Тест по произведению живая шляпа. Тесты для внеклассного чтения по произведениям Н.Носова

К сожалению, у современных детей все реже возникает желание читать. Приобщить младших школьников к художественному слову, научить различать доступные для них, полезные, интересные книги, сформировать их читательский кругозор и постепенно сделать их настоящими читателями помогут уроки внеклассного чтения.

Программа по внеклассному чтению, разработанная Светловсгай Н.Н. утратила свою актуальность. Новых программ нет. Педагогу предоставлена свобода выборов авторов и изучаемых произведений. Однако во многих школах преподаватели вовсе отказались от внеклассного чтения или заменили уроки формальными читательскими дневниками, в которых родители пишут, чтобы не упасть лицом в грязь, такое неимоверное количество прочитанных его ребенком страниц, что просто диву даешься. На мой взгляд, это недопустимо.

Цель уроков внеклассного чтения - обеспечить в процессе обучения непрерывное знакомство с широким кругом детских произведений.

Учитель самостоятельно определяет круг авторов, творчество которых будет изучаться с детьми на уроках. Целесообразно выбирать произведения, близкие и понятные по смысловому содержанию, позволяющие органично использовать музыкальное сопровождение, легко и интересно инсценировать отдельные части повествования. Ведь, как известно, литература тесно связана с музыкой, театром, изобразительным искусством. Начинать можно с любимых детьми авторов, с произведениями которых они знакомы ещё с детского сада. Это могут быть Маршак С.Я. («Кошкин дом», «Кто колечко найдет?». «Сказка о глупом мышонке», «Багаж», «Вот какой рассеянный»,«Двенадцать месяцев»), Чуковский К. И. («Мойдодыр», «Федорино горе», «Телефон», «Тараканище», «Краденое солнце»), Носов Н.Н.(«Огурцы», «Заплатка», «Замазка», «На горке»), сказки Перро Ш. (Красная шапочка, «Золушка», «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Спящая красавица», «Рике с хохолком»), сказки Андерсена Г.Х. («Дюймовочка», «Снежная королева», «Стойкий оловянный солдатик», «Огниво», «Свинопас», «Ребячья болтовня», «Гадкий утенок», «Дикие лебеди», «Новое платье короля», «Русалочка», «Принцессана горошине»); сказки Братьев Гримм («Стоптанные туфельки», «Король Дроздобород»), Уайльда О. («Великан-эгоист», «Соловей и Роза», «Преданный друг», «Счастливый принц», «Замечательная ракета», «Молодой король»).

После изучения творчества писателей, я задаю читать детям на неделю одно-два произведения, потом в классе дети пишут тест по прочитанному произведению. Когда будет прочитано и проработано несколько произведений изучаемого автора провожу обобщающий урок-викторину, КВН, урок-аукцион, предлагаю детям инсценировать отрывки из сказок, написать сочинение о наиболее полюбившемся произведении.

Предлагаю некоторые тесты по произведениям Н. Носова.

Мишкина каша

1. Где жил Николай, когда к нему приехал Мишка?

а) в селе
б) в городе
в) на даче
г) в деревне

2. На сколько дней уезжала мама?

а) на один
б) на два
в) на несколько

3. Сколько Мишка насыпал крупы?

а) полкастрюли
б) на донышке
в) целую кастрюлю

4. Где ребята варили кашу?

а) на плите
б) на костре
в) в печке

5. Сколько раз ребята подливали воды?

а) много раз
б) 2 раза
в) 3 раза

6. Почему Мишка воды не принес?

а) побоялся в темноту идти
б) ведро в колодец упустил
в) на колонке воды не было

7. Чем ребята натаскали воды?

а) чайником
б) стаканом
в) кружкой
г) кастрюлей

8. Почему ребята не ели кашу?

а) не доварилась
б) не соленая, горькая, воняет гарью
в) не захотели ее есть

9. Что ещё попытались приготовить ребята?

а) картошку сварить
б) макароны пожарить
в) пожарить рыбу
г) суп сварить

10. Как ребята отблагодарили соседку?

а) воды наносили
б) сена накосили
в) огород выпололи
г) огород полили.

На горке

1. Как звали мальчика из рассказа? ____________________________

2. На чём решил покататься с горки герой рассказа?

а) на санках
б) на лыжах
в) на коньках
г) на дощечке

3. Почему мальчик не смог покататься?

а) плохо застыла
б) была ещё не готов
в) кататься, как надо не умел

4. Как он испортил горку?

а) всю исцарапал
б) посыпал песком
в) проковырял дырки

5. Что сделал Котька, чтобы легко было взбираться на горку?

а) порожки с боку
б) перила прибил
в) сзади песком посыпал.

Огурцы

1. Куда взял Павлик Котьку?

а) в лес за грибами и ягодами
б) на речку рыбу ловить
в) путешествовать

2. Что сделал колхозный сторож?

а) побежал за ними
б) засвистел в свисток
в) из ружья выстрелил

3. Что Котька решил сделать с огурцами, когда его мама отправили назад?

а) отнести Павлику
б) выбросить в канаву, а сказать, что отнёс
в) съесть по дороге
г) отнести дедушке

4. Сколько огурцов отдал Котька?

а) все
б) не хватало одного
в) не хватало двух или трёх

5. О чем рассказ?

а) о доброте и зле
б) о честности и совести
в) о двух мальчиках и огурцах

Заплатка

1. Какие штаны были у Бобки?

а) чёрного цвета
б) синего цвета
в) защитного цвета

2. Где Бобка разорвал штаны?

а) за гвоздь зацепился
б) упал и об асфальт разорвал
в) на дерево полез и о сук разорвал

3. Сколько раз Бобка пришивал заплатку?

а) сразу пришил
б) 2 раза пришивал
в) мама ему помогла

4. Что Бобка обещал ребятам ещё научиться делать?

а) петли пришивать
б) пуговицы пришивать
в) вешалку пришивать
г) шнурки завязывать

Затейники

1. Почему Валя и Коля затейники?

а) сочиняли разные истории
б) затевали какие-нибудь игры
в) рассказывали небылицы

2. В какую сказку играли дети?

а) Волк и Лиса
б) Теремок
в) Три поросёнка

3. Чего испугались дети?

а) Валю кто-то тронул за ногу, а она подумала, что это серый волк
б) какой-то шорох раздался
в) кто-то постучался

4. Чем закончился рассказ?

а) больше не стали в три поросёнка играть
б) игру продолжили
в) стали играть в другую игру

Замазка

1. Где дети взяли замазку?

а) стекольщик дал
б) нашли
в) отковыряли от окна

2. Как ребята лишились замазки?

а) дяденька сел на неё
б) потеряли
в) большие мальчики отобрали

3. Чем занимались ребята, когда соскоблили со стула замазку?

а) стали кино смотреть
б) разговаривали друг с другом
в) ели пряники

4. После неудачных поисков замазки дети увидели на экране:

а) продолжение фильма
б) тёмный экран
в) надпись «Конец»

5. Отзыв о фильме:

а) кино понравилось
б) кино понравилось, ещё сходим
в) какая-то чепуха на постном масле

Живая шляпа

1. Чего испугались ребята?

а) кто-то постучался
б) шляпа двигалась
в) непонятные звуки

2. Действия ребят:

а) оборонялись от шляпы как могли
б) убежали из дома
в) сидели, как вкопанные и ждали, что будет дальше

3. Что делал Васька, когда выскочил из-под шляпы

а) фыркал и жмурился от света
б) убежал, что есть сил
в) царапался, вырывался из рук ребят, мяукал.

Бобик в гостях у Барбоса

1. Как звали друга Барбоса?

а) Пушок
б) Васька
в) Мурзик

2. Что делал Барбос до встречи с Бобиком?

а) на улице гулял
б) сидел на подоконнике и зевал по сторонам
в) бегал с котом наперегонки

3. Как Бобик попал в квартиру?

а) через окно
б) через дверь
в) через балкон

4. Где жил Бобик?

а) в доме в подъезде
б) под забором
в) в конуре

5. Какой первый необычный предмет увидел Бобик?

а) часы
б) картину
в) ковёр

6. Где Бобик увидел другую собаку и очень удивился?

а) в зеркале
б) в окне
в) в другой комнате

7. Во что угодил Барбос лапой, когда полез на полку?

а) в кашу
б) в щи
в) в кисель

8. Где, по словам Барбоса, спал дедушка?

а) на кровати
б) на диване
в) возле двери на коврике

9. Что висело на гвозде?

а) ремень
б) плётка
в) веник

10. Куда спрятался Барбос от дедушки?

а) в окно убежал
б) забился в угол около шкафа
в) забился под кровать

11. Что принёс кот Барбоске на ужин?

а) кусок колбасы
б) ножку курочки
в) кусок мяса

Тук-тук-тук

1. На сколько дней раньше приехали ребята?

а) за 2 дня
б) за несколько
в) за 1 день

2. Как звали сторожа лагеря?

а) Наталья Петровна
б) Ольга Ивановна
в) Мария Максимовна

3. Гнёзда каких птиц были на старых липах?

а) вороньи
б) грачиные
в) гнёзда сорок

4. Кто из ребят лёг спать в середину?

а) Коля
б) Костя
в) Мишка

5. Что Мишка положил под подушку?

а) камень
б) топор
в) нож

6. Кто из ребят заснул первым?

а) Костя
б) Мишка
в) Коля
г) никто не заснул

7. Отчего проснулись ребята утром?

а) от страшного стука в дверь
б) сторож разбудил
в) сами встали

8. Кто стучался к ребятам ночью?

а) никто
б) сторож
в) собака лапой
г) ворона

9. Кого ребята считают храбрецом?

а) Колю
б) Мишку
в) Костю

Огородники

1. Сколько человек было в каждой бригаде?

а) три
б) два
в) четыре
г) несколько

2. Какую награду должна была получить бригада-победитель?

а) почётную грамоту
б) красное знамя
в) денежную премию

3. Какой номер участка был у Вити с Колей?

а) №12
б) №14
в) №11

4. Что делал Мишка больше всего при копке участка в первый день?

а) отдыхал под кустиком
б) бегал по другим участкам
в) копал в поте лица

5. Что делал Мишка больше всего во второй день работы?

а) мерил рулеткой вскопанный участок и корень пня
б) постоянно разговаривал с другими ребятами
в) ремонтировал лопату

6. Что должно было отпугивать ворон от огорода?

а) сторож
б) сторожевые собаки
в) пугало

7. Какая идея пришла Мишке в голову?

а) сделать чудо-лопату
б) ночью, когда все будут спать, вскопать огород
в) вскопать огород ночью мотоблоком

8. По какому признаку ребята поняли, что это их огород?

а) пень торчал среди огорода
б) мало было вскопанной земли на участке
в) ребята проверили номер участка

9. На следующий день Мишка с Колей первыми помчались на огород

а) нет, плелись сзади всех детей
б) да, побежали вперед, чтобы быстрее закончить вскопку участка
в) шли со всеми ребятами вместе и смеялись.

10. Порадовала ли новость Мишку и Колю утром?

а) да, ведь знамя они должны будут получить
б) нет, т.к. узнали, что вскопали чужой участок

11. Как ребята решили отметить участок отстающих?

а) пугало поставить
б) отметить зелёными флажками участок
в) постоянно давать других ребят в помощь отстающим

12. Мишка и Коля перестали быть отстающими к осени

а) да
б) да, но только осенью
в) нет, т.к. Мишка все всегда путал

13. Что взяли Мишка с Колей ещё в придачу к знамени?

а) целую корзину выращенных овощей
б) почетную грамоту
в) пугало

Конспект урока чтения. Н.Н. Носов. "Живая шляпа". 2-й класс

Цели:

Ознакомить детей с рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.

Развивать навык чтения про себя и вслух;

Развивать память, внимание.

Прививать интерес к чтению.

Ход урока

1. Оргмомент.

Итак, друзья, начнём урок
Затей у нас большой мешок
А для кого они? Для вас.
Я знаю, любите вы игры
Загадки, песни, сказки,

Но нет ничего интереснее,
Чем наши весёлые книги!

Постановка, цель урока.

Ребята, начнем урок с выполнения упражнений, способствующих развитию техники чтения.

2. Разминка.

1 Артикуляционная гимнастика.

2. Работа со скороговоркой.

У Капы на пол упала шляпа.

Прочитайте скороговорку медленно.

Прочитайте скороговорку быстро.

Прочитайте скороговорку с радостным настроением.

Прочитайте скороговорку обиженно.

3. Чтение слоговой таблицы (Снизу вверх)

А

Е

И

О

У

Ы

Ю

Я

Бак

Без

Бид

Боч

Бум

Бык

Бюр

Бяз

Вар

Вес

Виз

Вод

Вуз

Выз

Вял

Газ

Гер

Гид

Год

Гус

Гюл

Гяу

Дар

Дел

Див

Долг

Душ

Дым

Дюн

Дяд

Жар

Жел

Жим

Жот

Жук

Жюр

Зар

Зем

Зим

Зол

Зуб

Зыб

Зяб

Кар

Кем

Кин

Кол

Куб

Кыш

Кюр

Кям

Лак

Лес

Лис

Лом

Луг

Лыж

Люк

Ляг

Мак

Меч

Мир

Моч

Мух

Мыл

Мюз

Мяч

Наг

Нез

Ник

Нор

Нуд

Ныр

Нюр

Нян

Пар

Пес

Пил

Пол

Пур

Пыл

Пюр

Пят

Рам

Речь

Рис

Род

Рук

Рын

Рюм

Ряб

Сад

Сер

Сиг

Сом

Сук

Сыр

Сюр

Сяд

Так

Тез

Тип

Топ

Туз

Тыч

Тюл

Тяж

Фае

Фес

Финн

Фор

Фуд

Фыр

Фюз

Хар

Хек

Хищ

Хор

Худ

Цап

Цек

Цир

Цок

Цуп

Цып

Чащ

Чер

Чип

Чук

Шап

Шес

Шиф

Шов

Шуб

Шют

Щав

Щел

Щип

Щуб

3.Создание проблемной ситуации. (мотивация)

Читает стихотворение, держа в руках шляпу.

Шляпа- лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком сете выручает

И быть модной помогает.

От дождя и ветра спрячет,

Пожелает нам удачи!

О чем данное стихотворение?

А кто из вас знает, что такое шляпа?

А сейчас послушайте, как значение слова «шляпа» трактуется в толковом словаре.(ШЛЯПА- ГОЛОВНОЙ УБОР С ВЫСОКИМИ ПОЛЯМИ. По Ожегову)

4. Новый материал.

Пришла пора познакомиться с произведение, которое будем читать на уроке.

Возьмите листочки, зачеркните букву “ь”, составьте из оставшихся букв фамилию имя отчество и название произведение, которое мы сегодня будем читать.

НьиькьоьльаьйьНиькььоьльаьеьвьиьчьНьосьов

“ Жьиьвьаьяььшььльяьпьаь”

В своих рассказах, как вы уже успели заметить, Николай Николаевич не упускает повода сообщить своим читателям что-нибудь интересное и полезное. Он очень просто, легко и с юмором рассказывает нам о человеческих достоинствах и недостатках.

Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Не забывайте читать эти книги! Кто из вас знаком с рассказом «Живая шляпа»?

Как вы думаете, шляпа может быть живой? Сегодня мы об этом узнаем.

2. Словарная работа.

Плюх-ну-лось

Со- скольз-ну-ли

Под-прыг-нет

Рас-кра-ши-ва-ли

При-от-кры-ли

- Прочитайте хором слова и объясните их значения.

Рассмотрите рисунок

Обьясните значение слов комод и кочерга. Работа с толковым словарем.

Комод - предмет мебели, состоящий из нескольких расположенных друг над другом выдвижных ящиков (для белья и различных мелких вещей).

Иллюстрация в учебнике стр.55.

Кочерга - приспособление для перемешивания топлива в печи - толстый железный прут с прямо загнутым концом.

5. Работа с текстом.

Чтение текста по абзацам и ответы на вопросы.

Вопросы:

Как звали кота?

Где сидел Васька?

Кого увидел Васька на шляпе?

Что он делал в начале рассказа?

Вопросы:

Как звали мальчиков героев этого рассказа?

Вопросы:

Как я передала при чтении состояние мальчиков? (Дрожащий голос, шепот, крик, ужас в голосе).

А почему мы не испугались? (Знали что там Васька).

Вопросы:

Какое оружие выбрали мальчики для борьбы со шляпой?

Что происходило со шляпой?

Вопросы:

Какое чувство появилось у ребят?

Что предложил Вадик?

Вопросы:

Что предложил Володя?

Кто попал картошкой в шляпу?

Вопросы:

Кого увидели мальчики?

Каким стало настроение ребят?

Как вы думаете, а котенок какие чувства испытывал на протяжении всего рассказа?

Смешной или грустной показалась эта история?

Какие чувства вы испытали?

6. Физкультминутка

7. Закрепление изученного материала.

Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Работа с иллюстрациями на с. 55 и с. 56.

Художник создал 2 картинки, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

Как вы думаете на рис (стр 56) , кто из ребят - Вадик, а кто- Володя?

Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на первой и второй картинках.

- Выбрать пословицу к тексту.

«Семь раз отмерь - один раз отрежь»

«У страха глаза велики»

«Волков бояться - в лес не ходить»

Можно ли этой пословицей обозначить основную мысль этого рассказа?

Игра “Блицопрос”.

Скажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик? (Володя)

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?(Вадику)

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?(в шляпу)

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

8. Итог урока.

Как называется рассказ, который мы читали?

Почему шляпа оказалась живой?

Как бы вы поступили на месте мальчиков?

Рефлексия

-Может, слышали выражение «ШАПКАМИ ЗАБРОСАТЬ»?

(В старину так действительно поступали с человеком, на которого сердились, высказывали своё презрение к его плохому поступку.)

Но при помощи головных уборов выражали радость и восторг. Их бросали вверх. Чем больше радость, тем выше летели шапки и шляпки.

Я предлагаю вам воспользоваться этим обычаем. Насколько вы довольны своей работой на уроке, оцените себя, как читателя, активного ученика, было ли вам интересно на уроке, настолько высоко подбросьте шляпу.

Высказывают свои варианты ответов.

9. Домашнее задание:

Выразительное чтение текста, подготовка к чтению по ролям.

Николай Николаевич Носов

Живая шляпа

Тест

1. Котёнок Васька сидел на полу и ловил …

1) блох 2) мух 3) пух

2. Комод – это …

1) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для мелких инструментов.

2) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для продуктов или мелких вещей.

3) Низкий шкаф с выдвижными ящиками для белья или мелких вещей.

3. В комнате сидели и раскрашивали…

1) Володя и Вадик

2) Вадик и Василий

3) Володя и Вадим

4. Шляпа вылезла на середину комнаты и остановилась. Ребята смотрят на неё и трясутся от …

1) смеха 2) страха 3) холода

5. Соскочили с дивана и бегом из комнаты на …

1) балкон 2) в столовую 3) на кухню

6. Мальчики первый раз видели, чтоб шляпа по комнате ходила. Они думали, что её кто-нибудь дёргает за …

1) ниточку

3) верёвочку

7. Чтобы посмотреть, кто прячется в шляпе, мальчики

в
зяли …

1) лыжную палку и швабру

2) кочергу и веник

3) кочергу и лыжную палку

8. Чем «стреляли» мальчики в шляпу?




1) огурцами 2) картошкой 3) кабачками

9. Кто первый раскрыл секрет «живой» шляпы?

10. Кто попал картошкой в шляпу?

1) Володя 2) Вадик 3) оба мальчика вместе

11. Когда в шляпу попали картошкой, то из-под шляпы сначала показался …

1) сам котёнок

2) сначала лапа, а потом и сам котёнок выскочил

3) серый хвост, потом лапа, а потом и сам котёнок выскочил

12. Вадик схватил Ваську и давай его обнимать, спрашивая: «Васька, миленький, как же ты под шляпу попал?». Но Васька ничего не ответил, а только …

1) фыркал и жмурился от лампы

2) жмурился от света и дрожал от страха

3) фыркал и жмурился от света

Цели урока:

    продолжить работу над произведением Н.Н.Носова “Живая шляпа”;

    формировать умение определять и анализировать композицию произведения;

    развивать умение анализировать характер и поступки героев;

    развивать умение сравнивать, обобщать, делать выводы;

    совершенствовать навыки выразительного чтения;

Оборудование: учебник “Родная речь” авт. Климанова Л.Ф., портрет писателя Носова Н.Н., выставка книг писателя, аудиозапись, смайлики ().

I. Организационный момент.

II. Постановка цели урока.

– Сегодня мы продолжаем работу над рассказом Н.Н.Носова “Живая шляпа”.

– Посмотрите на нашу выставку книг писателя Н.Н.Носова. Книги, которые я взяла из нашей школьной библиотеки, не выглядят новыми, они самые потрёпанные, зачитанные. Как вы думаете, почему?

– Правильно, их читают, они никогда не залёживаются на полках.

III. Проверка понимания произведения.

(На доске вывешены картинки: машина, шляпа, картофель, котёнок, лыжи, клюшка, сани, лыжная палка, ребята)

– Найдите те предметы и тех действующих лиц, которые встретились в рассказе. Назовите лишние предметы.

– Откройте учебник на с. 54

– Дома вы ещё раз прочитали рассказ Н.Н.Носова и разделили его на части.

– Как вы думаете, почему писатель назвал свой рассказ живая шляпа? (Под ней был котёнок, она казалась живой. Двигалась – словно живая).

– Как звали котёнка? (Васька)

– Как звали мальчиков– героев этого рассказа? (Володя и Вадик)

– Чем занимались ребята? (Играли)

– Что вдруг случилось? (Они услышали, что где-то что-то упало)

– Какое оружие они выбрали для борьбы со шляпой? (Картошку)

– Что произошло, когда ребята стали швырять картофелем в шляпу? (Они услышали жалобное мяуканье)

– Кого же ребята испугались на самом деле? (Котёнка)

– Какая пословица подходит для описания поведения мальчиков? (Дело мастера боится. У страха глаза велики. Велика голова, да мозгу мало. Трусливому зайке и пенёк волк.– пословицы записаны на доске)

IV. Изучение нового материала.

– На сколько частей можно разделить этот рассказ? Не забывайте, что каждая часть должна содержать основную мысль. (На четыре). Давайте вместе составим план рассказа. Для чего мы составляем план рассказа? (Чтобы легче было вспоминать развитие действия в рассказе, для пересказа)

– Послушайте в записи начало рассказа, а когда вы услышите, что закончилась первая часть – хлопните в ладошки. (Запись рассказа до слов “Что-то плюхнулось– упало на пол” )

– Что вы заметили, когда слушали запись рассказа? (Не соответствует тексту в учебнике).

– Н.Н.Носов именно так написал рассказ, как мы сейчас с вами прослушали. В нашем же учебнике, авторы учебника изменили эту часть. Они сделали это для того, чтобы вы, читатели, смогли более точно представить себе картину развития.

– О чём эта часть рассказа? (О том, как котёнок ловил мух)

– Как можно озаглавить эту часть? (Котёнок играет)

– Знали ли мальчики, кто скрывается под шляпой? (Нет). А читатели? (Да)

– Значит, автор хотел, чтобы читатели знали, что страх напрасен, поэтому он и начал свой рассказ с того, как котёнок попал под шляпу. Эта часть рассказа очень важна, она называется вступлением. Какое впечатление сложилось у вас о героях рассказа? Смелые они мальчики или трусишки?(Дети дают разные ответы).

– Какой смайлик подходит для первой части?

– Сколько здесь действующих лиц? (Вадик, Вова, автор)

– Подготовьте чтение.(Через 1-2 минуты жужжащего чтения дети читают вторую часть по ролям). (Дети читают до слов “Соскочили с дивана– и бегом из комнаты”.

– Какой смайлик подходит для этой части?

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики испугались)

– Придумайте название этой части. (Испуг)

– Прочитайте третью часть рассказа по лицам, т.е. диалогом. Сколько участников диалога? (Два) Посмотрите, какие слова произносит каждый герой рассказа. (После 1-2 минут жужжащего чтения дети читают диалогом) (Дети читают до слов “…прибежали на кухню”.)

– О чём эта часть рассказа? (О том, как мальчики кидают в шляпу картошкой)

– Придумайте название этой части. (Решение ребят)

– Прочитайте четвёртую часть по цепочке.

– Какой смайлик подходит к этой части?

– О чём эта часть рассказа? (О том, как из-под шляпы высунулся серый хвост)

– Придумайте название этой части. (Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы)

Что испытали мальчики, когда узнали “секрет” шляпы? (Облегчение).

  1. Котёнок играет.
  2. Испуг.
  3. Решение ребят.
  4. Мальчики раскрыли “секрет” живой шляпы.

– А теперь сравните план рассказа, который мы с вами составили с тем, что у нас дан в учебнике вопрос № 5 с. 59. Молодцы мы с вами?

– Погладьте себя правой рукой по голове сзади – вперёд, а левой– по животу, по часовой стрелке. Оденьте шапку для размышления– 4 раза.

V. Закрепление изученного материала.

– Это весёлый, юмористический рассказ, мы вместе с автором посмеиваемся над героями, попавшими в смешное положение.

Действие здесь развивается очень быстро, события следуют одно за другим. Мы говорили на предыдущих уроках, что очень трудно изобразить на картинке действие. Но, посмотрите, как вышел из трудного положения художник. Для этого рассмотрите иллюстрации к рассказу. (Дети рассматривают иллюстрации на с. 55 и с. 57).

– Художник создал серию картинок, каждая из которых соответствует какому-то одному моменту действия, а вместе они рассказывают о том, что случилось.

– Как вы думаете, кто из ребят – Вадик, а кто– Володя? Докажите своё мнение.

– Как художник передаёт, что мальчики “тряслись от страха”? Сравните, как сидят мальчики на второй и последней картинках. Сказано ли в рассказе, в какой позе сидят герои? (Нет).

– Художник должен “перевести” язык писателя– слово– на свой язык, язык красок.

Игра “Блицопрос”.

– Расскажи, так или не так всё было в рассказе Н.Н.Носова “Живая шляпа”(Дети отвечают на вопросы быстро):

1.Котёнок Васька сидел на полу или на шкафу?

2. Володя и Вадик видели или не видели, как котёнок попал под шляпу?

3. Кто хотел поднять шляпу: Володя или Вадик?

4. Шляпа подползла к Володе или к Вадику?

5. Вадик попал картошкой в шляпу или в Володю?

6. Васька фыркал и жмурился от света или дрожал от страха?

Игра “Восстанови слово”

– Все эти слова встречались вам в рассказе, восстановите их, добавив гласные.

– Давайте проверим, насколько вы внимательны к словам, которые читаете. На доске записано самое начало рассказа. Пропущены некоторые буквы. Какие буквы надо вставить?

К…тёнок Васька с…дел на п…лу возле к…мода и л…вил мух. А на к…моде, на самом кр…ю л…жала шляпа…

VI. Итог урока.

– С рассказом какого писателя мы сегодня работали на уроке?

– О чём этот рассказ?

– Какой фрагмент этого рассказа вам особенно запомнился? Почему?

VII. Домашнее задание.

Подготовить пересказ по плану с. 59, в. № 5.

Михальченко Наталья Николаевна, 220– 686– 282

Тезисы: на уроке продолжается работа над темой “Н.Н.Носов Живая шляпа”, формируется умение определять и анализировать произведение, развивается умение сравнивать, обобщать, делать свои выводы.

Литературная викторина с ответами по рассказам Н.Носова для учащихся начальной школы

Автор Ляпина Вера Валерьевна учитель начальных классов МБОУ СОШ № 47 г.о. Самара
Описание материала Данный материал можно использовать учителям начальных классов для подведения итогов по прочтении рассказов Н.Носова на уроках внеклассного чтения. Для проведения внеклассных мероприятий.
Цель Формирование общекультурной компетенции через восприятие художественной литературы.
Задачи Воспитание интереса к художественной литературе, любви к книгам.
Развитие индивидуальных творческих способностей, речи, умения мыслить.
Расширить представление о художественной литературе.
Подготовка Подобрать в домашней или школьной библиотеке сборник рассказов Н.Носова, прочитать рассказы "Заплатка", "Автомобиль", "Бенгальские огни", "Живая шляпа", "Горка", "Леденец" подготовить вопросы по содержанию.

Викторина


Наше время проигрывает с точки зрения детской литературы, редко на полках магазинов можно встретить книги новых авторов с действительно интересными и смысловыми сказками, потому мы всё чаще обращаемся к писателям, давно зарекомендовавшим себя. Так или иначе, встречаем на своем пути детские рассказы Н.Носова, читать которые, начав однажды, уже не остановишься, пока не познакомишься со всеми персонажами и их приключениями.
Рассказы Н. Носова читать потому и интересно, что он был не просто автором, но и психологом и любящим отцом. Его теплое уважительное отношение к ребятам позволило создать все эти остроумные, живые и настоящие сказки.
Удивительный Солнечный город!
Как ты, друг, мне поныне дорог!
Как чудесно читали тогда
Книги Носова на ура!
Ах, какая отличная сказка!
Нет, не сказка, а жизни подсказка...
Замечательные деньки
Проводили, где васильки
Будто сказочные деревья...
Как прекрасны детства мгновения!
1.В каком рассказе мы с Мишкой прокатились на бампере машины?


("Автомобиль")
2.Чем похвастался Мишка перед ребятами в рассказе "Бенгальские огни"?


(Бенгальскими огнями)
3.Что добавил Мишка в порошок для изготовления бенгальских огней?


(Серу)
4.Почему огни нужно было спрятать от собаки?
(Она их ела)
5. Что привезли ребята из леса в рассказе "Бенгальские огни"?


(Ёлку)
6. Почему рассказ назван "Живая шляпа"?


(Под шляпой сидел котёнок и двигался вместо со шляпой)
7. Что взяли ребята в руки, на случай, если шляпа к ним полезет?



(Клюшку и лыжную палку)
8. Чем швырялись мальчики в шляпу?
(Картошкой)
9.В каком рассказе ребята Костя и Шурик слепили змею из замазки?
("Замазка")


10.Почему кино не понравилось ребятам?
(Они его не успели посмотреть)
11.Как зовут героя рассказа "Заплатка"?
(Бобка)


12.Как Бобка порвал штаны?


(Полез через забор, зацепился за гвоздь)
13. Почему мама не поставила заплатку?
(Сказала:" Сумел порвать, сумей и зашить!")
14. На что была похожа заплатка, которую в первый раз поставил Бобка?


(на сушёный гриб)
15.Чем обвёл Бобка на штанах вокруг заплатки?
(Чернильным карандашом)


16.О чем пожалел Бобка, когда научился пришивать заплатки?
(О том, что не научился пришивать пуговицы)
17.Где обнаружил Мишка леденец? И в каком рассказе?



(Обнаружил в сахарнице, в рассказе "Леденец")
18.Почему разбилась сахарница?
(Прилипла к рукам и упала)
19. Как объяснил маме Мишка, почему съел леденец?
(Хорошо себя вел)
20.Кто сидел дома, пока все строили горку?
(Котька Чижов)


Что сделал Котька, чтобы не скользить, пока забираешься на горку?
(Посыпал песком)
Идут года, Николай Носов уже много лет не с нами, но его рассказы и персонажи не стареют. Искренние и поразительно добрые герои так и просятся во все детские книжки.


Top