Томский музыкальный колледж им э денисова. Томский музыкальный колледж им.Э.В.Денисова: навсегда с Музыкой

Необходимость в музыкальном учебном заведении стала очевидна с первых лет существования ТОИРМО с организацией и проведением его первых публичных концертов. Музыкальное образование участников было в основном домашним, лишь некоторые имели основную подготовку. Вот почему для успешной концертной деятельности ТОИРМО требовались хорошо обученные музыканты и певцы, а музыкально образованная публика охотнее посещала бы концерты. Имея симфонический и духовой оркестры, хор и солистов, можно было бы замахнуться на постановку оперных спектаклей, укрепилась бы материальная база ТОИРМО, имеющего право на более высокую субсидию от Главной дирекции.

Главными поборниками развития музыкального образования в Томске были А. А. Ауэрбах и Г. С. Томашинский. Они разработали подробный проект положения о музыкальных классах при ТОИРМО на основе уже имеющегося тогда в России «Устава для музыкальных училищ». В положении прежде всего определялась цель: дать образование исполнителям на инструментах, певцам и певицам. Указывались специальности, по которым обучались бы в музыкальном училище. Их перечень немногим отличался от нынешнего времени. Нужно отметить демократическую направленность предполагаемой деятельности училища: принимались лица обоего пола, всех сословий и верований, имеющие образование не ниже начального. Для преподавания должны были приглашаться лица с высшим консерваторским образованием или окончившие Харьковское и Киевское музыкальные училища. Окончившим курс выдавались свидетельства. Почти сразу после открытия музыкальных классов они были включены в список учебных заведений, учащимся которых, согласно циркуляру Департамента железных дорог было предоставлено право льготного проезда по железной дороге. Это было, несомненно, в пользу иногородних студентов, гимназистов, учащихся разных училищ, обучающихся музыке.

Несколько лет прошло в хлопотах по изысканию средств для открытия музыкального училища. Покупались инструменты и ноты, давались концерты. Из Томска в Главную дирекцию ежегодно направлялись отчеты, где неизменно ставился вопрос об открытии музыкального училища, и из года в год томичи получали отказ «за неимением средств».

Наконец, в апреле 1892 года Главная дирекция разрешила открыть в Томске музыкальные классы. 7 (20) февраля 1893 года музыкальные классы были открыты в здании Бесплатной библиотеки (ныне известном как кинотеатр им. И. Черных)

Музыкальные классы начали свою работу в составе двух преподавателей и 24 учеников. Класс фортепиано вела Мария Федоровна Зубова (ученица профессора В. Ю. Виллуана), а класс скрипки вел Григорий Робертович Перковский (ученик профессора Московской консерватории И. В. Гржимали). Директором классов стал Андрей Андреевич Ауэрбах. Через год увеличилось число учащихся и прибавилась новая специальнось - сольное пение. Его вел выпускник Петербургской консерватории (класс профессора С. И. Габеля) Василий Иванович Розеноэр. Он же преподавал теоретические дисциплины.

В 1898 году из Томска уехал А. А. Ауэрбах. Вместо него на пост директора был приглашен пианист - виртуоз, выпускник Московской консерватории Леонид Александрович Максимов. Мальчиком он учился сначала в младшем классе проф. Н. С. Зверева вместе с С. В. Рахманиновым, закончил консерваторию у П. А. Пабса. Пианист высочайшего класса, успешно гастролировавший по России, Л. А. Максимов не захотел учитывать местные обстоятельства, меряя все столичными мерками. Это привело к конфликту в музыкальных классах. К. И. Томашинская и В. А. Бажаева вышли из состава педагогов в 1899 году вместе со своими учениками и стали давать частные уроки. В 1901 году Томашинская открыла свою (первую в Томске) частную школу. Л. А. Максимов через два года уехал.

Трагические события Русско - японской войны, обострение экономической ситуации, грозный шквал первой революции 1905-1907 гг - все это испытали на себе томичи. В это время ТОИРМО и музыкальные классы пережили сильное потрясение. Произошел конфликт, в результате которого музыкальные классы лишились значительной части своих учеников и лучших преподавателей. В истории музыкальной жизни Томска это событие известно как «Дело Вядро». Политические симпатии и нравственные идеалы членов ТОИРМО не были у всех одинаковыми. Революция 1905-1907 гг, факты черносотенных погромов по-разному оценивались членами Музыкального общества. В данном случае увольнение преподавателя музыкальных классов Б. М. Вядро носило антисемитский характер. На защиту своего товарища по искусству встали ведущие педагоги Я. С. Медлин и Ф. Н. Тютрюмова, худсовет. Свое несогласие с действиями дирекции ТОИРМО они высказали в телеграмме в Главную дирекцию, откуда пришел ответ за подписью В. Э. Направника: «…действовать по Уставу и по совести».

120 учеников вместе с преподавателями покинули музыкальные классы. Так возникла частная школа Тютримовой, где директором стал Я. С. Медлин. В это сложное время на должность директора музыкальных классов был приглашен бывший артист Императорских театров певец Василий Алексеевич Цветков. Ему удалось восстановить контингент учащихся, пригласить новых преподавателей. Концертная жизнь не останавливалась. С приходом В. А. Цветкова все имеющиеся силы ТОИРМО и музыкальных классов были использованы для постановки оперных спектаклей. Оперный артист В. А. Цветков взялся за огромное дело - в декорациях и костямах, с хором и в сопровождении оркестра поставить на сцене лучшее из русской и зарубежной классики. Так томичи услышали «Вражью силу» Серова, «Русалку» Даргомыжского, «Риголетто» Верди, оперы Чайковского.

В 1912 году Главная дирекция смерилась перед упорством томичей, показавшим особой комиссии РМО достижения Томского отделения. Результатом проверки явилось присвоение музыкальным классам статуса училища. В. А. Цветков был избран почетным членом ТОИРМО,

Среди директоров Томского музыкального училища до 1917 года встречаются имена выдающихся музыкантов. Среди них: С. Т. Абакумов, выпускник Петербургской консерватории, дирижер, теоретик; Павел Михайлович Виноградов, выпускник Московской консерватории, пианист; Я. Д. Медлин.

В музыкальном мире Томска все оставалось без перемен до февраля 1917 года. После Февральской революции наиболее передовые деятели музыкальной культуры Томска поняли, что настала реальная возможность открыть в Томске консерваторию. По инициативе Я. С. Медлина и Ф. Н. Тютрюмовой и руководителей хорового-певческого общества П. В. Леонова и Н. А. Александрова были объединены их музыкальные школы. Так возникла первая Сибирская Народная консерватория. Советская власть установилась в Томске в конце 1919 года и Музыкальная школа М. Л. Шиловской, школа Ф. Н. Тютрюмовой, Народная консерватория - все они были закрыты как частные учебные заведения.

В 1920-х - начале 1930-х музыкальное училище окончили выдающиеся выпускники. Например, будущая солистка Большого театра, заслуженная артистка Российской Федерации М. Г. Кузнецова; заслуженный деятель искусств Российской Федерации, композитор, руководитель ансамбля СибВо А. П. Новиков; будущий доцет Уральской консерватории, художественный руководитель Уральского русского народного хора Н. М. Хлопков; композитор, лауреат Сталинской премии Л. Б. Степанов; народная артиска, профессор консерватории Л. В. Мясникова; будущий ректор Алма-Атинмкой консерватории И. В. Круглыхин; заслуженная артистка Российской Федерации солистка Пермской оперы Н. Т. Измайлова.

Свой сороколетний юбилей музыкальное училище отметило многочисленными концертами и оперными спектаклями. Торжественное собрание в честь события телеграммой приветствовал нарком просвещения А. В. Луначарский.

1937 год был печальным, бесконечно жаль прекрасных педагогов Я. С. Медлина, Ф. Н. Тютрюмову, В. А. Муравьева и А. А. Игнатьева, расстрелянных в том году. Наказание ГУЛАГом получил ряд студентов ТМУ. «Вечную память» пропел им хор под руководством Ф. А. Тугушева на панихиде в Петропавловском соборе.

В конце 1930-х гг в музыкальном училище появились два прекрасных преподавателя: Э. Г. Бах и М. Ф. Мацулевич. Бах был известным в Европе пианистом и педагогом, автором книги « Рациональная фортепианная техника». Немецкий композитор, бежавший от фашизма, в социалистическую Россию, он был сослан в семьей в Томск. М. Ф. Мацулевич, выпускница Петербургской консерватории, проработала всю войну директором музучилища и была сослана в Мариинский Сиблаг за «антисоветскую пропаганду».

1941-1945 гг Тяжелейшее время для всей страны и нашего народа. Училище чуть было не закрыли «за ненадобностью». Его отстояли директор М. Ф. Мацулевиц и педагоги. На фронт ушли многие студенты и преподаватели. Классы были малочисленны, как и выпускники. Из-за холода в аудиториях занятия проводились на дому у педагогов Е. И. Корчинского, М. И. Маломета, М. А. Федоровой и других.

В Томске кроме Артиллерейского училища были и другие эвакуированные военные учебные заведения. Их курсанты учились в ТМУ, такие как: В. И. Яковлев, будущий профессор Московской консерватории, автор учебника по тромбону, и И. В. Станкевич, доцент Московской консерватории, автор учебника по валторне.

В ТМУ работали эвакуированные преподаватели Москвы и Ленинграда: С. Б. Оксер, Е. Н. Тиличеева (ее песни распивала вся пионерия), Г. М. Римский - Корсаков - внук Николая Андреевича был организатором дирижерско-хорового отдела музучилища.

За годы войны в госпиталях, на предприятиях города и области, в воинских частях и на фронте томичи дали более трех тысяч концертов. В Томск было эвакуировано Всероссийское концертное объединение (Гастрольное бюро).

Архитектура здания ТМУ по пр. Ленина 99, была не такой как теперь. Фасад украшали три балкона, исчезнувшие в середине шестидесятых годов. В день Победы, 9 мая 1945 года, они превратились в концертные площадки, откуда звучали музыка и песни в исполнении студентов музучилища. Среди них тогда обучались инвалиды войны - слепые, покалеченные войной люди, для которых музыка стала второй профессией. Они учились в классах баяна И. П. Дорофеева и В. Т. Феоктистова.

Одним из достижений учебной и педагогической работы были постановки в 1948 и 1950 годах опер «Евгений Онегин» П. И. Чайковского и «Русалка» А. С. Даргомыжского. Это была работа возрожденного оперного класса, симфонического оркестра и хора. Но больше в ТМУ опер не ставили, исчез оперный класс, а спустя некоторое время и вокальное отделение, функции которого стало выполнять дирижерско-хоровое отделение.

Теоретико-композиторское отделение было отмечено в отчетах 1920-х. Известно, что выдающиеся выпускники ТМУ Л. Б. Степанов, А. П. Новиков, В. М, Миненко, Н. М. Хлопков оканчивали ТМУ по двум специальностям, в том числе по теории и композиции. Отделение было закрыто в годы войны. В 1954 году его восстановили по инициативе Е. Н. Корчинского, пригласившего для работы новых преподавателей.

1950-1960-е были для музыкального училища годами утрат. Уходили наши золотые старики, на смену им приходили молодые, часто ученики заменяли учителей. Симфонический оркестр, оперная студия канули в Лету, но благоприятным явлением было развитие отделения народных инструментов. Здесь следует отметить плодотворную деятельность В. А. Гойхмана. После него руководителем ансамбля (его негласно называли «Виртуозы Томска») стал В. В. Марухленко, прекрасный дирижер, аранжировщик, педагог.

На дирижерско-хоровом отделении успешно работали хормейстеры В. П. Мельниченко (директор ТМУ) и В. В. Сотников (руководитель хоровой капеллы ТГУ). Потом началась деятельность одного из лучших хормейстеров города Ф. А. Тугушева. Он не только руководил общим хором ТМУ, но и по прекрасной традиции педагогов училища создал ансамбль «Радуга», а затем и знаменитый ансамбль «Sotto voce».

В 1988 году директором музыкального училища стал Виктор Васильевич Марухленко. Впервые в истории училища директор был не назначен, не приглашен со стороны, а выбран на основе поддержки и доверия коллектива. Через год он возглавил комиссию по подготовке и празднованию 100-летнего юбилея Томского музыкального училища.

1992 год стал своего рода переломным в истории музыкального училища. Весь коллектив учащихся, преподавателей, сотрудников объединился в борьбе за право учиться и работать в достойных условиях. На помощь ТМУ пришли общественность Томска, народные депутаты, даже просто граждане города и студенты, которые поставили подписи под петициями в адрес областной администрации. Туда же направились письма и телеграммы со всех концов страны в защиту старейшего училища Сибири.

Областной совет принял решение о передаче музыкальному училищу здания бывшего Дома политпросвщения. В ноябре 1991 г. ТМУ во главе с В. В. Марухленко получило в аренду часть здания. В 1993 году В. В. Марухленко на базе оркестров ТМУ и ТГУ создал муниципальный Русский народный оркестр.

Сотый набор в училище был произведен по специальностям: фортепиано, теория музыки, скрипка, альт, контрабас, гобой, фагот, флейта, кларнет, труба, тромбон, валторна, ударные инструменты, балалайка, домра, баян, аккордеон, гитара, пение, хоровое дирижирование. В училище работали 61 преподаватель и большая группа совместителей-преподавателей, иллюстраторов, концертмейстеров. Библиотека ТМУ насчитывала 50 тысяч экземпляров нот, среди которых ноты с автографами М. И. Маломета, М. Л. Шиловской.

Свой юбилей ТМУ отметило творческими вечерами ведущих педагогов. Успех выпал на долю хора (под руководством Ф. А. Тугушева), исполнявшего «Фантазию» Бетховена для симфонического оркестра, хора и фортепиано (дирижер Томского симфонического оркестра П. Ядых, солистка Т. Скуйбит). Прозвучала также великолепная музыка Перголезе «Стабат матер» (солистка Т. Гойхман). По радио прошел цикл передач об истории училища. В юбилейном году было дано 60 концертов.

1990- е гг. принесли училищу как успехи, так и разочарования. Успехи были связаны с появлением двух престижных конкурсов: в 1994 г - конкурс пианистов им. Ф. Н. Тютрюмовой, и в 1995 г. - конкурс исполнителей на народных инструментах им. В. Т. Феоктистова. После празднования 100-летнего юбилея и с появлением конкурсов, которые хотя и были областными, но привлекли внимание всей Сибири, авторитет Томского музыкального училища укрепился. В 1999 г. училищу было присвоено имя нашего выпускника, томича по рождению, всемирно известного композитора Эдисона Васильевича

Денисова. В ТМУ начали регулярно проводиться фестивали его имени, а потом конкурс исполнителей современной фортепианной музыки, который теперь стал международным.

Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова») - музыкальное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку по программам среднего профессионального образования.

Томский музыкальный колледж
имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова»)
Год основания 7 (19) февраля
Директор Никитин Павел Иванович
Расположение Томск, проспект Ленина , 109.
Сайт tmk.tomsk.ru

История

В 1925 году - Томский музыкальный техникум отдела культуры Сибкрайисполкома

В 1931 году реорганизовано в Томское краевое музыкальное училище отдела культуры Запсибкрайисполкома , учреждение относилось к уровню ссузов .

В 1937 училище переподчинено, становится Томским областным музыкальным училищем отдела культуры Новосибирского облисполкома .

С 1944 - отдела культуры Томского облисполкома (ТОМУ).

Теоретические дисциплины велись с момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954 году.

С 1991 года - Томское областное музыкальное училище отдела культуры Администрации Томской области .

В 1999 году решением Государственной Думы Томской области училищу было присвоено имя выдающегося композитора XX века, выпускника 1950 года, Эдисона Васильевича Денисова .

В 2000 году была открыта новая специальность - «музыкальное образование».

В 2009 году училище было преобразовано в «Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова» (ТМК).

За время деятельности образовательного учреждения было подготовлено свыше 4 500 специалистов.

В 2018 году Томскому музыкальному колледжу имени Э. В. Денисова исполняется 125 лет.

Томский музыкальный колледж
имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова»)
Год основания 7 (19) февраля
Директор Никитин Павел Иванович
Расположение Томск, проспект Ленина , 109.
Сайт tmk.tomsk.ru

Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова (ОГАПОУ «ТМК имени Э. В. Денисова») - музыкальное образовательное учреждение, осуществляющее подготовку по программам среднего профессионального образования.

История

В 1925 году - Томский музыкальный техникум отдела культуры Сибкрайисполкома

В 1931 году реорганизовано в Томское краевое музыкальное училище отдела культуры Запсибкрайисполкома , учреждение относилось к уровню ссузов .

В 1937 училище переподчинено, становится Томским областным музыкальным училищем отдела культуры Новосибирского облисполкома .

С 1944 - отдела культуры Томского облисполкома (ТОМУ).

Теоретические дисциплины велись с момента открытия Музыкальных классов. Подготовка по специальности «Теория музыки» началась в 1954 году.

С 1991 года - Томское областное музыкальное училище отдела культуры Администрации Томской области .

В 1999 году решением Государственной Думы Томской области училищу было присвоено имя выдающегося композитора XX века, выпускника 1950 года, Эдисона Васильевича Денисова .

В 2000 году была открыта новая специальность - «музыкальное образование».

В 2009 году училище было преобразовано в «Томский музыкальный колледж имени Э. В. Денисова» (ТМК).

За время деятельности образовательного учреждения было подготовлено свыше 4 500 специалистов.

В 2018 году Томскому музыкальному колледжу имени Э. В. Денисова исполняется 125 лет.

Известные педагоги

  • Е. Бартошевич
  • А. П. Боначич (1924-1925, зав. оперным классом)
  • С. А. Зеленкин (с 1971, скрипка, камерный ансамбль)
  • Е. Н. Корчинский (1929-1934, 1937-1939, 1941-1960)
  • М. И. Маломет (1930-е - 1050-е, хоровое дирижирование, оркестр)
  • Я. С. Медлин (с 1895, 1925-1927 директор)



Top