Техника рисования драпировки акварелью. Как рисовать драпировки

Рисование драпировок (складок ткани)

1. Выбираем ткань для рисования драпировок. Для этого нужно учитывать свойства материала. Лён создаёт крупные склады, так как он довольно плотный. Шёлк лёгкий и тонкий, поэтому драпируется, ложась красивыми складами. Лучше всего драпируется шёлк натуральный или искусственный, это не имеет значения. А хуже всего драпируется лён. Хлопчатобумажные ткани драпируются нормально, не слишком хорошо и не слишком плохо. Чем плотнее ткань, тем хуже она драпируется.

Начинающему рисовальщику я порекомендую сначала порисовать белую драпировку. Так как вы должны видеть светотень на белом, а потом уже на цветном. На последующие работы можно выбирать ткань светлую, гладкую, без орнамента. Чем темнее ткань по тону, тем труднее её рисовать, цвет при этом не имеет значения. И без орнамента (!), потому что орнамент при рисовании будет сильно путать начинающего рисовальщика. Орнамент имеет свой тон, и очень тяжело на начинающем этапе рисовать ткань, учитывая светотень на ткани и тон орнамента.

Орнамент полос и квадратов (лучше полос), можно и нужно брать при рисовании натюрмортов, располагая эту ткань на столе под углом, таким образом, чтобы лучше всего можно было проследить перспективу. Таким образом, Ваш рисунок будет смотреться объёмно в перспективе, более убедительно.

Но не берите слишком яркий орнамент на ткани, драпировка должна подчеркнуть Вашу задумку, а не взять всё внимание на себя.

2. Склады тканей находится на какой-то поверхности, поэтому сначала строим поверхность, а потом рисуем склады. Если драпировка находится на столе, то сначала рисуем стол, а затем драпировку. А если рисуем одежду на манекене, сначала рисуем манекен, а потом драпировку.

3. Продолжаем рисовать, намечая основные склады, обычно их 3-4. Их намечаем легко определяя их направление относительно друг друга, обводить каждую складу не нужно, так как это придаёт декоративности изображению, становится похоже на витраж. Ещё есть второстепенные складки, их намечаем после основных. При рисовании Вам совсем не обязательно копировать драпировку в мельчайших деталях. Например, совсем мелкие склады Вы можете упустить. Также некоторые элементы в рисунке можно придумывать и дорисовывать, если они композиционно лучше впишутся в рисунок, чем элементы реальной постановки.

4. Наметив легко все склады, проходимся "тенями" по самым тёмным местам драпировки.

Вопрос посетителей сайта: как узнать, как накладывать штрих на складке: вдоль, поперек или под углом?
Отвечаю: Штрихуем по форме изгибов ткани, незначительно меняя направление каждого последующего слоя штрихов, который накладывается. Кто не понял, смотрите урок «Штриховка» .

Ещё вопрос: как сделать, чтобы рисунок складки не создавал впечатление набора штриховок под разными углами, размещенные рядом?

Отвечаю: Такое происходит, когда Вы сильно нажимаете на карандаш. Создавая форму склады, вы нажимом стараетесь сделать тон ткани, а лучше это делать наслоением штриховки, лёгким нажимом карандаша.

Или же обратите внимание, как Вы штрихуете, каждый штрих должен быть как волос: начинается толще, а заканчивается тоненько-тоненько, это позволяет сплавлять штрихи вместе, чтобы они не смотрелись обособленно. И, создавая штрих, не давите со всей силы на карандаш, так как начало штриха тоже не должно выбиваться из рисунка. То есть тональный переход от начала до конца штриха не должен быть резким. Всё это обычная классическая штриховка.

Хотя есть техники штриховки которые построены именно на «неправильной» штриховке: (начало штриха резко тёмное, и также резко оно переходит в светлый тон), но штрихуется она в односталь (в один слой) и смотрится декоративно.

В уроке я не упомянула такое понятие как «рефлекс». Рефлекс – это отражение от других предметов, от окружающей среды. В драпировке рефлекс находится на драпировке в «собственной тени» - это отражение стола. Рефлекс по тону будет отличаться от собственной тени и от падающей.

Кто хочет уточнить этот вопрос, смотрите мои уроки "Рисование геометрических тел", в отделе: Рисунок. Там я раскрывала понятие «рефлекс».

5. При рисовании складок нужно не механически срисовывать, а следить за закономерностью их образования. Это значит, вы определяете, где начинается склада и куда направляется, где уходит под другую складу, где выходит из-под другой склады.

6. При рисовании не забывайте незыблемый принцип в рисовании: Тёмное на светлом, светлое не тёмном.

7. Чтобы изучить натуру, вы можете вставать и осматривать драпировку, натуру, с разных сторон. Но потом обязательно вернуться на место, с которого рисовали, не меняя положения стула на котором сидели и его высоту.

В этой книге освещён вопрос рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.

Только в этой книге есть совсем небольшая, неполная, но всё же полезная статья на тему рисования драпировки, больше я не видела книг, в которых был бы рассмотрен этот вопрос. Также эта книга очень пригодится дизайнерам одежды.

Здесь вы можете увидеть пошаговое руководство, которое поможет вам изобразить ткань акварелью

Так же как и при рисовании любого другого трехмерного объекта, при рисовании ткани необходимо подумать о свете и тени. Ткань полна складок и необычных форм, поэтому вы должны уделить внимание тончайшим изменениям объема и успешно их воспроизвести. Чтобы попрактиковаться, соберите в своей студии простой натюрморт из нескольких кусков ткани разных цветов. Избегайте ровно лежащих тканей – поместите коробку или две под них, чтобы ткань выглядела интересно, и установите источник яркого света, чтобы добавить в композицию тени.

Исходное фото

Шаг 1


Начинайте с легкого карандашного наброска этих тканей. Помните, что края и складки отбрасывают тень с противоположной стороны от источника света на другие части ткани. Обозначьте это карандашом как можно больше, но будьте осторожны, просто обозначая тень, без ее заполнения.

Шаг 2


Начните с одного цвета, выделите самые темные участки теней. Они не должны быть слишком темными, чтобы вы могли вернуться к ним потом и сделать их темнее. Плоские кисти хорошо справятся с этим, они помогут нанести слой краски, а также обозначить четкие детали, ровные границы.

Шаг 3


После того, как акварельная краска высохла, проработайте остальные участки более светлыми и более темными растворами краски, в зависимости от тона, который вы хотите получить. Оставьте нетронутыми только самые светлые участки. Помните, что если предыдущий слой краски еще не высох, вы можете стереть ее границы и потерять четкие различия между тонами. И наоборот, если вам нужно исправить ошибку, такую как слишком темный тон, необходимо сделать это, пока эта область еще не высохла.

Совет : вы можете добавить чуть-чуть черного или серого для обесцвечивания областей и их объединения с более темными тонами, особенно если вы замечаете, что добавляя слои краски, вы только усиливаете интенсивность цвета. Никогда не используйте только черный для обозначения тени. Многие тени – это просто более темные оттенки одного цвета.

Шаг 4


Повторите процедуру со всеми цветными тканями в вашей композиции. Лучше всего рисовать каждую цветную ткань отдельно целиком, чтобы избежать ситуации, когда вы случайно берете не ту кисть и добавляете неправильный цвет.

Шаг 5


Если вы подготовили более темный цвет для фона, то светлые оттенки тканей на переднем плане могут выделиться. Темные тона имеют свойство отступать, а светлые выходят на первый план. К тому же, темный фон поможет сделать тона тканей трехмерными, так что это нужно иметь в виду при составлении композиции. Что касается теней тканей, избегайте черного цвета на фоне, но поработайте со светом в комнате. Свет от лампы накаливания должен быть теплым, и теплый, темный фон из умбры (Umbers) и охры (Ochres) должен подойти. Флюоресцентный свет будет холоднее и зеленее, а естественный свет поможет сбалансировать тепло и холод.

Методические аспекты работы в рисовании драпировки со складками.

Цель занятия:

Формирование умения лепить тоном и цветом складки драпировки различных форм;

Развитие объемно-пространственного мышления при анализе конструкции

складок драпировки;

Формирование культуры творческой личности.

Цели обучающие –

Научить выполнять рисунок задрапированной ткани;

Научить выполнять светотеневую моделировку формы складок;

Научить передавать материальность драпировок штриховкой.

Цели воспитания –

Содействовать воспитанию чувства вкуса при работе тоном над изображением складок тканей;

Содействовать воспитанию культуры ведения длительных зарисовок с натуры и по представлению.

Цели развития –

развивать собственную манеру подачи тонового рисунка;

Способствовать развитию чувства гармонии при выполнении графических работ;

Учебные задачи:

(для учащихся)

1. Компоновка драпировки в формате листа.

2. Построение конструкции складок драпировки и плоскости, на которую она

опирается.

3. Выявление и передача тональных отношений в постановке.

4. Передача тоном освещенности и объема складок.

5. Передача цельности и выразительности драпировки.

Драпировка - это ткань, наброшенная на предмет или закрепленная на плоскости в одной или нескольких точках, спадающая вниз и образующая различные складки.

С драпировками связан весь наш быт. Это шторы, накидки, скатерти, одежда и т. д. Они являются составной частью натурных постановок и не только служат фоном, но и органично входят в постановку.

Ткань не имеет четкой стабильной формы и принимает форму того предмета, на который она накинута. Если ткань спускается с предмета или с иной точки опоры, то она образует различного вида складки - драпируется. В изобразительном искусстве верно нарисованные складки драпировки способствуют живости создаваемого образа. Для грамотного рисования складок нужно правильно определить их пластику, поэтому необходимо знание основ формообразования.

Можно выделить следующие виды складок : вертикальные (прямые), диагональные (косые). радиальные (лучевые). Эти виды складок дают различные сочетания.

Структура и форма складок зависит от пластических свойств тканей.

Спадая вниз, плотные и жесткие ткани дают крупные, монолитные, рельефные складки, а современные рыхлые шерстяные и полушерстяные ткани образуют более мягкие складки меньшего размера. Ткани из натурального шелка дают мягкие, легкие, мелкие складки.

Мне хотелось бы рассказать вам неб. историю:

Когда-то давно, складки составляли совсем иным образом, не как мы себе

Представляли. Брали кожу, она ломалась совершенно по-другому и с помощью кожи создавались многие драпировки, тех красивых парчевых тканей у средневековых художников. А также помимо кожи еще окунали драпировку в клей и она после этого фиксировалась, давала возможность очень долго иметь совершенно неизменные складки.

В большинстве случаев драпировка используется в портретах, натюрмортах, в одежде фигуры человека.

Приступая к рисунку драпировки, надо стремиться как можно яснее выявить характер складок материала. В форме любой складки можно выделить наиболее выступающую поверхность и поверхность наибольшей глубины, мысленно разделить форму на составляющие ее плоскости, таким образом, провести конструктивный анализ формы.(рис. схем драпировки).

Рисуя ткань, закрепленную в двух точках опоры на вертикальной плоскости, прежде всего необходимо проследить, как образуются складки.

Главные складки идут от опорных точек вертикально вниз и имеют вид конусов, а между ними образуются дугообразные складки.

Начать рисование складок с наиболее приглянувшегося участка ткани.

Характерная особенность у блестящих тканей, то что в ней очень трудно увидеть полутон, мы как правило видим свет и тень. Потому что она очень сильно блестит и этих полутонов на ней видно мало. Но тем неменее. полутона присутствуют, это тот средний тон. который имеется на ткани. В рисовании подобных тканей очень большое внимание уделяется тому как свет и тень касаются между собой.

В рисовании драпировки сохраняется та же последовательность, что и в предыдущих учебных рисунках: после общей компоновки на листе намечаем направление складок, строим форму, состоящую из выпуклых и углубленных частей ткани; далее приступаем к выявлению формы складок при помощи светотени. При тональной разработке складок штрих лучше всего класть по форме их движения, а в углублениях - вдоль натяжения поверхности ткани.

Осваивая технические приемы передачи тканей различной плотности и фактуры, красоту складок, разнообразие их движения и пропорций, учащийся подготавливает себя к изображению драпировок на фигуре человека.

Практические задания урока

(«Передача формы складок»)

1.определяем расположение драпировки на листе (формат – А3,A2);

2 компонуем изображение на листе;

3.строим поверхность (стол, стул и др.), на которой расположена ткань;

4.намечаем опорные точки драпировки, к которым направлены ее гладкие складки;

5.легкими штрихами устанавливаем направления этих складок;

6.намечаем также складки свободно лежащего материала;

7.намечаем второстепенные складки.

8. покрываем штрихом самые темные места драпировки: тени в рисунке помогают увидеть объем предметов;

Пластика ткани определяет характер складок. Предварительно зарисовкам можно изучить свойства разных видов ткани: проследить, как образуются складки и изгибы.

Следует избегать слишком мел­ких складок, затрудняющих работу над рисунком. Чтобы складки яснее читались, следует выбирать для драпировки гладкую, немнущуюся ткань без орнамента. Характер образования складок зависит не только от природных свойств материала, но и от того, какую поверхность по форме и площади покрывает материал, ниспадая с нее.

В рисовании драпировки соблюдаем опр. правило: в тени есть рефлекс, но тень темнее, чем освещенная часть предмета.

Драпировка очень многое меняет в постановке, умело сделанные предметы, а драпировка сделана плохо очень снижает качество работы.

Я сама очень люблю драпировки. Когда покупаю красивую ткань радость бывает необыкновенная. И вот я помню купила одну такую ткань и она у меня дома просто висела, как некое эстетическое наслаждение. Я ее не писала, а просто любовалась этой тканью. Создавала такие причудливые складки, конечно хороший материал он доставляет большое удовольствие.

Им как картиной можно любоваться. Ну конечно, кто естественно понимает в этом деле, кому это нужно!

Начинать рисовать драпировку можно с любой ткани главное чтобы она была светлой! Это главное условие! Потому что на светлой ткани, пусть она будет блестящей, не блестящей на ней всегда видна светотень и на ней можно научиться. Потому что на ткани без должной светотени этого сделать нельзя

Без должной светотени этого сделать нельзя. Темная ткань поглощает свет и честно говоря смотрится темным, темным пятном.

Вы знаете те учащиеся которые хотят научиться рисовать драпировку обязательно у них все получится. Пусть даже не боятся и не сомневаются.

Потому что бывает такой часто недоуменный вопрос от детей:

Ну, Вы знаете, ну у меня уж точно не получится, ну это сто процентов. Ну, это не возможно. Вы знаете, практика показала, что многие дети быстро понимают смысл рисования драпировки, и сами потом удивляются.

И вообще гл. должны быть предметы в общ. образ. школе, это музыка, и изоб. искусство. Гл. чтобы ребенок умел видеть, слышать и понимать.

Как правило, учащимся плохо даётся зарисовка складок драпировки. Чаще всего они копируют одну основную складку, совершенно не заботясь о композиции всего изображения в целом. Ещё одна проблема – слишком жёсткая штриховка, не подчёркивающая объём складок.

Из-за коротких сроков, отведённых на изучение темы, рекомендуется выполнить зарисовку драпировки светлого тона с несложными складками. . Для работы тоном лучше всего подходят мягкие карандаши маркировки – 2В – 6В. При выполнении задания важно последовательно выполнять этапы рисования, отвечающие требованиям академического рисунка.

При завершении практических работ учащиеся с большим волнением ожидают отметок. В некоторых случаях стоит несколько «переоценивать» отдельные слабые работы. Поощрение стимулирует творческую активность.

Попробуем порисовать драпировку. Помните, как мы рисовали мятый лист бумаги ? Примерно то- же самое, но если в мятом листе грани и плоскости были четко очерчены и хорошо видны, то ткань- драпировка мягче, пластичнее. И тем не менее, и в первом и во втором случае в рисунке действуют одни и те- же законы, как при рисовании бумаги, так и при рисовании ткани, драпировки.
Подразумевается, что к этому моменту вы уже умеете рисовать геометрические фигуры . Рисунок по запланированному, фиксированному пространству. И вы уже знаете эти статичные формы, знаете как штрих ложить по их объему, как строится светотень. А вот драпировка- пока неизвестный предмет. Он может иметь любую форму, фактуру, принимать любые виды. Вот и подготовимся немного к тому, что иногда приходится передавать на бумаге такие формы, которые не являются фиксированными, пластичные.

Вот фото моей композиции. Пробуйте рисовать различные виды тканей- грубую, тонкую. Если использовать драпировку из плотной ткани, то рисовать ее несколько проще, она дает меньше изгибов- тот же принцип, как при рисовании мятого картона. Если использовать тонкую ткань, то и воспроизвести все градации ее складок труднее, но такая ткань может очень красиво ложиться или свисать на любые предметы, красиво огибая их, повторяя их форму.

А для начала просто попробуйте составлять композиции используя драпировку. Понаблюдайте как она "ведет" себя. Это пластичный материал, который свисая к низу образует красивые складки- волны. Если драпировка ложится на какой- либо предмет, то обязательно будет принимать его форму. И чем тоньше драпировка, тем отчетливее будет читаться под ней тот объем, который она огибает. Огибая предмет она будет стремиться дальше вниз, пока не займет статичное место в пространстве.

Возьмите мягкий материал- уголь, сангину и порисуйте наброски, поиски своей композиции. Посмотрите на рисунок справа. Здесь использована тонкая ткань. Можете использовать как предметы обихода, так и те геометрические фигуры, которые у вас уже есть и наблюдайте, как драпировка взаимодействует с окружающим миром, вашими предметами.

Драпировка свободно свисает со стула вниз, на ее пути встречается четкая геометрическая форма- куб. Драпировка ложится на плоскость куба и четко видно, как повторяет его форму. Дальше драпировка спускается ниже и встречает еще одну плоскость- плоскость стула. Останавливается там, но вскоре подходит к обрыву горизонтальной плоскости, очерчивает угод и устремляется вниз.

Ход работы: намечайте общий объем в листе, дальше место основных плоскостей как драпировки, так и тех предметов, которые учавствуют в вашей композиции. Дальше разбираем конструктивно. Прорисовывайте и невидимые грани, или замечайте, для правильного построения это нужно делать. Не забывайте о поиске пропорциональных соотношений и о перспективе.

Ближние к нам грани и углы выделяем. На изломах форм делаем акценты. Посмотрите на то, как я намечаю драпировку. Где форма статична и на дальнем плане- я не акцентирую. Если- же нужно показать, как движется драпировка вниз, огибая предметы или плоскости, которые встречает на своем пути, то это уже динамика, движение, действие- это нужно показать и выделить. И чем ближе к нам, тем отчетливее. Я акцентирую внимание на изломах драпировки- как она спокойно лежит на кубе и вот уже встречает грань куба, ломается и ниспадает дальше. Поделайте несколько таких поисков, меняя вид драпировки и ее расположение в композиции. Можно еще просто рисовать, как она свисает со стены.

Теперь приступим к основному рисунку нашей композиции. Используйте для натюрморта светлую драпировку, в идеале белую. Не нужно, что бы вас сейчас сбивал с толку тон ткани. Возьмите для начала плотную ткань, возможно использовать два вида ткани- плотную и тонкую, что- бы видеть разницу в рисунке между ними. Здесь использовать мягкий материал не стоит. Посудите сами- светлая по тону композиция рисуется темным и жирным материалом, который особо не скупится на том, дабы оставить ненужные излишки "себя" на бумаге. Это будет грубо, кроме того, вы быстро зачерните работу, без возможности исправить что либо в ней. Материал для работы тоже нужно подбирать под эстетические и художенственные требования композиции .

Дальше. Фото, которое было показано вначале, сделано днем при освещении двух видов: дневное и верхнее (лампа накаливания). А рисовать я буду вечером, при единственном источнике света- верхнем освещении. Почему: не привязывайтесь к натуре, не срисовывайте, не нужно ломая глаза сопоставлять фото и рисунок, можете сильно разочароваться. Мы будем не срисовывать, а думать, анализировать, делать рисунок. Когда научимся передавать пространство в листе, потом будем и документализировать. И для начала выберите единственный источник света.

Показываю начало своей работы слева. В полный рост, как говорится, весь планшет. Наши шаги:

1. Закомпонуйте композицию в листе. Проще сказать- ей не должно быть тесно в листе и она не должна плавать, теряться в нем. Ее место должно быть гармонично найдено. От краев планшета должны быть отступы- дайте место для воздуха, пусть композиция "дышит". Найдите ширину и высоту композиции, это самая первая и главная работа для нашего глазомера , прежде чем приступить к следующему шагу.

2. А следующий шаг- найти место в листе основным объемам и плоскостям, которые учавствуют в композиции. Глазомер работает в полную силу. Находите пропорции при помощи "трех точек". Учитывайте то, что здесь может присутствовать и элементы перспективы. Чувствуйте эти нюансы, не обязательно вычерчивать их, сводя все параллели в точку схода. Создайте видимость ее.

3. К этому добавим разбор композиции конструктивно. Предметная плоскость не должна "заваливаться", фигура или драпировка лежит на ней, а не плавает в воздухе. Важно ощущение правильной передачи "конструкции" натюрморта. Если не можете просто намечать- выстраивайте! После пары раз таких выстраиваний вы поймаете суть.

4. Изломы форм, углы, пересечения линий и плоскостей, ближние грани- выделяем, и чем они к нам находятся ближе, тем будут передаваться активнее. Можете намечать и тени, находите им место. Они рисуются не "наабум", тени тоже имеют свое место, свою конструкцию, ибо прямым образом зависят от того предмета, который их "отбивает" или "отбрасывает" и от того предмета, на который тени ложатся.

5. После всего пройденного самое время разделить тени и свет. Возьмите карандашик и положите свет на все тени и полутени, которые учавствуют в композиции. Здесь уже показано, что тени и свет отделены, тем же штришочком. Плюс к этому в первом рисунке начинают выводиться тени активнее, постепенно находя соотношения силы этих теней между собой.


Вы помните, как мы работали с мятым листом бумаги? Сначала мы нашли пространство вокруг самого листа, а затем спокойно поместили его в это пространство. Но там и предмет- то по сути был один, и расстояния несколько поменьше. Если вы взяли для начала несложную композицию, малые размеры и тональные отношения у вас строятся по принципу- раз, два, три, то- есть: предметная плоскость, лист бумаги, стена. Но если выбрали композицию примерно как у меня, то и задач у нас с вами несколько побольше.

А именно: работу нужно вести сразу "по всем фронтам", как говорится. Как рассеивать свое зрение, сразу осязая всю работу, так и вести рисунок не по деталям, а рисовать, затрагивая и предметную плоскость, и предметы натюрморта, и драпировку... Так рисунок получится цельным и так правильнее передавать свето- теневые отношения.

А осязать всю работу просто тогда, когда вы, например, сейчас передаете тональные отношения предметной плоскости и драпировки, которая находится за ней, и смотрите, какими будут тональные отношения теней на этой драппировке и падающих теней куба. А потом анализируете тональные отношения самой светлой части этой- же драппировки и самой светлой освещенной плоскости куба, и так далее по всему натюрморту, всей композиции, но уже не только смотря, но и рисуя. Что ближе, что дальше, что светлее, что активнее, что нужно выделить, а что погасить, послать в воздух, первый план, второй, горизонтальная поверхность на свету, вертикальная в тени..... все нужно анализировать, все отношения в композиции. Так достигается ее цельность и о срисовывании уже и речи идти не может, когда начиная с одного конца работы плавно заканчивается процесс на последнем, шаг вправо- шаг влево и....вы запутались. Анализируйте от начала и до конца, и когда чувствуете, что ваше зрение приковано уже длительное время в одном месте работы, значит нужно срочно сравнить то, что вы сейчас нарисовали с другим участком.

Посмотрите на два этих промежуточных рисунка (выше)- работа ведется по всем направлениям. Постоянно ищутся нужные тональные соотноешния плоскостей, их плановости и светотень, при этом не забывается и то, что все это "живет" благодаря тому, что у наших форм есть некая конструкция, объем, и она может быть абсолютно различной у каждого материала и предмета.

А вот уже готовая работа. Давайте ее попробуем проанализировать, но сначала несколько слов о том, каким штрихом она выполнялась.

Штрих в каком- то роде универсальный, уже вам знакомый. Его можно отлично использовать для "вылепливания" формы и он дает возможность растянуть время подольше для поиска тональных отношений в композиции. Самый оптимальный вариант для начинающего.

Для него не нужно использовать карандаши нескольких степеней мягкости. Лично я предпочитаю вообще пользоваться только одним карандашом одной мягкости и лишь иногда прибегая к помощи более мягкого карандаша, если не хватает тональности, что- бы "положить" самую темную тень. Но такого обычно не должно происходить, если правильно распределить силу карандаша на протяжении всего времени ведения работы.

Карандаш обычный, твердость- 2М для карандаша механического (если вы используете механический карандаш). Для карандаша в деревянной оправе достаточно будет ТМ или М (НВ или B). Небольшая мягкость карандаша позволяет плавно достигать нужной тональности, преждевременно не перечернив работу. Это очень хорошо сочетается со штриховкой. Накладываясь одна на другую она позволяет неспешно моделировать форму. Самое безопасное ведение работы, при котором вы обеспечены до окончания работы над рисунком успеть подумать и исправить допущенные ошибки или вовсе не допускать их, так как у вас есть время оценивать и анализировать.

Мы уже использовали такой штрих, когда делали рисунок мятого листа бумаги, но там размеры работы и самой картинки были небольшие, а следовательно и штрих был довольно лаконичным. Здесь размеры побольше, и возможности штриха также больше, где- то штрих будет сдержанным и коротким, а где- то размашистым. Как выглядит такая штриховка поближе, смотрите на рисунках ниже.
Вот он моделирует форму:

А вот он используется для заполнения участка нужной степени тоном на важных небольших участках и больших второстепенных. Достигается это наложением одного слоя штриха на другой под разным углом:

Заметьте: в каждом из случаев этот штрих позволяет моделировать форму. И все его стежки или штрихи по- возможности должны быть параллельны, если это дуги, то расстояния между ними по- возможности одинаковы. Очень красиво, если при просмотре поближе самой штриховки видны ее слои, видно, как один слой штриха накладывается на второй.

Что- бы добиться нужного тона, можно этого достичь либо разным нажатием карандаша на бумагу, либо наложением нескольких слоев штриховки. Но на будущее полезно будет помнить: чем меньше использовано слоев штриха для достижения желаемого результата, тем более профессиональнее выполнена работа.
Ну вот, что можно сказать о штриховке. Какой штрих интереснее вам- решаете сами.

Ну а теперь, после небольшого нужного отступления, давайте перейдем к анализу самого рисунка, который у нас получился. Смотрим слева.

Визуально можно отметить сразу, что пространство в листе создано, это во- первых.

Выбран правильно вертикальный формат планшета, работа закомпонована в листе хорошо.

С построением тоже все неплохо, ничего не перекошено, чувствуется перспектива.

Передан материал и форма предметов, учавствующих в композиции. Например: куб действительно передан как геометрическая фигура, с ровными гранями и плоскостями. Драппировка тоже имеет свой характер, глядя на нее точно можно сказать, что это- ткань.

К этому можно добавить, что элементы, учавствующие в композиции не рисованы сами по себе, а отлично взаимодействуют между собой, куб располагается на предметной плоскости, которой является стул, драпировка низпадает со спинки стула, огибая куб, дальше попадая на плоскость стула, оттуда низпадая вниз- гармонично связывая все элементы композиции.

Выделен центр композиции, четко видно где завязывается кульминация- куб, драпировка и предметная плоскость, обязательно. Здесь самый больший тональный контраст, контраст между светом и тенью. А еще четко видно откуда падает освещение- этого момента никогда нельзя забывать, всегда четко ведется работа с понимания того, где находится свет и как он "падает".

Ну это ладно, это все хорошо, но где- же основное? Ведь мы сейчас говорим о второстепенных вещах, они тоже важны, но если не учесть основной момент, то получится не композиция, а неразбериха, конструктор из разных частей. Какой основной момент?

Главным в работе является то, о чем мы обмолвились в начале, но не рассмотрели детально- пространство в листе. Как мне удалось передать пространство в плоскости листа? Объясняю.

Вот тут- то и начинается осознаваться вся польза основных первых элементарных уроков, которые мы с вами уже прошли. Мы добились условного пространства в листе с помощью нашего логического мышления. Вспомнили кубик? А вот как наши знания, которые мы получили при помощи анализа этой простейшей формы, помогают нам сейчас:

Мы возьмем и разобьем нашу композицию на условные плоскости. Смотрите на рисунок. Отталкиваясь от строения куба, мы будем понимать как строится наша композиция в пространстве на его устройстве.

1. Смотрим на условные плоскости, выделенные голубым цветом. Плоскости 1, 2 и 3 расположены вертикально, если понимать их за плоскости куба, а освещение у нас верхнее, то эти плоскости находятся в полутени. И самой светлой будет та, которая находится к источнику света ближе всего, значит это будет плоскость 1. Плоскость 2 удалена больше, значит света ей попадает меньше. Плоскость 3 удалена наиболее всего, света ей перепадает еще меньше.

2. Смотрим на условные плоскости, выделенные белым цветом. Эти плоскости горизонтальные, исходя из размещения источника света, плоскости будут находиться на свету. По очередности, удаляясь от источника света они будут получать меньше света.

3. Плоскость 6 находится у нас в тени и освещения практически не получает.

4. Плоскость 5- воздух, который окутывает наш натюрморт, его можно не изображать, но в нашей композиции мы постарались гармонично вписать предметы в пространстве, поместить в воздух, значит, он у нас есть. Мы его использовали. И чем будет больше получать света, то будет светлее, удаляясь вниз будет темнее. Для лучшего понимания еще можно воспринимать зону 5 как еще одну плоскость, которая является задней стороной куба, либо просто плоскость, которая отдалена от нашей композиции на расстоянии.

Теперь анализируем дальше. Композиционный центр у нас припадает на куб и на предметную плоскость, ну и на драпировку, конечно, которая учавствует в этой зоне. Смысл мне акцентировать верх спинки стула? Серая масса.....нет! Или ту часть, где света меньше всего.....пол? нет! Именно наш композиционный центр! А значит, зона эта будет наиболее акцентирована, имено она композиционно будет к нам ближе всего, именно здесь будет самый больший контраст между светом и тенью. Так и есть в нашей композиции. Имено сюда смотрят наши глаза.

Все, что удаляется от этого центра будет либо терять свет- если это свет, либо терять насыщенность- если это тень. Как раз так и обстоит дело с зоной света на плоскости 1. Этот участок света хоть и ближе всего к освещению, но он удален от нас, а значит, темнее. Так- же и с участком 4 в зоне света (пол).

Теперь зона тени- вертикальные плоскости. Здесь достаточно сделать так, как мы рассуждали раньше. Если в зоне света- плоскость 3 освещена менее всего, то зону тени- 3 делать светлее не стоит. Этого достаточно, но если хотите- можно сделать эту полутень слабее, так как она от центра композиции отдаляется, но не переусердствуйте, помните правило- самый темный полутон на свету светлее самого светлого полутона в тени. Но эта зона у нас и так получится гораздо мягче, благодаря тому, что света активного, а значит- тонального акцента между ними не будет. А вот с падающими тенями можно поиграть как и с светом. Самые активные будут в центре композиции, все остальные-удаляясь от центра будут угасать. Но по прежнему при этом оставаться самыми темными пятнами в композиции. Вот вам и основы композиции на наглядном примере.

Что касается зоны 6, то это можно воспринимать как собственную тень куба, плоскость, которая находится в тени, которая удаляясь в воздух гармонично в него вписывается, несколько теряя свою активность.

Все, что относится к зоне полутени, или тени, или света- там и должно быть. Как конструктивно, так и по свето- тени. Если и встречаются выпуклости, вогнутости- это только нюансы, которые не должны выходить за рамки той зоны, в которой находятся. Если они все- же выходят из зоны, в силу своей активной формы, то эти участки будут принимать те правила, которые свойственны той зоне, в которую переходят. Вот и все. Вам все понятно? Если не очень, прочтите еще раз, тщательно изучая рисунок и схему по порядку, шаг за шагом, это важно.

Ну а что же касается драпировки, как ее рисовать? Как передавать на ней свет, тень, полутень, рефлексы? Моделировать форму можно применяя все те- же знания, полученные ранее. Только- что мы мыслили глобально, разбирая основные плоскости, а теперь разбираем детали. Смотрите:

Ничего не напоминает? Конечно напоминает, вот так просто можно из, на первый взгляд неизвестной формы, создать порядок. И моделируем, создаем эти формы мы при помощи обычного карандашика. Здесь показано, как упростить понимание формы драпировки используя условные грани кубика, но мы ведь умеем моделировать форму и конуса, и цилиндра, и шара. И в такой пластичной форме, как драпировка, можно найти все эти элементы. Конструктивное начало формы может незначительно видоизменяться, но неизменным всегда остается одно- распределение света по форме: блик, свет, полутень, тень, рефлекс.

Натурная постановка: Драпировка. Фон нейтральный. Освещение верхнее боковое.

Цель: изучение закономерностей построения
и овладение навыками изображения складок драпировки (материи)

Это длительный рисунок - штудия, который выполняется с соблюдением и с использованием соответствующих .

Как нарисовать карандашом драпировку? Складка на материи образуется тогда, когда материя занимает протяженность меньшую, чем ее собственный размер. Материя сгибается, подчиняясь действующим на нее силам, в зависимости от ее физических данных, как-то: материала, из которого она соткана или составлена, характера переплетения нитей или волокон этого материала и т. д. Из этих данных создается качество материи , относящееся к образованию складок, которое характеризуется в теории сопротивления материалов так называемым модулем упругости, выражающим степень сопротивления на сгиб. Затем в образовании складок играет роль длина отрезка материи , подвергающегося воздействию, и, наконец, самое важное – величина и направление приложенной силы.

Рисунок складок шторы

Материя , имеющая большой модуль упругости, как, например, толстое сукно, кожа, грубая парусина и т. п., дает при стремлении согнуть, смять ее большие, пологие складки. Наоборот, материала с малым модулем упругости: тонкие шелковые материи, тонкое сукно дают мелкую, короткую, частую складку. Крахмальная материя , писчая бумага дают пологую большую складку, и это до некоторого предела сгиба, характеризующегося их «хрупкостью», за которым происходит слом или образование уже угловатых, острых, невосстанавливающихся складок.

Говоря о складке, поверхность наибольшей выпуклости называют гребнем складки , а поверхность наибольшей глубины – дном складки . Естественно, что с другой стороны материи гребень окажется дном и дно – гребнем. Расстояние по нормали от дна складки до гребня называется высотой или глубиной складки , в зависимости от того, от дна или гребня идет в данном случае счет.

Складка на материи образуется всегда от сжатия материи, но надо иметь в виду, что сжатие это может быть или непосредственным, прямым или образовываться косвенно, от растяжения в другом направлении, подобно тому, как растягивая параллелограмм по одной диагонали, мы одновременно сжимает его по другой.

Образование складки

Уместно заметить, что модуль упругости у одной и той же материи может оказаться различным в зависимости от направления приложенной силы относительно конструкции тканой материи , то есть ее основы и утка. Причина этой разности может быть в разной толщине и разном материале основы и утка. Так, например, репсовая ткань легче сгибается (дает гребень) в направлении толстых нитей (поперек тонких) и труднее в перпендикулярном. Кроме того, в большинстве материй при сгибании их в направлении 45˚ относительно основы происходит нарушение взаимной перпендикулярности нитей в районе складки: структура квадратных ячеек вытягивается в направлении диагоналей, совпадающих с направлением гребня складки, и превращается в систему ромбических ячеек, которые по направлению малых диагоналей ромбов будут иметь меньший модуль упругости за счет увеличения такового по направлению больших диагоналей. Это явление имеет особое значение при образовании косых складок.

Подходя к вопросу классификации складок по признаку действующих на их образование сил, оказывается возможным привести их к трем основным типическим формам. Причем общим при всех условиях образования складок положением будет то, что гребень складки образуется в направлении, перпендикулярном сжатию, и в направлении, совпадающем с растяжением.

Основные типы групп складок следующие:


Радиальные складки

Нетрудно заметить, что в образовании этих трех видов складок участвуют силы, которые относительно элемента поверхности направлены строго по трем перпендикулярам, то есть по основным пространственным координатам (по осям X, Y, Z), что делает выбранные складки действительно и, безусловно, основными и единственно типическими.

Это три основных типа складок могут давать различные между собою сочетания в зависимости от формы поверхности, на которой лежит материя , от различных сочетаний усилий, прилагаемых к материи , и от качества самой материи , в основном, от ее модуля упругости: то ли это будет шелковая или бумажная материя, шерстяная или лубяная. Складку образует и листовое железо, и пена в кастрюле, и снег на крыше. Каждый материал дает свою складку, и все же во всех складках всегда можно усмотреть причины, ее образовавшие, и определить принадлежность ее к одному из вышеперечисленных типов или к какой-то комбинации.

Надо иметь в виду, что устанавливаемые нами основные типы складок не суть строго элементарные, что во всех этих трех типах складок изгибание материи в каждом элементе, по существу, происходит только от прямого сжатия, и, таким образом, можно было бы говорить вообще об одном типе складок – о прямых складках. Но такое сужение понимания явления не давало бы возможности пользоваться подобной классификацией складок для анализа или построения изображения, почему мы и берем складку не в ее элементе, а в ее типичном развитии на какой-то площади, где уже из элементарных складок, в зависимости от направления приложения силы, выявляется одна из вышеприведенных трех характерных групп складок или их комбинация.

Рисунок складок подушки

Такова динамичная природа складок. Ясное представление о динамических явлениях, происходящих с материей , имеет большое значение в вопросе изображения ткани. Усвоение законов складок дает возможность художнику правильно изображать драпировку без натуры, по представлению, а в рисовании с натуры руководствоваться разумным наблюдением и стремлением создать в изображении динамический образ.

В рисунке драпировки компоновка изображения выполняется с расчетом уравновешивания светотеневых соотношений в заданном формате. Находя пропорции, надо определить размер больших и малых складок, их направление относительно друг друга. В конструктивном построении следует определить гребень, дно, высоту (глубину) складки и четко их очертить. При тональном разборе следует учитывать нахождения складок относительно источника света, форму падающих теней. Большую роль играет обобщение.

Если мы сгибаем свежую ветку, то на выгнутой ее стороне кора натягивается и, наконец, лопается, а на вогнутой стороне на коре образуются складки, перпендикулярные к оси ветки.




Top