Технологии дпи. Новые материалы и технологии в дизайне интерьера

Мастер - «особенно сведущий или искусный в своем деле» (В.Даль)

Современная система образования во всех ее звеньях ориентирована и на раскрытие творческого потенциала подрастающей личности через активное познание социума в разных видах деятельности, среди которых и декоративно-прикладному искусству и творчеству придается немаловажное значение. В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает необычайный расцвет: с одной стороны велик интерес к традициям, с другой - новейшие материалы, оборудование, технологии открывают неограниченные возможности реализовать свои творческие способности.

С первой ступени обучения ребенка в этой сфере педагогом организуется процесс целенаправленной духовно-созерцательной, образовательной, творческо-созидательной деятельности, в результате которой у детей устанавливается его диалогическое взаимодействие с миром искусства. В процессе обучения они осваивают его художественные принципы, средства и приемы выразительности, дети испытывают чувство удовольствия от ярких жизнерадостных цветов, богатства и разнообразия у мастеру, у них возникает стремление самим научиться создавать прекрасное. И чем разнообразнее содержание, формы, методы и приемы ее проведения, тем успешнее развивается творческая личность ребенка.

В педагогической деятельности учителя - мастера-педагога можно выделить два момента, на практике тесно связанные, переходящие один в другой:

1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, творчеству, своих знаний, умений, мастерства, приемов исполнительской работы;

2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике.

Педагогическое мастерство педагога проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, не только как педагога, но еще и как профессионального мастера, специалиста высокого уровня декоративно-прикладного искусства. Мастер-педагог на протяжении многих лет вырабатывает свою индивидуальную методику, выстраивает свою систему уроков, мероприятий, внедряет собственные новшества, учитывает реальные условия работы и различные категории учащихся. Чтобы стать мастером, педагог должен иметь ряд способностей, которые помогут ему более успешно выполнять свои профессиональные функции. В число этих способностей входят следующие:

а) организаторские способности - способность организовать и развивать коллектив учащихся, направлять его на решение важных задач; способность организовать свой труд и совместную деятельность с учащимися;

б) коммуникативные способности - способность управлять процессом своего общения с учениками, их родителями, коллегами, предупреждать и своевременно устранять конфликты;

в) дидактические способности - способность передать свои знания в доступной форме и разъяснить их учащимся; способность самостоятельно добывать новейшие знания, следить за развитием науки и применять научные достижения в своей практике; учить детей самостоятельно мыслить, высказывать своё мнение и защищать его;

г) наблюдательские способности - умение изучать и понимать внутренний мир каждого ученика, раскрыть особенности его поведения и характера, «секреты» его духовного мира и направлять развитие личности каждого воспитанника;

д) речевые способности - умение точно и содержательно выразить посредством устной и письменной речи свои мысли и чувства, изложить учебный материал, методические указания, оценить знания, умения и поведение учащихся; способность учителя говорить и писать точно, просто (доступно), выразительно, эмоционально, содержательно, образно, без стилистических и грамматических ошибок;

е) гностические способности - способность предвидеть перспективы развития личности, то есть, на основе материалов изучения своих учеников умение определить ход и результаты их познавательной деятельности, развития личностных качеств. Эти способности основаны на оптимизме, на вере учителя в своих учеников;

ж) способность управлять вниманием учащихся - умение педагога заинтересовать учащихся, сосредоточить их внимание на конкретном вопросе, проблеме, задании. Эта способность помогает учителю «видеть» всех учеников одновременно, выделять из них более способных, направлять их деятельность (учебную, трудовую, общественную) в нужное русло.

Все вышеназванные способности в совокупности обеспечивают более успешную деятельность педагога, способствуют созданию его собственного опыта, собственного стиля работы и авторитета.

Контакт педагога с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенностью их результатами, когда ученик увлечен все новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий.

Таким образом, современный педагог должен успевать идти в ногу со временем: обладать высоким профессионализмом творческим потенциалом, быть мобильным и готовым к восприятию инноваций, вовлекать их в различные виды своей деятельности, уметь действовать по-новому. Научная грамотность, интеллектуальный поиск, стремление к обновлению и расширению своих педагогических знаний также являются необходимыми качествами современного педагога. Без постоянного развития и учебы педагог не сможет участвовать в инновационном процессе.

Под инновациями в образовании понимается процесс совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного объединения. Какие инновационные технологии может использовать мастер-педагог, обучающий и приобщающий учащихся декоративно-прикладному искусству?

Для мастера-педагога инновационные технологии существуют как в педагогической деятельности, так и в творческой деятельности. Эти инновационные технологии решают разные задачи. Про инновационные технологии в педагогике существует много информации, как в научной литературе, так и в Интернет-ресурсах. Поэтому в данной статье я про них говорить не буду. Позвольте в этой статье разобрать некоторые инновационные технологии, которые могут быть использованы при приобщении детей и взрослых к ДПИ, в частности при организации их исследовательской и творческой проектной деятельности, направленные на развитие проектного мышления. Знание направлений, где можно находить и применить инновационные технологии при изготовлении художественно-значимых изделий, важно и для самого мастера-педагога.

Очень отрадно, что в современном мире работа по возрождению и повышению интереса современного человека к декоративно-прикладному искусству как явлению культуры постепенно возрастает. Но возникает другая проблема - это сохранение традиционного национального ДПИ в новых современных условиях существования с одновременным применением новаторства в этой области. Так, как, где и какими способами найти эти новаторства или инновационные подходы, решения, технологии?

Важность сохранения народных традиций народной культуры этносов понимают все. Но возможно, то, какими способами передаются традиции через все стадии этногенеза, знают не все. Традиции в народном искусстве передаются как отпечатанный в памяти народа «образ мира» и каждый мастер - носитель этой народной памяти - передает его следующему поколению. Но вместе с тем творец-исполнитель неизбежно импровизировал, и в то же время строго придерживался рамок традиции .

Из этого следует, что традиции передаются из поколения в поколение тремя путями: 1) через реконструкцию старинных образцов изделий; 2) через инновационные технологии; 3) через трансформацию существующих стереотипов, т.е. традиции. Иначе говоря, новая норма всегда - трансформация старой. Только тогда культура живет и развивается .

Таким образом, традиция в народном искусстве и творчестве - это регулируемая народным сознанием система, в рамках которой происходит развитие народного искусства. И которая всегда неизбежно (иерофанически) трансформируется .

В настоящее время существует несколько направлений, где возможно применение инновационных технологий в области ДПИ. Они связаны с традициями и инновациями в декоративно-прикладном искусстве национальных культур :

  • · методологические и теоретические основы исследовательской работы в области декоративно-прикладного искусства;
  • · особенности и специфика изучения современного дизайна;
  • · инновационные технологии в области конструирования, дизайна, культуры и декоративно-прикладного искусства;
  • · технологические аспекты индустрии моды;
  • · национальный костюм: история и современность;
  • · новые возможности в конструировании и технологии изготовлении изделий легкой промышленности;
  • · сочетание традиций и новаторства в декоративно-прикладном искусстве;
  • · использование стилевых особенностей и импровизаций в создании предметов декоративно-прикладного искусства;
  • · инновационные технологии в создании художественных изделий;
  • · тенденции развития рынка подарков и деловых сувениров;
  • · изделия художественных промыслов из природных материалов;
  • · реализация различных проектов в области ДПИ (творческих, социально-культурных, авторских и т.д.);
  • · реализация многокомпонентных синтетических проектов, аккумулирующих различные творческие составляющие: пластическое и мультимедийное искусство, музыка, хореография, кино, театр;
  • · реализация и популяризация инновационных массовых проектов (авторских, коллективных, совместных, тематических, социальных и т.д.); в том числе связанных с миром обрядов, фольклора, народных обычаев и традиций, красоты природы, колорита национальных песен и танцев и т.д.;
  • · реализация проектов, основанных на анализ экономической эффективности создаваемых изделий;
  • · реализация проектов, нацеленных на подготовку и воспитание будущих инженеров, конструкторов, дизайнеров, робототехников, изобретателей и инноваторов.
  • · реализация различных семинаров-практикумов, инновационных проектов, конкурсов.

Главными инновациями в области ДПИ в практике выступают:

  • · компьютерные технологии;
  • · использование новых материалов, сюжетов и мотивов для создания изделий народного творчества, методов и приемов;
  • · синтетическое сочетание различных видов искусства и их новая интерпретация в единстве применения в творческих проектах.

Таким образом, инновационные технологии, инновационные подходы, инновационные приемы и методы - это все примеры творческой деятельности учителей сходны в главном: увлечённом отношении к своему повседневному труду, стремлении внести что-то новое, нешаблонное, оригинальное в личную практику обучения и воспитания детей, желание достичь более высоких значимых результатов в развитии творческих качеств личности ученика. Хорошо известно, что только тот педагог, который сам обладает ярко выраженной потребностью в творчестве, умеет замечать в каждом человеке ростки таланта. И такой вид творчества актуален в любом временном пространстве, в любой социокультурной среде, а значит, занимает важное место в культурно-досуговой деятельности человека .

Успех ученика зависит от учителя. От мастера своего дела. В нашей республике во многих школах работают учителя, педагоги дополнительного образования, работающие с детьми в сфере декоративно-прикладного искусства. Среди них есть такие учителя, которые совмещают свою педагогическую деятельность с собственным творчеством в декоративно-прикладном искусстве и достигают на этом поприще высочайших результатов. Такие учителя вносят значительный вклад в развитие и популяризацию декоративно-прикладного искусства Якутии, им присваиваются высокие звания «Мастер народных художественных промыслов РС(Я)» и «Народный мастер РС(Я)». И, как правило, учителя со статусом мастера, обучая детей своему мастерству в каком-либо направлении декоративно-прикладного искусства, подготавливают успешных обучающихся, завоевывающих высокие результаты на различных выставках, конкурсах, олимпиадах и конференциях как республиканского, так и всероссийского уровней. К таким учителям и педагогам относится Аммосова Надежда Николаевна, педагог дополнительного образования Хамагаттинского саха-французской лицея, подготовившая победителя номинации «Лучший проект олимпиады» Всероссийской олимпиады по технологии Олесову Викторию (Армавир, 2014), победителей Всероссийской научно-практической конференции «Шаг в будущее» в Москве (2014, 2015, 2016). Сама Надежда Николаевна - признанный мастер в республике по изготовлению изделий из конского волоса. В Чымнайской СОШ Таттинского улуса успешно работает Большакова Арина Николаевна, педагог дополнительного образования, Народный мастер РС(Я), подготовившая по национальному шитью многих призеров НПК «Шаг в будущее», победителей и призеров многих выставок детского творчества. Сама Арина Николаевна является участником и победителем престижных республиканских и всероссийских выставок ДПИ «Лоскутная мозаика Якутии», «Якутия мастеровая», дважды завоевала высокое звание Лауреата Всероссийской выставки «Лоскутная мозаика России» (2011, 2015); приняла участие в 21-м Международном фестивале пэчворка «Европейский перекресток-2015) в Эльзасе (Франция). Большую работу проводит с детьми, их родителями, со взрослым населением по направлению «Национальная одежда» педагог дополнительного образования Чурапчинской СОШ им.С.А.Новгородова Чурапчинского улуса, отличник образования РС(Я), мастер народных художественных промыслов РС(Я) Дьячковская Альбина Семеновна. Она воплотила в жизнь такие социально-культурные проекты как «Детские жилеты в лоскутной мозаике», «Коллекция детской демисезонной одежды «Веселые лоскутки», «Коллекция семейной национальной одежды в лоскутной мозаике», с которыми дети, взрослые, и сам автор выступали во многих республиканских выставках, фестивалях декоративно-прикладного творчества и получили всеобщее признание. Мои учащиеся МОБУ СОШ №33 им.Л.А.Колосовой, обучавшиеся и обучающиеся в студиях декоративно-прикладного творчества, такие как «Национальное шитье», «Бисероплетение», «Вышивка крестом» в разные годы также принимали успешное выступление на городских, республиканских и всероссийских выставках, фестивалях, олимпиадах, конференциях «Шаг в будущее» (2001-2016), «Интеллектуальное Возрождение» (Санкт-Петербург, 2012). В 2013 году я, работая в школе педагогом дополнительного образования, выполнила квалификацию «Народный мастер РС(Я)» и получила высший нагрудный знак мастера.

Таким образом, успешность учеников, выработка их компетентности в творческой деятельности в области ДПИ напрямую зависит от педагогической компетентности учителя и компетентности учителя в художественном мастерстве. Всех учителей, совмещающих педагогическую деятельность в образовательных заведениях с собственной художественно-творческой деятельностью в области ДПИ, объединяет одно - большая любовь к народному творчеству, любовь и преданность к творчеству и культуре своего народа, желание постоянно творить и передать молодому поколению свои умения, знания, осуществляя преемственность мастерства от учителя ученику.

Из всего вышеизложенного понятно, что педагогическое мастерство и творчество не есть свойство избранных. Она вполне достижима. Педагогическая интуиция, опыт учителя, углублённый и усовершенствованный до высокого профессионального мастерства, позволяет создать свою индивидуальную систему. Главное - умение вовлечь в ту деятельность, которая побуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность. Наука и передовой опыт интересует учителя, как способ раскрытия стиля профессиональной деятельности. Учитель стремиться анализировать свой опыт и опыт товарищей по работе, фиксирует развитие интересов учеников, выполнение ими различных заданий. Такой учитель всегда в творческом поиске, он хорошо знает пути достижения цели, постоянно анализирует результаты, в том числе и свои собственные ошибки и просчёты. Он работает с перспективой, ставит перед собой достаточно сложные психолого-педагогические и методические проблемы, связанные, прежде всего с воспитанием творческой личности, подготовкой учащихся к творческому труду.

2. Бумагопластика по виду творчества очень похожа на скульптуру. Но, в бумагопластике все изделия внутри пусты, все изделия - оболочки изображаемого предмета. А в скульптуре - либо идёт наращивание объёма дополнительными элементами, либо убирается (отсекается) лишнее.
Примеры: http://stranamasterov.ru/taxonomy/term/462

3. Гофротрубочки - так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.
Примеры:

4. Квиллинг (от англ. quilling - от слова quil «птичье перо») - искусство бумагокручения. Возникло в средневековой Европе, где монахини создавали медальоны, закручивая на кончике птичьего пера бумажные полоски с позолоченными краями, что создавало имитацию золотой миниатюры.
Примеры:

4. Орига́ми (с яп. букв.: «сложенная бумага») - древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Искусство оригами своими корнями уходит в древний Китай, где и была открыта бумага.
Примеры:
Виды:
- Киригами- вид оригами, в котором допускается использование ножниц и разрезание бумаги в процессе изготовления модели. Это основное отличие киригами от других техник складывания бумаги, что подчёркнуто в названии: киру - резать, ками - бумага.
Pop-up - целое направление в искусстве. Эта техника сочетает элементы техник.
- Киригами и Вырезания и позволяет создавать объемные конструкции и открытки, складывающие в плоскую фигуру.
Примеры:
- Кусудама (с яп. букв. «лекарственный шар») - бумажная модель, которая обычно (но не всегда) формируется сшиванием вместе концов множества одинаковых пирамидальных модулей (обычно это стилизованные цветы, сложенные из квадратного листа бумаги), так что получается тело шарообразной формы. Как вариант, отдельные компоненты могут быть склеены вместе (например, кусудама на нижнем фото полностью склеена, а не сшита). Иногда, как украшение, снизу прикрепляется кисточка.
Искусство кусудамы происходит от древней японской традиции, когда кусудамы использовались для фимиама и смеси сухих лепестков; возможно, это были первые настоящие букеты цветов или трав. Само слово представляет комбинацию двух японских слов кусури (лекарство) и тама (шар). В настоящее время кусудамы обычно используют для украшения или в качестве подарков.
Кусудама является важной частью оригами, в частности как предшественница модульного оригами. Её часто путают с модульным оригами, что неверно, так как элементы, составляющие кусудаму, сшиты или склеены, а не вложены друг в друга, как предполагает модульное оригами.
Примеры:
- Оригами из кругов - складывание оригами из бумажного круга. Обычно затем из сложенных деталей склеивается аппликация.
Примеры:
- Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами - придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.
Примеры:

5. Папье́-маше́ (фр. papier-mâché «жёванная бумага») - легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д. Из папье-маше делают муляжи, маски, учебные пособия, игрушки, театральную бутафорию, шкатулки. В отдельных случаях даже мебель.
В Федоскино, Палехе, Холуе из папье-маше изготавливают основу для традиционной лаковой миниатюры.
Вы же можете декорировать заготовку из папье-маше не только красками, расписывая как известные художники, а используя декупаж или ассамбляж.
Примеры:

7. Тиснение (другое название «эмбоссинг») - механическое выдавливание, создающее изображения на бумаге, картоне, полимерном материале или пластике, фольге, на пергаменте (техника называется «пергамано», см.ниже), а также на коже или на бересте, при котором на самом материале получается рельефное изображение выпуклого или вогнутого штампа при нагреве или без него, иногда с дополнительным использованием фольги и краски. Тиснение осуществляется в основном на переплетных крышках, открытках, пригласительных билетах, этикеток, мягких упаковок и пр.
Этот вид работ может определяться многими факторами: усилием, фактурой и толщиной материала, направлением его порезки, макетом и другими факторами.
Примеры:
Виды:
- Пергамано - пергаментная бумага (плотная вощёная калька) обрабатывается инструментом для тиснения и в процессе обработки становится выпуклой и белеет. В этой технике получаются интересные открытки, также эту технику можно применить для оформления скрапстранички.
Примеры:
- Текстурирование - нанесение изображения с помощью клише на гладкий материал, как правило, металлизированную бумагу, с целью имитации тиснения фольгой. Также применяется для имитации кожи определенных пород (например, клише с рисунком, имитирующим кожу крокодила и т. д)

* Техники, связанные с плетением:
Человек научился плетению гораздо раньше, чем гончарному делу. Сначала он плёл из длинных из гибких ветвей жилище (крыши, изгороди, мебель), всевозможные корзины для разных нужд (колыбели, туеса, повозки, черпухи, лукошки) и обувь. Человек научился заплетать волосы в косы.
С развитием этого вида рукоделия появлялись всё более разные материалы для применения. Оказалось, что плести можно из всего, что попадается: из лозы и камыша, из верёвок и ниток, из кожи и бересты, из проволоки и бисера, из газет.... Появились такие техники плетения, как лозоплетение, плетение из бересты и камыша, фриволите, узелковое плетение макраме, плетение на коклюшках, бисероплетение, ганутель, плетение шнуров кумихимо, кольчужное плетение,плетение сеток, индейское плетение мандала, их имитации (плетение из бумажных полос и фантиков, плетение из газет и журналов)...
Как оказалось, этот вид рукоделия популярен до сих пор, ведь применяя его, можно сплести множество красивых и полезных вещей, украсив ими наш дом.
Примеры:

1. Бисероплетение, как и сам бисер, имеет многовековую историю. Древние египтяне первыми научились плести из бисерных нитей ожерелья, низать браслеты и покрывать бисерными сетками женские платья. Но лишь в Хв начался настоящий расцвет бисерного производства. Долгое время венецианцы тщательно оберегали секреты создания стеклянного чуда. Мастера и мастерицы украшали бисером одежду и обувь, кошельки и сумочки, чехольчики для вееров и очёчники, а также и другие изящные вещицы.
С появлением в Америке бисера, коренные жители начали использовать его вместо традиционно- индейских привычных материалов. Для ритуального пояса, колыбели, налобной повязки, корзины, сетки для волос, серёжек, табакерок..
На Крайнем Севере вышивкой бисером украшали шубы, унты, головные уборы, оленью упряжь, солнцезащитные кожанные очки...
Очень изобретательны были наши прабабушки. Среди огромного разнообразия нарядных безделушек встречаются удивительные предметы. Щёточки и чехлы на мел, чехольчики на зубочистку (!), чернильницу, перочистку и карандаш, ошейник для любимой собачки, подстаканник, кружевные воротники, пасхальные яйца, шахматные доски и многое-многое-многое другое.
Примеры:

2. Ганутель - эксклюзивное мальтийское рукоделие. Именно в монастырях Средиземноморья сохранилась до сих пор эта техника создания красивых цветов для украшения алтаря.
В ганутели используется тонкая спиральная проволока и шёлковые нитки для обмотки деталей, а также бусинки, жемчуг или бисер. Блестящие цветы получаются изящными и лёгкими.
В ХVIв спиральную проволоку из золота или серебра называли по-итальянски «canutiglia», а по-испански «canutillo», на русском языке вероятно это слово трансформировалось в «канитель».
Примеры:

3. Макраме (от арабск. - тесьма, бахрома, кружево или от турецк. - шарф или салфетка с бахромой) - техника узелкового плетения.
Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII-IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции.
Примеры:

4. Плетение кружева на коклюшках. В России до сих пор известны - Вологодский, Елецкий, Кировский, Белевский, Михайловский промыслы.
Примеры:

5. Фриволите - это плетеное узелковое кружево. Его также называют челночным кружевом, поскольку плетется это кружево специальным челноком.
Примеры:

* Техники, связанные с росписью, различными видами живописи и создания изображений:

Рисование - это жанр в изобразительном искусстве и соответствующая техника, которые создают зрительный образ (изображение) на какой-либо поверхности или объекте с помощью графических средств, рисовальных элементов (в противоположность живописным элементам), преимущественно из линий и штрихов.
Например: рисунок углём, рисунок карандашом, рисунок тушью и пером...
Жи́вопись - вид изобразительного искусства, связанный с передачей зрительных образов посредством нанесения красок на твёрдую или гибкую основу; созданием изображения с помощью цифровых технологий; а также произведения искусства, выполненные такими способами.
Наиболее распространены произведения живописи, выполненные на плоских или почти плоских поверхностях, таких как натянутый на подрамник холст, дерево, картон, бумага, обработанные поверхности стен, и т. д. В том числе к живописи относят и выполненные красками изображения на декоративных и церемониальных сосудах, поверхности которых могут иметь сложную форму.
Примеры:

1. Ба́тик - ручная роспись по ткани с использованием резервирующих составов.
Техника батик основана на том, что парафин, резиновый клей, а также некоторые другие смолы и лаки, будучи нанесенными на ткань (шёлк, хлопок, шерсть, синтетику), не пропускают через себя краску - или, как говорят художники, «резервируют» от окраски отдельные участки ткани.
Существует несколько видов батика - горячий, холодный, узелковый, свободная роспись, свободная роспись с применением солевого раствора, шибори.
Батик - batik - индонезийское слово. В переводе с индонезийского слово «ba» - означает хлопчатобумажная ткань, а «-tik» - «точка» или «капля». Ambatik - рисовать, покрывать каплями, штриховать.
Роспись «батик» издавна известна у народов Индонезии, Индии и др.. В Европе - с ХХ века.
Примеры:

2. Витраж (лат. Vitrum - стекло) - это один из видов декоративного искусства. Стекло или иной прозрачный материал является основным материалом. Из глубокой древности начинается история витражей. Изначально стекла вставлялись в оконный или дверной проем, затем появляются первые мозаичные картины и самостоятельные декоративные композиции, панно, выполненные из цветных кусочков стекла или расписанные специальными красками по простому стеклу.
Примеры:

3. Выдувание – техника, основанная на выдувании краски через трубочку (на лист бумаги). Эта древняя техника являлась традиционной как для творцов древних изображений (использовались костяные трубочки).
Современные трубочки для сока ничем не хуже в применении. Они помогают выдувать узнаваемые, необычные, а порой фантастические рисунки из небольшого количества жидкой краски по листу бумаги.

4. Гильоширование - техника выжигания ажурного узора по ткани вручную с помощью выжигательного аппарата была разработана и запатентована Зинаидой Петровной Котенковой.
Гильоширование требует аккуратности в работе. Она должна быть выполнена в единой цветовой гамме и соответствовать орнаментальной стилистике заданной композиции.
Салфетки, панно с аппликациями, закладки для книг, платочки, воротнички - всё это и много другое, что подскажет ваша фантазия, украсит любой дом!
Примеры:

5. Граттаж (от французского gratter - скрести, царапать) - техника царапанья.
Рисунок выделяется путем процарапывания пером или острым инструментом по бумаге или картону, залитых тушью (чтобы не расплывалась надо немного добавить моющего средства или шампунь, всего несколько капель).
Примеры:

6. Мозаика - одно из самых древних искусств. Это способ создания изображения из маленьких элементов. Собирание мозаики очень важно для психического развития ребенка.
Может быть из разных материалов: бутылочные крышки, бусины, пуговицы, пластмассовые фишки, деревянные спилы веточек или спички, магнитные кусочки, стекляшки, керамические кусочки, мелкие камешки, ракушки, термо-мозаика, тетрис-мозаика, монетки, кусочки ткани или бумаги, зёрно, крупа, семена клёна, макароны, любой природный материал (чешуйки шишек, хвоя, арбузные и дынные семечки), стружки от карандаша, птичьи пёрышки и т.д.
Примеры:

7. Монотипия (от греческого monos - один, единый и tupos - отпечаток) - одной из простейших графических техник.
По гладкой поверхности стекла или толстой глянцевой бумаге (она не должна пропускать воду) - делается рисунок гуашевой краской или красками. Сверху накладывается лист бумаги и придавливается к поверхности. Получается оттиск в зеркальном отображении.
Примеры:

8. Нитяная гра́фика (изонить, изображение нитью, ниточный дизайн) - графическое изображение, особым образом выполненное нитками на картоне или другом твёрдом основании. Нитяную графику также иногда называют изографика или вышивка по картону. В качестве основания ещё можно использовать бархат (бархатную бумагу) или плотную бумагу. Нитки могут быть обычные швейные, шерстяные, мулине или другие. Также можно использовать цветные шелковые нитки.
Примеры:

9. Орна́мент (лат. ornamentum - украшение) - узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов; предназначается для украшения различных предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений (как извне, так и в интерьере), произведений пластических искусств (главным образом прикладных), у первобытных народов также самого человеческого тела (раскраска, татуировка). Связанный с поверхностью, которую он украшает и зрительно организует, орнамент, как правило, выявляет или акцентирует архитектонику предмета, на который он нанесён. Орнамент либо оперирует отвлечёнными формами, либо стилизует реальные мотивы, зачастую схематизируя их до неузнаваемости.
Примеры:

10. Печать.
Виды:
- Печатание при помощи губки. Для этого подойдет и морская губка, и обычная, предназначенная для мытья посуды.
Примеры:
В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов...
- Штамп (штамповка). В качестве исходного материала для штамповки при помощи печать-клише обычно используют деревяшку, чтобы её было удобно взять в руку. Одна сторона делается ровной, т.к. на неё наклеивают картон, а на картон - узоры. Они (узоры) могут быть из бумаги, из веревки, из старого ластика, из корнеплодов и т.д.
Примеры:

11. Пуантилизм (фр. Pointillisme, буквально «точечность») - стиль письма в живописи, использующий чистые, не смешиваемые на палитре краски, наносимые мелкими мазками прямоугольной или круглой формы в расчете на их оптическое смешение в глазу зрителя, в отличие от смешения красок на палитре. Оптическое смешение трех основных цветов (красный, синий, желтый) и пар дополнительных цветов (красный - зеленый, синий - оранжевый, желтый - фиолетовый) дает значительно большую яркость, чем механическая смесь пигментов.Смешение цветов с образованием оттенков происходит на этапе восприятия картины зрителем с дальнего расстояния или в уменьшенном виде.
Основоположником стиля явился Жорж Сера.
Другое название пуантилизма - дивизионизм (от лат. divisio - разделение, дробление).
Примеры:

12. Рисование ладошками. Маленьким детям трудно пользоваться кисточкой для рисования. Существует очень увлекательное занятие, которое подарит ребенку новые ощущения, разовьет мелкую моторику рук, даст возможность открыть для себя новый и волшебный мир художественного творчества – это рисование ладошками. Рисуя своими ладошками, маленькие художники развивают свою фантазию и абстрактное мышление.
Примеры:

13. Рисование отпечатками листьев. Собрав различные опавшие листья, намажьте каждый листочек гуашью со стороны прожилок. Бумага, на которой Вы собираетесь оставить оттиск, может быть цветной или белой. Прижмите лист окрашенной стороной к листу бумаги аккуратно снимите его, взяв за "хвостик" (черешок). Этот процесс можно повторять раз за разом. И вот, дорисовав детали, у Вас уже летает над цветком бабочка.
Примеры:

14. Роспись. Один из самых древних видов народных промыслов, которые на протяжении нескольких столетий являлись неотъемлемой частью повседневной жизни и самобытной культуры народа. В русском народном творчестве существует большое количество разновидностей этого вида декоративно-прикладного искусства.
Вот некоторые из них:
- Жостовская роспись - старинный русский народный промысел, возник в начале XIX века, в деревне Жостово Мытищинского района Московской области. Является одним из наиболее известных видов русской народной живописи. Жостовские подносы расписывают от руки. Обычно на чёрном фоне изображают букеты цветов.
- Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX в. в районе г. Городец. Яркая, лаконичная городецкая роспись (жанровые сцены, фигурки коней, петухов, цветочные узоры), выполненная свободным мазком с белой и черной графической обводкой, украшала прялки, мебель, ставни, двери.
- Хохломская роспись - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности. Традиционные элементы Хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
Примеры:

15. Энка́устика (от др.-греч. «искусство выжигания») - техника живописи, в которой связующим веществом красок является воск. Живопись выполняется красками в расплавленном виде (отсюда и название). Разновидностью энкаустики является восковая темпера, отличающаяся яркостью и сочностью красок. В этой технике написаны многие раннехристианские иконы.
Примеры:

*Техники, связанные с шитьём, вышивкой и использованием тканей:
Шитье - разговорная форма от глагола "шить", т.е. то, что шьется или сшито.
Примеры:

2. Пэчворк, Квилт, Квилтинг или Лоскутное шитьё - это народное декоративно-прикладное искусство, с многовековыми традициями и стилистическими особенностями. Это техника, использующая кусочки разноцветных тканей или вязанных элементов геометрических форм для соединения в покрывале, блузке или сумке.
Примеры:
Виды:
- Артишок – разновидность пэчворка, получившая своё название из-за сходства с плодами артишока. У этой техники есть и другие названия - «зубчики», «уголки», «чешуйки», «перья».
По большому счёту в этой технике все сводится к складыванию вырезанных деталей и пришиванию их на основу в определенной последовательности. Или же, используя бумагу, составлять (наклеивая) различные панно округлой (или многогранной формы) на плоскости или в объёме.
Нашивать можно двумя способами: острие заготовок направлять к центру основной детали, либо к ее краям. Это если шить плоское изделие. У изделий объемного характера - острием к более узкой части. Складываемые детали не обязательно вырезаются в форме квадратиков. Это могут быть и прямоугольники, и круги. В любом случае мы встречаемся со складыванием вырезанных заготовок, следовательно, можно утверждать, что эти лоскутные техники принадлежат к семейству лоскутного оригами, а так как они создают объем, то, следовательно, и к «3d» технике.
Пример:
- Крэйзи-квилт. Недавно столкнулась и с такой разновидностью. По-моему, это мультиметод.
Суть заключается в том, что изделие создаётся из сочетания различных техник: пэчворк+вышивка+роспись и т.д.
Пример:

3. Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу.
Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства. В этой технике изготавливались и украшения для гребней, и для отдельных палочек, а также для сложных конструкций, составленных из разных аксессуаров.
Примеры:

* Техники, связанные с вязанием:
Что же такое вязание? Это процесс изготовления изделий из непрерывных нитей путём изгибания их в петли и соединения петель друг с другом с помощью несложных инструментов вручную (вязальный крючок, спицы).
Примеры:

1. Вязание на вилке. Интересный способ вязания крючком с помощью специального приспособления - вилки, изогнутой в форме буквы U. В результате получаются легкие, воздушные узоры.
2. Вязание крючком (тамбурное)- процесс ручного изготовления полотна или кружева из ниток с помощью вязального крючка. создавающий не только плотные, рельефные узоры, но и тонкие, ажурные, напоминающие кружевное полотно. Узоры вязания состоят из разных сочетаний петель и столбиков. Правильное соотношение - толщина крючка должна быть почти в два раза больше толщины нитки.
Примеры:
3. Простое (европейское) вязание на спицах позволяет комбинировать несколько видов петель, что создаёт простые и сложные ажурные узоры.
Примеры:
4. Тунисском вязании длинным крючком (одновременно могут участвовать как одна, так и несколько петель для создания узора).
5. Жаккардовое вязание - узоры вывязываются на спицах из нитей нескольких цветов.
6. Филейное вязание – имитирует филейно-гипюрные вышивки по специальной сетке.
7. Гипюрное вязание (ирландское или брюссельское кружево) крючком.

2. Выпиливание. Одним из видов является выпиливание лобзиком. Украшая свой быт и жилище удобными для повседневной жизни изделиями ручной работы или детскими игрушками, вы испытываете радость от внешнего вида и удовольствие от процесса их создания.
Примеры:

3. Резьба - вид декоративно-прикладного искусства. Является одним из видов художественной обработки дерева наряду с выпиливанием, токарным делом.
Примеры:

* Другие самодостаточные техники:
1. Аппликация (от лат. «прикладывание») - это способ работы с цветными кусочками различных материалов: бумаги, ткани, кожи, меха, войлока, цветные бусины, бисер, шерстяные нити, металлические чеканные пластины, всевозможная материя (бархат, атлас, шелк)., высушенных листьев… Такое применение разнообразных материалов и структур с целью усиления выразительных возможностей очень близко к другому средству изображения - коллаж.
Примеры:
Также существуют:
- Аппликация из пластилина - пластилинография - новый вид декоративно-прикладного искусства. Представляет собой создания лепных картин с изображением более или менее выпуклых, полу объемных объектов на горизонтальной поверхности. По сути своей, это редко встречающийся, очень выразительный вид «живописи.
Примеры:
- Аппликация из «ладошек». Примеры:
- Обрывная аппликация - один из видов многогранной техники аппликация. Всё просто и доступно, как в выкладывании мозаики. Основа - лист картона, материал - разорванный на кусочки лист цветной бумаги (несколько цветов), инструмент - клей и ваши руки. Примеры:

2. Ассамбляж (фр. assemblage) - техника визуального искусства, родственная коллажу, но использующая объёмные детали или целые предметы, аппликативно скомпонованные на плоскости как картина. Допускает живописные дополнения красками, а также металлом, деревом, тканью и другими структурами. Иногда применяется и к другим произведениям, от фотомонтажа до пространственных композиций, поскольку терминология новейшего визуального искусства не вполне устоялась.
Примеры:

3. Бумажный туннель. Оригинальное английское название этой техники tunnel book, что можно перевести как книжный или бумажный туннель. Суть техники хорошо прослеживается из английского названия tunnel - туннель - сквозное отверстие. Многослойность составляемых «книжек» (book) хорошо передает ощущение туннеля. Возникает трёхмерная открытка. Кстати, эта техника удачно сочетает разные виды техник, такие как - скрапбукинг, аппликация, вырезание, создание макетов и объёмных книг. Она чем-то сродни оригами, т.к. направлена на складывание бумаги определённым образом.
Первый бумажный туннель был датирован серединой ХVIII в. и являлся воплощением театральных сцен.
Традиционно бумажные туннели создаются в память о каком-либо мероприятии или продаются в качестве сувениров для туристов.
Примеры:

4. Вырезание - термин очень широкого понимания.
Примеры:
Вырезают из бумаги, из пенопласта, из поролона, из бересты, из пластиковых бутылок, из мыла, из фанеры (правда, это уже называется выпиливание), из фруктов и овощей, а также из других разных материалов. Применяют различные инструменты: ножницы, макетные ножи, скальпель. Вырезают маски, шапочки, игрушки, открытки, панно, цветы, фигурки и многое другое.
Виды:
- Вырезание силуэтное - это такой прием вырезания, при котором происходит вырезание на глаз предметов асимметричного строения, с криволинейными контурами (рыбы, птицы, звери и т. д.), со сложными очертаниями фигур и плавными переходами от одной части в другую. Силуэты легко узнаваемы и выразительны, они должны быть без мелких подробностей и как бы в движении. Примеры:
- Вырезание симметричное. При симметричном вырезании мы повторяем контуры изображения, которые должны точно вписываться в сложенную пополам плоскость листа бумаги, последовательно усложняя очертание фигуры, чтобы правильно передавать в аппликациях внешние особенности объектов в стилизованном виде.
Примеры:
- Вытынанка - искусство вырезания ажурных узоров из цветной, белой или чёрной бумаги существует с тех пор, когда в Китае была изобретена бумага. А такой вид вырезания стал называться цзяньчжи. Это искусство распространилось по всему миру: Китай, Япония, Вьетнам, Мексика, Дания, Финляндия, Германия, Украина, Литва и многие другие страны.
Примеры:
- Карвинг (см.ниже).

5. Декупаж (от французского decoupage -существительное, «то, что вырезано») - это техника украшения, аппликации, декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. Китайские крестьяне в XIIв. стали таким образом декорировать мебель. А помимо вырезанных картинок из тонкой красочной бумаги, стали покрывать её лаком, чтобы выглядело, как роспись! Так, вместе с красивой мебелью в Европу попала и эта техника.
Сегодня самый популярный материал для декупажа - это трёхслойные салфетки. Отсюда и другое название - «салфеточная техника». Применение может быть абсолютно безграничным - посуда, книги, шкатулки, свечи, сосуды, музыкальные инструменты, горшки для цветов, флаконы, мебель, обувь и даже одежда! Любая поверхность - кожа, дерево, металл, керамика, картон, текстиль, гипс - должны быть однотонным и светлыми, т.к. рисунок, вырезанный из салфетки должен быть хорошо виден.
Примеры:

6. Карвинг (от англ. carvу - резать, вырезать, гравировать, нарезать; carving - резьба, резная работа, резной орнамент, высеченная фигура) в кулинарии - это наипростейшая форма скульптуры или гравировки по поверхности изделий из овощей и фруктов, столь недолговечных украшений стола.
Примеры:

7. Коллаж - творческий жанр, когда произведение создаётся из вырезанных самых разнообразных изображений, наклеенных на бумагу, холст или в цифровом варианте. Происходит от фр. papier collée - наклеенная бумага. Очень быстро это понятие стало употребляться в расширенном значении - смесь различных элементов, яркое и выразительное сообщение из обрывков других текстов, фрагменты, собранные на одной плоскости.
Коллаж может быть дорисованным любыми другими средствами - тушью, акварелью и т. д.
Примеры:

8. Конструктор (из лат. constructor «строитель») - многозначный термин. Для нашего профиля это набор сопрягательных деталей. т.е деталей или элементов некоего будущего макета, информация о котором собрана автором, проанализирована и воплощена в красивое, художественно выполненное изделие.
Конструкторы различаются по типу материала - металл, дерево, пластмасса и даже бумага (например, бумажные оригами модули). При сочетании разносортных элементов возникают интересные конструкции для игр и весёлого времяпровождения.
Примеры:

9. Лепка - придание формы пластическому материалу (пластилину, глине, пластике, солёному тесту, снежному комку, песку и др.) с помощью рук и вспомогательных инструментов. Это один из базовых приёмов скульптуры, который предназначен для освоения первичных принципов этой техники.
Примеры:

10. Макет - это копия объекта с изменением размеров (как правило уменьшенная), которая выполнена с сохранением пропорций. Макет так же должен передавать основные признаки объекта.
Для создания этого уникального произведения можно использовать различные материалы, всё зависит от его функционального назначения (выставочный макет, подарочный, презентационный и т.д.). Это может быть бумага, картон, фанера, деревянные брусочки, гипсовые и глиняные детали, проволока.
Примеры:
Вид макета - модель - это действующий макет, который изображает (имитирует) какие-либо существенные особенности оригинала. Причём, внимание концентрируется на определённых сторонах моделируемого объекта или в равной степени детализации оного. Модель создают, чтобы использовать, например, для наглядно-модельного обучения математике, физике, химии и других школьных предметов, для морского или авиа клуба. В моделировании применяют разнообразные материалы: воздушные шарики, легкая и пластичная масса, воск, глина, гипс, папье-маше, солёное тесто, бумага, пенопласт, поролон, спички, нитки для вязания, ткань…
Моделирование - это создание такой модели, которая достоверно близка к оригиналу.
"Моделями" называются те макеты, которые действуют. А модели, которые не действуют, т.е. "стрендовые" - обычно называют макетом.
Примеры:

11. Мыловарение. В качестве сырья для получения основного компонента мыла могут использоваться животные и растительные жиры, жирозаменители (синтетические жирные кислоты, канифоль, нафтеновые кислоты, талловое масло).
Примеры:

12. Скульпту́ра (лат. sculptura, от sculpo - вырезаю, высекаю) - ваяние, пластика - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов (металл, камень, глина, дерево, гипс, лёд, снег, песок, поролон, мыло). Методы обработки - лепка, высекание, литьё, ковка, чеканка, вырезание и др.
Примеры:

13. Ткачество- производство из пряжи ткани и текстиля.
Примеры:

14. Фильдцевание (или фильцевание, или валяние) – валяние шерсти. Бывает «мокрое» и «сухое».
Примеры:

15. Плоская чеканка - это один их видов декоративно-прикладного искусства, в результате выбивания на пластине определённого орнаментального рельефа, рисунка, надписи или круглого фигурного изображения, порой близкого к гравировке, создаётся новое художественное произведение.
Обработка материала осуществляется при помощи стержня - чекана, который стаивтся вертикально, по верхнему концу которого бьют молотком. Перемещая чекан постепенно проявляется новая форма. Материал должен обладать определённой пластичностью и способностью изменяться под воздействием силы.
Примеры:

В заключение следует отметить, что деление (объединение по какому-либо признаку) большинства техник условно (субъективно), а многие техники прикладного творчества являются мультитехниками, т.е.сочетают несколько видов техник.

Всем приятного творчества!
Ваша Маргарита.



Гофротрубочки так называется техника выполнения изделий, в которой для декорирования поверхностей или для создания объёмных фигур используют трубочки из гофрированной бумаги. Гофротрубочки получаются путём накручивания полосы бумаги на палочку, карандаш или спицу с последующим сжатием. Сжатая гофротрубочка хорошо держит форму и имеет множество вариантов исполнения и использования.




Оригами модульное - создание объёмных фигур из треугольных модулей оригами придумана в Китае. Целая фигура собирается из множества одинаковых частей (модулей). Каждый модуль складывается по правилам классического оригами из одного листа бумаги, а затем модули соединяются путем вкладывания их друг в друга. Появляющаяся при этом сила трения не даёт конструкции распасться.






Цумами Канзаши. В основе техники Цумами лежит оригами. Только складывают не бумагу, а квадратики натурального шелка. Слово «Tsumami» означает «защипнуть»: мастер берет кусочек сложенного шелка, используя щипчики или пинцет. Лепестки будущих цветов затем наклеиваются на основу. Шпилька для волос (канзаши), украшенная шёлковым цветком, и дала название целому новому виду декоративно-прикладного искусства



Гушан Елена Васильевна
Должность: преподаватель дпи
Учебное заведение: МБУ ДО "Ханымейская ДШИ" п. Ханымей
Населённый пункт: п. Ханымей Пуровского района ЯНАО
Наименование материала: Статья
Тема: Современные образовательные технологии в декоративно-прикладном искусстве
Дата публикации: 12.11.2016
Раздел: дополнительное образование

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДЕКОРАТИВНО – ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ
Проектные технологии
помогают в творческой работе учащимся больше раскрывать свои таланты и способности, потому что подобная работа уводит их в мир реальности и возможности. Часто идеи преподавателя накладываются на аналогичные желания подопечного, в результате готовый проект и готовая вещица: топиарий, панно в технике скапбукинга, квиллинга, мозаики, графики. Какие только не моделировали изделия с учащимися на занятиях: коробочки, шкатулочки, цветы, открытки и мн.др. Опять же, что-то из знакомого оформительского опыта брали, что-то вносили новое, смешивали старое с новым. Понравился скапбукинг, подсмотренный в Интернете, потому что в нем есть элемент новизны, но со знакомыми технологическими приемами, со знакомыми оформительскими понятиями, с использованием дешевых материалов, изучили получше, и сделали объемные панно на Рождество Христово, на 8 Марта, на 9 Мая. Такого рода проекты выполняются быстро, носят практичный характер, занимают небольшое пространство в квартире, имеют легкую сменяемость, удобны в хранении, а главное - на них есть спрос. Хочу отметить, что ручная работа в наше время очень востребована. Почему бы ученикам не заниматься подобными проектами, почему бы не развивать фантазию, практические и трудовые навыки, которые помогут им в будущем помочь в выборе профессии, где проектные технологии составят основу их трудовой деятельности. Таких профессий много. Конечно, при кажущейся легкости в изготовлении подобных проектов существует одна закавыка. Обязательно, рано или поздно при выполнении работ связанных с проектом, возникнет вопрос по материальной базе. Ученики охотно приносят и делятся тем, что имеется у них в доме. Очень сложно убедить ребенка, а тем, в свою очередь, родителей на приобретение дополнительных приспособлений, материалов и предметов для выполнения конкретных проектов, встречаюсь с родителями на классных часах и говорю им об укомплектованности учащихся средствами труда, обеспечением необходимым материалом для творческого моделирования. Педагоги составляет список необходимого и ресурсного материала, а классный руководитель следит за исполнением данного задания учеником, вверенного ему класса.
Информационно

коммуникационные

технологии
прочно вошли в жизнь современного человека. Сейчас, пожалуй, нет человека, который бы не пользовался Интернетом, компьютером, мобильной связью. Нельзя сказать, что все так просто в ис- пользовании информационно – коммуникационных технологий. Сегодня функциональ- ные возможности многих современных средств информатизации значительно опережа- ют возможности их использования. Дотянутся до совершенства в знаниях по работе на компьютере – это безумство. Многое обновляется, меняются программы, усложняются накопительные структуры, режимы, доступы к материалам. Хочу отметить, что ученик лучше подготовлен к работе на компьютере, чем педагог. Для школьников введен об- разовательный минимум в общеобразовательных школах– урок информатики хотя бы раз в неделю, а для педагогов дополнительного образования даже нет недельных кур- сов в году. Поэтому не удивительно, что учащиеся опережают своих педагогов в обла- сти знания ИКТ и поэтому используют их смелее, чаще, перспективнее. Однозначно, компьютер предоставляет широкие возможности для отработки приобретенных знаний посредством выполнения разноуровневых заданий и задач.
Применение проектных и информационно-коммуникационных технологий способствует возникновению такого взаимодействия и отношений учащихся между собой и с педагогами, при которых для достижения цели реализуются творческие усилия личности, не только достигается запланированный результат, но и происходит развитие внутреннего мира растущего человека. Воспитательная роль проектирования зависит от отражения этих трудовых отношений в духовной жизни учащихся, в преломлении их в мыслях и чувствах, в широте и глубине волевых усилий личности. Воспитание любви к труду как стержень трудового воспитания в целом возможно только тогда, когда ребенок проникнется красотой отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе. Выполнение творческого проекта - одна из сторон воспитания. Оно нацелено на осознание детьми, подростками, юношеством нравственной ценности трудового начала в жизни. Умение грамотно и целенаправленно использовать ИКТ во многих направлениях и в нужном объеме в школьном проектировании поможет учителю и ученику скорейшему изготовлению готового продукта, готовой формо -идеи, готового арт-дизайна. У школьников развиваются коммуникативные способности и умения устанавливать контакт с людьми, активности в общения, стремления к взаимодействию, сотрудничеству со взрослыми и со сверстниками, умению учитывал интересы других людей, уважению и достоинству другого, стремления к диалогу. Морально - ценностное отношение к труду включает понимание не только общественной, но и личной его значимости как источника саморазвития и условия самореализации личности. При этом важным фактором становится сформированная способность человека испытывать радость от процесса и результата труда интеллектуальных, волевых и физических сил. Учащиеся должны выбрать для себя объект проектирования, тему проекта, то есть изделие, которое они действительно хотели бы усовершенствовать, предложить на рынок, ввести в предметный мир, чтобы удовлетворить реальные потребности людей. Очень тесно сотрудничаем я и учащиеся ДПИ с историко – краеведческим музеем нашего поселка. Музей имеет очень хороший экспонируемый фонд различных предметов, стендов, этнических залов и мн. др.. В музее часто проводятся выставки художников нашего округа, мастер-классы с мастерами из коренного населения. Я со своими воспитанниками выставляю итоговые работы в музее, часто принимаем участие в выставках я и дети, проводимых поселком и музеем. Эти выставки организуются ежегодно ко Дню Матери, ко Дню Победы, на экологические темы, на здоровьесберегающие темы, на борьбу против пагубных привычек, новогодние, Рождественские, с национальным компонентом и др. Позиционирование наших проектов находит свое место и свое время в залах музея. Ведь они и существуют для просмотра итоговых работ, для обмена опытом, для подведения важных итогов. Впереди еще много нереализованных планов по выполнению проектов различного направления. Мы с учениками руководствуемся библейским выражением «Дорогу осилит идущий» - это помогает нам реализовывать проектные технологии и использовать информационно-коммуникационные технологии на школьной площадке. На занятиях по ДПИ я реализую
проектную, поисково-исследовательскую, ин-

дивидуальную, групповую и консультативную
деятельность учащихся. Эта работа помогает развивать способности учеников к отбору и анализу информации, использо- ванию новейших компьютерных технологий. Разработка творческих проектов, участие в тематических конкурсах, экскурсиях в музей, библиотеку обеспечивает оптимальное
решение проблемы развития творческих способностей учащихся, а также подготовку их к осознанному выбору будущей профессии. В с своей работе я использую элементы нескольких технологий, применяю ори- гинальные методические приемы, видоизменяю их и реформирую под своих детей, под свои возможности и вкусы. В этом случае будет уместно сказать, что некоторые технологии становятся «авторскими» . Не только я, но и каждый педагог – творец тех- нологии, даже если имеет дело с заимствованиями. Создание технологии невозможно без творчества. Для педагога, научившегося работать на технологическом уровне, все- гда будет главным ориентиром познавательный процесс в его развивающемся состоя- нии. Возьмем хоты бы
разноуровневую технологию
, которая и так довольно точно го- ворит сама за себя, и все же есть ряд обстоятельств, которые заставляют ее корректиро- вать еще и под ситуацию. Например, проводится срочный конкурс, и надо с учащимися разновозрастными выполнить определенную работу с определенными ограничениями. Наступает самый ответственный момент не только по поиску образов в передаче основной темы в композиции, но и в применении более стремительных технологий. Работая с разновозрастной аудиторией, начинаешь к
разноуровневой
технологии присовокуплять
личностно-ориентированную
или
исследовательскую
,
проектную
или
игровую
и т.д. И все же, педагогические технологии обучения - это цепочка дей- ствий и операций направленных и ориентированных на результат. Технология обуче- ния определяется как совокупность действий по отбору и определению порядка и по- следовательности использования дидактических средств, организации форм и методов обучения. Есть, конечно, как в любой работе и в любой деятельности приоритетные пе- дагогические технологии. Все технологии освоить сразу невозможно, но пробуя в про- цессе работы то одну, то другую, можно остановиться на более совершенной для своей работы и для своего вида деятельности. Пожалуй, только
здоровьесберегающую технологию
нельзя игнорировать, пото- му что в ней продумана забота о детях, о здоровье доверенных нам детей. Мой предмет требует режима во всем, хорошего освещения и снятия напряжения, усталости и стрес- са именно на моих занятиях. В момент творения на листе бумаги, или на другом мате- риале учащийся свободно
самовыражается, самоутверждается и самореализуется
, что может быть лучше и ценнее в этот момент. Вот вам и еще появляются новые техно- логии, но только если в это время отсутствуют другие, такие как
проблемно-деятель-

ные технологии
или
информационно-рефлексивные
. Современная дидактическая система исходит из того, что обе стороны – препода- вание и учение – составляют процесс обучения. Современную дидактическую концеп- цию создают такие направления, как программированное, проблемное обучение, раз- вивающее обучение. Интенсивное обучение дает учащемуся возможность выбора под- ходящей ему технологии обучения и разработки индивидуальной программы развития личности. Освоение любой технологии требует времени и педагогу и учащемуся для мозговой переработки, для реализации и для адаптации. Надо пробовать многое, чтобы сравнивать и выбирать из этого многого. Я так делаю сама и советую другим. При этом за результат отвечает педагог. Если вы знаете, что любая педагогическая технология – это гарантия успеха, тогда будьте уверены, что у вас все получиться.




Top