Толкование Евангелия на каждый день года.14 февраля. Детская Библия: Новый завет - Две лепты бедной вдовы, Иисус говорит о будущем, Притча о десяти девах

Почему вдова и почему именно две лепты? Почему не одну или не три?

"Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, [Иисус] сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое. [Мк.12:42-44]

Это истинный христианин. Она положила, отдала ближним всё, чем питается. А в чем состоит питание христианина? Это два Завета есть пища христианина, которые есть одно единое (один кодрант) учение Господне.

И ещё штрих. У Луки написано, что дары приносили в сокровищницу: "Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты". (Гл.21:1,2) Что такое сокровищница? Вряд ли для церкви Христовой это кружка для денежек.
Конечно речь не о деньгах. Стал бы Христос наблюдать за тем, сколько денег приносят люди на текущие надобности храма? Безусловно нет и не это Его интересует.
Речь о пропитании духовном и это её пропитание больше всего, что могли принести все богатые богатствами мирскими. Богатые приносили избыток от их жизни, т.е. для них вера это нечто избыточное. Основное же жизнь это плотская, а вера просто некий довесок. Вот довесок этот они и приносили в храм.
Оглянемся на себя. Не так ли и мы? Семья, работа, дети, успех и процветание среди себе подобных, повседневная суета, на церковь, на учение Христово, на молитву даже не остается и немного времени. Урывками уделяем себя изучению учения и жизни в церкви.

Она же христианин истинный. Она положила, отдала ближним всё, чем питается. Два Завета есть пища христианина, которые есть единое учение Господне.
Вдовица ведь живет этими своими двумя лептами полной жизнью. Это у неё не довесок, а вся её жизнь, вся её еда духовная «всё пропитание свое». Это весь смысл её жизни, вся её жизнь в одном Божием учении-«кодранте», состоящем из двух лепт-заветов.
Вдова отдает свои сокровища на алтарь церкви, но кто она? Почему вдовица, а не девица незамужняя например? Если вдова, значит ранее была замужем и сейчас её муж для неё умер. Кто был этот муж? Возможно это ветхая церковь – смоковница, которая составляла её судьбу, а возможно вообще язычество или фараон.
Мы не знаем за кем была замужем вдовица, с кем-то она составляла семью но Христу это уже совсем неважно. Важно то, что именно сейчас она живет Его учением о спасении, Его кодрантом из двух заветов. Сегодня она христианка, потому, что полностью, а не частично всю свою жизнь приносит в сокровищницу духовную. "В сокровищницах премудрости - притчи разума". [Сир.1:25]
На алтарь Богу и людям, которые в церкви Христовой, чтоб люди могли пользоваться этим её огромным достоянием.
Этим она и выделяется из остальных всех нас, на это и обращает наше внимание Христос особо.

Как смерть может быть благом для возрождения, так и вдовство для спасения.
Ветхий Завет это не закон наказания, он весь только пророчество о Христе. Как апостол говорит – путеводитель ко Евангелию.
Два Завета это два пророка, две маслины, две лепты вдовицы. Они не противоречат друг другу но только дополняют.
Учение Ветхого Завета и заповеди Христа друг другу не противоречат ибо они одно учение Христа, один кодрант.
Который Альфа и Омега, который Слово, что вначале было и который у Бога был, и который Бог.

Говорят Иуда носил ящик с деньгами, деньги которые люди давали Христу для общего пропитания. Это сокровищница христианская. И надо сказать, что деньги эти не взял он, но пошел и продал Христа за 30 сребреников. Зачем это было ему нужно? Ведь у него целый ящик с деньгами был. Наверно там было немало денег, однако их не взял, ничего нигде не говорится, что взял их. Почему не взял?

Конечно не деньги Иуду интересовали, ему было важно обесчестить Христа, унизить Его, разрушить Его учение. А вот если бы он взял из сокровищницы Христовой, то скорее всего и не предал бы душу свою, ведь там были и те самые две лепты, которые внесла вдова - два Завета Господних.

1–12. Притча о злых виноградарях. – 13–17. Ответ Господа фарисеям и иродианам о дани Кесарю». – 18–27. Ответ Господа саддукеям по вопросу о воскресении мертвых. – 28–34. Самая важная заповедь. – 35–37. Христос – Сын и Владыка Давида. – 38–40. Речь против книжников и фарисеев. – 41–44. Две лепты бедной вдовы.

Мк.12:1. И начал говорить им притчами: некоторый человек насадил виноградник и обнес оградою, и выкопал точило, и построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Мк.12:2. И послал в свое время к виноградарям слугу – принять от виноградарей плодов из виноградника.

Мк.12:3. Они же, схватив его, били, и отослали ни с чем.

Мк.12:4. Опять послал к ним другого слугу; и тому камнями разбили голову и отпустили его с бесчестьем.

Мк.12:5. И опять иного послал: и того убили; и многих других то били, то убивали.

Мк.12:6. Имея же еще одного сына, любезного ему, напоследок послал и его к ним, говоря: постыдятся сына моего.

Мк.12:7. Но виноградари сказали друг другу: это наследник; пойдем, убьем его, и наследство будет наше.

Мк.12:8. И, схватив его, убили и выбросили вон из виноградника.

Мк.12:9. Что же сделает хозяин виноградника? Придет и предаст смерти виноградарей, и отдаст виноградник другим.

Мк.12:10. Неужели вы не читали сего в Писании: «камень, который отвергли строители, тот самый сделался главою угла;

Мк.12:11. это от Господа, и есть дивно в очах наших».

Мк.12:12. И старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли.

«И начал говорить им притчами» (стих 1). Согласно Евангелию Марка выходит, что Господь сказал первосвященникам и книжникам ("им" ) несколько притчей. И евангелист Матфей, действительно, сообщает в параллельном разделе () три притчи. Ясно, что если в настоящем случае евангелист Марк приводит только одну, то делает это ввиду большого сокращения повествования. Притча, избранная им (вторая у Матфея), является наиболее сильной. Точно так же из слуг, о которых говорит Матфей (), евангелист Марк упоминает об одном, вероятно, наиболее важном.

«И выбросили вон» (стих 8). Согласно евангелисту Матфею, они предварительно вывели сына из виноградника и потом уже его убили. И у Марка употреблено такое выражение (ἐξεβαλον αὐτόν ), которое повсюду прилагается не к трупу, а к живому человеку (ср. ; ; ). Таким образом, к этому выражению вначале нужно прибавить: «после того как предварительно» и весь 8-й стих нужно перевести так: «и, взяв его, убили, после того как предварительно выгнали его вон из виноградника».

«Придет и предаст смерти...» (стих 9). Эти слова евангелист Марк влагает в уста Господа, тогда как Матфей приписывает их слушателям Христа. Но можно и в Евангелии Марка эти слова считать ответом слушателей, поставив впереди них выражение: «и сказали».

«И старались схватить Его...» (стих 12). Первосвященники и книжники (так точнее следует передать мысль 12-го стиха) употребляли все средства к тому, чтобы захватить Христа, но в это время их охватил страх перед возможностью народного восстания из-за Христа. Причиной же их стараний было их понимание того, что вышеприведенная притча была направлена против них.

Мк.12:13. И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове.

Мк.12:14. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать?

Мк.12:15. Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его.

Мк.12:16. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы.

Мк.12:17. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему.

Мк.12:18. Потом пришли к Нему саддукеи, которые говорят, что нет воскресения, и спросили Его, говоря:

Мк.12:19. Учитель! Моисей написал нам: «если у кого умрет брат и оставит жену, а детей не оставит, то брат его пусть возьмет жену его и восстановит семя брату своему».

Мк.12:20. Было семь братьев: первый взял жену и, умирая, не оставил детей.

Мк.12:21. Взял ее второй и умер, и он не оставил детей; также и третий.

Мк.12:22. Брали ее за себя семеро и не оставили детей. После всех умерла и жена.

Мк.12:23. Итак, в воскресении, когда воскреснут, которого из них будет она женою? Ибо семеро имели ее женою?

Мк.12:24. Иисус сказал им в ответ: этим ли приводитесь вы в заблуждение, не зная Писаний, ни силы Божией?

Мк.12:25. Ибо, когда из мертвых воскреснут, тогда не будут ни жениться, ни замуж выходить, но будут, как Ангелы на небесах.

Мк.12:26. А о мертвых, что они воскреснут, разве не читали вы в книге Моисея, как при купине сказал ему: «Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова»?

Мк.12:27. Бог не есть мертвых, но Бог живых. Итак, вы весьма заблуждаетесь.

«Этим ли приводитесь вы в заблуждение?» (стих 24). Эти слова, приводимые только евангелистом Марком, лучше передать так: «тем ли, что вы передали выше (случай, изображенный вопрошателями), вы приводитесь в заблуждение, т.е. приходите к сомнению в воскресении мертвых? Но вы можете приходить в заблуждение, только не зная как следует Писания, которое вовсе не предназначено для упорядочения отношений будущей жизни, и не понимая, что сила Божия может совершенно по-иному, чем здесь на земле, установить в будущей жизни все отношения между людьми».

Мк.12:28. Один из книжников, слыша их прения и видя, что Иисус хорошо им отвечал, подошел и спросил Его: какая первая из всех заповедей?

Мк.12:29. Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: «слушай, Израиль! Господь наш есть Господь единый;

Мк.12:30. и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», – вот первая заповедь!

Мк.12:31. Вторая подобная ей: «возлюби ближнего твоего, как самого себя». Иной большей сих заповеди нет.

Мк.12:32. Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель! истину сказал Ты, что один есть и нет иного, кроме Его;

Мк.12:33. и любить Его всем сердцем и всем умом, и всею душею, и всею крепостью, и любить ближнего, как самого себя, есть больше всех всесожжений и жертв.

Мк.12:34. Иисус, видя, что он разумно отвечал, сказал ему: недалеко ты от Царствия Божия. После того никто уже не смел спрашивать Его.

Евангелист Марк в этом разделе несколько отличается от Матфея. Так, он говорит, что к Господу приступил один из книжников, вслушавшийся в прения, которые вели между собой враги Христа (У Матфея он назван «законником из фарисеев»). Не говорит евангелист Марк, чтобы у этого вопрошателя были искусительные намерения (как сообщает Матфей). Может быть, в самом деле книжник, хотевший было искусить Христа, скоро отказался от своего намерения, почему евангелист Марк и не счел нужным упоминать о том намерении. Далее, заповедь о любви к Богу Марк предваряет словами известной еврейской молитвы («шма»), представлявшей собой повторение слов Моисея (). У евангелиста Марка эти слова Моисея являются основанием требования исключительной любви к Богу: есть единственный Господь или Владыка, следовательно, Ему одному должна принадлежать вся любовь израильтянина.

«Книжник сказал Ему: хорошо, Учитель!» (стих 32). Лучше слово «хорошо» относить к глаголу «сказал», потому что в Евангелии Марка нигде обращение «Учитель» не ставится на втором месте.

«Больше всех всесожжений» ((стих 33; см. ; )). Это прибавление было весьма важно для читателей Евангелия Марка, христиан из язычников, смущавшихся тем, что у них не было такого храма и такого торжественного культа, какой до 70 года имели иудеи.

«Иисус, видя, что он разумно отвечал...» (стих 34). Разумность ответа книжника сказалась не только в его согласии со словами Христа, но и в стремлении точно определить те способности, какими человек должен служить Богу. Именно (по лучшему чтению см. Тишендорф, 8-е изд.), он говорит, что Бога нужно любить сердцем, умом или разумением и силою: он ставит таким образом рассудок (ἡ σύνεσις ) как орудие любви к Богу, которая действительно должна быть вполне осмысленным подвигом, а не только делом чувства. Однако все же мало для вступления в Небесное Царство одного признания единства Божия и необходимости любви к людям. Нужно еще исполнять эту высшую заповедь: книжнику нужно подойти ко Христу не только как к Учителю, но и как к Спасителю, Который только и может подать ему силы, необходимые для исполнения той величайшей заповеди. А веры-то во Христа как в Мессию, очевидно, у него еще и не было.

Мк.12:35. Продолжая учить в храме, Иисус говорил: как говорят книжники, что Христос есть Сын Давидов?

Мк.12:36. Ибо сам Давид сказал Духом Святым: «сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Мк.12:37. Итак, сам Давид называет Его Господом: как же Он Сын ему? И множество народа слушало Его с услаждением.

В отличие от евангелиста Матфея, Марк речь Иисуса Христа изображает как монологическую. Христос здесь говорит народу о книжниках. Но книжники, несомненно, присутствуют при этом обращении Христа к народу, потому что евангелист Марк говорит, что Господь здесь «отвечал» (ἀποκριθείς – стих 35; в русском переводе не точно – «продолжая учить»). Но кому же Он отвечал? Понятно, книжникам, которым, по сообщению евангелиста Матфея, Он предложил вопрос и которые ему высказали мнение о Мессии.

Мк.12:38. И говорил им в учении Своем: остерегайтесь книжников, любящих ходить в длинных одеждах и принимать приветствия в народных собраниях,

Мк.12:39. сидеть впереди в синагогах и возлежать на первом месте на пиршествах, –

Мк.12:40. сии, поядающие домы вдов и напоказ долго молящиеся, примут тягчайшее осуждение.

Из обширной речи Господа против книжников и фарисеев, которую передает евангелист Матфей (), Марк приводит только несколько изречений, которыми характеризуется честолюбие, корыстолюбие и лицемерие фарисеев или, собственно, книжников, о которых говорил Господь, по сообщению евангелиста Марка. Для читателей Евангелия Марка не представляла большого интереса вся обширная характеристика фарисейства, какая дана у Матфея.

«В длинных одеждах» ходили обыкновенно люди знатные.

«В народных собраниях» – на рынках (ἀγοραῖς ).

Мк.12:41. И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много.

Мк.12:42. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант.

Мк.12:43. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу,

Мк.12:44. ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое.

У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – ). Христос сидел «против сокровищницы» , т.е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον , еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила "две лепты" , т.е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.

Лк 20:45 b –21:4 (зач. 103):

Сказал Господь ученикам Своим: остерегайтесь книжников, которые любят ходить в длинных одеждах и любят приветствия в народных собраниях, председания в синагогах и предвозлежания на пиршествах, которые поедают домы вдов и лицемерно долго молятся; они примут тем большее осуждение.

Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу; увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты, и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила; ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.

Сегодняшнее евангельское чтение состоит из двух частей – из призыва Спасителя, обращенного к ученикам, не уподобляться книжникам, закосневшим в своем лицемерии (это конец 20-й главы Евангели от Луки), и наглядного примера твердой веры и упования на Бога в лице бедной вдовы (начало 21-й главы).

Заметим, что и в чтении прошлой субботы фигурировала некая вдова. Но там мы имели дело с притчей, а здесь это вполне реальная современница Христа и Его учеников, пусть и неизвестная нам по имени. А раз так, то стоит обратить внимание прежде всего на саму описанную ситуацию во всей ее буквальности.

А ситуация предельно проста: богатые люди клали в храмовую сокровищницу довольно большие суммы в абсолютном исчислении, однако незначительные – относительно тех средств, которые находились в их распоряжении; бедная же вдова положила, как прозрел Христос, «всё пропитание своё, какое имела» – т. е. 100% тех денег, которые у нее были. Она отдала эти две лепты, две медные монетки, – и осталась без денег вообще.

Вряд ли она слышала Нагорную проповедь Спасителя, однако поступила она так, как будто руководствовалась Его словами: «не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф 6:34). Такова была ее вера, ее надежда – и ее любовь к Богу.

Казалось бы, мораль из этого эпизода евангельской истории совершенно прозрачна. И коль скоро этот фрагмент Нового Завета читают в Церкви уже двадцать веков, то всем христианам – монахам и иерархам, клирикам и мирянам – должно быть ясно, что такое хорошо и что такое плохо. Однако на деле не так: по-прежнему мы видим богатых, поедающих домы вдовиц, вметающих свои неправедно нажитые богатства в церковные сокровищницы и получающих за это церковные ордена, и бедных, отдающих на храм многое из того немногого, что у них есть.

Впрочем, это неудивительно: было бы наивно думать, что Христос обличал исключительно своих современников. То, о чем Спаситель говорит в Евангелии – это универсальное свойство падшей человеческой природы, не зависящее от времени, места, национальности и даже религиозной принадлежности человека, одержимого страстями.

Жертву вдовы можно понимать и метафорически – и это несколько труднее. Не для разума, конечно – здесь нет ничего сложного – а для нашего сердца. У разных людей разные дары, разные таланты – и различны они не только качественно, но и количественно. Попросту говоря, есть люди талантливые, способные – и люди «обычные», «посредственные», «серые». И если человек, наделенный Творцом теми или иными способностями, захочет послужить Богу – его дар может быть велик и ярок. Один напишет икону, другой построит храм, третий организует миссию в епархии…

Люди же обычные гораздо менее заметны, их помощь Церкви воспринимается как нечто само собой разумеющееся и не достойное особой благодарности: баба Маша каждое воскресенье бросает в церковную кружку 50 рублей; баба Глаша после каждой службы моет пол в храме; мама пятерых детей Наташа покупает цветы и украшает иконы…

Но и это – больше о внешнем, чем о внутреннем.

Если же осмелиться вести речь о более высоких материях, то богатые среди нас – те, кто наделен от Бога духовными дарами. Есть люди, которые обладают даром молитвы; есть те, кому не в тягость телесное воздержание; иные по природе тихи и кротки; кто-то с детства воспитан так, что не может пройти мимо человека, нуждающегося в помощи. Но есть рядом с нами наши братья и сестры во Христе, кому каждый шаг на пути к праведной (хотя бы внешне праведной) жизни дается с особым трудом.

Человек с детства рос в неблагополучной семье – и не может отвыкнуть от матерной брани; рано начались беспорядочные половые связи – и очень трудно отказаться от этой опустошительной, как сам человек понимает, страсти; кто-то вспыхивает как порох по поводу и без повода и может наговорить такого, что потом сам сгорает от стыда; а кто-то сознаёт окаменение своего сердца и не знает, как сокрушить эту греховную скорлупу.

И вот для последних любой – даже самый малый – шаг к свету, к чистоте – это результат огромного труда, огромной работы над собой, это их посильный (а часто – сверх силы) дар Богу. Но, конечно, в глазах праведников всё это малозначительно и не заслуживает ни похвалы, ни подражания. А ведь должно быть не так.

И хотелось бы, чтобы мы, если удостоил нас Господь быть «праведниками», стали опорой для наших немощных братьев и сестер, чтобы у нас нашлось для них слово утешения и ободрения. А если мы сознаем свою бедность и скудость – то постараемся не унывать и не отчаиваться, но возложить упование на Бога и принести Ему в дар две лепты – наши душевные и телесные силы. А Господь, приняв этот дар, вернет его нам приумноженным.

Первая неделя ноября выдалась в Новосибирске особенной. Ударили настоящие сибирские морозы, началась и закончилась традиционная октава молитв за всех усопших верных, включавшая также «день памяти и скорби», связанный с воспоминанием трагических событий 7 ноября. Но самое главное, чем запомнятся эти дни – это, безусловно, встреча ветеранов католических приходов Преображенской епархии, прошедшая в Куриальном центре в Новосибирске с 3 по 5 ноября.

Участвовать в «слете» предварительно изъявило желание около пятидесяти человек, но в итоге приехало около сорока. Разумеется, приглашение получили верующие обоего пола, но случилось так, что «дедушки» так и не смогли добраться до Новосибирска из-за осложнений со здоровьем, а потому «слет ветеранов» стал в действительности встречей наших «бабушек».

О целях и характере прошедшей рассказал ее вдохновитель и организатор, епископ во время воскресного богослужения 8 ноября. Евангелие 32-го рядового воскресенья могло бы послужить для всего происходившего прекрасным эпиграфом. «И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое» (Мк 12,41-44).

«У меня невольно встают перед глазами наши бабушки, — прокомментировал этот текст Владыка, — которые в большинстве своем тоже уже вдовы и которые съехались на минувшей неделе в Новосибирск на свой “пионерский слет”. Одна привезла с Урала трехлитровую банку с засоленными овощами, другая – огромный пирог, некоторые собрали пожертвования и принесли их… Мне хотелось бы сегодня рассказать об этой удивительной встрече.

Различные встречи проходят в нашей епархии уже давно. Еще в 1994 г. была организована 1-ая пастырская конференция, на которой присутствовало и много пожилых верующих-мирян. Но доминировали, конечно, священники и монашествующие. Поэтому нам пришла мысль созвать только их – старшее поколение, – чтобы, во-первых, поблагодарить их за то, что они донесли светоч веры до нашего времени, несмотря на все гонения на Церковь. А во-вторых, послушать, какие у них есть пожелания к Церкви сегодня.

Мне кажется, что-то подобное Церковь переживала в первой половине IV века. Тогда, после тягчайших гонений, на волю вышли Христовы исповедники, претерпевшие тяжелые пытки, со следами ран и перенесенных мучений. Император Константин пригласил старейшин Церкви на Вселенский собор и при этом лично целовал язвы и шрамы приехавших делегатов. И вот теперь нам, католикам XXI века, вкусившим радость религиозной свободы, следует приклониться перед душевными ранами и шрамами нашего старшего поколения, исповедовавшего веру во мраке 70-летних атеистических гонений».

«Их удивительное прошлое…, — продолжил свое слово Владыка, — в некоторых случаях легендарное прошлое! Еще лет 25 назад в Литве я слышал от одного священника, который совершал миссионерскую поездку в Северный Казахстан, что в 50-е годы там в селе Зеленый Гай стреляли в священника во время Мессы, но одна женщина закрыла его своим телом и таким образом погибла сама. Теперь на нашей встрече присутствовала дочь той мужественной женщины. Ей в то время был 21 год, а в 90-е годы ее семья переехала в Томск».

Вспоминает участница слета ветеранов, прихожанка томского храма Девы Марии Святого Розария Теофилия Ивановна Левандовская : «Я родилась в 1934 г. на Украине, в Хмельницкой области. Вся наша большая семья с шестью детьми, бабушкой и дедушкой в 1936 г. была вывезена в Казахстан, и первым нашим местом поселения стало село Зеленый Гай Акмолинской (позднее, Целиноградской) области. В 1952 г. мы с сестрой уехали, а точнее убежали из колхозного рабства, и поселились в пригороде Караганды (город-спутник Сарань), где я устроилась на работу и поступила учиться. Через год мне удалось перевезти к себе оставшихся в живых членов семьи (маму, папу, брата, сестру), а еще через год у нас умер отец. Однако самая старшая моя сестра, у которой к тому времени родилось шестеро детей, оставалась в селе Зеленый Гай. Она-то и написала нам, что в селе организована католическая община, есть молитвенный дом, а из Акмолинска время от времени приезжает священник и проводит богослужения. Моя мама загорелась желанием посетить Мессу, побывать на исповеди. Ведь уже больше двадцати лет у нас не было такой возможности! Конечно, все мы продолжали регулярно молиться дома. Основным молитвам меня научила мама. Меня и окрестить успели в костеле в нашем родном украинском селе, а вот двух моих маленьких братишек, умерших в ссылке во младенчестве, крестил уже не священник, а бабушка в домашних условиях.

Шел тогда 1956 г., а Пасха приходилась на 1 апреля. Мама уехала, мы ее всей семьей проводили, а спустя какое-то время получаем телеграмму: приезжайте хоронить вашу маму! Приехав в Зеленый Гай, мы узнали от односельчан страшные подробности случившегося. Мама была убита в молитвенном доме, в конце пасхального богослужения, когда священник уже приступил к освящению пасхальной пищи. Мама со своим узелочком стояла у самого алтаря, чуть сбоку, а священник сместился немного подальше. Я была в том доме, видела тот алтарь: так красиво он был убран, к нему вела лесенка из ящичков с ровно проросшей зеленой пшеницей… Выстрел был произведен через занавешенное окно за алтарем. Моя мама стояла боком, а потому первая пуля угодила ей в щеку, пониже виска. Как объясняла позднее врач, если бы она сразу упала, то, вероятно, осталась бы жива. Однако она обернулась на выстрел и получила вторую пулю в грудь, под сердце. Эта рана была смертельной. По верующим стреляли, наверное, метили в священника, а еще раньше в молитвенный дом подбрасывали записки: «убирайтесь отсюда!», «уходите, пока целы!» и подобного содержания.

В доме собрались по преимуществу пожилые люди, большинство – женщины, было только два старичка. И когда они выскочили на улицу, то увидели убегающего мужчину, волокущего за собой ружье. Дом был на самом краю села, а дальше – поле и скирды. И убийца бежал в сторону скирд. Задержать его, конечно, не смогли.

Тело мамы так и лежало у алтаря почти сутки, пока из областного центра (около 100 км) приехал наряд милиции и освидетельствовал место преступления. А потом тело положили в гроб, связали гроб цепями (дороги-то у нас ужасные) и повезли в областной центр на вскрытие. А мы ехали навстречу в кузове грузовика, и на полпути между Зеленым Гаем и Акмолинском встретили нашу маму, отпраздновавшую свою последнюю в жизни Пасху.

Разумеется, никто и не думал разыскивать преступника, хотя мы и писали во все инстанции, куда только могли. Но как раз этот страшный случай укрепил во мне веру. Именно с этого времени я сама стала активно разыскивать католическую общину, священника, и нашла то, что искала, совсем рядом – в Караганде. Впрочем, на самом деле ездить было довольно далеко: 25 км до Караганды, а потом еще до ее отдаленной окраины, которую в народе называли «Берлин», поскольку там проживали ссыльные немцы. Это была та самая полуподпольная община, в которой воспитывался наш Владыка Иосиф – тогда еще маленький мальчик, та самая община, о которой он так много и с таким воодушевлением рассказывал. В 1958 г. я вышла замуж и венчалась с мужем в «неофициальном» молитвенном доме, а в 1960 г. там же крестила своего сына. Могла ли я подумать, что под старость лет смогу посещать уже не молитвенный дом, а самый настоящий католический храм, и делать это вполне открыто!? Что у нас будут священники, причем не только старенькие, но и современные, молодые!? Я верю, что у нашей Церкви – великое будущее».

Это свидетельство поражает своей искренностью и трагизмом. Но сколько других, в чем-то похожих, но звучащих каждый раз по-новому историй нам пришлось услышать за эти дни! Какие испытания, какие трудности выпали на долю нашего старшего поколения! Трагична судьба детей, сосланных в сибирскую тайгу или казахские степи вместе с родителями, лишенных детства, лишенных религиозного воспитания и просто гуманного отношения со стороны власть предержащих. Но, наверное, еще более трагична судьба тех, кто уже в раннем возрасте вовсе потерял родителей и оказался в детском доме.

Рассказывает Чеслава Петрушко (приход Екатеринбурга): «Я родилась в польской католической семье в городе, принадлежащем к Львовскому воеводству. Тогда это была территория Польского государства. Я представляю тех людей, чье детство навсегда запечатлено опытом оккупации. Через наш городок трижды прокатилась своими гусеницами война: в 39-м пришла Красная армия, в 41-м – немецкая, а в 44-м – опять советская. Я родилась 12 августа 1939 г., а 1 сентября началась война. Но меня все же успели окрестить. Я была младшим, девятым ребенком в семье. Разница с самой старшей сестрой составляла 22 года. И вот, вся эта большая и очень дружная семья была рассеяна, уничтожена. В какой-то момент я осталась только с мамой. Мама меня воспитывала до 5 лет, а мое католическое воспитание продолжалось до 1947 г. Я даже успела пройти кое-какую катехизацию. Ведь тогда еще были открыты храмы, были священники… Религиозная жизнь продолжалась даже в оккупации. Мама потеряла в годы войны мужа, семерых своих детей. Она всё пережила, а потом у нее отказало сердце. Она умерла, а я осталась сиротой. Меня отправили в детский дом на территории уже Советской Украины, вблизи венгерской границы. Там было очень много польских детей. Католические семьи были многодетными, и часто в детский дом попадало сразу 5-6 родных братьев и сестер, у которых убили родителей. Первое время (а был это 1947-48 год) к нам еще допускали священника. Но наступил день, когда он не пришел. Шепотом передавалась весть о том, что он арестован. А потом меня отправили в детский дом вглубь России, и тут ни о какой религиозной жизни не могло быть и речи. Я ушла во «внутреннее подполье», в свой внутренний мир. И долгие годы, в детском доме, а потом в студенческом общежитии, могла молиться исключительно про себя и лежа, делая вид, что сплю. Надо сказать, что никаких надежд на возрождение нашей Католической Церкви, да и христианства вообще, у меня тогда не было. А потом я стала свидетельницей и участницей чудесных событий во второй половине 80-х: восстала из пепла католическая община в Екатеринбурге, городе, в котором я жила и работала долгие годы. Этот город тогда считался закрытым, и когда мы, верующие, обращались в различные инстанции с просьбой зарегистрировать общину, то слышали в ответ: “Кто такие католики? Откуда здесь вообще взялись католики?” А между тем очень многие старожилы помнили костел св. Анны, который стоял в центре города и был действующим до 30-х годов. Впрочем, справедливости ради нужно отметить, что и действующий православный храм был в нашем полуторамиллионном городе только один, и тот на окраине. Но в 1990 г. нам удалось зарегистрировать польское национальное общество, а в 1992 г. – и католический приход. Национальное возрождение шло тогда рука об руку с возрождением религиозным. В конце концов случилось и то, о чем мы раньше даже не смели мечтать. Католической общине был возвращен храм св. Анны, тот храм, в котором я теперь молюсь и приступаю к Таинствам. Я очень надеюсь, что настанет день, когда этот храм станут посещать мои дети и внуки».

Встреча ветеранов продолжалась три дня, причем у каждого из них была своя тема. Тема первого дня называлась: «Взгляд в прошлое: годы гонений и преследования Церкви». Организаторы попросили бабушек обменяться свидетельствами о том, как им самим передали веру, и о том, как они жили по вере в страшные годы атеистической тьмы.

Подавляющее большинство участниц отметили, что главную и ни с чем несравнимую роль в их религиозном воспитании сыграла мама, иногда – бабушка. Это мама следила за тем, чтобы все дети были крещены, это мама учила их молитвам и сама регулярно молилась с ними, это мама вела их на исповедь и на Мессу, как только поблизости оказывался священник и такая возможность появлялась, это мама пела религиозные песни, когда стирала, гладила или готовила обед, и, тем самым, приучала к ним детей. А что же папы? Очень часто семья рано лишалась отца и кормильца: он погибал в лагере или был сломлен непосильными тяготами трудармии. В других случаях отец играл роль, похожую на роль плотника Иосифа в Святом Семействе. Это был «молчаливый католик», своим тяжелым повседневным трудом обеспечивающий свою семью материально. Это был тот, кто делал всё, что в его силах, и даже сверх сил, чтобы семья могла выжить. А инициативу религиозного и религиозного воспитания он, вынужденно или сознательно, оставлял супруге. И мы должны быть по-своему очень благодарны «католическим отцам», уподобившимся их небесному покровителю Иосифу-труженику, величайшему из святых, снабдившему Деву Марию и маленького Иисуса всем необходимым для земной жизни. Но, тем не менее, фактическим главой «домашней церкви» в большинстве случаев оставалась мама.

Вот что рассказала о своем пути к храму Екатерина Александровна Елисеева (урожденная Габель ) из прихода г. Ишим: «Моя мама родилась в многодетной немецкой католической семье в Поволжье. Когда начались гонения, семья вынуждена была постоянно переезжать с места на место, чтобы избежать ареста ее главы. Так мамина семья оказалась в одной из деревень Ишимского района Тюменской области. Моя мама когда-то прошла катехизацию при церкви и пела в церковном хоре. В условиях же Сибири, когда на много сотен километров вокруг не было ни одного католического священника, она стала настоящей активисткой и “душой общины”: собирала людей на молитву, крестила младенцев, рассказывала молодым о таинстве брака… Мама вышла замуж, но ее семья была разделена в трудные сороковые. Ее муж и мой отец умер в Казахстане. В Казахстане поселился и один из моих братьев. А еще четверо детей остались с мамой в Ишимском районе. Одна моя сестра живет на Алтае, а одна – в Воркуте. Все дети выросли верующими, при первой возможности посещали католическую церковь и приступали к Таинствам. Ближайшая к нам католическая община со священником находилась в Караганде. Наша семья посылала туда пожертвования за Мессы в интенции наших живых и умерших родственников, а время от времени и сами мы совершали туда “паломничество”. В 1959 г. меня, тогда одиннадцатилетнюю девочку, отправили в Караганду, чтобы там принять Крещение и Первое Причастие. Мама сумела подобрать мне в магазине очень красивый веночек из светлого воска. И на грудь мне прикрепили веточку из воска. У меня осталась памятная фотография. Я навсегда запомнила тот большой деревянный дом, в котором проходило богослужение. Я подозреваю, что именно этот молитвенный дом посещал в детстве наш епископ. Из всех детей в нашей семье только я была крещена священником во время Мессы. Всех моих братишек и сестричек крестили мама и бабушка в домашних условиях.

Нас рано научили молитвам, и регулярно, утром и вечером, мы молились всей семьей. Мама очень строго следила за этим. Нам, детям, очень нравились религиозные обычаи. С какой радостью мы колядовали в рождественские дни! Разумеется, все колядки исполнялись нами на немецком языке, поскольку русским колядкам тогда негде было научиться. А на Пасху я с братишками и сестренками оставляла шапку в надежде на приход пасхального зайца. Утром мы находили в наших шапках крашеные яйца, конфеты, печенье… Значит, заяц не обошел наш дом!

Но наша религиозная жизнь отнюдь не ограничивалась одними только обычаями. Мама готовила нас к праздникам загодя и очень серьезно, читала нам библейские истории из одной старой книжки (возможно, это была детская Библия). Как мне памятно это чувство: пробираешься декабрьским вечером по заснеженным тропинкам к своему дому, смотришь на звездное небо и знаешь, что там живут добрый Бог и Его ангелы, и они видят тебя!

Того детского религиозного воспитания хватило мне на всю жизнь. Сейчас у нас религиозная свобода, есть священники, и католических храмов не так уж мало. Как жаль, что моя мама и большинство из моих дорогих, очень религиозных тетушек так и не дожили до этих дней, и не могут теперь посещать открытые храмы. Однажды, еще до того, как в наших краях стала действовать Католическая Церковь, я случайно познакомилась с одним очень пожилым человеком, немцем-католиком. Мы звали его “дядя Саша”. Он не раз признавался, что на склоне лет ему очень хочется посетить церковную службу и очень нужно исповедаться. Он прочитал мне молитвы на немецком языке, которые много лет назад читал до и после исповеди. Я была так растрогана… Дядя Саша умер, так и не побывав на исповеди. Мы, прихожане католической общины Ишима, регулярно ходим на его могилу, а ежегодно 2 ноября, в день поминовения всех усопших, ставим на нее свечу и молимся».

Однако не бывает правил без исключений. По свидетельству Екатерины Мухамеджановой (г. Прокопьевск) главная роль в ее религиозном воспитании принадлежала не маме, а «двум отцам» – отцу физическому и отцу духовному, священнику Василию Рудке. «Первое, что нас удерживало вблизи Иисуса, — вспоминает Екатерина, — это молитва. А инициатором молитвы был мой отец. Он же постоянно поддерживал связь со священниками, приглашал их к нам домой. Это был, сначала, о. Александр Бень, потом – о. Василий Рудка. Эти священники крестили всех детей в нашей семье. Иногда в нашем доме служилась Святая Месса. Сомнений в существовании Бога у нас не было никогда, хотя гонения были очень серьезные. Моего старшего брата постоянно обижали, обзывали “фашистом” из-за его немецкой национальности. Даже директор школы оскорблял и бил его. Брат тогда ходил в 5-6 класс и никак не мог научиться чисто говорить по-русски, то и дело сбивался на немецкий. Однако были и добрые, справедливые педагоги, которые старались не допускать дискриминации. У меня была такая учительница. Мне так хотелось пойти на Мессу в Рождество или на Пасху. А в школе-то был обычный день! И тогда учительница говорила мне: “Иди, Катя. Я отпускаю тебя с уроков. Я знаю, что ты сегодня заболела, потому что у вас праздник…” Я до сих пор храню благодарное чувство к моим педагогам, а у брата не осталось никакой обиды на его обидчиков, никакой злобы по отношению к ним. И это – плоды христианского воспитания.

Наша религиозная жизнь проходила в подполье. Месса служилась всякий раз в новом месте, причем священник часто сам не знал до последнего момента, в какой дом его сегодня поведут. Бывало так, что священник, едва приняв исповедь, окрестив ребенка или отслужив Мессу, спешно скрывался через окно и уходил огородами, как партизан из фильмов той поры.
Из раннего детства у меня осталось два самых ярких воспоминания. Первое, когда мне было, вероятно, лет пять, а мой папа вместе с о. Василием Рудкой пекли облатки для Мессы. Дело было непривычное, а потому было решено попробовать продукцию. В качестве “дегустатора” тогда пригласили меня – маленькую девочку. А потом о. Василий научил нас с папой делать розарии из вишневых косточек. Сколько же мы сделали таких розариев! Люди были нам очень благодарны и давали нам символические пожертвования в 2-3 копейки. А потом технология усовершенствовалась, и мы стали делать розарии из бусинок. Исходный материал – дешевые бусы – мы покупали в магазине.

Позже, когда я подросла, самым главным в моей жизни авторитетом стал о. Василий Рудка. Он был таким авторитетом и для моего брата. Брат и дома мог чего-то не сказать, а отцу Василию открывал душу. А у о. Василия всегда можно было найти совет, найти подсказку, найти слова, уместные именно в данном случае. Отец Василий вообще был святым человеком. Не только я, но и другие прихожане видели в нём образец христианина, и больше того – образ апостола, образ ангела или даже Самого Иисуса Христа. Некоторые люди даже утверждали, будто видели исходящее от о. Василия сияние. Я сияния не видела, но могу засвидетельствовать, что только через о. Василия поняла, что такое христианская любовь. Он никогда не брал денег ни за Мессу, ни за требы. Уверял, что ему хватает его зарплаты, хотя зарплата-то была очень небольшая – он работал гардеробщиком в медсанчасти одной из шахт. Когда в нашем доме проходила Месса, о. Василий незаметно оставлял какую-то денежную сумму где-то за печкой или под подушкой. Надо сказать, что наша семья тогда очень нуждалась. Я думала, что о. Василий делает эти подарки только нашей семье, но потом узнала, что он оказывал такую же помощь и другим нуждающимся семьям. Верующие приглашали о. Василия на кладбище, отслужить панихиду. Все старались поскорее увести священника к могилам своих родственников, а он останавливался у заброшенных могилок, которые давным-давно никто не посещает, и долго молился. Этим своим примером он хотел научить нас, что молиться нужно не только за “своих”, но и за всех людей.
Благодаря присутствию о. Василия религиозная жизнь в Прокопьевске была очень интенсивной. Комната, в которой служилась Месса, была всегда заполнена до отказа. Мы стояли так тесно друг к другу, что нельзя было шелохнуться. Но наша религиозная жизнь не ограничивалась посещением богослужений. Мы переписывали друг у друга и заучивали наизусть религиозные стихи, пели религиозные песни, ставили театральные сценки… У нас постоянно действовали группы живого Розария.

Мне очень повезло, что в моей жизни были такие люди, как мой папа и о. Василий Рудка».

Сщмч. Григорий (Лебедев)

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы (храма) и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

Образ бедной вдовы, опустившей в кружку две лепты и похваляемой Христом больше всех других жертвователей, - опять классический образ. Он прост и ясен. В нем похваляется качество дела веры и любви сравнительно с количеством, т.е. с наружным выражением этого дела. Но дело вдовы значительнее, чем оно обычно представляется, и слова Христа глубже только похваления качества доброго дела. Вдова была бедной, и она положила в сокровищницу ничтожную сумму. Однако Господь выделяет вдову из всех жертвователей. Выделяя вдову, Господь обозначает великость ее дара не тем, что она дала один кодрант из двух, скажем к примеру, которые она имела, т.е. не тем, что она отдала Богу половину того, что имела, и не тем обозначается великость дара вдовы, что она положила две лепты от всего сердца, а похваляется вдова и ее дар за то, что она «положила все, что имела, все пропитание свое» . Пойми это: «Положила всё, что имела, всё пропитание свое» . Вот какой дар похваляется! Вот каково должно быть качество дара! Вот каково должно быть участие сердца! Похваляется такая обращенность к Богу, такая вера в Господа и такой дар веры, при которых человек совсем о себе забывает. Пошел к Богу и все Ему понес, а о себе даже не знает, что он сегодня есть будет, да и будет ли, потому что ничего нет у человека! Пошел человек к Богу, и ничего для него уже не существует, себя самого не существует. Вот евангельский пример безраздельной отдачи себя Богу, когда между душою и Богом нет даже тени земли. Вот пример веры и любви до самоотвержения, самозабвения. Понятно, что при такой обращенности и при такой вере и любви всякий дар человеческой души, как бы он ни был ничтожен внешним исчислением, перевесит все другие, потому что тут в жертву веры и любви принесена вся человеческая жизнь. Вот о какой вере, любви и даре идет речь в рассказе о двух лептах вдовицы! И ты, если захочешь измерять малость или великость своих даров Богу и ради Бога, измеряй их степенью отдачи себя Богу по вере и любви к Нему и степенью отказа от себя, степенью самозабвения в служении Богу. Вот почему в другой раз Господь и заповедует принесшему дар к алтарю и вспомнившему, что его брат имеет что-либо против него, оставить дар у алтаря и прежде пойти и примириться с братом, а потом уж принести Господу свой дар. Заповедуется так потому, чтобы освободить принесшего дар от всякой тяготы земли, от всяких его «долгов» на земле, связывающих его с землею, чтобы, таким образом, ему свободнее было оторваться со своим даром от земли и даже от себя самого. Сила дара - в оторванности души от земли и в устремленности ко Христу, когда она не только дар, а себя самое готова каждый миг отдать Христу. Вот как понимай рассказ о вдовице.

Благовестие Святого Евангелиста Марка. Духовные размышления.

Прп. Максим Исповедник

Кто такая вдова и две ее лепты? Возможно, под ней понимается душа, лишенная порочности, потерявшая, словно мужа, ветхий закон, но еще не достойная высшего соединения с Богом Словом, впрочем, приносящая Ему в качестве залога, как две лепты, прежние правые рассуждения и жизнь, или веру и благую совесть, или расположение к добру и осуществление его, или надлежащие для этого созерцание и делание, или соответствующие [им] ведение и добродетель, или нечто превышающее их - я подразумеваю логосы, содержащиеся в естественном и писанном законах. Обретя их, душа [в восторге] исступает и освобождается от этого, равно как и от всей жизни и всего житейского, желая соединиться с единственным Богом Словом, и предпочитает лишиться, словно мужей, жестоких образов действий, нравов и обычаев, соответствующих природе и закону. Но, возможно, рассказ [о вдове] посредством исторического своего повествования намекает на нечто еще более духовное, доступное умозрению только чистых. Ибо все, что считается у людей великим по добродетели, оказывается малым, если сравнить его с тайным смыслом созерцательного богословия. Кроме того, хотя [лепты] малы и сделаны из недорогого и не очень ценного материала, но и на них есть царское изображение, как на золотых монетах, которые приносятся богатыми людьми. Они имеют даже большее - [отпечаток] чистосердечного душевного предрасположения той, которая приносит их.

Мистагогия.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила всё, что имела, всё пропитание свое

У иудеев сохранялся особенный обычай, тот, что имеющие и желающие делали вклады в церковную сокровищницу, которая называлась «газофилакион», из которой получали содержание священники, бедные и вдовицы. Между тем как многие делали это, подошла и вдовица и показала свое усердие лучше богатых. Слава Тебе, Христе, что Ты и малое приемлешь лучше великого! О, если бы и моя душа соделалась вдовицей, отвергшись сатаны, с которым сочеталась неподобными делами, и решилась бы повергнуть в церковную сокровищницу «две лепты », - плоть и ум, утончив их плоть воздержанием, а ум смирением, дабы и я услышал, что всю жизнь мою посвятил Богу, не имея в себе нисколько ни помыслов мирских, ни побуждений плотских!

Лопухин А.П.

Ст. 41-44 И сел Иисус против сокровищницы и смотрел, как народ кладет деньги в сокровищницу. Многие богатые клали много. Придя же, одна бедная вдова положила две лепты, что составляет кодрант. Подозвав учеников Своих, Иисус сказал им: истинно говорю вам, что эта бедная вдова положила больше всех, клавших в сокровищницу, ибо все клали от избытка своего, а она от скудости своей положила все, что имела, все пропитание свое

У евангелиста Матфея нет рассказа о бедной вдове, положившей в сокровищницу храма две лепты (этот рассказ есть у Луки – Лк. 21:1–4). Христос сидел «против сокровищницы» , т. е., вероятно, на дворе женщин, у церковной кружки (вопрос о том, что такое сокровищница, γαζοφυλάκιον2), еще не решен окончательно исследователями Священного Писания). По обычаю, проходившие около кружки клали в нее пожертвования на нужды храма, причем богатые клали крупные деньги. Но вот подошла бедная вдова, которая положила «две лепты» , т. е. две самые мелкие медные монеты, которые составляли один «кодрант» (λεπτόν – греческая монета, κοδράντης – римская quadrans; стоимость кодранта – 1/2 копейки; по-еврейски «лепта» называлась «пpyтa»). Господь, имея в виду мнимое благочестие книжников – людей зажиточных, – о котором Он только что говорил, не преминул указать Своим ученикам на пример вдовы, которая отдала все, что имела, и которая поэтому своим пожертвованием возвысилась над богатыми, клавшими много больше, но все же жертвовавшими только самую малую часть своего достояния.




Top