Театры двух столиц отправляются на "большие гастроли" по россии. Большие гастроли рамта Проект большие гастроли в году расписание

Тбилисский русский драматический театр имени А.С.Грибоедова стал вторым театром, представившем своё искусство на сцене Воронежского академического театра драмы им.А.Кольцова в рамках зарубежной программы Федерального центра поддержки гастрольной деятельности МК РФ «Большие гастроли 2016».

Грузию и Россию объединяет очень многое:

На Красной площади находится часовня, названная в честь иконы Иверской Божьей матери. Иверия – это и есть Грузия (так называли ее раньше). Грузия одна из первых стран приняла Христианство. Икона святого Георгия есть в каждом грузинском храме. Георгий Победоносец изображен на гербе Москвы. У наших стран не только общие святые покровители. Россию и Грузию связывает многовековая дружба. Одна из станций московского метро называется «Багратионовская» - в честь прославленного полководца, героя Отечественной войны 1812 года – Петра Ивановича Багратиона.

И вот из столицы Грузии – города художников и поэтов – из Тбилиси к нам в Воронеж приехал Тбилисский государственный академический русский драматический театр им. А.С. Грибоедова

Это старейший русский театр за пределами России. В 2015 году ему исполнилось 170 лет. В программе «Большие гастроли» коллектив участвует второй раз. В прошлом году артисты совершили большое турне по городам Сибири, в этом – центральной России – Ярославль, Калуга, Тула, Курск и, в завершение, Воронеж

Спектакль «Холстомер. История лошади» по Л.Толстому поставил художественный руководитель театра, лауреат Государственной премии Грузии, премии им.К.Марджанишвили, кавалер Ордена Дружбы (Россия), Ордена Чести (Грузия) Автандил Варсимашвили и посвятил его памяти выдающихся театральных деятелей Георгия Товстоногова и Евгения Лебедева, чей творческий путь начинался в Тбилиси.

На пресс-конференции, устроенной перед началом спектакля, режиссёр рассказал о том, что был знаком с Георгием Александровичем Товстоноговым, не раз бывал у него в театре, смотрел репетиции. Автандил Варсимашвили создал свою сценическую версию повести Толстого, в которой Холстомера играют несколько актёров. Постановку показали в Петербурге, хотя после легендарного спектакля БДТ с Евгением Лебедевым в главной роли, это было довольно рискованно. Но спектакль был тепло принят и семьёй Георгия Товстоногова, и артистами Большого драматического театра.

В 2013 году спектакль Грибоедовского театра получил Гран-при Международного театрального форума «Золотой Витязь». После чего был показан во многих странах мира. Теперь его смогли увидеть и по достоинству оценить воронежские зрители.

Текст и фото предоставлено театром драмы им. Кольцова.

Спектаклями МХТ им. Чехова, показанными в Саратове, и Музыкального театра им. Б. Покровского в Крыму открылась федеральная программа "Большие гастроли 2016". Продлится она до ноября 2016 года, включает в себя более двухсот показов спектаклей 26 российских театров, которые увидят в 80 городах 48 регионов России, и участие в ней принимают драматические, музыкальные театры и театры кукол Москвы, Санкт-Петербурга и Ярославля.

Сейчас идет время петербургской гастрольной страницы - с 29 апреля до 7 мая в Ульяновске и Димитровграде гостит Александринский театр со спектаклями "Женитьба", "Записки нервного капельдинера", "Охота жить" и "Укрощение строптивой". Далее московский Театр "Et cetera" отправится в Киров, "Школа современной пьесы" - на Камчатку, БДТ им. Товстоногова - в Карелию, и петербургская "Мастерская" Григория Козлова - в Иркутск и Улан-Удэ.

О механизме "Больших гастролей" "РГ" рассказывает руководитель Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Антон Прохоров.

Основная задача программы, судя по афише, - транспортировать театральные достижения двух культурных столиц - Москвы и Петербурга - в дальние уголки нашей страны. Но если московские и питерские театры все на виду и понятно, кого отправлять и на кого какой спрос, то с регионами, конечно, интрига все время сохраняется. Как вы отбираете - куда кто поедет?

Антон Прохоров: На гастроли едут крупные театры Москвы и Санкт-Петербурга, в основном это театры федерального подчинения. То есть такие, как Художественный театр имени Чехова, Малый театр, Театр Вахтангова, Александринка, БДТ… Более 200 показов состоятся в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда, от русского Севера до Республики Крым и городов Северного Кавказа. И главная задача в рамках этого направления - охватить дотационные или удаленные регионы, то есть те, которые в силу своего положения практически лишены возможности смотреть спектакли действительно лучших ведущих театральных коллективов России. Хабаровск, Владивосток, Магадан - это те города, сотрудничество с которыми является нашим магистральным направлением.

Еще мы стараемся уделять большое внимание детскому репертуару, потому что коммерчески это совсем не выгодно, и сами театры детский репертуар практически не вывозят на гастроли. Ни антрепризы, ни стационарные театры, которые куда-то ездят. Тем паче, что и у самих театров довольно ограничен круг городов, куда они ездят с коммерческими гастролями. Понятно, что в Новосибирске, в Екатеринбурге, в Воронеже в этом плане все довольно неплохо - есть коммерческие прокатчики, есть определенный сегмент платежеспособной публики, и на коммерческой основе туда возможно повезти спектакль. Но мы говорим об удаленных регионах или регионах, где нет достаточного количества зрителей, готовых заплатить по коммерческой стоимости за билет. И получается, что туда никто и не ездит. Наша задача в рамках программы - восстановить равновесие.

- Вы сами проводите мониторинг - кто где больше нужен?

Антон Прохоров: Мы и сами изучаем спрос по регионам, и нам помогает Министерство культуры РФ. С администрацией президента сотрудничаем - есть поручение президента по определенным направлениям, мы это тоже учитываем в нашей работе, так и складывается карта регионов на каждый год.

Большая часть показов приходится на полугодие с середины апреля до конца октября - самое "золотое" гастрольное время.

Антон Прохоров: Крупным театрам выгоднее выезжать в этот период, поскольку с ноября по март у них, как правило, активный сезон, - много премьер, много спектаклей. А летом выезжать проще. Но кто-то едет и в апреле, кто-то в октябре. Мы стараемся немного раздвинуть летние рамки, чтобы все не скапливалось только на май - июнь или на август-сентябрь. В прошлом году в программе участвовал 21 театр, в этом году на гастроли поедет 26 коллективов. Значительно увеличивать число участников невозможно хотя бы потому, что у нас и количество федеральных театров ограничено - их всего 20.

Мы пока не можем подступиться к гастролям Большого театра, поскольку, в первую очередь, это колоссальные финансовые затраты. Но к федеральным театрам мы добавляем и ведущие театры Москвы и Санкт-Петербурга, хорошо себя зарекомендовавшие. Например, уже третий год с нашей гастрольной программой сотрудничает "Мастерская" Григория Козлова из Санкт-Петербурга, - один из лучших театров и активно развивающийся, внесший живительный глоток в театральную картину города. И регионы очень активно на это отзываются, несмотря на то, что каких-то звезд, которые бы мелькали каждый день на экране телевизора, в составе труппы нет. Но гастроли "Мастерской" Григория Козлова всегда проходят очень хорошо, они пользуются большой популярностью.

О финансировании программы этого года говорить преждевременно, она только началась, но можно озвучить сумму прошлого года - сколько было выделено средств?

Антон Прохоров: В 2015 году на "Большие гастроли" выделили 169 миллионов рублей.

Вся финансовая нагрузка идет через вас, или вам удается подключать и местных спонсоров? Такая деятельность ведется?

Антон Прохоров: Понятно, что условия сейчас для этого не самые благоприятные. Но это настоятельное требование, в том числе и Министерства культуры, чтобы все гастрольные проекты реализовывались на условиях софинансирования. Поэтому привлекаются средства и местных бюджетов, если регион готов в этом участвовать и вкладывать какие-то деньги. В этом году мы попробовали частично привлечь доходы с продажи билетов. Уже по факту реализации программы первого года стало понятно: когда искусственно сдерживалась цена билета на гастрольные спектакли, это приводило к тому, что очень многие билеты попадали к спекулянтам и не доходили до непосредственно потребителя, до зрителя, на которого это все было ориентировано. Поэтому в этом году мы осторожно, но разрешили театрам немного эту цену повысить. И разницу пустить на частичное покрытие расходов.

- А кто-нибудь, хоть один театр вышел в плюс при гастролях?

Антон Прохоров: Да, многие театры, и это не единичный случай. Особенно, если гастроли готовятся коллективно, и в этом принимают участие и местное министерство, и местный театр.

- Гостиницы, билеты - это ваша головная боль, или этим занимаются гастрольные отделы театров?

Антон Прохоров: Это совместная работа и театров, и сотрудников нашего центра. Естественно, все технические моменты прорабатываются в тройном союзе: принимающий театр, театр выезжающий и центр поддержки гастрольной деятельности. Потому что все равно технические специалисты всегда лучше найдут общий язык напрямую, когда нужно понять, встает тот или иной спектакль по ширине портала, по глубине сцены. Но не скажу, что без третьего лица, потому что мы это тоже контролируем - все процессы, все этапы переговоров проходят при нашем участии.

26 российских театров увидят в 48 субъектах РФ от Дальнего Востока до Калининграда и от русского Севера до Республики Крым.

Мы, естественно, понимаем, кто везет, что везет, куда и почему именно эти спектакли, почему нельзя включить в гастрольную афишу другие спектакли. И вместе с театром мы обсуждаем, они нам подают информацию по количеству машин, которое им нужно, по количеству людей, мы это все обрабатываем, просчитываем вместе с театром, "осмечиваем", проводим эти сметы через Минкультуры и дальше на базе этих смет и происходит реализация программы. Уровень подготовки выезжающих театров очень разный.

Есть театры, с которыми в этом плане работать очень комфортно: у них готовы райдеры, есть точное понимание, с каким спектаклем сколько народу выезжает, как это все можно оптимизировать. Ведь когда на гастроли везут 5-7 названий спектаклей, то по 120 человек - 140 человек выезжают с театром, и здесь возможность сократить 5-10 человек технического персонала, без потери качества спектакля, - это уже серьезное подспорье. Особенно когда мы говорим о дальних выездах, где стоимость авиабилета исчисляется десятками тысяч рублей. Все это тоже приходится отрабатывать.

- Вы руководите процессом из Москвы или выезжаете на места?

Антон Прохоров: Каждый гастрольный проект обязательно сопровождается сотрудником центра. Помимо решения организационных задач, мы также едем смотреть, как это все проходит, как спектакли принимает публика, как организован прием, потому что обязательным условием является, что оплата гостиницы для размещения коллектива должна проводиться за счет принимающей стороны. В разных городах это происходит по-разному: где-то и спонсорские деньги находятся, где-то помогает местное министерство культуры, потому что они тоже понимают, что это знаковое событие для региона. Где-то это частично покрывается с продажи билетов, - но здесь тоже надо понимать, как работает тот или иной регион по этому направлению.

Центр отчитывается перед Министерством культуры РФ. В каких единицах показателей успешности - количестве зрителей, длине очередей за билетами?

Антон Прохоров: Критерии эффективности нашей работы, которые были установлены, - это количество охваченных регионов, количество театров, которые выезжают в рамках программы, и количество показов, которые проходят. И еще один критерий - это стоимость за единицу показа, за один спектакль. Чем этот критерий меньше, тем лучше. Чем меньше федеральных денег мы затрачиваем и больше вкладывают регионы ли, театры ли, коммерческие или какие-то партнеры, тем больше министерство в этом заинтересовано.

- Контракт с вами продлен еще на три года. То есть, как минимум, еще три года программа будет жить.

Антон Прохоров: Мы надеемся, что она будет жить и дольше.

Визитная карточка

Федеральный центр поддержки гастрольной деятельности учрежден Министерством культуры РФ в 2014 для реализации полномасштабных гастролей российских театров. С января 2015 года его возглавляет Антон Прохоров, ранее работавший заместителем директора Вахтанговского театра. В рамках программы также проводятся мастер-классы ведущих актеров и режиссеров, семинары по театральному менеджменту директоров ведущих театров страны, спецсеминары театральных журналистов "Культурная журналистика" и лаборатории "Театральная педагогика" с преподавателями общеобразовательных школ и школ искусств.

География "Больших гастролей 2016"

12-22 мая Театр кукол им. С. Образцова на сцене театров "Югра-классик" (Ханты-Мансийск), "Волшебной лампы" (Нефтюганск) и Сургутской филармонии;

19-24 мая БДТ им. Г. Товстоногова на сцене Национального тетра Карелии и Музыкального театра Карелии;

2-8 июня Московский ТЮЗ на сцене Оренбургского государственного областного драмтеатра им. М. Горького;

Конец июля Мариинский театр - на сцене Вологодского кремля, на сцене Кирилло-Белозерского музея заповедника (Кириллов), на сцене Усадьбы Галльских;

25 августа - 4 сентября Театр им. Ф. Волкова на сцене Магаданского музыкально-драматического театра;

9-11 сентября Театр имени Вл. Маяковского на сцене Мурманского Дворца культуры имени С. Кирова;

12-26 сентября Пушкинский театральный центр на сцене научно-культурного центра музея-заповедника "Михайловское";

«Большие гастроли» снова объявлены открытыми. Лучшие театры Москвы и Санкт-Петербурга отправляются в туры по стране со своими самыми яркими спектаклями. В афише в общей сложности более двухсот постановок известных режиссёров, в расписании маршрутов - 45 российских регионов. Федеральная программа «Большие гастроли» работает третий год и постоянно совершенствуется.

Премьеры МХТ представлены в Саратове и Липецке, постановки Малого - в Ташкенте и Ельце, работы лучших режиссеров Театра имени Вахтангова - в Уфе. Федеральный проект «Большие гастроли» заметно расширил географию поездок театров Москвы и Петербурга. Даже для Малого театра, который ведет огромную гастрольную деятельность, новая программа расширяет горизонты.

«Допустим, Петрозаводск. До последнего дня билеты не были проданы, потому что тоже никто не верил, что Малый театр приедет. Буквально, знаете, как в трудные времена, когда стояли очереди за продуктами, так стояла очередь в Петрозаводский театр оперы и балета, когда они поняли, что действительно Малый театр», - отмечает генеральный директор Малого театра Тамара Михайлова.

Какие именно спектакли и куда поедут, решает специальный экспертный совет при Министерстве культуры. Критериев отбора несколько. Учитывается вкус публики в каждом регионе: новаторские, экспериментальные спектакли путешествует гораздо меньше, хотя именно такие запросили в этом году в Томске. Многое зависит от технического оснащения региональных площадок.

«Мы стараемся работать с регионами, куда без помощи государства - без нашей помощи - сами театры с полноценными спектаклями, с полноценными гастролями не доберутся. Это программа минимум. А программа максимум - сверхзадача - объединение и создание равных условий для всех жителей России вне зависимости от того, где они находятся», - подчеркивает Антон Прохоров, генеральный директор Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.

Организаторы проекта учли опыт прошлых лет и оптимизировали маршруты гастролей, создали более плотные графики. В результате за те же деньги, которые выделялись Минкультом в прошлом году - 170 миллионов рублей, удалось почти в полтора раза увеличить число регионов и количество спектаклей. В этом году по городам и весям страны отправятся более 20 театров, которые покажут десятки постановок. Старт «Большим гастролям» даст Московский Художественный театр «Женитьбой» Игоря Золотовицкого. Первыми ее увидят в Саратове.

«Я сам - человек провинциальный. Помню, какое для меня было событие, когда приезжали московские театры. Это федеральная программа «Больших гастролей» вызывает у меня оптимизм, не такой большой пока, но оптимизм, потому что, во-первых, она продолжается, она не закрыта, несмотря на кризис, потому что это дорогостоящая программа. Мы так выйдем из кризиса, если будем театром воспитывать зрителя», - говорит актер, ректор Школы-студии МХАТ Игорь Золотовицкий.

Театры гастрольной инициативе рады. Для них это тоже редкая возможность показать свое искусство там, куда раньше попасть было невозможно.

«Это у нас уже второй тур в рамках федеральной программы. В том году мы ездили в Йошкар-Олу, в Казань, в этом году у нас большие гастроли в Крыму: мы едем в составе 112 человек при том, что у нас театр камерный.
Естественно, без поддержки Гастрольного центра эти гастроли не могли состояться, потому что затраты очень большие, связанные с транспортировкой и с арендой театров. Эта программа дает возможность очень комфортно ездить на гастроли, показывать те спектакли, которые интересны на местах», - рассказывает директор Музыкального театра им. Б. Покровского Олег Михайлов.

География гастролей этого года велика - Петропавловск-Камчатский, Магадан, Владивосток, Западная и Центральная Россия, Крым, Северный Кавказ. Организаторы «Больших гастролей» планируют расширять ее год от года.

В рамках Федеральной программы Большие гастроли один из лучших московских театров отправляется в Киров. Гастроли Московского драматического театра имени А.С. Пушкина стали наиболее ожидаемым культурным событием нового театрального сезона – к началу гастролей все билеты на спектакли раскуплены. Знаменитые актеры под руководством заслуженного артиста России Евгения Писарева покажут кировской публике пять спектаклей большой и малой формы.

Федеральная программа Большие гастроли откроется 25 августа спектаклем «Обещание на рассвете» в постановке Алексея Кузмина-Тарасова. В спектакле заняты молодые артисты театра, в том числе и лауреат премии «Золотая маска» за лучшую женскую роль Александра Урсуляк, Андрей Заводюк, Ирина Петрова, Алексей Воропанов, Сергей Кудряшов. Спектакль о страстной, всепоглощающей и разрушительной материнской любви пройдет на сцене Театра на Спасской.

26 августа там же состоится спектакль «С вечера до полудня» в постановке Рузанны Мовсесян. Это удивительно современная и созвучная нам история про людей, про поиски смыслов и жизненный выбор, про страшное одиночество каждого, про вечное стремление и невозможность быть счастливым и про то, как грустна и мучительна порой бывает эта наша прекрасная жизнь. В спектакле играют заслуженные артисты России Владимир Николаенко, Андрей Заводюк, Вера Воронкова, Алексей Воропанов, Сергей Кудряшов, Наталья Рева- Рядинская, Виктор Васильев.

27 августа на сцене Кировского драматического театра зрители увидят спектакль «Тартюф», поставленный французским режиссером Брижит Жак-Важман в 2015 году. Брижитт Жак-Важман поставила десятки спектаклей по классическим и современным пьесам французского и европейского репертуара в таких театрах как Комедии Франсез, Театр Одеон, Опера Комик, Национальный театр Шайо, Национальный театр Страсбурга, Театр де ля Виль и многих других. Роли Оргона и Тартюфа в спектакле исполняют заслуженный артист России, Почетный деятель искусств г. Москвы Андрей Заводюк и лауреат премии «Московские дебюты», любимец публики по многим киноролям Владимир Жеребцов.

28 августа в Театре на Спасской состоится показ спектакля «Материнское поле», в котором заняты молодые артисты театра. Режиссер-хореограф Сергей Землянский так говорит о своем спектакле:
«Это пластическая история, где артисты передают свои эмоции и чувства, используя возможности своего тела. Движение, жест и танец создают своего рода обрядовое действо, рожденное этой историей. Мать, Отец, Дети, Земля, Семья и... Война, страшные потери главной героини как обратная сторона, неотъемлемый фактор семейной идиллии. Что для нас сегодня понятие Отчий дом? Почему мы перестаем ценить и беречь те традиции, которые мы имеем? Эти вопросы актуальны сегодня, надеюсь, не только для меня».

29 и 30 августа на сцене Кировского драматического театра состоится показ комедии «Семейка Краузе». Спектакль увидел свет в 2016 году, режиссер – Надежда Аракчеева, художественный руководитель постановки – Евгений Писарев. Роли тетушек Краузе исполнят народная артистка России, лауреат Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых Вера Алентова и заслуженная артистка России Наталья Николаева.

Материал: Владимир Сабадаш
Фото: пресс-служба Федерального центра поддержки гастрольной деятельности.




Top