Тематика проблематика и идея грозы. Тема: Смысл названия пьесы А

В 1859 году и тогда же с успехом она была поставлена на столичных сценах. Пьеса драматурга, не утратив своей актуальности, идет во многих современных театрах всего мира. Значит, это произведения до сих пор способно вызывать интерес у зрителей и читателей. Значит, темы, которые поднял Островский, и сегодня продолжают волновать общество.
­­­­ ­
Действие пьесы происходит накануне переломных событий, буквально полтора года остается до знаменитой Крестьянской реформы 1861 года, которая привела к отмене крепостнического права. Внутри общества уже ощущается будущий перелом, немой протест закабаленной части населения против привычного патриархального уклада жизни, власти купцов и помещиков. Этот нарастающий кризис можно сравнить с предгрозовой атмосферой. ­
­
­Собирается гроза. Люди старого уклада, невежественные и грубые представители, как выразился критик Добролюбов , «темного царства» воспринимают надвигающееся бедствия как кару тем, кто решил ослушаться «рабовладельческих» законов, по которым до сих пор живет большая часть общества страны. Люди передовые, в число которых входили и Островский, и Добролюбов, видят в грозе положительный знак, считая, что это явление должно осветить самые потаенные уголки старого мира. Гроза должна освежить душную обстановку в стране.
­
Итак, одна из центральных тем произведения – это противостояние «темного царства» и людей, закрепощенных, недовольных таким положением вещей. Главными персонажами, представляющими старый мир, являются купчиха Кабаниха и купец Дикой . Определяющие черты характера Кабанихи – это жестокость, лживость, лицемерие, ханжество. Для утверждения своей власти она может применять самые различные приемы. Для нее главное – это чувствовать покорность окружающих. Причем для посторонних она может казаться примером благочестия и доброты.­ В Диком, наоборот, в полной мере показывается грубая сила самодурства. Деньги и власть сделали его практически царьком города. Он делает с людьми все, что считают нужным, и зачастую его поступками руководят обыкновенные капризы.­ Против старых порядков восстают молодые люди: Катерина , Тихон ,­ Кудряш , Борис , Кулигин , Варвара . Но делают они это поодиночке, поэтому для каждого из них такой протест заканчивается печально.­­ ­

Кроме борьбы против «темного царства», в пьесе звучит еще одна тема – тема любви.­­­

Мотив любви Катерины к Борису проходит через все произведение. Эта любовь оказывается первым настоящим чувством главного персонажа. У Катерины никогда не было недостатка в поклонниках, но ей они были не интересны. Как заявила в разговоре с Варварой сама героиня, она лишь смеялась над ними. Замуж за Тихона Катерина вышла по сговору родителей и по своей доброй воле – сын Кабанихи неприятия у нее не вызывал. Все перевернула ее встреча с приезжим молодым человеком – Борисом, чей облик, в котором чувствовалось столичная образованность и ухоженность, выгодно отличался на фоне местного общества. Но объект ее воздыханий оказался слабохарактерным и несмелым человеком, которого постоянно пугала мысль о том, что кто-то узнает об их романе. В конечном итоге он предал Катерину, отказавшись взять ее в Сибирь, куда посылал его дядя Дикой. И этот поступок предопределил смерть главной героини. Несмотря на предательство, Катерина продолжала его любить до самого конца.­­

Если говорить о любви, то можно сказать и об отношениях Варвары и Кудряша. Чувства, которые они испытываю друг к другу, трудно назвать страстными. Скорее их объединил скрытый протест против патриархального городского уклада, желание вырваться из «темного царства». В итоге они осуществляют свою мечту и убегают из города.­­­­­­­­ ­

Кроме борьбы со старым миром и темы любви, в пьесы раскрыты и другие проблемы: проблема взаимоотношений поколений, проблема лжи и правды, греха и раскаяния и т.д.

«Пьесы Островского современны», - говорим мы, не задумываясь над смыслом сказанного. Современны... Современны?! Действительно... Почему? Очевидно, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо посмотреть повнимательнее хотя бы на одну из пьес... Приглядеться... Призадуматься...
Пьеса «Гроза»... Какие вопросы здесь поставлены драматургом? Почему такое странное на первый взгляд название дано Островским этой пьесе? «Гроза»...
Герои «Грозы» живут в мире кризисном и катастрофичном. Эта катастрофичность сродни предгрозовой атмосфере: что-то еще сдерживает стихию, но дух борьбы и противостояния незримо витает в воздухе. Столь же естественно и неизбежно, как собирается гроза над Калиновом, собирается и гроза человеческого духа, не вынесшего угнетения и насилия, оказавшегося неспособным смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.
Заслуга Островского состоит не только в том, что великий драматург мастерски изобразил и передал ощущение покачнувшегося мира, противоборства между старым и новым, тиранией и простым желанием жить, но и в том, что он показал рождение первого протеста, определив его неизбежность во все времена и эпохи. Протест против чего? На этот вопрос мне еще предстоит дать ответ.
Кто же живет в городе на берегу Волги, где и происходит действие драмы? Население Калинова, безусловно, неоднородно. Задумавшись, можно провести между всеми героями пьесы воображаемую черту, разделив их тем самым на представителей «темного царства» - угнетателей - и «борцов» против угнетения. Таким образом, по одну сторону от этой черты окажутся Кабаниха, Дикой, странница Феклуша, а по другую - Кудряш, Варвара, Тихон и Катерина. Согласимся, однако, что некоторые герои встанут чуть ближе к этой черте, показав тем самым неполную свою принадлежность к той или иной части калиновского общества, некоторые - чуть дальше...
Безусловно, Кабаниха - представитель «темного царства», но она, как метко подчеркивает словами Кудряша
Островский, страшна не своей приверженностью старине, а самодурством «под видом благочестия».
Старая мораль здесь во многом отрицается, из «Домостроя» извлекаются формулы наиболее жестокие, оправдывающие деспотизм.
«Врагам-то прощать надо, сударь!» - говорит Кулигин Тихону. И что слышит он в ответ? «Поди-ка, поговори с маменькой, что она тебе на это скажет».
В отличие от самодурства Кабанихи своеволие Дикого ничем не сковывается, никакими правилами не оправдывается. Деньги развязали ему руки, позволили ему крутить людьми и законом, как он сам того захочет. Нравственные устои в его душе значительно расшатаны, и, если верить Кабанихе, его нельзя перевоспитать, можно только «прекратить». Против отцов города встают «молодые силы жизни». Это Тихон и Варвара, Кудряш и Катерина.
Тихон тих, и этим все сказано. Да, он добр, великодушен и, несомненно, любит Катерину. Ни в чем не разделяя деспотических притязаний маменьки, он все же сгибается перед ней, и только в финале пьесы рождается в нем что-то похожее на протест: «Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...» В этих словах уже нет прежнего Тихона. Он оказывается гораздо выше в нравственном плане, чем Борис, который, руководствуясь подлым «шито-крыто», выходит из толпы и раскланивается перед Кабановой.
В отличие от своего брата Варвара наделена и волей, и бесстрашием, но она дитя диких и кабаних, а следовательно, не лишена безнравственности «отцов». Ей попросту непонятны душевные терзания Катерины. «Я не понимаю, что ты говоришь, - спрашивает она в отчаянии. - Что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая же неволя себя мучить-то!»
Нравственно выше Варвары оказывается Кудряш. В нем мы замечаем «народныекорни». Он талантлив и одарен. Он противостоит «темному царству» удалью и озорством, но не нравственной силой.
Все эти люди живут, обманывая друг друга, хитро изворачиваясь. Но вот среди них появляется человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, «луч света в темном царстве», как назовет Катерину Добролюбов. Светлое начало в ней естественно, как дыхание, она натура свободолюбивая, страстная. В семье Кабановой она как в плену. Ей там нечем дышать. Рисуя образ
своей главной героини, Островский поставил на первый план ее близость к природе, к народным истокам. Утром кланяется она солнцу, завороженно слушает пение птиц. Когда в детстве ее обижают, она садится в лодку и плывет по Волге, сама не зная куда. Это напоминает нам русские народные сказки, в которых маленькая девочка часто просит защиты у реки, у леса... «Отчего люди не летают!» - и это неразрывно связано с русскими былинами, сказаниями. В них томящаяся в неволе дева просит силы природы превратить ее в вольную птицу, чтобы улететь из плена на волю.
Постепенно мы понимаем, что у Катерины есть лишь один выход. Этот выход - освобождение. Однако нравственная безупречность исключает для нее возможность легкого освобождения, поэтому освобождение Катерины - трагическое.
Конфликт в драме не только внешний. Противоречия существуют и в душе самой героини: неустойчивая совесть сталкивается с безоглядной любовью, а страх - с отчаянным желанием освободиться.
И когда эта чистая душа гибнет, не найдя иного выхода от нравственной смерти, насилия, угнетения, вспышка света, более яркая, чем грозовая молния, озаряет всю пьесу, придавая ей смысл, далеко уходящий за рамки обыкновенной драмы в купеческой семье. Эта вспышка освещает все действующие лица, заставляя читателя и зрителя думать, чувствовать и действовать.
Несомненно, образ Катерины всегда давал пищу для размышлений. Этим образом Островский не только показал рождение протеста, направленного против деспотизма, тирании, против всего, что сковывает личность, стремится уничтожить гордость, чувство собственного достоинства. Образом Катерины Островский обозначил новый тип героини в драматургии: не аристократки, не дворянки, а представительницы купеческого сословия, то есть простой женщины из народа, показал ее особенную прелесть и несомненное превосходство над напыщенными «куклами» светских салонов. Именно умение показать истинную «русскость» и национальность жизни, событий и характеров, показал противоречия, которые были характерны именно для России, раскрыть суть чисто русских явлений, умение описать народные нравы отличает пьесы Островского от пьес, которые были до него. И именно эта особенность его творчества дает нам право называть его отцом русского театра.
Пьесы Островского ставили и будут ставить на подмостках самых разных театров самых разных уголков мира.
Почему же эти пьесы, написанные более ста лет назад, оказываются столь современны сейчас?
Ответ прост. Островский ставит перед нами общечеловеческие проблемы, вопросы, которые звучат одинаково актуально во все времена и эпохи. Это и вопрос нравственного выбора, и проблема непонимания между старым и новым, это и многое-многое другое, что невозможность объять простым школьным сочинением. Мои размышления - всего лишь капля в море... Или сказать по-другому? Целая капля... Ведь именно из этих крошечных частичек состоит мировой океан читательских размышлений, суждений.


Произведения Островского всегда полны искренности. Автор передает реалии того времени через жизни героев, показывая все недостатки того общества. Многие проблемы и темы актуальны и в современном обществе, потому что классическая литература и отличается тем, что она будет востребована во все времена. Гениальность авторов в в том, что они смогли создать шедевры, которыми восхищаются не одно поколение и надеюсь, что будут восхищаться и в дальнейшем.

Проблематика пьесы «Гроза» Островского многообразна.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.


1. Отцы и дети (проблема отцов и детей или конфликт поколений – конфликт, смысл которого заключается в непринятие друг к другу и неприятие устоев обоих поколений)

2. Нравственный выбор(данная проблема представлена через главную героиню– Катерину)

3. Положение женщины в обществе того времени и в семье (данная проблема представлена в пьесе через Катерину, Варвару)

4. Духовная свобода личности

5. Безнравственность и деспотизм в душах людей и в власти(Кабаниха и Дикой – хозяева жизни)

Тематика произведения многогранна. Есть три направления тематики в произведении – это нравственная тематика, социальная и философская.Первое направление – любовь, истинное счастье для человека, семья. Второе – ущемление прав человека и порабощение человека. Третье – судьба человека, жизнь и смерть, истина и вера, надежда. Подобные темы автор рассматривает и в других своих произведениях, которые так же можно использовать в качестве аргумента для ЕГЭ.

Обновлено: 2017-12-02

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Тема «Грозы» не была новой в творчестве Островского. Ее он затрагивал и раньше, но в «Грозе» она разработана полнее и глубже. Нигде так ярко не выставлялось «темное царство» в своем ужасающем и отталкивающем виде, как это сделано в «Грозе».
Здесь мы видим, с одной стороны, представителей старого мира, воспитанных в духе религии и раболепия, - это вдова купчиха Кабанова Марфа Игнатьевна и купец Дикой Савел Прокофьевич, а с другой стороны - молодое поколение, полное надежд на счастье, - это Катерина - невестка Кабановой, Кулигин - часовщик-самоучка, Варвара - дочь Кабановой, Ваня Кудряш - приказчик Дикого, Борис Григорьевич -племянник Дикого. К последней группе можно отнести и Тихона Ивановича Кабанова - сына Кабанихи.


Островский с большим мастерством изобразил нравы приволжского торгового города Калинова, где живут его герои, и показал, что жестокие нравы города порождаются дикими собственническими инстинктами его обитателей. И в самом деле, перед нами проходит ужасающая картина. Обитатели города Калинова живут звериной жизнью. Там все отношения строятся на материальной собственнической основе, человеческие чувства попираются и теряют всякую ценность. Никакие духовные запросы их не беспокоят, живут они сплетнями, пьянствуют, развратничают, богатые грабят бедных и сирот. Купеческие дома там словно застенки, где льются слезы, где заколачивают людей, попытавшихся вырваться на свет. Часовщик-самоучка Кулигина характеризует нравы своего города:


«Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют... а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять... некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется им не гулять, не дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота заперты и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают, либо богу молятся. Нет... И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом, да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых... И что... за этими замками разврату темного, да пьянства! И все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит, смотри в людях меня, да на улице; а до семьи моей тебе нет дела, на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья, говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то... ему только одному весело: а остальные волком воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели. Вот и весь секрет».


Невежество и дикость калиновцев поразительны. Они верят, что земля стоит на трех китах, пуп земли находится в Иерусалиме и что есть страны, где люди с песьими головами. Ими овладевает ужас, когда узнают о странах, где нет «царей православных, а салтаны землей правят» и что в одной земле сидит на троне «салтан Махнут турецкий», а в другой - «салтан Махнут персидский». Обо всем этом они узнают от странниц, таких же невежественных, как и сами. Странница Феклуша по своей «немощи далеко не ходила, - а слыхать много слыхала», и она разносит по городу сплетни, дает объяснения приметам и предсказывает светопреставление».


В этом мире выросли деспотизм и самодурство Дикого и Кабановой. Непререкаемым, «темным безответственным владычеством», давая полную свободу своим прихотям, ставя ни во что человеческие законы и логику, они убивают всякие живые стремления. В этой обстановке гибнут цельные, возвышенные натуры [Катерина]. Добролюбов в лице Дикого и Кабановой справедливо видел типичных представителей старой России, создавших мир «затаенной, тихо вздыхающей скорби, мир тупой, ноющей боли, мир тюремного гробового безмолвия, лишь изредка оживляемый глухим, бесславным ропотом, робко замирающим при самом зарождении».

Катерина – главный персонаж драмы Островского «Гроза». Основная идея произведения – конфликт этой девушки с «темным царством», царством самодуров, деспотов и невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы такой трагичный, можно, заглянув в душу Катерины, поняв ее представления о жизни. И это возможно сделать, благодаря мастерству драматурга Островского. Из слов Катерины мы узнаем о ее детстве и отрочестве. Девочка не получила хорошего образования. Она жила с матерью в деревне. Детство Катерины было радостным, безоблачным. Мать в ней «души не чаяла», не принуждала работать по хозяйству.

Жила Катя свободно: вставала рано, умывалась родниковой водой, ползала цветы, ходила с матерью в церковь, потом садилась за какую-нибудь работу и слушала странниц и богомолок, которых было много в их доме. Катерине снились волшебные сны, в которых она летала под облаками. И как сильно контрастирует с такой тихой, счастливой жизнью поступок шестилетней девочки, когда Катя, обидевшись на что-то, убежала вечером из дома на Волгу, села в лодку и оттолкнулась от берега! … Мы видим, что Катерина росла счастливой, романтичной, но ограниченной девушкой. Она была очень набожной и страстно любящей. Она любила все и всех вокруг себя: природу, солнце, церковь, свой дом со странницами, нищих, которым она помогала. Но самое главное в Кате то, что она жила в своих мечтах, обособленно от остального мира. Из всего существующего она выбирала только то, что не противоречило ее натуре, остальное она не хотела замечать и не замечала. Поэтому и видела девочка ангелов в небе, и была для нее церковь не гнетущей и давящей силой, а местом, где все светло, где можно помечтать. Можно сказать, что Катерина была наивной и доброй, воспитанной в вполне религиозном духе. Но если она встречала на своем пути то, что противоречило ее идеалам, то превращалась в непокорную и упрямую натуру и защищала себя от того постороннего, чужого, что смело потревожить ее душу. Так было и в случае с лодкой. После замужества жизнь Кати сильно изменилась. Из свободного, радостного, возвышенного мира, в котором она чувствовала свое слияние с природой, девушка попала в жизнь, полную обмана, жестокости и опущенности.

Дело даже не в том, что Катерина вышла за Тихона не по своей воле: она вообще никого не любила и ей было все равно за кого выходить. Дело в том, что у девушки отняли ее прежнюю жизнь, которую она создала для себя. Катерина уже не чувствует такого восторга от посещения церкви, она не может заниматься привычными ей делами. Грустные, тревожные мысли не дают ей спокойно любоваться природой. Кате остается терпеть, пока терпится, и мечтать, но она уже не может жить своими мыслями, потому что жестокая действительность возвращает ее на землю, туда, где унижение и страдание. Катерина пытается найти свое счастье в любви к Тихону: «Я буду мужа любить. Тиша, голубчик мой, ни на кого я тебя не променяю». Но искренние проявления этой любви пресекаются Кабанихой: «Что на шею-то виснешь, бесстыдницаНе с любовником прощаешься». В Катерине сильно чувство внешней покорности и долга, поэтому она и заставляет себя любить нелюбимого мужа. Тихон и сам из-за самодурства своей матери не может любить свою жену по-настоящему, хотя, наверное, и хочет. И когда он, уезжая на время, покидает Катю, чтобы нагуляться вволю, девушка (уже женщина) становится совсем одинокой. Почему Катерина полюбила БорисаВедь он не выставлял свои мужские качества, как Паратов, даже и не разговаривал с ней. Наверное, причина в том, что ей недоставало чего-то чистого в душной атмосфере дома Кабанихи. И любовь к Борису была этим чистым, не давала Катерине окончательно зачахнуть, как-то поддерживала ее. Она пошла на свидание с Борисом потому, что почувствовала себя человеком, имеющим гордость, элементарные права. Это был бунт против покорности судьбе, против бесправия. Катерина знала, что совершает грех, но знала она и то, что дальше жить по-прежнему нельзя.Она принесла чистоту своей совести в жертву свободе и Борису. По-моему, идя на этот шаг, Катя уже чувствовала приближающийся конец и, наверное, думала: «Сейчас или никогда». Она хотела насытиться любовью, зная, что другого случая не будет. На первом свидании Катерина сказала Борису: «Ты меня загубил». Борис – причина опорочивания ее души, а для Кати это равнозначно гибели. Грех висит на ее сердце тяжким камнем. Катерина ужасно боится надвигающейся грозы, считая ее наказанием за совершенное. Катерина боялась грозы с тех пор, как стала думать о Бори

Се. Для ее чистой души даже мысль о любви к постороннему человеку – грех. Катя не может жить дальше со своим грехом, и единственным способом хоть частично от него избавиться она считает покаяния Она признается во всем мужу и Кабанихе. Такой поступок в наше время кажется очень странным, наивным. «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу» – такова Катерина. Тихон простил жену, но простила ли она сама себяБудучи очень религиозной. Катя боится бога, а ее бог живет в ней, бог – ее совесть. Девушку мучают два вопроса: как она вернется домой и будет смотреть в глаза мужу, которому изменила, и как она будет жить с пятном на своей совести.

Единственным выходом из этой ситуации Катерина видит смерть: «Нет, мне что домой, что в могилу – все равно… В могиле лучше… Опять житьНет, нет, не надо… нехорошо» Преследуемая своим грехом, Катерина уходит из жизни, чтобы спасти свою душу. Добролюбов определял характер Катерины как «решительный, цельный, русский». Решительный, потому что она решилась на последний шаг, на смерть ради спасения себя от позора и угрызений совести. Цельный, потому что в характере Кати все гармонично, едино, ничто не противоречит друг другу, потому что Катя составляет единое с природой, с Богом. Русский, потому что кто, как ни русский человек, способен так любить, способен так жертвовать, так с виду покорно переносить все лишения, оставаясь при этим самим собой, свободным, не рабом.

Пьесу «Гроза» Островский написал в 1859 году в период, когда в России назрела смена общественных устоев, накануне крестьянской реформы. Поэтому, пьесу восприняли как выражение стихийных революционных настроений народных масс. Островский не зря дал своей пьесе название «Гроза». Гроза происходит не только как природное явление, действие разворачивается под звуки грома, но и как внутреннее явление – герои характеризуются через отношение к грозе. Для каждого героя гроза является особым символом, для одних – это предвестник бури, для других очищение, начало новой жизни, для третьих – это «голос свыше», который предрекает какие-то важные события или предостерегает от каких-либо поступков.

В душе Катерины происходит, никому, невидимая гроза, гроза для нее – это кара небесная, «рука Господня», которая должна покарать ее за измену мужу: «Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застигнет Есо всеми помыслами лукавыми». Катерина боится и ждет грозы. Она любит Бориса, но это угнетает ее. Она считает, что будет гореть в «геенне огненной» за свое греховное чувство.

Для механика Кулигина гроза – грубое проявление природных сил, созвучна с людским невежеством, с которым надо бороться. Кулигин полагает, что внося в жизнь механизацию и просвещение, можно добиться власти над «громом», который несет в себе смысл грубости, жестокости и безнравственности: «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю». Кулигин мечтает построить громоотвод, чтобы избавить людей от страха перед грозой.

Для Тихона гроза – это злоба, угнетение со стороны матери. Он боится ее, но как сын должен подчиняться ей. Уезжая из дома по делам, Тихон говорит: «Да как знаю я таперича, что недели на две никакой грозы надо мной не будет, кандалом этих на ногах нет».

Дикой считает, что невозможно и грешно противостоять молнии. Для него гроза – это покорность. Несмотря на свой дикий и злобный нрав, он покорно подчиняется Кабанихе.

Борис людской грозы страшится больше, чем природной. Поэтому он уезжает, бросает Катерину один ни один с людской молвой. «Здесь страшнее!» – говорит Борис, убегая с места моления всего города.

Гроза в пьесе Островского символизирует как невежество и злобу, небесную кару и возмездие, так и очищение, прозрение, начало новой жизни. Об этом свидетельствует разговор двух горожан Калинова, в мировоззрении жителей начали происходить изменения, стала меняться оценка всему происходящему. Возможно, у людей появится желание побороть свой страх перед грозой, избавиться от гнета злобы и невежества, царящих в городе. После страшных раскатов грома и ударов молнии, над головами вновь засияет солнце.Н. А. Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» образ Катерины трактовал как «стихийный протест, доведенный до конца», а самоубийство – как силу вольнолюбивого характера: «горько такое освобождение; но что же делать, когда другого нет».

Я считаю, что пьеса Островского «Гроза» была своевременна и способствовала борьбе с угнетателями.




Top