Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве. Конспект занятия "Детям о России" Для детей старшей и подготовительной групп
Программное содержание:
- Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, ее природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно-прикладное искусство).
- Уточнить знания детей о таком понятии как традиции.
- Вспомнить традиции русского народа, о которых уже рассказывали, познакомить с другими традициями.
- Воспитывать уважение у традициям.
- Формировать патриотизм к Родине.
Ход занятия
Занятие проводится вначале в «Знаковой комнате», затем в «Горнице». Дети стоят у географической карты России.
Беседа о Родине (с использованием карты).
— Ребята, сегодня я хочу поговорить с вами о нашей Родине. Как называется страна, в которой мы живем? (Россия)
— Кто может показать на карте границы нашей Родины? (Вызванный ребенок показывает указкой на карте границы страны)
— Что вы можете рассказать о природе нашей страны? Посмотрите на иллюстрации и попробуйте составить короткий рассказ.
Примерный рассказ.
Россия – большая страна, в ней много лесов, рек, есть горы и возвышенности. В лесах водятся разные звери, птицы, растут разные деревья и кустарники. Наши леса богаты множеством грибов и ягод.
Через всю страну протекает много рек, в которых много разной рыбы. Одна из самых больших рек в России – Волга, на берегу которой находится город Тольятти. Мы живем в этом городе.
Рассказ «История России».
— Молодцы. Да наша страна очень большая, красивая и богатая. Она возникла очень давно и у нее древняя и интересная история. Раньше в России было множество княжеств. Князья воевали друг с другом и захватывали друг у друга земли. Так Московского князя Юрия прозвали Долгоруким за то, что он отвоевывал и присоединял к своему княжеству земли других князей. Но когда на Русь нападали внешние враги – иноземные, все князья объединялись на борьбу с ними. И однажды они поняли, что воевать с врагами в одиночку невозможно и решили объединиться навсегда. Выбрали себе главного князя, которого стали называть царем.
Для защиты от врагов строили крепости. Одна из таких крепостей была построена на берегу Волги и названа – Ставрополь. Ставрополь означает – город святого креста. Позднее эта крепость стала городом, а во время строительства автозавода город переименовали. Теперь это город – Тольятти. На гербе нашего города и сейчас вы видите святой крест.
Русское устное народное творчество: пословицы, поговорки, сказки.
— Мы с вами читали много сказок. Почему о многих из них мы говорили — «народные»? Что еще сочиняли талантливые русские люди? (Песни, потешки, небылицы, заклички, считалки и дразнилки, скороговорки, пословицы и поговорки).
— Какие русские народные сказки вы знаете?
— Назовите русскую поговорку о дружбе?
Хоровод.
— А еще в России любили водить хороводы. Давайте встанем и заведем хоровод. (В качестве физминутки проводится хоровод «Во поле береза стояла»).
Группа переходит в горницу.
Беседа о народном декоративно-прикладном искусстве.
— А сейчас мы попали на русскую ярмарку, где продаются прекрасные изделия, сделанные руками русских мастеров. Возьмите по одному предмету в руки. Расскажите, что за изделие вы купили на ярмарке. (Дети рассказывают о дымковской, филимоновской игрушках, хохломской, городецой росписях, игрушках-оберегах)
Беседа о русских традициях.
— У каждого народа есть свои традиции. Как вы понимаете это слово? Что такое традиции? (Ответы детей).
— Традиции – слово нерусское оно переводится с латинского языка как слово «передача», то есть традиция – это то, что передают от одного поколения другому. Например, бывают семейные традиции. Какие традиции есть у вас в семье? (Ответы детей).
— Почти во всех семьях есть традиция отмечать день рождения членов семьи и дарить подарки. Во всех странах мира есть традиция встречать Новый год в 12 часов ночи.
— Есть традиции, которые сложилось много веков назад, и сохранились до наших дней. Какой праздник русские люди отмечают в конце зимы и начале весны? Что вы знаете об этом празднике? К какому празднику красят яички? Какие еще старинные традиции вы знаете?
Обсуждение слова «именины».
— Расскажите, что такое именины? (Если дети затрудняются с ответом, рассказать им о традиции празднования именин).
Каждому человеку при рождении дается имя. Имя ребенку долго выбирают. Часто детей называют в честь бабушки или дедушки, или в честь еще какого-то родственника или знакомого. В старину на Руси очень серьезно относились к выбору имени. Считалось, что если имя выбрано правильно, то ребенок будет счастлив.
Был такой обычай – когда рождался ребенок, родители выбегали за ворота и спрашивали первого встречного или встречную, как их зовут. Это имя давали ребенку.
Но у каждого имени тоже есть свой день рождения. Это день рождения святого. Поэтому, если ребенок родился в день рождения, какого- либо святого, то ему давали его имя. Считалось, что святой, чьим именем зовут ребенка, будет всегда оберегать его от бед. Сейчас люди празднуют свой день рождения. А на Руси существовал обычай праздновать именины, не всегда этот день совпадал с днем рождения ребенка. Когда праздновались именины, имениннику дарили подарки. И существовал обычай – именинник садился за стол, ему давали пирог с кашей. Разламывали пирог над головой именинника, чем больше каши просыплется на его голову, тем счастливее будет его жизнь в течение года. Еще в этот день разбивали что-то из посуды. По этому, и сейчас, если бьется посуда, говорят «На счастье».
Беседа о национальной кухне.
— А еще есть традиции, связанные с приготовлением различных блюд — традиционная национальная кухня. Национальная кухня зависит от того, что выращивают в той или иной стране. Например, в Японии и Китае выращивают рис, поэтому много блюд готовят из риса. А что выращивают в России? (Пшеницу, рожь, разные овощи).
— Из злаков, названных вами, готовят муку. И в традиционной русской кухне много блюд их муки. Например, знаменитые калачи и пряники. Их пекут только в России. (Показать)
Какие кушанья из муки пекут в вашей семье? (Блины, пирожки, оладьи, кулебяки).
А еще в России любят щи. Из чего их готовят? Отберите овощи, которые используют при приготовлении шей.
Дидактическая игра «Поварята».
— Русского народа есть поговорка «Щи, да каша – пища наша». Значит, кашу тоже можно назвать национальным русским блюдом.
Найдите компоненты, используемые для приготовления каш. Какие каши нравятся вам? Из чего их готовят?
— В России часто бывает холодно зимой и жарко летом. Какой напиток часто используют, чтобы уталить жажду. (Ответы детей)
— Это квас. (Показать). Делают его из хлеба. А зимой на ярмарках продавали особый напиток – горячий сбитень – это напиток из меда. Он очень хорошо согревал во время сильного мороза.
— Сегодня, ребята, мы с вами поговорили о нашей стране, о таланте и традициях русского народа. У русских людей много традиций. Поговорите с родителями, узнайте, в каких обрядах они принимали участие; какие русские традиции еще они помнят.
Мы живём в большой, сильной, многонациональной стране. Начиная с дошкольного детства мы рассказываем детям о народностях, населяющих Россию, формируя доброжелательное отношение между людьми разных национальностей. Воспитание толерантности и уважения к людям — это одна из задач программы «От рождения до школы». В педагог знакомит детей с разными народами России. Рассматривая карту дошкольники узнают, как живут люди на севере и юге страны, знакомятся с их литературным и художественным творчеством. Старшие дошкольники узнают о том, какие жилища строят северные народы, зачем татарам тюбитейки и т.д. Описание бесед о национальностях, проживающих на территории России, подвижные игры и сказки разных народов, описание костюмов и орнаментов вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Россия — многонациональная страна».
Социально-коммуникативное развитие
Старшие дошкольники решают проблемные ситуации по безопасности, продолжают знакомиться с работой железнодорожного , учатся перевоплощаться в разные предметы, что способствует социально-коммуникативному развитию детей. Дети говорят о том, как понравиться людям, узнают о жизни детей в других частях нашей родины. Если есть возможность, педагог организует телемост с детьми других детских садов.
Познавательное развитие
В области познавательного развития запланированы мероприятия, направленные на закрепление представления детей о разнообразии лесов, правил поведения в природе, а так же формирование умения анализировать образец. Педагог предлагает детям игры на развитие слухового внимание и умения ориентироваться на плоскости в клетку.
Речевое развитие
В течение недели дети «пишут письма детям других национальностей», описывая своих друзей, любимые игрушки, они пытаются рассказать о назначении и строении разных предметов, выделяя в рассказах второстепенные признаки. Такое упражнение способствует не только речевому развитию, но и развитию логического мышления и воображения.
Художественно-эстетическое развитие
В области художественно-эстетического развития взрослый планирует знакомство детей с национальными костюмами и орнаментами, музыкальными инструментами других народностей. Дети украшают волосодержатель и тюбитейку, а так же составляют диалоги от лица объектов картины.
Физическое развитие
Дети рассказывают друзьям других национальностей о спортивных секциях, которые посещают, знакомятся с играми разных народов и придумывают свои подвижные игры, что благотворно влияет на физическое развитие старших дошкольников.
Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели
Понедельник |
|||||
ОО | Познавательное развитие | Речевое развитие | Физическое развитие | ||
1 п.д. | Внесение карты России. Цель: рассмотреть карту, выяснить, что Россия — многонациональная страна. | Рассказ воспитателя о том, какие национальности проживают на территории России. Цель: формировать толерантное отношение к другим национальностям. | Пальчиковая игра «Напёрсток». Цель: объяснить, что такое напёрсток, разучить слова. | Самостоятельные игры с пластичным материалом. Цель: развивать творческое воображение. | П.и. в «Школе мяча». Цель: закрепить умение детей выполнять разные действия с мячом, развивать координацию движений, глазомер, ловкость. |
Про- гулка | С.р. игра «Экскурсия по городу». Цель: закрепить знания об улицах города через игру. | Игра «Жмурки с колокольчиком». Цель: учить детей при помощи слуха определять направления движущихся предметов. | Игра «Вспомни, что делает». Цель: уточнение, расширение и активизация глагольного словаря по теме. | Рассматривание татарского орнамента. Цель: познакомить детей с орнаментом, выяснить его особенности. | П.и. «Встречные перебежки». Цель: учить детей перебегать с одной стороны площадки на другую в быстром темпе. Знакомство с игрой «Льдинки, ветер и мороз». Цель: познакомить детей с игрой северных народов. |
ОД | |||||
2 п.д. | Просмотр мультфильма «Уроки безопасности тётушки Совы». Цель: расширять представления детей о безопасном поведении. | Внесение альбома «Детям о народах севера». Цель: познакомить детей с особенностями жизни северных народов. | Чтение сказок разных народов России по выбору воспитателя. Цель: обсудить, чем похожи все сказки, выяснить поучительный характер произведений. | Конструктивно-модельная деятельность из бумаги «Тюбитейка». Цель: закрепить умение пользоваться схемой при конструировании. | Рассказ о пользе рыбы для здоровья. Цель: прививать привычку к правильному питанию. |
Вторник |
|||||
ОО | Социально-коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно-эстетическое развитие | Физическое развитие |
1 п.д. | Рассказ воспитателя о юрте, иглу и чуме и яранге. Цель: продолжить знакомство детей с жилищами северных народов. | Графический диктант, игра «Муха». Цель: формировать умение ориентироваться по клеточкам, развивать слуховое внимание. | Упражнение «Письмо другу» (составление рассказов о родном городе для детей других национальностей). Цель: совершенствовать грамматический строй речи. | Рассматривание костюмов северных народов. Цель: подготовиться к рисованию. | Работа с пиктограммами «Витамины для здоровья». Цель: закрепить представления детей о полезной пище. |
Про- гулка | Сбор листьев тополя, рябины, ивы для осенних поделок. Цель: учить аккуратно собирать и различать листья разных деревьев. | Наблюдение за рябиной. Цель: продолжать знакомить детей с рябиной. | Составление рассказов по теме «Мой друг». Цель: способствовать развитию связной речи, умению оценивать поступки других. | Упражнение «Кто о чём говорит?». Цель: учить детей составлять диалоги от лица объектов картины. | П.и. «Льдинки, ветер и мороз». Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в пространстве. Игра «Важенка и оленята». Цель: познакомить с игрой. |
ОД |
ГАЛИНА ИВАНКИНА
Актуальность проекта:
В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.
Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.
Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.
Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.
Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.
Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.
В процессе диагностирования детей выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.
Цель проекта: [ /i]изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России.
Задачи проек та:
Расширение представлений детей о своей стране - России
Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения
Ознакомение детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России, Центра России
Создание в группах предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с культурой народов России
Стимулирование и поощрение уважительного отношения у детей к другим национальностям и народам, проживающим на территории Российской Федерации
Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития цивилизации
Формы работы
Познавательный блок:
презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.
Коммуникативный блок:
изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России.
Социальный блок:
игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении
Чтение художественной литературы:
библиотека детского сада, медиа библиотека.
Художественное творчество :
изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов)
Музыка
ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.
Физическое развитие
подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап
Определение цели и задач проекта
Составление перспективного плана по реализации данного проекта
Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме
Создание развивающей среды в группах, диагностирование участников проекта
Утверждение проекта на педагогическом совете
Практический этап
Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта
Создание мультимедийных презентаций по теме проекта
Подбор подвижных игр для детей
Сбор и оформление наглядного материала
Создание медиа библиотеки
Сбор и оформление аудиосборников сказок и музыкой народов России
Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по сказкам народов России
Итоговый этап
Обсуждение опыта работы и результатов на педсовете
Обобщение результатов работы, подготовка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений для печати
Темы для изучения :
Материалы для изучения детьми по данному проекту предполагается систематизировать по тематическим блокам:
Географическое положение
Природа: климат, животный и растительный мир
Устное народное творчество
Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура)
Изобразительное искусство, народная музыка
Национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, гостевой и общественный этикет)
Национальные подвижные игры
Рефлексивная продуманность данного проекта:
Результативность данного проекта можно оценить, применяя следующие критерии:
опора на возрастной подход;
сформированность базовых компетентностей дошкольников;
концептуальность воспитательной работы;
наличие целостного воспитательного пространства;
кадровое и материальное обеспечение процесса воспитания;
сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей в воспитании подрастающей личности;
использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность;
вариативность применяемых технологий.
Предполагаемый результат в реализации данного проекта:
Предлагаемый проект ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур народов России.
Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов, населяющих Россию
У детей сформируется уважительное отношение к народам, живущим в России
Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме
Повысится педагогическая компетентность педагогов, рост их творческих способностей
Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что позволит создать прочную основу для реализации данного проекта по поликультурному образованию дошкольников. Убеждена, что во все времена, на любом этапе становления общества, культурно-художественная социализация и духовно-нравственное развитие ребенка остаются актуальными вопросами воспитания.
Публикации по теме:
Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.
Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.
Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.
Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».
Педагогический проект «Ознакомление с ПДД как фактор формирования здорового образа жизни дошкольников» Педагогический проект: «Ознакомление с правилами дорожного движения как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста».
Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой» Обоснование необходимости проекта На выбор темы повлияло.
Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» (средняя группа) Перспективное планирование в средней группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя.
Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.
Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.
Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.
Библиотека изображений:
Цель : Привить любовь к Родине.
Воспитать чувства патриотизма гордости за свою страну.
Задача :
Формировать представления о государственной символике;
Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;
Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине .
Звучит песня "Широка страна моя родная" Композитор: Дунаевский И. Автор слов: Лебедев-Кумач В.
Воспитатель: Дорогие ребята, мы живем с вами в самой большой и многонациональной стране. Если посмотреть на карту мы увидим,что наша страна занимает самую большую территорию по сравнению с другими странами.
А кто знает как называется наша страна?
Дети отвечают
Воспитатель: У каждой страны есть государственные символы- герб, флаг, гимн. У нашего государства они тоже есть.
Герб России- золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.
А вы знаете где можно увидеть герб России?
На полицейских машинах, на обложке паспорта, на медалях, на документах, на документах об окончании школы, свидетельстве о рождении.
Герб России -двуглавый орел- является эмблемой нашей страны с 1497г.
Государственный флаг России- это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге России три цветные полосы,одинакового размера.
Белый цвет- означает мир и чистоту совести.
Синий цвет- означает небо, правду и верность.
Красный цвет- это отвага, мужество, героизм.
Что такое гимн вообще?
Песня главная в стране!
В гимне российском есть такие слова:
«Россия - любимая наша страна».
Россией гордимся, России верны,
И нету на свете лучше страны!
Гимн слушаем стоя и молча всегда:
Его нам включают в момент торжества!
Т. Попова
А сейчас прослушаем гимн России. Как уже сказано гимн слушают сто и молча.
(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)
(После прослушивание делаем перерыв.)
Физминутка:
А теперь на месте шаг
А теперь на месте шаг.
Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)
Плечи выше поднимаем,
А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)
Руки перед грудью ставим
И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)
Десять раз подпрыгнуть нужно,
Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)
Мы колени поднимаем -
Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)
От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)
И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)
Воспитатель: Кто знает какой город является столицей нашего государства?
Дети отвечают.
Воспитатель: Наша страна многонациональная. Она как одна большая семья. И все люди, которые проживают на территории России, дружат и помогают друг другу.
И наша с вами группа тоже многонациональная. И как в каждой семье мы должны дружить и помогать друг другу.
Подведение итогов: Дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.