Тимирязева. Государственный биологический музей им

Я хотел бы вам немного рассказать об одном из красивейших уголков нашего города. В ЦАО г. Москвы, между улицей Красная Пресня и улицей Пресненский Вал (такое название по маленькой речке Пресне - левый приток р. Москвы, - протекающей в центре города и с 1908 г. полностью заключенной в коллектор) располагается Малая Грузинская улица.
Внимание москвичей и гостей столицы часто привлекает одно необычное здания - Тимирязевский музей.
История Малой Грузинской улицы начинается в 17 веке. В 1680 году было основано дворцовое село Воскресенское, которое в 1729 году было пожаловано грузинскому царю Вахтангу Левановичу, находящемуся в изгнании в Москве. Со своей многочисленной свитой царь обосновался в данной местности. Отсюда и названия - Грузинская площадь, улицы. К 1826 году практически все дворы перешли в руки русских чиновников и мещан, хотя грузины также продолжали там жить. В 1870-е годы начинается индустриализация района, появляются фабрики. В то же время - 1890-е-1890-е гг.- здесь появляются будущий музей Тимирязев. Тогда еще эта местность являлась городской окраиной, а не историческим центром, как сейчас. В 1970-е территорию начинают активно застраивать типовыми постройками.
Тимирязевский музей до начала 20 века являлся Музеем российских древностей. Его создатель - Петр Иванович Щукин - происходил из купеческого рода, коллекционировал предметы искусства. Комплекс построен в псевдорусском стиле - "теремковые" крыши, изразцы; он состоит из нескольких зданий: первое - возведено в 1892–1893 гг.. в духе ярославского зодчества, второе здание - 1896–1898 гг., строительство которого связано с быстрым ростом музейной коллекции. Оба здания были соединены подземным тоннелем. Одноэтажный корпус для музейного склада и архива создавался в 1905 году. Все три здания созданы разными зодчими, но гармонично сочетаются друг с другом.
В 1905 г. Щукин подарил свою уникальную коллекцию предметов искусства и здания Историческому музею. После же его смерти в 1912 г. Музей был закрыт, а экспонаты перевезены в Исторический музей.
После революции какое-то время в здании находились фонды Музея старой Москвы, затем был Музей Центральной Промышленной области. С 1928 г. оно превращено в студенческое общежитие. Однако по просьбе М. Горького в 1934 г. комплекс был передан Биологическому музею им. Тимирязева.

Источники

Википедия. Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%81%D1%83%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%B8%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BC%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9_%D0%B8%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B8_%D0%9A._%D0%90._%D0%A2%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D1%8F%D0%B7%D0%B5%D0%B2%D0%B0 Википедия. Пресня (река) https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%F1%ED%FF_ (%F0%E5%EA%E0) Википедия. Собор Непорочного зачатия Пресвятой Девы Марии https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80_%D0%9D%D0%B5%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%BE%D1%87%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE_%D0%97%D0%B0%D1%87%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%8F_%D0%9F%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%B2%D1%8F%D1%82%D0%BE%D0%B9_%D0%94%D0%B5%D0%B2%D1%8B_%D0%9C%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%B8_ (%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B0) Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева





/

Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева - комплексный естественно-научный музей, основан в 1922 г. на базе Музея живой природы Московского городского народного университета им. А.Л. Шанявского.

В музее работает еженедельная программа «Семья в музее», адресованная как родителям с детьми, так и самому широкому кругу посетителей всех возрастов. Программа включает в себя разнообразные мероприятия

Основная особенность программы состоит в том, что она строится на контакте и действии посетителей с музейным предметом, на доверительном диалоге музейного педагога с каждым ребенком и на совместной работе ребенка и взрослых членов семьи, а также в её вариативности (каждую неделю набор мероприятий меняется) и сочетании ставших традиционными занятий (Семейный лабиринт) с новыми неожиданными событиями.

Время работы: вторник, среда, пятница, суббота - с 10:00 до 18:00;
четверг – с 12:00 до 21:00;
воскресенье – с 11:00 до 18:00.
Выходные: понедельник и последний вторник месяца.
Продажа билетов прекращается за 30 минут до окончания работы музея.

Стоимость билетов:

взрослый - 220 рублей;
студенты, школьники, многодетные родители - 110 рублей.
Дети до 7 лет - бесплатно.

В дни проведения экологических программ и коммерческих выставок в выставочных залах музея стоимость входного билета изменяется.

В 1729 году местные земли, куда входили и нынешние владения по улице Малая Грузинская, 15, были подарены находящемуся в изгнании грузинскому царю Вахтангу Левановичу.

Вскоре после покупки новый хозяин приступает к строительству особняка, который получил формы неорусского стиля и был завершен в конце XIX века. В ту пору в русской архитектуре «правила бал» эклектика и хорошим вкусом богатые люди считали возводить жилые строения под стать древнерусских теремов.

Стоит заметить, что Петр Иванович был страстным собирателем русской старины. Помимо этого, его коллекция пополнялась и предметами из других уголков земли: европейские офорты, иконы, фотографии, книги, произведения французских импрессионистов и даже восточные ткани. Собрание включало также архивные документы, старинное оружие, предметы быта и многое другое.

Щукин скрупулезно подошел к проекту дома, внося коррективы в работу архитектора . Вместе они изучали всевозможные образцы орнаментов древнерусского зодчества и даже ездили в город Ярославль для ознакомления с местной архитектурой. Это было не случайно, т.к. хозяин рассматривал свой дом, прежде всего, как хранилище своей богатой коллекции.

В конечном итоге, проект уже на стадии создания стал весьма популярным и привлек внимание даже российского императора Александра III.

Закончили строительство «московского терема» в 1893 году. Сам внешний облик двухэтажного особняка с шатровыми кровлями и оригинально исполненными кокошниками, декорированного поливными изразцами, а также убранство внутренних интерьеров, включая даже дверные ручки, тщательно и достаточно точно скопировали с лучших образцов деталей XVII века.

Однако, не обошлось и без исключений. Так, от древнерусской традиции строительства домов из дерева пришлось отказаться из-за боязни Щукиным пожаров, а поэтому стены поднимали из разных видов кирпича.

Коллекция Петра Ивановича на Малой Грузинской, 15 расширялась с каждым годом, и ей быстро стало тесно во вновь построенном доме. Исходя из появившихся нужд, коллекционер решает возвести рядом новый терем. Работа была заказана архитектору .

В отличие от прежнего дома, новое строение возвели в более спокойной форме и в свободной интерпретации полюбившейся Щукину русской темы. Название оно получило «Новый музей», а для сообщения со старой постройкой был прорыт подземный туннель. Работы завершили в 1898 году.

Еще одна постройка, но уже работы архитектора Федора Никитича Кольбе, на территории усадьбы появилась в 1905 году. Она имела небольшие размеры и предназначалась для хранения документов.




Top