Театральные премьеры апреля. Театральные премьеры апреля-мая

В Москве ожидается самый настоящий театральный бум. На начало осени назначено немало премьер на любой вкус: оперы, спектакли, балеты и мюзиклы. Главные театры столицы выпускают спектакли, на которые делают ставку и критики, и билетные кассиры. Премьеры, которые нельзя пропустить, а лучше купить билеты заранее - в нашем обзоре.

Фотография: DR

1.«Бал вампиров» - главная интрига нового театрального сезона

Премьера легендарного мюзикла Романа Полански состоится 29 октября на сцене театра МДМ. К огромной радости поклонников, в Москве на сцену выйдут главные звезды питерской постановки - Иван Ожогин и Ростислав Колпаков (Граф фон Кролок), Елена Газаева (Сара), Наталия Диевская (Магда), Александр Суханов (Шагал), Манана Гогитизде (Ребекка), Кирилл Гордеев (Герберт), Сергей Сорокин (Профессор Абронсиус). Культовый спектакль станет одиннадцатой российской постановкой самой крупной театральной компании «Стейдж Энтертейнмент». «Бал вампиров» - это красивая готическая история, полная мрачного обаяния и смело иронизирующая над популярными ужастиками о вампирах. Спектакль поставлен по мотивам знаменитого фильма Романа Полански по сценарию Романа Полански и Жарара Браша «Бесстрашные убийцы вампиров» 1967 года - одной из лучших чёрных комедий в истории кинематографа. Постановка получила множество наград и номинаций по всему миру, последняя из которых – «Мольер», высшая театральная премия Франции. В России спектакль был впервые представлен в 2011 г. в Санкт-Петербурге и получил шесть премий «Золотая маска». Общая аудитория мюзикла за 20 лет проката по всему миру составила около 8 миллионов человек.

2. Бродвейский мюзикл «Золушка»

В семейном сегменте лидирует бродвейский мюзикл “Золушка”, созданный специально для российского зрителя все той же голландской компанией «Стейдж Энтертейнмент». Показ спектакля начнется с 1 октября в театре “Россия” на Пушкинской площади. Мюзикл американских классиков Ричарда Роджерса и Оскара Хаммерстайна «Золушка» по одноименной сказке Шарля Перро совершил удивительное путешествие: от телевизионного музыкального фильма (1957) до красочного и остроумного бродвейского спектакля. Поставленный в 2013 году в Нью-Йорке мюзикл «Золушка» завоевал любовь зрителей всех возрастов и был удостоен премии «Тони». Над мюзиклом в Москве уже работает звездная международная команда: обладатель высшей театральной премии «Лоуренса Оливье» англичанин Линдсей Поcнер в качестве режиссера, художник-постановщий Дэвид Галло из США и команда из России (что свидетельствует о высоком уровне доверия к российскому подразделению «Стейдж Энтертейнмент» и является продолжением успешного сотрудничества компании с организацией The Rodgers and Hammerstein Organization, которое началось еще в 2011 году с постановки мюзикла «Звуки музыки»).

3. Опера Джакомо Пуччини «Манон Леско»

«Манон Леско» – первое из известных произведений Джакомо Пуччини. Когда эта опера - после трехлетней работы - была наконец поставлена, автор был провозглашен великим оперным композитором. В то время Пуччини было тридцать пять лет. Классический сюжет романа Антуана Франсуа Прево «История кавалера Де Грие и Манон Леско» (критики назвали книгу началом эпохи психологических романов) вдохновил многих музыкантов, но композитору удалось затмить другие произведения, в том числе оперу Массне, которая к тому времени уже шла 8 лет. Пуччини не боялся конкуренции. В сочинении итальянского композитора ярко проявился талант лирика и мелодиста. Его героиня сильно отличается от героини оперы Массне. «Его Манон - француженка, это пудра и менуэт; моя итальянка, то есть страсть и отчаяние», - так сам Пуччини охарактеризовал свою трактовку образа Манон. В опере Пуччини велика роль оркестра. Особенно это заметно в знаменитом «Интермеццо» между вторым и третьим действиями. Премьерный показ оперы состоялся в феврале 1893 года в Турине. Показ был по-настоящему триумфальным. В России оперу Пуччини впервые исполнили в 1893 году в Петербурге – на итальянском языке. На русском языке поставлена в том же году в Тифлисе. Из современных постановок отметим спектакль 1980 года в Метрополитен Опера (дирижер Ливайн, солисты Скотто, Доминго и другие), который транслировался по телевидению во многих странах. Премьера в Большом театре состоится 16 октября на Исторической сцене.

4. «Заводной апельсин» в Театре наций (по роману Энтони Бёрджесса)

Взяв за основу одно из культовых литературных произведений XX века, режиссер Филипп Григорьян оставляет от него только основные темы – насилие и возможность его победить. Сценическую версию романа написали драматург Юрий Клавдиев, критик и журналист Илья Кухаренко и.... Google Translator, который стал полноценным соавтором спектакля. Искажение текста, пропущенного через электронный переводчик, становится художественным приёмом постановки, драматическим перформансом. Значение слов здесь отходит на второй план, а смыслы рождаются из визуальных, звуковых и пластических образов. По словам режиссера, это история о том, как культурный человек сталкивается со злом и о том, как он пытается его понять и примерить на себя. Энтони Бёрджесс начал работу над «Заводным апельсином», когда врачи поставили ему страшный диагноз и сказали, что жить ему осталось не больше года. Неспособность принять и оправдать зло реального мира заставила автора создать вселенную романа, где насилие приобретает эстетический характер. Филипп Григорьян, вслед за автором, создаёт на сцене мир, в котором искусство побеждает даже самые чёрные мысли о природе человека.

5. «Черный русский» Максима Диденко

В новом иммерсивном спектакле-триллере номинанта «Золотой маски» Максима Диденко "Черный русский", поставленном по роману Пушкина "Дубровский", Равшане Курковой и Артему Ткаченко достались роли Маши и Дубровского. Диденко стал за последние несколько лет одной из ключевых фигур современной российской театральной сцены. Постановка с вовлечением зрителя, премьера которой назначена на сентябрь, похоже, способна удивить даже самых взыскательных любителей театра. На этот раз зрители сами станут участниками действия. По задумке режиссера, часть из них сможет увидеть происходящее глазами Троекурова, а часть - глазами Дубровского. Специально для этого особняк Спиридонова в Малом Гнездниковском переулке на несколько месяцев трансформируется в Дом Троекуровых, где и будут происходить невероятные, а порой даже мистические вещи. Благодаря необычным инсталляциям, музыкальному сопровождению и свету у зрителя должно сложиться полное ощущение присутствия. По предварительным данным, в зал показа будут запускать не более 80 человек.

6. «Отель Калифорния» Саши Денисовой

Отель «Калифорния» - это вымышленный отель, прототипом которого стал отель «Челси», где жили многие знаменитости из американских 1960-х. Как и в Отеле «Челси», здесь легко могут столкнуться в коридоре Патти Смит и Энди Уорхол, Дженис Джоплин и Джим Моррисон, Хантер Томпсон, Кен Кизи и многие другие герои американской культуры. В номерах отеля одновременно существуют восемнадцать актеров – а над ними видеопроекции великих художников, музыкантов, писателей, политических активистов, хиппи. Спектакль этот - скорее путешествие, опыт, попытка примерить на себя утопию 60-х: миллионные опен-эйры и полумиллионные митинги вокруг военных зданий и фабрик, производящих напалм, время любви и единения, эпоху, когда люди с электрогитарами наивно, но твердо думали, что написав пару хороших песен и врубив усилитель на полную мощность, они смогут изменить мир. Дистанция между ними и нами настолько велика, что сделать спектакль о хиппи невозможно, но Денисва пытается. Действие спектакля происходит в конце 1960-х. Комитет Вьетнамского дня под предводительством Джерри Рубина и Эбби Хоффмана готовит 500-тысячный марш на Пентагон, чтобы протестовать против войны во Вьетнаме. ЦРУ внедряет своего агента в ряды хиппи, чтобы предотвратить антивоенную акцию

7. «Ивонна, принцесса Бургундская» Гжегожа Яжины

Режиссер Гжегож Яжина, ученик легендарного Кристиана Люпы, выпускает на сцене Театра Наций первую в России постановку. В ее основе лежит пьеса Витольда Гомбровича «Ивонна, принцесса Бургундская», к которой режиссер однажды уже обращался. Гротескную историю королевской семьи, в которую попадает замкнутая девушка Ивонна и становится катализатором всех внутренних конфликтов, Гжегож понимает через семью самого автора, взявшего прототипы действующих лиц из своей жизни и своего детства. Заостренные характеры персонажей Гомбровича ставят пьесу на грань между комедией и психологическим триллером, и это сочетание является для Яжины основным элементом, позволяющим раскрыть все социальные и этические проблемы, заложенные в тексте. Главным вопросом для режиссера становится взаимодействие общественной системы с бессильным человеком, не умеющим и не желающим находиться в ней и жить по ее законам.

Сайт: http://www.theatreofnations.ru/

8. «Бабий бунт» Нины Чусовой

В основе инсценировки спектакля режиссера Нины Чусовой «Бабий бунт» – рассказ «О Колчаке, Крапиве и прочем», а также страницы других произведений советского писателя, лауреата Нобелевской премии Михаила Шолохова. Исполненные жизненного юмора и истинно народные по форме и духу произведения Шолохова обладают особой языковой поэтичностью. В них соединяются реализм и глубокая философия, трагизм и комедия. В спектакле «Бабий бунт» проза Шолохова обогатилась еще и многокрасочностью песенно-танцевального казачьего фольклора, живописными картинами самобытного уклада жизни постреволюционного хутора и цитатами из современной действительности. Благодаря блестящей игре актеров (Федор Добронравов, Сергей Колесников, Ольга Волкова), оживают шолоховские герои, наделенные поистине народными характерами – широкими и простодушными. 20-е годы прошлого века – время, когда революционные идеалы потихоньку добираются до самых отдаленных уголков страны нашей, полным ходом идет становление Советской власти. Донских казаков прогрессивные мысли тоже не обходят стороной – они являются в образе «баламутки» и мятежницы Насти, борца за равноправие полов. Под ее началом собрались нынче бабы и учинили бунт, дабы доказать мужикам, что они тоже люди: спокойная хуторская жизнь на том и кончилась.

Беспросветно печальными: уже больше года под арестом находится Кирилл Серебренников и его коллеги по «Седьмой студии», один за другим умирают столпы самого живого местного театра: Олег Табаков, Елена Гремина и Михаил Угаров, Дмитрий Брусникин. Но наступающий период нельзя не рассматривать и как радикальное обновление - пусть вынужденное, но также давно необходимое.

The Village выбирает премьеры, которые позволят заглянуть в будущее театров от МХТ до «Практики», и уже представленные спектакли, которые теперь кажутся приветами из будущего (внимание: один скоро закроют). А также - поскольку для будущего важно думать не только о местных бедах - указывает на лучшие способы расширить театральную географию: от фестивалей с крупными привозами до нон-фикшна о современном театре.

На фотографии: «Идиоты»

«Идиоты»

«Спектакль Серебренникова смонтирован как судебное заседание, перемежающееся эпизодами уголовного дела ненастоящих идиотов», - писал театральный критик Глеб Ситковский в «Ведомостях» пять лет назад. «Идиоты» в 2013 году стали первой работой Кирилла Серебренникова в бывшем Театре имени Гоголя. На сентябрьском показе обещают представить новую редакцию текста, собранного из диалогов Ларса фон Триера и новелл Валерия Печейкина: сегодня подсудные политические активисты-маргиналы не только Pussy Riot или группа «Война», к которым отсылал первоначальный спектакль, но и сам Серебренников.

Впрочем, «Идиотов» следовало бы пересмотреть даже в исходном виде. Во-первых, чтобы увидеть, какой путь проделал русский театр за пять лет, не забывая, что переход от порой затянутых, излишне текстоцентричных и немного вульгарных реинтерпретаций классики и кино к гораздо более тонким работам не был бы возможен без культуртрегерской работы Серебренникова. А еще потому, что театр, стоически функционирующий без художественного руководителя, пока выпустил только один из шести запланированных на год спектаклей. Из еще не представленных особенно интересны режиссерский дебют актера Никиты Кукушкина по «Боженьке» Печейкина и постановка Дениса Азарова по «Петровым в гриппе и вокруг него» Алексея Сальникова - возможно, главному русскоязычному роману года.

«Конференция о поэте Высоцком и поэзии вообще»

Шестеро актеров из лучших московских команд от «Мастерской Брусникина» до «Июльансамбля» демонстрируют, какими им видятся современные интеллектуалы - от Юрия Сапрыкина до Марии Степановой - и как выглядели бы сегодня несовременные - от Бродского до Довлатова. Еще один играет Высоцкого. Собственно, спектакль входит в публичную программу выставки «Коридоры. Семь миров Высоцкого», а его драматургическую основу по большей части составляют тексты из книги-трибьюта под редакцией литературного критика Анны Наринской, куратора выставки. Андрей Стадников, один из лучших докдраматургов страны, и Иван Комаров, который в прошлом сезоне срежиссировал психотерапевтический триллер о домашнем насилии «Абьюз» и стильный, но затянутый «Баал», придумали объединить эти тексты в формат академической конференции. Судя по августовской премьере, получается смешно и местами нагло.

Ближайшие показы

неизвестно

Еврейский музей

Сколько:

бесплатно

«Снегурочка»

В Москве немало детских спектаклей, но они преступно редко взаимодействуют с современным театром. Из важных экспериментальных площадок постоянную детскую программу поддерживают только Центр Мейерхольда и Школа драматического искусства, один-два спектакля входят также в репертуар «Практики», «Гоголь-центра» и электротеатра «Станиславский». Новое пространство Театра наций анонсирует «Снегурочку» как запуск целого проекта, направленного «на серьезный и современный разговор с детьми».

Идея прочтения пьесы Островского как истории о толерантности и доброте с непосредственным общением с публикой звучит современно, но стоит понимать, что до «Снегурочки» режиссер Олег Долин, брат кинокритика Антона Долина, работал в основном на куда более традиционной сцене РАМТа. А также что Вера Мартынов, которая за два года превратила «Домик» в место слияния театра с новой музыкой (академической и популярной) и приглашала на лаборатории перформанса архитекторов и медиапоэтов, уходит из Нового пространства. За этим наверняка последует изменение программной политики - возможно, не в лучшую сторону.

На фотографии: Show

«Человек из Подольска Сережа очень тупой»

8 августа стало известно, что новому руководителю «Практики» Дмитрию Брусникину удалось вернуть в театральный менеджмент опального Бориса Мездрича, ставшего на три года персоной нон-грата из-за оскорбленных верующих на новосибирском «Тангейзере». Вместе они планировали возрождать площадку, за последние несколько лет потерявшую идентичность. 9 августа 60-летний Брусникин умер.

Коллаж из двух текстов Дмитрия Данилова, который в предыдущем сезоне за первую же пьесу получил «Золотую маску», - один из проектов, придуманных еще при Брусникине. В спектакле сыграют выпускники и студенты его мастерской, самая модная молодая команда Москвы, известная по хитам Максима Диденко «Чапаев и пустота» и «Конармия», а также вербатиму о горожанах времен протестного движения «Это тоже я». Велика вероятность, что сложных абсурдистских героев Данилова (вроде полицейских-интеллектуалов) брусникинцы превратят в излишне карикатурных персонажей, но формат спектакля завораживает: инсталляция займет одновременно оба зала «Практики», фойе и даже двор.

«Сквозь / Скольжение по возможностям»

Билет на этот спектакль стоит 10 тысяч рублей. Но и длится «Сквозь…» не один вечер, а два полных дня: вечером 5 октября команда из режиссера Всеволода Лисовского, шести актрис и 40 зрителей отправится с Курского вокзала в путешествие по пяти российским городам. Создатели обещают превратить в комментарий ко времени и пространству одну главу из книги «Физика и философия» Вернера Гейзенберга, проехать семь перегонов (или 1 200 километров) и сделать все возможное, чтобы зрители «не остались голодны, холодны и без крыши над головой в населенном пункте N».

Можно ли доверять последнему - спорный вопрос. С одной стороны, в хитовом спектакле Лисовского «Неявные воздействия» вторжения на площади, в метро и ларьки-забегаловки регулярно заканчиваются побегами от полиции. Хотя участники часто говорят, что «Неявные…» стали для них уникальным опытом свободы в городе. С другой - «Сквозь…» поставлен на грант фонда Михаила Прохорова - главного спонсора лучших независимых спектаклей в России, а сам Лисовский умеет быть предельно деликатным при контакте с живой жизнью. Канонический пример - «Акын-опера», которая выросла из внимательного общения с нелегальными мигрантами и открыла зрителям «Дока» их музыкальные таланты.

Show

«Территория », которая пройдет с 12 по 24 октября, традиционно собирает на московских площадках любимые кураторами фестиваля имена из европейского театрального авангарда: Яна Фабра, Робера Лепажа, Роберта Уилсона. К сожалению, все они будут представлены не полноценными спектаклями, а произведениями, сделанными при участии звезд: моноперформансом актрисы из компании Фабра «Трубляйн», видеоинсталляцией по мотивам «Макбета», в которой Лепаж играет одну из ролей, и сценической версией «Лекции о ничто» Джона Кейджа, которую прочитает сам Уилсон.

Так что главным событием «Территории» станет танцевальное открытие. В Россию впервые приезжает Хофеш Шехтер, который, в отличие от мейнстрима современного танца, работает не в прозрачно-интеллектуалистской манере, а развивает ультравитальный, местами даже пугающий стиль. В Show перформанс насилия под этно-музыку устраивают восемь молодых танцовщиков в костюмах клоунов. Показ Шехтера будет не единственным громким событием осени в области современного танца. В середине сентября объявит программу фестиваль балетной примы Дианы Вишневой Context , который пройдет с 15 октября по 6 ноября. А саму «Территорию» дополнит в ноябре «Новый европейский театр », который обычно сообщает о планах к концу октября.

«Сережа» (по мотивам «Анны Карениной»)

Спектакль Дмитрия Крымова станет первой премьерой в МХТ под руководством Сергея Женовача. За 18 лет с энергичным Олегом Табаковым МХТ превратился из простаивающей сцены в крупный продюсерский центр, где находилось место и традиционному театру, и злой политизированности Константина Богомолова, и модным спектаклям с костюмами Гоши Рубчинского, и лабораторным исследованиям современной драматургии. Назначение скромного Женовача, который известен лирично-интеллигентскими прочтениями русской классики в тихом театре-доме «Студия театрального искусства», многим кажется попыткой нейтрализовать подрывной потенциал кипевшей в МХТ жизни.

Крымов - тоже режиссер одного места: много лет он ставил только в персональной лаборатории при Школе драматического искусства. Но весной показал неплохую «Му-Му» в Театре наций, в которой балансировал на непривычной грани между доброй иронией и откровенным сарказмом по отношению к этой культурной институции, да и вообще к театру как таковому. Эстетически, правда, спектакль продолжал его магистральную линию «русского бедного» - визуального театра, который строится на трюках с простейшими предметами, переодеваниях, гротескных гриме и актерской манере. Как будет выглядеть «Сережа», пока неясно, но известно, что, кроме фрагментов из Толстого, в спектакль войдут отрывки «Жизни и судьбы» Василия Гроссмана и написанные специально по просьбе Крымова «Вопросы» Льва Рубинштейна.

Ближайшие показы

Сколько

неизвестно; обычно в МХТ - от 250 до 3 500 рублей

На фотографии: «Родина»

«Кончерто барокко» / «Восковые крылья» / «Кайдановский». Вечер одноактных балетов

В апреле в инстаграме можно было увидеть много видео, на которых толпа танцовщиков и зрителей танцевала под техно на сцене музыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко. Это был финал российской премьеры «Минус 16» Охада Нахарина, одного из трех одноактных балетов в подборке «Брянцев» / «Гёке» / «Нахарин».

На новом вечере одноактовок тот же театр покажет мировую премьеру - постановку Андрея Кайдановского, название которой пока неизвестно. 30-летний танцовщик Венской оперы, сын актера Александра Кайдановского, в прошлом году выпустил на Таганке танцевальный спектакль «Басня», блестящий в своей юмористической наивности. Драматические актеры с Таганки удивительно живо играли в героев Крылова и Лафонтена, иногда демонстрируя приличное танцевальное мастерство. Но первым в Россию Кайдановского привез как раз МАМТ, пригласив режиссера пару лет назад в лабораторию «Точка пересечения» для молодых хореографов. Балетные критики тогда разнесли тривиальность трех других работ, а вот аккуратный и веселый бытовой танец о знакомстве пары с родителями «Чай или кофе?» попал в шорт-листы «Золотой маски», а МАМТ объявил, что закажет Кайдановскому полноценный балет. Никаких подробностей пока не сообщается, кроме того, что премьеру сопровождают реконструкция неоклассического Джорджа Баланчина из 40-х и «Восковые крылья» Килиана, которые впервые показали в МАМТе в 2013 году.

«Родина»

The Village об одной из важнейших премьер предыдущего сезона - почти четырехчасовой «Родине» 29-летнего Андрея Стадникова. Проблема в том, что час марша блондинок и два часа экспрессивного актерского чтения раннесоветских документов оказались слишком радикальным жестом даже для ЦИМа. Спектакль планируют закрывать, ноябрьская серия показов - скорее всего, последний шанс пережить четыре часа мучительных размышлений о тоталитаризме в России, сидя на пирамиде под гигантской косой.

Также стоит иметь в виду, что «Родина» входит в программу фестиваля «Родина авангарда», на котором покажут бледный биомеханический цирк «Тело авангарда» и спорную февральскую премьеру Саши Денисовой «Хочу ребенка» с участием четырех феминисток, в том числе создательницы «тихого пикета» Даши Серенко. Но центральным событием станет спектакль немца Фабиана Кеммана по никогда не ставившейся в России оратории Бертольта Брехта и Ханса Эйслера «Высшая мера». Даты премьеры пока неизвестны, но для проекта уже собирают любительский хор из 200 человек.

Нон-фикшн Виктора Вилисова о современном театре

В 2016 году молодой житель Новосибирска Виктор Вилисов, уже известный как создатель сайта «

Денис Катаев:

Я отбирал только те спектакли, которые видел на московской сцене за год. Театр на этот раз существовал в особом режиме турбулентности. Все затмило дело Кирилла Серебренникова и «Седьмой студии». Но одновременно с тем, что сам режиссер оказался под домашним арестом, именно его постановки, которые он успел реализовать еще до процесса, — одни из самых громких и запоминающихся в этом году.

Под пятым номером — безоговорочный успехМузыкального театра Станиславского и Немировича-Данченко «Сюита в белом» Сержа Лифаря. С нее свою революции в «Стасике» затеял новый худрук балетный трупп Лоран Илер. А в итоге — безоговорочный успех. Его вечера одноактных балетов — главное балетное событие года, не считая премьеру «Нуреева». Француз умело и грамотно вписывает наш театр в международный контекст и знакомит российскую публику с важными именами мировых хореографов, которых принято иметь репертуаре уважаемых европейских и американских площадок. В прошлом сезоне выстрелили современной классикой, показали произведения Лифаря, Килиана и Форсайта. И вот свежая премьера — четыре новых балета, три из которых впервые на сцене в России. Это хрестоматийный Баланчин, модерновый Пол Тейлор, этнический Жак Гарнье и прогрессивный Александр Экман. В этих вечерах Илер продолжает знакомить нас с историей современной хореографии XX и XXI веков. Ничего революционного и авангардного для продвинутой публики в этих именах нет. Однако у нас, к сожалению, даже эти имена в афише — редкость. Сплошные Григорович и Петипа. Хотя в мировой практике — это что называется must-see. Параллельно Илер просвещает аудиторию, точнее показывает, как изменялся танец во времени, как классика постепенно переходила в постмодернизм и авангард и становилась неоклассикой. Таким образом, за один вечер в Станиславском можно получить представление о самых главных стилях и направлениях современной хореографии, и конечно, соединить в голове зрителя наследие великих школ с сегодняшними веяниями. Получается такая балетная мини-энциклопедия на одной сцене, в котором встречаются имена, которые совершили революцию. Это определенная миссия, с которой умело справляется новый худрук театра Станиславского.

Одно из главных событий года в театре — возвращение Анатолия Васильева на сцену. На Международном Чеховском фестивале он показал свою первую премьеру после 17-летнего молчания. Это спектакль «Старик и море» по Хэмингуэю. И посвятил его своему учителю — Юрию Любимову, чей 100-летний юбилей мы тоже отмечали в этом году.

Спектакль «Старик и море» — камерный проект. На сцене только Алла Демидова, которая играет то ли старика, то ли рассказчика, то ли саму себя и как-то магически читает текст Хемингуэя. Но так, что зритель остается прикованным от происходящего на сцене. А там никаких безумных спецэффектов. Только рукотворное чудо, тонкая ювелирная работа. На сцене лишь сменяется цвет, море волнуется, иногда появляются те самые львы, которые снились старику, только уже в цирковом и утрированном виде в виде китайской куклы, море волнуется два, ну и, конечно, та самая большая рыба и ее левиафан, то есть скелет, море волнуется три. Замерла даже необходимая кружка на столе. А в зале — ни шороха. Все боятся потревожить, спугнуть то невероятное чудо, которое происходит на сцене. Спектакль поражает визуальной мощью и безупречностью, когда усеянное блестками тряпичное море «кипит», а на самом деле это всего лишь развеваются полупрозрачные голубые паруса на сцене. Но какое дело до машинерии, когда тут такое волшебство рождается на глазах. Весь спектакль — это опыт переживания актрисы в режиме онлайн, здесь и сейчас на сцене происходит что-то невероятное и неповторимое. Потому это скоропортящийся спектакль, уникальный, который было бы полезно застать. Он как деликатес скоротечен. «Старик и море» — это оммаж театральному искусству от Демидовой и Васильева, который обязательно войдет в учебники. Ничего буквально, pure art, поэзия на сцене, которая смотрится и воспринимается на одном дыхании.

Самый главный гастрольный проект — «Ночь в библиотеке» Робера Лепажа, показанная на фестивале «Территория». Очень важная просветительская история в приятной упаковке.

Робер Лепаж часто бывает в Москве. На этот раз он выступил с гуманистическим виртуальным проектом «Ночь в библиотеке». Лепаж создает свою территорию смыслов, зовет в тур по лучшим библиотекам мира, посетить которые вы сможете за один присест, просто надев VR-щлем в темном пространстве, специально выстроенном в Мультимедиа Арт Музее. Внутри рассказ о самых главных библиотеках — от той самой легендарной Александрийской, сгоревшей и обновленной, до выдуманной подводной, ту которую собрал капитан Немо. И все это не просто книгохранилища, а места инноваций, прогресса и просто победы над войнами, конфликтами и мраком. Ключевой эпизод — библиотека в Сараево, которая становится местом мира, осажденной крепостью, территорией здравого смысла, в центре захлебывающегося в крови балканского полуострова. Именно там наперекор всему в огне играет виолончелист в знак протеста против войны. Но библиотека — еще и опасное место, амбивалентная институция. Это вам и рай познания, и ад одновременно, ад, потому что только там осознаешь богатство и бесконечность интеллектуальной мысли и только там можно ощутить отчаяние от того, что последнюю страницу никогда перевернуть не получится.

Самый главный радикальный спектакль года — «Волшебная гора» Константина Богомолова в Электротеатре. Режиссер избавился от Томаса Манна, но это того стоило.

Кашель и только кашель на протяжении получаса. И больше ничего. Только смерть и пустота. Тотальное забвение и бездействие. Такой радикальный и вызывающий по восприятию спектакль у нас мог поставить только Богомолов. И здесь он в своем особом изощренном методе доходит до предела. Он увидел в текстах Манна обреченность, «здесь смерть себе воздвигла трон». Смерть — сущность всего в этом мире, смерть — объяснение жизни и любви, смерть — «предел наших стремлений»: прямо по Монтеню. Внутри этой ржавой и безнадежной конструкции — два морибундуса, то есть смертельно больных, их играют сам Богомолов и актриса Елена Морозова. Они бесконечно кашляют в этом метафизическом туберкулезном санатории, кашляют и зрители в унисон с актерами. Они — те же обреченные пациенты. Кажется, что это уже не жизнь, а чистилище. Но к жизни возвращают цитаты от смерти от не менее великих русских писателей — Некрасова, Заболоцкого и Шаламова. Так красиво об увядании природы и человека могут рассказывать только художники. «Содрогаясь от мук, пробежала над миром зарница…». Среди творцов смерти и сам Богомолов. Его тексты звучат еще радикальнее. Про старуху, например, которая перепутала беременность с раковой опухолью.

Вот и получается такой поэтически вечер, посвященной самой табуированной теме на свете. Это, конечно, на данный момент самое бескомпромиссное высказывание Константина Богомолова, его самый безжалостный творческий выплеск.

Ну и наконец. Герой года — Кирилл Серебренников. И не только из-за процесса. А все потому, что он показал лучшие спектакли за последние время, видимо что-то предчувствуя. Есть в этом что-то провидческое и трагическое. В каждой из двух постановок, которые можно смело назвать лучшими в этом году. Одна — в Большом, другая — в родном Гоголь-центре.

«Нуреев» прекрасен и вне скандала. Этим произведением должен гордиться не только театр, но и страна. Многосоставное сложное, я бы даже сказал гигантское высказывание: здесь есть и балет, и опера, и хор на сцене, драматические артисты. «Нуреев» Серебренникова рассказывает про тотальную свободу художника, которая выше всего, даже самых сложных обстоятельств, про его прыжок к свободе и желание жить. Рефреном в балете проходит фраза, как никогда актуальная сейчас — «Нуреев всегда любил Россию, но ненавидел систему». Это спектакль про талантов и героев, которых не ценит наша страна. Так, к сожалению, происходит до сих пор. Помимо идеи в этом спектакле прекрасна и многосоставная музыка композитора Ильи Демуцкого, в которой слышатся цитаты из произведений, в которых был задействован Нуреев, — из «Жизели», «Баядерки» и «Лебединого озера». Ну, а чего стоит уникальное звучание советской машины, которая закручивает гайки и не дает вздохнуть Нурееву, заставляя его убежать в Париж. Это манифест свободы, очень важный для режиссера, которого ее решили. Очень многое из биографии Нуреева пересекается с сегодняшними событиями вокруг Кирилла Серебренникова. Так что вот она — способность художника предвидеть. У него это получилось. И как-то очень современно звучит письмо к Нурееву от Аллы Осипенко со сцены: «все могли бы принести славу России», «слава Богу, вы все остались русскими, не предали». И снова вопреки обстоятельствам. Вот так же и Серебренников сказал в зале суда: Я много лет работаю в России. Я честный человек. Я хочу, чтобы Россия из провинциальной стала великой культурной державой».

«Маленькие трагедии» по Пушкину у режиссера, который сейчас находится под домашним арестом, вышли жутко эмоциональными, своевременными и очень личными. Казалось бы затертый до дыр со школьный скамьи у Серебренникова он обретает новую жизнь. И угль, пылающий огнем, во грудь отверстую водвинул. Его слова снова звучат ярко, круче чем самый мощный рэп-баттл, Ведь на сцене новый поэт нашего времени, преемник, рэпер Хаски, который добавляет в этот мрачный мир свою каплю дегтя. Казалось бы, как Фаусту, хочется все утопить в этом унылом и беспросветном мире. Но Серебренников говорит — Жги! И жжет на сцене. Глаголом, задором и уникальным визуальным воплощением. Вообще это не просто спектакль — это скорее тотальная мультижанровая и мультиформатная инсталляция, очередное путешествие по Руси, где все окончательно перемешалось и смешалось. Siri с пионерским галстуком, фраза «Матильды чистый дух тебя зовет!» с киборгом, который превращается в то ли Моцарта, то ли рок-музыканта. Это вообще с одной стороны очень зловещий спектакль, с хоррором в прологе, но в конце все же оставляющий надежду, так нужную во время чумы. А еще это провидческая постановка для самого Серебренникова. Невозможно оторвать происходящая от контекста процесса над ним самим.

Недавно и в Штутгартской опере прошла премьера его незаконченной постановки «Гензель и Гретель» . Серебренников не успел закончить, арест помешал начать репетиции. Это мультижанровое произведение, где театр и кино в одном. Сказку братьев Гримм, Серебренников, конечно, серьезно переработал и осовременил. Действие происходит в сегодняшней Европе, в центре — мигранты, выходцы из Африки, Серебренников даже ездил для этого в Африку, в Руанду, снимать местных подростков, все документальные кадры и показали в Штутгарте. Но пока это был лишь эскиз будущего спектакля, посвященный находящемуся под арестом режиссеру. В Штутгарте надеются, что Серебренников продолжит работу вскоре. Надеюсь, что в следующем году режиссер все-таки выйдет на свободу и сможет реализовать до конца свои новые проекты. В том числе доснять фильм «Лето».

Поход в театр на балет или оперу – это всегда важное событие в жизни каждого театрала, однако оно становится еще более особенным, если спектакль премьерный. Прелесть премьеры в том, что здесь появляется элемент неожиданности. Так, если от постановки, которая входит в репертуар театра уже много лет, зритель знает, чего ожидать, то от просмотра премьерного спектакля у него складывается собственное мнение, не основанное на отзывах других театралов и критиков. Купить билеты на премьеры театров Москвы – это возможность стать своего рода первооткрывателем. К тому же, это замечательный шанс насладиться гениальной актерской игрой, ведь именно на премьерах артисты стараются в совершенстве представить свои образы, чтобы зритель смог по достоинству оценить и полюбить представленную постановку.

Театральные премьеры 2019-2020 года

В Москве ежедневно проходит около 120 спектаклей! Выбрать есть из чего! Но, если вас интересуют новинки, и вы желаете быть в курсе всех событий культурной жизни столицы, тогда сервис нашей компании – для вас. Вашему вниманию предлагается афиша театральных премьер 2019-2020 года. Вся информация проверенная и актуальная – мы размещаем данные обо всех премьерах сезона и о неожиданных изменениях в репертуарах. У нас вы можете просмотреть, какие премьеры предлагают театры Москвы, узнать дату их преставления и стоимость билетов. Также благодаря нашему сервису вы сможете увидеть схему расположения мест в театральных залах, выбрать самые удобные места и заказать на них билеты.




Top