Традиции древней руси презентация. Презентация на тему культура древней руси

Слайд 2

Что такое культура?

Слайд 3

Культура –совокупность духовных и материальных ценностей, выработанных определенной эпохой, определенным народом

Слайд 4

Развитие древнерусской культуры проходило в непосредственной связи с эволюцией

восточнославянского общества, становлением государства, укреплением взаимоотношений с соседними странами

Слайд 5

Особенности культуры Древней Руси

  • Основой древнерусской культуры явилось наследие восточных славян;
  • Древнерусская культура впитывала в себя и культурные достижения ближайших своих соседей;
  • Особое влияние оказала Византия и принятие на Руси христианства;
  • Мастера, несмотря на влияние византийской культуры, стремились остаться оригинальными.
  • Слайд 6

    Устное народное творчество-фольклор

    Повседневная жизнь, удивительные события отражались в фольклоре: песнях, былинах, загадках, пословицах, заклинаниях. Особое место занимает былинный эпос.

    Приведите примеры.

    Слайд 7

    Былины – народные эпические песни, возникшие в Древнее Руси, о богатырях, их военных подвигах.

    Герои былин – Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович и другие богатыри, обороняющие Русь от кочевников. Былины славили могущество Руси, будили патриотические чувства («Илья Муромец и Калинин-царь», «Добрыня и Змей», «Владимир Красное Солнышко» и пр.).

    Слайд 8

    Задание: вспомните идеи западноевропейского эпоса?

    Завоевание, религиозная война, крещение иноверцев

    Слайд 9

    Русская азбука на бересте, найденная в Новгороде

    Азбука- великий шаг, каждый народ нуждается в своей письменности. Рождение славянской азбуки- заслуга Кирилла и Мефодия.

    Письменность

    Слайд 10

    Кирилл и Мефодий прибыли в Великорусскую державу для ведения богослужения на славянском языке. А потом началось и создание азбуки. Некоторые буквы Кирилл взял из греческого алфавита, другие придумал сам. Братья начали переводить греческие и латинские рукописи на славянский язык, в частности основные богослужебные книги. Сохранилось предание, что первая фраза, переведенная Кириллом, гласила: «в начале было слово….»

    Вопрос:О чем говорит эта находка?

    О том, что на Руси была письменность и были грамотные люди. Зародилась письменность на Руси до принятияхристианства.

    Слайд 11

    Берестяная грамота мальчика Онфиса. Новгород.

    Обучали письму не только мужчин, но и женщин. Дети, обучавшиеся в древнерусских школах, во многом напоминали своих сегодняшних сверстников - об этом можно судить по забавным рисункам, сделанным много веков назад в Новгороде мальчиком Онфимом.

    Слайд 12

    После крещения Руси из Византии стали приезжать церковные деятели и переводчики; открывались школы при монастырях и церквях, в которых учили грамоте, основам христианского вероучения, счету. Стали появляться переводы византийских церковных книг, жизнеописания святых, исторические сочинения.

    Писали на пергаменте (выделанная телячья кожа).

    Слайд 13

    Первые древнерусские книги были, как и в Европе, рукописными и очень дорогими. Книгами владели только богатые люди. Книги переплетались в кожу, богато украшались драгоценными камнями.

    Книги были украшены миниатюрами-небольшими, изящными картинками, которые иллюстрировали тексты.

    Слайд 14

    Почему в Древнерусском государстве было много грамотных людей?

    Слайд 15

    Литература

    • Жития –литературное описание людей, причисленных к лику святых
    • «Сказание о Борисе и Глебе», «Жития княгини Ольги»
    • Летопись-запись происходивших событий, составленная по годам.
    • «Повесть временных лет»
    • «Слово»-торжественное и поучающее обращение «Слово о Законе и Благодати».
    • «Хождения»(или, по-древнерусски, хожения) - своеобразные путевые заметки.
    • «Хожение» игумена Даниила в Святую Землю.
  • Слайд 16

    Среди жанров древнерусской литературы центральное место занимает летопись.

    Выдающимся литературным памятником, относящимся к летописному жанру, является «Повесть временных лет» - летописный свод, который, очевидно, начал составляться около 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором, использовавшим записи XI века. Летопись Нестора сохранила свидетельства о важнейших событиях древней русской истории, в том числе призвании варяжских князей, возникновении княжеской власти, походах славян, о принятии христианства и создании славянской грамоты, о подвигах святых мучеников.

    Летописец Нестор

    Слайд 17

    Деревянное зодчество

    Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости.

    Задание:Назовите особенности русского деревянного зодчества

    Особенности: многоярусность строений; наличие разнообразных построек; увенчание построек теремами и башенками; резьба по дереву.

    Двор князя

    Слайд 18

    Каменное зодчество

    Первым выдающимся памятником древнерусского каменного зодчества стала церковь Успения Богородицы, заложенная византийскими мастерами в Киеве в 989 г. и законченная в 996 г. Так как князь Владимир выделил десятую часть доходов на содержание этой церкви, то она получила название Десятинной. Церковь рухнула в 1240 г. во время взятия Киева Батыем. До нас дошли только остатки ее фундамента.

    Слайд 19

    Особенности древнерусской архитектуры ярко проявилась в соборе Святой Софии,заложенном в 1037 г. в Киеве Ярославом Мудрым. Назвав главный городской собор именем Святой Софии, Ярослав Мудрый вступал в своеобразное соперничество со знаменитой Софией Константинопольской. Собор был украшен фресками, в тематику которых входили и евангельские, и бытовые сцены, в частности, изображение членов княжеской семьи.

    Софийский собор в

    Киеве,1037г.

    Слайд 20

    Софийский собор в Новгороде

    По примеру Киева в 40-е - 50-е годы XI века были построены Софийские соборы в Новгороде и Полоцке. Дошедшая до нашего времени София Новгородская намного строже и монументальнее киевского собора - гармоничная византийская традиция ощущается здесь намного слабее. Новгородская архитектура, в отличие от киевской, не знает мозаики - Софию Новгородскую украшали только фрески.

    Слайд 21

    Золотые ворота в Киеве

    Нам известны древнерусские произведения не только церковной, но и светской архитектуры. Судя по летописным известиям, каменные палаты строились для князей еще в языческую эпоху - археологические раскопки подтверждают эти сведения. Однако до нас дошли постройки уже XI века - прежде всего это Золотые ворота в Киеве.

    Слайд 22

    Храмовая живопись

    Произведения живописи- это иконопись (искусство изображения святых по строго определенным канонам), фрески (картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке)и мозайки (картины из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков).

  • Слайд 27

    Установите правильное соответствие

    • Былины литературное описание жизни людей, причисленных церковью к лику святых
    • Зодчество настенная живопись, при которой краска наноситься на сырую штукатурку
    • Мозайка небольшой многоцветный рисунок в рукописных книгах
    • Житие поэтическое сказание о прошлом, в котором прославлялись подвиги русских богатырей
    • Фреска изображение из камней или кусочков стекла
    • Миниатюра искусство построения различных зданий
  • Слайд 28

    Вставьте вместо пропусков

    Дошедшая до нас древнейшая летопись-это

    «_______ ________ ___ ». Она была создана в Киево-Печёрском монастыре монахом ______. Крупным литератором Древней Руси был _______, первый уроженец Руси, ставший киевским митрополитом. Наиболее известное его произведение «_____________________», написанное в жанре торжественного и поучающего обращения. Софийский собор в Киеве был построен в годы правления _______

    • Повесть временных лет
    • Нестором
    • Иларион
    • Слово о Законе и Благодати
    • Ярослава
  • Посмотреть все слайды

    Культура Древней Руси «Повесть временных лет», начало XIII в. Нестор, чернец Федосьего монастыря Печерского. «Откуда есть пошла Русская земля? Кто в Киеве стал первым княжить? И с коих пор Русская земля стала есть?» Понятие «культура»     От латинского «cultura» возделывание, воспитание, образование, почитание. Древнерусская культура – это культура нашего народа с древнейших времен до конца XVII века. Древнерусская культура – это культура средневековой Руси. Культура Киевской Руси (IXXIIвв.) Культура «удельной Руси» (XIIXIIIвв.) – культура домонгольского периода. Факторы, влияющие на развитие древнерусской культуры.       Природа и климат. Менталитет народа. Образование Древнерусского государства. Языческая культура восточных славян. Принятие христианства. Международные связи Руси. Русь и Византия. «О светло светлая и красно украшенная Земля Русская! И многими красотами удивлена еси: озерами многими удивлена еси, реками и кладезями местночестными, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверями различными, птицами бесчисленными, городы великими, селами дивными…» «Слово о погибели Русской земли» Языческая культура славян       Культ природы Политеизм Идолы (кумиры) Капища Волхвы Обычаи и обряды Крещение Руси. В лето 6496 года от сотворения мира принятие князем Владимиром христианской веры. Влияние христианства на развитие древнерусской культуры.       Начало каменного зодчества; распространение славянского алфавита распространение грамотности, «учения книжного»; появление иконописи, фресковой живописи, искусства мозаики; смягчение нравов; Укрепление международных связей Руси. Русь и Византия. «У греков мы взяли Евангелия и предания, но не дух ребяческой мелочности и словопрений. Нравы Византии никогда не были нравами Киева» (А.С.Пушкин). «По сравнению с византийским искусством русское искусство несравненно демократичнее. В нем гораздо настойчивее пробивается народная струя…» (В.Н.Лазарев) Храм Святой Софии в Константинополе. 532-537 гг. Внутренний вид храма святой Софии в Константинополе. Христос Вседержатель на куполе храма. Богоматерь с младенцем. Мозаика. IX век. Собор Святой Софии в Константинополе. Устройство крестово-купольного храма. Купол Барабан со световыми окнами Столбы – опоры, находящиеся внутри храма. Нефы – галереи храма, идущие от входа к алтарю. Алтарь – место, где происходит наиболее важная часть богослужения. Устройство крестово-купольного храма. Апсиды – полукруглые выступы в стене храма в районе алтаря. Закомары полукруглые покрытия церковных сводов. Хоры – верхняя, открытая галерея храма, балкон. Типы поселений на Руси. Названия поселений, встречающихся в источниках: село, «сельцо», деревня, погост, становище, двор, городище, город. Пути возникновения городов на Руси: - Из сельских поселений; - Из княжеской резиденции; - из промысловой слободы; - из торгово-ремесленного ряда; - из центра сельской общины (погоста); - из посада возле монастыря; - из приграничной крепости. Древнерусские города Отметить города, существовавшие на Руси в X-XII вв. Киев Липецк Москва Тула Смоленск Мурманск Чернигов x x x x x Иваново Ростов Ярославль Суздаль Изборск Новгород Владивосток x x x x x Три Софии. Киев – «матерь русских городов» 882 г. Золотые ворота в Киеве. XI в. Софийский собор в Киеве. XI в. Богоматерь Оранта. Мозаика в апсиде Главного алтаря. XI в. Господин Великий Новгород. Новгород – «источник русской народности, откуда вышел весь быт русской жизни» В.Г.Белинский. Софийский собор в Новгороде. 1045-1050гг. Бронзовые врата храма Святой Софии. Новгородская икона. Архангел Гавриил «Ангел Златые власы». Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородская икона. Спас Нерукотворный Икона. Новгородская школа. XII век. Новгородские берестяные грамоты. Владимир на Клязьме 1169 Успенский собор. 1158-1161 гг. Золотые ворота.1164 г. Икона Владимирской Божией Матери. XII век. Дмитриевский собор. 1194-1197 гг. Церковь Покрова на Нерли. 1165 г. Свечой на ладони на голом лугуПрямой на ветру, гнущем реку в дугу. Мерцает в излучине, будто из туч, Сквозит к нему некий единственный луч. Пропорций бесспорность иль магия лет? – Струящийся в небо единственный свет! И сколько б ни шел ты назад допоздна, Идет за тобою его белизна. И.Снегова. Значение Древнерусской культуры. «Красота эта сияет и по сей день немеркнущим светом в созданиях искусства, будь то величественный храм, книжная заставка, бронзовый наконечник ножен или то, что уже в прямом смысле сияет – как мозаика в куполе и на стенах Киевской Софии…» «Именно в этих памятниках раскрывается душа нашего народа в определенный период, равно как сознание его национальной самобытности, любовь к своей земле, красоту, которой они были призваны увенчать, не только для своего времени, но и для всех последующих поколений русских людей». (Л.Д.Любимов)

    Культура Древней Руси

    учитель истории

    МАОУ СОШ д. Ореховно


    Особенности культуры:

    1.Основой древнерусской культуры стало наследие восточных славян:

    Древние мифы и сказания

    Традиции резьбы по дереву и камню

    Искусство кузнецов и гончаров.

    2.Влияние Византии

    На культуру.


    • Песни
    • Сказки
    • Былины (поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей)
    • Русские былины проникнуты идеей освобождения своей земли, ее защиты от врагов.

    • Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович.


    • Письменность у восточных славян зародилась еще до принятия христианства. Славянскую азбуку создали византийские монахи Кирилл и Мефодий. Славянская письменность во второй половине 9 века проникла на Русь.

    • Кири́лл (в миру Константи́н по прозвищу Фило́соф, 827-869, Рим) и Мефо́дий (в миру Михаи́л; 815-885, Моравия) - братья из города Солуни (Салоники), создатели славянской азбуки, создатели языка и проповедники христианства.
    • Однажды славянские князья Ростислав, Святополк и Коцел отправили к византийскому царю Михаилу послов.
    • Царь вызвал к себе двух учёных братьев Константина и Мефодия и послал их в славянскую землю.
    • Совершилось это в 863 году. Отсюда и ведёт своё начало славянская письменность.

    • «Повесть временных лет»:
    • … Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы наставил и поучил нас и объяснил святые книги. Ведь не знаем мы ни греческого языка, ни латинского; одни учат нас так, а другие иначе, от этого не знаем мы ни начертания букв, ни их значения. И пошлите нам учителей, которые бы могли нам рассказать о книжных словах и о смысле их…

    • Крещение Руси дало мощный толчок развитию письменности, грамотности.На Русь стали приезжать церковные грамотеи. При церквях и монастырях были открыты школы. Обучение велось на родном языке, учили чтению, письму, основам христианского вероучения и счету.

    • Книги были рукописными и очень дорогими. Листы книг изготовлялись из специально выделанной телячьей кожи. Каждая буква в них была тщательно выписана по строгим правилам- уставу. Книги украшались небольшими изящными картинками, иллюстрирующими текст,- миниатюрами. Заказчиками книг могли быть только очень богатые люди.

    • письма и записи на коре берёзы, памятники письменности Древней Руси XI-XV вв. Берестяные грамоты представляют первостепенный интерес как источники по истории общества и повседневной жизни средневековых людей.
    • Местом, где впервые были обнаружены берестяные грамоты средневековой Руси, стал Великий Новгород.

    • Иларион- первый киевский митрополит- уроженец Руси, крупный литератор. Он создал целый ряд произведений в жанре слова- торжественного и поучающего обращения.
    • « Слово о законе и благодати», впервые произнесенное в 1049 году в честь завершения строительства оборонительных сооружений Киева. Через все произведение красной нитью проходит идея величия Руси.

    • была создана около 1113 года монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Нестор воссоздал широкую картину исторических событий. В первых строках своей летописи он поставил вопрос: « Откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первым княжить?» Отвечая на этот вопрос, летописец повествует о становлении Древнерусского государства с центром в Киеве, о деятельности первых его князей, об отношениях с другими народами.

    • Литературные описания жизни людей, причисленных православной церковью к лику святых. В житиях обязательно рассказывалось о различных чудесах, совершенных святыми при жизни и после смерти.

    • Деревянное зодчество- искусство постройки различных зданий. Из дерева строились крестьянские избы, княжеские и боярские терема, городские крепости. Русское деревянное зодчество имело свои традиции Для него была характерна многоярусность строений, увенчание их башенками и теремами, наличие разного рода пристроек- клетей, переходов, сеней. Затейливая художественная резьба по дереву украшала деревянные строения.

    • Каменное строительство началось на Руси в конце 10 века после принятия христианства. В 989 году князь Владимир заложил в Киеве Десятинную церковь, посвященную Успению Богородицы.
    • «В лето 6497 … Володимер помысли создати церковь Пресвятыя Богородица и послав преведе мастеры от Грек.»
    • («Повесть временных лет»)
    • Это было мощное сооружение с несколькими куполами, воздвигнутое из тонкого кирпича с вкраплениями в него природного камня, богато украшенное резным мрамором.
    • Руины Десятинной церкви

    • Софийский собор в Киеве, собор св. Софии (заложен в 1037), выдающийся памятник древнерусской архитектуры, главное культовое и общественное здание Киевской Руси; главный храм киевских митрополитов. Софийский собор сочетал в себе славянские и византийские традиции.
    • Внутреннее убранство
    • Современный вид храма

    • Софийский собор в Новгороде, собор св. Софии (построен в 1045-50), выдающийся памятник русской архитектуры. Был кафедральным собором (ныне музей). Построен в "Детинце" (кремле; в основном из камня, плинфа использована преимущественно в кладке сводов).
    • Это единственное сооружение того времени, дошедшее до наших дней почти без изменений.
    • София стала символом Великого новгорода.

    • Фрески- картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке.
    • Мозаика-картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков.

    • Русь славилась своими искусными ремесленниками. Воины многих стран высоко ценили оружие и доспехи, изготовленные русскими мастерами- копья, мечи, щиты, кольчуги.

    искусство русских ювелиров

    Отличалось высоким уровнем. Ювелиры- это мастера по тонкой обработке драгоценных металлов и камней, делавших дорогие украшения, золотую и серебряную посуду.. Для изготовления украшений использовалась очень сложная техника:

    • Зернь- на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков- зернышек.
    • Скань- рисунок нанесен тонкой золотой или серебряной проволокой, которую напаивали на металлическую поверхность.

    • Древнерусского государство отличалось высоким для своего времени уровнем развития культуры. При этом Русь творчески переработала культурные достижения Византии и других соседей-государств, формируя свои самобытные культурные традиции.
    • Древнерусская культура стала неотъемлемой частью мировой культуры.

    Список литературы : Данилов А.А. Косулина Л.Г «История России. С древнейших времен до конца XYI века» М.,2013 информационные источники : http://www.google.ru/search?q= древняя+русь+картинки & newwindow =1&biw=1280&bih=887&tbm= isch&imgil =zG-fZxfhAItFYM%253A%253B8mvf2f5azxkd8M%253Bhttp%25

    Культура Древней Руси

    Культура Древней Руси.
    Культура Древней Руси шла по пути самобытного развития, достигнув высокого уровня уже в XI в. Она выросла на плодотворной почве культур местных восточнославянских племён и постоянно развивала контакты с культурами других стран, в первую очередь Византии, Болгарии, стран Центральной Европы, Скандинавии, Хазарского каганата и арабского Востока. Идеологически она всё более подчинялась феодальным порядкам, набирающим силу в обществе. И конечно, определяющую роль в её формировании играло христианство, которое, собственно, и задало модель русской культуры, определило перспективу её развития на многие века.

    Появление письменности.
    Ключевым моментом в развитии русской культуры, давшим возможность накопления колоссального культурного фонда, стало введение единой письменности. Отдельные письменные системы существовали на территории Руси издавна, однако только с созданием единого государства возникла необходимость в едином алфавите. В письменности равно нуждались и государство, и население. Потребность в письме особенно усиливалась с развитием частной собственности и торговли необходимость в грамоте ощущалась при составлении торговых документов, документов, связанных с наследованием. Единое и развитое письмо требовалось обществу и государственному аппарату, русской официальной истории, так как устные формы передачи исторической информации уже не удовлетворяли ни общество, ни тем более усиливающееся государство.

    Литература и распространение грамотности.
    В литературе древней Руси с некоторой условностью можно выделить несколько направлений: общественно-политическая; художественная и светская; мировая (переводная) литература. Но границы жанров часто были неуловимы и размыты. В общественно-политической литературе самую значительную роль играло летописание. Не позднее начала XI в. в Киеве и Новгороде стали составляться первые летописи. Постепенно разрастаясь, они к концу XI началу XII вв. составили систематический свод, окончательно отредактированный и литературно обработанный монахом Киевско-Печерского монастыря Нестором. Свод известен под названием Повесть временных лет (ПВЛ). ПВЛ называют энциклопедией древнерусской жизни IX-XI вв., дающей представление не только об истории Руси, но и о её языке, религии, мировоззрении, научных знаниях, искусстве и т.п. Позже летописи стали составляться и в других крупных городах.

    Зодчество и живопись.
    Выдающегося размаха достигло развитие каменного зодчества, памятники которого сохранились в Киеве, Новгороде, Владимире-Суздальском, Чернигове, Полоцке и многих других городах. С введением христианства русское зодчество испытало влияние Византии, но постепенно вырабатывались собственные архитектурные традиции. С конца X в. до нас дошли остатки Десятинной церкви в Киеве. К лучшим произведениям русской архитектуры принадлежат собор Спаса в Чернигове, храмы Софии в Новгороде, Золотые ворота во Владимире, многие другие замечательные памятники древнерусской архитектуры. О высоком развитии культуры домонгольской Руси свидетельствует живопись XI начала XIII вв. Под византийским влиянием развивались здесь её основные формы: мозаика, миниатюра, иконопись, фрески.

    Быт и нравы Древней руси.
    С образованием Киевского княжества племенной быт славян естественно изменился в волостной, и в этом уже сложившемся организме общественной жизни возникла власть варяжских князей. Народ Древней Руси жил как в больших для своего времени городах, насчитывающих десятки тысяч человек, так и в селах в несколько десятков дворов и деревнях, особенно на северо-востоке страны, в которых группировалось по два-три двора.

    Фольклор Обрядовый фольклор Жизнь в Древней Руси сопровождали различные обряды: свадебные, похоронные, календарные, магические (заговоры) и др. Обряды и сопровождавшие их фольклорные произведения обнаруживают такие черты мышления древнего человека: анимизм (вера в духов и существование души), антропоморфизм (очеловечивание животных, растений, явлений природы, смерти, болезней) и магизм (вера в то, что специальные действия и слова влияют на события в жизни человека).


    Сказки Фольклор Сказки содержат в себе удивительные и таинственные события приключенческого характера, в них показаны идеальные герои, фантастические существа, волшебные предметы, чудесные явления. В сказках отображаются мечты о справедливости, о победе добра над злом, об облегчении тяжелых условий жизни (ковер-самолет, сапоги-скороходы, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.д.). Сказки Бытовые ВолшебныеО животных


    Эпические песни с героическими сюжетами – былины – особый жанр древнерусского фольклора. В центре сюжета – богатырь и его подвиг, поединок с врагом и победа. В богатыре воплощена мощь и патриотизм русского народа. В былинах изображены свойственные Древней Руси военно-политические и социально-бытовые ситуации. Основной идеей, объединяющей все былины, является необходимость единства Руси и ее защита от врагов. Врагов олицетворяли фантастические персонажи: Змей, Тугарин Змеевич, Соловей-разбойник, Идолище поганое. Былины были особенно актуальны во времена бесконечных набегов кочевников и монголо-татарского ига. Былины Фольклор




    Фольклор Другие жанры древнерусского фольклора: пословицы, поговорки, загадки, предания, легенды, мифы, былички и др. Одной из ключевых особенностей русского фольклора – его устность. Собирать устное народное творчество, то есть записывать, начали только в 18 веке. «Гусляры» ВАСНЕЦОВ


    Древнерусская литература С принятием христианства Древняя Русь была приобщена к книжной культуре. Развитие русской письменности постепенно стало основой для возникновения литературы и было тесно связано с христианством. А обширная переводная литература стала основой для формирования собственной традиции. Для оригинальной литературы Древней Руси характерны большая идейная насыщенность и высокое художественное совершенство. «Поучения Детям»


    Выдающимся писателем и историком был монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Сохранились его «Чтение» о князьях Борисе и Глебе и ценное для истории быта «Житие Феодосия». Примерно к 1113 году относится выдающийся памятник древнерусского летописания «Повесть временных лет», сохранившаяся в составе более поздних летописных сводов XIVXV веков. Этот труд составлен на основе более ранних летописных сводов исторических произведений, посвящённых прошлому Русской земли. Автор «Повести», монах Нестор, сумел живо и образно рассказать о возникновении Руси и связать её историю с историей других стран. Древнерусская литература Нестор


    Выдающимся писателем был Владимир Мономах. Его «Поучение» рисовало идеальный образ князя справедливого феодального правителя, затрагивало насущные вопросы современности: необходимость сильной княжеской власти, единство в отражении набегов кочевников и т. д. «Поучение» является произведением светского характера. Особое место в литературе Древней Руси занимает «Слово о полку Игореве», датируемое концом XII века. В нем повествуется о неудачном походе на половцев в 1185 годуновгород- северского князя Игоря Святославовича. Древнерусская литература Владимир Мономах








    Древнерусское Зодчество Звонница московского Кремля Колокольня Ивана Великого в Кремле 14 век. Она состоит из 3 ярусов и похожа на древнюю деревянную сторожевую башню. На каждом ярусе находится галерея звона. Её высота – 81 метр. Наполеон взорвал её, но она устояла. Звонница была установлена в году.




    Русская икона сумела создать свой особый способ отражения действительности, несущий человеку ощущение радости и полноты земной жизни. Икону богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. Она вдохновляла русских воинов на полях ратных сражений. В горнице для иконы отводили красный угол-самое почётное место в доме. Иконы украшали роскошные княжеские палаты и величественные своды белокаменных соборов, маленькие часовни для молитвы вдоль проезжих дорог и деревянные церквушки, затерявшиеся среди бесконечных лесов. Иконопись Благовещение «Устюжское» XII век.


    Основные направления и школы древнерусской иконописи Иконы, написанные в Ростове Великом, представляют его как центр, своего рода академию для живописцев Северо-восточной Руси. Они подтверждают значительность и яркую самобытность среднерусской древней живописи и ее важную роль в общественном искусстве. Иконы ростово-суздальской школы поражают нас яркостью и чистотой света, выразительностью строгого рисунка. Им свойственна особая гармония ритмически построенной композиции, мягкие теплые оттенки цвета. Ростово-суздальская школа Ангел златые власы. Конец XII века


    Московская школа Московская школа сложилась и интенсивно развивалась в эпоху усиления Московского княжества. Живопись мос­ковской школы в 14 в. представляла синтез местных тра­ диций и передовых течений византийского и южнославянского искусства. Расцвет московской школы в конце 14 начале 15 вв. связан с деятельностью выдающихся художников Феофа­на Грека, Андрея Рублева, Даниила Черного. Традиции их искусства получили развитие в иконах и росписях Ди­онисия, привлекающих изысканностью пропорций, деко­ративной праздничностью колорита, уравновешенностью композиций. Богоматерь. Икона из деисусного чина Благовещенского собора Московского Кремля гг.


    Наиболее полно сохранились древние памятники новгородской живописи. В отдельных произведениях прослеживаются влия­ния византийского искусства, что говорит о широких художест­ венных связях Новгорода. Обычен тип неподвижно стоящего святого с крупными чертами лица и широко раскрытыми глаза­ми. Новгородская школа Спас Нерукотворный. Новгородская школа иконописи, ок г.



    
    Top