Тематика занятий для дошкольникам о многонациональном государстве. Проект «Народы России

МБДОУ ЦРР Д/С №117

Конспект НОД

по социально-коммуникативному развитию

в подготовительной группе.

ТЕМА: Многонациональная страна – Россия.

Воспитатель: Журавлева М.А.

ВОРОНЕЖ 2015

Целиь:

    Формировать представление о России как о многонациональном государстве, но единой стране.

Задачи:

    Закреплять и расширять представление о России

    Дать детям знания о многообразии народов проживающих на территории России

    Воспитывать любовь к своей стране, чувства патриотизма и гордости за Родину

    Способствовать формированию у детей интереса к народам России

    Познакомить с особенностями разных народных культур.

    Познакомить детей с народным фольклором, сказкам, народными играми.

    Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям; приобщать к истокам народной культуры.

    Развивать умение рассуждать, сопоставлять, делать выводы.

Предварительная работа:

Беседы: «Мой дом – Россия», «Страна в которой мы живем. Природа России», «Народные промыслы», «Народный костюм», «Народные праздники».

Чтение сказок народов России (Русские народные сказки, нанайские, чукотские, дагестанские)

Заучивание пословиц и поговорок о дружбе, о России, о дружбе народов.

Разучивание подвижных игр народов России: «Вестовые» (якутская н.и.); «Ручеек», «Горелки», «Золотые ворота» (русские н.и.); «Липкие пеньки» (башкирская н.и) и др.

Рассматривание предметов народных промыслов России (хохлома, гжель, жостовская роспись, матрешки и др.)

Оборудование и пособия: Карта РФ; элементы народных костюмов, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах; предметы национальных промыслов народов России; телевизор; книги со сказками народов России.

Методы и приемы:

Метод сравнения, элементарного анализа, метод вопросов, метод ТРИЗ, игровые приемы, беседы, сюрпризный момент.

Формы и виды организации детской деятельности:

Двигательная, игровая, познавательно – исследовательская, коммуникативная, чтение (восприятие) художественной литературы.

Сюрпризный момент.

Детям демонстрируются элементы народных костюмов народов России.

Русский н.к. – кокошник.

Татарский н.к. – тюбетейка.

Чеченский н.к. – платок из легких тканей или шарф.

Чукотский н.к. – варежки из меха.

Воспитатель подводит детей к теме занятия, используя наводящие вопросы:

Что вы видите перед собой? (одежда, элементы одежды)

Кому может принадлежать эта одежда?

Кто может носить эту одежду? (кто мог носить такую одежду?)

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем говорить? (О людях, которые живут в нашей стране.)

Словесная игра «Я начну, а вы продолжите»:

    Наша страна называется … (Россия).

    Наша страна очень … (большая, огромная).

    В ней много … (рек, озёр, животных, лесов, городов).

    Люди, которые живут в нашей стране, называются … (россияне).

Наша страна великая, сильная и красивая. Но страна – это не только леса, поля, реки и города. Страна – это, прежде всего люди, которые в ней живут. Мы с вами россияне. Наша страна сильна дружбой разных народов, её населяющих.

Люди, каких национальностей живут в нашей стране? (Русские, чуваши, башкиры, чеченцы, татары, чукчи, орочи и др.)

Рассматривание иллюстраций с изображением людей в национальных костюмах.

Посмотрите на русский национальный костюм. Как одеты женщина и мужчина? (Дети перечисляют: нарядный сарафан, рубашка, кокошник у женщины; кафтан, рубашка, кепка, штаны у мужчины.)

Вы уже знаете, что на Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи. Давайте рассмотрим их одежду. Одежда чукчей очень тёплая. Как вы считаете, почему? (На Севере очень холодно.)

Как вы думаете, из чего чукчи шьют одежду? (Одежда чукчей сделана из оленьих шкур, ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)

Чукчи одеты в меховые штаны, меховую рубашку с капюшоном, которая называется кухлянка. Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой. Обувь – торбаса, тоже изготовляли из меха и шкур животных.

Посмотрите, что особенного в татарском национальном костюме?

На голове у мужчины тюбетейка. В основе рисунка, которым украшен татарский костюм, преобладает геометрический орнамент. Костюм мужчин состоял из рубахи, штанов и халата. Женщины носили длинные рубахи, почти до щиколоток. Рубахи украшали нагрудными украшениями. Поверх одевали камзол безрукавный (застегивался на поясе), на голове носили калфак. Татарский костюм украшен вышивкой. На ногах носили сапоги.

А посмотрите, какой красивый чеченский костюм.

Мужской костюм состоял из: башмета - полукафтан с высоким воротником, который почти полностью закрывает шею. Поверх надевали накидку – черкеску, застегивается на талии. На груди по обе стороны черкески были пришиты патронташи, куда вставлялись заряды для оружия. На талию повязывался тонкий пояс, куда вставлялся кинжал. На ногах легкие сапоги. На голове - папаха.

У женщин наряд состоял из платья-туники, верхнего платья, пояса и платка. Особую красоту наряду придавал пояс, который чаще всего делали из серебра на заказ.

Каждый народ, создавая национальный костюм, стремился сделать его самым красивым, ведь такую одежду в старину надевали только по праздникам.

У каждого народа свои народные традиции. Но это не делает один народ хуже или лучше другого, наоборот, культура разных народов делает богатой и разнообразной культуру России. У каждого народа свои песни, сказки, национальные костюмы. Но у всех у нас одна Родина – Россия.

Воспитатель читает стихотворение В. Степанова «Российская семья».

Живут в России разные

Народы с давних пор.

Одним тайга по нраву,

Другим – степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд.

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья,

Другой – оленевод.

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна.

А Родина Россия

У нас у всех одна.

Традиции и праздники народов России.

Каждый народ говорит на своём языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Что такое народные традиции? (Ответы детей.)

Это то, что передаётся из поколения в поколение. Например, народные праздники, свадебные традиции. У каждого народа есть свои праздники, связанные со сменой времени года, началом или окончанием сельскохозяйственных работ.

Какие русские народные праздники вы знаете? (Масленица, Рождество, Пасха и др.)

Что за праздник Масленица? Как его отмечают?

Дети с помощью воспитателя рассказывают о масленице.

Веселые проводы зимы, весеннего обновления природы, в России отмечаются празднованием масленицы. Масленица - это недельный праздник, праздник-обряд с хороводами, песнями, плясками, играми, и сжигания самодельного чучела Зимы.

На празднике было главное угощение - блины, этот древний славянский символ возврата солнца и тепла в природе.

В традиционном быту всегда считалось, что человек, плохо и скучно проведший масленичную неделю, будет неудачлив в течение всего года.

А у татарского народа есть праздник Сабантуй – это праздник окончания посевных работ. Название праздника переводится как «праздник плуга».

Люди собираются на майдане (открытая площадь), где происходят разнообразные соревнования. Мужчины соревнуются в беге, прыжках в длину, прыжках в высоту, участвуют в скачках. Женщин не допускают к соревнованиям, они могут только наблюдать.

Одним из самых любимых соревнований - борьба на кушаках. Роль кушака играет полотенце. Основная задача участника обхватить противника полотенцем за талию и, с помощью некоторых телодвижений во время борьбы, положить его на лопатки.

Эти конкурсы придуманы больше не для того, чтобы проверить силу или прыть участников, а для того, чтобы развеселить толпу создать веселую атмосферу на празднике. Также праздник сопровождается танцами, песнями и хороводами.

День оленевода – традиционный праздник северных народов. Проводится в середине весны. В этот день устраивают спортивные соревнования:

    Перетягивание палки и каната,

    Прыжки через нарты,

    Прыжки на шкурах (батуте)

    Национальной борьбе,

    Гонки на оленьих и собачьих упряжках.

Также праздник сопровождается песнями и танцами.

Танцы чукчей, якутов, коряков, эскимосов это своеобразные произведения народного искусства. Они приняты во всех случаях жизни.

Северные танцы это настоящее театрализованное представление. В них выражают и картины охоты, и трудовой процесс, и повадки животных и птиц. Все танцы исполняют под звучание бубна и ритмическое пение.

Физ.пауза

Играющие, взявшись за руки, делают круг. Выбирают водящего - Тимербая. Он становится в центре круга. Водящий говорит:

Пять детей у Тимербая,

Дружно, весело играют.

В речке быстрой искупались,

Нашалились, наплескались,

Хорошенечко отмылись

И красиво нарядились.

И ни есть, ни пить не стали,

В лес под вечер прибежали,

Друг на друга поглядели,

Сделали вот так!

С последними словами вот так водящий делает какое-нибудь движение. Все должны повторить его. Затем водящий выбирает кого-нибудь вместо себя.

Правила игры. Движения, которые уже показывали, повторять нельзя. Показанные движения надо выполнять точно. Можно использовать в игре различные предметы (мячи, косички, ленточки и т. д.).

делали вот так (показ Тимербаем движения) .

Рассматривание книг со сказками разных народов России.

Каждый народ сочинял свои сказки и передавал их из поколения в поколение. Все сказки похожи одна на другую. Как вы думаете, чем? (Ответы детей.)

Да, в них добро побеждает зло, они учат людей мужеству, справедливости, щедрости, высмеивают зло, жадность, глупость.

Какие народные сказки вы знаете? (Ответы детей.)

Сказки всех народов России очень добрые, в них много хороших слов, в них сказано про настоящую дружбу. Поэтому народы России так крепко дружат между собой, живут рядом друг с другом много лет, никогда не ссорятся, всегда приходят друг другу на помощь.

Какие пословицы и поговорки вы знаете о дружбе народов (Ответы детей).

Народы нашей страны дружбой сильны.

Дружба и братство лучшее богатства.

Народные промыслы, кухня.

Очень богата Россия народными мастерами и умельцами.

Какие русские народные промыслы вы знаете? (Дымковские, филимоновские игрушки, гжельская и хохломская посуда, жостовские подносы, матрёшки, палехские шкатулки и др.)

Другие народы России тоже занимаются народными промыслами: на севере России – резьбой по кости, шитьём одежды из меха; на юге России осетины, ингуши, чеченцы делают прекрасную посуду из глины, красивые ковры, изделия из металла – кувшины, кинжалы; татары занимались ювелирным искусством, вышивкой золотой и серебряной нитью, кожаной мозаикой.

У каждого народа есть свои любимые блюда. Как вы думаете, какое любимое блюдо у русского народа? (Ответы людей.)

Любимым национальным блюдом русского народа являются пироги и блины. У чукчей – строганина, блюдо из замороженной рыбы или оленины. У осетин и ингушей – халва, пахлава, бешбармак. Татары делают вкуснейшие сладости, например, чак-чак; эчпочмак (треугольные пирожки), манты, плов.

ТРИЗ «Волшебный светофор»

Данная игра используется при рассмотрении картины.

Если показать круг красного цвета – дети называют объекты, которые видят на картине. Если круг желтого цвета, дети придумывают, как эту картину можно назвать. А если зеленый круг – нужно определить, частью чего является сюжет картины (подвести детей к пониманию того что люди населяющие Россию являются единым народом).

Рефлексия

По окончании образовательной деятельности, воспитатель предлагает детям выбрать человечков: веселого – если им все понравилось и грустного – если не понравилось. Дети объясняют свой выбор.

Что нового узнали?

О чем (о ком) еще вы хотели бы узнать?

ГАЛИНА ИВАНКИНА

Актуальность проекта:

В современном обществе присутствуют люди разных национальностей и, поэтому с самых ранних лет, требуется формирование национального самосознания, толерантных отношений у детей. Так как основу культуры человечества составляют национальные культуры, то приобщая детей к истории, традициям, обычаям разных народов мы помогаем детям в освоении общечеловеческих ценностей - культурных, социальных, моральных. Нам важно научить детей строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, быть готовыми принять других людей, их взгляды, обычаи такими, какие они есть.

Мы живем в очень сложное время, когда отклонения становятся нормой: неуважение старшего поколения, уничтожение памятников истории, праздная жизнь, безразличие и многое другое. Как в наших детях сохранить духовность, разобраться во всем и выбрать необходимые ориентиры, научить их любить не придуманную нами Родину, а такую, какая она есть? Что может заинтересовать ребёнка чистотой, искренностью, красотой, глубоким содержанием? Это наша многовековая история и культура.

Умение жить в мире разных людей и идей, способность иметь права и свободы, при этом, не нарушая прав и свобод других людей, т. е. толерантность не передается по наследству. В каждом поколении их надо воспитывать вновь и вновь, и чем раньше начнется формирование соответствующих качеств личности, тем большую устойчивость они приобретают.

Наша страна относится к поликультурным и полиэтническим сообществам. Необходимость обеспечить в ней толерантное сосуществование больших и малых народов порождает потребность в поликультурном воспитании как инструменте и принципе образовательной политики.

Поликультурное воспитание – это ознакомление детей с культурными традициями, обычаями других наций и народностей.

Дошкольный возраст, как известно, характеризуется интенсивным вхождением в социальный мир, формированием у детей начальных представлений о себе и обществе, чувствительностью и любознательностью. С учётом этого можно сделать вывод о благоприятных перспективах и актуальности формирования у дошкольников этнокультурной осведомлённости.

В процессе диагностирования детей выяснилось, что большинство из них недостаточно сформированы представления о своей стране и ее жителях.

Цель проекта: [ /i]изучение многонациональной культуры народов России, особенностей взаимодействия человека с природой, прививание ребенку зачатков толерантности, уважения к многонациональной культуре народов России.

Задачи проек та:

Расширение представлений детей о своей стране - России

Стимулирование интереса детей к событиям, происходящим в стране, воспитание чувства гордости за ее достижения

Ознакомение детей с многонациональной культурой народов Юга и Севера России, Центра России

Создание в группах предметно-развивающей среды, способствующей ознакомлению детей с культурой народов России

Стимулирование и поощрение уважительного отношения у детей к другим национальностям и народам, проживающим на территории Российской Федерации

Формирование стойкой убежденности о важности мирного существования со всеми народами, значимости культур других народов для развития цивилизации

Формы работы

Познавательный блок:

презентации, фильмы, энциклопедии, дидактические игры, в том числе компьютерные, конструктивные игры.

Коммуникативный блок:

изучение иностранного языка, все виды бесед, интернет-общение с воспитанниками детских садов России.

Социальный блок:

игровая и трудовая деятельность по изучаемым темам, коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми, имеющими проблемы в общении

Чтение художественной литературы:

библиотека детского сада, медиа библиотека.

Художественное творчество :

изучение промыслов народов России, художественная деятельность (изготовление народных игрушек, элементов костюмов)

Музыка

ознакомление с народными инструментами, развлечения и праздники.

Физическое развитие

подвижные игры разных народов России, праздники и развлечения.

Этапы реализации проекта

Подготовительный этап

Определение цели и задач проекта

Составление перспективного плана по реализации данного проекта

Подбор литературы, пособий, атрибутов, сбор информации из различных источников по теме

Создание развивающей среды в группах, диагностирование участников проекта

Утверждение проекта на педагогическом совете

Практический этап

Разработка конспектов занятий, бесед по теме проекта

Создание мультимедийных презентаций по теме проекта

Подбор подвижных игр для детей

Сбор и оформление наглядного материала

Создание медиа библиотеки

Сбор и оформление аудиосборников сказок и музыкой народов России

Сбор и оформление сборника с мультипликационными фильмами по сказкам народов России

Итоговый этап

Обсуждение опыта работы и результатов на педсовете

Обобщение результатов работы, подготовка методических рекомендаций для педагогов образовательных учреждений для печати

Темы для изучения :

Материалы для изучения детьми по данному проекту предполагается систематизировать по тематическим блокам:

Географическое положение

Природа: климат, животный и растительный мир

Устное народное творчество

Народно-прикладное искусство (народная игрушка, народный костюм, национальные предметы быта, национальная архитектура)

Изобразительное искусство, народная музыка

Национальный этикет и народная педагогика (речевой этикет, гостевой и общественный этикет)

Национальные подвижные игры

Рефлексивная продуманность данного проекта:

Результативность данного проекта можно оценить, применяя следующие критерии:

опора на возрастной подход;

сформированность базовых компетентностей дошкольников;

концептуальность воспитательной работы;

наличие целостного воспитательного пространства;

кадровое и материальное обеспечение процесса воспитания;

сотрудничество педагогов, воспитанников, родителей в воспитании подрастающей личности;

использование развивающих и информационных технологий, стимулирующих креативность, самостоятельность;

вариативность применяемых технологий.

Предполагаемый результат в реализации данного проекта:

Предлагаемый проект ориентирован на формирование личности, способной к активной и эффективной жизнедеятельности в многонациональной и поликультурной среде, обладающей развитым чувством понимания и уважения различных национальных культур народов России.

Дети будут иметь представления об обычаях, традициях, праздниках, особенностях жизни народов, населяющих Россию

У детей сформируется уважительное отношение к народам, живущим в России

Будет создана материально-техническая база для плодотворной работы по данной теме

Повысится педагогическая компетентность педагогов, рост их творческих способностей

Наше дошкольное учреждение имеет многолетний опыт духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, что позволит создать прочную основу для реализации данного проекта по поликультурному образованию дошкольников. Убеждена, что во все времена, на любом этапе становления общества, культурно-художественная социализация и духовно-нравственное развитие ребенка остаются актуальными вопросами воспитания.

Публикации по теме:

Тема: «Путешествие вокруг земли» Цели: 1. Познакомить детей с культурой и традициями народов разных стран («Познавательное развитие») 2. Уточнить.

Антропова М. Н. «ДС №106». г. Саратов. Цель: формировать устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре, особенностям жизни,.

Модифицированная (авторизованная) программа «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». Пояснительная записка. Какая притягательная сила заключена в том, что нас окружает с детства. Почему, даже уехав из родных мест на долгие.

Опыт работы на тему «Эффективность работы по нравственному воспитанию детей через знакомство с многонациональной культурой народов Ставрополья».

Педагогический проект «Ознакомление с ПДД как фактор формирования здорового образа жизни дошкольников» Педагогический проект: «Ознакомление с правилами дорожного движения как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста».

Педагогический проект «Ознакомление старших дошкольников с лесом как экосистемой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Ознакомление старших дошкольников с лесом, как экосистемой» Обоснование необходимости проекта На выбор темы повлияло.

Перспективное планирование к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» (средняя группа) Перспективное планирование в средней группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность воспитателя.

Перспективное планирование «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины». подготовительная группа Перспективное планирование в подготовительной группе детского сада. Месяц Специально организованная деятельность Совместная деятельность.

Проект «Ознакомление старших дошкольников с культурой, бытом и достопримечательностями Египта» Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №248 открытого акционерного общества «Российские железные дороги» Проект.

Рецензия к программе «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой Родины» РЕЦЕНЗИЯ На модифицированную (авторизованную) программу «Ознакомление дошкольников с историей и культурой малой родины» воспитателя МБДОУ№14.

Библиотека изображений:

Досуг для детей старшей группы «Россия-многонациональная страна»

Тюлина Л.М. воспитатель ГБОУ школа1460

Цель: сформировать представления детей о том, что Россия многонациональная страна;

Дать детям определенный уровень знаний о жизни и деятельности мордовского, ингушского, дагестанского народов;

Побуждать интерес детей к национальным костюмам;

Воспитывать гражданско-патриотические чувства, любовь к Родине-России. Воспитывать уважение к людям разных национальностей и их обычаям;

Знакомить детей с государственной символикой России, Ингушетии, Мордовии, Дагестана

Оборудование и материалы: Магнитофон, проектор, презентация «Россия-многонациональная страна», карта России, национальные костюмы, куклы в национальных костюмах, магниты, блюда, картинки «Национальные костюмы народов России», указка.

Звучит песня «Моя Россия» сл. Соловьева Н. муз. Струве Г.

Посмотрите, какая большая наша страна, самая большая в мире. (Воспитатель показывает карту России) слайд 2

Давайте расскажем, что мы знаем о нашей стране. Я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать.

Словесная игра:

Наша страна называется … Россия . (Слайд 3)

Граждане России называются... россияне.

Столица России город … Москва.

Президент России … В.В.Путин.

В-ль: Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы. Какие?

Дети: (герб, гимн, флаг) (Слайд 4)

В-ль: Зачем стране нужны герб и флаг ? (Слайд 4)

(Герб и флаг нужны стране, чтобы объединять людей, живущих в нашей стране, быть отличительным знаком).

В-ль: Как вы думаете, много ли людей разных национальностей живут в России? (слайд 5-6)

В.Степанов «Российская семья» (слайд 7-8)

Ребенок:

Живут в России разные народы с давних пор.

Одним – тайга по нраву, другим – степной простор.

У каждого народа язык свой наряд.

Один - черкеску носит, другой надел халат.

Один – рыбак с рожденья, другой – оленевод.

Один кумыс готовит, другой – готовит мёд.

Одним милее осень, другим милей весна.

А Родина Россия у нас у всех – одна.

В-ль: Чем же народы отличаются друг от друга?

(У народов России разные обычаи, своя история, свои праздники, свои особые национальные костюмы. Разная еда. Каждый народ говорит на своем языке. Самый многочисленный народ в России – русский народ, поэтому русский язык является главным в нашей стране: на нем разные народы общаются между собой.)

В-ль: А что необычного сегодня вы видите в нашей одежде?

Дети: Дети и воспитатели одеты в разную одежду.

В-ль: (В национальную: в русский и мордовский костюм, ингушский)

Ребята, вы все родились в Москве.

Стихотворение «Родня» В. Борисов

Ребенок:

Я- москвич, в Москве родился,
Я с Москвою породнился, и теперь моя родня
Здесь, под боком у меня.

Боровицкий холм - мой дед,
Вдаль глядит он столько лет!
От него берёт размах город на семи холмах.

Бабка мне - Москва-река, в сером камне берега.

Кремль московский - мой отец, он и крепость, и дворец.

Площадь Красная -мне мать.
О судьбе её великой можно в песне,
Можно в книге быль и небыль рассказать.

Нет! Не только для меня -всей стране Москва - родня,
Потому что бьётся в ней сердце Родины моей!

В-ль: Вы-москвичи, но ваши родители, ваши бабушки, дедушки живут в разных уголках России. У кого-то в Мордовии, у кого-то в Ингушетии, а также в Дагестане. Сегодня мы отправимся в путешествие по этим республикам. Садитесь в автобус, мы отправляемся.

Физкультминутка «Автобус»

Первая остановка-Мордовия . (Дети находят республику Мордовия на карте и показывают) (Слайд 9)

Так как Мордовия-это республика, то у нее есть свои символы. Какие? (герб, гимн, флаг) (Слайд 10)

Мордовский народ бережно чтит традиции своего народа. До сих пор хранят национальную одежду своих предков.

Мордовский национальный костюм - это часть многовековой культуры мордовского народа.

Мужская рубаха- называется панар. Рубахи носили на выпуск и подпоясывались пояском.

Основа женского костюма рубаха из белого холста (панар), богато украшенная вышивкой. Верхняя распашная одежда-типа халата из белого холста. Обязательной частью женского костюма являлся пояс с богатой вышивкой, шерстяными кистями, металлическими бляхами. В праздники поверх нижней рубахи девушки и молодые женщины надевали богато вышитую рубаху покай. (Слайд11-12-13-14)

Значительное место в народном искусстве мордвы занимало шитье бисером. Бисер широко применялся для отделки одежды, из него изготовлялись различные украшения. (Слайд15) Распространены у мордвы различные ремёсла и промыслы: резьба по дереву, изготовление мордовских кукол, шитье мордовского национального костюма, вышивка, бисероплетение и др.(Слайд15)

Максим поет песню на мордовском языке

Слушание: Мордовская песня «Песня про маму» (Тидей)

В-ль: А я предлагаю вам поиграть в мордовскую игру:

«Ветер - ветерки» («Варма-варминеть» (с бубном) мордовская игра

В-ль: Что ж, отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

Мы приехали в следующую республику: Ингушетию (найти и показать на карте)

Ингушетия-чудесный край, который богат историей, великолепной природой, каменными башнями и гостеприимными жителями.

Как и у каждой республики у Ингушетии есть свой флаг и герб (слайд 16)

Ингуши трепетно хранят память о предках. Здесь также можно увидеть богатые народные костюмы, а также людей, которые исполняют народные танцы с гордостью за свою малую родину (слайд 17-18-19)

Мужская одежда была строгой и скромной, хорошо приспособленной к местным условиям. Основными элементами мужского костюма были рубаха, штаны, бешмет, черкеска, головной убор, обувь и оружие. (Слайд 20)

Скалистые горы и ледяные реки, бегущие по ущельям - вот характерный пейзаж этих мест. (Слайд 21)

А также архитектурные памятники Средневековья: боевые башни (слайд 22)

Сохранились народные промыслы – резьба по дереву и камню, художественная обработка металла, ковроткачество, вышивка золотыми и серебряными нитями. (слайд 23-24)

Слушание: музыка Ингушетии

В-ль: В Ингушетии дети тоже любят играть и мы с вами поиграем.

Чечено-ингушская народная игра Утушка (Бобешк)

А мы с вами снова садимся в автобус и отправляемся дальше.

Физкультминутка «Автобус»

В-ль: Мы в республике Дагестан (находим и показываем на карте)

Рассматриваем флаг и герб республики (слайд 25)

В этой республике, как и в любой другой была своя национальная одежда.

Женскую одежду народов Дагестана характеризует многообразие материалов, украшений. (слайд 26-27)

Голову покрывал красивый шелковый платок. (слайд 28) Как прекрасны девушки в своих национальных костюмах (слайд 29)

Мужской костюм состоял из рубашки, штанов,бешмета (одежда в виде кафтана со стоячим воротником), черкески (кафтан, верхняя одежда без ворота) с газырями, кожаных сапог-ичигов и меховой папахи. Черкеска подпоясывалась узким кавказским ременным поясом с серебряным набором. (слайд 30)

В-ль: Как красива природа Дагестана.

В дагестанском крае очень много разнообразных пещер. (слайд 31)

Все они уникальны, красивы. Самая большая из них имеет длину в сто двадцать пять метров. Она имеет восемь залов, которые соединяются между собой узкими туннелями. В одном из этих залов с потолка свисают разноцветные прекрасные сталактиты.

А как прекрасны горы (слайд32). Чарующая их красота захватывает.

А водопады... (слайд33)

Природа поражает своей чистотой (слайд34)

В-ль: Предлагаю послушать национальную музыку Дагестана.

Слушание: музыка Дагестана

Девочка и мальчик танцуют национальный танец

В-ль: Ребята, а что же нас всех объединяет? (слайд 38)

Дети: Единая Россия

В-ль: А сейчас мы с вами поиграем в знакомую вам игру «Золотые ворота».

Русская народная игра: «Золотые ворота»

В-ль: Россия-великая страна, которая имеет богатую и славную историю. Мы граждане многонациональной страны, которые должны гордиться своей страной, ее традициями, культурным наследием. Любить и в минуты опасности защитить свою Отчизну. Вы дети России-вы надежда и будущее нашей страны.


Цель : Привить любовь к Родине.

Воспитать чувства патриотизма гордости за свою страну.

Задача :

Формировать представления о государственной символике;

Познакомить детей с российским флагом, с символическим значением цвета и образов флага и герба России;

Воспитывать чувство уважения и любви к своей Родине .

Звучит песня "Широка страна моя родная" Композитор: Дунаевский И. Автор слов: Лебедев-Кумач В.

Воспитатель: Дорогие ребята, мы живем с вами в самой большой и многонациональной стране. Если посмотреть на карту мы увидим,что наша страна занимает самую большую территорию по сравнению с другими странами.

А кто знает как называется наша страна?

Дети отвечают

Воспитатель: У каждой страны есть государственные символы- герб, флаг, гимн. У нашего государства они тоже есть.

Герб России- золотой двуглавый орел, могучий и гордый. На его груди - Георгий Победоносец. Он, сидя на коне, пронзает серебряным копьем ужасного дракона.

А вы знаете где можно увидеть герб России?

На полицейских машинах, на обложке паспорта, на медалях, на документах, на документах об окончании школы, свидетельстве о рождении.

Герб России -двуглавый орел- является эмблемой нашей страны с 1497г.

Государственный флаг России- это знак свободы, независимости и самостоятельности государства. На государственном флаге России три цветные полосы,одинакового размера.

Белый цвет- означает мир и чистоту совести.

Синий цвет- означает небо, правду и верность.

Красный цвет- это отвага, мужество, героизм.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия - любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

Т. Попова

А сейчас прослушаем гимн России. Как уже сказано гимн слушают сто и молча.

(Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.)

(После прослушивание делаем перерыв.)

Физминутка:

А теперь на месте шаг

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания - руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Кто знает какой город является столицей нашего государства?

Дети отвечают.

Воспитатель: Наша страна многонациональная. Она как одна большая семья. И все люди, которые проживают на территории России, дружат и помогают друг другу.

И наша с вами группа тоже многонациональная. И как в каждой семье мы должны дружить и помогать друг другу.

Подведение итогов: Дети рассказывают, что нового они узнали на занятии.

Тематическое занятие «Россия - родина моя»

(для детей старшей группы)

Цель:

Формировать патриотические чувства средствами музыки.

Задачи:

Расширять представление о родной стране. Средствами музыкального искусства.

Формировать интерес к «малой» Родине.

Формировать представление о том, что Россия - огромная многонациональная страна

Познакомить с тем, что Москва - столица нашей Родины

Продолжать знакомство с гербом, флагом и гимном РФ.

Музыкальный руководитель:

У каждого листочка, А там, где мы родились,

У каждого ручья Где радостно живём.

Есть главное на свете, Края свои родные,

Есть Родина своя. Мы родиной зовем

Сегодня мы еще раз поговорим о Родине, о России, о ее необъятных просторах, воспетых в стихах, песнях.

Что же такое для человека Родина? Что он считает своей Родиной: страну, в которой живет, дом, где родился, березку у родного порога, место, где жили его предки? Наверное, все это и есть Родина, то есть родное место.

Наша страна очень большая, необъятная.

Ребенок

Если долго, долго, долго Ленты рек, озера, горы.

В самолете нам лететь, Мы увидим даль без края,

Если длго, дого, долго Тундру, где звенит весна,

На Россию нам смотреть, И поймем тогда какая,

То увидим мы тогда Наша Родина большая,

И леса, и города, Необъятная страна

Океанские просторы,

Исполняется песня “Моя Россия” Г.Струве .

Музыкальный руководитель:

В нашей стране очень много больших и малых городов, деревень и сел. Все они по-своему красивы. Но самым большим городом считается город Москва. Москва – столица нашей Родины. Здесь находится Кремль, где сидит самый главный человек в нашей стране - президент. Он управляет страной.

Ребенок

Город чудный, город древний,

Москва - это Красная площадь, Ты вместил в свои концы ♦

Москва - это башни Кремля И посады и деревни,

Москва - это сердце России, И палаты и дворцы.

Которое любит тебя!

“Родина, Россия”. Эти два слова неразрывно связаны между собой. Все мы живем в самой большой стране мира – в России. Россия - наша большая Родина. Но у каждого человека есть еще и малая Родина. Это то место, где он родился (город, село, деревня) и живет (дом, семья).наша малая Родина. Место, где мы родились и живем.

1. Как называется город (село), где ты живешь?

Наша малая Родина находится рядом с великим городом Москва, и называется Подмосковье.

В нашем светлом Подмосковье, Хоровод берез на взгорье, Здесь у нас под небом

Как моря шумят леса, Древний город над рекой. Возле каждого крыльца

И глядят на нас с любовью Никогда мы, Подмосковье Начинается Россия

Луговых цветов глаза. Не расстанемся с тобой! Звонкой песенкой скворца.

Мы знаем замечательную песню Т. Попатенко «Очень любим Родину»

(Исполняют 1 и 2 куплет и разучивают 3 куплет)

Музыкальный руководитель:

Как называют людей, чья Родина – Россия? (Россияне.)

В России проживают люди самых различных национальностей (казахи, калмыки, татары, чуваши, таджики, башкиры, удмурты и многие-многие другие), но большая часть россиян – русские.

Живут в России разные Один - рыбак с рожденья,

Народы с давних пор. Другой - оленевод.

Одним тайга по нраву, Один кумыс готовит,

Другим - степной простор. Другой готовит мед.

У каждого народа Одним милее осень,

Язык свой и народ. Другим милей весна.

Один Черкесску носит, А Родина Россия ■

Другой надел халат. У нас у всех одна.

Вспомните, какие города России вы знаете, перечислите их.

Россия является и нашим Отечеством – местом, где жили наши предки, деды, где живут наши отцы, где живем и мы. Каждый человек должен любить и уважать свою Родину. Она взрастила и воспитала многих великих и известных всему миру людей.

На протяжении всемирной истории все государства имели свои символы. Но исторически сложилось так, что государство имеет три основных символа – Государственный Флаг, Государственный Герб и Государственный Гимн.

Российский флаг трехцветный, то есть бело-сине-красный. Каждый цвет имеет свое значение. Синий цвет означает верность, ум и честность. Красный – смелость, любовь и красоту. Белый -чистоту и ясность, миролюбивость.

Ребенок

Белый цвет - березка

Синий - неба цвет,

Красная полоска –

Солнечный рассвет.

Герб России – двуглавый орел - символ мудрости и бесстрашия, ума и великодушия. Он зорко смотрит по сторонам, охраняя Россию от неприятеля.

Ребенок

У России величавой

На горбе орел двухглавый,

Чтоб на запад и восток

Он смотреть бы сразу смог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный

Музыкальный руководитель:

Гимн - самая главная песня России. Гимн исполняется в особо торжественны*случаях.-Где вы слышали исполнение гимна?

Показ видеоряда: вручение наград ученым, спортсменам, деятелям культуры, принятие присяги

молодыми воинами.

Как ведут себя во время исполнения гимна?

Исполняется и слушается гимн стоя. Звучанием гимна начинается и завершается день нашей Родины.

Вслед за последним ударом Кремлевских курантов звучит величавая и торжественная мелодия – гимн

России. Давайте и мы, как настоящие граждане России, послушаем Российский гимн стоя.

(Слушание).

Исполняется 1й куплет Гимна РФ

Музыкальный руководитель:

Слова к российскому гимну написал известный писатель, поэт – Сергей Михалков. Его произведения знают и любят дети потому, что почти все свое творчество он посвятил детям. Музыку к гимну написал известный композитор – А. Александров.

Множество прекрасных песен и стихов посвящено России. В них прославляется наша Родина, ее леса и поля, реки, рассказывается о любви и гордости за свою страну, маленькую и большую Родину. У русского народа есть множество пословиц и поговорок об этом.

Пословицы и поговорки

Одна у человека родная мать – одна у него и Родина.

Родина – мать, умей за нее постоять.

Русь богатырская.

Где кто родился, там и пригодился.

Родная сторона – мать, чужая – мачеха.




Top