Театральные премьеры апреля-мая. Театральные премьеры апреля-мая Театральные премьеры года

Денис Катаев:

Я отбирал только те спектакли, которые видел на московской сцене за год. Театр на этот раз существовал в особом режиме турбулентности. Все затмило дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии». Но одновременно с тем, что сам режиссер оказался под домашним арестом, именно его постановки, которые он успел реализовать еще до процесса, — одни из самых громких и запоминающихся в этом году.

Под пятым номером — безоговорочный успехМузыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Сюита в белом» Сержа Лифаря. С нее свою революции в «Стасике» затеял новый худрук балетный трупп Лоран Илер. А в итоге — безоговорочный успех. Его вечера одноактных балетов — главное балетное событие года, не считая премьеру «Нуреева». Француз умело и грамотно вписывает наш театр в международный контекст и знакомит российскую публику с важными именами мировых хореографов, которых принято иметь репертуаре уважаемых европейских и американских площадок. В прошлом сезоне выстрелили современной классикой, показали произведения Лифаря, Килиана и Форсайта. И вот свежая премьера — четыре новых балета, три из которых впервые на сцене в России. Это хрестоматийный Баланчин, модерновый Пол Тейлор, этнический Жак Гарнье и прогрессивный Александр Экман. В этих вечерах Илер продолжает знакомить нас с историей современной хореографии XX и XXI веков. Ничего революционного и авангардного для продвинутой публики в этих именах нет. Однако у нас, к сожалению, даже эти имена в афише — редкость. Сплошные Григорович и Петипа. Хотя в мировой практике — это что называется must-see. Параллельно Илер просвещает аудиторию, точнее показывает, как изменялся танец во времени, как классика постепенно переходила в постмодернизм и авангард и становилась неоклассикой. Таким образом, за один вечер в Станиславском можно получить представление о самых главных стилях и направлениях современной хореографии, и конечно, соединить в голове зрителя наследие великих школ с сегодняшними веяниями. Получается такая балетная мини-энциклопедия на одной сцене, в котором встречаются имена, которые совершили революцию. Это определенная миссия, с которой умело справляется новый худрук театра Станиславского.

Одно из главных событий года в театре — возвращение Анатолия Васильева на сцену. На Международном Чеховском фестивале он показал свою первую премьеру после 17-летнего молчания. Это спектакль «Старик и море» по Хэмингуэю. И посвятил его своему учителю — Юрию Любимову, чей 100-летний юбилей мы тоже отмечали в этом году.

Спектакль «Старик и море» — камерный проект. На сцене только Алла Демидова, которая играет то ли старика, то ли рассказчика, то ли саму себя и как-то магически читает текст Хемингуэя. Но так, что зритель остается прикованным от происходящего на сцене. А там никаких безумных спецэффектов. Только рукотворное чудо, тонкая ювелирная работа. На сцене лишь сменяется цвет, море волнуется, иногда появляются те самые львы, которые снились старику, только уже в цирковом и утрированном виде в виде китайской куклы, море волнуется два, ну и, конечно, та самая большая рыба и ее левиафан, то есть скелет, море волнуется три. Замерла даже необходимая кружка на столе. А в зале — ни шороха. Все боятся потревожить, спугнуть то невероятное чудо, которое происходит на сцене. Спектакль поражает визуальной мощью и безупречностью, когда усеянное блестками тряпичное море «кипит», а на самом деле это всего лишь развеваются полупрозрачные голубые паруса на сцене. Но какое дело до машинерии, когда тут такое волшебство рождается на глазах. Весь спектакль — это опыт переживания актрисы в режиме онлайн, здесь и сейчас на сцене происходит что-то невероятное и неповторимое. Потому это скоропортящийся спектакль, уникальный, который было бы полезно застать. Он как деликатес скоротечен. «Старик и море» — это оммаж театральному искусству от Демидовой и Васильева, который обязательно войдет в учебники. Ничего буквально, pure art, поэзия на сцене, которая смотрится и воспринимается на одном дыхании.

Самый главный гастрольный проект — «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа, показанная на фестивале «Территория». Очень важная просветительская история в приятной упаковке.

Робер Лепаж часто бывает в Москве. На этот раз он выступил с гуманистическим виртуальным проектом «Ночь в библиотеке». Лепаж создает свою территорию смыслов, зовет в тур по лучшим библиотекам мира, посетить которые вы сможете за один присест, просто надев VR-щлем в темном пространстве, специально выстроенном в Мультимедиа Арт Музее. Внутри рассказ о самых главных библиотеках — от той самой легендарной Александрийской, сгоревшей и обновленной, до выдуманной подводной, ту которую собрал капитан Немо. И все это не просто книгохранилища, а места инноваций, прогресса и просто победы над войнами, конфликтами и мраком. Ключевой эпизод — библиотека в Сараево, которая становится местом мира, осажденной крепостью, территорией здравого смысла, в центре захлебывающегося в крови балканского полуострова. Именно там наперекор всему в огне играет виолончелист в знак протеста против войны. Но библиотека — еще и опасное место, амбивалентная институция. Это вам и рай познания, и ад одновременно, ад, потому что только там осознаешь богатство и бесконечность интеллектуальной мысли и только там можно ощутить отчаяние от того, что последнюю страницу никогда перевернуть не получится.

Самый главный радикальный спектакль года — «Волшебная гора» Константина Богомолова в Электротеатре. Режиссер избавился от Томаса Манна, но это того стоило.

Кашель и только кашель на протяжении получаса. И больше ничего. Только смерть и пустота. Тотальное забвение и бездействие. Такой радикальный и вызывающий по восприятию спектакль у нас мог поставить только Богомолов. И здесь он в своем особом изощренном методе доходит до предела. Он увидел в текстах Манна обреченность, «здесь смерть себе воздвигла трон». Смерть — сущность всего в этом мире, смерть — объяснение жизни и любви, смерть — «предел наших стремлений»: прямо по Монтеню. Внутри этой ржавой и безнадежной конструкции — два морибундуса, то есть смертельно больных, их играют сам Богомолов и актриса Елена Морозова. Они бесконечно кашляют в этом метафизическом туберкулезном санатории, кашляют и зрители в унисон с актерами. Они — те же обреченные пациенты. Кажется, что это уже не жизнь, а чистилище. Но к жизни возвращают цитаты от смерти от не менее великих русских писателей — Некрасова, Заболоцкого и Шаламова. Так красиво об увядании природы и человека могут рассказывать только художники. «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…». Среди творцов смерти и сам Богомолов. Его тексты звучат еще радикальнее. Про старуху, например, которая перепутала беременность с раковой опухолью.

Вот и получается такой поэтически вечер, посвященной самой табуированной теме на свете. Это, конечно, на данный момент самое бескомпромиссное высказывание Константина Богомолова, его самый безжалостный творческий выплеск.

Ну и наконец. Герой года — Кирилл Серебренников. И не только из-за процесса. А все потому, что он показал лучшие спектакли за последние время, видимо что-то предчувствуя. Есть в этом что-то провидческое и трагическое. В каждой из двух постановок, которые можно смело назвать лучшими в этом году. Одна — в Большом, другая — в родном Гоголь-центре.

«Нуреев» прекрасен и вне скандала. Этим произведением должен гордиться не только театр, но и страна. Многосоставное сложное, я бы даже сказал гигантское высказывание: здесь есть и балет, и опера, и хор на сцене, драматические артисты. «Нуреев» Серебренникова рассказывает про тотальную свободу художника, которая выше всего, даже самых сложных обстоятельств, про его прыжок к свободе и желание жить. Рефреном в балете проходит фраза, как никогда актуальная сейчас — «Нуреев всегда любил Россию, но ненавидел систему». Это спектакль про талантов и героев, которых не ценит наша страна. Так, к сожалению, происходит до сих пор. Помимо идеи в этом спектакле прекрасна и многосоставная музыка композитора Ильи Демуцкого, в которой слышатся цитаты из произведений, в которых был задействован Нуреев, — из «Жизели», «Баядерки» и «Лебединого озера». Ну, а чего стоит уникальное звучание советской машины, которая закручивает гайки и не дает вздохнуть Нурееву, заставляя его убежать в Париж. Это манифест свободы, очень важный для режиссера, которого ее решили. Очень многое из биографии Нуреева пересекается с сегодняшними событиями вокруг Кирилла Серебренникова. Так что вот она — способность художника предвидеть. У него это получилось. И как-то очень современно звучит письмо к Нурееву от Аллы Осипенко со сцены: «все могли бы принести славу России», «слава Богу, вы все остались русскими, не предали». И снова вопреки обстоятельствам. Вот так же и Серебренников сказал в зале суда: Я много лет работаю в России. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой».

«Маленькие трагедии» по Пушкину у режиссера, который сейчас находится под домашним арестом, вышли жутко эмоциональными, своевременными и очень личными. Казалось бы затертый до дыр со школьный скамьи у Серебренникова он обретает новую жизнь. И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул. Его слова снова звучат ярко, круче чем самый мощный рэп-баттл, Ведь на сцене новый поэт нашего времени, преемник, рэпер Хаски, который добавляет в этот мрачный мир свою каплю дегтя. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит — Жги! И жжет на сцене. Глаголом, задором и уникальным визуальным воплощением. Вообще это не просто спектакль — это скорее тотальная мультижанровая и мультиформатная инсталляция, очередное путешествие по Руси, где все окончательно перемешалось и смешалось. Siri с пионерским галстуком, фраза «Матильды чистый дух тебя зовет!» с киборгом, который превращается в то ли Моцарта, то ли рок-музыканта. Это вообще с одной стороны очень зловещий спектакль, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющий надежду, так нужную во время чумы. А еще это провидческая постановка для самого Серебренникова. Невозможно оторвать происходящая от контекста процесса над ним самим.

Недавно и в Штутгартской опере прошла премьера его незаконченной постановки «Гензель и Гретель» . Серебренников не успел закончить, арест помешал начать репетиции. Это мультижанровое произведение, где театр и кино в одном. Сказку братьев Гримм, Серебренников, конечно, серьезно переработал и осовременил. Действие происходит в сегодняшней Европе, в центре — мигранты, выходцы из Африки, Серебренников даже ездил для этого в Африку, в Руанду, снимать местных подростков, все документальные кадры и показали в Штутгарте. Но пока это был лишь эскиз будущего спектакля, посвященный находящемуся под арестом режиссеру. В Штутгарте надеются, что Серебренников продолжит работу вскоре. Надеюсь, что в следующем году режиссер все-таки выйдет на свободу и сможет реализовать до конца свои новые проекты. В том числе доснять фильм «Лето».

Самые ожидаемые постановки, которые не стоит пропускать.

«Амстердам». Источник: Современник.

«Современник»: Михаил Ефремов в роли чиновника на гей-параде

В конце января Москва увидит давно обещанный спектакль Сергея Газарова «Амстердам». В его основе новая комедия Александра Галина «Парад» - о том, как провинциальный чинуша с женой попал на гей-парад. Главную роль играет Михаил Ефремов, его сына на сцене - Шамиль Хаматов. Должно быть весело.

«Сатирикон»: американский Чехов

В середине мая (ориентировочно 15-го) покажут спектакль по пьесе Кристофера Дюранга «Ваня и Соня, и Маша, и Гвоздь». Лирическую комедию с чеховскими мотивами от популярного и титулованного американского драматурга, имевшую сенсационный успех на Западе, впервые в России поставит Константин Райкин. В ролях все звезды, включая любимца Константина Аркадьевича - Дениса Суханова.

«Мастер и Маргарита». Источник: Студия театрального искусства.

«Студия театрального искусства»: Женовач ставит Булгакова

Свою главную премьеру годатеатр планировал на самый конец января или начало февраля . Информация пока не подтверждена. В любом случае театралов ждет вольная композиция на основе романа «Мастер и Маргарита», но три пласта романа Сергей Женовач обещает сохранить. Имена исполнителей главных ролей держат в строжайшей тайне (по слухам, занята вся труппа, не исключая Алексея Верткова и Ивана Янковского). За сценографию, как всегда, отвечает гениальный художник Александр Боровский.

Театр наций: Инна Чурикова сыграет Елизавету II

В марте ждем знаковую премьеру по хрестоматийной школьной пьесе Островского «Гроза». Роль «луча света в темном царстве» Катерины Кабановой досталась прекрасной Юлии Пересильд. Режиссер - Евгений Марчелли, лауреат «Золотой маски» и руководитель легендарного ярославского Театра им. Федора Волкова.

В апреле Театр наций представит «бомбу» - спектакль Глеба Панфилова по английской пьесе «Аудиенция». Режиссер называет его «пропуском за кулисы политической жизни Великобритании». Ну а королеву, ведущую беседы со своими премьер-министрами, сыграет сама Инна Чурикова.

В мае нас порадуют премьерой «Цирк» режиссера-авангардиста Максима Диденко. В основе постановки советский блокбастер Григория Александрова с Любовью Орловой, в театре ее роль досталась Ингеборге Дапкунайте.

«Электротеатр Станиславский»: XX век глазами Константина Богомолова

Константин Богомолов выступает главным ньюсмейкером. Самый одиозный режиссер страны ставит «Волшебную гору» Томаса Манна - философский опус, рассказывающий о жизни санатория для больных туберкулезом накануне Первой мировой войны. Его обитатели транслируют идеи ХХ века, точнее до хрипоты о них спорят. Кто играет, непонятно, но в театре говорят прямо, что нас ждет сенсация.

Et cetera: Калягин в роли Хлестакова

Давно не появлявшийся на сцене Александр Калягин готовит роль… Хлестакова из гоголевского «Ревизора». При этом Городничего сыграет его ученик, артист «Ленкома» Александр Лазарев-старший. Над спектаклем работает всемирно известный грузинский режиссер Роберт Стуруа, известный своим метафоричным стилем и склонностью ставить «всё, как не надо». Премьера назначена на март .

«Изгнание». Источник: Театр Маяковского.

Театр им. Маяковского: «опасная» премьера

Главный спектакль сезона в этом театре - «Изгнание» Миндаугаса Карбаускиса по пьесе Марюса Ивашкявичюса - покажут уже 3 февраля . По словам литовских авторов, в постановке поднимаются вопросы ксенофобии, терроризма, столкновения Запада и Востока. Вокруг премьеры настоящий ажиотаж, так что с билетами лучше не затягивать.

В апреле театр покажет спектакль «Бешеные деньги» по Островскому. Радикальных концепций не будет, главная интрига - Светлана Немоляева в большой роли.

«Школа драматического искусства»: художники ставят классику

В мае «крымовцы» (артисты мастерской режиссера и художника Дмитрия Крымова) презентуют «Бесприданницу» по Островскому. В главной роли Мария Смольникова -любимица театральной Москвы, обладательница премии «Золотая маска» 2016 года и звезда фильма «Сталинград».

Еще одна важная премьера - спектакль Игоря Яцко по гоголевским «Мертвым душам». Причем сам худрук сыграет в спектакле роль Чичикова, а он потрясающий актер! Дата премьеры пока неизвестна.

МХТ им. Чехова: неутомимый Богомолов

Вторая за год премьера Константина Богомолова: в феврале он обещает удивить спектаклем «Дракон» по тексту Евгения Шварца о тиранах, которые были и будут. Здесь без радикальных ходов не обойдется: подзаголовок премьеры - «фантазия Константина Богомолова».

Евгений Гришковец ставит спектакль по собственной пьесе «Весы» (о чем она, писатель держит в секрете, но называет «нежной и короткой»), на главную роль приглашен Игорь Золотовицкий. Дата премьеры пока неизвестна.

Подающий большие надежды молодой режиссер и актер Александр Молочников после успеха своего спектакля-кабаре о Первой мировой войне решил поставить продолжение - об Октябрьской революции. Спектакль, по примеру первой части «19.14», будет называться «19.17», а покажут его в самом конце сезона ).

Театр им. Пушкина: людям на смех

В феврале мастер комедий Евгений Писарев представит новый спектакль по пьесе Ноэла Коуарда «Сенная лихорадка» (пьеса-хит в театрах Великобритании). Актрису, вышедшую на пенсию, но не переставшую превращать свою жизнь в театр, играет Вера Алентова.

В мае заявлена еще одна комедия - на этот раз Рэя Куни (создателя хита всех времен и народов - «№ 13»). Рабочее название потенциального блокбастера - «Музыка небес». Две главные роли отданы Игорю Бочкину и Елене Яковлевой.

«Гоголь-центр»: Пушкин в реалиях новой России

В череде премьер учеников Кирилла Серебренникова театралов ждет спектакль в режиссуре мэтра: до конца сезона он обещает представить «Маленькие трагедии» Пушкина. Судя по всему, время действия - современность. В ролях ученики создателя театра. Дата премьеры пока неизвестна.

«Мастерская Петра Фоменко»: французская экспансия

Впервые в истории «Мастерской» режиссером выступит приглашенный мэтр из Франции - Кристоф Рок, искрометные спектакли которого идут в «Комеди Франсез». По словам видевших, его стиль схож со стилем самого Фоменко. Ставит Рок мольеровский «Амфитрион» - масштабную историю о том, что любой властитель рано или поздно оказывается в роли раба. В ролях артисты-основоположники, в том числе сестры Кутеповы, Карэн Бадалов, Иван Верховых. Дата премьеры пока неизвестна.

В конце сезона обещан спектакль Евгения Каменьковича. Худрук «Мастерской» работает над романом «Капитан Фракасс» Теофиля Готье о приключениях одной театральной труппы, подробности держатся в секрете.

Москва переживает бум мюзиклов: герои начинают петь о своих чувствах даже там, где прежде только разговаривали. Тем не менее начинающийся сезон принесет не только певчие премьеры, но и неожиданного Шекспира, Булгакова и Гоголя. Можете ли вы представить Александра Калягина в роли болтливого юнца Хлестакова, а Олега Меньшикова - в роли кровавого убийцы Макбета? А они обещают сыграть такие роли.

Фото: Евгений Одиноков / РИА Новости

Заводной апельсин

Если на свете существует 15-летний подонок, получающий удовольствие от изнасилований и убийств, - что с ним делать? Что с ним делать государству? Предполагается, что лечить, - и в антиутопии Энтони Берджесса, сочиненной в 1962 году, вождя подростковой банды Алекса «кодируют» от насилия. И это вроде даже срабатывает - но что делать его жертвам, обнаружившим уже «безопасного» Алекса на улице? Простить или отыграться за свои несчастья, пользуясь тем, что он уже не может защищаться? Культовый роман, по которому в начале 1970-х снял фильм Стэнли Кубрик (получивший главную роль Мальколм Макдауэлл был почти вдвое старше своего героя, и история получила совсем иную окраску), теперь становится спектаклем - и ставит его Филипп Григорьян. Текст переработан драматургами Юрием Клавдиевым и Ильей Кухаренко, а кроме того, пропущен несколько раз туда-обратно через Google Translate - чтобы добиться той дикости и угловатости языка, на котором «в будущем» разговаривали герои Берджесса.

Гордость и предубеждение

У Московского Художественного театра уже был опыт постановки мюзикла, и чрезвычайно удачный - в 2008 году здесь появился «Конек-Горбунок» в постановке Евгения Писарева, до сих пор идущий с отличным драйвом. Теперь в мюзикл превращается роман Джейн Остин - и выпускает его та команда, сотворившая в театре Пушкина «Рождество О"Генри» (несмотря на то, что в спектакле участвовали не певцы, а драматические артисты, весной этот мюзикл стал триумфатором на «Золотой маске»). Тот же композитор - Питер Экстром, тот же режиссер - Алексей Франдетти, и тот же художник - Тимофей Рябушинский. Действие будет в основном происходить в английских садах и парках, а мистером Дарси станет Станислав Беляев.

Золушка

Ровно через неделю зрителя начинают заманивать конкуренты - компания Stage entertainment, специализирующаяся на переносе в Россию лучших зарубежных мюзиклов, выпускает спектакль по всем знакомой сказке. Это версия Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна впервые появилась на телеэкране в 1957 году - в вечер премьеры более 107 миллионов американцев (из имевшихся 170) прилипли к своим ящикам, чтобы увидеть в главной роли Джулию Эндрюс. С тех пор фильм так же любим в Штатах, как у нас «Золушка» с Яниной Жеймо, - но песен в нем значительно больше. Уже в нашем веке он перекочевал на Бродвей - а теперь русскую версию истории создают в Москве. Переводит текст Алексей Иващенко.

Фестиваль «Территория»

Никаких побегов от действительности и никаких песенок - включаемся в жесткий современный театр. В программе феста - премьеры «Гоголь-центра» («Век-волкодав»; об Осипе Мандельштаме ставит спектакль Антон Адасинский) и Театра Наций («Ивонна, принцесса Бургундская» Витольда Гомбровича в постановке Гжегожа Яжины - саркастическая и горькая история как бы Золушки, оказавшейся при королевском дворе), а также визиты немецких и французских театральных компаний. Одно из главных событий фестиваля - гастроль новосибирского театра «Красный факел» со спектаклем «Процесс», сотворенным Тимофеем Кулябиным. Режиссер, два года назад попавший под суд из-за постановки «Тангейзера» в новосибирском оперном, в этом суде был оправдан - но сама абсурдность обвинения постановщика за действия его персонажа не могла не поразить воображения режиссера. И появился «Процесс» Кафки.

На сценах: Театр Наций, Электротеатр «Станиславский», «Геликон-опера», «Гоголь-центр», Центр им. Мейерхольда
Фестиваль 10-22 октября

Принцесса цирка

«Всегда быть в маске - судьба-а моя-я...» - этого трагического вопля мистера Икса зрители не дождутся: у оперетты Имре Кальмана новое либретто, сочиненное Алексеем Иващенко. Зато неожиданно получат полный комплект цирковых номеров - кроме певцов, в постановке участвуют 12 цирковых артистов. Выпускает премьеру именно цирковой человек - один из основателей канадской труппы 7 fingers Себастьян Солдевилья.

Демократия

«Герр Гийом, вы шпион?» - мог бы спросить в 1974 году своего личного референта канцлер ФРГ Вилли Брандт - и тот мог бы ответить «Видите ли, Вилли…» Гюнтер Гийом действительно был шпионом и работал на восточногерманскую разведку - когда все вскрылось, Брандт лишился своего поста. Эта история - история путешествия лидера Социал-демократической партии Германии к вершинам власти и обратно - в пьесе Майкла Фрейна рассказана именно Гюнтером Гийомом, который за время работы прикипел душой к предаваемому им боссу. Худрук Молодежного театра Алексей Бородин совсем недавно поставил еще одну историю из послевоенной немецкой жизни - «Нюрнберг»; видимо, в истории становления ФРГ он видит какие-то важные для нас уроки.

Kremlin gala

Традиционный осенний концерт собирает балетных звезд со всего мира - обещан премьер английского Королевского балета Стивен МакРей, прима Балета Сан-Франциско Мария Кочеткова, большая компания берлинских балерин и танцовщиков, визитеры из Большого и Мариинки, а также наша суперзвезда Иван Васильев, который слишком редко появляется в Москве. Интересен не только состав участников, но и незаурядный репертуар: Васильев, например, ставит на музыку Джакомо Россини балет под названием «Парашютисты». Среди хитов программы - никогда ранее не показывавшийся в России балет Антона Долина «Вариации для четырех». Долин (настоящее имя Сидни Фрэнсис Патрик Чиппендейл Хили-Кей, англичанин-премьер дягилевской труппы в юности взял русский псевдоним из-за того, что русское имя было синонимом высокого качества танца) в 1958 году поставил спектакль для четырех виртуозных танцовщиков, каждый из которых был представлен как символ одной из стихий - Земля, Вода, Огонь и Воздух. В Кремле эти партии исполнят представители четырех знаменитых театров мира.

Фестиваль «Сезон Станиславского»

Традиционно привозит в Москву только те театры, чья легенда не менее значима в истории, чем легенда театра Художественного. Этой осенью нас ожидает «Мастер голода», который поставил в своем вильнюсском Meno fortas Эймунтас Някрошюс (по рассказу Франца Кафки), моноспектакль - театральная притча «Суфлер», - сделанный Гестой Экманом в стокгольмском «Драматене», и love story «Год рака», что Люк Персеваль сотворил по роману Хюго Клауса для амстердамского Toneelgroep.

«Мастер голода» 27-28 октября на сцене РАМТ
«Суфлер» 3 и 4 ноября на сцене МТЮЗ
«Год рака» 16 и 17 ноября на сцене Театра им. Маяковского

Бал вампиров

Замок в Альпах, населенный вампирами, молодой ученый и красавица, которую надо спасти. Клыки, дьявольские ухмылки кровососов и бодрая музыка Джима Стейнмана. А еще - кинорежиссер Роман Полански, в 1967 году поставивший фильм «Бесстрашные убийцы вампиров», по которому и был сделан впоследствии этот мюзикл. То есть - обязательная ирония, обязательная жуть и обязательное большое чувство, прикрытое обязательным цинизмом.

Король Лир

Малый театр, за время гигантского ремонта своего здания объездивший всю страну, возвращается на Театральную площадь. Первой премьерой станет «Король Лир» в постановке Антона Яковлева. Шекспир для Малого театра всегда был «чужим» автором - для обстоятельного «дома Островского» шекспировские пьесы всегда были слишком летучими. Так что этот «Лир» - вызов и декларация: мы можем больше, чем вы о нас думаете. И в качестве вызова выбран перевод Осии Сороки - гораздо более близкий по грубоватой интонации к оригиналу, чем переводы Пастернака или Щепкиной-Куперник. В заглавной роли обещан Борис Невзоров.

Малый театр
Премьера - ноябрь 2016 года

Пиковая дама

Оперу Чайковского в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко ставят режиссер Александр Титель и дирижер Александр Лазарев - то есть те люди, что не так давно сотворили там потрясающую «Хованщину». Тут ведь что важно? Взять заигранную партитуру и вытащить из нее живую жизнь, честное страдание, убийственный азарт и злую насмешку судьбы, предъявить зрителям - чтобы они потом шли домой, качая головами, и удивляясь тому, что ранее считали автора слишком понятным или слишком знакомым.

Билли Бадд

В опере Бенджамина Бриттена действие происходит в конце XVIII века на английском военном корабле - и, соответственно, в опере нет ни одной женской роли. Мужчины на корабле выясняют отношения весьма жесткими способами - тем более когда кому-то из них самому непонятно, что он чувствует. Старшина начинает изводить подчиненного матроса и провоцировать его на бунт; ни сам старшина, ни матрос не понимают, в чем причина. Кончится все, понятное дело, плохо; но не за хеппи-эндом же мы ходим в оперу? В этот раз - пойдем за редко исполняемой в России музыкой Бриттена, последнего великого английского композитора ХХ века, за сложной и одновременно рафинированно-ясной его музыкой. Спектакль выпускает английская команда: дирижер Уильям Лейси, режиссер Дэвид Олден и сценограф Пол Стейнберг. И даже преподавательница сценического боя импортирована с британских островов.

День опричника

Мысль, что уже в 2027 году в России будут Великая Русская стена, государь и думные дьяки, показалась Марку Захарову нереальной, и он сдвинул время действия романа Владимира Сорокина на 100 лет вперед. Еще он добавил в текст некоторые эпизоды из «Теллурии» (на чем настаивал сам писатель), и - работал над спектаклем почти 9 лет, ювелирно собирая каждую сцену. Предполагается, что «День опричника» будет спектаклем очень веселым. Ну а если какому слишком впечатлительному зрителю захочется заплакать, тому тоже не будут мешать.

Макбет

Еще один неожиданный Шекспир - в главной роли шотландского военачальника, прошедшего по трупам к королевскому трону, выйдет Олег Меньшиков. Артист, которому уже не одно десятилетие не хватает по-настоящему больших ролей и к которому роль милейшего Костика из «Покровских ворот» приклеилась как проклятие. Он никогда не играл Шекспира - крошечный выход на сцену Малого театра в студенческие времена, когда ему досталась роль гонца, не считается. «Макбет» - трагедия, в которой проявляется масштаб актера; безусловный экзамен для нынешнего худрука театра имени Ермоловой. Ставит «шотландскую пьесу» (как суеверно называют это сочинение Шекспира актеры) молодой режиссер Алексей Размахов.

Театр им. Ермоловой
Премьера - декабрь

Суини Тодд, маньяк-цирюльник с Флит-стрит

И еще один драматический театр выпускает мюзикл - тот же Алексей Франдетти, который делает «Гордость и предубеждение» в МХТ, на Таганке ставит «Суини Тодда». Композитор Стивен Сондхайм называл свое вышедшее в 1979 году на Бродвее сочинение «черной опереттой» - история о парикмахере, решившем отомстить за свою разрушенную жизнь и потерянную жену и начавшем убивать посетителей, действительно мрачновата, но весьма увлекательна. (Большинству зрителей она знакома по не слишком удачному фильму Тима Бертона с Джонни Деппом.) Франдетти собирается сделать «иммерсивный мюзикл» - то есть тот, где публика включается в действие. В конце прошлого сезона, когда эскиз спектакля был показан публике, зрители размещались за столиками и их угощали пирожками. Если учесть, что в пьесе организованные цирюльником трупы шли именно в начинку для пирожков - надо признать, что театр шутит довольно лихо.

Театр на Таганке
Премьера - январь 2017 года

Дракон

Пьеса, написанная Евгением Шварцем в 1943 году, - вечная, и каждое десятилетие выбирает в ней свои цитаты. Иногда слегка редактируя их - в духе «это не народ, это хуже народа, это лучшие люди города». И - «лучший способ избавиться от дракона - завести своего собственного». Ставить «Дракона» в Художественном театре будет Константин Богомолов, и это значит, что к классическому тексту добавится 115 параллельных историй, а финал уж вовсе ничем не напомнит Шварца.

МХТ
Премьера - март 2017 года

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Ревизор

А что было с Хлестаковым до того, как он оказался в уездном городе? Может быть, он и вовсе был… Акакием Акакиевичем Башмачкиным и переживал из-за своей шинели? Роберт Стуруа, который ставит гоголевскую пьесу в театре Et Cetera, увидел главного героя уже не молодым человеком, когда-то совсем беззащитным, но затем озлобившимся на жестокий окружающий мир. Главную роль он, соответственно, отдал Александру Калягину. А остальные роли в большинстве своем - актерам гораздо более молодым. (Городничим станет Александр Лазарев из «Ленкома».) Так, кажется, возникнет очень занятная тема в спектакле - тема противостояния поколений, хотя сам Стуруа этого не обещает.

Театр Et Cetera
Премьера - март 2017 года

Мастер и Маргарита

Сергей Женовач, беря в работу булгаковский роман, собирается главной темой спектакля сделать отношения именно Мастера и Маргариты. Ну то есть советская Москва и история Иешуа Га-Ноцри в спектакле тоже будут, но то, что происходит между этими героями, представляется Женовачу самым важным.

Студия театрального искусства
Премьера - апрель 2017 года

Чаадский

«Мой главный герой не просто Чацкий, а еще немножко Чаадаев, что в общем не противоречит замыслу Грибоедова, с которым у меня наш Чаадский тоже ассоциируется», - говорит композитор Александр Маноцков. Он написал оперу по заказу продюсера Павла Каплевича, который давно мечтал о появлении оперы по «Горю от ума» и сам выступил в качестве соавтора либретто. Ставить спектакль в «Геликон-опере» будет Кирилл Серебренников.

Нуреев

Три взрывных сезона в Кировском театре, «прыжок в свободу» во французском аэропорту, захват балетного мира и его столицы - Парижа, адская работоспособность, невероятное чутье на таланты, опасные развлечения, надменный взгляд на всех на свете и, наконец, могила на Сент-Женевьев-де-Буа, укрытая мозаичным ковром, с которого фанаты то и дело тырят цветные камешки. Именно об этом человеке, ставшем символом свободы в балетном мире, готовится премьера в Большом театре, администрация которого уже лет сто подряд надеется сделать своих артистов более дисциплинированными. Музыку сочиняет Илья Демуцкий, ставить балет будут хореограф Юрий Посохов и режиссер Кирилл Серебренников - то есть работает та команда, которая не так давно сотворила для Большого весьма успешного «Героя нашего времени».

В Москве ожидается самый настоящий театральный бум. На начало осени назначено немало премьер на любой вкус: оперы, спектакли, балеты и мюзиклы. Главные театры столицы выпускают спектакли, на которые делают ставку и критики, и билетные кассиры. Премьеры, которые нельзя пропустить, а лучше купить билеты заранее - в нашем обзоре.

Фотография: DR

1.«Бал вампиров» - главная интрига нового театрального сезона

Премьера легендарного мюзикла Романа Полански состоится 29 октября на сцене театра МДМ. К огромной радости поклонников, в Москве на сцену выйдут главные звезды питерской постановки - Иван Ожогин и Ростислав Колпаков (Граф фон Кролок), Елена Газаева (Сара), Наталия Диевская (Магда), Александр Суханов (Шагал), Манана Гогитизде (Ребекка), Кирилл Гордеев (Герберт), Сергей Сорокин (Профессор Абронсиус). Культовый спектакль станет одиннадцатой российской постановкой самой крупной театральной компании «Стейдж Энтертейнмент». «Бал вампиров» - это красивая готическая история, полная мрачного обаяния и смело иронизирующая над популярными ужастиками о вампирах. Спектакль поставлен по мотивам знаменитого фильма Романа Полански по сценарию Романа Полански и Жарара Браша «Бесстрашные убийцы вампиров» 1967 года - одной из лучших чёрных комедий в истории кинематографа. Постановка получила множество наград и номинаций по всему миру, последняя из которых – «Мольер», высшая театральная премия Франции. В России спектакль был впервые представлен в 2011 г. в Санкт-Петербурге и получил шесть премий «Золотая маска». Общая аудитория мюзикла за 20 лет проката по всему миру составила около 8 миллионов человек.

2. Бродвейский мюзикл «Золушка»

В семейном сегменте лидирует бродвейский мюзикл “Золушка”, созданный специально для российского зрителя все той же голландской компанией «Стейдж Энтертейнмент». Показ спектакля начнется с 1 октября в театре “Россия” на Пушкинской площади. Мюзикл американских классиков Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Золушка» по одноименной сказке Шарля Перро совершил удивительное путешествие: от телевизионного музыкального фильма (1957) до красочного и остроумного бродвейского спектакля. Поставленный в 2013 году в Нью-Йорке мюзикл «Золушка» завоевал любовь зрителей всех возрастов и был удостоен премии «Тони». Над мюзиклом в Москве уже работает звездная международная команда: обладатель высшей театральной премии «Лоуренса Оливье» англичанин Линдсей Поcнер в качестве режиссера, художник-постановщий Дэвид Галло из США и команда из России (что свидетельствует о высоком уровне доверия к российскому подразделению «Стейдж Энтертейнмент» и является продолжением успешного сотрудничества компании с организацией The Rodgers and Hammerstein Organization, которое началось еще в 2011 году с постановки мюзикла «Звуки музыки»).

3. Опера Джакомо Пуччини «Манон Леско»

«Манон Леско» – первое из известных произведений Джакомо Пуччини. Когда эта опера - после трехлетней работы - была наконец поставлена, автор был провозглашен великим оперным композитором. В то время Пуччини было тридцать пять лет. Классический сюжет романа Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (критики назвали книгу началом эпохи психологических романов) вдохновил многих музыкантов, но композитору удалось затмить другие произведения, в том числе оперу Массне, которая к тому времени уже шла 8 лет. Пуччини не боялся конкуренции. В сочинении итальянского композитора ярко проявился талант лирика и мелодиста. Его героиня сильно отличается от героини оперы Массне. «Его Манон - француженка, это пудра и менуэт; моя итальянка, то есть страсть и отчаяние», - так сам Пуччини охарактеризовал свою трактовку образа Манон. В опере Пуччини велика роль оркестра. Особенно это заметно в знаменитом «Интермеццо» между вторым и третьим действиями. Премьерный показ оперы состоялся в феврале 1893 года в Турине. Показ был по-настоящему триумфальным. В России оперу Пуччини впервые исполнили в 1893 году в Петербурге – на итальянском языке. На русском языке поставлена в том же году в Тифлисе. Из современных постановок отметим спектакль 1980 года в Метрополитен Опера (дирижер Ливайн, солисты Скотто, Доминго и другие), который транслировался по телевидению во многих странах. Премьера в Большом театре состоится 16 октября на Исторической сцене.

4. «Заводной апельсин» в Театре наций (по роману Энтони Бёрджесса)

Взяв за основу одно из культовых литературных произведений XX века, режиссер Филипп Григорьян оставляет от него только основные темы – насилие и возможность его победить. Сценическую версию романа написали драматург Юрий Клавдиев, критик и журналист Илья Кухаренко и.... Google Translator, который стал полноценным соавтором спектакля. Искажение текста, пропущенного через электронный переводчик, становится художественным приёмом постановки, драматическим перформансом. Значение слов здесь отходит на второй план, а смыслы рождаются из визуальных, звуковых и пластических образов. По словам режиссера, это история о том, как культурный человек сталкивается со злом и о том, как он пытается его понять и примерить на себя. Энтони Бёрджесс начал работу над «Заводным апельсином», когда врачи поставили ему страшный диагноз и сказали, что жить ему осталось не больше года. Неспособность принять и оправдать зло реального мира заставила автора создать вселенную романа, где насилие приобретает эстетический характер. Филипп Григорьян, вслед за автором, создаёт на сцене мир, в котором искусство побеждает даже самые чёрные мысли о природе человека.

5. «Черный русский» Максима Диденко

В новом иммерсивном спектакле-триллере номинанта «Золотой маски» Максима Диденко "Черный русский", поставленном по роману Пушкина "Дубровский", Равшане Курковой и Артему Ткаченко достались роли Маши и Дубровского. Диденко стал за последние несколько лет одной из ключевых фигур современной российской театральной сцены. Постановка с вовлечением зрителя, премьера которой назначена на сентябрь, похоже, способна удивить даже самых взыскательных любителей театра. На этот раз зрители сами станут участниками действия. По задумке режиссера, часть из них сможет увидеть происходящее глазами Троекурова, а часть - глазами Дубровского. Специально для этого особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке на несколько месяцев трансформируется в Дом Троекуровых, где и будут происходить невероятные, а порой даже мистические вещи. Благодаря необычным инсталляциям, музыкальному сопровождению и свету у зрителя должно сложиться полное ощущение присутствия. По предварительным данным, в зал показа будут запускать не более 80 человек.

6. «Отель Калифорния» Саши Денисовой

Отель «Калифорния» - это вымышленный отель, прототипом которого стал отель «Челси», где жили многие знаменитости из американских 1960-х. Как и в Отеле «Челси», здесь легко могут столкнуться в коридоре Патти Смит и Энди Уорхол, Дженис Джоплин и Джим Моррисон, Хантер Томпсон, Кен Кизи и многие другие герои американской культуры. В номерах отеля одновременно существуют восемнадцать актеров – а над ними видеопроекции великих художников, музыкантов, писателей, политических активистов, хиппи. Спектакль этот - скорее путешествие, опыт, попытка примерить на себя утопию 60-х: миллионные опен-эйры и полумиллионные митинги вокруг военных зданий и фабрик, производящих напалм, время любви и единения, эпоху, когда люди с электрогитарами наивно, но твердо думали, что написав пару хороших песен и врубив усилитель на полную мощность, они смогут изменить мир. Дистанция между ними и нами настолько велика, что сделать спектакль о хиппи невозможно, но Денисва пытается. Действие спектакля происходит в конце 1960-х. Комитет Вьетнамского дня под предводительством Джерри Рубина и Эбби Хоффмана готовит 500-тысячный марш на Пентагон, чтобы протестовать против войны во Вьетнаме. ЦРУ внедряет своего агента в ряды хиппи, чтобы предотвратить антивоенную акцию

7. «Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины

Режиссер Гжегож Яжина, ученик легендарного Кристиана Люпы, выпускает на сцене Театра Наций первую в России постановку. В ее основе лежит пьеса Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», к которой режиссер однажды уже обращался. Гротескную историю королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна и становится катализатором всех внутренних конфликтов, Гжегож понимает через семью самого автора, взявшего прототипы действующих лиц из своей жизни и своего детства. Заостренные характеры персонажей Гомбровича ставят пьесу на грань между комедией и психологическим триллером, и это сочетание является для Яжины основным элементом, позволяющим раскрыть все социальные и этические проблемы, заложенные в тексте. Главным вопросом для режиссера становится взаимодействие общественной системы с бессильным человеком, не умеющим и не желающим находиться в ней и жить по ее законам.

Сайт: http://www.theatreofnations.ru/

8. «Бабий бунт» Нины Чусовой

В основе инсценировки спектакля режиссера Нины Чусовой «Бабий бунт» – рассказ «О Колчаке, Крапиве и прочем», а также страницы других произведений советского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Исполненные жизненного юмора и истинно народные по форме и духу произведения Шолохова обладают особой языковой поэтичностью. В них соединяются реализм и глубокая философия, трагизм и комедия. В спектакле «Бабий бунт» проза Шолохова обогатилась еще и многокрасочностью песенно-танцевального казачьего фольклора, живописными картинами самобытного уклада жизни постреволюционного хутора и цитатами из современной действительности. Благодаря блестящей игре актеров (Федор Добронравов, Сергей Колесников, Ольга Волкова), оживают шолоховские герои, наделенные поистине народными характерами – широкими и простодушными. 20-е годы прошлого века – время, когда революционные идеалы потихоньку добираются до самых отдаленных уголков страны нашей, полным ходом идет становление Советской власти. Донских казаков прогрессивные мысли тоже не обходят стороной – они являются в образе «баламутки» и мятежницы Насти, борца за равноправие полов. Под ее началом собрались нынче бабы и учинили бунт, дабы доказать мужикам, что они тоже люди: спокойная хуторская жизнь на том и кончилась.

Поход в театр на балет или оперу – это всегда важное событие в жизни каждого театрала, однако оно становится еще более особенным, если спектакль премьерный. Прелесть премьеры в том, что здесь появляется элемент неожиданности. Так, если от постановки, которая входит в репертуар театра уже много лет, зритель знает, чего ожидать, то от просмотра премьерного спектакля у него складывается собственное мнение, не основанное на отзывах других театралов и критиков. Купить билеты на премьеры театров Москвы – это возможность стать своего рода первооткрывателем. К тому же, это замечательный шанс насладиться гениальной актерской игрой, ведь именно на премьерах артисты стараются в совершенстве представить свои образы, чтобы зритель смог по достоинству оценить и полюбить представленную постановку.

Театральные премьеры 2019-2020 года

В Москве ежедневно проходит около 120 спектаклей! Выбрать есть из чего! Но, если вас интересуют новинки, и вы желаете быть в курсе всех событий культурной жизни столицы, тогда сервис нашей компании – для вас. Вашему вниманию предлагается афиша театральных премьер 2019-2020 года. Вся информация проверенная и актуальная – мы размещаем данные обо всех премьерах сезона и о неожиданных изменениях в репертуарах. У нас вы можете просмотреть, какие премьеры предлагают театры Москвы, узнать дату их преставления и стоимость билетов. Также благодаря нашему сервису вы сможете увидеть схему расположения мест в театральных залах, выбрать самые удобные места и заказать на них билеты.




Top