Тендряков про украденный хлеб. Проблема дурных поступков

В обеих палатах российского парламента заинтересовались резонансной историей с вынесением приговора престарелой жительнице Приволжского района Ивановской области. 70-летняя пенсионерка от голода и безденежья воровала продукты, а Фемида назначила ей наказание в виде одного года лишения свободы условно. Парламентарии полагают, что женщине следует пойти работать, если ей не хватает пенсии, пишет Ivanovo News .

"Может, этот человек еще в силах работать. Может, порекомендовать устроиться на какую-то работу, которая позволяла бы материально что-то дополнять в семью", - сказал в интервью Life.ru председатель комитета Совета Федерации по социальной политике, председатель общероссийской общественной организации "Союз пенсионеров России" Валерий Рязанский.

В том случае если осужденная уже не может работать, "надо попробовать оказать ей поддержку теми способами, которые существуют", добавил сенатор. Он предлагает предоставить женщине льготы по коммунальным платежам, освободить ее от взносов на ремонт.

При этом Валерий Рязанский посоветовал россиянам даже в ситуации крайней нужды не опускаться до воровства и других аморальных и противозаконных поступков. "Что касается причин, по которым она (осужденная. - Прим. сайт ) вынуждена была заниматься этим делом, - наверное, да, низкая пенсия. Хотя есть люди, которые даже в этой ситуации не опускаются до воровства. В конце концов, попросят..." - заключил сенатор.

В Госдуме обращаются к надзорным органам с просьбой проанализировать произошедшее. "Я попрошу прокурора Ивановской области обратить внимание, проверить эту историю, все детали произошедшего, - заявил председатель комитета Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов Ярослав Нилов. - С эмоциональной точки зрения ситуация неприятна, однако давать оценку решению суда нельзя, не зная деталей дела. Решение суда есть решение суда. Но ситуация выглядит возмутительно и нелепо".

Как следует из материалов скандального уголовного дела, осужденная пенсионерка Надежда Шакурова, проживающая в деревне Федорищи Приволжского района, совершала кражи из дома соседей. В августе 2016 года женщина похитила с чужой кухни кетчуп и немного сахара. Ущерб был оценен в 70 рублей.

В начале декабря добычей воровки стали две банки тушенки, упаковка макарон, сахар, печенье и 17 пакетиков чая. На этот раз ущерб составил 560 рублей.

Эти поступки пенсионерки были квалифицированы следователями как тяжкие преступления, пояснил старший помощник прокурора Приволжского района Денис Грачев. Отягчающим обстоятельством стало то, что злоумышленница проникла в дом соседа, открыв входную дверь находящимся в замочной скважине ключом. Несмотря на курьезно малый размер краж, пенсионерке грозил шестилетний срок лишения свободы.

В суде обвиняемая пояснила, что пошла на преступления из-за нищеты. Женщина получает пенсию в 7300 рублей. Больше половины этих денег (4,5 тысячи рублей) уходит на погашение кредита за купленный холодильник (старый холодильник у Надежды сломался). Также приходится платить за коммуналку. В итоге на продукты остается только одна тысяча рублей в месяц.

Причем на эти деньги пенсионерке приходится кормить и своего гражданского супруга. Мужчина хоть и работает на местной ферме, но зарплату ему не платят с июня 2016 года.

По словам председателя Приволжской коллегии адвокатов Алексея Дубова, в деревне Федорищи невозможно найти работу. Поэтому пенсионерка обречена существовать на мизерную пенсию.

Бедствующей пенсионерке Надежде Шакуровой обязаны были помочь социальные службы, передает НТВ . Но специалисты соцзащиты заявляют, что о проблемах женщины не знали. Якобы не помогали, поскольку она не обратилась к ним с заявлением.

В суде Надежда Шакурова раскаялась и возместила ущерб соседу, который не имеет к ней претензий. "Прошу Вас, не сажайте меня. Я вообще не знаю, что со мной творится", - обратилась подсудимая к участникам заседания.

Прокуратура просила ограничиться условным сроком. В итоге женщине назначили год лишения свободы условно с аналогичным испытательным сроком.

В районном суде говорят, что это не первый случай, когда местные жители совершают кражи от голода. Один мужчина украл 18 буханок хлеба на 180 рублей. Его приговорили к исправительным работам, говорилось в репортаже телекомпании "Барс".

Осужденного устроили на работу на ферму. Он получает зарплату в 6,5 тысячи рублей, причем 5 процентов этой суммы в соответствии с приговором уходит в доход государства. Другой голодающий селянин несколько раз воровал у соседей сосиски, хлеб и макароны. В деревне он не мог найти постоянной работы и перебивался случайными заработками. После приговора мужчину устроили в муниципальное предприятие для отбытия наказания.

Тендряков Владимир

Охота пуще неволи

Осень 1948 года.

На Тверском бульваре за спиной чугунного Пушкина багряно неистовствуют клены, оцепенело сидят старички на скамейках, смеются дети.

Чугунная спина еще не выгнанного на площадь Пушкина - своего рода застава, от нее начинается литературная слобода столицы. Тут же на Тверском дом Герцена. Подальше в конце бульвара - особняк, где доживал свои последние годы патриарх Горький, где он в свое время угощал литературными обедами Сталина, Молотова, Ворошилова, Ягоду и прочих с государственного Олимпа. На задворках этих гостеприимных патриарших палат уютно существовал Алексей Толстой, последний из графов Толстых в нашей литературе. Он был постоянным гостем на званых обедах у Горького, и злые языки утверждают - граф мастерски наловчился смешить олимпийцев, кувыркаясь на ковре через голову. А еще дальше, минуя старомосковские переулочки - Скатертный, Хлебный, Ножевой, лежит бывшая Поварская улица, на ней помещичий особняк, прославленный в «Войне и мире» Львом Николаевичем Толстым. Здесь правление Союза писателей, здесь писательский клуб Москвы, здесь писательский ресторан. Здесь, собственно, конец литературной слободе.

Но, наверное, нигде литатмосфера так не густа, как в доме Герцена. И если там в сортире на стене вы прочтете начертанное вкривь и вкось: «Хер цена дому Герцена!», то не спешите возмущаться, ибо полностью это настенное откровение звучит так:

« Хер цена дому Герцена!»
Обычно заборные надписи плоски,
С этой согласен
В. Маяковский!

Так сказать, симбиоз площадности с классикой.

В двадцатые годы здесь находился знаменитый кабачок «Стойло Пегаса». В бельэтаже тот же В. Маяковский, столь нещадно хуливший дом Герцена, гонял шары по бильярду, свирепым басом отстаивал право агитки в поэзии:

Нигде кроме
Как в Моссельпроме!

А под ним, в подвале, то есть в самом «Стойле», пьяный Есенин сердечно изливался дружкам-застольникам:

Грубым дастся радость.
Нежным дается печаль.
Мне ничего не надо,
Мне никого не жаль.

Но осень 1948 года, давно повесился Есенин и застрелился Маяковский.

А в доме Герцена уже много лет государственное учреждение - Литературный институт имени Горького.

Это, должно быть, самый маленький институт в стране; на всех пяти курсах нас, студентов, шестьдесят два человека, бывших солдат и школьников, будущих поэтов и прозаиков, голодных и рваных крикливых гениев. Там, где некогда Маяковский играл на бильярде, у нас - конференц-зал, где пьяный Есенин плакал слезами и рифмами - студенческое общежитие, в плесневелых сумрачных стенах бок о бок двадцать пять коек. По ночам это подвальное общежитие превращается в судебный зал, до утра неистово судится мировая литература, койки превращаются в трибуны, ниспровергаются великие авторитеты, походя читаются стихи и поется сочиненный недавно гимн:

И старик Шолом-Алейхем
Хочет Шолоховым стать.

Вокруг института, тут же во дворе дома Герцена и за его пределами жило немало литераторов. Почти каждое утро возле нашей двери вырастал уныло долговязый поэт Рудерман.

Эх, тачанка-ростовчанка,
Наша гордость и краса!..

Детище бурно жило, забыв своего родителя. «Тачанку» пели во всех уголках страны, а Рудерману не хватало на табачок:

Дайте закурить, ребята.

Его угощали «гвоздиками».

Где-то за спиной нашего института, на Большой Бронной, жил в те годы некий Юлий Маркович Искин. Он не осчастливил мир, подобно Рудерману, победной, как эпидемия, песней, не свалился в сиротство, не приходил к нам «стрельнуть гвоздик», а поэтому мы и не подозревали о его существовании, хотя в Союзе писателей он пользовался некоторой известностью, был даже старым другом самого Александра Фадеева.

У него, Юлия Искина, на Бронной небольшая, зато отдельная двухкомнатная квартира, забитая книгами. Его жена Дина Лазаревна работает в издательстве, дочь Дашенька ходит в школу. Хозяйство ведет тетя Клаша, пятидесятилетняя жилистая баба с мягким характером и неподкупной совестью.

По всей улице Горького садили липы. Разгромив «Унтер ден Линден» в Берлине, мы старательно упрятывали под липы центральную улицу своей столицы. Давно замечено - победители подражают побежденному врагу.

«Deutschland, Deutschland, uber alles!» - «Германия - превыше!..» Ха!.. В прахе и в позоре! Кто превыше всего на поверку?..

Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?..

Великий вождь на банкете поднял тост за здоровье русского народа:

Потому что он является наиболее выдающейся нацией из всех наций, входящих в состав Советского Союза.

Все русское стало вдруг вызывать возвышенно болезненную гордость, даже русская матерщина. Что не по-русски, что напоминает чужеземное - все враждебно. Папиросы-гвоздики «Норд» стали «Севером», французская булка превращается в московскую булку, в Ленинграде исчезает улица Эдисона… Кстати, почему это считают, что Эдисон изобрел электрическую лампочку? Ложь! Инсинуация! Выпад против русского приоритета! Электрическую лампочку изобрел Яблочков! И самолет не братья Райт, а Можайский. И паровую машину не Уатт, а Ползунов. И уж, конечно, Маркони не имеет права считаться изобретателем радио… Россия - родина закона сохранения веществ и хлебного кваса, социализма и блинов, классового самосознания и лаптей с онучами. Ходили слухи, что один диссертант доказывал - никак не в шутку! - в специальной диссертации: Россия - родина слонов, ибо слоны и мамонты произошли от одного общего предка, а этот предок в незапамятные времена пасся на «просторах родины чудесной», а никак не в потусторонней Индии.

Мы были победителями. А нет более уязвимых людей, чем победители. Одержать победу и не ощутить самодовольства. Ощутить самодовольство и не проникнуться враждебной подозрительностью: а так ли тебя принимают, как ты заслуживаешь?

«Deutschland, Deulschland uber alles!» Разбитую «Унтер ден Линден» усмиренные немцы очищали от руин и отстраивали заново.

На улице Горького садили липы.

В Москве да и по всей стране на газетных полосах шла повальная охота. Ловили тех, кто носил псевдонимы, загоняли в тупики и безжалостно раскрывали скобки.

Охотились и садили липы…


В жизни мне случалось делать нехорошее - врал учителям, чтоб не поставили двойку, не раз давал слово не драться со своим уличным врагом Игорем Рявкиным, и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на чужой перепутанный перемет, на котором сидел толстый, как полено, пожелтевший от старости голавль, и снял его с крюка… Но всякий раз я находил для себя оправдание: наврал учителю, что был болен, не выучил задание - надо было дочитать книгу, которую мне дали на один день, подрался снова с Игорем, так тот сам полез первый, снял с чужого перемета голавля - рыбацкое воровство! - но перемет-то снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашел…

Теперь я и не искал оправданий. Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный хлеб, положить его обратно в плащ-палатку! Но, расправив плечи, заломив фуражку, вышагивал старшина-кормилец, ни на шаг нельзя от него отстать.

Я был бы рад, если б сейчас налетели немецкие самолеты, шальной осколок - и меня нет. Смерть - это так привычно, меня сейчас ждет что-то более страшное.

С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали подыматься солдаты. Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.

Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным молчанием.

В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:

А где?.. Тут полбуханка была!

Произошло легкое движение, темные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза, глаза, жуткая настороженность в них.

Эй ты! Где?! Тебя спрашиваю!

Я молчал.

Да ты что - за дурака меня считаешь?

Мне больше всего на свете хотелось вернуть украденный хлеб: да будь он трижды проклят! Вернуть, но как? Вести людей за этим спрятанным хлебом, доставать его на глазах у всех, совершить то, что уже совершил, только в обратном порядке? Нет, не могу! А ведь еще потребуют: объясни - почему, оправдывайся…

Скуластое лицо старшины, гневное вздрагивание нацеленных зрачков. Я молчал. И пыльные люди с темными лицами обступали меня.

Я же помню, братцы! Из ума еще не выжил - полбуханки тут было! На ходу тиснул!

Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от щетины подбородок, голос без злобы:

Лучше, парень, будет, коли признаешься.

Я окаменело молчал.

И тогда взорвались молодые:

У кого рвешь, гнида?! У товарищей рвешь!

У голодных из горла!

Он больше нас есть хочет!

Рождаются же такие на свете…

Я бы сам кричал то же и тем же изумленно-ненавидящим голосом. Нет мне прощения, и нисколько не жаль себя.

А ну, подыми морду! В глаза нам гляди!

И я поднял глаза, а это так трудно! Должен поднять, должен до конца пережить свой позор, они правы от меня этого требовать. Я поднял глаза, но это вызвало лишь новое возмущение:

Гляньте: пялится, не стыдится!

Да какой стыд у такого!

Ну и люди бывают…

Не люди - воши, чужой кровушкой сыты!

Парень, повинись, лучше будет.

Да что с ним разговаривать! - Один из парней вскинул руку.

И я невольно дернулся. А парень просто поправил на голове пилотку.

Не бойся! - с презрением проговорил он. - Бить тебя… Руки пачкать.

А я хотел возмездия, если б меня избили, если б!.. Было бы легче. Я дернулся по привычке, тело жило помимо меня, оно испугалось, не я.

И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы - темные, измученные походом, голодные, но лица какие-то граненые, четко лепные, особенно у того парня, который поправил пилотку: "Бить тебя - руки пачкать!" Каждый из обступивших меня по-своему красив, даже старик солдат со своими голубенькими глазками в красных веках и сивым подбородком. Среди красивых людей - я безобразный.

Пусть подавится нашим хлебом, давайте делить, что есть.

Старшина покачал перед моим носом крепким кулаком.

Не возьмешь ты спрятанное, глаз с тебя не спущу! И здесь тебе - не жди - не отколется.

Он отвернулся к плащ-палатке.

Господи! Мог ли я теперь есть тот преступный хлеб, что лежал под крыльцом, - он хуже отравы. И на пайку хлеба я рассчитывать не хотел. Хоть малым, да наказать себя!

На секунду передо мной мелькнул знакомый мне старший сержант. Он стоял все это время позади всех - лицо бесстрастное, считай, что тоже осуждает. Но он-то лучше других понимал, что случилось, возможно, лучше меня самого. Старший сержант тоже казался сейчас мне красивым.

Когда хлеб был разделен, а я забыто стоял в стороне, бочком подошли ко мне двое: мужичонка в расползшейся пилотке, нос пуговицей, дряблые губы во влажной улыбочке, и угловатый кавказец, полфизиономии погружено в мрачную небритость, глаза бархатные.

Братишечка, - осторожным шепотком, - ты зря тушуешься. Три к носу - все пройдет.

Правыл-но сдэлал. Ма-ла-дэц!

Ты нам скажи - где? Тебе-то несподручно, а мы - мигом.

Дэлым на тры, па совесты!

Я послал их, как умел.

Мы шли еще более суток. Я ничего не ел, но голода не чувствовал. Не чувствовал я и усталости. Много разных людей прошло за эти сутки мимо меня. И большинство поражало меня своей красотой. Едва ли не каждый… Но встречались и некрасивые.

Мужичонка с дряблыми губами и небритый кавказец - да, шакалы, но все-таки они лучше меня - имеют право спокойно говорить с другими людьми, шутить, смеяться, я этого не достоин.

Во встречной колонне двое озлобленных и усталых солдат тащат третьего - молод, растерзан, рожа полосатая от грязи, от слез, от распущенных соплей. Раскис в походе, «лабушит» - это чаще бывает не от физической немочи, от ужаса перед приближающимся фронтом. Но и этот лучше меня - «оклемается», мое - непоправимо.

На повозке тыловик старшина - хромовые сапожки, ряха, как кусок сырого мяса, - конечно, ворует, но не так, как я, чище, а потому и честней меня.

А на обочине дороги возле убитой лошади убитый ездовой (попал под бомбежку) - счастливей меня.

Тогда мне было неполных девятнадцать лет, с тех пор прошло тридцать три года, случалось в жизни всякое. Ой нет, не всегда был доволен собой, не всегда поступал достойно, как часто досадовал на себя! Но чтоб испытывать отвращение к себе - такого не помню.

Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед самим собой. Тот, кто это носит в себе, - потенциальный самоубийца.

Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто видел бы мой позор. Но какое-то время я не падал на землю при звуке приближающегося снаряда, ходил под пулями, распрямившись во весь рост, - убьют, пусть, нисколько не жалко. Самоубийство на фронте - зачем, когда и так легко найти смерть.

Мелкими поступками раз за разом я завоевывал себе самоуважение - лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. И никто не замечал моих альтруистических «подвигов», считали - нормально. А это-то мне и было нужно, я не претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.

(1)Все мы пробыли месяц в запасном полку за Волгой. (2)Мы, это так - остатки разбитых
за Доном частей, докатившихся до Сталинграда. (3)Кого-то вновь бросили в бой, а нас отвели
в запас; казалось бы, - счастливцы, какой-никакой отдых от окопов. (4)Отдых… два свинцовотяжелых сухаря на день, мутная водица вместо похлебки, поэтому отправку на фронт все
встретили с радостью.
(5)Очередной хутор на нашем пути. (6)Лейтенант в сопровождении старшины отправился
выяснять обстановку.
(7)Через полчаса старшина вернулся.
-(8) Ребята! - объявил он вдохновенно. - (9)Удалось вышибить на рыло по двести
пятьдесят граммов хлеба и по пятнадцати граммов сахара! (10)Кто со мной получать
хлеб?(11)Давай ты! - я лежал рядом, и старшина ткнул в меня пальцем.
(12) У меня вспыхнула мыслишка… о находчивости, трусливая, гаденькая и унылая.
(13)Прямо на крыльце я расстелил плащ-палатку, на нее стали падать буханки - семь и
еще половина.
(14)Старшина на секунду отвернулся, и я сунул полбуханки под крыльцо, завернул хлеб в
плащ-палатку, взвалил её себе на плечо.
(15)Только идиот может рассчитывать, что старшина не заметит исчезновения
перерубленной пополам буханки. (16)К полученному хлебу никто не прикасался, кроме него и
меня. (17)Я вор, и сейчас, вот сейчас, через несколько минут это станет известно… (18)Да,
тем, кто, как и я, пятеро суток ничего не ел. (19)Как и я!
(20)В жизни мне случалось делать нехорошее: врал учителям, чтоб не поставили двойку,
не раз давал слово не драться и не сдерживал слова, однажды на рыбалке я наткнулся на
чужой перепутанный перемёт, на котором сидел голавль, и снял его с крюка… (21)Но всякий
раз я находил для себя оправдание: не выучил задание - надо было дочитать книгу,
подрался снова - так тот сам полез первый, снял с чужого перемёта голавля - но перемёт-то
снесло течением, перепутало, сам хозяин его ни за что бы не нашёл…
(22)Теперь я и не искал оправданий. (23)Ох, если б можно вернуться, достать спрятанный
хлеб, положить его обратно в плащ-палатку!

(24)С обочины дороги навстречу нам с усилием - ноет каждая косточка - стали
подыматься солдаты. (25)Хмурые, темные лица, согнутые спины, опущенные плечи.
(26)Старшина распахнул плащ-палатку, и куча хлеба была встречена почтительным
молчанием.
(27)В этой-то почтительной тишине и раздалось недоуменное:
- (28)А где?.. (29)Тут полбуханка была!
(30)Произошло лёгкое движение, тёмные лица повернулись ко мне, со всех сторон - глаза,
глаза, жуткая настороженность в них.
- (31)Эй ты! (32)Где?! (33)Тебя спрашиваю!
(34)Я молчал.
(35)Пожилой солдат, выбеленно голубые глаза, изрытые морщинами щеки, сивый от
щетины подбородок, голос без злобы:
- (36) Лучше, парень, будет, коли признаешься.
(37)В голосе пожилого солдата - крупица странного, почти неправдоподобного сочувствия.
(38)А оно нестерпимее, чем ругань и изумление.
- (39)Да что с ним разговаривать! - один из парней вскинул руку.
(40)И я невольно дернулся. (41)А парень просто поправил на голове пилотку.
- (41)Не бойся! - с презрением проговорил он. - (42)Бить тебя…(43) Руки пачкать.
(44)И неожиданно я увидел, что окружавшие меня люди поразительно красивы -
тёмные, измученные походом, голодные, но лица какие-то гранёные, чётко лепные.
(45)Среди красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее, чем чувствовать невозможность оправдать себя перед
самим собой.
(47)Мне повезло, в роте связи гвардейского полка, куда я попал, не оказалось никого, кто
видел бы мой позор. (48)Мелкими поступками раз за разом я завоёвывал себе
самоуважение: лез первым на обрыв линии под шквальным обстрелом, старался взвалить
на себя катушку с кабелем потяжелей, если удавалось получить у повара лишний котелок
супа, не считал это своей добычей, всегда с кем-то делил его. (49)И никто не замечал моих
альтруистических «подвигов», считали - нормально. (50) А это-то мне и было нужно, я не
претендовал на исключительность, не смел и мечтать стать лучше других.
(51)Больше в жизни я не воровал. (52)Как-то не приходилось.
(По В.Ф. Тендрякову)

Формулируем проблемы

Проблемы
нравственного выбора;
эгоизма;
ответственности человека за свои
поступки;
вины и раскаяния за свои поступки;
самооценки личности;
преодоления эгоизма в отношении с
другими людьми;
совести и ответственности человека за
свои поступки и т.п.

Основные приёмы психологизма как способа создания внутреннего мира персонажа

Повествование
от первого лица
создает иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку о
себе человек рассказывает сам. «Я» повествователя выступает не только
как субъект речи, но и как объект самоописания и самоизображения.
воспоминания
герой выделяет важные моменты
жизни и заново осмысливает
жизненные явления и процессы
Предложения 12, 14-22, 44-52
самоанализ
прямое называние чувств и
переживаний, происходящих в душе
героя
12) У меня вспыхнула мыслишка… о
находчивости, трусливая,
гаденькая.. 44)…Я увидел, что
окружавшие меня люди поразительно
красивы - тёмные, измученные
походом, голодные, но лица какие-то
гранёные, чётко лепные. (45)Среди
красивых людей - я уродлив.
(46)Ничего не бывает страшнее,
чем чувствовать невозможность
оправдать себя перед самим собой.
внутренний
монолог
а) используется для изображения
мыслей героя по поводу его
эмоционального состояния;
б) эмоциональное состояние героя
передается во внутреннем монологе с
помощью особенностей построения
внутренней речи.
Предложения 17-19 и т.п.

Варианты начала сочинения по прочитанному тексту

1. Определение в начале
сочинения проблемы или
ряда проблем, которые
поднимает автор в
предложенном для
анализа тексте.
Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет
дружба по сравнению с самой важной, неотложной
работой, профессиональными обязанностями
человека? Как сохранить те сердечные, добрые
отношения, которые связывают человека с друзьями?
Что значит для человека дружеская поддержка в
трудные минуты его жизни? Об этом заставляет
задуматься текст И. Пановой.
2. Определение в начале
сочинения авторской
позиции с конкретизацией
и комментариями в
последующих частях.
Удивительное сходство украшающего нашу жизнь
крохотного подснежника и скромных, незаметных
людей с огромной душой, вмещающих в себя всё лучшее,
что есть в человечестве и также являющихся
украшением жизни – вот о чём размышляет в своём
тексте Г. Троепольский. Автор подчёркивает
несоответствие внешней невзрачности и внутреннего
величия неравнодушных людей и стремится восславить
их, обратить внимание читателя на лучшие качества,
которыми эти люди обладают. Троепольский желает
им счастья и призывает отдохнуть душой, любуясь
подснежниками в весеннем лесу.

3. Начало сочинения – Интеллигентными людьми сейчас
обычно называют тех, кому по
обоснование своей
роду деятельности приходится
позиции.
заниматься умственным трудом:
учителей, врачей, инженеров. Но
на мой взгляд, не каждый, кто
занимается интеллектуальной
деятельностью, достоин
называться интеллигентом. В
моём понимании интеллигентный
человек – это человек глубоко
порядочный, совестливый,
честный по отношению к
окружающим людям и к самому
себе. Читая текст С. Залыгина, я
ещё раз утвердился в своём
мнении по этому вопросу.

4. Начало сочинения
– краткое сообщение
о писателе,
являющемся автором
текста: о связи
проблемы, поднятой
в тексте, с общей
направленностью его
творчества; о
личности писателя,
оказавшегося
неравнодушным к
проблемам
современности; об
обстоятельствах его
жизни, которые
связаны с мыслями,
изложенными в
тексте.
1) Александр Исаевич Солженицын – один из писателей, который
всегда остро ощущал личную причастность ко всему
происходящему в России. В своих произведениях он поднимал
проблемы, связанные с историей России и русского народа и с
современным состоянием общества. Размышляя о малом, этот
писатель приходит к важным философским обобщениям,
выражает мысли, которые помогают нам понять себя и своё
место в мире.
В тексте-размышлении о маленьком утёнке автор
утверждает, что человек, несмотря на величайшие
достижения в области науки и техники, не должен считать
себя всесильным, потому что сам не способен вдохнуть ни в
одно существо живую душу. Человек обязан бережно
относиться ко всему живому, учитывая индивидуальность и
неповторимость каждого живого существа.
2) Владимир Солоухин – один из тех писателей, о ком с полным
правом можно сказать: «Это художник слова». Завораживают
описания природы, созданные им, удивительно точны,
эмоциональны, выразительны его высказывания о человеке. В
своём творчестве Солоухин не раз поднимал проблему
взаимоотношений человека и природы. Эту проблему писатель
ставит и в тексте о прекрасном росном утре.

10. Обратите внимание!

Вступление, несущее в себе
информацию о личности писателя, и
должно быть напрямую связано с
содержанием анализируемого текста
и замыслом сочинения ученика и
должно соответствовать требованию
смысловой целостности сочинения.
Такая связь вступительной части с
последующей продемонстрирована в
первом примере (предыдущий
слайд).

11.

5. Начало сочинения –
лирическое
размышление.
1) Школа… Какая нежность переполняет мою душу при
произнесении этого слова, сколько счастливых
воспоминаний о событиях школьной жизни мгновенно
проносится передо мной! Учителя в течение многих
лет заботились о нас, окружали теплом и лаской,
помогали в трудные минуты нашей жизни. Я всегда с
большим трепетом буду вспоминать счастливые
школьные годы и мысленно благодарить учителей за
сформированные ими человеческие качества, свойства
характера, которые всегда будут помогать мне в
жизни.
Именно к проблеме влияния школы на формирование
характера человека обращается в своём тексте
выдающийся русский педагог В. Сухомлинский.
2) Природа! Какая красота и мощь звучит в этом слове,
как много смысла скрыто в нём! В течение многих веков
люди пытались познать природу, проникнуть в её
тайны. Множество стихов, песен, сказок люди сложили
о матушке-природе, многие талантливые писатели
воспевали её в своих произведениях. Торжествующий
гимн удивительной красоте летнего утра звучит и в
тексте В. Солоухина, размышляющего о возможности
полной гармонии человека и природы.

12. Обратите внимание!

Лирическое размышление
предполагает предельную
искренность, готовность к
откровению и в то же время
требует умения подчинить поток
нахлынувших чувств строгой
целесообразности,
продиктованной требованием
содержательного, смыслового и
стилевого единства, а также
требованием соразмерности
композиционных частей
сочинения.

13.

6. Начало сочинения –
аналитическое
обобщениеразмышление в связи с
проблемой,
поставленной автором
текста.
1) В жизни редко бывает так, что люди оказываются
абсолютно согласны друг с другом. Человек всегда склонен к
сомнению, поэтому часто не доверяет окружающим,
пытается переспорить других, доказать свою правоту.
Понаблюдав за участниками словесных баталий, Л. Павлова
описывает несколько разновидностей манеры вести
дискуссию и обращает внимание читателя на различия в
поведении полемистов, предлагая нам подумать над тем,
какая тактика будет способствовать успеху обсуждения.
2) Каждый человек в современном мире стремится получить
хорошее образование. А задумывался ли кто-нибудь о том,
что стоит за этим понятием и каков должен быть объём
знаний образованного человека? Я думаю, вряд ли… Мы редко
размышляем об этом, озабоченные выбором престижных
вузов и востребованных сегодня специальностей. А текст С.
Кокориной заставляет подумать о том, что такое
настоящее образование и какой человек с полным правом
может считать себя образованным.
Такое вступление, как правило, требует вначале более
широкого определения и краткого изложения своего видения
проблемы (проблематики), заявленной автором, а затем
сужения рамок означенной проблемы до определения
вопроса, поднимаемого автором в анализируемом тексте.

14.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
3) «Больше всех говорит тот, кому нечего сказать» – этими
словами Льва Николаевича Толстого как нельзя лучше можно
охарактеризовать манеру ведения вести спор некоторых
участников дискуссий, о которых говорит в своём тексте Л.
Павлова.
4) Два чувства дивно близки нам,
В них обретает сердце пищу:
Любовь к родному пепелищу,
Любовь к отеческим гробам –
эти бессмертные строки А. С. Пушкина вспоминались мне,
когда я читал текст Ф. Искандера.
Высказывание писателя в данном случае должно
будет содержать одну из основных мыслей текста и в то
же время давать возможность выхода на анализ его
проблематики. Иллюстрацией выхода через цитату на
проблематику всего текста является второй пример
(см. предыдущий слайд).

15.

7. Начало сочинения
– использование
цитаты, взятой из
текста или из других
источников.
1) «Человек летал. Человек полетит. Человек пришёл в мир
для безмерной свободы, творчества и счастья», –
убеждённо говорит в своём тексте Александр Куприн. Эти
слова были произнесены около столетия назад, и сейчас мы
можем сказать: вера писателя в безмерные возможности
человека, в его способность к творчеству, в силу его
стремлений к свободе, которую может подарить полёт,
была не напрасной.
2) «Равнодушие к нуждающимся в помощи – это один из
самых опасных пороков», – утверждает В. Сухомлинский. С
этим утверждением нельзя не согласиться. Но очень часто
в наше время помощью, в которой нуждаются люди,
оказывается вовремя сказанное доброе слово. А всегда ли мы
ведём себя по отношению к окружающим как
неравнодушные люди, свободны ли мы от порока
равнодушия и не слишком ли часто за нашими словами
привета, пожелания или благодарности, обращёнными к
собеседнику, скрывается обычное безразличие? Об этом я
задумалась, прочитав текст В. Сухомлинского.

16. Задание

Напишите свой вариант
начала сочинения по
тексту В.Ф.Тендрякова,
выбрав любой из
предложенных
вариантов.

17.

18. Литература

ФИПИ Унифицированные учебные
материалы для подготовки
экспертов предметных комиссий ЕГЭ
2016 года

Задания части 2. – М., Экзамен, 2018
Егораева Г.Т. ЕГЭ. Русский язык.
Практикум. Часть 2. Работа над


Top