Технологическая карта разноцветная бабочка платонов. Урок по произведению А

Предмет: Литература

Класс: 3 «А»

Тема: А.П. Платонов «Разноцветная бабочка».

Цели:

    Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

    Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

    Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Тип урока: Изучение новых знаний.

Вид урока : Новые подходы в усвоении новых знаний: социальное взаимодействие учеников на уроке через применение семи модулей Программы, полиязычие (через чтение стихотворений).

Методы обучения:

По источнику полученных знаний: словесный, наглядный.

По способу организации познавательной деятельности: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный.

Форма обучения : индивидуальная, парная, групповая.

Результат:

Усвоение главной мысли произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»

Критерии:

Я умею бегло и выразительно читать;

Я могу находить информацию из разных источников;

Я умею давать полный и содержательный ответ;

Я могу четко и правильно излагать свои мысли.

Ресурсы: текст «Разноцветная бабочка», портрет писателя А.П. Платонова

1.Орг.момент (3 мин)

Создание комфортной атмосферы

Психологический настрой.

Этап «А» (3 мин)

Первая стадия – вызов.

Сообщение темы урока.

Ассоциация

Этап «В» (3 мин)

Прогнозирование по названию

Вторая стадия - осмысление содержания.

Составление кластера

Этап «С»

Задание № 1 Исследовательская работа.

Задание № 2.

Работа в группе.

Знакомство с биографией Платонова А.П.

Физ.минутка. 3 мин.

Знакомство с текстом.

Чтение первой части (Никита читает).

Чтение второй части (Яна читает)

Чтение третей части (Данил читает)

Чтение четвертой части (учителем).

Словарная работа.

Чтение текста учащимися с выделением главного в тексте.

Работа по содержанию текста.

Обратная связь.

Итог урока (5 мин)

Работа в рефлективных дневниках.

Приветствие детей.

Настроение у нас?

А улыбки?

Пожелаем друг другу добра ведь урок начинать пора!

Посмотрите на наших гостей подарите им свои улыбки.

Закройте глазки,
поблагодарите всех своих родных
за заботу, любовь, которую они вам дарят,
пожелайте им здоровья и добра.

Консультирование (работа в группах (УСУ+УНУ) :

Цель: повторить правила работы в группе.

О чем мы сегодня будем говорить на уроке, вы узнаете, разгадав загадку:

На цветок пахучий

Сел цветок летучий.

Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите слово "бабочка"?

Судя по названию А.П.Платонов "Разноцветная бабочка", о чём будет произведение?

После чтения посмотрим, совпали ли ваши предположения.

Какие бывают бабочки?

1. Из дополнительной литературы найти информацию о разновидностях бабочек.

Критерии:

Уметь работать с книгой;

Уметь находить необходимую информацию;

Уметь делать выводы;

Уметь выделять главное;

Уметь правильно и доступно излагать материал.

Значит, какую цель поставим на уроке?

В конце урока проверим, кто понял основную мысль этого произведения?

Найдите в литературном словаре и прочитайте про себя лексическое значение слова "притча". И обсудите в группе, как вы понимаете, что такое «притча»?

Уметь выражать свои мысли;

Уметь четко и грамотно говорить свое мнение.

Прежде чем знакомится с притчей, давайте познакомимся с автором.

Учащимся раздается текст с информацией об авторе. Выписать главное:

  1. Годы жизни;

    Образование;

    Творчество.

Утром бабочка проснулась.

Потянулась, улыбнулась,

Раз – росой она умылась,

Два - изящно покружилась,

Три - присела, посидела,

На четыре – полетела

И за парту тихо села.

Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом. (Читают текст заранее подготовленные ученики)

Уметь следить по тексту;

Уметь выделять не понятные для себя слова.

Остановка:

Что вас поразило?

Что вы почувствовали?

Было ли с вами подобное?

Подтвердились ли ваши предположения? (Сверяем)

Какая бабочка была? (Опишите внешний вид)

Почему мальчик решил, что бабочка недобрая?

Подтвердились ли ваши предположения?

Какое чувство стало главным для Тимоши?

Что он понял?

Что же для сына стало главным в его жизни?

Какое чувство дает ему силу «протереть камень и сквозь гору уйти к матери»?

О чём говорят тихие слова матери, обращенные к Тимоше?

Какая же концовка у притчи? Трагическая или счастливая?

Вывод:

Сверим ваши предположения. Что подтвердилось, а что нет?

Как вы думаете, о чём хотел рассказать нам писатель?

А теперь в группе с помощью словаря Ожегова, найдите определения слов, которые вы подчеркнули, то есть непонятные для вас слова.

Уметь работать со словарем;

Уметь находить определение слов;

Уметь выделять главное.

Учащиеся читают текст самостоятельно.

Уметь выделять главное в тексте;

Уметь делать выводы.

Карточка с вопросом для каждой группы.

1 группа - Зачем Тимоша каждое утро убегает в горы?

2 группа - Чем опасно увлечение Тимоши?

3 группа - Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери?

4 группа – Что увидел Тимоша в конце тропинки?

5 группа - Как жила все время мать, пока ждала сына?

6 группа - Как произошла встреча?

Напишите пятистишье по своим переживаниям.

Уметь подбирать подходящие слова и словосочетания;

Уметь описывать предметы;

Уметь выражать свои чувства о прочитанном произведении.

Оценивание.

Д/з:

2. Составить кардиограмму жизни Тимоши.

3.* Написать сказку или рассказ о силе материнской любви.

Мальчик не поймал свою бабочку, а я вам предлагаю выбрать бабочку – разноцветную и необычную. Она будет вашей и обязательно принесёт вам удачу.

В жизни каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу, какой бы ни была мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

Сегодняшний урок я хотела бы закончить прекрасными словами Расула Гамзатова:
Не оставляйте матерей одних,
Они от одиночества стареют.
Среди забот, влюбленности и книг
Не забывайте с ними быть добрее.

Auf Wiedersehen!

Guten Tag ! Guten Tag !

Sagen alle Kinder .

Grosse Kinder , kleine Kinder

Dicke Kinder , dunne Kinder .

Guten Tag ! Guten Tag!

Sagen alle Kinder.

- Отличное .

- Дело привычное !

(Бабочка)

Дети отвечают: насекомое, порхает, летает.

О красивой бабочке.

Учащиеся составляют кластер, использую дополнительную литературу.

Стратегия «Взаимопроверка».

Группы проверяют работы, учитывая доступность, правильность изложения материала. Смайликом оценивают работу.

Познакомиться с произведением А.П.Платонова «Разноцветная бабочка»

Знакомятся с целью урока (висит на доске).

Притча - краткий иносказательный поучительный рассказ

Обсуждение в группе.

Стратегия «Взаимопроверка»

Учащиеся проверяют друг у друга правильность написания правила в тетрадь.

Учащиеся выписывают из предложенного материала, только главные моменты жизни писателя по схеме:

    Годы жизни;

    Образование;

    Творчество.

Стратегия «Проверка по ключу».

Учащимся предлагается проверить написанную информацию по ключу. Оценивает работу спикер группы.

Дети следят по тексту и подчеркивают непонятные слова.

Сила материнской любви.

Страдание матери, любовь матери к сыну.

Мама дождется своего сына.

Мама так и не дождется своего сына, так как она уже в возрасте.

Она была велика, словно птичка; крылья были в цветах, такие, каких Тимоша никогда не видел…

Она не говорила, не смотрела на него.

Сверяем.

Чувство любви к матери, забота о маме.

Он понял, что мама – единственное счастье.

Увидеть свою маму.

Чувство долга, любви к матери.

О том, что мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.

Мнение учеников.

О разлуке матери и сына.

О материнской вечной любви.

Учащиеся работают в группе со словарем, и находят определение непонятных слов.

Спикер группы отмечает активно работающих учеников на листе оценивания.

Учащиеся читают текст, и выделяют главные моменты.

- «…чтобы играть там, разговаривать с камнями гор, отзывающихся на его голос, и ловить разноцветных бабочек»

-«Тимоша падает в пропасть»

Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь.

Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда.

В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь».

Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал.

Мама

Добрая, ласковая

Любит, надеется, стареет

Всегда простит своих детей

Счастье

Пока учащиеся составляют пятистишье, спикеры групп выставляют оценки ученикам за работу на уроке - «5», «4».

Учащиеся выбирают бабочку, наклеивают в дневник и записывают свою мечту.

1,2 – Polizei

3,4 – Offizier

5,6 – alte Hex

7,8 – gute Nacht

9,10 – Auf Wiedersehen!


Урок составила учитель начальных классов: Генрих Наталья Александровна.

Тема: «Разноцветная бабочка». А.П.Платонов

Цели:

Образовательные: познакомить детей с новым произведением; познакомить с жизнью А.Платонова; раскрыть содержание повести; добиться усвоения темы; дать понятия новым словам.

Развивающие: продолжать работу над техникой выразительного чтения, творческого воображения, мышления, памяти и внимания.

Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к книге; воспитывать чувство сострадания к людям.

Ход урока.

Организационный момент

2. Литературная разминка «Назови одним словом».

Сказка о коллективном труде («Репка»);
- бесплатное такси в сказках (Волк);
- главный сказочный ветеринар (Айболит);
- Рикки-Тикки-Тави – кто это? (мангуст);
- в какой сказке овощ стал транспортным средством,а потом опять овощем? («Золушка»

Вводная беседа.

Ребята, давайте посмотрим на доску. Здесь мы видим портрет Андрея Платоновича Платонова. Он автор удивительно мудрых детских рассказов и сказок, которые отличаются своеобразным сюжетом и необычным языком. Они заставляют задумываться над очень серьезными вопросами: зачем человек пришел на землю? В чем его предназначение? Нужна ли человеку мечта? Любовь? В его произведениях много раздумий о человеке о его счастье, мечтах, действительности. Реальность и сказочность так переплетаются в его произведениях, что подчас сказочный вымысел принимается за действительность.

Платонов родился в 1899 году недалеко от города Воронижа в Ямской слободе. С детства полюбил простую деревенскую жизнь «с колокольными перезвонами и тихими вечерами».

Трудным нелегким было детство у писателя, приходилось работать во многих местах: он был и разнорабочим, и слесарем, и помошником машиниста, чтобы прокормить семью в десять человек. Но жизнь не ожесточила его потому что добрую душу и четкое сердце воспитала в нем его учительница Апполинария Николаевна, которая научила его самому главному - любить человека.

Главной любовью писателя были книги. С ними он никогда не расставался, читал и сам писал обо всем. Но о чем бы ни писал Платонов его сердце всегда оставалось добрым и чутким к каждому человеку. А каждая книга дарила и дарит радость и счастье новым открытий. Произведения Платонова кажутся подчас слишком своеобразными, оригинальными, сложными, потому, что в них нет прямых ответов на поставленные вопросы. Ответы могут быть самые разнообразные, как разнообразна жизнь, окружающая нас.

Установка на чтение

Таким необычным, полным философских раздумий о жизни является рассказ «Разноцветная бабочка» с которым мы с вами сегодня познакомимся.

Словарная работа

Вот, например, слово «былинка» означает трава, которая растет на краю тропинки.

Первичное чтение учителем.

Ребята, а сейчас откроем свои учебники на странице …. Я буду читать вам рассказ, а вы внимательно меня слушайте и следите по книге. (чтение)

Воспроизводящая беседа

Ребята, я прочитала вам произведение А.П.Платонова «Разноцветная бабочка» А теперь ответьте на вопросы:

1. Понравился ли вам рассказ?

2. О чем говорится в рассказе?

3. Кто является главными героями?

Чтение первой части с сопутствующим анализом

Молодцы! Вы внимательно слушали, а теперь ответьте на мои вопросы:

1. Как звали старушку?

2. Где она жила? Найдите по тексту.

3. Давно ли убежал ее сын?

4. Куда он убегал и зачем?

5. Как Анисья звала своего сына?

6. А что отвечал ей сын?

7. Почему дома он горевал?

8. Что он спрашивал у матери? Найдите эти слова в тексте.

9. А что отвечала ему мать?

10. Кто сможет описать, куда вела эта тропинка

11. Кто проложил эту тропинку?

12. Ходил ли кто-нибудь по этой тропе?

Молодцы! Ребята, давайте немного подумаем и озаглавим эту часть. (примеры детей). А я бы озаглавила ее так: «Любитель бабочек». А теперь представьте, если бы вы были художниками, чтобы вы нарисовали к этой части?.. А у меня получился вот такой рисунок. Как вы думаете, подходит ли он к этой части? (ответы детей)

Чтение второй части с сопутствующим анализом.

1. Опишите былинку.

2. Кто сел на нее?

3. Опишите эту бабочку. Найдите по тексту.

4. Что Тимоша предложил бабочке?

5. Ответила ли она ему?

6. Почему мальчик решил, что бабочка не добрая?

7. Почему он все-таки побежал за ней?

8. Опишите полет бабочки. Найдите в тексте.

10. Что говорила ему мама?

11. А что Тимоша ответил?

12. Куда делась бабочка?

13. Что увидел Тимоша на краю тропинки?

14. О чем он подумал?

15. А что с ним случилось?

16. Почему бабочка смогла увлечь Тимошу в горы?

17. Какое желание Тимоши оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери?

18. Как это характеризует героя?

Молодцы! А как бы вы озаглавили эту часть? Хорошие примеры, а я придумала такое название: «В погоне за бабочкой». А какой рисунок вы бы нарисовали? А я подготовила такой.

Чтение третьей части с сопутствующим анализом.

1. Где оказался Тимоша? Найдите по тексту.

2. Почему он не мог уйти оттуда?

3. Были ли здесь бабочки?

4. Было ли у него желание их поймать?

5. Кого он позвал?

6. Что он начал делать?

7. Чего он хотел добиться этим?

8. Сколько лет прошло?

9. Много ли выдолбил Тимоша в горе?

10. Поймал ли он хоть одну бабочку за это время?

11. Считала ли мама время?

12. Куда по ее мнению ушел Тимоша?

13. Что ей чудилось в ночном небе?

14. Что она говорила сыну?

15. О чем говорят ее тихие слова, обращенные к сыну? Как вы их понимаете?

16. А что в это время делал ее сын?

Молодцы, ребята! А как мы назовем эту часть? Давайте назовем ее «Дорога к матери». А что вы бы нарисовали к этой части?

Чтение четвертой части с сопутствующим анализом.

Ребята, а сейчас прочитаем последнюю четвертую часть…

1. Откуда Тимоша услышал звук?

2. Что это был за звук?

3. Что он узнал?

4. Верно, ли было то, что ведро было его матери?

5. Почему она брала только четверть ведра?

7. Что он сделал?

8. Увидел ли он мать?

9. Кого увидела перед собой мама?

10. Что она сказала ему?

11. А что он ей ответил?

12. Чего в этот момент желала мать?

13. Что она почувствовала, когда обняла сына?

14. Что она увидела?

15. Понял ли Тимоша истинную цену материнской любви?

16. Какое чувство стало главным для мальчика?

Отлично, а как мы назовем эту часть? Я бы назвала ее «Материнская любовь» или «Сила материнской любви». А теперь я представлю вам рисунок, который нарисовала к этой части.

Обобщающая беседа

Ребята, сегодня мы с вами познакомились с новым произведением. Почему он называется «Разноцветная бабочка»? Какую роль бабочка сыграла в этом произведении?

А как вы думаете это сказка или рассказ? Что здесь вымысел? А что реально? Как вы думаете, о чем хотел сказать нам писатель? Какова главная мысль произведения?

Итог.

Ребята, вашим домашним заданием будет чтение и пересказ этого произведения.

Тема: А. Платонов «Разноцветная бабочка»

ЦЕЛЬ: Познакомить учащихся с автором Андреем Андреевичем Платоновым и его произведением «Разноцветная бабочка»

ЗАДАЧИ:

Образовательная: познакомить с главной идеей произведения А.П. Платонова «Разноцветная бабочка»;

Развивающая : развивать умения выражать свои мысли и чувства, внимание;

Воспитательная: воспитывать чувство долга перед родными и близкими.

Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
3. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

Коммуникативные УУД 1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.
2. Выразительно читать и пересказывать текст.
3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
4. Умение работать в группах. Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
2. Проговаривать последовательность действий на уроке.
3. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
4. Учиться работать по предложенному учителем плану.
Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Ход урока

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок.. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

Актуализация знаний.

Отгадайте загадку;

На цветок пахучий
Сел цветок летучий. (Бабочка)

Какой бывает бабочка? (Красивой, пестрой, разноцветной.)

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка».

Легенда это поэтический рассказ о каком-то событии.
Автор легенды русский писатель, определите его фамилию. На доске запись: Г. Х. Андерсен, А. П. Платонов, Ш. Перро.

А. П. Платонов (1899-1951)

А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Словарная работа. Хижина – небольшой сельский домик, избушка.

    Черепица – кровельный материал, которым кроют крышу в виде глиняных или цементных желобчатых пластинок.

    Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его.

    Ветхая – дряхлая.

Работа в рабочих тетрадях

Антонимы:

гнаться - стоять, дремать - бодрствовать, прильнуть - отпрянуть

синонимы:

гнаться - мчаться, догонять, нестись

дремать, спать, почивать, клевать носом

прильнуть - прижаться, прислониться

Краткий пересказ, заглавие первой части

1. Работа над первой частью


- Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама?

Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,

Ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Чтение. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!)

Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)


- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.


З. Чтение. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Чтение. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.


5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

«Синквейн» (Работа в группах)

1. Существительное.

2. Прилагательных два (допускаются причастия).

3. Глаголов три (допускаются пояснения).

4. Предложение из четырех слов.

5. Существительное (вывод, обобщение).

6. Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл.

Главная мысль легенды : любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия.

Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по вашему мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

- Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание с.4-15, пересказ понравившейся части, с.5, № 6(р.т.)

Сформировать представление о силе материнской любви, о нравственном поиске главного героя. Закреплять навыки выразительного чтения, умение давать характеристику герою и анализировать произведение.

· Развивать навык грамотной устной речи учащихся, ее обогащения с помощью других литературных жанров; навыки смыслового и беглого чтения, умение работать с текстом, развивать эстетический вкус, творческое воображение, внимание, память.

· Воспитывать чувства доброты и сострадания; любови и трепетного отношения к матери; уважения мнения одноклассников, умение слушать, обсуждать, принимать единое верное решение; интерес к предметам.

Тип урока: интегрированный урок.

Оборудование: компьютерная презентация к уроку, слайд – фильм «Бабочки»; текст легенды, рабочая тетрадь, принадлежности для рисования, шаблон открытки, карточки

ХОД УРОКА

Организационный момент

Люди перестают мыслить, когда перестают читать.

Ни о чем не думает лишь тот, кто ничего не читает.

Дени Дидро

Сообщение темы урока .

Сегодня у нас необычный урок. К нам пришли гости. И чтобы урок прошёл с пользой для вас, нам нужно вспомнить «золотые правила урока» –

    Быть активным!

    Высказывать своё мнение!

    Слушать мнение других!

    Быть внимательным и аккуратным!

На прошлом уроке мы с вами познакомились с замечательным советским автором и его произведением «Разноцветная бабочка». А сегодня мы проанализируем произведение и выявим идею легенды.

Насколько вы были внимательными при чтении рассказа, я узнаю, если вы сможете вставить слова в данный текст. Работа с «дырявым» текстом (карточки).

Актуализация знаний.

Краткий пересказ, заглавие каждой части

1. Работа над первой частью

Где жили Тимоша с мамой? (На берегу Черного моря в казенной хижине)
- Что произошло с мальчиком? (Убежал из дома и не вернулся)
- Для чего он убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
- Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того, что бабочка не летает).
- Что на это говорила и советовала мама? Прочитайте. (- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
- Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.
- Как можно озаглавить первую часть?
Тропинка в неизвестность, детство на берегу моря.
(На доску в процессе беседы вывешиваются подчеркнутые слова, которые являются главными.)
2. Работа над второй частью.
- Что увидел Тимоша, возвращаясь домой? (Упала капля росы на былинку).

Какой вывод сделал Тимоша? (Это добрая капля!) Почему она добрая?
- С кем состоялась следующая встреча? (С бабочкой).
- Что необычного было в ней? Прочитайте.(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
- Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
- Почему Тимоша решил, что бабочка недобрая? (не говорила, не смотрела на него.)
- Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
- Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
- Нужен ли был Тимоша бабочке? (Не нужен)
- Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)
- Как можно озаглавить вторую часть?
Необыкновенная бабочка. Недобрая бабочка и добрая звезда. Необузданное желание.
З. Работа над третьей частью.
- Где оказался Тимоша? (На дне пропасти)
- Почему здесь было так много бабочек?
- Почему он больше не ловил бабочек? (Скучно ему было смотреть на них)
- Что предпринял Тимоша, чтобы вернуться к матери? (Карябал стену ногтями; бил и крошил гору, пробивая себе путь)
- Как это характеризует его?
- Почему плакал мальчик? Прочитайте. (Все реже и реже он слышал голос матери, звучащий в его сердце: « Тимоша, ты забыл про меня! Зачем ты ушел и не вернулся?..»)
- Как жила все это время мать? (В ожидании сына, считала время, смотрела в звездное небо, ей чудилось, что видит своего сына бегущего в Млечном пути, просила вернуться, говоря: «Не надо, пусть все будет, тогда и ты будешь»)
Дорога к возвращению. Это счастье - путь домой.
4. Работа над четвертой частью. .
- Как произошла встреча? (Услышал изнутри каменной горы, как загремело ведро. По звуку узнал, что это ведро его матери и закричал).
- Почему мать не узнала голос сына? (Прошло много времени)
- Узнал ли сын голос матери? (да, голос матери забыть нельзя)

Что сказал Тимоша? Прочитайте. (Мама, я забыл, кто я)
- Почему он не увидел мать? (Ослеп)
- Что сделала мать, увидев сына? Прочитайте. (Мать прижала его к своей груди; она хотела, чтобы все дыхание ее жизни перешло к сыну и чтобы любовь ее стала его силой и жизнью)
- Какие слова говорят о материнской вечной любви? (Жизнь ее любовью перешла к сыну)
Материнская любовь.
5 . Характеристика поступков героев – Тимоши, Анисьи.

Работа с кластером (характеристика героев) в рабочих тетрадях.

Вам предлагается проблемная задача.

Как поведение характеризует героев?

Физминутка.

Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась
Раз – росой она умылась
Два – изящно покружилась
Три – тихонечко присела
На четыре – улетела.

Обобщение.

Что для вас значит мама?

Высказывания, стихи о матери

Мама – это самое красивое слово, произнесённое человеком.(Кайл Гибран)

Нет того, чего бы не выдержала любовь матери. (Паддок)

Никто не может любить так преданно и всепрощающе, как мать. (Сухомлинский).

У вас на листе бумаги обведён шаблон, цвет бабочки выберите сами, а после украсите её с помощью тёплых и холодных тонов. Прежде чем вы начнёте работу, предлагаю вам посмотреть разнообразие цветных бабочек. (видеофильм)

Итог урока.

В жизни у каждого из вас появится мечта, как та разноцветная бабочка, что увлекла Тимошу. Какой бы ни была ваша мечта, не забывайте, что нет ничего на земле сильней и преданней, чем материнская любовь.

А. Платанов пытался найти ответ на вопрос: что для человека главное, в чём состоит основа жизни, её смысл. Главная мысль легенды: любое существо, будь то человек, растение или животное, борется за жизнь, жизнь на земле порой трудная, безрадостная, но дорога для любого живого существа.

Рефлексия. Ребята на заранее приготовленных листочках в виде цветочков записывают то, без чего, по их мнению, невозможна полноценная жизнь. Их работы оформляются на доске. Учитель обобщает написанное ребятами.

Я желаю вам, чтобы в вашей жизни была заветная мечта и, чтобы она осуществилась, но при этом, чтобы каждый из вас не забывал о своих родных и близких, друзьях, о родном доме.

Р. Гамзатов.

Не оставляйте матерей одних,

Они от одиночества стареют.

Среди забот, влюблённости и книг

Не забывайте с ними быть добрее.

Этими прекрасными словами я хотела бы закончить урок. Всем большое спасибо за работу и активность.

Оценки за урок.

Оценить вашу работу хотела бы пословицами

«5» Кто в работе впереди, у них орден на груди. Умение везде найдёт примененье.

«4» Постоянство – залог успеха. Книгу читаешь – на крыльях летаешь.

«3» Без труда хлеб не родится никогда. Без знаний будешь делать дело – не жди плодов.

Домашнее задание. Написать отзыв о произведении.

Сегодня, мы с вами продолжаем работать с разделом «Кто родителей почитает, тот вовек не погибает». МЫ БУДЕ РАБОТАТЬ В ГРУППАХ.

Кто мне может напомнить правила работы в группе.

Работать дружно и активно;

– уметь слушать друг друга;

– уважать друг друга;

– выслушивать ответы другой группы.

Девиз сегодняшнего урока:

Вместе не трудно,
вместе не тесно,
вместе легко
и всегда интересно!

Сегодня мы будем работать с новым произведением. А вот кто его написал, попробуйте расшифровать сами в группах.

Перед вами слоги (БЕЛЫЙ ЦВЕТ), вам необходимо расположить их в таком порядке, чтобы получилась фамилия автора.

ТАК ЧЬЁ ПРОИЗВЕДЕНИЕ МЫ С ВАМИ БУДЕМ ЧИТАТЬ?

МОЛОДЦЫ!

Рассказ об Андрее Платоновиче Платонове .
А.П.Платонов (Климентов) родился в 1899 году в слободе (поселок, пригород) Ямской при Воронеже.

Учился в церковноприходской школе, затем в городском училище. По окончании начал работу.
Жизнь, как и творческая судьба, была трудной. Но это закалило его характер. Очень любил книги. Читал и писал обо всем.


- Сегодня мы познакомимся с одним из произведений.

А как оно называется, вы узнаете, если отгадаете загадку.

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

Попробуйте сформулировать тему урока

Давайте, мы с вами откроем учебник стр.117 и посмотрим на это произведение.

Прочитайте

А как вы думаете, каких целей мы, сегодня должны достичь?

Правильно, а ещё мы с вами

А как вы думаете, что такое легенда?

Давайте, сверим наше предположение с учебником

А как вы думаете

1 ЧАСТЬ

Положите текст перед собой и внимательно следим, какие слова вам не понятны, подчеркиваете простым карандашом.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ

ОСТАНОВКА

Какие слова были непонятны?

(ХИЖИНА, ХУДОЕ, ЧЕРЕПИЦА, ОСЕРЧАЛА)

Давайте посмотрим, что они обозначают.

Беседа

1.Где жила Анисья?

2.Где она работала?

3.А сейчас она работает?

4.Что за горе произошло у Анисьи?

Анисья, МАМА, у неё был сын, но однажды он ушел из дома и не вернулся. Но она все ждала его. Мама надеется и ждет, когда к ней вернется ее сын.

2 ЧАСТЬ

Продолжаем работать с текстом.

АУДИОЗАПИСЬ

ОСТАНОВКА

Беседа, выборочное чтение

1.Для чего Тимошка убегал из дома? (Поиграть, разговаривать с камнями, ловить бабочек)
2.Как он вел себя после прогулок? (Горевал от того что бабочка не летает).
3. Что говорила и советовала мама? Прочитайте.
(- Не умрет и жить не будет, - говорила мать.- Ей надо летать, чтобы жить, а ты ее поймал и взял в руки, крылышки ей обтер, и она стала больная... Ты не лови их!)
4. Кто проложил тропинку в гору? Прочитайте.
(- Проложил неизвестный человек, который ушел по ней на небо через самую высокую гору,- ушел и больше не вернулся; он был бездетный, никого не любил на свете, земля ему была не мила, и все его забыли;).

Это предупреждение для Тимоши, но не он, ни его мать не поняли этого.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (БАБОЧКА)

3 ЧАСТЬ

Я начну, а кто продолжит. Следим.


1. С кем встречался Тимоша в горах? (С бабочкой).
3. Что необычного было в ней? Прочитайте.
(Она была велика, словно птичка, и крылья ее были в цветах, каких Тимоша не видел никогда. От дрожания ее крыльев мальчику казалось, что свет отходит от нее и звучит как зовущий его тихий голос.)
4.Как дальше развивались события? (Хотел поймать бабочку, но не получилось.)
5. Какое желание оказалось сильнее желания вернуться домой на голос матери? (Поймать только одну бабочку, самую хорошую, последнюю)
6. Как это характеризует героя? (Упрямый, непослушный, целеустремленный)
7. Что увидел Тимоша в конце тропинки? (Все небо, а близко от него сияла большая добрая жмурящаяся звезда)

8. Что произошло с ТИМОШЕЙ? (упал в пропвсть )

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ

Мы с вами прочитали 3 части произведения, давайте теперь поработаем с ними в группе.

Возьмите листочки желтого цвета.

У каждой группы свое задание (ЖЁЛТЫЙ ЦВЕТ).Внимательно его прочитайте.

И выполните.

А мы потом проверим.

  1. Синквейн на тему МАМА
  2. Синквейн на тему ТИМОША
  3. Синквейн нп тему БАБОЧКА
  4. Паспотрт героя произведения
  5. Паспорт героя произведения

МОЛОДЦЫ!

А ТЕПЕРЬ ДАВАЙТЕ ЕЩЕ РАЗ ВПОМНИМ, ЧТО ПРОИЗОШЛО С ТИМОШЕЙ.

Возьмите листочек зеленого цвета.

А сейчас давайте подумаем, что произойдет дальше. У каждой группы свой листочек с номером (ЗЕЛЁНЫЙ ЦВЕТ) . Нам необходимо заполнить листочек, ответив на вопрос.

2. Дождется ли мама сына?

Читает один, из группы и вывешиваем на дерево.

Ребята, перед вами бабочки, давайте мы их вместе с вами раздадим звездочкам, которые у нас есть на доске.

РЕФЛЕКСИЯ

1 – Было трудно, не все смог выполнить и понять.

2 – Почти со всем справился сам, но есть над чем ещё поработать!

3 – Я молодец! У меня все получилось, я все понял и работал отлично!

Молодцы. Мне очень понравилось, как вы работали. А вам понравился урок, если да похлопайте в ладошки, если нет, потопайте ножками, если вы еще не знаете просто сядьте красиво.




Top