе заняли, по-моему, Зураб Соткилава и Владик Пьявко, а на третьем был потрясающий баритон Витя Тришин (потом я как-то мало о нем слышала). У женщин третье место получила Дуся Колесник из Украины, второе не присуждали, а первое досталось нам с Еленой Васильевной Образцовой - видите, я все помню…
Как мне перевели, Каллас воскликнула: «Мне очень нравится эта девочка (извините, это не мои слова. — Т. С. ) - у нее роскошный голос и использована только треть дарования!». Ну и еще добавила, что у нее - то есть у меня - большое будущее: в таком, в общем, духе высказывалась. В гала-концерте, который проходил в Большом зале консерватории уже по окончании конкурса, я пела «Сегидилью» из «Кармен». Каллас сидела в шестом ряду в проходе, представляете? - а поскольку я обладала приличным, можно даже сказать, 200-процентным зрением, увидела, что она вместе со мной артикулировала, так что мы пели вдвоем.




Top