Тенденции развития молочной отрасли в россии. Молочное животноводство в России: современное состояние и перспективы развития

Молочная промышленность - одна из важнейших среди пищевых отраслей народного хозяйства. Возникновение товарного молочного хозяйства в нашей стране относится к концу XVIII в. Молочные заводы тогдашней России представляли собой мелкие производства.

Становление и развитие молочной промышленности относится к 90-м годам XIX в. и связано с проводимыми правительством реформами, заключающимися в коренной структурной перестройке промышленного и торгового потенциала России.

Развитие России в 1880-1913 гг. характеризуется гигантскими темпами роста промышленности и коренными изменениями в технике и технологии. Экономика, основанная на принципах свободной конкуренции и либеральной таможенной политики, сменилась политикой государственного регулирования экономических и социальных отношений. Протекционизм, высокие таможенные пошлины на ввозимую из-за границы промышленную продукцию, помощь одним отраслям и некоторое сдерживание других, введение регламентации условий фабрично-заводского труда - основные направления этого регулирования.

Политика защиты отечественного рынка от конкуренции западных стран сыграла большую роль в становлении русской промышленности в конце XIX и начале XX вв. Ограничивая допуск в Россию некоторых зарубежных товаров, русское правительство посредством ряда мер стимулировало отечественное производство. Темпы экономического роста были самыми высокими в мире.

Становлению молочной промышленности России способствовал и рост поголовья скота в сельском хозяйстве. За 1895-1915 гг. число голов крупного рогатого скота увеличилось на 63 %.

Первая мировая и Гражданская войны привели к резкому сокращению производства молочных продуктов. В послевоенный период началось восстановление и дальнейшее развитие всех отраслей народного хозяйства, в том числе молочной промышленности. В связи с начавшейся в 30-х годах реконструкцией молочного хозяйства развернулось строительство новых заводов, в России приступили к механизации производства и усовершенствованию технологии. Потребовалось расширение объемов научно-исследовательских работ. В Москве был создан Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт молочной промышленности (ВНИМИ), а в Угличе - Всесоюзный (ныне Всероссийский) научно-исследовательский институт маслодельной и сыродельной промышленности (ВНИИМС).

Великая Отечественная война (1941-1945 гг.) нанесла огромный ущерб народному хозяйству страны, очень сильно пострадала и молочная промышленность.

В послевоенные годы молочная промышленность была восстановлена, и вплоть до 1990 г. происходило ее дальнейшее развитие. Этот период характеризуется постоянным ростом объемов производства молока и молочных продуктов и совершенствованием научных основ технологии.

Молочная промышленность в России становилась и развивалась благодаря трудам отечественных ученых и предпринимателей. Начало развитию молочного дела в России на научной основе положили Н.В. Верещагин и А.А. Калантар.

Николай Васильевич Верещагин на Всероссийском съезде, посвященном вопросам молочного хозяйства (1899 г.), был назван «отцом русского молочного дела».

К 1870 г. из созданных в тверской губернии 28 молочных заводов 11 были артельными. По инициативе Н.В.Верещагина молочное производство на кооперативных началах было организовано также в Вологодской, Вятской, Новгородской губерниях и в других регионах России.

Активное развитие молочного дела быстро выявило недостаток квалифицированных кадров, и в 1871 г. в селе Едимоново Тверской губернии при непосредственном участии Н. В. Верещагина была открыта первая в России школа молочного хозяйства. Обучение в школе велось на самом современном уровне. Свободно владея немецким, французским и английским языками, Н.В. Верещагин внимательно следил за новинками молочного дела за рубежом и, выявив что-то полезное, старался внедрить это в России. Например, созданный в 1878 г. в Швеции Густавом Лавалем сепаратор-сливкоотделитель в том же году по договоренности с изобретателем был испытан в Едимоново. В 1880 г. он был показан на выставке в Вологде, а в 1882 г. по инициативе Н. В. Верещагина смонтирован на Фоминском маслозаводе этой губернии, а затем в селе Троицкое Вологодского уезда и в Пошехонском уезде. С легкой руки Верещагина техническая революция в молочном деле, начавшаяся с внедрения сепараторов, быстро распространилась из Центральной России в другие ее регионы.

В 1911 г. по инициативе Николая Васильевича и его единомышленников около Вологды был создан молочно-хозяйственный институт с опытной станцией, станцией испытания машин и молочной школой. В настоящее время это Вологодская молочно-хозяйственная академия имени Н.В. Верещагина.

Высокопатриотическим было отношение Н.В. Верещагина к разведению русских пород скота. В то время как многие специалисты сельского хозяйства призывали к замене русских пород скота иностранными, Н.В. Верещагин, сравнивая стоимость содержания и продуктивность коров голландских, датских и швейцарских пород с русскими, утверждал, что дело не в породе, а в уходе и кормлении.

Сегодня мы можем полностью оценить заслуги Н.В. Верещагина и других ученых и практиков того времени, отстоявших существование и самостоятельное развитие отечественных пород скота.

Придавая большое значение качеству молочного сырья, Н.В. Верещагин еще в 1883 г. создал при Едимоновской молочной школе первую в России (вторую в Европе) лабораторию по исследованию состава молока, по сути положившую начало всем существующим ныне отраслевым научно-исследовательским институтам.

Остро ощущая необходимость в систематическом освещении проблем молочного хозяйства, он неоднократно высказывал предложения об учреждении специализированного журнала. И когда в 1902 г. его последователь Е.С. Каратыгин стал издавать в Санкт-Петербурге журнал «Молочное хозяйство», Н.В. Верещагин принял активное участие в его работе. Ныне этот журнал носит название «Молочная промышленность». В настоящее время еще издаются (с 2001 г.) журнал «Сыроделие и маслоделие» и газета «Все о молоке, сыре и мороженом» и др.

Таковы замечательные результаты 40-летней деятельности Н.В. Верещагина в области становления и развития молочного дела в России, высоко оцененные как его современниками, так и сегодняшними его последователями - специалистами молочной промышленности.

В 1907 г., в год кончины Н.В. Верещагина, английские газеты писали: «В любой стране такому человеку поставили бы памятник». К сожалению, памятника Верещагину пока нет. Однако лучшим памятником ему можно считать его детище - российскую молочную промышленность, которая показала свою способность выживать и развиваться в самых трудных экономических условиях.

Более 50 лет своей жизни посвятил развитию российского молочного хозяйства Аветис Айрапетович Калантар. А.А. Калантар закончил Петровскую земледельческую и лесную академию (ныне Московская сельскохозяйственная академия им. Тимирязева). По окончании учебы в 1882 г. А.А. Калантар получил от Н.В. Верещагина предложение руководить Едимоновской школой, где он устроил затем лабораторию для научных исследований.

Всестороннее образование (он знал одиннадцать языков), глубокие знания позволили А.А. Калантару разрешить вопросы развития молочного дела в тесной связи с другими отраслями сельского хозяйства. Большую работу он провел в области зоотехнии. Им выявлены продуктивные возможности многих отечественных пород коров. По его предложению были сконструированы портативные передвижные молочные лаборатории, сыгравшие важную роль в изучении состава и свойств молока отдельных пород скота.

В 1890 г. А.А. Калантар назначается специалистом при Департаменте земледелия и сельской промышленности. Он учреждает по всей стране молочно-хозяйственные школы для подготовки специалистов (всего действовало 24 такие школы). В 1903 г. А.А. Калантар выпустил учебное пособие «Общедоступное руководство по молочному хозяйству», которое выдержало 9 изданий.

В 1921 г. по его предложению создаются кафедра молочного дела и молочно-испытательная лаборатория при сельскохозяйственной академии им. Тимирязева, которые он возглавлял до 1929 г.

А.А. Калантар - признанный специалист молочного дела не только в России, но и в других странах (Швеции, Дании, Франции), правительства которых отметили его заслуги своими орденами.

Среди предпринимателей молочного дела того времени следует отметить Александра Васильевича Чичкина. Первый городской молочный завод в России был построен им в 1910 г. на Ново-Рязанской улице в Москве вместо старой молочной, размещавшейся на улице Петровка, 17. А.В. Чичкин - первый организатор молочного снабжения Москвы и других городов России - уроженец села Коприно Ярославской губернии, сын волжского лоцмана, один из первых шоферов Москвы и первых летчиков России, питомец Петровской земледельческой и лесной академии, друг академика Р. Вильямса, любимейший ученик К.А. Тимирязева, человек исключительной деловитости и собранности.

Прежде чем начать строительство, А.В. Чичкин отправил своего помощника профессора А.А. Попова на лучшие молочные заводы Европы. А.А. Попов посетил три лучшие молочные Мюнхена, побывал у профессора Гербера на городских молочных Цюриха, снял планы трех молочных Лондона, изучил опыт городских молочных заводов в Берлине и Стокгольме. Поступление молока на каждый из них в то время не превышало 10...30 т в сутки.

Построенный по проекту профессора А. А. Попова молочный завод выгодно отличался от всех молочных заведений Европы не только своей технической оснащенностью, чистотой, обилием света и продуманностью планировки цехов, исключавшей применение молочных насосов, но и мощностью. Завод перерабатывал 100... 150 т молока в сутки.

Помимо крупнейшего в Европе городского молочного завода фирма «А. В. Чичкин» к 1914 г. имела 27 сметанно-твороженных филиалов, в том числе: в Рязанской губернии - 22; в Московской - 3; в Тверской - 1 и во Владимирской - 1. Масло и сыр изготовляли заводы Херсонской, Бессарабской, Костромской и Ярославской губерний. В Москве фирма «А.В. Чичкин» имела 91 молочный магазин, ежедневный доход фирмы составлял 100... 150 тыс. руб.

Все это огромное хозяйство после революции было передано советской власти на ходу, в полной сохранности, без малейших попыток саботажа и укрывательства.

А.В. Чичкиным была разработана целая система трудового воспитания и психологического настроя на дело, которая во многом предвосхитила современные подходы к работе с кадрами. Весь трудовой путь сотрудников фирмы был разделен на пять особых этапов.

Первый этап - говоря современным языком, профориентация на молочное дело - заключался в работе с ребятами 8-летнего возраста в школах. Для дальнейшей работы в Москве отбирались не только самые расторопные ребята с математическими способностями, но и прежде всего дети из честных трудовых семей. Детей сомнительных личностей Чичкин близко не подпускал к своим общежитиям. Отбирались ребята в возрасте 13... 14 лет, которых А.В. Чичкин брал в Москву для дальнейшего трудового воспитания на свое полное обеспечение и не жалел для них буквально ничего.

На втором этапе, рассчитанном на молодежь от 20 до 24 лет, ведущим стимулом в системе Чичкина были широкие возможности для проявления личной инициативы. Именно на этом этапе внедрялась уверенность в том, что тебя заметят без тебя, надбавка к жалованью и повышение в должности будут сделаны без твоих унизительных просьб. Твое дело - только честно и с инициативой работать.

Третий этап относился к работникам в возрасте от 25 до 30 лет. Он был самым «психологичным». Сотрудники должны были завоевать себе авторитет, с тем, чтобы на следующем этапе «стричь с него купоны», «работать на себя». За каждым осуществлялся постоянный контроль (наблюдение), и если работник того стоил, его переводили с повышением.

Четвертый этап можно назвать «спокойным ожиданием», он относился к работникам от 30 до 40 лет, когда они уже обрели привычку к добросовестному труду и пожинали плоды завоеванного ими ранее. Ничего на фирме не давалось сразу, но люди всегда ожидали чего-то для них приятного, и это приумножало их силы. Так, после пяти лет работы каждый сотрудник получал 50 руб. наградных и начинал после этого пользоваться ежегодно оплачиваемым отпуском. После 10 лет - 100 руб. наградных плюс ежемесячные проценты за выслугу лет. К 30...40 годам у сотрудников фирмы вырабатывалась гордость за свою профессию и фирму, а каждый новый год работы приносил дополнительное материальное поощрение и льготы.

Пятый этап охватывал сотрудников в возрасте от 40 до 65 лет. Специфические особенности пожилого человека заключаются в сильно повышенной реакции на внимание, ласку и уважение, питающие его жизненный тонус. А.В. Чичкин это учитывал и берег свою «старую гвардию».

Высочайшая требовательность к себе, увлеченность делом, умение держать слово, любовь к молодежи, к своим сотрудникам, подчеркнутое уважение и внимание к ветеранам фирмы - вот те рычаги, опираясь на которые, А.В. Чичкин поднял и утвердил авторитет своей молочной фирмы.

Исследования Г.С. Инихова и его учеников легли в основу биохимии молока и молочных продуктов. Исследования в области микробиологии молока проводили С.А. Королев, А.Ф. Войткевич, В.М. Богданов, А.М. Скородумова, Н.С. Королева. Научные основы маслоделия разработаны С.М. Кочергиным, М.М. Казанским, А.П. Белоусовым, А.Д. Грищенко, сыроделия - С.В. Пара-щуком, А.Н. Королевым, Д.А. Граниковым, А.И. Чеботаревым, З.Х. Диланяном; промышленного производства консервов -М.С. Коваленко, С.Ф. Кивенко, В.В. Страховым, И.А. Радаевой и др.; в области техники - Г.А. Куком, В.Д.Сурковым, Н. Н. Липатовым и др.

Начавшаяся в 90-х годах XX века рыночная реформа привела к резкому спаду производства продуктов питания, в том числе и молочных. Последнее связано, прежде всего, с положением в животноводстве. Поголовье крупного рогатого скота уменьшилось с 57 млн голов в 90-е годы до 25,7 млн голов в 2003 г., или в 2,2 раза, т.е. снизилось до уровня 1949-1953 гг. Производство молока сократилось с 55,7 млн т в 1990 г. до 33,3 млн т в 2003 г., т.е. на 40,2%.

Сократилось поступление молока для промышленной переработки: в 2002 г. на заводы поступило около 51 % молока (в 1990 г. - 71 %), а остальное количество молока используется товаропроизводителями на внутрихозяйственные цели, реализуется населению и перерабатывается в цехах малой мощности.

Производство молочных продуктов на промышленных предприятиях с 1990 по 2000 г. резко сократилось: цельномолочной продукции - в 3,5 раза, сыров - в 2,1 раза, масла животного - в 3,1 раза, сухого цельного молока - в 2,5 раза, молочных консервов - в 1,6 раза.

Потребление молочных продуктов за период с 1990 по 1999 г. снизилось с 386 до 206 кг в год на человека, т. е. в 1,9 раза, и составляет 52 % от рекомендуемой нормы (390 кг в год). Растет удельный вес импортных продуктов питания в общем объеме потребления. Так, по молочным продуктам в 1999 г. он составил 12%. В крупных городах и промышленных центрах удельный вес импортных продуктов составил 60...80 %.

Однако в России есть все предпосылки для восстановления и развития отечественной промышленности и сельского хозяйства. При условии духовного возрождения нации. С возрождением России возможно и восстановление молочной промышленности.

молочный промышленность маслодельный сыродельный

Объемы и динамика развития молочного производства в России – наглядно демонстрируют перспективы дальнейшего наращивания объемов производства, при условии внедрения современных технологий ухода за животными, использования качественных продуктов питания и обеспечения необходимых климатических условия в местах, для содержания скота.

Молочное скотоводство является одним из главных направлений современного животноводства. В России издавна хорошо развиты традиции производства и потребления молока, в первую очередь коровьего. И хотя доля молочных продуктов в рационе современных россиян значительно сократилась, они по-прежнему очень востребованы, а потому состояние отрасли имеет большое значение как для экономики, так и для продовольственной безопасности государства.

Значение и роль молочного скотоводства в современной России

Среднестатистический россиянин сегодня потребляет около 250 кг молока и молочных продуктов в год, что примерно на 100 кг меньше научно обоснованных норм потребления. Отчасти эта ситуация связана с отсутствием у городских жителей привычки пить молоко и есть молочные продукты. Однако не последнюю роль здесь играет и недостаточный объем производства молочной продукции, а также ее дороговизна для определенных слоев населения.

Отсутствие культуры потребления молока в городах сказывается на здоровье россиян. Натуральные молочные продукты - это незаменимый источник легкоусвояемых белков, жиров и минералов. Регулярное потребление молочной продукции положительно сказывается на здоровье не только детей, но и взрослых. В частности значительно укрепляется иммунная защита организма, повышается работоспособность и физическая выносливость, улучшается настроение. Натуральное молоко также обладает уникальными лечебными свойствами, в частности оно способно выводить из организма токсины и радионуклиды.

Трудно переоценить роль молочного скотоводства в обеспечении продовольственной безопасности страны. Благодаря тому, что Россия обеспечивает себя молоком и молочными продуктами на 80%, никакие внешние факторы (торговые войны, эмбарго) не могут существенно пошатнуть ситуацию на молочном рынке. Как показали события последних двух лет, при самом неблагоприятном развитии событий мы можем покрыть дефицит за счет внутреннего производства. Иными словами, россияне никогда не останутся без молока, масла и сыра. Однако, по подсчетам специалистов профильного министерства, чтобы быть совсем спокойными по этому вопросу, Россия должна обеспечивать себя молоком хотя бы на 90%.

Даже при том, что в общей сумме валового внутреннего продукта молочное животноводство в России составляет лишь доли процента, для отдельных регионов оно является одной из важнейших отраслей экономики. Особенно велико значение молочного производства для сельской местности, где животноводческие хозяйства являются крупными работодателями.

Объемы и динамика производства молочных продуктов в России

В 2015 году скотоводческие хозяйства всех типов произвели 30,78 млн тонн молока. Это почти столько же, сколько и в предыдущем году. По данным Минсельхоза, сельскохозяйственные организации за указанный период увеличили производство почти на 350 тыс. тонн, или на 2,4% (до 14,7 млн тонн), тогда как в частных подворьях селян, где производится половина отечественного молока, произошло падение объемов производства на 474,5 тыс. тонн.

Самые значительные темпы прироста в товарном выражении по итогам года продемонстрировали скотоводческие предприятия Калужской, Кировской и Воронежской областей, Республики Татарстан и Краснодарского края.

Положительным результатом 2015 года стало также увеличение производства молока в расчёте на одну корову в сельскохозяйственных организациях (кроме малых предприятий): 5233 кг или на 336 кг (6,9%) больше, чем в 2014 г.

Что касается молочных продуктов, то по итогам прошлого года их производство выросло весьма значительно. Так, выпуск сыра составил 414 тыс. т (+21% к уровню 2014 года), сырных продуктов - 121 тыс. т (+18%), творога и творожных продуктов - 728 тыс. т (+6,3%). Производство сливочного масла также растет, но гораздо более умеренными темпами: 258,9 тыс. т (+3%).

А вот объемы производства сухого молока и сливок наоборот снижаются. За двенадцать месяцев 2015 года было произведено всего 111,7 тыс. тонн этого продукта, что на 14% меньше, чем в 2014 году.

Молочная карта России

Молочное животноводство лучше всего развивается в тех регионах, где имеются обширные луговые пастбища, богатые разнообразными зелеными кормами. Основной центр молочного животноводства в России - это Приволжский федеральный округ, на который приходится почти треть всего отечественного производства молока (около 9,5 млн тонн). На втором месте расположился Центральный федеральный округ - 18%, а замыкает тройку лидеров Сибирский ФО - 17% отечественного молока

В разрезе по отдельным регионам в 2015 году ситуация сложилась таким образом (все категории хозяйств):

  1. Республика Башкортостан - 1812,3 тыс. тонн или 5,9% от общероссийского производства.
  2. Республика Татарстан - 1750,7 тыс. тонн или 5,7%.
  3. Алтайский край - 1414,9 тыс. тонн или 4,6%.
  4. Краснодарский край - 1328,2 тыс. тонн или 4,3%.
  5. Ростовская область - 1080,5 тыс. тонн или 3,5%.
  6. Республика Дагестан - 820,2 тыс. тонн или 2,7%.
  7. Воронежская область - 805,8 тыс. тонн или 2,6%.
  8. Оренбургская область - 797,1 тыс. тонн или 2,6%.
  9. Красноярский край - 730,2 тыс. тонн или 2,4%.
  10. Удмуртская Республика - 729,0 тыс. тонн или 2,4%.

Кроме того в двадцатку крупнейших производителей молока вошли Саратовская и Омская области, Ставропольский край, Новосибирская, Свердловская, Московская, Нижегородская, Ленинградская, Кировская и Тюменская области.

Состояние и проблемы молочного производства в России

Вплоть до середины 2014 года на российском молочном рынке устойчиво повышался спрос на готовую молочную продукцию (в среднем на 5-6% в год), а предложение сырья наоборот снижалось, и за предыдущие 7 лет его валовая убыль составила около 2 млн тонн. Причиной этого явления была низкая привлекательность инвестиций в молочное скотоводство на фоне других отраслей сельского хозяйства. Результатом этого стал дефицит молока-сырья, что в свою очередь повлекло сокращение выпуска сыров, масла и других молокоемких продуктов. К началу 2014 года доля импорта в сегменте сыров и сливочного масла достигала 50%, в сухом молоке - 70%.

Радикальные изменения произошли после введения продуктового эмбарго против западных стран-экспортеров. Эти меры высвободили до 20% отечественного молочного рынка, и опустевшее место заняли российские и белорусские производители, которые сумели нарастить производство на десятки процентов.

Однако даже с учетом благоприятной рыночной конъюнктуры так и не произошел аналогичный рост производства самого молока - ключевого сырья для сыроваров и маслоделов. Девальвация рубля резко повысила себестоимость производства - на 30-40%, а из-за повышения процентных ставок по кредитам инвестиционные проекты были и вовсе остановлены. В результате даже те молочные комплексы, которые были недавно построены или реконструированы, оказались на грани рентабельности.

Еще одним серьезным ударом по отрасли стало сокращение доходов населения из-за инфляции, что привело к снижению уровня потребления молочных продуктов. В результате сложилась угроза стагнации отрасли. Уже по итогам 2015 года производство сократилось на сотые доли процента. Согласно негативным прогнозам, которые пока не подтверждаются, по итогам 2016 года выпуск молока в России может вплотную опуститься к психологической отметке в 30 млн тонн или даже преодолеть ее.

Как уже говорилось ранее, Россия обеспечивает себя молоком и молочными продуктами лишь на 4/5. По данными главы Минсельхоза Александра Ткачева, сегодня дефицит молока в стране составляет порядка 8 млн тонн. При этом, по мнению министра, Россия вполне способна решить проблему в течение 5-7 лет, если на то будет соответствующая поддержка со стороны государства.

Аналитики отраслевой организации «Союзмолоко» в начале года опубликовали свой прогноз на 2016 год, в котором было два сценария - консервативный и оптимистичный. Первый предполагал снижение объемов производства ниже психологического барьера в 30 млн т., тогда как второй предусматривал их сохранение на уровне 2014-2015 гг. По данным официальной статистики, за первый квартал 2016 года выпуск молока в России увеличился на 1,3% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. То есть пока консервативный сценарий не подтверждается.

Вероятной причиной роста объемов производства в 2016 году является активная поддержка отрасли со стороны государства. На нужды молочников в этом году из бюджета выделено вдвое больше средств - около 30 млрд рублей. В частности на четверть увеличены субсидии для инвестиционных кредитов, в 5 раз выросли субсидии для краткосрочных кредитов, в 15 раз больше денег выделено на возмещение затрат по строительству и модернизации молочных ферм, на 62% увеличены объёмы дотаций на производство 1 кг молока.

В долгосрочной перспективе добиться роста производственных показателей в отрасли можно будет только при выполнении следующих условий:

  • построение внятной стратегии допуска импорта на отечественный рынок;
  • внедрение системы товарных закупок и интервенций со стороны государства для регулирования закупочных цен на молоко;
  • дальнейшее наращивание объемов субсидирования отрасли (прямые дотации на производство 1 кг молока, а также компенсации процентных ставок по инвестиционным кредитам);
  • санация проблемных предприятий и передача их в управление эффективным собственникам на льготных условиях;
  • внедрение эффективных мер борьбы с фальсифицированной молочной продукцией на рынке;
  • стимулирование внутреннего спроса на молоко и молочные продукты путем реализации социальных программ разного характера.

В настоящее время молочная промышленность представляет собой крупную индустриальную отрасль пищевой промышленности, на вооружении которой находятся десятки тысяч единиц современного технологического и энергетического оборудования, тысячи поточных линий, множество средств механизации и автоматизации.

Благодаря увеличению объемов промышленной переработки молока, целенаправленной работе предприятий по комплексному использованию всех его составных частей, рациональному использованию вторичных ресурсов, разработке и выпуску новых видов продукции с различными наполнителями растительного происхождения, освоению новых прогрессивных ресурсосберегающих технологий. В молочной промышленности России на современном этапе наметились тенденции к стабилизации, а по некоторым видам продукции наблюдается достаточно устойчивый рост.

Наибольший расход молока приходится на выработку цельномолочной продукции - около 45 %. В последние годы увеличивается доля молока на выработку сычужных сыров (12 %) и сокращается на производство масла животного (в 2002 г. 32,8 %).

Кроме этого, в 2003 г. при переработке молока на предприятиях молочной промышленности было получено 4647 тыс. т обезжиренного молока и пахты и 2447 тыс. т молочной сыворотки. Следует отметить, что основная часть обезжиренного молока и пахты (88,3 %) используется на выработку молочных продуктов, 1151 тыс. т молочной сыворотки продается различным организациям и только 26 % (636 тыс. т) используется на выработку молочной продукции. Из вторичного молочного сырья предприятиями молочной промышленности в 2003 г. выработано 461,3 тыс. т нежирной молочной продукции.

Производство молочных продуктов в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилось на 7,9 %, в том числе масла животного - на 1,3 %, сухого цельного молока - на 3,5 %, молочных консервов - на 5,2 %, цельномолочной продукции - на 8,7 %, сыров жирных - на 9,7 %, нежирной молочной продукции - на 10 %.

В 2003 г. по сравнению с 2002 г. выработка цельномолочной продукции увеличилась на 675 тыс. т. и составила 8472,8 тыс. т. Производство цельного молока увеличилось на 5,6 %, доля стерилизованного молока в объеме выработки питьевого молока составила 16,4 %, молока жирностью 2,5 % и ниже - 34,9 %.

Выработка кисломолочных продуктов в 2003 г. по сравнению с 2002 г. увеличилась на 6,6 %. Производство кефира возросло за год на 34 тыс. т (с 703 тыс. до 737 тыс. т). В 2003 г. предприятиями молочной промышленности выработано 472 тыс. т йогурта, его удельный вес в кисломолочной продукции составил 29 %.

Производство сметаны за год увеличилось на 12,7 %, в основном (85,6 %) - сметаны жирностью 20 % и ниже. Доля фасованной сметаны составила 78,3 %.


Выпуск творога жирного в 2003 г. увеличился по сравнению с 2002 г. на 17,4 %. Весьма стремительно в последнее время растут объемы производства творога с плодово-ягодными наполнителями. Удельный вес фасованного творога составил 52,2 %. Выработка сырков творожных и сырковой массы по сравнению с 2002 г. увеличилась на 38,1 %.

Следует отметить, что производство цельномолочной продукции осуществляют также молочные заводы при сельскохозяйственных организациях и малые предприятия. В 2003 г. эти предприятия выработали 26,1 % молока питьевого, 13,2 % сливок, 16,9 % творога жирного, 11,7 % сметаны. Отсюда видно, что доля этих предприятий в производстве отдельных видов продукции высокая.

Наиболее динамично в последние годы развивается сыродельная отрасль молочной промышленности. Среднегодовой темп наращивания объемов производства сыров жирных в последние годы составил 16,9 %. В 2003 г. производство сыров жирных составило 348,7 тыс. т с ростом к 2002 г. на 9,7 %, в том числе сычужных сыров на 5,5 %, плавленых - на 16,7 %.

В 2003 г. предприятиями при сельскохозяйственных организациях и малыми предприятиями выработано от общего производства в стране сыров жирных 11,4 %, в том числе: крупных - 16 %, мелких - 14,6, мягких - 20, рассольных - 15,1 %.

Выработка масла животного в 2003 г. составила 284, 8 тыс. т, что на 1,3 % больше, чем в 2002 г. Доля масла «Крестьянское» составила 80,8 %. Предприятиями при сельскохозяйственных организациях и малыми предприятиями в 2003 г. выработано масла животного 37,2 тыс. т, что составило 13,1 % от общего его объема.

Предприятиями молочной промышленности в 2003 г. выработано 304 тыс. т (759,7 млн. условных банок) молочных консервов. Сгущенного стерилизованного молока произведено 84,4 млн. условных банок, и его доля составила 11,1 %. В 1,7 раза возросло производство сгущенного обезжиренного молока с сахаром (с 32,2 млн. условных банок в 2002 г. до 54 млн. условных банок в 2003 г.). Выработка молока цельного сгущенного с сахаром составила 360,6 млн. условных банок, молока сгущенного обезжиренного с сахаром - 54 млн. условных банок, сгущенной и концентрированной молочной сыворотки с сахаром - 0,21 млн. условных банок. По объемам сгущенных молочных консервов Россия находится на четвертом месте в мире после США, Германии и Нидерландов. В 2003 г. произведено сгущенных молочных консервов с использованием жиров немолочного происхождения 306, 8 млн. условных банок, что составляет 34,3 % от их общего объема производства.

Производство сухого молока цельного, сухих сливок и сухих молочных смесей в 2003 г. составило 95,1 тыс. т (91,6 тыс. т в 2002 г). Выпуск сухих молочных смесей для детей раннего возраста увеличился с 8,6 тыс. т в 2002 г. до 10,4 тыс. т в 2003 г.

В последние годы наблюдается снижение производства сухого обезжиренного молока, заменителей цельного молока и сухой молочной сыворотки. Также ежегодно снижаются объемы выработки молочной и технической продукции из обезжиренного молока, пахты и молочной сыворотки. В 2003 г. произведено казеина сухого технического 6,7 тыс. т (11,1 тыс. т в 2002 г). В последние годы предприятия молочной промышленности практически перестали производить молочный сахар рафинированный и сыворотку обогащенную, жидкие заменители цельного молока.

В 2003 г. в стране произведено 387,2 тыс. т мороженого с ростом к 2002 г. 3,4 %.

Однако уровень использования производственных мощностей действующих предприятий довольно низок: по производству цельномолочной продукции - 32 %, масла животного - 25 %, сыров сычужных - 49 %, сухого цельного молока - 36 %, сухого обезжиренного молока заменителей цельного молока и сухой сыворотки - 28 %, консервов молочных - 55 %. Это приводит к росту издержек - увеличению затрат на единицу вырабатываемой продукции, росту ее себестоимости, снижению ценовой конкурентоспособности на внутреннем продовольственном рынке.

Исходя из ранее изложенного, можно сформулировать перспективные направления в развитии молочной индустрии:

1) Создание агропромышленных формирований нового типа с учетом многообразия форм собственности и приоритета экономических интересов, построения равноправных взаимоотношений между их участниками, установления прочных интеграционных связей исключительно на рыночных принципах, взаимовыгодного сотрудничества перерабатывающих предприятий и сельхозтоваропроизводителей, интегрирования этих структур в единые организационно-правовые формирования;

Опыт функционирования агропромышленных формирований крупных хозяйственных комплексов (например, ОАО «Лианозовский молочный комбинат», ОАО «Царицынский молочный комбинат», входящих в производственно-торговую группу «Вимм-Биль-Данн», и др.) свидетельствует о том, что такие интегрированные структуры являются более эффективными и приспособленными к условиям рыночной экономики.

2) формирование эффективного конкурентоспособного агропромышленного производства, обеспечивающего продовольственную безопасность страны;

3) разработка индивидуальных планов структурной перестройки производства; осуществление плана на основе лизинга, а также за счет собственных и привлеченных денежных средств позволит создать уникальные производственные мощности по выработке молочных продуктов;

4) формирование принципиально новых систем заготовок молока, создание условий по привлечению на переработку дополнительных объемов молочного сырья.

5) расширение рынков сбыта выпускаемой продукции, создание автомобильного транспорта с охлаждением, что позволит сформировать местные продовольственные рынки молочной продукции.

Для решения этих задач необходимо, чтобы наука совместно с промышленностью определили рациональные этапы повышения эффективности функционирования предприятий. Роль науки в связи с этим приобретает особое значение.

Активный процесс становления новой культуры производственных отношений, изменений подходов в работе с людьми, формирование высококвалифицированной команды специалистов, несомненно, приведет к поддержанию устойчивого темпа развития предприятий молочной промышленности.

Развитая рыночная экономика, создание которой стало целью проведенных в стране реформ, предполагает наличие всеобъемлющего товарного рынка, в том числе рынка продовольствия, важной составной частью которого является рынок молока и молочных продуктов. В настоящее время можно говорить лишь о начале формирование полноценного рынка молочных продуктов в России. Данный этап характеризуется, прежде всего стихийностью происходящих процессов. В первую очередь, это связанно с тем, что при переходе к новым экономическим условиям хозяйствования государство отказалось от регулирования товарных потоков продовольствия (хотя и весьма далеких от совершенства), система обеспечения населения странны продовольствием была разрушена, а новая система, механизм её функционирования, который позволил бы сгладить неизбежное трудности переходного периода, не были созданы.

Ситуация усугубилась тем, что переход к рыночной экономике стал периодом резкого спада производства продукции, в результате формирования рынка молочных продуктов началось в условиях снижения товарного предложения со стороны отечественных производителей. За 1991 - 1995 гг. производство цельномолочной продукции сократилось 3,7 раза, масло животного, сыров жирных и консервов молочных - в 2, сухих молочных продуктов - в 1,5 раза. Аналогичная тенденция сохранилась и в 1996 году. Падение объемов производства молочной продукции сопровождалось сокращением её ассортимента. Одним из основных направлений развития рынка молока и молочных продуктов в стране является формирование конкурентной среды.

На протяжении последних десятилетий обеспечение населения страны молоком и молочными продуктами осуществлялась в рамках системы централизованного формирования и распределения продовольственных фондов, строго регламентированного государственного ценообразование на продукты питания. В этих условиях не могло быть речи о серьезной конкуренции производителя на рынке молока и молочных продуктов.

Основными переработчиками молока и производителями молочной продукцией в стране были предприятия молочной промышленности, объединенные в составе соответствующей под отрасли пищевой промышленности.

Использование среднегодовой производственной мощности по выработке цельномолочной продукции снизилось 76,1 % в 1990 году. До 24,4 % 1995 году; по выработке масло животного - 75,7 % до 43,5 %, сыра сычужного - 86,3 % до 50,5 %, сухих молочных продуктов - с 93,3 % до 53,0 %, консервов молочных - с 79,2 % до 47,7 %, СОМ, ЗСМ и сухой сыворотки - с 74,5 % до 34,2 % соответственно. Это замедляет развития полноценного рынка молочных продуктов в России. Ни способствует насыщению его высококачественными, разнообразными продуктами.

В последние годы на состояние и развитие рынка молока и молочных продуктов в стране все больше влияние оказывает импорт этой продукции, как из стран дальнего зарубежья, так и из государств - членов СНГ. 1995 году поставки молока поставки молока и молочных продуктов по импорту (в пересчете на молоко) составили 5,8 млн. т. Следует отметить, что если в начале 90-х годов объем их импорта значительно колебался (1991 год - 6,9 млн. т., 1992 год - 3,1 млн. т.), то в 1993 - 1995 гг. он стабилизировался, в целом на уровне 5,4 - 5,8 млн. т. в год.

В структуре импорта и молочных продуктов в настоящее время преобладает масло, меньших объемах ввозятся в страну сыры, молоко и сливки сгущенные, сухое цельное и обезжиренное молоко, творог. В 1995 году стоимость импортированного животного масло составило 451,6 млн. долларов США, сыров и творога - 451,1, молока и сливок - 113,3 млн. долл., или соответственно 34661,1 и 0,8 % в общем, объеме импорта продовольствия.

В тех странах, где еще недавно по преимуществу производились зерновые продукты и в огромной массе экспортировались на мировой рынок и господствовали менее интенсивные системы сельского хозяйства, все большую роль начинают играть, как в производстве и внутреннем потреблении, так и в экспорте молочные продуты. Примерами, кроме европейских стран, могут служить Новая Зеландия, Австралия, Аргентина и др. США так же значительно увеличивают производства масла, выходя по абсолютным размерам производства на первое место среди маслопроизводящих стран мира.

Сейчас Америка превращается в страну импортирующую масло из колонии. С другой стороны, рост индустриализация США сильно увеличил внутреннее потребление молочных продуктов. Те же, в сущности, процессы, которые связанны с развитием молочного хозяйства капиталистических условиях, происходили и в довоенной России. Только конкретная обстановка сильных еще полукрепастических отношений накладывало свою печать в форме более медленных темпов, развитие молочного хозяйства, географической локализации его в первую очередь, в тех районах где эти остаточные отношения являлись меньшим препятствием и т.д.

Довоенная Россия увеличивала производства масло и молочных продуктов и под влиянием иностранного капитала выступала уже в качестве крупного экспортера масла, занимая второе место на мировом рынке по размерам экспорта.

Уже до империалистической войны произошло выступление Австралии и Канады с тенденциями на экспорт масла. Маслодельная промышленность в Аргентине становится экспортной отраслью. Империалистическая война и пролетарская революция в России соответствии с теми деформациями, которые они внесли в мировые отношения, отразились и на молочном хозяйстве.

Молоко, как и хлеб, человечество начало использовать более пяти тысячелетий назад. Молоко - единственный продукт питания первый месяцы жизни человека «Молоко, - писал академик И.П. Павлов, - это изумительная пища, приготовленная самой природой». Установлено, что этот продукт содержит свыше 100 ценнейших компонентов. В него входит все необходимые для жизнедеятельности организма вещества: белки, жиры, углеводы, минеральные соли, и витамины.

С давних времен молоко используется и как лечебное средство от многих болезней. Включение молочных продуктов в пищевой рацион повышает его полноценность и способствует лучшему усвоению всех компонентов. Молоко оказывает благоприятное действие на секрецию пищеварительных желез. По-научному обоснованным нормам молоко и молочные продукты должны составлять одну треть пищевого рациона (1000 калорий средней суточной потребности человека в пище, составляющей 3000 калорий).

В настоящее время над решением молочной промышленности работают ученные Всесоюзного научно - исследовательского института молочной промышленности (ВНИМИ), Всесоюзного научно - исследовательского института маслодельной и сыродельной промышленности (ВНИИМС) НПО «Углич», их филиалов и ряда высших учебных заведений. Развитие молочной промышленности все глубже внедряется в технологию получения молочных продуктов. Успехи в развитии молока позволяют совершенствовать существующие технологические процессы переработке молока и разрабатывать новые. В наши дни специалисты молочной промышленности должны знать и уметь объяснить сущность биохимических процессов, происходящих при выработке и хранении молочных продуктов, правильно выбрать технологические режимы обработки и переработки молока, разработать меры, предупреждающие возникновение пороков молочных продуктов, и т.д. От них в значительной мере зависит и выполнение Продовольственной программы России. Вместе с другими работниками пищевой промышленности они добиваются дальнейшего улучшения структуры питания российских людей за счет увеличения потребления ими молока и молочных продуктов. Молоко и молочные продукты должны стать незаменимыми продуктами питания людей всех возрастов.

Молочная промышленность является одной из основных отраслей народного хозяйства, обеспечивающих население продуктами питания. Известно, что уровень цивилизованности государства определяется средним количеством белка, потребляемого на душу населения. Из всех животных белков белки молока - наиболее полноценные и легко усваиваемые организмом человека. Молочный белок незаменим: он содержит аминокислоты, которые не синтезируются искусственным путем и в организме человека, регулирует жировой обмен, способствует защите организма и выводу из него ядовитых веществ. В молоке именно белок, а не молочный жир - наиболее ценный компонент.

Медицинская норма потребления молока и молочных продуктов составляет 390 кг на душу населения в год. По утверждению ученых- физиологов, «между сортами человеческой еды в исключительном положении находится молоко, и это признание, как обыденного опыта, так и медицины» . Однако сегодня потребление молока гораздо ниже норм (рис. З ).

Рис. 3.

Реальное потребление молочных продуктов на человека составляет на сегодняшний день всего 69,5% нормы. Таким образом, емкость рынка может увеличиться в течение времени еще более чем на 30%.

Состав коровьего молока трудно выразить определенными величинами, так как он очень непостоянен и изменяется под влиянием различных причин (табл. З ).

Таблица 3

Состав коровьего молока, в %

Составные части молока

Средняя

величина

Колебание

Сухие вещества

В том числе: казеин

альбумины и глобулины

Молочный сахар

Минеральные вещества

На российском рынке насчитывается более 1000 предприятий, производящих молочную продукцию. Предприятия отличаются по масштабу, структуре, ассортименту выпускаемой продукции, технологическим особенностям производства и т.п. Однако для всех молокоперерабатывающих предприятий можно выделить общие черты:

1. Дефицит ресурсов и неравномерность поступления сырья. Сегодня это особо острая проблема, которая фактически делится на две составляющие - недостаточное количество сырого молока и его неудовлетворительное качество . Нехватка молока сдерживает рост объемов производства, является причиной неполной загрузки мощностей, что в конечном итоге не позволяет выйти на желаемый уровень рентабельности . Неудовлетворительное качество сырья ограничивает ассортимент продукции и ведет к увеличению себестоимости, так как требует дополнительных мер по переработке молока 30 .

Следует отметить, что в 2008 и 2009 годах в России сохранилась тенденция к увеличению объемов производства сырого молока. Причем если в 2007 году прирост валового надоя в основном был обеспечен за счет личных подсобных хозяйств, то в последующие годы данный показатель для всех категорий хозяйств имел более равномерный характер. Это обусловлено успешной реализацией национального проекта «Ускоренное развитие животноводства». В 2008 году в хозяйствах всех категорий, по оценке Минсельхоза России, произведено 32,5 млн т молока - 101,1% к уровню 2007 года. В 2009 году объем производства молока вырос по сравнению с предыдущим годом еще на 0,3% . В 2010 году вследствие засушливого лета в южных и центральных регионах упали надои, и снизилось качество молока. По оценкам в 2010 году объем производства молока и молочной продукции по сравнению с 2009 годом снизился примерно на 1,5% .

Изменилась и структура производства молока по федеральным округам. Как видно из таблицы 4, наблюдается тенденция к снижению валового надоя в округах с высокой плотностью населения к его увеличению в менее урбанизированных регионах Российской Федерации .

Таблица 4

Динамика производства сырого молока

Это неизбежно приводит к перераспределению сырьевых ресурсов по стране, что, в свою очередь, влечет за собой выравнивание цены на сырое молоко по округам. Заметим, что 7-8 лет назад его стоимость в Московском регионе была, например, в 2 раза выше, чем в Приволжском федеральном округе.

В таблице 5 приведены данные о средней закупочной цене на сырое молоко (при базовой жирности 3,4%) в регионах Российской Федерации, в странах и регионах ближнего и дальнего зарубежья в июне 2008 года.

Таблица 5

Закупочная цена на сырое молоко?4

Страна, регион, союз

Средняя закупочная цена на сырое молоко, в июне 2008 г., руб./кг

Российская Федерация

Центральный федеральный округ

Северо-Западный федеральный округ

Южный федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Дальневосточный федеральный округ

Страны ближнего зарубежья

Белоруссия

Страны дальнего зарубежья

Центральной Азии

ЕС Новая Зеландия

В конце 2009 года в среднем по России, по данным Национального союза производителей молока, цены выросли на 2 руб./кг, достигнув отметки 11 руб./кг. Во-первых, это связано с сезонностью производства сырого молока, во-вторых, с развернутой деятельностью по поддержке отрасли, в частности с ограничением импорта, с достигнутыми договоренностями о ценовой политике переработчиков, с введением квот на поставки молока из Белоруссии.

В 2010 году стоимость сырого молока в России достигла исторического максимума, до конца года литр продукта подорожал до 18 руб.

Средняя закупочная цена на сырое молоко в России на сегодняшний день составляет 14,82 руб. за литр. Этот ценовой показатель почти на 50% превышает уровень прошлого года. Удорожание молока вызвано значительным ростом спроса на продукт - за 2010 г. он увеличился на 13% - при небольшом снижении внутреннего производства.

Одним из основных факторов формирования стоимости сырья является неравномерность объемов его производства в течение года . За последние годы наблюдается постепенное снижение влияние фактора сезонности на производство молока, но разница между максимальным и минимальным объемами все еще велика (рис. 4) .


Рис. 4. Динамика сезонных ценовых колебаний на сырое молоко в РФ в 2001-2010 гг. (в среднем) 57

Так, в республике Татарстан, в сентябре 2009 года молоко от сельхозпредприятий поступало в среднем по цене от 6,2 до 7,9 руб., а в декабре молокозаводы предлагают от 9,2 до 11,5 руб. за литр .

Однако важно, чтобы цены не только поднялись, но и закрепились на объективном уровне. Потому что если они будут слишком высокими, это может вызвать сокращение потребления молока и молочных продуктов, чего допускать нельзя, так как молоко и молочные продукты - важный компонент рациона социально незащищенных групп населения. Если они сократят объемы потребления молока, это негативно отразится на всей отрасли.

Институт экономики сельского хозяйства по поручению Минсельхоза России в 2009 году разработал методику расчета индикативной себестоимости производства молока. По результатам расчетов, средняя по России цена, покрывающая расходы на производство сырого молока, должна быть равна примерно 9,6 руб. за 1 кг физической массы без НДС .

Таким образом, средняя цена на конец 2009 года - 11 руб. - позволяет развиваться молочному животноводству . Проблемы хозяйств не в цене на молоко, а в вопросах ведения бизнеса либо связаны с обремененностью кредитами на масштабную техническую модернизацию. При этом, говоря о цене российского сырого молока, необходимо сопоставлять ее с ценами мирового рынка. На конец 2009- начало 2010 года в нижней точке падения цена сырья в России равна средней цене в европейских странах и значительно превышает среднемировую и сложившуюся в сопредельных с Россией государствах. Так, средняя мировая цена составляет 0,3 евро за 1 кг, или примерно 11 руб. за 1 л. Значит, отсутствует потенциальная возможность роста цены, иначе появляются экономические предпосылки ценовой неконкурентоспособное™ продукции и импорт становится дешевле себестоимости собственного производства.

Помимо проблемы дефицитности сырья в России существует проблема и его неудовлетворительного качества. Экономические взаимоотношения сельхозпроизводителей с молочными заводами строятся на договорных условиях, коммерческом расчете, и каждая сторона стремится получить свою прибыль. В соответствии с ГОСТ Р 52054-2003 рекомендовано, чтобы до 60% цены 1 кг молока составляла цена белка и 40% - жира. Но некоторые предприятия устанавливают оплату за жир и белок в равном соотношении, поэтому цена 1 кг молока с базисными показателями в регионе разная .

В связи с переходом на определение в молоке второго показателя - содержание белка (первый - содержание жира) - сельскохозяйственные предприятия теряют в цене при продаже молока, особенно зимой, когда в нем содержание белка низкое. Снизив базисную жирность с 3,5 до 3,4%, молокоперерабатывающие заводы увеличивают сельскохозяйственным товаропроизводителям количество молока в зачетном весе приблизительно на 3%. но в связи с тем, что ранее содержание белка не определялось, а по новому ГОСТу его базисный уровень установлен равным 3%, сельскохозяйственные предприятия теряют в зачетном весе. Большинство сельскохозяйственных предприятий не располагают лабораториями, оборудованием для определения содержания жира и белка. Эти показатели определяются только на молочном заводе, и зачастую возникают разногласия по вопросам качества сырья.

В Республике Татарстан наблюдается рост объемов производства цельномолочной продукции, что достигнуто благодаря развитию производительных сил, прежде всего, вложением инвестиций в современные технологии и оборудование, позволяющие увеличить выработку на одного рабочего и в то же время повысить конкурентоспособность продукции (рис. 5).


Рис. 5. Объемы производства цельномолочной продукции в Республике Татарстан 62

Ведущие места в производстве молока в Татарстане занимают 3 компании: ОАО «Красный Восток Агро», ООО «Вамин Татарстан» и ЗАО «Золотой Колос» (табл. 6).

Таблица б

Объем производства молока инвесторами РТ за январь-май 2007 и 2008 гг.

При этом, согласно «Рейтингу крупнейших производителей сельскохозяйственной продукции в России за 2006-2008 гг.», составленного Всероссийским институтом аграрных проблем и информатики им. А.А. Никонова и Российской Академией сельскохозяйственных наук, ОАО «Красный Восток - Агро» стало лидером крупнейших предприятий по производству молока в РФ.

2. Устаревшее оборудование. На некоторых предприятиях оборудование не только сильно изношено (по некоторым оценкам в среднем на 40%), но и морально устарело, что подтверждено исследованиями

таких ученых, как А.А. Блохин , Р.Р. Боев , В.И. Денисов ,

Одним из крупнейших переработчиков молока в Республике Татарстан является также ОАО «Вамин Татарстан». В состав компании входит 30 молокоперерабатывающих предприятий . В настоящее время продолжаются работы по модернизации производства, установке новейшего оборудования, внедрения современных технологий переработки и упаковки молока.

3. Широкий ассортимент выпускаемой продукции. Предприятиям невыгодно быть узкоспециализированными, так как сырье (молоко), используемое ими, имеет две компоненты - жирную и нежирную.

В середине 90-х годов рынок молочных продуктов Республики Татарстан резко активизировался. Характерная примета- чрезвычайное его расширение за счет значительного разнообразия ассортимента и появления новых товарных групп. Особенно показательна в этом смысле ниша йогуртов. Сегодня в Республике можно встретить около десяти наименований йогуртов различных производителей. Постоянное соревнование, особенно в последнее время, между российскими и зарубежными производителями является одной из причин столь заметного развития этого сегмента. Формирование прочной конкурентной среды заставило производителей тщательно работать над каждым потребительским параметром продукта: качеством, ценой, дизайном, ассортиментом. Эта тенденция не обошла и ОАО «Вамин Татарстан». Но если усилия компаний по производству и реализации йогуртов в основном свелись к реализации «густого» продукта, то ниша «питьевого» йогурта осталась незаполненной. На ней и сконцентрировалось внимание специалистов «Вамин Татарстан».

Анализ молочной отрасли позволил сделать вывод, что по определенным позициям отечественные производители не просто сравнялись с иностранными, но и смогли даже превзойти их. Сегодня на молокоперерабатывающих предприятиях Республики Татарстан быстрыми темпами происходит расширение ассортимента продукции. Особенно по линии продуктов с более длительным сроком хранения (например, йогурты, стерилизованное молоко, сыры).

4. Небольшие сроки хранения сырья и продукции. Срок хранения является одним из самых жестких ограничений. Это ограничение делает особенно актуальной задачу синхронизации поставок сырья и производства, производства и дистрибуции.

На рынке молочной продукции сложилась такая тенденция, что, несмотря на то, что на нем присутствует значительное количество брэндов, многие из которых могут считаться общероссийскими, в каждом регионе лидирует продукция какого-либо местного производителя. Успешность локальных марок объясняется не только высокой ценой на привозную продукцию, но и настороженным отношением к молочным продуктам длительного хранения.

Стерилизованное молоко (ультрапастеризованное), то есть молоко длительного хранения, пользуется меньшим спросом, чем пастеризованное. Доля его потребителей в России на 2010 год хотя и увеличилась по сравнению с 1999 годом до 18,8%, но все равно существенно ниже числа предпочитающих обычное молоко - 56,9%. Стерилизованное молоко - продукт сравнительно новый для российского рынка, поэтому кроме высокой цены сказывается еще и опасение потребителей, что в него добавлены консерванты, увеличивающие срок годности, поскольку у широких слоев населения сформировался стереотип о вредности различных консервирующих добавок. Единственный регион, в котором стерилизованное молоко предпочитают пастеризованному - Москва, где доля его потребителей составляет около 45%, в то время как пастеризованное молоко пьют около 29% .’

Рассматривая мировой рынок молочной продукции в целом, можно отметить, что совокупные темпы роста мирового потребления упакованного молока длительного хранения, готового к употреблению (такое молоко в закрытом виде допускает транспортировку и хранение без холодильника или консервантов), с 2004 года достигли 7,9% на 2010 год по сравнению с совокупными темпами роста потребления в 2,4% по всей категории (рис. 6).


Рис. 6. Потребление жидких молочных продуктов по сегментам 73

Мировое потребление ультрапастеризованного молока возросло до 24,5% в 2010 году (в 2004- 18,7%). По оценке Тетра Пак, совокупное потребление ультрапастеризованного молока составит к 2012 году 25,6%.

Существует и сегмент потребителей, которые приобретают молоко в неупакованном виде непосредственно у фермеров или уличных торговцев. В 2004 году на разливное молоко приходилось 32,5% общего потребления жидких молочных продуктов (в мировом масштабе), в 2008 году этот показатель снизился до 29,7%. Общее потребление жидких молочных продуктов в упаковке растет быстрее, чем категория жидких молочных продуктов в целом, и ожидается, что к 2012 году оно приблизится к 72% общего глобального потребления.

5. Территориальное размещение молокоперерабатывающих заводов - рядом со своим регионом продаж. Большое число покупателей и необходимость удовлетворить спрос в кратчайшие сроки (например, в течение 24 часов с момента поступления запроса в дистрибьюторское подразделение) требуют слаженной, оперативной и качественной работы всех взаимосвязанных предприятий - от поставщиков сырого молока до дистрибьюторских площадок.

Одна из самых болезненных проблем российских производителей - жесткая борьба за каналы сбыта, так как сегодня розничные сети оказывают давление на производителей, что подтверждено исследованиями таких ученых, как Я. Гордон , А.-Н.Д. Магомедов , О.А. Родионова , О.А. Родионова . Роль этого игрока рынка становится настолько значимой, что в некоторых регионах уже можно говорить о том, что они формируют рынок и диктуют правила игры.

Требования «монополистов сбыта» вполне понятны и объясняются растущей конкуренцией между сетями и борьбой за покупателя. Они борются за увеличение показателей доходности с квадратного метра своей торговой площади, у каждого ретейлера существует определенная норма доходности, ниже которой нельзя опускаться. С другой стороны, их «терроризируют» покупатели, которые хотят иметь большой ассортимент, высокое качество и минимальные цены (потребитель также развивается вместе с рынком и начинает диктовать свои условия).

Кроме того, значительная часть магазинов не имеют больших складских площадей, поэтому товары выставляются непосредственно в торговом зале. Этим объясняются жесткие требования к поставке - поставлять товары в магазины требуется готовыми к реализации, причем во всей широте ассортимента и порой в небольших количествах, но с высокой степенью ритмичности. Только в таком случае возможно поддерживать стабильный ассортимент. Удобным будет считаться тот поставщик, у которого наилучшим образом организован сбыт и учет поставляемых товаров. Инвестируя в маркетинг и рекламу, очень многие производители не учитывают этого момента, а ведь даже производитель с сильным брендом и масштабной телевизионной рекламой может стать аутсайдером рынка, если не станет соблюдать условия торгового контракта и будет допускать несвоевременную или некомплектную поставку, несоответствие артикулов в поставке и т.п. Для поставщика исключение из сети - это потеря большой доли рынка, для сети же потеря поставщика - 1-2 % от оборота .

Таким образом, точку взаимного интереса и выгоды для поставщика и ретейлера надо искать в лучших условиях поставки товара, в большей четкости работы.

В России, в частности в республике Татарстан, большинство производителей молочной продукции реализуют готовую продукцию в основном через сеть независимых розничных фирм, реже - в случаях распределения продукции с относительно длительным сроком хранения - используют двухуровневый канал, предполагающий цепочку: перерабатывающий комбинат - оптовая фирма - предприятие розничной торговли - конечный потребитель. В развитых странах мира в реализации продовольствия, в том числе молочной продукции, важное место занимают оптовые торговые предприятия. Они подразделяются на три группы. К первой группе относятся универсальные оптовые фирмы, которые поставляют в розничную сеть полный ассортимент продовольственных товаров, во вторую группу входят специализированные оптовые торговые предприятия, занимающиеся поставками определенного ассортимента товаров, к третьей группе относятся специализированные предприятия, поставляющие отдельные виды продовольствия .

Для отечественных производителей продовольствия, в частности молочной продукции, опыт мировых развитых стран в области распределения продуктов питания весьма показателен и полезен, тем более, что сегодня наметилась тенденция к увеличению доли потребления молочных продуктов с относительно длительным сроком хранения.

6. Продажа товара мелкими партиями. В большинстве случаев одному и тому же клиенту нужно произвести несколько отгрузок в день. В связи с тем, что холодильные витрины вмещают небольшое количество товара, а дополнительных холодильников на складе большинство ретейлеров не имеют, молочная продукция зачастую стоит в теплом помещении, и потребитель покупает некондиционный товар . Поэтому, необходимо учитывать особые требования к хранению и транспортировке молочной продукции .

Наиболее оптимальный температурный режим для хранения и транспортировки молочной продукции от +2 до +6 °С. Для развоза продукции по городу исследуемые предприятия обычно используют небольшие фургоны с относительно маломощными холодильными установками. Летом, при очень высокой температуре наружного воздуха они далеко не всегда могут обеспечить требуемый температурный режим. В этих случаях дополнительно закупают сухой лед и кладут несколько кусков в кузов. Молочную продукцию нельзя замораживать - это ухудшает их потребительские свойства. Соответственно при очень низкой температуре воздуха в рефрижераторных фургонах должна быть предусмотрена возможность работы на обогрев.

Погрузку продукции производят непосредственно перед отправкой машины. При очень высокой или низкой температуре наружного воздуха это позволяет снизить расход топлива и дольше поддерживать в кузове необходимый температурный режим .

Большая часть молочной продукции хранится на складе 1-2 дня (максимум 3 дня). Необходимо регулярно проверять сроки годности продукции и, если время хранения продукции приближается к 30% от срока годности, ее поставляют только в небольшие магазины города, занимающиеся розничной торговлей. Оптовикам или розничным продавцам других городов отправляют только односуточную продукцию.

Проблема транспортировки продукции усложняется в летний период, когда мощности холодильных установок небольшого фургона не хватает, и температура воздуха в кузове превышает допустимое значение. В это время производителю приходится уменьшать количество точек отгрузки за каждый рейс, что приводит к увеличению количества рейсов, но гарантирует сохранение потребительских свойств продукции.

Таким образом, сегодня российский молочный рынок находится на стадии развития. Не достигнут баланс цены на сырое молоко, при котором было бы выгодно и производителям, и переработчикам, и потребителям. Не достаточно средств инвестируется на переоборудование предприятий, производящих и перерабатывающих молоко, что влечет за собой удорожание готовой продукции и снижение ее конкурентоспособности на рынке. Также одним из важнейших препятствий к совершенствованию молочного рынка является отсутствие кооперативной работы как между производителями, переработчиками и продавцами продукции, так и на уровне отдельно взятого предприятия.

  • 5 Давидов Р.Б. Справочник по молочному делу. - М.: Сельхозгиз, 1958. - 376 с.
  • Федеральная служба государственной статистики. Официальный сайт.[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru
  • Диланян З.Х. Технология молока и молочных продуктов.-М.: Сельхозгиз,1957. - 518 с.
  • Анашева Н.В. Текущее положение дел в молочной отрасли России // Мо-лочнаящромышленность. - 2009. - № 9. - С. 7-8.
  • Йонссон Д. Мировые потребители пьют молока больше, чем когда-либо //Молочная промышленность. - 2009. - № 6. - С. 7-11.



Top