Традиции и обычаи народов самарского края. Детям о дружбе народов самарской области

Обух Дарья

Материал удобен для уроков географии в 8-9 классах по теме: население, на обществознании по теме: Нации и национальные отношения (11 класс),на уроках истории по краеведению

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Межэтнические связи народов Поволжья Самарская область прошлое и настоящее Проект выполнила Обух Дарья ученица 8 класса МОУ СОШ ОЦ с. Утевка

Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России, где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разнородные этносы, представлявшие различные языковые группы- славянскую, финскую, тюркскую, германскую; множество религий - православие, католицизм, все формы протестантизма, ислам, иудаизм.

Издавна Самарский край, формируясь в качестве органичной составной части многонационального Российского государства, стал местом взаимодействия культур Востока и Запада с характерными для них системами хозяйственно- бытового уклада, религиозных верований, общественных норм, менталитета. О многонациональном составе населения региона свидетельствуют данные переписи населения: из общей численности жителей Самарского региона - 83,2 % составляют русские; 3.6 % -мордва;; 3,6 %- татары; 3,7 %- чуваши; 2,5 %- украинцы; 1,2 %- немцы;2,2 % - казахи.

В степях самарского Заволжья с середины 17 века столкнулись два хозяйственных уклада- оседлый земледельческий и кочевой скотоводческий. Для царского правительства, крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель, кочевники представлялись населением, препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первые мероприятия правительства в 17 в. Были связаны с организацией на данной территории сторожевых разъездов и оборонительных линий.

Первой линией, обеспечившей продвижение земледельческого населения в северные районы Самарского Заволжья, стала Закамская, построенная в 1652-56 гг. в пределах будущей Самарской губернии. Массовое заселение края связано со строительством в 30-е гг. 18 века Ново - закамской и оренбургской оборонительных линий. В крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районов России, преимущественно верхневолжских и центральных. Изначально формировался многонациональный состав населения самарского края- наряду с русскими переселенцами на оборонительной линии селились мордва, татары, чуваши, здесь была поселена «шляхта»,-этническую принадлежность которой сложно определить- этим термином обозначилась социальная группа переселенцев.

В 1745 г. часть земель Самарского Заволжья была передана в ведомство Ставропольского калмыкского войска. Однако попытка российского правительства приобщить в поволжских степях калмыков к оседлому образу жизни путем строительства г.Ставрополя и соседних с ним селений, а также крещения калмыков- носителей буддийской (ламаистской) религии была обречена на провал. Уже в 70-е годы 18 века значительная калмыков отошла за пределы не только Самарского края, но и Заволжья в целом. В 1842 г. Калмыки получили право служить в оренбургском казачьем войске, с этим связан окончательный уход калмыков из ставропольских земель.

В 40-е гг. 18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы- изначально они распределялись в крепостях по рекам Яик (Урал) и Самара; так в 1744 г. На р.Кинель украинцами была основана Кинель - Черкасская слобода. В 1747 г., вслед за учреждением Саратовского соляного комиссариатства украинцы были привлечены к перевозке соли с озера Эльтон. Так в Саратовском Заволжье возник ряд украинских селений, в их числе Николаевская и Покровская слободы.

Территория Поволжья стала зоной многовекового соприкосновенья и взаимодействия оседло- земледельческого и кочевого скотоводческого хозяйственно- культурных типов. В хозяйственной деятельности и материальной культуре народов региона наиболее зримо проявились общие тенденции в образе жизни. Сельские поселения в прошлом были небольшими, за исключением татарских, более многодворных. Жилищем населению Самарского края в 20 веке служила рубленная изба из дерева, крыша которой крылась соломой, иногда обмазывалась глиной, как и вся постройка. Самым древним жилищем нерусских народов края являлась однокамерная постройка. Под влиянием русской культуры здесь появлялись двухкамерные постройки - изба-сени(к ним у татар пристраивалось укращенное резьбой крыльцо с навесом) и трехкамерные, включавшие в себя избу, сени, клеть. Интерьер жилища русских, мордва-эрзи и чуващей был в основных элементах одинаковым, он включал в себя русскую печь в углу справа или слева от входа, полати, неподвижные лавки и стол в переднем, «красном» углу. Татарское и мордовско-мокшанское жилище отличали нары.

Наиболее ярким показателем выработки общих черт в материальной культуре народов края явилась женская одежда, головные уборы и украшения. Общность в традиционном национальном костюмном комплексе населения Самарского края демонстрируется покроем одежды и материалом для ее изготовления. основу женского костюма славянских, финно - и тюркоязычных народов составляла туникообразная рубаха с входящими рукавами, круглым шейным вырезом и прямым грудным разрезом. Однако, если исконные земледельцы- славяне(русские. Украинцы, белорусы) и финноязычные (мари, мордва) использовали рубаху с прямым подолом, тюркские народы (башкиры, татары, чуваши), сохранявшие в быту некоторые элементы скотоводства, стремились подол рубахи от груди расширить- сборками, клиньями, складками. Своеобразным сочетанием земледельческих и скотоводческих традиций явилась женская одежда тюркоязычных башкир, татар и чувашей- анатри, наиболее присущим материалом служили пестрядь и крашенина.

Большое сходство в одежде народов Самарского края проявилось в украшениях- шейных, нагрудных, поясных, для изготовления которых разнокультурные народы региона использовали одинаковую технику и материал- металл, раковины, бисер, бусы. Модернизированный традиционный национальный костюм либо его отдельные элементы начали использоватсья только как обрядовые- свадебные, похоронные, в организации массовых общественных мероприятий для их участников. Наибольшей самобытностью отличается духовная культура народа. Однако и здесь прослеживаются аналогии в различных жанрах культуры, роднящие этнические группы Самарского края. Значительное место в духовной жизни населения занимали обряды и праздники, в которых тесно переплетались трудовые навыки народа, его мифологические представления и религиозные верования. Обрядами отмечались определенные этапы в развитии природы и хозяйственной деятельности людей. Каждый трудовой процесс (пахота, сев, сенокос, уборка урожая) начинался и заканчивался совершением определенных обрядов, в сюжетах которых прослеживаются языческие земледельческие традиции, обращенные к солнцу. Земле и растительности. Это сохранилось в обрядовом календаре у русского, мордовского и чувашского населения края. В отдельных моментах христианская календарно-обрядовая культура совпала и с мусульманской.

В 19 веке меняется характер расселения переселенцев в Самарском крае- не имея возможности по причине ограниченных земельных площадей основывать однородные в этническом отношении селения, выходцы из русских, мордвы, татар и чуващей селились дисперсно (чересполосно), создавая, таким образом, двух. Трех и более национальные селенья. Это явилось основой этнокультурного взаимодействия и ассимиляционных процессов среди народов региона, -они ярко демонстрировались в традицианной культуре населония. Традиционнная национальная культура, широко сохранившаяся и бытовавшая в крае вплоть до 30-х гг. 20 века- перода «сплошной» коллективизации, являясь ограниченной составной частью жизненного уклада народа, носила этнодифференцирующий характер. В культуре населения края еще на уровне 20-30-х гг. нашего столетия сохранились отличительные особенности этнографических групп в рамках этнических образований (мордва- эрзи и мокши, татар-казанских и мишарей, чувашей- анатри и вирьял).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья, дисперсное их проживание и наличие двух и многонациональных сел, неизбежно приводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов, традиций народных ремесел, к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма, к решению ассортимента блюд национальной кухни. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре народов Поволжья. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов. Интенсивное взаимопроникновение и обогащение материальной и духовной культур различных народов на сравнительно небольшой территории сделало Самарскую область уникальной и неповторимой в этнографическом отношении. Многие этнографические особенности народов Самарского края еще ждут своего изучения.

самара этнический народ город

Изучение географических названий, выявление характера их происхождения невозможно без знания истории народов, проживавших в данной местности. Общеизвестно, что определяющее влияние на возникновение того или иного топонима оказывает этническая принадлежность его создателей.

Население Самарского Поволжья в XVI - начале ХVIII вв.

Складывание современной топонимической карты Самарского края в первую очередь зависело от характера заселения региона, начального периода становления сети постоянных поселений, сохранившейся до настоящего времени, этнического состава переселенцев и особенностей миграционных потоков.

Как известно, истоки сегодняшнего постоянного населения края лежат сравнительно неглубоко. Только со второй половины XVI столетия, после присоединения Среднего и Нижнего Поволжья к России начинается сначала медленный, а затем все более ускоряющийся процесс земледельческого и промыслового освоения новых территорий. Если Самарское Правобережье, и прежде всего Самарская Лука, заселилось довольно рано, уже в ХVIIв., то степное Заволжье лежало пустынным до 30-х гг. ХVIIIв. Неравномерность и противоречивость колонизационных процессов вынуждают нас исследовать их, совмещая хронологический и территориальный подходы, выделять и рассматривать конкретно отдельные небольшие районы.

Перед "Казанским взятием"

Присоединение Среднего и Нижнего Поволжья к России на первых порах не оказало сколько-нибудь существенного влияния на характер размещения населения на территории Самарского края, его этнический состав.

Практически все Левобережье контролировалось кочевниками. На tore, примерно, до р.Самары находились кочевья Ногайской Орды (с середины ХVIв. Большой Ногайской Орды), объединившей около 2-х десятков тюркоязычных племен. В основном это были потомки древних половцев-кипчаков с небольшой примесью монгольских элементов. Основные зимние ногайские кочевья находились на юге в прикаспийских степях, сюда же ордынцы приходили на летние пастбища, перегоняя огромные стада скота.

К северу от р.Самары располагались охотничьи и промысловые угодья башкир. Для башкирского населения основной коренной территорией расселения являлись земли собственно Башкирии, а лесостепь Самарского Заволжья была для него периферией, окраиной.

До присоединения Башкирии к России её население находилось в вассальной зависимости от ногайских князей, поэтому можно говорить об определенном влиянии ногайцев на территорию Заволжья, находящуюся к северу от р.Самары.

Ни тот, ни другой народы сколько-нибудь постоянных поселений на территории нашего края не имели.

В начале ХVII в. ногайцев из Левобережья постепенно вытесняют, пришедшие сюда из Монголии, калмыки. Начиная с 1630-х гг. они становятся подлинными хозяевами степных районов Заволжья. Однако, как и у их предшественников, основные места кочевий калмыков находились южнее. В отличие от мусульман ногайцев, калмыки исповедовали разновидность буддизма - ламаизм.

На лесостепное Правобережье кочевники заходили гораздо реже, но все же до начала 1680-х гг. селиться здесь оседлому земледельческому населению было чрезвычайно опасно из-за постоянной угрозы нападений.

Территория большой Самарской Луки, довольно плотно заселенная до конца ХIVв., в более поздний период, по всей видимости, не имела постоянного населения. Об этом свидетельствует практически полное отсутствие археологических и документальных источников. Можно предположить, что междуусобные столкновения в разваливающейся Золотой Орде во второй половине ХIVв., а также походы в конце этого же века на Среднюю Волгу полчищ Тимура, вызвали массовый отток населения не только с территории Самарской Луки, но и из всего Симбирско-Сызранского Правобережья.

Вместе с тем мы располагаем данными о том, что во второй половине XVI - начале ХVПвв. коренные народы Среднего Поволжья, и прежде всего мордва, - "наездом", то есть время от времени, эксплуатировали природные богатства края. Наиболее массовую подборку сведений об этом явлении собрал саратовский ученый А.А.Гераклитов. По мнению исследователя сюда, на Луку, приезжала прежде всего мордва-эрзя из Казанского, Тетюшского и других уездов центральной части Казанского Поволжья. Возможно, благодаря такому способу хозяйственной деятельности сохранился до начала массовой колонизации Самарской Луки и её окрестностей пласт более древних названий, таких, как Шелехметские и Морквашские горы и т.д.

В XVIв., а возможно и ранее, на волжских островах, в укромных местах Самарской Луки устраивались временные ватаги русских рыболовов, приходивших сюда на сезонный промысел красной рыбы.

Казачья вольница

В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и Речи Посполитой начало складываться вольное казачество. Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских. К концу ХVIв. процесс деления казачества на донское, яицкое, терское, волжское был в самом начале. Ватаги вольницы находились в постоянном движении, перемещениях.

Волга с ее богатствами, купеческими и посольскими караванами более других мест привлекала вольных атаманов. Самарский край оказался в эпицентре действий казачества. Строить постоянные городки на Волге, зимовать здесь казаки боялись, но вот приходить с Яика или Дона для кратковременных набегов, засад, выполнять государеву службу на "перелазах" считалось у них одним из выгоднейших занятий. Обычный путь с Яика шел через систему волоков по рр. Иргизу и Самаре на Волгу.

Постоянными, упоминавшимися как во второй половине XVI, так и в первой половине XVIIвв., излюбленными местами казачьих стоянок на территории края были на Самарской Луке устье р.Усы и Переволока, овражная долина напротив старого, ныне сухого, устья р.Самары (Казачье зимовье, Казачий подьем),поляны меж гор на южном берегу Луки (Ермакова поляна); Казачья гора ниже современной Сызрани, переправа через Волгу у Соснового острова напротив современного Хвалынска, Самарское урочище и местность, ныне входящая в черту городской застройки (Барбашина поляна) и т.д.

"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение Самары. А почти через столетие, в 1680-х гг., после строительства Сызрани и окончательного освоения Правобережья, вольные казаки потеряли возможность хотя бы эпизодически появляться для своих грабительских предприятий на Волге.

Самарская область расположена на берегу великой русской реки Волги. На огромной территории проживает более трех миллионов человек. Народы, живущие в несмотря на различия в верованиях, образе жизни и традициях, живут очень дружно. Здесь насчитывается более ста различных национальностей.

Для того чтобы каждому человеку, несмотря на принадлежность к определенной народности, жилось хорошо, в области проводится ряд мероприятий. Они направлены на возрождение культурных традиций. С уважительного и бережного отношения к истории разных народов начинается уважение к истории и традициям своей страны. Какие народы населяют Самарскую область? Что мы знаем об их традициях? Какие проводятся мероприятия для того, чтобы народы Самарской области жили в дружбе и согласии? Какие костюмы они носят по праздникам и в будни?

Разнообразие национальностей и народностей Самарской области

На первом месте по числу проживающих здесь людей идут русские. Они переселялись в районы Поволжья из разных городов России: Москвы, Пензы, Тамбова. Основным занятием становилось земледелие, животноводство и огородничество. Религия - христианство. Жили русские в избах, которые строились из дерева или кирпича.

На втором - татары, первые из них появились здесь ещё в 16 веке. Большая часть из них исповедует исламскую религию. На территории Самарской области построены мечети. У татар принято ярко раскрашивать свои жилища, на внутренние стены вешать полотенца, разноцветные коврики. Какие еще народы населяют Самарскую область?

Чуваши. Они заселялись сюда с конца 17 века. Занимались разведением животных: овец, свиней, лошадей. Первые упоминания о мордве относятся к 14 веку. Цыгане появились в Самарской области намного позже. В середине 19 века вышел закон, который запрещал кочевать этому народу и призывал его жить там, где он находится. Среди народа, населяющего Самарскую область есть калмыки, казахи, евреи, немцы, поляки, марийцы, латыши, эстонцы и многие другие.

Возрождение культурных традиций

Для того чтобы все народы Самарской области находились в равных правах, руководство предпринимает следующие шаги:


Традиции народов Самарской области

Многие из них связаны с важными событиями в жизни каждого человека: свадьбой, рождением ребёнка, семейными обрядами. В этих традициях много общего. Свадьба делится на несколько этапов. Подготовка к ней, само торжество и последующий период. У всех народов свадьба начинается со сватовства. Жених с родителями идут в дом невесты и делают предложение. Обговариваются все важные моменты: приданое, количество гостей, затраты и т. д.

Невеста своими руками должна сделать подарки жениху и будущей родне. В день свадьбы родителям невесты и её подружкам дают выкуп жених и его родственники. Большое количество обрядовых песен сопровождает это значимое событие. Сама свадьба должна проходить в доме жениха. Молодоженов встречали родители и благословляли на хорошую семейную жизнь. На другой день после свадьбы молодая жена обычно показывает свои хозяйственные умения: метет мусор, варит уху. У чувашей топит печь и варит лапшу.

Рождение ребенка отмечают как один из самых радостных и торжественных праздников. Родственники и друзья поздравляют родителей и дарят малышу подарки.

Особое внимание также уделяется похоронам и поминовению усопших. В определенные дни приходят родственники и друзья на обед, говорят об умершем хорошие слова.

Костюмы народов Самарской области

Есть ряд признаков, по которым мы определяем национальную принадлежность. Одним из них является костюм. Конечно, в повседневной жизни нечасто встретишь на улицах людей, одетых в национальную одежду. Но когда проходят различные фольклорные фестивали и другие мероприятия, народы Самарской области показывают всю красоту своих костюмов. В них каждый элемент тщательно подобран и полон особого смысла. Какие они у разных народов?

Сарафаны и кокошники являются традиционной одеждой и штаны, бархатный камзол, тюбетейки входят в комплект одежды татар. Головной убор девушек - это небольшая шапочка, может быть разных цветов: это синий, зеленый, бордовый. Её обязательно украшают монетами, бусинами, бисером, различной вышивкой.

У чувашей женщины носили рубахи белого цвета, передник, украшения. Из обуви - лапти и сапоги из кожи. Мордовская одежда отличается большим разнообразием. Рубаха, халат, штаны, пояс - основа носят длинное платье, камзол, передник и много украшений. Кафтаны - верхнюю одежду - принято украшать монетами и вышивкой. Рубашки украинцев носят название "сорочки". Их можно носить навыпуск или заправлять в штаны или юбки.

Конечно, у всех народов костюмы разные, но есть одна деталь, которая их объединяет. Это украшения: платки, шарфы, пояса, вышивка, бусы, серьги.

Национальные праздники

В Самарской области почитают и чтят традиции разных народов. Проведение национальных праздников пользуется здесь большой популярностью. Тысячи людей посещают подобные мероприятия и принимают в них активное участие. Среди праздников, которые отмечают народы Самарской области, есть следующие:


Характерные черты, объединяющие разные народности


Вывод

Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием. Здесь созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии.

Каждый из нас уникален точно так же, как и любая нация. Названия народов Самарской области можно перечислять долго, главное, что как писал в одном из своих стихотворений татарский поэт Габдулла Тукай:

И разве конец этой дружбе придет?

Да, мы родились и растем в вышину,

Нанизаны словно на нитку одну.

Разнообразие культур и религий не мешает народам Самарской области жить и работать рядом, любить и растить детей.

Интегрируемые образовательные области: “Речевое развитие”, “Социально-коммуникативное развитие”, “Физическое развитие”, “Художественно-эстетическое развитие”

Задачи:

  • Сформировать у воспитанников представления о Самарской области – своей малой Родине. Продолжать знакомить детей с одеждой народов Поволжья. Развивать у детей познавательный интерес к родному краю.
  • Создавать условия для познавательного общения в процессе рассматривания слайдов, иллюстраций о народах, населяющих Самарскую губернию.
  • Расширять словарный запас детей словами: гимн, область, губерния, народ. Использовать в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
  • Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
  • Называть блюда народов Самарской области. Определять – к какой национальной кухне они относятся. Находить лишнее и обосновывать свой выбор.
  • Развивать патриотические чувства посредством художественного слова. Формировать нравственные основы личности в процессе формирования представлений о дружбе народов разной национальности. Пробудить в детях чувство любви к своему городу, краю, уважение к его традициям и обычаям.
  • Способствовать стабилизации психологического состояния детей посредством подбора индивидуального цветного фона, обогащать сенсорный и эмоциональный опыт детей.
  • Тренировать навык выкладывания силуэтов предметов из счетных палочек.
  • Знакомить детей с национальным мордовским блюдом и способом его приготовления.
  • Вовлекать детей в художественно-творческую деятельность, развивать детское творчество, видеть прекрасное и вносить его элементы в жизнь, побуждение детей подбирать народные костюмы по мотивам народного декоративного орнамента.
  • Упражнять детей в лепке способом “налепа” на картон.
  • Стимулировать двигательную активность детей посредством динамической паузы.

Методы и приемы:

  • Практические: работа с разноцветными лентами – дорожками, слушание музыки, электронная игра, работа с раздаточными картинками, подвижные народные игры, рисование пластилином;
  • Наглядные: демонстрация изображений костюмов народов, населяющих Самарскую губернию;
  • Словесные: беседа, чтение стихотворения, дидактические игры, ответы на вопросы; рассуждения; формулировка выводов, демонстрация гимна Самарской области

Материалы и оборудование:

Мультимедиа, слайды с изображением представителей разных национальностей, иллюстрации с изображением людей в национальных костюмах (русские, татарские, мордовские, чувашские); пуфики, силуэты домой из геометрических фигур, цветные поля, диск с гимном Самарской области, ингредиенты для приготовления “Кулаги” - ржаной солод, ржаная мука, ягоды, горшочек керамический, ложечки по количеству детей, листы цветного картона по количеству детей, пластилин, стеки, салфетки.

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность Формы и методы организации совместной деятельности
Двигательная Динамическая пауза “Ручеёк”. Подвижная игра “Бои петухов”
Игровая Игра “Разноцветные дорожки”. Игра (ИКТ) “Четвертый лишний”
Конструирование Выкладывание силуэтов домов из геометрических фигур, на цветном поле
Изобразительная Изготовление костюма налепом пластилина на картон, приготовление “Кулаги”
Познавательно-исследовательская Просмотр слайдов о народных костюмах, рассказ педагога о национальностях, населяющих нашу губернию, счет в пределах 10
Коммуникативная Чтение стихотворения о нашем крае, ответы на вопросы, рассуждения, подбор прилагательных к словам “дома”
Музыкальная Слушание гимна Самарской губернии

Логика образовательной деятельности

Деятельность педагога Деятельность воспитанников Ожидаемые результаты
1 Введение в игровую ситуацию.

Предлагает детям выбрать цветную дорожку, соответствующую настроению, и пройти по ней, объяснить свой выбор. Выслушивает ответы.

Сворачивают разноцветные дорожки. Объясняют свой выбор. Слушают гимн. Проявляют интерес к познавательной ситуации.
2 Предлагает послушать гимн Самарской области. Объясняет, что гимн слушают стоя: его исполняют в особо торжественных случаях, например, награждают спортсменов. Слушают гимн стоя. Испытывают чувство патриотизма и гордости за свою область
3 Объясняет детям: чтобы стать настоящими гражданами своей маленькой Родины (области), надо любить, гордиться ею и много знать о ней. Предлагает прослушать стихотворение:

Мой край родной
Здесь много наций.
Живем мы в дружбе и любви
Мордва, татары, и чуваши
Примером миру станем мы.

Отмечает, что в Самарской области живет очень много народов, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи, песни, пляски, свои игры, свои национальные блюда и костюмы. Предлагает прослушать отрывки из нескольких музыкальных произведений.

Слушают стихотворение. Прослушивают отрывки из народных произведений. Проявляют уважение к народам, проживающим в Самарской области. Выражают патриотические чувства. Слушают стихотворение.
4 Отмечает, что все народы Самарской губернии имеют свои – особенные дома. Предлагает пройти на пуфики рассмотреть дома на презентации, а затем выложить изображения (дом) по образцу из геометрических фигур на цветном поле. При этом помогает подбирать прилагательные к слову “дом” (деревянный, саманный – глиняный, высокий, низкий и т.д.) Просматривают слайды. Выкладывают силуэты различных по размеру дома и подбирают прилагательные Рассматривают слайды. Делятся впечатлениями. Подбирают прилагательные к существительным. Ориентируются на плоскости листа. Называют геометрические фигуры.
5 Предлагает посмотреть слайдовую презентацию о народах Самарской губернии, их традиционных жилищах, национальной кухне и костюмах. Составить предложения о наиболее понравившемся народном костюме (РУССКИЕ):

Рассматривают слайды, называют национальности (русские, татары, чуваши, мордва и пр.), отвечают на вопросы, составляют предложения о костюмах. Составляют связные высказывания. Объясняют значение патриотических чувств. Ориентируются в этносе родного края, национальности народов, населяющих родной край.
6 Проводит русскую народную игру “Ручеек”. Выполняют соответствующие слова движения. Знакомятся с русской народной игрой. Проявляют двигательную активность. Выполняют правила игры.
7 Проводит упражнение “Что где?”. Предлагает рассмотреть картину с изображением интерьера татарской избы и составить предложение по ней, ответив на вопрос “Что где находится?”

Рассматривают картину и составляют предложения по ней, находя местоположение предметов интерьера на листе бумаги Используют в речи предлоги “на”, “за”, “над”, “в”.
6 Проводит дидактическую игру “Посчитаем”. Показывает предмет и карточку с цифрой, дети считают. Считают предметы, изображенные в избе до 10 (самовар, стол, стул, половик и т.д.) Согласовывают числительные с существительными. Считают в пределах 10.
7 Проводит электронную игру “Четвертый лишний”. Предлагает из нескольких блюд выбрать одно и объяснить – почему оно лишнее.

Рассуждают. Отвечают на вопросы. Называют блюда. Определяют – к какой национальной кухне они относятся. Находят лишнее.
8 Педагог предлагает детям приготовить мордовское национальное блюдо “Кулага”. Дети участвуют в приготовлении блюда. Знакомятся с составом блюда. Изучают способ приготовления. Соблюдают рецептуру. Правильно надевают фартуки. Следят за техникой безопасности.
9 Предлагает поиграть в чувашскую народную игру “Бои петухов” Играют в игру. Развивают сюжет игры. Выполняют взятые на себя роли.
10 Обращает внимание на листы картона на столах и предлагает изготовить костюм методом налепа пластилина на картон. Называют костюм, который они хотят создать с помощью налепа пластилина на картон Ориентируются на листе картона. Изображают мебель.
11 Предлагает устроить выставку работ и посмотреть, какие работы получились. Выбрать самые интересные. Подписать все работы и пригласить вечером родителей посмотреть на искусство своих детей. Выбирают понравившиеся работы. Поясняют свой выбор. Оценивают свои работы и работы сверстников. Рассказывают о бережном отношении к национальным костюмам.



Top