Театрализованная деятельность в детском саду конспекты занятий. Конспект занятия «Занятие по театральной деятельности

Задачи:

  • вызвать интерес к театрально-игровой деятельности, формировать чувство успешности для каждого отдельного ребёнка;
  • закреплять виды театров (драматический, кукольный), продолжать знакомить с театральной терминологией (актёр, режиссёр, драмтеатр, гапит);
  • знакомить с театральной куклой на гапите, обучать элементарным навыкам управления куклой;
  • воспитывать доброжелательное, эмоционально-положительное отношение друг к другу;
  • активизация речи детей через развитие диалогической речи (беседа, игра, игра-драматизация), введение в активный словарь новых слов — понятий (кукловод, гапит, актёр).

Словарь: драматический театр, кукольный, гапит, театральная маска, режиссёр.

Материал: ширма, куклы на гапите 10 шт. , магнитофон, аудиокассеты, театральные маски на палочке 15 шт. (грустные и весёлые), бутафория (подарки для кукол).

Ход занятия

1 часть.

Дети входят под музыку в группу.

Психогимнастика «Давайте познакомимся!».

Воспитатель: Здравствуйте, дорогие ребята! Подойдите, пожалуйста, ко мне, встаньте в круг и давайте посмотрим друг на друга. Думаю, пришла пора нам с вами познакомиться. Я знаю игру, которая так и называется “Познакомимся”. Поиграем? Мы будем хлопать с вами в ладоши и называть своё имя. Так я узнаю, как зовут вас, а вы узнаете моё имя. Свои хлопки мы будем передавать друг другу, вот так! Ну, начинаем?

Я вам очень рада! Мы все сдружились, Вместе собрались.

И Наталья Михайловна здесь! И … Танечка здесь!

Сюрпризный момент.

Воспитатель: Вот мы и познакомились! А теперь проходите на стульчики, усаживайтесь поудобнее, и я расскажу, чем мы с вами будем заниматься. А давайте отменим наше занятие и просто совершим маленькие волшебные превращения?!
Ну, что согласны? Вот и замечательно! Ребята, а где же происходят волшебства и чудесные превращения? (в сказке).

Беседа «Театр».

  • Вы любите сказки?
  • Что больше любите, слушать или смотреть сказки, спектакли?
  • Где можно увидеть спекталь? (в театре).
  • В нашем городе есть театры?
  • Какие театры вы знаете? (драматический, кукольный)
  • Кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? (люди)
  • Вы знаете как, называют этих людей в театре? (актёры)

Воспитатель: Актёры играют разные роли. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть глупого короля или капризную принцессу. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика.

Этюд «Котята».

Воспитатель: А хотите, и мы с вами попробуем превратиться в кого-нибудь?
Идите ко мне, встаньте, кто куда захочет. И мы с вами станем на минутку актёрами драматического театра, представим, что мы с вами на сцене, а вот и зрители. Итак, зазвучала музыка и мы уже не ребятки, а — котятки! Котята выбрались из теплого дома на заснеженный двор, принюхались к холодному воздуху, и вот пошёл снег! Котятам это не нравится! Они сжались в комочек, прижали лапки, ушки, хвостики. Но снег прекратился, котята выпрямились, отряхнули передние лапки, задние, ушки, хвостик и всю шёрстку.

Дети выполняют этюд.

Этюд «Снеговики».

Воспитатель: Ах, какие вы молодцы, настоящие котята! А теперь вы уже не котята, а снеговики, которых ребята слепили на прогулке! Снеговики любят морозные дни, им весело, они улыбаются! Но вот стало пригревать солнышко, снеговички стали таять! Сначала подтаяла голова, потом — руки, потом — туловище и снеговики превратились в чистые, прозрачные лужицы.

Дети выполняют этюд.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вы настоящие актёры!

2 часть.

Воспитатель: Ну, а теперь вы можете присесть на стульчики, отдохнуть и посмотреть, что я для вас приготовила. (Достает маски 2 шт., весёлую и грустную).

Беседа «Маски».

  • Что это? (маски) Правильно, маски, но только не обычные карнавальные маски, а театральные.
  • Они одинаковые или разные? (разные)
  • Какое настроение они передают? (весёлое и грустное)

Психогимнастика «Маски».

Воспитатель: Вот сейчас, ребята, вы можете подойти, взять себе любую маску и мы встанем в круг. Рассмотрите внимательно свою маску, запомните, какое настроение она передаёт. И мы примерим наши маски. Ой, вас совсем не узнать! Сейчас, уважаемые маски, вы сможете рассказать какое у вас настроение, передавая его голосом, а может даже и движением. Пожалуйста, уважаемая маска, скажи, какая ты? (Я весёлая маска!)
Если маска весёлая она об этом говорит весело, радостно, задорно, может даже выполнить какое-нибудь весёлое движение!

— А ты, маска, какая? (Я грустная маска!) У грустной маски грустный голос, жесты и движения тоже выражают грусть. — А теперь все грустные маски, сделайте шаг в круг и повернитесь к весёлым маскам. И я предлагаю маскам поприветствовать друг друга.

— Сначала поздороваются весёлые маски, с грустными. Задорно и весело! “Здравствуй, грустная маска!”

— А теперь грустные маски. Тихо и грустно. “Здравствуй, весёлая маска!”

— А можно я поприветствую вас? “Здравствуйте, уважаемые маски!” (ошибаясь в интонации) — Я правильно передала голосом настроение маски? Почему не правильно?

— Какие, ребята, вы молодцы! Вас за масками не возможно было узнать! Замечательно голосом и движением передавали настроение маски! А теперь можно положить маску и немного отдохнуть.

3 часть.

Беседа «Кукольный театр».

Воспитатель: Ребята, мы с вами поговорили о драматическом театре и даже сами побывали актёрами, но совсем забыли о другом театре, каком? (кукольном)

— Ребята, а кто самый главный в кукольном театре? Конечно, куклы!

  • А куклам кто-то помогает или они самостоятельно выступают на сцене или ширме? Помогают люди.
  • А как называют людей, которыми управляют куклами? Их называют — КУКЛОВОДЫ! Повторите и запомните это слово, потому что сегодня вы его будете слышать часто.

— А всё потому, что я для вас приготовила сюрприз! Мы сегодня сами будем кукловодами, ведь в нашем кукольном театре с нетерпением вас ждут театральные куклы! Хотите с ними познакомиться? Тогда встречайте! Эти куклы выступают на ширме, называются они — куклы на гапите.

Рассказ об особенностях кукольного театра.

Воспитатель: Что такое гапит? Это палочка, на которую надета кукла, палочка называется — ГАПИТ. от этого и название — куклы на гапите! Сегодня я научу вас управлять этими куклами, ведь вы будете кукловоды.
Кукла на гапите появляется постепенно, как-будто поднимается вверх по ступенькам. Сначала появляется голова, потом — плечи, затем кукла видна до пояса, и когда она доходит до середины ширмы — то видна вся кукла. Кукла движется по краю ширмы, а не по воздуху. Когда кукла говорит, то она слегка покачивается, а если на ширме две куклы — то та кукла, которая слушает — стоит не подвижно, чтобы зрители понимали, какая из кукол говорит. И ещё, кукловод, который говорит за свою куклу, часто меняет голос, чтобы он был похож на голос его героя. Например, если это мышонок, то голосок у него какой? А если это медведь или волк?

— Ребята, вам хочется самим побыть кукловодами в нашем кукольном театре? Но для начала я вам открою один секрет. И в драматическом и в кукольном театре есть такая профессия — режиссёр. Режиссёр — это помощник актёрам и кукловодам. Он всегда помогает им, говорит, что и как лучше сказать и сделать на сцене или ширме.

— Ребята, разрешите мне побыть в нашем кукольном театре режиссёром, можно? Тогда, ребята, я предлагаю вам показать, с помощью кукол на гапите, для наших зрителей кукольный спектакль — сказку “День рождения Машеньки”. Куклы наши будут выступать на ширме, а вы им будете помогать, да не забудьте правила вождения куклы.

Выбор кукол.

Воспитатель: Сейчас каждый из вас может подойти и выбрать себе куклу, которая вам понравилась. Кто выбрал куклу, проходите, садитесь на стульчики и познакомьтесь с ней. У кого из кукловодов оказалась наша именинница? Подойди, пожалуйста, покажись всем, какая ты сегодня нарядная наша кукла! Это — Машенька, у неё сегодня день рождения и она будет встречать гостей. Ваши куклы — её гости. И когда я буду называть героев сказки, то кукловод будет проходить за ширму и помогать своей кукле ожить, ведь вы … (кукловоды)

— Ой, ребята, совсем забыла, а когда собираются на день рождения, то что готовят для именинника? (подарки, поздравления — красивые, нежные слова). А именинник приглашает всех гостей. Вы можете помочь вашей кукле выбрать подарок для именинницы. Посмотрите сколько их! Вот теперь, когда всё готово, кукловоды ожидают своего выхода на сцену!

Сказка “День рождения Машеньки”

Жила — была девочка Машенька. Она была очень весёлая и добрая девочка. Её любили не только подружки, но и все зверюшки!

И вот однажды, когда у Машеньки наступил день рождения, зверюшки решили поздравить её с праздником. Они приготовили для именинницы подарки и поздравления.

Сначала к Машеньке пришёл Котик! (котик постепенно появляется на ширме)

Подошёл к ней и говорит: “Машенька, поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!” (котик слегка покачивается, а Маша стоит не подвижно)

Девочка была очень рада приходу Котика и его подарку и говорит: “Спасибо, котик, я очень рада, что ты пришёл! Проходи, пожалуйста”.

Котик прошёл и уселся на стульчик. А в это время по тропинке бежал вприпрыжку Зайка. Он увидел Машеньку и радостно сказал: “Здравствуй, Машенька! Я поздравляю тебя с днём рождения! И дарю тебе … ”

Девочка поблагодарила Зайку: “Спасибо, зайка! Проходи, пожалуйста!” Зайка с радостью согласился, прошёл и уселся рядом с котиком.

— Только Зайка уселся, как все услышали песенку, её напевал Лисёнок, который тоже торопился с поздравлениями к Машеньке.

Лисёнок подбежал к девочке и радостно сказал: “Я поздравляю тебя с днём рождения! Вот для тебя подарок!”

Подарил Машеньке подарок и совсем было собрался уходить, как Маша сказала: “Спасибо, лисёнок, оставайся на праздник!”

Лисёнок поблагодарил девочку, пошёл и сел на стульчик рядом с Зайчиком. и тут все увидели, что вразвалочку идёт Мишутка. Мишутка был очень робкий и стеснительный. Подошёл и тихонько сказал: “Поздравляю с днём рождения!” Подарил Машеньке подарок и тихонько пошёл домой. А Маша ему вслед и говорит: “Спасибо, Мишутка, оставайся на празднике!” Мишутка от удовольствия даже тихо зарычал, пошёл и сел рядом с Котиком. И тут все увидели, что к Маше с поздравлениями идут Волчонок и Петушок. Петушок шёл впереди и звонко кукарекал, а Волчонок шеё за ним и всё думал, как он будет поздравлять Машу.

Подошли они к имениннице и говорят: “Поздравляем тебя с днём рождения! Желаем … Вот подарки от нас!”

Маша сказала: “Спасибо, проходите, пожалуйста!” Волчонок прошёл и уселся рядом с Мишуткой, а Петушок — рядом с Лисёнком, потому что они были друзья и всегда играли вместе.

Когда гости уселись, Маша увидела, что к ней в гости торопится Козочка. Она была нарядная и весёлая. Козочка тоже несла Маше подарок.

Подошла она к девочке и говорит: “Поздравляю тебя с днём рождения! И прими от меня подарок!”

Машенька сказала: “Спасибо большое, проходи, пожалуйста!” Козочка с удовольствием прошла и села рядом с Петушком.

Маша была очень рада гостям, но с нетерпением ждала свою подружку Дашеньку. И тут она увидела, что по тропинке торопливо идёт Дашенька, а с ней Мышонок. Когда Дашенька и Мышонок подошли, Маша сказала: “Я рада, что вы пришли, смотрите, сколько у меня гостей!”

Даша и Мышонок поздравили именинницу с днём рождения и предложили поводить хоровод “Каравай” для Машеньки. Все зверюшки согласились, встали в круг, а Маша встала в середину круга, и они стали водить хоровод!

Итог

Воспитатель: Вот и закончилась наше представление. Теперь актёры-кукловоды можете выйти из-за ширмы и поклониться зрителям, а зрители вам поаплодируют за великолепную игру!

Кукол, ребята, давайте поставим на место, я думаю, они очень волновались во время выступления и им, как и вам стоит отдохнуть.

  • Понравились вам наши превращения?
  • В каких театрах мы с вами побывали?
  • Кем мы были в театре?
  • В кого мы превращались, когда были актёрами драматического театра?
  • В кукольном театре кем мы были?
  • С какими куклами познакомились?
  • Чему мы с вами научились? (превращениям, кукловождению)
  • Кто помогает актёрам в театре? (режиссёр)

Воспитатель: Мне очень понравилось у вас в гостях, я очень рада была с вами познакомиться. И на память я хотела бы вам подарить от наших ребят, настольную игру, которая называется “Буратино”. Спасибо, ребята, за работу!

| Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности

Конспект НОД в первой младшей группе. Театрализованная игра по сказке «Репка» . Интеграция образовательных областей : «Социально –коммуникативное» , «Познавательное» , «Речевое развитие» . Виды детской деятельности : игровая, познавательная, коммуникативная, двигательная. Задачи НОД...

Конспект виртуальной экскурсии с детьми группы от 5 до 6 лет «Путешествие в театр» Конспект виртуальной экскурсии с детьми группы от 5 до 6 лет (старшая группа) на тему : «Путешествие в театр » Цель : формирование представления детей о театре , как о виде искусства, его назначении. Задачи : Познакомить детей с профессиями (артист, режиссер, костюмер,...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект занятия по театрализованной деятельности «Колобок - румяный бок» в первой младшей группе

Публикация «Конспект занятия по театрализованной деятельности «Колобок - румяный...» ЦЕЛЬ: - побуждать детей к проговариванию и повторению за воспитателем отдельных слов, фраз и предложений; - активизировать словарный запас детей; - развивать мелкую моторику пальцев рук; - воспитывать отзывчивость, доброжелательность, сопереживать героям сказки; - формировать...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»


Конспект сценария по театрализованной деятельности (настольный театр) «Заюшкина избушка»(2 младшая группа) Программное содержание: 1. Прививать интерес к театрально-игровой деятельности. 2. Развивать у детей умение разыгрывать спектакль с помощью настольного театра по знакомой...

Конспект занятия «Как мы в театр играли» в старшей группе Открытая интегрированная непосредственно образовательная деятельность в старшей группе компенсирующей направленности «Красная Шапочка - 1» « Как мы в театр играли…» Цель: выявить степень усвоения детьми знаний и умений, полученных в процессе обучения. Задачи:...


Цель - Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Способствовать самореализации каждого ребенка и созданию благоприятного микроклимата, уважения к личности маленького человека. Задачи: Познание: Познакомить с различными видами...

Театр. Конспекты занятий по театрализованной деятельности - Конспект занятия по театрализованной деятельности в младшей группе «Новый домик вместо рукавички»

Цель: формирование творческих способностей посредством элементарной театрализованной деятельности. Задачи: 1. Развивать познавательный интерес к процессу слушания, запоминанию услы-шанного; пополнять и активизировать словарь детей, 2. Обучать в использовании элементарных...

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Удивительный мир театра» в подготовительной к школе группе АДМИНИСТРАЦИЯ ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД САРАТОВ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 61 – ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА Г. САРАТОВА Конспект непрерывной образовательной деятельности на тему...

Программное содержание:

Поддерживать стремление детей активно участвовать в развлечении, используя умения и навыки, приобретенные на занятиях и в самостоятельной деятельности.

Побуждать самостоятельно искать выразительные средства (жесты, движения, мимику) для создания художественного образа.

Воспитывать желание управлять театральными куклами разных систем. Совершенствовать артистические навыки детей.

Предварительная работа:

Чтение и заучивание потешек, стихотворений, скороговорок. Беседа об эмоциональных переживаниях людей.

Материалы и оборудование к занятию:

Коробочка с масками, ширма настольная, театральные ложки, ширма и куклы на гапите, королева-зеркальце, куклы «с живой рукой», маски-шапочки, домик-теремок, крот-руковичка, шапочки кошек и мышек, костюмы Снегурочки, лисы, зайцев, письмо с загадками.

Ход занятия

Педагог приводит детей в музыкально-театральный зал.

– Ребята, сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна?

Дети: – ТЕАТР!

– А знаете ли вы, кто живет в этой стране?

Дети: – Куклы, сказочные герои, артисты.

– Да, ребята. Вы правильно сказали. А что делают артисты, вы знаете? (Ответы детей)

– А вы хотели бы стать артистами?

Дети: – Да

– У меня есть волшебная палочка и сейчас с ее помощью я всех вас превращу в артистов. Закройте все глаза, я произношу волшебные слова:

–Раз, два, три - повернись

И в артиста превратись!

Откройте глаза. Теперь вы все артисты. Приглашаю вас войти в удивительный мир театра!

Впереди дети видят коробочку, а на ней лежит конверт, подписано от сказочника.

– Ребята, для вас сказочник прислал письмо, прочитаем?

Педагог достает из конверта листок и читает загадки про сказочных героев. Дети отгадывают и открывают коробочку. А в ней маски с эмоциями радости и печали.

Дети рассказывают сначала о маске радости.

– Когда у нас бывает радостное настроение?

– Когда нам весело, когда что-то дарят и т.д. (Ответы детей).

Затем дети рассказывают о маске печали, грусти.

– Какая это маска, что она изображает? Когда нам бывает грустно? (Ответы детей).

– Молодцы, ребята. Положим маски обратно в коробочку и продолжим свой путь.

На пути стоит столик, на нем настольная ширма, а рядом лежит шкатулочка, стоят пенечки.

– Ребята нам всем предлагают присесть. (Дети занимают места, а педагог садится рядом с ширмой, надевает деда-рукавичку и из-за ширмы говорит).

– Здравствуйте, ребята!

Я– забавный старичок

А зовут меня - Молчок

Мне, ребятки, помогите.

Скороговорки расскажите.

И увидите вы то,

Что уж знаете давно.

– Поможем дедушке, ребята? Знаете ли вы скороговорки? (Да). А как надо говорить скороговорки? (Быстро, чтобы было понятно).

Каждый ребенок рассказывает по скороговорке и воспитатель тоже. Дедушка благодарит детей и разрешает им открыть шкатулочку.

– Что же дед хранит в шкатулочке?

– Театральные ложки.

– А сможете вы их оживить?

– Вспомните потешку.

«У медведя во бору».

У медведя во бору

Грибы, ягоды беру.

А медведь не спит

И на нас рычит

Кто в лесу гуляет? Кто мне спать мешает? Р-Р-Р.

– Молодцы! Положим театральные ложки в шкатулку и отправимся дальше. На нашем пути преграда. Что преградило нам дорогу? (Ширма).

Заглянем за ширму. Ребята, да тут куклы. Как они называются? (Куклы на гапите).

– Что нужно сделать, чтобы кукла ожила?

Дети: – Надо научить ее говорить.

Дети берут куклу девочку и котика и показывают потешку «Киса».

– Здравствуй, киса. Как дела?

Что же ты от нас ушла?

– Не могу я с вами жить.

Хвостик негде положить.

Ходите, зеваете, на хвостик наступаете.

– А чему еще мы учим кукол?

Дети: – Учим двигаться.

– Вспомните потешку «Большие и малые ноги».

Дети показывают этюд с куклами девочка и бабушка.

– Молодцы, вы оживили кукол, а сейчас нам пора идти дальше.

Подошли к зеркалам.

– Ребята, мы пришли в королевство зеркал. А вот и сама Королева-зеркальце.

– Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

– Удивитесь, как Незнайка,

(дети показывают движением, мимикой удивление)

– Загрустите, как Пьеро,

(дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Мальвина

(дети показывают улыбки)

– И нахмурьтесь, как дитё.

Дети прощаются с королевой зеркал.

– Ребята, на нашем пути новые куклы. Что же это за куклы?

– (Дети: Куклы с «живой рукой»)

– А, почему они так называются?

(Ответы детей).

– Да, ребята. У этих кукол нет рук. Их подвязывают к шее, а на руки одевают резиночки (педагог объясняя, одевает куклу на ребенка). А наши руки делают куклу живой. Давайте оживим этих кукол. Вспомните стихотворение про мишку. Этюд «Мишка» (куклы девочка и мишка).

– Мишка, ты куда идешь?

И в мешочке что несешь?

– Это меда три бочонка,

Для малютки, медвежонка

Ведь без меда он, бедняжка,

Целый день вздыхает тяжко: О-ох, у-ух, а-ах.

– Какие вы молодцы. Вы оживили и этих кукол. Продолжаем свое путешествие. (Стоит домик).

– Это что еще за домик

На пути у нас стоит

Подойдем к нему поближе

Кто живет в нем, поглядим.

(заглядывают в домик, видят маски и шапочки театральные)

– Маски–шапочки живут.

В гости всех нас они ждут.

Мы сейчас наденем их.

И расскажем всё про них.

(ребенок надевает шапочку петушка и изображает петуха)

В своей короне красной

Он ходит, как король.

Его ты ежечасно

Выслушивать изволь

– Я тут! Я на чеку-у!

– Я всех вас допеку-у!

– Кукареку! Кукареку!

Уснули дети. Свет потух.

(дети садятся на корточки закрывают глаза, руки убирают под щечку).

– молчи, горластенький петух!

(петушок тоже приседает)

Затем девочка надевает маску лисички, другой ребенок берет куклу-рукавичку крота и показывают сценку с домиком. Лиса ходит вокруг домика, а крот в домике, выглядывает в окошко.

– Славный домик, милый крот!

Только слишком узкий вход.

– Вход, лисичка, в самый раз.

Он не впустит в домик вас.

Затем дети надевают шапочки кошек и мышек.(4 ребенка уходят на сцену переодеваются для сказки).

– А сейчас время для музыки.

Я предлагаю вам потанцевать.

Кот приглашает мышку (звучит музыка «Найди пару»)

Кот: – Мяу, мышка!

Спляшем польку.

Подадим гостям пример.

Мышка: – Я сплясала бы, но только

Мышке кот не кавалер!

Кот приглашает на танец кошку, а мышонок приглашает мышку. Остальные мышата встают в круг и танцуют.

Танцевальная импровизация.

Затем снимают шапочки и подходят к сцене. Занавес закрыт.

– Вот мы и подошли с вами к главному месту в театре - это сцена. А на сцене всегда оживает сказка. (занавес открывается).

Стоит снегурочка, к ней скачут зайчата. Они жалуются Снегурочке на лису. Затем выбегает лиса, зайчата прячутся за Снегурочку. Снегурочка ругает лису, а лиса уносит ключик.

– Ребята, вы увидели драматизацию сказки. А что такое драматизация? Здесь мы видим артистов в костюмах и действие происходит на сцене.

Все артистами сегодня побывали. Очень хорошо все показали. Все старались, молодцы! Похлопаем друг другу от души! (звучит песня «Кукляндия»)

– А на память о нашем замечательном путешествии в мир театра я хочу подарить вам вот такие медальоны-цветы. И надеюсь, что вы когда-нибудь по-настоящему будете хорошими артистами.

Спасибо всем!

ЛИТЕРАТУРА

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду.

2. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду.

3. Караманенко Т.Н., Кукольный театр – дошкольникам.

4. Что такое театр? М, Линка-Пресс, 1997.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду.

Театральный кружок «Мир сказки» существует в нашем детском саду 4 года. Кружок еще молодой, но уже есть некоторые успехи, это, прежде всего наши дети. Как отмечают педагоги и родители: произошли изменения в сфере развития у детей навыков общения. Повысился уровень поведенческой активности, дети стали более активны, любознательны. В группе детского сада дети, посещающие театральный кружок стали лидерами, они могут самостоятельно организовать совместную деятельность со сверстниками, построить свое отношение с взрослыми. Как отмечают воспитатели групп, дети стали менее конфликтны, агрессивны.

Главная цель театрального кружка «Мир сказки» – развитие социальной уверенности детей посредством театрального искусства. Уверенность в себе является важным качеством человека как личности. Она позволяет иметь и отстаивать собственное мнение, доверять себе и своим чувствам. Становление индивидуальности ребенка, его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Важно помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и д.р.).

Вся работа построена на игровых приемах, с использованием социогровых методов. На занятии используются разные формы организации детской активности: от индивидуальной и совместно- индивидуальной до совместно-последовательной и совместно-взаимодействующей. Набор в кружок «Мир сказки» ведется по желанию детей и по рекомендации педагога-психолога. Занятия проходят 2 раза в неделю по 30 минут.

Первое занятие (совместно с педагогом-психологом) направлено на самовыражение детей, на объединение совместной деятельностью, на знакомство с навыками релаксации и саморегуляции, на развитие сплоченности и повышению самооценки.

Второе занятие – направлено на развитие театральных навыков: разыгрывание этюдов, сценок, работа над сценическим образом, над эмоциональностью речи, разучивание ролей, кукловождение.

Дети театрального кружка активно участвуют в жизни детского сада и города. Предлагаем конспект открытого занятия нашего кружка.

Конспект открытого занятия по театрализованной деятельности с использованием социгровых методов «Мы играем» для детей старшего возраста

Программное содержание

  • Продолжать учить детей в игре перевоплощаться с помощью развития языка жестов, мимики, понтомимимки. Понимать то, что кроме речевых средств существуют и другие средства общения.
  • Развивать у детей навыки совместной деятельности, чувство общности, умение выражать свое настроение.
  • Развивать способности понимать эмоциональное состояние другого человека.
  • Работать над формированием правильной, четкой речи, над артикуляцией, произношением.
  • Способствовать развитию тактильного восприятия и ощущения.
  • Закреплять навыки детей по выполнению упражнений, направленных на развитие мелкой моторики рук.
  • Воспитывать дружеские взаимоотношения, умение договариваться и действовать сообща.

Предварительная работа

  • Игровые упражнения: «Приветики», «Hello», «Я сам».
  • Беседа с детьми о животных Африки и их повадках.
  • Двигательные упражнения: «Осенние листочки», «Камешки».
  • Пальчиковые игры: «Рыбак», «Ежик», «мыши и кот».
  • Разучивание этюдов: «Ёж», «Заяц», «Подарки», «кочерыжка».
  • Чистоговорки: «Медведь», «Лебеди».

Оборудование: 2 набора стульев по количеству детей, малые цветные квадраты по количеству детей, большие цветные квадраты по количеству этюдов с заданиями, стол накрытый тканью, стол с пиктограммами (12 штук: радость, грусть, удивление, страх)

Музыкальный материал:

  • Игра «Мартышки», музыка В. Гоголева.
  • Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железнова.
  • Игра «Молчанка» Е. Макшанцева.

Сценарий занятия

Дети входят в зал, их встречает музыкальный руководитель.

(положение детей)

Ведущий:

Как живешь? Вот так!
(большой палец)
А плывешь? Вот так!
(показ)
Как бежишь? Вот так!
Вдаль глядишь? Вот так!
Ждешь обед? Вот так!
Машешь в след? Вот так!
Утром спишь? Вот так!
А шалишь? Вот так!

(Педагог протягивает руки, призывая детей построить круг)

Игровое упражнение: «Приветствие»

Ай, тили-тили-тили
Мы поутру в сад ходили (по кругу)
Вот нас … повстречал (называем имя)
Как же он нас, привечал.

Дети: А вот так!

  • Добрый день
  • Привет
  • Жесты
  • Проигрываем все варианты детей

Все: Ответ детей на приветствие хором (3-4 варианта)

Ведущий: Ребята, посмотрите, сегодня у нас на занятии гости, поприветствуем их каждый по-своему. (вариант общего приветствия)

Ведущий:

Не печенье, не ватрушки
Не сметану, не ирис
Любим мы играть в игрушки
Днем и ночью, подивись.
Тут машинки, зайки, мишки,
Вот мячи, а вот шары.

Выбирайте, ребятишки, все что нужно для игры. А что вам, ребята, нужно, для того чтобы играть?

Дети:

  • Музыку
  • Настроение
  • Игрушки

Ведущий: Тогда я предлагаю вам подумать и с помощью жестов и звуков показать нам свою игрушку, а мы с ребятами попробуем её отгадать.

(Дети располагаются на ковре полукругом)

Упражнение двигательно-игровое «Любимая игрушка» (выполняются по желанию)

Ведущий: Я вам загадаю загадку про одну очень интересную игрушку, а вы попробуйте угадать.

Есть зеленые бананы,
Ловко лазить по лианам,
Это может … (обезьяна)

Ведущий: А какие обезьянки по характеру?

Дети: Веселые озорные.

Педагог приглашает детей в круг, вытягивая руки вперед.

Игра «Мартышки» муз. В. Гоголева

Мы веселые мартышки
Мы играем громко смехом (идут по кругу)
Все в ладоши хлопаем хлоп, хлоп
Все ногами топаем топ, топ
Надуваем щечки (надули)
Скачем на ножках прыг, прыг
И друг другу даже язычки покажем (язычок)
Оттопырим ушки
Хвостики вертушки
Пальчик поднесем ко рту (т-с-с)
Дружно прыгнем к потолку
Шире рот откроем
И гримасы строим (дети замирают с гримасами)

А как вы думаете, как еще можно двигаться?

  • игровой вариант
  • варианты детей (парами, врассыпную, движение спиной и т.д.)
  • подключить тело (части тела по очереди: голова, руки, ноги, туловище)

Ведущий: У вас получились такие разные, интересные, озорные, необычные, смешные мартышки. А как вы думаете, можно ли научить мартышек говорить? А с помощью чего?

  • Варианты детей
  • Конечный вариант – чистоговорки

Педагог предлагает детям сесть на стулья.

Ведущий: Кто желает выступить? (3-4 варианта) Послушайте, какая еще есть чистоговорка:

Лежебока рыжий кот,
Отлежал себе живот

  • произносит педагог
  • жесты – с переходом на детей
  • в движении ––> с остановками
  • игра по кругу (с предметом)
  • изменяем темп, динамику

Педагог предлагает детям сесть на стулья, которые стоят попарно, таким образом, разделить детей на пары.

Ведущий: Ребята, а как вы думаете, почему обезьяны так быстро, ловко лазают по лианам?
Дети: (?) Потому что у них сильные, ловкие руки и пальцы!
Ведущий: А у нас?

Психогимнастика «Руки» (различное прикосновение)

Руки знакомятся сначала на себе
Руки ссорятся затем с другом
Руки мирятся
(работаем в парах)

А разминку сегодня проведет … (ребенок)

Пальчиковая гимнастика

Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики
1-2-3-4-5
Начинаем счет опять!
1-2-3-4-5
Вот и кончили считать.

Ведущий: А сейчас все загляните под стульчики, там есть маленький сюрприз (дети достают цветные квадраты, в этот момент ведущий разлаживает на ковре большие квадраты с заданием) . А теперь подойдите к квадрату своего цвета, переверните его и вы увидите задание. Сейчас вы в своей группе подумайте и договоритесь, а потом разыграйте нам свой этюд.

Показ этюдов детьми

Разыгрываются знакомые этюды на усмотрение музыкального руководителя.

Ведущий: Вам понравились этюды? (Выслушать мнение детей) . А сейчас я приглашаю вас на музыкальный диван.

Музыкальная игра «Диван» музыка Е. Железновой (игра проводится под аудиозапись кассеты «Аэробика»)

Ведущий: Какое у вас сейчас настроение? На что оно похоже? Вы знаете, что настроение у всех бывает разное. Вот сейчас мы и узнаем понимаете ли вы друг друга. (Дети подходят к столу и берут по одной пиктограмме, затем встают в круг).

Игра «Молчанка» музыка Е.Макшанцевой

Раз, два – мы молчим!
Ничего не говорим.
(изображают загаданную эмоцию и находят себе пару)
Раз и два и раз и два
Мы с тобой теперь друзья!
(кружатся со своей парой)

Игра проводится два раза.

Ведущий: Вы теперь все друзья! Вот наша встреча подошла к концу. В какие игры бы вам хотелось поиграть еще?
Дети: высказывают свое мнение.

Педагог проводит прощальную игру «Пузырь»

Раздувайся пузырь, (дети стоят кругу, взявшись за руки)
Раздувайся большой
И не лопайся – (отходят в стороны)
Он летел, летел, летел, (бегут по кругу)
И за веточку задел, хлоп! (сбегаемся в круг, обнимаемся)
В этом кругу прощаемся.

Литература :

  1. Безруких М.М. «Развитие социальной уверенности у дошкольников», «Владос», Москва 2003.
  2. М.Ю. Гоголева «Логоритмика в Д/с», Ярославль «Академия развития» 2006.
  3. Е.А. Алябьева «Психогимнастика в Д/с», творческий центр, Москва 2003.
  4. В. Холмогорова «Азбука общения».
  5. Е.К. Лютова, Г.Б. Монина «Тренинг эффективного взаимодействия с детьми», «речь» С-Петербург 2003.
  6. Н.Ф. Сорокина Программа «Театр – творчество - дети», Москва 1995.

Светлана Куприянова
Конспект занятия «Занятие по театральной деятельности»

Занятие по театральной деятельности

Цель : Создание социальной ситуации развития детей в процессе театрализованной деятельности .

Задачи :

1. Создать условия для реализации индивидуальных возможностей и потребностей детей в самовыражении и развитии, для раскрытия творческого потенциала детей, их таланта.

2. Побуждать детей к речевому общению.

3. Обеспечить условия для выражения эмоций.

4. Развивать творческую фантазию, умение самостоятельно создать игровой образ, поощрять неповторимость.

5. Учить владеть телом, мимикой, жестом.

6. Формировать умение взаимодействовать в коллективе.

7. Расширение кругозора в области музыкально-театрального искусства .

Оборудование :

Мультимедийная установка, ширма с декорациями, костюмы к сказке, буклеты, билеты, коробочка с конфетами, две куклы, программки, афиша.

Предварительная работа :

Занятия в театральном кружке “Улыбка ” .

Знакомство со сказкой “Кто сказал «Мяу?» ”.

Драматизация сказки, изготовление костюмов, декораций.

Разучивание стихов, движений.

Показ иллюстраций по видеосюжетам.

Чтение произведения «Кто сказал «Мяу?» и показ мультфильма.

Экскурсия по Дворцу Культуры.

Изготовление билетов.

Ход занятия:

У центральной стены стоит ширма с декорацией внешнего вида театра с надписью «Театр » , «Служебный вход» . Слева висит афиша. На экране - фото детей.

Дети под музыку встречают гостей при входе в зал, здороваются. (Двое детей держат кукол.) Два ребёнка продают билеты за конфеты. Остальные дети раздают программки, приглашают гостей занять свободные места . Затем сами садятся полукругом на стульчики.

Я очень рада встрече с вами!

Музыкальный руководитель обращает внимание на экран, где показано здание театра .

1. - Ребята, скажите, что это такое?

Ответ детей : Это здание театра .

А сейчас вы закроете глаза, и произойдет чудо! (звучит музыка, дети открывают глаза.)

Звучит музыкальный эффект.

Открываем глаза…

Идёт показ иллюстраций внутри театра .

Что вы видите на экране?

Дети вспоминают, что как называется.

Ответ детей : Сцена, зрительный зал без зрителей, со зрителями, балкон, занавес открыт, занавес закрыт, кулисы, декорации на сцене, актёры на сцене, куклы на сцене, гримёрная, костюмерная.

Скажите, какие театры бывают ?

Ответ детей : Кукольный, драматический, театр оперы и балета .

Правильно, молодцы.

2. - Во всех театрах работает очень много людей. Кто работает в театре ?

Звучит стихотворение, дети договаривают слова-определения.

Поставит танцы балетмейстер,

В оркестре на подбор таланты,

Что дирижер, что музыканты.

Еще, конечно, режиссер,

Художник, бутафор, гример;

Покажет вам, где что лежит,

Ответственный за реквизит.

Во всех театрах всей страны

Работы разные важны.

Но все же, как тут ни крутись,

А главный человек – артист.

Хотите стать актёрами?

Ответы детей : Хотим.

Чтобы стать актёром нужно, очень многому учиться, много всего уметь.

Что должен уметь делать актёр?

Ответы детей : Хорошо, понятно, четко говорить; правильно дышать; красиво двигаться и др.

Сегодня мы с вами станем настоящими актёрами. Отправимся в драматический театр . И войдём в тайную дверь, куда входят не зрители, а только актёры и служащие театра .

Дети под музыку подходят к ширме, имитируют,

как- будто входят в служебную дверь.

Представим, что здесь рабочее место актёров.

А знаете, с чего начинается профессия актёра?

Ответы детей : С дыхания.

Конечно с правильного дыхания. Без него невозможно красиво и громко говорить со сцены.

3. Давайте попробуем подышать, как это делают настоящие актеры. Сядьте все прямо, выпрямите спину, положите руку на живот.

Дыхательная гимнастика

Греем ладошки, свечка (1,2,5, шарик.

Звукоподражание (дыхание+чистота звуков)

«Дворники у машины» -щ-щ-щ.

«Комар» -з-з-з ищем комара, нашли, прихлопнули.

«Муха» –ж-ж-ж.

Будем мы сейчас играть - вежливые слова называть.

(Дети инсценируют стихотворение «Вежливые слова» С. Коротковой.)

Что бы вежливыми быть,

Нужно «здравствуй» говорить

Всем, кого б ни встретил-

Это знают дети.

Скажешь» здравствуй» - и в ответ

Прозвучит : «Привет, привет!»

Здравствуйте, ладошки! (Дети два раза хлопают.)

Здравствуйте, сапожки! (Два раза топают.)

Здравствуйте, лягушки! (Произносят : ква-ква.)

Здравствуйте, кукушки! (Произносят : ку-ку

Здравствуй, шустрый ветерок! (Дети дуют.)

Здравствуй, сонная ворона! (Произносят : кар-кар.)

Поезд длинный у перрона! (Произносят : ту- ту.)

Добрый день ручным часам (произносят : тик-так,

Здравствуй, бурная река! (Булькают языком.)

В синем небе облака! (Тихо поют высоким звуком, изображая руками облака.)

А вот ещё одна игра! Здесь не только нужно сказать, но и выразительно показать. (Разыгрывается этюд на стихотворение А. Тетивкиной.)

Те, кого охватит страх,

Произносят слово «Ах» !

Кто встречается с бедой,

Произносит слово «Ой» !

Кто отстанет от друзей,

Произносит слово «Эй» !

У кого захватит дух,

Произносит слово «Ух» !

Молодцы. А сейчас вспомним скороговорки.

Дети встают в круг. Передают театральный билет и говорят скороговорки по очереди.

Скороговорки.

1) Жужжит жужелица, жужжит-кружится. (дождь, сердится)

2) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. (радостная новость грустно, печально, сердито)

4. Пришло время усложнять задание.

Читает стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять -

Ещё хотите поиграть?

Артистами хотите стать?

Тогда скажите мне, друзья,

Как можно изменить себя?

Ответы детей : Изменить внешность можно с помощью костюма, масок, грима, прически.

Ответы детей : Жесты и конечно мимика.

Что такое мимика?

Ответы детей : Это телодвижения, без слов.

А сегодня мы попробуем изменить себя, изображая животных без костюмов, масок.

5. Муз. рук. читает стихотворение.

А без костюма можно дети,

Превратиться, скажем, в ветер,

Или в дождик, иль в грозу,

Или в бабочку, осу?

Что ж поможет здесь, друзья?

1) Щенок - боится укуса пчелы,

2) Кошка – выслеживает мышку,

3) Пёс – злится, что у него заберут кость,

4) Петух - показывает, какой он важный и смелый.

Муз. Рук. проводит игру с детьми (стихотворение читают дети в диалоге.)

Только в лес мы вошли, появились комары.

- Вдруг мы видим : у куста птенчик выпал из гнезда.

Тихо птенчика берем и назад в гнездо кладем.

На полянку мы заходим, много ягод мы находим.

Земляника так душиста, что не лень и наклониться.

Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса.

Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.

На болоте две подружки, две зеленые лягушки

Утром рано умывались, полотенцем растирались,

Лапками шлепали, лапками хлопали.

Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,

Лапки здесь и лапки там, что за шум и что гам!

Молодцы. А что же такое мимика?

Ответы детей : Эмоции, которые мы можем показать на наших лицах.

Выходит девочка и читает стихотворение.

Вот новость! Я чуть не упала с крыльца!

У каждого есть выраженье лица!

Испуганно соображаю, а я что в лице выражаю?

Наверное, смелость, наверное, ум!

А вдруг, если в мимике я ни бум-бум?

Попробуем проверить.

Бывает, без сомнения, разное настроение,

Его я буду называть, попробуйте его показать мимикой и жестом.

Покажите : грусть, радость, спокойствие, удивление, горе, страх, восторг, ужас, счастье.

А теперь пора пришла

Общаться жестами, да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

“Иди сюда”, “уходи”, “здравствуйте”, “до свидания”, “тихо”, “не балуй”, “погоди меня”, “нельзя”, “отстань”, “думаю”, “понял”, “нет”, “да”.

Молодцы!

Подошла к концу разминка…

Постарались вы сейчас.

А теперь сюрприз, ребята!

На сцену приглашаю вас.

Чтоб в актёров превратиться,

Надо нам принарядиться.

Нам необходимо надеть костюмы, поэтому мы отправляемся… куда?

Ответы детей : В костюмерную, затем в гримёрную.

Муз. Рук. поворачивают ширму на картину «Гримёрная» и «Костюмерная» .

Дети наряжаются, а в это время звучит песня «Волшебный мир искусства» .

6. Все актёры готовы к премьере спектакля. (Дети в костюмах.) Представим, что занавес ещё закрыт и нам необходимо настроиться на выступление.

Приготовились произносить наши волшебные слова :

«И вот мы с вами на планете «Сцена» . Она полна света и радости, счастья. Вступая на неё, мы забываем обо всех неприятностях, мы радуемся и творим. Давайте возьмёмся за руки, закроем глаза и зарядимся энергией радости, которой дышит эта планета…»

Включается подсветка.

Выходит ребенок и объявляет.

Тише, гости, вы сидите!

И сюрприз наш не спугните!

Сказку мы сейчас расскажем, и спектакль вам покажем.

Муз. рук. поворачивают ширму.

Показ музыкального спектакля

Кто сказал «МЯУ!»

После сказки дети поют на мелодию песни “Улыбка ” Мы – актёры».

1куплет :

Мы сегодня празднуем успех!

Мы – актёры! Ждём от вас мы комплименты

Дарим зрителям задорный смех

Получаем мы взамен аплодисменты!

Припев :

Будем с вами мы дружить,

Будем сцене мы служить

На которой мы умеем превращаться.

Просим зрителей своих,

И любимых и родных –

Не грустить, а вместе с нами улыбаться

2куплет :

Мы героем сказочных играть

Никогда на этой сцене не устанем

Зло добром мы будем побеждать,

Знаменитыми актёрами все станем.

Припев : тот же.

3куплет :

В детский садик мы – идём с утра

Открываем в сказки занавес и шторы

Точно знаем, наша жизнь – игра,

Ну а мы в ней непоседы и актёры.

Припев : тот же.

После выступления дети под музыку делают поклон зрителям и уходят за ширму, снимая головной убор.

Ширма двигается на первую картину.

В заключении дети и муз. рук. выходят, встают в полукруг и говорят слова :

«Возьмитесь за руки, друзья, и воздух глубоко вдохните,

И то, что говорим всегда, сейчас всем громко вы скажите :

Клянусь отныне и навеки театром свято дорожить ,

Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть»

Дети под музыку выходят из зала, прощаясь, машут рукой.




Top