Техника Леонардо да Винчи раскрыта. Мона Лиза слой за слоем

Искусствоведы разных мастей уже не один век бьются над многочисленными загадками «Джоконды». Выводы, которые делали учёные, были один невероятнее другого. Наука практически подошла к тому, чтобы признать таинственную Мону Лизу посланницей альфы Центавра, как вдруг появился добрый парижанин и раскрыл все джокондины секреты.

Паскаль Котт (Pascal Cotte) - так зовут человека из Парижа, которому мы теперь обязаны новым знаниям об удивительной картине Леонардо да Винчи.

А началось всё, по словам Котта, ещё в 1960-х годах. Когда Паскаль, будучи мальчиком (сейчас ему 49 лет), впервые увидел «Мону Лизу» в Лувре (Louvre), он провёл несколько часов, разглядывая картину.

Один из них даже узнал на портрете своего начальника (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Прошло время, и теперь уже инженер Паскаль Котт снова принялся её рассматривать, но с использованием специальной техники. Три года назад он сделал серию снимков «Джоконды» с помощью специального 240-мегапиксельного сканера. На это он потратил ещё больше времени - примерно 3 тысячи часов. С ума сойти!

Однако терпеливый исследователь не ограничился обычным светом - он применил 13 разных светофильтров (видимо, совсем не суеверный гражданин). Он даже использовал инфракрасное и ультрафиолетовое освещение. Так и выяснилось, что первоначально загадочная женщина была изображена не так, как мы привыкли её видеть сейчас.

«Джоконда» - одна из пятисот картин, которые Паскаль Котт (это он на фотографии) исследовал в разных спектрах с высочайшим разрешением. Среди прочих - произведения ван Гога, Брейгеля, Курбе и других европейских мастеров живописи (фото AP/Marcio Jose Sanchez).

Во-первых, обнаружилось, что лицо сначала было несколько другим - оно было чуть более широким, а улыбка - несколько более выразительной.

Во-вторых, выяснилось, что да Винчи решил поменять положение двух пальцев на левой руке дамы.


Опять Котт! Ну, раз уж мы вам его показываем, то упомянем заодно, что он возглавляет компанию Lumiere Technology , занимающуюся высокоточной оцифровкой картин в различных диапазонах электромагнитного спектра (фото AP).

И, в-третьих, стало понятно, что поначалу Мона Лиза этой самой рукой поддерживала покрывало, которое сейчас уже почти не видно из-за того, что краски поблекли. Котт заметил, что с тех пор художники, копируя это знаменитое полотно, передавали это положение руки, вовсе не понимая, почему оно именно таково.


«Мона Лиза» в начале 1500-х и в начале 2000-х. Реконструкция Паскаля Котта (фото с сайта bluebretzel.com).

Обнаружился ещё один интересный момент, касающийся некоторых деталей. У Моны Лизы не прорисованы ни брови, ни ресницы. Однако Котт, рассмотрев глаза красавицы на своих детальных снимках, заметил, что крошечные трещины в краске несколько меньше окружающих. Это свидетельствует о том, что некогда кто-то, возможно, некий реставратор во время своей работы стёр частицы краски, показывавшие брови и ресницы.

Вот так проходил процесс сканирования. Разрешение полученного изображения составляет 150 тысяч точек на дюйм. Благодаря этому картина была увеличена в 24 раза (фото с сайта bluebretzel.com).

Да и вообще, Котт выяснил, что цвета красок картины, к которым мы сейчас привыкли, совсем не такие, как были когда-то давно. Это, конечно, неудивительно, но упорный исследователь разобрался, какими именно они были полтысячелетия назад (Леонардо писал «Джоконду» несколько лет в начале XVI века).

Life78 поговорил с итальянским исследователем Сильвано Винчети, который утверждает, что обнаружил еще один вариант знаменитой картины Леонардо да Винчи «Мона Лиза». Полотно, которое называется «Мона Лиза с колоннами», по его словам, находится в частной коллекции в Петербурге.

— Есть много подтверждений тому, что данная работа действительно может принадлежать кисти тосканского гения живописи, однако пока это только гипотеза, — рассказал Винчети.

Исследователь заявил, что для анализа картины были использованы новейшие методы исследования, в частности, метод инфракрасной и рентгеновской спектрометрии, а также были изучены компоненты используемой краски.

— Метод называется «Карбониум-4». Мы берем пробу части полотна, обрабатываем ее, и получаем схему. Два главных элемента — кожа животного и краска. Мы изучаем их и примерно понимаем, в какой временной период была написана картина, - говорит Винчети.

По его словам, исследования показали принадлежность картины из частной коллекции к периоду, в котором да Винчи создавал свои шедевры. Винчети добавил, что исследуемая картина младше знаменитой работы в Лувре.

Ученый также рассказал о применении новой технологии с использованием передовых возможностей программного обеспечения. Картина «Мона Лиза с колоннами» и ее детали были сопоставлены с другими работами да Винчи. В частности, для анализа была использована ранняя версия знаменитого полотна из Лувра, которая, по версии авторитетного исследователя творчества да Винчи Карло Педретти, принадлежит кисти итальянского гения.

— Кроме этого, мы сравниваем картину, которую исследуем с другими картинами художника. И мы ищем искусствоведа, которые специализируется конкретно на этом мастере, — отметил он.

Сопоставление российской картины и ранней работы да Винчи показало их полное сходство, сообщил Винчети. Исследователи обратили внимание на такую деталь, как форма верхней губы Моны Лизы. По словам Винчети, на ранней картине и у российской Моны Лизы она совпадает и является волнистой, в то время как на луврском изображении форма более линейная. Исследователь подчеркивает, что эскиз с волнистым сегментом несомненно принадлежит руке Леонардо и находится в Королевской библиотеке в Англии.

— В результате предварительного изучения полотен мы обнаружили частичное совпадение между оригиналом из Лувра и экземпляром из частной российской коллекции. Это четко видно по очертанию верхней губы Моны Лизы, — сказал Карло Педретти.

Педретти также отметил, что у российской «Моны Лизы» и картины в Лувре есть еще одна отличительная особенность: руки Джоконды написаны в более темных тонах, чем ее лицо. Это свидетельствует об использовании живописцем техники светотени , которую он описал в «Трактате о живописи». Эта характерная особенность позволяет отличать копию от кисти мастера.

Кроме того, в глазах русской Джоконды обнаружили буквы S и L, сообщил Винчети. Причем первую букву легко обнаружили на инфракрасной фотографии, а L тяжело заметить, поэтому, вероятно, будут использована другая техника.

Педретти сделал предположение, что картина из петербургской частной коллекции могла быть написана Леонардо совместно с его учеником.

Сильвано Винчети считает, что исследование весьма наглядно свидетельствует о возможной принадлежности «Моны Лизы с колоннами» кисти да Винчи. Он отметил серьезность и честность проделанной работы. Однако Винчети заявил, что готов изменить свое мнение, если появится достойное обоснование обратного.

Появление «русской Моны Лизы» соответсвует многочисленным теориям о том, что Леонардо да Винчи написал более, чем одну версию «Моны Лизы». Известно также, что что у луврской «Моны Лизы» да Винчи несколько раз переписывались детали.

— Мы исследовали Джоконду из Парижа с помощью инфракрасных лучей. Выяснилось, что картина в Лувре в том виде, в котором она сейчас там находится, как минимум три раза была изменена, — сказал Винчети.

Итальянский исследователь Сильвано Винчети не раз оказывался в центре скандалов, связанных с итальянским искусством. В частности, он инициировал поиски места захоронения и эксгумацию модели художника Леонардо да Винчи Лизы Герардини. Ради этого провели раскопки на территории монастыря Св. Урсулы.

При этом ранее итальянец заявлял, что моделью для «Моны Лизы» мог быть ученик живописца Салаи (настоящее имя Джан Джакомо Капротти). Винчети также сообщил, что обнаружил в зрачке Джоконды крошечные символы L и S. По версии Винчети, L означала «Леонардо», а S — «Салаи», что может подтверждать теорию о модели.

Профессор Карло Педретти — один из наиболее авторитетных современных исследователей творчества Леонардо да Винчи, итальянский историк, директор Центра Хаммера по изучению наследия Леонардо да Винчи в Лос-Анджелесе. Он написал ряд книг о творчестве художника на основе исследования картин, которые написал великий итальянский мастер.

Французский Центр исследований и реставрации произведений искусства, находящийся в подвалах Лувра, впервые провел анализ знаменитого портрета Моны Лизы работы Леонардо да Винчи с помощью портативного рентгенофлуоресцентного спектрометра.

Работа этого прибора, производящего неразрушающий химический анализ, основана на том, что рентгеновские лучи возбуждают атомы облучаемого вещества и те в свою очередь флуоресцируют - испускают рентгеновские лучи, энергия которых характерна для атомов каждого химического элемента. В случае с картинами можно определить состав красок, которыми пользовался живописец. Новый французский спектрометр позволяет проводить послойный анализ картины, то есть детально расшифровывать технику художника, пишет nkj.ru.

Известно, что Леонардо использовал технику письма портретов маслом, в начале эпохи Возрождения изобретенную фламандцами. Сначала на полотно (или, в случае Джоконды, деревянную основу) наносят слой белил, хорошо отражающих свет. Затем ту область, где будет лицо, покрывают равномерным слоем телесно-розового пигмента. Розовый оттенок усиливают на губах и щеках. Тени, делающие портрет объемным, наносят с помощью нескольких слоев лессировки полупрозрачной смесью масел и скипидара с небольшим количеством темных красителей. Лессировка позволяет обогатить колорит, изменить оттенок нижележащих красок, создать светотени. Наконец портрет покрывают лаком. Но какую толщину имеют все эти слои и из чего состоят? До сих пор для ответа на этот вопрос надо было «отщипнуть» кусочек краски размером хотя бы полмиллиметра и прощупать его в электронном микроскопе тонким пучком электронов - электронным зондом. Далеко не всегда возможно взять такой образец, разве что где-то в уголке, и то если картина уже немного повреждена, а для Моны Лизы эта операция совершенно исключена.

Французские физики создали для компьютерного блока рентгеновского спектрометра программу, позволяющую по степени поглощения рентгеновских лучей вышележащими слоями краски определить их толщину. Процедура, предварительно проверенная на специально созданных картинах, нисколько не вредит живописи. Переходя от более светлых участков портрета, где слой лессировки тонок или отсутствует, к более темным, исследователи промерили слои, нанесенные кистью мастера.

Оказалось, что средняя толщина каждого слоя порядка двух микрометров, всего слоев около двух десятков, а общая толщина красочного слоя - до 40 микрометров. Каждый слой, судя по составу растворителей, должен был сохнуть от нескольких дней до нескольких месяцев. Обнаружилась загадочная особенность: да Винчи использовал краски с необычайно большим содержанием марганца. Причины этого неясны.

Измерения производили во вторник, когда Лувр закрыт для посетителей, работа заняла четыре часа. И еще несколько дней продолжалась математическая обработка результатов.

, .
Свыше восьми миллионов посетителей каждый год приезжают в Лувр, чтобы восхититься шедевром "Мона Лиза". Тем не менее то, что мы видим сегодня, лишь отдаленно напоминает оригинальное творение Леонардо да Винчи. Более 500 лет отделяет нас от времени создания картины.

Сегодня перед нами изображение потускневшего, выцветшего лица женщины, пожелтевшее и потемневшее в тех местах, где раньше зритель мог видеть коричневые и зелёные тона. Современники Леонардо не раз восхищались свежими и яркими красками полотен итальянского художника. Этот портрет не избежал разрушительного действия времени и повреждений, причинённых в результате многочисленных реставраций. Деревянные опоры сморщились и покрылись трещинами. Свойства пигментов, связующего вещества и лака с годами претерпели изменения под воздействием химических реакций.
Французскому инженеру Паскалю Котте, изобретателю мультиспектральной фотокамеры, было дано почётное право создать серию снимков «Моны Лизы» в высочайшем разрешении. Результатом его работы стали детальные снимки картины в диапазоне от ультрафиолетового до инфракрасного спектра (световые волны, которые при нормальных условиях человеческий глаз воспринимать не может). Используя уникальный сканер собственного изобретения, Паскаль потратил около трёх часов, создавая снимки «голой» картины, то есть без рамы и защитного стекла. Результатом работы стали 13 снимков шедевра с 240-мегапиксельным разрешением. Качество этих изображений абсолютно уникально. Потребовалось два года для анализа и проверки полученных данных.
Двадцать пять секретов картины были впервые обнародованы в 2007 году на выставке «Гений да Винчи». Например, мы впервые можем насладиться оригинальным цветом красок «Моны Лизы» (то есть цветом оригинальных пигментов, которые использовал да Винчи). Снимки представили перед нами картину в первозданном виде, подобно тому, какой её видели современники Леонардо: небо цвета лазурита, тёпло-розовый цвет кожи лица, отчётливо прорисованные горы, зелёные деревья…
Фотографии Паскаля Котте показали, что Леонардо не закончил работу над картиной. Мы наблюдаем изменения в положении руки натурщицы. Видно, что поначалу Мона Лиза поддерживала рукой покрывало. Также стало заметно, что выражение лица и улыбка сначала были несколько другими. А пятно в уголке глаза является повреждением в лаковом покрытии от воды, возникшем скорее всего в результате того, что картина какое-то время висела в ванной комнате Наполеона. Мы также можем определить, что некоторые части картины со временем стали прозрачными. И увидеть, что вопреки современной точке зрения у Моны Лизы были брови и ресницы!

Мона Лиза. Левая часть пейзажа при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Правая часть пейзажа при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Глаза при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Губы при различных вариантах съемки.

Мона Лиза. Руки при различных вариантах съемки.

Увидеть "Мону Лизу" без рамки возможно только в том случае, если вы являетесь куратором, реставратором или ученым. Если смотреть на оборотную сторону картины, то можно увидеть множество надписей и исправлений:


  • Панель расколота и скреплена при помощи двух клипс. Верхняя клипса бежевого цвета была утеряна при неизвестных обстоятельствах.

  • Надпись "Au garde des tableaux à Versailles... bureau du Directeur" возможно указывает на перенос картины из замка Фонтебло в Версаль. Русский перевод этой надписи звучит так: "Хранителям картин Версаля... кабинет директора".

  • В левом углу можно увидеть надпись "Joconde" - это французское название картины.

  • В правом нижнем углу стоит красный штамп "Musèe Royal" (Королевский музей). Лилия (Fleur-des-lys) являлась символом французских королей. Число "316" было номером картины в коллекции Королевского музея.

  • В середине панели можно увидеть число "29". Это номер "Моны Лизы" в списке картин, переехавших из Версаля в Лувр

  • Над номером значится буква "Н". Смысл этой буквы до сих пор остается загадкой. Никому неизвестно, когда и при каких обстоятельствах она появилась.

Пресс-релиз (отрывок)

…Одним из наиболее запоминающихся является раздел из Парижа «Секреты Моны Лизы», представляющий работу французского инженера Паскаля Котте (Pascal Cotte).

Увлечение всей жизни — изучение картины «Мона Лиза» и вопросов ее консервации — привело его к изобретению передовой 240-мегапиксельной мультиспектральной фотокамеры, использующей запатентованную инфракрасную технологию и интенсивное освещение для сканирования картины и виртуального снятия одного за другим слоев наложенного за века лака. С помощью этой фотокамеры Коте удалось раскрыть, как выглядела только что законченная «Мона Лиза», а также увидеть записанные элементы, реставрацию и попытки консервации полотна – вплоть до идентификации отдельных использованных да Винчи пигментов.

Коте получил беспрецедентный доступ к Моне Лизе благодаря сотрудничеству Министерства культуры Франции и Лувра и сфотографировал «неприкрытую» картину, чтобы затем провести научное изучение собранного материала. Все его удивительные открытия представлены в виде галерейной выставки на многократно увеличенных фотографиях с высоким разрешением, самая крупная из которых – гигантское изображение Моны Лизы размером 4,26 м х 3,05 м….

Секреты «Моны Лизы»

(пояснительные этикетки на выставке)

Паскаль Котте, французский инженер и изобретатель мультиспектральной фотокамеры, был удостоен чести сделать серию снимков картины «Мона Лиза» в Лувре. Портрет без рамы был сфотографирован в высочайшем разрешении 240 мегапикселей. В результате проведенного научного исследования был получен увеличенный в несколько раз инфракрасный снимок, который сам по себе является шедевром.

Инфракрасный луч обладает свойствами проникать через верхний слой картины и показывать, что находится под ним. В результате анализа полученных данных мы можем увидеть на изображении следы ретуширования и реставрации, предварительных набросков, оригинальных пигментов и т.д.

1) «Мона Лиза» была написана на доске из тополя. Вы можете увидеть границы картины и подготовительную стадию работы — подмалевок. Это доказывает, что доска не была обрезана.

2) Реставрация коснулась верхней части неба. Помимо этого был выполнен ряд других мелких исправлений.

3) Трещина размером 11 сантиметров на доске была реставрирована дважды

4) Вуаль, написанную в несколько слоев, по ошибке принимали за чепчик.

5) Пятна в уголке глаза и на подбородке являются результатом повреждения лакового покрытия. Это опровергает первоначальную гипотезу о том, что да Винчи изобразил симптомы болезни натурщицы, которая страдала от повышенного содержания холестерина в крови.

6) Первоначально взгляд Моны Лизы был несколько другим.

7) Уменьшение трещинок в области губ и глаз свидетельствует о возможных реставрациях или осветлении лака.

8) У Моны Лизы было более широкое лицо, нежели сейчас

9) Улыбка была более выразительной и четкой.

10) До сих пор изображение вуали нельзя было видеть отчетливо. По всей видимости, Леонардо стремился к четкой прорисовке контуров вуали.

11) Вы можете увидеть, что вуаль была написана поверх пейзажа. Благодаря этой информации можно сделать вывод о технике художника, а также воспроизвести очередность, в которой Леонардо писал тот или иной элемент картины.

12) Колонна со временем стала прозрачной. При взаимодействии с некоторыми пигментами масло имеет свойство с годами становиться более прозрачным.

13) С платья Моны Лизы исчезли кружева.

14) Вы можете увидеть подготовительный набросок кружев.

15) Становятся заметны ранее невидимые линии, свидетельствующие о том, что вуаль была написана художником позже.

16) Вы можете увидеть предварительный набросок колонны в левой части картины.

17) Перила выполнены из дерева.

18) Под правым локтем стал виден накрытый вуалью подлокотник кресла.

19) В области локтя натурщицы стали заметны следы реставрации, проведенной после того, как в 1956 году один из посетителей повредил картину, бросив в нее камень.

20) Пальцы рук не прорисованы до конца.

21) Леонардо решил изменить первоначальное положение указательного и среднего пальцев левой руки.

22) Покрывало, лежащее на коленях Моны Лизы, переброшено через ее запястье (запястье слегка согнуто). Это во многом объясняет положение руки Моны Лизы, поддерживающей покрывало на животе.

23) Мона Лиза держит или придерживает покрывало на коленях пальцами левой руки.

24) На изображении отчетливо видны декоративные элементы в форме маленьких колонн на подлокотнике кресла.

25) Было сделано удивительное открытие — смотрите снимки глаз Моны Лизы.

Снимки глаз Моны Лизы

(подпись под илл.)

Так что же случилось с бровями и ресницами Моны Лизы?

Согласно Паскалю, существуют три гипотезы:

1) Возможно, краски, состоящие из пигмента земляного порошка и масла, с помощью которых Леонардо рисовал ресницы, смешались с грунтовкой холста и растворились.

2) С течением времени масло наряду с пигментом выцвело. Эта гипотеза является наиболее распространенной. Посмотрите на правую колонну, которая также начинает исчезать.

3) Возможно, ресницы исчезли с картины вследствие неправильной чистки картины и повреждения лакового покрытия. Множество образовавшихся трещинок возле глаз подтверждают данную гипотезу.




Top