Театр имени маяковского посвящает премьеру юбилею актрисы немоляевой. Светлана Немоляева: Новый худрук театра бережно относится к классике Юбилей немоляевой в театре маяковского

МОСКВА, 18 апреля. /Корр. ТАСС Ольга Свистунова/. Народная артистка РСФСР Светлана Немоляева отмечает юбилей на сцене родного Московского академического театра имени Владимира Маяковского, где служит уже 57 лет. Именинница исполнит одну из ролей в премьерном спектакле по пьесе Александра Островского "Бешеные деньги", который был специально поставлен к ее юбилею.

"Я благодарна, что мне устроили такой замечательный бенефис", - сказала Немоляева, принимая поздравление ТАСС. "Театр взял на себя все заботы обо мне и после спектакля также делает банкет в мою честь", - добавила актриса.

Что касается возраста, то она его не скрывает. "80 лет - это невероятно", - восклицает Светлана Владимировна. "Но я не зацикливаюсь на цифрах, не рыдаю по этому поводу, это не в моем характере. Я думаю о другом. Актеры в моем возрасте мало получают подарков от театра, а я его получила - спектакль в подарок, это дорогого стоит", - заявила актриса.

Спектакль - в подарок

По словам Немоляевой, выбор пьесы принадлежит художественному руководителю "Маяковки" Миндаугасу Карбаускису.

"Я очень ценю Миндаугаса. Он талантливый, интересный, образованный человек. Как режиссер он приверженец русской классики, умеющий раскрыть автора", - сказала артистка, напомнив, что играет в нескольких спектаклях Карбаускиса и делает это с огромным удовольствием.

Однако на сей раз она встретилась с еще более молодым режиссером Анатолием Шульевым. "Его нашему театру рекомендовал художественный руководитель Театра имени Вахтангова Римас Туминас, в мастерской которого в Щукинском училище учился Анатолий Шульев, - пояснила Немоляева. - Так вот, в прошлом сезоне Анатолий Шульев поставил у нас на Малой сцене спектакль "Я была в доме и ждала…" по пьесе Лагарса и теперь для Основной сцены сделал "Бешеные деньги" Островского".

О работе с режиссером Немоляева отзывается с восторгом. "Шульев сумел создать чудесную атмосферу на репетициях. Мы действительно творили, делали спектакль, а не выясняли отношения, что нередко случается в театре", - поделилась Светлана Владимировна.

Не умолчала она и о еще одном подарке со стороны театра. Ее партнершей, а конкретно - дочкой по пьесе, стала родная внучка - актриса Театра Маяковского Полина Лазарева. "Мы уже играли дочку и маму в "Талантах и поклонниках", - отметила собеседница агентства.

"Теперь моя актерская задача состояла в том, чтобы по- другому сыграть маму, не повториться. Самое трогательное в том, что, распределяя роли, Анатолий Шульев даже не догадывался, что Полина мне родня", - улыбнулась Немоляева. "Жаль, что Полину не увидит дедушка. Я имею в виду своего мужа, известного актера Александра Сергеевича Лазарева, которого не стало шесть лет назад", - посетовала Светлана Владимировна.

Служебный роман

"Мы вместе прожили 51 год и 4 месяца", - говорит Немоляева. И больше ей не нужно произносить никаких слов. Их союз на самом деле был уникальным.

Они практически одновременно появились в театре Маяковского, где между ними почти мгновенно возник "служебный роман", который вскоре завершился законным браком. Более полувека работая в одном театре, они жили без сплетен и публичных скандалов, опровергая расхожий стереотип о шаткости актерских семей. У них вырос талантливый сын, актер "Ленкома" Александр Лазарев-младший, которому 27 апреля исполнится 50 лет.

"Сын у меня - слепок с отца, - воодушевляется Светлана Владимировна. - Он очень нравственный, верный, такой же ранимый, такой же семьянин. У него такое же человеческое благородство, как и у папы. И внуки у меня замечательные".

Немоляева рада, что внучка Полина продолжила семейную традицию - тоже стала актрисой. И работает в Маяковке, где сегодня сыграет в спектакле в честь юбилея своей бабушки.

Вся жизнь - театр

"Театр - мое счастье, мой тыл, моя крепость", - признается актриса. Понятно, что в данном случае речь идет не о театре вообще, а о совершенно конкретной труппе - о Маяковке. Сюда Немоляева пришла в 1959 году, сразу после окончания Щепкинского училища, да так и осталась навсегда.

Сначала сыграла трогательную Офелию в шекспировском "Гамлете", которого поставил тогдашний руководитель театра легендарный Николай Охлопков. Затем Маяковку возглавил не менее мощный режиссер Андрей Гончаров. В его спектаклях Немоляева создала целую галерею разных персонажей, но лучшей ролью по сей день считает тонкую, неземную Бланш Дюбуа из "Трамвая "Желание" Теннесси Уильямса.

"Меня раньше называли "водопроводом театра Маяковского": так много мои героини плакали на сцене", - вспоминает Светлана Владимировна.

Следующим худруком Маяковки стал Сергей Арцибашев, который открыл в ней дар характерной, подчас откровенно комедийной актрисы. Она блистательна в роли свахи в гоголевской "Женитьбе", хороша и в "Мертвых душах", где играет сразу две роли - Коробочки и Просто приятной дамы. Ей, бесспорно, удалась и роль городничихи Анны Андреевны в "Ревизоре", но этот спектакль уже не значится в репертуаре театра.

Сейчас в Маяковке новый главный режиссер Миндаугас Карбаускис, однако и он сразу же "положил глаз" на Светлану Немоляеву, заняв замечательную актрису в своей самой первой постановке - в "Талантах и поклонниках" по Островскому.

"Это один из моих любимых драматургов. Я же окончила Щепкинское училище при Малом театре, который по праву называют Домом Островского", - пояснила артистка. На сегодняшний день в ее репертуаре шесть спектаклей. Словом, "театральный роман" юбилярши успешно продолжается.

О кино

А ведь, казалось бы, самой судьбой ей было предначертано "светиться" на экране. Немоляева, если можно так выразиться, "родом из кино". Ее отец был известным кинорежиссером, мама - звукооператором. Они и снимали свою дочку с самого детства.

"С девяти лет, - уточнила Светлана Владимировна. - Мама тогда работала у Константина Юдина на фильме "Близнецы", и там по сюжету нужны были две девочки моего возраста. Мама меня привела, и Юдин тут же взял: "Ой, какая милая девчонка", - только и сказал. Я была толстенькая, с круглой мордочкой, светленькая".

Но, разумеется, отнюдь не эта роль сделала Немоляеву популярной киноактрисой. Для кино ее "открыл" Эльдар Рязанов, снявший ее в 1977 году в "Служебном романе", в котором Немоляева исполнила роль сентиментальной и ранимой Оли Рыжовой, долгие годы хранившей в сердце студенческую любовь. У этого же режиссера она вскоре создала еще один запомнившийся зрителям трагикомический образ - жену Гуськова в фильме "Гараж".

А потом у того же Рязанова снялась в картинах "О бедном гусаре замолвите слово" и "Небеса обетованные". Среди других фильмов с участием Немоляевой - "Короткие встречи", "Портрет с дождем", "Вторжение", "По главной улице с оркестром", "Горько!", "Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...", "Артистка", и перечень этот еще можно долго продолжать.

Она и по сей день не расстается с кинематографом. "Снимаюсь в сериалах, надо оправдывать положение, - пояснила актриса. "Но такого, как было с Рязановым, нет и не будет", - заключила юбилярша.

За свою творческую деятельность народная артистка РСФСР Светлана Немоляева отмечена множеством наград. Она - лауреат Российской национальной театральной премии "Золотая маска" и премии зрительских симпатий "Звезда театрала", удостоена ордена Почета, является кавалером ордена "За заслуги перед Отечеством" четвертой и третьей степеней.

Светлана Немоляева появилась на свет 18 апреля 1937 года в Москве. Ее семья была очень творческой, а потому отдельного упоминания в ней заслуживает практически каждый. Так в частности, отец нашей сегодняшней героини – Владимир Викторович - был известным кинорежиссером. Мама – Валентина Львовна – работала в качестве звукооператора. А дядя Константин Немоляев был актером театра и кино. По словам самой Светланы Владимировны, именно дядя впервые начал развивать в ней любовь к сцене. Он часто брал ее с собой на спектакли, проводил в гримерку, в а 1945-м году даже подыскал для нее первую роль в кино – в фильме «Близнецы». Так, уже в восьмилетнем возрасте Светлана Немоляева сумела впервые попробовать свои силы в качестве актрисы. Роль оказалась удачной, а потому уже в скором времени Света стала получать новые предложения о съемках. В 1948-м году Светлана снялась в фильме «Карандаш на льду», а год спустя в картине «Счастливый рейс». Таким образом, к моменту окончания общеобразовательной школы молодой актрисе уже было чем похвастаться. Получив диплом о среднем образовании, девушка, не задумываясь, подала документы в театральное училище имени Щепкина. В этом месте она занималась под руководством лучших режиссеров Советского союза, а потому уже довольно-таки скоро сумела добиться немалого прогресса в своей игре. После окончания ВУЗа Светлана Немоляева снова начала сниматься в кино. В 1958-м году актриса исполнила роль Ольги Лариной в картине Евгений Онегин. После этого, правда, в ее кинематографической карьере снова наступил перерыв, во время которого Светлана играла исключительно в театре имени Маяковского. Возможно, подобное положение дел во многом даже поспособствовало развитию карьеры актрисы. Сосредоточившись на своей театральной карьере, наша сегодняшняя героиня сумела добиться немалых высот. В разные годы на сцене театра Маяковского она сыграла более тридцати замечательных ролей, сумев стать его настоящим символом. Среди ее лучших работ такие спектакли как «Трамвай «Желание», «Гамлет», «Мертвые души», а также многие другие. Что же касается экранных ролей, то вернуться в кинематограф актриса решилась только в 1967-м году. Однако на первых этапах ее карьера все равно протекала неравномерно – с большими перерывами в съемках. Лишь только в семидесятые годы Светлана Немоляева, наконец, стала появляться на киноэкранах более-менее регулярно. За этот период талантливая актриса исполнила центральные роли в таких замечательных фильмах как «Дневной поезд», «За час до рассвета», «В ожидании чуда», «Такая короткая долгая жизнь» и во многих других. В семидесятые годы наша сегодняшняя героиня сыграла также свою самую известную экранную роль – роль влюбленной женщины Ольги Рыжовой в знаменитой комедии Эльдара Рязанова «Служебный роман». Несколько лет спустя она также сыграла в его фильме «Гараж», который также впоследствии станет хорошо известен зрителям. Светлана Немоляева работала на одной съемочной площадке с такими легендарными актерами, как Алиса Фрейндлих, Андрей Мягков, Олег Басилашвили, Лия Ахеджакова, Георгий Бурков и многими другими. Сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым сделало Светлану Немоляеву настоящей звездой советского кинематографа. Она стала часто появляться в лучших советских кинолентах, а потому с течением лет ее популярность постоянно возрастала. В восьмидесятые годы актриса снималась часто. Среди ее лучших работ данного периода стоит назвать картины «Все наоборот», «Дядюшкин сон», «Тайна черных дроздов», «По главной улице с оркестром», а также некоторые другие. Яркие работы актрисы в кино и театре принесли ей не только всесоюзную любовь зрителей, но также и звание Народной артистки СССР (1980 г.). Кроме того, многочисленные награды актриса получила также и после распада Советского союза. В девяностые и двухтысячные годы Светлана Немоляева была удостоена Ордена «Знак почета», а также двух орденов «За заслуги перед отечеством» (3 и 4 степени). После распада СССР наша сегодняшняя героиня продолжила часто сниматься в кино. В девяностые годы на экраны вышли такие фильмы с ее участие как «Небеса обетованные», «Подмосковная элегия», «Идеальная жена», а также сериалы «Бальзаковский возраст, или Все мужики сво...», «Когда ее совсем не ждешь» и другие. В этот период формат фильмов, в которых снималась актриса, стал заметно ниже, однако, несмотря на это актерская игра Немоляевой осталась по-прежнему великолепной. Знаменитость превратилась в живую легенду советского и российского кино. А потому каждый фильм и каждый спектакль с ее участием неизменно вызывали огромный интерес со стороны зрителей. В последние несколько лет Светлана Немоляева продолжает сниматься в кино с завидным постоянством. Среди ее последних работ сериалы «Собачья работа», «Ласточкино гнездо», «Зоя», а также полнометражные фильмы «Поцелуй сквозь стену», «День учителя» и некоторые другие. О новых картинах с участием нашей сегодняшней героини пока ничего не известно. В жизни актрисы был всего один мужчина – ее муж актер Александр Лазарев. Знаменитости познакомились в театре Маяковского и впоследствии прожили вместе больше пятидесяти лет. В результате данного союза на свет появился единственный сын актрисы – Александр Лазарев-младший, который сегодня также часто снимается в кино. Он подарил Светлане Владимировне двоих внуков – Полину и Сергея.

В Академическом театре имени Маяковского стартовал цикл творческих встреч «Маленькие вечера». Его открыла народная артистка России Светлана Немоляева.

Жительница Большой Никитской готовится к своему 80-летию, которое отметит на сцене родного театра в новом спектакле «Бешеные деньги» по пьесе Александра Островского.

- Светлана Владимировна, изменилась ли публика за 57 лет вашей службы в театре?

Публика меняется, но в Театре Маяковского остались те, кто любит театр. К тому же люди по сути не меняются. Мы живем по постулатам, установленным еще в Древнем мире: добро, верность, честность, смелость…Задача театра - выявлять эти величины в нашем мире и правильно доносить их до зрителя. Я сторонник старой школы, но при этом люблю поиск, новые решения. Так меня воспитали великие режиссеры, которые возглавляли театр, - Охлопков, Гончаров.

- А как складывается работа с новым худруком театра Миндаугасом Карбаускисом?

Он любит классику, бережно к ней относится, не переиначивает под себя, не хочет за счет автора самовыразиться, и на сегодняшний день это бесценно. Карбаускис - очень близко все принимает к сердцу, расстраивается, когда актеры его не понимают, он не может кричать, повышать голос, как Андрей Александрович Гончаров, и все пропускает через себя. Когда только начались репетиции спектакля «Таланты и поклонники», я использовала все свои наработанные приемы, и Миндаугас, схватившись за голову, сказал: «Светлана Владимировна, умоляю, не надо этого делать, не надо штампов».

- Андрей Гончаров хорошо к вам относился?

Андрей Александрович мучил всех артистов. Такой у него был метод. Но мы терпели и принимали эти условия, потому что были уверены в том, что Гончаров поставит спектакль как произведение искусства, и все в нем будет идеально. Что и говорить, и я натерпелась немало горя, и выплакала моря слез, но и радости узнала много. Гончаров называл меня «водопроводом» Театра Маяковского.

- А почему такое сравнение?

Я очень эмоциональный человек, и плачу мгновенно, как, впрочем, и смеюсь. Только подумаю о чем-то грустном - и плачу. Подумаю о хорошем - смеюсь.

Расскажите, пожалуйста, о своей работе с Эльдаром Рязановым? Интересно ваше отношение к Оле Рыжовой из фильма «Служебный роман».

Я адвокат своих ролей, и только так. Когда человек влюблен - он раним и бесхитростен. Достаточно вспомнить свою первую любовь, чтобы понять и в чемто оправдать Олю. Эльдар Рязанов - мой крестный отец в кинематографе. Очень люблю свои роли в его фильмах: «Гараж», «Служебный роман», «Небеса обетованные».

- Довольны ли вы успехами своего сына актера Александра Александровича Лазарева?

Раньше была не очень довольна его работами в кино (в театре, слава богу, он молодец). Но Саша меня порадовал в фильме «Екатерина» в роли Разумовского. Наконец-то сыграл настоящего героя! Очень за него рада.

Справка

Светлана Немоляева родилась 18 апреля 1937 года в Москве. Уже в восьмилетнем возрасте она попробовала свои силы в качестве актрисы в фильме «Близнецы», на съемки которого ее брал с собой дядя - актер Константин Немоляев. В семидесятые годы она сыграла свою самую известную экранную роль - Ольги Рыжовой в «Служебном романе».

Post Views: 401

В свой день рождения она выйдет на сцену в спектакле-бенефисе "Бешеные деньги". Режиссер Анатолий Шульев и одна из самых ярких актрис "Маяковки" Полина Лазарева рассказали сайт о том, как репетировали со Светланой Немоляевой пьесу Островского.

Анатолий Шульев (режиссер):

"Светлана Владимировна – открытый и добрый человек, как на экране, так и в жизни. Благодаря этим ее качествам репетиции нашего спектакля "Бешеные деньги" складывались легко и непринужденно. Мы долго искали литературный материал – хотелось не просто работать со средней руки пьесой для бенефиса артистки, а сделать крепкий спектакль. В результате остановились на классическом произведении Островского, что понравилось и мне как режиссеру, и самой Светлане Владимировне, и театру.

Несмотря на то, что за свою творческую жизнь Светлана Немоляева сыграла огромное количество ролей, о которых мечтала, ей до сих пор интересно искать в образах что-то новое, необычное. Мы, как мне кажется, тоже обнаружили что-то неожиданное в ее героине – Надежде Чебоксаровой – и при этом сохранили весь наработанный актерский багаж. Во взаимоотношениях с другими героями, в тональностях, смыслах игры она открыла для меня множество черт, о которых я и подумать не мог. Хочется также отметить ее невероятную работоспособность, заряженность, мотивированность, что передавалось творческой группе, коллегам во время репетиций. Тема нашего спектакля – довольно приземленная, циничная, агрессивная, а Немоляева в нем, наоборот, стала центром связи с пространством мечты, фантазии, радости общения. В этом плане она очень противопоставлена очень многим персонажам "Бешеных денег". Она оказалась уникальным содержательным элементом в пьесе.

Среди театральных ролей Светланы Владимировны я бы отметил легендарную Бланш из "Трамвая "Желание" 1970 года, хотя знаю, что ей очень сложно дался этот образ. Она говорила, что для нее всегда этот большой спектакль, требующий психологических затрат, стал испытанием, подвигом.

Я поздравляю Светлану Владимировну с юбилеем! Работать с ней было огромным удовольствием! Во время репетиций она проявляла себя как романтичная хулиганка, и меня это очень вдохновляло, поэтому хочу пожелать, чтобы такое настроение не покидало ее и передавалось вместе с отношением к профессии в следующее поколение – внучке Полине".

Полина Лазарева (актриса Театра имени Маяковского):

"Нам с бабушкой, людям, которые друг друга хорошо знают и любят, очень комфортно работать вместе. Вдвойне приятно, когда партнерша еще такая великолепная артистка, опытная, талантливая и чуткая. Репетиции "Бешеных денег" были для нас как праздник, и играть этот спектакль – большое удовольствие и настоящая школа.

Мы много обсуждали пьесу вне репетиций, и это совместное размышление тоже пошло в "общий котел". Замечательная компания, которая подобралась для этого спектакля, способствовала теплой, дружеской атмосфере. Наверно, у меня еще никогда не было настолько комфортного выпуска. Обычно под конец репетиций накапливается напряжение и усталость, а в этот раз мы все получали удовольствие от процесса, советовали что-то друг другу. Так как бабушка пользуется большим уважением в театре, то единственный человек, который может ей сделать замечание – это я. Меня часто спрашивают, помогала ли бабушка с позиции своего опыта – да, безусловно, но забавно, что и я ей могу что-то подсказать.

Бабушка – потрясающая актриса. В каждой роли она пытается искать что-то новое. Мы играем мать и дочь в "Талантах и поклонниках". Если эту пьесу драматургически сравнивать с "Бешеными деньгами", то они похожи, но по взаимоотношениям двух женских персонажей кардинально разные. Все зрители знают Немоляеву как нежную, ранимую женщину, героиню из "Служебного романа", помнят ее острохарактерную роль в "Гараже". В нашем спектакле она совсем другая, новая для себя самой. С точки зрения учебы я всегда ей восхищаюсь, потому что в каждой роли она показывает себя с разных сторон.

Она сыграла столько ролей, работала со столькими великими деятелями, но не останавливается на достигнутом и стремится и дальше совершенствовать свой талант от спектакля к спектаклю. Я учусь у нее и в человеческом плане: проработав столько лет в театре, она не допустила ни одного конфликта. К ней все очень тепло относятся, и не потому, что она – Немоляева, и у нее статус международной любимицы, а потому что она очень открытая, легкая на подъем, всегда готовая прийти на помощь.

Каждый раз, когда я смотрю бабушкины работы, убеждаюсь, что ее многогранность безгранична. Она может сыграть все. Но как внучка я переживаю, что она дает себе огромную нагрузку, много работая и соглашаясь на съемки (к юбилею Светлана Немоляева дала огромное количество интервью – прим. сайт) . Я очень за нее переживаю. Однажды мы "пилили" бабушку за то, что едет на гастроли в город на другом конце России, и один друг семьи сказал правильную вещь: "Вы не понимаете, как ее любят люди и сколько ей посылают добра из зала, когда она выходит на сцену. Эта поддержка и дает силы". Она жаждет и любит работать, что редкость в таком возрасте, и я хочу пожелать ей как можно больше оставаться в таком состоянии жажды жизни, и продуктивной работы с интересными режиссерами. Пусть и дальше у нее все складывается по нарастающей".




Top