Тевтонский герб. Тевтонский крест: значение символа

А.П. Бахтин

Отличительный знак. Герб . Знаки почёта. В 1199 году Тевтонский орден получил официальное право именоваться рыцарским орденом. Папа Иннокентий III удовлетворил просьбу попечителей госпиталя «Тевтонских братьев Святой Девы Марии в Иерусалиме», даёт им право принимать участие в войне с неверными. Орден получает устав и герб.

Гербом Тевтонского ордена являлся чёрный крест на серебряном (белом) поле. Братья-рыцари Ордена получили право носить белые плащи с чёрными крестами. Форма креста специально не оговаривалась. В результате чего источники позволяют выделить следующие виды крестов (по форме):

1. Латинский крест (узкий по ширине крест с пересечением линий после первой трети вертикали). Чаще всего встречается в изображениях Тевтонских рыцарей, на плащах.

2. Равносторонний или прямой крест. Крест данной формы встречается на изображениях щитов Тевтонских рыцарей. Реже на плащах орденских братьев.

3. Крест с Т-образными окончаниями. Видимо заимствованный у Иерусалимского креста Встречается на большом и малом знамёнах Верховного магистра.

4. К дополнениям можно отнести знаки почета Ehrenst ücke .

В гербах первых трёх магистров изображён чёрный крест на серебряном (белом) поле.

В гербе четвёртого магистра происходит изменение – на чёрный крест накладывается золотой иерусалимский крест.

Так называемая Старая орденская хроника рассказывает, что король Иерусалимский Иоанн де Бриенн (1210-1225), в знак своего благоволения за полезную службу и храбрость братьев Тевтонского ордена, проявленную в 1219 году при осаде Дамиетты, позволил хохмейстеру Герману фон Зальца и всем его преемникам использовать с их черным крестом золотой крест Иерусалима. Дусбург, как и все источники до него, ничего не рассказывали об этой награде, а более поздние летописцы, даже сам Харткнох, очень расходятся во мнениях; тем не менее, эта награда должна быть признана исторически достоверной, так как золотой крест Иерусалима присутствует на всех известных печатях хохмейстера[i] .

В гербе четвёртого магистра появляется новый элемент – чёрный орёл на золотом щите. Полагают, что эту милость император Фридрих II предоставил в 1226 г. Документа о даровании этой милости нет, но упоминание о ней у Дуйсбурга может являться свидетельством; притом, что этот императорский щит фигурирует везде без исключения.

Последним элементом, внесённым в герб магистра Тевтонского ордена, стала золотая лилия. Считается, что золотая лилия была пожалована Людовиком IX Святым за помощь в осаде города Дамиетта во время Седьмого крестового похода . Но это ничем не подтверждено.


[i] Геральдически, этот орел должен быть изображен с высунутым красным языком, в профиль, готовый к нападению, с развернутыми крыльями и растопыренными лапами и завитым изящным хвостом. Поэтому герб хохмейстера Тевтонского ордена не может рассматриваться как норма.

Dudik B. Des Hohen Deutschen Ritterordens Munz-Samlung in Wien. Wien, 1858. Neudruck als Queiien und Studien zur Geschichte des Deutschen Ordens 6, Bonn, 1966. S. 61.

5. Полукрест. Носили полубратья, серые плащи, служебные братья, фамилиары. Возможно орденские сёстры.

Одежда. Вероятно, госпитальные братья в Акконе 1190 - 1198 гг., одевались в одежды, покроем и цветом не отличавшиеся от одежды прочих членов братства. Братья-священники, согласно церковным предписаниям, носили закрытую одежду, подобную рясе. Для прочих братьев ношение закрытой одежды, возможно, не предписывалось церковью, но было общепринято.

В новом статусе рыцарского ордена в вопросе одежды предусматривалось шесть различных классов для его членов: братьев рыцарей, братьев священников, прочих (anderen) братьев, полубратьев, служащих ордена, сестер ордена, и, наконец, фамильяриев - светских людей. Исходя из практических соображений и по примеру других орденов, для братьев, проживавших в Домах ордена, стремились ввести по большей части унифицированную одежду. Это следует из положений статутов (Правила). Как ни странно, в статутах не содержится никаких предписаний для одежды сестер. Для фамильяриев статуты Немецкого ордена в гл. 32 предписывало лишь: «Платье следует им носить церковного цвета, но с неполным крестом»[i] . Для повседневной одежды орденских братьев статуты, дают достаточно ясные указания. По предписанию братья носили нижнее белье из некрашеного полотна и верхнюю одежду церковного цвета, предположительно из шерсти. Нижним бельем служили «Хемд» (Hemd - рубашка), «Ленденшурц» (Lendenschurz - короткие подштанники) и «унтерхозен» (Unterhosen - нижние штаны). Они назывались соответственно, «камизия» или «хемде (camisia, hemede); «феморалии» или «нидерклейт» (femoralia, nidercleit); «калиге» или «хозен» (caligae, Hosen). В качестве верхней одежды братья-рыцари носили закрытую куртку «рок» (ein geschlossener Rock), «юбервурф» - накидку с капюшоном (überwurf mit Kapuze) и «мантель» (Mantel - плащ). «Каждый из братьев должен был иметь две нижние рубашки, двое подштанников, две пары штанов, куртку, головной убор, один или два плаща».

Для служащих братьев известны только положения хохмейстера Бурхарда фон Швандена (Burchard von Schwanden) . Служащие братья носили куртку с широкими рукавами (weitärmeligen Rock), называвшуюся «шапрун» (schaprun), и «беффе» (beffe - пелерина). «Верхней одеждой должен быть "шапрун"- куртка с широкими рукавами, с половиной креста и с "беффе"- пелериной (накидка на плечи, обычно немного не доходящая до пояса ), которая не должна быть пришита к "шапруну", чтобы ее можно было снять во время работы. Башмакам следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края». "Кальцеусы" (короткие полусапоги) пусть носят без каймы, без застежек, без носов » .

Доходила ли куртка, безрукавка или куртка с широкими рукавами до колен или до башмаков, и всегда ли носился плащ, с полной уверенностью сказать нельзя. На надгробных плитах верхняя одежда орденских рыцарей доходит до самых башмаков. Винрих фон Книпроде, напротив, постановил, что старый обычай, носить "рок"- куртку, ниспадающую до колен, следует соблюдать неукоснительно: Со смягчением строгой орденской дисциплины, изменения происходили и в одежде орденских братьев: "рок"- куртка стала короче и по форме более приблизилась к светской рыцарской одежде . В качестве обуви предписывалось носить башмаки (Schuhe) без завязок, без застежек и без модных длинных носов. Башмакам служащих братьев, следует быть с ремнем на три или четыре пальца выше края.

Статуты предписывали цвет верхней одежды только церковной окраски. На начальном этапе, под белым плащом сохраняли черное платье, которое они носили, будучи членами госпитального братства[v] . Позже чёрные одежды под плащом носили только братья-священники, у остальных она была белой, на которой отличительный знак ордена чёрный крест был хорошо заметен. Статут Ордена предписал рыцарям ношение белого «мантеля» плаща. Несмотря на сопротивление тамплиеров, жаловавшихся с 1210 г, что одновременное ношение белого плаща как тамплиерами, так и братьями Немецкого ордена приводит к вредной путанице, ношение белого плаща сохранилось в дальнейшем. Белый рыцарский плащ считался наградой.

Братья-священники Ордена носили то же платье, что и другие члены ордена, но без белых плащей. Папа Иннокентий IV в 1244 году пожелал, чтобы орденские священники верхнюю одежду так же носили белого цвета. «Преумножит честь и пользу вашего Ордена, если его духовных лиц (клириков) увидят в том платье, которое подобает для богослужения и чести духовного положения соответствует. Поэтому мы хотим, чтобы все ваши братья-священники отличались одеждой от других. Поэтому, настоящим указом мы позволяем им беспрепятственно носить белые ризы (Talare) поверх другого платья». Орден, этой льготой не воспользовался, предоставил орденским священникам белые плащи, оставив чёрные ризы (Talar) .


[i] Perlbach M. Die Statuten des Deutschen Ordens Nach den Ältesten handschriften. Halle, 1890. S. 52.

Ibid. Die Statuten. S. 138.

Ibid. Die Statuten. Regel. Kap.11, Gewohn. Kap. 34.

Ibid. Statuten. 1. S. 154.

[v] Dudik B. Des Hohen Deutschen Ritterordens. S. 58.

В казначейской книге (Treslerbuch) неоднократно упоминаются платежи за черную ткань на платья священников. Hartknoch M.C . Das Neue Preussen / Oder Preussischer Historien, Ander Theil. Darinnen von dem Zustand der Lande Preussen / von dem drenzebenden Seculo nach Christi Geburt an /da der Teutsche Ritter Ordenhineingekommen / biß auff-unsere Zeiten gehandelt wird. Franckfurt /In Berlegung Martin Hallerbords / Buchh. Zu Königsberg. Druckts Iohann Andräe. Jin Jahr M . DC . LXXXIV . Хартнох, живший в 1568 году, показывает орденских священников в черных ризах ( Talar ) с белым плащём.

В статутах ордена также позаботилось о необходимых предметах одежды. Забота эта была весьма скромной. Каждый брат имел всего по две рубашки «хемд», нижние штаны (Beinkleider), короткие подштанники, по одной куртке «рок», рабочей куртке (Jupel) и шапочке (Kappe), а так же, один или два плаща. Для холодного времени года предоставлялись меховые безрукавки (Felle) и накидки (Überwürfe) из овчины и козьего меха, а также пелерины (Beffen) и рукавицы (Handschuhe). Ношение пелерин разрешалось всем братьям с 29 сентября по 30 апреля, священникам, больным и старикам в течение всего года; рукавицы священники могли носить вне дома, остальные братья только при исполнении определенных обязанностей, и то без отделений для пальцев на рукавице. Ткань для одежды предписывалась простая, фасон без светских излишеств. Для плащей и шапочек разрешалась ткань не дороже 1,5 лота за локоть, для остальной одежды - не дороже 1 лота. Категорически исключались ткани светских окрасок, а также золотые и серебряные украшения на щитах, седлах и поводьях[i] .


[i] Tumler M. Der Deutsche Orden. Wien, 1955. S. 375.

Военное снаряжение . К военному снаряжению братьев-рыцарей относилось оборонительное и наступательное оружие, кони и оруженосцы (Knappen). Этими вопросами Орден мог позволить себе руководить только с военной точки зрения. В полной мере он делал это в отношении оборонительного и наступательного оружия.

Орденские рыцари носили полное военное снаряжение, которое в те времена имелось в рыцарских армиях: шлем, кольчуга, позже панцирь для защиты груди, латы для защиты конечностей и щит. Надо учитывать, что кольчужное снаряжение было гораздо тяжелее, чем панцирное, которое было значительно легче и удобнее. Все это составляло, так называемое, оборонительное вооружение. Наступательным оружием служили: меч, копье и короткий кинжал (Dolch). На вооружении имелось и стрелковое оружием, например, лук, или арбалет, чтобы упражняться в стрельбе рыцари время от времени охотились на птиц.

К оруженосцам и лошадям Орден относился экономно. Тамплиеры предоставляли своим братьям по три лошади. Немецкий орден сначала разрешил иметь от двух до четырех лошадей, а начиная с Винриха фон Книпроде не более трех. Из этих трех лошадей две были легкие, предназначенные для верховой езды. Как правило, их называли "эквитатура" („Equitatura“ - верховая) или "бестия" („Bestie" - зверь). Третьей лошадью был крепкий боевой конь, который назывался "декстрариус" (Dextrarius), т.е. "праворукий". Название связано с тем, что боевого коня на марше вели по правую руку от рыцаря. Это был более тяжёлый конь, необходимый, при столкновениях лошадей в бою. То, что верховых лошадей было две, не являлось роскошью: рыцарю Немецкого ордена было необходимо многократно и подолгу ездить верхом. Для ухода за лошадьми и рыцарским снаряжением, было необходимо наличие оруженосца. Каждому орденскому рыцарю выделялись один или два оруженосца. Более высоким чинам Ордена, по служебной необходимости, выделялось большее количество лошадей и оруженосцевIbid. S. 376. В статутах Немецкого Ордена содержатся в Обычаях главы 42, 52, 60 и в Законах Винриха фон Книпроде V / 4 последние у Perlbach 1. S . 155, говорится: «Если брат-рыцарь имеет четыре лошади, то следует другим братьям, которые заботятся об оружии, иметь две; если он две или три имеет, следует братьям высших должностей иметь их три соответственно четыре»; «So der brudere zwene knehte hat...» ; « So die brudere riten in der schar , so sulen die knehte vor oder neben in mit ir rossen riten ». «Который брат двух кнехтов имеет...»; «Если брат едет верхом в отряде, то следует кнехтам впереди или рядом с ним ехать на коне верхом».

Perlbach M. Die Statuten. S. 116

Символика Тевтонского ордена

Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена.

Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками:

великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору;
ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры;
великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин;

великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти;
полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты;
так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо;
у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом;
у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.

Эта статья была автоматически добавлена из сообщества

Возникновение рыцарских орденов , обусловлена с появлением крестовых походов в XII-XIII вв. Такие организации являлись сообществами военных личностей и католических монахов. Идеология орденов была связана с противоборством неверных, язычников, разбойников, еретиков, мусульман и прочей как они считали нечестивой ереси. Рыцари таких орденов, состояли на стороне инквизиции и боролись с колдовскими ведьмами. В планах орденов, возникали постоянные вылазки и рейды на Святой земле, Османской империи, Испании, Литве, Эстонии, Пруссии и даже России. В этих землях, их необходимостью, являлось внедрить католичество православно верующим, либо силой свергнуть мусульманское господство.
Многие рыцарские ордена, под влиянием постоянной поддержки государства, cтали состоятельными и господствующими. В их распоряжение, входили земельные участки, крестьянская рабочая сила, экономика и политика.
Во главе рыцарского ордена, стоял великий магистр или гроссмейстер. Его руководство назначал католический папа. Магистр отдавал указания начальникам, командорам и маршалам. Начальники имели в подчинении, провинциальные подразделения орденов. Маршалы распоряжались финансовым делами. Командоры осуществляли приказы замков и крепостей. Добровольцев, только пришедших в ордена называли неофитами. Каждый новичок проходил обряд посвящения. Cлужить в рыцарском ордене считалось почётно и престижно. Геройские подвиги очень ценились их поклонниками.
Всего насчитывалось около 19 рыцарских орденов. Самые знаменитые из них - это орден тамплиеров, орден госпитальеров и тевтонский орден. Они настолько известные, что про них по сей день, слагаются легенды, пишутся книги, снимаются фильмы и программируются игры.

Тевтонский орден

Тевтонский орден являлся немецким, рыцарским сообществом с духовной идеологией, который был образован в конце XII века .
По одной из версий, основателем ордена был знатный герцог Фридрих Швабский 19 ноября 1190 года . В этом периоде, он захватил крепость Акра в Израиле , где постояльцы больницы нашли для него постоянное обитание. По другой из версий, в тот момент, когда тевтонцы захватывали Акру, был организован госпиталь. В конечном итоге, Фридрих преобразовал его в духовно-рыцарский орден во главе со священнослужителем Конрадом. В 1198 году сообщество рыцарей было окончательно утверждёно под названием духовно-рыцарского ордена. На торжественное событие прибыло множество духовных личностей тамплиеров и госпитальеров, а также священнослужителей из Иерусалима.
Главной целью Тевтонского ордена, состояло в защите местных рыцарей, исцеление больных и борьба с еретиками, которые своими действиями противоречили постулатам католической церкви. Cамыми главными руководителями немецкого сообщества, были Римский Папа и император Священной Римской империи .
В 1212-1220 гг . Тевтонский орден был перемещён из Израиля в Германию , в город Эшенбах , принадлежавшему землям Баварии. Такая инициатива пришла в голову графу Боппо фон Вертхайму и он воплотил свою идею в реальность с разрешения церкви. Теперь духовно-рыцарский орден, стал по праву считаться немецким.
К этому же времени успех рыцарского ордена, стал приносить большое обогащение и славу. Такая заслуга не могла обойтись без великого магистра Германа фон Зальца . В Западных государствах, начинают появляться множество поклонников тевтонцев, желающих воспользоваться услугой могучей силы и военной мощи немецких рыцарей. Так, венгерский король Андраш II обратился за помощью к тевтонскому ордену для поддержки в борьбе с половцами. Благодаря этому, немецкие воины получили автономию в землях Бурценланда, юго-восточной Трансильвании. Здесь же тевтонцами, были построены 5 знаменитых замков: Шварценбург, Мариенбург, Кройцбург, Кронштадт и Розенау . C такой защитной опорой и поддержкой, зачистка половцев велась ускоренными темпами. В 1225 году венгерская знать и их король проявили сильную зависть к Тевтонскому ордену. Это привело к многочисленному выселению из Венгрии, лишь небольшая часть немцев осталась, присоединившись к саксам.
Тевтонский орден был вовлечён в борьбу с прусскими язычниками в 1217 году , которые начали захватывать польские земли. Князь Польши, Конрад Мазовецкий , попросил помощи у Тевтонских рыцарей, взамен, пообещав захваченные земли, а также города Кульм и Добрынь. Cфера влияния началась в 1232 , когда у реки Висла, была сооружена первая крепость. Такое обоснование, положило начало постройки города Торн. Вслед за этим, начали воздвигаться многочисленные замки в северных краях Польши. К ним относились: Велюн, Кандау, Дурбен, Велау, Тильзит, Рагнит, Георгенбург, Мариенвердер, Барга и знаменитый Кёнигсберг . Прусское войско было больше тевтонского, но немцы хитро вступали в схватки с маленькими отрядами и многих переманивали на свою сторону. Таким образом Тевтонский орден сумел одерживать победы над ними, даже несмотря на помощь противнику со стороны литовцев и поморьев.
Тевтонцы вторгались и в русские земли, воспользовавшись моментом их ослабления от монгольских угнетателей. Cобрав объединённое войско Прибалтийских и Датских крестоносцев, а также воодушевившись указанием католического папы, немецкий орден напал на Псковские владения Руси и захватил деревню Изборск . Псков был долгое время в осаде, а позднее был окончательно захвачен. Причиной этому, стало предательство многих русских жителей этого региона. В Новгородских землях, крестоносцы соорудили крепость Копорье . Русский государь Александр Невский , в ходе боёв освободил эту крепость. И в конечном итоге, объединившись с Владимирским подкреплением, вернул Руси Псков в решающем Ледовом побоище 5 апреля 1242 года на Чудском озере . Войска тевтонцев были разбиты. Решающее поражение, заставило орден, оставить русские земли.
В конечном итоге Тевтонский орден, начал слабнуть и значительно терять своё могущество. Постоянное влияние немецких захватчиков, агрессивно настроили Литву и Польшу против ордена. Польская армия и Литовское княжество заставили тевтонцев терпеть поражение в Грюнвальдской битве 15 июля 1410 года. Половина армии Тевтонского ордена была уничтожена, взята в плен, а главные полководцы оказались убиты.

Орден Калатравы

Орден Калатравы являлся самым первым рыцарским и католическим орденом Испании с XII века. Основали орден, монахи-цистерцианцы в Кастилии в 1157 году . А в 1164 году , орден был официально закреплён папой Александром III . Cамо название "Калатрава " берёт начало у названия мавританского замка, находившегося в землях Кастилии и удержанного в боевых схватках королём Альфонсом VII в 1147 году . На существующий замок, постоянно покушались враги. Поначалу его обороняли тамплиеры, а позднее, по настоянию аббата Раймонда , на подмогу пришли монастырские рыцари крестьянского происхождения во главе c Диего Веласкесом . После постоянных стычек с врагами, орден Калатравы , получил новое рождение в 1157 году под предводительством короля Альфонса.
Позднее, после 1163 года влияние ордена значительно расширилось, что позволило осуществлять атакующие рейды. Многим рыцарям не понравилась новая милитаризация и они покинули сообщество. В дисциплинарный распорядок включились новые правила. Воины должны были ложиться спать в рыцарских доспехах и носить белую материю, с символом крестообразного цветка в виде красной лилии.
В ордене Калатравы, организовывался ряд военных походов c успешными боевыми вылазками. Король Кастилии вознаграждал рыцарей, где победоносная слава, разогрела в воинах понести службу Арагону. Но после славных побед, последовала полоса поражений. Непримиримая вражда с маврами из Африки, заставило воинов ордена, сдать позиции и крепость Калатраву в 1195 году . После этого, орден начал накапливать новые силы в новом, построенном замке Сальватьерре . Туда были приглашены новые воины. Но в 1211 году и этот замок сокрушительно пал перед маврами. Вернуть утраченную Калатраву рыцарям, помог Крестовый поход в 1212 году . Под таким давлением мавры ослабели и их господство потеряло значимость. Орден Калатравы в целях безопасности, перенёс свою резиденцию на новое место. Расстояние от старого местонахождения, составляло около 8 миль. Под новым влиянием, было организовано 2 новых ордена: Алькантара и Ависа.
В XIII веке орден Калатравы стал крепким и могучим. В военные участия, сообщество могло выставить огромное число рыцарей. Но дальнейшее богатство и могущество, заставило проявить к нему, зависть королевской знати и породить новые конфликты.

Орден Ависа

Появление обусловлена сообществом Калатравы , когда бывшие участники в момент крестового похода 1212 года , для надёжности организовали в новых землях, португальский орден Ависа для защиты от мавров. В интересах королей возникала идея, содержать на службе рыцарей-крестоносцев для противоборства с неверными. Огромное влияние на орден Ависа оказали тамплиеры, которые обитали ранее на португальских землях. В 1166 году рыцарским сообществом, был успешно освобождён восточный город Эвора . В честь такого знаменательного события, государь одарил руководство ордена существующими землями. В XV веке , королевским советом Португалии, был организован поход в Северную Африку. Cамым первым предводителем Ависа, стал Педру Афонсу . Главным центром ордена сделали Ависcкий замок. Здесь принимали важные решения и духовные уставы. В конечном итоге, рыцари ордена Ависа, стали полноправными землевладельцами с собственными колониями. Португальский орден заполучил финансовое могущество, которое позволило управлять политическими и экономическими решениями.

Орден Сантьяго

Орден Сантьяго являлся испанским, рыцарским орденом, который был образован приблизительно в 1160 году . Словом "Сантьяго" было названо в честь священного покровителя Испании. Главной задачей ордена, заключалась защита дороги паломников, к покоям апостола Иакова. Орден возник сразу в двух городах, Леон и Куэнка . Эти 2 городские земли соперничали между собой, тем самым, отбирая в свои руки господствующее влияние. Но после их объединения кастильским королём Фердинандом III , проблема успешно решилась. Орден перенесли в город Куэнка.
В отличии от других рыцарских сообществ и Калатравы, распорядок Сантьяго был намного мягче остальных. Все члены ордена имели право вступать в брак. Благодаря этому, орден Сантьяго, был намного крупнее в численности его обитателей и в своём соразмерном объёме. Он имел 2 города, cто с лишним деревень и 5 монастырей.
Численность войска составляла в 400 всадников и 1000 пеших рыцарей. Орден Сантьяго активно участвовал в битвах с мусульманами и крестовых походах. Устав требовал новичкам, прежде чем вступить в ряды воинов, отслужить гребцами в полугодовом периоде. Все предки данного крестоносца, должны были быть благородными и дворянской крови.
Управляющих руководителей ордена постоянно меняли на других. За несколько веков сменилось 40 магистров. Весь XV век , прошёл в первенстве за правообладательное влияние над орденом.

Орден Святого Лазаря

Орден Святого Лазаря возник в Палестине под влиянием крестоносцев и госпитальеров в 1098 году . Поначалу, cообщество представляло из себя больницу для посетителей. В её покои, принимали рыцарей болевших лепрой. Позднее, она превратилась в мощный, военизированный боевой орден. В нём присутствовала греческая идеология, которая отвечала за духовные решения. Cимволикой Лазаря являлся зелёный крест на белом фоне. Такое изображение наносилось на гербах и на одежде из светлой материи. В самом начале исторического периода, орден Лазаря не был признан церковным руководством и считался неофициально существующим.
"Cвятой Лазарь " принимал участие в военных действиях против мусульман, в Иерусалиме. Это был период Третьего крестового похода в 1187 году . А в 1244 году орден Лазаря проиграл битву в Форбии , которая произошла 17 октября . Такое поражение, закончилось изгнанием рыцарей из Палестины. Орден был перенесён во Францию, где начал заниматься медицинским ремеслом.
В 1517 году произошло объединение сообщества с орденами Святого Маврикия. Несмотря на это, орден Лазаря, всё равно продолжил своё существование.

Орден Монтегаудио

Орден Монтегаудио - это испанский, рыцарский орден, который основал граф Родриго Альварес в 1172 году . Этот основатель являлся членом ордена Сантьяго. Название Монтегаудио, участники дали в честь одного холма, из которого крестоносцы обнаружили Иерусалим. Таким образом, на данной возвышенности была построена крепость, а вскоре образован и сам орден. В 1180 году сообщество официально признало церковное руководство и католическим папой Александром III . Cимволикой Монтегаудио являлся красно-белый крест, который был закрашен наполовину. Его носили на всех атрибутах экипировки, в том числе на одежде из белой материи. Все члены сообщества вели отчуждённый образ жизни. Их жизненный распорядок походил на цистерианцев.
В 1187 году многие участники ордена Монтегаудио, приняли участие в кровопролитной схватке при Хаттине с мусульманскими армиями. Исход поединка закончился полным поражением Монтегаудио, где большинство рыцарей было убито. Оставшиеся в живых, нашли убежище в Арагоне. Здесь в 1188 году , в городе Теруэль , участники бывшего рыцарского сообщества организовали медицинский госпиталь Святого Искупителя .
В 1196 году , орден Монтегаудио был распущен из-за нехватки рыцарей в ряды пополнения. Бывшие его участники объединились с тамплиерами и с орденом Калатравы .

Орден Меченосцев

Орден Меченосцев был немецким, рыцарским орденом c католической идеологией, образованный в 1202 году монахом Теодорихом . Он также являлся заместителем епископа Альберта Буксгевдена из Латвии, который проповедовал в Ливонии. Орден официально утвердила католическая церковь в 1210 году . Главным, символизирующим рисунком являлся красный крест, нарисованный поверх алого меча на белом фоне.
Меченосцы подчинялись руководству епископа. Все действия выполнялись только с его одобрения. Весь распорядок поддерживался уставом тамплиеров. Сообщество ордена разделялось на рыцарей, священников и служащих. Рыцари были выходцами мелких феодалов. Cлужащих, набирали из простых горожан, которые становились оруженосцами, cлугами, посыльными и ремесленниками. Магистр стоял во главе ордена, а капитул решал его важные дела.
Как и во всех других орденах, на захваченных территориях сооружались и укреплялись замки. Большая часть захваченных земель, передавалась в господство ордена. Остальная, передавалась епископу.
Орден меченосцев враждовал с Литвой и земгалами. Военные походы осуществлялись как той, так и другой стороной против друг друга. На стороне литовцев, нередко участвовали и русские князья. В феврале 1236 года состоялся крестовый поход против Литвы , который закончился полным поражением ордена и убийством магистра Волгуина фон Намбурга . Остатки меченосцев присоединились к Тевтонскому ордену 12 мая 1237 года .

Добринский орден

Добринский орден Польши , был организован в качестве защиты от прусских вторжений. Его основателями являются польские князья и епископы, которым захотелось создать прототип Тевтонского ордена. 1222 год , знаменательная дата его создания. Символика сообщества была очень схожа с меченосцами. Распорядок и дисциплина в точности походили на них и на орден тамплиеров.
На изображениях был виден тот же красный меч, но только за место креста, наносилась алая звезда. Она характеризовала, обращение Иисуса к язычникам. Рисунок можно было увидеть на всей рыцарской атрибутики сего сообщества.
Орден нанимал 1500 немецких рыцарей для своей свиты, которые собирались в польском городе Добрыне. Во главе "добриничей " встал Конрад Мазовецкий .
Cлава и подвиги Добринского ордена были безуспешными. Сообщество просуществовало около 20 лет и лишь в 1233 году , в битве при Сиргуне рыцари отличились, победив 1000 с лишним пруссов . Дальше, орден соединился с тевтонцами, с благоволением папы. Позднее, в 1237 году Конрад Мазовецкий хотел заново собрать Добринский орден в польском замке Дорогичин, но Данил Галицкий разбил их. Окончательное прекращение существования произошло в XIV веке , когда умерли абсолютно все предводители ордена.

Орден Монтесы

Орден Монтесы являлся испанским, рыцарским орденом, который образовался в XIV веке . Был организован в 1317 году, в Арагоне. Он продолжил идеологию тамплиеров и примерно соблюдал традицию крестоносцев. Испанская корона сильно нуждалась в защите от мавров с юга, поэтому всегда была рада поддержке последователей тамплиеров. Новый указ католического папы 1312 года , который угнетал права тамплиеров, обязал их, перевестись в ряды сего ордена Монтесы c повеления короля Сицилии Хайме II .
Орден назвали в честь крепости Святого Георгия в Монтесе . Здесь же он был впервые образован. В 1400 году произошло слияние с орденом Сан-Хорхе де Альфама , увеличив существующую силу вдвое. В 1587 году королевство Испании подчинило собственность Монтесы и орден стал зависеть от него. Такое положение продолжилось вплоть до XIX века , пока все владения рыцарского сообщества, не были конфискованы Испанией.

Орден Христа

Орден Христа являлся рыцарским орденом в Португалии, который продолжил ремесло тамплиеров. В 1318 году португальский король Даниш , официально воспринял и учредил данное сообщество. Все члены ордена, получили от папы Иоанна господствующие земли и замок Томар . Эта каменная защита, выдержала грозный натиск враждующих мавров.
В 1312 году орден оказался распущенным и для многих, знатных руководителей такое положение не устраивало. В 1318 году король Даниш собирает всех былых рыцарей в новое сообщество под названием "Христово ополчение". Местом обитания стал новый замок Кастро-Марим на юге Альгавры. После беспокойного времени в боевых участиях с маврами, рыцари вновь оказались под угрозой распада. Принц Генрих, настроил орден против правителей Марокко, для того, чтобы собирать сборы с продукции Африки на восстановление замка Томар.
Многие участники ордена принимали участие в мореплавательных путешествиях, в том числе с Ваской да Гамой . На парусах кораблей красовалась символика ордена, в виде большого, алого креста. Некоторые члены ордена начинали противоречить правилам и распорядку, связанным с безбрачием. Поэтому папе Александру Боржду, пришлось внести значительные изменения во внутренний распорядок дисциплины, в пользу её участников.
Король Мануэль опирался на постоянную поддержку ордена и в конечном итоге, такая зависимость привела к изъятию церковной собственности в пользу государства. Окончательный переход ордена Христа от церковного влияния к королевству, произошёл в 1789 году .

Орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского

Основание данного ордена относится Готфриду Бульонскому . Этот знаменитый предводитель, возглавил Первый крестовый поход , а после его окончания, cоздал сообщество в 1113 году с благословения Папы Римского . У Готфрида была прекрасная возможность, взять предложенную власть в свои руки по правлению Иерусалимского королевства. Но благородный нрав рыцаря, избрал путь отказа от престола, выбрав при этом статус главного защитника Господнего Гроба.
Главная цель всех участников ордена, состояла в защите христианских паломников от агрессивных чужеземцев и распространения веры в земляных округах Палестины. Многие из пилигримов в конечном итоге, принимали решения вступать в рыцарское сообщество. Пополнение в ряды священных воинов, мог осуществляться наёмниками из Палестины.
В 1496 году орден Святого Гроба Господнего Иерусалимского был перенесён из Иерусалима в Рим . Такая позиция, способствовала возглавить сообщество Папой Александром IV в качестве Великого магистра.

Орден Святого Георгия

Орден Святого Георгия - это рыцарский орден Венгрии , созданный королём Карлом Робертом в 1326 году. Причиной создания такого ордена, послужило укрепление позиции короля, которая подвергалась угрозе со стороны венгерской аристократии. Вся заваруха, переросла в вооружённые противостояния истинного государя с баронами. В этой борьбе, Карлу Роберту приходилось стойко придерживаться своей титульной позиции, на которую покушалась сторонняя знать. Множество дворян поддержало короля и его взгляды.
Демонстрационным мероприятием, выделяющим официальное начало открытие ордена, послужил рыцарский турнир. Количество рыцарей Святого Георгия не превышало 50. Они принимали клятвенную присягу служить верой и правдой своему королю, оберегать церковное ремесло от еретиков и язычников, а также защищать слабых от подлых врагов и захватчиков. Новых воинов, принимали только с соглашением всех членов сообщества. Орден в отличии от многих, не имел Великого магистра. Зато у Святого Георгия имелся канцлер, а также светский и духовный судья.
Символикой ордена, служил красный щит с нанесённым на нём белым, двойным крестом.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, аминь.

После окончания Второй Мировой войны началось постепенное возрождение Тевтонского Ордена, запрещенного национал-социалистическим режимом Адольфа Гитлера в 1938-1945 гг. — сначала в Австрии (уже в 1945 году), и одновременно — после 145-летнего перерыва — в Германии, а после «бархатных революций» в Восточной Европе — также в Чехии, Словакии, Хорватии и Словении. В настоящее время он носит официальное название «Братья Немецкого (Тевтонского) Cтранноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме» (Fratres domus hospitalis Sanctae Mariae Teutonicorum in Jerusalem), сокращенно «Немецкий (Тевтонский) Орден» (Ordo Teutonicorum или просто OT).

Резиденция Верховного магистра (Гохмейстера, Hochmeister) Тевтонского Ордена находится в Вене по адресу: Штернгассе, д. 7. Сегодня бывшее духовно-рыцарское братство «тевтонов» представляет собой чисто клерикальный (духовный) Орден, костяк которого составляют клирики, или священники. В эту мужскую ветвь инкорпорирована конгрегация «сестер Тевтонского Ордена», полное название которой — «Сестры Немецкого (Тевтонского) Дома Св. Марии что в Иерусалиме». Высшими руководителями обеих ветвей Ордена Девы Марии являются одни и те же лица. В орден афилиирован и состоящий из мирян институт «фамилиаров» («членов орденской семьи»).

После Второго Ватиканского собора папа римский Павел VI даровал Верховному магистру Тевтонского ордена право носить в особо торжественных случаях епископскую митру и посох, уравняв его «по чести» с кардиналами-архиепископами римско-католической Церкви. На торжественных процессиях перед Гохмейстером несут церемониальный крест, увенчанный навершием в форме черного, окаймленного серебром, лапчатого орденского креста и украшенный девизом «В кресте — спасение» (лат.: «Ин круце салюс», In cruce salus) /1/, а также гербами Тевтонского ордена, правящего Верховного магистра, «фамилиарского» баллея Германии и комтурии Верхнего Рейна (нем.: Ам Оберрейн, Am Oberrhein). Этот церемониальный крест был изготовлен в 1994 г. златокузнецами Лихтентальского аббатства Цистерцианского ордена (Баден-Баден) совместно с ювелиром Петером Бюккеном из Герцогенрат-Кольшейда.

В обычное время Верховный магистр «тевтонов» носит черную сутану с металлическим тевтонским гохмейстерским гербовым крестом напротив сердца, поверх которой в дни двунадесятых церковных праздников и на различных официальных мероприятиях (например, при освящении орденских больниц, госпиталей, учебных и благотворительных заведений и т.д.) Гохмейстер надевает белый орденский плащ со своим должностным гербовым крестом на левом плече. Это черный лапчатый (с расширяющимися на концах лучами) крест, окаймленный серебром; на этот черный лапчатый крест наложен более узкий золотой крест с геральдическими лилиями на концах, в перекрестье которого помещен золотой щит с черным одноглавым орлом.

Черный крест (первоначально прямой) на белом поле представляет собой древний герб Тевтонского Ордена. В эпоху Крестовых походов к гербу его Верховного магистра был добавлен черный орел Священной Римской империи (германской нации) на золотом поле (дарованный Верховным магистрам тевтонов римско-германским императором Фридрихом II Гогенштауфеном вместе с достоинством имперских князей — «рейхсфюрстов», которым они обладали во владениях Тевтонского Ордена, входивших в Священную Римскую империю), золотой костыльный крест Иерусалимского королевства, основанного в 1099 г. в Святой Земле крестоносцами) и обременяющие перекладины этого креста золотые лилии (дарованные тевтонам за доблесть в боях с мусульманами французским королем-крестоносцем
Людовиком Святым).

Сравнительно недавно, в 2008 году, был обретен считавшийся утраченным с 1938 года парадный шейный крест Гохмейстера Тевтонского рыцарского Ордена, украшенный бриллиантами и жемчугами — подарок австрийского Императора.

Организационная структура современного монашеского Тевтонского Ордена (Братьев Немецкого Дома Святой Марии, что в Иерусалиме, нем.: Brueder vom Deutschen Haus St. Marien in Jerusalem) выглядит следующим образом.

Во главе Ордена Девы Марии стоит Верховный магистр монашеского звания.

Совещательным органом при Верховном магистре является Генеральный совет (Генеральрат).

Кроме Верховного магистра, постоянными членами Генерального совета Тевтонского Ордена являются:

1) Генеральный прокуратор:

2) 4 Генеральных советника;

3) Генеральный секретарь:

4) Генеральный эконом:

5) Генеральная ассистентка;

6) ассистентка;

7) эксперт от института «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Генеральный прокуратор постоянно пребывает в Риме в качестве посла Тевтонского Ордена при Римском Апостольском (папском) престоле.

Генеральный секретарь является административным уполномоченным Верховного магистра по текущей управленческой работе и заместителем Гохмейстера «тевтонов» в случае болезни последнего.

Генеральный эконом отвечает за финансовые вопросы и вопросы логистики.

Генеральная ассистентка и ассистентка представляют в Генеральном совете интересы
«сестринской службы» («сестричества») Тевтонского Ордена.

Генеральные советники представляют интересы орденских провинций.

Эксперт от института «фамилиаров» представляет интересы «фамилиаров» Тевтонского Ордена.

Наряду с Генеральным советом, в орденской структуре существуют Литургическая комиссия и Комиссия собственного права Тевтонского Ордена.

Института «братьев-рыцарей» в современном Тевтонском Ордене не существует. В редких случаях Гохмейстер посвящает в «почетные рыцари», или «рыцари чести» («эренриттеры», Ehrenritter) Тевтонского Ордена — лиц, имеющих особые заслуги перед Орденом, из числа «фамилиаров». Так, например, 10 марта 1958 г. в базилике святого Андрея немецкого города Кёльна был посвящен в почетные рыцари Тевтонского Ордена Федеральный канцлер Федеративной Республики Германии Конрад Аденауэр (став 12-м по счету тевтонским «эренриттером» и будучи одновременно рыцарем папского Верховного Ордена Христа, рыцарем Ордена Святого Гроба Господня и магистральным рыцарем Мальтийского Ордена). «Рыцарем чести» Тевтонского Ордена был также доктор Отто фон Габсбург, наследник Императорского Престола Австрии и Королевского престола Венгрии, и др.

«Рыцари чести» Тевтонского Ордена, как и «братья-священники», носят белый плащ (но не с черным лапчатым крестом, обрамленным серебряной каймой, украшающим белые плащи орденских священников, а с белым гербовым щитом Ордена Девы Марии, украшенным прямым черным крестом, обрамленным узкой черной каймой, напротив сердца).

В настоящее время существуют 5 «тевтонских» орденских провинций:

1) Италия
2) Германия
3) Австрия
4) Словения
5) Чехословакия (объединяющая членов Ордена в Чехии и Словакии).

«Орденские сестры» также распределены по всем 5 провинциям:

В Нидерландском королевстве существует отдельный Утрехтский баллей (Ballei Utrecht) Тевтонского Ордена (члены которого еще в 1582 г. перешли из католической веры в протестантскую и с тех пор не подчиняются Верховному магистру Ордена).

Кроме того, на итальянском острове Сицилия существует отдельная автономная комменда Тевтонского Ордена, не входящая в орденскую провинцию Италия, под названием «Автономная комменда Cвятой Марии Немецкой» (итал.: Commenda Autonoma di Santa Maria degli Allemani).

Субкомменды Ордена существуют в Австралии, Бельгии, Венесуэле, Италии, Канаде, Колумбии, Намибии, Южной Африке и США.

Скажем несколько слов и об истории орденского «чина» фамилиаров.

В Средние Века, в эпоху Возрождения и Нового Времени «фамилиарами» именовались члены Тевтонского ордена, стоявшие в орденской иерархии «тевтонов» ниже «полубратьев» («димидиев»). «Фамилиары» были афилиированными в Тевтонский орден мирянами, то есть членами орденской семьи» («фамилии»), именовавшимися одно время — в XIX веке – «марианами» или «марианцами» — к тому времени этот термин уже перестал употребляться в своем первоначальном значении, как синоним понятия «член Тевтонского ордена Святой Девы Марии»). В отличие от первых трех категорий членов Тевтонского ордена — «братьев-рыцарей», «братьев -священников» («братьев-клириков») и «братьев-сариантов» («услужающих братьев»), «фамилиары» (подобно «полубратьям», или «димидиям», Тевтонского ордена) не принимали монашеский постриг, вели обычную мирскую жизнь за пределами орденских «комменд» («комтурий». «командорств», «коммендатур», т.е. замков-монастырей), не выходя из своего светского сословия, но должны были выполнять определенные обязанности по отношению к ордену Девы Марии. В число «фамилиаров» входили арендаторы орденских земель, обязанные являться по призыву орденских властей «людно, конно и оружно» в случае войны, управители орденских мельниц, странноприимных домов, постоялых дворов и пр.


В знак своей принадлежности к ордену Девы Марии «фамилиары» (а не «услужающие братья», как часто неправильно думают и пишут!), подобно «полубратьям» («димидиям») Тевтонского ордена, носили черный «половинчатый (половинный) крест» в форме буквы «Т», или «Тау», («крест святого Антония», зачастую именуемый в геральдике просто «костылем»).

Если «полубрат»-«димидиус», или «фамилиар», умирал, не оставив наследников, его имущество наследовал Тевтонский орден.

В настоящее время «фамилиары» Тевтонского Ордена распределены по 4 баллеям (бальяжам) — Германия, Австрия и Южный Тироль, а также по 2 комтуриям (комментуриям, комментурствам, комтурствам, комтуриям, коммендам) — Рим и Альтенбизен (Бельгия). В Германии существует 6 комтурий (комментурий, комментурств, комтурств, комменд), в Австрии — 2.

«Фамилиары» Тевтонского Ордена в Германии из юридически-экономических соображений учредили и зарегистрировали как самостоятельную общественную организацию «Союз немецких (тевтонских) господ — друзей и спонсоров Немецкого (Тевтонского) Ордена» (Deutschherrenbund der Freunde und Foerderer des Deutschen Ordens).

«Фамилиары» в Германии при приеме в тевтонское «орденское семейство» одновременно принимаются и в эту общественную организацию. Но друзья Тевтонского Ордена могут вступить в нее и не будучи «фамилиарами».

Как уже упоминалось выше, «Фамилиары» Тевтонского Ордена носят не белые, а черные плащи, скрепленные на груди шнурами в черно-белую полоску и украшенные напротив сердца тем же старинным орденским гербом, что и «почетные рыцари» (белый щит с прямым черным крестом), поверх черного костюма с белой рубашкой и черной бабочкой (или галстуком в диагональную черно-белую полоску).

В свое время «фамилиаром» Тевтонского Ордена был такой известный германский политический и общественный деятель, как министр обороны ФРГ, лидер «Христианско-Социального Союза» (ХСС) и многократный премьер-министр Баварии Франц-Йозеф Штраус. Сохранилось немало фотографий Ф.-Й. Штрауса в тевтонском орденском плаще).

Регулярно выходит в свет цветной иллюстрированный журнал тевтонского клерикального госпитальерского братства «Дейчер Орден» (Deutscher Orden).

Недавно Тевтонский Орден странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме — Deutscher Orden -, в целях интернационализации своей деятельности, разработал программу «Международное членство» (International Membership program of the Teutonic Order — Deutscher Orden), в рамках которой проводит кампанию по привлечению в свои ряды в индивидуальном порядке заинтересованных во вступлении в него лиц обоего пола из следующих стран: Испании, Португалии, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов, Дании, Норвегии, Великобритании, Ирландии, Швеции, Швейцарии, Moнако, Кипра, Греции, Южной Африки, Финляндии, Хорватии, Канады, США, Aргентины, Бразилии, Meксики, Чили, Мальты, Aвстралии и Новой Зеландии, приглашая их вступать в ряды новых комтурств (командорств), учрежденных Орденом в перечисленных выше странах, во главе с комтурами (командорами). По мере увеличения числа комтурств в перечисленных выше странах, они должны объединяться в баллеи (бальяжи) во главе с бальи Ордена. Однако заявку на приема в Орден вправе подавать и граждане стран, не перечисленных выше (включая Россию, Армению, Венгрию, Болгарию, Румынию, Литву, Латвию, Польщу, Эстонию, Пуэрто-Рико), а также германской области Франкония, «Восточной Пруссии и Кёнигсберга», Сардинии и Иерусалима.

Здесь конец и Господу нашему слава!

ПРИМЕЧАНИЕ

ПРИМЕЧАНИЕ

/1/По-немецки: «Im Kreuz ist Heil».

Cреди иллюстраций к настоящей миниатюре мы поместили в ее заголовке герб Российского баллея Тевтонского Ордена странноприимного Дома Святой Марии что в Иерусалиме и должностной герб Верховного Магистра (Гохмейстера) Тевтонского Ордена аббата доктора Бруно Платтера.


Символика Тевтонского ордена Средние века это символическая эпоха. И дело не в том, что эта эпоха символизирует нечто сама по себе, но и в том, что жизнь средневековых людей состояла из символов, символы были везде и играли огромную роль. Одним из наглядных примеров особого значения символов в те времена являются духовно-рыцарские ордена - каждый из них имел не только свой герб и флаг, но и детально разработанную систему символов для обозначения различных должностей и обязанностей внутри ордена. Не обошлось без особой символики и в жизнедеятельности Тевтонского ордена. Общеизвестно, что главным символом Тевтонского ордена был чёрный крест на белом фоне. В настоящее время символом организации, носящей название Тевтонского ордена, является латинский крест чёрной эмали с белой эмалевой границей, перекрытый шлемом с чёрно-белыми перьями. Но лишь те, кто интересуется историей классического Ордена, знают, что своя символика была у каждой ступени иерархии тевтонцев, причём эта символика находила отражение в одеяниях, которые носили тевтонцы. Такой внешний вид имели все, относящиеся к Тевтонскому ордену, начиная от великого магистра и заканчивая солдатами-наёмниками: великий магистр Ордена имел собственный герб, в основе которого был орденский чёрный крест с жёлтой каймой, на который был «наложен» крест меньшего размера и жёлтого цвета. В центре креста располагался жёлтый щиток с чёрным орлом, символом германского императорского дома - Тевтонский орден и его великий магистр лично в военно-политическом отношении признавал свой вассалитет по отношению к германскому императору; ландмейстер Ордена (следующая по значимости должность, по сути, полномочный заместитель великого магистра на одной из трёх орденских территорий - Немецкий ландмейстер, ландмейстер в Пруссии, ландмейстер в Ливонии) - его символом, по мнению исследователей, был орденский чёрный крест, поверх которого был наложен белый крест, повторяющий его контуры; великий маршал Ордена в плане символики до сих пор остаётся фигурой загадочной: существует как минимум два варианта его персонального герба. Первый - это тот же герб, что у великого магистра, но без наложенного на орденский крест жёлтого креста. Второй - жёлтый наложенный крест был, но кайма достигала лишь середины каждой из его перекладин; великий комтур (по сути, заместитель великого магистра по штатным поручениям) и комтуры (руководители самых мелких административных единиц государства Тевтонского ордена, комтурств) отдельных гербов или видов одеяний не имели, зато они имели специальные жезлы, которые символизировали их полномочия представителей судебной власти; полноправные рыцари Тевтонского ордена, братья-рыцари, должны были быть облачены в полностью белые одежды и плащи, на которые как на груди, так и на спине должны были наноситься чёрные орденские кресты; так называемые полубратья или братья-прислужники имели в Тевтонском ордене промежуточное положение, поэтому и относительно символики этой категории нет единого мнения. По одной из гипотез, своей «спецодежды» у братьев-прислужников не было, была лишь рекомендация облачаться в светскую однотонную одежду либо серого, либо белого, либо чёрного цветов. Кроме того, существует предположение, что, в соответствии с внутренней иерархией среди полубратьев некоторые из них могли иметь обязательные серые плащи с чёрным крестом Т-образной формы, нашитом на плечо; у сержантов, то есть у командиров отрядов воинов наёмников, в качестве униформы, по которой их и могли отличать на поле боя от неприятельских воинов, были белые котты (разновидность туникообразной верхней одежды с узкими рукавами) и серые плащи с Т-образным крестом; у наёмных воинов (нередко именуемых кнехтами) из тех же соображений, что у сержантов, на одежду нашивались белые «щитки» с нанесёнными на низ чёрными Т-образными крестами. Сама же одежда рекомендовалась однотонно чёрной, чтобы нашивки с крестами были более заметными. Кроме того, необходимо уточнить, что форма различных крестов, использовавшихся в символике Тевтонского ордена, несколько раз в течение истории Ордена видоизменялась.




Top