Том Диксон (Tom Dixon) - Интерьер как он есть.

Арт-директор Habitat и Artek, основатель собственного бренда Том Диксон в любую погоду разъезжает по Лондону на мотоцикле, не носит брендовой одежды, предпочитает инженерную мысль дизайну и не отвечает за свои слова, потому что считает: быть идентичным самому себе на протяжении жизни - скука смертная. И вот какой-какой, а скучной его жизнь точно не назовешь. Равно как и работу, в которой нашлось место и арту, и ручному труду, и промышленности, и топ-менеджменту.

Когда в 1998 году Том Диксон неожиданно занял пост арт-директора легендарной компании Habitat, основанной Теренсом Конраном, известие было воспринято скептически. Друзья и поклонники Диксона опасались, не перекроет ли административная, в сущности, работа творческий кран дизайнера, который всегда имел репутацию индивидуалиста. В бизнес-кругах преобладали сомнения другого рода: а справится ли дизайнер-самоучка без всякого опыта работы в корпорациях с возложенными на него обязанностями?

И те, и другие опасения оказались напрасны: Диксон многократно повысил прибыльность компании, освежив коллекции мебели и товаров для дома Habitat обновленными версиями классики дизайна 20 века, а также работами молодых дизайнеров со всего мира. При этом он не свернул и собственную творческую деятельность - наоборот, как раз в период работы на Habitat Диксон наконец открыл собственный бренд Tom Dixon, который как сотрудничает с крупными мебельными компаниями Европы, так и выпускает собственную мебель, свет и аксессуары.

Светильники Etch

Светильники Large Cone, стулья Tall Chair, стол Slab Dining Table

В 2004 году Диксон стал креативным директором ещё одной культовой мебельной компании - финской Artek, основанной великим Алваром Аалто и оставшейся, по мнению Диксона, единственным живым и здравствующим отпрыском эпохи модернизма.

Светильники Beat

Мог ли в 1980 году только что вылетевший из художественной школы Челси (авария на мотоцикле, три месяца на восстановление, отчисление за непосещаемость) двадцатиоднолетний Диксон предположить, что через четверть века возглавит отделы дизайна сразу двух авторитетнейших мебельных компаний и откроет собственное бюро? Нет - хотя бы потому, что в то время он ещё и не думал о карьере дизайнера.

Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня я предпочитаю идею быть промышленником.

После очередной дорожной аварии ему пришлось забросить карьеру бас-гитариста в группе Funkapolitan. Стесненному в средствах Диксону пришлось обучиться сварке, чтобы починить мотоцикл (аварии не повлияли на его любовь к этому виду транспорта). И этот процесс так захватил его, что он начал варить всё, что попадалось под руку. Он буквально ходил по свалкам в поисках металлолома, чтобы без всякой идеи и вне какой-либо системы превращать старые железяки в нечто новое. Получалась абстрактная скульптура.

Я был немедленно пленен сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемненные очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьезности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность. Это полностью соответствовало моей нетерпеливости, позволяя мне создавать, разрушать, приспосабливать и переделывать конструкции моментально. Когда же люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото.

Правда «золотыми» его работы стали только после того, как их открыл и немедленно ввел в производство Джулио Каппеллини, владелец итальянского мебельного трендсеттера Cappellini. Когда с подачи Каппеллини стулья Диксона S-Chair и Bird стали самыми модными предметами интерьера не то что сезона - десятилетия, Тому Диксону было 26 лет.

Стулья S-Chair

Сидение Bird

Спустя несколько лет S-Chair вошел в экспозицию Нью-Йоркского музея современного искусства.

В девяностые годы продолжилось как сотрудничество Диксона с Cappellini, так и увлечение металлом: стул Kitchen Chair из ковшей и сковородок и скульптурное кресло Pilon - примеры того и другого.


Но, как сказал дизайнер в одном из немногочисленных интервью, для него важно время от времени «пересоздавать себя». Очередная такая «перезагрузка» положила начало его интересу к пластику и свету. Он экспериментировал не только с формой, но с самими возможностями материала - даже запатентовал оригинальный способ формовки пластика.

Стул Fresh Fat

Изобретательство всегда было и остается для Диксона интереснее и важнее дизайна. Главным плодом любви Диксона к пластику стал светильник Jack Light, который немедленно получил Millennium Mark Award (1997) и попал в экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

В портфолио главного текущего проекта Тома Диксона - его бренда Tom Dixon - светильники и стулья до сих пор занимают особое место. Многие из них изготовлены из по-прежнему любимых им металла и пластика.

Напольные светильники Felt

Торшер Light Tripod Stand и светильник Large Cone

Хотя Диксон не прекращает эксперименты с новыми материалами - так, разработанная им в 2003 году коллекция Mirror Balls имитирует зеркало (впрочем, на деле это всё тот же пластик с металлическим покрытием).


В 2014 году на iSaloni в Милане он представил новую коллекцию мебели, света и аксессуаров из латуни Club, а следом показал серию .


А в начале 2016-го Диксон совместно с датской компанией Ege выпустил коллекцию ковров. Вдохновением послужили индустриальные районы Лондона и его окрестности.



Говоря о своем творческом методе, Том Диксон вспоминает слова своего друга, итальянского дизайнера , который однажды назвал его «позвоночным дизайнером», имея в виду, что в основе его работ лежит интерес к структуре и конструкции, а не к поверхности. Сам же Диксон признается, что его «больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн как таковой».

Том Диксон родился в 1959 году на восточном побережье Туниса, в крупном промышленном городе Сфаксе. Когда малышу было четыре, он вместе с родителями (отцом - чистокровным англичанином и матерью – наполовину француженкой, наполовину латышкой) переезжают в Великобританию. Школьные годы будущего дизайнера проходят в Лондоне. Некоторое время Том посещает Художественную школу Челси. Однако мотоциклетная авария прерывает творческие изыскания: три месяца юноше приходится провести на больничной койке, после чего к занятиям живописью он так и не возвращается. Зато проявляет недюжинные музыкальные способности: становится бас-гитаристом Funkapolitan, колесит с выступлениями по ночным клубам и принимает участие в записи музыкального альбома этой группы. Тогда же начинаются его первые эксперименты с отслужившими своё металлическими изделиями и механизмами. Вооружившись сварочным аппаратом, он создает из металлолома необычные структуры.

Вторая серьёзная авария, в которой подающий надежды музыкант повреждает руку, закрыла ему дорогу на профессиональную сцену. И в то же время - подарила миру Диксона-дизайнера. Он всецело посвящает себя созданию необычных объектов из металлического утиля (благо, на свалках Лондона материалов для этого хватало с головой). В 1984 году вместе с друзьями Том устраивает первую выставку-продажу своих работ, которые идут на «ура». Успех окрыляет, и уже на следующий год он основывает собственную мастерскую по производству эксклюзивных предметов мебели и освещения Creative Salvage (Творческий утиль).

Том Диксон начинает демонстрировать свои работы в галереях Лондона, Парижа, а в 1989 году выходит на выставочные подмостки Милана. К примеру, со своим Кухонным стулом (Kitchen Chair), сделанным из сковород и ковшей в 1987 году. Джулио Капеллини (Giulio Cappellini), глава итальянской мебельной фабрики Cappellini , известный своим чутьём на новейшие модные тенденции, только-только зарождающиеся в обществе, заметил и по достоинству оценил потенциал молодого дизайнера.

Так началось сотрудничество, переросшее в блестящий союз двух гигантов дизайна. Именно тогда, в 1989, появился первый знаковый предмет английского дизайнера – стул с изящным S-образным каркасом, обитым тканью. Также на фабрике Cappellini был создан шезлонг Bird, стулья Crown, Pylon, Bird2 и другие предметы, разработанные Томом Диксоном. Как и в ранних своих работах, дизайнер экспериментирует преимущественно с металлическими конструкциями: например, стул Pylon (1989) больше всего напоминает скульптуру из множества стальных прутьев, вручную приваренных друг к другу.

В том же 1989 он учредил студию Space, которая занималась изготовлением мебели из металла и дизайном торговых помещений и сценическим оформлением. А в 1992 в лондонском Ноттинг Хилле (Notting Hill) открывается магазин-галерея под этим же неземным названием (в пер. с англ. space означает «космос»), в котором можно было приобрести работы Тома Диксона и прочих молодых дизайнеров.

Однако Диксон не может стоять на месте. Дизайнер приступает к изучению нового для себя материала, учреждая в 1994 году новую компанию Eurolounge по производству продукции из пластика. Результаты такого исследования не заставили себя долго ждать. В 1997 году появляется линия светильников из полипропилена, включившая в себя известные модели Star, Octo, и Jack. Эти осветительные приборы отличаются устойчивостью и многофункциональностью (так Jack, кроме своего основного предназначения, может быть использован в качестве сидения или основы под журнальный столик).

Дизайнер занят постоянной проверкой этого мира на прочность. Настолько виртуозно он проводит испытания над составляющим его «сырьём» - различными природными и рукотворными материалами, с жадным любопытством отмечая, на что же способен каждый из них и к чему это всё приведёт. Возглавив в 1998 году дизайн-бюро крупнейшей международной компании Habitat , а в 2001 став её арт-директором, он перешёл к воплощению своих идей и творческих поисков в массовом производстве. Именно тогда Диксон разрабатывает новую технологию производства мебели из мягкого остывающего пластика при помощи специального переносного устройства, в результате чего появляется коллекция Fresh Fat.

Будучи арт-директором Habitat, Том Диксон руководит реализацией продукцией различных дизайнеров, а также выпуском новых версий известных, давно полюбившихся покупателям предметов мебели и аксессуаров (например, Вернера Пантона или Этторе Соттсасса). Работа на крупную компанию со множеством структурных подразделений не поглотила Диксона полностью. Он продолжает свою деятельность в качестве независимого дизайнера, для чего в 2001 году основывает собственную студию, назвав её просто и ясно –«Том Диксон».

В 2004 году Том Диксон становится арт-директором и совладельцем финской мебельной компании Artek, основанной Альваром Аалто. Свою главную задачу он определяет как возрождений былой мощи компании времён расцвета скандинавского дизайна. Том Диксон умеет удивлять своей неизменной направленностью в будущее. Его имя на слуху у публики: о нём регулярно пишут журналы, и редко какая из известных выставок и интересных «громких» дизайнерских инициатив обходится без его участия.

Среди последних работ – большое удобное кресло Link Easy, каркас которого представляет собой геометрическое переплетение прутьев из сварочной стали. Мотив находит развитие в декоре обивки: в одном из вариантов исполнения модели узор на ткани состоит из узлов и металлических цепей.

Попробовал дизайнер себя и в роли традиционного ремесленника. Вдохновлённый индийской культурной традицией во время своего крупномасштабного путешествия по различным странам, он создаёт коллекцию отполированных вручную медных ваз и ламп из кованой меди с чёрным матовым покрытием.

Удивляет Том Диксон и своей новой коллекцией 2008 года: простая деревянная мебель A Bit of Rough (Немного грубее) выполнена в лучших традициях британских краснодеревщиков Это выражается в практичном подходе в выборе материалов, а также основательностью, честностью и надёжностью, незыблемыми при любых колыханиях и всплесках моды.

В коллекцию компании Tom Dixon также входят светильники, выполненные из промышленных материалов, таких как литая сталь, стекло, эмаль и др. К примеру, обтекаемые части Mirror Ball сделаны из поликарбоната, широко используемого в качестве антивандального остекления, и надёжно закреплены на мощном металлическом каркасе. А Blow light стал первым светильником, приспособленным для компактной люминесцентной лампы.

Завершая наш рассказ, нельзя не вспомнить определение «позвоночный дизайнер», придуманное в отношении Диксона эпатажным итальянцем Фабио Новембре (Fabio Novembre) . Этим Новембре подметил особый интерес своего друга к внутренней структуре предмета, а не его внешней оболочке. Да и сам Том Диксон не раз говорил, что главным во всех его исследованиях является технология производства и свойства материалов, и только потом дизайн вещей как таковой. Поэтому в работе с любым материалом Диксон вначале досконально осваивает традиционные способы и приёмы, а затем привносит в процесс изготовления что-то своё - подчас революционно новое.






















Путь Тома Диксона к дизайну нельзя назвать традиционным. «Честно говоря, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером», - говорит он.

Родившись в Тунисе, Том в возрасте 4-х лет вместе с родителями переезжает в Англию. Еще не думая о карьере дизайнера, Том учится в художественной школе в Челси, пока не попадает в аварию, из-за которой ему пришлось провести в больнице 3 месяца. Поправившись, Том не возвращается в школу, а увлекшись музыкой, становится бас-гитаристом одной из групп. Играя в ночных клубах, Том имел массу свободного времени в течение дня, что привело его к новому увлечению – экспериментам с металлоломом, из которого с помощью сварочной машины он создает необычные скульптуры.
Вскоре новая авария, в которой Том ломает руку, закрывает перед ним дорогу к карьере профессионального музыканта, и он целиком уходит в работу над созданием своих металлических объектов.
Обе аварии Том Диксон считает поворотными моментами своей жизни: «… первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути». По словам дизайнера, он никогда не сожалел о том, что не получил профессионального образования, это, по его мнению, дает ему возможность делать свои ошибки и прокладывать свой путь в дизайне.

В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую – Creative Salvage (Творческий Утиль), которая в 1994 году меняет название на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Его Кухонный стул – (1987) и (1988), которые осознанно не отличались совершенством исполнения, характерным промышленно выпущенным продуктам, типичны для работ Диксона этого периода. Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) - легенда мирового дизайна, итальянский гуру в области производства дизайнерской мебели. Многие «звезды», такие как англичане Джаспер Моррисон и Том Диксон, австралиец Марк Ньюсон, итальянец Родольфо Дордони или французы братья Буруллек, «взошли» на небосклоне современного индустриального дизайна именно благодаря Сappellini. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленичество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода – мебель для Cappellini. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE, чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник или, как говорит сам дизайнер “sitting, stacking, lighting thing”. Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

В 1998 году Том Диксон возглавил дизайн студию компании Habitat, а в 2001 был назначен ее арт директором. Поступив на работу в компанию, политикой которой является стремление сделать хорошую мебель доступной для каждого, дизайнер ознаменовал переход от индивидуальной творческой деятельности к массовому производству. В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.

Он по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских компаний, а также для своей компании, основанной в 2001 году и носящей его имя. В 2004 году он был назначен арт директором компании Artek, являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году. По мнению дизайнера: «Artek – это, возможно, единственная компания, оставшаяся в неизменном виде с эпохи модернизма. Она имеет богатое культурное и историческое наследие и уникальное положение в финском обществе”. Свою роль в компании Том Диксон видит в том, чтобы не дать компании увянуть, вдохнуть в нее новую жизнь и дать ее возможность возродить свое былое значение.

Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire, постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создано одно из последних произведений Диксона – – самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.

Говоря о своем творческом методе, Том Диксон вспоминает слова своего друга – итальянского дизайнера Фабио Новембре (Fabio Novembre), - который назвал Диксона «позвоночным дизайнером», имея в виду, что в основе работ дизайнера лежит его интерес к структуре и конструкции, а не к их поверхности. Диксон говорит, что если бы не стал дизайнером, то скорее был бы гражданским инженером, так как его «больше интересует изобретательство, проектирование и маркетинг, чем дизайн как таковой».

Диксон не останавливается на достигнутом, ведь еще столько разных вещей, над созданием которых хотелось бы поработать. «Здания и мосты, мотоциклы и аэропланы, часы и мобильные телефоны, подводные города и станции, работающие на энергии приливов и отливов, мода и багажные сумки… и все остальное, над чем мне не пришлось работать раньше», - говорит дизайнер.

По материалам:
Terence Conran, Max Fraser "Designers on design", Conran Octopus Limited, 2004
Design of 20th century, Charlotte & Peter Fiell , Taschen, 2005

«Мы должны убедить людей меньше потреблять!» - говорит Том Диксон (Tom Dixon). Бывший хулиган, лентяй, байкер и бас-гитарист сегодня полон горечи и вот-вот начнет проповедовать... Он родился 21 мая 1959 года в Тунисе, учился в художественной школе в Челси, но оставил ее, равно как позже и музыкальное поприще, из-за мотоциклетных аварий и переломов.

Звезда современного британского дизайна, он никогда не имел системного образования. Что не помешало Тому раньше многих занятся выпуском предметов limited edition. В те времена, когда Филипп Старк грезил заполонить весь мир своими соковыжималками, Диксон открывал мастерские по созданию уникатов: мебели и светильников из металла.

TOM DIXON Промдизайнер. Дебютировал в 1983-м перформансом в лондонском клубе «Титаник». Потом были Kitchen Chair (1987) из старых сковородок, S-Chair (1988). До сих пор Cappellini выпускает его кресло Pylon. C 1998-го - глава дизайнерского отдела Habitat. Работал для Asplund, Driade, Moroso. В 2002-м основал свою фирму Tom Dixon, прославился светильниками-шарами Cooper Shade и Metall Balls. С 2006-го - арт-директор Artek.

Добившись всех почестей, став арт-директором знаменитой фабрики Artek, получив персональную выставку в лондонском Музее дизайна и собственное производство, он никогда не забывает помощь Джулио Каппеллини (Cappellini), создателя интернационального стиля и основателя легендарной марки. «Честно говоря, я не помню, чтобы когда-нибудь сознательно хотел стать промдизайнером. Произошло это как-то постепенно, после того как я сначала не стал художником, а потом ремесленником. Зато прекрасно помню момент, когда я твердо решил, что назад пути нет. Это случилось 
в январе 1989 года в аэропорту Милана. Меня встречал водитель Джулио Каппеллини с табличкой, на которой было написано: «Господин Том Диксон»...

S-Chair, Cappellini. 1991/1992. Металл, ткань.

Будучи англичанином до мозга костей, он очень критичен к UK. «Я не преувеличу, если скажу, что в 1980-х, в конце эпохи Тэтчер, Англия была культурной пустыней. В промышленности произошел коллапс, и я не видел поддержки идеям. Помощь от Совета по дизайну была несерьезной. Они помогали не тем». В 2002 году он основал собственное производство, фирму Tom Dixon. Среди первых работ оказалась серия Fresh Fat. «Cвежим жиром» именовались стулья, сосуды и пристенный столик, сплетенные из пластиковых трубок. В 2003 году Диксон экспериментировал 
с биорастворимыми материалами и бамбуком. И делал это не случайно. Том Диксон запаниковал гораздо раньше собратьев по цеху. В том же 2003-м, когда большинство звезд проектировали предметы-ловушки для шальных нефтедолларов, он первым открыл интернет-проект, который назывался необычайно модным сейчас словом sustainability («экологическая устойчивость»).

И до сих пор Диксон играет на опережение. «Делаем диваны в одном конце земного шара, затем везем через моря и океаны, заталкиваем их на склады и продаем опять 
в другой конец земли. Рынок мебели вопиюще старомоден! Один из путей спасения - функциональный дизайн на все времена».

Сегодня он с удовольствием проектирует кафе и рестораны, собственные корнеры и магазины, коллекции цементной плитки (Tom Dixon для Bisazza) и ковров (). В январе 2016 года на парижской выставке maison&objet он рекламировал свои коллекции из меди, в который раз признавшись в любви к металлам.

В апреле 2016 года для посетителей миланской недели дизайна (Milan Design Week) он откроет The Restaurant в La Rotonda della Besana, здании XVII века в центре города. Футуристичные кухни и столовые, созданные Tom Dixon совместно с Caesarstone, предстанут во время интерактивной инсталляции в интерьерах барочной церкви.

Проект The Cinema. Tom Dixon. 2015. Стулья Wingback.

Интерьерное решение в рамках проекта The Cinema. Светильники Melt. 2015.

Аксессуары. Tom Dixon. 2015. Проект The Cinema.

Adidas by Tom Dixon. Капсульная коллекция. 2014.

Том Диксон (Tom Dixon ) - английский дизайнер, артдиректор сети магазинов Habitat и глава художественного департамента Artek.

«Однажды меня назвали «позвоночным дизайнером». Это значит, что я проектирую от остова и не интересуюсь поверхностью. Это так. Многие дизайнеры прошли через это».

Работая в начале 80-х можно было бы воспользоваться чужим опытом, но я пребывал в блаженном неведении и старался разработать собственный метод - в силу необходимости и наивного оптимизма.

Том Диксон родился в городе Сфакс (Тунис) в 1959 году и переехал вместе с семьёй в Англию, когда ему было четыре года. Он посещал Школу искусств в Челси (Chelsea Art School), но несчастный случай запер его на три месяца в больнице. Из школы Тома отчислили, и он провёл пару лет, играя на бас-гитаре в диско-группе Funkapolitan, пока другой несчастный случай не лишил его возможности выступать.

Играя в ночных клубах, Том имел массу свободного времени в течение дня, что привело его к новому увлечению - экспериментам с металлоломом, из которого с помощью сварочной машины он создает необычные скульптуры. Технике сварки его обучил друг, причём всего за один урок. Свежеприобретённые навыки он сразу же начал использовать в работе, исследуя декоративные и конструкторские возможности переработанных материалов и промышленных отходов. Диксон работал без эскизов, используя в качестве материалов рельсы, строительную арматуру, внутренние детали автомобиля и кастрюли.

Обе аварии Том Диксон считает поворотными моментами своей жизни: «… первая авария закончила мое кратковременное обучение в художественной школе… вторая закончила мою карьеру музыканта. Обе были мотоциклетными авариями, обе толкнули меня к новому виду деятельности и дали мне время на осознание моего дальнейшего пути».

«Я был немедленно пленён сваркой… загипнотизирован тонкой полоской расплавленного металла, которую я разглядывал через затемнённые очки. Мгновенная сплавка металлических деталей. Это не имело отношения к серьёзности ремесла или к помпезности дизайна: это была промышленность.

Лондон в это время был всё ещё полон металлолома, кузова самосвалов были до верха завалены обломками, каждый из которых представлялся мне потенциальной спинкой стула или ножкой стола. Не сдерживаемый материальными проблемами (у меня была ночная работа) или формальным обучением, я делал вещи только ради удовольствия. Лишь когда люди начали покупать это, я понял, что открыл новую форму алхимии. Я превращал кусок металла в золото».

В 1985 году Том Диксон открывает свою мастерскую - Creative Salvage (Творческий Утиль), которая в 1994 году меняет имя на Space. Мастерская занимается созданием мебели и светильников, выпуская предметы в единственном экземпляре или ограниченным тиражом. Кухонный стул - Kitchen chair (1987) и стул S (1988), которые осознанно не отличались совершенством исполнения, характерным промышленно выпущенным продуктам, типичны для работ Тома Диксона этого периода. Вскоре скульптурные работы Тома привлекают внимание любителей и профессионалов, среди которых оказался Джулио Каппеллини (Giulio Cappellini) - легенда мирового дизайна, итальянский гуру в области производства дизайнерской мебели. Многие молодые «звезды», такие как англичанин Джаспер Моррисон, австралиец Марк Ньюсон, итальянец Родольфо Дордони или французы братья Буруллек, взошли на небосклон современного индустриального дизайна именно благодаря Сappellini. Встреча с Каппеллини открыла перед Диксоном путь в мир профессионального дизайна. В 1989 году Каппеллини начал производить S chair, который в тот же год пополнил коллекцию Музея современного искусства в Нью-Йорке.

«Честно, я не могу припомнить, чтобы я когда-либо хотел стать дизайнером. Это постепенно пришло ко мне, поскольку я отклонил мысли о том, чтобы стать художником или ремесленником. Даже сегодня идея быть промышленником для меня более предпочтительна.

Ключевой момент, возможно, настал в миланском аэропорту в январе 1989, когда меня встретил шофёр из CAPPELLINI с табличкой, на которой было написано «Mr. Dixon», в руках. До тех пор я не видел возможностей, которые даёт объединение дизайна и технологий.

Не будет преувеличением сказать, что в тэтчеровские восьмидесятые Англия была культурной пустыней. Промышленность переживала кризис и не считала целесообразным поддерживать возникающие идеи. Помощь, которую мы получили, конечно, была не от организаций типа совета по дизайну. Дифирамбы со стороны прессы ободряли, но это была не та помощь, в которой мы нуждались.

К счастью, это был англофил Джулио Каппелини, который обеспечил производственные мощности и видение, которое открыло целую новую вселенную для меня и многих других. Достаточно сказать, что я всё ещё жду звонка от моего первого британского производителя».

В течение 90-х работы Диксона становятся менее ориентированными на ремесленничество и более скульптурными по форме, интерес дизайнера привлекает пластмасса. Наиболее значительные работы этого периода - мебель для Cappellini. В 1994 году Диксон основал компанию EUROLOUNGE , чтобы производить собственную продукцию. И первым продуктом, выпущенным компанией и имевшим колоссальный успех, стал светильник Jack light или, как говорит сам дизайнер «sitting, stacking, lighting thing». Jack Light получил Millennium Mark Award в 1997 году и вскоре пополнил экспозиции Музея Виктории и Альберта в Лондоне и Музея современного искусства в Сан-Франциско.

Назначение Тома Диксона арт-директором HABITAT в 1998 году считали спорным. Он всегда работал на себя, и не знал, что такое корпоративная культура. Основанная сэром Теренсом Конраном и некогда обладавшая, возможно, наибольшим влиянием на развитие британского дизайна, компания HABITAT позже сошла со своего пути. Диксон быстро вывел компанию из кризиса и завоевал авторитет, став в 2001 году её креативным директором.

«Мои друзья и знакомые были напуганы. Я ставил под угрозу свой творческий потенциал… Я должен был войти в душный мир корпоративной политики. Для меня, однако, это было всё равно что иметь огромную коробку с игрушками. Все технологии производства в мире - от изготовления корзин до литья карнизов. Проектирование любых товаров для дома... от забавных игрушек до двухъярусных кроватей, сорок стран, 85 магазинов. Всё по доступным ценам! В Европе нет другой такой работы! Я перешёл от индивидуализма к промышленному производству внезапно».

Поступив на работу в компанию, политикой которой является стремление сделать хорошую мебель доступной для каждого, дизайнер ознаменовал переход от индивидуальной творческой деятельности к массовому производству. В качестве арт-директора HABITAT Диксон сотрудничает с ведущими дизайнерами, выпуская новые версии зарекомендовавших себя предметов мебели от Вернера Пантона, Этторе Соттсасса и Робина Дея, а также продавая мебель от Ronan и Erwan Bouroullec, Инек Ханс и Марка Нюсона.

Том Диксон по-прежнему начинает новые проекты как независимый дизайнер, создавая дизайн для множества европейских производителей, а также для своей компании, основанной в 2001 году и носящей его имя. В 2004 году он был назначен арт-директором компании Artek , являясь также совладельцем этого крупного финского производителя мебели, основанного Алваром Аалто еще в 1934 году.

Artek, вероятно, единственная компания из модернистской эпохи, которая осталась в первоначальном виде. Компания имеет чрезвычайно богатое культурное и историческое наследие и уникальную позицию, но и она может исчезнуть без новых продуктов и прогрессивного мышления. Это серьёзный вызов. В настоящее время я являюсь совладельцем компании, и думаю, что теперь изменения принимаются легче. Я нахожусь в процессе исследования нововведений в области применения древесины и натуральных материалов, работаю над разработкой новых эстетических принципов компании.

Диксон является также руководителем фонда Bombay Sapphire , постоянного спонсора новаторских идей в области дизайна и организатора конкурса бокалов BOMBAY SAPPHIRE DESIGNER GLASS COMPETITION. При поддержке фонда было создано одно из последних произведений Диксона - диван Bombay Sapphire Stretch – самый длинный в мире диван, длина которого составляет 45 м. Диван был выставлен в Миланском аэропорту в дни, когда в Милане проходила знаменитая мебельная выставка i Saloni Milano.

Когда я работаю как дизайнер, это касается тех вещей, которые мне действительно интересны - инжиниринг, маркетинг, а не только фактический процесс проектирования. Я думаю, что эффективные дизайнеры заинтересованы во всей цепочке. Робин Дэй, Вернер Пантон - такие люди действительно имеют намерение изменить мир через дизайн. Это очень скромный подход. Дизайнеры теперь слишком озабочены формой объекта и эволюцией внутри формы. Я думаю, что хороший дизайнер это тот, кому удаётся свести все элементы воедино – понимание материалов и веру в улучшение функциональности – тогда в результате экспериментов можно прийти к итоговой форме. Я редко бываю дизайнером. Как правило, я остаюсь на периферии, популярность моих продуктов вытекает из интереса к материалам и технологиям.

Я считаю, что я только-только становлюсь на ноги как дизайнер, я хочу создать ещё много вещей, которыми не занимался до сих пор: здания и мотоциклы, книги и ландшафтные проекты, продукты питания и дискотеки….
















Top