Театр немировича данченко леско содержание. Манон по-нашему

МОСКВА, 4 июл — РИА Новости. Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко представляет в пятницу последнюю премьеру сезона — балет "Манон" всемирно известного хореографа Кеннета Макмиллана на музыку Жюля Массне, постановку осуществляют британские специалисты Карл Барнетт и Патрисия Руанн, сообщили РИА Новости в пресс-службе театра.

"Мне трудно сказать, сколько раз я уже ставил этот балет на сценах театров разных стран, но работа в Москве для меня впервые. Для нас всегда очень важно сохранить оригинал, поэтому московская версия не будет отличаться от постановки Макмиллана. Но, конечно, русские артисты внесут свои нюансы, свой колорит в это творение хореографа", — сказал журналистам Барнетт.

По словам сценариста, у него уже были русские исполнительницы "Манон" — прима-балерина Большого театра Светлана Захарова в спектакле на сцене Ла Скала и солистка Михайловского театра Наталья Осипова. Что касается Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, то здесь три балерины танцуют Манон.

"Все они исполняют одни и те же движения, но каждая выражает в танце свои чувства и свое понимание Манон. Эта героиня, как люстра — представляет разные грани, сверкает разными красками, и для балерины очень интересно, но не просто создавать такой образ", — отметил Барнетт.

По словам исполнительницы Манон Натальи Сомовой, именно драматическая эмоциональная сторона — самое сложное в этом балете. "Это не просто арабески и пируэты — здесь все чувства, вся жизнь Манон. Не только быть технически безупречной, но постоянно жить в образе, переживать вместе с Манон все перипетии — это главное", — сказала она журналистам.

Музыкальный театр не впервые обращается к творчеству выдающегося хореографа. В 2013 году здесь был исполнен балет Макмиллана "Майерлинг". Эту работу высоко оценила леди Макмиллан, побывавшая на премьере. "Манон" и "Майерлинг" составят своего рода диптих балетов британского хореографа в репертуаре театра Станиславского и Немировича-Данченко, где представлены постановки таких выдающихся балетмейстеров, классиков ХХ века, как Ноймайер, Пети, Килиан, Дуато.

Балет "Манон"

Балет "Манон" Макмиллан создал в пору своего пребывания на посту художественного руководителя Лондонского Королевского балета. Премьера состоялась в 1974 году на сцене театра Ковент-Гарден, где осенью 2014 года будут торжественно отмечать 40-летие этого произведения хореографа.

Либретто "Манон" было создано по мотивам знаменитого романа аббата Прево, созданного в ХVIII веке. Интерес Макмиллана к этому произведению был спровоцирован фильмом Жана Ореля "Манон-70" с Катрин Денев в главной роли. В качестве музыкального материала хореограф выбрал фрагменты из разных сочинений Массне — автора оперы "Манон".

Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко, сделавший своей репертуарной политикой знакомство с зарубежной классикой прошлого века, пополнил афишу беспроигрышным хитом - "Манон" британского классика Кеннета Макмиллана.

"Манон", поставленная для Королевского балета Великобритании в 1974 году, буквально с рождения существует в статусе легенды. Трехчасовой мастодонт, основанный на романе аббата Прево, с английской дотошностью воспроизводит эпоху душных драпировок, кринолинов, париков и мушек. На ее фоне разворачивается история несостоявшейся монахини, красавицы Манон Леско и бедного студента де Грие, по неосторожности влюбившегося в юную авантюристку. Бесчисленные адажио на слезоточивую музыку Жюля Массне, нашинкованную из нескольких опер, в которых Макмиллан был непревзойденным мастером, всегда и везде гарантируют спектаклю беспроигрышный успех.

Но Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко оказался в сложнейшей ситуации. Мало того, что ресурсов на постановку этого трехактного гиганта не всегда хватает и у более именитых компаний, но всего две недели назад Москва увидела эталон исполнения "Манон", когда на сцене Большого театра спектакль представил сам Королевский балет, берегущий этот спектакль Макмиллана как зеницу ока и оттачивающий его десятилетиями.

Поэтому задача Карла Барнетта и Патрисии Руанн, которым фонд Макмиллана доверил выпуск московской премьеры, была вдвойне нелегкой. Как оказалось, даже опыт исполнения "Майерлинга", еще одного гиганта от Макмиллана, полученный два года назад, здесь оказал лишь частичную помощь.

Впрочем, если не рассматривать эту "Манон" как образчик британского стиля, обожающего смачность бытовых деталей и психологических подробностей, балет выглядит впечатляюще: десятки людей вполне гармонично вписаны в компактную сцену, декорации-занавесы, воспроизведенные по эскизам Николаса Георгиадиса, обыгрывают "театр в театре" и придают ей королевский размах, оркестр под управлением Антона Гришанина (музыкальный руководитель постановки - Феликс Коробов) звучит не по-балетному полнокровно.

Но с первой же картины на постоялом дворе становится очевидно, что воспроизвести всю избыточность британского балета на выезде невозможно. Там, где "у них" любой артист миманса за отведенные секунды проживал целую судьбу, "у нас" читается лишь устрашающая "народная мощь". Где-то под задником топчутся нищие, как на марше вытягивают одновременно руки попрошайки, дружным строем проходят аристократы. Даже эффектные сценки с участием главаря попрошаек (танцевально эту партию хорошо исполнил Алексей Бабаев, недавнее удачное приобретение труппы) теряют смачность деталей. Талантливый танцовщик Дмитрий Соболевский, привыкший к амплуа принца, не знает, как себя вести в роли проходимца Леско, который эффективно управляет "карьерой" сестры, подыскивая ей богатых покровителей, а Валерия Муханова в роли Любовницы Леско выглядит не столько вульгарно, сколько по-школьному наивно. Да и Татьяна Мельник в заглавной роли, чьи восхитительные "сахаровские" ноги будто созданы для красоты макмиллановских адажио, просто стесняется своей Манон.

Сохранив стыдливость до натуралистичных поцелуев де Грие в "постельном" адажио, далее она пытается сохранить вид оскорбленной невинности даже в такие моменты, как соблазнение Господина Г.М., а уж в салон Мадам, на сборище полусвета, является Татьяной Лариной, скорбно сопровождающей своего "генерала".

Неудивительно, что английские постановщики решили укрепить премьерный состав приглашенным де Грие - Албаном Лендорфом (тем самым, что в прошлом сезоне сотворил сенсацию на "Бенуа де ла данс", станцевав фрагменты из "Дамы с камелиями" и "Сильфиды"). Если бы он был штатным танцовщиком российской компании, ему вряд ли доверили что-то большее, чем Леско, а скорее, ограничили бы амбиции партией Главаря попрошаек: танцовщик невысок ростом, крупноват в бедрах и икрах, круглолиц и трогательно курнос - то есть являет собой полную противоположность балетному принцу. Но за шесть лет карьеры Лендорфа в родном Датском Королевском балете ему доверили не только Солора, но даже Аполлона, Принца Дезире и Армана. Балетному миру он стал известен как один из самых ярких артистов. В московской "Манон" он не только героически выстоял все коварные для его фактуры арабески, чисто выкрутил анафемски медленные пируэты и легко ловил Манон в сложнейших поддержках - Лендорф оказался самым достоверным романтическим героем, единственным, кому в московской "Манон" удалось посочувствовать.

В Московском музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко идут последние приготовления к премьере балета «Манон». Композитор Жюль Массне написал одноимённую оперу по мотивам романа аббата Прево «История кавалера де Гриё и Манон Леско». А в XX веке Кеннет Макмиллан, блестящий танцовщик и хореограф, директор балета «Немецкой оперы», а потом и главный балетмейстер Королевского балета в Лондоне создал на музыку Массне балет. В нём главная партия позволяет исполнительнице всесторонне раскрыть своё драматическое дарование. Наталье Сомовой помогают справляться с этой задачей приглашённые британские специалисты по хореографии. Рассказывают

Француженка Манон, обосновавшаяся в Лондоне, желанная гостья на балетных сценах мира, наконец, добралась до Москвы. Труппа Станиславского и Немировича-Данченко, эту гостью ждала. В репертуаре уже есть балет Макмиллана «Майерлинг», и вот - снова любовная история и снова - трагедия.

Карл Барнетт уже не помнит, когда впервые поставил «Манон», - так давно и на разных сценах это было. В Ла Скала делал партию на Светлану Захарову и Наталью Осипову. Барнетт - в контакте с вдовой Макмиллана - Деборой, у которой авторские права на постановку, а потому все нюансы соблюдены - костюмы, декорации, хореография, как в первоисточнике, в «Ковент-Гарден», для которого и был поставлен этот шедевр. В Москве Барнетт не только ставил танцы, боролся с зашкаливающим русским темпераментом.

«Русская и английская балетные школы - разные. Здесь - размах - балерины хотят поднять ногу высоко, сделать быстро фуэте …А надо чуть ниже, чуть сдержаннее. Отдать эмоции не только движениям - актерской игре. Она здесь важна так же, как танец. Здесь нет второстепенных ролей, каждая деталь складывается в общую картину, в которой невероятное количество граней», - объясняет хореограф-постановщик Карл Барнетт.

Игорь Зеленский, худрук труппы, знающий «Манон» еще по Маринке, дает последние ЦУ Георги Смилевски. Он выйдет в партии брата Манон, такого же темпераментного и неукротимого. Брат и сестра стоят друг друга.

В балетах Макмиллана истории драматические. «Манон» - еще и провокационная, как и сама книга аббата Прево. Куртизанки, высший свет, салоны… Наталья Сомова, репетируя партию, не думала, что танец - эта самое простое. Не техника - эмоции героини забирают силы и обесточивают. Она вынуждена делать выбор между деньгами и любовью.

«Она непростая, строптивая. Все требует эмоциональных затрат. Когда включаешься, эмоционально сил не остается ни на что», - утверждает прима-балерина балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Наталья Сомова.

Три состава репетируют спектакль. Иван Михалев впервые получил партию такого уровня и масштаба - возлюбленный Манон - тот самый кавалер де Гриё, прошедший путь от страстной любви до каторги и смерти любимой.

Пришлось не только танцевать, но и проявить актерское мастерство - то, на чем держится английский балетный театр. «Хор Макмиллана требует отдачи эмоциональной. Ты должен показать глубокого персонажа - в движениях, позах», - говорит солист балетной труппы Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко Иван Михалев.

Танцевать Манон после гастролей «Ковент-Гарден», которые закончились дней десять назад, испытание для труппы. Ведь «Манон» - визитная карточка английского королевского..Но московские танцовщики не пытаются подражать - они делают свою «Манон», пропуская французскую историю с английским привкусом через русскую душу.

Новости культуры

Выставка Владимира Арефьева и балет «Манон» в МАМТ. 24.06.2019.

По жаркому летнему времени, МАМТ начинается не столько с вешалки, сколько с выставки главного художника театра Владимира Арефьева. У него юбилей.
Как понимаю, художник сам придумал и продумал свою выставку, решив, что и как он хочет нам показать.
Честно скажу, мне не хватило двух антрактов балета, чтобы рассмотреть всё, что хотела. Собираюсь в июле на «Чайку» и надеюсь, что экспозицию смогу увидеть еще раз, получив не только визуальное, но и тактильное наслаждение.
Дело в том, что, помимо рисунков и макетов, которые, безусловно, «руками не трогать», в фойе размещены и фрагменты декораций.
Я очень люблю театральное закулисье. Люблю, тихонечно и не надолго переступив (всегда с разрешения театра!) через линию рампы, побродить за кулисами, натыкаясь на странные вещи и предметы - которые на сцене, магией художника, превращаются то в облака, то в острова, то в маленьких осликов или больших носорогов. Люблю посидеть у закулисных Мастеров, наблюдая, из, буквально, какого сора «растёт», скажем, царский кафтан...

На этот раз моя радость выплеснулась в фойе - и можно узнавать уже виденное на сцене... или, как делает большинство неофитов, просто «селфиться» на память рядом с необычными театральными предметами.

Театралам же, даже плохо знающим репертуар МАМТ, выставка всё равно будет интересна. Арефьев немало и очень эффектно работает и в других театрах.
Например, мне, регулярно посещающей Сатирикон, было чертовски интересно увидеть, как задумывались и реализовались и «Человек из ресторана», и «Дон Жуан».

Теперь о балете.
Я внимательно прочла статьи профессиональных балетных критиков на сайте театра... Не вдохновилась ими. Там много умных слов и сравнений танца балетных исполнителей МАМТ с другими постановками этого произведения, которые я никогда не увижу.
Даже расстроилась мыслью: то, что мне покажут вечером в МАМТ, мне никак не может понравиться. Ибо - «не доросла»...

А на самом деле я была в абсолютном восторге!
Не знаю, сколь безукоризненной была техника исполнения... Я просто смотрела интересную и очень печальную историю про то, как «любовь и бедность навсегда меня поймали в сети».
Очаровательные, очень типажно подходящие своим героям исполнители. Прекрасная музыка - для балета она собрана из разных произведений Массне... и сколь же хороши любовные дуэты под знаменитую «Элегию»! Массовка, настолько интересно выстроенная, что иногда на нее отвлекаешься даже от исполнителей главных ролей. Яркая декорация - немного условная, но в реальность места, где происходит действие, веришь.

Ах, как же хороша сцена во втором действии, где в салоне Мадам мужчины передают героиню буквально с рук на руки! Думаю, что тут вот техника была безукоризненна... а как к тому же красиво!

Печальная эта история о том, как девушка по имени Манон ехала в монастырь... а оказалась на каторге, чтобы потом сгинуть в болотах Луизианы.
Почему так получилось? Может быть, потому, что любовь приходит и уходит... а лучшие друзья девушек - это бриллианты. Может быть, потому, что герои балета слишком юны и неопытны и в жизни, и в чувствах. Может быть, потому, что понимание того, что жить надо главным, отодвигая в сторону необязательное, второстепенное, пришло к ним слишком поздно...

В данном случае, в отличие от большинства балетов, действие закончилось совсем не на оптимистической ноте. И занавес, сдвинувшись, закрыл от зрителей не веселый финал общего танца, а двух истерзанных и усталых людей, умирающих на сером болоте отнюдь не от любви, а от того, что сил жить больше нет...

Печаль в наших зрительских сердцах. И общее сожаление, что уже ничего в этой грустной и красивой истории исправить нельзя.

Замечательное «послевкусие», какое бывает только после хороших спектаклей в хороших театрах.

И - да, в самом начале я написала про МАМТовскую «Чайку». Мне её очень хвалили. И вот - в середине июля этот балет будет показан последние два раза.
Я собираюсь пойти.
Может быть, кто-то из тех, кто «коллекционирует» постановки по пьесе Чехова, захочет оставить в памяти и эту необычную ее вариацию?
Ну, или просто - захочет приобщиться к красоте.

До слёз

Чудесный балет, красивый, интересный, эмоциональный и очень драматичный.

Понедельник – не самый лучший день для посещения театров и прочих культурных мероприятий. После активного отдыха или копательно-косительной работы в выходные и позднего укладывания в воскресенье, вечером понедельника у организма одно желание – поспать. И при звуках прекрасной музыки глаза закрываются – лучше же слушать музыку ни на что не отвлекаясь - и ты начинаешь наслаждаться… не музыкой, а сном (хорошо еще, если тихим) Вот и этот раз, когда зазвучала увертюра, организм привычно настроился подремать, но что-то произошло: глаза не хотели закрываться, им было интересно. Да, то, что происходило на сцене, было красиво, интересно, эмоционально и очень драматично.
Красиво. Балет, как правило, это всегда изящно, разноцветно и феерично. И танцы, и костюмы, и декорации складываются в удивительную картину, от созерцания которой невозможно оторваться. Не важно, сказка это или нет. Кстати, не так много я видела балетов-несказок, и вот Манон – один из них.
Интересно. «Историю Манон Леско» я не читала. А она, оказывается, увлекательная) Сейчас после удивительного спектакля, как раз пришло время, и в том, что я уже я прочитала за пару дней, уже чувствуется общее и отличное в характерах Манон и де Грие в книге и на сцене.
И опять интересно вот что: как меняется представление о героине, то, какой она должна быть. Оно разное в книге, в балете, да что говорить, оно отличается в зависимости от настроения балерины. Ведь как сказала исполнительница роли Манон Ксения Шевцова в интервью: «Многие говорят: «Манон должна быть вот такая». Не должна. Сегодня такая, завтра – другая, это театр, это не кино, не фотография, каждый раз что-то новое, абсолютно разное. Мне кажется, именно это расширяет нас, на сцене может произойти разное, ты репетируешь одно чувство, а на сцене почувствуешь совсем иначе. Эти чувства невозможно предугадать, спектакль – это живой организм, и твоя роль живая, и ты на сцене живой, и тогда это интересно».
Когда я увидела программку, то пожалела, что партию Манон будет танцевать не Оксана Кардаш. Хоть я не много видела балетов, но это имя уже запомнила, она мне очень нравится. Но Ксения Шевцова была прекрасна. В ней чувствовался Характер, именно с большой буквы, Характер, на долю которого выпали большие испытания. И ведь именно после балета «Манон» художественный руководитель балета театра Лоран Илер объявил о том, что Ксения Шевцова возведена в ранг прима-балерины.
Денис Дмитриев (кавалер де Грие) – именно такой, каким и должен быть, по-моему. Еще практически мальчик – по книге ему 17 лет – наивный, доверчивый, очень порядочный. Когда они танцевали вместе первый раз, то это было просто чудо – такие милые, влюбленные, просто ми-ми-ми, хоть и очень не люблю это выражение. И как «повзрослел» де Грие к концу спектакля. Уже не мальчик, но муж.
Эмоционально. Очень мне нравится, что артисты не только танцуют, но и играют. И как чудесно. Есть сцены, когда танца как такового почти нет, но жестами и выражениями лиц артисты говорят всё.
Драматично. Балет начинается легко и светло, но столько на протяжении спектакля драматичных событий, так переживаешь за героев, а финальная сцена – просто крик души.
Музыка Массне прекрасна. Жаль, что я раньше практически не знала этого композитора. Хотя… одно произведение я узнала)
Декорации хороши. И декорации, и костюмы переносят нас во Францию 18 в. Кстати, об этой стороне жизни театра хочу рассказать подробнее, поскольку именно сейчас в фойе проходит юбилейная выставка главного художника театра Владимира Арефьева. И что интересно, декорации можно видеть и на рисунках, и в макетах, и в реальности, можно даже побродить в них. Мне показалось, что наибольшей любовью художника пользуется «авангардный» стиль, хотя и классика у него очень хороша.

О музыкальном театре им. К.С.Станиславского и Вл.И.Немировича-Данченко можно говорить только с восхищением и трепетом!
⠀ Побывала на балете «Манон».
Открывается занавес, на сцене Франция конца 18 века. Шик и блеск того времени, балы, дамы в кринолиновых платьях, кавалеры готовы ради любви погибнуть на дуэли. Один из самых романтичных периодов истории!
⠀ Сюжетная линия любви главной героини Манон (Ксения Шевцова) и молодого студента (Денис Дмитриев). Этой любви противится брат девушки Леско (Георги Смилевски), создавая множество препятствий этому союзу.
⠀ Извечная борьба жизни в бедности и всепоглощающей любви с беззаботностью и богатством нелюбимого мужчины. Борьба разума и чувств, сердца и эмоций, порывов и покорности.
⠀ Выбор у каждого свой! Конечно герои несутся к любви в омут с головой, разбивая мечты и надежды о жесткие края предательства, но проходят этот путь вместе.
⠀ Трагичный финал смерти Леско в драке, а затем и самой Манон, гибнущей на болоте Луизианы при побеге из тюрьмы.
Возможно ли было изменить судьбу молодой девушки? Наверно! Бывает ли так в жизни? Безусловно! Из века в век каждый из нас делает выбор независимо от национальности, времени, пола и взглядов!
Хореография Кеннета Макмиллана - известного британского хореографа. Па-де-де великолепное! ⠀
Декорации заставляют восхищаться, костюмы и антураж переносят через эпохи, а мастерство исполнителей в который раз помогает пережить все тяготы вместе с героями!
⠀ Отдельного внимания заслуживает музыка Жюль Массне в исполнении оркестра под руководством Дирижёра-постановщика Феликса Коробова.
МАМТ должны посетить все москвичи и гости столицы. Помимо 100-летней истории театра, там безусловно одни из лучших музыкальных классических постановок в стране. Даже если Вы в Москве на пару дней, обязательно посетите этот театр! И Вы точно охватите одно из лучших мест культурной жизни и в памяти на долго останется этот вечер!

#кудасходитьвмоскве#кудапойтивмоскве#манон#МАМТ#театрстаниславскогоинемировичаданченко#moskvalublu#moskva_lublu#театрымосквы

Балет в 3 актах (7 картинах) на музыку Ж. Массне , сценарист (по роману А. Прево) и балетмейстер К. Макмиллан , художник Н. Георгиадис.

Премьера спектакля состоялась 7 марта 1974 года в Королевском балете Великобритании на сцене лондонского театра Ковент-Гарден .

История создания

«Манон» - второй трехактный балет, созданный Кеннетом Макмилланом в качестве художественного руководителя Королевского балета. Он начал работать над «Манон» вскоре после рождения единственной дочери. Его источником был французский роман 18 века аббата Прево «История кавалера де Грие и Манон Леско» (1731), который уже дважды адаптировали для оперы Массне и Пуччини . Музыкальные номера из различных произведений Жюля Массне подобрал и оркестровал известный танцевальный музыкант Лейтон Лукас и его ассистентка, концертмейстер балетной труппы Хильда Гонт. В музыкальное оформление балета вошла и знаменитая «Элегия» из оперы Массне как главная тема влюбленных. Премьера «Манон» состоялась 7 марта 1974 года, партии Манон и де Грие танцевали Антуанетт Сибли и Энтони Дауэлл. Балет очень быстро вошел в основной репертуар театра.

Макмиллан симпатизирует своенравной Манон, привнеся в балет свойственное ему понимание психологии и личные воспоминания о своем бедном детстве. Свою героиню Макмиллан описывал «не как девушку, которая боится быть бедной, но которая стыдится быть бедной. В те времена бедность была равносильна долгой, медленной смерти». Друг Макмиллана Николас Георгиадис отразил эту идею, изобразив зыбкую грань между роскошью и разложением французского общества накануне революции (действие балета перенесено в конец XVIII века). Невероятная хореография Макмиллана создала яркие живые картины общества Парижа и Нового Орлеана. Но основной энергетический заряд несет страстное па-де-де Манон и Де Грие, которое напоминает не менее интенсивную раннюю работу Макмиллана, «Ромео и Джульетту» - именно оно движет всю трагическую историю, превращая «Манон» в одну из самых невероятных драм Макмиллана.

Сюжет

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Во дворе гостиницы в пригороде Парижа

Здесь царит суета: актрисы, молодые люди, дамы полусвета, нищие. За столиком сидят богатый господин Г. М., его любовница и друзья. Около них крутится завсегдатай здешних мест Леско. Он ждет свою молоденькую сестру Манон, направляющуюся в монастырь. Появляется миловидный студент-богослов де Грие, он не выпускает из рук священное писание. Подъезжает карета с Манон и Пожилым господином. Он увлечен Манон, но та лишь кокетничает с ним. Леско уводит Пожилого господина в гостиницу, чтобы заключить с ним сделку относительно сестры. Неожиданно Манон сталкивается с де Грие. Юноша падает перед ней на колени, целует ей руку. Манон смущена, тронута, ее также влечет к де Грие. Первый дуэт героев - зарождение страсти. Они решают бежать вместе в Париж на те деньги, которые Манон удалось выманить у Пожилого господина. Когда тот вместе с Леско выходят из гостиницы, то выясняется, что Манон исчезла, - вскочив на козлы, де Грие увез ее. Господин Г. М. сообщает Леско, что заинтересован в его сестре. Леско обещает постараться добиться благосклонности Манон.

Картина 2. Квартира де Грие в Париже

ДЕЙСТВИЕ II

Картина 3. Праздник в салоне Мадам

Разодетые девицы кокетничают с гостями-мужчинами. Подвыпивший Леско приводит в зал де Грие. Леско исполняет сольный танец, девицы в восторге. Появляются Манон и Г. М. Манон, преодолевая смущение от неожиданной встречи с де Грие, танцует со своими поклонниками. В сарабанде она переходит из одних рук в другие, пока в финале не возвращается к Г. М. Все уходят из зала, кроме де Грие. Как он и надеялся, появляется Манон. Юноша уговаривает ее уйти с ним. Манон убеждает его, что сначала надо выиграть у Г. М. большую сумму денег. Начинается игра. Де Грие попадается на мошенничестве. В разгаре ссоры влюбленные убегают.

Картина 4. Квартира де Грие

Третий дуэт героев - Манон и де Грие объясняются друг другу в любви. Юноша требует вернуть Г. М. его драгоценности. Но поздно. Г. М. появляется вместе с полицией. Вводят закованного в кандалы Леско. Манон арестовывают как проститутку. Завязывается драка, в которой от пули погибает Леско.

ДЕЙСТВИЕ III

Картина 5. Порт в Луизиане

На пристани собрались стражники и местные жители, они наблюдают за высадкой пассажиров. Среди прибывших молодых женщин, сосланных сюда за проституцию, и Манон. Ее трудно узнать, она истощена, ее шарм исчез. За ней следует де Грие, выдавая себя за ее мужа. По приказу Надзирателя стражи уводит Манон.

Картина 6. Кабинет Надзирателя

Вводят Манон. Надзиратель предлагает ей свое расположение за ее благосклонность. Она безучастна. Надзиратель одевает ей на руку браслет и обнимает Манон. Внезапно врывается де Грие и в припадке ревности закалывает Надзирателя кинжалом. Манон бросает на труп браслет и убегает вместе с де Грие.

Картина 7. Болота Луизианы

Здесь скрываются выбившиеся из сил беглецы. В полубреду девушка вспоминает свое прошлое: перед ней проходят призраки былых времен. Четвертый и прощальный дуэт героев. Манон взлетает в воздух и оттуда отчаянно бросается в объятия де Грие. Она теряет последние силы и умирает на руках де Грие.

Хореограф ставил бессюжетные спектакли, среди них - «Концертные танцы» (1955), «Агон» (1958), «Весна священная» (1962), «Симфония» (1963), одноактные сюжетные балеты - от «Поцелуя феи» (1960) до «Иудиного дерева» (1992), но наибольшую известность и славу принесли ему большие, многоактные балеты-драмы. Наиболее известны: «Ромео и Джульетта» (1965) с музыкой Сергея Прокофьева, «Анастасия» (1971) на музыку Петра Чайковского и Богуслава Мартину с сюжетом о мнимой дочери русского царя Николая II, «Манон» (1974) на музыку Жюля Массне, «Майерлинг» (1978) на музыку Ференца Листа с рассказом о трагической истории австрийского кронпринца Рудольфа.

В этих спектаклях Макмиллан средствами классического балета исследовал яркие человеческие судьбы в сложных драматических обстоятельствах. Во многом благодаря балетам Макмиллана сформировалась блистательная плеяда английских артистов - Линн Сеймур, Антуанетт Сибли, Мерл Парк, Дарси Бассел, Кристофер Гейбл, Энтони Дауэлл, Дэвид Уолл и другие.

Балет «Манон» основан на романе Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (1731), интерес читателей к которому не иссякает до сих пор. Желание сделать его героев действующими лицами балета хореограф объяснил так: «Меня очаровали персонажи. В балете участвует шестнадцатилетняя героиня, прекрасная, но абсолютно безнравственная, и герой, который под ее пагубным влиянием становится шулером, лжецом и убийцей. Нетрадиционный сюжет для балета, верно? В Манон аббата Прево интригует, прежде всего, то, что в ее мышлении начисто отсутствует логика. Только что она уверяла де Грие в своей любви, а уже в следующую минуту изменяет ему с престарелым графом. По-моему, ее поведение обусловлено прошлым, проведенным в нищете. Манон не только боится стать бедной, но и стыдится этой бедности».

Один из представителей позднего романтизма французский композитор Жюль Массне (1842-1912) был весьма плодовит. Камилл Сен-Санс вспоминал: «Легкость, с которой Массне сочинял, граничила с чудом. Я видел его больным, лежащим в постели в самом неудобном положении и заполняющим партитурную бумагу страница за страницей с быстротой, способной огорошить». Помимо множества симфонических, камерных сочинений и романсов его перу принадлежат оперы «Манон» (1884), «Вертер» (1886), «Таис» (1894), «Дон Кихот» (1910) и другие. Известно, что премьеру «Дон Кихота» пел Федор Шаляпин , в его же интерпретации в России широко известен романс «Элегия».

Другой современник композитора Клод Дебюсси писал: «Совершенно ясно, что музыка для Массне никогда не была тем „голосом вселенной", который слышали Бах и Бетховен: для него она была, скорее всего, чарующей частностью».

Для своего балета Макмиллан выбрал у Массне не музыку одноименной оперы, а множество отрывков из других опер - «Сид», «Гризельда», «Тереза», «Ариадна», «Золушка», «Клеопатра», «Дон Кихот», «Эва», «Таис», «Бахус», «Король Лахорский», а также из ряда симфонических сочинений.

Аранжировка и оркестровка всего музыкального материала принадлежит дирижеру Лейтону Лукасу и Хильде Гонт (В 2011 году партитура была оркестрована заново дирижёром Мартином Йейтсом.).

Две основные темы Манон - оркестровые переложения романсов «Сумерки» и «Элегия». Они возникают уже в первом акте и в дальнейшем повторяются. Оркестровым вступлением к спектаклю стал фрагмент из оратории «Богородица». Отметим, что балетмейстер использовал музыку Массне по своему усмотрению, не обращая внимания на сюжет первоисточника. Так, например, сцена насилия над Манон в предпоследней картине исполняется на музыку из дуэта Дульсинеи и Дон Кихота.

Для понимания роли и характера музыки в данном балете приведем еще одно ироничное высказывание Дебюсси: «Массне понял подлинную роль музыкального искусства. Музыка должна смиренно стараться доставлять удовольствие. Надо, чтобы она покоряла нас или вкрадывалась в нас без затраты на это каких-либо усилий с нашей стороны».

Многоактные спектакли Макмиллана принадлежат к направлению «драматического балета», которое зародилось в 1930-х годах в Ленинграде и позже своими лучшими образцами (прежде всего, балетом «Ромео и Джульетта » Лавровского - Прокофьева) заразило весь мир.

Английские образцы этого жанра имеют свою специфику. Так, вряд ли можно обвинить «Манон» в умалении роли танца в целом спектакле, однако третий акт, за исключением последнего дуэта героев, беспомощен и в хореографическом, и в режиссерском смысле. Кажется, что выдумка и фантазия оставили балетмейстера на исходе второго действия. Впрочем, известно, что именно финальный акт подвергся критике после премьеры и Макмиллан кое-что переделал, но, увы, в недостаточной мере.

Зато украшением и своеобразной визитной карточкой спектакля стали четыре дуэта Манон и де Грие - от зарождения роковой для обоих страсти до смерти виновницы всех злоключений. Нередкое исполнение этих дуэтов (прежде всего - второго) мало теряет в выразительности и эмоциональности вне контекста спектакля, что не характерно для русских балетов-пьес. Некоторые критики даже утверждали, что только этих четырех дуэтов уже достаточно для раскрытия основной темы балета. Не будет преувеличением сказать, что именно желанию балерин станцевать эти маленькие шедевры хореографии балет «Манон» обязан своими многочисленными постановками на сценах крупнейших театров мира.

Балетмейстеру удалось создать ясный контраст между этими проявлениями личной драмы героев и массовыми х сценами. Последние полны суетной безжалостностью окружающей среды. Даже лучшие из них - танец нищих в первой картине, дуэт подвыпившего Леско со своей «дамой» и великолепная сарабанда Манон с поклонниками в сцене у Мадам - намеренно лишены внутреннего чувства. Советские критики заметили бы, что в них балетмейстер умело разоблачает буржуазное общество. Действительно, все общество в балете, мягко говоря, мало привлекательно, и в этом корни трагедии героев.

Как нередко бывает в балетах-драмах, в «Манон» ярко прорисованы образы большинства персонажей. Даже лишенный танца господин Г. М. остается в памяти, как уверенный в себе охотник за удовольствиями, не подвластный чувствам и уважающий лишь силу и богатство. В балете, в отличие от романа, Манон - фигура трагическая, цепь обстоятельств, а не собственное легкомыслие обрекли ее на бесславный конец. Любопытно, что Манон имеет лишь один небольшой сольный танец в первой картине, в дальнейшем она лишь плывет по течению, организованному другими. Да и де Грие несколько романтизирован в балете, его пороки также оправдываются окружающими обстоятельствами.

На премьере в Лондоне главные партии исполняли Антуанетт Сибли (Манон) и Энтони Дауэлл (де Грие), в дальнейшем эти партии танцевали многие другие, находя в этих богато очерченных хореографически образах свои личностные оттенки.

Российские зрители могли впервые видеть балет «Манон» на гастролях лондонской труппы в 1987 году. В 2000 году ассистент хореографа Моника Паркер осуществила постановку балета на сцене Мариинского театра. По сравнению с первоначальной лондонской премьерой художником спектакля стал Питер Фармер, до этого делавший сценографию «Манон» на различных сценах мира.

Петербургскую премьеру танцевали Алтынай Асылмуратова (Манон) и Игорь Зеленский (де Грие), уже имевшие опыт освоения этих партий в зарубежных труппах. На следующем спектакле их сменили Диана Вишнева и Илья Кузнецов, позже «подоспели» и другие исполнители. И снова выяснилось, какой диапазон личностных трактовок дает этот спектакль.

Партию Манон недостаточно станцевать, ее надо создать. Одни балерины пытаются честно «сыграть» роль - получается доходчиво, но малоэмоционально. Другие стремятся примерить ситуации и поступки Манон на свою индивидуальность. Но выясняется, что ощутить себя Джульеттой или Авророй легче, чем подобной женщиной - «сложной, расчетливой и прямодушной в своей преступности и в то же время необычайно естественной» (Ги де Мопассан). Видимо, для того чтобы «стать» полнокровной Манон хотя бы на сцене, надо быть хоть него много... Манон!? Петербургская критика роптала, пугаясь возвращения эры пресловутых «драмбалетов». Однако балерины были счастливы, и публика не один год охотно посещала этот интересный, хотя и неровный спектакль.

А. Деген, И. Ступников

Фото: Михаил Логвинов, Олег Черноус




Top