Topic псевдорусский стиль в архитектуре. Псевдорусский стиль, его характерные черты и особенности развития

Эклектика и неорусский (псевдорусский) стиль

С середины века в русской архитектуре, так же как и в европейской, господствует эклектика, когда в одной постройке сочетаются столь разные стили, как рококо, готика, римский и мавританский. Это хорошо видно как в оформлении частных домов, так и в пригородных резиденциях под Петербургом, особенно в Петергофе, где рядом находились сооружения в русском и готическом стилях, а также павильоны, имитирующие римские античные виллы. Самым известным зодчим нового направления был Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865), по проектам которого построены Мариинский дворец, павильоны в Петергофе, дворец императрицы Александры Федоровны и др.

Во второй половине века архитекторы все больше ориентируется на тип богатого буржуазного дома, даже городские дворцы становятся все больше похожими на крупные доходные дома (узкий главный фасад и большая глубина застройки). Так в Петербурге появляются знаменитые внутренние дворы-колодцы.

С активно развивающейся торговлей связано появление новых зданий в Москве - Биржи, многочисленных торговых пассажей, контрастировавшие с исторической застройкой, но делавших облик города более разнообразным. Как правило, используются новые технические приемы, опробованные европейскими архитекторами, особенно в строительстве вокзалов, театров и выставочных павильонов. По образцу Хрустального дворца Д. Пэкстона в Лондоне из стекла и металла в неорусском стиле были построены павильоны России на Всемирной парижской выставке 1867 г. (архитектор А.И. Резанов, 1817-1887), а также на Первой всероссийской политехнической выставке 1872 г. в Москве - павильон Военного отдела (архитектор В.А. Гартман).

Крупнейшим представителем неорусского стиля был Виктор Александрович Гартман (1834-1873). По проектам Гартмана построены несколько частных домов и дач. Известнейшая его работа - «Студия» (мастерская) в Абрамцеве. Одним из первых архитектор стремился возродить древнерусский стиль, используя орнаментацию, взятую с предметов прикладного искусства, в украшении архитектурных памятников.

Проект загородного дома И.П. Ропета

В историю искусств XIX в. как основоположники «русского стиля» в архитектуре вошли архитекторы В А. Гартман и И.П. Ропет (1845- 1908). Ропет перенес формы народного прикладного искусства в архитектурную орнаментику, получившую большую популярность, но вскоре иронически прозванную «ропетовщиной».

В 1870-1880-е годы в неорусском стиле архитекторы начинают использовать «цитаты» из древнерусских памятников. Это хорошо видно на примере здания Исторического музея, построенного по проекту инженера А.А. Семенова и архитектора

В. О. Шервуда (1833-1897) и включавшего в себя «цитаты» таких построек, как собор Василия Блаженного, кремлевские башни, церковь и дворец в Коломенском и др.

Если неорусский стиль в целом можно считать воплощением идей славянофильства (чисто внешним), то Исторический музей становится символом историзма. В этом же стиле были построены и здание Московской городской думы (архитектор Д.Н Чичагов , 1890-1894), и здание Верхних торговых рядов на Красной площади, известное нам как ГУМ (архитектор А.Н. Померанцев , 1894-1896). Неорусский стиль становится официально признанным стилем, ориентирующимся на формы памятников каменного зодчества XVI-XVII вв. К сожалению, в постройках этого стиля ничего не осталось от мягкости древнерусских подлинников. Их характерными чертами была статичность, даже классичность общей композиции, смягченная изобилием древнерусских декоративных элементов. Это были последние проявления эклектики в русской архитектуре, которая в конце века сменится новым стилем - модерн.

«Национально-романтическое» направление, как его обычно не совсем точно называют, полнее всего выразившее себя в архитектуре и декоративно-прикладном творчестве и в меньшей мере в живописи, скульптуре и графике, имело свои довольно близкие аналогии в других национальных художественных школах Европы, обративших тогда внимание на старые, главным образом средневековые художественные традиции и пытавшихся с их помощью вновь обрести общезначимые эстетические ценности.

Почти с самого же своего возникновения, приблизительно с середины 1880-х годов «национально-романтический», или, как несколько позже его стали именовать, «неорусский» стиль стал утверждать себя активными и целенаправленными поисками в области поэтики и стилистики искусства, поисками, обретшими логикой художественного процесса гораздо более универсальный смысл, чем имела его сюжетно-содержательная структура. Именно этим, вероятно, объясняется исключительная популярность крупнейшего представителя этого направления в русском искусстве Виктора Васнецова.

АРХИТЕКТУРА МОДЕРНА

Как уже говорилось, модерн ярко выразился в работах зодчих. Так, даже спустя десятилетия хорошо видно, что модерн успел наложить заметную печать на архитектурный облик многих городов России - помимо Москвы и Петербурга и дачного строительства вокруг обеих столиц здесь можно назвать в качестве примера южные курортные районы и города Поволжья, где не только строили крупные архитекторы Москвы и Петербурга, но и начинали будущие столичные зодчие, формировавшиеся по воздействием известных мастеров модерна.

Модерн и культурное самосознание человека той эпохи - за этой темой кроются и проблемы искусства того времени, и способность «нового стиля» воздействовать на предметную и духовную среду. Вот интересное свидетельство Луи Арагона, относящееся к 1930 году, когда французский писатель посетил Москву и гулял по старым московским улицам: «Я гулял по улицам Москвы, еще сохранявшей следы гражданской войны впрочем, окончившейся уже десять лет назад, и с огромным любопытством обнаруживал здания в стиле модерн, причем их было гораздо больше чем в Париже… Путь мой, который я, всегда пешком, проделывал по Арбату, проходил мимо множества зданий, которые могли соперничать с постройками Парижа, Барселоны или Брюсселя. Их прихотливый декор принадлежал исканиям тридцатилетней давности… На старой Никитской, которая тогда уже называлась улицей Герцена, по-прежнему можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году, с его решетками, балконами, с его идущим поверху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором, как и в особняке Миндовских на углу Поварской улицы, построенным архитектором Л. Кекушевым, очень ясно обнаруживаются русские национальные истоки этого искусства. Чертами модерна отмечены и многие другие, более скромные здания в районе Арбата, прежде всего доходные дома, хотя это относится больше к их декору, чем собственно к архитектурным решениям. Существовали свои связи между этим искусством, столь популярным в России до 1914 года и соединившим в себе вдохновение Древней Руси времен «Слова о полку Игореве» и интернациональное движение декоративного стиля модерн, и в ту же эпоху расцветшим пышным цветом «русским стилем». Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашел там удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров».

Архитектором, наиболее полно воплотившим основные тенденции развития русского модерна был Ф. Шехтель. Он подсознательно шел к модерну через творчество театрального декоратора, оформителя народных празднеств, создателя театрализованных архитектурных комплексов (что очень созвучно самой природе модерна).

Готика и модерн

В одной из своих первых крупных работ - особняке З.Г. Морозовой на Спиридоновке в Москве, Ф. Шехтель смело трансформирует композиционные и декоративные приемы «готики».

В эпоху модерна в готике стали ценить не только причудливую архитектурную декорацию, как в эпоху классицизма, не только романтичность художественного образа, свободу и смелость пространственных построений, как в эпоху эклектики, но и присущую ей внутреннюю органичность, под которой стали понимать единство архитектурной формы и конструкции, единство декоративных и функциональных элементов, и ту близость к органическому миру, которая стала одним из краеугольных камней эстетики модерна.

Надо признать, что при всем отличии модерна от готики мышление архитектурными формами, при которой объемы пластически соотносятся с пространством, определяя внутренний динамизм художественного образа ради иррациональности его содержания, дает известный повод для подобного сопоставления.

Представление о торжестве духа, романтическая принадлежность образов готики также во многом были близки мироощущению «нового стиля». Стилизации на тему «готики», предваряющие наряду со стилизациями на «русские» темы появление первых произведений «чистого» модерна в России. Вместе со стремлением воссоздать пространственные впечатления от готики возрастает тяготение к одухотворенным архитектурным образам, далеким от прозаической повседневности, и к стилизации растительных органических «готических» мотивов, воплощающих представление о единстве функции и декоративной формы.

Существенно, что для лучших произведений модерна, особенно раннего периода, характерны поэтическая одухотворенность, большая эмоциональная выразительность и в то же время - рационализм, лежащий в основе всего образного решения в целом. Такое сочетание также напоминает о готике, тем более, если учесть, какое значение и в эпоху средневековья придавалось победе художника над материей в самом создании архитектурного образа. К этому следует добавить свойственное «новому стилю» увлечение средневековыми витражами, что в живописи приводит к «клазоунизму», наблюдающуюся при декоративных решениях «наглядку» (если использовать выражение Александра Иванова) на старинные шпалеры и гобелены, сказывающуюся в понимании цвета, общих колористических решениях и тому подобное.

Но вернемся к особняку Морозовой. В нем еще нет явных примет стилизации модерна, но уже присутствует тот момент гротеска, который знаменовал зарождение новой стилистики. Постепенное «размывание» четкой границы между архитектурой и скульптурой, между функцией и украшением, реальной действительностью и фантазией уже во многом близко к эстетике модерна.

Творчество Шехтеля охватывает все виды архитектурного строительства - частные особняки, доходные дома, здания торговых фирм, вокзалы.

Типичным и наиболее совершенным образцом раннего модерна в России является особняк Рябушинского в Москве. Автор утверждает в планировке здания принцип свободной асимметрии. Каждый из фасадов особняка скомпонован по-своему. Здание представляет собой сочетание пластично, скульптурно трактованных объемов, образующих уступчатую композицию. Особняк облицован светлым глазурированым кирпичом, что типично для здания в стиле модерн. Многократно повторяясь в рисунке мозаичного фриза, в ажурных переплетах оконных витражей, в узоре уличной ограды и балконных решеток, этот мотив особенно богато разыгран в декоративном убранстве интерьера, достигая своего апогея в причудливой форме мраморной лестницы, представляющую собой взметнувшуюся и опадающую волну.

Оформление интерьеров - мебель и декоративное убранство также выполнены по проектам Шехтеля.

Растущее тяготение модерна к лаконичности архитектурного языка вело к тому, что в конце 1900-х годов многие русские зодчие отказались от стилизованных декоративных элементов, столь свойственных раннему модерну, в поисках чисто архитектурной выразительности.

Это относится и к Шехтелю. Такие его сооружения как Торговый дом Московского купеческого общества в малом Черкасском переулке (1909) или здание типографии «Утро России» (1907), можно назвать предконструктивисткими. Застекленные поверхности огромных окон составляют основной эффект фасада. Скругленные углы и пилястры, вытянутые в несколько этажей, сообщают пластичность объему здания. О модерне здесь напоминают несколько причудливое разнообразие ритма оконных переплетов, хрупкая графическая профилировка горизонтальных тяг, разделяющих этажи, - эстетизированная геометрия, заменившая собой культ зигзагообразной линии в раннем модерне.

Особое направление в архитектуре XX века образует неорусский стиль, который стремился выразить «дух» древнерусской архитектуры, свободно варьируя и как бы глядя на нее сквозь призму стиля модерн. К нему относятся, например, Марфо-Мариинская община сестер милосердия в Москве, построенная Щусевым в 1908-1911 годах, где он синтезировал приметы псковско-новгородского стиля, и Ярославский вокзал Шехтеля. Он представляет собой компактную композицию из разновысоких объемов, создающую строго выверенный рафинированный силуэт, сложный причудливый рисунок, а в завершение - огромные «щипцовые» кровли, упругие дуги порталов, высокие балконы-крыльца, островерхие шатровые шпили, маленькие слепые изразцовые вставки и стилизованные панно. Композиция центрального портала в целом представляет несколько гротескную стилизацию триумфальной арки.

Именно эти отступления от гармонического языка древнерусской архитектуры в сторону гротескной гиперболизации, романтического преображения характерных мотивов национального зодчества, присущее в целом неорусскому направлению, объединяет его со стилем модерн.

В Петербурге модерн выражался в несколько иных формах, нежели в Москве. И потому, что главным объектом строительства в Москве являлись частные особняки, а в Петербурге - это в основном доходные дома, и из-за самого классического стиля города, в котором даже здания в стиле модерн имели «классический налет». К тому же петербургский модерн всегда в большей степени, нежели московский тяготел к западноевропейскому, особенно северному модерну.

Лидером жилищного строительства, да и всего петербургского модерна был Ф.И.Лидваль.

Ожерелье зданий начала Каменно-островского проспекта окружает жемчужину модерна - дом И.Б.Лидваль, матери Федора Ивановича Лидваля, мастера северного модерна и, позднее, неоклассицизма. Им построены дома на Лесном пр., на Малой и Большой Конюшенных, Малой Посадской и других улицах. Его кредо - фактурная обработка, разнообразие, но равновесие и, главное, компромиссное сочетание всех направлений модерна.

"Дом Лидваля", как его называют, является программным произведением мастера. Первое, против чего боролся Лидваль, - это квартиры коечно-каморочного типа и темные, антисанитарные дворы-колодцы эпохи эклектики, так точно описанные Ф.М.Достоевским. Дом 1-3 по Каменноостровскому проспекту имеет курдонер (курдонер - парадный двор дома, отделяется от улицы оградой с воротами), образованный главным зданием и двумя боковыми флигелями и еще небольшой фасад, обращенный на ул. М.Посадскую (с него в 1899 году и началось строительство комплекса, законченное в 1904 г.). Характерная особенность - флигеля, выходящие на проспект, совершенно разные: и по высоте (один трех-, другой четырехэтажный), по форме окон (наибольшего разнообразия Лидваль достиг в доме Циммермана - там на одном фасаде около 20 разных вариаций на тему окна). Главное же то, что несмотря на разновеликость, весь комплекс смотрится цельно и уравновешенно. И в декоре Лидваль сохраняет индивидуальность. В отличие от А.Ф Бубыря с его суровым финским модерном и Н. В. Васильева с романтическими композициями, Ф.И.Лидваль во всем соблюдает компромисс. Это гармоничное слияние модерна и классики как раз и является "стилем Лидваля". Именно такую уравновешенность прививал своим ученикам наставник Лидваля, Л.Н.Бенуа, из мастерской которого вышли многие в будущем мастера модерна, хотя сам учитель и не разделял взглядов "Нового искусства".

Не менее известные архитекторы, часто работавшие вместе - А.Ф.Бубырь и Н.В.Васильев - в своем творчестве отдавали предпочтение северному модерну. Бубырь, будучи наиболее последовательным сторонником финского неоромантизма, предпочитал декорированной стене игру грубых, массивных объемов и оформлял здания необработанным камнем.

Н.В.Васильев был более либерален и вносил в совместное творчество элементы рационализма: гладкая (но не всегда прямолинейная в плане) стена, остекление. Характерный пример сотрудничества Васильева и Бубыря - Торговые ряды «Новый Пассаж" на Литейном проспекте (д. 57, 1912-1913 гг.). Это здание сочетает в себе все: простенки из необработанного камня, огромные окна и даже какой-то налет неоклассицистической монументальности в форме портала и массивных дверей. Возвращаясь же к доходным домам, можно отметить их многочисленность: на Стремянной улице (совместно), на ул. Петра Лаврова, на Загородном проспекте, на набережной Фонтанки (А.Ф.Бубырь).

Быстро уловившие требования моды провинциальные архитекторы и строители, не всегда обладавшие необходимым профессионализмом, стремились использовать прежде всего максимум декоративных примет стиля модерн для достижения наиболее эффектного впечатления. Подобные здания можно встретить на Украине, в Одессе, в Баку, Тифлисе.

Разумеется, рассмотрены далеко не все архитекторы стиля модерн обеих столиц, все вышесказанное - лишь поверхностный экскурс в архитектуру русского модерна.

Псевдорусский стиль в архитектуре

Псевдорусский (иначе - Неорусский , Ложнорусский ) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре , возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн . Является одним из направлений архитектурного стиля историзм .

Развитие

Храм Христа Спасителя - пример русско-византийского стиля

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией . Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя , Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве , а также кафедральные соборы в Свеаборге , Ельце (Вознесенский собор), Томске , Ростове-на-Дону и Красноярске .

Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства , для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева , ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей , охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI -XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым , распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

ГУМ - пример псевдорусского стиля конца XIX в.

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного - здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа , - гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея ( - гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова .

В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского , А. П. Аплаксина .

Литература

  • Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура , в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965
  • Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 - нач. 20 вв.], в книге: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Псевдорусский стиль в архитектуре" в других словарях:

    Псевдорусский стиль - ПСЕВДОРУССКИЙ СТИЛЬ, подражание древнерусским или русским образцам в архитектуре и художественной промышленности 19 в. В 1830 х гг. возник официальный “русско византийский” стиль (К.А. Тон). Идеями славянофильства навеян узорочный псевдорусский… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия

    Условное общее наименование нескольких различных по своим идейным истокам эклектических направлений в русской архитектуре 2 й половины 19 в. С 1830 х гг. в архитектуре церквей начал распространяться пользовавшийся правительственной… …

    Стилевое направление в архитектуре второй половины XIX в., в поисках национальной самобытности ориентировавшееся на древнерусское зодчество. С 1830 х гг. многие крупные соборы и общественные здания строились в формах так называемого русско… … Москва (энциклопедия)

    Стиль в литературе и искусстве, устойчивая целостность или общность образной системы, средств художественной выразительности, образных приёмов, характеризующих произведение искусства или совокупность произведений. С. также называется система… … Большая советская энциклопедия

    I (Stál) Андре (р. 1.4.1921, Эрньи, департамент Нор), французский писатель, публицист. Член Французской коммунистической партии (ФКП) с 1942. Окончил университет в Лилле. Лиценциат литературы и философии. Участвовал в Движении… … Большая советская энциклопедия

    Ая, ое. 1. Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2. Архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Энциклопедический словарь

    псевдорусский - ая, ое. 1) Использующий внешние признаки русской культуры, быта, мышления и т.п.; не являющийся подлинно русским. П ие пляски. П ие интересы. 2) архит. Направление в русской архитектуре 19 в., пытавшееся возродить формы, декоративное оформление,… … Словарь многих выражений

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

Книги

  • Шедевры русской архитектуры , Ивашкова Татьяна Борисовна , Русская архитектура развивалась вместе со страной. Вместе с нею она испытывала влияния иных культур - сначала византийской, позднее западноевропейской. Но всякий раз, впитав лучшее, порождала… Категория: Архитектура. Скульптура Серия: Подарочные издания. Коллекция Издатель:

Неорусский стиль

Псевдорусский (иначе - Неорусский , Ложнорусский ) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре , возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций древнерусского и русского народного зодчества, а также ассоциируемых с ними элементов византийской архитектуры.

Псевдорусский стиль возник в рамках общего подъема интереса к национальной архитектуре, царившей в Европе XIX в., и представляет собой интерпретацию и стилизацию русского архитектурного наследия. В настоящее время псевдорусский стиль зачастую ошибочно называют русской или древнерусской архитектурой, хотя он напрямую не наследует русскую архитектурную традицию. Представляя собой искусную стилизацию, псевдорусский стиль последовательно сочетался с другими, интернациональными стилями - от архитектурного романтизма первой половины XIX в. до стиля модерн . Является одним из направлений архитектурного стиля историзм .

Развитие

Храм Христа Спасителя - пример русско-византийского стиля

Одним из первых течений, возникших в рамках псевдорусского стиля, является зародившийся в 1830-е гг. «русско-византийский стиль» в архитектуре церквей. Развитию этого направления способствовала весьма широкая правительственная поддержка, поскольку русско-византийский стиль воплощал идею официального православия о преемственности между Византией и Россией . Для русско-византийской архитектуры характерно заимствование ряда композиционных приёмов и мотивов византийской архитектуры, наиболее ярко воплотившихся в «образцовых проектах» церквей Константина Тона в 1840-е гг. В рамках этого направления Тоном были возведены Храм Христа Спасителя , Большой Кремлёвский дворец и Оружейная палата в Москве , а также кафедральные соборы в Свеаборге , Ельце (Вознесенский собор), Томске , Ростове-на-Дону и Красноярске .

Другое направление в рамках псевдорусского стиля возникло под влиянием романтизма и славянофильства , для которого были характерны постройки, использующие произвольно истолкованные мотивы древнерусской архитектуры. В рамках данного направления были возведены многие постройки Алексея Гороностаева , ярким примером является построенная в Москве на Девичьем поле деревянная «Погодинская изба» Николая Никитина.

В начале 1870-х гг. под воздействием народнических идей , охвативших широкие слои демократически настроенной интеллигенции, особенно молодежи, возник новый демократический вариант псевдорусского стиля, который сводился к обильному декорированию зданий узорами, типичных для русского народного зодчества, прежде всего, вышивки и резьбы по дереву. Идеологические основы народничества обусловили резкую критику западного ретроспективизма и пробудили в художественных кругах повышенный интерес к народной культуре, крестьянскому зодчеству и русской архитектуре XVI -XVII вв. Одними из самых ярких представителей псевдорусского стиля 1870-х гг. стали Иван Ропет («Терем» в Абрамцеве под Москвой, г.) и Виктор Гартман (типография Мамонтова, ныне № 16 Главполиграфпрома в Москве, 1872 г.). Это направление (известное также как «ропетовщина»), активно пропагандировавшееся известным художественным критиком того времени, Владимиром Стасовым , распространилось вначале в архитектуре деревянных выставочных павильонов и небольших городских домов, а затем в монументальном каменном зодчестве.

ГУМ - пример псевдорусского стиля конца XIX в.

К началу 1880-х гг. «ропетовщину» сменило новое официальное направление псевдорусского стиля, почти буквально копировавшее декоративные мотивы русской архитектуры XVII в. В рамках данного направления здания, построенные, как правило, из кирпича или белого камня, с применением интернациональных строительных технологий стали обильно декорироваться в традициях русского народного зодчества. Характерные приёмы этого времени, такие как «пузатые» колонны, низкие сводчатые потолки, узкие окна-бойницы, теремообразные крыши, фрески с растительными орнаментами, использование многоцветных изразцов и массивной ковки, проявляются как во внешнем, так и во внутреннем убранстве помещений. Одним из типичных образцов, на которые ориентируется псевдорусская архитектура это периода является собор Василия Блаженного - здание построенное в китчевом эклектичном, основанном на традициях, прежде всего, восточной архитектуры, стиле. В рамках данного направления были возведены Верхние торговые ряды (ныне здание ГУМа , - гг., архитектор Александр Померанцев), здание Исторического музея ( - гг., архитектор Владимир Шервуд), завершившие ансамбль Красной площади в Москве и Саввинское подворье архитектора И. С. Кузнецова .

В начале ХХ века «неорусский стиль» получает дальнейшее развитие. В поисках монументальной простоты архитекторы обратились к древним памятникам Новгорода и Пскова. На сооружениях этого направления лежит отпечаток стилизации в духе модерна. В Санкт Петербурге «неорусский стиль» нашел применение главным образом в церковных постройках В. А. Покровского, С. С. Кричинского , А. П. Аплаксина .

Литература

  • Ильин М. А., Борисова Е. А., Архитектура , в книге: История русского искусства, т. 9, книга 2, М., 1965
  • Кириченко Е. И. [Архитектура 2-й половины 19 - нач. 20 вв.], в книге: Краткая художественная энциклопедия. Искусство стран и народов мира, т. 3, М., 1971

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Неорусский стиль" в других словарях:

    Музей народного искусства. Архитекторы С. У. Соловьёв, В. Н. Башкиров. Москва. неорусский стиль направление в русской, в том числе в московской, архитектуре конца XIX в. — 1910 х гг., широко использовавшее мотивы древнерусского зодчества в… … Москва (энциклопедия)

    Неорусский стиль - 1) В широком смысле синонимичен понятию русские стили. Относится ко всем сферам худож. жизни, но наиболее яркое воплощение нашел в архитектуре, преимущ. церковной, периода 1830 1910 х гг. (историзм и модерн). Эволюция Н. С. выражалась в смене… …

    Запрос «Русский стиль» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Сюда перенаправляется запрос «Русско византийский стиль». На эту тему нужна отдельная статья. Псевдорусский стиль или русский стиль (включает неорусский стиль и русско визан … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Псевдорусский (иначе Неорусский, Ложнорусский) стиль является общим условным названием совокупности различных по своим идейным истокам течений в русской архитектуре, возникших во второй четверти XIX в. и представляющих собой синтез традиций… … Википедия

    Русский стиль: Русский стиль (также «псевдорусский», «неорусский», «ложнорусский») архитектурный стиль XIX и начала XX века, синтез традиций древнерусского и русского деревянного зодчества, а также элементов византийской архитектуры. Русский… … Википедия

    Русский стиль - историко культ. и идеологич. феномен в рус. иск ве 1830 1910 х гг., проявившийся как одно из направлений историзма. Нац. искания проявились в живописи, декор. прикладном иск ве, музыке и др., но наиболее яркое выражение они нашли в архитектуре,… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

    Архитектура Санкт Петербурга, в особенности его исторического центра, представляет собой созданный в XVIII XX веках один из самых выдающихся по выразительности архитектурных столичных комплексов. На территории России Санкт Петербург стал первым… … Википедия

Книги

  • Шедевры русской архитектуры , Ивашкова Татьяна Борисовна , Русская архитектура развивалась вместе со страной. Вместе с нею она испытывала влияния иных культур - сначала византийской, позднее западноевропейской. Но всякий раз, впитав лучшее, порождала… Категория: Архитектура. Скульптура Серия: Подарочные издания. Коллекция Издатель: Абрис-ОЛМА ,

Псевдорусский стиль — одно из ярких направлений в архитектуре эклектики — сочетании разнородных стилевых элементов при создании объекта. Направление доминировало с середины до конца XIX века, а потом плавно перешло в модерн.

Период эклектики в европейской и российской архитектуре был вызван политическими реалиями тех лет — созданием национальных государств, поисками национальной идентичности малых народов, восточными военно-политическими кампаниями Великих держав. Именно к периоду эклектики относятся многие европейские здания, выполненные в мавританском, индо-сарацинском и, в нашем случае, псевдорусском стилях. При этом для эклектики характерно использование исторических элементов исключительно в декоративных целях — на саму планировку здание, на его внутреннее наполнение это никак не влияло. Эклектика — это способ украсить фасад.

Одним из первых и наиболее ярких примеров псевдорусского стиля является «Погодинская изба». Михаил Погодин — историк-славянофил, коллекционер и страстный ценитель русских традиций. Он был активным участником Общества любителей российской словесности при Московском Университете и литературно-философского кружка «Общество любомудрия», собиравшегося в Москве в 1823—1825 годах.

«Погодинская изба — устроенная по его плану здание, внутреннее наполнение которой крайне функционально, однако украшена она наличниками, которые сам Погодин собирал по русским деревням. Однако обычно такой наличник всего один, парадный, а здесь весь фасад просто покрыт прорезями и декоративными элементами. Эту избу действительно принимали за древнерусскую, нона самом деле она такой не является. Это скорее фантазия на тему, некая придуманная сказка» — Анастасия Головина, архитектор, реставратор, педагог, художник, и преподаватель курсов в Музее современного искусства «Гараж ».

«Погодинская изба», Москва, ул. Погодинская, 12А

Поэтому стиль и называется «псевдорусским» — он работает с элементами, действительно используемыми в традиционном деревянном и каменном зодчестве, но не повторяет общую архитектурную или декоративную логику древних построек. Таких построек в традиционном русском зодчестве не было и не могло быть, хотя декоративно они очень похожи.

Для этого стиля характерными признаками будут «гирьки» (декоративная деталь, нависающая над входом), кокошники, наличники — все, что вызывает ассоциации с русским теремом.


Здание государственного исторического музея, архитектор В. О. Шервуд, 1875−1881

В 1878 г. Россия была представлена на Всемирной выставке в Париже вот такой вот декоративной фантазией архитектора Ивана Ропета на тему русского зодчества.

К концу XIX в. и началу ХХ в. стиль становится действительно модным и его воспринимают такие художники, как Бенуа, Билибин, Васнецов, некоторых работ Врубеля, Гончаровой и даже ранних работ Кандинского. Тогда же по эскизам Сергея Малютина создается первая русская матрешка. Далеко не всем интеллектуалам импонировала унификация, строгость, сухость наступающих в искусстве супрематических и конструктивистких произведений — будь то живопись или архитектура. Однако эти художники не копируют элементы, они скорее разрабатывают совершенно самобытную сказку по народным мотивам.




Top