Телеман георг филипп биография. Георг Филипп Телеман

Георг Филипп Телеман

Georg Philipp Telemann

Дата рождения 14.03.1681

Дата смерти

25.06.1767

Профессия:

композитор

Страна:

Германия

Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.
Р. Роллан

Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С. Баха и не ниже Г. Ф. Генделя, он действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман - человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.





С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его "варварской красотой" и написал ряд "польских" сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.





Гендель поражался: "Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо". И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, "этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы". В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, "дойти до самых глубин", он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. "Кто умеет быть полезным многим", - писал он, - "поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих". "Серьезный" стиль композитор соединял с "легким", трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, "он пел не для вечности"), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность - особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью.





Хотя большую часть жизни Телеман провел в различных городах Германии (дольше других - в Гамбурге, где служил кантором и музикдиректором), его прижизненная слава далеко шагнула за пределы страны, достигнув и России. Но в дальнейшем музыка композитора на долгие годы была предана забвению. Настоящее возрождение началось, пожалуй, лишь с 60-х гг. нашего века, свидетельством чему стала неутомимая деятельность Телемановского общества в городе его детства Магдебурге.

О. Захарова

Каково бы ни было наше суждение о качестве этого творчества, нельзя не поразиться его феноменальной продуктивностью и удивительной живостью этого человека, который с десяти до восьмидесяти шести лет пишет музыку с неутомимым рвением и радостью.
Р. Роллан

Хотя мы сейчас навряд ли разделим мнение современников Г. Ф. Телемана, ставивших его выше И. С. Баха и не ниже Г. Ф. Генделя, он действительно был одним из наиболее ярких немецких музыкантов своего времени. Удивительна его творческая и деловая активность: композитор, о котором говорят, что он создал столько произведений, сколько Бах и Гендель вместе взятые, Телеман известен также как поэт, талантливый организатор, создавший и руководивший оркестрами в Лейпциге, Франкфурте-на-Майне, содействовавший открытию первого в Германии публичного концертного зала, основавший один из первых немецких музыкальных журналов. Это далеко не полный перечень видов деятельности, в которых он преуспел. В этом жизненном тонусе и деловой хватке Телеман - человек века Просвещения, эпохи Вольтера и Бомарше.

С ранних лет успех в его работе сопровождался преодолением препятствий. Само занятие музыкой, выбор ее своей профессией поначалу натолкнулось на сопротивление матери. Будучи в целом широко образованным человеком (он учился в Лейпцигском университете), Телеман, однако, не получил систематического музыкального образования. Но это с лихвой компенсировалось той жаждой знаний и способностью к их творческому усвоению, которыми была отмечена его жизнь вплоть до глубокой старости. Он проявлял живейшую общительность и интерес ко всему незаурядному и великому, чем славилась тогда Германия. Среди его друзей такие величины, как И. С. Бах и его сын Ф. Э. Бах (кстати, крестник Телемана), Гендель, не говоря уже о менее значительных, но крупных музыкантах. Внимание Телемана к чужим национальным стилям не ограничивалось наиболее ценимыми тогда итальянским и французским. Услышав в годы Капельмейстерства в Силезии польский фольклор, он восхитился его «варварской красотой» и написал ряд «польских» сочинений. В возрасте 80-84 лет он создал одни из лучших своих произведений, поражающие смелостью и новизной. Наверное, не было сколько-нибудь существенной области творчества того времени, мимо которой бы прошел Телеман. При этом в каждой он основательно поработал. Так, его перу принадлежат более 40 опер, 44 оратории (пассивны), свыше 20 годовых циклов духовных кантат, более 700 песен, около 600 оркестровых сюит, множество фуг и различной камерно-инструментальной музыки. К сожалению, значительная часть этого наследия сейчас утеряна.

Гендель поражался: «Телеман пишет церковную пьесу также быстро, как пишут письмо». И вместе с тем это был большой труженик, считавший, что в музыке, «этой неистощимой науке далеко не уйдешь без упорной работы». В каждом жанре он смог не только показать высокий профессионализм, но и сказать свое, порой новаторское слово. Ему удавалось умело соединять противоположности. Так, стремясь в искусстве (в разработке мелодии, гармонии), по его выражению, «дойти до самых глубин», он, однако, очень заботился и о понятности, доступности своей музыки рядовому слушателю. «Кто умеет быть полезным многим», - писал он, - «поступает лучше, чем тот, кто пишет для немногих». «Серьезный» стиль композитор соединял с «легким», трагическое с комическим, и хотя в его произведениях мы не найдем баховских высот (как отметил один из музыкантов, «он пел не для вечности»), в них много привлекательного. В частности, они запечатлели редкий комический дар композитора и его неистощимую изобретательность - особенно в изображении музыкой самых различных явлений вплоть до кваканья лягушек, передачи походки хромого или сутолоки на бирже. В творчестве Телемана переплелись черты барокко и так называемого галантного стиля с его ясностью, приятностью, трогательностью.

Ге́орг Фи́липп Те́леман (нем. Georg Philipp Telemann ; 14 марта , Магдебург - 25 июня , Гамбург) - немецкий композитор, капельмейстер, музыкальный критик и общественный деятель. Известен также под анаграмматическим псевдонимом Меланте . Был широко известным музыкантом в Германии и за её пределами. Как композитор работал во всех современных ему жанрах музыкального искусства. Внёс значительный вклад в концертную жизнь, издательское дело и музыкальное образование Германии .

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Georg Philipp Telemann - Essercizii Musici

    ✪ The Best of Telemann

    ✪ Telemann: Complete Suites and Concertos for Recorder (Full Album) played by Erik Bosgraaf

    ✪ Telemann - Oboe Sonatas

    ✪ Телеман, Георг Филипп "Концерт для трубы 1 часть" Алимов Евгений труба

    Субтитры

Биография

1681-1701: Детство и юность

Род Телеманов происходил из образованных Магдебургских семей; почти все его предки учились в университете. Его родители - Генрих (1646-85) и Мария (1642 −1711). Род отца Телемана, Генриха Телемана, произошёл из области Нордхаузен , недалеко от Эрфурта; дед композитора был викарием в Кохштедте , недалеко Ашерслебена . Генрих Телеман посещал школу в Хальберштадте и Кведлинбурге , учился в университете Хельмштедта с 1664 года, и в 1668 году был назначен приходским священником в Хакеборне , прежде чем стать диаконом в церкви Св. Духа в Магдебурге в 1676 году. В 1669 году он женился на Йоханне Марии Хальтмайер (нем. Haltmeier ), дочери протестантского священника из Регенсбурга , который, покинув пост диакона во Фрайштадте , недалеко от Линца , стал приходским священником недалеко от Магдебурга в 1625 году. Телеман утверждал, что он унаследовал свой музыкальный талант от матери. Профессиональными музыкантами в её семье были только племянник Марии, Фридрих Иоахим Хальтмайер (1668-1720), кантор в Вердене , и его сын Карл Иоганн Фридрих, органист в Ганновере и автор трактата о гармонии, опубликованного Телеманом в 1737 году. Кроме прадеда по отцовской линии, который одно время был кантором, никто из его семьи также прямого отношения к музыке не имел.

Из шести детей от этого брака зрелости достигли только младший сын, Георг Филипп, и рождённый в 1672 году Генрих Маттиас Телеман. Этот брат умер в 1746 году, будучи Евангелическо-лютеранским пастором в Вормштедте в г. Апольда. Отец Телемана, Генрих умер в 1685 году.

Позже Георг Филипп посещал гимназию Старого Города и школу Собора Магдебурга , где преподавали латынь, риторику, диалектику и немецкую поэзию. Особенно хорошо юный Телеман проявил себя в латыни и греческом. О его высоком уровне грамотности свидетельствует, например, тот факт, что он писал стихи на немецком, французском и латинском языках.

В Магдебурге он принимал участие в музыкальных представлениях, которые имели для города большое значение. Осваивал различные музыкальные инструменты, которые использовал в своих произведениях. Он учился играть на скрипке , флейте , клавесине и др. Его замечательный музыкальный талант начал проявляться с десяти лет, когда он пробовал впервые сочинять под руководством одного из первых учителей - Бенедикта Кристиани, кантора местной церкви, который занимался с ним пением. Так же обучался игре на фортепиано у местного органиста в течение двух недель. Уроки были достаточно консервативными и не принесли удовлетворения, как впоследствии утверждал композитор. Педагог учил его играть не по нотам, а по табулатуре , то есть буквенно-цифровой системе обозначения звуков. Помимо двухнедельного обучения игре на фортепиано Телеман не получил никакого дальнейшего музыкального образования. Мальчик самостоятельно обучался нотной записи, игре на скрипке и цитре . Принципы композиции он усваивал, делая транскрипции партитур Кристиани и других композиторов, что вдохновляло его на собственное сочинение арий, мотетов , инструментальных пьес.

Иоанн Кристоф Лозиус, бывший там ректором, попросил его предоставить песни для Латинской школы драмы, и, возможно, также поручил ему написать анонимные песни для сборника «Singende Geographie», в котором уроки географии Лозиуса изложены в стихотворной форме. Музыкальный талант Телемана был также признан отцом Теодором Криспеном, который в качестве директора Римско-католической церковной музыки разрешил ему исполнить немецкие кантаты в католической церкви в монастыре Св. Годхарта. Во время многочисленных визитов в Ганновер и Брауншвейг, крупных княжеских резиденциях, имевших образцовые по тому времени оперные театры и капеллы, Телеман знакомится с новейшим «театральным» стилем французской и итальянской музыки, а также итальянской вокальной музыкой (Корелли , Кальдара , Стеффани).

Он также ознакомился с характеристиками различных инструментов; в дополнение к блокфлейте, скрипке и клавишным инструментам, теперь он освоил игру на флейте, гобое, шалюмо , виоле да гамба, контрабасе и тромбоне. Работы Стеффани, Розенмюллера , Корелли и Кальдара служили ему образцом для своих духовных и инструментальных композиций. Кроме того, он писал музыку для театра. Несмотря на участие в различных музыкальных мероприятиях города, Телеман, очевидно, посвящал достаточно времени учёбе, чтобы окончить Андреанум третьим в классе из 150 выпускников.

1701-1704: Студенческие годы в Лейпциге

«В 1701 году Телеман закончил своё школьное образование, ненадолго вернулся в родной город, и вскоре поступил под давлением матери в Лейпцигский университет . Вероятно, выбор Лейпцига , важного тогда центра современной музыки, не был случайным» . По пути в Лейпциг в Галле Телеман встретил шестнадцатилетнего Георга Фридриха Генделя . Они подружились, и этой дружбе суждено было длиться всю жизнь. В Лейпциге один из его псалмов был исполнен в церкви Св. Фомы («Томаскирхе») . Произведение так понравилось, что присутствовавший на богослужении обер-бургомистр Лейпцига вызвал к себе автора и официально предложил ему готовить по 2 кантаты в месяц для этой церкви. Этот неожиданный поворот судьбы оказался решающим; отныне Телеман окончательно решает посвятить себя музыке. Всего через год после поступления в университет он основал для 40 студентов-музыкантов любительский оркестр (Collegium musicum ). В период 1729-1739 этим коллективом руководил Иоганн Себастьян Бах .

В 1702 году Телеман руководил спектаклями учрежденного в 1693 году городского общедоступного оперного театра, где также принимали участие многие члены Collegium musicum и оставался его главным композитором до закрытия. В спектаклях он играл партию генерал-баса и иногда пел. Вскоре он также занял должность органиста в церкви Св. Фомы, «победив» таким образом престарелого соперника Иоганна Кунау , бывшего кантора «Томаскирхе». Их вкусы резко расходились, однако Телеман признавался, что Кунау оказал большое влияние на его полифоническую технику. Возможно, из-за возникшей между ними напряженности Телеман рано оставил эту должность .

Известно, что Телеман дважды ездил из Лейпцига в Берлин . В 1704 году он стал музыкальным руководителем и органистом университетской церкви .

1704-1712: Зорау и Эйзенах

Согласно автобиографии, в 1704 г. он получил предложение от графа Эрдмана фон Промница стать капельмейстером при дворе в Зорау (ныне Жары, Польша), как преемник В.К. Принца в области Нидерлаузиц (почему он привлек внимание графа, неизвестно) .

В июне 1705 Телеман начал свою работу в Зорау (Жары). Граф Промнитц незадолго до этого вернулся из путешествия по Италии и Франции, став большим поклонником французской инструментальной музыки, и видел в Телемане достойного преемника Люлли и Кампра . Телеман стал писать во французском стиле .

В Зорау Телеман познакомился с поэтом Эрдманом Ноймайстером, который занимал должности начальника и придворного священника. В 1711 году Ноймайстер стал крестным отцом первой дочери Телемана; десять лет спустя, Телеман успешно рекомендовал его на должность главного пастора в церкви Св. Иакова в Гамбурге .

Телеман уезжал из Зорау в Берлин в июне 1705 года на похороны королевы Софии Шарлотты и в ноябре 1706 года (не в 1708, как указано в автобиографии) на свадьбу наследного принца Фридриха Вильгельма . В конце января или в начале февраля 1706 он был вынужден бежать из Зорау вследствие вторжения войск шведского короля Карла XII . Он искал убежище во Франкфурте-на-Одере , и не мог вернуться к Зорау до некоторого времени в июне.

Когда именно Телеман начал службу у князя Иоганна Вильгельма Саксен-Эйзенахского, остается неясным. 24 декабря 1708 года он был назначен капельмейстером новообразованного двора, став его секретарем и капельмейстером в августе следующего года. Виртуоз (скрипач и клавесинист) Пантелеимон Хебенштрайт начал подбирать инструменталистов для капеллы в октябре 1707, и одна из первых задач, которая стояла перед Телеманом-капельмейстером - это сделать возможным исполнение церковных кантат, привлекая певцов, которые могли бы вторить себе на скрипке. В 1740 Телеман вспоминал, что капелла была организована на французский манер и превзошла по качеству оркестр Парижской Оперы, которую он слышал в 1737-1738 годах. После прибытия певцов, Телеман, по его собственным словам, написал большое количество вокальной музыки: четыре или пять полных годовых циклов церковных кантат, в дополнение к двум незавершенным циклам; многочисленные мессы, псалмы и другие духовные произведения; 20 серенад на дни рождения и именины на свои тексты; и 50 немецких и итальянских кантат. Некоторая часть этой музыки, скорее всего, была направлена из Франкфурта-на-Майне после 1712. В Эйзенахе он был особенно плодовитым композитором в области инструментальной музыки. В начале своего пребывания в должности он начал писать концерты для оркестра (и исполнял двойные концерты на скрипке с Хебенштрейтом). Хотя его «уши привыкли к французской музыке», он считал, что большинство итальянских концертов неловкие по форме и мелодически и гармонически бедны. Он писал в автобиографии 1718 года, что «его концерты пахнут Францией». Телеман написал также многочисленные сонаты в 2-9 частях, наслаждаясь наибольшим успехом своих трио .

В Эйзенахе Телеман предположительно встретился И. С. Бахом, двоюродный брат которого, Бернард Бах был городским органистом и придворным клавесинистом; 8 марта 1714 года Телеман стал крестным отцом Карла Филиппа Эмануэля Баха . Вскоре после того, как в 1709 году он был назван секретарем и капельмейстером двора, Телеману был предоставлен отпуск, и 13 октября он вернулся в Зорау для женитьбы на Амалии Луизе Джулиане Эберлин, фрейлине графини Промнитц и дочери музыканта Даниэля Эберлин; она умерла 15 месяцев спустя, в январе 1711 года после рождения дочери .

1712-1721: Франкфурт-на-Майне

К концу 1711 года, по-видимому, недовольство Телемана придворной жизнью возросло. Он жаловался на большой объём работы, равнодушие придворных к музыке и легкость, с которой можно было бы попасть в немилость. Даже выгодное предложение от суда Дрездена не могло отговорить его от поисков среды, предполагавшей большую художественную свободу и профессиональную безопасность, хотя за более низкую заработную плату. По этой причине он хотел занять вновь вакантные должности городского директора музыки и капельмейстера в церкви Барфюссеркирхе во Франкфурте-на-Майне между концом декабря 1711 и концом января 1712 года. В своем письме туда он подчеркнул своё мастерское владение церковными и инструментальными стилями в теории и на практике, а также способность петь баритоном (иногда указывается, что он пел в молодости партию тенора) и играть на скрипке (его основной инструмент), клавишных, блокфлейте, шалюмо, виолончели и лютне .

9 февраля Телеман назначен музыкальным руководителем и дирижёром двух церквей (Барфюссеркирхе и Церкви Св. Катарины) во Франкфурте-на-Майне. Он прибыл туда 18 марта. Переехав из Эйзенаха во Франкфурт, он получает от своего бывшего патрона, герцога Саксен-Эйзенахского, титул «заочного» капельмейстера. В обязанности Телемана входило обеспечение и руководство музыкой для Барфюссеркирхе и Церкви Св. Катарины, написание музыки для различных торжеств, частные уроки шести- восьми школьникам по своему выбору и обеспечение контроля пения в приходской гимназии. Для выполнения первого долга, он написал несколько годовых циклов церковных кантат .

В 1713 году он возродил Collegium Musicum на базе общества «Фрауэнштейн» для того, чтобы давать еженедельные концерты; эти спектакли, позднее сокращенные до одного в две недели, знаменуют начало регулярной концертной жизни Франкфурта . По словам Рабея, Телеман являлся «секретарем, распорядителем и финансовым директором этого общества, состоявшего из местных дворян, именитых бюргеров, ученых и т. д. (нечто вроде клуба для совместных развлечений и бесед)» . «Благодаря приобретенным связям Телеман смог развернуть концертную работу, используя для этого постоянное место сборов клуба - замок Браунфельс. Для регулярно происходивших в нем музыкальных собраний композитор написал значительную часть своих камерных произведений, ряд ораторий на библейские сюжеты и др» .

С мая Телеман также служил администратором и казначеем «Haus Braunfels», администратором благотворительного фонда и организатором коллегии табака, в обмен на скромную зарплату и бесплатное жильё. 2 и 3 апреля исполнялись Броукс-Пассионы в публичных концертах в Барфюссеркирхе, 17 мая под открытым небом - исполнение двух кантат и серенады на праздник дня рождения эрцгерцога Леопольда Австрии. Все эти работы были выполнены с помощью придворных музыкантов ландграфа Гессен-Дармштадтского, который сам присутствовал на исполнении Пассионов .

28 августа 1714 Телеман женился на шестнадцатилетней Марии Катарине Текстор, дочери служащего Франкфуртского совета; в браке родились восемь сыновей и одна дочь, никто из них не стал музыкантом. Этот брак позволил Телеману стать гражданином Франкфурта .

В 1715 Телеман начал публиковать свои собственные композиции, издав четыре коллекции инструментальной музыки в течение ближайших трех лет. Визит в Эйзенах в сентябре 1716, возможно, привел к должности капельмейстера «Haus Aus», то есть «заочного» (должность, которую он занимал с 11 марта 1717 года до 1730 года). Это значит, что Телеман был обязан каждые два года предоставлять годовой цикл церковных кантат, а также посылать в Эйзенах инструментальную музыку и иногда музыку для капеллы .

В 1716 году Телеман получил предложение стать капельмейстером г. Гота (возможно, на его пути в или из Эйзенаха). Переговоры продолжались в течение 1717 г., к тому же он получил предложение стать капельмейстером всех дворов по Эрнестинской линии Саксонских Герцогств от Вильгельма Эрнста Саксен-Веймарского. В конце концов, однако, он остался во Франкфурте и использовал предложение Гота, чтобы получить повышение заработной платы, которую он использовал, чтобы привлечь дополнительных церковных музыкантов. В его письме в городской совет отмечается, что из-за нехватки музыкантов ему пришлось петь и играть на различных инструментах во время богослужения .

«Телеман позже считал, что его годовой доход от всех источников во Франкфурте был 1600 флоринов - внушительная сумма для музыканта, сопоставимая с зарплатой высокопоставленного члена совета» (Цит. по: Рабей В.

В сентябре 1719 года Телеман отправился в Дрезден на бракосочетание наследного принца Фридриха Августа II и Марии Жозефы, Эрцгерцогини Австрийской. Там он услышал оперы Лотти, Иоанна Давида Хайнехена и Иоганна Кристоха Шмидта, слышал выступление знаменитого виртуоза-скрипача Франческо Мария Верачини и посвятил скрипичный концерт своему близкому другу, скрипачу и композитору, активному участнику Collegium musicum Иоганну Георгу Пизенделю .

1721-1767: Гамбург

10 июля 1721 Телеман получил предложение от Ганзейского города-государства Гамбурга стать кантором в гимназии Св. Иоанна и музыкальным директором пяти главных церквей города. Его музыкальное сотрудничество с Гамбургом велось в течение нескольких предыдущих лет, чем было сделано приглашение: его Брокес-Пассион была там представлена в 1718 (было повторено в 1719 и 1720); кантата «Alles redet itzt und singet» была исполнена в Гамбурге в доме поэта Бартольда Генриха Брокеса , возможно, под управлением композитора, 13 августа 1720; опера «Терпеливый Сократ» была дана в Gänsemarktoper 21 января 1721; а 7 июля 1721 Телеман написал попурри на темы из оперы «Улисс». Он приступил к выполнению своих обязанностей в качестве музыкального руководителя 17 сентября 1721 .

В Гамбурге Телеман начинает наиболее продуктивную фазу своей карьеры . По словам Вл. Рабея, теперь он должен представлять по две кантаты в каждое воскресенье и новый пассион к великому посту. Музыка была необходима для обрядов посвящения и освящение церкви, а в дальнейшем он должен был сочинять для многочисленных торжеств в городе. Раз в год Телеман предоставлял «Kapitänsmusik» , состоящий из священной оратории и светской серенады на праздник Гамбургской милицейской комендатуры. Как кантор Телеман отвечал за инструктаж учеников по пению, теории и истории музыки четыре дня в неделю. Такие служебные обязанности не помешали ему давать публичные концерты, многие из которых включали его духовные и приуроченные вокальные произведения. В очередной раз он возглавил Collegium Musicum : 15 ноября 1721 г. он инициировал серию еженедельных общедоступных концертов, которые проводились каждый зимний сезон с ноября или декабря до февраля или марта. «Эти концерты вначале давались в зале одной из гостиниц, затем в помещении, служившем местом учений гражданской гвардии Гамбурга, пока, наконец, в 1761 году не был открыт первый в Германии концертный зал» (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. - М.: Музыка, 1974. - 64 с.) . Популярность этих мероприятий привела к тому, что в сезоне 1723-1724 серия была расширена (спектакли два раза в неделю), и из-за возросшей посещаемости коллегия переехала в марте 1724 с квартиры Телемана в Johanneum в «Drillhaus» . В апреле или мае 1722 Телеман принял директорство в «Gänsemarktoper» , где он исполнял собственные оперы, а также оперы Генделя и Кайзера. Он принял руководство оперой ради денег, но снижение посещаемости в 1720-х и 30-х годах заставили его закрыть Гамбургскую оперу в 1738 году. Уже в 1732 году он писал своему другу Я. Ф. Г. фон Уффенбаху (нем.) русск. , что опера привлекала слишком мало зрителей, и что все расходы были оплачены одним или двумя патронами .

Управление оперой и Collegium Musicum встретилось с сильным неодобрением со стороны некоторых церковных чиновников, «которые жаловались в июле 1722 г. на устройство Телеманом публичных концертов за деньги, а также постановку „опер, комедий и прочих возбуждающих похоть игр и представлений“» (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. - М.: Музыка, 1974. - 64 с.) . Их возражения не принимались городским советом, большинство членов которого регулярно посещали концерты Телемана. С самого начала своего пребывания в Гамбурге Телеман стремился дополнить свой доход, продавая напечатанные тексты своих ежегодных пассионов. В январе 1722 городской печатник жаловался совету, что это посягательство на его права. Несколько дней спустя Телеман успешно доказывал, что это его право как автора выбирать издателя его произведений. Однако в 1725 году совет отменил своё решение, позволив городскому печатнику печатать и продавать тексты за прибыль; было решено, что Телеман будет получать авторские отчисления и ряд бесплатных экземпляров. Дальнейшие споры в 1739 и 1749 годах вылились в то, что эти условия стали применятся также к отдельным вокальным произведениям, исполнявшимся в церкви. Телеман, наконец, победил в 1757 году, когда совет восстановил его исключительное право печатать и продавать свои тексты .

Вероятно, раннее трудности в Гамбурге привели Телемана в 1722 году на пост кантора церкви Св. Фомы в Лейпциге, после смерти Кунау 5 июня. Из шести претендентов, Телеман был явным фаворитом; он прибыл в Лейпциг 1 августа и был на прослушивании в церковь Св. Фомы 9 августа. 11 августа в Лейпциге городской совет единогласно проголосовал в его пользу, хотя он отказался выполнить канторскую традиционную обязанность преподавать латынь в приходской школе. Телеман ходатайствовал Гамбургскому городскому совету освободить его от обязанностей 3 сентября, предоставив в качестве причины благоприятные условий труда в Лейпциге и отсутствие хороших перспектив в Гамбурге. Не дождавшись ответа, в конце месяца он снова отправился в Лейпциг. 21 октября он косвенно просил у Гамбургского совета существенного увеличения заработной платы в качестве условия для того, чтобы остаться в городе. Это было предоставлено, и он отверг Лейпцигский пост 22 ноября .

«Из-за своего укрепленного положения в Гамбурге Телеман отказался в 1729 году стать учредителем и капельмейстером немецкой капеллы при Санкт-Петербургском императорском дворе. Работать в Россию поехал внук Телемана Георг Михаэль, многие годы состоявший музикдиректором и кантором Домского собора в Риге» (Цит. по: Рабей В. Георг Филипп Телеман. - М.: Музыка, 1974. - 64 с.) .

Тем не менее, Телеман взял две вспомогательные должности. Между 1723 и 1726 он был «заочным» капельмейстером Байройтского двора, который он снабжал с инструментальными произведениями и операми по почте раз в год. С 1725 по 1730 он был корреспондентом Эйзенахского двора, в каком качестве он отвечал за снабжение новостями со всей Северной Европы. В письмах ко двору он заявил, что был знаком с большинством послов в Гамбурге и имел корреспондентов в Париже, Лондоне, Гааге, Копенгагене, Москве, Дании, Берлине, Польше, Вене и Ганновере .

С его первых лет в Гамбурге, Телеман принимал активное участие в жизни городской богатой интеллигенции. Возможно, через своего друга Брокеса, который в качестве члена городского совета поддержал его ходатайство на гамбургский пост, Телеман стал тесно связан с Патриотиш Гезельшафт, кругом гамбургской интеллигенции, объединённых для совершенствования вкусов и нравов в городе. Многие ведущие писатели Гамбурга предоставляли тексты для его вокальных сочинений, и эти контакты могли активизировать его собственные литературные амбиции. Между 1723 и 1738 восемь телемановских стихов и текстов для вокальной музыки были опубликованы в гамбургской антологии поэзии Северной Германии - «Поэзия Нижней Саксонии» С. Ф. Вайцмана (юрист, публицист и поэт). Телеман также опубликовал сонеты и стихи на смерть Кайзера , И. С. Баха, Пизенделя, музыканта-вундеркинда С. Х. Хайнекена («младенец из Любека») , в главы Гамбурга Конрада Видоу, сына Бартольда Генриха Брокеса Иоганна Бернхарда, и жены Брокеса. Два стихотворения были опубликованы в «Grosse Generalbassschule» Маттезона (далее стихи включены в автобиографию 1718), а «Поэтические мысли» Телемана на смерть его первой жены, впервые опубликованные в 1711 году, включаются в антологию в 1743 году. Увлечение Телемана литературой дополнительно иллюстрируется в его использовании во франкфуртском, гамбургском периоде, и в ранние годы итальянизированной анаграммой «Melante», которая предстает на многочисленных автографах-рукописях, рукописных копиях и печатных сборниках. Самый ранний известный случай использования анаграммы - в печатном сборнике текстов для двух потерянных свадебных кантат, исполненных во Франкфурте 24 мая 1712 г., в то время как её последнее датированное использование Телеманом - в 1733 г. во втором издании «Весёлых арий из оперы Адельхайд» .

К началу 1720-х гг. второй брак Телемана, судя по всему, стал разрушаться, так как в гамбургской пьесе марионеток (1724), высмеивавшей Телемана, Брокеса и либреттиста Иоганна Кристиана Вайцманна, есть ссылка на роман Марии Катарины со шведским офицером. Вскоре после этого распространились слухи о её больших карточных долгах, которые в итоге составили значительную сумму 4400 «имперских талеров» (что сильно превышало годовой доход Телемана). В погашении этих долгов Телеману помогали друзья в Гамбурге. Брак, по-видимому, распался в 1736 году, когда Телеман сообщил своему деловому партнеру Й. Р. Холландеру, что Мария Катарина покинула свой дом. Возможно, она отправилась напрямую во франкфуртский монастырь, где умерла в 1775 году .

В 1725 г. Телеман приступили к реализации амбициозной программы публикации собственной музыки. В течение следующих 15 лет он издал 43 публикации (не считая переизданий), все, кроме одной, под собственным лейблом. Телеман сам гравировал пластины - биография 1744 г. сообщает, что он может завершить девять или десять в день - и взяла на себя ответственность рекламы и вымогательство продвижения подписки. До 1728 год включительно он имел своих агентов в Берлине, Лейпциге, Йене, Нюрнберге, Франкфурте, Амстердаме и Лондоне; в последующие годы он расширил свою сеть распространения через книготорговлю и друзей .

В конце сентября или начале октября 1737 Телеман воспользовался давним предложением от нескольких парижских музыкантов посетить их город, где оставался до конца мая 1738. Визит был без сомнения отчасти мотивирован желанием не допустить несанкционированного печатания изданий его музыки, которое уже появилось под отпечатками Буавен и Ле Клерка. По приезде в Париж он приобрел свою собственную 20-летнюю специальную королевскую издательскую привилегию, с которой он напечатал сборник канонических дуэтов и новые струнные квартеты. Поздние работы, которые завоевали ему славу при дворе и в городе, заслужили восторженное одобрение Мишеля Блаве, Жана-Пьера Гиньона, Антуана Форкре. Телеман сообщил, что его постановка Псалом LXXII (73), Deus judicium tuum , проводилась дважды в течение трех дней в Concert Spirituel почти 100 музыкантами. Помимо этой поездки, он, кажется, провел всю свою жизнь в немецкоязычных землях (нет никаких доказательств в поддержку утверждения К. Ф. Д. Шубарта, сделанные в 1780-х годах, что Телеман посетил Италию) .

В 1739 г. Телеман стал шестым членом совета Correspondirende Societät der Musikalischen Wissenschaften , основанного Лоренцом Мицлером . Хотя его двойственное отношение к Мицлеру и обществу в конечном итоге стало причиной его выхода из членства, он внес свой вклад в «Новые музыкальные системы» в 1742 или 1743 г. (опубликовано Мицлером в 1752 г.), написал кантату «Weint, weint, betrübte Augen» в 1754 году. 14 октября 1740 он предложил для продажи гравированные пластины для 44 его публикаций. Биография 1744 г. утверждает, что этот шаг был мотивирован желанием Телемана посвятить оставшиеся годы написанию теоретических трактатов. Действительно, он, по-видимому, задумал выход на пенсию: хотя продолжал выполнять свои должностные обязанности в Гамбурге, его музыкальная продукция резко упала между 1740 и 1755 гг.. Сравнительно мало церковной музыки породит этот период помимо двух годовых циклов кантат, опубликованных в 1744 и 1748-1749 гг., и несколько инструментальных произведений, написанных после Парижской поездки. Телеман взялся за популярное в Гамбурге занятие садоводством, запрашивая и получая редкие растения от различных друзей, включая Генделя и Пизенделя. Но он также всегда старался быть в курсе последних музыкальных новинок. На протяжении 1740-х и 50-х годов он обменивался письмами и композициями с подрастающим поколением композиторов, работающих в Берлине, в том числе К. Ф. Э. Бахом, Иоганном Иоахимом Кванцем, Францем Бенда, Карлом Генрихом Грауном и Иоганном Фридрихом Агриколой. После смерти в 1755 году его старшего сына, Андреаса, Телеман взял ответственность за воспитание своего внука, Георга Михаэля (1748-1831); в более поздние годы Георг Михаэль был воспитанником Телемана и замещал его во время церковных служб. В 1755 год также знаменует собой важный поворотный момент в карьере Телемана. В возрасте 74 лет вдохновленный новым поколением немецких поэтов, которое включало Карла Вильгельма Рамлера, Клопштока, Фридриха Готлиба, Ж. А. Крамера, Юстуса Фридриха Вильгельма Захарию и Й. Й. Д. Зиммермана, он обратился с удвоенной энергией к сочинению священной оратории .

Телеман был, по-видимому, в добром здравии на протяжении большей части своей жизни. В мае 1730, тем не менее, Андреас сообщил в Эйзенах, что его отец был поражен «тяжелым пароксизмом». Это, наверное, та самая болезнь, о которой Телеман упоминал, что едва выжил, в дарственном предисловии к своим «Двум духовным кантатам» от 19 декабря 1730 года. Он прошёл три курса лечения на минеральных водах в Пирмонт до 1734 (в 1731 году он выступил там с Арользеном Хофыкапеллем), и сделал дальнейшие визиты в 1736, 1742 и 1751 годах. Когда наступило 80-летие, Телеман начал жаловаться на физические недомогания: слабость в ногах, сложно гулять и стоять, и, как сообщил он с характерным для него хорошим чувством юмора в стихотворении, написанном на автографе партитуры 1762 г. «Страсти по Матфею», его зрение ухудшается. Как видно из этой рукописи, он уже не мог долго писать, так как его нетвердая рука часто сменяется рукой кого-то из переписчиков. Хотя относительно немногие композиции были завершены после 1762 г., Телеман остался сметливым - У. Дж. Хертель напомнил, что в ходе визита в 1765 г. пожилой композитор ввязал его в интенсивную дискуссию о музыкальной теории и новейших музыкальные стилях - и по-прежнему был способен сочинять выдающуюся музыку, такую как кантата «Ино» (1765). Телеман умер в своей квартире от «грудного недуга» вечером 25 июня 1767 года. Он был похоронен 29 июня на несохранившемся кладбище монастыря Св. Иоанна (Johannisfriedhof ), где в настоящее время разбита Ратушная площадь. Перед ратушей в память о композиторе установлена мемориальная плита .

Поэтические некрологи и панегирики были опубликованы в нескольких Гамбургских газетах и журналах, но гамбургская газета Staats- und Gelehrte Zeitung des Hamburgischen unpartheyischen Correspondenten заявила просто, что «его имя - его хвала» .

Творчество

Влияние и репутация

Телеман не ограничивал свою музыкальную деятельность служебными обязанностями. В своих публичных концертах он давал меломанам возможность услышать музыку разных жанров. Он был идеальным воплощением композитора-мастера своего дела, что соответствовало духу эпохи.

К тому же, он был талантливым предпринимателем. С большим трудом он добился права печатать и продавать священные вокальные тексты: это важный прецедент в отношении к музыке как к интеллектуальной собственности её создателя. Основав первое немецкое музыкальное издание, «Der getreue Musik-Meister», Телеман предоставлял читателям вокальные и инструментальные произведения, подходящие для домашнего музицирования. Большая часть музыки была его собственной, но он также включал произведения И. С. Баха, Я. Д. Зеленки, Пизенделя, Вайса и других ведущих музыкантов. Телеман, как правило, избегал крайностей в плане исполнительской техники, с тем, чтобы поощрять как можно более широкое распространение своей музыки. Возможно, побочным продуктом его усилий по обогащению немецкой музыкальной жизни было принятие немецких обозначений темпа, динамических оттенков и оттенков выразительности в вокальных произведениях с 1733 года.

Критики XVIII века были практически единодушны, считая Телемана одним из лучших композиторов своего времени. Примечательно в этой связи, что он был вполне сопоставим как с композиторами своего собственного поколения (такими как Ж. - Ф. Рамо, И. С. Бах, и Гендель, с двумя последними он к тому же состоял в дружеских отношениях), так и с представителями последующего поколения (например, С. Х. Хассе, Граун). Ведущие немецкие теоретики, такие как И. Маттесон, Шейб, Кванц, Марпург часто брали его работы как образцы композиционных моделей, и Марпург посвятил ему первый том «Abhandlung von der Fuge» («Трактат о фуге» , 1753). Два опубликованных подписных листа демонстрируют, что музыкой Телемана восхищались не только в немецко-говорящих землях, но также в Голландии, Швейцарии, Бельгии, Франции, Италии, Англии, Испании, Норвегии, Дании и балтийских землях. Для «Застольной музыки» (1733) 52 из 206 подписок пришли из-за рубежа, из них 33 - из Франции. Гендель послал заказ из Лондона, и в нескольких последующих композициях он заимствовал и переработал многие темы из сборника. «Nouveaux quatuors» («Новые квартеты», Париж, 1738) привлекли 294 заказа (а не 237, как обычно указывают), в том числе один И. С. Баха и не менее 155 из Франции.

Как композитор он обладал необычайной стилистической гибкостью. Он свободно владел техникой полифонического письма , но в стремлении к большей доступности пришёл к новому для того времени гомофонному письму. В 1710-х и 20-х годах Телеман сыграл ведущую роль в создании так называемого немецкого смешанного стиля, соединяя немецкий контрапунктический стиль с польским, французским и итальянским (то есть «галантным» , проявившемся в начале 1730-х годов; однако его творчество нельзя отнести к ранней классической эпохе). Наибольшее значение приобрела его инструментальная музыка, которая завоевала популярность благодаря тесной связи с бытовой мелодикой, танцем, а также программности и изобразительности. Композитор стремился к тому, чтобы его музыка была доступной, считал своей обязанностью не только развлекать, но и воспитывать. Написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе» (1734), где даны не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали .

Свободно владея техникой полифонического письма, создавал произведения во всех современных ему музыкальных жанрах.

Телеман был самым плодовитым композитором своего времени: его творческое наследие включает более 3000 произведений. Первая точная оценка числа его работ была предпринята музыковедами только в 1980-е и 1990-е годы, когда были изданы обширные тематические каталоги. Сегодня каждому произведению Телемана обычно присваивается число TWV, что означает Telemann-Werke-Verzeichnis (Каталог произведений Телемана).

Основными источниками информации о жизни Телемана являются три его автобиографии, написанные в 1730-х годах. Первая, от 10 сентября 1718, опубликована в «Grosse Generalbassschule» Маттезона (в 1731). Вторая, в форме короткого письма от 20 декабря 1729 И. Г. Вальтеру, была использована писателем при написании статьи о композиторе для музыкального словаря «Musikalisches Lexikon oder musikalische Bibliothek» (1732). Третья, наиболее полная, написана около 1740 года и опубликована в «Grundlage einer Ehrenpforte» И. Маттезона (1740). Эта биография опубликована на немецком и французском языках в 1744, но содержит дополнительные данные, возможно, предусмотренные самим Телеманом.

Служил органистом в церкви св. Фомы (Томаскирхе). В 1704 органист в Лейпциге;

* с 1705 года — придворный капельмейстер при герцогском дворе в Зорау (ныне Жары (Жоры), Польша);
* с 1708 года — придворный капельмейстер в Эйзенахе (где встречался с И. С. Бахом, в 1714 крестил его сына — Филиппа Эммануэля);
* с 1712 — кантор и музыкальный директор (музик-директор) во Франкфурте-на-Майне;
* с 1721 — музыкальный директор (музик-директор) в Гамбурге, руководил церковными капеллами и оперным театром.

Телеман — издатель нотного журнала Der getreue Musicmeister (с 1728 года), основатель музыкального общества Collegium Musicum («Коллегиум музикум») при Лейпцигском университете.

Жил в одно время с И. С. Бахом и Г. Ф. Генделем; соединял полифонию с чертами «галантного стиля» XVIII века. Критически относился к контрапункту.

Написал массу сочинений как светских, так и духовных: 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), 12 полных годовых обиходов, 44 оперы, 700 арий, 600 увертюр, 52 церковные службы и множество ораторий, также сочинял кантаты, мессы, оркестровые увертюры, сюиты, кончерти гросси, произведения для клавира, скрипки, триосонаты и пр. В своё время он пользовался большой славой; современники ставили его выше И. С. Баха. К многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.

Его внук (Georg-Michael, 1748—1831) — писатель о музыке.

Литература

* Рабей В. Георг Филипп Телеман. М., 1974.

* Роллан Р. "Автобиография одной знаменитости. Телеман — счастливый соперник И. С. Баха" М.,1988

выдающийся немецкий композитор эпохи барокко, органист, капельмейстер

Биография

Георг Филипп Телеман родился в Магдебурге в семье проповедника; в три года потерял отца; музыке обучался в городской латинской школе, позже брал уроки теории музыки у К. Кальвера; играл на многих музыкальных инструментах, но систематического музыкального образования не получил. Ещё в школьные годы сочинил свою первую оперу - «Сигизмунд» (Sigismundus).

В 1701-1704 годах Телеман изучал право в Лейпцигском университете; в этот период он создал при университете студенческое общество Collegium Musicum (1702), которым в дальнейшим руководил И. С. Бах, служил органистом в одной из лейпцигских церквей, написал ряд кантат для церкви Святого Фомы; сочинял для городского театра оперы, в которых сам исполнял теноровые партии, дирижировал спектаклями.

В 1704-1708 годах Телеман служил капельмейстером при дворе графа Э. фон Промница в Зорау (ныне Жары (Жоры), Польша); в 1708-1712 годах - капельмейстером при дворе герцога Саксен-Эйзенахского, с 1712 года был кантором и музыкальным директорм во Франкфурте-на-Майне , где руководил также музыкальными собраниями общества «Фрауэнштейн».

С 1721 года Телеман жил в Гамбурге ; здесь он был городским кантором, основал Collegium musicum и музыкальный журнал «Der getreue Musikmeister» (в 1728 году), занимался организацией концертов с участием выдающихся музыкантов того времени, в том числе И. С. Баха, содействовал открытию в 1761 году первого в Германии специального концертного зала. В 1737 году Телеман совершил поездку в Париж , где его сочинения пользовались большим успехом. В 1734 году написал «Упражнения в пении, игре и генерал-басе», где нашли себе место не только элементы музыки и гармонии, но и правила морали.

В 30-х годах Телеман написал три варианта своей автобиографии: первый был опубликован И. Маттезоном в 1731 году в «Grosse Generalbassschule», второй им же в 1740 году в «Grundlage einer Ehrenpforte», третий вариант в 1732 году был использован И. Г. Вальтером при написании статьи о композиторе для музыкального словаря («Musikalisches Lexikon oder musikalische Bibliothek»).

В 1961 году в Магдебурге было основано Общество Г. Ф. Телемана (Arbeitskreis G. Ph. Telemanns), занимающееся пропагандой его творчества и изданием его сочинений.

Творчество

Георг Филипп Телеман работал во всех существовавших в то время музыкальных жанрах; он свободно владел техникой полифонического письма, но в стремлении к большей доступности пришёл к новому для того времени гомофонному письму; его музыка вбирала в себя достижения различных национальных школ, в том числе французской и польской.

Перу Телемана принадлежат 44 цикла пассионов (сочинения на Страсти Господни), из которых известны 23, более 20 годовых циклов духовных кантат, 52 церковные службы и множество ораторий. Он является автором 44 опер различных жанров, в том числе комических (сохранились лишь 7), 700 арий, около 600 оркестровых сюит (увертюр), в том числе программных, из которых сохранились 126, а также около 170 концертов для различных солирующих инструментов, ряда кончерти гросси, квартетов и других ансамблей, в том числе трио-сонат, 36 фантазий для клавира, фуг для клавира и органа и других сочинений. Ко многим своим операм и кантатам Телеман сам писал текст.




Top