Торжество труда мир земле описание. Монументальная скульптура ссср

Есть в Москве чудное место - парк искусств Музеон. Парк в котором живут скульптуры. Разместился он на берегу Москвы-реки вдоль Крымской набережной около Центрального дома художника. Чтобы добраться до парка - надо проехать до м. Октябрьская и немного пройтись пешком в сторону Москвы-реки.

Раньше территория парка была огорожена и доступ в часть парка производился по билетам. Теперь билеты отменили и ограду между парком и Крымской набережной убрали. Да и в целом парк благоустроили и сделали ещё более приятным местом для прогулки, чем он был ранее.

Датой основания парка считается 1992 году, когда вышло соответствующее распоряжение правительства Москвы.

Однако, первые Выставки скульптуры проводились на этом месте и ранее, в 1983 и 1991 годах.

В 1991 году - после августовского переворота демонтированные памятники советским вождям свезли сюда же в парк. Эти памятники и выставки скульптуры и дали толчок к созданию парка скульптуры.

После благоустройства парка многие скульптуры поменяли своё расположение. Появились некоторые новые.

А некоторые были собраны в единые группы. Например вот этот инок раньше стоял отдельно от всех а теперь находится в группе стилистически похожих...

Вон он, приютился слева....

Сейчас советские скульптуры составляют историческую часть парка, а вокруг них расположились скульптуры современных авторов.

Практически напротив входа в отделение современного искусства Третьяковской галереи находится самая странная серия скульптур.

Выполненные из огромных металлических кусков сваренных между собой эти произведения скульптора Григорьева выглядят весьма необычно.

Мне кажется, что они прекрасно дополнили бы пейзажи планет из фильма Кин-Дза-Дза...

Ещё ода странность этой части парка - огромная лента Мебиуса.

Довольно оригинальна и скульптура, изображающая Родину - с автоматом и серпом и молотом в руках.

Cкульптурную группу о дружбе народов, которая стояла раньше как отдельное произведение...

Объединили в композицию "Требуем мира" и придвинули поближе к зданию ЦДХ.

В 2009 году тут был ещё "спортивный" уголок, но в 2015 его на прежнем месте уже не было. Вероятно скульптуры тоже переместили.

А вратарь скорее всего просто не выдержал проверку временем.

Но всё же наибольшее впечатление оставляет именно историческая часть.

Именно здесь стоит памятник Феликсу Дзержинскому, скульптора Вучетича.

Раньше этот памятник стоял на Лубянке.

Снос этого памятника стал символом событий 1991 года.

На постаменте остались следы тех событий и более поздних высказываний об этой спорной личности.

Возвышается суровый памятник Я.М. Свердлову скульптора Амбарцумяна.

Калинин в металле не столь суров, как металлический Свердлов и чем-то напоминает Чехова.

Вокруг памятника Сталину, работы скульптора С.Д.Меркурова создана композиция, посвящённая жертвам репрессий.

Композицию посвящённую сталинским репрессиям передал в дар парку скульптор Е.И.Чубаров в 1998 году.

А вот дорожка из плиток перед памятником пропала. Теперь перед вождем газон.

Раньше возле композиции стояли ещё выполненные из дерева фигуры.

Но годы нахождения на улице разрушают деревянные скульптуры.

Сейчас их на прежнем месте нет.

Больше всего в исторической части парка скульптур Лениных.

Сейчас между ними проложили деревянную дррожку, а раньше к памятникам можно было подойти только по газону. Правда никто этого не запрещал.

Брежнев тоже попал в это собрание.

Перед огромными елями находится памятник "певцу революции", Максиму Горькому, ранее стоявший у Белорусского вокзала.

Парк. Стоят памятники вождям. Вокруг играют дети, гуляют люди, порой играет красивая музыка. Не о таком ли они мечтали когда пытался построить новую страну? Правда получалось как-то не так...

Забавное выходит сочетание советской части парка искусств и памятника Петру I работы Церетелли, стоящего на реке за территорией Музеона.

Остальную територию парка занимают произведения современного искусства. Некоторые выполнены в классическом стиле.

Некоторые - весьма оригинальные.

Есть и прекрасные девушки, обнажёнными гуляющие по парку.

И более одетые девушки, занимающиеся искусствами

И символы девушек.

Есть и уже догулявшиеся женщины.

Конечно, есть скульптуры посвящённые памяти Великой Отечественной войны.

Есть в парке и свой Пушкин - как без него?

Как я уже писал выше - скульптур в парке накопилось так много, что была сделана специальная площадка, где часть произведений искусства разместили весьма компактно.

Более счастливым скульптурам достались комфортные места в тени деревьев.

Детям очень нравится вот этот дед Мазай со сценкой из "Титаника".

Для местных жителей парк ещё служит и отдушиной - где они в центре города могут хоть как-то пообщаться с природой.

В уголке парка находится территория храма Николая Чудотворца.

Колокольня церкви кажется очень невысокой по сравнению с рядом стоящим гигантом Президент-отеля.

Нельзя обойти вниманием и памятнику Петру I. Он хотя и не входит в парк искусств, но стоит довольно близко к нему.

Раньше он был отделен от парка рекой, проезжей частью и забором. Теперь забор убрали а набережную сделали пешеходной. Так что Петр стал ближе.

И потому Церетелевский Пётр выглядит будто ещё один экспонат музея под открытым небом.

Теперь Крымская набережная, скучная и бетонная стала зеленой и располагающей к прогулкам.

Да, теперь удобнее подойти поближе к постаменту Петра и увидеть что там, внизу бьют фонтаны. А до "рукой подать".

Правда ещё ближе, к самому подножию памятника по-прежнему не пройти.

Возле памятника Петру историческое здание Яхт-клуба и дальше набережная ведет в сторону Патриаршьего моста по которому можно дойти до метро Кропоткинская.

Можно также добраться от Музеона и до станций метро Октябрьская или Парк Культуры. До станции Парк Культуры можно дойти по Крымскому мосту.

С Крымского мота можно посмотреть на хаос московской застройки (тут видны здания самых различных эпох) и полюбоваться просторами Москвы-реки.

Проект сайт продолжает цикл прогулок по Москве. Сегодня мы отправимся в Парк Искусств "Музеон".

Наша прогулка начинается от станции . Выход лучше всего осуществить с радиальной ветки (можно, конечно, выйти и с кольцевой, но тогда нам придется переходить Садовое кольцо). Выйдя из метро, мы оказываемся на .

А на противоположной стороне улицы, чуть правее, мы видим .

Мы же поворачиваем в другую сторону. Пройдя буквально несколько шагов, нашему взору откроется еще одну церковь,

Храм стоял здесь с 1694 года. Однако в годы советской власти был сначала закрыт (1927 г.), а затем и снесен (1972 г.). Восстановлен в 2000 году. Новое здание церкви было освящено в честь памяти погибших защитников правопорядка.

Непосредственно рядом с церковью мы видим подземный переход. Направляемся туда.

Оказавшись на другой стороны улицы, мы идем прямо до ближайшего перекрестка. На противоположной стороне Калужской площади мы видим ее доминанту - монументальный .

Обзору, к сожалению, мешают многочисленные провода и дорожные знаки. Однако Калужская площадь и не входит в наш сегодняшний маршрут. Мы поворачиваем направо и следуем по улице Крымский вал.

Вскоре, по правую руку от нас появится четырехэтажное здание, выполненное в красно-белых цветах. Это Московский академический художественный лицей. У входа в него установлен .

Вскоре, на другой стороне улицы, мы увидим главные ворота Парка Горького.

А прямо перед нами - высокая стела с надписью "МУЗЕОН", ознаменовывающая вход в .

От центрального входа открывается великолепный вид на .

Справа и слева от входа в парк установлены , составляющие единый ансамбль. Он не имеет названия, но на щите одного из мужчин на первой композиции расположена надпись "Мир земле". Это название вполне может подойти всему ансамблю, так здесь успешно сочетаются и женщина с караваем хлеба в руках и мужчина с автоматом, призванный охранять этот мир.

На первой скульптуре (справа от входа) мы видим трех женщин в крестьянских одеждах и уже упомянутого мужчину со щитом и автоматом.

На другой (слева от входа) - три мужчины и две женщины в одежде рабочих, над которыми возвышается герб РСФСР.


Заходим в парк. Перед нами начинается центральная аллея. Слева от нее - монументальное здание, . Прежде чем проследовать по главной аллее, сначала свернем влево, по небольшой тропинке, ведущей к ЦДХ.

Первая скульптура, встречажющая нас на территории парка - А.С. Пушкин. Очень маленькая, можно даже сказать миниатюрная скульптура, значительно ниже человеческого роста, и никаких опозновательных знаков. Поэта выдает лишь очевидное портретное сходство.

Рядом, по другую сторону тропинки - фонтан, выполненный также в пушкинской стилистике. Он украшен каменными цилиндром и плащом.

На второй изображены два человека в цилиндрах.

У левого крыла ЦДХ установлена скульптура: мужчина и женщина вздымают вверх знамя и цветы.

Несмотря на то, что скульптура весьма монументальна (в отличие, например, от двух предыдущих), ни названия ни автора на ней не указано. Забегая вперед, скажем, что подобное для Парка искусств - не редкость. В некоторых скульптурах мы увидим портретное сходство с теми, кому они посвящены, в некоторых - уловить сюжет. А некоторые, прямо скажем, оставят после их просмотра лишь недоумение.

Однако же, продолжим прогулку. От левого крыла здания ЦДХ открывается великолепный вид на памятник , он же памятник Петру I, расположенный на стрелке Болотного острова.

Эта монументальная работа Зураба Церетели высотой 98 метров является вторым по высоте памятником столицы. Первое место уверенно держит Монумент Победы в (141,8м).

Вернемся к главному входу и пройдем по аллее, уходящей влево.

Очередная безымянная скульптура. Фигурка младенца, склонившийся над ней старик и три стоящих фигуры. Сюжет додумайте сами.

А вот у этой скульптуры, изображающей мужчину в папахе, есть и название и автор. Она выполнена Фахраддином Рзаевым в 2000-м году и называется "Кавказ".

Конечно же, это не школа, в прямом понимании этого слова, однако, определенная связь присутствует. Это павильон для лекций и открытых дискуссий на различные темы: искусство, образование, сосуществование в едином пространстве и т.д. Участником мероприятний, проводимых в "Школе" может стать любой желающий. Вход бесплатный. А почему "Школа"? Да потому что здесь учат любить искусство, порой такое разное, противоричивое, но тем не менее вечное.

Вокруг павильона расположено несколько несколько достопримечательностей. Обойдем его вокруг.

При виде этого объекта, первое чувство, которое испытает большинство гуляющих по парку - недоумение. Душ на улице? Без каких либо ограждений?

Однако информационная доска, расположенная рядом, это недоумение быстро развеет. Это "световой душ". Из распылителя вместо воды должны литься лучи света. Данная работа (автор Мария Заикина) - победитель конкурса "Искусство движется в город" - 2013.

Рядом расположен безымянный всадник.

Если чуть углубиться в сторону от поляны, нам предстанет фигура, изображающая Родину. В одной руке автомат, в другой серп и молот. Волне типично для советского представления о Родине.

Левее расположены несколько аллегорических скульптур, из которых можно выделить разве что деревянную скульптуры футбольного вратаря.

Повернем влево и выйдем на центральную аллею, прямиком у богового фасада Дома художников. Надпись на стене сообщает нам, что значительную часть ЦДХ занимает , а именно, выставка "Искусство ХХ века".

У входа в здание установлена уменьшенная копия знаменитой скульптуры Е.В. Вучетича "Перекуем мечи на орала". Оригинал памятника находится в Нью-Йорке у здания штаб-квартиры ООН. Мужчина, кузнечным молотом игибающий меч, символизирует призыв к миру. ("Орало" это старорусское название плуга).

На другой стороне аллеи установлена скульптура "Караульный", выполненная в 1933 году. Ее автор Леонид Шервуд стал одним из первых скульпторов, кто стал осуществлять Ленинский план монументальной пропаганды.

Пройдемся влево от здания Дома художников.

Здесь мы видим еще одну уменьшенную копию памятника, известного на всю страну. Скульптура под названием "Стоять до конца" входит в мемориальный комплекс Мамаева кургана в Волгограде.

Советский воин с орденами на гимнастерке на гимнастерке и с ястребом на руке это не символический памятник. Это Степан Павлович Супрун - выдающийся советский летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза (второй раз был награжден посмертно).

Хотя и здесь, и у предыдущего памятника какие либо пояснительные надписи, к сожалению, отсутствуют.

Небольшой памятник Александру Твардовскому, автору поэме "Василий Теркин" и многих других произведений. Автор Татьяна Каменкова, 1987 год. На заднем плане - композиция "Песнь о мире" Людмилы Кремневой, выполненная в том же году и бюст безымянного советского солдата.

Авторство этой работы принадлежит творческому коллективу под руководством знаменитого скульптора Веры Мухиной. Памятник был отлит в 1950-м году, толчком к его создания послужила начавшаяся война в Корее. Тематика скульптуры призвана обратить внимание на необходимость мира на планете, совсем недавно пережившей Вторую мировую войну.

Еще одна небольшая скульптура на тему Великой Отечественной войны: бойцы (а может быть, партизаны) коротают время в землянке.

Выходим на центральную аллею. За зданием ЦДХ расположилась целая галерея белых фигур, выстроившихся рядами. На первый взгляд даже примерно сложно сказать, сколько же их здесь (на самом деле чуть более 80-ти).

Это Зал белокаменной скульптуры, появившийся здесь после масштабной рэкспозиции, прошедшей в Музеоне в 2012-м году. Здесь собраны скульптуры, создававшиеся в период с 2000-го по 2011-й годы и выставлявшиеся на самых различных выставках и симпозиумах. Среди них есть как работы известных скульпторов, так и студентов, и даже любителей, не имеющих даже базового профессионального образования.

Описание всех скульптур займет слишком много времени (да и утомит читателя), при желании, Вы сами сможете их лицезреть во время прогулки. Перечислим лишь некоторые из них, наиболее интересные.

Патриарх Тихон. Один из самых почитаемых священнослужителей нашей страны.

Василий Блаженный. Тот самый, именем которого часто называют Храм Покрова на Красной площади. Тот самый, кого по преданиям боялся сам Иван Грозный.

Есть здесь сразу два скульптуры А.С.Пушкина. На одной он едет в карете.

На другой просто стоит в характерной для него одежде, плащ и цилиндр.

Композиция по мотивам басни "Волк в овечьей шкуре".

Теперь обратим внимание на левую сторону аллеи. Здесь в хаотичном порядке располагаются скульптуры на самые разные темы.

Три моряка, один из которых сидит на плечах у другого, а один человек изображен почему-то в горизонтальном виде. Что хотел сказать автор, остается только гадать.

Своеобразное видиние Дона Кихота.

А вот вполне понятная и жизненная картина: отец ведет за руку маленького ребенка. И название у скульптуры соответстующее - "Солнышко". Автор Альдона Ненашева, 1987 год.

Далее мы выходим к перекрестку двух аллей. Здесь начинается монументальная скульптура. Большинство памятников, расположенных здесь, это опальные "вожди народа". Советские революционные и партийные деятели, памятники которых, расположенные в годы советской власти в разных точках Москвы, после смены политического курса были демонтированы и привезены в Музеон. Статую "Железного Феликса" с Лубянки мы увидим издалека одной из первых, также как и еще несколько, пусть и меньших по размерам, но также внушительных памятников. Однако не будем метаться из стороны в стороны, дабы ничего не пропустить. Пойдем по порядку. Сначала осмотрим объекты, расположенные по правую руку от нас.

Первая скульптура, оказавшаяся по пути нашего движения, человек, сидящий на скамье, высоко закинув голову, глядя в небо. Это памятник А.Д. Сахарову, ученому, создателю первой водородной бомбы, а вполседствии, общественному деятелю, правозащитнику и диссиденту. Это скульптура одна из немногих, которая к "галерее опальных вождей" отношения не имеет.

Повернувшись к скульптуре Сахарова спиной, мы окажемся перед памятником одной из самых противоречивых фигур не только отечественной, но, наверное, и мировой истории. Перед нами Иосиф Виссарионович Сталин, собственной персоной.

Эта скульптура, выполненная в 1938 году Сергеем Меркуровым, до 1993-го года располагалась в Измайловском парке. Она представляет собой уменьшенную копию многометровой статуи, которая когда-то возвышалась над каналом имени Москвы в городе Дубна.

За спиной Сталина - железная клетка битком набитая "человеческими" головами. Это работа носит название "Жертвы тоталитаризма". Автор Е.И. Чубаров. Соседство этих двух монументов очевидно и комментариев не требует.

Справа от Сталина расположена скульптура Я.М. Свердлова. Автор Р.Е. Амбарцумян. С 1978-го по 1990-й год памятник Свердлову находился в сквере рядом с Театральной площадью, которая в советские годы носила его имя.

И наконец, мы выходим к памятнику Ф.Э. Дзержинскому.

С 1958-го года памятник Дзержинскому, основателю и руководителю ВЧК, первой спецслужбы советской России, которая послужила основой создания КГБ, располагался в центре Лубянской площади, напротив здания, занимаемого органами госбезопасности. После августовских событий 1991-го года решением Моссовета памятник был демонтирован. Несколько лет он пролежал во дворе Третьяковки, а в 1994 году был перевезен и установлен в Парке искусств.

Стоит обратить внимания на надписи, сделанные на постаменте. Они напоминают акты вандализма, однако на других скульптурах (даже на Сталине) ничего подобного нет. Скульптуры в парке хорошо охраняют, а надписи, сделанные в том самом 91-м, во время демонтажа, который проходил стихийно и принять участие в нем мог любой желающий, сохранены намеренно, так как они, наравне с самим памятником, являются частью истории.

Рядом с "Железным Феликсом" располагается памятник Максиму Горькому.

Его судьба совсем иная, более прозаичная. Этот памятник, работу над которым начал скульптор И.Д. Шадр, а заканчивала (всвязи со смертью Шадра) В.И. Мухина, с 1951-го года украшал , что у . Однако там уже более десяти лет (с 2002-го года) лет ведутся строительные работы. На время их проведения памятник был временно перемещен в Музеон.

Теперь вернемся к перекрестку и изучим скульптуры, расположенные в его левой части.

Памятник-бюст В.И. Ленину.

Памятник-бюст Карлу Марксу.

Бюсты составляют единую композицию, созданную в 1939-м году Сергеем Меркуровым. До 2000-го года располагались на Белорусском вокзале.

Рядом друг с другом и весьма похожие друг на друга, два памятника Л.И. Брежневу.

Издалека может показаться, что эти бюсты, как и работы Меркурова, осмотренные нами ранее, составляют единую композицию. Однако, подойдя ближе, становится значительно заметная разница в размерах. Автор у этих работ, действительно, один, Залман Виленский, отсюда и похожесть стиля. Но бюст Сталина отливался в 1947 году (еще при жизни "вождя"), а бюст Ленина спустя более 35 лет, в 1982-м.

Сзади за бюстами - конструкция из аллюминия: два герба СССР и надпись под ними: "СССР - оплот мира". До 1991-го года стела располагалась на Ленинском проспекте (на пересечении с улицей Кравченко). К слову, подобных памятников в Москве было несколько десятков, сохранились лишь единицы. Аллюминий - металл востребованный во все времена, и большинство конструкций были демонтированы и переплавлены.

Рядом с "Оплотом СССР" - каменное сооружение, которому автор, В.М. Кураев, присвоил в 1970-е годы незамысловатое название "Куб" (почему "куб", если композиция состоит из двух кубов, остается загадкой).

Стороны двух, стоящих друг на друге кубов, украшают барельефы на тему жизни в Советском Союзе: крестьянки, собирающие урожай, строители в процессе работы, дымящиеся трубы завода, надпись "Слава Труду!" и, конечно же, профиль Ленина.

Мы осмотрели скульптуры, расположенные по левую ру ку от нас. Теперь обратимся к правой стороне. Здесь располагается целая галерея памятников Ленину, свезенных со всей Москвы. Перечислим лишь некоторые из них.

Памятник работы Владимира Чазова (1960-е годы), привезен со скульптурного комбината в 1998-м году.

Правее, под сенью раскидистого дерево расположился памятник "всесоюзному старосте" М.И. Калинину. Автор Борис Дюжев, 1978 год. До начала 1990-х годов памятник располагался на проспекте Калинина, в состав которого входили улицы Новый Арбат и Воздвиженка.

Собирающий камни.

Сошествие в ад.

Следуем далее. Мужчина, разглядывающий бесформенный кусок камня, это памятник скульптору С.Д. Нефедову, подарок Москве от республике Мордовии, родине Нефедова. Его любимый пес также удостоился чести быть отлитым в бронзе вместе с автором.

От памятника Нефедову движемся влево. Два мужчины, увлеченно дымящие трубками, это "Альберт Эйнштейн и Нильс Бор". Автор Владимир Лемпорт, 1970-е годы.

Рядом - скульптура, которая именуется "Воскресение". Довольно странное видиние библейского сюжета. Единственное, что можно предположить, что белый известняк это облака, сквозь которые Христос поднимается в небо.

Самая маленькая скульптура парка, ее высота без постамента составляет всего 80 см. Это "Суворов в альпах".

Мы вышли на очередной перекресток, от которого вправо и влево расходятся две аллеи. Как и в предыдущий раз, чтобы не пропустить ничего интересного, пройдем сначала по оиз них, а потом, вернувшись обратно - по другой.

Сначала повернем направо. Здесь, среди обильных зеленых начаждений, расположено несколько скульптур на военную тематику разных лет.

Статуя воина времен Великой Отечественной войны, стоящего, обнажив голову, называется лаконично: "Солдат". Автор Т.Ю. Субханкулов, 1996 г.

Поблизости расположена скульптура, на которой мужчина ломает ядерную ракету. Нетрудно догадаться, что посвяжена она окончанию гонки вооружений. Табличка, находящаяся рядом, подтверждает наши догадки. Название скульптуры "Разоружение". Отлита в 1987-м году. Скульптор О.С. Кирюхин.

Безымянная скульптура, изображающая танковую атаку.

Следующая скульптура также не имеет названия, но по надписи, выбитой на камне: "Нас погибло 13823" нетрудно догадаться, что посвящена она павшим в Афганистане воинам-интернационалистам.

Доходим до очередного перекрестка. Вперед идти не имеет смысла, издалека видно, что парк на этом заканчивается. Вдалеке виден церковный купол. Это , находящаяся совсем рядом с Музеоном, фактически сразу за оградой. Но попасть туда напрямую мы не сможем. Поэтому, поворачиваем налево.

Отсюда открывается довольно необычный ракурс на памятник Петру I. Он расположен к нам четко в профиль.

Следуя по этой аллее, мы минуем еще ряд скульптур. Из них стоит обратить внимание, на человека в очках. Это Махатма Ганди, знаменитый индийский деятель.

На очередной развилке встает вопрос, продолжать двигаться прямо по направлению к памятнику Петру, эта дорога, очевидно, приведет нас на . Но следует вспомнить, что нами осталась неосмотрена еще одна часть парка, поэтому на набережную нам еще рано. Поварачиваем налево. На пути нам встетися небольшое деревянное кафе. Если есть желание подкрепиться, то можно воспользоваться случаем, так как кафе и других заведений, где можно поесть, в парке довольно немного.

От кафе уходит тенистая тропинка.

По ней мы выйдем именно к тому перекрестку, с которого совсем недавно уходили. Только теперь мы оказались на его противоположной стороне. Вдали мы видим памятник Суворову и скульптуру "Воскресение".

Сейчас же осмотрим другу часть перекрестка, ту, что осталась неизученной.

Неподалеку, памятник другому русскому поэту, Сергею Есенину. Автор Анаталий Бичуков, 1987 г.

А между двумя русскими поэтами расположился писатель из экзотической страны Эквадор Хохе Икаса Коронель. Этот бюст был подарен Москве латиноамериканской республикой в 2010-м году.

Неподалеку от этого "литературного уголка" расположилась самая обычная девушка в платке. Скульптура называется просто: "Строительница". Автор Христофор Геворкян, 1970 год.

Теперь смело движемся к набережной. По левую от нас руку, очередная галерея аллегорий.

А по правую - небольшая скульптура, изображающая пожилого мужчину в очках и кепке. Можно предположить, что это фигура абстрактного человека (как и давешняя "Строительница"), однако это не так. Это С.Н. Сотников, художник и скульптор, отлитый в бронзе Салаватом Щербаковым в 2000-е годы.

А рядом Михайло Ломоносов, работы Леонида Баранова (1993 год). Остается лишь удивляться, насколько хаотично расставлены скульптуры в Парке искусств. Однако, может быть, именно в этом и заключается его привлекательность.

В непосредственной близости от набережной раскинулся уголок Японии - Восточный сад. В него входят:

Фонтан-грот.

Пруд с деревянными мостиками и фигурой дракона, вышедшего из японских легенд. Здесь очень любят резвиться дети.

Еще один пруд со статуей самурая на острове.

Итак, мы выходим на заключительный вираж нашей прогулки. Крымская набережная.

Отсюда можно разглядеть памятник 300-летию российского флота с наиболее приближенной точки. Складывается ощущение, что до скульптуры можно дотронуться рукой.

Храм Христа Спасителя на противоположном берегу.

В теплое время года, на клумбах набережной всегда цветут цветы.

Следуем по направлению к Крымскому мосту.

У заднего фасада Дома художников расположился необычный фонтан. Он не имеет чаши, струи бьют из небольших отверстий в асфальте. Поэтому, в жару, можно искупаться в таком фонтане, не нарушая никаких правил поведения. Фонтан оборудован подсветкой, которая включается с наступлением темноты.

Дипломатическая академия .

Помимо барельефов, фасад здания украшает мемореальная доска в память о А.М. Горчакове, одном из выдающихся дипломатов России.

Следом за ним, мы видим вестибюль .

На этом наша прогулка закончена. До новых встреч.

Произведения лучших советских скульпторов старшего поколения тесно связаны с ленинским планом монументальной пропаганды. Его осуществлению свои способности, труд, горение души отдал и Михаил Федорович Бабурин. Творческое формирование мастера проходило в первые послереволюционные десятилетия, а самые замечательные композиции он создал, когда кончилась война.

Это было время знаменательных свершений, общего подъема, вдохновенного творческого энтузиазма. После горя, суровых испытаний и разрушений, которые принесла война, люди особенно остро почувствовали потребность в красоте, созидательной деятельности, в украшении своего быта, строительстве и реконструкции городов. По всей стране разрастались многочисленные жилые массивы, возводились новые общественные здания, частью оформления которых активно и полноправно стала монументальная и декоративная пластика.

Талантливому скульптору в расцвете сил выпало счастье внести заметный вклад в создание современного облика столицы. Еще до войны Бабурин выполнил несколько рельефов для грандиозного архитектурного комплекса Всесоюзной сельскохозяйственной выставки. В 40–е и 50–е годы он продолжил работу в области синтеза искусства и архитектуры. С монументальной бабуринской пластикой мы встречаемся сегодня в дорогих сердцу достопримечательных местах столицы.

Произведения скульптора для торжественных архитектурных ансамблей и отдельных сооружений стали бесспорной художественной классикой. Высотные здания на Ленинских горах, Котельнической набережной, площади Восстания, гостиницы «Советская» и «Пекин», здания московских автодорожного и пищевого институтов, станция метро «Курская-Кольцевая» включают скульптуры, рельефы, декоративное оформление Бабурина. Эти работы красноречиво говорят об активной социальной позиции, стройном и последовательном градостроительном мышлении, прекрасном декоративном даре художника. Он создавал вместе с другими талантливыми коллегами – скульпторами и архитекторами – особую романтически-приподнятую атмосферу города, олицетворяющего торжество социалистической эпохи.




В работах для Москвы, как и в последующих крупных произведениях – монументах для Уфы и Костромы, в полную силу дала знать страстная увлеченность мастера масштабными задачами времени, проявилась тяга к гражданственным темам, углубилось понимание места художника в социалистическом строительстве, обретенное на всю жизнь еще в годы учебы и становления.

Михаил Бабурин родился и вырос в рабочей семье в городе, названном именем Ленина. Исполненное гордости отношение к человеку-созидателю осмысливалось как самое главное и необходимое еще в ранней юности. Выбор профессии художника во многом был связан с увлечением матери, талантливо мастерившей с помощью иглы и ножниц из картона и материи удивительные по красоте фигурки. Пятнадцатилетним юношей Бабурин поступил в Петроградский художественно-промышленный техникум, затем стал студентом отделения скульптуры ленинградского Вхутеина.

В Высшем художественно-техническом институте преподавали Всеволод Всеволодович Лишев и Александр Терентьевич Матвеев, выдающиеся скульпторы, активно участвовавшие в ленинском плане монументальной пропаганды. Они привили своему ученику уважительное отношение к классическому наследию от античной пластики до русской монументальной скульптуры XIX века. Учителя передали Михаилу Бабурину не только владение законами архитектоники формы, ясный реалистический метод ваяния, – они укрепили в нем мысль о высокой общественной миссии монументального искусства. Не случайно темой диплома скульптор выбрал образ Ленина (проект памятника для Витебска) и не раз успешно возвращался в творчестве к этой ответственной и особенно дорогой теме.


Уже первые серьезные работы художника – «Ядрометатель», «Материнство», «Шахтер, читающий «Правду» – обнаруживают приверженность к темам, прославляющим современника, человека с новой психологией – труженика, духовно развитую личность, сильный и цельный характер. Сдвиги, происшедшие в экономике страны, в сознании народа, приковывали внимание скульптора. Его вдохновлял образ человека, способного на грандиозные дела, созидающего счастливое будущее. И он не просто делал портрет современника, а воплощал типический характер рабочего, поэтическое обобщение героя своего времени. Человек и труд, красота мечты и пафос реальных свершений нераздельны в творчестве мастера.

Дочь Бабурина – Надежда Михайловна вспоминает о несколько курьезных трудностях, с которыми ей пришлось столкнуться после смерти отца, каталогизируя его произведения. Многие из них носили одно и то же гордое и взволнованное название: «Торжество труда». Приходилось что-то придумывать за автора, чтобы не перепутать работы. Торжество труда – это ключевое определение всего его творчества, посвященного рабочему классу, колхозникам, славным сыновьям и дочерям Родины.

Бабурин решал заветную тему в монументальных и станковых произведениях, в статуях и многофигурных композициях, используя «высокий стиль повествования». Его «рабочие» и «колхозницы» пронизаны подлинным величием, романтической окрыленностью, это герои невиданного в истории эпического времени. Но средства, с помощью которых скульптор добивался необходимого торжественного состояния, были ясреннего мира человека. Тем не менее он не поступался своей индивидуальностью, не копировал античные образцы, а давал современное толкование образа. Он переосмысливал древнюю культуру, черпал в ней вдохновение и своим искусством доказывал, что сегодняшние герои достойны тех же возвышенных гармоничных форм воплощения, что и античные боги. Из русских ваятелей Бабурину представлялись наиболее интересными Иван Мартос и Михаил Козловский. Первый покорял безупречной компоновкой рельефных фризов, второй – мастерством передачи тончайших пластических особенностей фигуры.


В рельефах монумента в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России манера исполнения, приемы композиции в соединении групп и трактовка отдельных персонажей напоминают величавый строй многофигурных эллинистических фризов. А проработка деталей одежды столь же изумительна и филигранна. Игра складок, легкое струение драпировок, радостная мелодия ритмов подчеркивают ощущение полноты и счастья современной действительности.

И многие другие произведения мастера – «Сыны российские», «Песня», «На Российской земле», «Слава Советской Конституции» – характеризуются упругим четким ритмом, музыкальной плавностью обрисовки фигур, умением свободно компоновать большие скульптурные массы. Основная мысль этих композиций – победа человека в его борьбе за счастье, прогресс, величие и могущество Родины.

Воспевая труд современников, Михаил Федорович шел в поисках и решениях темы не от некоего абстрактного понятия. Он знал на собственном опыте, что такое труд, неослабевающее напряжение творчества. Каждую новую вещь делал подолгу, прикидывая возможные варианты, сверяясь с богатейшим натурным материалом. В мастерской скульптора всегда было много предварительных эскизов, рисунков-наметок, всевозможных свидетельств кропотливых типажных и композиционных поисков.


М. Бабурин, Г. Левицкая, Ю. Гаврилов, Е. Кутырев. «Монумент
в честь 400–летия добровольного присоединения Башкирии к России».
Фрагмент. Бронза, гранит. 1965.

В работе над произведением, предназначенным для архитектуры, Михаил Федорович ценил и уважал коллективный труд. Он выполнял ответственные творческие задания вместе с такими известными скульпторами, как Николай Васильевич Томский, Андрей Петрович Файдыш, Павел Иванович Бондаренко, Владимир Ефимович Цигаль. Последнее время часто в качестве соавтора Бабурина выступала Галина Петровна Левицкая. Постоянно его окружали ученики. И дело было не только в том, что многие годы он преподавал в институте имени В. И. Сурикова. Ученики всегда тянутся к настоящему мастеру.

По достоинству оценивая гражданский и творческий опыт художника, признавая его весомый вклад в искусство скульптуры, в создание эстетически полноценного, привлекательного облика современного города, Родина отметила его выдающиеся заслуги. В составе группы скульпторов Михаил Федорович Бабурин был удостоен Государственной премии СССР. К его имени с уважением прибавляли высокие звания действительного члена Академии художеств СССР, народного художника СССР, профессора.

Произведения мастера живут на улицах и площадях городов, радуют людей, ради которых он работал и кто вдохновлял его на труд. А результаты этого труда мы без колебаний относим к золотому фонду советской художественной классики.

Информация про новый сезон появится в середине августа.

Каждое задание указывает на определенное место в районе проведения финального этапа. Адрес места может быть дан прямо - в виде названия улицы и номера дома, а может быть зашифрован в виде загадки, фотографии, частичного адреса (например, может быть известно только название улицы). Некоторые названия улиц даны в старой карте.

Каждое задание могло принести команде определенное количество баллов (от 1 до 4). Участникам надо было прийти по данному адресу и выполнить задание. При этом не нужно было брать все КП (посетить все точки было невозможно!). Нужно было проложить маршрут, оптимальный по интересности, длине, количеству баллов за задания и т.п.

Задания первой части (до промежуточного финиша)

Старт: Парк Музеон (Крымская набережная)
Промежуточный финиш: школа №1323 (ул. Большая Ордынка, 15)

Основные "обязательные" КП

  • КП 6 Баллы: 1
    Справа от главного входа в парк искусств Музеон найдите скульптурную композицию Бабурина Н.Ф. "Торжество труда: мир Земле". Перечислите, что держат в руках люди, изображенные на этой композиции.
    • Люди в композиции держат в руках винтовку, колосья, каравай, трактор. Щит стоит на земле, но его держит рукой человек (упоминание щита не требовалось, но и не штрафовалось).
  • КП 15 Баллы: 1
    Кто изображен на барельефе над главным входом в Третьяковскую галерею в Лаврушинском переулке?
    • На барельефе над входом изображен Георгий Победоносец и змей (ответ "герб" не засчитывался, т.к. герб - это "что", а не "кто").
  • КП 35 Баллы: 2
    Каким знаком обозначено 10 часов на циферблате церкви св. Григория Неокесарийского?
    • На часах церкви св. Григория Неокесарийского (ул. Большая Полянка, д. 29а) 10 часов обозначается одной вертикальной чертой.
  • КП 36 Баллы: 2
    Частью какой заповедной территории является церковь Воскресения в Кадашах (см. старую карту)?
    • Церковь Воскресения в Кадашах (2-й Кадашевский пер, д. 7) является частью заповедной территории Московского Кремля.
  • КП 61 Баллы: 1
    Какого цвета птицы на больших изразцах на ограде Французского посольства на ул. Большая Якиманка?
    • Дом купца Игумнова (Французское посольство) располагается по адресу Большая Якиманка, 43 (точный адрес можно было найти в брошюре). На больших изразцах можно увидеть оранжевых (коричневых, красных и т.п.) птиц.
  • КП 63 Баллы: 2
    Найдите в сквере в Ордынском тупике Чебурашку. Скажите ему что-нибудь хорошее. В ответ он вам выдаст задание этого КП.
    Пройдите 100 м на юго-восток между домами от места встречи с Чебурашкой. В сквере найдите фонтан. Посмотрите на фотографии к заданию. Какая из 4 картин не участвует в оформлении фонтана?
    Картинка к заданию.
    • В оформлении фонтана не использована картина с фото 2.
  • КП 83 Баллы: 1
    Найдите таблички, посвященные режиссерам на доме 28 к. 2 по Большой Полянке. Запишите фамилию режиссера, которая начинается на букву, идущую в алфавите раньше.
    • Фамилия режиссера, которая начинается на букву, идущую в алфавите раньше, - Дзиган.
  • КП 89 Баллы: 1
    Какие инструменты вы видите над входом в институт по адресу Пыжевский переулок д. 7, стр. 1?
    • По данному адресу располагается Геологический институт. Над входом можно увидеть два геологических молотка (принимались и аналогичные ответы: кирка, молоток).
  • КП 123 Баллы: 3
    На углу Якиманского переулка и ул. Большая Якиманка стоит церковь. Над воротами церкви со стороны Большой Якиманки найдите мозайку. На ней изображен Иоанн Воин и 2 церкви. Одна из них хорошо узнается по колокольне Ивана Великого. А как называется вторая церковь?
    • На углу Якиманского переулка и ул. Большая Якиманка стоит церковь Иоана Воина. На мозайке изображена колокольня Ивана Великого и сама церковь Иоана Воина. Это можно определить, если присмотреться к церкви и к картинке на ее воротах.
  • КП 133 Баллы: 1
    Какое животное изображено на заборе между домами 1 и 3 по Лаврушинскому переулку?
    • На заборе изображена лиса.
  • КП 143 Баллы: 1
    Чем украшены решетки на окнах Рахманиновского центра, расположенного по адресу Большая Ордынка, дом 6/2 стр. 1 (со стороны 2-го Кадашевского переулка)?
    • Решетки на окнах украшены нотами.

Бонусные КП

Задания второй части (Промежуточный финиш - Финиш)

Вторая часть для 1-2 класса не была обязательной
Для раскрытия ответов нажмите на задание.

Финиш: Михайловский парк (ул. Бахрушина, 17)

Одним из самых популярных памятников рабочим профессиям является памятник сантехнику. Их количество в разных городах мира огромно. Причем наибольшей популярностью пользуется памятник сантехнику, вылезающему из люка. И, на мой взгляд, наиболее ярко удалось отобразить типаж этой профессии в памятнике сантехнику Семенычу из Омска.

Очень похожих на этот памятник по разным городам России можно найти еще несколько – покажем один из них из Екатеринбурга. На люке надпись: Уралэнергосервискомплект 1995. Именно на средства этой организации и был изготовлен памятник. Сантехники в Омске и Екатеринбурге отличаются лишь прищуром глаз.

Сантехник (Наблюдатель) из района Старого Города в Братиславе очень популярен среди туристов и жителей города.

Мечтательный сантехник из Черкасс.

Что делает этот грузин в люке, тем более в Стокгольме, Швеция, сказать трудно. Но тем не менее…

Этот парень из Барановичей очевидно провел под землей очень много времени, ибо вылезя наружу был сильно удивлен тем, что он увидел. Впрочем также может быть, что он просто надышался вредных испарений…

Наконец, памятник “целому” сантехнику из Перми.

Скульптура слесаря дяди Яши и его ученика из Красноярска признана в 2005 году самым забавным памятником России. Скульптурная группа изображает пожилого слесаря, выглядывающего из люка и стоящего рядом с ним молодого парня. Памятник установлен возле здания красноярского "Водоканала". У скульптурного дяди Яши есть реальный прототип - Яков Зубков, который пришел в "Водоканал" в 1945 году и проработал там почти 30 лет.

2. Памятники дворникам.

2. Не меньше памятников,чем сантехникам, установлено другой популярной профессии – дворникам. Дворник из Салавата.

Необычно выполнена скульптура дворника из Екатеринбурга.

Колоритна фигура дворника, как пишут, из села Уват.

Многочисленные скульптуры дворников, установленные во многих городах мира особой оригинальностью не отличаются и очень похожи. Основное их различие – в форме одежды. В качестве примера покажем дворника из Сан-Хосе, Коста-Рика.

3. Памятники строителям.

Киев, ст.м. Минская. Официальная версия гласит, что напротив своего офиса корпорация "Столица" поставила памятник Строителю. Оригинальности этому памятнику, конечно, не занимать, а отношение к строителю прослеживается только в связи с отвесом в руке фигуры, которым она (фигура) пытается пользовоться в весьма странной позе.

Памятник строителям Нью-Йорка.

4. Памятник рыбакам.

“Рыбаки” - оригинальная скульптура, установлена в 1991 году на берегу Петрозаводской губы Онежского озера, Петрозаводск. Автор композиции - скульптор Рафаэль Консуэгра из города-побратима Дулута, штат Миннесота, США. Рафаэль Консуэгра принимал непосредственное участие в монтаже и сварке конструкций, которые были выполнены на ПО “Петрозаводскмаш”. По его замыслу скульптура представляет из себя двух рыбаков - русского и американского, которые закидывают сеть, что должно символизировать совместный созидательный труд.

5. Памятники грузчикам.

Пятое место заняли грузчики. Носильщик из Нейдельберга, Германия.

Грузчики в порту Сингапура.

6. Памятники почтальонам.

Осенью 2006 года в Нижнем Новгороде, у Дома связи, появился памятник почтальону. Установили его в историческом центре Нижнего Новгорода, рядом с главным почтамтом, где когда-то был расположен предшественник государственной почты - ямской двор. Со времени утверждении в Нижнем Новгороде почтовой конторы и приказа о назначении почтмейстера, прошло уже более 200 лет.

Г.Елабуга. Открытие памятника состоялось 24 августа 2007. в честь торжеств, посвященных 1000-летию Елабуги. У скульптуры есть и свой прототип – это женщина-почтальон, которая работала на почте Елабуги в послевоенные годы.

7. Памятник сапожнику.

Седьмое место – сапожник из Баварии.

8. Памятник автомобилисту.

Автомобилист из Екатеринбурга

9. Памятник городовому.

Памятник городовому (или в современной интерпретации – милиционеру) установлен в Петербурге в 1998 году по инициативе ГУВД как образец идеального стража порядка прошлого. Памятник до сих пор имеет статус "временного размещения" - окончательно место его установки не утверждено. Скульптор - А.С. Чаркин. Адрес - угол Шведского переулка и Малой Конюшенной улицы.

10. Памятники гаишнику.

10 сентября 2004 года в Белгороде появился памятник гаишнику. Памятник был изготовлен местным скульптором Анатолием Шишковым. Прототипом памятника послужил Павел Кириллович Гречихин — постовой в Белгороде, который никогда не брал взяток и штрафовал всех нещадно — ни на ранги, ни на звания не смотрел. А прославился тем, что выписал штраф собственной жене! Белгородцы рассказывают, что наказывал Гречихин не только жену, но и сына, соседей, друзей. А однажды от него досталось даже непосредственному начальнику! Еще в его активе были штрафы, наложенные на шефа областного ГАИ, секретаря обкома КПСС, заезжего генерала из Москвы. Анатолий Шишков создавал памятник по фотографии и по памяти. На постаменте высечен девиз Павла Гречихина: «Добрая слава — важнее богатства».

В Комсомольске Полтавской области установили памятник инспектору Государственной автомобильной инспекции, гораздо более чем первый похожему на настоящего. Скульптура с изображением инспектора ГАИ имеет колоритные (пышные) формы, на фуражке написано "ДАИ" (державна автоинспекция – укр.), на груди орден "Дают - бери". "Первоначально на фуражке было слово "ДАЙ", но мне пришлось изменить его на "ДАИ", - сказал скульптор.

Бонус. Памятник проститутке.

В качастве бонуса представляем памятник самой древней рабочей профессии уж точно не творческого характера - памятник проституткам мира, установленный в Амстердаме на улице Красных Фонарей.




Top