Традиции народов южной америки. Население южной америки

Каждая страна имеет свои необычные традиции, которые нас могут даже шокировать. В данной статье мы рассмотрим, как общую информацию по традициям, так и новогодние. Некоторые моменты вас могут удивить, некоторые заставить улыбнуться, а некоторые даже вызвать смех.

Общие традиции


Необычные ритуалы народов мира

Дания

Так, например, в Дании принято вывешивать флаг в окне. Если вы видите флаг, значит, в этом доме празднуют день рождения.


Таиланд


Сонг Кран в Таиланде

В Таиланде проходит праздник под названием Сонг Кран. В этот праздник все обливают друг друга водой. Если вас облили в этот день водой, то значит вам желают удачи. Также в этой же стране бережно относятся к голове, т.к. принято считать, что это хранилище души человеческой.


Совет

Если к ней прикоснуться, то вы оскорбите человека, так что лучше этого не делать.

Эскимосское племя

У эскимосских племен принято становиться в ряд, чтобы поздороваться с незнакомым человеком. Далее, первый человек выходит немного вперед, шлепает незнакомого человека по головке, а также ждет ответ от незнакомого человека. Так, они продолжают шлепать друг друга, пока кто-нибудь из них не упадет на землю.

Южная Америка

Другой интересный приветственный обычай можно наблюдать в Южной Америке. Они плюются друг на друга. Некоторые народы Африки здороваются друг с другом, высунув язык.


Корея

В Корее, если вы хотите показать, что стол вкусный и вам очень понравился, рекомендуется очень громко чавкать. Именно так все и поступают, чтобы угодить хозяевам.


Северная Камчатка


Удивительные обычаи северного народа

На Северной Камчатке, у ряда народов, хозяину можно было оказать большую честь, выразить почтение, если гость вступит в половой контакт с его женой. Хозяин дома будет несказанно почтен таким поступком. А хозяйка дома старалась изо всех сил, чтобы гость захотел с ней иметь половую связь. А наибольшим счастьем считалось, если женщина беременела и рождала ребенка после такой связи. Когда рождался ребенок, праздновали это событие всем селом.


Филиппины

Нельзя обойти стороной и остров Лусон (Филиппины). Этот обычай существует с древних времен и действует по сей день. Усопшие еще до смерти своей вырубали в бревнах захоронения, в которые их и укладывали. После этого, усопших относили в пещеры далеко в горы. Так, некоторые пещеры насчитывают уже огромное количество таких необычных гробов. А некоторые из них раз в несколько лет вырывают своих предков и меняют им одежду.


Новогодние традиции


Необычные новогодние традиции

Какие же новогодние традиции можно наблюдать в Болгарии, да еще, чтобы они удивили нас своей необычностью?

Перед тем, как пробьет последний удар ночью перед полуночью, в домах гасят свет на несколько минут и целуются.

Шотландия

В Шотландии другая традиция, семейная. Тут принято перед наступлением полуночи разжечь камин, сесть всей семьей и смотреть на его огонь. Считается, что в этот момент уходят все горести и печали вместе с прошлым годом. Также все загадывают сокровенные желания. Когда часы начинают отбивать последние удары, двери дома открывают, чтобы старый год мог уйти и новый зайти. После этого ритуала все идут за праздничный стол и веселятся.


Есть в этой стране еще одна необычная и яркая традиция. В ночь нового года, у них принято брать бочки с дегтем, поджигать их и катать по улочкам. Таким образом они сжигают старый год, а новый год встречают.


Ирландия

А в Ирландии принято раскрывать двери во всех домах. Если вы захотите, можете зайти в любой дом, и вы будете самым ценным гостем. Вас посадят за стол, накормят праздничными яствами, и вы будете частью праздника этой семьи. На следующий день праздник продолжается в кругу семьи и друзей.


Франция

Если в южной части Франции хозяйка первой набирает воду из источника в Новом году, то она обязательно должна оставить булочку с праздничного стола. А затем, та женщина, которая придет за ней и берет пирожок, должна оставить пирожок со своего стола. Так и продолжаются угощения до вечера.


Германия

В Германии также есть необычная новогодняя традиция. В этой стране с наступлением полуночи, каждый человек (и старые, и молодые) становится на стул. Также это может быть кресло или стол.


Совет

Так, стоя на своеобразной возвышенности, все начинают громко и весело прыгать, приветствуя Новый год.

Италия

Итальянцы также имеют необычные традиции и обычаи. Так, у них принято выкидать из окон все ненужные вещи, старье. При этом, успех и удача в Новом году зависят от того количества вещей, которые будут выброшены. Чем больше – тем лучше. В Аргентине похожая традиция, но в упрощенной форме. Так, из офисов можно увидеть летающие документы и счета.


Вывод:

Как видно из этой статьи, необычные традиции бывают не только в общем плане – по типу приветствия, гостеприимства. Также необычные традиции затронули и Новый год – самый празднуемый праздник в мире. Все эти традиции очень необычные, смешные и интересные. А некоторых обычаях хочется даже поучаствовать самим.


Необычные традиции народов мира

Что детей всего мира связывает с индейцами? Шоколад, попкорн, жвачка и умение свободно бегать с боевыми кличами по любому пространству! Все перечисленные вкусности придумали индейцы: попкорн, обнаружив в зернах маиса способность «самовзрываться», жвачку из сока гевеи (каучук), слово «шоколад» впервые прозвучало из уст племени майя, а придумали ацтеки. Ацтеки обнаружили, что если раздробить какао бобы в пасту и добавить специи, получится напиток, который подавали лишь предводителю, ибо был на вес золота.

Несмотря на столь забавные изобретения, глаза индейца всегда печальны, это грустный народ, и даже при просмотре фотографий в поисковиках вы редко найдете улыбающегося представителя коренного населения Америки. А вот невероятная природная глубина и удивительное желание сохранить свою историю - это можно встретить в любом индейце.

Индейцы сегодня

Индейцы расселены по всей территории Южной и Северной Америки, от Аляски до Аргентины, кто-то из них живет в резервациях (пример: племя навахо), кто-то является полноценным гражданином страны (майя, 80 % населения Гватемалы), а другие до сих пор живут в джунглях Амазонки (гуарани) и не имеют никакой связи с цивилизацией. Поэтому уклад жизни у всех разный, но удивительным образом сохраняются традиции воспитания детей и отношения к взрослым.

Индейцы Северной Америки — в основном католики и протестанты, индейцы Латинской Америки — в основном католики. У большинства индейцев Южной и Центральной Америки доиспанские верования неразрывно слились с христианством. У многих индейцев сохраняются традиционные культы. Сейчас это, как правило, театрализованные представления, сопровождающиеся танцами в масках, в том числе и во время католических и протестантских праздников.

У каждого племени свои наречия, многие владеют двумя языками, своим и английским, но у некоторых племен не имеется даже собственной письменности, поэтому самыми уважаемыми взрослыми и любимыми детьми в племени являются старейшины. Они учат мудрости, сохраняют и рассказывают истории и легенды, знают тонкости любого мастерства - плетения ковров, изготовления посуды, рыбной ловли и охоты. Они следят за соблюдением всех обрядов, а в диких племенах даже за распорядком дня.

Традиции быта

У индейцев сохранилась традиция садиться, образуя круг, и делиться со всеми тем, что на сердце. Какие-то племена собираются в круг в определенные дни, а другие ежедневно делятся всем, что произошло за день, просят совета, рассказывают истории и поют.

Песня для индейца с детства как воздух, они могут разговаривать с природой через песни, выражать свои эмоции и передавать историю целого народа. Существуют ритуальные песни, праздничные, а у племени кофанов своя песня есть у каждого.

Тот самый «фигВам», который рисовал на печке Шарик из мультфильма «Простоквашино» и, какой мы строим, играя в индейцев, на самом деле не вигвам, и переносное жилище типи, используемое степными кочевниками.

А вигвам представляет собой шалаш на каркасе, покрытый соломой. Визуально это жилище похоже на большой стог сена и является традиционным для индейцев Северной Америки. Племена Амазонии живут в таких вигвамах или домах на сваях, покрытых соломой или листьями. Более близкие к цивилизации народы индейцев в резервациях США, например племена навахо, живут в домах, похожих на наши обычные русские срубы или мазанки.

Обращу внимание, что строят обычно вигвамы женщины и дети. В диких племенах женской считается почти вся работа в деревне - приготовление пищи, шитье, воспитание детей, все земледельческие работы, поиск дров. Мужская задача - охотиться, ежедневно обучаться воинскому делу, чтобы уверенно пользоваться копьем, луком и трубочкой с ядовитыми стрелами. Потому что ожерелье из ягуарьих клыков — это документ, единственный документ живущих в джунглях индейцев, удостоверяющий его бесстрашие. Шаманами становятся только мальчики, шаман учит многих в деревне и передает свои знания, но после его смерти шаманом становится один из его юных пациентов, а не ученик, потому что считается, что вместе с энергией лечения больному передаются все знания шамана.

Основной пищей является то, что добыли на охоте, а в семьях, которые занимаются земледелием, основные блюда - картошка, каши, рис, курица, индейка и, естественно, все виды бобовых, любимые блюда из тыквы и кукурузы. Особое место занимают в питании индейцев сладкие кленовые сиропы и сушёные лесные ягоды.

«Все дети — наши дети»

Отношение к чужакам в племенах разнится, только «белые» для всех индейцев однозначно нежелательные гости. А что касается межплеменных и клановых отношений, то, например, для кофанов вообще не существует понятия своих и чужих детей. Родители-кофаны берут себе имя своих первенцев и пользуются им вплоть до их свадьбы. Тогда они берут имя следующих детей, еще не состоящих в браке. Изучение родственных отношений в этом случае становится довольно сложным занятием.

Естественное индейское родительство

Даже те индианки, которые живут в крупных городах, придерживаются естественного течения родов. Чаще рожают дома, иногда в присутствии акушера или в больнице, соблюдая основные принципы естественных родов - без кесарева сечения, стимулирующих препаратов и анестезии. Племена, в которых уровень жизни не позволяет рожать с помощью акушера и тем более в больнице, роды проходят в песке или в воде, часто женщина рожает одна. Индейцы ощущают большую привязанность к детям и очень заботятся о них. Как утверждают люди, долгое время изучавшие индейские нравы и обычаи, «в отношении родителей к детям проявляются лучшие черты характера индейцев».

С самого рождения дети присутствуют при любой деятельности родителей, малыша носят в платке, манте (специальная перевязь для ношения не только детей, но и продуктов, любых вещей), или в переносной детской кроватке из дерева или тростника, сделанной отцом.

По словам исследователей, в некоторых племенах не разрешали детям пить молозиво и давали грудь только тогда, когда появится уверенная струя молока. Доступ к молоку у детей есть всегда, в любое время дня и ночи им не отказывают в кормлении и пьют молоко матери до того момента, пока молоко не закончится. Даже если за несколько лет индианка родила нескольких детей, то старших от груди не отлучают.

Индианки редко наказывают детей, но зато рано приобщают их к работе, полагая, что нет лучшего пути к познанию жизни. С раннего возраста детям внушают, что быть шумными и крикливыми очень плохо, что надо уважать старших. Поэтому дети индейцев некапризны, некрикливые и неплаксивы, очень самостоятельны и доброжелательны.

Детям ничего не запрещают, и взрослые так уверены в них, что с детьми ничего и не случается. Взаимоотношение родителей и детей настолько тесно, что они действительно как одно целое. Малыши сами знают, что им нужно, и родители-индейцы позволяют им это получать и пробовать жизнь на вкус, жить в единении с природой и её законами.

Сейчас индейское «естественное родительство» - это целая наука, которая приобрела в Америке и Европе популярность в 70-х годах. Жан Ледлофф, совершившая экспедицию в индейские племена, настолько поразилась увиденным, что всю свою жизнь посвятила изучению индейских «методов» воспитания детей, написала книгу «Как вырастить ребенка счастливым» и стала основоположницей так называемого «естественного родительства».

До Ледлофф в мире педагогики царил доктор Бенджамин Спок, все зачитывались его работами и «воспитывали детей по Споку» - кормили по часам, говорили об отсутствии связи между здоровьем ребёнка и типом его вскармливания, не баловали, соблюдали режим дня, многое запрещали и ограничивали ребенка, считая, что у ребенка должны быть авторитеты. Новая же теория Жан Ледлофф перевернула представления о том, что с ребенком нужно быть строгим и сдержанным, рано отлучать от груди, не потакать капризам и устанавливать свои, взрослые правила. Ледлофф же наблюдала за индейцами и видела, что у них все наоборот, и счастливее детей нет.

Индейские сторонники "естественного родительства" придерживаются основных правил:

Естественные роды;

Во время так называемого «ручного периода» пока ребенок не научился ползать, он может находиться на руках у матери сколько угодно. Для этого используются слинги или другие приспособления, облегчающие переноску;

Частое кормление грудью, по требованию ребенка, и не менее двух лет;

Присутствие ребенка во всех делах мамы, а позже и папы, важно, чтобы ребенок привыкал и наблюдал за деятельностью, быстрее социализировался;

Индейцы считают, что не нужно слишком сильно опекать малыша. Чересчур заботливые мамы учат относиться к миру со страхом, как будто в нем множество опасностей и только они;

В большинстве индейских языков нет слов обозначающих время. До самой старости индейцы знают только понятие «сейчас». Как, впрочем, и все дети мира. Поэтому нужно с пониманием относиться к их просьбам, не откладывая на завтра или на какое-то «потом»;

Не критикуйте, не сравнивайте детей. Тем более при всех, наедине ему потом можно рассказать, что какое-то действие неправильное и к чему оно может привести;

Важно всегда приходить к ребенку на помощь, находиться рядом, чтобы он чувствовал защиту и любовь. Это даст ему уверенность на всю жизнь;

Ко всем детским желаниям и действиям индейцы относятся с уважением, что и взято за основу метода «естественного родительства».

И мальчики и девочки до пяти лет участвуют в жизни семьи помогая мамам, после пяти лет, иногда чуть позже, мальчиков начинают обучать отцы. С этого момента начинается разделение воспитания мальчиков и девочек. Девочек учат уважать мужчин, заботиться о них и даже побаиваться. Во многих племенах совершаются обряды инициации (девочки в 13 лет, мальчики в 15), когда ребенок становится взрослым. Сейчас это обычные праздники с обрядовыми танцами и песнями.

Любимые игры индейцев

Игра в мяч - это и футбол, и игра, похожая на волейбол, где мяч отбивают ладонями, локтями, бедрами;

Запуск воздушных змеев - у индейцев есть даже праздник воздушных Змеев, он проходит одновременно с Днем всех святых (Хеллоуином), это Радостный праздник (!) памяти умерших детей. Индейцы очень позитивно относятся к смерти, дети в неё даже играют, разыгрывая сцены ухода из жизни. Воздушные змеи в этот праздник имеют свои особенности - они круглые, в диаметре достигают до 6,5 метра и парят в воздухе до двух часов.

Чанки - ранее игра с диском и копьем. В небо запускался каменный диск и игроки должны были попасть к него копьем. Теперь это игра колец и шеста: нужно поймать на шест как можно больше колец, брошенных вверх.

Пулук - настольная игра с фишками на очки.

Сегодня в Америке индейцем быть модно. Открываются индейские школы, множество сообществ по сохранению культуры и традиций этого «грустного народа», радио, газеты, телевидение на нескольких наречиях. Те, кто уезжает жить в большие города, имеют неразрывную связь с резервациями, возвращаются туда и пытаются изменить сложную ситуацию. Первая задача - это возможность дать образование индейским детям. Все «белые» учителя, работающие в индейских школах, отмечают их сообразительность и особое расположение к точным наукам.


Мудрость индейцев


Когда будет срублено последнее дерево, когда будет отравлена последняя река, когда будет поймана последняя птица, — только тогда вы поймете, что деньги нельзя есть.

В первый год женитьбы молодожены смотрели друг на друга и думали, могут ли они быть счастливы. Если нет — они прощались и искали себе новых супругов. Если бы они были вынуждены жить вместе в несогласии, мы были бы так же глупы, как белый человек.

Ты не можешь разбудить человека, который притворяется, что спит.

Великий Дух несовершенен. У него есть светлая сторона и темная. Иногда темная сторона дает нам больше знаний, чем светлая.

Посмотрите на меня. Я беден и гол. Но я вождь своего народа. Нам не нужны богатства. Мы всего лишь хотим научить наших детей быть правыми. Мы хотим мира и любви.

Даже твое молчание может быть частью молитвы.


Знание спрятано в каждой вещи. Когда-то мир был библиотекой.


Мы не хотим церквей, потому что они научат нас спорить о боге.


Почему вы берете силой то, что не можете взять любовью?


Что такое человек без зверей? Если все звери будут истреблены, человек умрет от великого одиночества духа. Все, что случается со зверьми, случается и с человеком.

Одно «возьми» лучше двух «я отдам».

Не иди позади меня — возможно, я не поведу тебя. Не иди впереди меня — возможно, я не последую за тобой. Иди рядом, и мы будем одним целым.

Правда — это то, во что люди верят.


Даже маленькая мышь имеет право на ярость.


Стремись к мудрости, а не к знаниям. Знания — это прошлое. Мудрость — это будущее.

Не нужно много слов, чтобы сказать правду.

Люби землю. Она не унаследована тобой у твоих родителей, она одолжена тобой у твоих детей.

У всего в Мире - своя песня


Размышления индейских старейшин


«Мир... приходит в души людей, когда они осознают свою взаимосвязь, свое единство со Вселенной и всеми ее силами, и когда они осознают, что в центре вселенной живет Вакан-Танка, и что этот центр в действительности находится везде, внутри каждого из нас».
(Черный Олень [Хехака Сапа], оглала сиу)

«Многие люди вряд ли когда чувствуют настоящую землю под своими ногами, видят растения растущими, кроме как в цветочных горшках, или оказываются достаточно далеко от уличных огней, чтобы поймать очарование ночного неба усыпанного звездами. Когда люди живут далко от мест созданных Великим Духом, им легко забыть Его законы».
(Татанга Мани (Идущий Бизон), стоуни)


«Учения существуют для всех, не только для индейцев... Белые люди никогда прежде не хотели учиться. Они считали нас дикарями. Теперь их понимание изменилось, и они хотят учиться. Все мы дети Бога. Традиция открыта для любого, кто хочет учиться».
(Дон Хосе Матусува, уичоль)

«Как старейшины, мы в свою очередь должны показать уважение к нашим молодым людям, чтобы получить от них уважение».
(Грейс Эзэк, нисга"а)


«Мы создаем зло среди нас. Мы создаем его; и потом пытаемся называть его дьявол, Сатана, зло. Но его создает человек. Дьявола нет. Человек создает дьявола».


«У нас есть биологические отец и мать, но наш настоящий Отец - Тункашила (Творец), а наша настоящая Мать - Земля».
(Уоллес Черный Олень, лакота)

«Та духовная сила, которой я служу, намного более прекрасна и намного более велика. Мы называем ее мудростью, знанием, силой и даром, или любовью. Это четыре части духовной силы. И я служу им. Когда ты служишь этой силе, она делает твой ум и дух прекрасными. Ты становишься прекрасен. Все, что создает Тункашила(Творец) - прекрасно».
(Уоллес Черный Олень, лакота)


«Безмолвие - это абсолютная устойчивость или равновесие тела, ума и духа».
(Чарльз Истмэн (Охайеса), санти сиу)

«Если ты веришь во что-то и веришь достаточно долго, это происходит».
(Катящийся Гром, чероки)


«Мы ответственны за состояние Земли. Мы те, кто отвечает за него и кто можем изменить его. Если мы проснемся, станет возможным изменить энергию. Возможно изменить все».
(Унбац Мен, майя)


«Люди должны быть отвественны за свои мысли, чтобы научиться конртролировать их. Возможно это не просто, но это возможно».
(Катящийся Гром, чероки)

«Раса и язык не имеют значения. Барьеры исчезают, когда люди объединяются на высшем духовном уровне».
(Катящийся Гром, чероки)

«В конце концов, природа будет учить».
(Том Портер, мохок)

Южная Америка представляет собой континент, который пересекается экватором, большая часть которого размещена в Южном полушарии. В Америку португальские завоеватели принесли свою религию, обычаи, архитектуру, язык.

Португальские культурные традиции повлияли на формирование бразильской музыки, литературы и т. д. Традиции южной Америки (Бразилии)— это, прежде всего сплав индейских, африканских и португальских элементов. В настоящее время в ее развитии наблюдаются 2-е тенденции. Первая из них — консервация местных традиции и обычаев южной Америки. Вторая тенденция строго направлена на замену их культурными общенациональными традициями.

Бразильцы переняли у индейцев традиции плетения домашней утвари— гамаков, ковриков и подстилок. Одноэтажные дома, чаще всего построены из глины, покрываются связанными особым способом лианами или пальмовыми листьями. Сельские жители над входом в дом иногда вешают скрещенные ножи, защищая тем самым дом от злых духов. Внутреннее убранство дома крайне несложно - деревянные или плетеные стулья, столы и нередко гамаки, заменяющие кровать. В обиходе применяется глиняная посуда. В технике лепки местные жители, используют многовековые традиции индейцев

Сейчас большая часть населения страны даже не догадываются, откуда у них сложились такие обычаи, которые стараются передавать из поколения в поколение.

К традициям народов южной Америки относят - ритуалы. К примеру, брак должен обязательно освящаться церковью, но на праздник приглашают и «колдуна», который бережет молодых от сглаза.

Широкое распространение получили легенды и знаменитый «цикл песен индейцев», в частности мифы, о царе змей, танцы.

Праздники, карнавалы являются любимым развлечением бразильцев.

В них учувствуют почти все население южной Америки и в них особо ощутимо влияние общих культурных традиций.

Довольно живучими стали многие заимствованные африканские обряды и верования. Среди них самый популярный и стойкий у негров Бразилии- кандомбле — культ фетишистский афро-бразильский.

Бразильцы довольно музыкальны. В стране открыто огромное количество кружков, которые изучают и рассказывают всем о народном музыкальном творчестве.

Важную роль в развитии местных жителей играют радио и телевидение, которые для них служат единственными источниками информации, потому как примерно 20% населения - неграмотно. К популярным видам спорта в Бразилии относят баскетбол и футбол. Бразилия является одной из крупнейших футбольных государств мира. Ведущие футбольные команды — «Крузейру», «Сантус» и др. Молодежь увлекается серфингом. Аргентина – еще одно, но более развитое государство Южной Америки, которое сформировало свою особую культуру. Здесь довольно много выходцев с Германии, Британских островов, а также славянских стран, но почти нет индейцев, лишь небольшие их группы проживают на крайнем юге и севере страны.

Несмотря на экономические катаклизмы в последнее время, которые сильно оказали влияние на уровень жизни жителей этой, когда-то процветающей страны Южной Америки, аргентинцы все равно остаются теми, кем они всегда были - независимым и гордым народом, хранящим свою историю и традиции.

Аргентинцы известны своим латинским темпераментом, свойственным как женщинам, так и мужчинам. При этом отношение к людям очень заботливое. Вежливость здесь – обычай. Причем это не просто показуха, а вполне природное поведение людей. А уж если повстречаются хорошо знакомые люди, то взаимным комплиментам и улыбкам несть числа.

При встрече аргентинцы целуют друг друга в щеку, а малознакомые люди - здороваются за руку. Все буквально помешаны на футболе и политике, а также на том, что подумают о них и какое впечатление они оставят у своего собеседника. Аргентинцы говорят только по-испански с различными жаргонами и сленгами, вроде "люнфардо" или буэнос-айресского.

В Венесуэле главными традициями являются фестивали с танцами и праздники, которыми насыщен весь календарь.

В государстве на северо-востоке Южной Америки, Гайане развиты такие виды спорта, как рафтинг и каякинг.

В целом все традиции населения южной Америки имеют сходство во всех странах. Всегда очень интересно познавать что-либо новенькое. Если вас затронула информация, отправляйтесь в Южную Америку, вас там с радостью встретят, и вы окунетесь в загадочную жизнь этого материка

Этнический состав Южной Америки , говоря об этой теме мы невольно подразумеваем испанцев с португальцами, которые начиная с XV в. начали ассимилироваться в южноамериканские субрасовые конгломераты. Однако не стоит забывать, что Южная Америка, как и Россия – это огромное географическое образование, которое населяют более 250 народов и народностей, находящихся друг с другом в тесном контакте, давая ростки все новым и новым этническим образованиям.

Современное население Южной Америки весьма и весьма разнообразно. В него входят представители трех различных рас:

  • американской (индейцы – коренное население);
  • европеоидной (потомки переселенцев из Европы);
  • негроидной (потомки привезенных рабов из Африки);

А если говорить проще, то это – индейцы, белые и негры. Также на континенте широко распространены многочисленные смешанные группы - метисы, самбо, мулаты.

Страна Площадь (км²) Население (2015 г) Плотность (чел/км²)
2 766 890 43 132 000 14,3
1 098 580 10 520 000 8,1
8 514 877 204 519 000 22,0
912 050 30 620 000 27,8
1 138 910 48 549 000 37,7
406 750 7 003 000 15,6
1 285 220 31 153 000 21,7
176 220 3 310 000 19,4
756 950 18 006 000 21,1
283 560 16 279 000 47,1
214 970 747 000 3,6
214 970 560 000 3,6
91 000 262 000 2,1
12 173 3 000 0,24

3 093 20 0
Всего 17 824 513 414 663 000 21,5

Немного истории

Расовое смешение в южноамериканских странах шло довольно быстрыми темпами, вдобавок складывались новые расовые типы. До прихода в конце XV в. Европейцев в Южную Америку, континент населяло множество различных индейских племен и народов, говоривших на языках , тупигуа-рани, и др. Однако появление европейских завоевателей (португальцев и испанцев) коренным образом произвело значительные изменения в этнической структуре Южной Америки.

Были ввезены десятки тысяч африканцев в качестве рабов для тяжелых работ на рудниках Перу и тростниковых плантациях Бразилии и Венесуэлы. Здесь образовались многочисленные населения смешанного негритянско-индейского и европейско-негритянского происхождения. Их вклад в местную культуру и участие в этнических процессах региона были довольно велики.

После того, как страны Южной Америки приобрели независимость, в Уругвае, Аргентине и Бразилии, произошли резкие этнические изменения. Это произошло за счет массового потока иммигрантов из Германии, Италии, Хорватии и других стран Западной и Восточной Европы. Также в Гайане и Суринаме, значительные изменения этнического состава произошли за счет потока иммигрантов из Азии, в основном из Индии и Китая.

Именно поэтому, большая часть современного населения южноамериканского континента имеет смешанное индейско-европейское происхождение, а на северо-востоке в большинстве своем – негритянско-европейское. В некоторых странах сохранились довольно крупные индейские народы: в Боливии, кечуа в Эквадоре, Боливии и Перу, арауканы в Чили.

Языковой состав

Языковой же состав среди населения Южной Америки значительно однородней. Со времен начала европейской экспансии сюда были привнесены португальский, испанский и прочие европейские языки. Сейчас испанский язык является официальным государственным языком в большинстве южноамериканских стран, на нем говорят порядка 240-250 млн. человек. Стоит отметить тот факт, что в испанском «латиноамериканском» языке под влиянием активной миграции появилось множество заимствований из французского, итальянского, английского и немецкого языков. Португальский язык — является государственным языком в Бразилии, французский во Французской Гвиане. К англоязычным странам относится Гайана. В Боливии, Парагвае и Перу наряду с испанским языком, официальными также считаются индейские языки

У целого ряда народов до сих существует довольно странный, на наш взгляд, обычай деформации головы. При помощи различных ухищрений, сводящихся к ограничению возможностей развития черепной коробки, представители этих народов добиваются неестественной формы головы. Поскольку рост черепной коробки происходит значительно медленнее, чем других костей скелета, и с возрастом кости черепа становятся менее податливы внешнему воздействию, для получения деформированной формы "скульпторам по живым головам" приходится "работать с материалом" достаточно длительное время и начинать с самого раннего детства "заготовки". Ниже представлены снимки такой деформации головы племенами Конго, Судана и островов Новые Гебриды (западная часть Тихого океана):


Как показывают археологические находки, данный обычай был распространен достаточно широко и уходит своими корнями в глубокую древность. Скажем, следы практики деформации прослеживаются на обоих американских континентах. В Северной Америке деформация черепов прослеживается у майя и других различных племен. Причем практиковалась она вплоть до совсем недавнего времени.




Характерно, что в некоторых местах практика деформации черепов носила весьма массовый характер. Например, на искусственном острове Хайна, отделенного ныне от полуострова Юкатан узкой полоской воды от 10 до 100 метров, в одном из могильников из 24 сохранившихся черепов взрослых 13 были мужскими, - в восьми случаях присутствует намеренная черепная деформация. 11 были женскими, из которых только в четырех случаях присутствует намеренная деформация черепа. В целом же соотношение деформированных и недеформированных черепов составляет 12:12. В большинстве случаев деформация носит традиционный для майя лобно-затылочный характер, но иногда заходит даже на область носа.
Такой же весьма распространенный характер носила практика деформации и в Южной Америке, которую можно встретить в целом ряде культур этого континента - Чавин, Лаурикоча, Паракас, Наска

Имеется версия, что даже широко известные моаи острова Пасхи изображают фигуры с удлиненной головой, а их странные красноватого цвета "головные уборы" - на самом деле лишь волосы, под которыми и скрывается эта удлиненная форма головы.



Таким образом, практика деформирования головы имеет (и имела в прошлом) весьма широкую географию. При этом прослеживается определенная закономерность: при всем разнообразии методов и форм воздействия на форму черепной коробки (от тугих повязок-шапочек до специальных конструкционных деревянных приспособлений) явно доминирует стремление добиться лишь одного результата деформации - вытянутой головы.


Возникает вполне закономерный вопрос: каковы истоки столь массового (и единообразного во всех регионах!) стремления к удлиненной форме головы?.. Вопрос - далеко не праздный, если учесть данные современной медицины о том, что подобное воздействие на голову помимо причиняемых неудобств и неприятных ощущений способствует возникновению регулярных головных болей и серьезно увеличивает риск негативных последствий для психического и физического здоровья в целом.

Официальная история не дает сколь-нибудь исчерпывающего ответа на этот вопрос, списывая все лишь на культовый обряд с непонятной мотивацией. Однако даже при всей реальной силе воздействия религии и культа на весь образ жизни людей, ее явно недостаточно. Для подобного "фанатического стремления к уродству" должен существовать весьма мощный стимул. И стимул достаточно устойчивый, если учитывать повсеместность и длительность этой "традиции".

В последнее время все больше исследователей склоняются к нейрофизиологической версии. Изменение формы черепа оказывает влияние и на различные области коры головного мозга, что способствует изменению определенных признаков и навыков человека. Серьезные исследования в этой области еще даже не начаты. Но и без них среди до сих пор практикующих деформацию черепа племен что-то не замечено каких-либо особых положительных сдвигов в психических способностях. Да и служители культов (шаманы и жрецы), для которых способности, например, впадать в транс или входить в медитацию весьма важны, к деформации черепа вовсе не стремятся.

Среди черепов удлиненной формы в Южной Америке найдены и такие.


Эти черепа были сфотографированы Робертом Конноли во время его поездок по всему миру, в течение которых он собирал различные материалы о древних цивилизациях. Открытие этих черепов стало неожиданностью для него самого. Роберт Конолли издал фотографии этих черепов, а также результаты своих исследований на отдельном CD-ROM, назвав его "Поиск древней мудрости" в 1995 году.

Первое, что бросается в глаза - это аномальная форма и размеры, не имеющие ничего общего с черепом современного человека кроме самых общих черт ("коробка" для мозга, челюсти, дырки для глаз и носа)...

Дело в том, что в ходе преднамеренной деформации человеческих черепов можно изменить форму черепной коробки, но не ее объем. На приведенных же выше фотографиях изображены черепа, превышающие по объему обычный человеческий череп почти в два раза (на прорисовках рядом с фото это видно)!

(Справедливости ради надо отметить, что и среди людей встречаются случаи увеличенных размеров черепной коробки при некоторых заболеваниях. Однако при подобной степени отклонения размеров головы от нормальных размеров люди близки к состоянию "овоща" и до взрослого состояния не доживают.)

К сожалению, хотя для тех, кто допускает возможность реального существования древних "богов" во плоти, версия, озвученная Дэникеном, прямо-таки напрашивается, она не так уж и далеко уходит от трактовки странной традиции в качестве культового обряда...

Конечно, подражание реальному прототипу гораздо лучше согласуется с фактом единообразия формы деформации на громадной территории, охватывающей почти все континенты, нежели стремление подражать выдуманному культовому образу, но можно ли все-таки продвинуться чуть дальше?..

Обратимся к еще одному феномену, также связанного с воздействием на черепную коробку, а именно: к трепанации черепа с древнейших времен.

Факт проведения успешных операций по трепанации в глубокой древности (недавно Daily Telegraph сообщила об обнаружении на берегах Темзы черепа со следами трепанации, датируемого 1750-1610 гг. до н.э.) считается уже достоверно установленным. Дело в том, что, во-первых, характер отверстий при трепанации резко отличается от ран, наносимых при ударе каким-либо оружием, - нет трещин в черепной коробке вокруг отверстия. И во-вторых, имеется возможность определенно устанавливать выживание пациента после такой операции. Хирурги и антропологи знают, что в случае удачной трепанации, то есть когда пациенту удается не умереть, отверстие в черепе постепенно закрывается восстанавливающейся костной тканью. Если же на черепе следов заживления нет, это значит, что пациент скончался во время операции или вскоре после нее. В этом случае возможны следы костного воспаления по краям отверстия.

В самой трепанации ничего особо удивительного нет. Некоторые черепные операции были широко распространены у различных древних народов во всем мире; прежде всего это серии небольших отверстий в задней части затылка - они сверлились для понижения внутричерепного давления. Кроме того, Как отмечают исследователи, в древности считалось, что трепанация помогает избавить от головных болей. Некоторые думали, что причиной эпилепсии и психических заболеваний являются злые духи и что, если сделать в черепе отверстие, они улетят.

Однако для американских континентов, как и в случае деформации черепов, характерна прямо-таки маниакальная устремленность к операции трепанации.

Иногда трепанации осуществлялись даже по несколько раз на одну голову. Судя по следам зарастания отверстий (регенерации кости), люди, перенесшие эту неординарную операцию, как правило, выживали.

"Известно несколько техник трепанации: постепенное соскабливание кости; выпиливание по кругу определенного участка черепа; высверливание по кругу дырочек и затем "вынимание крышечки". Как правило, диаметр отверстия составляет от 25 до 30 мм. Есть любопытные случаи, когда на черепе присутствуют следы нескольких последовательных трепанаций: рядом с первым, со следами заращивания, отверстием было сделано второе, которое также начало закрываться. Однако древний хирург не угомонился и впритык к этим двум выпилил третье отверстие. Эта попытка оказалась роковой - следов восстановления кости в этом случае не наблюдается. Операция проводилась на правой височной доле. Другой любопытный случай наблюдался на черепе с трепанацией прямо в центре темени. Нейрохирургам хорошо известно, что здесь расположен практически самый уязвимый участок мозга. Было ли это известно древнему сапотекскому врачу до начала операции, мы не знаем. Уверены лишь в одном: смерть пациента была мгновенной" (Г.Ершова, "Древняя Америка: полет во времени и пространстве").




В Мезоамерике при сходном образе жизни разных народов трепанациями увлекались прежде всего сапотеки в Оахаке, но и они не достигли такого размаха, как жители южноамериканского Паракаса, где широко использовались разные техники: выпиливались квадратные или прямоугольные пластинки, которые затем вынимались; высверливались дырочки по обрисованному кругу или же срезалась кость. Иногда отверстия закрывались тонкой золотой пластинкой.

Кстати, в одном из паракасских погребений был даже найден набор хирургических инструментов той далекой эпохи. Это были обсидиановые орудия различных размеров, на которых сохранились следы крови. Кроме того, там же оказалась ложка из зуба кашалота, обернутая хлопковыми нитями, кусок ткани, бинты и нитки.

В Паракасе поставлен и своеобразный "рекорд": трепанированные черепа встречаются почти в половине случаев - от 40% до 60%!!!
Очевидно, что такой процент превышает все разумные пределы. Во-первых, даже при современном уровне развития знаний о мозге и нейрохирургии вряд ли найдется такое количество людей (пусть даже 40%), перенесших операции, сопряженные со вскрытием черепа. И во-вторых, очевидно, что с продырявленной головой довольно проблематично заниматься активной деятельностью; т.е. в течение достаточно продолжительного времени из процесса обеспечения племени всем необходимым неизбежно выпадали как сами "продырявленные", так и ухаживающие за ними (это не имеет принципиального значения для одиночных случаев, но для массовой практики трепанации данный фактор тоже нельзя сбрасывать со счетов). Так чем же могли быть обусловлены подобные садо-мазохистские массовые помешательства?..

"Большинство же трепанаций делалось в районе левой височной доли. в мезоамериканском Монте-Альбане (центр цивилизации сапотеков) археологи обнаружили немало покойников, в черепах которых еще при жизни были проделаны высверленные или вырезанные отверстия. Захоронения с трепанированными черепами отличались от обычных: как правило, их находили под полами маленьких жилищ, а сами жертвы древних нейрохирургических экспериментов относились к представителям низкого социального статуса.

В Южной Америке нередко встречаются случаи захоронения трепанированных голов отдельно от тела, к которому взамен головы приставляли тыкву. Для народов, верящих в загробную жизнь, подобное означает лишь одно - лишение покойника возможности этой самой загробной жизни!.. Совместимо ли подобное "необратимое наказание" с высоким социальным статусом?.. Возможно, конечно. Но не в массовых масштабах!..

Кстати, если бы трепанация проводилась в лечебных целях, следовало бы ожидать отсутствия подобного социального неравенства, и уж, по крайней мере, отсутствия подобного социального перекоса именно в эту сторону - проведения сложных операций на представителях именно низших социальных слоев общества.

В то же самое время исследователи констатируют и другой социальный перекос: деформации черепа практиковались в основном у знатных (!) майя.

И, наконец, еще один факт: среди снимков деформированных черепов нет ни одного трепанированного!!!

То есть: для представителей народов, практиковавших и деформацию, и трепанацию, был небогатый выбор - либо отмучиться в детстве, подвергнувшись мучительной процедуре изменения формы головы, либо находиться все время под страхом риска подвергнуться гораздо более мучительной (и более рискованной) процедуре трепанации. Шансов сохранить свою голову в неприкосновенности, судя по масштабам проводившихся операций деформации и трепанации, было очень немного...




Top