Театр на таганке вики. Любимый театр Любимова: история театра на Таганке

Гениальное наследие режиссера Юрия Любимова "выбрасывается на помойку" для "распила" бюджета?

В театральной жизни "антикризисного периода" страны возникает много конфликтов. В основе их всегда несовпадение стандартов административно-командной системы с желаниями творцов. Реальность "провозглашает": "гении" перевелись, а назначенные "сверху" управленцы склоняют чистую, девственную культуру к "грехопадению". Общественное мнение о том или ином продукте культуры трудно сегодня представить без "подсчета" бюджетных ассигнований. Современный театр имеет признаки бытовой драмы, в центре которой "всепоглощающий ремонт" становится камнем преткновения между "творцом" и "разрушителем". О том, что такое "ремонт" в учреждении культуры - искусственное образование бюрократов и коррупционеров или "новое образование для развития искусства" - читайте в материале Накануне.RU .

Сегодня столица (и Россия, в целом), по мнению большинства специалистов театрального ремесла, сталкивается с проблемой нехватки крепких, талантливых лидеров. Так, директор театра "Ленком" Марк Варшавер отметил, что готов работать "с утра до ночи", но только "на гения". Однако сегодня таких лидеров нет, считает он. "Это несчастье, которое бытует в Москве. Если творчества нет, это не театр. Есть стены, ремонт, материальная "победность", которой не имеют многие театры. Главное - где взять режиссеров. Где взять творца?" - прокомментировал Варшавер.

Только в Москве ежегодно профильные вузы выпускают 60-80 административных специалистов. Однако найти толкового сотрудника в этой "линейке" театрам чрезвычайно сложно, заметил "административный" руководитель Ленкома.

"Счастливые" директора московских театров, коими они сами себя считают, в голос твердят, что для процветания необходим тандем художественного руководителя и директора. Там же, где этого нет, реализуется модель "директорского театра".

Эта практика в последнее время широко используется Минкультом и городскими культурными ведомствами. Однако концепцию, при которой худрук отсутствует, поддерживают не все. Тем более, если роль "двуглавого орла" в руководстве театром играет человек "вне системы", так называемый результат "назначенческой чехарды", инициированной культурными властями.

"Следствием" этой, мягко говоря, рискованной политики стало назначение актрисы Ирины Апексимовой в марте 2015 года на должность директора Театра на Таганке - места, где и прежде не очень-то жаловали "варягов", сулящих "большие перемены". Новый руководитель "Таганки" - кадровое решение экс-главы департамента культуры столицы Сергея Капкова , принятое "под занавес" его карьеры. Кризисный менеджер Апексимова, как мыслится, должна завершить ремонт помещений исторического здания театра, а также гармонизировать творческий процесс в коллективе.

Приход Апексимовой в театр артисты труппы восприняли крайне остро .Первые ее действия по увольнению ряда сотрудников из администрации и бухгалтерии, безусловно, "аплодисментами" встречены не были. Возмущены актеры и "новым" курсом на продолжение "старой" реставрации театра вместо утвержденного репертуарного плана и сохранения родной сценической площадки, "ноу-хау" пространства, придуманного мастерами. "Титаны" искусства объявили о пикете 23 апреля, и, если понадобится, продолжении его в виде голодовки. Кроме того, артисты "Таганки" выступили с обращением в организации по защите прав человека и намерены жаловаться в прокуратуру.

Директор Московского бюро по правам человека, член СПЧ при президенте РФ Александр Брод подтвердил, что получил призыв от Российского профсоюза работников культуры. В нем, в частности, говорится:

"Ситуация в театре катастрофическая. Ремонт начат в нарушение госконтракта, графики все нарушены. Никакого аварийного состояния, по заявлению специалистов, в театре не существует. Однако оформляются подложные документы об аварийности. Наверное, в оправдание необоснованных трат средств на ремонт из бюджета Москвы".

"Подписанты" также утверждают, что гениальное наследие режиссера Юрия Любимова (умер 5 октября 2014 года в возрасте 97 лет) "выбрасывается на помойку", а отсутствие худрука и ясной художественной политики "уничтожает" театр .

Для ясности: с лета 2014 года театр на Таганке не функционирует в полном объеме: старые спектакли не играются, новые не ставятся.

"На наши мольбы и просьбы дать нам художественного [руководителя] для сохранения легендарного репертуара Любимова, а также 11 спектаклей, которые были поставлены при Золотухине, труппы и творческих цехов, мы получали только гробовое молчание, либо отписку, что этот вопрос не рассматривается. Есть уверенность в том, что, рекомендуя тратить деньги на восстановление театра по мнимой аварийности, хотят убить труппу одного из самых знаковых театров мира ", - подчеркнула актриса театра Татьяна Сидоренко .

Артисты занимают консолидированную позицию, считая, что заявление об аварийности здания - "откровенное лукавство". По их данным, в 2012-2014 гг. было проведено исследование фундамента, который был признан удовлетворительным, за исключением отдельных участков.

"Кому надо тратить сотни миллионов средств наших налогоплательщиков? Непонятно, на каких основаниях утвержденный ранее проект реконструкции хотят изменить. Это приведет к тому, что театр остановится на 3-4 года, и в результате - к его уничтожению", - добавила Сидоренко.

Цена госконтракта на ремонт здания составляет 157 млн 610 тыс. руб. При демонтаже конструкции подрядная организация выявила, что ряд участков здания театра находится в аварийном состоянии. Однако они не были отражены в проектно-сметной документации, сообщил замглавы департамента культуры Москвы Дмитрий Ипатов . В этой связи необходимо провести дополнительное обследование, чтобы остановить ремонт или внести корректировки в проект реконструкции. По его словам, эксперты департамента культурного наследия провели визуальный осмотр состояния объекта и составили акт, в котором обозначены следующие выводы: для детального изучения необходимо проведение комплексного инструментального обследования конструкции и грунтов. Таким образом, действие госконтракта приостановлено, что исключает нахождение "занятых" под крышей театра на Таганке, уточнил Ипатов.

Апексимова сообщила, что на момент ее прихода - 6 марта 2015 года - госзадание за первый квартал 2015 года не было выполнено. "Репертуар дальнейший не был запланирован, не арендованы площадки. До конца этого сезона (апрель-май) не представляется возможным арендовать другие помещения, потому что это достаточно поздно сделать, везде репертуар сверстан. Я точно так же, как вы, знакомлюсь с информацией, почему ремонт был приостановлен. Я задаю вопросы департаменту культуры, каким образом мы будем дальше существовать", - прокомментировала ситуацию новый руководитель театра.

Актер Иван Рыжиков , в свою очередь, отмечает, что если рассматривать данный случай как "какой-то бизнес-проект", то налицо "признаки рейдерского захвата".

"В течение двух последних лет нерационально расходуются бюджетные средства, снижается госзадание, резко упала эффективность показателей работы. Артисты не получают надбавок. Идет явное лоббирование расширения объема ремонтных работ, которые "так нужны" нашему театру ", - сетует он. При назначении директора с труппой никто не советовался, решения принимались "кулуарно". "На сегодняшний день уволено практически все руководящее звено - бухгалтерия и экономический отдел, высококвалифицированные люди, которые работали еще при Любимове и Золотухине. Это что - хвосты подчищают за все те нарушения, которые были допущены при прежнем директоре театра? Вместе с тем, на освободившиеся места приняты новые сотрудники, квалификация которых остается под сомнением", - говорит Рыжиков.

В своей истории "Таганка" переживала 4-5 капитальных ремонтов, но никогда при этом не останавливалась трудовая деятельность. Здесь же новое руководство "во избежание эффекта карточного домика" запретило любые репетиции и творческие контакты в театре, подчеркнул артист. Нет у театра в лице Апексимовой и плана развития, добавил он.

По словам Рыжикова, выхода, кроме как "кляузничать", у артистов нет. "Нас часто обвиняют в том, что мы пишем письма. Мы артисты, мы играть хотим, а не письма писать, но нам не оставляют никакой надежды. Мы пишем Собянину. Все это останавливается на уровне господина Печатникова, который мне же отвечает, что труппа благополучно играет на всех остальных площадках Москвы", - рассказывает артист. "Благополучие" это измеряется 4-5 спектаклями в месяц.

Профессор МГУ им. Ломоносова, политолог Сергей Черняховский уверен: надо стараться сохранить театр, ведь в итоге в споре актера и администратора правым всегда остается актер. "Ненормальна ситуация, когда директора театра назначают помимо согласования с коллективом. Печально, если директор не может найти общий язык с актерами. В политике есть театральный принцип лидерства. Есть главный режиссер, прима и директор. Все катастрофы происходят от того, что один хочет объединить все. То, что это стало возможным в театральной сфере, сомнительно по самой природе данной сферы. Решения хозяйственно-административные должны зависеть от художественных", - прокомментировал он.

"Ноги" конфликта, по мнению эксперта, "растут" из департамента культуры Москвы, создавшего очередной конфликт в театральной среде. "Есть разница между строительным объектом и театром. Департамент говорит о заключениях, номерах договоров, но ни слова о творческом процессе и актерах", - сказал Черняховский. Ведомство, якобы, действует по обычной "коррупционной схеме": заключает контракт, начинает работать, затем просит допфинансирование. В этом случае вполне резонно, на его взгляд, говорить о спецрасследовании и обращении в прокуратуру.

Худрук "Театра у Никитских ворот" Марк Розовский предложил актерам меньше сил, нервов и времени тратить на "бумагомарание" и сосредоточиться на сохранении и развитии творческой традиции легендарного театра - театра "живого, поэтического, метафорического". "Театр - это движение, если его не будет, наступит мертвечина", - сказал он. Режиссер пожелал артистам "возродить" художественное кредо, которое позволит им создать прецедент, привлечь внимание общественности путем творческого самовыражения, даже выступая "на камнях". "Надо творчеством заниматься, как можно быстрее начать делать сногсшибательные театральные проекты. Тогда вы оживете и начнете верить этому лицу. Тот, кто увлечен, кто поведет, тот даст толчок развитию театра на Таганке. Никакой ремонт не может помешать творчеству", - сказал он.

"Таганцы" эту идею не поддерживают, уповая на свои права, гарантированные условиями коллективного договора. Артисты не хотят видеть "прекрасную, раскрученную актрису, обаятельную девушку" с новой экономической политикой "в кармане", требуют от столичных властей творческого лидера.

Эти же артисты, к слову, сами стали катализатором нынешнего состояния "Таганки". Ранее они активно выступали и за то, чтобы Юрий Петрович Любимов покинул свой дом, напомнил руководитель Государственного академического театра им. Е. Вахтангова Кирилл Крокк . Сегодня они спекулируют на имени режиссера. "Это тоже не надо скидывать со счетов", - отметил он. Учредитель не должен согласовывать с коллективом назначение на должность директора. Этого не было никогда и не будет, подчеркнул Крокк. "Директор - это профессия, а не профсоюзный лидер, которого мы выбираем. Учредитель, доверяя этому человеку, перекладывает на него ответственность за театр. Выборы - вне юридического права, действующего в России", - пояснил директор.

Первое, что необходимо сделать - попытаться начать работать вместе с Апексимовой, а не заниматься склоками и написанием жалоб, уверен Крокк. "Я понимаю, это уже норма для вас. Кого бы департамент культуры ни назначил, убежден, что профсоюз будет вести эту губительную для театра линию, выступать даже против директора и со стажем, и с опытом . Это как данность сегодняшнего времени", - заключил он.

Мосгордума в лице председателя комиссии по культуре и массовым коммуникациям Евгения Герасимова взяла на себя ответственность курировать этот вопрос и попросила Апексимову через две недели "предоставить" творческую концепцию развития театра на Таганке. Перспективы "стать одной семьей" и наладить диалог во имя сохранения творческого наследия Любимова пока туманны. "Таганка", полная "огня гнева", губит сам процесс созидания, а новому директору пока нечего предложить в альтернативу.

В одном человеке уместились многие грани ХХ века. Его тестем был легендарный комдив Василий Чапаев, он работал с Юрием Любимовым и Владимиром Высоцким. Его первую роль в кино оборвала бомбежка 22 июня 1941 года. Ему почти 95, а он на своих "Жигулях" в день накручивает до 200 километров

Сын ссыльных

Я сын ссыльных, батьку моего сослали с Украины в Архангельскую область. Донецкому краю нужен был лес, и партия решила все очень просто, 18 теплушек битком набили молодыми мужиками и отправили на Север. Лес валить. В один из вагонов затолкали моего отца, он просто под руку попал.

Знаете, подходя к 95 годам своего земного бытия, я пришел к непоколебимому выводу, что источник злодеяния - это человек. Более несовершенного существа на Земле, чем человек, нет и уверен, что не будет.

Отец чудом живой в Донецк вернулся, ему мужики сделали в вагоне с лесом нишу, тесную как нора, дали несколько бутылок воды и сухарей немного. Вот так он в этом деревянном склепе 10 дней и ехал до дому.

Мы жили просто запредельно сурово, кто-то "стукнул", что отец враг народа, и нашей семье пришлось бежать в Таганрог, то, что мы остались живы, считаю настоящим чудом. Но даже в такой атмосфере всеобщего страха меня всегда тянуло к актерскому делу, я очень много читал, никогда не стеснялся публики. Ходил в театральный кружок, меня хвалили за роль мальчика в спектакле "Бородино".

После одного из спектаклей ко мне подошел режиссер городского театра и неожиданно предложил роль Дамиса в спектакле "Тартюф" по Мольеру. Успех был потрясающий, тогда зритель безмерно верил всему, что на сцене. В зрительном зале истерики были едва не обычным явлением.

К нам в Таганрог приехал режиссер Юрий Александрович Завадский, он работал в Ростове-на-Дону, у него был просто замечательный театр. Там играли Вера Марецкая, Ростислав Плятт, Николай Мордвинов. Так вот, Завадский посмотрел один из наших спектаклей и неожиданно говорит мне: " Молодой человек, вам бы не хотелось поучиться на артиста?" Помню, что я только и сумел выдохнуть, что это самая большая мечта моей жизни.

Телеграмма от Довженко

В тот год желающих поступить в Ростовское театральное училище на курс к Завадскому было человек 300. Меня зачислили, а для жилья нам снимали комнаты в частном секторе. Так получилось, что с Сережей Бондарчуком мы жили в одной комнате.

Помню, он подошел ко мне и сказал: "О, великое искусство, давай с тобой объединяться будем в одной комнате. Ты - артист Таганрогского театра, а я - артист Ейского театра". Так началась наша студенческая дружба.

Бондарчук курил, а сигарет не хватало, вернее, не хватало денег на них. Он мог мне сказать: "Мыкола, пошли погуляем". А "погулять" у нас называлось - пойти на автобусную остановку и пособирать бычки, которые не докурил кто-то. Мы их собирали, приходили домой, он это все шелушил, подогревал на печке и цыгарки крутил. Потом курил.

Вот такая была жизнь, вот такие были мы. А наши отношения с Бондарчуком развела жизнь: где-то в конце марта к нам приехали два сравнительно молодых человека, присмотрелись ко мне, сделали несколько фотографий и уехали. Через неделю получаю телеграмму: "Прошу срочно прибыть пробы в роли Андрея кинофильме "Тарас Бульба". Подпись Александра Довженко.

В тот же день наша дружба с Сергеем Бондарчуком и закончилась, как вы понимаете, не по моей инициативе. Это все не святое искусство. Увы...

Картину снимали в Киеве, прилетел самолетом, меня поселили в шикарную гостиницу и велели отдыхать до завтра. Я совершенно обалдел от всего. Затем меня подстригли "под горшок", и вскорости начались съемки.

Песня вылечила

Я войну встретил в Киеве, на съемках этой картины. Помню, ранним утром я услышал шум, крик, выстрелы. Открыл дверь на балкон, вижу, как на таком бреющем полете летит самолет с крестами на боку. На соседний балкон вышел заспанный военный.

Я спрашиваю: что это такое? "Маневры киевского военного округа, приближенные к боевой обстановке", - отвечает он. И буквально после этих слов на спящий Киев полетели бомбы...

Я пошел в Киевский военкомат и попросился на фронт. " А ты где родился?", - спрашивают. Ответил, что в деревне. Попросился в кавалерию, мол, месяц снимался в кино и обучен верховой езде.

Мне конь и спас жизнь, в 1942 году на Брянском фронте. Недалеко от знаменитого Бежина Луга мы попали под минометный обстрел, и одна из мин разорвалась под крупом моего коня Кавалера, он, бедолага, погиб, а я был ранен, но жив.

Была и контузия, я долго не мог говорить, ничего почти не слышал. Лечился в одном из госпиталей Москвы, но слух не возвращался. Врачи разрешали гулять, и я как-то добрел до Красной площади. Вдруг грянула песня: "Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой..."

И чудо! Я ее услышал, у меня мурашки пошли по коже. Вот так ко мне вернулся слух. Разве это не чудо? Для меня самыми гениальными произведениями Великой Отечественной остаются песня "Священная война" и стихотворение Александра Твардовского " Я убит подо Ржевом"...

Работа для Любимова

Я работал в театре имени Станиславского. В труппе были артисты-фронтовики. Петр Глебов, Аркадий Кругляк, Лев Елагин, атмосфера была очень творческая. Василий Иванович Качалов мог часами читать стихи.

Вообще мое поколение - это поколение с нулевой составляющей цинизма и меркантильности. Вы думаете, как я попал в Театр на Таганке? А тогда было очень популярно Вагановское движение: люди искусства добровольно шли на самые трудные участки работы. Я попросился на работу в "самый плохой театр Москвы". Тогда театр Драмы и Комедии на Таганке просто раздирали интриги, склоки и неприятности. Вот так в сентябре 1963 года я и попал в этот театр. Труппе на первом собрании я честно сказал, что не считаю себя хорошим артистом, а вот директором попробую. Обещал работать на совесть. И слово свое сдержал.

Юрий Любимов? Это я уговаривал его прийти на работу в Театр на Таганке. Помню, мне очень понравился один из его спектаклей. Встретились в гостях, на нейтральной территории. Юрий Петрович пришел с актрисой Людмилой Целиковской, она тогда была его женой. Разговорились. Любимова звали в Дубну, обещали там жилье. Я ему говорю, что Дубна - это почти 100 километров от Москвы, а с крыши нашего театра виден Кремль. Короче, уговорил.

Надо было еще убедить культурное и партийное начальство Москвы. И это решил. Вместе с Любимовым в театр пришел новый градус творчества и новые спектакли. О любимовских спектаклях заговорила театральная Москва. И не только Москва...

Многие его постановки приходилось выцарапывать из лап цензоров, буквально дрались за каждую сцену и реплику. Любимов сразу кидался в конфликт, а я убеждал, договаривался. Этот баланс и спасал наше общее дело.

Любимов категорически не хотел брать на работу Володю Высоцкого: "Ну зачем нам еще один алкоголик?"... А мне Высоцкого порекомендовала его однокурсница, Тая Додина. Говорила, что он очень талантливый.

Тая, - говорю я ей, - ну куда я его возьму? У нас по штату 50 человек, а фактически 75!

Она нашла такие слова, которые меня тронули, и я пригласил Высоцкого на прослушивание. Он пришел, показал Челкаша, героя Горького. Вроде не очень. Тогда Высоцкий берет гитару и поет три песни. Любимов спрашивает, а чьи это слова. Володя ответил, что его. На том и расстались...

Я убедил Любимова взять его на три месяца, а там посмотрим. Тогда мы работали над "Героем нашего времени", к юбилею Лермонтова. Высоцкому дали крошечную рольку штабс-капитана с одной репликой: "Натура дура, судьба индейка, а жизнь - копейка. Ну и дурак же ты, братец". Он сделал все гениально. И остался в театре.

Высоцкого бес не отпустил

Володя был бесконечно добрым и безотказным человеком, всегда приходил на помощь. Как он помогал мне, директору, в бесконечных стройках и ремонтах - словами не передать. Один его концерт открывал десятки дверей... Господи, чего только с Высоцким у нас не было.

Очередной съезд партии. Театр принимает делегации коммунистов из двадцати трех стран мира. Перед спектаклем прибегает моя помощница и говорит: "Высоцкий на ногах не стоит"... Боже! Я бегом в гримерку к Высоцкому, а он лыка не вяжет. "Николай Лукьянович, простите"... Я как пацану зарядил ему подзатыльник: "С ума сошел?! Политбюро в зале!" В ответ - мычание.

Говорю ему: сейчас выходим на сцену - твоя задача просто постоять с опущенной головой. Остальное сделаю я. Cкажу, что, к сожалению, спектакль состояться не может: артист Высоцкий потерял голос. Сделай извиняющиеся жесты, только не упади со сцены. Так и сделали. Я пообещал показать спектакль через три дня (за это время к артисту Высоцкому голос обещает вернуться). Зал встал и оглушил нас аплодисментами. Билеты не сдал ни один! После этого я посадил его в машину и отправил к знакомым врачам, не раз вытаскивавшим его. Через три дня зал был полон, и Высоцкий сыграл блестяще.

С другими артистами театра часто были истерики: почему Высоцкому все сходит с рук?! Честно говоря, порой не знал, что отвечать. Помню, на гастролях в Ленинграде, когда с Высоцким случился очередной запой, труппа почти единогласно проголосовала за его увольнение из театра.

Он мог подойти ко мне и сказать: "Николай Лукьянович, отпусти на три дня. Надо в Магадан слетать, золотодобытчики за концерт 10 тысяч платят". Как я мог его не отпустить? Машина "Волга" стоила дешевле, чем ему платили за одно выступление! Он возвращался, шел в комиссионку, покупал Марине Влади кулон за 6 тысяч, и был при этом абсолютно счастлив. Я тоже был счастлив от осознания, что имею отношение к его мужицкой радости. А многих это злило.

Вот на гастролях в Польше - Высоцкий говорит, что приехать не может. Узнали, что он с Мариной во Франции, на Каннском фестивале. В труппе тут же бунт!

Заявлен "Гамлет", а играть некому. Что делать? Вводим на роль Гамлета Валерия Золотухина - он сыграл блестяще. И на следующий спектакль тут же вышел Высоцкий. Эта замена очень хорошо на него подействовала... Володя прекрасно понимал, что он болен. Но есть вещи совершенно дьявольские, никакая медицина не поможет. Он плакал, бился, - бес его не отпустил.

После очередного случая с Высоцким Юрий Любимов закатил мне грандиозный скандал, кричал, что я многое себе позволяю, что он хочет наконец взять власть в свои руки. На что я ответил:"Юрий Петрович, честь имею". И ушел. Ровно год мне звонили, предлагали помощь в трудоустройстве. Я отвечал, что у меня, как у инвалида войны, хорошая пенсия. Еще я вожу машину, могу работать таксистом.

Наконец уговорили меня пойти директором Театра на Малой Бронной. Там собрался очень талантливый коллектив: Алексей Петренко, Олег Даль, Елена Коренева...

Высоцкого, конечно, любили. Но и страсти вокруг кипели - не только как тут, на сцене. За кулисами... Фото: РИА Новости

В чем Чехов не прав

Почему я снова вернулся в театр на Таганке? Любимов! Любимов... Он уговорил меня встретиться у церкви на Фрунзенской набережной. Оба подъехали на машинах. Остановились друг напротив друга. Думаю - первый не выйду категорически. Гляжу, Любимов выходит. Я выхожу, здороваемся, и он говорит, как его дезорганизовали, как ему там на меня наговорили...

Вернулся я только потому, что у меня была идея построить там театральный комплекс, некую сценическую Мекку, если хотите... По моему замыслу там должна была появиться международная театральная школа, которой руководили бы Любимов и его ученики. Но школы не получилось. И не по моей вине.

У нас на Таганке страсти кипели нешуточные и разрушительные. Почему разрушительные? В глубине и ядре всех страстей лежали амбиции...

Почему Александр Калягин ушел из театра? Я назначил его на роль Гамлета, а Любимов - на дыбы! Ни в какую. Он пригласил на эту роль французского актера. И театр потерял Калягина. Но Саша построил свой театр.

Знаете, я не согласен с Чеховым: помните его знаменитое высказывание, что актеры - это сукины дети? Так вот, самые ущербные люди - это артисты. Труднее всего - быть артистом. Артист - это такая профессия, он за аплодисменты готов кого угодно продать. Осуждать их? Это страшное, мало кому понятное состояние актерской сущности. Думаю, что Антон Павлович, хоть и гений был, но понять этого не смог.

На чьей стороне была правда в конфликте Любимова с актерами? Конечно, на стороне актеров.

Понимаете, Юрию Петровичу дали орден Трудового красного знамени - после того, как его лишили гражданства СССР. Дали лауреата. Кто хлопотал? А как пробивали зарубежные гастроли? Чтобы поехали в Болгарию, помогала дочь тогдашнего руководителя Людмила Живкова. Кто стучался в эти двери? Дупак!

Любимов многих вещей не понимал, он их чурался. Людмила Целиковская говорила мне: "Николай Лукьянович, что вы ему объясняете, он же монтер. Когда он дома со мной не соглашается, я снимаю туфлю - и туфлей его. Только тогда он понимает..."

Я безмерно ценю вклад Юрия Петровича в театральное дело России, но никогда не смогу понять: как он мог выгонять артистов из театра! Театр создали актеры, а не Любимов. Он этого не хотел понимать.

Когда он умер, в день прощания я отменил свой творческий вечер и пошел простится с Юрием Петровичем. Подошел к его последней жене, стал говорить слова сочувствия - а она демонстративно встала и пошла прочь. Я был просто ошарашен... Знакомый сказал: "Ну и дурак же ты, братец Мыкола. Зачем подошел? Надеялся достучаться?"...

Главной причиной моего ухода с поста директора театра были нарастающие "хапательные" движения Юрия Петровича. Уходить было трудно, будто оставляю своего ребенка. Собрал своих фронтовых друзей, выпили по рюмке, попросил у них совета. Они сказали: "Коля, уходи..."

От бандитов - в психушку

После этого я стал заниматься Центром культуры на Таганке, руководил стройкой. Мы возводили Дом художника в центре Москвы, там по проекту было 10 квартир, творческие мастерские, хороший зал с акустикой.

Ко мне стали приходить бандиты. Говорили открытым текстом: отдавай стройку или мы тебя прикончим. Клали пистолет на стол и смотрели мне в глаза. Я говорил им: "Сопляки, пошли вон отсюда. Я трижды ранен на фронте - думаете, что напугаете меня своей пушкой?". Но прессинг был настолько сумасшедший, что мне пришлось немедленно уехать из Москвы. Жене сказал, что вызвали на съемки. Своему заместителю наказал, чтобы без меня не подписывала ни одной бумаги. Но... ей заплатили приличную сумму - и она все подписала. Я возвращаюсь, а там такая заваруха...

Друзья меня срочно уложили в закрытую психиатрическую лечебницу, под вымышленным именем. Две недели прятали. За это время моя заместительница, подписавшая бандитам бумаги, ушла в мир иной: то есть ей помогли туда уйти...

В глубине души я лирик

С женщинами можно дружить без всяких "шур-мур". У меня таких было две. Ольга Васильевна Лепешинская и Наталья Юрьевна Дурова.

Ольгу Васильевну я знал с 1936 года, она не только гениальная балерина, но гениальный друг. Могла позвонить: " Николай Лукьянович, заезжайте, почитайте мне чего-нибудь". Я заезжал, пили чай, читал стихи, а Лепешинская плакала...

Крепко дружил с Натальей Юрьевной Дуровой. Она была святая, тигры и львы как котята ползали у ее ног. Всегда говорила, что самый страшный зверь - человек.

А первой моей женой была Вера Васильевна Чапаева, дочь легендарного комдива. Она отца не помнила, но его дух витал в нашей семье постоянно. С этим духом жить было непросто, и я ушел с одним чемоданом навстречу новой любви... Раиса Михайловна работала простой официанткой в нашем театре. У нас с ней была сумасшедшая любовь и полное взаимопонимание...

Сейчас я вдовец, живу один, до сих пор вожу машину. За сегодня вот накрутил 120 километров - и еще нужно в два места съездить. Живу на полной автономии, дочь в соседнем подъезде, часто приходит, проведывает, но я все еще делаю сам.

Понимаю, что стрелка жизненного компаса подходит к границе "лучшего мира".

В тот мир ушли мои любимые люди, моя замечательная внучка Настя ушла уже. В церкви потеряла сознание, и не стало моей девочки.

Часто бывает, ночью проснусь и веду внутренние диалоги с моими ушедшими.

Нет, я не сумасшедший. Просто у меня душа лирика. Хотя жизнь - сплошная проза.

Справка "РГ"

Николай Дупак, родился в 1921 году. Инвалид Великой Отечественной войны II группы. 25 лет был директором Театра на Таганке.

Снялся в 30 фильмах, среди которых "Любовь с привилегиями", "Бумбараш", "Единственная". Заслуженный артист России и Украины.

"Мы хотим, чтобы Кибовский или кто-то из его заместителей выслушал нас и согласился с нашими аргументами против назначения сейчас какого бы то ни было художественного руководителя театра . Сейчас для этого не время", – сообщил председатель худсовета Феликс Антипов.

ПО ТЕМЕ

Свое решение труппа мотивирует тем, что театру предстоит капитальный ремонт и спектакли играются на чужих площадках. "Никаких премьер сейчас все равно не будет. Главное – сделать ремонт, а там можно подумать о художественной стороне дела ", – пояснил Антипов.

Отметим, в начале марта новым директором Театра на Таганке была назначена актриса Ирина Апексимова , сменившая на этом посту Владимира Флейшера. После этого стало известно, что несколько сотрудников театра написали в Департамент культуры письмо с просьбой назначить худруком председателя комиссии по культуре Мосгордумы Евгения Герасимова. Однако большая часть труппы эту кандидатуру не поддержала, из-за чего в театре возник конфликт.

По словам Антипова, в ближайшее время Апексимова пойдет на прием к Кибовскому с просьбой повременить с назначением худрука. Добавим, после ухода Юрия Любимова из театра в 2011 году директором и худруком был Валерий Золотухин, который скончался в 2013 году. С тех пор худрука у театра нет.

Актриса Ирина Апексимова стала директором Московского театра на Таганке. О новом кадровом назначении в театре заявил руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков. В скором времени он сам представит госпожу Апексимову коллективу Театра на Таганке.


«Апексимова назначена моим приказом директором Театра на Таганке»,- рассказал «Интерфаксу» руководитель департамента культуры Москвы Сергей Капков.

Проблемы с руководством театра начались еще в 2011 году, когда в результате конфликта с актерами с резонансным скандалом покинул труппу основатель Московского театра драмы и комедии на Таганке Юрий Любимов. Вакантный пост занял народный артист России и один из ведущих актеров театра Валерий Золотухин, который не был ни инициатором, ни непосредственным участником конфликта. В 2013 году он по состоянию здоровья ушел из театра и вскоре скончался после серьезной болезни. Сам же господин Любимов находился фактически в статусе изгнанника, его спектакли постепенно исчезали из репертуара родного театра.

Вскоре департамент культуры назначил на руководящий пост Владимира Флейшера, в течение многих лет работавшего директором Московского центра имени Мейерхольда. Эксперты отмечали, что это решение было скорее техническим, чем творческим: выработать внятную репертуарную политику господин Флейшер так и не смог. В результате департамент культуры Москвы принял волевое решение о новом кадровом назначении. Вместо господина Флейшера пост директора театра займет актриса и продюсер Ирина Апексимова.

Ключевой вопрос на данный момент заключается в том, кто будет определять художественные задачи театра, находящегося сегодня в сложной ситуации. Если госпожа Апексимова переведена департаментом культуры в Театр на Таганке как успешный менеджер для решения административных проблем, то тогда ей в пару требуется художественный руководитель. Однако если она назначена единолично определять и репертуар, то это решение представляется довольно экстравагантным, так как актриса не имеет опыта самостоятельной руководящей художественной деятельности, в крупных художественных акциях она не была замечена.

Ирина Апексимова, десять лет успешно проработавшая в МХТ имени Чехова и сыгравшая более 60 ролей в театре и кино, в данный момент возглавляет Театр Романа Виктюка. В заявлении ТАСС артистка отметила, что «планирует совмещать эти две должности». Роман Виктюк пригласил известную актрису на административную, по сути, должность в 2012 году. Тогда перед ней поставили задачу совместно с художественным руководителем подготовить труппу театра для работы в условиях регулярных показов в собственном здании. Здание Дома культуры имени Русакова, в котором базировался Театр Романа Виктюка долгое время ожидал реконструкции, из-за чего выступать артистам приходилось на разных других московских площадках. Так актриса Апексимова неоднократно играла в спектаклях Романа Виктюка, таких как «Наш Декамерон» и «Кармен». Как известно, за время сотрудничества на реконструкционной ниве между артисткой и режиссером совсем перестали складываться отношения. Так или иначе Театр Виктюка простоит на ремонте до конца марта.

История театра началась в 1911 году, когда на Таганке открылся электротеатр немого кино «Вулкан». До 1964 года в разное время здесь находились филиал Малого театра, Театр Сафонова, Московский театр комедии и драмы.

В 1964 году главным режиссёром был назначен Юрий Любимов - реформатор русского театра.

Юрий Петрович обновил труппу и привел молодых актеров: Владимира Высоцкого, Валерия Золотухина, Аллу Демидову, Леонида Филатова, Ивана Бортника и других будущих знамениты х артистов. Спектакли Любимова сделали Таганку одним из главных театров страны, «глотком свободы» для советских граждан. Некоторые из них, в том числе «Добрый человек из Сезуана», « Мастер и Маргарита» и «Тартюф» - есть в репертуаре по сей день.

В 1984 году Юрию Любимову пришлось уехать за границу. Главным режиссёром стал Анатолий Эфрос. Он поставил несколько спектаклей, среди которых - «У войны не женское лицо», «На дне» и «Мизантроп». Спустя 5 лет Любимов вернулся к руководству, но вскоре произошел раскол, и часть труппы организовала новый театр - «Содружество актеров Таганки».

В 2011 году Юрий Петрович покинул театр, и Таганку возглавил Валерий Золотухин. При нем было выпущено 6 премьерных спектаклей, некоторые из которых — «Венецианские близнецы», «На всякого мудреца довольно простоты» и «Нет лет» — можно увидеть на сцене театра и сегодня.

В 2015 году директором театра стала Ирина Апексимова. На Таганке стартовала лаборатория «Репетиции» - проект, благодаря которому труппа познакомилась с молодым поколением режиссёров, а репертуар пополнился спектаклями «Золотой дракон» Леры Сурковой, «8 (Восемь)» Сергея Чехова, «Старший сын» Дениса Бокурадзе. В 2018 году Максим Диденко - один из самых востребованных российских режиссеров - представил постановку «Беги, Алиса, беги» на стихи Владимира Высоцкого, а иммерсивный мюзикл Алексея Франдетти «Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит» получил три «Золотые Маски» — первые в истории театра.




Top