Техника царапания рисунков. «Развитие творческих способностей детей посредством нетрадиционной техники рисования

Рисование на черном фоне пошагово

Мастер-класс Графическая композиция «Деревенька».

Мастер-класс для детей 9-12 лет, педагогов, родителей.

Автор: Кохан Ольга Михайловна, педагог дополнительного образования, МБОУДОД "Центр развития творчества детей и юношества", город Вилючинск
Назначение: создание графической композиции, для украшения интерьера или подарка.
Цель: знакомство с приемом рисования белыми гелевыми ручками на черном картоне.
Задачи:
научить выполнять пейзаж белыми гелевыми ручками на черном картоне;
совершенствовать навыки работы в технике графика;
развивать эстетическую отзывчивость на красоту окружающего мира;
развивать абстрактное мышление, умение творчески мыслить и решать композиционные задачи в предложенной теме;
развивать творческие способности, фантазию и воображение.
развивать глазомер, мелкую моторику рук;
воспитывать патриотизм;
воспитывать аккуратность и кропотливость в работе.

Материалы:

лист черного картона формата А4 для брошюрования с тиснением «кожа» (продается в полиграфических салонах и больших магазинах канцелярских товаров), белая гелевая ручка, простой карандаш 2Н-4Н (мягкий).

Этапы работы.


Перед началом работы следует помнить, что пользоваться ластиком при выполнении данной композиции не рекомендуется, все линии должны быть максимально тонкими, еле заметными, а их количество минимальным.
1. Расположить лист картона по горизонтали. Простым карандашом провести через середину листа горизонтальную линию, похожую на большую волну. Это будущий холм.


2. Над центральной частью холма нарисовать крышу домика, похожую на толстую букву «Л» широко расставившую «ноги».


3. Из под крыши провести вертикальные лини стен. Справа, чуть выше первого холма, провести линию второго холма. На нем наметить два домика стоящих рядом. С левой стороны листа, чуть ниже центрального холма, провести еще одну линию через весь лист изображающую холм. Над ним намечаем дом чуть крупнее предыдущих. С левой стороны от дома проводим тонкую вертикальную линию намечая ствол елки.


4. Слева от центрального домика намечаем две вертикальные линии разного размера. В верхней части каждой проводим круг или овал намечающий область кроны деревьев. С правой стороны от двух домиков намечаем стволы елочек. Необходимо следить за соблюдением пропорций. На правом краю листа наметить ствол и крону большого дерева, находящегося на одном холме с большим домиком. Над правым и левым нижними углами, наметить холмики переднего плана. В верхней части листа, чуть левее центра, наметить небольшой круг – луны. За домами провести плавно изгибающуюся линию заднего плана.


5. Над линией заднего плана проводим волнистую линию обозначающую лес на заднем плане. Над холмами переднего плана несколькими дугообразными линиями намечаем кусты. Оцениваем гармоничность композиции. На моей потребовалось наметить еще одну елочку слева от большого домика, чуть ниже первой. А так же тропинку от одного холма к другому.


6. Начинаем работу белыми гелевыми ручками. Работать следует без нажима на ручку, тогда линии будут получаться более белыми. Аккуратно обводим крышу центрального домика.


7. И заливаем ее белым цветом, получается крыша покрытая снегом.


8. С правой стороны крыши проводим два небольших штриха, а над ними маленькое белое пятно снега. Получается труба. На линиях стен рисуем срезы бревен – небольшие круги со спиралью в центре. Кругов должно быть 4-5 с каждой стороны.


9. На стене домика рисуем небольшое окошко прямоугольной формы.Вокруг и внутри окна прорисовываем раму.


10 Горизонтальными линиями намечаем бревна в нижней части домика. Для придания работе большей живости линии могут быть сплошными и прерывистыми.


11. Из трубы проводим легкие волнистые линии дыма, не более 2-3. Линии должны быть разной длинны и идти вертикально. Под домом проводим одну-две линии холма. Линии должны быть живыми соединяться, расходиться.


12. От холма провести две линии ствола дерева. В верхней части кроны линии должны соединиться.


13. По стволу проводим еще одну-две вертикальные линии показывающие структуру коры дерева.


14. От ствола в разные стороны проводим большие ветви по три с каждой стороны. Каждая ветвь должна заканчиваться на лини круга-кроны. У ствола линия ветви должна быть чуть толще.


15. От каждой большой ветви проводим маленькие ветви, каждая из которых должна доходить до лини круга-кроны.


16. Чем больше их будет, тем более густая крона получится у дерева.


17. Аналогичным образом выполняем второе дерево.


18. От среднего холма проводим одной, двумя линиями соседний холм. Выполняем домики на заднем плане, начиная с крыши.


19. Справа от домиков заднего плана выполняем ель. Она должна быть выше домика. В верхней части ели делаем небольшой штрих – это макушка ели. От макушки несколькими штрихами разной длинны выполняем первый ярус ветвей ели. Получается своеобразная «юбочка» плотно прилегающая к стволу в верхней части и расширяющаяся к низу.


20. Второй ряд ветвей выполняется аналогично, только верхняя и нижняя части «юбочки» становятся чуть шире. Важно чтобы между «юбочками» оставался небольшой зазор черного цвета. Продолжать опускать ярусы ветвей аналогичным образом опускаясь до линии холма. С левой стороны ветви ели вплотную прижимаются к домику.


21. С права выполняем большое дерево переднего плана. Проводим ствол двумя линиями, соединяющимися в верхней части. Несколькими линиями намечаем кору на стволе.


22. Верхнюю часть ствола доводим до края круга-кроны. По сторонам от ствола располагаем по 4 больших ветви. Основания больших ветвей усиливаем.


23. От каждой большой ветви отводим маленькие веточки, каждая из которых заканчивается на круге-кроны. Маленькие веточки могут пересекаться между собой.


24. Аналогичным образом у основания дерева выполняем пару кустиков.


25. Слева выполняем большой домик.


26. Проводим линии холма. Слева от большого домика выполняем высокую ель. Слева от высокой ели выполняем еще одну ель меньшей высоты.


27. Проводим линию дальнего плана без нажима. Над ней проводим линию леса. Мелкими штрихами намечаем стволы. Около домов рисуем небольшие кустики. Выполняем кусты переднего плана справа. А так же холмы одной-двумя линиями.


28. В небе прорисовываем луну, усиливая линию, для большей яркости. Дорабатываем кусты переднего плана слева. Легкими линиями намечаем дорожку между холмами.

Хотите увлечь ребенка необычным видом искусства? Предлагаем вам научить его нетрадиционной техники рисования - граттографии.



Определение понятия

Граттаж - это графический рисунок, который наносят на бумагу с помощью острого инструмента. Только не спешите думать, что нужно будет вырезать фигуры из бумаги. Рисунок наносится на специальную основу. С этой целью картон или простой лист бумаги покрывают тушью и дают краске высохнуть. Только после этого острой «кистью» процарапывают рисунок.

Такую технику изображения уже достаточно давно преподают в художественных школах и детских студиях рисования. Однако дети крайне редко применяют ее на практике. А зря. Созданные с помощью граттографии рисунки получаются объемными и, главное, уникальными. В созданном, таким образом, произведении присутствует какая-то загадка.

Важные аспекты

В художественной школе преподаватели подробно объясняют, как создать картину с помощью техники граттаж. Но что делать, если ребенок не посещает такого рода заведение? Вы можете сами обучить его данному методу рисования. Итак, граттаж, техника рисования.

В первую очередь для создания рисунка следует подготовить основу. Для этого лучше всего использовать картон. В зависимости от пожеланий основу можно оставить белой либо окрасить ее в произвольный цвет. Обратите внимание, что если не раскрашивать картон, то рисунок на выходе получится черно-белым.

Второй важный момент - это используемый инструмент. В качестве «кисти» может выступать вязальная спица, скальпель, деревянная маникюрная палочка или шариковая ручка.

Для создания основы рисунка используются преимущественно акварельные краски, акрил или гуашь. Однако допустимо применение восковой пастели или масляного фона.

Граттаж, Мастер-класс

Творческий процесс начинается с закрашивания картона. По вашему желанию можно использовать один цвет либо внести в картину несколько сочных красок. Когда основа высохнет можно переходить ко второму этапу рисования - затирки.

Этот момент крайне важен. Следует тщательно натереть основу парафином или воском. Обратите внимание, что эту работу необходимо выполнить качественно. Парафиновый слой должен покрывать каждый миллиметр картона. Обязательно проверьте качество проделанной работы. Для этого поднесите лист к источнику света. На свету отчетливо видно пропущенные места.

Третий этап работы - нанесение черной краски. Здесь лучше использовать тушь, акрил или гуашь. Обратите внимание, что для каждого материала используется индивидуальный метод нанесения. Так, для нанесения туши понадобиться дополнительно жидкое или обычное мыло. В отельной тарелочке разведите мыльную воду и периодически макайте в нее кисть. Гуашь же разводят жидким мылом в отдельной баночке, без добавления воды.

Данная хитрость позволяет равномерно распределить краску по парафиновой поверхности. Теперь следует дождаться полного высыхания основы. Эта процедура должна проходить при естественных условиях. Не следует ускорять процесс высыхания подручными средствами (к примеру, феном). За счет нагрева, нанесенный на картон воск, начнет плавиться и впитается в бумагу. В результате верхний слой невозможно будет процарапать.

Заключительный этап работы - нанесение рисунка. Этот процесс очень кропотлив. И самое главное, если линия была проведена, избавиться от нее уже не получиться. Ввиду этого мы рекомендуем вам для начала нарисовать рисунок на простом листе бумаги. Затем наложить его на черную основу и вновь прорисовать очертания рисунка с помощью шариковой ручки. В результате на черной основе отмечается ваш рисунок и вам останется только процарапать его острым инструментом. Вот и все, граттаж - картина готова.

Видео. Как рисовать в технике граттаж

Рисунки в технике граттаж

Елена Самонкина

Мастер – класс «Рисунки - цап-царапки свечой (воском)»

«Я о граттаже расскажу вам.

Он вызывает интерес.

Ты словно фокусник царапкой

Рисуешь целый мир чудес».

Я расскажу об интересной технике рисования "граффито» или ГРАТТАЖ! Эта техника интересна и доступна и детям и взрослым любого возраста.

Граттаж - необычная техника рисования, в переводе с французского языка означает скрести, царапать - это выполнение рисунка острым инструментом, процарапывание бумаги или картона, залитых тушью по воску. Поэтому граттаж ласково называют «Цап-царапки»!

Материал для работы: лист бумаги или картона, кисть (губка, свеча, масляные карандаши, тушь (гуашь, баночка с водой, мыло (мыльный раствор, острые предметы для процарапывания, салфетка, газета.

Классический граттаж (черно – белый): лист бумаги натираем воском (свечой). Затем кистью или губкой наносим на поверхность тушь (гуашь).

Тушь (гуашь) с трудом пристает к жирной поверхности. Чтобы тушь не собиралась в капли на восковой поверхности есть одна хитрость - её смешивают с мылом (мыльным раствором).

Когда тушь высохнет, острым предметом - палочкой, зубочисткой - процарапываем рисунок, образуя на черном фоне тонкие белые штрихи. Стол необходимо застелить, иначе все вокруг будет усеяно черной туше-восковой крошкой. В работе используются острые инструменты для удаления черной краски с поверхности картона, в результате появляется белый слой. Получается эффектное черно-белое изображение.

Можно закрасить альбомный лист не свечой, а яичным желтком (основа). Рисунок получится очень ярким.

Цветной граттаж - его можно нарисовать с помощью восковых или масляных карандашей, и тогда свеча не нужна.

1 Этап: лист бумаги (картона) закрашиваем масляными карандашами, восковыми мелками. (можно использовать цветную бумагу или покрыть лист акварелью, но тогда сверху рисунок необходимо натереть свечой).

2 Этап: добавляем в черную тушь (гуашь) жидкое мыло или шампунь и этой смесью кистью покрываем закрашенный лист, даем высохнуть. Закрасить краской надо так, чтоб карандаш не просвечивал. Можно дать краске высохнуть и закрасить еще раз.

3 Этап: самое интересное - когда чёрный цвет высохнет, можно нарисовать контуры – карандашом или перевести через копирку. Потом берем зубочистку (палочку, стек, спицу, вилку) и процарапываем рисунок по туши. На черном фоне образуется рисунок из тонких цветных штрихов.


Рисование необычными материалами (в данном случае свечой) доставляет много радости и развивает творческие способности детей.


Рисунки детей:



Я уверена, что у вас все получится. Если вы попробуете, то на одном рисунке не остановитесь.



Желаю приятных минут творчества вам и вашим детям!

Современное творчество и рукоделие предлагает массу очень интересных и необычных техник, в том числе технику, когда картины рисуют путем процарапывания по воску. Называется такая техника рисования граттаж, или воскография. Результат такой работы похож на гравюру.

Граттаж - что это?

Что же такое техника рисования граттаж? Буквальный перевод этого термина - «царапанье» (что происходит от французского глагола gratter, в переводе "царапать"). Граттаж - это по своей сути вид гравюры. Правда, на этот счет мнения различных художников расходятся. Если принимать за гравюру любое изображение, полученное путем нанесения штрихов без наличия краски, то граттаж - типичная гравюра. Как, впрочем, и любой рисунок карандашом.

Если же принимать за гравюру только то, что наносится на особую твердую поверхность (такую как дерево или металл), то рисование в технике граттаж - это своеобразная имитация гравюры, выполненная на картоне или очень плотной бумаге. Рисунки в такой технике выполняются слегка острым предметом (таким как перо, специальный резец, заостренная палочка) на предварительно подготовленной для картины поверхности.

Этапы создания шедевра в технике граттаж. Шаг первый - как выбрать основу гравюры

Для создания шедевра в такой интересной технике для начала надо подготовить картон или лист плотной бумаги (можно ватмана). Далее у художника есть несколько вариантов.

Вариант первый - оставить бумагу просто белой.

Вариант второй - сделать эту основу цветной, в произвольном творческом порядке нанеся на нее акварель.

Вариант третий - хорошенько закрасить картон обычными восковыми мелками. Можно воспользоваться одним цветом, а можно набросать разноцветные пятна-полоски (потребуется довольно толстый слой), не оставляя пустых пятен.

Вариант четвертый - в качестве основы можно взять цветной картон.

Вариант пятый - подготовить картон уже с готовым рисунком на нем. Например, кусок коробки конфет или обложку тетради, что позволяет попробовать граттаж в домашних условиях, имея минимум материалов под рукой.

Шаг второй - нанесение воска

Подготовив основу, надо нанести на нее воск. Сделать это также можно различными способами.

Вариант первый - втереть в основу

Вариант второй - натереть свечу на терке в некую емкость и поставить ее на водяную баню. После того как воск расплавится, нанести воск на подготовленный картон с помощью небольшой кисточки.

Вариант третий - зажечь (это маленькая свеча-таблетка) и набирать воск на кисть прямо из свечи, перенося его на картон.

Если вы предварительно нанесли на основу шаг с воском нужно пропустить. Правда, если нанесение мелками показалось вам неравномерным, это можно исправить как раз на данном этапе. Попробуйте чуть улучшить ситуацию при помощи растворителя (например, возьмите скипидар).

Именно за счет использования таких материалов граттаж прекрасно подходит для детского развития. Но профессиональные мастера вместо воска применяют мел, специальную глину, яичный желток. Но эти материалы все же для тех, кто давно знает, что такое техника рисования граттаж, в детском саду использование таких основ нецелесообразно.

Шаг третий - придаем цвет

На этом этапе требуется закрасить нанесенный слой воска. И здесь могут быть варианты. Можно сделать это при помощи обыкновенной туши. Возможно, в процессе работы она будет скатываться по поверхности воска, тогда придется проявить терпение и нанести несколько слоев. Есть также вариант наносить тушь ватным тампоном или губкой.

Другой вариант закрашивания поверхности - с помощью гуаши. Краска может быть абсолютно любого цвета, а также ее можно нанести пятнами. Правда, этот способ хорош только тогда, когда художник имеет четкое представление о готовом результате. Такой вид гравюры будет менее долговечен, да и в процессе работы гуашь смазывается и пачкает все вокруг.

И наконец, третий вариант - техника рисования граттаж подразумевает и применение Правда, и здесь есть тонкости - как правило, акрил застывает пленкой, и, возможно процарапывание с небольшими неровностями, подобно тому, как процарапывается полиэтилен. С таким покрытием нужно быть предельно осторожными. Кстати, рабочую поверхность и пол вокруг стола лучше застелить, иначе все поверхности будут усеяны мелкой туше-восковой крошкой.

Шаг четвертый - волшебство появления гравюры

На данном этапе начинается настоящее волшебство. Здесь потребуется любой слегка заостренный предмет, например, спица, гвоздь, зубочистка, одноразовая вилка (которая прекрасно подходит для рисования волн на море) и т.п. Кстати, наиболее простой вариант - шариковая ручка, которая перестала писать. И начинаем творить! Конечно, профессиональные художники, для которых техника рисования граттаж не является новинкой, используют специальные резцы (резаки), но любителям и новичкам будет достаточно и перечисленных подручных средств. Вы будете расцарапывать верхний слой краски, а в царапинах будет проступать белое (или цветное, если основа была предварительно закрашена) пространство. Естественно, можно процарапывать не только точки, черточки или полоски, можно также снимать, если это требуется, целые участки красочного слоя, рисуя, к примеру, лепестки цветов.

Кстати, есть и вариант обратной техники граттаж - процарапывание темного картона, который сверху покрыт светлой краской.

Если гуашь (или тушь) скатывается с предыдущего слоя, обработанного восковыми мелками или карандашами, то можно сначала обезжирить основу с помощью талька (просто посыпать сверху и протереть ватным диском).

Чтобы гуашь не окрашивала руки при выцарапывании рисунка, до ее нанесения добавьте в краску немного ПВА и хорошо промешайте. Либо при рисовании подложите под руку, которая опирается в лист, кусок чистой бумаги.

А если вы хотите узнать, что такое граттаж и попробовать перенести на свой лист какой-либо рисунок из альбома, книги, журнала, знайте, что сделать это очень просто. Переведите рисунок сначала на кальку, а затем с кальки, слегка продавливая, нанесите легкий контур вашего рисунка на заранее подготовленный для граттажа лист. И только после этого его как следует процарапайте.

Крохина Оксана Александровна

Сегодня знакомила своих детей с нетрадиционной техникой рисования . Сложное слово ГРАТТАЖ , они пока не запомнили, но это дело времени. Ведь сегодня у нас был всего лишь первый урок. Итак, что же такое ГРАТТАЖ ?

Граттаж (от фр. - скрести, царапать) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых гуашь. Другое название техники - воскография . Произведения, выполненные в технике граттажа , отличаются контрастом белых линий рисунка (или цветных,если предварительно нанесли акварельную краску) и чёрного фона. представляю Вам свой вариант рисования в технике граттаж .

Для работы приготовила белый картон, парафиновую свечу, деревянную палочку, акварельные краски, черную гуашь, стакан с водой, кисти и восковые мелки.


раскрашиваем белый картон в произвольном порядке акварельными красками или восковыми карандашами.


Натираем лист парафиновой свечкой. Если лист раскрашен акварелью, дождаться полного высыхания.

Затем покрываем лист толстым слоем черной гуашевой краски

Лист готов к работе только тогда, кода высохнет краска. Я на примере показала детям, как нужно царапать и что может получиться.


И вот что вышло у моих воспитанников.




Первое занятие прошло отлично. Мы будем совершенствоваться.

Публикации по теме:

Мастер-класс для педагогов «Нетрадиционная техника рисования «граттаж» Цель мастер-класса: повысить желание педагогов к овладению новой нетрадиционной техникой рисования «граттаж». Задачи мастер-класса: 1. Знакомство.

"БУКЕТ СИРЕНИ" Уважаемые коллеги хочу представить Вашему вниманию мастер - класс по нетрадиционной технике рисования. В своей работе я.

Именно в творчестве можно дать ребенку простор для самовыражения: помочь ему в выборе чем рисовать,на чем рисовать и как рисовать. Ничто.

Мастер-класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле» 1 слайд: Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаю мастер – класс «Нетрадиционная техника рисования песком на стекле». 2 слайд: Согласно.

Рисование с использованием нетрадиционных техник рисования завораживает, успокаивает и увлекает детей. Это свободный творческий процесс,.

Цель: знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования: рисование мятой бумагой. Задачи: развивать творческие способности, интерес.

Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Мастер-класс по кружковой работе «Нетрадиционная техника рисования» Я, Парначева Татьяна Леонидовна, воспитатель Детского сада №1 занималась.




Top