Темы исследовательских работ по литературе. Проектно-исследовательская работа «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии Исследовательские проекты по литературе

В статье рассказывается о преимуществах проектно - исследовательской деятельности на уроках литературы, приводятся примеры исследования литературных произведений или эпизодов в 5, 9, 11 классах. Наглядно показаны результаты и продуктивность проектно - исследовательской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы.

Проектно – исследовательская деятельность на уроках литературы является одной из приоритетов современного образования. Развивающие приёмы обучения, семинары, эликтивные курсы поискового характера позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию. Оба метода (проектный и поисковый) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, сопряжённые с практической деятельностью.

Проектно – исследовательская деятельность учащихся способствует истинному обучению, так как она

Личностью ориентирована.

Характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения.

Позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах.

Позволяет учиться на собственном опыте.

Приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

Формирование исследовательской позиции учащихся – задача нелёгкая. Ребят к поисковой деятельности необходимо подготавливать годами, учить их мыслить.

Исследовательской деятельностью я занимаюсь три года, в основном опиралась на журнал « Литература в школе», книгу « Путь к сотворчеству» автора Г. С. Меркина, пользовалась услугами интернета.

Считаю, что в основу урока литературы должна быть положена учебно – познавательная деятельность учащихся, направленная на стимулирование личностного восприятия литературы, где каждый ученик, читая произведение, видит в нём не только средство для получения оценки или обогащения своего словарного запаса, но находит в нём пищу для размышлений и глубоких переживаний.

Всё начинается с создания проблемной ситуации на уроке. Развитию навыков исследовательской деятельности учащихся способствуют педагогические ситуации. Поэтому в процессе обучения нужно использовать такие ситуации, в которых школьник должен защищать своё мнение, приводить аргументы, доказательства, факты, задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, углубляться в осмысление знаний.

Ситуациями такого рода является рецензирование ответов одноклассников, сочинений и др., то, что связано с экспертизой, советом, активным поиском нового.

Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе, некоторые элементы исследовательского подхода школьникам следует осваивать уже в среднем звене.

В 5 классе я проводила урок-игру с элементами исследования. Урок назывался « Проникновение в тайны замысла». Проводила я его после чтения и обсуждения в классе стихотворений о природе. Построен он на материале трёх стихотворений: И. С. Никитина « Засохшая берёза», « Дуб» и « Тихо ночь ложится». Трудно объяснить пятиклассникам, что в стихах всё взаимосвязано, что каждый образ у поэта внутренне обусловлен. Как зримо дать в этом убедиться? Конечно же, соприкоснувшись с процессом творчества. Каждый ученик в процессе работы получает необходимый текст стихотворения, в котором обозначены пропущенные места (слово, словосочетание). Говорю детям о том, что злой волшебник тайно унёс из стихотворения поэта очень важные слова, и оно распалось, перестало быть художественным произведением. Нам нужно найти эти слова и поставить их на место. Ребята принесли конверт и фишки. За каждое интересное предложение даётся одна фишка, а за авторское слово-2 фишки.

Тихо ночь ложится

На вершины гор,

И луна глядится

В …………. Озёр.

Начинается поиск слова. Дети предлагают слова: в глубине озёр, в синеву озёр, затем в зеркала озёр. Объясняют, что им найти нужное слово помог глагол « глядится». В следующей строфе пропущено тоже трёхсложное слово, карандашом написали цифру три. Дети характеризуют пространство « над широкой»; пробуем характеризовать состояние, звучание. Появляется слово « безмолвной», но ещё не авторское, подбираем к нему синоним. Так находится нужное слово «глухою» и так далее. Когда работа над стихотворением закончена, отвечаем на вопрос: « Какова роль заключительной строфы? Что нового вносит она в стихотворение?». Затем по такому же принципу работаем со стихотворением И. С. Никитина « Дуб». Ребята учатся внимательно вчитываться, вслушиваться, всматриваться в строки, угадывать настроение автора. А главное, в творческом поиске они начинают размышлять. Так, например, в стихотворении « Дуб», когда поиск слов – образов завершён, ребята увидели, что автор имеет ввиду не только старое одинокое дерево – речь идёт о человеке, об одиночестве, о том, как это трудно. Таким образом, урок развития творческого воображения стал и уроком нравственности и эстетического прозрения.

В 11 классе я с ребятами проводила групповую исследовательскую работу по поэме А. Ахматовой « Реквием». Чтобы пробудить у ребят интерес к фактам, приблизиться к пониманию творческого пути Ахматовой, я воспользовалась статьёй Абелюк Евгении Семёновны « Читательский комментарий: замысел и воплощение».

Учащимся предстояло научиться ориентироваться в литературе (художественной, библиографической, мемуарной, исторической, литературоведческой), сравнивать разные комментарии к одному и тому же произведению, изучать комментарии профессиональных литературоведов. В результате углубленного комментированного чтения ребята узнали много нового о жизни и творчестве А. Ахматовой, о той эпохе, которую показала поэтесса в поэме. Творческие группы занимались исследованием по таким направлениям:

Значение слова « реквием»

Страшные годы « ежовщины»

Арест сына, семнадцать месяцев в тюремных очередях.

Библейские мотивы в поэме.

Сопоставление поэмы со стихами А. С. Пушкина, с декабристами (« каторжные норы»).

Магия цвета и цифр.

Мандельштам в судьбе Ахматовой.

Анна Ахматова и Царское село.

В итоге такой огромной творческой работы ребята прониклись уважением к лирической героине поэмы, к трудностям, которые она пережила; с интересом читали другие произведения Ахматовой, с удовольствием писали сочинение и учили наизусть понравившиеся отрывки.

С учащимися 5 – 9 – х классов приходилось не раз рассматривать литературу с другими видами искусств: музыкой, живописью. Перед ребятами встают вопросы: как с помощью языковых средств художник слова описывает какое – то явление действительности, передаёт свои ощущения и впечатления; и как те же самые явления и внутренние переживания раскрываются в произведениях живописца, композитора.

В 11 классе при изучении повести Куприна « Гранатовый браслет» учащиеся слушали « Лунную сонату» Бетховена, которая помогла более глубоко раскрыть чувства героев, их переживания. В 9 классе, изучая роман А. С. Пушкина « Евгений Онегин» на уроке « Плоды сердечной полноты» (рассматриваются образы Ленского, Татьяны и Ольги), перед учениками ставлю проблемный вопрос: « Почему Ольга забыла Ленского скорее, чем Татьяна?». Разрешение проблемного вопроса ведёт к сопоставлению сестёр Лариных. Сначала учащиеся рассказывают с помощью устного словесного рисования, как они представляют себе облик Татьяны и Ольги, затем мы обращаемся к портретам героинь Пушкина в иллюстрациях Рудакова. Рисуя почти одно и то же лицо, Рудаков очень тонко подчёркивает несходство сестёр. Портрет Ольги выдержан в розово – золотистой гамме. Она смотрит на зрителя лукаво и весело, чуть подняв голову, довольная явно тем впечатлением, которое производит. Голова Татьяны чуть опущена, глаза задумчиво отведены в сторону. Она занята своими чувствами, а не миром вокруг. Её печаль усилена голубовато – сиреневым тоном портрета. Художник прав. Пушкин отмечает бледность лица Татьяны. Эта бледность – признак сильных чувств, страданья и внутренней сосредоточенности отличает Татьяну от цветущей и легкомысленной Ольги.

В зависимости от объекта исследования ученические работы можно разделить на следующие виды:

Работы, в которых проводится анализ текста художественного произведения с целью выявления его художественного своеобразия, особенностей авторского стиля, мастерства писателя, типологии образов. Например, способы создания образов – персонажей в рассказах А. П. Чехова.

Работы, в которых разрешение поставленной проблемы осуществляется на основе сравнения двух или нескольких произведений. Например, в 8 классе при изучении « Слова о полку Игореве» мы сравнивали древнерусский текст и его переводы (Лихачёва, Жуковского, Заболоцкого).

Работы, предлагающие интеграцию литературы и истории, философии, лингвистики.

Работы, посвящённые изучению жизни и творчества писателей, чьи судьбы связаны с историей города, области (литературное краеведение). Учащиеся могут на основе анализа произведений, изучения мемуарной литературы, критических статей создать нравственно – психологический портрет писателя, отразив своё восприятие его личности в форме художественно – публицистического очерка.

Каким бы ни был объект исследования, главное состоит в том, чтобы поставленная проблема позволяла ученику самостоятельно или с помощью учителя определить путь исследования, выбрать методы, необходимые для работы с художественным произведением, применить имеющиеся умения анализировать текст. Заметила, что учащиеся, занимающиеся исследовательской деятельностью, уверенней чувствуют себя на уроках, стали активнее, научились грамотно задавать вопросы, а главное, повысилось качество знаний.


На этой странице предлагаются темы исследовательских работ по литературе для учащихся 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класса с целью развить творческие способности в литературе, провести увлекательное исследование и написать свой индивидуальный исследовательский проект, сформировать навыки проведения научно-исследовательской работы.

Правильно выбранная тема проекта по литературе в 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 классе школы, соответствующая уровню подготовки и знаний учащегося, его интересам и хобби, способствует действительно проведению познавательной и интересной работы над ней.

Приведенные ниже темы проектов по литературе являются примерными и очень интересными в плане исследования, изучения, сбора и поиска информации для реализации по ним индивидуального проекта. Данные темы исследовательских проектов по литературе показывают литературу не только как предмет, но и как связующее звено в различных сферах и отраслях деятельности человека.

Любую тему исследовательской работы по литературе для 5, 6, 7, 8, 9, 10 и 11 класса можно выбрать из списка тем класса постарше, если уровень знаний школьника это позволяет и есть желание изучить более глубокий и интересный материал.

Ниже на странице темы исследовательских работ и проектов по русской и зарубежной литературе распределены в соответствии с разделами Русская литература, Классическая литература, Современная литература, планируется добавить раздел зарубежной литературы.

Темы проектов по литературе

Примерные темы исследовательских проектов учащихся по русской литературе:
Авторский литературный перевод трех стихотворений и их сопоставительный анализ.
Добро и зло в русской литературе.
Изучение физики по произведениям русских классиков.
Изображение любви как одной из главных человеческих ценностей (на примере рассказа).
Изображение национального характера в народных сказках.


Искусство создания книги.
Календарь погоды в поговорках и пословицах русского народа.
Кот в мировой литературе.
Лингвистическая стилизация и пародия.
Мое имя в литературе.

Образ птицы: от мифа к поэзии.
Образ кота в русском фольклоре.
Проблемы молодежи в современной русской литературе.
Птичьи фамилии в литературе.
Русские писатели - лауреаты Нобелевской премии.
Сравнительный анализ испанского и русского переводов элегии Овидия.
Символическое значение образа луны в произведениях русской классической литературы.
Сны и сновидения в русской литературе.
Тема памятника в русской литературе.
Тема пророчества в русской лирике.
Тема семьи в пословицах и поговорках.
Тема добра и зла в литературе.
Цензура и литература: свобода творчества и государственный надзор.

Темы исследовательских работ по литературе

Примерные темы исследовательских работ по классической литературе:
«Люблю, где случай есть, пороки пощипать…» (Особенности басни как литературного жанра).
Образ сокола и его символика в памятниках древнерусской литературы.
Твой выбор: жизнь или… (проблема наркомании в произведениях М. Булгакова «Морфий» и Ч. Айтматова «Плаха»).
Соня… вечная Сонечка (по произведениям классической и современной литературы).
«Родом из детства» (По мотивам произведений В.П. Астафьева).

Цветовые обозначения в лирике И. Северянина: психологический аспект.

Только эта жизнь имеет цену (по дневниковым записям Л. Толстого и роману Дж. Сэлинджера «Над пропастью во ржи»).
Слуги и господа (по произведениям А.С. Пушкина и Н.В. Гоголя).

Концепция дома, семьи, родины в произведениях В. Распутина, А. Солженицына, Л. Улицкой.
Художественные приёмы и особенности романов Бориса Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Смерть Ахиллеса», «Левиафан», и «Коронация».
Особенности восприятия лирики А. Ахматовой через художественные образы.
Образ женщины в литературе разных эпох.

Темы проектов по современной литературе

Примерные темы исследовательских работ по современной литературе:


Бардовская песня сегодня.
Влияние литературы, содержащей элементы мистики, на мировоззрение современного читателя.
Жанр и язык стихотворений И. Губермана.
Жизнь литературного произведения в искусстве и времени.
Использование современного бестселлера в изучении классической литературы.
Как интернет влияет на язык?
Молодежный сленг. Его происхождение и функционирование.
Молодежный жаргон в речи современных школьников.
Мусорный язык рекламы.
Особенности стилистической системы поэзии К.К. Случевского.
Особенности языка СМС сообщений..
Отражение стереотипов в сказке Джона Толкина «Хоббит».
Пушкинские мотивы в современной поэзии Светланы Сырневой.
Повесть А. Битова «Молодой Одоевцев, герой романа» как произведение эпохи постмодернизма.
Путешествие слова «шпаргалка» из одного языка в другой (история языкового заимствования).
Речевой портрет DONKEY в мультфильме «Шрек».
Рок - революция в России: взаимовлияние рок-поэзии и русской истории.
Русский рок: идея протеста и ее языковое воплощение.
Своеобразие стиля сатирических рассказов Михаила Жванецкого.

Своеобразие поэзии Виктора Цоя.
Современные бестселлеры - подлинная литература или дань моде.
СМС как современный эпистолярный жанр.
Способы актуализации газетного заголовка.
Способы создания образа героини в рассказе В. Пелевина «Ника».
Тексты современных песен - поэзия и антипоэзия.
Топонимы вокруг нас (значение, происхождение).
Трагедия времени (по роману Ф. Абрамова «Братья и сестры»).
Традиции и новаторство в изображении Петербурга в рассказах Т. Толстой.
Фразелогизмы в рекламе.
Цветовые обозначения в лирике И.Северянина: психологический аспект.
Читательское досье моего класса.
Что читает наше поколение?

XIX- районная конференция членов школьных научных обществ

муниципальных общеобразовательных организаций Туркменского района

Секция: «Филология»

Название работы: «Цветы в литературе, фольклоре и мифологии»

Глущенко Ангелина ,

Место выполнения работы:

МКОУ СОШ №3 с.Камбулат,

Туркменского района,

Ставропольского края

Руководитель:

Грибанова Ирина Эдуардовна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ СОШ №3

2015 г.

Введение…………………………………………………………… 3

Основная часть…………………………………………………….. 6

Глава 1. Цветы в творчестве поэтов и писателей 6

Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях 10

Глава 4. Язык цветов 11

Заключение………………………………………………………… 13

Список литературы и источников………………………………… 15

Приложения………………………………………………………… 17

Введение

Цветы привлекательны своим многообразием, богатством видов, красок, ароматов. В природе они образуют прекрасный мир. Особо значимы образы цветов в фольклоре, мифологии и поэзии. Це-лые стихотворения посвящены отдельным цветам. На «языке цветов» поэты говорят о том, что считают самым важным и интересным в искусстве - о душе современного человека, о его сложных отношениях с миром природы.

Вероятно, на Земле нет ни одной страны, в которой не существует мифов, сказок или легенд о растениях. И это не случайно. Любуясь красотой великолепных цветов и могучих деревьев, древний человек задумывался о том, какие сверхъестественные силы их породили. Согласно мифологии многих народов растения были созданы всемогущими богами плодородия, которые покровительствовали травам, цветам и деревьям.
Часто легенды и предания возникали благодаря оригинальной, необычной форме корней, листьев, цветков или плодов растений. Например, из-за сердцеобразной формы цветков дицентры, поверья, в которых фигурирует это растение, почти всегда имеют отношение к любви.
С нежностью и трепетом относились к цветам на Востоке. «Если всю жизнь хочешь быть счастливым, разводи цветы» - сказал один из восточных мудрецов. В японской мифологии особым почтением пользовались четыре «благородных» растения: хризантема, сакура, бамбук, орхидея. Каждое из них символизировало одно из самых прекрасных человеческих качеств - честность, мужество, молодость и дружбу, а также четыре времени года - осень, зиму, лето и весну. Эти растения были воспеты в поражающих своей красотой и лиричностью восточных мифах и легендах, а также в стихотворных строках древних японских и китайских поэтов. Мифы и сказания о растениях играли важную роль в фольклоре и наших предков - древних славян. Вспомним, например, знаменитый языческий праздник Ивана Купалы, который проводили в пору летнего солнцестояния. Многие знают, что с этим праздником связана легенда о цветущем папоротнике. Однако не всем известно, что согласно тем же преданиям, в ночь на Ивана Купалу всего на несколько мгновений вырастает волшебная разрыв-трава. Древние славяне верили, что с помощью этого чудесного растения можно найти несметные клады и открыть двери любой темницы. Сколько волшебных историй, легенд и мифов можно вспомнить, глядя на те или иные растения!

Актуальность темы
Актуальность данной темы заключается в том, что она знакомит с разнообразными растениями, с народным и литературным творчеством, мифами народов разных стран, позволяет сравнить мировосприятие разных народов, их культуру и отношение к окружающему миру. Эта работа показывает связь литературы, биологии, истории. Также она обращает внимание на исчезающие растения.
Цели:
1. Ознакомиться с литературными произведениями, фольклорным творчеством и мифами разных народов, в которых встречается упоминание о цветах, выявить цель использования образов цветов в данных произведениях;

2. Исследовать значение цветов в жизни людей, их творчестве.

Задачи:

Провести опрос на тему самые любимые растения и то, что связанно с ними, а так же какие знаешь предания, связанные с растениями;

Изучить легенды, предания, пословицы, поговорки, загадки, связанные с растениями;

Найти и проанализировать стихотворения о цветах;

Составить сборник мифов об истории появления цветов.

Методы:
- поисковый метод - сбор данных о произведениях литературы и фольклора, в которых встречается упоминание о цветах;
- аналитический метод - анализ и систематизация этих данных с последующим выводом;
- статистический метод - составление таблиц и диаграмм по теме работы с результатами опросов и анализов;
- практический метод - создание сборника мифов об истории появления цветов с использованием разных источников;
- сравнение - сравнивали значение растений в прошлом и в настоящем;
- обобщение - находили причины того, что некоторые растения есть в мифах, легендах разных стран.
Результаты исследовательской работы:
1. Было прочитано 15 книг и посещено 95 различных тематических сайтов сети Интернет.
2. Прочитано более 190 мифов народов Древнего Египта, Китая, Индии, Японии, Персии, Малайзии и Индонезии, других народов Востока, Северной Америки, Африки, Древней Греции, Древнего Рима, Скандинавии, народов Европы, славян и России.
3. Проведены опросы среди учащихся, учителей и работников школы, которым были предложены вопросы:

Какое ваше любимое растение? Что вы знаете об этом растении?

Были ли в вашей жизни события связанные с растениями? Какие?

Знаете ли вы какие-нибудь легенды или предания связанные с растениями?

Знаете ли вы, какое растение или (цветок) соответствует вашему гороскопу?

Используете ли вы в своей творческой деятельности (вышивание, вязание, резьба по дереву, рисование и т.д.) растительные мотивы?

Данные опроса показали, что среди названных цветов предпочтение было отдано следующим растениям: 76% опрошенных любимым цветком считают розу, 12% - хризантему, 4% - ромашку, 3% - гладиолус, 2% - астру, 2% - сирень, 1% - другие цветы.

Все опрошенные осознают огромное значение цветов в их жизни и считают место, где цветут цветы особым, способным повлиять на настроение и позволяющим забыть о своих проблемах, хотя бы на некоторое время. Однако всего 5% учащихся и 25% педагогов что-то знают об истории названия цветов и мало, кто знает предания, мифы, легенды, связанные с названием цветов.

4. По результатам опросов и анализам произведений составлены таблицы и диаграммы.

5. Проанализированы образы цветов в стихотворениях, авторских сказках, пословицах, поговорках и загадках.

6. Собраны и систематизированы мифы разных народов о цветах.

Глава 1. Цветы в творчестве поэтов и писателей

Нередко цветы "растут" на страницах книг, и эти страницы пробуждают в нашей душе чувство красоты.
С древнейших времён цветы занимают особое место в творчестве поэтов и писателей всего мира. Не только древние, но и авторы более поздних эпох, так или иначе, затрагивали эту тему в своих произведениях. Особую роль в её развитии играют русские писатели и поэты, считающиеся общепризнанными мастерами описания природы. Разве можно не упомянуть здесь такого великого писателя, как Иван Тургенев? С только ему свойственными стихами в прозе: «Она увидала розу, схватила ее, взглянула на ее измятые, запачканные лепестки, взглянула на меня, - и глаза ее, внезапно остановившись, засияли слезами".

А Анну Ахматову, с её огромным количеством фиалок, лилий, георгин и маргариток, встречающихся практически в каждом раннем стихотворении? А Александра Сергеевича Пушкина, хранившего подаренный ему Анной Керн гелиотроп? А Жемчужникова? Бунина? Алексея Константиновича Толстого? Да разве всех перечислишь...

Люди живут и умирают. А цветы, пока ими любуются и восхищаются - вечны.

И.Гёте — большой любитель фиалок. По преданию, каждый шаг писателя И Гёте был отмечен фиалками. Он не выходил из дому, не насыпав в карман сюртука семян фиалок. Шел и высеивал их на дорожках. В окрестностях Веймара, где он жил, дорожки фиалок превратились в сплошные цветочные ковры. Немецкие садовники вывели несколько новых сортов фиалки, назвав их именами персонажей произведений писателя: черный сорт получил имя "Доктор Фауст", ярко-красный — "Мефистофель", нежно-голубой — Маргарита. Фиалка была любимым цветком великой русской актрисы М. Н.Ермоловой. Горячо любил и воспевал фиалки А. А.Блок. И. С.Тургенев любил преподносить своим друзьям фиалки и был весьма благодарен, когда они ему отвечали тем же.

В описании цветов, не отстают от поэтов и прозаики. В рассказе Е.И.Носова «живут» цветы маки. Поначалу эти цветы не нравились хозяйке тёте Оле: слишком быстро они отцветали и усыпали клумбу своими алыми лепестками. Но квартирант старой женщины насыпал семян в клумбу, маки взошли, хозяйка все их выполола, оставила только три ростка. И маки зацвели: «издали маки походили на зажжённые факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Лёгкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем. Казалось, что, стоит только прикоснуться - сразу опалят!» Через два дня маки осыпались. «Да, сгорел…- вздохнула, словно по живому существу, тётя Оля.- Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает. И как-то сгорбившись, тётя Оля заторопилась в дом». Оказалось, что у тёти Оли на войне совсем молодым погиб сын Алексей: на своём крошечном «ястребке» он спикировал на спину тяжёлого фашистского бомбардировщика. Прочитав рассказ, я поняла, почему сгорбилась и вздохнула тётя Оля: для неё маки - живое пламя, память о сыне, благодарность земли, за которую он погиб. А недолговечность цветения маков - символ его молодой, загубленной фашистами жизни.

В рассказе А.Платонова «Цветок на земле» дедушка Тит на примере цветка помог герою Афонюшке многое понять. Прочитав рассказ, я поняла, что хотел сказать дедушка внуку. Всё прекрасное достигается человеком и всем живым на земле только с помощью труда. Для дедушки Тита цветок - символ такого чуда, преображения, когда из мёртвого праха рождается красота, сама жизнь, но рождается она после тяжёлого труда. Такой же цветок-труженик «живёт» в сказке-были А.Платонова «Неизвестный цветок». Это единственный из рассказов, на сегодняшний день прочитанных мной, в котором цветок умеет чувствовать, говорить, мыслить. Цветок живёт на голом камне, с трудом добывает себе питание. Но цена такой наполненной трудностями жизни - прекрасный цветок, равного которому нет в целом свете. Прочитав этот рассказ А.Платонова, я поняла, что имел в виду автор, описывая жизнь неизвестного цветка: только ценой огромной работы над собой можно «вырастить» чудесный цветок - человеческую душу.

Мы живем в окружении природы, среди которой выделяется удивительно красивый, загадочный растительный мир. Растения и цветы играли важную роль у всех народов, начиная с самых отдаленных времен, о каких нам повествуют только история и исторические памятники. Мы встречаемся с ними у древних народов, встречаемся в средние века. Встречаемся как у язычников, так и у христиан. Они играли у них свою роль и в войнах, и в пиршествах, и в торжественных погребальных процессиях, служили для украшения алтарей и жертвоприношений, являлись волшебными и целительными травами, являлись охранителями домашнего очага и домашних животных... Конечно, они не могли не остаться в фольклоре, во многих его жанрах. Хочу остановиться на таких жанрах фольклора, как пословицы и поговорки. Исследуя содержание собранного материала, я сделала вывод, что в пословицах и поговорках цветы олицетворяют красоту, жизнь, радость:

На красный цветок летит и мотылек. Весна красна цветами, а осень плодами.

Красна девка в хороводе, что маков цвет в огороде.

Но есть пословицы и поговорки, в которых народ считает красоту цветка завлекающей и обманчивой, рассуждая, что не в красоте счастье:

И красивые цветики ядовиты бывают. Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед. Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах. Сегодня в цветах, а завтра в слезах.

Интересно также, что многие травы и цветы до сих пор люди используют при гаданиях. Так существует известное всем гадание на лепестках ромашки:

Любит - не любит, к сердцу прижмет - к черту пошлет.

Цветы красивы, а красота всегда загадочна и вызывает к себе интерес.

В сказках Г.-Х.Андерсена много цветов, любимым цветком писателя была роза. В «Снежной королеве» есть целый садик цветов. Прочитав эту сказку, я сделала вывод, что цветы розы выступают в ней в роли волшебного помощника Герды, как и в сказке В.Катаева «Цветик-семицветик». Ожившие от слёз Герды розы помогают девочке выбраться из райского цветника и помочь Каю, ведь у него других помощников не было.

Скоро весна придёт в лес и поле, в село и город. В зелёный наряд оденутся могучие деревья и скромные кустарники. Зазеленеют травы. В эти дни под сенью листвы в затаённых уголках леса, парка и сада зацветут ландыши.Символом мая называют душистые, нежные цветочки-жемчужинки ландыша. «Ландыши, ландыши — светлого мая привет,
Ландыши, ландыши — милый букет», — поётся в песне.
Древние римляне утверждали, что однажды богиня охоты Диана убегала от фавнов, безумно влюблённых в неё. Они хотели пленить прекрасную богиню. Она бежала так быстро, что из её ясного чела на землю стекали капли серебристого пота, которые превратились в душистые цветочки ландышей. А в украинском фольклоре есть своя история о появлении ландыша. Она утверждает, что эти цветочки, подобные жемчужинам, — не что иное, как застывший серебристый счастливый смех лесной русалки Мавки, которая впервые ощутила радость огромной, искренней, взаимной любви. Старинный русский фольклор говорит, что цветы ландыша — это слёзы гордой водяной царевны Волхвы, которая увидела, как Садко, горячо ею любимый, обнимает её счастливую соперницу Любаву.

Глава 3. Цветы в мифах, легендах и преданиях

Любовь к растениям свойственна с давних времён всем народам. Многообразие форм, яркая окраска цветов поражала человеческую мысль, заставляла задуматься о происхождении растений. Существует множество мифов, легенд, сказок, песен, романсов и других прекрасных произведений о цветах. Вспомните мифы Древней Греции. Могучий Геракл победил жестокого льва. "Я создам цветок", — сказала Флора, — который будет напоминать людям разорванную пасть немейского льва". Какой же цветок, по древнему поверью, славит первый из 12 подвигов Геракла? — Называется этот цветок "Львиный зев".

Перечисленные легенды - далеко не все, что накопилось за многие века! Многие из легенд и сказаний уходят своими корнями в далекую древность, многие созданы относительно недавно. Ясно одно: сколько будет существовать человек, столько не перестанут удивлять его красоты и непостижимые тайны и загадки прекрасного мира цветов и растений!

Я обнаружила множество интересных мифов и легенд, связанных с цветами, их возникновением и историей. При опросе в школе я выяснила, что 76% опрошенных любимым цветком считают розу, 12% - хризантему, 4% - ромашку, 3% - гладиолус, 2% - астру, 2% - сирень, 1% - другие цветы. В Приложении к работе я систематизировала мифы и легенды о цветах из разных источников. О некоторых цветах существует по нескольку разных мифов у разных народов. Но больше всего информации о розе.

Люди сочинили много легенд и сказок о прекрасной розе. Красота и мистическая притягательность розы привлекла к себе внимание человека. Ее любили, ей поклонялись, ее воспевали с незапамятных времен. Роза пользовалась любовью и популярностью у всех народов мира.

Глава 4. Язык цветов.

Цветы широко использовались для выражения чувств, которые по той или другой причине не могли быть высказаны или написаны. В некоторых странах цветы представляли собой сложный язык. Примечательным примером служит "Селам", язык цветов, которым пользовались в турецких гаремах. Он был введен в Европе шведским королем Карлом XII (1682 — 1718), который узнал об этом языке при оттоманском дворе во время своего вынужденного пребывания в Турции. Через несколько лет этот язык появился и в Англии, после того, как писательница Уортли Монтегю (1689 —1762) посетила Турцию вместе со своим мужем и изучила, как при помощи правильно составленного букета выразить самые разные чувства — от привязанности и дружбы до неприязни и ненависти.

Неудивительно, что за годы существования "языка цветов" появилось великое множество всякого рода словарей, призванных дать средство самым нерешительным. Всем хорошо известно, что в музыке существует музыкальный язык, в балете — язык балета, а вот о языке цветов известно не всем. Между тем, еще в прошлом веке он был распространен довольно широко, периодически издавались специальные пособия, в которых рассказывалось о значении цветов и растений.

Зародился язык цветов несколько веков назад на Востоке. Затворницы гаремов для общения с внешним миром изобрели язык цветов — селам. Букет, подобно письму, приносил вести, объяснения в любви, назначал место и время свиданий, выражал чувства. В наше время язык цветов утратил свое значение, и только поэты иногда прибегают к нему. Возможность свободного общения между людьми сделала ненужным этот язык, но для понимания смысла, заложенного в цветочной композиции, он и в наши дни оказывается полезным. Символика цветочной композиции складывается из легенд о цветах и растениях, традиционной народной символики, дошедших до нас остатков языка цветов, символики формы компоновки и отдельных линий, основанной на психологии их восприятия, символики цветовых оттенков и цветовых сочетаний, пейзажной символики.

Хризантема в нашем сознании прочно связана с Японией. В этой стране изображение этого цветка поместили на национальный флаг и монеты. Высшая награда называется орденом Хризантемы. Осенью в Японии отмечают праздник цветения хризантем, во время которого японцы подносят друг другу чашечки сакэ с измельченными лепестками хризантем. Это является пожеланием долголетия.

А знаете ли вы, что цветы, эти очаровательные создания матушки Природы, как и планеты, покровительствуют нам на протяжении всей жизни? То, что у цветов, как и у людей, есть свои характеры, было замечено еще в древности. Каждый человек напоминает тот или иной цветок, поэтому эти замечательные растения могут многое рассказать о нас. По поверьям славян, цветок, под знаком которого вы родились, необходимо сорвать, засушить и всегда носить с собой. Тогда он, как ангел-хранитель, защитит вас от напастей, бед и сглаза. Вы можете просто поставить свой цветок в вазу, вырастить на садовом участке или в цветочном горшке - пусть он защищает и оберегает вас на жизненном пути.

Цветочный гороскоп построен на принципе, аналогичном тому, который лег в основу гороскопа друидов: определенная часть года ассоциируется с растением, наделяющим родившегося в этот период человека определенными чертами характера.

Заключение

Проведя опросы, я убедилась, во-первых, любят не только розы, лилии, гиацинты, но и ромашки, незабудки, ландыши, сирень; во-вторых, о мифах, легендах, преданиях, рассказывающих об истории возникновения названий цветов, знают очень мало. Однако все понимают, что цветы играют огромную роль в нашей жизни, они являются украшением нашей земли, поэтому их нужно любить, беречь, сажать, ухаживать за этими чудесными созданиями и помнить, что красоту мы можем создавать уже сейчас.

Цветы в любые времена играли и будут играть большую роль в нашей жизни, потому что они приносят радость, хорошее настроение, бодрость. Множество цветов не только делают нашу жизнь ярче, они также способствуют очищению и оздоровлению воздуха вокруг нас, наполняя его кислородом, тонким и нежным ароматом. Эти прекрасные создания умеют поглощать негативную энергию, взамен отдавая положительно заряженные частицы. Мифы, предания, легенды о цветах позволили нам заглянуть в прошлое и многое узнать о происхождении цветов и об отношении к цветам наших предков, заставили нас прийти к следующему выводу:

Цветы - это красота родной Земли, которую надо беречь, надо создавать собственными руками.

Нет на Земле языка лучше всего понятного сердцу, чем язык цветов. Говорят, если даришь близкому другу цветы, слов не надо: в цветах, и чувства твои, и все надежды на лучшее, и залог счастья. И тот, кому ты даришь цветы, поймет тебя без слов. Наверное, именно поэтому и поэты, и писатели трепетно относятся к цветам, изображая их в своих произведениях. Я прочитала рассказы и авторские сказки, в которых используются образы цветов. В моей работе подтвердилась гипотеза: в детских рассказах и сказках на «языке цветов» писатели говорят о том, что считают самым важным и интересным. Я обнаружила, что цель использования образов цветов может быть разной.

Цветы - волшебные помощники героев сказок (В. Катаев «Цветик-семицветик», Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»).

Цветы - символы любви, верности, подвига, бескорыстности (Л.Гераскина «Синий цветочек для мамы», С.Аксаков «Аленький цветочек», Е.И.Носов «Живое пламя»).

Цветок - труженик, пример для подражания, ведь он из серого праха земли рождает красоту, так и человек способен, работая над собой, явить миру красоту своей души (А.Платонов «Цветок на земле», «Неизвестный цветок»).

Я познакомилась со многими стихотворными произведениями о цветах. В большинстве этих произведений цветы - это прекрасное чудо, предметы восхищения, воплощение красоты и грации. Большое значение в стихах придаётся цвету растения. Этот цвет может создавать образ: белые ромашки и лилии, жемчужные слёзы ландыша, синие колокольчики, алые лепестки розы, жёлтенькие звёздочки иван-да-марьи.

Я узнала много нового об истории названий цветов из мифов и легенд разных народов. О некоторых цветах сложено по нескольку легенд. Что интересно, легенды и предания разных народов иногда очень похожи! И везде: в сказках, стихах, мифах, легендах - цветы олицетворяют красоту, чистоту, прелесть нашей природы.

Исследовательский проект

по литературе

ТЕМА ПРОЕКТА

Что является источником нравственной силы героев В.П.Астафьева?

Выполнила

учитель русского языка и литературы

Верхне-Гуторовского филиала

МБОУ «Полевской лицей»

Курского района

Курской области

ТАТАРЕНКОВА М.Н.

КУРСК

2016 год

  1. Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты………..

  2. Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов………….

    Деятельность обучающихся…………………………………………………………

    Этапы проектной деятельности…………………………………………………….

1.1. Выбор темы проекта

А) определение проблемы и задач исследования;

Б) выдвижение гипотезы их решения;

В) обсуждение методов исследования.

1.2. Выделение подтем

1.3. Формирование творческих пар (групп)

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов

1.5. Определение форм выражения итогов проекта

2.Разработка проекта .

3. Оформление результатов

А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных;

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

5. Рефлексия

5. Литература…………………………………………………………………………

6. Приложение……………………………………………………………………………

Краткая аннотация проекта

Цели, задачи, проблемы проекта; пути решения; ожидаемые результаты.

Творческое (рабочее) название проекта: Где источник нравственной силы?

Проект может выполняться индивидуально и в группе.

Объект исследования :данный проект направлен на привитие интереса к творчеству писателя Астафьева В.П., много и интересно пишущего о деревне, деревенской культуре. Основной проблемный вопрос , над которым предстоит задуматься девятиклассникам, участвующим в проекте - В чем заключается источник нравственной силы героев книг В.П.Распутина и как этот проект поможет помочь им, подросткам, в осмыслении окружающей действительности и собственном личностном становлении?

Основной целью данного проекта является желание привлечь внимание подростков к творчеству писателя В.П.Астафьева и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

Задачи : помочь обучающимся вглядеться в героев писателя, оказавшихся в пограничных ситуациях - беспутных или нашедших свой путь, не слышащих Бога или верящих в него, поразмышлять вместе с автором книг об ответственности человека.Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.

Среди используемых технологий - тематическая группа для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах используются сервисы, помогающие создать электронную презентацию

Возраст обучающихся - участников проекта

Обучающиеся 9-х классов. Работа ведется в группах

Библиотекарь (работа ведется в тесном сотрудничестве со школьным библиотекарем) и автор и координатор проекта (учитель) общение с группами ребят будет выстраивать также с использованием новых интернет-возможностей - в созданной в Google тематической группе "Читающие В.П.Астафьева ". Индивидуальные консультации будут предоставляться старшеклассникам очно в библиотеке (классе) и с использованием электронной почты или личной странички в социальных сетях. По завершении проекта возможна "защита" исследований по проекту группами школьников с использованием Интернет-переписки, (при бо льших возможностях в других школах может использоваться Скайп-чат или видеоконференция).

Практическая, теоретическая познавательная значимость результатов.

Ожидаемые результаты:

    Развить умение самостоятельно приобретать знания из различных источников (работа с материалом по книге И.И. Стрелковой В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;

    Развить умение пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных, поставленных перед обучающимися, задач.

    Постичь процесс работы над произведениями и пособиями по теме, научить обучающихся «проживать» ими конкретные, описанные в литературе ситуации, отождествлять, переносить их в реальную жизнь.

    Приобщать обучающихся к проникновению «вглубь» произведений В.Распутина и явлений, в них (произведениях) описываемых.

    Научить обучающихся управлять процессом исследования самостоятельно, самостоятельно конструировать новее объекты исследования.

6. П ривлечь внимание подростков к творчеству писателя В.П.Астафьева и философии героев его книг, сравнении и осмыслении этой философии с собственной личностной позицией.

7. Привлечь внимание подростков к чтению через использование и библиотекарем, и ими современных интернет-технологий.

8. Развить у обучающихся коммуникативные умения, умения работать в парах (группах-для большего количества детей в классе), развить исследовательские умения (умение выявить проблему, умение собрать информацию, умение наблюдать, анализировать, строить гипотезы, обобщать (синтезировать), систематизировать и обрабатывать полученные данные, умение делать выводы и.т.д

1.Результатом работы группы станет работа над Лентой времени судеб о жизни и творчестве писателя

2.Результатом работы группы старшеклассников явится "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над созданием книги по одной из глав повести «Последний поклон»и издание ее в виде книги –презентации(«Читательский дневник»)

3. Результатом работы этой группы может стать работа над созданием Литературной анкеты

Деятельность обучающихся: выбирают тему, обсуждают и принимают общее решение по теме, выбирают координатора пары (группы), эксперта, наблюдателя и т.п. (в зависимости от количества человек в классе), создается тематическая группа (пара индивидуально) в Google для коллективного обсуждения прочитанного, для представления результатов исследований в группах (парах) используются сервисы, помогающие создать различного вида отчеты: электронную презентацию. (Более подробно деятельность обучающихся см.в таблице)

Этапы проектной деятельности.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Разработка проектного задания

1.1. Выбор темы проекта: Что является источником нравственной силы героев В.П.Астафьева

- определение проблемы и задач;–исследование выдвижения гипотезы их решения; -обсуждение методов исследования;

Учитель предлагает тему обучающимся.

Обсуждают и принимают общее решение по теме

1.2. Выделение подтем

Предварительно вычленяет подтемы и предлагает их:

«Жить не по лжи»(Солженицын),

"Увидеть лицо человеческое», «Испытание войной»

Каждая группаобучающихся выбирает себе подтему или предлагает новую.

1.3. Формирование творческих групп

Проводит организационную работу по объединению, школьников, выбравших себе конкретные подтемы

Группируются в группы, распределяют роли

1.4. Подготовка материалов: формулировка вопросов: Что значит, по мнению героев "Жить не по лжи", «Увидеть лицо человеческое», « Каково это испытание войной», задания для пар и отбор литературы: работа с основным пособием И.И. Стрелковой В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с другими электронными и справочными ресурсами;

    Заранее выбирает список литературы и Интернет-ресурсов (см.список литературы), задания для групп: "мозговой штурм" по обсуждению проблемы и работа старшеклассников над Литературной анкетой, работа над Лентой времени о жизни и творчестве писателяс комментариями, работа над книгой- главкой "издание" ее в виде книги-презентации («Читательский дневник»).

Обучающиеся принимают обсуждение в корректировке заданий

1.5. Определение форм выражения итогов проекта (электронная презентация –книга, читательский дневник, форум и т.д.)

Учитель (и библиотекарь) принимает участие в обсуждении.

Обучающиеся в группах обсуждают формы представления результата.

2.Разработка проекта.

Осуществляют поисково-исследовательскую деятельность

3. Оформление результатов А) оформление конечных результатов;

Б) анализ полученных данных.

Консультирует, координирует и стимулирует деятельность обучающихся

Оформляют результаты

4. Презентация и защита проекта

А) подведение итогов, корректировка данных, выводы;

Б) творческие отчеты обучающихся, создание и просмотр презентации «Читательский дневник».

Организует экспертизу (учителя, родители, обучающиеся других классов)

Докладывают в выбранной форме о результатах работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность, деятельность своих помощников (в д.случае-библиотекарь), учитывает оценки детей

Оценивают свою работу (инд, в паре, группе) с учетом работы других.

Краткое описание этапов проекта

Размещаем мини-анкету по авторскому праву для читателей-детей

В задачи координатора (библиотекаря) и автора проекта (учитель работает в сотрудничестве со школьной библиотекой) входит задача консультирования обучающихся по грамотному использованию источников и ресурсов в своих исследованиях, предполагается перед началом работы по проекту провести занятие, посвященное авторскому праву , для которого можно подготовит не только презентацию, но и провести с ребятами разминку «Что мы знаем о понятии авторское право»

* Обязательно

Вопрос1

На какие произведения, существующие в объективной форме, распространяется авторское право: *

обнародованные

необнародованные

обнародованные и необнародованные

Вопрос 2

Определите произведения, которые являются объектами авторского права: *

фотографии

официальные документы

произведения живописи

литературные произведения

аудиовизуальные произведения

Вопрос3

тридцать лет

Учитель: Какая работа над книгами, чтением обходится без вопросов? Спрашивая и отвечая - мы размышляем о проблемах, донесенных до нас автором произведения...

Виктор Астафьев родился 1 мая 1924 года в селе Овсянка (Красноярский край) в семье Лидии Ильиничны Потылициной и Петра Павловича Астафьева. Он был третьим ребёнком в семье, однако две его старшие сестры умерли в младенчестве. Через несколько лет после рождения сына Пётр Астафьев попадает в тюрьму с формулировкой «вредительство». Во время очередной поездки Лидии к мужу лодка, в которой среди прочих плыла она, перевернулась. Лидия Потылицина, упав в воду, зацепилась косой за сплавную бону и утонула. Её тело нашли лишь через несколько дней. Виктору тогда было семь лет. После смерти матери Виктор жил у её родителей - Екатерины Петровны и Ильи Евграфовича Потылициных. О детстве, проведённом с бабушкой Катериной Петровной и оставившим в душе писателя светлые воспоминания, Виктор Астафьев рассказал в первой части автобиографии «Последний поклон».
Выйдя из заключения, отец будущего писателя женился во второй раз. Решив податься за «северной дикой деньгой», Пётр Астафьев с женой и двумя сыновьями - Виктором и новорождённым Николаем - отправляется в Игарку, куда выслали раскулаченную семью его отца - Павла Астафьева. Летом следующего года отец Виктора заключил договор с игарским рыбзаводом и взял сына на промысловую рыбалку в местечко между посёлками Карасино и Полоем. После окончания путины, возвратившись в Игарку, Пётр Астафьев попал в больницу. Брошенный мачехой и родными, Виктор оказался на улице. Несколько месяцев он жил в заброшенном здании парикмахерской, однако после серьёзного инцидента в школе получил направление в детский дом. В 1942 году ушёл добровольцем на фронт. Военному делу обучался в школе пехоты в Новосибирске. Весной 1943 года был направлен в действующую армию. Был шофёром, артразведчиком, связистом. До конца войны Виктор Астафьев оставался простым солдатом. После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).
В 1945 году Астафьев женился на Марии Семёновне Корякиной. У них было трое детей: дочери Лидия (родилась и умерла в 1947 году) и Ирина (1948-1987) и сын Андрей (род. в 1950 году).
В Чусовом Астафьев работал слесарем, подсобным рабочим, учителем, дежурным по вокзалу, кладовщиком.
В 1951 году в газете «Чусовской рабочий» опубликован первый рассказ Астафьева «Гражданский человек». С 1951 года работал в редакции этой газеты, писал репортажи, статьи, рассказы. Первая его книга «До будущей весны» вышла в Молотове в 1953


В 1958 году Астафьев был принят в Союз писателей СССР. В 1959-1961 годах учился на Высших литературных курсах в Москве.
С 1989 года по 1991 год Астафьев был Народным депутатом СССР.
В 1993 году подписал «Письмо 42-х».
Умер 29 ноября 2001 года в Красноярске. Похоронен в Овсянке.
После демобилизации в 1945 году уехал на Урал, в город Чусовой, Молотовская область (ныне Пермский край).

Задание по созданию своей анкеты

    Придумайте вопросы к интернет-анкетированию своих друзей-читателей по прочитанной книге В.Астафьева или литературным персонажам из его книг Создайте свою анкету в Google.

    Разместите ее на своей страничке в соц.сетях Интернета

Пример литературного опросника

Знаете ли Вы, что такое нравственность?

Нравственность-понятие вечное?

Как решается проблема о том, что является нравственной силой героев В.П. («Пролетный гусь» , «Последний поклон», «Пастух и пастушка» и т.д.)?

Какие нравственные категории поднимает писатель своих произведениях?

Рабочие группы школьников будут исследовать эту проблему по-разному:

1.Первая рабочая группа, читающая книгу «Пролетный гусь» , попытается ответить на вопрос " Какие качества помогают героям рассказа остаться людьми до конца своих дней?

Результатом работы группы девятиклассников явится создание Ленты времени о жизни и творчестве писателя

2.Вторая группа, читающая "Последний поклон» , ищет ответ на вопрос " Результатом работы группы станет коллективная работа над созданием книги-главки по повести «Последний поклон» и издание в виде «Читательского дневника»

3.Третья группа, читающая книгу этого же автора «Пастух и пастушка» , исследует вопрос " Какие качества человека обнажает война в пасторале В. Астафьева»
Результатом работы этой группы может стать коллективная работа над созданием Литературной анкеты

Ключевые слова (на доске)

    10 слов, характеризующих содержание книги Стрелковой И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве о писателе Сибири:

    Сибирь Астафьев

    Справедливость

  • Целесообразность

    Терпение

    Сострадание

    Страдание

Самостоятельные исследования учащихся в рамках учебного проекта

1.Тема "Жить не по лжи" (Солженицын) :

Вопрос для исследования:

Какие качества помогают героям рассказа остаться людьми до конца своих дней?
Цель исследования:познакомиться с биографией В. Астафьева, прочитать рассказ "Пролётный гусь" Результат.По итогам исследования создается Лента времени о жизни и творчестве писателя

2. Тема "Увидеть лицо человеческое"

Вопрос для исследования:

В чём заключается духовная красота героев В. Астафьева?
Цель исследования: прочитать повесть "Последний поклон" и понять красоту героев повести
По итогам исследования провести "Мозговой штурм" в библиотеке и подростки издают
книгу-главку по одной из глав повести.

в форме читательского дневника.

3.Тема:"Испытание войной"

Вопрос для исследования:

Какие качества человека обнажает война в пасторале В. Астафьева

Продолжительность работы над проектом- 1 месяц

Критерии оценивания работ учащихся

    полнота раскрытия темы,

    аккуратность и эстетичность проектной работы,грамотность и др.

    Каковы ваши главные результаты, что вы поняли, чему научились?

    Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

    Как вы выполняли задания, какими способами?

    какими трудностями вы столкнулись и как вы их преодолевали?

    Каковы замечания и предложения на будущее?

Ссылки на ресурсы Интернет по теме проекта

Итоги (Рефлексия)

    В проведенном исследовании мне было интересно...

    В проведенном исследовании я сделал...

    В проведенном исследовании меня удивило...

    В проведенном исследовании было трудно...

    В проведенном исследовании я научился(-лась)...

    В проведенном исследовании мне понравилось...

Литература

    Давыденко Т. В., Тонков Е. В. Проектирование учебного занятия. Белгород. Белгородский государственный университет. 2002.

    Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.:Изд-во НИИ шк. технологий, 2005.

    Стрелкова И.И. В.Астафьев, В.Белов,В.Распутин, В.Шукшин в жизни и творчестве: Учебное пособие для школ, гимназий, лицеев и колледжей.-3-е изд.-М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС»,2008.-112 с.; с электронными и справочными ресурсами;

Литературная анкета

Определяем жанр - пастораль

В каждом вопросе выбрать правильный ответ или дать свой вариант ответа * Обязательно

Вопрос 1

Пастораль - это *

Жанр в литературе

Жанр в живописи

Жанр в музыке

Жанр в театре - Другое:

Вопрос 2

Пастораль в переводе с латинского языка означает: *

Любовная лирика

Пастушеская поэзия

Драма

Деревенский мотив - Другое:

Вопрос 3

Определите главные приметы "современной пасторали": *

Любовь - ненависть

Счастье - зло

Другое:

Вопрос4

Укажите причину смерти Бориса в повести "Пастух и пастушка" *

Гибель в бою

Раны

Тоска по утраченной любви -Другое:


Актуальность проекта.

Существует тонкая и сложная связь между художественным произведением и местом, вдохновившим писателя на его создание.

Д.С. Лихачёв утверждал, что «понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе: они вырастают на родной почве и могут быть поняты в связи со всей родной страной».


Цель проекта:

  • популяризация и сохранение литературного наследия тюменского края, формирование уважительного отношения к региональной культуре.

Задачи проекта:

  • сформировать представление о месте тюменского края в истории отечественной культуры и литературы, о литературе края как об одном из важнейших компонентов культуры региона;
  • расширить и обогатить знания учащихся по региональной литературе и культуре через изучение литературы тюменского края.

Гипотеза:

  • Предположим, что выполненное исследование поможет нам в представлении творчества писателей тюменского края среди одноклассников и родителей.

Родной мой край! Тюменские просторы! Светлана Хохлова

  • Родной мой край! Тюменские просторы! Леса, луга и блеск озёр и рек! Ты в самом сердце доблестной России И лучше края в мире больше нет. Твои поля, их взором не окинуть. Твои леса, попробуй их пройди. А нефть и газ? А люди, здесь какие! Здесь верят светлому, что ждёт нас впереди. Пасут стада оленеводы в тундре. Спешит рабочий утром на завод И я смотрю, как в сердце у России Над моим краем солнышко встаёт.

Писатели Тюменской области

  • Лагунов Константин Яковлевич родился 16 сентября 1924 года в селе Старая Майна Ульяновской области. Вскоре семья переехала в Сибирь. Детство писателя прошло в деревне Малозоркальцево Тобольского района.
  • В 1950 году окончил исторический факультет Тюменского университета, в 1958 года – аспирантуру при Таджикском университете. Кандидат исторических наук. С 1956 года – заместитель редактора газеты «Комсомолец Таджикистана», с 1958 года – редактор альманаха «Литературный Таджикистан».
  • В 1961 году приехал в Тюмень. Работал главным редактором Тюменского книжного издательства. В 1963 году его усилиями была создана Тюменская областная писательская организация, которую К.Лагунов возглавлял двадцать лет (1963-1983).
  • За сорок три года литературной деятельности Константин Яковлевич написал и издал более пятидесяти книг, в том числе 12 романов. Поразителен творческий диапазон писателя: от киносценариев до детских повестей-сказок. Много и успешно работал в жанрах публицистики.
  • Лагунова по праву считали наставником молодых. Он не жалел ни сил, ни времени на работу с молодыми талантами. До последних дней жизни писатель был полон творческой энергии, много писал, активно участвовал в общественной жизни, плодотворно работал преподавателем в Тюменском государственном университете. Умер в Тюмени 19 июля 2001г.

Самые интересные произведения Константина Лагунова:

  • “ Белый пес, синий хвост”
  • “ Здравствуй,тюменская нефть”
  • “ И сильно падает снег”
  • “ Ромка-Рамазан”
  • “ Ромка,Фомка и Артос”
  • “ Городок на бугре”
  • “ Портреты без ретуши”
  • “ Завтрак на траве”
  • “ Так было”
  • “ Человек может все”
  • “ Эпиграмма самому себе”

Тоболкин Зот Корнилович

  • Тоболкин Зот Корнилович родился 3 января 1935 года в деревне Хорзово Заводоуковского района Тюменской области в многодетной семье крестьянина-колхозника. Детство его, как и всего поколения, протянулось сквозь трагическое время войны, которая унесла старших братьев. Ему удалось окончить лишь четыре класса дневной школы: с одиннадцати лет он начал работать, перепробовал много профессий.
  • В 1959 году сдал вступительные экзамены в Уральский государственный университет имени М.Горького, на факультет журналистики. Совмещал учебу с работой слесаря и кочегара. С 1964 года, после окончания университета, трудился в газетах, на радио и телевидении Тюмени и Нижневартовска. В 1975 году окончил Высшие режиссерские курсы в Москве.
  • В 1972 году публикуются первые рассказы в журналах «Современник», «Крестьянка». Тобольский драматический театр осуществил постановку драмы Тоболкина «Геологи». Позднее его драмы прошли и в многих других театрах. В 1977 году Средне-Уральское книжное издательство выпустило сборник пьес «Самый главный народ». Несколько пьес получают премии на Всесоюзных конкурсах, пьесы «Братья» и «Про Татьяну» ставятся в театрах Москвы.
  • Рассказы, очерки, повести, романы публикуются во многих журналах и издательствах страны.
  • Член Союза писателей СССР с 1975 года. Лауреат Всероссийской премии Д.Н.Мамина-Сибиряка. В июне 2012 года З.К.Тоболкин был награжден медалью имени М.Шолохова. Живет и работает в Тюмени.

Самые интересные произведения Зота Тоболкина:

  • “ Ангелы”
  • “ А рядом ты – и все легки мне грузы”
  • “ Благодарность”
  • “ Встреча”
  • “ Грустный шут”
  • “ Дело было в 45-ом”
  • “ Журавли”
  • “ Зодчий”
  • “ Мечта”
  • “ Молчаливая ночь”
  • “ Жил-был Кузьма”
  • “ Осколки”
  • “ Реквием”
  • “ Эхо”

Мальцев Станислав Владимирович

  • Мальцев Станислав Владимирович родился 18 июня 1929 года в Свердловске. В 1953 году окончил факультет журналистики Уральского государственного университета, по окончании которого был направлен в Тюмень, в областную газету «Тюменская правда».
  • Писать он начал рано. Первые рассказы печатались в школьных стенгазетах, в газетах города Свердловска.
  • В 1957 году возвращается в Тюмень, работает ответственным секретарем в газете «Тюменская правда». С 1973 года он – собственный корреспондент агентства печати «Новости» по Тюменской области.
  • В 1959 году в Тюмени вышла первая книжка Мальцева «По волчьему следу», посвященная работникам милиции.
  • Но более широко известен Станислав Владимирович как писатель для детей и юношества.
  • Сказки «Про зайку Петю» вышли в свет в 1959 году и выдержали ряд переизданий. Среди книг, полюбившихся читателям – повести и рассказы: «Тайна голубой пещеры», «Цель жизни», «Кузя Щучкин – рыжий нос», «Мы с Митяем» и другие.
  • Член Союза писателей СССР с 1985 года, Заслуженный работник культуры РФ (1999). Живет в Тюмени.

Самые интересные произведения Станислава Мальцева:

  • “ В капле нефти – капля памяти”
  • “ Есть мировые рекорды”
  • “ Забытая пещера”
  • “ Как это было”
  • “ Какой упрямый зайка Петя”
  • “ Кузя - космонавт”
  • “ Мы с Митяем”
  • “ Отличная школа журналистского мастерства”
  • “ По волчьему следу”
  • “ Тайна голубой пещеры”
  • “ Тридцать лет жизни”
  • “ Честь класса”

Крапивин Владислав Петрович:

  • Крапивин Владислав Петрович родился 14 октября 1938 года в Тюмени, в семье педагогов. Нелегкое детство 40-50-х годов прошло в Тюмени. Учился в тюменской средней школе №25. В 1956 году поступил на факультет журналистики Уральского государственного университета. Работал в газете «Вечерний Свердловск», в журнале «Уральский следопыт».
  • Началом литературного творчества Владислав Петрович считает рассказ «Восьмая звезда» (1959). Дебютная книга вышла в Свердловске в 1962 году («Рейс Ориона»). Печатался в журналах «Пионер», «Аврора», «Урал», «Мурзилка».
  • Тема детства, которое прошло в Тюмени, отражена в произведениях «Тополиная рубашка», «Белый шарик матроса Вильсона», в книгах «Шестая Бастионная», «Золотое колечко на границе тьмы», «Бабочка на штанге», «Тополята», «Пироскаф «Дед Мазай» и других.
  • В 1964 году В.Крапивин был принят в члены Союза писателей СССР.
  • В настоящее время у В.Крапивина около двухсот изданий на различных языках. Часть произведений Владислава Крапивина была экранизирована и показывалась по Центральному телевидению.
  • Является почетным гражданином города Екатеринбурга, в котором живет и сейчас.

Самые интересные произведения Владислава Крапивина:

  • “ Оруженосец Кашка”
  • “ Колыбельная для брата”
  • “ Бронзовый мальчик”
  • “ Бабочка на штанге”
  • “ Самолет по имени Сережка”
  • “ Дети синего фламинго”
  • “ Мушкетер и фея”
  • “ Журавленок и молния”
  • “ Оранжевый портрет в крапинку”
  • “ Мраморный кролик”
  • “ Летчик для особых поручений”

Гришин Александр Анатольевич

  • Гришин Александр Анатольевич (1948 – 1998) родился 5 ноября 1948 года на Украине. В Тюмень приехал в 1973 году после окончания Санкт-Петербургского университета и связал с ней всю свою жизнь. Тогда же в июльском номере журнала «Юность» появилась первая подборка его стихотворений, положившая начало литературной работе.
  • В 1977 году выходит его первая поэтическая книга «Стихотворения». К.Я.Лагунов приглашает А.Гришина на работу в писательский союз, где предлагает ему должность референта.
  • В 1985 году выходит его второй поэтический сборник «Быстрая езда», который сразу же становится популярным. О поэте начинают говорить на всесоюзном уровне. В 1990 году в Москве выходит книга «Неравнодушная природа». В 1991 году поэт становится членом Союза писателей России. Последний сборник стихов «В никуда, до востребования» вышел перед самой кончиной Гришина.
  • Александр Гришин был профессиональным журналистом, у него не было проходных материалов, он всегда хорошо знал, о чем пишет. Очень нравственная, высоко эмоциональная, светлая лирика сделала Гришина не просто хорошим, а любимым для многих поэтом.
  • Последние годы А.А.Гришин много болел, перенес несколько инфарктов. Он умер 19 октября 1998 года в Тюмени.

Самые интересные произведения Александра Гришина

  • “ А знаем ли мы, о чем петь?”
  • “ Быстрая езда”
  • “ В желтой раме осени”
  • “ В никуда, до востребования”
  • “ Возвращение”
  • “ Дом”
  • “ Истекло мое время”
  • “ Любовь весной”
  • “ Назад! Туда, туда к пяти”
  • “ Образ боли”
  • “ Осень птица”
  • “ Первые шаги”

Результаты опроса о знании творчества писателей Тюменской области

  • Мы опросили 50 человек разных возрастов -20 человек двенадцати, 20 человек старше шестнадцати и 10 человек старше двадцати лет.
  • Им задавали всего 5 вопросов о чтении и творчестве писателей Тюменской области:
  • Любите ли вы читать? 1)Да 2)Нет
  • Знакомы ли вы с творчеством писателей Тюменской области? 1)Да 2)Нет
  • Что воспевают авторы в своих произведениях?

  • Среди детей 12-ти лет 14 ребят ответили «Да».
  • Среди подростков 16-ти лет «Да» ответили 11 человек.
  • А среди людей старше 20-ти лет за любовь к чтению проголосовало 9 человек из 10-ти.

Знакомы ли вы с творчеством писателей Тюменской области?

  • Из 20-ти ребят двенадцати лет 9 ответили «Да».
  • Столько же ребят ответили «Да» среди подростков шестнадцати лет.
  • А среди людей старше двадцати лет «Да» ответили 7 человек.

Какие произведения писателей вы знаете?

  • Большинство ребят 12-ти лет указали произведение «Дети синего фламинго» В. П. Крапивина.
  • Некоторые ребята 16-ти лет вспомнили про сборник произведений «Городок на бугре » К. Я. Лагунова, а кому-то больше по вкусу «Осеннее небо» А. И. Васильева.
  • А среди людей старше 20-ти лет, видимо, популярностью пользуется произведение «Неподалёку от войны» Г. К. Сазонова.

  • Практически все из участников опроса ответили, что в произведениях чаще всего воспевается природа нашего родного края, нашей малой родины.

Хотели бы вы узнать больше о жизни и творчестве писателей Тюменской области?

  • Абсолютно все участники ответили, что были бы не против узнать больше.

Итоги опроса

  • После подведения итогов опроса мы в очередной раз убедились, что произведения писателей нашего края нравятся всех возрастов. Большинство участников опроса показали свои замечательные знания о жизни и творчестве наших писателей.



Top