Театральный художник васильев. Искусствовед александр васильев

АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ ВАСИЛЬЕВ родился 8 декабря 1958 года в Москве в известной театральной семье. Его Отец, Народный художник России, член корреспондент Академии Художеств, Александр Павлович Васильев (1911 - 1990) прославился как талантливый живописец и создатель декораций и костюмов к более чем 300 постановкам на отечественной и иностранной сцене. В частности, его блестящие оформления украсили сцены Художественного, Малого и Большого театров. Его Мать, профессор Татьяна Ильинична Васильева, урождённая Гулевич, драматическая актриса и преподаватель, студийка первого выпуска Школы-Студии МХАТ, происходит из старинной западно-белорусской семьи. Род Васильевых, потомственных купцов 11 гильдии подмосковного города Коломны идет от почетного гражданина П.П. Васильева, женившегося на дворянке-бесприданнице О.В. Чичаговой, происходившей из семьи морских министров Екатерины Великой и Александра 1, известных сражениями в Русско-шведской войне и при переправе Наполеона через Березину.

Дед Александра Васильева был морским офицером и статским советником, обладавшим к тому же исключительным тенором. В предреволюционные годы Васильевы жили в Самаре, Павел Петрович Васильев был инспектором Волжского пароходства. Родственными узами Васильевы были связаны с талантливой русской интеллигенцией: сестра П.П. Васильева, - Екатерина - стала женой знаменитого художника Михаила Нестерова, другая сестра - Наталья - женой хирурга Императорской ставки Александра Козловского, третья сестра - Ольга - вышла замуж за тенора Дягилеевской антрепризы Ивана Варфоломеева.

Отец Александра Васильева получил свое художественное образование в Москве, став столичным театральным художником. Дядя А. Васильева - Петр Павлович Васильев (1907 - 1993) был известным театральным режиссёром.

Юный Александр Васильев был воспитан в традиционной театральной обстановке, с малолетства посещал все спектакли Центрального Детского театра, где тогда играла его Мать. Ребенком он был приглашен на Центральное Телевидение и в возрасте 7 лет стал регулярно сниматься и вести детские передачи "Театр Колокольчик - и "Будильник".

Свой первый спектакль - сказку "Волшебник Изумрудного Города", Александр Васильев оформил в возрасте 12 лет и с тех пор проявил необычайные способности к театральному оформлению и созданию костюмов. Особенное влияние на юного художника оказал пример собственного отца, не только классического декоратора, но и создателя сценических костюмов для Любови Орловой, Фаины Раневской или Игоря Ильинского.

Поступив в возрасте 16 лет бутафором в Московский театр "Современник", он начал свою стремительную карьеру в профессиональных театрах, которая длится уже 20 лет! В 1976-1981 годах он учился на Постановочном факультете в Студии Художественного театра, где в числе его преподавателей были В.В. Шверубович, Т.Б. Серебрякова и В.В. Селиванов. С юных лет он интересовался историей костюма и материальной культурой и слушал экстерном лекции большого специалиста Р.В. Захаржевской в Московском Университете и консультировался у своего большого друга М.М. Мерцаловой. Интерес этот к ушедшему прошлому вылился в обширную коллекцию костюмов и предметов быта которую заметила советская пресса. Будучи прекрасным студентом и лауреатом стипендии К.С. Станиславского, он с энтузиазмом и вкусом оформлял студенческие работы актерского факультета - "Чайку", "Без вины виноватые", "Дядюшкин сон", "Воскресенье" и многие другие. Васильев закончил свою учебу декорациями и костюмами к дипломному спектаклю по пьесе Роберта Болта "Виват, Королева, Виват!" В то же самое время, стремясь обогатить свои знания, он стал стажером в Доме Музее К.С. Станиславского в Москве, изучая и описывая уникальную коллекцию подлинных и театральных костюмов великого Метра. Тогда он столкнулся впервые с костюмами работы Н.П. Ламановой, выполненной по эскизам А. Бенуа, М. Добужинского, Г. Крега, Н. Егорова и А. Головина, которые вдохновили воображение молодого художника.

Свой первый и последний спектакль в Москве он оформил совместно с отцом на сцене театра на Малой Бронной. Это были костюмы к пьесе А. Островского "Волки и овцы" с Ольгой Остроумовой в главной роли.

Женившись на студентке-француженке и бросив аспирантуру Академии Художеств, молодой Александр Васильев эмигрирует во Францию, где живет с 1-ого июня 1982 года. Поступив в Париже сначала в школу при Лувре, а затем в Аспирантуру театрального факультет Сорбонны, Васильев продолжал в Европе свое образование и не раз был ангажирован на французскую сцену. Его первым спектаклем во Франции была поставленная осенью 1982 года пьеса "Папесса Иоанна" для театра Пуатье и Парижского театра "Картушери". В первой половине 1980-х годов молодой художник работал исключительно для французской сцены, оформив декорации и костюмы для пьес "Триумф любви" Мариво, "Галереи дворца" Корнеля, "Нана" Золя и первой инсценировки романа Булгакова "Собачье сердце" известного русского киноактера Александра Арбата, для Авиньонского фестиваля. Он работал тогда с молодыми звездами "Комеди Франсез" Реджепом Митровицей и Валери Древиль, а также с крупным русско-французским актером Мишелем Витольдом. Костюмы и декорации Васильева были показаны в престижных театрах "Ронд Пуан" Елисейских полей, Студии оперы Бастилии, на фестивале в Буржа и т.д. Для того, чтобы поднять свой профессионально-художественный уровень, Васильев работал ассистентом больших художников: чеха Иозефа Свобода, румынов Флорики Малуреану и Петрики Ионеско, а также итальянки Ольги Берлутти.

В тоже время он начал свою интенсивную преподавательскую деятельность сперва в крупнейшей французкой школе ESMOD, основанной Герр Лавинем в 1848 году и в Национальной Высшей школе Декоративного Искусства в Париже, и прочих учебных заведений. Как художник-декоратор он оформил ряд выставок о моде для английской журналистки Кароль Манн. Судьба свела молодого художника в Париже с апостолами русской художественной эмиграции Дмитрием Бушеновым, Ростиславом Добужинским и ЭРТЕ (Романом Тыртовым), повлиявшими значительно на парижский период работы Васильева и из первых рук познакомивших его с истинными традициями "Мира искусста".

Успехи молодого Васильева во Франции были замечены в Европе и в 1985 году Национальный театр Исландии пригласил его в Рейкъявик для оформления пьесы Чехова "Платонов" в инсценировке Майкла Фрейна "Дикий мёд". Успех этой работы превзошел все ожидания и принес Васильеву подряд три исландских контракта - костюмы к операм Офенбаха "Сказки Гоффмана", Моцарта "Женитьба Фигаро" и Леонкавалло "Паяцы".

Перелом в карьере Васильева с личным заказом Прима-балерины Ассолуты Майи Плисецкой в 1985 году, благословила начало его работы для балетных спектаклей. В 1986 году эмигрировавшие на Запад Валерий и Галина Пановы, звёзды Кировского театра, пригласили Васильева работать для них в Королевский Балет Фландрии, где Валерий был художественным директором. Тогда Васильев создал костюмы для балета Панова "Идиот" на музыку Шостаковича. Вслед за этой первой балетной работой последовало приглашение соратника Бежара, хореографа Миши ван Укк в Брюссель.

В следующем сезоне Королевский Национальный театр Великобритании пригласил Васильева в Лондон, где он создал оформление к спектаклю о Марине Цветаевой "Поэт-Изгнанник" с Фионой Шоу, звездой Королевского Шекспировского театра в главной роли. Несколько позднее, директор Шотланского балета, известная британская балерина Галина Самцова пригласила Васильева оформить её постановку балета "Раймонда" в Глазго с японской прима-балериной Норико Охара в титульной роли.

В Италии, ассистент Рудольфа Нуриева в Гранд Опера, маэстро Поляков обратился к нему для оформления трёх балетов в Тосканском балете Флоренции. Там им были созданы костюмы к хореографиям Полякова "Во время прогулки" и "Синтония", а также к балету "Уикэнд в Гавне" в постановке знаменитой прима-балерины Ковент Гарден Линн Сеймур. С тех пор Васильев стал бессменным художником балетных костюмов юной флорентийской принцессы Натальи Строцци-Гриччардини. Городская опера флоренции ангажировала затем Васильева оформить балет "Гроза" в постановке популярного хореографа русской эмиграции, танцовщика Баланчина, Андрея Проковского, с которым Васильев работает по сей день.

Находящийся тогда в изгнании, Юрий Петрович Любимов, пригласил в 1987 году Васильева создать костюмы к опере Чайковского "Евгений Онегин" на сцене Государственной немецкой опере в Бонне со Стевкой Евстатьевой, значительным болгарским сопрано в главной роли. В Германии же, Васильев трижды работал для балетной труппы оперного театра Висбадена, где он оформил с большим успехом костюмы для постановок молодого фламандского хореографа директора балетной труппы Бена ван Каувенберга "Ромео и Джульетта", "Жак Брель" и "Лебединое озеро", последнее - при участии Майи Плисецкой.

После европейских успехов Васильева, многие другие страны стали приглашать этого престижного художника. Государственный балет Турции в Анкаре и Истанбуле пригласил его для переноса балета Панова "Идиот" на турецкую сцену, где, вслед за тем, он декорации и костюмы к двум другим балетам Панова - "Ромео и Джульетта" и "Клеопатра". В Анкаре Васильев оформляет популярный балет Проковского "Анна Каренина" и балет Петипа "Спящая красавица". За заслуги в художественной жизни страны, Президент Турецкой республики Сулейман Демираль наградил Васильева премией ТОВАЗ за лучшие балетные декорации 1993 года.

В Португалии, в 1989 году Васильев с успехом создаёт на исторической сцене театра Сан Карлуш декорации и костюмы к балету Минкуса "Дон Кихот" со звёздами Большого театра Ниной Ананиашвилли и Алексеем Фадеечевым в главных ролях.

В Швейцарии он также оформил ряд постановок Городской оперы Люцерны среди которых балет Панова "Три сестры", оперетта Лес Фоля "Мадам де Помпадур" и ряд балетов Бена ван Каувенберга - "1942 год", "Алиен", "Брамс".

В 1989 году Васильев был приглашен впервые в Японию в балетную компанию миллиардерши Масако Ойя, где он оформил в Осаке балет Чайковского "Щелкунчик", поставленный затем в Пекине. Затем он стал членом жюри 6-ого международного конкурса балета Осака. Из Токио пришло приглашение Васильеву оформить балет Проковского "Три Мушкетёра" на музыку Верди в балетной труппе Асами Маки, которая продолжает работать с Васильевым предложив ему оформить вновь "Ромео и Джульетту" в 1995 году.

В конце 1980-х годов Васильев все же продолжал работать и в Париже. Тогда им было создано большое количество костюмов для художественных фильмов режиссёра Роберто Энрико "И проходит война" при участии звёзд Натали Бай, а также для картины режиссёра Жозе Джованни "Мой друг - предатель" при участии Валери Капрински. Васильев был главным костюмером совместного французко-швейцарско-греческого фильма режиссёра Моше Мизрахи "Манжклу" при участии Шарля Азнавура, Пьера Ришара и Бернара Блие.

Ещё в 1987 году Васильев начал работать в США. Тогда он оформил для труппы балета Уиллис в Техасе балет "Жизель" с Галиной Пановой-Рагозиной в главной роли с участием легендарной балерины русского балета Монте Карло Натали Красовской. В 1994 в компании "Балле Уэст" в Солт Лейк Сити он приготовил премьеру балета Проковского "Пиковая дама". В октябре 1995 году художник оформил балет Питера Анастоса "Золушка" для балета Цинцинатти.

Техника и стиль театральных эскизов Васильева, находящихся под художественным влиянием Сомова, Бакста, Головина и ЭРТЕ были вскоре оценены международными галереями и коллекционерами многих стран мира. С 1987 года он выставлял свои работы в престижных галереях Парижа, Рейкьявика, Осло, Лондона, Сан-Франциско и Гонк-Конга.

При всём объёме своей творческой деятельности, Александр Васильев никогда не останавливал и своей преподавательской деятельности. Он регулярно приглашался вести семинары в Королевский колледж Искусств и Рейвензборн Колледж Искусств в Лондоне, в Королевскую Академию Искусств в Антверпене и основанную Ван де Вальде Высшую школу Ла Камбр в Брюсселе, где Васильев читает лекции уже 6 лет! Во Франции множество школ, среди которых "Ателье де Севр"; первая парижская школа театральных костюмеров "Седр", основанная в 1986 году Васильевым; школы в Ницце, Монтбельяре, Американская школа "PARSON" и Парижская школа Национальной Синематики дворца Шайо, куда Васильева приглашал ведущий кинооператор Жана Кокто - Анри Алькан. Весной 1994 года в течении семестра Васильев читал лекции в Американском университете "Билькент" в Анкаре, Турция. За океаном Тихоокеанский Университет в Сантьяго в Чили, так же как и Университет Вальпараисо, вместе с католической школой Дуок приглашали его. В течении двух месяцев Васильев вёл курсы сценографии в Академии Искусства Спектакля в Гонк-Конге в 1992 году. В 1994 году он начал преподавать в Дании.

С 1989 года он регулярно начал работать в Чили, на сцене Муниципального оперного театра в Сантьяго. Там им были офрмлены балет Панова "Идиот", а также костюмы к опере Доницетти "Анна Болейн" и оперы Беллини "Пуринани" - обе в постановке маэстро Карло Маэстрини, сподвижника Висконти. В 1995 году Васильев готовит декорации и костюмы к опере "Князь Игорь"Бородина в постановке директора Югославской оперы Деяна Миладиновича также в Сантьяго.

Для балета британской территории в Гонк-Конге Васильев делал оформление и костюмы для балетов "Коль Портер" и "Человеческая мозаика" в хореографии Аманды Оливье и "Золушки" Прокофьва в постановке директора балета в Цинцинатти - Питера Анастоса - имевший грандиозный успех. В 1995 гду Васильев вернулся на сцену Гонк-Конга, перенеся туда балет Проковского "Анна Каренина".

Более сотни журналов и газет отвели места на своих страницах для обзора творчества этого молодого русского художника. Художественный директор журнала "VOGUE", Алекс Либерман, заказал три илюстрации у Васильев в 1987 году. Всемирно известные журналы, такие как "Архитектурал Дайджест", "Уорлд оф инте риоз", "Harper`s BAZAAR", "ELLE", "Гламур", "Пари-Мач", "Жур де Франц", "Джой"с", "Депеш Мод", "Уимен дейли уэр", "Эва", "Стандарт", "Моргунбладет", "Политикен", "Меркурио", "Пик", "Соут Чайна морнинг пост", "Корредо деля сера" и масса других.

В эмиграции, парижская газета "Русская мысль", аргентинская "Наша страна" и калифорнийская "Русская жизнь" печатали многократно его статьи об истории русской творческой эмиграции.

В России о нём писали "Империал", "Космополитен", "Коммерсантъ", "Деловые люди", "Лилит", "Столица", "Неделя", "Литературеая газета", "Юность", "Огонёк", "Театр", "Балет", "Театральная жизнь", и множество других изданий. Отечественное телевидение не раз передавало передачи о его работе и коллекции - среди них "Пятое колесо", "Добрый вечер", "Москва", "Полнолуние", "Образ моды" и другие.

Сегодня Васильев не только много путешествует по миру, но и продолжает собирать свою коллекцию старинного европейского и русского костюма. Несколько сотен экспонатов собрано им, целостно отображающих историю моды в 18-20х веках. Для пополнения своих выставок к Васильев обращались парижский Музей моды во дворце Галлиера, Музей моды и костюма на улице Риволи и Государственный Эрмитаж, используя часть его коллекций для выставки русского костюма в музее Жакмар-Андре в Париже.

Васильев Александр Павлович (11 января 1911, Самара - 10 ноября 1990, Москва) - театральный художник. Народный художник РСФСР (1975). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1973).

Биография

Рождение, ранние годы

Известный театральный художник, член-корреспондент Академии художеств СССР, Народный художник РСФСР Александр Павлович Васильев родился 11 января 1911 года (29 декабря 1910 по ст. стилю) в Самаре. Его отец - морской офицер в отставке, был Статским Советником, инспектором Императорского судоходства Волжского и Симбирского бассейнов и начальником судоходного надзора на участке от Сызрани до Симбирска при Министерстве путей сообщения Павла Петровича Васильева, мать - Нина Александровна Брызжева, дочь тульского генерала, героя Плевны, изобретателя нового вида ружья для Царской армии.

Детство Александра Павловича Васильева прошло в дружной интеллигентной семье, бережно хранившей память о выдающихся предках, в том числе из старинного дворянского рода Чичаговых. Детские впечатления вкупе со знанием деталей быта прежней России заметно обогатили его творчество сценографа и дали импульс Васильеву - коллекционеру старины.

Семья Васильевых была на редкость артистически одарённой, и круг её интересов был соответствующим. Сам Павел Петрович, обладавший голосом редкой красоты и силы, был регентом хора в Самарской женской гимназии. Нина Александровна - актрисой-любительницей. Её излюбленным жанром была мелодекламация, столь модная в эпоху модерна, с которой она выступала на благотворительных концертах, на публичных вечерах, в госпиталях, о чем свидетельствуют программки, сохраненные семьей. Сестра Павла Петровича, Ольга Петровна была талантливым музыкантом, концертмейстером в опере. Её муж, тенор Иван Поликарпович Варфоломеев, пел в Одессе и Киеве, два сезона служил в антрепризе Сергея Дягилева в Париже и Лондоне. В эмиграции они жили в Харбине, где Варфоломеев был директором русской оперы. Потом Ольга Петровна вернулась в Россию, жила в Саратове, где и умерла. Словом, в доме царила творческая атмосфера, устраивались музыкальные и театральные вечера. Неудивительно, что все дети связали свою жизнь с искусством: брат художника Пётр стал известным театральным режиссёром, сестра Ирина - пианисткой. Позже Ирина Павловна станет супругой выдающегося хормейстера, профессора Московской консерватории С. К. Казанского

Другая сестра Павла Петровича Васильева, Екатерина Петровна, вышла замуж за выдающегося русского художника Михаила Васильевича Нестерова. Таким образом, Александр Павлович стал племянником Нестерова, который, к слову, оказал на него в юности большое влияние и благословил на выбор дальнейшей профессии, сразу определив в молодом человеке предрасположенность к изобразительному искусству.

Октябрьская революция и большевистский переворот нарушили привычный уклад жизни Васильевых. Собрав лишь самые ценные вещи и оставив пианино, мебель, книги, они вынуждены были бежать. Из Самары путь лежал в Уфу, потом на Урал, в Екатеринбург, где они попали в дом купца Ипатьева. Потом была Сибирь: из Омска Васильевы направились в Новониколаевск, однако замерзнув по пути, вынуждены были остаться в Красноярске, находившемся в руках белых.

Весной 1919 года Павел Петрович с семьей двинулись назад в Европу с Белой Армией, но дальше Омска не добрались. Потом скитались в Тобольске, в тайге по великим сибирским рекам. Дома своего в Самаре они уже больше не видели. По окончании Гражданской войны остались в 1920 году с Советами в Красноярске. Там впервые арестовали Павла Петровича. Нина Александровна добилась его освобождения. В Красноярске в статисты городского театра поступил Петр, родной брат Александра Павловича Васильева. Но, чуть появилась оказия, семья перебралась в 1922 году в Москву, в коммунальную квартиру в Орликовом переулке дом 2, кв. 12, на 8 этаже, с видом на Сухареву башню, разрушенную в 1920-е годы.

Становление

В Москве Александр Павлович учился в 41 школе БОАО, где окончил 7 ступеней и поступил в Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года, где обучался у Е. Н. Якуба и С. Н. Николаева. Сразу после окончания МАХУ в 1930 году началась его активная творческая деятельность. Увы, началась не в стенах столичных театров. Будучи сыном «врага народа», Александр Павлович не смог получить работу в Москве, и был вынужден начать свою карьеру в провинции, а именно в Чите, где в 1931 году оформил свой первый спектакль. С первых же самостоятельных шагов в Читинском Драматическом театре Александр Павлович заявил о себе как смелый экспериментатор, усвоивший уроки русского конструктивизма, идеи В. Э. Мейерхольда и А. Я. Таирова.


Судьба бывает жестока и отпускает слишком мало лет жизни подлинным талантам. Фёдор Васильев должен был вырасти в талантливейшего пейзажиста, но ему было отпущено всего 23 года жизни. Даже за столь короткий срок, когда другие только учатся азам живописи, он успел написать картины, вошедшие в золотой фонд Российского искусства.

Болото в лесу.Осень.1872

Фёдор родился 22 февраля 1850 года в небольшом городке Гатчина под Петербургом в семье мелкого чиновника Александра Васильева. Точнее, он был внебрачным сыном, так как в то время его родители еще не обвенчались. Вскоре семья перебралась в столицу, но жизнь её от этого лучше не стала. Отец часто пил, а деньги, которые не успевал пропить, проигрывал в карты. Чтобы как-то поддержать семью двенадцатилетний Фёдор пошёл работать на почтамт, а затем устроился помощником писца в Адмиралтейство. Он страстно любил рисовать, но времени для любимого занятия катастрофически не хватало.

Кроны деревьев.

В 1865 году окончательно спившийся отец умер, и в 15 лет Фёдор стал главным кормильцем семьи: матери, старшей сестры и двух младших братьев. Чтобы быть ближе к любимому делу, Васильев устроился учеником реставратора в Академию художеств, а по вечерам стал заниматься в Рисовальной школе Общества поощрения художеств. Одаренный ученик быстро обратил на себя внимание художников. Юношу взял под свою опёку уже известный пейзажист Иван Шишкин, незадолго до этого вернувшийся из заграничной пенсионной поездки.

Пейзаж со скалой и ручьём.1867

Рассвет.1873

Летом 1867 года Шишкин пригласил Васильева в поездку на Валаам писать этюды. Работа рядом с опытным мастером много дала Фёдору, но, как ни странно, он тоже оказал какое-то влияние на своего старшего друга, вскоре женившегося на его сестре. Искусствоведы считают, что именно под воздействием Васильева живопись Шишкина стала немного лиричнее. От того периода сохранилась небольшая картина Шишкина, на которой кладбищенский пейзаж на Валааме «оживляет» сидящий на траве Васильев.

В церковной ограде.Старое кладбище Валаамского манастыря.1867

Федору удивительно везло на хороших людей. Его покровителем стал известный меценат граф Павел Сергеевич Строганов, купивший одну из вааламских картин начинающего художника. Он стал приглашать Федора в свои имения в Харьковской и Тамбовской губерниях, где освобожденный от забот о хлебе насущном живописец мог самозабвенно отдаваться творчеству. Немаловажно, что у Строганова он мог общаться с элитой российского общества, впитывая светский лоск и манеры поведения. Друзья художники даже иногда в шутку называли его «графом», хотя чаще величали «гениальным мальчиком». А строгановские гости стали покупать у молодого художника картины, что было очень кстати, ведь на иждивении Федора оставались мать и братья.

Деревья.Этюд.1870

Волжские лагуны.1870

Изба.

В этот период тон в русской живописи задавала знаменитая «Артель художников» Ивана Николаевича Крамского, который был преподавателем Васильева. Естественно, что вскоре молодой художник тоже влился в артель. Любопытно, что среди живописцев с академическим образованием он не выглядел дилетантом. Позднее Илья Репин вспоминал: «К этому счастливцу всех тянуло, и сам он зорко и быстро схватывал все явления кругом». С удивлением наблюдали опытные художники за стремительным профессиональным ростом молодого собрата.

Гатчина.1850-1873

Уже в 1868 году Васильев представил на выставку работы «Возвращение стада», «Деревенская улица», «После грозы», которые продемонстрировали, что в России появился новый пейзажист-лирик, тонко чувствующий природу и умеющий передавать в своих работах прелесть родного русского пейзажа.

Деревня.1869

После грозы.1868

После дождя.Просёлок.1867-1869

Лето следующего года Васильев провел с Репиным на Волге. Великая русская река и необъятные просторы центральной России покорили художника. Он с упоением пишет, стараясь передать в эскизах и рисунках не просто красоту природы, а её изменчивость и настроение. Итогом этой поездки стало несколько картин, но наибольший восторг товарищей по профессии и зрителей вызывала «Вид на Волге. Барки». Картина буквально обволакивает зрителей полуденным покоем, одновременно передавая раздолье мощной реки, покорившейся человеку, вынужденному тяжелым бурлацким трудом зарабатывать свой хлеб. Все отмечали удивительное мастерство, с которым художник изобразил небо, занимающее более половины полотна.

Вид на Волге.Барки.1870

"Молодой, сильный, всего пять лет живший как художник, достигший высоты громадной,.. он открыл живое небо, он открыл мокрое, светлое, движущее небо и те прелести пейзажа, которые он выразил в сотне своих картин."

(Ге Н.Н.)

В 1871 году Васильев пишет удивительную картину «Оттепель». Современники отмечали, что можно пересказать словами все, что изображено на полотне, но передать словами его своеобразное очарование - невозможно. Картину купил для своей галереи П.М. Третьяков. Общество поощрения художеств присудило картине первую премию. Любопытно, что вторую премию получил за «Печорский монастырь» Саврасов, бывший уже признанным пейзажистом. Великий князь Александр Александрович (вскоре он станет императором Александром III) заказал художнику повтор этого полотна. На следующий год в Лондоне «Оттепель» была представлена на Всемирной выставке, получив премию и восторженные отзывы в прессе.

Оттепель.1871

К этому времени Васильев уже был серьезно болен, врачи нашли у него прогрессирующий туберкулез. Требовалось срочное лечение и смена климата. Общество поощрения художеств выделило ему деньги для поездки в Крым, но сначала Васильев поехал в харьковское имение графа Строганова. Возможно, именно в тот приезд на Украину он увидел где-то на тихой речке старую мельницу. Позднее уже в Крыму он напишет одну из самых поэтичных своих картин «Заброшенная мельница». В ней есть что-то сказочное. Кажется, что по ночам к этому заросшему камышом и осокой берегу приплывают русалки, а в зарослях ивняка живет леший.

Заброшенная мельница.1871-1873

На Украине Васильев оставался недолго, по настоянию врачей он переехал в Крым. Буйная южная природа не произвела на него впечатления. Он тоскует по бескрайним русским полям и трепещущим на ветру березам. «Тоскую по России и не верю Крыму», - жалуется он в письме Крамскому. В Крыму Васильева навестил Айвазовский, бывший в тот период на вершине славы. Мэтр с интересом рассматривал картины и эскизы Федора, делился опытом изображения моря и южной природы. Но южная яркая природа не вдохновляет художника, он пишет картины по старым эскизам и зарисовкам.

Эриклик.Фантан (Крым).1872

Здесь родилась одна из лучших его картин «Мокрый луг». За неё Общество поощрения художеств присудило ему премию. Произошло и еще одно важное событие, Академия художеств заочно присудила Васильеву, который не сдавал экзамены за академический курс, звание «классного художника первой степени». Это звание позволяло баллотироваться на официальные должности, а при поступлении на государственную службу получить чин 12 класса.

Мокрый луг.1872

Вечер в Крыму.1871-1873

Постепенно художник привыкает к местной природе и начинает её писать, но жизненный путь Васильева уже заканчивается. Его последней большой работой стала картина «В крымских горах».

В крымских горах.1873

6 октября 1873 года Фёдор Александрович Васильев умер. Друзья художника устроили его посмертную выставку. Удивительно, но все выставленные на ней работы, включая эскизы и зарисовки, были раскуплены еще до её официального открытия. Только Павел Третьяков приобрел для своей галереи сразу 18 картин.

"Он прожил короткую, но прекрасную творческую жизнь. «Ему суждено было внести в русский пейзаж то, что последнему недоставало и недостает: поэзию при натуральности исполнения",

Написал о нём Крамской.

И.Н.Крамской.Портрет художника Ф.А.Васильева

Под большим шатром
Голубых небес -
Вижу - даль степей
Зеленеется.

И на гранях их,
Выше темных туч,
Цепи гор стоят
Великанами.

По степям в моря
Реки катятся,
И лежат пути
Во все стороны.

Посмотрю на юг -
Нивы зрелые.
Что камыш густой,
Тихо движутся;

Мурава лугов
Ковром стелется,
Виноград в садах
Наливается.

Гляну к северу -
Там, в глуши пустынь,
Снег, что белый пух,
Быстро кружится;

Подымает грудь
Море синее,
И горами лед
Ходит по морю;

И пожар небес
Ярким заревом
Освещает мглу
Непроглядную...

Это ты, моя
Русь державная.
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

@Иван Никитин

В 1997 году вдова художника Александра Павловича Васильева актриса Татьяна Ильинична, и сын, историк моды Александр Александрович передали в дар Самарскому художественному музею более трехсот живописных работ и предметов из мастерской: эскизы театральных постановок и костюмов А.П. и А.А. Васильевых, костюмы, предметы быта, книги и фотографии конца XIX - начала ХХ века.

Александр Павлович Васильев (11 января 1911, Самара - 10 ноября 1990, Москва) - театральный художник, Народный художник РСФСР, член-корреспондент Академии художеств СССР. Закончил Московское государственное академическое художественное училище памяти 1905 года . Работал в драматических театрах Архангельск а, Владивосток а, Киров а, Ростова-на-Дону .

В сезон 1932-1933 году А.П. Васильев жил в Самаре, где на сцене Самарского краевого драматического театра (ныне Самарский академический театр драмы им. М. Горького) оформил спектакли «Князь Мстислав Удалой» И. Прута, «Свадьба Кречинского » А. Сухово-Кобылина и «Правда хорошо, а счастье лучше » А. Островского.

В годы Великой Отечественной войны Александр Павлович Васильев был бойцом трудового фронта в Карелии, затем в должности главного художника фронтовых театров Всероссийского театрального общества с творческими коллективами побывал на всех фронтах. Минимальными средствами Александр Павлович умел создать костюмы к постановкам военного времени, придумал удобную в походных условиях систему разборных декораций.

В 1945 году А. П. Васильев начал работать в столичных театрах - им. М.Н. Ермоловой , им. Моссовета . Создал декорации ко многим спектаклям, включая инсценировки пьес «Дали неоглядные» Н.Е. Вирты, «Леший» А. Чехова, «Василий Теркин» А. Твардовского, «Милый лжец» Дж. Килти, «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского, «Последняя жертва» А. Островского.

А.П. Васильев достаточно поздно пришел к станковой живописи, писал портреты родных, друзей и просто вымышленных персонажей.

Одной из важных тем его творчества стала тема человеческого одиночества, в том числе тема безысходной одинокой старости («Сверстница», 1977; Весна, 1978). Цикл его работ «Отшельники» являет яркие и выразительные социальные типы, тонко подмеченные автором («Отшельник Боб», 1978; «Художник», 1978, «Боря», 1978).

Серия портретов современников отражает дух времени и характеры окружавших художника людей («Портрет художника», 1985; «Портрет Ольги Васильевой в театральном костюме», 1979; «Портрет девушки», 1979). Портретов сына, известного историка моды Александра Васильева, всего шесть. Один из них находится в нашем собрании. Как говорит Александр Александрович, что лучше, чем отец, его не смог написать никто, поскольку он его детище во всех смыслах.

Часто Александр Павлович обращался к пейзажу «без актера», то есть без присутствия человека, чистому пейзажу, так как они позволяют зрителю окунуться в мир творческих поездок и вместе с автором побывать в Нидерландах («Вспоминая Амстердам», 1986), Японии («Токио», 1984, «Экспо-70. Осака», 1971), Афганистане («Кабул. Базарная улица», 1967), Канаде («Мост в Монреале», 1967), проникнуться атмосферой праздника и путешествия.

На натюрмортах А.П. Васильева с особым вниманием и любовью изображены букеты полевых цветов («Полевые букеты и два помидора», 1980), предметы из мастерской художника, что подчеркивают интерес живописца к обычному миру вещей, в которых он видит нечто необычное, раскрывает их природу, их «душу».

В любом его произведении чувствуется сценограф. Пластика и пропорции любого предмета, пространство картины создают впечатление организованной мизансцены. Формы сжимаются, увеличиваются, искажаются в зависимости от требований сценической перспективы, от роли предмета в сценическом действии. Художник создает собственный театр, где сам является автором, режиссером и исполнителем.

Ярким выражением подобного отношения к живописи стала серия середины 1970-х годов с «балбетками», выдуманными А.П. Васильевым персонажами. Это предметы различной формы, выточенные из дерева и раскрашенные художником, напоминают кегли или кухонную утварь. В их названии объединены два понятия: «балбес» и «бабетка» — шляпка, модная в 1960-е. «Балбетки» играют в картинах А.П. Васильева самые разные роли: то служат частью натюрморта, то выступают в качестве гротескных обитателей «человеческого» мира. С их помощью художник наедине с собой разыгрывает пьесы в собственном театре. В серии ироничных фантазийных работ, показывающих вымышленную страну Балбетинию, внимательный зритель легко узнает пародию на реальный мир с его сложными отношениями и жизненными ситуациями.

Театральную коллекцию музея дополняют работы Александра Васильева-младшего, известного историка моды и театрального художника. В собрании представлены эскизы костюмов к балетам «Спящая красавица» П.И. Чаковского (Анкара, Турция, 1993), «Золушка» С.С. Прокофьева (Цинциннати, штат Огайо, США, 1995), «Баядерка» Л. Минкуса (Анкара, Турция, 1997) и опере А.П. Бородина «Князь Игорь» (Сантьяго, Чили, 1994).

Александр Васильев, историк моды, почетный член Российской академии художеств, которого российская публика узнала благодаря популярной телепередаче "Модный приговор", известен далеко за пределами страны. Этот выдающийся искусствовед, коллекционер и театральный декоратор работает по всему миру: сотрудничает с различными театрами, экспонирует выставки своих коллекций исторического костюма, а также читает лекции об истории моды на нескольких языках.

Александр Васильев родился в Москве в исключительно интеллигентной семье. Его отец, Александр Павлович Васильев, был знаменитым театральным художником и модельером, обладателем Гран-при на Всемирной Брюссельской выставке 1959 года.

За свое творческое наследие Александр Васильев-старший был удостоен звания Народного художника России, в разные годы он возглавлял Советский центр Международной ассоциации сценографов и театральных технологов, отделение художников театра и кино в МОСХ, был секретарем правления Союза художников в СССР. Его произведения находятся в Государственном музее им. Пушкина, а также в музеях таких знаменитых театров, как Театр им. Чехова и Большой театр.


Мать Александра Александровича, Татьяна Ильинична Васильева-Гуревич, играла в театре, а также преподавала сценическую речь и актерское мастерство в таких вузах, как школа-студия МХАТ и хореографическое училище Большого театра. Таким образом, мальчик с детства был окружен атмосферой искусства. Именно раннее погружение в мир прекрасного и дало ему первый импульс к развитию, утверждает историк моды в своих многочисленных интервью.


Саша с детства был крайне увлечен историей моды и часто помогал отцу в пошиве театральных декораций. Свои первые театральные костюмы и декорации будущий маэстро создал, когда ему было всего пять лет. В то же время Саша принял участие в съемках советских детских телепередач "Будильник" и "Театр Колокольчик". Уже в двенадцать лет Александр Васильев выступил художником-декоратором для полного оформления театрального спектакля для детей "Волшебник Изумрудного города".

Естественно, при таком раннем начале творческой деятельностью, заметном таланте и всесторонней поддержке близких вопроса о выборе будущей профессии не стояло. После окончания школы юноша поступил в школу-студию МХАТ на постановочный факультет, который закончил в 1980 году, и стал работать в знаменитом Театре на Малой Бронной художником по костюмам.


В то же время в жизнь молодого Александра Васильева приходит первая любовь. Однако обстоятельства сложились так, что мать девушки Маши, к которой художник испытывал романтические чувства, вышла замуж за гражданина Франции и вместе с дочерью переехала в Париж. Это стало для молодого человека большим ударом, но декоратор не смирился и стал искать возможности выбраться во Францию, что в СССР было практически невозможно. Васильеву пришлось заключить фиктивный брак, чтобы покинуть страну. Тогда будущий маэстро не подозревал, что его отлучка затянется на долгие годы.

Жизнь во Франции

Когда срок выездной визы подходил к концу, Васильев узнал, что во-первых, по возвращении на Родину его отправят служить в Афганистан, а, во-вторых, вступит в силу запрет покидать СССР в течении пятнадцати лет. Оба этих факта привели к тому, что молодой искусствовед стал "невозвращенцем", оформив себе во Франции вид на жительство.


В Париже, благодаря таланту и трудолюбию, Александр Васильев быстро нашел себе работу по специальности. Он стал получать заказы на оформление различных спектаклей во французских театрах, а также уличных фестивалей. Параллельно художник постоянно повышал свою квалификацию: кроме самостоятельного обучения, закончил школу Лувра по специальности дизайна дворцовых интерьеров.

Со временем послужной список декоратора пополнился такими знаменитыми клиентами, как театр Ронд Пуант, Королевская опера Версаля, Студия Опера де Бастий, Люсернер, фестиваль в Авиньоне и многие другие.


Тогда же Александр Васильев начал свою преподавательскую деятельность: он обучал истории моды студентов Русской театральной школы и знаменитой парижской школы моды Esmod, которая является первым в мире учебным заведением подобной направленности (основана в 1841 году).

Впоследствии география работ Васильева заметно расширилась, так как русский декоратор считался в Европе экзотикой. Александр начал получать предложения о сотрудничестве из Великобритании: талантливым декоратором заинтересовались в Национальном Лондонском театре и в Шотландском балете в Глазго, заказы приходили из всех уголков мира - Исландии, Турции и Японии.


Благодаря долгосрочным контрактам во Франции, Испании и Италии художник получил возможность в совершенстве освоить языки этих стран, что впоследствии дало ему возможность читать лекции на испанском, итальянском и французском. Выездную лекционную практику историк моды начал в 1994 году, получив к тому моменту французское гражданство.

"Модный приговор"

Вернувшись после распада СССР в Россию, Александр Васильев продолжил свою просветительскую деятельность в области дизайна, моды и эстетики. В 2000 году под его патронатом состоялся первый самарский фестиваль моды "Поволжские сезоны Александра Васильева". Спустя два года историк моды начал вести авторскую передачу "Дуновение века" на телеканале "Культура".


Телеведущий Александр Васильев

Помимо частных лекций Александр Васильев преподает в МГУ историю моды, является основателем авторской дизайн-студии, а также выездной школы моды, которая организовывает познавательные поездки в культурные столицы мира. В разное время декоратор читал курс лекций в Московском Институте Телевидения и Радиовещания "Останкино", в школе стиля "MODA.RU". Также, благодаря его протекции, в Челябинске был открыт первый в истории России Музей истории моды двадцатого века.

С 2009 года Васильев заменил на посту ведущего заседаний суда моды в популярном телешоу "Модный приговор" в котором маэстро работает совместно с , а с 2012 ведет на радио "Маяк" цикл авторских программ "Портреты великих модников".


Ювелирная коллекция Александра Васильева

В 2011 году Васильев учредил свой вариант "мишленовской звезды": за высокую эстетику дизайна интерьера маэстро вручает лауреатам керамическую лилию. Каждая награда изготовлена вручную и имеет свой персональный номер для определения подлинности. "Лилии Александра Васильева" вручаются преимущественно за дизайн общественных интерьеров, открытых для посещения публики - различных кафе, вокзалов, публичных галерей.

Книги

Безусловно, такой богатый опыт в истории моды стоило передать потомкам. Перу Александра Васильева принадлежит более трех десятков книг, которые преимущественно посвящены истории отечественной моды и стиля русских эмигрантов начала двадцатого века. Его работа "Красота в изгнании" была издана шесть раз.


Александр Васильев не только историк, но и писатель

В планах у маэстро - издание мемуаров Татьяны Лесковой, правнучки знаменитого русского писателя Николая Лескова, примы-балерины русского балета и директора балета в Бразилии. Биография Александра Васильева, как утверждает он сам, потихоньку составляется из его дневниковых записей, которые он прилежно ведет на протяжении многих десятилетий.

Коллекции

Увлечение историей моды сделало Александра Васильева заядлым коллекционером. Так, его частная коллекция исторического костюма является одной из крупнейших в мире. Наиболее ценными экспонатами являются шедевры, принадлежавшие княжне Марии Щербатовой, балерине Майе Плисецкой, графиням Жаклин де Богурдон и Ольге фон Крейц. Российские театральные и киноактрисы охотно предоставляют свои костюмы для пополнения этой коллекции.


Так как основной целью коллекции является не столько владение, сколько просветительская деятельность, Александр Васильев формирует на ее основе тематические выставки, которые регулярно проводятся в России и за рубежом. В дальнейших планах историка моды - создание постоянной экспозиции, которая станет первым в России музеем исторического костюма.

Личная жизнь

Маэстро был женат фиктивным браком, который он, будучи выпускником школы МХАТА, заключил для получения французской визы. Этот брак продержался пять лет, но потом супруги расстались.


После этого личная жизнь Александра Васильева была связана только с искусством. Как иногда шутит маэстро, он женился на моде и счастлив в таком супружестве.

Библиография

  • Красота в изгнании
  • Русская мода. 150 лет в фотографиях
  • Европейская мода. Три века. Из коллекции А. Васильева
  • Серия книг-открыток «Carte Postale»
  • Я сегодня в моде…
  • Этюды о моде и стиле
  • Судьбы моды
  • Маленькая балерина: Исповедь русской эмигрантки
  • Русский Голливуд
  • Детская мода Российской империи
  • Париж–Москва: долгое возвращение



Top