Трагедия в рассказе Кавказ (Бунин И. А.)

Подготовка к итоговому сочинению по литературе 11 класс

по направлению «Честь и бесчестие»












Понятие чести должно прививаться ребёнку с самого его рождения, иначе во взрослом возрасте будет поздно и ребёнок может вырасти подлецом.

Толстой «Война и мир»

Пушкин «Капитанская дочка», «Дубровский»

русской литературы XIX века)

Настоящий человек не может жить без чести, поэтому он должен защищать и себя, и свою семью даже ценой собственной жизни (Пушкин погиб на дуэли, защищая собственную семью)

Пушкин «Дубровский»

Пушкин «Капитанская дочка»

Вывод:

И да, и нет. Всё зависит от того, ради чего состоялась дуэль.

Куприн «Поединок»

Тургенев «Отцы и дети»

Толстой «Война и мир»

Конечно, человек часто колеблется перед плохим поступком. Если же он совершён, то жизнь разделяется на «до» и «после». И изменить что-то крайне сложно, если вообще возможно.

Достоевский «Преступление и наказание»

Пушкин «Е.Онегин»

Вывод:

Иногда человек слишком дорожит мнением совершенно посторонний и мало уважаемых им людей. Из-за этого он может наделать глупостей и даже трагических ошибок. Иногда человек сам создаёт конфликтные ситуации, а потом под видом защиты своей чести убивает кого-нибудь на дуэли. Истинная честь в этой ситуации не убить того, кого ты сам обидел, а попросить прощения и признать свою вину.

Пушкин «Евгений Онегин»(Онегин убивает Ленского, т.к. боится пересудов)

Лермонтов «Герой нашего времени»(Печорин убивает Грушницкого, т.к. не хочет быть посмешищем. Но кто виноват в этом всём?)

честь (Виктор Гюго)

В прошлые века оскорблённые люди вызывали обидчика на дуэль или кончали жизнь самоубийством. Сейчас для защиты чести и достоинства цивилизованные люди подают в суд.

Бунин «Кавказ»

Пушкин «Евгений Онегин»(о Ленском)

Вывод:

7.

Говорят, что человек чести всегда готов умереть и не боится смерти. Всегда нужно руководствоваться главными нравственными принципами: не укради, не убей, не возжелай и т.д.

В.Быков «Сотников»

Толстой «Война и мир»

Вывод:
Б. Паскаль

8.

Истоки бесчестности лежат глубоко в детстве. Если родители не привили своему ребёнку нормы поведения, если сами они могли себе позволить поступать лживо, то и ребёнок, вырастая, не будет честным человеком.

Толстой «Война и мир

Н.В.Гоголь «Мёртвые души»

Вывод:

9. В чём смысл чести?

Бывает, что человек выглядит очень респектабельно: хорошая одежда, лицо, походка, стрижка. Но если познакомишься с ним поближе, поговоришь, посмотришь на его поступки, то окажется, что он совсем не тот, за кого себя выдаёт. А иногда бывает наоборот: сначала человек не понравится, а потом понимаешь, что он порядочный и честный.

Пушкин «Станционный смотритель»

Лесков «Старый гений»

Вывод:

Вся русская литература 19 века так или иначе затрагивает эту тему. Но больше всего мне запомнился роман Толстого «Война и мир»

Список литературы

1. Житие Александра Невского

2. «Шемякин суд»

3. Ф.И.Фонвизин «Недоросль»(г-да Простаковы, Митрофан, Софья, Милон, Стародум)

4. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Пётр Гринёв, Алексей Швабрин, Маша Миронова, Пугачёв), «Евгений Онегин»(Онегин, Владимир Ленский, Татьяна и Ольга Ларины), «Станционный смотритель»(Самсон Вырин, его дочь Дуня и корнет Минский)

5.Н.С.Лесков «Старый гений»(старушка, молодой дворянин, чиновник 14 разряда)

6.И.А.Бунин «Кавказ», «Господин из Сан-Франциско»

7. «Слово о полку Игореве»

8.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»(Печорин Григорий Александрович, Грушницкий, княжна Мери, Бэла, Максим Максимыч, Вера)

9.А.К.Толстой «Василий Шибанов» (князь Курбский и его стремянный Василий Шибанов, Иван Грозный, Малюта)

10.Л.Н.Толстой «Война и мир»

11.А.И.Куприн «Поединок»(Григорий Ромашов, Шурочка, её муж Николаев,), «Гранатовый браслет»(гнягиня Вера Шеина, её муж Василий, брат Николай Николаевич, бедный чиновник Желтков,друг отца генерал Аносов)

12.М.Горький «На дне»

13.Н.В.Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»

14.В.Быков «Сотников»(Сотников, Рыбак, староста, Демичиха)





Честь и бесчестие

О чести (для вступления)

Такие понятия, как «честь» и «совесть» как-то растеряли свою актуальность в современном мире равнодушия и циничного отношения к жизни.
Если раньше было стыдно слыть бессовестным человеком, то сегодня к такому «комплименту» относятся легко и, даже, с бравадой. Муки совести – сегодня это что-то из области мелодрам и воспринимается, как киношный сюжет, то есть зрители возмущаются, а в конце фильма идут и, например, воруют яблоки в чужом саду.
В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.
Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.
Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.
Честь и совесть – это важнейшие и ценнейшие качества человеческой души.
Человек бесчестный может пройти по жизни, не испытывая муки совести за свои деяния. Вокруг всегда будут суетиться подхалимы и лицемеры, превозносящие его мнимые заслуги. Но никто из них не протянет ему руку помощи в трудную минуту.
Человек бессовестный для достижения целей не пощадит никого на своем амбициозном пути. Ни преданная дружба, ни любовь к Родине, ни сострадание, ни милосердие, ни человеческая доброта не присущи такому человеку.
Каждому из нас хочется уважительного отношения и внимания со стороны окружающих. Но только тогда, когда мы сами станем толерантнее, сдержаннее, терпимее и добрее, мы будем иметь моральное право на ответное проявление перечисленных качеств.
Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.
Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.
Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

1. Верна ли русская пословица: «Береги честь смолоду»?

Вывод: Честного человека можно подвергнуть преследованию, но не обесчестить. (Ф.Вольтер)

2. Честь, порядочность, совесть – качества, которыми дорожить нужно (по произведениям

русской литературы XIX века)

Вывод: Я всякую беду согласен перенесть,

Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь. (Пьер Корнель)

Вывод: Честь похожа на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает её блеска и отнимает у неё

всю её цену. (Пьер Бошен, французский писатель)

4 Согласны ли Вы с утверждением Ф.М.Достоевского «Во всем есть черта, за которую перейти

опасно; ибо раз переступишь, воротиться назад невозможно»?

Вывод: «Противоположностью чести является бесчестье, или позор, который заключается в плохом мнении и презрении других» (Бернард Мандевиль)

5. Что есть истинная честь и что есть мнимая?

Когда виновный признает свою вину, он спасает единственное, что стоит спасать, - свою

честь (Виктор Гюго)

6. На что можно пойти ради защиты человеческой чести?

Вывод:

«Предпочитаю смерть бесчестью» (неизвестный автор)

7. Как выбрать в сложную минуту между честью и бесчестием?

Вывод: Кто не готов умереть ради собственной чести, тот обретет бесчестье.
Б. Паскаль

8. Откуда берутся бесчестные люди?

Вывод: «Отец учил меня, что в жизни превыше всего долг и честь. Человек, не умеющий держать слово, ничем не лучше дикого зверя...» (Центурион)

9. В чём смысл чести?

«Встречают по одёжке, а провожают по уму»

Вывод: «Не сильные лучшие, а честные. Честь и собственное достоинство - сильнее всего» (Федор Михайлович Достоевский)

10.Произведение о чести и бесчестии, которое вас взволновало...

Список литературы по направлению «Честь и бесчестие»

1. Житие Александра Невского

2. «Шемякин суд»

3. Ф.И.Фонвизин «Недоросль»(г-да Простаковы, Митрофан, Софья, Милон, Стародум)

4. А.С.Пушкин «Капитанская дочка»(Пётр Гринёв, Алексей Швабрин, Маша Миронова, Пугачёв), «Евгений Онегин»(Онегин, Владимир Ленский, Татьяна и Ольга Ларины), «Станционный смотритель»(Самсон Вырин, его дочь Дуня и корнет Минский)

5.Н.С.Лесков «Старый гений»(старушка, молодой дворянин, чиновник 14 разряда)

6.И.А.Бунин «Кавказ», «Господин из Сан-Франциско»

7. «Слово о полку Игореве»

8.М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»(Печорин Григорий Александрович, Грушницкий, княжна Мери, Бэла, Максим Максимыч, Вера)

9.А.К.Толстой «Василий Шибанов» (князь Курбский и его стремянный Василий Шибанов, Иван Грозный, Малюта)

10.Л.Н.Толстой «Война и мир»

11.А.И.Куприн «Поединок»(Григорий Ромашов, Шурочка, её муж Николаев,), «Гранатовый браслет»(гнягиня Вера Шеина, её муж Василий, брат Николай Николаевич, бедный чиновник Желтков,друг отца генерал Аносов)

12.М.Горький «На дне»

13.Н.В.Гоголь «Ревизор», «Мёртвые души»

14.В.Быков «Сотников»(Сотников, Рыбак, староста, Демичиха)

Сочинение на тему: Тема чести и бесчестия в творчестве Пушкина

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.
Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».
По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.
Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.
Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Любовные треугольники непременно приводят к душевным мукам. Хорошо, если концовка будет не так трагична, как в рассказе И.А.Бунина «Кавказ».

Автор ведет повествование от первого лица любовника замужней женщины, не указывая никаких имен. Он называет себя вором и затворником, понимая низость своего поступка. Он не борется за любовь в открытую, предпочитая тайну.

Женщину Бунин характеризует мнительной и растерянной. Она боится мужа, называя его жестоким и самолюбивым. Нет ни одного слова о бывшей к нему любви. Скорее всего, офицера она не любила никогда: «…лучше смерть, чем эти муки…». У нее не хватило смелости во всем признаться, поэтому утопала во лжи, сбежав с любовником. Сочувствие и жалость к героине проявляется в момент спокойствия, когда «она радостно плакала глядя на…» стаю орлят. Она не вспоминала офицера и была счастлива.

Третий герой, казалось бы, играет второстепенную роль, пока в финале не стало известно, что именно муж - заложник несчастной трагической любви. В начале рассказа автор описывает его бесчувственным человеком с сильным характером: «Я ни перед чем не остановлюсь, защищая свою честь, честь мужа и офицера!». В итоге он не может пережить предательство любимого человека.

Автор ни слова не говорит о чувствах офицера, но поступки явно указывают на преданность. Он везде искал любимую и, когда понял, что не найдет, «выстрелил себе в виски из двух револьверов». Почему Бунин подчеркивает, что именно из двух? Я думаю, что автор тем самым указывает на решительность офицера и боязнь промазать. Он решил прекратить свои душевные муки.

Этот герой противоречив. Его поступок можно рассматривать как действия не безумно влюбленного, а просто человека слова. Он пытался защитить свою честь мужа и не смог. Возможно, именно от безысходности он покончил с собой. Однако его прощание с супругой все-таки доказывает обратное: «целуясь с ней, крестя ее…». Он не хотел ее отпускать из-за сильной привязанности.

Особенность произведения в развязке. На фоне соединения влюбленной пары и мелких деталей описания их жизни, читатель забывает об офицере. Пока автор не сообщает, что педантичный, строгий мужчина, потеряв смысл жизни, прекращает свое существование.

Как расценивать его поступок? Слабость это или сила? Я симпатизирую мужу, и мне кажется, что он проявил силу характера. Он знал, что не сможет полюбить другую, и позволил любимой быть счастливой.
Отдельное место в произведении автор отдает описанию Кавказа: «место первобытное», «страшные тучи», «злобная буря», «чернота лесов», «быстро прыгала…прозрачная речка».

В рассказе И.А.Бунина «Кавказ» раскрывается проблема нравственного выбора людей и вопрос о цене счастья.

В наш жестокий век кажется, что понятия чести и бесчестия умерли. Нет никакой особой необходимости хранить честь девушкам – стриптиз и порочность дорого оплачиваются, а деньги гораздо привлекательней какой-то эфемерной чести. Вспоминается Кнуров из «Бесприданницы» А.Н.Островского:

Есть границы, за которые осуждение не переходит: я могу предложить вам такое громадное содержание, что самые злые критики чужой нравственности должны будут замолчать и разинуть рты от удивления.

Порой кажется, что мужчины давно не мечтают служить на благо Отечества, беречь свою честь и достоинство, защищать Родину. Наверное, литература остаётся единственным свидетельством существования этих понятий.

Самое заветное произведение А.С.Пушкина начинается с эпиграфа: «Береги честь смолоду», - который является частью русской пословицы. Весь роман «Капитанская дочка» даёт нам самое лучшее представление о чести и бесчестьи. Главный герой Петруша Гринёв – человек молодой, практически юноша (в момент отъезда его на службу ему исполнилось «осьмнадцать» лет по свидетельству его матушки), но он преисполнен такой решительности, что готов умереть на виселице, но не запятнать своей чести. И это не только потому, что отец завещал ему так служить. Жизнь без чести для дворянина всё равно, что смерть. Но совсем по-другому поступает его оппонент и завистник Швабрин. Его решение перейти на сторону Пугачёва определяется страхом за свою жизнь. Он, в отличие от Гринёва, умирать не хочет. Закономерен итог жизни каждого из героев. Гринёв проживает достойную, хотя и небогатую жизнь помещика и умирает в кругу своих детей и внуков. А судьба Алексея Швабрина понятна, хотя Пушкин ничего и не говорит об этом, но скорее всего смерть или каторга оборвут эту недостойную жизнь предателя, человека, не сохранившего свою честь.

Война является катализатором самых главных человеческих качеств, она проявляет либо отвагу и мужество, либо подлость и трусость. Доказательство этому мы можем найти в повести В.Быкова «Сотников». Два героя – нравственные полюса повествования. Рыбак – энергичный, сильный, физически крепкий, но вот мужественный ли? Попав в плен, он под страхом смерти предаёт свой партизанский отряд, выдаёт его дислокацию, вооружение, численный состав – словом всё, для того чтобы ликвидировать этот очаг сопротивления фашистам. А вот хилый, болезненный, тщедушный Сотников оказывается мужественным, терпит пытку, и решительно восходит на эшафот, ни секунды не сомневаясь в правильности своего поступка. Он знает, что смерть не так страшна, как угрызения совести от предательства. В конце повести спасшийся от смерти Рыбак пытается повеситься в сортире, но не может, так как не находит подходящего орудия (ремень у него забрали при аресте). Его смерть – вопрос времени, он не окончательно падший грешник, а жить с таким грузом невыносимо.

Годы проходят, в исторической памяти человечества ещё хранятся образцы поступков по чести и совести. Станут ли они примером для моих современников? Думаю, да. Герои, погибшие в Сирии, спасающие людей на пожарах, в катастрофах – доказывают, что есть честь, достоинство, есть и носители этих благородных качеств.

Всего: 441 слово

В понятиях чести и достоинства выражается духовная связь человека с обществом. «Честь — жизнь моя, — писал Шекспир, — они срослись в одно, и честь утратить — для меня равно утрате жизни».

Собственная позиция: Что на сегодняшний день означает понятие «честь»? Каждый это понятие будет трактовать по-своему. Для одних – это совокупность высших моральных принципов, уважение, почет, признание других побед. Для других – это «земля, скот, овцы, хлеб, коммерция, барыш – эта жизнь!» Для меня честь и достоинство не пустой звук. Еще рано говорить, что я живу по чести. Но надеюсь что эти понятия будут всегда служить жизненным ориентиром для меня.

В наше время кажется уже, что понятия "честь и достоинства" устарели, утратив свои первоначальные, истинные значения. А ведь раньше, во времена доблестных рыцарей и прекрасных дам, предпочитали расстаться с жизнью, нежели потерять честь. А своё достоинство, достоинство своих близких и просто дорогих сердцу людей принято было защищать на поединках. Вспомним хотя бы, как защищая честь своей семьи, погиб на дуэли А.С. Пушкин. " Мне нужно, чтобы моё имя и честь были неприкосновенны во всех уголках России", - говорил он. Любимые герои русской литературы были людьми чести. Вспомним, какое наставление получает от отца герой повести "Капитанская дочка": "Береги честь смолоду". Отец не хотел, чтобы его сын стал светским кутилой и поэтому отправил его служить в дальний гарнизон. Встреча с людьми, преданными долгу, Родине, любви, для которых честь мундира была превыше всего, сыграла в жизни Гринёва решающую положительную роль. Он с честью прошёл все испытания, выпавшие на его долю, и ни разу не уронил достоинства, не поступился своей совестью, хотя возможностей было предостаточно, в его душе мир.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает ее блеска и отнимает у нее всю ее цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придется решать, как жить – по чести или без нее.

Всего: 302 слова

Каждому новорождённому даётся имя. Вместе с именем человек получает историю своего рода, память поколений и представление о чести. Иногда имя обязывает быть достойным своего происхождения. Иногда своими поступками приходится смывать, исправлять негативную память рода. Как не потерять достоинство? Как защитить себя перед лицом возникшей опасности? Очень трудно быть готовым к такому испытанию. В русской литературе можно найти много подобных примеров.

В рассказе Виктора Петровича Астафьева «Людочка» идёт повествование о судьбе юной девушки, вчерашней школьницы, приехавшей в город на поиски лучшей жизни. Выросшая в семье потомственного алкоголика, как примороженная трава, она всю свою жизнь пытается хранить честь, какое-никакое женское достоинство, пытается честно работать, строить отношения с окружающими её людьми, никого не оскорбляя, всем угождая, но держа на расстоянии. И люди её уважают. Уважает за безотказность и трудолюбие её квартирная хозяйка Гавриловна, уважает за строгость и нравственность убогий Артёмка, уважает по-своему, но почему-то молчит об этом, отчим. Все видят в ней человека. Однако на её пути встречается омерзительный тип, уголовник и подонок – Стрекач. Ему не важен человек, его похоть превыше всего. Предательство «друга-ухажёра» Артёмки оборачивается для Людочки страшным финалом. И остаётся девушка со своим горем одна-одинёшенька. Для Гавриловны в этом особой проблемы нет:

Ну сорвали плонбу, подумашь, экая беда. Нонче это не изъян, нонче замуж какую попало берут, тьфу нонче на эти дела…

Мать вообще отстраняется и делает вид, что ничего не случилось: взрослая, мол, сама пусть выкручивается. Артёмка и «друзья» зовут провести время вместе. А Людочка не хочет жить так, с замаранной, растоптанной честью. Не видя выхода из такого положения, она решает не жить вообще. В своей последней записке она просит прощения:

Гавриловна! Мама! Отчим! Как тебя и зовут-то, не спросила. Люди добрые, простите!

В романе-эпопее «Тихий Дон» Шолохова каждая героиня имеет своё представление о чести. Дарья Мелехова живет только плотью, о её душе мало говорит автор, да и герои в романе вообще не воспринимают Дарью без этого низменного начала. Её похождения и при жизни мужа, и после его смерти показывают, что честь для неё вообще не существует, она готова совратить собственного свёкра, лишь бы удовлетворить желание. Её жалко, ведь человек так бездарно и пошло проживший свою жизнь, не оставивший о себе никакой доброй памяти – ничтожен. Дарья так и осталась воплощением низменного, похотливого, бесчестного женского нутра.

Честь важна для каждого человека в нашем мире. Но особенно честь женская, девичья остаётся визитной карточкой и всегда привлекает особое внимание. И пусть говорят, что в наше время нравственность – пустой звук, что «замуж какую попало возьмут» (по словам Гавриловны), важно – кто ты таков для себя, а не для окружающих. Поэтому мнения незрелых и недалёких людей в расчет не берутся. Для каждого честь была и будет на первом месте.

Всего: 463 слова

В своей статье Д. Гранин говорит о существовании в современном мире нескольких точек зрения о том, что такое честь, и устаревшее это понятие или нет. Но, несмотря на это, автор считает, что чувство чести устареть не может, так как дается человеку с рождения.

В подтверждение своей позиции Гранин приводит случай, связанный с Максимом Горьким. Когда царское правительство аннулировало избрание писателя в почетные академики, Чехов и Короленко отказались от званий академиков. Таким поступком литераторы высказали неприятие решения правительства. Чехов защищал честь Горького, в этот момент он не думал о себе. Именно звание «человека с большой буквы» позволило писателю защитить доброе имя товарища.

А значит, и не устареет понятие чести. Мы можем защищать нашу честь и, конечно, любимых и родных.

Так А.С. Пушкин шел на дуэль с Дантесом, чтобы защитить честь супруги Натальи.

В произведении Куприна «Поединок» главный герой так же, как и Пушкин, защищает честь возлюбленной в дуэли с ее мужем. Этого героя ожидала смерть, но она не бессмысленна.

Я считаю, тема данной статья весьма актуальна, так как в современном мире многие люди потеряли грань между честью и бесчестием.

Но, пока жив человек, жива и честь.

Всего: 206 слов

Что такое честь и почему она так ценилась во все времена? О ней говорит народная мудрость – «Береги честь смолоду», ее воспевают поэты и размышляют философы. За нее умирали на дуэлях, а, потеряв ее, считали жизнь конченой. В любом случае, в понятии честь заложено стремление к нравственному идеалу. Этот идеал может создать человек сам для себя, а может и принять от общества.

В первом случае, на мой взгляд, это некая внутренняя честь, куда входят такие индивидуальные качества человека как смелость, благородство, справедливость, честность. Это убеждения и принципы, которые составляют основу самоуважения человека. Это то, что он сам воспитывает и ценит в себе. Честь человека очерчивает рамки того, что человек может позволить самому себе, и какое отношение может допустить со стороны других. Человек становится судьей себе самому. Это то, что составляет человеческое достоинство, поэтому человеку самому важно не предать никакой из своих принципов.

Другое понимание чести я бы соотнес с более современным понятием репутации – это то, каким человек показывает себя другим людям в общении и делах. В данном случае важно «не уронить достоинства» именно в глазах других людей, ведь мало кто захочет общаться с грубияном, вести дела с ненадежным человеком или помочь в нужде бессердечному скряге. Однако человек может при этом обладать плохими чертами характера и просто пытаться скрывать их от других.

В любом случае, потеря чести ведет к негативным последствиям – либо человек разочаровывается сам в себе, либо становится изгоем в обществе. Честь, которую я определил как репутацию, всегда считалась визиткой человека – и мужчины, и женщины. И иногда это вредило людям. Например, когда их считали недостойными, хоть были виноваты не они, а сплетни и интриги. Или жесткие социальные рамки. Мне всегда было удивительно принятое в викторианскую эпоху осуждение молодой женщины, которая снимала траур по мужу и хотела начать новую жизнь.

Главное, что я понял, это что слово «честь» родственно слову «честность». Нужно быть честным с собой и людьми, быть, а не казаться достойным человеком, и тогда тебе не грозит ни осуждение, ни самоедство.

Честь, долг, совесть - эти понятия сейчас уже редко встретишь у людей.

Что это такое?

Честь - это ассоциация у меня с армией, с офицерами, которые защищают нашу Родину, а еще люди, которые с честью держат "удары судьбы".

Долг - это опять таки наши доблестные защитники отечества, у которых долг защищать нас и нашу Родину, а еще долг может быть у любого человека, например, помочь пожилым людям или более младшим, если те попали в беду.

Совесть - это то что живет внутри каждого человека.

Есть люди без совести, это когда можно пройти мимо горя, и не помочь, и внутри ничего не будет мучать, а можно и помочь, и потом спать спокойно.

Часто между собой эти понятия связаны. Как правило эти качества нам даются при воспитании.

Пример из литературы: Война и Мир, Л Толстого. К сожалению, сейчас эти понятия устарели, мир изменился. Редко встретишь такого человека, у которого все эти качества присутствуют.

470 слов

Прочитав повесть А.С. Пушкина «Капитанская дочка», понимаешь, что одной из тем этого произведения является тема чести и бесчестия. В повести противопоставлены два героя: Гринев и Швабрин – и их представления о чести. Эти герои молоды, оба они дворяне. ДА и попадают в это захолустье (Белогорская крепость) не по собственной воле. Гринев – по настоянию отца, который решил, что его сыну необходимо «потянуть лямку, да понюхать пороху…» А Швабрин попал в Белогорскую крепость, возможно, из-за громкой истории, связанной с дуэлью. Мы знаем, что для дворянина дуэль – это способ отстоять честь. И Швабрин, в начале повести, кажется, человеком чести. Хотя с точки зрения простого человека, Василисы Егоровны, дуэль – это «смертоубийство». Такая оценка позволяет читателю, который симпатизирует этой героине, усомнится в благородстве Швабрина.

Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стал захват Белогорской крепости Пугачевым. Швабрин спасает свою жизнь. Мы видим его «подстриженным в кружок, в казацком кафтане, среди мятежников». А во время казни он что-то шепчет Пугачеву на ухо. Гринев же готов разделить судьбу капитана Миронова. Он отказывается целовать руку самозванцу, потому что готов «предпочесть лютую казнь такому унижению…».

По-разному они относятся и к Маше. Гринев восхищается, уважает Машу, даже пишет стихи в ее честь. Швабрин, наоборот, смешивает имя любимой девушки с грязью, говоря «ежели хочешь, чтоб Маша Миронова ходила к тебе в сумерки, то вместо нежных стишков подари ей пару серег». Швабрин клевещет не только на эту девушку, но и на ее родных. Например, когда говорит «будто бы Иван Игнатьич был в непозволительной связи с Василисой Егоровной..» Становится понятным, что Швабрин, на самом деле не любит Машу. Когда Гринев примчался освободить Марью Ивановну, он увидел ее «бледную, худую, с растрепанными волосами, в крестьянском платье» Вид девушки красноречиво говорит о том, что ей пришлось пережить по вине Швабрина, который мучил ее, держал в заточении и все время угрожал выдать ее мятежникам.

Если сравнить главных героев, безусловно большее уважение вызовет Гринев, потому что несмотря на молодость он сумел вести себя достойно, остался верен себе, не опозорил честное имя отца, защитил любимую.

Наверное, все это и позволяет назвать его человеком чести. Чувство собственного достоинства помогает нашему герою на суде в конце повести спокойно глядеть в глаза Швабрину, который, потеряв все, продолжает суетится, пытается оклеветать своего врага. Давно, еще в крепости, он преступил границы, определенные честью, написал письмо – донос, отцу Гринева, пытаясь разрушить только зародившуюся любовь. Поступив бесчестно один раз, он не может остановится, становится предателем. И потому Пушкин прав, говоря «береги честь смолоду» и делая их эпиграфом ко всему произведении.

В наше время стало стыдно проявлять милосердие, сострадание, сочувствие. Сейчас «прикольно», под одобряющие улюлюканья толпы, ударить слабого, пнуть собаку, оскорбить пожилого человека, нахамить прохожему и так далее. Любая гадость, сотворенная одним подонком, воспринимается чуть ли не подвигом неокрепшими умами подростков.

Мы перестали чувствовать, отгородившись от реалий жизни собственным равнодушием. Делаем вид, что не видим и не слышим. Сегодня проходим мимо хулигана, глотаем оскорбления, а завтра сами незаметно превращаемся в бессовестных и бесчестных людей.

Давайте вспомним прошлые века. Дуэли на шпагах и пистолетах за оскорбление честного имени. Совесть и долг, руководившие помыслами защитников Отечества. Массовый героизм народа в Великой Отечественной Войне за попрание врагом чести любимой Родины. Никто не перекладывал непосильную ношу ответственности и долга на плечи другого, чтобы было комфортнее самому.

Если сегодня ты предал друга, изменил любимому человеку, «подсидел» сослуживца, оскорбил подчиненного или обманул чье-то доверие, то не удивляйся, если завтра то же самое произойдет с тобой. Оказавшись брошенным и никому не нужным, у тебя будет прекрасный шанс пересмотреть свое отношение к жизни, к людям, к своим поступкам.

Сделка с совестью, прикрывающая до определенного момента темные делишки, в дальнейшем может закончиться очень плачевно. Всегда найдется кто-то более хитрый, наглый, бесчестный и бессовестный, который под личиной ложной лести столкнет тебя в бездну краха, чтобы занять то место, которое ты так же отнял у другого.

Честный человек всегда чувствует себя свободным и уверенным в себе. Поступая по совести, он не отягощает свою душу пороками. Ему не присущи алчность, зависть и неуемные амбиции. Он просто живет и наслаждается каждым днем, подаренным ему свыше.

Одним из произведений, вошедших в цикл «Темные аллеи» И. Бунина, является «Кавказ». Этот рассказ - яркий пример необыкновенного художественного дара писателя. Удивительно, как в столь небольшом по объему произведении автор смог передать внутренний мир и душевное состояние совершенно разных людей. Познать настоящее мастерство русского художественного слова можно, совершив анализ рассказа Бунина «Кавказ» или любого другого творения из этого сборника.

Образ героя

Повествование ведется от первого лица, но имени главного героя читатель не знает. О нем, вообще говоря, почти ничего не известно. Кем является герой Бунина? Нет ни имени, ни других сведений. Понятно лишь, что он приезжает в Москву, где встречается с женщиной, с которой собирается отправиться на Кавказ.

Является обязательным на уроке литературы анализ рассказа Бунина «Кавказ». 8 класс - этап в школьной программе, когда ученик уже должен обладать определенными навыками и владеть основными понятиями, такими как композиция, сюжет, фабула. Однако стиль этого писателя и его манера изложения сложны для восприятия ученика. Анализ рассказа Бунина «Кавказ» в 8 классе включает характеристику персонажей, определение композиции и художественных средств. Но если в произведениях других представителей русского реализма сделать это относительно просто, то проза этого писателя создает в этом смысле определенные сложности.

На первом плане в рассказах Бунина - чувства, эмоции героев, страсти, которые движут их поступками. Эта темы была некогда заимствована русским писателем в творчестве немецкого автора Томаса Манна, но позже, проработанная в необыкновенном художественном стиле, приобрела неповторимые формы. Персонаж Бунина - человек, охваченный страстью. Пребывая в страхе быть обнаруженным, он останавливается в номерах незаметных гостиниц. Его действиями руководят чувства, но он не способен нести ответственность за свои поступки.

Героиня

Анализ рассказа Бунина «Кавказ» - это прежде всего характеристика всех его персонажей. О героине известно, что она бледна и взволнованна. Такой видит ее возлюбленный. Она посещает его тайно, и страх перед обманутым супругом отравляет ее счастье. Но, упоминая в разговоре мужа, она беспокоится лишь об одном - о возможной мести человека, который «ни перед чем не остановится, защищая свою честь». Только в последнем абзаце произведения становится ясен смысл этих слов, как и главная характерная черта героини, а именно эгоизм. Женщину не волнуют душевные переживания мужа, он для нее лишь препятствие ее любви и счастью.

Москва

Делая анализ рассказа Бунина «Кавказ», следует обратить внимание на пейзаж. Вначале это Москва. На столичных улицах льют холодные дожди; грязно, сумрачно и темно от черных раскрытых зонтов. Погода в Москве созвучна с внутренним состоянием героя. Он в предвкушении счастья, которое они вместе испытают вдалеке от мрачного на солнечном морском берегу. Но влюбленный опасается, что в последнюю минуту все планы расстроятся, обманутый муж узнает обо всем и не пустит ее. Рай на побережье пока слишком далек.

Сочи

Морской пейзаж описан автором более богатым в художественном смысле языком. Это следует учесть, делая анализ рассказа Бунина «Кавказ». Здесь и чинаровые деревья, и цветущие кустарники, и Писатель в ярких сочных тонах передает животный и растительный мир Сочи. Герои словно оказались в раю. Они проводят вместе время, наслаждаясь видом южного пейзажа. Они счастливы, что наконец вдвоем. Единственное, что может огорчить их, - это мысль о скором возвращении в Москву.

Антитеза

Эти два пейзажа создают четкое противопоставление. В Москве - холод и слякоть, в Сочи - солнце и тепло. Следует делать анализ рассказа Бунина «Кавказ» по плану:

  • характеристика героя;
  • образ героини;
  • Москва и Сочи;
  • гибель третьего персонажа.

Необходимо обратить внимание также на художественный язык. Москву автор изображает сухо, не прибегая к излишним описаниям. На сочинскую картину он не жалеет красок. И особенно яркая антитеза присутствует между рассказом главного героя и последним абзацем, в котором повествование ведется уже от третьего лица.

Он

Обманутый муж изображен сухо, вкратце: высокая фигура, офицерский картуз, узкая шинель. Таким видит его главный герой. Затем лишь местоимение «он». Ни слова о его душевных терзаниях и муках ревности. Только несколько строк о том, как он искал свою жену и, не найдя, купался в море, завтракал, пил шампанское, а потом... выстрелил себе в висок из двух револьверов. Сдержанный стиль, в котором Бунин изобразил последние минуты жизни этого человека, помогает в создании портрета. Обманутый муж - офицер. Все в жизни он совершает взвешенно и четко. И даже узнав об измене, он не предается безумию, не предпринимает попыток найти ее и расправиться. Он покончил с собой, но прежде побрился, надел чистое белье и белоснежный китель. Все это дает представление о человеке решительном и смелом, который является противоположностью главного героя.




Top