Течения джаза. Зарождение джаза

Войско Крымского ханства было довольно многочисленным. В Крымском ханстве не было регулярно действующей армии. Каждый мужчина-татарин нес воинскую повинность. По приказу хана или бея он должен был выступить в поход.

С малых лет татары учились владеть оружием, переносить тяготы походной жизни: голод, холод и усталость. Главной ударной силой в походе была конница. Татарские лошади были низкорослыми, но чрезвычайно выносливыми и неприхотливыми.

Они не боялись стужи, могли переправляться через реки и болота. Вооружение воина мало изменилось со времен походов Чингисхана. Его составляли: сабля, нож, лук и колчан со стрелами.

По-прежнему были необходимы аркан и несколько веревок для связывания пленников. Военное снаряжение не лежало без дела. Почти каждый год войско Крымского ханства отправлялось в поход. И тут главную роль играло не только желание беев обогатиться за счет военной добычи, но и непростые отношения Крымского ханства с соседями.

Соседи Крымского ханства

На северо-восток от Крыма лежали земли Московии. Освободившись в конце XV века от власти Золотой Орды, стала она набирать силу, захватывать в свою орбиту соседние княжества. В середине XVI века столкнулись интересы крымского хана, за спиной которого стоял турецкий султан, и московского царя.

Борьба разгорелась из-за двух осколков Золотой Орды - Казанского и Астраханского ханств. Даже когда Казань и Астрахань были присоединены к Московскому царству, распри не прекратились. Крымские ханы регулярно предпринимали более или менее успешные походы на земли своего северо-восточного соседа. В свою очередь, московские цари отправляли послов в Бахчисарай, откупались подарками и деньгами, одновременно не оставляя попыток отвоевать выход к южным морям.

Северным соседом Крымского ханства была Польша. К этому государству отошли древнерусские земли по берегам реки Днепр, которые назывались Украиной. Граница с Крымским ханством проходила по степи, где с XVI века кочевали ногайские орды, подвластные хану. Южно-украинские земли долго оставались незаселенными, так как опасное соседство не сулило спокойной жизни. От набегов ногаев и татар страдало все Поднепровье. Скот, домашняя утварь становились военной добычей. Но главная цель набега - увести в полон мирных жителей.

Именно они были основным источником прибыли. На невольничьих рынках Кафы и Гезлеве пленников уже ждали жадные купцы-работорговцы. Они скупали несчастных людей, оторванных от родины, от родных и близких, и увозили в Турцию и другие страны. Поскольку польские власти не могли защитить население Украины, эту задачу стали решать казаки, вольные люди, подчинявшиеся власти выборных вождей атаманов. На берегах Днепра и Дона выросли казачьи поселения. На Днепре центром казачества стала Запорожская Сечь, основанная во второй половине XVI века.

Днепровские, донские и запорожские казаки не ограничивали свои действия лишь защитой от нападений войск Крымского ханства. Они совершали походы на владения крымских ханов и турецких султанов, захватывали города и села, уводили многочисленных пленников. Обычно казаки собирались в поход в начале лета.

Они садились в «чайки» - быстроходные лодки, вмещавшие по 50–70 человек. Вооружение состояло из нескольких длинноствольных пушек, а также ружей и сабель. Эти суда за сутки доходили до берегов Крыма. Походы казаков отличались крайней дерзостью и отчаянной смелостью. Вот лишь один пример. В 1629 году казаки решили захватить сокровищницу крымских ханов, находившуюся под охраной турок на Мангупе. Под покровом вечерних сумерек их «чайки» вошли в бухту, ныне называемую Севастопольской, и достигли необитаемой в то время крепости Инкерман.

Казаки оставили суда в зарослях камыша, которым заросло все устье реки Черной, и через Инкерманскую долину кратчайшим путем направились к Мангупу. Они знали, что ворота крепости закрываются только на ночь, дождались, когда ничего не подозревавшая стража открыла запоры, ворвались в крепость и заняли ее. С огромной добычей казаки двинулись в обратный путь. Дорогу им преградил противник. Завязался бой. Многие казаки погибли, большую часть сокровищ пришлось бросить.

Некоторые историки, оценивая военные действия между войском Крымского ханства и казаками, стремятся показать свой народ жертвой нападений, а походы на соседей вынужденной ответной мерой. Однако с уверенностью можно сказать, что страдало прежде всего мирное население. Татары и казаки волей судьбы оказались соседями.

Не только войны определяли их отношения. Из Украины в Крым отправлялись чумаки - предприимчивые возчики соли, рыбы и других товаров. С разрешения ханов казаки в мирные годы занимались рыбной ловлей в их владениях. , в свою очередь, пасли скот на казацких землях. Соседи перенимали друг у друга полезные обычаи, фасон одежды, отдельные слова. Между ними устанавливались дружеские отношения.

Золотая Орда. Генуя

В XIV столетии Орда переживала кризис, вызванный исламизацией. Орда утратила значительную часть наступательной мощи, и её силы были направлены на внутреннюю грызню, которая в итоге и погубила великую державу.


После очередной междоусобной резни в шестидесятых годах XIV века Золотая Орда была разделена на две части - восточную и западную (на Руси эту междоусобицу назвали «великой заметней»). В западной части - в Северном Причерноморье и Крыму - власть захватил темник Мамай, опиравшийся на половцев, которые в это время получили название «татары», ясов и касогов. Мамай был женат на дочери золотоордынского хана Бердибека и хотя не был из рода Чингисхана, но претендовал на ханскую власть. Его союзником была Генуя, создавшая колонии по всему южному побережью Крымского полуострова. Транзитная торговля и контроль над коммуникациями превратили Мамая в богатейшего вельможу, который мог содержать огромную армию и сажать на ханский престол своих марионеток.

Большое значение в этот период в Крыму приобрела Генуэзская республика. Генуя, торговый город-порт на берегу Лигурийского моря в Северной Италии, к началу XII столетия превратилась в крупную морскую державу. Победив своего конкурента Венецию, Генуя стала монопольным хозяином морских торговых путей, которые проходили вдоль Крыма. Византия во второй половине XII века предоставила Генуе исключительные права в Чёрном море. Венеция утратила свои владения в Крыму. В середине XIII века ордынцы передали во владение генуэзцам небольшой прибрежный поселок Феодосию. Генуэзцы назвали город Кафой и превратили его в свой главный опорный пункт в Крыму. Затем генуэзцы заключили договор и с Константинополем, который ранее владел южной частью Крыма. Византийцы в это время нуждались в помощи и постоянно уступали Генуе и Венеции, поэтому генуэзцы получили округ с Кафой во владение, и право монопольной торговли в Причерноморье было подтверждено.

В конце XIII века Венеция и Генуя снова вступили в войну за сферы влияния. Венецианская республика была разбита. 1299 году итальянские города-государства подписали «вечный мир». Генуя осталась единственной хозяйкой торговых коммуникаций Северного Причерноморья и Крыма. Ордынцы несколько раз пытались выжить наглых «гостей», но те уже хорошо укрепились и устояли. В итоге Орде пришлось смириться с наличием генуэзских земель в Крыму. Венецианцы в середине XIV века смогли проникнуть в Крым, но большого влияния не добились. Во время «замятни» в Орде генуэзцы расширили свои владения в Крыму. Они захватили Балаклаву и Судак. В дальнейшем в руках предприимчивых итальянцев оказалось все крымское побережье от Керчи до Балаклавской бухты под Севастополем. На южном берегу полуострова генуэзцы основали и новые укрепленные пункты, включая Воспоро, основанный на месте бывшего Корчева. В 1380 году ордынский хан Тохтамыш признал все территориальные захваты генуэзцев.

Генуя получала большую прибыль от посреднической торговли. Через Крымский полуостров проходили многие сухопутные караванные пути из Европы, русских княжеств, Приуралья, Средней Азии, Персии, Индии и Китая. Морские пути соединяли Крым с Византией, Италией, регионом Ближнего Востока. Генуэзцы покупали и перепродавали захваченных людей, всё добро награбленное кочевниками, различные ткани, украшения, меха, кожи, мёд, воск, соль, зерно, рыбу, икру, оливковое масло, вино и т. д.

Время от времени ордынцы захватывали и разоряли опорные пункты генуэзцев. В 1299 году войска Ногая разорили Кафу, Судак, Керчь и Херсонес. Громил итальянские владения хан Тохта. В 1395 году Железный Хромец разгромил Кафу и Тану (современный Азов). В 1399 году властителем Золотой Орды стал главнокомандующий ее войсками эмир Едигей, в этом же году он совершил поход на Крым, во время которого разгромил и сжег многие его города. Херсонес поле этого погрома больше не восстановился и через несколько лет прекратил существование. Однако огромные прибыли от посреднической торговли позволяли генуэзцам вновь и вновь отстраивать свои опорные пункты. Кафа в конце XIV века была крупным городом и насчитывала около 70 тыс. человек.

Генуэзцы поддержали Мамая в походе на Русь, выставив наёмную пехоту. Однако в Куликовской битве армия Мамая потерпела сокрушительное поражение. После этого Мамай потерпел поражение от войск Тохтамыша. Он бежал в Кафу к своим союзникам. Однако они его предали. Мамая убили.

В начале XV столетия шла борьбе между Тохтамышем и Едигеем. После гибели Тохтамыша, борьбу продолжил его сын Джелал ад-Дин. Крым не раз становился ареной ожесточенных схваток. Различные претенденты на ордынский престол считали Крым, из-за его изолированного положения, наиболее надежным убежищем в случае поражения. Они охотно раздавали земли на полуострове своим сторонникам и приближенным. Сюда стекались остатки разбитых войск, отрядов различных ханов, претендентов на престол, военачальников. Поэтому тюркский элемент постепенно занял господствующее положение в Крыму и освоил не только степную часть полуострова, но и проник далее к гористому побережью.

Генуэзская крепость Кафа

Крымское ханство

В первой половине XV века Золотая Орда как единая держава прекратила существование. Появилось несколько государственных образований со своими династиями. Самым большим осколком была Большая Орда, занявшая степи между Волгой и Днепром. В междуречье Иртыша и Тобола образовалось Сибирское ханство. На средней Волге возникло Казанское царство, занявшее земли бывшей Волжской Булгарии. От Большой Орды отпали ногаи, кочевавшие по берегам Азовского и Черного морей. Крымский улус также стал самостоятельным.

Родоначальником крымской династии стал Хаджи I Гирей (Герай). Хаджи Гирей был из рода Чингиса и проживал в Великом княжестве Литовском и Русском. В 1428 году Хаджи Гирей при поддержке великого князя литовского Витовта захватил Крымский улус. Литве были выгодно поддерживать часть ордынской элиты, сея смуту в Орде и прибирая к рукам её области в бывшей Южной Руси. Кроме того, Крым имел важное экономическое значение. Однако войска Улу-Мухаммеда выгнали его. В 1431 году во главе нового войска, собранного в Литовском княжестве, Хаджи Гирей предпринял новый поход в Крым и занял город Солхат (Кырым, Старый Крым).

В 1433 году хан заключил союз с княжеством Феодоро против генуэзцев. Готский князь Алексей захватил генуэзскую крепость Чембало (Балаклаву). Генуя нанесла ответный удар. Генуэзцы отбили Чембало, затем взяли штурмом и разорили феодорийскую крепость Каламиту (Инкерман), которая сторожила единственный порт христианского княжества. Генуэзцы продолжили наступление, но татары разгромили их под Солхатом. Хаджи Гирей осадил Кафу. Генуэзцы признали его крымским ханом и выплатили дань.

В 1434 году хан Золотой Орды Улу-Мухаммед снова разбил Хаджи Гирея, тот бежал в Литву. Тем временем в причерноморских степях продолжались усобицы ханов. Татарские войска несколько раз опустошали полуостров. Около 1440 года крымско-татарская знать во главе со знатными кланами Ширин и Барын попросила великого князя Казимира отпустить Хаджи Гирея в Крым. Хаджи Гирей был посажен на трон литовским маршалком Радзивиллом. С 1441 года Хаджи Гирей правил в Крыме. После нескольких лет борьбы с ханом Большой Орды Сеид-Ахмедом, Крымское ханство окончательно стало независимым. Хаджи Гирей заключил союз с Феодоро, направленный против генуэзской Кафы, помог отбить Каламиту. Кроме того, Крымское ханство было в союзе с Литвой в противостоянии с Большой Ордой. Хаджи Гирей нанес ряд тяжелых поражений ханам Большой Орды Сеид-Ахмеду и Махмуду, к нему перебежало большое количество воинов, что серьёзно увеличило военную мощь нового ханства. Действия Хаджи Гирея способствовали окончательному развалу Орды.

Столицей ханства стал город Крым-Солхат. Недалеко от Чуфут-Кале, на берегах реки Чуруксу Хаджи Гирей основал «Дворец в садах» - город Бахчисарай, который стал при его сыне Менгли Гирее новой столицей ханства. Большинство населения ханства составили крымские татары. Первое упоминание этого этнонима - «крымские татары» - отмечено в начале XVI века в работах С. Герберштейна и М. Броневского. До этого кочевое население Крыма называли «татарами». Крымские татары сформировались как народность в Крым в XV-XVII вв., то есть это очень молодой народ.

Основу «крымских татар» составили ассимилированные и издревле здесь жившие потомки арийцев - киммерийцев, тавров, скифов, сарматов, аланов, готов, славян, а также бежавших на полуостров обломков племен хазар, печенегов, половцев. Сыграли свою роль и волны миграции тюрков с Малой Азии. Ордынцы-«татары» объединили всех политически, а ислам - идеологически. В итоге тюркизация и исламизация привела к появлению крымско-татарской народности.

Последние генетические исследования это подтверждают. На основе наследования по Y-хромосоме большинство крымских татар относится к гаплогруппе R1a1 (арийская гаплогруппа, сформировавшаяся в Южной России). Затем значительную долю среди татар Крыма имеют носители гаплогрупп J1 (ближневосточная группа, характерная для евреев) и G (западнокавказская). Также имеет значительный процент гаплогруппа J2 (ближневосточная группа), уступает ей гаплогруппа C, характерная для Центральной Азии. Таким образом, этнографическая основа у крымских татар - арийская. Однако присутствует большой процент «хазар», «черкесов» и тюрков. Тюркизация и исламизация в течение нескольких столетий всех превратила в «крымских татар». Этому удивляться не стоит. Все процессы управляемы. Буквально на наших глазах из части русского народа с успехом создают отдельный этнос - «украинцев». А также конструируют «поморов», «казаков» и «сибиряков».

В южной части Крыма ассимиляция шла медленнее. Здесь в сельской местности преобладали христиане. Поэтому там довольно долго жили ещё греки, армяне, готы итальянцы, славяне, выходцы из Кавказа и др. Однако к моменту присоединения Крымского полуострова к Российской империи практически все были ассимилированы, устояли только общины греков и армян, но и они были обречены, если бы не вхождение состав России. Так последние готы исчезли в XVIII веке.

На территории Крымского ханства возникло несколько форм распределения земли: ханское землевладение, владения знати (бейлики) и мурзинские земли, земли османского султана, вакуфные земли, принадлежавшие духовенству и общинные земли. Крымской знати - родам Ширин, Барын, Аргын, Седжеут, Мангит и др., принадлежали довольно крупные земельные владения. Их владельцы беки были богаты и имели возможность содержать большие отряды. Они стояли во главе ведущих родов, объединявших племена. Беки владели землей, что обеспечивало их власть над скотоводами, т. н. «чёрным народом», они имели право суда, устанавливали размеры налогов и барщины. От беков зависели и военные дворяне. Именно беки определяли политику ханства, часто решали судьбу крымских ханов. Кроме того, в крымскую элиту входили огланы - царевичи-чингизиды, военные дворяне (мурзы), мусульманского духовенство (муллы) и богословы-улемы.

Официально вся власть принадлежала хану и ханскому совету (дивану), в который входили сам хан, калга-султан - второе по значимости лицо в ханстве (наследник, его назначал хан из числа братьев, сыновей или племянников), старшая жена или мать хана, муфтий - глава мусульманского духовенства, главные беки и огланы. Третьего по значимости после хана и калги лица в иерархии Крымского ханства, второго наследника престола называли нуррадином-султаном (нурэддин).

Территория ханства в период расцвета включала в себя не только Крымский полуостров, но и приазовские и северно-причерноморские степи, вплоть до Дуная и Северного Кавказа. Главными центрами крымской торговли были Перекоп, Кафа и Гёзлев. В Крым везли кожи, меха, ткани, железо, оружие, зерно и другое продовольствие. В Крыму производили сафьян (обработанная кожа козы), сафьяновую обувь, смушки (шкуры, снятые с новорожденных ягнят). Также из Крыма везли шёлк, вино, доставленные из других стран, и соль. Особую статью экспорта составляли верблюды, которых покупали в Польше и России. Но исторически Крым прославился как крупнейший центр работорговли. Он наследовал печальную славу Хазарии.

Надо отметить, что генуэзские купцы и потомки хазар на первых порах сыграли ведущую роль в становлении работорговли на полуострове. Крымские порты на долгие столетия превратились в ведущих поставщиков живого товара - русских, польских, черкесских (кавказских), татарских (в степи постоянно шли усобицы) девушек и детей. Мужчин продавали намного меньше: здоровые мужчины сопротивлялись до последнего, стоили меньше, да и были источником бунта и всяческого неповиновения. Женщин и детей было намного легче «выдрессировать». Живой товар в основном не оставался в Крыму, а вывозился в Османскую империю, Южную Европу, в Персию и Африку.

Константинополю было выгодно поощрять агрессию Крымского ханства против Русского государства и Польши. Удары крымских татар в основном приходились по южным и западным русским землям, бывшим в составе Речи Посполитой, хотя бывало, что захватчики прорывались и собственно польские земли. Крымское ханства должно было помочь Блистательной Порте в период её расцвета продвинуться дальше на восток. Кроме того, работорговля приносила большие барыши османским купцам. Позднее, когда Османская империя утратила большую часть наступательного потенциала, Крымское ханство позволяло удерживать контроль над Северным Причерноморьем. С другой стороны, военные гарнизоны, ударные отряды янычар, османская артиллерия усиливали военную мощь Крымского ханства, что позволяло ему долго сдерживать давление Русского государства.

Земледельческим трудов в Крыму занималось в основном зависимое население, которое подвергалось ассимиляции, исламизации и постепенно превращалось в «татар». Сами крымские татары предпочитали занятие «благородных людей» - разбойные набеги с целью захвата полона, что было весьма прибыльным делом. Понятно, что почти вся прибыль уходила в карманы знати, «чёрный народ» едва сводил концы с концами. В степных районах Крыма было развито животноводство, в первую очередь разведение овец и коней, но этим занимались нищие пастухи. Основой же экономики ханства на долгий период времени стала торговля живым товаром. С конца XV века крымские отряды стали совершать регулярные набеги и масштабные походы на соседей - Кавказ, Русское государство, земли подвластные Польше. Людей угоняли и во время конфликтов с другими степняками.

Посланник короля Польши Мартин Броневский, несколько месяцев живший в Крыму в 1578 году, отмечал: «Народ этот хищный и голодный, не дорожит никакими клятвами, ни союзами, ни дружбой, но имеет в виду только свои выгоды и живет грабежами и постоянной изменническою войною».

Регулярной армии у Крымского ханства не было. При больших походах и набегах крымские ханы и мурзы набирали добровольцев, зависимых от них людей. В походе могло участвовать от 20 до 100 тыс. всадников. В крупном походе могло участвовать почти всё свободное татарское население полуострова. В набеге участвовало от нескольких сотен до нескольких тысяч воинов. Обоза с собой не брали, питались в набегах лепёшками из ячменной или просяной муки и кониной, кормились награбленным. Артиллерию брали редко, только в очень больших походах, когда участвовали османы. Передвигались быстро, сменяя уставших лошадей на свежих. Вооружены были саблями, ножами, луками, позднее появилось огнестрельное оружие. Доспехи в основном были только у знати.

Набеги обычно устраивали летом, когда основная масса людей (крестьяне) участвовала в полевых работах и не могла быстро спрятаться в городах или лесах. Вперёд выслали разведку, если путь был свободен, выходили основные силы орды или набегового отряда. Обычно орда шла в поход не для ведения боевых действий. Если противник узнавал о противнике и успевал вывести на границу значительные силы, татары обычно не принимали боя и уходили, или старались обхитрить врага, обойти его, прорваться в тыл, быстро ограбить селения, захватить пленных и уйти от ответного удара. Легковооруженные всадники обычно успешно уходили от ударов тяжелых дружин и полков.

Прорвавшись в русские земли, всадники устраивали загонную охоту (облаву). Города и крепости обходили. Села брали с ходу или поджигали, а затем рубили тех, кто сопротивлялся, грабили и уводили в плен людей. Взрослых пленников и молодежь гнали как скот, расставляли в ряды по нескольку человек, связывали им назад руки сыромятными ремнями, сквозь эти ремни продевали деревянные шесты, а на шеи набрасывали веревки. Затем держа за концы веревок, окружали всех несчастных цепью всадников и гнали по степи, подхлестывая нагайками. Такой мучительный путь «отсеивал» слабых, больных. Их убивали. Наиболее ценный «товар» (детей, молоденьких девушек) везли. Достигнув относительно безопасных земель, где они уже не ждали погони, сортировали и делили «товар». Больных, пожилых сразу убивали или отдавали молодежи - для «тренировки» хищных навыков.

Находившийся в польско-татарской армии во время похода короля Яна Казимира на Левобережную Украину в 1663-1664 гг. герцог Антуан де Грамон оставил описание этого процесса. Разбойники убили всех стариков, которые были не способны к тяжелой работе, здоровых мужчин оставили для турецких галер (на них использовали рабов как гребцов). Молодых мальчиков оставили для «наслаждений», девушек и женщин - для насилия и продажи. Раздел пленных проходил по жребию.

Английский посланник в Русском государстве Д. Флетчер писал: «Главную добычу, которой татары домогаются во всех войнах своих, составляет большое количество пленных, особенно мальчиков и девочек, коих они продают туркам и другим соседям». Для перевозки детей крымские татары брали большие корзины, ослабевших или заболевших в дороге пленников безжалостно убивали, чтобы не задерживаться.

На полуострове полон продавался на невольничьих рынках. Крупные рынки были в Кафе, Карасубазаре, Бахчисарае и Гёзлеве. Купцы-перекупщики - турки, евреи, арабы, греки и др., скупали людей по минимальной цене. Некоторая часть людей оставлялась в Крыму. Мужчины использовались на тяжелых и грязных работах: добыча соли, рытье колодцев, сбор навоза и т. д. Женщины становились обслугой, в том числе сексуальными рабынями. Большую часть полона развозили по другим странам и регионам - в Порту, её многочисленные провинции - от Балкан и Малой Азии до Северной Африки, Персию. Славянские рабы попадали в Среднюю Азию, Индию. Во время перевозки морем с «товаром» не церемонились, более или менее нормальные условия создавались только для наиболее драгоценного «товара». Большое число рабов и «неистощимый» источник «товара», как и в торговле неграми из Африки, окупало все расходы. Поэтому смертность была ужасная.

После перевозки мужчин отправляли на галеры, где скудная пища, болезни, изнурительный труд и побои быстро их убивали. Часть отправляли на земледельческие и иные тяжелые работы. Некоторых превращали в евнухов, прислугу. Девушек и детей скупали в качестве прислуги и для плотских утех. Незначительное число красавиц имело шанс стать законной женой. Так, до сих пор у многих на слуху имя Роксоланы. Анастасия-Роксолана стала наложницей, а затем женой османского султана Сулеймана Великолепного, матерью султана Селима II. Она оказывала большое влияние на политику мужа. Однако это было редкое исключение из правил. Славянок-рабынь в Османской империи было так много, что многие турки стали их детьми и внуками, включая видных военных и государственных деятелей.

Джаз - музыка души, и до сих пор ведётся нескончаемое количество споров об истории возникновения данного музыкального направления. Многие считают, что джаз возник в Новом Орлеане, кто-то думает, что джаз впервые исполнялся в Африке, аргументируя сложными ритмами и всевозможными танцами, притоптыванием и хлопками. Но я предлагаю вам узнать живой, яркий, постоянно меняющийся джаз немного лучше.


Происхождение джаза обусловлено многочисленными причинами. Его начало было незаурядным, динамичным и этому способствовали в какой-то степени чудесные события. На рубеже 19 и 20 веков происходило становление джазовой музыки, она стала детищем культур Европы и Африки, своеобразным слиянием форм и тенденций двух континентов.


Принято считать, что зарождение джаза так или иначе началось с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Люди, которых свозили в одно место, чаще всего не понимали друг друга и по мере необходимости происходило объединение множества культур, в том числе это обуславливалось слиянием музыкальных культур. Таким образом происходило зарождение джаза.

Эпицентром становления джазовой культуры считают юг Америки, а если быть точнее, то это Новый Орлеан. Впоследствии ритмичные мелодии джаза плавно перетекают в ещё одну столицу музыки, которая располагается на севере - Чикаго. Там особым спросом пользовались ночные выступления, неимоверные аранжировки придавали особой остроты исполнителям, но самым главным правилом джаза всегда являлась импровизация. Выдающимся представителем того времени был неподражаемый Луи Армстронг.


Период 1900-1917 гг. в Новом Орлеане активно развивается джазовое направление, а так же в обиход входит понятие «новоорлеанский» музыкант, так же эпоху 20-х гг. 20 века принято называть «эпоха джаз». Теперь, когда мы выяснили откуда и как появился джаз стоит разобраться в отличительных особенностях данного музыкального направления. В первую очередь джаз основывается на специфической полиритмии, которая опирается на синкопированные ритмы. Синкоп – это смещение акцента с сильной доли на слабую, то есть целенаправленное нарушение ритмического акцента.

Главнейшим отличием джаза от других направлений так же является ритмика, а точнее произвольное её исполнение. Именно эта свобода вызывает у музыкантов ощущение свободного и непринуждённого исполнения. В профессиональных кругах это называется свинг (англ.-качание). Подкрепляется всё ярким и красочным музыкальным рядом и,конечно же, никогда не стоит забывать о главной особенности – импровизации. Всё это в сочетании с талантом и желанием выливается в чувственную и ритмичную композицию под названием джаз.

Дальнейшее развитие джаза не менее интересно, чем его зарождение. Впоследствии появляются новые направления: свинг (1930-е гг.), бибоп (1940-е гг.), кул-джаз, хард-поп, соул-джаз и джаз-фанк (1940-е -1960-е гг.). В эпоху свинга коллективная импровизация ушла на второй план, такую роскошь мог позволить себе только солист, остальные музыканту должны были придерживаться заготовленной музыкальной композиции. В 1930-е гг. происходил бешеный рост таких коллективов, которые впоследствии стали называться биг-бэнды. Самыми яркими представителями этого периода принято считать Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Глен Миллер.


Спустя 10 лет вновь происходит переворот в истории джаза. В моду возвращаются небольшие группы, преимущественно состоявшие из чернокожих исполнителей, где импровизацию могли позволить себе абсолютно все участники. Звёздами переломного периода стали Чарли Паркер и Диззи Гиллеспи. Музыканты стремились вернуть джазу бывалую лёгкость и непринуждённость, как можно дальше отойти от коммерциализации. В малые оркестры приходили руководители биг-бэндов, которые попросту устали от громких выступлений и больших залов, которые просто хотели насладиться музыкой.


Музыка 1940-1960-х гг. перетерпела колоссальное изменение. Джаз делился на две группы. Одна примыкала к классическому исполнению, кул-джаз знаменит своей сдержанностью и меланхоличностью. Основными представителями являются Чет Бейкер, Дэйв Брубек, Майлз Дэвис. А вот вторая группа развивала идеи бибопа, где основным являлись яркие и агрессивные ритмы, взрывное солирование и конечно же импровизация. В данном стиле верхушку пьедестала взяли Джон Колтрейн, Сонни Роллинз и Арт Блэйки.


Заключительной точкой развития джаза стал 1950-й год, именно тогда произошло слияние джаза с прочими стилями музыки. Впоследствии появлялись новые формы, происходило развития джаза в СССР и СНГ. Яркими российскими представителями являлись Валентин Парнах, который создал первый оркестр в стране, Олег Лундстрем, Константин Орбелян и Александр Варламов. Сейчас, в современном мире так же происходит интенсивное развитие джаза, музыканты реализуют новые формы, пробуют, сочетают и добиваются успехов.


Теперь вы немного больше знаете о музыке, а конкретно о джазе. Джаз – музыка не для всех, но даже если вы не самый большой фанат этого направления, послушать для того, чтобы окунуться в историю – стоит, однозначно. Приятного прослушивания.

Виктория Лыжова

Новое музыкальное направление, названное джазом, зародилось на рубеже XIX и XX веков в результате слияния европейской музыкальной культуры с африканской. Ему свойственна импровизация, экспрессивность и особый тип ритмики.

В самом начале ХХ века начали создаваться новые музыкальные ансамбли, именуемые . В их состав входили духовые (труба, кларнет тромбон), контрабас, фортепиано и ударные инструменты.

Известные джазисты, благодаря своему таланту импровизации и умению тонко чувствовать музыку, дали толчок к формированию множества музыкальных направлений. Джаз стал первоисточником многих современных жанров.

Итак, чьё исполнение джазовых композиций заставляло сердце слушателя замирать в экстазе?

Луи Армстронг

Для многих ценителей музыки именно его имя ассоциируется с джазом. Ослепительный талант музыканта завораживал с первых минут выступления. Сливаясь воедино с музыкальным инструментом – трубой – он повергал в эйфорию своих слушателей. Луи Армстронг прошёл нелёгкий путь от проворного мальчугана из небогатой семьи до знаменитого Короля джаза.

Дюк Эллингтон

Неудержимая творческая личность. Композитор, чья музыка играла переливами множества стилей и экспериментов. Талантливый пианист, аранжировщик, композитор, руководитель оркестра не уставал удивлять своим новаторством и оригинальностью.

Его неповторимые произведения с великим энтузиазмом апробировались самыми известными оркестрами того времени. Именно Дюку принадлежит идея использование человеческого голоса в качестве инструмента. Более тысячи его произведений, названных ценителями «золотым фондом джаза», были зафиксированы на 620 дисках!

Элла Фитцджеральд

«Первая леди джаза» обладала уникальным голосом, широчайшим диапазоном в три октавы. Почетные награды талантливой американки трудно сосчитать. 90 альбомов Эллы разлетелись по миру неимоверными тиражами. Трудно представить! За 50 лет творчества продано около 40 миллионов альбомов в её исполнении. Мастерски владея талантом импровизации, легко сработалась в дуэте с другими известными джазовыми исполнителями.

Рей Чарльз

Один из самых знаменитых музыкантов, названный «настоящим гением джаза». 70 музыкальных альбомов разошлись по миру многочисленными тиражами. На его счету 13 премий «Грэмми». Его композиции были записаны в Библиотеку Конгресса США. Популярный журнал Rolling Stone определил Рэя Чарльза 10 номером из сотни великих артистов всех времён «Списка Бессмертных».

Майлс Дейвис

Американский трубач, которого сравнивают с художником Пикассо. Его музыка оказала большое влияние на формирование музыки 20 века. Дейвис – это многогранность стилей в джазе, широта интересов и доступность для разновозрастной аудитории.

Фрэнк Синатра

Знаменитый джазист родом из небогатой семьи, невысокого роста и ничем внешне не отличался. Но покорил слушателей своим бархатистым баритоном. Талантливый вокалист снимался в мюзиклах и драматических фильмах. Удостоен множества премий и специальных наград. Получил «Оскар» за фильм «Дом, в котором я живу»

Билли Холидей

Целая эпоха в развитии джаза. Песни в исполнении американской певицы приобретали индивидуальность и сияние, играли переливами свежести и новизны. Жизнь и творчество «Леди Дей» было коротким, но ярким и неповторимым.

Знаменитые джазовые музыканты обогатили музыкальное искусство чувственными и душевными ритмами, экспрессивностью и свободой импровизации.

Джаз (англ. Jazz) — форма музыкального искусства, возникшая в конце XIX — начале XX века в США, в Новом Орлеане, в результате синтеза африканской и европейской культур и получившая впоследствии повсеместное распространение. Истоками джаза явились блюз и другая афроамериканская народная музыка. Характерными чертами музыкального языка джаза изначально стали импровизация, полиритмия, основанная на синкопированных ритмах, и уникальный комплекс приемов исполнения ритмической фактуры — свинг. Дальнейшее развитие джаза происходило за счёт освоения джазовыми музыкантами и композиторами новых ритмических и гармонических моделей. Поджарнами джаза являются: авангардный джаз, бибоп, классический джаз, кул, ладовый джаз, свинг, смус-джаз, соул-джаз, фри-джаз, фьюжн, хард-боп и ряд других.

История развития джаза


Джаз-коллектив колледжа Вилекс, штат Техас

Джаз возник как соединение нескольких музыкальных культур и национальных традиций. Первоначально он появился из Африки. Для любой африканской музыки характерен очень сложный ритм, музыка всегда сопровождается танцами, которые представляют собой быстрые притопывания и прихлопывания. На этой основе в конце XIX века сложился ещё один музыкальный жанр — регтайм. Впоследствии ритмы регтайма в сочетании с элементами блюза дали начало новому музыкальному направлению — джазу.

Блюз возник в конце XIX века как слияние африканских ритмов и европейской гармонии, но истоки его следует искать с момента завоза рабов из Африки на территорию Нового Света. Привезенные рабы не были выходцами из одного рода и обычно даже не понимали друг друга. Необходимость консолидации привела к объединению множества культур и, как следствие — к созданию единой культуры (в том числе и музыкальной) афроамериканцев. Процессы смешивания африканской музыкальной культуры, и европейской (которая тоже претерпела серьезные изменения в Новом Свете) происходили начиная с XVIII века и в XIX веке привели к возникновению «протоджаза», а затем и джаза в общепринятом понимании. Колыбелью джаза был американский Юг, и прежде всего Новый Орлеан.
Залог вечной молодости джаза — импровизация
Особенность стиля — неповторимое индивидуальное исполнение виртуоза-джазмена. Залог вечной молодости джаза — импровизация. После появления гениального исполнителя, который всю свою жизнь прожил в ритме джаза и до сих пор остаётся легендой — Луи Армстронга, искусство исполнения джаза увидело новые для себя необычные горизонты: вокальное или инструментальное исполнение-соло становится центром всего выступления, меняя полностью представления о джазе. Джаз — это не только определённый вид музыкального исполнения, но и неповторимая жизнерадостная эпоха.

Новоорлеанский джаз

Термином новоорлеанский обычно определяют стиль музыкантов, исполнявших джаз в Новом Орлеане в период между 1900 и 1917 годами, а также новоорлеанских музыкантов, которые играли в Чикаго и записывали пластинки, начиная приблизительно с 1917-го и на протяжении 20-х годов. Этот период джазовой истории известен также как «Эпоха джаза». И это понятие также используется для описания музыки, исполняемой в различные исторические периоды представителями новоорлеанского возрождения, стремившимися исполнять джаз в том же самом стиле, что и музыканты новоорлеанской школы.

Пути афроамериканского фольклора и джаза разделяются с момента открытия Сторивилла, района красных фонарей Нового Орлеана, прославившегося своими увеселительными заведениями. Желавших повеселиться и развлечься здесь ждала масса соблазнительных возможностей, которые предлагали танцплощадки, кабаре, варьете, цирк, бары и закусочные. И везде в этих заведениях звучала музыка и могли найти работу музыканты, освоившие новую синкопированную музыку. Постепенно, с ростом числа музыкантов, профессионально работающих в увеселительных заведениях Сторивилла, сократилось количество маршевых и уличных духовых оркестров, а вместо них возникли так называемые сторивилльские ансамбли, музыкальное проявление которых становится более индивидуальным, в сравнении с игрой духовых оркестров. Эти составы, называвшиеся часто «комбо-оркестрами» и стали основоположниками стиля классического новоорлеанского джаза. В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза.
В 1910—1917 годы ночные клубы Сторивилла стали идеальной окружающей средой для джаза
Развитие джаза в США в первой четверти XX века

После закрытия Сторивилла джаз из регионального фольклорного жанра начинает превращаться в общенациональное музыкальное направление, распространяясь на северные и северо-восточные провинции США. Но его широкому распространению конечно не могло способствовать только закрытие одного увеселительного квартала. Наряду с Новым Орлеаном, в развитии джаза большое значение с самого начала играли Сент-Луис, Канзас-Сити и Мемфис. В Мемфисе в XIX веке зародился рэгтайм, откуда потом в период 1890—1903 он распространился по всему североамериканскому континенту.

С другой стороны представления менестрелей, с их пестрой мозаикой всевозможных музыкальных течений афроамериканского фольклора от джиги до рэгтайма, быстро распространились повсюду и подготовили почву для прихода джаза. Многие будущие знаменитости джаза начинали свой путь именно в менстрель-шоу. Задолго до закрытия Сторивилла новоорлеанские музыканты отправлялись на гастроли с так называемыми «водевильными» труппами. Джелли Ролл Мортон с 1904 года регулярно гастролировал в Алабаме, Флориде, Техасе. С 1914 года он имел контракт на выступления в Чикаго. В 1915 году переезжает в Чикаго и белый диксилендовый оркестр Тома Брауна. Крупные водевильные турне в Чикаго совершал и знаменитый «Креол Бэнд», руководимый новоорлеанским корнетистом Фредди Кеппардом. Отделившись в своё время от «Олимпия Бэнда», артисты Фредди Кеппарда уже в 1914 году успешно выступали в самом лучшем театре Чикаго и получили предложение сделать звуковую запись своих выступлений даже прежде «Original Dixieland Jazz Band», которое, впрочем, Фредди Кеппард недальновидно отклонил. Значительно расширили территорию, охваченную воздействием джаза, оркестры, игравшие на прогулочных пароходах, ходивших вверх по Миссисипи.

Еще с конца XIX века стали популярными речные поездки из Нового Орлеана в Сент-Пол сначала на уикэнд, а впоследствии и на целую неделю. С 1900 года на этих прогулочных пароходах (riverboat) начинают выступать новоорлеанские оркестры, музыка которых становится наиболее привлекательным развлечением для пассажиров во время речных туров. В одном из таких оркестров «Шугер Джонни» начинала будущая жена Луи Армстронга, первая джазовая пианистка Лил Хардин. В riverboat-оркестре другого пианиста Фэйтса Мэрейбла, выступало много будущих новоорлеанских джазовых звезд.

Пароходы, совершавшие рейсы по реке, часто останавливались на попутных станциях, где оркестры устраивали концерты для местной публики. Именно такие концерты стали творческими дебютами для Бикса Бейдербека, Джесса Стейси и многих других. Еще один знаменитый маршрут пролегал по Миссури до Канзас-Сити. В этом городе, где благодаря крепким корням афроамериканского фольклора развился и окончательно дооформился блюз, виртуозная игра новоорлеанских джазменов нашла исключительно благодатную среду. Главным центром развития джазовой музыки к началу 1920-х становится Чикаго, в котором усилиями многих музыкантов, собравшихся из разных концов США, создается стиль, получивший прозвище чикагский джаз.

Биг-бэнды

Классическая, сложившаяся форма биг-бэндов известна в джазе с начала 1920-х годов. Эта форма сохранила свою актуальность вплоть до конца 1940-х годов. Музыканты, поступившие в большинство биг-бэндов как правило чуть ли не в подростковом возрасте, играли вполне определенные партии, или заученные на репетициях, или по нотам. Тщательные оркестровки вместе с крупными секциями медных и деревянных духовых инструментов выводили богатые джазовые гармонии и создавали сенсационно громкое звучание, ставшее известным как «звуки биг-бэнда» («the big band sound»).

Биг-бэнд стал популярной музыкой своего времени, достигнув пика славы в середине 1930-х годов. Эта музыка стала источником повального увлечения свинговыми танцами. Руководители знаменитых джаз-оркестров Дюк Эллингтон, Бенни Гудмен, Каунт Бэйси, Арти Шоу, Чик Уэбб, Гленн Миллер, Томми Дорси, Джимми Лансфорд, Чарли Барнет сочинили или аранжировали и записали на пластинки подлинный хит-парад мелодий, которые звучали не только по радио, но и повсюду в танцевальных залах. Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии во время хорошо раскрученных «сражений оркестров».
Многие биг-бэнды демонстрировали своих импровизаторов-солистов, которые доводили зрителей до состояния, близкого к истерии
Хотя популярность биг-бэндов после Второй мировой войны значительно снизилась, оркестры во главе с Бэйси, Эллингтоном, Вуди Германом, Стэном Кентоном, Гарри Джеймсом и многими другими часто гастролировали и записывали пластинки в течение нескольких следующих десятилетий. Их музыка постепенно преображалась под влиянием новых течений. Такие группы, как ансамбли во главе с Бойдом Райберном, Сан Ра, Оливером Нельсоном, Чарльзом Мингусом, Тэдом Джонсом-Мэлом Льюисом исследовали новые понятия в гармонии, инструментовках и импровизационной свободе. Сегодня биг-бэнды являются стандартом в джазовом образовании. Репертуарные оркестры типа джазового оркестра Линкольн-Центра, Джазового оркестра Карнеги-Холл, Смитсоновский оркестр шедевров джаза и Чикагского джазового ансамбля регулярно играют оригинальные аранжировки биг-бэндовских композиций.

Северо-восточный джаз

Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением XX века, но эта музыка пережила настоящий взлет в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго. Начавшаяся вскоре после этого миграция новоорлеанских джазовых мастеров в Нью-Йорк ознаменовала тенденцию постоянного движения джазовых музыкантов с Юга на Север.


Луи Армстронг

Чикаго воспринял музыку Нового Орлеана и сделал ее горячей, подняв ее накал не только усилием знаменитых ансамблей Армстронга Горячая Пятерка и Горячая Семерка, но также и других, включая таких мастеров, как Эдди Кондон и Джимми МакПартланд, чья бригада из Austin High School помогла возрождению Новоорлеанской школы. К числу других знаменитых чикагцев, раздвинувших горизонты классического джазового стиля Нового Орлеана, можно отнести пианиста Арта Ходеса, барабанщика Барретта Димса и кларнетиста Бенни Гудмена. Армстронг и Гудман, перебравшиеся в конечном счете в Нью-Йорк, создали там своеобразную критическую массу, которая помогла этому городу превратиться в настоящую джазовую столицу мира. И в то время как Чикаго оставался в первой четверти XX века в основном центром звуковой записи, Нью-Йорк наряду с этим превратился и в главную концертную площадку джаза, располагая такими легендарными клубами, как Минтон Плейхаус, Коттон Клаб, Савой и Вилидж Вэнджуард, а также такими аренами, как Карнеги Холл.

Стиль Канзас-сити

В эпоху Великой депрессии и сухого закона, джазовая сцена Канзас-Сити превратилась в своеобразную Мекку новомодных звуков конца 1920-х и 1930-х годов. Для стиля, процветавшего в Канзас-Сити, характерны проникновенные пьесы с блюзовой окраской, исполнявшиеся как биг-бендами, так и маленькими свинговыми ансамблями, демонстрировавшими очень энергичные соло, исполнявшиеся для посетителей кабачков с подпольно продававшимся спиртным. Именно в этих кабачках и выкристаллизовался стиль великого Каунта Бэйси, начинавшего в Канзас-сити в оркестре Уолтера Пэйджа и впоследствии у Бенни Моутена. Оба этих оркестра были типичными представителями стиля Канзас-сити, основой которого стала своеобразная форма блюза, получившая название «городской блюз» и сформировавшаяся в игре вышеназванных оркестров. Джазовая сцена Канзас-сити отличалась также целой плеядой выдающихся мастеров вокального блюза, признанным «королем» среди которых был многолетний солист оркестра Каунта Бэйси, знаменитый блюзовый певец Джимми Рашинг. Знаменитый альтсаксофонист Чарли Паркер, родившийся в Канзас-Сити, по приезде в Нью-Йорк широко использовал характерные блюзовые «фишки» разученные им в оркестрах Канзас-сити и составившие впоследствии один из отправных моментов в экспериментах бопперов в 1940-е.

Джаз Западного побережья

Исполнители, захваченные движением кул-джаза в 50-е годы, много работали в студиях звукозаписи Лос-Анджелеса. В значительной степени под влиянием нонета Майлза Дэвиса эти базировавшиеся в Лос-Анджелесе исполнители развивали то, что теперь известно как «West Coast Jazz», или джаз Западного побережья. Джаз Западного побережья был гораздо мягче, чем яростный бибоп, который ему предшествовал. Большинство произведений джаза Западного побережья было выписано в крупных деталях. Контрапунктные линии, часто использовавшиеся в этих композициях, казались частичками проникшего в джаз европейского влияния. Однако в этой музыке оставалось много пространства и для продолжительных линеарных сольных импровизаций. Хотя West Coast Jazz исполнялся главным образом в студиях звукозаписи, такие клубы, как «Маяк» на Эрмоза бич и «Хэйг» в Лос-Анджелесе часто представляли его главных мастеров, в числе которых были трубач Шорти Роджерс, саксофонисты Арт Пеппер и Бад Шенк, барабанщик Шелли Мэнн и кларнетист Джимми Джюффри.

Распространение джаза

Джаз всегда вызывал интерес среди музыкантов и слушателей по всему миру вне зависимости от их государственной принадлежности. Достаточно проследить ранние работы трубача Диззи Гиллеспи и его синтез джазовых традиций с музыкой темнокожих кубинцев в 1940-е или более позднее соединение джаза с японской, евроазиатской и ближневосточной музыкой, известные в творчестве пианиста Дейва Брубека, так же как и у блестящего композитора и лидера джаз-оркестра Дюка Эллингтона, комбинировавшего музыкальное наследие Африки, Латинской Америки и Дальнего Востока.

Дэйв Брубек

Джаз постоянно впитывал и не только западные музыкальные традиции. Например, когда разные художники стали пробовать работу с музыкальными элементами Индии. Пример этих усилий можно услышать в записях флейтиста Пола Хорна во дворце Тадж-Махал (Taj Mahal), или в потоке «всемировой музыки», представленной например в творчестве группы Орегон или проекта Джона Маклафлина Шакти. В музыке Маклафлина, раньше в основном базировавшейся на джазе, в период работы с Шакти стали применяться новые инструменты индийского происхождения, вроде хатама или таблы, зазвучали запутанные ритмы и широко использовалась форма индийской раги.
Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций
Художественный Ансамбль Чикаго (The Art Ensemble of Chicago) был ранним пионером в слиянии африканских и джазовых форм. Позднее мир узнал саксофониста/композитора Джона Зорна и его исследования еврейской музыкальной культуры, как в рамках оркестра Masada, так и вне его. Эти работы вдохновили целые группы других джазовых музыкантов, таких, как клавишник Джон Медески, сделавший записи с африканским музыкантом Салифом Кеита, гитарист Марк Рибо и басист Энтони Коулмен. Трубач Дейв Даглас с вдохновением внедряет в свою музыку балканские мотивы, в то время как Азиатско-Американский Джазовый Оркестр (Asian-American Jazz Orchestra) появился в качестве ведущего сторонника конвергенции джазовых и азиатских музыкальных форм. Поскольку глобализация мира продолжается, в джазе постоянно ощущается воздействие других музыкальных традиций, обеспечивающих зрелую пищу для будущих исследований и доказывающих, что джаз — это действительно мировая музыка.

Джаз в СССР и России


Первый в РСФСР джаз-бэнд Валентина Парнаха

Джаз-сцена зарождается в СССР в 20-е годы одновременно с ее расцветом в США. Первый джаз-оркестр в Советской России был создан в Москве в 1922 г. поэтом, переводчиком, танцором, театральным деятелем Валентином Парнахом и носил название «Первый в РСФСР эксцентрический оркестр джаз-банд Валентина Парнаха». Днем рождения отечественного джаза традиционно считается 1 октября 1922 года, когда состоялся первый концерт этого коллектива. Первым профессиональным джазовым составом, выступившим в радиоэфире и записавшим пластинку считается оркестр пианиста и композитора Александра Цфасмана (Москва).

Ранние советские джаз-бэнды специализировались на исполнении модных танцев (фокстрот, чарльстон). В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в 30-е годы, во многом благодаря ленинградскому ансамблю под руководством актера и певца Леонида Утесова и трубача Я. Б. Скоморовского. Популярная кинокомедия с его участием «Веселые Ребята» (1934) была посвящена истории джазового музыканта и имела соответствующий саундтрек (написанный Исааком Дунаевским). Утесов и Скоморовский сформировали оригинальный стиль «теа-джаз» (театральный джаз), основанный на смеси музыки с театром, опереттой, большую роль в нём играли вокальные номера и элемент представления. Заметный вклад в развитие советского джаза внёс Эдди Рознер — композитор, музыкант и руководитель оркестров. Начав свою карьеру в Германии, Польше и других европейских странах, Рознер переехал в СССР и стал одним из пионеров свинга в СССР и зачинателем белорусского джаза.
В массовом сознании джаз начал приобретать широкую популярность в СССР 30-х годов
Отношение советских властей к джазу было неоднозначным: отечественных джаз-исполнителей, как правило, не запрещали, но была распространена жесткая критика джаза как такового, в контексте критики западной культуры в целом. В конце 40-х годов, во время борьбы с космополитизмом, джаз в СССР переживал особо сложный период, когда коллективы, исполняющие «западную» музыку, подвергались гонениям. С началом «оттепели» репрессии в отношении музыкантов были прекращены, но критика продолжилась. Согласно исследованиям профессора истории и американской культуры Пенни Ван Эсчен, Госдепартамент США пытался использовать джаз в качестве идеологического оружия против СССР и против расширения советского влияния на страны третьего мира. В 50-е и 60-е гг. в Москве возобновили свою деятельность оркестры Эдди Рознера и Олега Лундстрема, появились новые составы, среди которых выделялись оркестры Иосифа Вайнштейна (Ленинград) и Вадима Людвиковского (Москва), а также Рижский эстрадный оркестр (РЭО).

Биг-бэнды воспитали целую плеяду талантливых аранжировщиков и солистов-импровизаторов, чье творчество вывело советский джаз на качественно новый уровень и приблизило к мировым образцам. Среди них Георгий Гаранян, Борис Фрумкин, Алексей Зубов, Виталий Долгов, Игорь Кантюков, Николай Капустин, Борис Матвеев, Константин Носов, Борис Рычков, Константин Бахолдин. Начинается развитие камерного и клубного джаза во всем многообразии его стилистики (Вячеслав Ганелин, Давид Голощёкин, Геннадий Гольштейн, Николай Громин, Владимир Данилин, Алексей Козлов, Роман Кунсман, Николай Левиновский, Герман Лукьянов, Александр Пищиков, Алексей Кузнецов, Виктор Фридман, Андрей Товмасян, Игорь Бриль, Леонид Чижик и др.)


Джаз-клуб «Синяя птица»

Многие из вышеперечисленных мэтров советского джаза начинали свой творческий путь на сцене легендарного московского джаз-клуба «Синяя Птица», который просуществовал с 1964 года по 2009 г, открыв новые имена представителей современного поколения звезд отечественного джаза (братья Александр и Дмитрий Бриль, Анна Бутурлина, Яков Окунь, Роман Мирошниченко и другие). В 70-х годах широкую известность получило джазовое трио «Ганелин-Тарасов-Чекасин» (ГТЧ) в составе пианиста Вячеслава Ганелина, барабанщика Владимира Тарасова и саксофониста Владимира Чекасина, просуществовавшее до 1986 года. В 70−80-х годах так же был известен джазовый квартет из Азербайджана «Гайя», грузинские вокально-инструментальные ансамбли «Орера» и «Джаз-Хорал».

После спада интереса к джазу в 90-е годы, он снова стал набирать популярность в молодежной культуре. В Москве ежегодно проводятся фестивали джазовой музыки, такие как «Усадьба Джаз» и «Джаз в саду Эрмитаж». Самой популярной клубной площадкой джаза в Москве является джаз-клуб «Союз Композиторов», приглашающий всемирно известных джаз и блюз исполнителей.

Джаз в современном мире

Современный мир музыки столь же разнообразен, как климат и география, которые мы познаем благодаря путешествиям. И все же, сегодня мы наблюдаем смешение все большего числа всемирных культур, постоянно приближающего нас к тому, что в сущности уже становится «всемирной музыкой» (world music). Сегодняшний джаз уже не может не быть под влиянием звуков, проникающих в него практически из любого уголка земного шара. Европейский экспериментализм с классическим подтекстом продолжает влиять на музыку молодых пионеров, таких, как например Кен Вандермарк, фриджазовый авангардист-саксофонист, известный по работе с такими известными современниками, как саксофонисты Мэтс Густафссон, Эван Паркер и Питер Броцманн. К другим молодым музыкантам, более традиционной ориентации, которые продолжают поиски своего собственного тождества, относятся пианисты Джекки Террассон, Бенни Грин и Брэйд Мелдоа, саксофонисты Джошуа Редман и Дэвид Санчес и барабанщики Джефф Уоттс и Билли Стюарт.

Старая традиция звучания стремительно продолжается такими художниками, как трубач Уинтон Марсалис, работающий с целой командой помощников, как в собственных маленьких группах, так и в Джаз-Оркестре Центра Линкольна, который он возглавляет. Под его покровительством выросли в больших музыкантов пианисты Маркус Робертс и Эрик Рид, саксофонист Уэс «Warmdaddy» Эндерсон, трубач Маркус Принтуп и вибрафонист Стефан Харрис. Басист Дейв Холланд также является прекрасным открывателем молодых талантов. Среди многих его открытий такие художники, как саксофонист/М-басист Стив Коулмен, саксофонист Стив Уилсон, вибрафонист Стив Нельсон и барабанщик Билли Килсон. К числу других великих наставников молодых талантов относятся также пианист Чик Кориа, и ныне покойные — барабанщик Элвин Джонс и певица Бетти Картер. Потенциальные возможности дальнейшего развития джаза в настоящее время достаточно велики, поскольку пути развития таланта и средства его выражения непредсказуемы, умножаясь поощряемым сегодня объединением усилий различных джазовых жанров.




Top