Теории происхождения башкир.Этноним "башкорт". Башкирский народ: культура, традиции и обычаи

В мире около двух миллионов башкир, по данным последней переписи населения 1 584 554 человека из них проживает в России. Сейчас представители этого народа населяют территорию Урала и части Поволжья, говорят на башкирском языке, относящемся к тюркской языковой группе, с X века исповедуют ислам.

В числе предков башкир этнографы называют тюркские кочевые народы, народности финно-угорской группы, и древних иранцев. А оксфордские генетики утверждают, что установили родство башкир с жителями Великобритании.

Но все ученые сходятся в том, что башкирский этнос образовался в результате смешения нескольких монголоидных и европеоидных народностей. Этим объясняется разница во внешнем виде представителей народа: по фото не всегда можно догадаться, что столь разные люди относятся к одному этносу. Среди башкир можно встретить и классических "степняков", и людей с восточным типом внешности, и русоволосых "европейцев". Самый распространенный тип внешности для башкира – средний рост, темные волосы и карие глаза, смуглую кожу и характерный разрез глаз: не такой узкий, как у монголоидов, лишь слегка раскосый.

Название "башкиры" вызывает столь же многочисленные споры, как и их происхождение. Этнографы предлагают несколько весьма поэтичных вариантов его перевода: "Главный волк", "Пчеловод", "Глава Урала", "Главное племя", "Дети богатырей".

История башкирского народа

Башкиры – невероятно древний народ, один из первых коренных этносов Урала. Некоторые историки считают, что аргиппеи и будины, упоминаемые еще в V веке до нашей эры в трудах Геродота, – это именно башкиры. Упоминается народ и в китайских исторических источниках VII века, как башукили, и в "Армянской географии" того же периода, как бушки.

В 840 году быт башкир описал арабский путешественник Саллам ат-Тарджуман, он говорил об этом народе, как о независимой нации, населяющей обе стороны Уральского хребта. Чуть позже багдадский посол Ибн Фадлан назвал башкир воинственными и могущественными кочевниками.

В IX веке часть башкирских родов покинула предгорья Урала и переместилась в Венгрию, кстати, потомки уральских переселенцев живут на территории страны до сих пор. Оставшиеся башкирские племена долгое время сдерживали натиск орды Чингисхана, не давая ему попасть в Европу. Война кочевых народов длилась 14 лет, в конце концов они объединились, но за башкирами осталось право на автономию. Правда, после распада Золотой орды независимость была утрачена, территория стала частью Ногайской орды, Сибирского и Казанского ханства, и в итоге при Иване Грозном вошла в состав российского государства.

В смутные времена под предводительством Салавата Юлаева башкирские крестьяне принимали участие в бунте Емельяна Пугачева. В период российской и советской истории пользовались автономией, а в 1990 году Башкирия получила статус республики в составе РФ.

Мифы и легенды башкир

В дошедших до наших дней легендах и сказках обыгрываются фантастические сюжеты, рассказывается о происхождении земли и солнца, появлении звезд и луны, зарождении башкирского народа. Кроме людей и животных, в мифах описываются духи – хозяева земли, гор, воды. Башкиры рассказывают не только о земной жизни, они трактуют происходящее в космосе.

Так, пятна на луне – это косули, вечно убегающие от волка, большая медведица – семь красавиц, нашедших на небе спасение от царя дэвов.

Башкиры считали землю плоской, лежащей на спине большого быка и гигантской щуки. Они верили, что землетрясения вызывают движения быка.

Большая часть мифологии башкир появилась в домусульманский период.

В мифах люди неразрывно связаны с животными – башкирские племена по легендам происходили от волка, коня, медведя, лебедя, но и звери, в свою очередь, могли происходить от человека. Например, в Башкирии существует поверье, что медведь – это человек, ушедший жить в леса и обросший шерстью.

Многие мифологические сюжеты осмыслены и развиты в героических эпосах: "Урал-батыр", "Акбузат", "Заятуляк менэн Хыухылу" и др.

Башкиры, как и все кочевники, издревле славились свободолюбием и воинственностью. И сейчас они сохранили храбрость, обостренное чувство справедливости, гордость, упрямство в отстаивании своих интересов.

При этом, в Башкирии всегда тепло встречали переселенцев, фактически бесплатно предоставляли им землю, не навязывали своих обычаев и верований. Неудивительно, что современные башкиры – очень дружелюбный и гостеприимный народ. Им полностью чужда нетерпимость к представителям других наций.

Древние законы гостеприимства до сих пор чтут и уважают в Башкортостане. К приходу гостей, даже незваных, накрывают богатый стол, а уезжающих – одаривают подарками. Необычна традиция преподносить богатые дары грудному ребенку гостей – считается, что его необходимо задобрить, ведь малыш, в отличии от своих старших родственников, ничего не может съесть в доме хозяина, а значит, может его проклясть.

Традиции и обычаи

В современной Башкирии большое значение уделяется традиционному укладу, все национальные праздники празднуются в масштабе республики. А в древности обрядами сопровождались все самые значимые для человека события – рождение ребенка, свадьба, похороны.

Традиционные свадебные обряды башкир - сложные и красивые. За невесту жених выплачивал большой калым. Правда, у экономных всегда был выход: умыкнуть свою ненаглядную. В старину семьи сговаривались породниться еще до рождения детей. А помолвка между женихом и невестой (сыргатуй) проводилась в нежном возрасте 5-12 лет. Позже поиски невесты стали начинаться только при достижении мальчиком половозрелого возраста.

Невесту сыну выбирали родители, а затем отправляли в выбранную семью сватов. Свадьбы устраивали с размахом: организовывали скачки, турниры по борьба и, конечно, пир. Первый год молодая жена не могла разговаривать со свекровью и свекром – это было знаком покорности и уважения. При этом этнографы отмечают очень бережное отношение к женщине в башкирской семье.

Если муж поднимал руку на жену или не обеспечивал ее, то дело могло закончиться разводом.

Развод был возможен и в случае измены женщины – в Башкирии строго относились к женскому целомудрию.

Особое отношение у башкир было к рождению ребенка. Так, беременная женщина на время становилась почти "царицей": по обычаю нужно было исполнять все ее прихоти, чтобы обеспечить появление на свет здорового малыша. Детей в башкирских семьях очень любили и редко наказывали. Подчинение было основано только на непререкаемом авторитете отца семейства. Башкирская семья всегда строилась на традиционных ценностях: почитание старших, любовь к детям, духовное развитие и правильное воспитание детей.

В башкирской общине огромным уважением пользовались аксакалы, старейшины, хранители знаний. И сейчас настоящий башкир никогда не скажет грубого слова старику или пожилой женщине.

Культура и праздники

Культурное наследие башкирского народа невероятно богато. Героические эпосы ("Урал-батыр", "Акбузат", "Алпамыша" и другие) заставляют погрузиться в воинственное прошлое этого народа. Фольклор включает многочисленные волшебные сказания о людях, божествах и животных.

Башкиры очень любили песню и музыку – в копилке народа есть обрядовые, эпические, сатирические, бытовые песни. Кажется, что ни одна минута жизни древнего башкира не проходила без песни! Любили башкиры и танцевать, при этом многие танцы носят сложный, повествовательный характер, превращаясь то ли в пантомиму, то ли в театральное действо.

Основные праздники приходились на весенне-летнюю пору, в период расцвета природы. Наиболее известны каргатуй (грачиный праздник, день прилета грачей), майдан (майский праздник), сабантуй (день плуга, окончание посевных работ), который остался самым значимым праздником башкирского народа и отмечается с большим размахом. Летом проходил джиин – праздник, на котором собирались жители нескольких соседних деревень. У женщин был свой праздничный день – обряд "кукушкин чай", к участию в котором мужчины не допускались. В праздничные дни жители сел собирались и устраивали соревнования в борьбе, беге, стрельбе, скачках, заканчивающиеся общей трапезой.


Скачки всегда были важным элементом празднеств. Ведь башкиры – умелые наездники, в деревнях мальчиков учили верховой езде с раннего возраста. Раньше говорили, что башкиры рождались и умирали в седле, и действительно – большая часть их жизни проходила верхом. Женщины не менее хорошо держались на лошади и при необходимости могли проскакать несколько дней. Они не закрывали лицо, в отличие от других исламских женщин, обладали правом голоса. Пожилые башкирки имели такое же влияние в общине, как и старейшины-аксакалы.

В обрядах и празднованиях наблюдается переплетение мусульманской культуры с древними языческими верованиями, прослеживается почитание сил природы.

Интересные факты о башкирах

Башкиры сначала использовали руническую тюркскую письменность, затем арабскую. В 1920 годах был разработан алфавит на основе латиницы, а в 1940-х годах башкиры перешли на кириллический алфавит. Но, в отличии от русского, в нем 9 дополнительных букв для отображения специфических звуков.

Башкортостан – единственное место в России, где сохранилось бортничество, то есть форма пчеловодства с собиранием меда диких пчел из дупел деревьев.

Любимое блюдо башкир – бешбармак (блюдо из мяса и теста), а любимый напиток – кумыс.

В Башкирии принято рукопожатие двумя руками – оно символизирует особое уважение. По отношению к старым людям такое приветствие обязательно.

Башкиры ставят интересы общины выше личных. У них принято "башкирское братство" – забота каждого о благоденствии своего рода.

Еще несколько десятилетий назад, задолго до официального запрета мата в публичном пространстве, в башкирском языке отсутствовала ненормативная лексика. Историки связывают это как с нормами, запрещающими сквернословить в присутствии женщин, детей и старейшин, так и с убеждением, что бранные слова наносят вред говорящему. К сожалению, со временем под влиянием других культур эту уникальную и похвальную особенность башкиры потеряли.

Если написать название Уфа на башкирском языке, то оно будет выглядеть, как ӨФӨ. В народе ее называют "три шурупа" или "три таблетки". Эту стилизованную надпись часто можно встретить на улицах города.

Башкиры участвовали в разгроме наполеоновской армии во время войны 1812 года. Они были вооружены только луками и стрелами. Несмотря на архаичное оружие, башкиры считались опасными противниками, и европейские солдаты прозвали их Северными амурами.

Женские башкирские имена традиционно содержат частицы, обозначающие небесные светила: ай – луна, кон – солнце и тан – заря. Мужские имена обычно связаны с мужественностью и стойкостью.

У башкир было два имени – одно давалось сразу после рождения вовремя заворачивания младенца в первые пеленки. Оно так и называлось – пеленочное. А второе малыш получал при обряде наречения от муллы.



1. История башкир

Колыбелью древнебашкирских племен был Тюркский каганат. Первые письменные известия о «народе из тюрок, называемом башкорт», оставили арабские авторы IX-XI веков. Переселившись в Приуралье, башкиры ассимилировали часть местного финно-угорского и скифо-сарматского населения.
В X веке западнобашкирские племена попали в политическую зависимость от Волжской Булгарии. А в 1236 году покоренная монголами Башкирия вошла в состав Золотой Орды. В этих условиях башкирский народ не мог создать собственное государственное образование.
После взятия Казани Иван Грозный обратился к башкирам с призывом войти в состав Русского государства.
Условия вхождения сохранились в русских летописях, а также в башкирских шажере (племенном эпосе). Башкиры обязались платить ясак пушниной и медом, а также нести военную службу. Русское правительство гарантировало башкирам защиту от притязаний ногайских и сибирских ханов; сохранило за башкирским народом занимаемые ими земли; обещало не посягать на религию башкир и обязалось не вмешиваться во внутреннюю жизнь башкирского общества.
Царские грамоты, обещавшие мир и спокойствие, произвели сильное впечатление на башкир. В 50-х годах XVI века башкирские племена изъявили желание перейти в российское подданство. Между прочим наш Иван Грозный завоевал среди башкир невиданную популярность, как добрый и милостивый «белый царь».
На первых порах русские власти свято соблюдали условия договорных грамот. Но с XVII века началось ущемление прав местных ханов и биев, захват племенных земель. Ответом был ряд восстаний, которые нанесли тяжелый урон обеим сторонам конфликта. Самым тяжелым для башкир является восстание 1735—1740 годов, в ходе которого, как считается, погиб едва ли не каждый четвёртый человек.
Последний раз башкиры подняли оружие против России в ходе знаменитой «пугачевщины». Башкирский сподвижник Пугачева Салават Юлаев остался в памяти башкир народным героем. Но для русского населения Поволжья это был кровавый изверг. По словам современников, православный мир «стонал и плакал» от его изуверств.
К счастью, эти межнациональные распри остались в прошлом.

2. Башкиры в Отечественной войне 1812 года

Герой Отечественной войны 1812 года Сергей Глинка писал в своих мемуарах: «Не только стародавние сыны России, но и народы, отличные языком, нравами, верою — и те, наравне с природными россиянами, готовы были умереть за землю русскую… Башкирцы оренбургские сами собой вызывались и спрашивали у правительства, не нужны ли их полки».
Действительно, башкирские формирования стали важной частью русской иррегулярной кавалерии. Всего в помощь русской армии башкиры выставили 28 конных полков. Башкирские всадники были одеты в кафтаны из синего или белого сукна, широкие шаровары в цвет кафтану с красными широкими лампасами, белый войлочный колпак и сапоги.
Вооружение башкирского воина составляли пика, сабля, лук и колчан со стрелами — ружья и пистолеты были у них редкостью. Поэтому французы шутливо прозвали башкир «амурами». Но свое допотопное вооружение башкиры использовали виртуозно. В одном современном документе читаем: «В сражении башкирец передвигает колчан со спины на грудь, берет две стрелы в зубы, а другие две кладет на лук и пускает мгновенно одну за другою». В сорока шагах башкирский воин не давал промаха.
Наполеоновский генерал Марбо в своих мемуарах писал об одном столкновении с башкирской конницей: «Они кинулись на нас бесчисленными толпами, но встреченные залпами из ружей, оставили на месте битвы значительное число убитых. Эти потери вместо того, чтобы охладить их исступление, только его подогрели. Они носились вокруг наших войск, точно рои ос. Настигнуть их было очень трудно».
Кутузов в одной из реляций отмечал храбрость, с которой «башкирские полки поражают неприятеля». После Бородинского сражения Кутузов вызвал к себе командира одного из башкирских полков, Кахым-туря, и, благодаря за храбрость в бою, воскликнул: «Ах и молодцы же вы, любезные мои башкирцы!» Кахым-туря передал слова военачальника своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой, сочинили песню, в припеве которой повторялось: «Любезники, любизар, молодцы, молодцы!» Эта песня, воспевающая подвиги башкирских удальцов, прошедших с боями пол-Европы, и сегодня поется в Башкирии.

3. Башкирская свадьба

В свадебном обряде ярче всего проявляются национальные и религиозные традиции народа.
Древний обычай сговаривать своих детей еще в колыбели сохранялся у башкир до конца XIX века. Мальчик и девочка должны были укусить друг друга за уши, а родители жениха и невесты в знак заключения брачного договора пили батА, разведенный мед или кумыс из одной чашки.
Женились башкиры рано: юноша считался созревшим для свадьбы в 15 лет, девушка - в 13. Согласно традиции части башкирских племен, нельзя было брать жену из своего рода или волости. Но у другой части башкир был разрешен брак между родственники в пятом и шестом поколении.
У мусульманских народов (а башкиры исповедают ислам суннитского толка) брак считается действительным только тогда, когда он совершен с соблюдением соответствующих обрядов и освящен именем Аллаха. Такой свадебный обряд называется никАх.
В дом тестя приходит приглашенный мулла и спрашивает, согласны ли стороны вступить в брак. Молчание женщины принимается за ее согласие. Затем мулла читает изречения из Корана и делает запись в метрической книге.
Мулле за сделку обычно платят один процент стоимости калыма. В наши дни калым рассматривается как необязательное, но все же желательное условие брака.
По выплате всего калыма жених со своей родней отправлялся за женой к тестю. К его приезду тесть устраивал празднество туй, которое продолжалось два-три дня. В богатых домах в эти дни проходили скачки и состязания в национальной борьбе (кэрэш).
При вступлении в дом мужа молодая трижды становилась на колени перед родителями мужа и трижды ее поднимали. Затем совершался обмен подарками. На следующий день молодую вели по воду, с коромыслом и ведрами. С собой она брала мелкую серебряную монетку, привязанную к нитке, и бросала ее в воду, как бы в жертву водяному духу. На обратном пути смотрели, не расплещет ли молодая воду, что считалось неблагоприятным знаком. И только после этой церемонии жена, уже не стесняясь, открывала лицо мужу.

4. Кумыс

Первое упоминание о кумысе принадлежит «отцу истории» Геродоту, жившему в V веке до н.э. Он сообщил, что излюбленным напитком скифов было кобылье молоко, приготовленное по особому методу. По его словам, скифы тщательно охраняли секрет изготовления кумыса. Тех, кто разглашал эту тайну, ослепляли.
Одним из народов, которые сохранили для нас рецепт приготовления этого чудодейственного напитка, были башкиры.
Готовили кумыс в прежние времена в липовых или дубовых кадках. Вначале получали закваску - бродило. У башкир им служит кислое коровье молоко. Бродило замешивали с кобыльим молоком и давали настояться.
По времени созревания кумыс подразделяют на слабый (одни сутки), средний (двое суток) и крепкий (трое суток). Доля спирта в них составляет соответственно один, полтора и три процента.
Натуральный однодневный кумыс обладает диетическими и лечебными свойствами. Его не зря называют напитком долголетия и здоровья. Хорошо знакомый с бытом башкир писатель Сергей Тимофеевич Аксаков писал об оздоровительном действии кумыса: «Весной… начинается приготовление кумыса, и все, кто может пить - от грудного младенца до дряхлого старика - пьет целительный, благодатный напиток, и дивно исчезают все недуги голодной зимы и даже старости, полнотой одеваются осунувшиеся лица, румянцем покрываются бледные впалые щеки». В экстремальных условиях башкиры иногда питались одним кумысом, обходясь без другой пищи.
Еще в первой половине XIX века автор «Толкового словаря» Владимир Даль, врач по образованию, подметил антицинготное действие кумыса. Даль писал, что, привыкнув к кумысу, поневоле предпочтешь его всем без исключения напиткам. Он охлаждает, утоляет одновременно голод и жажду и придает особую бодрость, никогда не переполняя желудок.
По высочайшему повелению, в 1868 году московский купец Марецкий устроил первое кумысолечебное заведение близ Москвы (в нынешних Сокольниках).
Лечебные свойства кумыса высоко ценили многие выдающиеся ученые-медики. Например, Боткин называл кумыс «прекрасным средством» и считал, что приготовление этого напитка должно стать общим достоянием, как приготовление творога или простокваши.
Любой башкир подтвердит, что кумыс - отличная альтернатива пиву и коле.

Результаты по 1076 представителям 30 групп, проживающих от Балтийского моря до Байкала. Издание BioMed Central (BMC), специализирующееся на публикациях об исследованиях в области биологии, медицины, онкологии и других наук, обнародовало материал об исследовании ДНК этих народов, сделав особый акцент на регион Идель-Урал. "Idel .Реалии" решили изучить материал и рассказать своим читателям об основных выводах ученых об этногенезе народов Поволжья.

Ученые обнаружили необычно высокий уровень сходства на уровне генетики между представителями нескольких этнических групп Сибири, таких как ханты и кеты, с носителями большого количества различных языков на огромных географических просторах. Оказалось, что существует значительное генетическое родство между хантами и тюркоязычными жителями Урала, то есть башкирами. Такое открытие усиливает аргументы сторонников, выступающих в пользу "финно-угорского" происхождения башкир. Исследование также показало, что в башкирском генетическом ряде отсутствует главный "ядровой" ген какой-либо группы, и он представляет собой смесь тюркских, угорских, финнских и индоевропейских генов. Это указывает на многосложное переплетение генетического ряда тюркских и уральских групп населения.
Сравнение с генетическими структурами народов Сибири и географией региона, который они населяют, показывает, что имело место "Великое переселение народов Сибири", приведшее к взаимному "генетическому обмену" в Сибири и части Азии.

Восточные славяне на генетическом уровне оказались похожими друг на друга. Носители славянских языков Восточной Европы в целом имеют схожий генетический набор между собой. Украинцы, белорусы и русские имеют почти одинаковые "пропорции" генов народов Кавказа и Северной Европы, при этом практически не имеют азиатского влияния.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

В Центральной Азии у носителей тюркских языков, включая казахского и узбекского, доминирует центрально-азиатский ген (>35%). У башкир его оказалось меньше (~20%). У чувашей и татар Поволжья центрально-азиатского компонента еще меньше (~ 5%).

Доминирующий ген у народов Западной и Центральной Сибири (ханты, манси, кеты и селькупы) представлен также в западной части Уральских гор. Так, он выявлен у коми (16%), удмуртов (27%), которые относятся к пермской ветви уральских языков. Тот же компонент представлен у чувашей (20%) и башкир (17%), тогда как у татар его доля значительно ниже (10%). Интересно, что этот же ген имеется на незначительном уровне у тюркских народов Центральной Азии (5%).

Восточно-сибирский компонент представлен у носителей тюркских и самодийских языков Центральной Сибирской равнины: у якутов, долган и нганасанов. Этот же компонент обнаружен у носителей монгольских и тюркских языков в районе Байкала и Центральной Азии (5-15%), в меньшей степени (1-5%) - у носителей тюркских языков региона Идель-Урал.

РАЗНЫЙ ИДЕЛЬ-УРАЛ

Регион Идель-Урал населен, как известно, в основном тремя группами народов: уральские, тюркские и славянские. Башкиры и татары являются представителями главных тюркоязычных этносов региона. Несмотря на то, что эти народы живут в одном регионе, имеют взаимопонимаемые языки, генетически они значительно отличаются. У татар много общего в генетике с соседними народами, тогда как у башкир - с проживающим в других регионах. Поэтому это дает основание говорить о том, что башкиры изначально не тюрки, а этническая группа, перешедшая на тюркский язык.

Есть три основные версии происхождения башкир: тюркская, финно-угорская и иранская. Согласно тюркской версии большинство предков башкир формировались из тюркских племен, мигрировавших из Центральной Азии в первом тысячелетии нашей эры. Финно-угорская версия держится на предположении, что башкиры произошли от мадьяр (венгров), а потом были ассимилированы тюрками. По иранской версии башкиры являются потомками сармат из Южного Урала.

В целом исследование усиливает аргумент в пользу финно-угорского происхождения башкир. Много компонентов в генетическом ряду башкир совпадает с таковыми хантов, этнической группы родственной венграм. Интересно и то, что некоторые исследователи указывают на использование этнонима "башкиры" в отношении венгров XIII века. Известно, что мадьяры (венгры) формировались между Повольжем и Уральскими горами. В VI веке они переместились в степи Дон-Кубани, покинув прото-булгар, а затем переселились в места, где проживают и ныне.

Башкиры, несмотря на свою тюркоязычность, были подвержены влиянию древних северных евро-азиатских народов. Таким образом, генетический ряд и культура башкир разные. В свою очередь народы Восточной Европы, говорящие на уральских языках, имеют генетическое родство с хантами и кеттами.

Следует отметить, что геном близких по языку башкир и татар Поволжья имеет мало общего с их "предками" из Восточной Азии или Центральной Сибири. Татары Поволжья представляют собой в генетическом плане смесь булгар, имеющих значительный финно-угорский компонент, печенегов, куман, хазар, местных финно-угорских народов и алан. Таким образом, татары Поволжья в основном являются европейским народом с незначительным влиянием восточно-азиатского компонента. Генетическое родство татар с различными тюркскими и уральскими народами региона Идель-Урал очевидно. После завоевания региона тюркскими народами предки татар и чувашей испытали значительное влияние на язык, при этом сохранили свой оригинальный генетический ряд. Скорее всего эти события произошли в VIII веке нашей эры, после переселения булгар в низовьях Волги и Камы и экспансии тюркских племен.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Авторы исследования предполагают, что башкиры, татары, чуваши и носители финно-угорских языков имеют общий тюркский ген, который в Идель-Урале возник в результате тюркской экспансии на регион. Однако финно-угорский субстрат не был однородным: у татар и чувашей финно-угорский субстрат состоит в основном из "финно-пермского" компонента, тогда как у башкир он "мадьярский" (венгерский). Тюркский компонент у башкир без сомнения довольно значимый, и он отличается от тюркского компонента татар и чувашей. Башкирский тюркский компонент свидетельствует о влиянии на эту этническую группу со стороны Южной Сибири. Таким образом, тюркские гены башкир делают их ближе к алтайцам, киргизам, тувинцам и казахам.

Анализ по принципу генетического родства недостаточен, чтобы категорично утверждать о финно-угорском происхождении башкир, однако он указывает на раздельность по периодам генетичских компонентов башкир. В своем исследовании ученые показали, что генотип башкир многогранен, разнокомпонентен, и у этой этнической группы отсутствует какой-то главенствующий генотип. Как отмечалось, башкирский генотип включает тюркские, угорские, финнские и индоевропейские гены. В этой мозаике нельзя точно сказать о каком-то главном компоненте. Башкиры - единственный народ в регионе Идель-Урал с таким разнообразным набором генов.

Ранее "Idel.Реалии" писали о том, что российские СМИ (в том числе, и татарстанские) растиражировали новость о том, что крымские, казанские и сибирские татары являются генетически разными группами, и поэтому никак не могут быть частями единого татарского этноса, сформировавшегося в средние века.

Южный Урал и прилегающие степи, где произошло формирование народа, издавна были ареной активного взаимодействия разных племён и культур.В литературе по этногенезу башкир рассматриваются различные теории происхождения башкирского народа: тюркская (В.В. Вельяминов-Зернов, В.Н. Витевский, П.С. Назаров, Д.Н. Соколов и др.) финно-угорская (В.Н. Татищев, С.А. Токарев, и др.), иранская. Есть также промежуточная теория, выделенная в отдельную Р.З. Янгузиным.1.Тюркская теория-суть в том, что основным ядром этногенеза башкир являлись тюркские древнебашкирские племена. Основывается на том, что арабские, персидские и среднеазиатские авторы пишут о башкирах как о тюрках. Среди них Ахмет ибн Фадлан и Махмуд Кашгари.В научной литературе тюркской теории придерживались П. И. Рычков, Т. Мюллери др.В последствии теория была развита С. И. Руденко, Н. В. Бикбулатовым, Н. А. Мажитовым, Р. Г. Кузеевым.Этапы формирования по Р. Г. Кузееву:

С середины I тыс. н. э. до рубежа VIII--IX вв. -- выделение из раннесредневековых племенных общностей и формирование на основе их взаимодействия и смешения основных компонентов древнебашкирского этноса. На Сырдарье и в Приаралье складывается группа древнебашкирских племён (бурзян, усерган, байлар, сураш, тангаур, ягалбай, тамьян, ун, бишул, кудей).

В VIII -- начале IX в. в центральном районе Бугульминской возвышенности в VIII -- начале IX в. формируется булгаро-мадьярская племенная группа

Взаимодействие местных финно-угорских племен с пришлыми родо-племенными группами сармато-аланского происхождения (сызгы, упей, терсяк, уваныш и др.)

Миграция древнебашкирских племен в Приуралье и их взаимодействие в IX--X вв. с булгаро-мадьярскими и тюркизированными финно-угорскими племенами -- основа становления древнебашкирского этноса.

XI -- начало XIII в. -- этап дальнейшей консолидации компонентов древнебашкирского этноса при сохранении ведущей культурно-языковой роли пришлых башкирских кочевников. Степная культура и тюркский язык формирующейся общности развивались за счет притока новых групп тюркоязычных кочевников (ай, тырнаклы, каратавлы, тау, сарт, мурзалар, кумлы, истяк и др.) с востока. Начинается миграция древнебашкирских племён на Южный Урал и в бассейн р. Белой.

В XIII--XIV вв. мощный приток в Исторический Башкортостан кыпчакизированных племен (кыпчакская группа -- кыпчак, канлы, гэрэ, сары, кошсы, туркмен, бушман, джете-уру, байулы, кармыш, киргиз, елан, казанчи; катайская группа -- катай, найман, балга, маскар, сальют, борэ, балыксы; табынская группа -- табын, уйшин, суюндук, дуван, кувакан, сырзы, теляу, барын, бадрак, таз; минская группа -- мин, кырк-уйле, куль, суби, миркит). Кыпчаки формируют современный этнический облик башкир.

В XV -- первая половина XVI в. -- углубление и стабилизация этнических процессов предшествующей эпохи. Смешение башкир с ногаями (ногай-бурзян, ногай-юрматы) и фино-уграми хотя и оказало определенное влияние на формирование региональных этнографических групп формирующейся народности, но не изменило общего направления развития этнической консолидации башкирской народности.

З. Валиди отмечал помимо названного более позднее этническое взаимодействием с народами и этносословными группами Волго-Уральского региона и Средней Азии (татарами, мишарами, тептярами, казахами, калмыками, каракалпаками, сартами и др.), которое, однако, не изменило общего направления развития этнических процессов.В советской историографии конца 1980-х гг. наиболее популярной считалась тюркская теория происхождения башкир. На современном этапе исследования остается ряд ещё нерешенных вопросов, в частности о времени формирования башкирского народа, какие факторы этнической истории башкир считать основными и т. д. 2.Угорская теория(исторически она явилась наиболее ранней)-суть в том, что мадьярские племена, в первую очередь юрматы и еней, являлись ядром формирования башкирского этноса. Впоследствии они перешли на тюркский язык ассимилированных племён.Основывается на том, что в составе и башкир и мадьяр были племена юрматы и еней и др., сохранявшие память друг о друге после переселения венгров в Паннонию.В Европе башкир считали родственными венграм ещё в XIII веке. Путешественники Юлиан, Плано Карпини и Гийом де Рубрук, писавшие о тождестве башкирского языка с мадьярским. Именно поэтому они называли страну башкир «Великая Венгрия».В европейской научной литературе угорская теория была описана первой (Филипп-Иоганн Страленберг (1676--1747), В. Н. Татищев (1686--1750), Н. М. Карамзин (1766--1829), Д. А. Хвольсон). Н. М. Карамзин в I томе «Истории государства Российского» писал, что «в начале язык у них (башкир) был венгерский. Потом они отюречились».Теорию развивали М Уметбаев, Джалиль Киекбаев, Н. П. Шастина; среди венгерских ученых доктор Д.Дьерффи.В настоящее время угорская теория происхождения башкир большинством учёных считается устаревшей.Т. М. Гарипов и Р. Г. Кузеев писали, что «существование в исторической науке особой «башкиро-мадьярской» проблемы, как отражение определенных взглядов, трактующих родство и даже тождество этих в действительности разных народов, лишено научного смысла и является

своеобразным анахронизмом». Однако, Р. З. Янгузин считает, что «комплексные исследования по этнографии, языкознанию, археологии, антропологии и другим наукам доказывают, что угорская теория происхождения башкирского народа имеет право на существование».Иранская теория:С. А. Галлямов, опираясь на археологические материалы и на исследования члена-корреспондента Академии наук СССР, доктора филологических наук Николая Дмитриева, указавшего на наличие иранской фонетики в современном языке башкир Южного Урала, иранскую теорию происхождения башкир рассматривает в рамках индоиранской, индоевропейской гипотезы, согласно которой древние предки современных башкир в VI тысячелетии до нашей эры проживали на территории Месопотамии. Затем часть их переселилась в Среднюю Азию на территорию современного Туркменистана, и дальше на Южный Урал, где они составили основу башкирского этноса.В настоящее время гипотеза С. А. Галлямова считается ненаучной. Под иранской теорией происхождения башкир подразумеваются сако-сарматские, дахо-массагетские племена Южного Урала и Прикаспийского региона, которых (в современной исторической науке) принято относить к ираноязычным племенам.




Top